Что такое родовая община, семейная и соседская. Родовая община в древней руси это


Что такое родовая община?

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общинойКогда речь заходит о жизни древних народов, в том числе и славян, то всегда упоминаются так называемые родовые общины. Наверное, нет такого народа, который не прошел через стадию родовой общины. А что такое родовая община? Каково было ее предназначение, структура и система управления?

Родовая община – это такой вид социальной организации, члены которой связаны родственными (кровными)связями, а также совместным трудом и потреблением его продуктов. То есть у людей была общая собственность (в противоположность частной, которая появилась гораздо позже). Как известно, в древности у людей были только примитивные земледельческие орудия. А обработка лесных земель требовала огромных силовых затрат. И с целью увеличить производительность труда создавались родовые общины. Вообще коллективный труд в древности был закономерен и в какой-то степени неизбежен.

Определение понятия «родовая община» в данном контексте рассматривается как историческое. Ведь она существовала в первобытном обществе. Отсюда и пошел термин «первобытно-общинный строй». Если верить научной периодизации, то родовая община была характерна для первобытного общества на этапе средней зрелости. У людей тогда не было понятия семья, они жили родами.То есть род и родовая община – это в некотором смысле синонимы.

Ранняя родовая община в первобытном обществе стала первым и очень важным шагом в организации людьми своей жизни, своего быта. Она означала уход от «стада», от чего-то примитивного и животного.

Содержание статьи

Власть и управление

А кто управлял родовой общиной? Власть в ней была общей. То есть не было отдельных людей-главарей. Жизнь общины шла согласно ее традициям и законам, которые сохранялись и передавались из поколения в поколение.

Родовая община: определение, признаки родовой общины, кто управлял родовой общиной

Основной орган власти родовой общины – это родовое собрание, в котором участвовали все. На нем принимались важные решения, связанные с жизнью и устройством общины. Конечно, это ложилось на плечи более старших и мудрых людей – старейшин. Они были самыми уважаемыми и почтенными членами общины. Детей на родовое собрание не допускали. Все решения, которые были приняты, должны были обязательно выполняться всеми членами общины.

Существовал и отдельный совет – совет старейшин. На нем решались более важные вопросы.

Признаки, правила и структура родовой общины

Признаки родовой общины:

  • Наличие родственных (кровных) связей между ее членами.
  • Наличие общей собственности.
  • Совместное ведение хозяйства, земледельческих работ.
  • Совместное проживание.
  • Разделение обязанностей.

Вся пища, все продукты хозяйственной деятельности распределялись между людьми поровну. Разумеется, что существовали поправки для мужчин-добытчиков, которым требовалось больше пищи. А у детей и женщин потребности были меньше.

По правилам родовой общины, мужчина не имел права взять из нее жену. Поэтому между этими родовыми группами существовали дружеские отношения. И это позволяло людям заключать любовные союзы.

Что такое родовая община?

У каждого члена родовой общины были свои обязанности. У мужчин – это охота, строительство и защита жилища, изготовление орудий труда. Женщины, в свою очередь, готовили пищу, ухаживали за детьми и стариками, обустраивали быт.

Все перечисленные признаки родовой общины преследовали одну цель: наиболее благоприятное существование людей, их защищенность, уверенность в завтрашнем дне, поддержка со стороны рода.

Виды родовых общин

История знает два вида родовых общин. Одна из них – материнская, а вторая – отцовская. Соответственно матриархат и патриархат. Первый тип наиболее древний, он характеризовался передачей родства по материнской линии. Кстати, родовая община как форма социальной организации зародилась именно в период матриархата. Отец детей зачастую был неизвестен. Но затем на смену матриархата пришел патриархат, диаметрально противоположный по своим законам.

Иногда некоторые путают, как правильно говорить: родовая или семейная община? Но, на самом деле, это два разных вида общин. Можно сказать, что семейная пришла на смену родовой, хоть и была похожа на нее по многим параметрам.

Таким образом, родовая община была важнейшим этапом на пути образования современного цивилизованного общества. Благодаря ей стало возможным развитие труда, земледелия и других аспектов в жизни многих народов.

Родовая община «Кушеват» и древний берестяной бизнес.

Источник

slavicnews.ru

Соседская община

Первой формой общественной организации людей в эпоху первобытного строя была родовая община. Это объединение кровных родственников, которые проживали на одной территории и все вместе занимались ведением общего хозяйства. Оно характеризовалось сплоченностью и единством всех ее представителей. Люди работали на общее благо, коллективным было и имущество. Но параллельно процессу разделения труда и отделения земледелия от скотоводства, появился прибавочный продукт. Это послужило поводом деления родовой общины на семьи. Коллективная собственность начала перераспределяться между семьями частями. Это привело к появлению частной собственности, что ускорило разложение родовой и складывание соседской общины, в которой родственные связи перестали быть главными.

Соседская община (также называется сельской, территориальной или крестьянской) – это поселение людей, которых не связывают кровные узы, но они занимают определенную ограниченную территорию, которую обрабатывают коллективно. Каждая входящая в общину семья имеет право на часть общинной собственности.

Люди работали уже не сообща. У каждой семьи был свой участок земли, пашня, орудия труда, скот. Однако на угодья (лес, пастбища, реки, озера, т.д.) существовала по-прежнему общинная собственность.

Соседская община превратилась в организацию, включенную в общество как подчиненный элемент, выполняющий лишь часть общественных функций: накопление производственного опыта, регулирование землевладения, организация самоуправления, сохранение традиций, отправление культов и т.д. Люди перестают быть родовыми существами, для которых принадлежность к общине имела всеобъемлющее значение; они становятся свободными.

В зависимости от особенностей сочетания частного и коллективного начал выделяются азиатская, античная и германская соседская община.

Восточные славяне перешли к соседской общине в 7 веке. Она сохранялась очень длительное время, поскольку для этого предпринимались меры со стороны властей. Община сдерживала процессы разорения крестьян. Практика переделов земель давала беднякам шанс получить участок, который прежде удобрялся их зажиточными соседями. Круговая порука вынуждала более состоятельных крестьян платить подати за бедных односельчан. К тому же, существовал принудительный севооборот, не позволявший разбогатевшим вести хозяйство по собственному усмотрению, вынуждая ориентироваться на соседей.

Все это сдерживало естественные процессы расслоения крестьян: одни не могли разбогатеть, другие – полностью разориться. Однако соседская община не могла изменить объективных законов развития. Она была способна лишь временно задержать разложение крестьянского общества.

С точки зрения развития сельского хозяйства, ее существование также было негативным явлением. К середине 19 века необходимо было что-то менять. Отмена крепостного права стала первым мощным ударом по общине. Крестьянам было разрешено входить в дозволенные законом подряды, договоры и прочие обязательства. Освобожденным от зависимости было позволено наравне с остальными вести торговлю, открывать фабрики, записываться в цеха, заниматься ремеслами и т.д. Но даже сейчас власти были не готовы к полной ликвидации общины.

Она была инструментом сбора податей, удерживала крестьян в деревне, не давая им возможности уходить в города. Также власти считали, что сельская община необходима и для того, чтобы не допустить разорения крестьян, которые могут превратиться в «язву пролетарства», способную стать угрозой для режима. Поэтому в России такая община просуществовала гораздо дольше, чем могла в условиях, когда бы ее разложение искусственно не сдерживалось в ходе капиталистического развития. Окончательно она была ликвидирована лишь в 20 веке, в результате проведения Столыпинской реформы.

fb.ru

Соседская община и родовая община

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Переход от родовой общины к соседской, чем отличается соседская община от родовой

Соседская община – это несколько родовых общин (семей), живших в одной местности. В каждой из этих семей есть своя глава. И каждая семья ведет свое хозяйство, по своему усмотрению использует произведенный продукт. Иногда соседскую общину еще называют сельской, территориальной. Дело в том, что члены ее проживали обычно в одной деревне.

Родовая община и соседская община– это два последовательных этапа в становлении общества. Переход от родовой общины к соседской стал неизбежным и закономерным этапом в жизни древних народов. И на это были свои причины:

  • Кочевой образ жизни стал меняться на оседлый.
  • Земледелие стало не подсечно-огневым, а пашенным.
  • Орудия труда для обработки земли стали более совершенными, а это, в свою очередь, резко увеличило производительность труда.
  • Появление социального расслоения и неравенства среди населения.

Таким образом, произошел постепенный распад родовых отношений, который сменился семейными. Общая собственность стала уходить на второй план, а на первый выдвинулась частная. Однако долгое время они продолжали существовать параллельно: леса и водоемы были общими, а скот, жилище, орудия, участки земли – индивидуальными благами.Переход от родовой общины к соседской, чем отличается соседская община от родовойТеперь каждый человек стал стремиться заниматься своим делом, зарабатывая им на жизнь. Это, несомненно, требовало максимального объединения людей, чтобы соседская община продолжала существовать.

Содержание статьи

Отличия соседской общины от родовой

Чем отличается родовая община от соседской?

  • Во-первых, тем, что в первой обязательным условием было наличие между людьми родственных (кровных) связей. В соседской же общине такого не было.
  • Во-вторых, соседская община состояла из нескольких семей. Причем каждая из семей владела своей собственностью.
  • В-третьих, совместный труд, существовавший в родовой общине, был забыт. Теперь каждая семья занималась своим участком.
  • В-четвертых, в соседской общине появлялось так называемое социальное расслоение. Выделялись более влиятельные люди, формировались классы.

Человек в соседской общине стал более свободным и независимым. Но, с другой стороны, он потерял мощную поддержку, которая была в родовой общине.

Когда мы говорим о том, чем отличается соседская община от родовой, то необходимо отметить один очень важный факт. Соседская община имела большое преимущество над родовой: она стала видом не просто социальной, а социально-экономической организации. Она дала мощный толчок для развития частной собственности и экономических отношений.

Соседская община у восточных славян

Переход от родовой общины к соседской, чем отличается соседская община от родовой

У восточных славян окончательный переход к соседской общине произошел в седьмом веке (в некоторых источниках ее называют «вервь»). Причем такой вид социальной организации просуществовал достаточно долго. Соседская община не давала крестьянам разориться, в ней царила круговая порука: более богатые выручали бедных. Также в такой общине разбогатевшие крестьяне всегда должны были ориентироваться на соседей. То есть еще как-то сдерживалось социальное неравенство, хоть оно и закономерно прогрессировало. Характерной особенностью для соседской общины славян была круговая ответственность за совершенные проступки, преступления. Это касалось и воинской повинности.

В заключение

Соседская община и родовая община – это разновидности социального устройства, существовавшие в свое время у каждого народа. С течением времени постепенно происходил переход к классовому строю, к частной собственности, к социальному расслоению. Эти явления были неизбежными. Поэтому общины ушли в историю и сегодня встречаются только в некоторых отдаленных регионах.

Соседская община и родовая община.

Источник

slavicnews.ru

Что такое родовая община, семейная и соседская

Во все времена люди старались объединиться в определенные группы для того, чтобы легче и удобнее было сосуществовать: добывать еду, поддерживать быт и обороняться от врага. В данной статье хочется рассказать о такой форме первичного сообщества, как община.

родовая община

Что это такое?

В первую очередь стоит разобраться с самим понятием «община». Это некая форма сосуществования людей (как кровных родственников, так и не имеющих тесных уз), которая возникла еще в первобытные времена. Стоит сказать о том, что существует родовая община, семейная, а также соседская. Начнем с самого главного. Сама по себе родовая община – это первый шаг к организации людьми своего быта, переход от такой неупорядоченной формы совместного проживания людей, как стадо. Стало это возможным в период расцвета матриархата (главой семьи считалась женщина). Сама же данная форма сожительства основывалась на кровном родстве. Суть ее заключалась в следующих моментах:

  1. общее жилище для всех членов;
  2. совместное ведение быта: разделение обязанностей;
  3. совместная трудовая деятельность на благо общины.

Это три тех главных пункта, которые объединяли людей для достижения одной цели – нормального существования. Также данная форма совместного проживания и ведения быта предполагала не только заботу о себе, но и о своих потомках (чего не было при стадной форме жизни). Важным моментом также являлось первичное разделение труда: женщины занимались в основном домашним хозяйством, мужчины – добывали еду. Как уже было сказано выше, родовая община возникла в период расцвета матриархата, поэтому часто отец ребенка не был известен (такова была в то время форма брачных отношений), линия родства велась от матери. Уже несколько позже был сужен круг лиц, которые могли участвовать в брачных отношениях, также запретили половые отношения между единоутробными родственниками – братьями и сестрами.

кто управлял родовой общиной

Правители родовой общины

Кто управлял родовой общиной? Для этого существовала определенная структура органов власти:

  1. общее собрание рода – здесь принималось коллективное решение по тому или иному вопросу;
  2. совет старейшин – принимали решение особые люди, которым община доверяла;
  3. вождь, старейшина – мог принимать единоличное решение, т. к. опять же ему безоговорочно доверяли.

Семейная община

Разобравшись, что такое родовая община, стоит несколько слов уделить и такой форме организации людей, как семейная община. Это следующий этап развития коллективного сосуществования людей, основанный на развитии земледельчества и возникновении особых орудий и технологий труда (возникновение плуга для обработки земли, распространение скотоводчества). Семейная община включала в себя несколько поколений кровных родственников. Интересно, что количество их могло достигать даже 100 человек. Суть семейной общины: коллективная собственность на все, что есть в роду. В самом начале управление данной формой организации людей велось более демократично: главой считался самый старший мужчина (или же выборный), с женской стороны – его жена. Несколько позже стали избирать «старшего», который фактически являлся собственником всего, что принадлежало семейной общине.

родовая соседская община

Соседская община

Следующий этап развития человеческих отношений – родовая соседская община. Ее еще называли земельной, или сельской. Отличительная ее черта от вышеописанных – тут люди могли и не состоять в кровном родстве друг с другом. Данная форма отношений возникла в период распада родовых отношений. В первое время людей объединяла общая собственность на все орудия труда, на скот и земли, несколько позже все изменилось: жители начали разделяться по умениям, трудолюбию, возможности накопить богатство. Эта форма сосуществования более тяжела тем, что она требовала единства соседской общины, чего не так и легко было добиться.

fb.ru

Поселения родовых общин

1. Зарождение родового строя.

Шли тысячелетия. Постепенно совершенствовались орудия труда: стали употреблять каменные остроконечники, скребла. Изменялось, и общественное устройство древних людей. Начали складываться родовые общины. Первые родовые общины возникли примерно 30 тысяч лет назад. К этому времени изменился и сам человек: его мозг и внешний облик стали почти такими же, как у людей наших дней. Ученые называют его человек-разумный. 

 

2. Усовершенствование техники обработки камня и кости.

В условиях жизни родовым строем развитие орудий труда, жилища и самих людей пошло значительно быстрее, чем раньше. Живя большими посто- янными коллективами, люди пере- давали накопленный ими опыт от одного поколения к другому.

Люди научились лучше обрабатывать камень. Откалывая от кремня мелкими ударами тонкие пластинки, им придавали необходимую форму, а дальше с помощью костяной палочки - отжимника - отжимали мельчайшие кусочки кремня. Работа продолжалась долгие часы и дни и требовала большой осторожности и искусства. От неловкого удара кремень портился, и приходилось все начинать сначала.

Широкое распространение получили орудия из кости - иглы, гарпуны. Большое значение в жизни людей имело рыболовство.

Очень важным было изобретение лука и стрел: стало легче охотиться на зверей и птиц - человек научился поражать их на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

Постепенно люди научились гладко шлифовать песком поверхность орудий - каменные ножи, топоры, скребла стали удобнее, острее; научились сверлить в камне отверстие-это дало возможность насаживать каменные орудия иа деревянные палки. Люди стали плести рыболовные сети, выделывать глиняную посуду, ткать ткани.

Изменилось и жилище людей. Они научились не только использовать естественные пещеры, но и выкапывать землянки. Сверху их покрывали шкурами, а внутри устраивали очаги. Позже люди стали сооружать жилища из прутьев, обмазывая их глиной, или из бревен - появились дома.

Большие перемены происходили и в природных условиях жизни людей. Приблизительно 13-14 тысяч лет назад стало теплее. Постепенно ледник отступал к северу. Широкие потоки талой воды понеслись к южным морям. Многие северные животные вымерли, другие ушли на север. Появилось больше травы и деревьев. Для жизни человека освободились огромные пространства земли, ранее покрытые льдом. Родовые общины заселили новую, более обширную, чем раньше, территорию.

 

3. Родовая община.

Что же такое родовая община? Каждая родовая община представляла собой большой коллектив, связанный родством, общностью происхождения и хозяй

ственной жизни. В родовой общине, как вы знаете, все люди трудились сообща и имели общее имущество.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли племя. Племя говорило на одном языке, имело свои обычаи. Во главе племени стоял совет старейшин.

При родовом строе люди нашей страны приручили животных и завели домашний скот. Постепенно освоили и земледелие (примерно 5-2 тысячи лет до и. э.). Землю рыхлили острым суком или каменной мотыгой, бросали в нее зерно, собирали урожай. Чтобы приготовить пищу, зерна растирали на каменной зернотерке. Земледелие явилось огромным завоеванием людей: ведь зерно можно было долго хранить, питаться им зимой.

Земледелие было сначала женским занятием. Женщины заботились о детях, о пропитании рода, о поддержании огня. Мужчины же главным образом охотились, ловили рыбу. Они часто и надолго уходили от своих жилищ. Их роль в жизни рода была меньшей, чем женщин. Главой рода считалась женщина. По женской линии велось тогда и родство. Это было время матриархата - материнской родовой общины.

 

 

4. Возникновение религии.

Сотни тысяч лет никакой религии у людей не было. Это доказывается тем, что при археологических раскопках ученые не находят никаких предметов, которые свидетельствовали бы о существовании религиозных верований у древнейших людей.

Постепенно обогащался опыт людей, развивалось их мышление. Люди пытались понять явления природы и не в силах были это сделать.

Человек целиком зависел от непонятных ему и грозных сил природы. Бессилие человека в борьбе с природой и породило веру в богов.

Человек еще не мог правильно понять окружающую его жизнь: почему он видит сны, болеет, умирает, почему один раз охота бывает удачной, а другой - нет, почему гремит гром, льет дождь или наступает засуха? Это боги, думал он, гремят в небесах громом, сверкают молнией, потом угоняют тучи и опять посылают солнце. Это они ведают жизнью и смертью людей, грозными силами природы, властвуют над человеком.

Человек думал, что боги, так же как и люди, бывают добрые и злые, что их можно задобрить просьбами и подношениями - жертвами.

Археологи обнаружили скалы и пещеры, расписанные красочными фигурами животных - мамонта, медведя, оленя, лошади. Эти изображения использовались в древности для колдовства. Готовясь к охоте, древние люди устраивали здесь воинственные пляски, выкрикивали заклинания, наносили удары по изображению животного, приносили жертвы. Люди думали, что своими колдовскими действиями они заклинают природу и обеспечивают удачную охоту.

При раскопках древних поселений находят изображения богов, которым люди когда-то поклонялись. Часто это были изображения женщины- покровительницы рода. Люди обожествляли и своих умерших родичей, и животных, и силы природы- солнце, ветер, гром.

Так примерно несколько десятков тысяч лет назад возникла религия - вера в богов и поклонение им.

В религии фантастически, искаженно- отразились окружавшая людей природа, их занятия и общественная жизнь.

Ясно, что религия не могла дать правильных объяснений явлений природы и жизни человека. Но мало этого, она стала мешать людям искать истину. Она вела по ложному пути, на котором нельзя было приобрести ни опыта, ни знаний.

 

5. Поселения древнейших земледельцев.

Самые ранние земледельческие поселения людей в нашей стране ученые открыли на Украине - в селе Триполье, в Туркмении- близ Ашхабада, в Армении - около Еревана.

Во время пахоты около села Триполье украинские крестьяне не раз находили древние раскрашенные черепки. Начались раскопки. Археологи открыли большое древнее поселение, где люди жили в 3-2 тысячелетиях до и. э. В центре его находилась круглая площадь, по кругу стояли одинаковые глинобитные дома. В поселке жило несколько тысяч человек, наверно целое племя. Древние жители Триполья были земледельцами. В их домах найдены земледельческие орудия и каменные зернотерки, красивые глиняные сосуды с цветным рисунком для хранения зерна и молока. В некоторых сосудах лежали зерна пшеницы, ячменя, проса. Нашли много костей домашних животных - овец, коз, свиней, большерогих коров особой породы. Это свидетельствует о том, что у трипольцев было развито и домашнее скотоводство. Почти в каждом доме находились глиняные фигурки богини плодородия.

Около города Ашхабада открыли древнее поселение Анау, где жили люди в 3 тысячелетии до н. э. Они также занимались земледелием и скотоводством. Чтобы получать урожаи в условиях жаркого климата, они провели каналы и оросили поля. Люди этого поселения уже умели обрабатывать металл и строить кирпичные дома.

 

6. Начало разложения первобытнообщинного строя.

В последние тысячелетия до нашей эры люди нашей страны научились использовать металлы. Древнейшие следы обработки металлов найдены на Урале, в Закавказье, Средней Азии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в других местах.

Сначала обрабатывали самородную медь, иногда золото. Изделия из меди были слишком мягкими; позже к меди стали добавлять олово и получили бронзу. Но подлинным век металла наступил тогда, когда люди научились делать орудия из железа. Это произвело настоящую революцию в технике. Появился железный наконечник у сохи, быстрее и легче пошла обработка земли. Железным топором можно было срубить дерево куда быстрее, чем каменным. Развились новые трудовые навыки: человек научился ловко действовать железным ножом, топором.

Благодаря железным орудиям и новым трудовым навыкам труд человека стал производительнее:

  • человек стал производить необходимые ему изделия и продукты в большем количестве и быстрее, чем раньше; 
  • производительность труда возросла.

Земледельческие племена перешли от мотыжного земледелия к пашенному- к обработке земли сохой с железным сошником, использовали тягловую силу быков и лошадей.

В степных местах Причерноморья, Прикаспия, на Алтае и в Средней Азии от разведения небольшого числа домашних животных люди стали переходить к кочевому скотоводству. Кочуя с места на место, племена скотоводов обеспечивали свои стада хорошей травой, а сами имели постоянные запасы молока и мяса.

В новых условиях в родовой общине выросла роль мужчины: он занимался скотоводством, его сила нужна была в земледелии, он же добывал и обрабатывал металлы. Мужчина-отец передавал свое имущество сыновьям. Теперь уже родство считалось по отцовской линии. Главой рода стал мужчина. Наступило время патриархата - отцовской родовой общины. Это было примерно во II тысячелетии до н. э.

Тогда же внутри родового строя происходили и другие перемены. С использованием металлов появилось больше продуктов труда, отпала необходимость вести хозяйство огромным родом. Каждая семья могла самостоятельно обработать поле и собрать урожай. Стала расти хозяйственная самостоятельность отдельных семей. Орудия труда и продукты принадлежали теперь семье, а не всему роду. Так возникла частная собственность. Теперь уже равенство среди членов общины не могло сохраниться: отдельные семьи накапливали больше богатств, другие разорялись. Поэтому вместе с частной собственностью появилось и имущественное неравенство.

Первобытнообщинный строй, при котором люди сообща трудились, имели общее имущество и были равны между собой, постепенно стал распадаться.

  • < Древнейшие жители нашей страны
  • -> Рабовладельческие государства Закавказья и Средней Азии >

hist-world.com

Родовое общество - это... Что такое Родовое общество?

Родовое общество

Родовое общество – по представлениям некоторых советских марксистов первая историческая форма организации человека как сообщества себе подобных в виде общины. С точки зрения культурно-этической родовое общество стоит намного выше производящего общества, но с точки зрения внедрения технологий и разделения многократно проигрывает. Только государство способно именно технически организовать мобилизацию для достижения сверхцели, в то же время как общины родового характера ориентированы на поддержание экологического баланса в своем месторазвитии и в этом плане они идеальны как экологические субъекты. Черты традиционного или родового общества: обычное право, общинные структуры управления – совет старейшин и вождь, религия как часть фольклора, фольклор, производительная экономика натурального обмена, в семье господство домовладыки, обрядово-ритуальная культура, основная этническая единица – племя.

Древний род покоился на следующих основаниях:

1. Общие религиозные празднества и исключительное право жречества совершать священные обряды в честь определенного бога, предполагаемого родоначальника рода и обозначаемого в качестве такового особым прозвищем. 2. Общее место погребения. 3. Право взаимного наследования. 4. Взаимная обязанность оказывать друг другу в случае насилия помощь, защиту и поддержку. 5. Взаимное право и обязанность в известных случаях вступать в брак внутри рода, особенно когда дело касалось девушек-сирот или наследниц. 6. Владение, по крайней мере в некоторых случаях, общим имуществом, наличие собственного архонта (старейшины) и казначея. 7. Счет происхождения в соответствии с отцовским правом. 8. Запрещение браков внутри рода, за исключением браков с наследницами. 9. Право усыновления родом; оно осуществлялось посредством усыновления одной из семей, но с соблюдением публичных формальностей, и только в виде исключения. 10. Право избирать и смещать старейшин.

Первая модель (греческая, морская) управления в родовом обществе, исследованная марксизмом:

1. Постоянным органом власти был совет (bule), первоначально, по-видимому, состоявший из старейшин родов, позднее же, когда число последних слишком возросло, - из избранной части этих старейшин, что давало возможность для развития и усиления аристократического элемента.

Впоследствии, когда было создано государство, этот совет превратился в сенат.

2. Народное собрание (agora). Ведь в то время, когда каждый взрослый мужчина в племени был воином, не существовало еще отделенной от народа публичной власти, которая могла бы быть ему противопоставлена. Первобытная демократия находилась еще в полном расцвете, и из этого мы должны исходить при суждении о власти и положении как совета, так и басилея.

3. Военачальник (basileus). Все должности были выборными в большинстве случаев внутри рода и постольку были наследственными в пределах последнего. При замещении освобождавшихся должностей постепенно стали отдавать предпочтение ближайшему сородичу - брату или сыну сестры, если не было причин обойти его. У басилея, помимо военных, были еще жреческие и судейские полномочия; последние не были точно определены, первыми он обладал как верховный представитель племени или союза племен. О гражданских, административных полномочиях никогда нет и речи, но, по-видимому, басилей по должности состоял членом совета. Аристотель также указывает, что basileia героической эпохи была предводительством над свободными, а басилей был военачальником, судьей н верховным жрецом; правительственной властью в позднейшем смысле он, следовательно, не обладал. Военачальник не князь, а наемное лицо за славу и дань с общей добычи.

Рассмотрим вопрос об эволюции родового общества в древнюю государственность на примере Древней Руси. Какие же социальные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно рассматривать в качестве прообразов государственных институтов? Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов. Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна нам как вече. Во-вторых, это князь. Именно он “владеет и судит”, хотя должность его была, видимо, выборной. В-третьих, это дружина - вооруженный отряд, сопровождающий приглашенного и помогающий ему выполнять свои новые обязанности.

Эволюция княжеской власти носила двух уровневый характер: первый – расширение власти правителя, на первом этапе князь руководитель войск и арбитр в межплеменных спорах, на второй этапе – глава государства с чисто феодальными функциями – сюзеренитетом и правом распоряжения земельным фондом, на третьем верховный глава всех ветвей власти и второй уровень - эволюция титалатуры, что отражает усиление мощи правителя внутри страны и признание его иностранными державами. Дружина - буквально означает отряд воинов и происходит от слова друг, которое первоначально было очень близко слову товарищ, соратник. Дружина являлась гарантом реализации решений князя и соблюдения достигнутых при его участии договоренностей. Она могла выполнять как полицейские (внутренние), так и “внешнеполитические” функции по защите племен, пригласивших данного князя, от насилия со стороны соседей. Кроме того, князь при ее поддержке мог осуществлять контроль над важнейшими путями транзитной международной торговли (взимать налоги и защищать купцов на подвластной ему территории). Такая система личных связей напоминала вассально-сюзеренные отношения Западной Европы.

Этапы развития совета знати: конец IX века – 30-е годы X века – зарождение совета знати в общерусском масштабе, первая половина 40-х годов X века возвышение роли совета, вторая половина 40-х годов - 50-е годы X века временный упадок совета и 60-90-е годы X века расцвет своего знати.

Черты государственности Древней Руси:

1. Основными властными функциями в Древней Руси обладали князь, дружина и вече. При этом следует отметить отсутствие четкого разделения полномочий между этими субъектами власти. Основная часть населения - крестьяне - формально, видимо, еще не были отделены от власти, однако фактически непосредственного участия в деятельности властных институтов (в частности, веча) не принимали.

2. Отношения между князем и дружиной строились на личных связях, закреплявшихся системой дарений и совместных пиров. Князь в своих решениях во многом зависел от дружины. Однако и дружина во многом ориентировалась на князя. Княжеская власть постепенно усиливалась, что выражалось, помимо всего прочего, в падении авторитета “старшей” дружины.

3. Отношения между князем, возглавлявшим дружину, и городами с примыкавшими к ним сельскими поселениями строились на регулярных выплатах полюдья и (или) дани. Распределение полученных средств входило в прерогативу князя. В то же время он выступал в качестве своеобразного олицетворения коллективного собственника средства, собранных дружиной в виде даней и полюдья.

4. Обслуживанием князя и дружины занималась “служебная организация”, в недрах которой формировались новые социальные отношения, сопоставимые с западноевропейским министериалитетом.

5. В определенный период все перечисленные властные “органы” находились в состоянии неустойчивого баланса. Со временем, однако, соотношение сил начало изменяться, причем в каждой земле по-своему. Таким образом, в родовом обществе первоначально есть вече, князь и совет старейшин. Далее появляется дружина и ее роль все более увеличивается. Она взламывает систему родовых отношений и строится на основе преданности и дружбы с князем. Вече становится чисто племенным органом, совет старейшин отмирает, а совет дружины общегосударственным. Князь расширяет полномочия и от военных функций переходит к регулированию широкого комплекса общественных отношений. Плюс византизм как готовая модель власти и православие как внешнеполитический выбор и ядро народной культуры и этики.

Пример другой эволюции дает чеченское общество. В чеченском обществе эволюция коренным образом отличалась. Военная организация была четко отделена от гражданской. Военачальником мог быть и не член рода, тогда как род и далее возглавлял только член чеченского общества. Племен не было, тукхум был территориальным военно-экономическим союзом племен. Роль общего закона выполнял кодекс «Нохчалла». Все должности были выборными, не наследственными. Совета знати у нохчи никогда не было, вече был Мехк кхел, Совет страны, но собирался он в основном в военное время, тогда как решал вопросы войны и мира споры между тукхумами. Совет старейшин функционировал на всех уровнях и был главным органом и решения принимал даже не вече, а именно старейшины. Такое положение возможно было только в результате антифеодальной эволюции, которая произошла в чеченском обществе и Чечню можно сравнить с со средневековой Италией – свобода творения и народа и тиранизм маленьких княжеств. Непререкаемая личная свобода чеченца означала отсутствие всякого государственного начала, но такая абсолютная свобода содержала в себе и абсолютный деспотизм тоталитарной теократии, что и произошло в Кавказском имамате. Крайность вызывает крайность.

Вторая (чеченская, горская) модель управления в родовом обществе:

1. Род (тейп) возглавлял предводитель рода (тайпана хъальмчха). Род мог возглавить только член рода и всегда по крови. Род возглавлял не обязательно старейшина, налицо были только заслуги перед родом. Предводитель рода избирался Советом старейшин на неопределенный срок. Выбор предводителя рода не носил наследственного характера. Предводитель рода возглавлял, только если можно так сказать, гражданскую организацию рода.

2. Совет старейшин (тайпан кхел) руководил всей жизнедеятельностью рода. При выборе в Совет старейшин в принципе отсутствовал элемент наследования. Совет старейшин формировался по представительному принципу на неопределенный срок, обычно до смерти старейшины или его немощи, препятствующей участию в работе совета. Совет старейшин выбирал предводителя рода и военного предводителя рода. Реально Совет старейшин выбирался по принципу представительства от селения или внутри его на общем собрании членов рода, но постоянным органом был именно Совет старейшин, а не собрание рода. Реально это была единственная функция собрания рода.

3. Военный предводитель рода (баяччи) мог быть и не ч лен рода по крови, он возглавлял всю военную организацию рода. Военный предводитель рода выбирался Советом старейшин и в расчет принимались военные навыки и доблести. Военный предводитель рода не подчинялся предводителю рода по военным вопросам.

Третья (кочевая, хунну) модель управления в родовом обществе (по сути военная демократия, но тем не менее показательно):

1. Шаньюй. Во главе хуннской державы стоял шаньюй, что в переводе означает "величайший". Само название показывает, что это не царь, противопоставленный подданным, а первый между равными прочими старейшинами, которых было двадцать четыре. Власть шаньюя была велика, но отнюдь не абсолютна. Ее ограничивала родовая аристократия - старейшины, из коих каждый имеет вооруженную дружину численностью от 2 тыс. до 10 тыс. всадников. Первоначально шаньюй был как будто выборным и впоследствии следы выборности сохранялись как в формуле возведения на престол. Престолонаследование стало обычаем очень поздно. Главной формой передачи власти было завещание, хотя чаще всего шаньюй передавал престол сыну. Думается, что здесь мы наблюдаем постепенную трансформацию обычая, заключавшегося в том, что выборы перестали быть свободными и постепенно превращались в просто санкционирование воли покойного шаньюя.

2. Знатные роды. Знатных родов у хуннов было три: Хуянь, Лань и Сюйбу. Власть делили все указанные фамилии, так как жен шаньюи мог брать только из названных родов, и высшие чины в государстве были наследственны, т.е. принадлежали исключительно знати, например, государственный судья был всегда из рода Сюйбу. Наряду с этими знатными родами было много простых, но управлявшихся собственными князьями. Называть их старейшинами нельзя, так как они не были выборны, а получали власть по наследству. Иногда они пытались играть самостоятельную роль, но правящая олигархия всегда подавляла сепаратистские тенденции и фронду. Равным образом она ограничивала власть шаньюев, так как каждый из членов знатного рода имел столько защитников, что его жизнь была практически в безопасности от произвола центральной власти, и он мог делать все, что не противоречило интересам его рода.

3. Наряду с аристократией крови существовала аристократия таланта, служилая знать (не родственники шаньюя). Название их было "гудухэу", они были "помощниками" высших вельмож и выполняли всю работу по управлению. Подобно высшим вельможам, они были связаны не с отдельными родами, а с центральной системой управления. Все вельможи имели личные дружины: высшие - по 10 тыс. человек, а низшие - по нескольку тысяч. Кроме 24 вельмож была родовая знать: князья, связанные с родами, своеобразные начальники кланов. Итак, мы установили три категории хуннской аристократии: принцы крови, служилая аристократия и родовая знать. С такой мощной силой шаньюи были вынуждены считаться, так как обходиться без нее они не могли. Вельможи и старейшины опирались не только на традиции, но и на свои дружины, и часто шаньюи ничего не могли поделать с неугодными им князьями. Это, конечно, отчасти связывало руки правительству, так как ограничивало власть шаньюев и мешало им превратиться в деспотов. Из приведенных материалов видно, что хуннская держава по существу была олигархией, возникшей в условиях патриархального строя.

4. Захватив всю власть в свои руки, родовая знать заменила народное собрание съездами родовых князей. Народное собрание нигде не встречается в истории Хунну, тогда как съезды родовых князей и вельмож собирались регулярно дважды в год. Консолидация знатных родов, очевидно, была на столь высокой ступени, что мы вправе определить хуннскую державу как родовую империю. Однако создать такую сложную и оригинальную систему было нелегко; необходимо было не только высокое происхождение ее основателя, но и большой военный талант его.

5. Военные вожди. Отличительное их качество - несвязанность с системой рода; выбирались они независимо от происхождения и исключительно по способностям. У хуннов они назывались гудухэу. Они были низшим командным составом, всецело подчиненным родовой знати.

dic.academic.ru

НАЗВАНИЕ ОБЩИНЫ НА РУСИ - ДРЕВНЕРУССКАЯ ОБЩИНА

ВЕРВЬ — ВЕРВЬ, название общины в Древней Руси и у южных славян. Вервь — ж. Община, члены которой были связаны круговой порукой (на Руси IX XIII вв.). Толковый словарь Ефремовой. Вервь — в Русской правде судебно административная единица, члены которой в определенных случаях были связаны круговой порукой.

Рядом с свободной сельской общиной возникали еще деревни и поселки из людей несвободных. М. 1858). По его мнению, происхождение Русской крестьянской общины вытекло из финансовых установлений, т.е. из тягла и повинностей, обусловленных круговою порукою.

ВЕРВЬ (от «вервь» — веревка, участок земли, отмеренный веревкой), название общины (см.ОБЩИНА (форма социальной организации)) у восточных и южных славян. Русская правда сообщает о верви как о сельской соседской общине.

Киевская Русь, Александр Пресняков. Таким образом, древнейшее родовое устройство заменялось постепенно общинным, причём в состав общин могли входить семьи, принадлежащие не только к разным родам, но даже к разным племенам.

Высшим органом общины был сход из домохозяев, где решение принималось не голосованием, а общим согласием, и избирались старцы. Соседские общины затем объединялись в племена, а последние – в союзы племён (начиная с VII века). Эти союзы племён представляли собой достаточно сложный социальный организм.

В Х-ХП вв. на Руси складывается крупная феодальная собственность на землю в виде княжеских, боярских и церковных владений. Наличие соседской общины (“верви”, “мира”) и патриархального рабства до определённой поры тормозило процесс социальной дифференциации. Высшим органом управления и власти в древней Руси был княжеский совет. Он состоял из бояр и “княжих мужей”.

Текущее управление стали осуществлять городовые и сельские общины (сотни и верви), а также княжеская администрация. При этом вече опиралось на поддержку общин (сельских и городских), княжеская власть – на поддержку дружины, феодальной аристократии и солдат.

На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Вторым институтом государственной власти в Древней Руси был князь. Его общественное положение раскрывается двояко.

Князь и городская община составляли части единого социально-политического организма. Князь не мог обойтись без общины, как и она без него. Об этом свидетельствуют выполняемые князем общественно необходимые функции.

Приобретение стола и успех правительственной деятельности князя в первую очередь зависели от поддержки общины, обеспечить которую было его важной заботой.

Смотреть что такое “ВЕРВЬ” в других словарях:

Другим важнейшим ограничением возможного произвола княжеской власти была военная мощь городской общины, земского войска, объединявшего в своих рядах все боеспособное население волости. Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В целом политический строй Древней Руси можно характеризовать как демократический.

Высшими должностными лицами были также тысяцкие и воевода. Призывают к решительным действиям и от имени общины обещают поддержку в нужный момент. Процесс разложения создавал в одних случаях так называемые семейные общины (задруги, марковые общины), в других — общины все менее и менее родовые, все более и более территориальные.

Земли, принадлежавшие П. общинам, были значительны; обработка их происходила тем же путём заимок, разработок, какой существовал и раньше. Власть сеньора и его право верховной собственности покрыли сверху общину, не разрушая внутренних её порядков. Сельские общины составляли с XI—XII в. господствующий тип землевладения в Западной Европе. С XV и особенно с XVI в. формы поземельной общины, выработанные в Средние века, постепенно подверглись изменениям и разложению; общинные порядки землевладения начинают ослабевать и исчезать.

Стремление выделиться из общины, превратить пользование в собственность было заметно и в других местах, со стороны более зажиточной части общинников. В Индии древнейшей формой землевладения являлась родовая община, члены которой жили в нераздельности, обрабатывая землю сообща и удовлетворяя свои потребности из общих доходов. Эта общая схема перехода от родовой общины к личному землевладению в разных местностях Индии осуществлялась с различною быстротою.

Сельское население Древней Руси, как мы сказали, мало отличалось от городского. В мирное время оно занималось земледелием, звериным или рыбным промыслом, смотря по характеру природы, и жило в тех хуторах и поселках, которые были рассеяны вблизи городов.

Тогда и название “смерд”, обозначавшее вообще простых горожан и сельчан в совокупности, постепенно усвоилось сельскому, земледельческому населению по преимуществу. Последнее условие в особенности влияло в северных областях, обильных дремучими лесами и дебрями.

Как сами князья, так и пожалованные землями дружинники нередко поселяли на пустующих местах своих челядинцев, или холопов, и устраивали там дворы с разными хозяйственными заведениями.

Главными поборниками исконного общинного устройства крестьянского сословия и землевладения являются: К. Аксаков (его Сочч. М. 1861). В. Лешков (“Русский народ и Государство”. М. 1858) и в особенности И.Беляев (Крестьяне на Руси. М. 1860). Представителем противного мнения выступил г. Чичерин (см. собрание его статей в “Опытах по истории Русского права”.

Любопытно в этом отношении сочинение Соколовского “Очерк истории сельской общины на севере России”. В Русской правде вервь несла ответственность перед князем за убийство, совершённое на её территории, содержала (кормила) княжеских сборщиков штрафов. Упоминается в Русской правде (законодательном памятнике Киевской Руси) и в Полицком статуте (законодательном памятнике Полицы — небольшой области на далматинском побережье в Хорватии).

Упомянутая в Русской Правде, В. была, вероятно, территориальной общиной и несла коллективную ответственность за убийства и кражи, совершённые в её границах. Община существовала и в городах. Вервь — в ср. век. Руси термин полисемантичный: мог обозначать веревку, свитую в неск. прядей, шнур, нить, дратву.

Уже опубликовано на сайте:

  • Новогодний венок и рождественский венокНовогодний венок и рождественский венокСпасибо очень мне помогли с идеей венка из ёлочной мишуры. Рождественский венок совсем не обязательно должен быть хвойным. Мы с детьми сделали новогодний венок из конфет, необычно и […]
  • Официальный сайт ООО “Терем” гОфициальный сайт ООО “Терем” гДобро пожаловать на официальный сайт строительной компании "ТЕРЕМ СТРОЙ". Дом из профилированного бруса экономичен и прочен. Вы можете оставить предварительную заявку на понравившийся Вам […]
  • И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ… БИТВА ЗА ТРИКОЛОР. (републикация 2013г.)И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ… БИТВА ЗА ТРИКОЛОР. (републикация 2013г.)То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули. Де-факто чёрно-жёлто-белые цвета снова вернулись на флаг России. Это должно быть „прямоугольное полотнище из […]

labrowendosin.ru