Итиль — исчезнувшая столица Хазарского каганата в середине VIII–X вв. Итиль на карте древней руси
Итиль — исчезнувшая столица Хазарского каганата в середине VIII–X вв.
развалины, руины, археологический памятник/раскопки, городище
Итиль (Атиль) - возник на месте зимовника как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги. После поражения, понесённого хазарами от арабов в 737, резиденция хазарского кагана была перенесена из Семендера в прикаспийском Дагестане в более удалённую от военных действий дельту Волги. Это место оказалось очень удобным в торговом отношении: оно позволяло контролировать выход в Каспийское море. С середины VIII века начался подъём международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок.Население города было чрезвычайно пёстрым в этническом отношении. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствующая в хазарской столице. Мусульманская колония насчитывала св. 10 тыс. чел. и состояла как из купцов, так и ремесленников. Иудейская община состояла из купцов, прибывавших по торговым делам, и жителей, переселившихся в Хазарию, спасаясь от религиозных преследований в Византии. Из язычников особо отмечаются русы, которые составляли отдельную торговую колонию, и славяне. Этническая принадлежность других язычников и христиан не конкретизируется, но их общины тоже были значительными. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы: церкви, мечети и синагоги. В городе насчитывалось около 30 квартальных мечетей со школами и одна соборная мечеть с минаретом. Для решения споров существовало семеро судей: по двое для иудеев, мусульман и христиан и один для всех язычников. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём.Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. В поздних описаниях указывается, что город окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.В 968/969 Итиль был взят и разрушен русами и гузами. Уцелевшее население укрылось на островах в дельте Волги. Некоторое время город находился в оккупации, а хазарский правитель жил в изгнании на побережье во владениях Хорезма. После ухода русов царский двор смог вернуться. О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XI — начале XIII в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно.
Советские археологи еще в первой половине XX века изучали прикаспийский и донские города хазар - предполагаемые Семендер и Саркел (Белая Вежа). Последним занимался Михаил Артамонов в 1930-х, он ассоциировал с Саркелом левобережное Цимлянское городище, ныне недоступное для исследований: оно затоплено при строительстве Цимлянского водохранилища в первой половине 1950-х. На роль Семендера претендует городище Тарки недалеко от Махачкалы, но, возможно, этот город находился в другом месте, причем существует и небезосновательное предположение, что в разное время Семендер был и там, и там. Еще один прикаспийский город хазар, Беленджер, возможно, стоял на месте, известном как Верхнечирюртовское городище. Его затопили при строительстве Сулакской ГЭС.
Версия о идентификации с Итилем развалин на Самосдельском городище, расположенное возле села Самосделка Камызякского района Астраханской области была высказана в 2008 году. Астраханские археологи на основании находок на городище предположили, что они нашли исчезнувший Саксин, неоднократно упоминавшийся в старых источниках как важный торговый узел низовья Волги. Абсолютной уверенности в идентификации Саксина у исследователей, конечно, нет, но у них есть интересный косвенный аргумент. Арабский путешественник ал-Гарнати упоминал, что этот город стоял на развалинах хазарского Атиля (Итиля), а под предполагаемым Саксином действительно найдены следы хазарского поселения.
Самым сильным аргументом археологов Самосдельской экспедиции является крепость: ее остатки найдены и идентифицированы. Она была сложена из кирпича, что было царской привилегией, и единственная известная археологами хазарская кирпичная крепость была в Саркеле. Радиоуглеродный анализ предполагаемых хазарских слоев на городище указывает на VIII и IX века, что соответствует времени расцвета каганата. Наконец, обнаруженные следы пожара тоже могут косвенно подтвердить исторические сведения о походе киевской дружины князя Святослава во второй половине 960-х годов против хазар.lenta.ru/articles/2008/09/02/khazars/www.astrakhan.ru/history/read/13/www.kulichki.com/~gumilev/articles/Article40.htm
wikimapia.org
Столица хазар, построенная в устье Волги
Хазары были известны еще с 6 века, особенно своими нападениями на Грузию и Армению. Расселились они от Волги до Кавказа, на территории современной России и Украины.
Из учебников по истории известно, что столица хазар, построенная в устье Волги – Итиль, которая существовала в 8-10 веке. О ней сохранились письменные источники, например, в арабо-персидской литературе, посвященной географическим исследованиям.
Историки до сих пор не знают, к какой группе отнести эти племена. По основной версии их считают тюрками, хотя существуют предположения, что они были булгарами или европеоидами с Северного Кавказа. Хазарский каганат достоин внимания, поскольку к 10 веку он смог подчинить себе Северное Причерноморье и значительную территорию Крыма. С существованием хазар тесно связана история Киевской Руси.
Важным местом для каганата была столица хазар, построенная в устье Волги - Итиль. Именно этому городу посвящена статья.
Местоположение
Город располагался в устье реки Волги. Он стоял на берегу Каспийского моря, что являлось очень выгодным географическим расположением. Это позволило городу стать торговым центром эпохи Средневековья.
Точное местоположение историками и археологами так и не было определено. Это связано с тем, что сам город был полностью заброшен. Одни ученые считают, что столица хазар, построенная в устье Волги – Итиль - располагалась в 15 километрах от Астрахани. Другие предполагают, что город стоял севернее (вблизи современного Волгограда).
Единственным известным археологам городищем является Самосдельское, расположенное в Астраханской области. Оно изучается с 1990 года и датируется 9-10 веком. Многие ученые считают именно его столицей хазар. Существует версия, что поселение было смыто Каспийским морем из-за повышения уровня воды.
В чем причина процветания
Столица Хазарского каганата была крупным морским и речным портом, а также важным торговым центром. Связано это было с выгодным местоположением города, через который проходили важнейшие торговые пути того времени.
Главные торговые направления в Средневековье:
- Китай-Европа. Европейцы всегда интересовались вещами с Востока. Одним из главнейших товаров, за который они готовы были платить золотом, был шелк. Помимо него в порт доставляли пряности, предметы роскоши. По-другому эту дорогу часто называют Великим шелковым путем.
- Биармия-Багдадский халифат. По этому пути торговцы обменивали серебро на меха.
- «Из варяг в хазары». Этот путь открывал для хазар торговые возможности с Западной Европой. Дорога проходила через города Регенсбург, Прагу, Краков, Киев.
Существуют сведения, по которым становится известно, что русские купцы спускались по Волге в Итиль.
Что означает название Итиль
Город располагался в дельте реки, поэтому не удивительно, что в переводе с тюркского его название означает «река». Существует версия перевода с иврита, по которой название означает «таможенный налог», который действительно собирали с проходящих судов. Однако большее признание имеет перевод с тюркского языка.
Важно понимать, что название Итиль появилось по отношению к столице только в 10 веке. Так иностранцы стали говорить о городе, хотя хазары употребляли для всего поселения другое название, а известное нам было названием либо реки, либо одной из частей города.
Строения столицы
Ученые смогли приблизительно воссоздать облик города. Предполагают, что он состоял из трех частей, расположенных по сторонам света. Западная и восточная территории были разделены Волгой. Переправлялись между ними на лодках.
На западе от реки жил царь с приближенными и войском. Именно эту большую часть поселения и называли (к западу от реки Волга) Итиль. В ней проживало от 10 до 16 тысяч человек. Западная часть была отгорожена от поселения крепостной стеной, в которой было четыре выхода в виде ворот. Два из них выходили к порту, а два других – в степь.
Восточная часть города была торговым центром с расположенными в нем рынками, складами, банями.
Между ними (предположительно на острове) располагалась третья часть с дворцами для правителей. Они были созданы из обожженного кирпича. Простым жителям не разрешалось строить из этого материала, поэтому их жилищами были войлочные юрты, деревянные шатры. Некоторые люди жили в землянках.
Население города
Столица Хазарского каганата отличалась довольно пестрым населением. Здесь мирно сосуществовали христиане, язычники, мусульмане, иудеи. Мусульманская община состояла из купцов, ремесленников, царской гвардии. Иудейская – из купцов, жителей, которые спасались от преследований в Византии. Язычниками в основном были славяне.
Все споры между людьми решали судьи, которых контролировал специальный чиновник царя. Для иудеев, христиан и мусульман было по два судьи, для язычников – один.
Столица хазар, построенная в устье Волги – Итиль - предполагала проживание только зимой. С апреля по ноябрь жители размещались на своих родовых участках земли, а беднота занималась полевыми работами. Вокруг города размещались деревни и пашни, урожай с которых доставлялся в Итиль по суше и воде.
Гибель города
Разрушена столица хазар (Итиль) была во второй половине 10 века. Это событие связывают с князем Киевской Руси Святославом Игоревичем. Население, уцелевшее от взятия города, смогло укрыться на островах в дельте реки.
К началу 11 века русы покинули столицу и в нее смог вернуться хазарский царский двор. Однако город представлял собой, по словам ал-Бируни, развалины. Дальнейшая его история неизвестна.
Итиль — Циклопедия
46.025556, 47.84055646°01′32″ с. ш. 47°50′26″ в. д. / 46.025556° с. ш. 47.840556° в. д. (G) (O) (Я)
Итиль
Часовой пояс | UTC+4 |
[править] Общие сведения
Название города Итиль происходит от тюркского слова «Итиль / Идал», означающий «река», так называлась река Волга, на берегах которой и располагалась столица хазар[2]. Попытка дать ивритскую этимологию названия (יטל/эйтель/ итель – «таможенный налог» — в городе Итиль собирался подорожный налог с проходящими кораблями) не находит признания; название города явно тюркское.
Известно, что Итиль находился в дельте Волги, однако точное его местоположение остаётся неизвестным ввиду того, что сам город со временем был заброшен. Иногда его помещают в 15 км к северу от Астрахани[3], другие учёные относят Итиль к северу — почти к современному Волгограду[4].
Но наиболее вероятным кандидатом на его роль местоположения Итиля выступает Самосдельское городище у села Самосделка в Астраханской области, в дельте Волги (исследуется с 1990 года), где обнаружены слои 9−10 вв., юртообразные жилища, огузская, булгарская и салтовская керамика, а также просматриваются контуры треугольной кирпичной цитадели. Это единственное известное городище такого рода в регионе, поэтому учёные считают, что данное городище и есть Итиль[5][1].
[править] Кварталы Итиля
Итиль имел три части — одна часть на запад от реки, она — большая, это и есть собственно Итиль, другая часть к востоку от реки зовется «Хазаран», или Восточный Итиль; царь вместе с войском и приближенными живет в западной части города. Но также утверждается, что часть Итиля располагался на острове между берегами Волги[6].
Ибн-Хаукаль пишет:
Итиль имеет две части: часть на западной стороне этой реки, называемая Итиль, и это большая из них, а другая часть на восток от реки; царь живет в западной части; западная часть называется Итиль, а восточная Хазаран. На их языки царь называется «Бек», а также называют его «Бак». Величина обеих частей в длину около фарсаха, и их окружает стена, но только в обеих частях строения разбросаны. Жилища хазар похожи на палатки, но из дерева и войлока, кроме некоторых зданий, построенных из глины. У них есть рынки и бани, и среди жителей много мусульман. Говорят, что из них более 10000 мусульман, и у них около тридцати мечетей. Дворец царя на берегу Итиля — я разумею реку — и дворец этот из обожженного кирпича. Ни у одного человека нет постройки из обожженного кирпича, кроме царя; и не позволяет царь никому строиться из кирпича, кроме себя. В стене этого города четверо ворот, одни из них к реке, а другие обращены к степи, что за этим городом[7].
Часть города называлась «Хамлидж» / «Хамлых», название образованное от еврейского титула «ha-малех» / המלך — то есть «Царский», «царь»[8].
По арабским источникам, вторая часть города носила имя «Хазаран» («Казар» в еврейско-хазарской переписке). Ибн-Хаукаль говорит, что русы «ограбили Болгар, Хазаран, Итиль и Семендер»[9], из чего можно сделать вывод, что Хазаран считался отдельным городом.
Ибн-Хаукаль сообщает также, что Хазаран был конечным пунктом торговли купцов-русов, и что эти купцы платили 10% в качестве налогов[10].
Хазаран был торговой и наиболее оживлённой «стороной» Итиля. Здесь жили ремесленники, которых хазарский каган облагал податями (ваза'иф), купцы и масса «чернорабочего люда»[6].
Хазарский царь Иосиф пишет[11]:
Я (сам) живу у входа в реку (Волгу)... Я живу у этой реки, с помощью Всемогущего, и у меня есть в моём царстве три города (имеются ввиду части Итиля). В одном (из них) живёт царица со своими прислужницами и евнухами. Длина и ширина его, с пригородами и примыкающими к ней деревнями, составляет 50 на 50 фарсахов (1 фарсах = ок. 2 км), и живут в нём иудеи, исмаильтяне (мусульмане) и христиане; проживают в нем также и другие народы из других племён. Второй город (здесь: вторая часть Итиля) со своими пригородами занимает в длину и ширину 8 на 8 фарсахов. В третьем городе (здесь: третья часть Итиля) живу я со своими князьями, рабами и всеми приближенными служителями. Он невелик и занимает в длину и ширину 3 на 3 фарсаха. Между стенами его тянется (в ту и другую сторону) река. Мы живем всю зиму в городе, а в месяце Нисане (7-й месяц еврейского года, апрель) выходим из города и идём каждый к своему полю и саду и к своей (полевой) работе. Каждый из (наших) родов имеет ещё известное (наследственное) владение, (полученное им) от своих предков.В полном соответствии со словами царя Иосифа, говорится и у арабского автора ал-Мас'уди, что столица хазар состояла из трёх частей, которые отделялись друг от друга большой рекой. Две части города, по словам того же писателя, лежали на обоих берегах реки, а царский дворец на острове посреди реки, который был соединен с берегами мостом[12].
По составу своего населения Итиль-Хазаран был весьма пёстрый город, каким должен быть огромный рынок, куда стекались товары из Восточной Европы от русов, славян, буртасов, хорезмийцев и других народов Средней Азии, Китая, Ирана и Закавказья. Среди купцов более всего было мусульман; по словам Ибн Хаукала, их здесь было больше 10 тысяч человек, не считая наёмной гвардии из хорезмийцев[6].
Ибн-Хаукаль утверждает, что царь, исповедующий иудаизм, и евреи Итиля (их число, по-видимому, он определяет в 4 тысячи человек, названные «свитой царя») — лишь самая малочисленная часть города. Остальные хазары, жители Итиля, по словам Ибн-Хаукаля, исповедуют ислам (самое многочисленное население), христианство и язычество[7].
В Итиле было 30 мечетей и одна соборная мечеть с минаретом, были и синагоги и церкви[7].
В Итиле действовало 7 судов — по два для иудеев, мусульман и христиан, и один для язычников[7].
В западной части города — Хамлидже, находился царь, его свита и войско[7].
По свидетельству средневековых авторов, Итиль был важным речным и морским (на Каспии) портов и крупным торговым центром. Например, Ибн-Фадлан говорит, о том, что по Волге в Итиль приходили русские купцы[13].
Город Итиль находился на пересечении нескольких торговых путей Средневековья:
- Из Китая в Европу, по которому в обмен на золото и европейские товары в Европу ввозился шёлк. По Чёрному морю и Дону шёл отрезок Великого шелкового пути, поставлявшего шелк, пряности и предметы роскоши из Китая в Византию.
- Из Биармии (Великой Перми) в Багдадский халифат через Волгу и Каспий, по которому обменивали меха на серебро.
- Из варяг и немец в хазары: закупались у норманнов рабы (сакалиба) с последующей перепродажей в мусульманские страны. Путь «из немцев в хазары» через Регенсбург, Прагу, Краков и Киев обеспечивал выход хазарам на рынки Западной Европы.
По сведениям Ибн Хаукаля, населения Итиля, кроме занятия государственной службы, торговли, религии, и службы в армии, занимались земледелием и скотоводством, — у них были наделы земель за территорией города[7].
Итиль стал столицей Хазарии после неудачного для хазар эпизода Арабо-Хазарской войны в 737 году, когда прежняя столица — Семендер была временно захвачена арабской армией[14].
В 922 году, в ответ на разрушение арабами синагоги в городе Дар ал-Бабунадж (Дербент?) хазарский царь Аарон II приказал разрушить минарет мечети в Итиле и убить муэдзина. При этом он сказал: «Если бы я не боялся, что все синагоги, находящиеся в странах ислама, будут разрушены, я бы разрушил и саму мечеть»[15].
В 969 году, при хазарском царе Иосифе, русский князь Святослав Игоревич вторгся в Хазарию, разгромил войско хазар, разграбил хазарские города — Саркел, Семендер и Итиль. Жители Итиля бежали на острова Баб-уль-Абваба (видимо побережье Южного Дагестана, Азербайджан) (где «укрепились») и на острова Сия-Кух, отождествляемый с полуостровом Мангышлак на западе Казахстана[16].
В конце 70-х годов 10 в. многие хазары вернулись в Итиль и попытались восстановить город.
По словам Мукаддеси, писавшего в конце 10 в., «жители города Хазар (Итиля) уже были больше не иудеи, а мусульмане»[17].
Исламизация хазар произошла из-за их войны с гузами, — хазары обратились за помощью в Хорезм. Хорезмийцы согласились помочь, но лишь при условии обращения хазар в мусульманство. По данным авторов 13−14 вв., не только народ, но даже и сам каган стал исповедовать ислам. В ряде источников сохранились глухие сведения о непокорности хазар и об оккупации их городов хорезмийскими карательными отрядами.
Ал-Мукаддаси:
Слышал я, что ал-Ма'мун (царь хорезма) совершил на них (хазар) поход из ал-Джурджании, овладел (Хазарией) и обратил её в ислам. Затем я слышал, что войско из ар-Рума, которых (воинов) зовут ар-Рус, напало на них и овладело их страной.
Ибн Мискавейх:
И стало известно, что турки напали на страну хазар и те обратились за помощью к людям Хорезма, но те отказались помочь, говоря: вы иудеи и, если хотите, чтобы мы вам помогли, примите ислам. И стали они мусульманами, исключая их царя.
Ибн ал-Асир:
И в этом (году) (965 год) племя из турок напало на страну хазар, и хазары обратились к людям Хорезма, но те не оказали помощи и сказали: вы неверные, но если примите ислам, то поможем вам. Те приняли ислам, исключая их царя, и тогда помогли им люди Хорезма и заставили турок отступиться от них, а после этого и их царь принял ислам.
Таким образом, арабские авторы единогласно пишут, что хазары отреклись от иудаизма, и приняли ислам[18].
Город долгое время находился в развалинах — ещё при жизни ал-Бируни, умершем в 1048 году. Затем город был всё-таки восстановлен, и фигурировал уже как Саксин[19].
- ↑ 1,01,11,2 Самосдельское городище
- ↑ Первые государства > Хазарский каганат
- ↑ Итиль (столица Хазарского каганата) // БСЭ
- ↑ Итиль - это Царицын - Волгоград
- ↑ Итиль-мечта // ЛЕХАИМ ОКТЯБРЬ 2006 ТИШРЕЙ 5767 – 10 (174)
- ↑ 6,06,16,2 Б.Н. Заходер Каспийский свод сведений о Восточной Европе
- ↑ 7,07,17,27,37,47,5 Караулов Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане
- ↑ А.П. Новосельцев Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
- ↑ Артур Кёстлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие
- ↑ ИБН ХАУКАЛ КНИГА ПУТЕЙ И СТРАН // vostlit.info
- ↑ П.К. Коковцов Еврейско-хазарская переписка
- ↑ Macoudi. Les Prairies d'or / Texte et traduction par C. Barbier de Meynard et Pavet de Courteille. II. 1863. C. 7 сл.; ср.: Хвольсон. 1. с. С. 60 сл.; Mar-quart. I. с. С. XLII
- ↑ ПУТЕШЕСТВИЕ ИБН-ФАДЛАНА НА ВОЛГУ
- ↑ Хазарский лабиринт
- ↑ Хазария // Электронная еврейская энциклопедия
- ↑ С.А. Плетнева Хазары
- ↑ Сказания мусульманских писателей о славянах и русах (с половины VII века до конца Х века по Р. X.). Пер. А. Я. Гаркави. СПб., 1871, с. 130—134.
- ↑ Падение Хазарского каганата
- ↑ ВЗЛЕТ И КРУШЕНИЕ ХАЗАР
cyclowiki.org
Осада Итиля — Циклопедия
Осада Итиля
Военный конфликт
М. Горелик «Корабль русов у дворца хазарских каганов».Конфликт | Война Святослава против Хазарии |
Итог | Победа Руси |
Стороны
Командующие
Силы
неизвестно
неизвестно
Потери
неизвестно
неизвестно
Осада Итиля — битва в ходе войны Святослава Игоревича против Хазарского каганата.
Основная статья Русско-Хазарские войныВ 964 году Святослав Игоревич решил пойти войной на Хазарский каганат. Собрав армию и флот, создав военный союз с Византийской империей и кочевниками огузами, он в 965 году отправился на хазар войной.
После победы над Каганом, армия Святослава захватила Хазаран, после чего был захвачен Итиль, столица Хазарии:
И бывши брани, одолъ Святославъ козаромъ и градъ ихъ... взя[1].
Ибн Хаукаль пишет:
Булгар — город небольшой, нет в нём многочисленных округов, и был известен тем, что был портом для упомянутых выше государств, и опустошили его русы и пришли на Хазаран, Самандар и Итиль в году 358 (968/969) и отправились тотчас же после к стране Рум и Андалус… И ал-Хазар — сторона, и есть в ней город, называемый Самандар, и он в пространстве между ней и Баб ал-Абвабом, и были в нём многочисленные сады…, но вот пришли туда русы, и не осталось в городе том ни винограда, ни изюма[2].
Бегство населения из города и разрушения самого Итиля показывают, что захват сопровождался осадой, уличными боями, резнёй и грабежом населения.
То что население бежало морем указывает на участие в битве хазарского флота.
Всё-же отстоять город не удалось: хазарская армия была разбита ещё до осады Итиля. Конница огузов и войско русов обложили город. С севера в город ворвался флот русов.
Участие флота русов было неизбежным: Итиль находился на разных берегах Волги, а часть его размещалась на острове между берегами.
Следовательно, флот неизбежно должен был участвовать в битве.
Оказать сопротивление горожане не сумели, ещё и потому, что предпочли бежать на Каспий, что уменьшило число защитников.
Ибн Хаукаль добавляет:
И совершили свои набег эти (русы) на всех, кто был на берегу Итиля из числа хазар, булгар и буртасов, и захватили их, и искал убежища народ Итиля на острове Баб-ал-Абваб и укрепился на нём, а часть их — на острове Сийах-Куих, живущие в страхе.
Это показывает, что булгары и буртасы воевали против русов, и вероятно ещё находились под власть Хазарии. Но в данном случае, скорее идёт речь не столько о воинах, сколько о беженцах, которые бежали в Итиль и на Волгу от русов и огузов, а затем на Каспий.
Город был разрушен, и находился в развалинах ещё во времена Бируни, умершем в 1048 году.
- ↑ ПВЛ, год 965
- ↑ Сведения Ибн Хаукаля о походе Руси времен Святослава // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975 г. М.
cyclowiki.org
Итиль (город) - это... Что такое Итиль (город)?
Итиль (Атиль) — столица Хазарского каганата в середине VIII — X веков. Город находился в устье Волги. Его описания оставлены в арабо-персидской географической литературе и в «Еврейско-хазарской переписке».
Общепринято археологически Итиль пока не идентифицирован. Предполагается, что он оказался смыт из-за повышения уровня Каспийского моря. Возможным кандидатом на его роль выступает Самосдельское городище у села Самосделка 46.025556, 47.84055646°01′32″ с. ш. 47°50′26″ в. д. / 46.025556° с. ш. 47.840556° в. д. (G) (O) в Астраханской области, в дельте Волги (исследуется с 1990).
Здесь обнаружены слои IX—X веков, юртообразные жилища, огузская, булгарская и салтовская керамика, а также просматриваются контуры треугольной кирпичной цитадели. Это единственное городище такого рода в регионе.История
Возник на месте зимовника как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги. После поражения, понесённого хазарами от арабов в 737 году, резиденция хазарского кагана была перенесена из Семендера в прикаспийском Дагестане в более удалённую от военных действий дельту Волги. Это место оказалось очень удобным в торговом отношении: оно позволяло контролировать выход в Каспийское море. С середины VIII века начался подъём международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок.
В источниках IX века город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых), что может быть понято как ханский город. Название Итиль появляется в X веке. Оно употреблялось, по-видимому, иностранцами. По арабским представлениям, Итилем называлась одна половина города, тогда как вторая часть носила имя Хазаран. Каким именно частям соответствовали эти названия, неясно, так как информация противоречива. Источники хазарского происхождения называют Итилем только реку, но не город. Его название приводится в форме Казар.
В период своего расцвета город состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон — по разным данным, от 7 до 12 тыс. человек. Эту часть окружала крепостная стена. В стене было четверо ворот, из которых двое выходили к стоянке судов у реки, а двое позади города в степь. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы двух правителей Хазарии — кагана и бека (царя) (по другим данным, каган жил внутри дворца бека). Это были единственные сооружения, выстроенные из обожжённого кирпича, остальным жителям не разрешалось строить из данного материала. Остров соединялся с одной из частей при помощи моста из лодок. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Она описана наиболее подробно. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома представляли собой войлочные юрты, деревянные шатры и землянки.
Население города было чрезвычайно пёстрым в этническом отношении. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствовавшая в хазарской столице. Мусульманская колония насчитывала св. 10 тыс. чел. и состояла как из купцов, так и из ремесленников. Иудейская община состояла из купцов, прибывавших по торговым делам, и жителей, переселившихся в Хазарию, спасаясь от религиозных преследований в Византии. Из язычников особо отмечаются русы, которые составляли отдельную торговую колонию, и славяне. Этническая принадлежность других язычников и христиан не конкретизируется, но их общины тоже были значительными. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы: церкви, мечети и синагоги. В городе насчитывалось около 30 квартальных мечетей со школами и одна соборная мечеть с минаретом. Для решения споров существовало семеро судей: по двое для иудеев, мусульман и христиан и один для всех язычников. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём.
Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. В поздних описаниях указывается, что город окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.
В 968/969 Итиль был взят Святославом Игоревичем и разрушен. Уцелевшее население укрылось на островах в дельте Волги. Некоторое время город находился в оккупации, а хазарский правитель жил в изгнании на побережье во владениях Хорезма. После ухода русов царский двор смог вернуться. По сообщению ал-Бируни, в XI веке Итиль лежал в развалинах. О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XII — начале XIII века в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно.
Литература
- Новосельцев А. П. Города Хазарии // Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа. — М.: Наука, 1990. — С. 128—132. — 264 с. — ISBN 5-02-009552-4
Ссылки
dic.academic.ru
Итиль (столица Хазарского каганата) - это... Что такое Итиль (столица Хазарского каганата)?
Итиль (Атиль) — столица Хазарского каганата в середине VIII — X веков.
Местоположение
Город находился в устье Волги. Археологически не идентифицирован. Его описания оставлены в арабо-персидской географической литературе и в «Еврейско-хазарской переписке».
Археологически Итиль пока общепринято не идентифицирован. Предполагается, что он оказался смыт из-за повышения уровня Каспийского моря. Возможным кандидатом на его роль выступает Самосдельском городище у с. Самосделка 46.025556, 47.84055646°01′32″ с. ш. 47°50′26″ в. д. / 46.025556° с. ш. 47.840556° в. д. (G) в Астраханской области, в дельте Волги (исследуется с 1990 года).
Археологическими исследованиями здесь были выявлены слои IX—X вв., юртообразные жилища, гузская, булгарская и салтовская керамика, а также просматриваются контуры треугольной кирпичной цитадели. Это единственное городище такого рода в регионе.История
Возник на месте зимовника как ханская ставка. Вероятно, являлся первым городским поселением в низовьях Волги. После поражения, понесённого хазарами от арабов в 737, резиденция хазарского кагана была перенесена из Семендера в прикаспийском Дагестане в более удалённую от военных действий дельту Волги. Это место оказалось очень удобным в торговом отношении: оно позволяло контролировать выход в Каспийское море. С середины VIII века начался подъём международной торговли, и Итиль превратился в крупнейший транзитный рынок.
В источниках IX века город фигурирует под именем Хамлидж (Хамлых), что может быть расшифровано как ханский город. Название Итиль появляется в X веке. Оно употреблялось, по-видимому, иностранцами. По арабским представлениям, Итилем называлась одна половина города, тогда как вторая часть носила имя Хазаран. Каким именно частям соответствовали эти названия, неясно, так как информация противоречива. Источники хазарского происхождения называют Итилем только реку, но не город. Его название приводится в форме Казар.
В период своего расцвета город состоял из трёх частей, разделённых рекой. Сообщение между ними осуществлялась на лодках. Правая (западная) часть была административной. В ней обитал царский двор численностью около 4 тыс. человек и военный гарнизон — по разным данным, от 7 до 12 тыс. человек. Эту часть окружала крепостная стена. В стене было четверо ворот, из которых двое выходили к стоянке судов у реки, а двое позади города в степь. Между двумя частями располагался остров, где размещались дворцы двух правителей Хазарии — кагана и бека (царя) (по другим данным, каган жил внутри дворца бека). Это были единственные сооружения, выстроенные из обожжённого кирпича, остальным жителям не разрешалось строить из данного материала. Остров соединялся с одной из частей при помощи моста из лодок. Левая (восточная) часть возникла позже и являлась торговой. Она описана наиболее подробно. Здесь располагались рынки, торговые склады и бани. Жилые дома представляли собой войлочные юрты, деревянные шатры и землянки.
Население города было чрезвычайно пёстрым в этническом отношении. Мирно уживались разные религиозные общины: иудеи, мусульмане, христиане и язычники. Причём представители этих общин были выходцами из разных стран. Всех их привлекала справедливость и безопасность, господствующая в хазарской столице. Мусульманская колония насчитывала св. 10 тыс. чел. и состояла как из купцов, так и ремесленников. Иудейская община состояла из купцов, прибывавших по торговым делам, и жителей, переселившихся в Хазарию, спасаясь от религиозных преследований в Византии. Из язычников особо отмечаются русы, которые составляли отдельную торговую колонию, и славяне. Этническая принадлежность других язычников и христиан не конкретизируется, но их общины тоже были значительными. Для нужд каждой конфессии существовали культовые храмы: церкви, мечети и синагоги. В городе насчитывалось около 30 квартальных мечетей со школами и одна соборная мечеть с минаретом. Для решения споров существовало семеро судей: по двое для иудеев, мусульман и христиан и один для всех язычников. Деятельность судей контролировал чиновник, назначаемый царём.
Хазары жили в столице только в зимнее время. Весной с месяца Нисана (апрель) по месяц Кислев (ноябрь) они отправлялись на свои родовые земельные участки: знать — на кочёвки, беднота — на полевые работы. В поздних описаниях указывается, что город окружали деревни и пашни. Собранный урожай доставлялся в город на телегах и лодках. Каждая из частей города, по-видимому, имела приписанную сельскую область, откуда взимались натуральные налоги.
В 968/969 Итиль был взят и разрушен русами. Уцелевшее население укрылось на островах в дельте Волги. Некоторое время город находился в оккупации, а хазарский правитель жил в изгнании на побережье во владениях Хорезма. После ухода русов царский двор смог вернуться. О дальнейшей судьбе хазарской столицы данных нет. В XI — начале XIII в Нижнем Поволжье существовал крупный город Саксин, а в монгольское время — Сарай-Бату, но были ли они расположены на месте Итиля, неизвестно.
См. также
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Путь из варяг в персы
Постоянная торговля по Волге сформировалась в 780-х годах, с приходом на берега реки скандинавского элемента, известного по русским летописям как варяги. Путь начинался от берегов Балтики, вёл вниз по Неве и Волхову через Ладогу и Рюриково Городище в озеро Ильмень. Отсюда варяжские ладьи сплавлялись вверх по Ловати до волоков Валдайской возвышенности, по которым суда перетаскивали в бассейн Волги.
На изображении: Речные пути Древней Руси: волжский путь отмечен красным, днепровский — фиолетовым.
Далее вниз по реке до Волжской Булгарии сплавлялись такие северные товары, как меха, мёд и рабы. Впоследствии этот путь называли в летописях «из варяг в булгары». (В Булгар как перевалочный пункт позднее вела и сухопутная дорога из Киева). Места крупнейших скандинавских поселений на Верхней Волге ныне отмечают Сарское городище и Тимерёвские курганы. Впрочем, население в обоих пунктах было смешанным, заключая в себе значительный славянский и мерянский компонент.
Если к северу от Булгарии основными торговыми агентами в IX—X вв. выступали варяги, то на Нижней Волге основной политической и экономической силой выступала Хазария. На Волге стоял крупнейший город государства — Итиль. Перешеек между Волгой и Доном защищала мощная крепость Саркел. О нижних участках Волжского торгового пути известно из описаний арабских географов Ибн Хордадбеха и Ибн Русте, а также по сведениям Ибн Фадлана, прошедшего вверх по Волге вплоть до Булгарии в 921—922 гг.
На изображении: Картина С. В. Иванова изображает продажу варягами рабов (сакалиба) хазарам согласно описанию ибн Фадлана.
Достигнув Каспийского моря, купцы высаживались на его южных берегах и на верблюдах отправлялись дальше в Багдад, Балх и Мавераннахр. Автор «Книги путей и стран» Ибн Хордадбех (который начальствовал в качестве управителя почты в персидской области Джабал) сообщал, что в его время купцы-рахдониты доходили «до кочевий тогуз-гузов, а затем и до Китая».
С конца IX века Русь устанавливает контроль над днепровским торговым путём в Чёрное море, в связи с чем основные политические центры смещаются с севера на юго-запад Русской равнины (Киев, Чернигов, Смоленск-Гнёздово). Вокруг этой речной артерии формируется новое государственное образование — Киевская Русь. После побед князя Святослава Игоревича над хазарами в 960-е гг. Русь получает доступ в Каспий в обход булгар, через волок судов у Саркела.
Торговля со странами Востока была очень выгодной для Руси. Пряности, шёлк и некоторые другие товары можно было приобрести только здесь. Кроме того в X веке Русь становится посредником между Востоком и странами Европы, так как прямая торговля между ними была практически невозможна из-за кочевых племен, преграждавших им путь. Французский поэт того времени, воспевая красавицу, говорил, что она одета в одежду из «русского шёлка». Но на Руси в то время не умели делать шелк, поэтому это, конечно же, русский транзит. Лишь крестовыми походами в XI—XII вв. Европа пробила себе прямой путь на Восток. В то время Русь являлась одним из главных поставщиков восточных товаров в Европу.
byzantine-way.livejournal.com