Европейские львы - Безумный Зоолог. Львы на территории древней руси
В 11 веке на Руси обитали львы
В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.
Вот тот текст Мономаха:
"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"
Не так давно, напомнив об этом, nickfilin привёл аргументы в пользу того, что этот лютый зверь мог быть волком. Вот его постинг: Виктор Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты
Я же в обсуждении сказал, что скорее склоняюсь к тому, что это мог быть лев. Эта гипотеза также предлагалась рядом учёных. Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.
При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.
Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!
Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")
Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.
При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.
Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.
Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.
Вот цитата:
"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."
Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.
Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.
Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово. Взято swinow.livejournal.com/171033.html
www.razumei.ru
Европейские львы - Безумный Зоолог
О лютом льве на Руси.
В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.
Вот тот текст Мономаха:
"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"
Не так давно, напомнив об этом, nickfilin привёл аргументы в пользу того, что этот лютый зверь мог быть волком. Вот его постинг: Виктор Васнецов. Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты
Я же в обсуждении сказал, что скорее склоняюсь к тому, что это мог быть лев. Эта гипотеза также предлагалась рядом учёных. Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.
При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.
Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!
Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")
Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.
При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.
Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.
Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.
Вот цитата:
"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."
Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.
Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.
Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.
swinow.livejournal.com
Львы на Руси - Норма
В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.
Вот тот текст Мономаха:
"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"
Для указанного эпизода различными исследователями предлагаются разные трактовки. Некоторые предполагают, что этот лютый зверь был волком, либо медведем, другие видят в нём рысь и даже кабана. Мне кажется интересной версия, что это мог быть лев. Данная гипотеза также предлагалась рядом учёных. Более того - в зоологии можно встретить толкование этого сообщения именно как свидетельства того, что последний лев Причерноморья был убит Мономахом.
Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.
При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще, хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.
Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!
Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")
Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.
При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.
Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.
Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.
Вот цитата:
"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."
Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.
Другие примеры упоминания льва в древнерусских текстах, можно посмотреть вот здесь: О. П. Лихачев, Лев - лютый зверь. Также интересной в связи с данной темой, является этимологическая версия, выводящая слово "лев" из праславянской формы *ljuvos которая в свою очередь восходит к праиндоевропейскому слову со значением "ловец, облавный охотник". Данную версию можно посмотреть здесь.
Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.
Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
hazarinn.livejournal.com
Улыбающиеся львы Древней Руси / Православие.Ru
Фрагмент резьбы Дмитриевского собора |
Библейская история свидетельствует о богатых украшениях трона царя Соломона. "И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве" (3 Цар 10. 18-19).
В Ветхом Завете идеалы примирения и справедливости, ставшие символами царствования Соломона, ассоциировались с пророчествами о Спасителе. Пророк Исайя говорил о Христе: "И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его - истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи. Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей, ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море" (Ис 11. 1 9).
Ветхозаветные апокрифы связывают символику трона Соломона с мессианскими пророчествами. Согласно легендам, на ступенях престола соседствовали скульптурные лев и вол, волк и ягненок, леопард и козленок, орел и павлин, ястреб и глубь. Трон окружали семисвечник, пальмы и павлины. Золотые виноградные лозы образовывали сень над престолом. Когда царь поднимался по ступеням, животные поднимали лапы, приветствуя царя, а над богато украшенным креслом летал механический голубь.
Древнееврейские толкования сохранили легендарные подробности, связанные с троном Соломона. Ниже приводится один из вариантов агады:
"Престол был покрыт лучшим золотом из Офира и осыпан жемчугом, ониксом, опалами, топазами, смарагдами, карбункулами и другими самоцветными каменьями белых, зеленых и красных тонов.
Устройства престол был такого. Верх - закругляющийся сзади высоко над сиденьем. Ступеней - шесть, и на них фигуры из чистого золота. На первой ступени, лежат: с одной стороны - лев, с другой - вол. На второй ступени - волк и ягненок. На третьей - леопард и козленок. На четвертой - медведь и олень. На пятой - орел и голубь. На шестой - ястреб и воробей. Спинка заканчивалась фигурою горлицы, держащей в коготках ястреба. С обеих сторон престола расположены были двадцать четыре виноградных лозы, образующих сень над ним; за лозами - декорированные тканями белого виссона финиковые пальмы, и на них павлины из слоновой кости.
Тут же, полые внутри, фигуры двух львов, наполненные благовониями. Благовония начинали сочиться при восхождении Соломона по ступеням трона.
Внутри престола помещался механизм, который приходил в действие, едва царь ступит ногою на первую ступень. В ту же минуту лев протягивал лапу, вол ногу, и царь, опираясь на них, как на перила, поднимался на следующую ступень. То же самое повторялось на каждой из шести ступеней. Когда царь достигал верхней ступени, слетали орлы и усаживали его на трон, после чего крупнейший из орлов возлагал венец на голову его.
В эту минуту приходил в движение скрытый в механизме серебряный змей, - львы и орлы укрепляли балдахин над царем, а помещавшийся на особой колонне голубь поднимался со своего места, открывал ковчег и вынутый оттуда Свиток Завета клал на руки Соломону. Тогда первосвященник со старейшинами, приветствуя царя, занимали места свои по обеим сторонам царя и приступали к делам судебным.
Появление лжесвидетелей вызывало особое действие всех механизмов: колеса их начинали вращаться с необыкновенной быстротой и силой. Мычание волов, рычание львов и тигров и рев медведей сливались с блеянием ягнят, воплями козлят, криком ястребов, щебетом воробьиным. Волки, олени, орлы, павлины метались из стороны в сторону... Трепет и ужас охватывали лжесвидетелей. "Из-за нас, - говорили они, - мир весь рухнет!" - и невольно начинали одну чистую правду показывать.
Впоследствии престол этот был взят, вместе с другой добычей, фараоном Нехо и отвезен в Египет. В ту минуту, когда фараон ступил на первую ступень, поднял лев лапу и так сильно ударил его в бедро, что он на всю жизнь остался хромоногим. Из Египта престол был увезен нечестивым Навуходоносором в Вавилон, и при первой попытке взойти на престол лев ударом лапы поверг Навуходоносора на землю. После разрушения Вавилона престол был взят Дарием и увезен в Мидию, но садиться на него Дарий и не пытался. В Египет престол был привезен Александром Македонским, взят оттуда Енифоном" (Агада: сказания, притчи, изречения талмуда и мидрашей, М., 1993; Louis Ginzberg, The Legends of the Jews, vol. 4).
Сказания о престоле Соломона оказали влияние на христианство и ислам. Копии трона Соломона изготавливались для византийский императоров, персидских шахов и правителей мусульманских стран.
Луитпранд Кремонский, посол германского императора Оттона I, посетивший Константинополь в 968 году, рассказывал: "Перед троном императора стояло медное позолоченное дерево, ветви которого наполняли разного рода птицы, тоже позолоченные. Они издавали каждая свою мелодию, а сидение императора было устроено так искусно, что сначала оно казалось низким, почти на уровне земли, потом более высоким и, наконец, висящим в воздухе. Колоссальный трон окружали, в виде стражи, медные или деревянные позолоченные львы, которые бешено били хвостами землю, открывали пасть и издавали громкий рев. Я был приведен непосредственно перед его императорское величество. При моем приближении заревели львы и птицы запели каждая свою мелодию. После того как я, согласно обычаю, в третий раз преклонился перед императором, приветствуя его, я поднял голову и увидел императора в совершенно другой одежде почти у потолка залы, в то время как только что видел его на небольшой высоте от земли. Я не мог понять, как это произошло: должно быть, он был поднят вверх посредством машины".
Средневековые мусульманские представления о престоле Соломона сохранились в трудах Аль-Таляби и Аль-Кисаи, которые писали о позолоченных пальмах, винограде, львах, павлинах, райских деревьях и птицах, окружавших царский трон.
Уникальные изображения Мессианского Престола украшают фасады Димитриевского собора во Владимире. Димитриевский собор был построен в 1194-1197 годах по заказу Великого князя Всеволода III, получившего образование при дворе византийского императора Мануила Комнина в Константинополе. Снаружи Димитриевский собор украшен множеством резных изображений, иконографическая программа которых обозначает основные новозаветные понятия о Христе, Воскресении, Евхаристии, Преображении и Царствии Божием посредством ветхозаветных прообразов и метафор. Подробный анализ символики декора Димитриевского собора дан в работах российских ученых - Н.Н.Воронина, Г.К.Вагнера, Г.Я.Мокеева, А.М.Лидова, М.С.Гладкой.
Центральная фигура резного убранства фасадов храма - сидящий на троне библейский царь Давид. Вокруг престола - львы, барсы, олени, павлины, пальмы, виноградные лозы, деревья. Над престолом изображен голубь. Легендарный львиный трон ветхозаветных царей, изображенный на стенах княжеского домового храма, напоминал правителям и народу Древней Руси об идеалах мира и справедливости, торжествующих в Новом Иерусалиме - Царстве Иисуса Христа.
О библейских пророчествах напоминают мирные позы и улыбки большинства изображенных львов. Едой царственным зверям служат райские растения. Об отсутствии агрессивности свидетельствуют поднятые в жесте приветвия или скрещенные лапы животных. Умиротворенно улыбающиеся львы Димитриевского собора стали своеобразным символом Православной России - Нового Иерусалима и "визитной карточкой" Владимира. Паломники, посещающие святыни Владимирской земли, увозят с собой не только копии чтимых икон, но и гипсовые фигурки мирных львов, иллюстрирующих пророчества Исайи.
www.pravoslavie.ru
О лютом льве на Руси.
В русских былинах упоминается добывание льва, что, вероятно, можно использовать и для трактовки знаменитого отрывка из Поучения Владимира Мономаха, где тот говоря об охоте, описывает помимо прочего, случай, как некий "лютый зверь" вскочил к нему на бёдра и вместе с конём опрокинул.
Вот тот текст Мономаха:
"(...) А вот что я в Чернигове делал: коней диких своими руками связал я в пущах десять и двадцать, живых коней, помимо того, что, разъезжая по равнине, ловил своими руками тех же коней диких. Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал и руки и ноги свои повреждал — в юности своей повреждал, не дорожа жизнью своею, не щадя головы своей"
Для указанного эпизода различными исследователями предлагаются разные трактовки. Некоторые предполагают, что этот лютый зверь был волком, либо медведем, другие видят в нём рысь и даже кабана. Мне кажется интересной версия, что это мог быть лев. Данная гипотеза также предлагалась рядом учёных. Более того - в зоологии можно встретить толкование этого сообщения именно как свидетельства того, что последний лев Причерноморья был убит Мономахом.
Напомним, львы очень долго и весьма массово заселяли всю Евразию - от Британии до Чукотки, переселившись также и в Северную Америку. Речь идёт о так называемых Мосбахском, Пещерном и Американском львах. Это ископаемые животные, которые, судя по генетическим анализам, представляли собой подвиды современного льва. Последние из этих львов вымерли не так давно - около 10 000 лет назад.
При этом, что касается Европы, то в южных её частях, подвид, известный как Европейский лев обитал уже в исторические времена. Он отмечен в Греции и на Балканах, в Венгрии, на Кавказе, в Малой Азии, в Италии, Франции и Испании. Этот лев, который вероятно представлял собой помесь остатков древнего пещерного льва и африканского льва, мигрировавшего с юга, на территорию Европы, в основном был уничтожен на большей части континента во времена уже Римской империи. Но это не означает, что какие-то отдалённые его популяции не могли сохраняться где-то на границах своего ареала, в том, числе, например в Причерноморских степях, или в лесостепной зоне Руси. Вообще, хочется отметить, что само описание данного поединка больше напоминает нападение именно кошачьего хищника, нежели псового, а чтобы при этом он мог свалить коня, зверь этот должен быть крупнее рыси и даже леопарда.
Так вот львиная охота упоминается также и в русских былинах!
Прослушивая исполнение русских былин от Вячеслава Герасимова неожиданно натолкнулся на соответствующее свидетельство в озвученном им варианте известной былины о Даниле Ловчанине (файл называется "Данило Ловчанин с женою")
Напомним, в самой былине (у которой известно много версий) речь идёт о том, как князь следуя подстрекательствам злодея, задумал извести Ловчанина Данилу, чтобы жениться на его красавице жене. Для чего Даниле предлагалось давать трудновыполнимые задания. И в конце концов, на его вотчину-Чернигов, отправили походом русские рати, а потом и вообще его же собственных братьев. Кончилось это самоубийством Данилы, а потом и его жены, сосватанной князем.
При этом сами эти задания, возможно, являются иносказательной передачей братоубийственной распри, через которую предстояло пройти Даниле. В некоторых вариантах описывается, что Владимир хотел отправить его на остров Буян, чтобы тот поймал там вепря и привёз его, ничем не повреждённого и не пораненного. Что может иметь параллели с упоминанием чудесного вепря у Титмара Мерзебугского (в кн. 6 гл. 24) который выходит из моря, когда славянам "угрожает страшная опасность длительного мятежа". А сама былина по сути повествует о междоусобице, да ещё и братоубийственной.
Похожий сюжет, но с хорошим окончанием, кстати, присутствует и в русских сказках типа "Пойди туда, не знаю куда", "Про Федота-Стрельца", "Про Андрея-Стрелка". В этих же сказках упоминается и горлица-голубица, которая присутствует и в былине. Но в сказках горлица помогает Стрелку, в былине же, возможно её упоминание несёт какой-то особый смысл.
Но здесь я бы хотел подчеркнуть, что в этом конкретном варианте былины подстрекатель, среди того, что должен сделать Данило, предлагал, чтобы тот добыл "лютого льва" для княжеского стола.
Вот цитата:
"Мы Данилушку пошлём во чисто поле, во те ли луга Леванидовы. Мы ко ключику пошлём ко гремячьему, велим поймать птичку белогорлицу, принести её к обеду княженецкому. Что ещё ему убить льва лютого, принести его к обеду княженецкому."
Как не крути, но данное заявление вполне может быть свидетельством того, что львиная охота во времена Древней Руси была чем-то достаточно реальным. Может быть не очень обычным, но вполне осуществимым. Хотя этот сюжет также может нести какую-то скрытую символику, типа той что может присутствовать в поимке вепря. Но в любом случае - львы и охота на них упоминается в русской былине и это весьма знаменательно. В том числе и для трактовки того самого свидетельства Владимира Мономаха.
Другие примеры упоминания льва в древнерусских текстах, можно посмотреть вот здесь: О. П. Лихачев, Лев - лютый зверь. (за текст благодарю nickfilin) Также интересной в связи с данной темой, является этимологическая версия, выводящая слово "лев" из праславянской формы *ljuvos которая в свою очередь восходит к праиндоевропейскому слову со значением "ловец, облавный охотник". Данную версию можно посмотреть здесь.
Так же хочется откомментировать сами описания Мономаха - его столкновения с оленями, лосями, турами, дикими лошадьми, медведем - раскрывают перед нами весьма неспокойную и не расслабленную жизнь русского князя той эпохи. Постоянный смертельный риск. Вот какова была рутинная жизнь тогдашней высшей элиты Руси. Да и простых жителей, я думаю это тоже касалось в полной мере. Думаю, следует отметить также личную отвагу и доблесть Мономаха! А равно и его везучесть, ибо после того, как человека бодал тур, или топтал лось - в живых остаться довольно редкое счастье. Что уж говорить - о возможном нападении льва. Тем более, что начинал он соответствующие забавы ещё с возраста подростка, точнее почти ребёнка.
Кстати, ни туров (диких европейских быков, весьма свирепых животных) ни диких лошадей (тарпанов, последние из которых были уничтожены в Пруссии в 1814 году), которые присутствуют в описании Мономаха, подобно львам в современной Европе тоже уже нет. Да и ареал, а также численность лося в Европе существенно сократились с 12-ого века. Хотя в северных и восточных областях континента он сохраняется всё ещё достаточно массово.
rossica-antiqua.livejournal.com
Входил Ли Львов В Состав Киевской Руси - Архив - Каталог статей
Исторический экскурс
Археологи утверждают, что земли, на которых находится Львов, были заселены еще 20 тысяч лет назад. Известно, что в начале первого тысячелетия на этих территориях жили славянские племена. В IX столетии эти территории вошли в состав Киевской Руси, которая в то время была одним из самых могущественных европейских государств. Но вскоре, из-за частых набегов монголо-татар, это государство распалось на несколько княжеств. Самым известным среди них было Галицко-Волынское княжество, образованное в конце XII века князем Романом Мстиславовичем.
После смерти князя Романа на трон вступил его сын Данила. Для защиты своего государства он построил несколько городов-крепостей, в том числе и Львов. Город он назвал в честь своего сына Льва.
В 1340 году был отравлен последний князь из Галицкой династии – Юрий II. Воспользовавшись этим, польский король Казимир III (Великий) завоевал и ограбил Львов. Но только в 1387 во Львове окончательно установилась власть Польши. В составе Польского государства Львов находился почти четыре столетия, до 1772 года.
В 1772 году, в результате первого раздела Польши между Россией, Пруссией и Австрией, Львов вошел в состав Австрийской (позже Австро-Венгерской) империи. Город стал политическим и административным центром провинции, которая официально называлась Королевство Галичины и Владимирии.
Лемберг. Львов в составе Австрии
Железнодорожный вокзал города Львова
Город Львов - один из главных центров туризма на Украине. Он обладает богатой историей, благодаря чему полон достопримечательностей и имеет неповторимый архитектурный облик. Город в течение своего существования входил в состав нескольких государств. В ранний период истории Львов входил в состав Киевской Руси, а позже в состав Галицко-Волынского княжества. Всё феодальное средневековье Львов входил в состав Польши. Но под чьей бы властью Львов не находился — он постоянно развивался и рос, не смотря на происходящие в нем пожары, эпидемии и войны.
В 1772 году после разделения Польши, Львов становится столицей одной из провинций Австрии, так называемой Королевство Галиции и Лодомерии. Чтобы закрепить здесь власть, город переименовывают в Лемберг. Австрийцы первым делом упраздняют устаревшее, но все ещё действовавшее здесь, Магдебургское право. Вместо него в городе начинает действовать австрийское чиновничье управление. Город получает новый толчок к развитию. Численность жителей растёт лавинообразно и властями города принимается решение о разборке городских оборонительных стен и башен.
В конце XVIII в. — начале XIX в. в городе начинают проявляться капиталистические атрибуты. Самые крупные ремесленные цеха объединяются и организовывают крупные мануфактуры. Так, в 1778 году во Львове действовали ликеро-водочный, табачный, пивоварные заводы, чуть позднее в городе появилась металлообрабатывающая мануфактура. Так же во Львове начинают активно развиваться кредитные учреждения.
Помимо производственного прорыва во Львове активизируется научная и культурная жизнь — в городе снова открывают Университет. К сожалению, многие предметы преподаются на немецком языке, но украинский язык является обязательным предметом и читается вместе с другими предметами. Австрийскими властями Университет планируется, как средство укрепления немецкой культуры, но на практике оказывается наоборот. Здесь собирается вся культурная и прогрессивная элита Галичины. В 80-х гг. во Львове печатают первую газету и начинают давать представления сначала украинская театральная труппа, а позднее и польская.
С ростом капитализма во Львове в середине XIX века начинает чувствоваться значительно сильнее классовое неравенство — в городе организовываются националистические организации по борьбе за польскую и украинскую культуры. Замечая такой настрой, австрийские власти начинают притеснять украинских продемократических деятелей и в 1848 году во Львове вспыхивает массовое восстание, направленное на освобождение из-под действующей власти, но оно было жестоко подавлено подтянувшимися войсками. В 50-х годах ХIX столетия во Львове прокладывают железную дорогу и за 20 лет соединяют всю Галичину железнодорожным сообщением с Европой. Во Львове строится крупный железнодорожный ремонтный завод и город превращается в крупный ж/д узел. Однако, с появлением хорошей транспортной развязки, Львов превращается из большого промышленного центра в город сбыта произведенной в Европе продукции. Товары, произведённые на устаревшем оборудовании Львова, никак не могли конкурировать с более дешёвыми товарами, сделанными на крупных европейских фабриках с более совершенными технологиями производства. Во Львове снова начинается период кризиса. Зарплаты у рабочих едва хватает на продукты первой необходимости, жильё во Львове при том начинает резко расти в цене, и многим рабочим приходиться жить на улице.
Вечерний город Львов
Но не смотря на все сложности, Львов является передовым городом на Украине. Так в 60-х гг. во Львове делают сначала газовое, а потом керосиновое освещение, а в начале ХХ столетия – электрическое. В 1883 г.во Львове протягивают первую в Украине телефонную линию, а через 10 лет начинает курсировать электрический трамвай.
Под влиянием быстро развивающегося кризиса в городе организовываются социал-демократические кружки. В начале ХХ столетия во Львове активно распространяются труды Карла Маркса и Ленина. Бедствующему рабочему классу очень близки идеи марксизма, и они начинают устраивать митинги и забастовки в поддержку социалистических партий. В городе ежегодно организовывалось по 10 – 20 митингов, а в 1914 году во Львове происходят революционные выступления.
С таким настроем Львов встретил начало Первой мировой войны, и когда в августе 1914 года русские войска вошли в город, они встретили активную поддержку со стороны трудового населения. Но Австро-Венгрия не хотела так просто отдавать свой Лемберг, и в июле 1915 года они снова оккупируют Львов. И сразу в городе начинается террор со стороны войск с еще большей силой. И только конец войны и развал Австро-Венгерской Империи спасает город от разрушения.
Львовские улицы
Сразу же националистические силы попытались взять управление в свои руки, и провозгласили Львов столицей Западно-Украинской Народной Республики. Но им не удалось надолго продержать управление города в своих руках и в 1919 году Львов снова входит в состав Польши. Город снова становится столицей Русского воеводства, и ему возвращают его историческое название – Львов.
Так заканчивается эпоха Львова-Лемберга под правлением Австро-Венгерской Империи и начинается современная история Львова. в которой городу предстояло снова пережить взлёты и падения, войны и разрушения, быть заново отстроенным и стать одним из крупнейших национальных центров Украины.
Место белорусских земель в процессе становления Киевской Руси. Часть 1.
Образование Киевской Руси было подготовлено всем предыдущим ходом социально-исторического развития восточных славянских земель. В середине IX в. племенные княжения начали объединяться в союзы. Словене и кривичи вместе с финским племенем чудь создали северный союз княжений. В Среднем Поднепровье на основе княжения полян сформировался южный союз. В середине IX в. в Восточной Европе появились варяги — выходцы из Северной Европы и Скандинавии, участники торгово-грабительских и завоевательных походов в Европе, где их называли по-разному: викингами, норманнами и др. Появление варягов не имело решающего значения для возникновения Киевской Руси, но ускорило образование этого государства. Летописная история Древнерусского государства начинается с 862 г. когда северный союз княжений пригласил править в Новгороде варяга Рюрика. Его преемник варяжский князь Олег овладел в 882 г. Киевом и, убив местных князей Аскольда и Дира, распространил власть на многие восточнославянские и некоторые неславянские племена. Так начало формироваться Древнерусское государство — Киевская Русь.
Киевская Русь состояла из различных территориальных единиц, называвшихся волостями, землями, княжествами. Во главе ее стоял великий князь киевский. В состав государства входили отдельные земли во главе с племенными князьями, находившимися в вассальной зависимости от киевского князя. Они должны были появляться со своими дружинами по требованию киевского князя для осуществления военных походов. Подчиненное племенным князьям население платило дань киевскому князю. В то же время племенные князья имели почти неограниченную власть в своих землях.
Великий князь киевский управлял Древнерусским государством при помощи военной дружины. Определенную роль в решении важных вопросов играл княжеский совет из бояр (высший слой феодального общества) и старших дружинников. В городах существовало вече — народное собрание.
Киевская Русь не была единым и централизованным государственным образованием. На протяжении всего времени ее существования шла борьба двух тенденций: усиления власти киевского князя и стремления к сепаратизму отдельных территорий. Довольно сильная военная организация позволяла Киевской Руси защищаться от угрозы со стороны соседних государств и набегов воинственных кочевников, осуществлять завоевательные походы в соседние богатые страны и держать определенное время в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму. Экономические и этнические связи в этом государстве вряд ли можно считать прочными.
В период Киевской Руси на территории Беларуси самыми значительными княжествами были Полоцкое и Туровское, входившие в состав Древнерусского государства. Полоцкое княжество образовалось в среднем течении Западной Двины в 960-е гг. Оно занимало всю Северную Беларусь и граничило на севере с Новгородской землей, на востоке — со Смоленской, на юге — с Туровской, на западе и северо-западе — с землями литовских племен. Полоцкое княжество занимало более трети территории современной Беларуси. В Полоцке существовала княжеская династия, права которой сохранялись на протяжении многих поколений.
рекомендую рассчитать удобные шкафы на заказ от производителя
История Украины
Как Львов стал украинским городом
За Львовом прочно укрепилась слава самого украинского из украинских городов . Именно отсюда Украину постоянно учат, как ей быть на самом деле Украиной, а не Малороссией . Но вот интересный факт: сам Львов стал украинским городом относительно недавно и исключительно благодаря советской власти, которую галицкие национал-патриоты при каждом удобном случае клянут на чем свет стоит. В перечне этих обвинений важное место занимает русификация - пришли, мол, москалi-окупанти i русифiкували українське мiсто Львiв .
Например, в 30-х годах во Львове проживало всего лишь несколько сотен выходцев из России, а к 1989 г. число русских в городе достигло 127 тыс. человек до 1939 г. во Львове не было ни одной русской школы, а через 50 лет их насчитывалось 24. Вот она - русификация украинского Львова ! А кое-кто даже жалуется, что москали заняли роскошные квартиры в престижных районах города, выселив оттуда. украинцев. И приток русского населения, и появление русских школ при советской власти, всT это было. Но проходил ли этот процесс в ущерб украинцам? Сопровождался ли он сокращением численности украинцев в городе, понижением их социального и профессионального статуса? Да и был ли вообще Львов украинским городом до установления в Галичине советской власти?
27 января 1938 г. на заседании статистической комиссии Наукового Товариства iм. Шевченка во Львове д-р Владимир Огоновский выступил с докладом на тему Национальная, социальная и профессиональная структура населения Львова по переписи населения 9.12.1931 г. Текст этого доклада был опубликован в 1938 г. в виде брошюры под названием Львiв у цифрах . На основе данных, приведенных в этой брошюре, общая численность населения города по состоянию на 9.12.1931 г. составляла 312.231 человек. По конфессиональному признаку это население распределялось следующим образом:
греко-католиков 49.747 чел. или 15,9%
православных 1.077 чел. или 0,3%
римо-католиков 157.490 чел. или 50,5%
моисеевых (т.е. иудаистов) 99.595 чел. или 31,9%
прочих 4.322 чел. или 1,4%
Что касается распределения по национальному признаку, то следует учесть, что национальность тогда, как и прежде во времена Австрии, определялась по разговорному языку. Состав населения Львова щодо мови найближчої выглядел так:
украинцев 24.245 чел. или 7,8%
русинов 10.892 чел. или 3,5%
поляков 198.212 чел. или 63,5%
евреев 75.316 чел. или 24,1%
прочих 3.566 чел. или 1,1%
Здесь требуется пояснение, почему отдельно указана численность украинцев и русинов, и что это означает
В прошлом термин русские являлся обобщающим названием для великороссов, малороссов, белорусов, т.е. для всех восточных славян, живших некогда на территории древней Руси. (В России после революции 1917 г. большевики оставили название русские только за одной из ветвей русского народа - за великороссами, а украинцев и белорусов официально признали отдельными народами, чем оказали неоценимую услугу местным националистам.)
Также и коренное население Галицкой Руси называло себя русинами, русскими. Во второй половине XIX в. в среде галицких русинов произошло размежевание на так называемых старорусинов, которые, оставаясь на почве исторической традиции, признавали себя частью единого русского народа (поляки называли сторонников этого движения москвофилами ) и на молодорусинов или украинофилов, которые приняли идею отдельности малорусского (украинского) народа. Постепенно украинофилы отказались от названия русины , вначале именуя себя русинами-украинцами, а затем и просто украинцами.
Во времена Австрии термин украинцы не признавался официально как обозначение национальности и служил названием определенного политического движения в среде галицких русинов. Только в ходе Первой мировой войны, когда галицко-русское ( москвофильское ) движение в Галиции было разгромлено, австрийские власти признали термин украинцы как обозначение национальности.
Но после Первой мировой войны галицко-русское движение снова возродилось, и в Польше в 1931 г. как видим, употреблялось и то и другое наименование. Преобладали тогда уже украинцы, которые во Львове более чем вдвое превышали число тех, кто продолжал считать себя русинами.
В то же время по данными переписи населения 1931 г. по трем воеводствам - Львовскому, Тарнопольскому и Станиславовскому общий перевес украинцев над русинами был не столь велик, так как среди греко-католиков в этих трех воеводствах к украинцам себя причислили 1.660.826 человек, к русинам - 1.116.166 человек.
Также требует пояснения тот факт, что в сумме численность украинцев и русинов меньше численности греко-католиков. Это следствие того, что национальность определялась по языку, и означает, что остальные греко-католики подали своим разговорным языком польский и причислены к польской национальности. Этим же объясняется то, что евреев меньше, чем лиц моисеевого вероисповедания, а поляков больше, чем римокатоликов.
Среди жителей Львова людей, сознательно считавших себя украинцами, было всего лишь 7,8%, но в подсчетах, проведенных д-ром В.Огоновским за основу взят конфессиональный признак, и термин украинцы применяется ко всем греко-католикам, составлявшим, как указано, 15,9% всего населения Львова.
Какова же была тогда социальная и профессиональная структура населения Львова?
Количество грамотных среди поляков и евреев старше 10 лет достигало во Львове 92%, среди украинцев - 77%. Среди работающих украинцев 73% были работниками физического труда, среди поляков - 50%, среди евреев - 32%. Работников умственного труда среди работающих поляков и евреев было по 20%, в то время как среди украинцев только 7%.
Поляки во Львове преобладали в администрации (71%), на транспорте и в связи (76%), в сфере образования и промышленности. Евреи доминировали в торговле - 62% поляков в торговле было занято 27%, украинцев 11%. В адвокатуре, нотариате, среди практикующих врачей евреи составляли 71%. тогда как украинцы по 7%.
Источники: http://www.travellviv.com/ru_istoria.html, http://rest-ua.com/sights/lvov-lemberg, http://www.gistoryja.ru/XIX-nachalo-XXI-v/5-mesto-belorusskih-zemel-v-processe-stanovlenija-kievskoj-rusi-chast-1.php, http://www.uhistory.ru/ct/455-lvov-ukr-gorod.html
lvov-32.at.ua