Вятичи, волыняне, уличи, кривичи, поляне, северяне, дреговичи…. Где жили поляне в древней руси


Вятичи, волыняне, уличи, кривичи, поляне, северяне, дреговичи… // ОПТИМИСТ

≡  14 Январь 2016

А А А

Кем были наши предки до того, как стали русскими, украинцами и белорусами.

Вятичи

Название вятичи, по всей вероятности, происходит от праславянского vęt- «большой», как и названия «венеды» и «вандалы». Согласно «Повести временных лет» вятичи произошли «от рода ляхов», то есть от западных славян. Расселение вятичей шло с территории Днепровского левобережья и даже с верховьев Днестра. В бассейне реки Ока они основали собственное государство – Вантит, которое упоминается в работах арабского историка Гардизи.Вятичи были чрезвычайно свободолюбивым народом: киевским князьям пришлось захватывать их не менее четырех раз.

Последний раз вятичи как отдельное племя упоминаются в летописях в 1197 году, но наследие вятичей прослеживается вплоть до XVII века. Многие историки считают вятичей предками современных москвичей.

Известно, что племена вятичей очень долго придерживались языческой веры. Летописец Нестор упоминает, что у этого союза племен многоженство было в порядке вещей. В XII веке вятичами был убит христианский миссионер Кукша Печерский, и только к XV веку племена вятичей окончательно приняли православие.

Кривичи

Впервые кривичи были упомянуты в летописи в 856 году, хотя археологические находки свидетельствуют о зарождении кривичей как отдельного племени еще в VI веке. Кривичи были одним из крупнейших восточнославянских племен и жили на территории современной Белоруссии, а также в районах Подвинья и Поднепровья. Главными городами кривичей были Смоленск, Полоцк и Изборск.

Название племенного союза происходит от имени языческого первосвященника криве-кривайтиса. Криве означало «изогнутый», что в равной степени могло указывать на преклонные годы жреца, так и на его ритуальный посох.

Согласно легендам, когда верховный жрец больше не мог выполнять свои обязанности, он совершал самосожжение. Основной задачей криве-кривайтиса были жертвоприношения. Обычно в жертву приносили козлов, но порой животное могли заменить и человеком.

Последний племенной князь кривичей Рогволод был убит в 980 году новгородским князем Владимиром Святославичем, который взял в жены его дочь. В летописях кривичи упоминаются вплоть до 1162 года. Впоследствии они смешались с другими племенами и стали предками современных литовцев, русских и белорусов.

Поляне

Поляне не имеют никакого отношения к Польше. Считается, что эти племена пришли с Дуная и обосновались на территории современной Украины. Именно поляне являются основателями Киева и основными предками современных украинцев.

По легенде, в племени полян жили три брата Кий, Щёк и Хорив со своей сестрой Лыбедью. Построили братья на берегу Днепра город и назвали его Киевом, в честь старшего брата. Эти братья положили начало первому княжескому роду. Когда хазары обложили полян данью, те выплатили им первую обоюдоострыми мечами.

Изначально поляне были в проигрышном положении, со всех сторон они были зажаты более многочисленными и сильными соседями, а хазары вынудили полян платить им дань. Но к середине VIII века, благодаря экономическому и культурному подъему, поляне перешли от выжидания к наступательной тактике.

Захватив многие земли соседей, в 882 году поляне сами оказались под ударом. Новгородский князь Олег захватил их земли, а Киев объявил столицей своего нового государства.

Последний раз поляне упоминаются в летописи в 944 году в связи с походом князя Игоря на Византию.

Белые хорваты

Про белых хорватов известно немного. Они пришли с верховий реки Висла и поселились на Дунае и вдоль реки Морава. Считается, что их родиной была Великая (Белая) Хорватия, которая располагалась на отрогах Карпатских гор. Но в VII веке, под давлением немцев и поляков, хорваты начали покидать свое государство и уходить на восток.

Согласно «Повести временных лет» белые хорваты участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году. Но также летописи свидетельствуют, что князь Владимир в 992 году «ходил на хорваты». Так свободное племя стало частью Киевской Руси.

Считается, что белые хорваты являются предками карпатских русинов.

Древляне

Древляне имеют скверную репутацию. Киевские князья дважды облагали древлян данью за поднятие восстания. Милосердием древляне не злоупотребляли. Князя Игоря, решившего собрать повторную дань с племени, связали и разорвали надвое.

Князь древлян Мал тут же посватался к едва ставшей вдовой княгине Ольге. Та жестоко расправилась с его двумя его посольствами, а во время тризны по мужу устроила резню среди древлян.

Княгиня окончательно подчинила племя в 946 году, когда сожгла их столицу Искоростень с помощью птиц, обитавших в городе. В историю эти события вошли как "четыре мести Ольги древлянам". Интересно, что древляне являются наряду с полянами далекими предками современных украинцев.

Дреговичи

Название дреговичи произошло от балтского корня «дрегува» - болото. Дреговичи - одно из самых загадочных союзов славянских племен. Про них почти ничего не известно. В то время, когда киевские князья жгли соседние племена, дреговичи «вошли» в состав Руси без сопротивления.

Откуда пришли дреговичи неизвестно, но существует версия, что их родина была на юге, на полуострове Пелопоннес. Дреговичи расселились в IX-XII веке на территории современной Белоруссии, считается, что они являются предками украинцев и полещуков.

До вхождения в состав Руси они имели собственное княжение. Столицей дреговичей был город Туров. Недалеко оттуда находился град Хил, который был важным ритуальным центром, где проводились жертвоприношения языческим богам.

Радимичи

Радимичи не были славянами, их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков. До X века радимичи сохраняли самостоятельность, управлялись племенными вождями и имели собственное войско. В отличие от большинства своих соседей, радимичи никогда не жили в землянках – они строили избы с курными печами.

В 885 году киевский князь Олег утвердил над ними свою власть и обязал радимичей платить ему дань, которую прежде они платили Хазарам. В 907 году войско радимичей участвовало в походе Олега на Царьград. Вскоре после этого союз племен освободился от власти киевских князей, но уже в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Их войско было разбито, а земли окончательно присоединены к Киевской Руси. В последний раз радимичи упоминаются в летописи в 1164 году, но их .кровь до сих пор течет в современных белорусах

Словене

Словене (или ильменские словене) - самое северное восточнословянское племя. Словене жили в бассейне озера Ильмень и верхнего течения Мологи. Первые упоминания о словенах можно отнести к VIII веку.

Словен можно назвать примером энергичного экономического и государственного развития.

В VIII веке они захватывают поселения в Ладоге, потом налаживают торговые связи с Пруссией, Померанией, островами Рюгеном и Готландом, а также с арабскими купцами. После ряда междоусобиц, словене в IX веке призывают варягов на княжение. Столицей становится Великий Новгород. После этого словен начинают называть новгородцами, их потомки до сих пор живут в Новгородской области.

Северяне

Несмотря на название, северяне жили куда южнее словен. Местом обитания северян были бассейны рек Десны, Сейма, Северского Донца и Сулы. Происхождение самоназвания до сих пор неизвестно, некоторые историки предполагают скифско-сарматские корни у слова, которое может переводиться как «черный».

Северяне отличались от прочих славян, у них были тонкие кости и узкий череп. Многие антропологи считают, что северяне относятся к ветви средиземноморской расы — понтийской.

Племенное объединение северян существовало вплоть до визита князя Олега. Раньше северяне платили дань хазарам, а теперь стали платить Киеву. Всего за один век северяне смешались с другими племенами и перестали существовать.

Уличи

Уличам не везло. Изначально они жили в районе нижнего Днепра, но кочевники вытеснили их, и племенам пришлось переселяться в западном направлении на Днестр. Постепенно уличи основали собственное государство, столицей которого стал город Пересечень, находившийся на территории современного Днепропетровска.

С приходом к власти Олега уличи начали борьбу за независимость. Свенельду, воеводе киевского князя, пришлось отвоевывать земли уличан по кусочку – племена боролись за каждую деревню и городище. Столицу Свенельд осаждал три года, пока город, наконец, не сдался.

Даже обложенные данью, уличи постарались восстановить собственные земли после войны, но вскоре пришла новая беда – печенеги. Уличи были вынуждены бежать на север, где смешались с волынянами. В 970-х годах уличи упоминаются в летописях в последний раз.

Волыняне

Волыняне жили в конце X — начале XI веков в бассейне верхнего течения Западного Буга и близ истоков Припяти. Археологи отмечают, что в основном волыняне занимались земледелием и ремеслами, но при этом известно, что племена владели более чем 70 крепостями.

Волыняне участвовали в походе Олега на Царьград в 907 году, правда, в качестве переводчиков. В отличие от многих других племен, захваченных к этому времени князем киевским, волыняне делали это добровольно.

Волынян захватили лишь в 981 году, когда киевский князь Владимир I Святославич подчинил Перемышльскуго и Червенскую земли.

Метки: белорусы • интересно • история • прошлое • русские • славяне • украинцы

Комментарии:

oppps.ru

Поляне, древляне и другие. Древние славяне, I-X века [Таинственные и увлекательные истории о славянском мире]

Поляне, древляне и другие

Археологические данные позволяют утверждать, что восточные славяне – предки нынешних русских, украинцев и белорусов – начали обживаться на территории современной Западной Украины и Восточного Приднепровья примерно с V и в VI и VII веках нашей эры, а в верховьях Немана, на берегах Волги и Чудского озера они оседают не раньше IX и на рубеже XI–XII столетий. Местами расселения восточных славян были также земли, прилегающие к Ильмень-озеру, по течению больших и малых рек Восточно-Европейской, или Русской, равнины.

Летописи (описания событий по годам – летам), в том числе составленная в 1112 году монахом Нестором знаменитая Повесть временных лет, сохранили названия крупных восточнославянских племенных объединений и дают возможность проследить примерный географический ареал их расселения: «…славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота… Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем – славяне и построили город. И назвали его Новгород. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами». Всего по Повести временных лет известно двенадцать племенных союзов, из которых со временем образовались княжества. Помимо полян, древлян, дреговичей, полочан, ильменских славян, или словен, существовали следующие крупные объединения восточнославянских племен: волыняне (они же бужане), хорваты, тиверцы, уличи, радимичи, вятичи и кривичи с ответвлением от них северянами.

Славянский поселок

Раскопки археологов подтвердили эти летописные сведения и значительно пополнили их и уточнили, дав возможность нанести на карту зоны расселения восточных славян.

Основные занятия полян, древлян и прочих названных выше племен вполне традиционны для всех славян. Это земледелие и скотоводство. Причем первое играет заметно большую роль, чем второе. Жизнь в восточнославянском поселке была простой и не баловала разнообразием. Один день был похож на другой, и почти каждый из них был заполнен напряженным трудом. Но зато какое наступало веселье в редкие, но оттого особенно долгожданные праздники! Песни чередовались с играми, состязаниями в силе, ловкости, сноровке. А потом опять приходили будни со своими делами и заботами.

Восточные славяне избегали селиться на открытых местах. Жилищем им служили небольшие квадратные землянки, надежно укрытые в лесу кронами деревьев и густым кустарником. Быть может, точнее называть дома восточных славян не землянками, а полуземлянками, поскольку они были углублены в землю не больше чем на метр, крыши над ними крепились на шестах и опорных столбах. Стены были двух типов: бревенчатые и свитые из прутьев, обмазанных глиной. Пол или оставляли земляным, застилая его хвойным лапником, или делали глинобитное покрытие. Помещалась в такой хижине семья не более чем из шести-семи человек. Обогревался дом-землянка сложенным в углу из камней очагом или печью-каменкой. Помимо леса, излюбленным местом расположения восточнославянских деревень были крутые, неприступные берега рек.

Среди древнейшей утвари, обнаруженной во время раскопок учеными, преобладает примитивная керамика – вылепленные вручную, без гончарного круга, из глины с примесью песка изделия в форме горшка с расширяющимися к вершине выступами и вертикальными насечками. То ли в ритуальных целях, то ли для придания крепости в состав керамики входили также раздавленные части насекомых. К посуде более позднего времени (VIII–IX вв.) относятся сосуды из глины, изготовленные уже на гончарном круге и украшенные резьбой или волнистыми линиями, нанесенными словно гребнем. Примерно тогда же в обиходе появляются круглые бронзовые тарелки, а из орудий труда – железные резаки, серпы, лемехи, ножи для плугов, долота, топоры, наконечники для бороны и копий. Из металлических предметов археологами найдены пряжки от ремней, пастовые бусины, браслеты, серьги, перстни, брошки, а также характерные женские украшения, известные как височные кольца, которыми славянки пользовались как заколками для того, чтобы красиво уложить волосы. Интересно, что у каждого восточнославянского племени была своя форма височных колец: в виде спирали, незамкнутого круга с изогнутыми концами, трилистников, причудливых цветков на пышном стебле, солнечного диска с расходящимися лучами, изделий из витой жгутом проволоки или тонких металлических пластин с кручеными подвесками и т. д. По этим отличиям ученые устанавливают, где какое племя обитало.

Община, которой жили восточные славяне, была не родовой, а территориальной. Это значит, что она представляла собой объединение на общей территории малых семей, занятых коллективным трудом.

Расчистка подходящих земель под поле и пастбище требовала групповых усилий. Но, помимо борьбы с природой, восточным славянам приходилось отстаивать право на место под солнцем, отбиваясь от агрессивных соседей. Подчас враг был столь многочислен и силен, что одолеть его можно было, лишь пустившись на какую-то хитрость. Потому-то и в свои вожди на общем собрании племени – вече выбирали тех, кто обладал не только большим жизненным опытом, но и изворотливым умом и знал, как в случае опасности защитить соплеменников, сохранить скарб и домашнюю живность. При набегах чужеземцев восточные славяне показывали буквально чудеса маскировки. Они становились практически невидимы, делая себе простейший камуфляж из ветвей и трав и сливаясь таким образом с листвой деревьев. Пока женщины, дети и старики прятались в лесах, мужчины, искусно изображая паническое бегство, заманивали врага в ближайшее болото или заставляли при преследовании ступить на покрытые дерном жерди – зыбкий настил над глубоким оврагом с острыми кольями на самом дне. Попав в такие ловушки, враги находили там неминуемую смерть.

Восточные славяне были язычниками. Волхвы или жрецы как посредники между грозными божествами и людьми обладали немалой властью. Их боялись и почитали, потому что верили, что от них зависит и жизнь племени, и судьба отдельного человека. Ведь они, по общему мнению, могут влиять на все происходящее, нести одним добро, другим зло, вызывать дождь и насылать засуху. Конечно, все это они творят не сами, а взывая то к могучему громовержцу Перуну, то к повелителю неба и огня Сварогу и его сыну Даждьбогу, во власти которого находится солнце, то к Велесу – покровителю домашних животных и скота.

Идолов – вырезанные из дерева или высеченные из камня фигуры этих божеств – выставляли на видном месте и приносили им в жертву животных, птиц, а иногда и людей. Особенно щедрые подношения делались, если у племени возникали какие-то серьезные трудности и нужно было задобрить всемогущих богов, ведающих силами природы, и добиться от них помощи. Если боги оставались глухи к просьбам и мольбам людей, это расценивалось как плохой знак. И тогда начинался поиск виновных, то есть тех, кто мог чем-то прогневать, рассердить носителей высших сил. Бывало и так, что все старания угодить богам оказывались напрасными, и тогда славяне в сердцах ругали своих идолов, пинали их, дружно оплевывали, колотили по ним палками, тем самым желая «наказать» за отсутствие помощи. Потом, правда, если что-то менялось к лучшему, являлись к истуканам с дарами, плакали и раскаивались, осыпая ударами и затрещинами самих себя и друг друга, униженно просили прощения.

Подобно диким зверям, восточные славяне умели «видеть» и «слышать» носом. Не слишком хорошо различая цвета, они зато прекрасно чувствовали запахи и могли издалека как бы считывать информацию из воздуха – например, учуять приближение чужого человека или хищного животного. Им были известны секреты целебных трав и кореньев. С их помощью они лечили себя от разных болезней, останавливали кровь, снимали зубную боль, изгоняли простуду. Кроме того, каждый из них был немножко магом и, используя возможности своего биополя, помогал и сам себе, и ближнему.

До сих пор, когда в лесу кукует кукушка, русский человек механически задает ей вопрос, сколько еще лет будет он жить, причем особо не задумывается, почему это делает. Если разобраться, птиц в лесу много. Отчего же принято адресоваться, как к пророчице-весталке, именно к кукушке, у которой, кстати, в царстве пернатых не самая безупречная репутация? Ведь она плохая и легкомысленная мать, ибо ленится высиживать птенцов, предпочитая подкидывать свои яйца в чужие гнезда. Куда большего доверия заслуживает, например, трудолюбивый дятел. Но вот не сложилось так, чтобы по его стуку, точнее, по количеству ударов железного клюва этой неутомимой птицы определялось бы человеческое долголетие. В чем же причина того, что в качестве предсказательницы выбор пал на кукушку? А дело в том, что этот древний обычай пришел от далеких предков, в давние-предавние времена считавших, что с наступлением весны в кукушку превращается родоначальник всего живого – славянский бог Род. От него, по языческим поверьям, зависело и пополнение семьи, и длительность жизни людей.

О почитании Перуна сегодня напоминает суеверная привычка некоторых людей три раза стучать по дереву, дабы не вспугнуть удачу. Когда-то во избежание сглаза стучали не по всякому дереву, а лишь по дубу, потому что этот лесной исполин был напрямую связан со славянским Зевсом Перуном – повелителем грома и молний, грозы и дождя, града и снега. Заметив, что именно в дубовое дерево чаще всего попадают молнии – Перуновы стрелы, люди стали высаживать в честь главного божества священные дубовые рощи и устраивать святилища, где неподалеку от идола-громовержца, представлявшего собой стоящую на железных ногах вырезанную из дерева статую с серебряной головой, бородой и усами из золота, горел неугасимый огонь. Кстати, вечный огонь в память о павших воинах – традиция, берущая начало именно из тех времен. Перуну приносили кровавые жертвы: птиц, домашних животных, а бывало, и человека. Так, существовало правило: каждого сотого пленного из вражеского племени закалывали мечом и обагряли кровью убитого железные ноги деревянного истукана.

Язычество живет и в современном русском языке. Имя Лихо – одного из персонажей славянской мифологии – огромной, безобразной и очень сильной одноглазой великанши, отвращающей людей от добрых дел, превращающей их жизнь в невыносимое хождение по мукам, а то и не останавливающейся перед людоедством, стало нарицательным, синонимом слов «беда», «горе», «несчастье». Языческого происхождения глагол «чураться». Это значит боязливо чего-нибудь избегать, уклоняться от общения с кем-либо. Чур (Цур или Щур) – языческий бог семьи, домашнего очага, в которого переселилась душа умершего родственника, предка. Славяне верили, что чуры заботятся о своих близких, людях одной с ними крови. Для того чтобы чур пришел на помощь человеку, с которым его связывали кровные узы, нужно было обратиться к нему со словами: «Чур меня!», то есть «Защити меня, предок!». Когда люди произносили «чур», они ограждали себя от чего-то плохого, от неприятностей, от возможной опасности, хвори, от того, что угрожало их жизни.

Из времен архаики берет свое начало и так называемая обсценная лексика – сквернословие, особо грубая брань, известные как мат, то есть неприлично-гнусные выражения с упоминанием слова «мать».

Однако если сегодня эти ругательства однозначно воспринимаются как грязные оскорбления, обидные для человека, унижающие его достоинство, то у древних славян они были речевыми явлениями иного порядка и выполняли охранительную функцию заклятий, оберег, были призваны защитить от бесплодия, обеспечить продолжение рода. И, если разобраться, все слова из ряда тех, что в наше время относят к нецензурным и непечатным, когда-то давным-давно были ритуальными формулами, подобающими тому или иному случаю. Так, была в ходу свадебная брань – залог того, что у молодоженов родится здоровое потомство, а ратная ругань преследовала цель обезопасить, отвести от себя беду и посрамить врага.

За пресловутым матом наши далекие предки не то что имели в виду нечто невинное, безобидное и произносившееся без всяких ограничений, но они и не вкладывали в него теперешний сугубо непристойный смысл. Таинство сотворения жизни, по их представлениям, нуждалось в особых восклицаниях, выполнявших сакрально-магическую роль в детородной сфере. Эти заклятия выкрикивались громким голосом, или благим матом, что, кстати, навело некоторых филологов на мысль выводить слово «мат» также и из этой основы.

В обсценной лексике все так или иначе сводится к мужскому и женскому началам и вертится вокруг главного и осевого, из чего завязывается и слагается новая жизнь. И в общем-то в эпоху архаики в мате не было ничего предосудительного или порочного, но после крещения Руси он как бы уходит в подполье. Ведь все языческое отныне осуждается как нечистое, поганое. Однако прежние заклятия как крепкий и надежный приворот на зачатие отнюдь не вышли из употребления – только постепенно приобрели совсем иную окраску, попали в разряд стыдных, непотребных, запретных слов и выражений, какими раньше вовсе не были.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

ПОЛЯНЕ — История России до 1917 года

Киевская Русь, Народы, Российский исторический словник Большая Российская энциклопедия", Большая советская энциклопедия, Википедия, Советская историческая энциклопедия, Энциклопедия "История отечества" (1997), Энциклопедия "Святая Русь"

ПОЛЯНЕ — восточнославянское племенное объединение 6-9 вв., обитавшее по берегам Днепра и низовьям его притоков от устья Припяти до Роси. Создали раннегосударственное объединение в Среднем Поднепровье — «Русскую землю» (1-я половина 9 в.) , статнее ядром Древнерусского государства.

Расселение

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Апостол Андрей устанавливает крест на месте, где будет построен Киев — будущая столица полян

Апостол Андрей устанавливает крест на месте, где будет построен Киев — будущая столица полян

Письменные источники

Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним. При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.

Полянин Западные поляне (польск. Polanie) западнославянское племя

Полянин Западные поляне (польск. Polanie) западнославянское племя

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли П. перед христианской эпохой ограничивалась течением pp. Днепра, Руси и Ирпеня; на С.В. она прилегала к деревской земле, на З. — к южным поселениям дреговичей, на Ю.З. — к тиверцам, на Ю. — к улучам. Называя поселившихся здесь славян П., летописец прибавляет: «занеже в поле седяху». П. резко отличались от соседних славянских племен и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «П. бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, подобно зверям, и браков у них не было. История застает П. уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причем первый в сильной степени подавлен последним (см.). — При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у П. более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля. Последняя была довольно обширна не только с славянскими соседями, но и с иностранцами на Западе и Востоке: по монетным кладам видно, что торговля с Востоком началась еще в VIII в. — прекратилась же во время усобиц удельных князей. Сначала, около половины VIII в., платившие дань хазарам П. благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и др. к концу IX в. были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской («польской») земли был Киев; другие населенные ее пункты — Вышгород, Белгород, Звенигород, Треполь, Василев и пр. Земля П. с городом Киевом сделалась центром владений Рюриковичей с 882 г. В последний раз в летописи имя П. упоминается под 944 г., по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце Χ в., именем Русь (Рось) и Кияне. Полянами летописец называет также славянское племя на р. Висле, упоминаемое в последний раз в Ипатьевской летописи под 1208 г. Ср. Н. Барсов, «Очерки русской исторической географии» (Варшава, 1885), и Грушевский, «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XV стол.» (Киев, 1891).

Похожие материалы

russiahistory.ru

Поляне (Восточные Славяне)

Поля́не — название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно — западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам и Польше.

 

Расселение

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Письменные источники

Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках[1][2][3]. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху»[4]. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим.... брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Летописная история застает полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним.[5] При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.[6]

 

Археология

Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочкопо монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобицудельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже послеустановления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматическиеисследования В. Л. Янина.[7]

Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами иантами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра[8]. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров. По-видимому, это способствовало сближению антов и дулебов, проживавших на правом берегу Днепра, при одновременном обособлении как от древлян и дреговичей, ранее входивших в союз дулебов, так и отуличей и тиверцев, входивших в союз антов. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами), так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве, из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии), а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь(ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце X века, именем Русь (Рось) и Кияне.

Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208.

 

Примечания

Белорусы — статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и ЕфронаСоловьев С.М., История России с древнейших времен.ЛѢТОПИСЬ ПО ЛАВРЕНТЬЕВСКОМУ СПИСКУПовесть временных летЭнциклопедический словарь. Брокгауза и Ефрона, Поляне // Барышева и др. : Эл.энцикл.словарь.. — (C) 2002 Мультимедиаиздательство «Адепт», 2002 г..Большая советская энциклопедия // Б.А.Введенский II. — Москва: ПГК им.Молотова, 20.06.1955 г.. — Т. 34. — С. 107.Э. Мюле. К вопросу о начале КиеваСедов В. В. Славяне в раннем средневековье. — М.: Фонд археологии, 1995. — 416 с. — ISBN 5-87059-021-3 , часть 1.Литература

Н. Барсов, «Очерки русской исторической географии» (Варшава, 1885)Грушевский, «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XV стол.» (Киев, 1891).

www.serebryanyi-serp.org

Почему племя полян стало называть себя «русью»

Поляне в свое время были одним из самых «продвинутых» славянских племен. Летописи указывают, что у них раньше, чем у других народностей, сформировались общественный строй и семейный уклад. Те, кто «занеже в поле сидяху», прежде иных племен приняли и христианство.

Три брата основали Киев

Более или менее точную дату появления этого восточнославянского племенного объединения, расселившегося в районе Днепра, историки назвать затрудняются – ареал обитания полян находится на стыке сразу нескольких археологических культур: корчакской, пеньковской и колочинской. Каждая из них ассоциируется с жизнедеятельностью определенного племени.

Нестор-летописец дает в своей «Повести временных лет» этимологию названия «поляне» – это те, кто «сидяху в поле». Поляне были цивилизованнее других славян, которые, главным образом, занимались охотой, рыболовством и бортничеством. Предки современных украинцев разводили скот, осваивали азы земледелия, активно торговали с иноземцами. У полян сформировался семейный уклад (нечто похожее на «Домострой»), тогда как у полудиких древлян, радимичей и вятичей, живших в лесах, институт брака на тот момент еще не существовал.

Легенды утверждают, что некогда тремя братьями-полянами - Кием, Щеком, Хоривом - и их сестрой Лыбедью разрозненные племена были объединены. Братья же основали Киев, назвав город в честь старшего Кия. Так начиналась история первого княжеского рода славян. К слову, у полян княжеско-дружинный строй преобладал над общинным.После Кия Киевом правили князья Аскольд и Дир, которые, по одной из гипотез, были сыновьями первого «градоначальника», по другой, – отпрысками Рюрика.

Когда поляне превратились в «русь»

Древнерусские летописи утверждают, что уже к XII веку поляне стали называть себя «русью», тогда как в IX веке они еще сохраняли прежнее название племени. К XII веку полян захватили и переименовали представители иноземного племени варягов-русь.

Также есть версия, что поляне, задолго до этого объединившиеся с северянами, платили хазарам дань до VIII века, а затем, достигнув определенного культурного и экономического превосходства, сами сменили оборонительную тактику на наступательную – подмяли под себя древлян, дреговичей и полочан.

Будучи уже русами, поляне под руководством варягов на 200 судах летом 860 года пошли на штурм Константинополя – столицы «Ромейской державы» - так называл Византию современник событий Константинопольский Патриарх Фотий. Разные источники по-своему трактуют итог этого похода. Фотий назвал его разрушительным для города.

Новгородским князем Олегом Вещим в 882 году земли полян были захвачены, а Киев стал главным городом Древней (Киевской) Руси. Письменные источники в последний раз упоминают о полянах как о племени за 44 года до крещения Руси князем Владимиром – в 944 году, когда князь Игорь отправился в поход на Византию.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Поляне - это... Что такое Поляне?

Апостол Андрей устанавливает крест на месте, где будет построен Киев - будущая столица полян О западнославянском племени см. западные поляне

Поля́не — название восточнославянского племенного объединения, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно — западные поляне, впоследствии давшие своё имя полякам и Польше.

Расселение

Судя по летописным известиям и новейшим археологическим исследованиям, территория земли полян перед христианской эпохой ограничивалась течением Днепра, Роси и Ирпеня; на западе она прилегала к деревской земле, на северо-западе — к южным поселениям дреговичей, на юго-западе — к тиверцам, на юге — к уличам.

Письменные источники

Летописи говорят о происхождении полян, наряду с дреговичами, древлянами, и кривичами (полочанами), от осевших на территории Белоруссии племен белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках[1][2][3]. Называя поселившихся здесь славян полянами, летописец прибавляет: «занеже в поле седяху»[4]. Поляне, по словам летописца Нестора, резко отличались от соседних славянских племён и по нравственным свойствам, и по формам общественного быта: «Поляне бо своих отец обычаи имяху тих и кроток, и стыденье к снохам своим и к сестрам и к матерем своим…. брачные обычаи имеяху», тогда как древляне, радимичи и вятичи жили в лесах, «подобно зверям», и браков у них не было. Летописная история застаёт полян уже на довольно поздней ступени политического развития: общественный строй слагается из двух элементов — общинного и княжеско-дружинного, причём первый в сильной степени подавлен последним.[5] При обычных и древнейших занятиях славян — охоте, рыболовстве и бортничестве — у полян более чем у других славян были распространены скотоводство, земледелие, «древоделие» и торговля.[6]

Археология

Об обширности торговых связей полян и их контактах с другими народами существуют различные теории. Академик Пётр Толочко по монетным кладам делает вывод, что торговля с Востоком началась ещё в VIII веке — прекратилась же во время усобиц удельных князей. Однако историк Э. Мюле возражает, что эти монеты попали в землю не ранее X века — то есть уже после установления в Киеве варяжской власти — и в качестве дополнительного доказательства указывает на нумизматические исследования В. Л. Янина.[7]

Само происхождение полян остается неясным, так как территория их расселения находилась на стыке нескольких археологических культур. В VI—VII веках корчакская и пеньковская культура, ассоциируемые соответственно с дулебами и антами, граничили здесь с колочинской культурой, распространенной на левом берегу Днепра[8]. В VII веке племенные союзы дулебов и антов распались под ударами аваров. По-видимому, это способствовало сближению антов и дулебов, проживавших на правом берегу Днепра, при одновременном обособлении как от древлян и дреговичей, ранее входивших в союз дулебов, так и от уличей и тиверцев, входивших в союз антов. Такой ход событий подтверждается как упоминанием в ПВЛ о притеснении дулебов обрами (аварами), так и легендой о братьях Кие, Щеке и Хориве, из которых Щек или Чех ассоциируется с легендарным прародителем чехов (на западе владения дулебов простирались до современной Чехии), а имя Хорива, как и наименование хорватов, указывает на культ Хорса, бога антов.

Сначала, около половины VIII века, платившие дань хазарам поляне благодаря культурному и экономическому превосходству из оборонительного положения по отношению к соседям скоро перешли в наступательное; древляне, дреговичи, северяне и другие к концу IX века были уже подвластны полянам. У них ранее других водворилось и христианство. Центром полянской земли был Киев; другие её населённые пункты — Вышгород, Белгород на реке Ирпень (ныне село Белогородка), Звенигород, Треполь (ныне село Триполье), Василев (ныне Васильков) и прочие.

После захвата власти варягом Олегом земля полян с городом Киевом стала новым центром владений Рюриковичей с 882. В последний раз в летописи имя полян упоминается под 944, по случаю похода Игоря на греков, и заменяется, вероятно уже в конце X века, именем Русь (Рось) и Кияне.

Западные поляне на Висле в последний раз упоминаются в Ипатьевской летописи под 1208.

См. также

Примечания

Литература

  • Н. Барсов, «Очерки русской исторической географии» (Варшава, 1885)
  • Грушевский, «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XV стол.» (Киев, 1891).

dic.academic.ru

где жили вятичи, ильменские словене, радичи, древляне, дреговичи, поляне, уличи и тиверцы, северяне?

Вя#769;тичи восточнославянский племенной союз, обитавший в VIII-XII веках в бассейне Верхней и Средней Оки (на территории современных Московской, Калужской, Орловской, Рязанской, Тульской и Липецкой областей) 1 2. Археологические памятники представлены ромено-борщевской археологической культурой.

Ильменские славяне (словене) , самая северная группа восточных славян, занимавшая в 6-10 вв. побережье озера Ильмень и бассейне рр. Волхов, Ловать, Мста и верхнее течение р. Молога. Археологические памятники Ильменские славяне 6-8 вв. - места земледельческих поселений и высокие конические курганы (сопки) , содержащие остатки трупосожжений. К 7-8 вв. относится древнейший слой городища. Железный сошник сохи и другие находки говорят о развитом сельском хозяйстве. Позже (в 9-12 вв. ) в земле Ильменские славяне появляются города Старая Русса и Новгород. В дальнейшем земля Ильменские славяне стала ядром владений Новгородской феодальной республики.

Радичи (укр. Радич) село на Украине, находится в Володарско-Волынском районе Житомирской области.

Население по переписи 2001 года составляет 206 человек.

Древляне - одно из племенных объединений восточных славян, в 6-10 вв. занимавших лесную полосу днепровского правобережья и бассейн рек Тетерев, Припять, Уж, Уборть, Ствига. На западе они доходили до реки Случь, где граничили с волынянами, а на севере - с дреговичами. Имели города, наиболее крупные из них - Вручий (Овруч) , Искоростень (Коростень) , игравший роль столицы.

Дреговичи - одно из племенных объединений восточных славян, обитавших в бассейне реки Припять вплоть до Западной Двины. Жили в болотистой местности (дрегва, дрягва - болото) , поэтому и получили свое имя. Главным центром дреговичей был Туров, упоминаются также Слуцк, Клецк и Друцк.

Поля#769;не название восточнославянского племени, в эпоху расселения восточных славян поселившегося по среднему течению Днепра, на его правом берегу. То же название имело западнославянское племя в районе Гнезно западные поляне, впоследствии давшие сво имя полякам и Польше.

У#769;личи восточнославянское племя, населявшее в период VIIIX веков земли вдоль нижнего течения Днепра, Южного Буга и побережья Чрного моря. В разных летописях их имя читается по-разному уличи, улучи, угличи, улутичи, лютичи, лучане 1. В Повести временных лет сказано, что улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне. 2

.

Ти#769;верцы восточнославянское племя, расселившееся в IX веке в междуречье Днестра и Прута, а также Дуная, в том числе у Буджакского побережья Чрного моря на территории современных Молдавии и Украины. Тиверцы впервые упоминаются в Повести временных лет в ряду с другими восточнославянскими племенами IX века: улучи и тиверьцы седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их; седяху по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне. 1

Северя#769;не (север, северцы, севрюки) восточно-славянский племенной союз, населявший в VIII начале IX вв. территорию современных Черниговской, Сумской и Курской областей. В археологии отождествляется с роменско-борщевской культурой 1

Захотите узнать больше - каждое наименование отдельно забивайте в гугл. . Мой ответ, более полный, не прошел по количеству знаков.

Здесь об уличах ссылка заблокирована по решению администрации проекта

"УЛИЧИ. Лат. ultio (ультио) мщение, месть, отмщение, наказание 17, с. 882.Лат. ultor (ультор) мститель, каратель там же.В. И. Даль в словарной статье Уличать сообщает, что уличник (от улика) уличенный в чем-либо; уличить кого, в чем, об (изоб) личать, винить доказательно, доводами, свидетельствовать на кого 7, т. 4, с. 489. Улика, добавим мы, есть не что иное, как угроза кому-либо разоблачением, влекущим за собой месть, наказание. Добыванием улик занимаются следственные органы, прокуратура.Таким образом, уличи это служащие уличающих (устар. уличительных) карательных органов, которые в разные времена назывались по-разному: ульторы, уличи, ульцы, лютичи (лютые), опричники, жандармы, милиционеры*, полицейские*. Современный аналог офицерский и рядовой состав Министерства внутренних дел.

* Греч. polis город, следовательно, полисмен городовой; милиционер от лат. militaris (miles) военный; militia (miles) поход, война, военная служба".

info-4all.ru