Рысь – тотем Руси. Историческое обоснование. Тотемизм в древней руси
Тотемизм на Руси | Русские мы
Тотеми́зм— некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемогототема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году[1], заимствован у североамериканского племени оджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс, обязательно класс, а не индивид. Объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род,фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы Австралия. А иногда и индивид (Сев. Америка)— оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.
Тотемизм в России зародился в период язычества и продолжает существовать в некоторых формах до сих пор. Восточные славяне – предки современных россиян – возводили в культ и одухотворяли леса, рощи, отдельные классы деревьев. Северные районы современной России кое-где все еще хранят свой архаичный культ березы. Как говорит предание, на месте, где когда-то давно славяне приносили жертвы своим тотемам-предкам березам, теперь построили город Белозерск. А местность в Приднепровье готова похвастать культом дуба, остатки которого были обнаружены повсеместно на пути «из варяг в греки».
Летописцы и иностранные заезжие отмечали, что многие представители древней Руси даже приносили дубам в жертву птиц, быков и продукты питания. Неудивительно, что культ дуба перерос в божественный, породив божество, воплощенное в дереве. Подобные священные дубы произрастали в рощах, однако наиболее священными считались такие дубы, которые стояли одиноко на горе или возвышенности. Благословенными предками-тотемами считались и те дубы, в которые попала молния. На стволах деревьях изображали лицо бога-предка, его характерные черты. Это говорит о том, что своих тотемных предков, кровных родственников славяне считали полулюдьми-полурастениями или полулюдьми-полуживотными.
Не следует забывать и о культе животных предков, который является особенной формой тотемизма восточных славян и предков россиян. Подобные звериные культы наблюдаются даже в ранних христианских учениях в период десятого-одиннадцатого века на Руси. Предки верили в то, что когда-то давным-давно их родители и деды получили на свой род определенный тотем – священное животное. Это животное являлось пращуром для всего рода, то есть, его физическим предком. Это не обожествляет тотемное животное, в отличие от подобных религиозных форм в иных частях мира. Русские считали тотемное животное исключительно своим предком в физическом смысле, а не предполагали возможности реинкарнации и существования души современного человека в теле животного. Тотемное животное считалось покровителем и защитником.
В роли тотемных животных у предков россиян выступали волки, псы, медведи, лоси и другие. Подобные животные, которые могли повстречаться на территории Руси, и становились тотемными. Культы тотемных животных на территории сибирской части России, а также на границе с Белоруссией сохранялись вплоть до двадцатого века, и даже на сегодняшний день в некоторых глухих деревушках можно найти подобные верования. Существовали племена и деревни, к примеру, которые считали своим предком волка. В их социальной группе существовало табу на произнесение имени тотемного животного, поэтому его называли «лютым», а также придумали самоназвание – лютичи. Культ и поклонение животному оказывали в день зимнего солнцестояния, когда мужчины деревни переодевались в волчьи шкуры, отождествляя себя, таким образом со своим предком. В таком виде онитанцевали вокруг костра и совершали любовные действия с женщинами. Подобным образом люди встречали весну, сродни этому и культы медведя, иных животных.
maxpark.com
Древние славяне и тотемизм — Славянская культура
ТОТЕМИЗМ – вера в единство социальной группы, обусловленное общностью предка, в качестве которого выступает определенное животное, растение или предмет неживой природы. Кланы и кровнородственные группы в составе племен обладали характерными комплексами верований, которые в рамках отдельного племени повторяли друг друга, различаясь лишь в деталях. Поскольку каждый человек принадлежал к тому или иному клану по рождению, он был естественным образом связан с этими верованиями и предписанными формами поведения. Тотемизм коренился в представлении о том, что существует мистическая связь между индивидом и некими природными силами и явлениями. В случае, если клан носил название животного или растения обычно верили, что между членами клана и данным природным объектом существует своеобразная мистическая связь. Но как относились к тотемизму древнейшие славяне?
Сначала попробуем уяснить истоки тотемизма и коротко расказать о нём. Его различные формы сохранились у древних народов Африки, Азии, Америки, Австрлалии, меньше Европы, и исходят от анимализма (боготворения сильного животного). Первые проявления тотемизма возникали в шаманских кругах, где из индивидуального тотема происходил анималистический бог-хранитель. Традиции индивидуального тотемизма склонялись к передаче по наследству подчинения тому или иному животному и наложению табу на весь его вид.
В клановых тотемах Австралии, Нового Южного Уэльса выделят две группы, в которых тотемическая линия наследуется по матери. В этих племенах существует особый запрет употреблять в пищу мясо священных животных. По верованиям тотемистов, «...есть свое «мясо» — то же самое, что есть собственное тело или тело собственного отца». Шаманы и знахари ассоциируют себя со своими тотемами. В случае оскорбления или физического увечья, нанесенных тотему, его хранитель сам страдает от различных душевных и телесных недугов.
В индивидуальном тотемизме тотему отводится важная роль помощника знахаря и шамана. Во время транса или сна дух животного отправляется на поиски необходимой информации. Шаманы Австралии до сих пор практикуют черную магию, в магических обрядах которой важная роль отводится тотему. Если шаман решил убить недруга, он при помощи ритуальных песнопений отправляет тотема на поиски жертвы. По верованиям аборигенов, когда дух тотема достигает своей цели, он внедряется в грудную клетку врага, где поедает все его внутренности.
Считается, что, когда потомок знахаря ложится на алтарь, тотем входит в него. При этом обряде отец или дед-знахарь кладет детеныша священного животного на грудь молодого шамана. По поверьям аборигенов, в этот момент тотем просачивается сквозь кожу в тело новоиспеченного знахаря. После этого обряда кандидата обучают правилам общения с тотемом, открывают ему тайны религиозных песнопений, позволяющих управлять силой могущественного бога-животного.
Традиции племен Северной Новой Гвинеи отличаются своеобразием и самобытностью тотемических ритуалов. Небольшие родовые образования, размеры которых, как правило, не превышают нескольких деревень, практикуют тотемистические связи с рыбами. В их верованиях царство рыб трактуется как царство предков. Детям этих племен предоставляется право выбирать, к какому — материнскому или отцовскому — тотему они будут принадлежать. У каждой родовой группы имеется особое место, откуда священный тотем берет души для новорожденных детей и куда приносит души умерших.
Из особенностей религиозных традиций племен охотников и собирателей Индии следует отметить, что среди членов племени принято считать себя похожими на своих тотемов. Запреты и табу в этих образованиях предельно строгие. Нарушившему порядки, установленные многими столетиями, грозит неминуемая смерть. Клановые тотемы этих племен приравниваются к живым людям.
Племена Западной Африки практикуют как индивидуальный, так и групповой тотемизм. Переводя названия их тотемов, можно догадаться об их роли хранителей человеческой души. Например, названия «то, что имею», «прирожденное», «то, что позади» символизируют прижизненных спутников человека, стоящих у него за спиной и передающихся от предков. Как и в тотемистических учениях предыдущих племенных групп, у африканцев в качестве священных выступают различные животные, растения и объекты окружающей природы. За несоблюдение табу неприкосновенности священных тотемов на племенных шаманских сборах совершается обряд отречения неверных.
До сих пор родовые общины африканских племен были построены по принципу преобладания материнского рода. Однако в настоящее время укрепляются права отцовских генеалогических линий. Групповым тотемам подчиняются целые кланы и даже роды. В знак почитания и благоговения перед священными духами вожди племени приносят жертвы. Преемственность индивидуальных тотемов допускается как по отцовской, так и по материнской линии. В отличие от других тотемических систем, в соответствии с африканскими религиозными обрядами можно менять своего покровителя. Для людей с одинаковыми тотемами характерно объединение в целые группы. Особую группу составляют тотемные верования Сибири, Алтая, Дальнего Востока, Чукотки и Камчатки.
Но вернёмся к славянскому взгляду на мир.
В отличие от тотемизма древнее мировоззрение славян (и соответственно их вера) базируется на законе Творца - Прави. Предками славяне считают не тотемных животных, а исключительно людей (Первопредков) души которых живут в Светлом Ирии.
Светлый Ирий и есть высшим пристанищем душ светлых предков самых высоких ирийных уровней, наполненных святостью и высокими знаниями. Об этом уже писалось в статьях "Правь – закон Творца и фундамент мировозрения наших предков" ( http://slavyanskaya-kultura.ru/arisk/prav-zakon-tvorca-i-fundament-mirovozrenija-nashih-predkov.html ) и "Семь правил Прави" ( http://slavyanskaya-kultura.ru/news/religija/sem-pravil-pravi.html ).
Вера в Первопредков важна тем, что душу, как высшую инстанцию тонкого тела имеет только человек. Животные, по способу строения своего тонкого тела, тем и отличается от человека, что не имеют души, хотя имеют развитое тонкое тело. Отсюда и вывод - славяне, понимая тонкополевую структуру тотемизма, понимая его механизм, не воспринимали уровень его духовности, считая его для человека заниженным.
Вера в светлых и высоко духовных предков, в их знания и помощь, контакт с ними, отличительная черта древнего славянского мировоззрения.
Древним славянам было известно, знания Первопредков были переданы человечеству около 80 тысяч лет назад и их распостранением и занимались славянские рахманы и волхвы! Многое из знаний Прави осталось в "Велесовой книге", но многое было утеряно в процессе просветления окружения. Об этом в статье "Славянообразование в Европе: история просветительства " ( http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/history/slavjanobrazovanie-v-evrope-istorija-prosvetitelstva.html ).
Древние славяне
На окраинах древнеславянского мира 1-8 в.н.э. рахманы и волхвы встретились с активными формами тотемизма и часть таких длительное время существовала рядом с верой в Правь. Но в центральнославянском регионе, в пространстве древней Росколани-Русколани (Погорыни), на Волыни, на землях между Вислой и Днепром, Припятью и Карпатами тотемизм в это время фактически отсутствовал.
Как отсутствует он в этих регионах и сегодня.
С разрушением единого славянского обьединения (союза) и государства Рось в 9 в.н.э. тотемизм вернул некоторые свои позиции на границах славянского мира и часто ошибочно воспринимается ныне как часть славянского мировоззрения.
Но это не так. Духовное мировозрение Прави смотрит на тотемизм как на первичную форму духовных знаний, не вполне достаточную, чтобы быть славянином.
Ибо славянин должен жить в Прави, ведать Правь, славить Правь.
Слава славянским предкам: Первоотцам, рахманам, волхвам!
Похожие статьи:
Непознанное → Прое Египет, про матрицу мироздания, про шаманов, про пареньковский нож и всякие всякости...
Славянские обряды → Железные шаманы
Боги, духи и существа → Традиционные монгольские верования
Непознанное → Не верьте экстрасенсам и гадалкам
Путешествия → Мансийские Болваны
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Рысь – тотем Руси. Историческое обоснование — Славянская культура
На фоне этих фактов могу предложить две версии происхождения термина “Русь”. Один вариант – термин “Русь” возник на основе названия острова Русен и от его населения, которое называло себя русинами. Эта версия, замечу, кажется все более слабой, если ее со всех сторон рассмотреть (учитывая феномен широкого распространения Руси), чем вторая.
А вторая версия заключается в том понимании, что в период Рима предки славян обязательно имели культ тотема какого-то зверя. Так полабцы лютичи (прародители Литвы – Лютва и литвинов) имели тотемный культ волка – ЛЮТА, носили лютые (волчьи) шкуры в бою. Лужицкие сербы имели культ медведя (бэра), и их столица и названа его именем – Берлин (с гербом бэра-медведя). В этом ряду тотемных отличий между древними праславянами Полабья и Поморья можно предполагать и тотемный культ рыси.
Возможно, именно тут и ответ на происхождение термина “Русь” как тотемный – ведь точно как тотемными являются Лютва и Берлин. Изображение рыси можно увидеть на гербах или флагах таких городов как Реж, Псков или Гомель. По некоторым версиям, именно рысь, а не лев, изображена на гербе Финляндии.
Гомель
Псков
Реж
“Рысь” – рыжее животное. Первоначальная форма этого слова – rydsъ, с тем же корнем, что и “руда” (Этимологический словарь русского языка./Сост. М.Э. Рут. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003). Показательно, что многие историки и термин “Русь” выводят от слов “рыжий” и “русый”, но это, очевидно, ошибочная связь, ибо ни один народ не имел самоназвания от каких-то расцветок волос и кожи. Иной вопрос в том, что древние авторы указывали: русы-руги Центральной Европы отличались красным цветом щитов и плащей. Но это как раз и может объясняться тем, что красный цвет – был тотемным цветом рыси.
Слово “рысь” существует только в славянских языках. Связано с чешским и словацким rysyi, rysavyi “рыжеватый”, польским rysawy, верхне-лужицким и нижне-лужицким rysy “рыжий”. В других европейских языках оно звучит с первой буквой не “р”, а “л” (в том числе древне-прусское luysis). Как сообщает словарь Фасмера, “контаминация с rysъ могла опираться на мотивы табу”. Но это (замена в рамках табу “л” на “р”) означает автоматически, что рысь была у славян тотемным зверем. И если, например, культ волка (люта) дал племя лютичей-литвинов и термин “Литва”, то знаем ли мы славянское племя с культом рыси ? Нет. Но зато есть русичи-русины и термин “Русь”. Поэтому есть весомые основания полагать, что русичи-русины – и являются тем самым племенем, поклонявшимся тотему рыси. При этом, надо заметить, что племена с тотемом рыси могли существовать независимо друг от друга на Карпатах и в Полабье (то есть, были не связанные друг с другом Руси). Сегодня крупнейшая в Европе популяция рыси обитает именно в Карпатах (2200 особей). Происхождение термина “Русь”, на мой взгляд, следует искать в наших дославянских языках, так как я показал выше, что Русь существовала еще до складывания славян как этнической группы.
Если мы сравним славянское слово “рысь” с названием рыси в других индоевропейских языках, то увидим, что там фигурирует не гласная “ы” или “и”, как в славянских языках, а гласная “у”, как в слове “Русь”. Например, латышское lusis, прусское luysis, древне-верхне-немецкое luhs, средне-ирландское lug. И здесь для нас самыми важными являются балтийские языки, так как славяне появились как отпочкование от именно от западных балтов (собственно говоря, западные балты и трансформировались постепенно в славян). У восточных балтов рысь называлась “лусис”, и примерно так у западных балтов (пруссов, мазуров, кривичей, литвинов, дайнова и ятвягов). Если отбросить архаичное балтийское окончание “-ис”, то получается “лусь”, а при указанной словарем Фасмера контаминации (замены при табуировании “л” на “р”) у нас и получается слово “русь”.
При такой трактовке происхождения термина “Русь” выходит, что это слово появилось еще до славян у их непосредственных предков – западных балтов, примерно за 2-3 века до того, как они стали превращаться в славян при смешении с готами (с которыми совместно отправились завоевывать Европу). Напомню, что славяне как этнос родились примерно в IV – VI веках в Полабье, где они (генетически западные балты) от влияния готов, возможно, фризов и других соседей и союзников утратили балтийскую грамматику языка (окончания на “-ис” и пр.) и создали самобытную культуру.
Это тотемное объяснение происхождения термина “Русь” дает ответ и на вопрос столь широкого распространения термина и его исторической устойчивости. На примере аналогичного тотема волка-люта лютичей-литвинов (в начале XIII века ушедших от немецкой экспансии из Полабья и Поморья в земли нынешней Беларуси, как гласит Великая Хроника Польская) мы видим силу значения тотема. Понятие “Литва” как тотемное быстро распространяется на коренные народы ятвягов и дайнова Западной и Центральной Беларуси, а затем и на Восточную Беларусь кривичей. Литва становится самым большим европейским государством.
Аналогично и с тотемом рыси у русинов: когда в VII – VIII веках англы и фризы воевали как союзники на стороне русов Полабской Руси, то уже только наличие у них красных щитов и плащей как “тотемных боевых цветов” давало основание летописцам причислять их в “Русь”. В итоге “Русь”, означая древний боевой тотем рыси, казалась уважаемой и престижной в военном отношении – и, собственно говоря, не имела никакой национальной (племенной – примечание от BelaRUS)сути, а была, как и Литва, интернациональным понятием (надплеменным понятием – примечание от BelaRUS, считаю, что автор ошибается), боевым единством.
Этот “тотемный” подход позволяет нам совсем иначе взглянуть на всю историю Центральной и Восточной Европы – так историю борьбы именно трех ТОТЕМОВ славян и западных балтов: медведя, волка и рыси. Тотем медведя был достаточно сильным полюсом (к его тотему относились лужицкие сербы, чехи, ляхи). Однако при принятии католичества чехи и ляхи забыли о тотеме, а лужичане были покорены немцами – и о тотеме сегодня напоминает только столица Германии Берлин (буквально: тотемный город медведя) с гербом бэра-медведя. В известном смысле, именно Германия унаследовала тотем медведя, имея своей столицей Берлин.
Тотем волка-люта создал вначале Литву лютичей в Поморье, которая была отмечена историками упоминаниями о лютичах как о крайне воинственном союзе племен с тотемом волка-люта, а затем невероятно окрепла с созданием ВКЛ, когда лютичи мигрировали в район Новогродека (Новогрудка). Литва стала в средние века мощнейшим европейским государством, а число живших в эпоху Иоанна Грозного литвинов рпевышало численность и всех московитов, и всех поляков, и всех русинов Украины.
И, наконец, тотем рыси создал множество Русей, существовавших в разное время в разных местах Европы. Вечную борьбу Литвы, Руси и Германии друг с другом – в таком ракурсе – мы видим как борьбу трех тотемов: волка, рыси и медведя. В этом, видимо, что-то есть большее, чем просто символ зверя, ведь у наших предков тотем означал некое глубоко сокрытое магическое значение, сущность души тотемного зверя.
Но при этом нужно заметить, что для Беларуси, России и Украины эти тотемные значения уже не играли своей сакральной роли. Например, когда Беларусь (называвшаяся до 1840 года Литвой) являлась изначально Ятвой ятвягов, Дайнова народа дайнова и Кривой кривичей – и Литвой стала с приходом сюда с Полабья и Поморья лютвинов. Но они в начале XIII века уже не носили шкуры волка как “одежду для боя”, а являлись закованными в железо европейскими рыцарями (само рыцарство возникло в Полабье). Так что тотемность сохранялась уже не в тотемных традициях, а только как тотемный дух (хотя иные белорусские историки находят тотем волка, например, в названии Волковыска и в других белорусских исторических реалиях).
У Киевской Руси (Украины) вообще не было никакой тотемности, ибо она термин переняла как уважаемый и славный у лежащей западнее ее Карпатской Рутении. Московия затем переняла термин “Русь” уже у Киева – то есть, через “вторые руки”, где исконное тотемное значение было совершенно утрачено. Какие-то тотемные следы можно теоретически найти в саамской Ладоге, куда переселились из Полабья колония Рюрика с его русинами Любека, Старогорода и острова Русин. Но никаких своих мемуаров Рюрик, сын датского князя и русской (ободритской) княжны из Любека, нам не оставил, а вот Нестор писал о Руси уже иное, сводя ее к варягам, за что и был сурово раскритикован Татищевым, мол, “Нестор о Руси несведущ был”.
Вадим РОСТОВ
Похожие статьи:
Ремесла → Щепная птица
История → Медведь с золотой секирой
Альтернативная история → Арийский гороскоп
Славянские символы → Тотем
Путешествия → Еловая губерния
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Языческие верования - тотемизм | history-thema.com История
Во все эпохи людей интересовали вопросы — откуда они появились, каким образом появился окружающий мир и как он управляется. До возникновения сложных религиозных систем почти каждый народ имел собственное представление о мироздании (очень интересны языческие верования славян, но об этом в свое время так же будет статья). В легендах народов сравнительно недавно еще живших в условиях первобытности или полупервобытности (например, манси), прослеживаются представления о сотворении мира и людей одним могущественным существом, что характерно для религий, исповедующих единобожие (иудейской, христианской, исламской, раннего зороастризма).
Но наиболее распространены были у первобытных народов, по крайней мере, в конце эпохи первобытнообщинного строя, верования в четырех формах. Кратко охарактеризуем их:
Анимизм – поклонение животным, которых наделяли разумными сверхъестественными чертами.
Фетишизм – поклонение предметам, якобы обладающим сверхъестественным могуществом.
Магия – вступление в контакт с высшими силами путем ритуальных действий для достижения определенных целей в повседневной жизни.
Тотемизм – почитание духа-предка (тотема), который якобы покровительствует своим потомкам.
О тотемизме здесь и будет сказано подробнее. Эта форма первобытной религии была распространена очень широко и сохранялась в обществе весьма долгое время, у некоторых народов – вплоть до Средневековья.
Искони человеку свойственно возвеличивать своих предков, что исходит психологически от родительского авторитета. С почтением относясь к собственным родителям, человек автоматически почитает и того, к кому трепетно относятся и они, то есть – их родителей, своих деда и бабушку. А последние, общаясь с внуками, с уважением отзываются уже о своих родителях. Так выстраивается линия родового почитания предков, которая у первобытных людей, где родовая община была единственной поддержкой и страховкой для индивидуума в суровых условиях дикой природы, превращается в культ. Не зная о происхождении окружающего мира, не ведая природы погодных явлений, болезней и прочего, от чего зависела жизнь, имевшие в племени беспрекословным авторитетом старших – более опытных, первобытные люди наделяли основателей своего рода сверхъестественными силами. Они верили, что предки следят за их жизнью и оберегают племя, как, например, старшие младших или родители детей.
Но на самом деле первобытные люди из-за отсутствия у них письменности, просто не могли с течением поколений точно запомнить, кто же являлся основателем рода. Легенды пересказывались устно, постепенно обрастая причудливыми дополнениями и чем дальше, тем больше искажались. А кого-то своим предком надо было считать, потому что нужен был тот, к кому можно было обратиться за помощью в трудной или даже безнадежной ситуации. К тому же кто-то должен посылать людям тепло, наполнять ручьи и реки водой, а леса – дичью. И люди предметом поклонения выбирали животное, растение или неодушевленный предмет, как-либо связанный с основателем их рода. Например, далекий пращур был искусным охотником на лисиц. И это потом оставалось единственным, что помнили последующие поколения его потомков. Они изображали его в виде лисицы, поклонялись его «лисьим» изображениям и просили у них помощи. Шло время, и уже более поздние поколения всерьез верили, что их предок был лисицей, и почитали этого рыжего хищника. Кстати, здесь тотемизм перекликается с анимизмом. Однако поклонение «предку – лисе» и ритуальное уважение к лисицам могло и не мешать людям охотиться на этого пушного зверя.
Так, у одного из современных племен Новой Гвинеи тотемом является крокодил. Во время инициации (обряда посвящения во взрослую жизнь) представители этого племени искалывают кожу на теле своих юношей смоченными в едкой жидкости шипами. Причем, делается это так, чтобы припухлости от уколов располагались в том же порядке, что и чешуйки на теле крокодила. И тогда, по мнению соплеменников, юноша, пока не пройдет воспаление, отдаленно напоминает внешне своего «давнего предка». Тем не менее, охотники племени регулярно убивают и употребляют в пищу крокодилов.
Как уже говорилось, тотемизм держался очень стойко в сознании людей древности. Религия и мифология Древней Греции и римлян некоторых своих богов и божеств представляла в полузверином облике (Пан, сатиры). А род, считавший своим предком легендарного царя Мидаса, изображал его с ослиными ушами. Это легло в основу сюжета мифа о том, как бог искусств Аполлон, рассерженный тем, что царь не оценил по достоинству его игру на кифаре, вытянул Мидасу уши.
На Кавказе некоторые племена адыгов и в XIX веке поклонялись «священным деревьям», а один из чеченских родов (тейпов), представители которого до сих пор осознают свою родственную близость, хотя исчисляются тысячами, называется «борзой» («волчьи»).
Орел, вероятно, был тотемом какого-то сильного древнегреческого племени, прежде чем стать спутником верховного бога Зевса (Юпитера), затем – символом Римской и Византийской империй, а уже оттуда – Германии и России.
2 037
history-thema.com
это древний символ веры. Особенности тотемизма :: SYL.ru
Тотемизм – первобытная система верований, возникшая на заре человеческой цивилизации. Сегодня тотем – это символ прошлого: свидетельство буйной фантазии необразованных людей, которые ничего не знали об окружающем мире. Но в былые времена подобные иллюзии не казались чем-то фантастическим и нереальным. Тогда тотем был прямым доказательством того, что древние духи и божества неустанно следят за своими двуногими сородичами.
Значение слова тотем
Впервые понятие «тотемизм» ввел английский ученый Джон Лонг в 1791 году. Будучи исследователем-натуралистом, он часто путешествовал по разным странам, собирая по крупицам старые истории и мифы. В конечном счете он пришел к выводу, что религия многих первобытных народов во многом схожа между собой.
Лонг решил систематизировать свои знания, соединив их в новой теории о древней религии тотемизме. Само слово «тотем» он позаимствовал у североамериканского индейского народа оджибва. Им они называли священный герб клана, который изображал духа-предка.
Для чего нужны тотемы?
Тотемизм – это религия, которая превозносит вместо богов некий предмет или существо. Чаще всего тотем – это зверь или дерево. Хотя известно много случаев, когда люди наделяли священными свойствами ветер, огонь, скалу, реку, цветок и так далее. При этом следует понимать, что в качестве тотема избирается не единичный предмет или животное, а весь их вид в целом. То бишь если племя чтит медведя, то его уважение распространяется на всех косолапых в округе.
Если же разбираться в сути тотемизма, то данная религия служит неким связующим звеном между природой и человеком. Так, большинство первобытных общин верило в то, что их род произошел от древнего предка: животного или растения. Следовательно, тотем – это символ их первородства, объясняющий их собственное происхождение.
Например, когда-то на Руси жило племя лютичей. Они верили в то, что их далекие предки – свирепые волки, однажды превратившиеся в людей. Вся их культура и обычаи были построены вокруг этого убеждения: в праздники они надевали волчьи шкуры и танцевали вокруг костра, как будто возвращаясь в то далекое прошлое, когда они еще сами были дикими зверями.
Главные особенности тотемизма
В качестве тотема племя может выбрать любое животное или растение. Главное, чтобы их решение было подкреплено некой историей – байкой, способной объяснить их родство. Чаще всего выбор падал на благородных зверей, чьи навыки или сила отличались на фоне остальных. Это примитивное желание показать себя в лучшем свете: другие с большим уважением будут относиться к потомкам медведя, нежели к детям дождевого червя.
К тому же часто на выбор духа-покровителя влияли географические и социальные факторы. Например, те племена, что выживали за счет охоты, с большей вероятностью причисляли себя к хищным зверям, в то время как собиратели, наоборот, искали защиты у мирных и трудолюбивых существ. Проще говоря, тотем – это некое отображение души народа, его суть и самоутверждение. Но бывали редкие исключения, когда племя выбирало в качестве идола слабого или уродливого покровителя.
Отношение к тотему
Тотем – это священный символ. Поэтому во многих культурах его обоготворяли, что привело к возникновению определенных обрядов и обычаев. Самым распространенным было убеждение, что тотемные животные или растения находятся под запретом: их нельзя убивать, калечить, а порой даже говорить о них в плохой манере.
По мере развития социальных отношений менялись и представления об идолах. Если вначале они служили лишь напоминанием о далеком прошлом, то в более поздние времена их наделили мистической силой. Теперь дух-покровитель мог защитить от болезней, засухи, врагов, пожаров и так далее. Временами это приводило к войне между племенами, так как одни считали, что все их беды оттого, что чужой тотем переманивает к себе всю небесную удачу.
Забытая вера в современном мире
Для многих подобное мировоззрение кажется детским и примитивным. Ведь как предком человека может быть волк или медведь? Или как простой зверь способен повлиять на погоду? Подобные вопросы вполне логичны для современных людей.
Однако даже в эпоху всемирного прогресса и технического бума есть те, кто по-прежнему остается верным древней системе ценностей. Например, тотемизм - вполне обычное явление для большинства южноафриканских племен и австралийских аборигенов. Даже обладая спутниковым телевиденьем и сотовой связью, они все еще верят в свое прошлое родство с дикими зверями и растениями. Поэтому еще рано говорить о тотемизме как о вере, канувшей в Лету.
www.syl.ru
У восточных славян, племен, населявших в то время большую часть Европы, единым верованием считалось язычество - это одна из древнейших религий, возраст которой уже больше тысячи лет! Оно делиться на много видов, древнейший из которых - это поклонение предметам и близлежащему окружению (вроде грома, молнии). Такие явления были очень тесно переплетены с жизнью человека тех времен. До наших дней дошли сведения о таких поклонениях. Ученые назвали это анимизмом или фетишизмом. Как пример можно привести поклонение камням, рекам, лесам, горам. Такой культ очень древний, имел очень много поклонников на Руси. Также широкое распространение имел и тотемизм. Что это? Это вера в то, что люди произошли от определенных животных. Поэтому древние славяне поклонялись также кабанам или вепрям - эти животные были для них священны, их убивать было запрещено. Над этим вопросом спорит много ученых, мы же склонны думать, что это своего рода виденье предков в образе животных, - одна из очередных вех в развитии общества и религии. Также было распространено оборотничество. Персонажи многих русских сказок довольно-таки испытывают всяческие метаморфозы. Такая вера в превращения и вышеописанный тотемизм порождали в славянах культ предков. Древние славянские племена верили в духов, которые якобы населяют наш с вами мир. Далее духи обособляются и появляются первые языческие боги - Перун, Велес, Дажбог, Хорс, Стрибог, Мокошь, Симаргл. Кто из них кто и кто какую роль исполнял в жизни каждого славянина? Дажбог и Хорс - боги солнца, Стрибог - бог ветра, Перун - громовержец. Симаргл - таинственный зверь, похожий на пса, охранявший поля и посевы. Позже взгляды славян изменились, да и сама религия не стояла на месте. На должность "главного бога" был выбран Перун, который из громовержца стал богом родючести. Скорее всего, того требовало общество, и религия вместе с ним тоже не стояла на месте. Киев был настоящей религиозной столицей во времена Руси вплоть до 988 года, когда Владимир Святославич не крестил Русь. |
www.krupenichka.ru
Тотемизм в России — Язычество
Тотемизм в России зародился в период язычества и продолжает существовать в некоторых формах до сих пор. Восточные славяне – предки современных россиян – возводили в культ и одухотворяли леса, рощи, отдельные классы деревьев. Северные районы современной России кое-где все еще хранят свой архаичный культ березы. Как говорит предание, на месте, где когда-то давно славяне приносили жертвы своим тотемам-предкам березам, теперь построили город Белозерск. А местность в Приднепровье готова похвастать культом дуба, остатки которого были обнаружены повсеместно на пути «из варяг в греки».
Летописцы и иностранные заезжие отмечали, что многие представители древней Руси даже приносили дубам в жертву птиц, быков и продукты питания. Неудивительно, что культ дуба перерос в божественный, породив божество, воплощенное в дереве. Подобные священные дубы произрастали в рощах, однако наиболее священными считались такие дубы, которые стояли одиноко на горе или возвышенности. Благословенными предками-тотемами считались и те дубы, в которые попала молния. На стволах деревьях изображали лицо бога-предка, его характерные черты. Это говорит о том, что своих тотемных предков, кровных родственников славяне считали полулюдьми-полурастениями или полулюдьми-полуживотными.
Не следует забывать и о культе животных предков, который является особенной формой тотемизма восточных славян и предков россиян. Подобные звериные культы наблюдаются даже в ранних христианских учениях в период десятого-одиннадцатого века на Руси. Предки верили в то, что когда-то давным-давно их родители и деды получили на свой род определенный тотем – священное животное. Это животное являлось пращуром для всего рода, то есть, его физическим предком. Это не обожествляет тотемное животное, в отличие от подобных религиозных форм в иных частях мира. Русские считали тотемное животное исключительно своим предком в физическом смысле, а не предполагали возможности реинкарнации и существования души современного человека в теле животного. Тотемное животное считалось покровителем и защитником.
В роли тотемных животных у предков россиян выступали волки, псы, медведи, лоси и другие. Подобные животные, которые могли повстречаться на территории Руси, и становились тотемными. Культы тотемных животных на территории сибирской части России, а также на границе с Белоруссией сохранялись вплоть до двадцатого века, и даже на сегодняшний день в некоторых глухих деревушках можно найти подобные верования. Существовали племена и деревни, к примеру, которые считали своим предком волка. В их социальной группе существовало табу на произнесение имени тотемного животного, поэтому его называли «лютым», а также придумали самоназвание – лютичи. Культ и поклонение животному оказывали в день зимнего солнцестояния, когда мужчины деревни переодевались в волчьи шкуры, отождествляя себя таким образом со своим предком. В таком виде они танцевали вокруг костра и совершали любовные действия с женщинами. Подобным образом люди встречали весну, сродни этому и культы медведя, иных животных.
pagandom.ru