Яства - это... Этимология, семантика и современное употребление слова. Что такое яства в древней руси


Русское застолье в летописные времена

Княжеские столы и богатырские трапезы...

Пиры русских князей, бояр и царей своей роскошью, обилием яств и напитков не уступали знаменитым римским оргиям. Изощренное чревоугодие пировавших и гастрономические фантазии поваров не знали пределов. Древние источники донесли до нас десятки меню *великих* пиров. Один из таких пиров, например, устроил князь Святослав в 1183 году в Киеве по случаю освящения новой церкви. Как замечает летописец, все после пира были веселы

Фомин Николай. Пир у князя Ярослава Всеволодовича

Главным веселящим хмельным напитком в то время был мед. Мед был обязательным напитком праздничной трапезы тогдашней знати. Лаврентьевская летопись сообщает, как в 945 году княгиня Ольга велела древлянам наварить много меда, якобы для того, чтобы справить тризну по убитому ими князю Игорю. Трагическая роль, которую сыграл мед в коварном спектакле, разыгранном мстительной супругой погибшего князя, свидетельствует о том, что в те времена русичи умели готовить довольно крепкие меды.

Та же летопись рассказывает о грандиозном пире, устроенном в 996 году в честь Ольги князем Владимиром. Князь приказал сварить для пира 300 бочек меда. Мед оставался самым любимым напитком русских вплоть до конца XVII века. (В эпоху Петра I меды уходят на второй план, а их место занимают заморские вина и водки.) В значительной мере это связано с тем, что суровый климат страны не позволял активно развивать виноградарство и, как следствие, виноделие. Однако, безусловно, немаловажную роль играло и отменное качество самих медов, огромное их разнообразие. 

 Пир богатырей у ласкового князя Владимира. А. П. Ряпушкин. 1888

Однако вернемся к пирам. Владимир Святославич принужден был большую часть своего правления либо вести войну, либо сохранять постоянную готовность ко вступлению в новую войну. В подобных условиях он проявлял большую мудрость и часто устраивал застолья, на которых трапеза объединяла бояр, дружинников, торговых людей...

Так, велел он по всем дням недели на дворе своем в гриднице (Гридница — помещение для дружинников в княжеском дворце) устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и сотским, и десятским, и лучшим мужам — при князе и без князя. По словам летописи, «…бывало на обедах тех множество мяса — говядины и дичины, — было все в изобилии. Когда же, бывало, перепьются, то начнут роптать на князя, говоря: “Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными”. Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: “Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра”. Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны».

Традиция общих столов при княжеских дворах сохранялась до татаро- монгольского нашествия. 

В основе отношений на совместной трапезе было такое понятие, как *честь и место*, то есть гостю оказывали почет и отводили место за столом в соответствии с тем местом, которое он занимал в обществе. Сами великие князья потчевали гостей, ели и пили вместе с ними. Известный русский историк А. В. Терещенко по этому поводу пишет: *Вельможи и знаменитые духовные особы мешались с толпой гостей всякого сословия: дух братства сближал сердца. *

Пример Рюриковичей передавался их подданным. В русских былинах об Илье Муромце есть эпизод, рассказывающий о том, как Богатырь собрал простой люд за общим столом в пику княжескому пиру.

Константин Васильев Илья Муромец и голь кабацкая.

                               Выходил Илья он да на Киев-град

                               И по граду Киеву стал он похаживать

                               И на матушки Божьи церквы погуливать.

                               На церквах-то он кресты вси да повыломал,

                               Маковки он залочены вси повыстрелял.

                               Да кричал Илья он во всю голову,

                               Во всю голову кричал он громким голосом:

                               «Ай же, пьяници вы, голюшки кабацкии!

                               Да и выходите с кабаков, домов питейных

                               И обирайте-тко вы маковки да золоченыи,

                               То несите в кабаки, в домы питейные,

                               Да вы пейте-тко да вина досыта».

Казан на русском столе...

Монгольское, а вернее сказать азиатское, нашествие на Русь на 250 лет утвердило господство народов, находящихся на более низкой ступени развития.Непомерная дань Золотой Орде и террор  истощали силы русских людей. Рабство нанесло глубокие раны мировоззрению, нравам, культуре и языку народа. Монгольское господство было господством кочевых хищников, разгулом бесконечного произвола, унижений, надругательств,  состоянием вечного “разделяй и властвуй!”, вечной неуверенности и сдачи на милость и немилость господствующим варварам. Это было резкое столкновение цивилизаций, язычества и христианства; и культура должна была надолго уступить.

Но даже в те тёмные времена происходило культурное взаимообогащение. Весьма заметным такое влияние было в области кулинарии. Русский стол в чистом виде не принял любимые блюда кочевников, но во многом перенял их приёмы обработки мяса, молока и других продуктов. Я не ставлю задачу подробно описать, что и как наши предки переняли у азиатов, но ниже приведу пример блюд достойных подражания.

 

Монгольская кулинария состоит в основном из мяса, молока и муки, причем фантазия степных кочевников может изобрести из них изысканные и совершенно неожиданные блюда. Например, молоко монголы подвергают не столько сквашиванию, сколько дрожжевому и спиртовому брожению. Так получается знаменитая архи (молочная водка), лишь отдаленно напоминающая вкусом своего прародителя - молоко. Кроме того, в монгольской кухне часто сочетаются три, а иногда и пять видов молока: кобылье, овечье, коровье, верблюжье, даже молоко яков. Это дает возможность создавать разнообразные виды масла, сыров, творога. Можно смело сказать, что монголы знают не меньше сортов сыра, чем французы: катык, тарак, пыштак, хурунга... Кое-что можно приготовить и в домашних условиях.

Кочевники и охотники, монголы прекрасно умеют готовить мясо. Заготовка мяса на зиму - священное дело. Мясо нарезают тонкими длинными ленточками и либо вялят на ветру, либо, если дело происходит зимой, - замораживают. Подготовленное таким образом мясо варят в айране или в перебродившем архи, в плотно закрытом котле, чтобы не улетучивались волшебные ароматы и не выкипал мясной сок. Так готовят удивительно вкусные борсо или болхойрюк.

А вот другое блюдо, которое вполне мог отведать Чингисхан. Помните, в древней былине татаро-монгольский хан сажает героя за стол, на котором лежит "бык внутри вареный, сверху печеный, в боку нож точеный"? 

Это совсем не сказочный вымысел, а чистая правда. Монголы умеют варить мясную тушу без котла, в собственной шкуре. Тушу быка или барана, не снимая с него шкуры, потрошат, наполняют водой, а зимой кладут туда лед и раскаленные на огне камни, саму же тушу зарывают под угли костра. Получается так, что мясо варится внутри и запекается снаружи, сохраняя поразительную сочность и обретая при этом хрустящую корочку. Очень древнее степное блюдо и сейчас готовится по особо парадным случаям, например на свадьбу.

Столы русских царей...

Азиатская гордость и недоступность испортили древние похвальные наши обычаи. Со временем пиры стали менее демократичными, строгий порядок потчевания гостей и местничество занимали на них все большее место. В *Домострое*, памятнике середины XVI века, который отражает нормы поведения того времени, даются советы, как вести себя на пиру: *Когда позовут тебя на пир, не садись на почетном месте, вдруг из числа приглашенных кто-то будет тебя почетнее; и придет тебя пригласивший и скажет: *Дай ему место*, и тогда придется тебе со стыдом перейти на последнее место; но если тебя пригласят, войдя, сядь на последнем месте, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: *Друг, садись выше!* тогда будет тебе почет от остальных гостей, ибо всякий возносящийся смирится, а смиренный вознесется. Когда поставят перед тобой многоразличные яства и пития и если кто-то знатнее тебя будет из приглашенных, не начинай есть раньше его; если же ты почетный гость, то поднесенну пищу первым есть начинай*.

Пир Ивана Грозного в Александровской слободе - Картина русского художника Юрия Сергеева

Среди первой подачи на пирах в Древней Руси обычно шла кислая капуста с сельдями. Рядом в качестве закусок ставилась икра в разных видах: белая, то есть свежесоленая, красная мало-просоленная, черная крепкого посола. Наибольшее распространение имела икра осетровая, белужья, севрюжья, стерляжья, щучья, линевая. Подавали икру с перцем и изрубленным луком, сдабривая по вкусу уксусом и прованским маслом. Икру дополняли балыки, которые в старину назывались *спинками*, и провесная (разновидность вяленой) рыба: лососина, белорыбица, осетрина, белужина и т. д. К этой рыбе подавали ботвинью. Затем следовала паровая рыба, а за ней жареная.

Маковский - Боярский свадебный пир в XVII веке

От этого изобилия закусок переходили к ухе. Каких только видов ухи не знает русская кухня: щучья, стерляжья, карасевая, окуневая, лещевая, язевая, судачья, сборная... Наряду с ухой подавали кальи: из лосося с лимонами, из белорыбицы со сливами, из стерляди с огурцами. К каждой ухе следовало свое, тельное, то есть тесто из рыбной мякоти с приправой, испеченное в форме различных фигурок (кружков, полумесяцев, скоромных соблазнов; поросенка, гуся, утки и т. п.). Обязательным блюдом были также пироги и пирожки с начинками из рубленой рыбы, с визигой, сельдью, сигом...

Однако это не все. После ухи лакомились присольным - свежей и соленой рыбой в рассоле (огуречном, сливовом, лимонном, свекольном) и всегда *под зваром* так называли истинно русские соусы с хреном, чесноком, горчицей. К этим блюдам также полагались пироги, только уже не подовые (печеные), а пряженые (жареные). Откушав все эти блюда, баловались вареными раками.

Чем больше утрачивали пиры свои демократические основы, тем пышнее и роскошнее они становились. Точное описание церемонии подачи блюд и кушаний в XVI веке приводит в своем романе *Князь Серебряный* А. К. Толстой. Во время пира, который устроил Иван Грозный для своей братии из 700 опричников, на столах, кроме солонок, перечниц и уксусниц не было никакой посуды, а из яств, стояли только блюда холодного мяса на постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашках...Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед.

Царский пир в Грановитой палате Московского Кремля. Техника: Миниатюра. Время создания: 1673 г.

 

...Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, у которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных сортов, кривые пирожки и оладьи...

Обед продолжался. На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном.

...Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной... Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночного подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном..* Колоритно описание пира у А. Н. Толстого. Действительно, в XVI веке великокняжеские и царские пиры начинались с жаркого, а именно, с жареных лебедей, которые считались царским кушаньем. Если по каким-либо причинам их не было на столе, то это считалось обидным для гостей и расценивалось как недостаточное к ним уважение. Однако на употребление многих видов мяса был наложен строжайший запрет - особенно на зайчатину и телятину. Остается историческим фактом, что в 1606 году боярам удалось натравить на Лжедмитрия I толпу, побудив ее ворваться в Кремль, только сообщением, что царь не настоящий, ибо ест телятину.

Безопасность...

Существовал определенный порядок, по которому любая еда для монарха проходила строжайшую апробацию. В поварне его пробовал на глазах стряпчаго или дворецкого повар, готовивший это блюдо. Затем охрана блюда возлагалась на самого стряпчаго, который надзирал за ключниками, несшими поднос во дворец. Еда расставлялась на кормовом поставце, где каждое блюдо отведывал уже тот самый ключник, что принес его. Затем пробу снимал дворецкий и лично передавал миски и вазы стольникам. Стольники стояли с блюдами у входа в столовую, ожидая, когда их вызовут (порой до часа). Из их рук кушанья принимал крайчий — охранитель стола. Только ему доверялось подавать еду государю. Причем, и он также на глазах у правителя пробовал с каждого блюда и именно с того места, которое указывал государь.

Аналогичная ситуация происходила с напитками. Прежде чем вина доходили до чашника и попадали на питейный поставец их отливали и опробовали ровно столько раз, в скольких руках они побывали. Последним, на глазах царя, пробовал вино чашник, отливая себе из государева кубка в специальный ковш.

Боярский пир в 17 веке

Начиная с XVII века кухня знати становится все более сложной и рафинированной. Она не только собирает, объединяет и обобщает опыт предшествовавших столетий, но и создает на его основе новые, более сложные варианты старых блюд. Для боярской кухни того времени примечательным становится чрезвычайное обилие блюд до 50 в один обед, а за царским столом их число вырастает до 150-200. Стремление придать столу помпезный вид проявляется в резком увеличении самих размеров блюд. Выбираются самые крупные лебеди, гуси, индейки, самые большие осетры или белуги. Порой они так велики, что их едва могут поднять три-четыре человека. Не знает границ искусственное украшательство блюд: из пищевых продуктов сооружаются дворцы, фантастические животные гигантских размеров. Тяга к нарочитой пышности сказалась и на продолжительности придворных обедов: 6-8 часов подряд - с двух часов дня до десяти вечера. Они включали в себя почти десяток перемен, каждая из которых состояла из полутора-двух десятков однотипных блюд, например из десятка сортов жареной дичи или соленой рыбы, из двух десятков видов блинов или пирогов.

Константин Маковский. Поцелуйный обряд. Повторение картины 1895 года, хранящейся в Государственном Русском музее

В XVIII веке пиры стали начинаться студнем, икрой и другими холодными закусками, затем подавали жидкие горячие кушанья, а уж потом вареное и жаркое. Век спустя, в домах вельмож званый обед открывали окорока, колбасы, холодные мясные и рыбные кушанья, соления, а за ними следовали похлебка, жаркое, и завершался обед сластями.Всегда высоко ценились разные кушанья из рыбы, которая была даже дороже дичи. Наши предки полагали, что чем больше рыбы на столе и чем она крупнее, тем выше почет для гостей. Русские повара достигли в своем искусстве такого совершенства, что могли *превращать* рыбу в петухов, кур, гусей, уток, не только придавая блюдам форму этих птиц, но даже имитируя их вкус. В русской кулинарной литературе такие блюда называли поддельными: поддельный заяц, поддельный гусь и т. п.

Павел Алепский сообщает, что московиты приготовляли различные рыбные кушанья так: *выбирают из рыбы все кости, бьют ее в ступках, пока она не сделается, как тесто, потом начиняют луком и шафраном в изобилии, кладут в деревянные формы в виде барашков и гусей и жарят в постном масле на очень глубоких, вроде колодцев, противнях, чтобы она прожарилась насквозь, подают и разрезают наподобие кусков курдюка. Вкус ее превосходный

И позже рыба не сходила со стола русского народа. В немалой степени этому способствовало то обстоятельство, что ее разрешалось, есть в период постов. Особенно много в посты ели сельдей. Лакомством считались сельдевые молоки и икра с картофелем. Молоки промывали, снимали с них пленку, растирали с желтками вареных яиц и горчицей. В широком употреблении была также и щучина бочоночная - соленая щука. Ее отваривали в воде, снимали кожу и подавали с хреном и уксусом.

Копченую рыбу - сига, корюшку, рыбца, ели как самостоятельное блюдо или в смеси с другими продуктами: маринованной свеклой, солеными огурцами, сырыми яблоками, вареными яйцами, зелень...

Выпить зелена вина из кубка и чаши...

Русские цари ревностно относились к сосудам для пития: абы из чего пить не стали. Это был не просто каприз. В средние века русской истории монархи знали, что порой форма важнее содержания. Тогда люди верили, что правильно созданный сосуд способен преобразить любой напиток и даже нейтрализовать яд. Мастера по кубкам ценились на вес золота. Секрета мастерства хранились строго и передавались из поколения в поколение.

Большое значение предавалось форме, образу, сосуда. Так, царь Иоанн III пил из кубка в виде петуха. В русском древнем символизме этой птице приписывались храбрость, плодовитость и способность отгонять демонов. А самое главное, считалось, что человек, пьющий из «петушиного» сосуда, никогда не пьянеет…

Кубок великого князя Иоанна Васильевича III

 

Ниже привожу примеры некоторых легендарных сосудов из Оружейной палаты Московского Кремля.

 

Ковш великого князя Иоанна Васильевича IV

Ковш белый, с золоченым венцем и спусками. В средине печать, с изображением, на зеленом финифтяном поле, двуглаваго орла (в первоначальном виде печати Государства Русскаго, с двумя коронами, без всадника, поражающаго гидру, на груди). Вокруг орла наведена по синей финифти подпись:*Божиею милостию Царь и Великий Князь Иван Васильевич, Государь всея Русии*.По венцу, внутри... снаружи, также и по ленте, вычеканен царский титул:*Божиею милостию Царь и Великий Князь Иван Васильевич, Государь всея Русии, Владимерский, Московский, Новгороцкий, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский, и иных, Государь и Великий Князь Новгорода, Низовские земли, Черниговский,Рязанский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондиский и всея Сибирския земли и северныя страны повелитель и Государь и иных многих*.

Серебряный золоченый кубок

В описи Оружейной палаты *Кубок ложчатый золоченый, украшенный по восьми выпуклостям яхонтами и изумрудами (из числа которых пяти не достает). Большие яхонты окружены мелкими, а равно и в гнезде вокруг изумруда 12 изумрудцев. Под выпуклостями кубка с двух сторон одноглавые орлы; под ними серебряные травы. Между кубком и поддоном двуглавый орел. На крыше кубка выпуклости яблоками, а также и на поддоне.

Серебряный золоченый кубок

 

Этот кубок принадлежал казне царевича князя Алексея Михайловича вместе с другим, представлявшим ветряную мельницу, о котором в описи казны царя Михаила Федоровича отмечено:*Кубок серебрян, золочен, на трех колесах. В кубке в средине лебедь; из кубка выведен жолоб; а в жолобе анбар мелнишной, на анбаре облезьяна сидит на дву собаках. От кубка вверх три пружины серебряны, а на тех пружинах кубок серебряной золочен; на столбике стоит журабль, на одной ноге, а в другой держит яблоко. Поддон золочен на трех ношках золоченых гнутых; на поддоне рыба кит золочен; по подписи весу два фунта сорок золотников, а по весу 2 ф. 44 золотн.*.

Кубок, присланный царю Алексею Михайловичу от шведской королевы Христины в 1648

 

Кубок на роговое дело; под ним человек серебряной, белой, женскаго полу, в правой руке серп, левою рукою держит рог; на поддоне чеканены травы; на кровле яблока в семи местех, осмое в середке, гладкия, золоченыя; в середнем яблоке ветвь; пониже яблок серебреныя белыя листья и цветныя репьи; меж яблок винограды и травы цветные; однаго яблока нет. По подписи на дне тринадцать фунтов семдесят золотников. Прислала к Великому Государю Свейская Королева Христина во (1648), сентября во 2-й день. А по весу тринадцать фунтов, двадцать четыре золотника*.

Кубок раковинный и братина царя Алексея Михайловича

 

Этот кубок, хранящийся в Оружейной палате , из перламутровой раковины в серебряной золоченой оправе; на завитке раковины литой Нептун, на морском коне, с трезубцем в руке. С обеих сторон изображения Тритона, трубящего в рог. Литая оправа с фигурами и запонами украшена изумрудами, яхонтами и жемчужными зернами.*

 

 

.

Золотая братина, поднесенная царю Алексею Михайловичу патриархом Никоном

 

Эта золотая братина, или заздравная чаша, московской работы, ложчатая, украшенная финифтяными ободками и цветами. Снаружи по ободу, между отделами финифтяной же надписи, два больших изумруда и два синих яхонта, или сапфира, из коих один гранен россыпью, другой плоский. Между ложками, под ободом, пять алмазов греческой грани и шесть яхонтов.По венцу следующая, наведенная черной финифтью, подпись:*161 (1653) года,благочестивейшаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Руссии, сею чашею благословил и челом ударил Никон Патриарх Московский и всея Руссии*.На дне чаши нарезана другая подпись:*194 (1686) года, Великие Государи сею чашею пожаловали Боярина Князя Василья Васильевича (Голицына) за ево службу, за вечной мир, что учинен с королем Польским*.

Вот так ели, пили и традиции хранили в Русском царстве.

https://cont.ws/post/278570

myhistori.ru

Невесты Древней Руси. Русская цивилизация

Летописи говорят, что муромский княжич Петр страдал от тяжелой болезни. Его тело начало покрываться струпьями, и лучшие знахари не могли ему помочь.

И когда надежда совсем исчезла, в княжеских палатах появилась простая девушка Февронья – дочь бортника. Вместе с отцом она жила в лесу и собирала там мед диких пчел. С собой Февронья взяла немного липового меда и травы – чистотел и календулу. Она пообещала исцелить княжича, но взяла с него слово, что в благодарность он на ней женится. Февронья изготовила целебный отвар и несколько дней поила и омывала им Петра. И – о чудо! Недуг отступил.

Княжич поправился, но выполнять обещание не спешил. Не хотелось ему идти под венец с простолюдинкой. И болезнь снова вернулась к нему. Как гласит предание, тогда юноша отправился в лес, отыскал там свою целительницу и позвал замуж. Невероятно, но вскоре Февронья сумела внушить ему уважение и любовь, ставшие для всех примером на века. Она не раз выручала князя мудрыми советами, и он уже не мог жить без нее. Петр и Февронья умерли в один день в 1228 году. Они не хотели разлучаться и после смерти, но слуги положили их в разные гробы. Если верить церковным записям, дважды тела княжеской четы чудесным образом исчезали из раздельных усыпальниц и оказывались в одном саркофаге.

Кем же на самом деле была Февронья и есть ли объяснение всем этим чудесам?

Ученые предполагают, что дочь бортника имела отношение к обавницам – хранительницам древнего и таинственного знания.

Дошло ли оно до наших дней?

В Японии были гейши. На арабском Востоке – одалиски. В Древней Греции – гетеры. Вся их жизнь посвящалась мужчине. Но они отдавали возлюбленным лишь тело и немного внимания. Цель всех этих женщин была – хитроумными способами привязать к себе господина и получить от него все.

Поэтому история хранит так много печальных сюжетов с их участием.

Славянские обавницы умели гораздо больше. И, кроме того, они были созданы – одарять. Те вещи, которые творили обавницы, сегодня кажутся чудесами. Но пришло время и им найти объяснение.

Арина Веста, историк и этнограф, пытается объяснить это так: «Это истинное волшебство, истинная магия, когда человек, достигший определенных степеней духовной зрелости, мог управлять материальным миром совершенно свободно. И тем более в нашей культуре, в культуре потаенной, славянской, сохранилось очень много заговорных таинств, заговорных практик».

Прежде всего, обавница могла заполучить любого мужчину.

Будучи простого происхождения, они тем не менее становились царицами.

Упоминание об этом историки недавно нашли в хрониках первых киевских князей. И новое открытие породило еще ряд загадок.

Оказалось, Святослав Киевский, сын Игоря и Ольги, полюбил ключницу матери – некую Малушу, сестру богатыря Добрыни Никитича. От этого союза родился Владимир, будущий князь и креститель Руси.

Но вот что странно. Малуша жила при дворе, пока Святослав был в походах.

После его возвращения и рождения сына она была сослана княгиней Ольгой на Псковщину. А ребенок воспитывался в Киеве вместе с другими детьми Святослава. И именно Владимира, сына простолюдинки, выбрали среди других княжичей как наследника престола. Почему княгиня Ольга так сделала? Понимала, какими способностями будет обладать сын обавницы? Увидела в Малуше угрозу? Боялась и не желала делить с нею власть? Знала, на что способны такие женщины?..

Но есть ли подтверждения, что Малуша была обавницей? Историки считают, что это доказывает ее родство с богатырем Добрыней. Во времена князя Святослава были известны богатырши-поляницы. Девы-воительницы, русские амазонки, дочери и сестры богатырей.

Поляницы были как раз боевым направлением знания обавниц.

У историков создается впечатление, что обавниц тщательно отбирали и готовили в хорошо спрятанных жреческих школах. Неслучайно все царевичи в преданиях находят волшебных дев в лесу.

Так в чем же заключалось тайное оружие обавниц? Можем ли мы сегодня воспользоваться им? Прежде всего, они знали, как применить силу природы для красоты. И как правильно обращаться с мужчиной.

Главное, что дошло до наших дней, – секреты красоты этих суперневест. Каноны привлекательности в те времена зиждились на показателях здоровья девушки. И сегодня наука это подтвердила. Чем толще коса у барышни, тем больше в ее организме кальция. Значит, она родит крепкого малыша. Из почти забытых, но очень действенных средств для улучшения роста волос – конопляное и льняное масло. Его добавляли в пищу и втирали в волосы.

Ольга Перевалова, диетолог, рассказывает о полезных свойствах этого средства: «Это масло, которое испокон веков использовалось на Руси. То есть наш русский народ, наш роскошный генофонд, наши богатыри и красавицы, у которых вот такая толстая русая коса, – это те люди, которые выросли на хорошем, качественном льняном, растительном масле».

Жемчужного блеска зубов добивались с помощью обыкновенной золы. В наши дни для тех же целей вполне эффективен активированный уголь.

Отбелить лицо помогал отвар петрушки и маски из простокваши. С помощью кислого молока девушки выводили веснушки. Сливками спасались от солнечных ожогов. Эффективность таких процедур подтвердили и современные научные исследования.

Наталья Попова, врач-дермотоксиколог, делится секретами: «После рабочего дня очень приятно умыть лицо прохладным кефиром с добавлением в него витамина «Е», который также относится к жирорастворимым витаминам и является очень сильным антиоксидантом. То есть он борется со свободными радикалами, соответственно, борется со старением кожи».

Впрочем, русские красавицы знали, что здоровая кожа – это показатель правильного пищеварения. В исторических текстовых памятниках XVIII века историки нашли любопытный рецепт, видимо, дошедший из древности.

Императрица Елизавета Петровна любила шумные пиры и застолья. В ее правление при дворе пили много и ели без меры, а после непременно «страдали головой и желудком». Сама же правительница наутро продолжала веселиться, ведь она использовала старинный русский рецепт, который ей поведала одна из придворных дам. Это эликсир молодости и здоровья на основе крупяного молочка. Вот как его готовили. Поровну мешали зерна пшеницы, ячменя и овса. Тщательно перемалывали, заливали кипятком, настаивали и пили теплым. Эта своеобразная сырая каша отлично очищала желудок и кишечник. Даже в немолодые годы императрица могла похвастаться здоровым румянцем и отменным аппетитом.

Недавно в летописях киевских князей была найдена еще одна любопытная история. Остановившись по делам в городишке на берегу Москвы-реки, который впоследствии станет Белокаменной столицей, Юрий Долгорукий приметил молодую девицу. Он был сражен ее красотой. Лицо крестьянки было бело и гладко, как у боярыни. Чтобы поближе рассмотреть девушку, князь при случае схватил ее за руку. Неожиданно он увидел на руке девушки огромные царапины. Князь спросил, откуда они, но девица только хохотала и старалась убежать. На следующий день она принесла князю туесок, полный ягод. Это была малина. Девушка сказала, что в этих дарах леса и есть секрет ее красоты. Просто, чтобы ягоды добыть, приходится пробираться сквозь колючие заросли. Она угощала князя ягодами, он дивился их вкусу и все больше и больше влюблялся в девицу. Есть ли сомнения, что то была обавница?..

На Руси малина считалась волшебной ягодой. Ее использовали в обрядах для обогащения и семейного счастья.

Альбина Селицкая, парапсихолог, говорит: «Когда женщины используют сладкое варенье, оно не является, конечно же, приворотным зельем, но в дом, в котором разносится запах малинового варенья или чай заварен с малиновыми ягодами, обязательно притекают любовь, добро и счастье».

Девицы на Руси носили довольно обтягивающие сарафаны, чтобы будущие женихи могли оценить их гибкий стан. Обавницы знали, сколь важна для женского организма гимнастика. На упражнения у них, конечно же, не было времени.

Однако они нашли кое-что даже более полезное – плавание.

Вспомните, сколько сюжетов построено вокруг того, как волшебная дева купается в озере или речке.

Обавницы имели власть и над людьми, но никогда не злоупотребляли ею, управляя мужчинами лишь мудрым словом и мягким убеждением.

Обавницы «оборачивались животными и птицами». Исследователи предполагают, что речь идет не о физическом превращении, а о приобретении качеств того или иного существа. Царевна-лягушка, скорее всего, умела становиться незаметной и сутками поджидать в холодных и сырых зарослях. Так же как сегодня это делают специально подготовленные диверсанты. Или же могла находить в болоте броды по едва заметным изменениям растительности.

Царевна-лебедь, орлица и голубка, вполне возможно, могли летать.

Феномен левитации описан у всех древних народов.

Историк-славянист, кандидат исторических наук Марина Крымова уверена: «Обавницы были летучие, то есть они напрямую пользовались своим эфиром, они напрямую через расстояние могли создать поставку сил, поставку ресурса, если говорить о бое или о дальнем походе».

Жрицы древнего культа не всю жизнь проживали в лесу. Нередко они возвращались в родные деревни и там искали себе суженого.

Обавницы точно знали, как найти своего мужчину.

Неслучайно важнейшие любовные обряды проводились в праздники, особенно в Дни Купалы и Коляды. Эти периоды связаны с особыми энергетическими ритмами планеты. дни Коляды – зимнее солнцестояние, период самых долгих и холодных ночей в году. Наши предки считали, что 21 декабря наступает время бога Карачуна. Это злое божество смерти и морозов, также называемое Чернобогом.

Рассказывает Александр Белов, исследователь славянской традиции: «У нас есть Карачун, мы понимаем, что жизнь закончится, потому что бесконечно сокращается пространство света. Зимнее солнцестояние – это борьба света и тени, это борьба с убыванием Солнца, то есть уходом Солнца в мир мертвых».

Но, согласно мифам, бог Коляда побеждает Карачуна-Чернобога. А чтобы это непременно произошло, надо приветить Коляду кострами до небес, веселым застольем, песнями и плясками. Именно в эти ночи гадали на супружество, урожай и прибавление в семействе. А днем призывали Солнце возродиться и повернуть на лето. Дневной свет и тепло жизни начинали умножаться в мире.

Александр Белов поясняет: «Вот солнечный свет начинает набирать силу. Постепенно начинается тот самый взрыв потенциальной энергии, которая воплотится, взорвется в кинетическую. Но это будет на летнем солнцестоянии».

Главным славянским праздником был день Купалы – летнее солнцестояние, 22 июня. Наши предки верили, что в период самых долгих и светлых дней Солнце дарит больше всего жизни. В это время соединение мужчины и женщины станет божественным. Несватанные девушки и парни в этот день искали себе будущую пару. Но не так, как считается ныне, перебирая всех подряд.

Мало кто сегодня знает, как на самом деле славили Купалу.

Обавницы проводили специальный магический обряд. Позднее он получил широкое применение. Представляя образ суженого, мастерили деревянный плотик, куда клали собственноручно вышитый платок и приготовленные яства, и пускали по реке. А парни караулили эти плотики внизу по течению.

Арина Никитина, исследователь славянской традиции: «Было такое поверье, что тот, кто поймает этот плотик, кому будут вкусны дары эти, тот по узору вещи, которая была вышита и лежала на этом плотике, сможет найти владелицу, найти свою суженую».

А супружеские пары проводили обряд призыва дитяти. Этот ритуал был обязательным для рождения первенца. Причем готовиться к нему начинали за полгода. За полтора месяца соблюдался пост телесный и душевный.

Самым важным элементом обряда для молодых супружеских пар являлось любование друг другом как богом и богиней. Совершалось взаимное омовение. Затем супруги исполняли друг для друга священный танец единения стихий. Муж танцевал с двумя огненными чашами в руках, а жена – с двумя чашами воды. Затем они одаряли друг друга. Женщина – рубахой с вышитыми знаками силы и отцовства. А супруг дарил ей особый головной убор, символизирующий материнство.

Арина Никитина продолжает: «Это была ночь таинства, и, часто, ночь зачатия первого ребенка в семье, ибо день летнего солнцестояния – это, как говорили на Руси, время, когда земля и небо венчаются, это праздник свадьбы неба и земли, зачатия нового зарода».

Наши предки умели использовать силы природы, чтобы родить потомство, живущее в гармонии со всей Вселенной.

Обавницы хранили и помнили значение обрядов. Они знали, как использовать силы Земли и Космоса. Но этих дев никогда не было много.

Заполучить такую женщину считалось невероятной удачей. Любой князь, если знал, где искать – стремился найти себе такую жену, даже если она была низкого происхождения. Ведь смысл любой русской сказки и заключается в том, чтобы царевич женился на волшебной деве, знающей и умеющей то, что никому не под силу. Однако все должно было быть по любви и обоюдному согласию.

Каждый русский воин знал, что не прогадает, взяв в жены обавницу. Ведь она станет настоящей берегиней – хранительницей его дома и рода.

Развеет его тоску, победит врагов и болезни, вырастит сыновей и дочерей.

Говорит Марина Крымова, историк-славянист, кандидат исторических наук: «Есть в документах такие интересные обрывки о том, что все князья стремились взять себе в жены Вилу Премудрую. Имена их скрывались. Вила Премудрая – это титул, всего лишь обозначение, что она – обавница, непростая женщина, ведьма, Вила Премудрая, или Василиса Премудрая».

Что же делали обавницы для своих мужчин? Мало кто знает, что любовные традиции славян и повседневная магия были частью одного большого знания. Оно называлось любомудрием.

Арина Никитина объясняет, что это такое: «Так раньше называли хитрую науку, как говорили старики, о создании и сохранении семьи. Это очень большое знание. В него входило и понимание о том, кто ты есть, каково лично твое предназначение, что такое предназначение человека. Туда входили практики по сотворению одежды, знание о том, какая трава принадлежит какой стихии, как ее использовать для питания и использовать для исцеления тела, если ты утратил единую целостность (то есть взаимосвязь тела, души и духа). Это очень обширное знание, в него входили и ладки – это что-то типа народного костоправства, исцеления тела, работа с телом».

Ладка делалась не только хворому, но и утомившемуся человеку. Когда любящие супруги встречались дома в конце трудного дня, они начинали с того, что снимали усталость друг другу. Для этого служила ладка головы. Гладили волосы, массировали виски и затылок. Эффект от этих простых и ласковых движений был волшебным. У каждой ладки был свой секрет, но суть заключалась в целительном энергообмене.

Обавницы, а в замужестве уже – берегини, хорошо знали, как защитить любимого, даже находясь далеко от него. Витязям, уходившим на войну или в далекие края за лучшей долей, вручались специальные обереги, предметы, изготовленные с помощью заговоров. Такая вещь хранила частичку души берегини, окружала мужа заботой и любовью. Осколки этих традиций и сегодня живы в народной памяти. Мало кто знает, но те, чья работа связана с риском – профессиональные спортсмены, спасатели, военные, не выходят из дома без талисмана, данного женой или матерью.

Рассказывает Александр Белов, исследователь славянской традиции: «Она живет и отдает всю себя, всю свою энергию. Всю силу своего характера, воли, привычек, всего-всего-всего, интеллекта, ума, души, она отдает полностью мужчине, не оставляя себе ничего взамен, почему, собственно говоря, берегиней и называется. Потому что самые мощные обереги создаются только такими женщинами».Фото 15. Обавницы совершают обряд Семирадский. Ночь накануне Ивана Купалы

Надолго провожая суженого, берегиня вручала ему свой гребень. На Руси верили, что гребень, подаренный возлюбленной, может лучше любого оружия в опасном бою защитить от удара противника, а на чужбине – от дурного глаза.

Марина Крымова, историк-славянист, кандидат исторических наук, поясняет: «В культе обавниц говорится, что обавница расстанется со своим гребнем только в том случае, если ей нужно спасать любимого, только в этом случае она отдаст свои силы, свои ресурсы, свои волосы, свою жизненную энергию для того, чтобы спасти своего витязя».

Именно гребень стал одним из самых распространенных узоров для обережной одежды. Славянские женщины украшали им пояса, рубашки и очелья, которые повязывали на голову. Надежда Холмогорова (мастер по изготовлению оберегов) восстанавливает это древнее ремесло. Одежду для своего супруга и сына она теперь изготавливает сама.

Говорит Надежда Холмогорова (Ярослава), мастер по изготовлению оберегов: «Раньше одежду делали своими руками, и правильно сшитая одежда, правильно вышитая одежда тоже является очень сильным оберегом».

Правда, полностью соблюсти всю древнюю технологию создания обережной одежды сегодня уже невозможно. Раньше специальные заговоры сопровождали весь процесс: с момента вычесывания льна для ткани, до облачения суженого в готовую рубаху. Сегодня мастерица использует магазинные нитки. Но главное требование остается неизменным – приступать к работе следует только в хорошем расположении духа.

Рассказывает Александр Белов, исследователь славянской традиции: «Там специфическая вышивка идет: когда она лен чесала, заговор шел; потом пряжу создавала, заговор шел; потом ткань ткала, заговор шел; потом из ткани кроила, шел заговор; потом вышивала, шел заговор; сделала рубашку, шел заговор – настолько все завербализировано. Это не просто вышитый кусок ткани, который я на себе ношу. Я защищаю эту женщину, в ее лице род свой, а она защищает меня. Получается замкнутая система, система соединяющихся сосудов».

Был у наших предков и еще один защитный оберег. В маленький мешочек насыпали они горсть родной земли. Тем самым на помощь призывали саму великую богиню – мать сыру землю. Нередко этот мешочек мужчине дарили вместе с куколкой, которую он хранил дома и обязательно брал с собой в дальний путь.

Говорит Надежда Холмогорова: «Есть такая кукла, называется Подорожница. Она представляет собой женщину, которая держит в руках мешочек, куда насыпается родная земля. Это тоже является оберегом мужа в дороге. Есть другие мужские куклы, которые помогают мужчине сохранять силу и преодолевать все препятствия, которые встречаются ему на пути. Это такие куклы, как, например, Спиридон-Солнцеворот, который держит в своих руках колесо и таким образом помогает вершить мужчине его дела».

Берегини знали, как защитить и свой дом в отсутствие хозяина.

Вплоть до середины прошлого века в поволжских деревнях в избах в «красный угол» ставили небольшую куклу. Она считалась вместилищем души пращуров по материнской линии и служила мощнейшим оберегом.

Арина Веста: «Вот эта маленькая куколка – прообраз Великой Матери. Имеют они значение и обережное, и мистическое, и магическое. Делая такой подарок своему близкому человеку, мы передаем часть качеств этой куколке. Если эта куколка – зерновушка, то мы передаем пожелание благоденствия и полноты дому, чтобы дом был – полная чаша. Если какой-то другой символ заложен, соответственно, этими же качествами мы наделяем наш дар».

Берегини изготавливали семь особых оберегов и для себя. Их еще называют куколками женской судьбы.

Таисия Поцелуева, мастер обережных кукол, поясняет: «Когда женщина узнавала, что она беременна, она делала маленькую-маленькую куколку, буквально с ладошечку, и всю беременность эту куколку она хранила и по возможности носила с собой. Она очень маленькая, в ладошку помещалась, и такая куколка берегла беременную женщину».

Еще ряд магических кукол делался специально для маленького ребенка. Перед его рождением в колыбельку клали куклу-«кувадочку». Считалось, что она согревала постель и потом защищала ребенка от дурного глаза родственников, пришедших посмотреть на младенца.

Таисия Поцелуева продолжает рассказ: «Потом, когда ребенок начинал уже сам гулять, ходить на улицу, мама ему делала «нянюшку». Она вешалась на шейку. Если ребенок чего-то пугался, кто-то его обижал, он хватался ручками за эту куколку, вспоминал маму, и ему уже не так страшно было».

Эти обережные куклы считались столь сильными, что им никогда не рисовали лицо. Согласно поверьям, кукла, имеющая лицо, могла захватить чужую душу.

Сегодня все эти магические практики лежат за гранью науки. Психологи еще могут объяснить роль ряда оберегов. Но как быть со сказочными куколками, которые могли разговаривать?.. Эзотерики предполагают, что берегиням были подвластны духи природы. Именно их и просили вселиться в куколку.

Берегини применяли и более прикладные методы защиты дома.

Елена Графская всю жизнь гадает на фасоли. Этому ее научила бабушка – потомственная гадалка. Эти бобы могли не только раскрыть будущее, но и защитить близких.

Говорит гадалка Елена Графская: «Именно на бобах гадать я начала еще в детстве, потому что бабушки наши гадали. Я видела, как моя бабушка гадала себе, людям и как она рассказывала, кем я буду. Мне еще в десять лет предсказала, что я выйду замуж за военного, что буду учиться в Москве, что у меня будет два сына. Я не верила этому, но когда начало сбываться, конечно, уже поверила. Но в детстве все мы гадали. И если карты были запрещены и их не было, то бобовые и горох были всегда, и мы на них гадали».

Графская вспоминает ритуал, который проводила ее бабушка каждый раз, когда в доме не было согласия, а дети баловались и не хотели ложиться спать. Она брала в кружку горсть бобов фасоли и обходила дом, потряхивая бобами и читая специальный заговор.

Рассказывает гадалка Елена Графская: «Издавна на Руси был такой ритуал: брали обычную железную кружку и бобы, их должно быть четное число, но всегда почему-то брали 22 штуки. Это могут быть семена гороха, фасоли, собственно бобы. И накрывали только левой рукой. Начинают обходить дом по часовой стрелке, тарахтя этими семенами. Моя бабушка всегда говорила: «Надо бесов погонять». Она брала кружку, накрывала рукой и начинала обходить дом, проговаривая заговор».

Согласно науке берегинь, такое «простукивание» дома бобами помогало притянуть удачу и богатство.

Елене Беленковой в наследство от бабушки-знахарки достались другие уникальные описания обрядов. В большинстве из них главное место отводится обычной соли. Работать с солью должна старшая женщина в семье. На соль делали наговоры. В древности – забытые славянские. Позднее – церковные, православные.

Вспоминает Елена Беленкова: «В Рождество я взяла обыкновенную соль крупного помола, в 12 часов я высыпала ее горкой, зажгла свечку церковную и три раза прочитала на эту соль молитву «Отче наш». И эта соль уже считалась заговоренной. Потом я ее положила в хлопчатобумажный мешочек, и теперь можно ее использовать».

Заговоренную соль посыпали вдоль подоконника, чтобы в дом не пришла беда. Клали под подушку, чтобы прогнать дурные мысли и бессонницу.

Елена Беленкова объясняет: «Она для того, чтобы убрать какой-то дурной сглаз или что-то дурное. Когда приходят какие-то посторонние люди, надо насыпать эту заговоренную соль в открытую солоночку и поставить в центре стола. Тогда она уберет весь негатив, который будет присутствовать».

На Руси больше почитали черную, или четверговую, соль. Она была в каждом доме. Рецепты приготовления черной соли были забыты на столетия. Они сохранились лишь в отдаленных деревнях. Сергей Краснов помнит, как его прабабушка готовила черную соль в русской печи.

Рассказывает Сергей Краснов, производитель черной соли: «Делали ее в русской печке. Брали ржаной хлеб, мешали с каменной солью. Затем квасная закваска идет, травки определенные, и месили из этого тесто. Потом оборачивали в льняной материал, клали его в печь, на березовые дрова. Температура ее приготовления очень высокая, порядка 900 °C».

Черная соль считалась особым магическим порошком. Она избавляла от многих недугов, ее зашивали в обереги вместе с родной землей. Сегодня волшебному действию черной соли есть объяснение.

Сергей Краснов продолжает рассказ: «Если человек уходил в дальний поход, дальнее плавание, эту соль брал с собой, то есть она еще была и оберегом. Человек ушел с ней и потом возвращался с ней.

За счет того, что соль в печи прокаливалась при высокой температуре, она изменила свою молекулярную структуру. Значит, она теперь уже и воду к себе так не притягивала, как белая соль. И за счет того, что там хлеб, квасная закваска и травки вышеупомянутых добавок, она обогощалась калием, кальцием, марганцем, микроэлементами».

Наука приблизилась к разгадке этого обряда. Дело в том, что соль – это кристаллический минерал. Известно, что кристаллы могут запоминать и хранить невероятное количество информации. Не исключено, что и на энергетическом уровне. Вполне возможно, что заряженная хозяйкой-берегиней соль создавала особое поле, влияющее на людей с дурными намерениями.

В Костромской губернии сохранился народный рецепт волшебного каравая. Хозяйка брала крупную каменную соль и добавляла в ржаное тесто, в пропорции примерно один килограмм к пяти. Добавляла туда три-четыре пригоршни сухой мяты, укропа или душицы и ставила в печь. Пекущийся каравай источал необыкновенный, божественный аромат. Вынимать хлеб следовало, когда он полностью потемнеет.

Этот хлеб считался целебным. Особенно часто его готовили в конце зимы, когда все запасы продуктов были на исходе. Ржаной каравай с черной солью дарил защиту от всяческих болезней, восстанавливал силы и поднимал настроение.

Но самым главным умением любой берегини было знание, как и когда применять лекарственные травы и растения. Одни помогали исцелить больных. Другим приписывались чисто магические свойства. Поистине волшебным растением считалась одолень-трава. Так называется белая кувшинка в старинном рукописном травнике. Наши предки верили, что она побеждает нечистую силу и помогает путешественникам не заплутать в долгом пути.

Наталья Замятина, агроном ботанического сада Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, поделилась знаниями об этом растении: «Одолень-трава, одолей ты мне горы высокие, поля широкие, леса густые». Одолень-траву считалось необходимым взять с собой в любое путешествие, для того чтобы она охраняла тебя в дороге от всех трудностей, от разбойников и, в общем, приносила удачу».

Также наука обавниц-травниц приписывала мистические свойства дербеннику иволистному, более известному в народе как плакун-трава. Растение действительно выделяет капли, которые стекают по листьям вниз и со стороны выглядят как слезы. Почему же дербенник плачет?

Татьяна Ковалева, фитотерапевт, объясняет: «Дело в том, что зачастую перед дождем, когда почва насыщена влагой, а растения прекрасно чувствуют, что сейчас пойдет дождик, происходит определенная регуляция. Ему не нужна лишняя влага, чтобы не загнивали корни. И растение таким образом через свои устьица, протоки, воду сбрасывает. Вот так с научной точки зрения объясняются плачущие растения».

Но в старину люди объясняли слезы плакун-травы по-своему. Когда Богородица оплакивала распятие Иисуса, ее слезы падали на землю и превратились в дербенник. Эту траву использовали в заговорах на нечистую силу: заставляя дербенник плакать, берегини обретали власть над миром духов, уничтожали чары недругов и лечили болезни.

Наталья Замятина: «Плакун-трава считалась в основном необходимой для изгнания бесов. Гоняли всех чертей, ведьм, всю нечистую силу. Причем собирали траву обязательно на Ивана Купалу».

Прочитав специальные заклинания, плакун-траву вывешивали над дверью жилища или клали под порог. Также в магических ритуалах использовали корень растения. Его выкапывали непременно руками. Потом вокруг корня обводили обручальным кольцом. Вешали дома как оберег.

Елена Корсун, доцент кафедры фитотерапии РУДН, говорит об этом обряде: «Вешали для сохранения мира в семье, для супружеского благополучия. А корень дербенника красного прутьевидного клали в хлев. Он помогал приструнить домового, помогал по хозяйству, чтобы все было слажено, ничего не терялось, не билось и не пропадало».

Также в волшебный день праздника Купалы выкапывали обыкновенный хрен. В народных рецептах целебными считаются не только корень, но и листья хрена. Издревле их кладут в соленья. Хрен действительно убивает бактерии. Но листьям всю свою силу корень отдает всего лишь один раз в году.

Надежда Грознова, фитотерапевт, рекомендует: «На день Ивана Купалы надо срезать пять листьев хрена, покипятить двадцать минут и пить настой. Можно лечить печень этим хреном, цирроз печени, множество очень серьезных заболеваний».

Берегини лечили травами не только простуды, но даже тяжелые заболевания.

Врач-натуропат Елена Витальевна Свитко всю жизнь работает с ягодами. Об их пользе она знает не понаслышке. Сложно представить, но благодаря землянике она победила близорукость!

Врач-натуропат Елена Витальевна Свитко вспоминает: «В пять лет мне надели очки. У меня было сложное заболевание глаз, астигматизм и близорукость, и все ухудшалось. Несмотря на то что и папа, и мама – академики, никто помочь мне не мог. В нашем доме, на первом этаже, жила стопятилетняя травница, баба Пина, которая, когда увидела меня в очках, начала очень стыдить мою маму и говорить: «Видишь, мне 105 лет. Я ем землянику и пью земляничные листья. И очков не ношу!»

Соседка-травница порекомендовала давать девочке есть свежую землянику и пить отвар. Мать Елены заваривала кипятком земляничный куст вместе с корешками, по совету травницы делала это на растущую луну. В этот период земляника обретает особенную силу. Звучит фантастически, но зрение у ребенка начало улучшаться.

Очки вскоре были забыты. Елена Свитко и сегодня может похвастаться зоркостью. Так ей пригодились рецепты древних берегинь.

Откуда взялись все эти магические обряды? Где истоки таинственного культа обавниц? Какие боги и богини им покровительствовали и что стоит за всем этим? Исследователи склонны считать, что берегини поклонялись Макоши. Макошь – это женская богиня, прядущая нить судьбы.

Дмитрий Панкратов, исследователь славянской культуры: «Ей приписывалось то, что она прядет пряжу. Соответственно, эта пряжа может идти комочками, и жизнь будет неровной; она может быть ровной, может оборваться раньше, может позже. И точно так же это все претворялось в домашнем хозяйстве, когда хозяйка имела свою прялку, и она знала, что за ней точно так же строго смотрит Макошь. Чем лучше у нее получается нить, тем лучше получится нить жизни и во всем роду, нить, которую для этого рода плетет Макошь».

Однако у Макоши был еще и тайный, ведовской культ.

Изменить судьбу, помочь найти суженого, приворожить своего избранника – в таких вопросах могла помочь только богиня судьбы. Ритуалы поклонения Макоши проводились на полнолуние, когда женская энергия максимально активизирована. Мужчинам запрещалось не только присутствовать на этих колдовских обрядах, но даже наблюдать за ними издалека.

Рассказывает Александр Белов, исследователь славянских традиций: «Табу для мужчины – вообще попадать в эту структуру, в эту часть женского пространства. Все таинства Макоши только для женщины! Женщины, пребывающие в обрядности богини Макоши, в своих хороводах входят в состояние измененного сознания, их же первыми потом ведьмами назовут. Ведьма это и есть в первую очередь Макошь».

Ведьма – буквально означает «ведающая мать». Мудрейшая женщина рода.

На Руси ведьмами называли вовсе не служительниц темных сил, а тех, кто ведал, как излечивать болезни, как помочь девушке найти суженого, а замужней женщине сохранить семейное счастье. Из поколения в поколение – от матери к дочери – передавали ведуньи свои секреты.

А когда на Русь пришла догма православной церкви, древние знания и их хранительницы были оболганы и преданы анафеме.

Но народ все равно знал, где живут ведьмы, и часто обращался к их помощи.

В конце жизни берегиня становилась ведьмой – ведающей матерью, самой мудрой женщиной рода. Они жили долго, очень долго, порой переживая мужей и даже детей. Когда ведьма, вырастив потомков, завершала свою задачу хранительницы семьи, она вновь удалялась в лесную обитель – воспитывать новых обавниц. Если дело происходило далеко от святилищ Макоши, где, вероятно, были целые школы обавниц, учениц никогда не было много – одна или две. Вспомните, в сказках у бабушки Яги иногда живет внучка или племянница. Девочек забирали в лес, где они годами учились понимать язык зверей и птиц, собирать травы, лечить людей. Ведь, если бы они работали в поле, у них не оставалось бы времени. Знания всегда передавались в пределах одного рода – тем, у кого ярче проявлялись способности настоящей славянской Женщины, дочери великой богини.

Игорь Станиславович ПрокопенкоНеизвестная Русь. Тайны русской цивилизации

Материал создан: 08.08.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

это... Этимология, семантика и современное употребление слова

Современные школьники, встретив в классической литературе слово "яства", спросят, что это такое. Эта лексическая единица практически совсем выходит из употребления, еще иногда оставаясь в сказках и былинах. Итак "яства" - это что вообще такое?

Определение и синонимы

Яствами в старину называли пищу, угощение, которое приносило людям энергию, давало им жизнь. Сейчас это слово считается устаревшим. У него есть много синонимов, часть из которых тоже давно встречается только в письменной речи. Среди них: ядомь, брашно, приспешное, выть, ежа. Есть и более привычные варианты: снедь, продовольствие, блюдо, кушанье, съестное, еда. Наиболее универсальным и стилистически нейтральным в данном случае будет последнее слово.

яства это

Значение слова "яства", как правило, все-таки подразумевает изысканное угощение, а не привычную каждодневную пищу. Так что, пожалуй, именно поэтому это слово наиболее часто можно встретить в описании пиров, свадеб и других торжеств.

Правописание и орфоэпия

При написании сочинений и диктантов довольно часто встречается досадная ошибка - ученики вставляют после "я" букву "в". Кое-кто даже произносит слово таким образом. Однако с учетом этимологии этого слова легко понять, что никакого "в" в начале нет. Но поскольку в современном русском языке однокоренных слов у этой лексической единицы нет, это неочевидно.

Между прочим, яства - это форма множественного числа. Однако легко догадаться, что именно так это слово употребляется чаще всего. Ведь "яство" - это всего лишь одно вкусное блюдо, а какой же праздник обходится без богатого выбора кушаний? Даже устоявшееся выражение "яства на столе" - именно во множественном числе - говорит о том, что торжества проводились с размахом.

История термина

Считается, что это слово произошло от глагола "ясти" - кушать, который трансформировался в современное "есть". В некоторых славянских языках до сих пор сохранились лексические единицы, родственные термину "яства", и, как правило, все они так или иначе относятся к процессу питания.

Однако помимо задачи физического насыщения процесс трапезы должен приносить определенное удовольствие от вкусовых качеств еды. И, пожалуй, "яства" - это слово, которое в полной мере отражает отношение наших предков к пище.

Еще со времен язычества считалось, что совместная трапеза сближала людей вплоть до того, что они могли считать друг друга родственниками. Законы гостеприимства позволяли посетителям, отобедавшим в доме, рассчитывать практически на защиту и любую помощь со стороны хозяев. Взамен и сам человек, принятый столь радушно, уже не посмел бы причинить семье зла. Так что обычай, предписывающий предлагать гостям хлеб-соль, - это буквально мирный договор между ними и хозяевами. Поэтому и отказываться от угощения было не принято, да и до сих пор это считается невежливым.

Сейчас старые законы гостеприимства практически не работают, да и пышные пирыпрактически никто не устраивают. Пища имеется в изобилии, и трепетное отношение к ней постепенно исчезает. Еда перестает быть символом благополучия, так что на смену старым словам приходят другие, отражающие этот новый порядок.

Употребление в современном языке

В литературе нашего времени это слово практически не встречается, разве что в исторических романах для передачи атмосферы и в сказках, которые взрослые до сих пор читают своим детям, а также в пословицах и поговорках. Сейчас "яства" - это устаревший термин, на смену которому пришли более нейтральные слова из обширного списка синонимов, упомянутых ранее. Но пока он еще не уходит в небытие. Так, например, именно это слово было выбрано для перевода названия книги французского писателя Андре Жида Nourritures terrestres (1897). Так что ее официальное название на русском языке - "Яства земные".

fb.ru

Хозяйство в Древней Руси | Тайны и Загадки истории

скачанные файлыУже в ту эпоху преобладающею на Руси промышленностью является земледелие. Развитие его, конечно, находилось в тесной связи с почвой и климатом и посевным календарем. Между тем как в черноземной полосе южнорусской оно приносило богатую жатву, хотя и страдало иногда от засухи, саранчи, землеройных животных, червей и т.п. врагов; в северных краях, особенно в Новгородской земле, земледелие развивалось с великим трудом. Ранние осенние или поздние весенние морозы нередко побивали хлеб и производили голодные годы, и только подвозы из других русских областей или из чужих стран спасали население от мора. Между тем как в южной полосе обилие свободных тучных полей, при относительной малочисленности населения, давало возможность часто распахивать и засевать целину, или новину, т.е. девственную почву, а потом в случае истощения запускать ее на долгое число лет, в северной полосе земледелец должен был вести упорную борьбу со скудной почвой и непроходимыми лесами. Чтобы добыть кусок удобной земли, он расчищал участок леса, вырубал и жег деревья; остававшаяся от них зола служила удобрением. Несколько лет такой участок давал порядочный урожай, а когда почва истощалась, земледелец покидал ее и углублялся далее в лес, расчищая новый участок под пашню. Такие расчищаемые из-под леса участки назывались притеребы. Вследствие подобного передвижного земледелия и самое крестьянское население усвоило себе подвижной характер. Но вместе с тем наше крестьянство далеко во все стороны распространяло славяно-русскую колонизацию и своим потом или своей страдою (тяжелой работой) закрепляло новые земли за Русским племенем.

Разные свидетельства удостоверяют нас, что обработка земли производилась теми же орудиями и способами, какие сохранились на Руси до нашего времени. Весной сеяли хлеб яровой, а осенью – озимый. Но юге точно так же более пахали «плугом», а на севере – сохой, или «ралом»; запрягали в них коней, но, по всей вероятности, употребляли для плуга и волов; вспаханную ниву, или «ролью», проходили бороной. Колосья снимали также «серпом» и «косою». Сжатый или скошенный хлеб, складывали в копна, а потом свозили его в гумна и клали там в «скирды» и «стола»; перед молотьбой просушивали его в «овинах», а молотили «цепами». Обмолоченное зерно, или «жито», держали в «клетях», «сусеках» (закромах), но большей частью хоронили в ямах. Мололи зерно в муку преимущественно ручными жерновами; о мельницах упоминается еще редко и только о водяных. Сено убирали так же, как теперь, т.е. косили траву на лугах (иначе «сеножатях», или «пожнях») и складывали в стога. Главную статью хлебных произведений и народной пищи уже тогда составляла рожь, как самое подходящее для русской почвы растение. На юге производилась и пшеница; кроме того, упоминаются просо, овес, ячмень, горох, полба, чечевица, конопля, лен и хмель; только гречи в те времена не встречаем.

Что касается до разведения овощей, или огородничества, то и оно не было чуждо древней России. Имеем известие об огородах, разводимых около городов и монастырей, особенно где-нибудь на болоньи, т.е. в низменном месте подле реки. Из огородных растений упоминаются репа, капуста, мак, тыква, бобы, чеснок и лук – все те же, которые доселе составляют обычную принадлежность русского хозяйства. Имеем указание на существование также в городах и монастырях садов, заключавших разные плодовые деревья, а главным образом яблоки. Орехи, ягоды и грибы, конечно, и тогда служили на потребу русского человека. Для зажиточных людей торговля доставляла дорогие иноземные овощи и плоды, привозимые с юга, из пределов Византийской империи, особенно сухой виноград, или изюм.

Ржаной хлеб издревле пекли кислым. Во время неурожаев бедные люди подмешивали другие растения, особенно лебеду. Были хлебы и пшеничные. Из пшена приготовляли кашу, а из овса делали кисель, который ели иногда с медвяной сытой. Умели делать сладкие пироги с медом и молоком. Из конопляного и льняного семени выбивали масло; из молока также били масло; умели делать и сыр. Мясная пища, по-видимому, была весьма распространена в Древней Руси благодаря, между прочим, обилию дичи и постоянным занятиям охотой. Предки наши не только ели тетеревей, рябчиков, журавлей, оленей, лосей, туров, вепрей, зайцев, и пр., но не гнушались медвежатиной и белками, против чего восстало духовенство, относя их к «скверне», т.е. к нечистым животным. Духовенство восстало и против употребления в пищу животных, хотя бы чистых, но не зарезанных, а удавленных, считая последних «мертвечиной»; сюда относило оно тетеревей и других птиц, которых ловили силками. Во время голода простолюдины, конечно, не обращали внимания на подобные запрещения и ели не только липовую кору, но и псину, кошек, ужей ит.п., не говоря уже о конине, которая в языческие времена вообще употреблялась русскими в пищу. Главную же статью обычной мясной пищи доставляли, конечно, домашние птицы и животные: куры, утки, гуси, овцы, козы, свиньи и рогатый скот; последний в старину назывался «говядо». Строгое соблюдение постов, которым отличалось русское православие впоследствии, в первые три века нашего христианства еще только входило в число благочестивых обычаев, и, несмотря на усилия духовенства, многие русские люди пока не отказывались от употребления мяса в постные дни.

Скотоводство было такое же распространенное на Руси занятие, как земледелие, но еще более стародавнее. Разумеется, оно не имело значительного развития в северной лесной полосе, а процветало более в южных землях, где было изобилие пастбищ и даже степных пространств. Впрочем, насколько эти земли изобиловали рогатым скотом, мы не имеем прямых сведений. Встречаем более указаний на процветание коневодства, но и то собственно княжеского. О размерах сего последнего можно судить по летописному известию о том, что у новгород-северских князей на одной только речке Рахне паслось несколько тысяч кобылиц (в 1146 г.). Впрочем, князья должны были прилагать особую заботу о конских табунах уже потому, что они доставляли коней не только своей дружине, но и частью земской рати, собиравшейся в военное время. Кони знатных людей обыкновенно отличались особым тавром, или «пятном». Южная Русь пользовалась также соседством кочевых народов и приобретала от них большое количество коней и волов путем торговли; а в военное время стада и табуны степняков служили главной добычей русских дружин; но и кочевники в свою очередь при набегах угоняли русский скот. Особенно славились иноходцы и скакуны угорские, которых летопись называет «фарами». Вообще «борзый» конь высоко ценился на Руси и составлял утеху русского молодца.

Наряду с земледелием и скотоводством важное место в народном хозяйстве занимало рыболовство, при великом обилии рыбных озер и рек. Оно издревле производилось теми же снастями и орудиями, как в наше время, т.е. неводом, бреднем, длинной сетью, или мрежею, и удочкой. Наиболее распространенный обычай рыбной ловли был посредством еза, т.е. перегородки из кольев, набитых поперек реки, с отверстием в средине, тоже огороженным, куда заходит рыба. Наряду с дружинами звериных ловцов князья имели целые дружины ловцов рыбных; отправляясь на промысел, они обыкновенно назывались «ватагами», а начальник их именовался «ватаманом». Между прочим, новгородцы предоставляли своим князьям право посылать рыболовные ватаги на Северное Поморье, именно на Терский берег; а сами посылали свои ватаги на другие берега Поморья, где, кроме рыбы, ловили также моржей и тюленей. В местах особенно рыболовных издревле образовался целый класс людей, занимавшихся преимущественно этим промыслом. Вследствие запрещения мяса инокам монастыри особенно дорожили рыбными угодьями; а потому князья и богатые люди старались наделить их такими водами, где в изобилии водилась рыба. Иноки сами занимались ловлей и получали рыбный оброк с жителей, сидевших на монастырской земле. Наиболее ценной рыбой на Руси считался всегда осетр. Нужда запасаться рыбой на зимнее время, особенно с постепенным водворением постов, научила приготовлять рыбу впрок, т.е. вялить ее и солить. Русские уже тогда умели приготовлять икру.

Соль получалась на Руси из разных мест. Во-первых, она добывалась в Галицкой земле на северо-восточном склоне Карпатских гор; особенно известны соляные ломки в окрестностях Удеча, Коломыи и Перемышля. Из Галича соляные караваны направлялись в Киевскую землю или сухопутьем через Волынь, или в ладьях спускались Днестром в Черное море, а оттуда поднимались вверх по Днепру. Во-вторых, соль добывалась из Крымских и Азовских озер. Частью она также развозилась морем и Днепром, а частью – сухопутьем на телегах. Уже тогда существовал, по-видимому, особый промысел соляных возчиков (чумаков), которые ездили из Южной Руси к этим озерам за солью. Пошлина с соли составляла одну из статей княжих доходов; иногда торговля ею отдавалась на откуп. В Северной Руси соль или получалась путем иноземной торговли, или добывалась посредством выварки. Последняя производилась и на берегах Белого моря, и в разных других местах, где почва была пропитана соляными осадками; особенно в большом количестве добывалась она в Старой Русе. В Новгороде существовал целый ряд купцов, занимавшихся соляным промыслом и называвшихся «прасолы». В Суздальской земле известны своими варницами Солигалич, Ростов, Городец и пр. Выварка соли производилась очень просто: копали колодезь и делали в нем раствор; потом наливали этот раствор на большую железную сковороду («црен») или в котел («салга») и посредством кипячения вываривали соль.

Обычные напитки Древней Руси составляли квас, брага, пиво и мед, которые варились дома; а вина получали путем иноземной торговли из Византийской империи и Юго-Западной Европы. Пиво варилось из муки с солодом и хмелем. Но особенно распространенным напитком был мед, который служил главным предметом угощения во время пиров и попоек. Он варился с хмелем и приправлялся некоторыми пряностями. Русь, как известно, любила выпить и с радости, и с горя, на свадьбе и на поминках. Знатные и богатые люди вместе с вином и пивом держали всегда большие запасы меда в своих погребах, которые назывались по преимуществу «медушами». Какие огромные запасы были у князей, мы видели при захвате двора северского князя в Путивле, в 1146 году, и это весьма понятно, так как князья должны были постоянно угощать крепким медом свою дружину. В те времена, когда еще не знали употребления сахара, мед служил на Руси приправой не одних напитков, но и сладких яств. Такому великому запросу на него удовлетворял широко распространенный пчелиный промысел, или бортничество. Бортью называлось естественное или выдолбленное в старом дереве дупло, в котором водились дикие пчелы; а роща с такими деревьями называлась бортным угодьем, или «ухожаем». Бортный промысел встречается на всем пространстве Русской земли, при различных условиях почвы и климата. Князья в своих волостях наряду с звериными и рыбными ловцами имели и особых бортников, которые занимались бортными ухожаями и варкой меда. Иногда эти ухожаи отдавались вольным людям с условием платить князю известную часть меда. Кроме того, в числе даней и оброков в княжую казну видную часть составлял мед. Обычной мерой для того служило «лукно», или определенной величины короб из лубка (откуда наше «лукошко»).

Бортники в Северо-Восточной России назывались еще «древолазами»: требовалась некоторая ловкость и привычка лазить по деревьям, так как мед приходилось иногда доставать на значительной высоте. Вообще бортный промысел был очень выгоден, потому что, кроме меда, он доставлял и воск, который не только шел на свечи для храмов и зажиточных людей, но и составлял весьма значительную статью отпуска в нашей торговле с иноземцами

tayni.info

Значение слова ЯСТВА. Что такое ЯСТВА?

  • Я́СТВА, яств, мн. (ед. устар. я́ство, -а, ср.). Кушанья (обычно изобильные, разнообразные, изысканные). Кухня. Тут, на плитах и на жаровнях, жарились и варились, шипя, разные яства. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». Но Иван Васильевич, несмотря на свой голод, едва мог прикасаться к предлагаемым яствам. Соллогуб, Тарантас.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: кочёвка — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Ассоциации к слову «яства»

Предложения со словом «яства»:

  • Всё это им уже ни к чему, ведь в награду за их благодеяния к острову вот-вот пристанет корабль с полными трюмами яств и злата.
  • Столы ломились от яств.
  • Из его глаз выкатилась крупная, чистая слеза и упала на уставленный яствами стол.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

Что ели и пили в древней Руси, алкогольные напитки на Руси, традиции застолья _

Что ели и пили в древней Руси? Самые богатые застолья — пиры — на Руси принято было давать только по большим праздникам. Видимо, с тех времен мы и следуем пословице «Что есть в печи, все на стол мечи». Среди блюд первой подачи на пирах в Древней Руси обычно шла кислая капуста с сельдями.

Очень популярны были рыбные блюда — вслед за закуской подавали рыбу вареную и жареную, затем следовала уха.

Обязательно на любом столе присутствовала каша — так в Древней Руси называли все кушанья, сваренные из измельченных продуктов. Полужидкую кашу, разведенную с водой и медом, называли «сыто» — именно отсюда поговорка «наесться досыта».

Иногда сыто специально сбраживали, и каша получалась чуть хмельной. Из напитков популярны были березовица (березовый сок простой или сброженный) и квас. Виноградное вино (оно привозилось из Византии и Крыма) считалось дорогой диковиной, его подавали только в богатых домах и пили, как греки, разводя водой.

Мед на Руси был двух видов: вареный (скороспелый) и ставленный. Ставленный мед был праздничным напитком, доступным только самым состоятельным — ставленный мед выдерживали по 10—15 и более лет.

Помимо упомянутых напитков в источниках XI— XIII веков часто упоминается в качестве алклгльного напитка на Руси: пиво. Однако пиво первоначально означало всякий напиток вообще. «Благослови пищу нашу и пиво», — так молились в XI веке.

Позднее появился напиток, подобный современной водке, при Петре I он был монополизирован государством. Монополия просуществовала (с некоторыми изменениями) аж до революции.

Кстати, сегодня рецепт «монопольки» воплощен во всем известным «Столичной» и «Московской». Неслучайно именно «Столичная» поддерживает престиж русской водки в мире и в течение многих лет остается эталоном российского национального спиртного напитка.

После окончания пира провожали дорогих гостей: на углубление в верхушке посоха ставили чарочку. Если гость ее выпивал, не касаясь руками, то его выпускали за порог, а вот если чарка падала, то оставляли на ночлег.

Всего таких чарок было 23 — «запорожная», «стременная» и т. д. Но поскольку гости были отлично накормлены, этот ритуал, как правило, не приносил никакого вреда. Севшего на лошадь гостя напутствовали добрыми словами и следили за ним, пока не скроется из виду.

В советские времена многие традиции застолья на Руси были утеряны, но некоторые рецепты хлебосольства сохранились и по сей день.

Один из них остается неизменным: налить рюмочку «Столичной» и пожелать друг другу здоровья и достатка, так как это издревле делали на Руси.

Серебренникова Инна

kraszdrav.su

ЯСТВА - Большой современный толковый словарь русского языка - Русский язык

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЯСТВА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЯСТВА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:я'ства, я'ств, я'ствам, я'ства, я'ствами, …
  • ЯСТВА в Словаре синонимов Абрамова:см. …
  • ЯСТВА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:мн. устар. Еда, …
  • ЯСТВА в Полном орфографическом словаре русского языка:яства, яств, ед. яство, …
  • ЯСТВА в Орфографическом словаре:`яства, яств, ед. `яство, …
  • ЯСТВА в Толковом словаре Ефремовой:яства мн. устар. Еда, …
  • ЯСТВА в Новом словаре русского языка Ефремовой:мн. устар. Еда, …
  • ШАБАШ в Справочнике Чудес, необычных явлений, НЛО и прочего:в западноевропейских демонологических средневековых мифах и легендах сборище ведьм, колдунов, оборотней и прочей нечистой силы, устраиваемое в полночь по субботам …
  • ЖАН ДЕ ЛАБРЮЙЕР в Цитатнике Wiki:Data: 2009-06-27 Time: 17:09:23 = Б = * Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая …
  • ГОЛОД в Цитатнике Wiki:Data: 2007-07-24 Time: 15:29:44 Голод Википедия - * Люди дурные живут для того, чтоб есть и пить, люди добродетельные едят …
  • ХЭЙДЗЁ в Энциклопедии Япония от А до Я:(кё) - древняя столица Японии. Решение о переносе столицы было принято в 708 г. Место для сооружения нового города выбрали …
  • КАМИ в Энциклопедии Япония от А до Я:- божества или духи японской национальной религии синто. Поклонение и обожествление природных сил и явлений - солнца, гор, ветра, дождя, …
  • ЦЕРЕРА в Словаре Мир богов и духов:в римской мифологии богиня, вдыхающая жизнь во все растения. Защищает молодые побеги от непогоды, сорняков и ДРУГИХ опасностей. Вместе с …
  • ЛАРЫ в Словаре Мир богов и духов:в римской мифологии хранители стен человеческого жилища, добрые духи, никогда не покидавшие дом, в отличие от пенатов, которых можно было …
  • ВЕЧЕРЯ ЛЮБВИ в Библейской энциклопедии Никифора:(Иуд 12, 1Кор. 11:20-27) - общественный стол или трапеза, в первенствующей Церкви, приготовлявшаяся из добровольных приношений верующих. Она обыкновенно устроялась …
  • АХЛАВ в Библейской энциклопедии Никифора:(тучное, плодородное место; Суд 1:31) - город колена Асирова. Для Асира слишком тучен хлеб его, и он будет, доставлять царские …
  • АСИР в Библейской энциклопедии Никифора:(счастливый) - имя четырех лиц: Быт 30:13 - сын Иакова от Зельфы, служанки Лииной, родоначальник колена Асирова. Уделом его была …
  • АВДЕНАГО в Библейской энциклопедии Никифора:(Дан 1:7; служитель света) - один из четырех пленных Еврейских юношей, взятых Навуходоносором для службы в царских чертогах Его первоначальное …
  • ЕСПЕР АТТАЛИЙСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Еспер Атталийский ( II в.), мученик . Память 2 мая . Святые мученики Еспер, его супруга …
  • БЫТ 49 в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия . Ветхий Завет . Бытие . Глава 49 Главы: 1 2 3 4 5 6 …
  • МИДАС в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:- царь Фригии, сын Гордия. В награду за почет, оказанный учителю Диониса Силену, получил от бога необычный дар - все, …
  • АПИЦИЙ в Кратком словаре мифологии и древностей:(Apicius). Известный эпикуреец, живший при Тиберии. Расточив свое состояние на яства, он лишил себя жизни. То же имя носили два …
  • ЦЕЗАРЬ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • НЕРОН в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • КАЛИГУЛА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии.
  • НЕРОН, ТИБЕРИЙ КЛАВДИЙ в биографиях Монархов.
  • КАЛИГУЛА, ГАЙ ЦЕЗАРЬ КЛАВДИЙ в биографиях Монархов.
  • ГУМИЛЕВ в Литературной энциклопедии:Николай Степанович [1886—1921] — поэт. Р. в Кронштадте. Отец его был морским врачом. Все раннее детство Г. провел в Царском …
  • ЖИД в Большом энциклопедическом словаре:(Gide) Андре (1869-1951) французский писатель. Сборники символистских стихов (1887-1891). Романы "Яства земные" (1897), "Имморалист" (1902), "Тесные врата" (1909), "Подземелья Ватикана" …
  • СТРЯПАТЬ в Словаре Даля:стряпывать что. стар. делать, заниматься, править какую должность, управлять. Да у доспеха стряпают дети князя щетинина. и ныне говор. Что …
  • ЯСТВО в Толковом словаре русского языка Ушакова:яства, чаще мн., ср. (книжн. устар., теперь ирон.). Еда, кушанье. Она вставала только затем, чтобы велеть подать какое-нибудь новое яство. …

slovar.cc