Творческий проект 5 класс "Система мер Древней Руси". Сообщение о древней руси 5 класс
Доклад - Древняя русь 5
+++ТЕОРИЯ ГОТСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУСИ+++
В последнее время выдвигалась еще новая теория, которая также ищет русь не на скандинавском севере, а в Приднепровье, но не среди славян, а среди германцев. Так, профессор Будилович находил возможным видеть в руси готское племя Hroth (произносится Грос), растворившееся среди восточного славянства, его объединившее и давшее ему свое имя.
Как же нам отнестись ко всем этим теориям, принять ли их или отвергнуть? Это вопрос немаловажный в науке русской истории. Смотря по тому на чью сторону мы станем в настоящем споре, и изображение происхождения русского государства должно выйти неодинаковым как в деталях, так и в общей концепции. Необходимо поэтому войти в подробности, пересмотреть данные источников, по которым можно так или иначе составить представление о национальности варягов-руси.
+++ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ+++
Олег (879-912).
Достаточно подробно события описаны лишь со времени новгородского правителя или князя Олега (879—912), который, перейдя с Ильменя (882) на Днепр, покорил Смоленск, Любеч и, основавшись в Киеве на житье, сделал его столицею своего княжества, говоря, что Киев будет «матерью городов русских». Олегу удалось объединить в своих руках все главнейшие города по великому водному пути. Это была его первая цель. Из Киева он продолжал свою объединительную деятельность: ходил на древлян, затем на северян и покорил их, далее подчинил себе радимичей. Под его рукою собрались, таким образом, все главнейшие племена русских славян, кроме окраинных, и все важнейшие русские города. Киев стал средоточием большого государства и освободил русские племена от хазарской зависимости. Сбросив хазарское иго, Олег старался укрепить свою страну крепостями со стороны восточных кочевников (как хазар, так и печенегов) и строил города по границе степи.
Объединением славян Олег не ограничился. По примеру своих киевских предшественников Аскольда и Дира, сделавших набег на Византию, Олег задумал поход на греков. С большим войском «на конях и на кораблях» подошел он к Константинополю (907), опустошил его окрестности и осадил город. Греки начали переговоры, дали Олегу «дань», т. е. откупились от разорения, и заключили с Русью договор, вторично подтвержденный в 912 г.Деятельность Олега в самом деле имела исключительное значение: он создал из разобщенных городов и племен большое государство, вывел славян из подчинения хазарам и устроил, путем договоров, правильные торговые сношения Руси с Византией; словом, он был создателем русско-славянской независимости и силы.
Игорь (912-945).
По смерти Олега вступил во власть Игорь (912—945), по-видимому, не имевший таланта ни воина, ни правителя. Он сделал два набега в греческие владения: на Малую Азию и на Константинополь. В первый раз он понес жестокое поражение в морском бою, в котором греки применили особые суда с огнем и пускали «трубами огнь на ладьи русские». Во второй раз Игорь не дошел до Царьграда и помирился с греками на условиях, изложенных в договоре 945 г. Этот договор считается менее выгодным для Руси, чем договор Олега. В кампании Игоря против греков принимали участие и печенеги, впервые при Игоре напавшие на Русскую землю, а затем помирившиеся с Игорем. Игорь погиб в стране древлян, с которых он хотел собрать двойную дань. Его смерть, сватовство древлянского князя Мала, желавшего взять за себя вдову Игоря Ольгу, и месть Ольги древлянам за смерть мужа составляют предмет поэтического предания, подробно рассказанного в летописи.
Ольга(945-957).
Ольга (по-древнескандинавски и по-гречески Helga) осталась после Игоря с малолетним сыном Святославом и взяла на себя правление княжеством (945—957). По древнему славянскому обычаю вдовы пользовались гражданскою самостоятельностью и полноправием и вообще положение женщины у славян было лучше, чем у других европейских народов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что княгиня Ольга стала правительницей. Отношение к ней летописца — самое сочувственное: он считает ее «мудрейши всех человек» и приписывает ей большие заботы об устроении земли. Объезжая свои владения, она везде устанавливала порядок и везде оставляла по себе добрую память. Главным же ее делом было принятие христианской веры и благочестивое путешествие в Царьград (957).
Сын Ольги Святослав (957—972)
Еще при жизни матери, оставив на попечении Ольги Киевское княжество, Святослав совершил свои первые блестящие походы. Он пошел на Оку и подчинил вятичей, которые тогда платили дань хазарам; затем обратился на хазар и разгромил Хазарское царство, взяв главные города хазар (Саркел и Итиль). Заодно Святослав победил племена ясов и касогов (черкесов) на р. Кубани и овладел местностью в устьях Кубани и на Азовском побережье под названием Таматарха (позднее Тмутаракань). Наконец, Святослав проникнул на Волгу, разорил землю камских болгар и взял их город Болгар. Словом, Святослав победил и разорил всех восточных соседей Руси, входивших в систему Хазарской державы. Главной силой в Черноморье становилась теперь Русь. Но падение Хазарского государства усиливало кочевых печенегов. В их распоряжение попадали теперь все южнорусские степи, занятые раньше хазарами; и самой Руси скоро пришлось испытать большие беды от этих кочевников.
+++КРЕЩЕНИЕ РУСИ+++
Пришли (говорит он [летописец] к Владимиру (968) сначала волжские болгары, похваляя свое магометанство, затем немцы от римского папы, затем хазарские евреи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. Все они хотели привлечь Владимира к своей вере. Он же выслушал их и всех отослал прочь, кроме грека. С греком он беседовал долго, отпустил его с дарами и почестями, но пока не крестился. В следующем году (987) созвал Владимир своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа о православной вере. Советники дали мысль князю послать в разные страны своих послов посмотреть: «кто как служит Богу?» Побывав и на востоке, и на западе, послы попали в Царьград и были поражены там несказанным благолепием греческого богослужения. Они так и сказали Владимиру, прибавив, что сами не хотят оставаться более в язычестве, познав православие. Это испытание вер через послов решило дело. Владимир прямо спросил своих советников: «Где крещение примем?» А они согласно ответили: «Где тебе любо». И вот в следующем, 988 году Владимир пошел с войском на Корсунь и осадил его. Город упорно сопротивлялся. Владимир дал обет креститься, если возьмет Корсунь, и действительно взял его. Не крестясь еще, он послал в Царьград к царям-братьям Василию и Константину, грозя идти на них и требуя за себя замуж их сестру Анну. Цари сказали ему, что не могут выдать царевну замуж за «поганого», т. е. за язычника. Владимир ответил, что готов креститься. Тогда цари прислали в Корсунь сестру свою и с ней духовенство, которое крестило русского князя и венчало его с царевной. Перед крещением Владимир заболел и ослеп, но чудесно исцелился во время самого таинства крещения. Помирясь с греками, он возвратился с православным духовенством в Киев и крестил всю Русь в православную греческую веру.
Последнее предание было основано на действительном походе Владимира на Корсунь. В то время в Византийской империи произошло восстание войска под предводительством полководца Варды-Фоки. Греческое правительство, не располагая силами, искало помощи у киевского князя Владимира. Союз был заключен (987): Владимир соглашался послать свои войска в помощь Византии, за что получал руку греческой царевны Анны, а сам обязался принять христианство. Благодаря русскому вмешательству мятеж был подавлен и Варда-Фока погиб (988). Но византийцы после победы не исполнили своих обещаний, данных Владимиру. Тогда Владимир начал войну с греками, осадил и взял Корсунь — главный греческий город в Крыму — и настоял на исполнении греками договора. Он принял христианство и получил в супружество царевну (989). Где именно был он крещен и когда именно состоялось крещение — в 988 или в 989 г., — точно неизвестно.
Возвратившись из корсунского похода в Киев с греческим духовенством, Владимир начал обращать киевлян и всю Русь к новой вере. Он крестил в Киеве народ на берегу Днепра и его притока Почайны. Кумиры старых богов были повергнуты наземь и брошены в реку. На их местах были поставлены церкви. Так было и в других городах, где христианство водворяли княжеские наместники. По преданию, новая вера распространялась мирно, за исключением немногих мест. Так, в Новгороде пришлось применить силу. В глухих углах (например, у вятичей) язычество держалось, не уступая христианской проповеди, еще целые века; да и по всей стране старые верования не сразу были забыты народом и сплетались с новым вероучением в пеструю смесь веры и суеверия.
+++РУССКАЯ ПРАВДА+++
Литература, посвященная Русской Правде, насчитывает более чем 200-
летнюю историю. В 1738 г. В. Н. Татищев нашел список Новгородской летописи,
в которую оказался внесенным текст Краткой Правды – одной из редакций
Русской Правды. В 1767 г. А. Л. Шлецер напечатал ее под заглавием: «Правда
Русская, данная в одиннадцатом веке от великих князей Ярослава
Владимировича и сына его Изяслава Ярославича».
Значение Русской Правды как исторического источника по генезису
феодализма в древней Руси огромно. Так, закабаление смердов фактически
может быть изучено только посредством только этого юридического документа,
так как летописи и другие источники говорят о смердах и их положении крайне
мало и отрывочно. Русская Правда дает, например, материалы и по изучению
товарного производства, имевшего место в данное время. Наконец, словарный
фонд этого документа «является исключительно ценным источником по изучению
разговорного языка Древней Руси»
РУССКАЯ ПРАВДА КАК ПАМЯТНИК ПРАВА
Древнейшая редакция Русской Правды сохранилась всего в двух списках
(Академический — в списке конца XV в. Новгородской I летописи Академии наук
и Археографический — рукопись Новгородской I летописи Археографической
комиссии половины XV в.).
Русская Правда — сложная компиляция, напоминающая своими судьбами в
старой письменности наши летописные своды.
Русскую Правду можно определить как кодекс частного права – все ее
субъекты являются физическими лицами, понятия юридического лица закон еще
не знает.
Статьи, знакомящие нас с народной общиной — вервью, — указывают, когда
она должна платить виру, и затем отмечают льготу-рассрочку и ряд случаев,
когда вервь не обязана платить
Основное содержание остальных статей удобно разлагается на несколько
крупных групп: статьи об охране личности, об охране имущества с особым
вниманием к владению холопами и к вопросам кредита и торговых сделок и,
наконец, драгоценная группа в 21 статью, изображающая древнерусское
наследственное право.
Внимательное рассмотрение пространной Русской Правды приводит к
заключению, что она, кроме статей о верви и статей общего значения для всех
слоев свободного населения, сосредотачивает преимущественное внимание на
вопросах, ближе касавшихся не сельской массы, а социальных верхов
древнерусского общества.
Значение торговли для быта, отразившегося в Пространной Правде, выступает
в ее статьях, статьи определяют порядок решения дел
по долговым обязательствам; упрощенное производство по делам о
торговой ссуде, под чем можно разуметь и торговое товарищество. Т.е РУССКАЯ ПРАВДА регулировала некоторые торговые, долговые, и даже правовые отношения граждан.
К этой же среде обращено внимание пространной Русской Правды в других
отношениях. В.О. Ключевский указывает на внимание пространной Русской
Правды к интересам «холоповладельцев». При этом отдельно стоящая статья 38
вызывает некоторое сомнение. Ее сравнение со статьей 15 древнейшей Русской
Правды показывает, что перед нами обобщение статьи, указывавшей на
определенный и притом для XII в. уже устаревший случай бегства челядина к
иноземцу, варягу или колбягу.
Холоп — наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение
особое: все, чем он обладал, являлось собственностью господина. Все
последствия, вытекающие из договоров и обязательств, которые заключал холоп
(с ведома хозяина), также ложились на господина. Личность холопа как
субъекта права фактически не защищалась законом. За его убийство взимался
штраф как за уничтожение имущества либо господину передавался в качестве
компенсации другой холоп. Самого холопа, совершившего преступление,
следовало выдать потерпевшему (в более ранний период его можно было просто
убить на месте преступления). Штрафную ответственность за холопа всегда нес
господин. В судебном процессе холоп не мог выступать в качестве стороны
(истца, ответчика, свидетеля). Русская правда- как подтверждение социальной значимости холопа в древние века. Как таковых прав у него не было.
Наиболее распространенным источником холопства, не упомянутым,
однако, в Русской Правде, был плен.
Закуп — человек, работающий в хозяйстве
феодала за «купу» — наем, в который могли включаться разные ценности:
земля, скот, зерно, деньги и пр. Этот долг следовало отработать, причем
установленных нормативов и эквивалентов не существовало. Объем работы
определялся кредитором.
Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с
кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания
закупов в 1113 г. Были установлены предельные размеры процентов на долг.
Закон охранял личность и имущество закупа, запрещая господину беспричинно
наказывать его и отнимать имущество. Если сам закуп совершал
правонарушение, ответственность была двоякой: господня уплачивал за него
штраф потерпевшему, но сам закуп мог, быть «выдан головой», т.е. превращен
в полного холопа.
Это приводит нас к самой любопытной черте пространной Русской Правды — к
тому, что в ней мы впервые встречаем термин «бояре».
Пространная Русская Правда дает одно весьма важное
указание на то, что к концу изучаемого нами периода боярство добивается
значительной эмансипации от княжой власти.
Так же русская правда рассматривает развитии личной семейной боярской
собственности, — весьма существенный, или признать эту статью относящейся и
к земельным владениям боярства. Заметим, что на Западе право наследования
по женской линии получило раньше признание в крестьянской среде и дольше
отрицалось в боярской среде.
Еще два слова о терминах — «тиун боярский» и «боярская дружина». По
боярский тиун — холоп, но отличенный в суде тем, что на него,
как на закупа, «складают послушество», «по нужи» — в крайнем случае». Ябетник-это
герм., где его этимологическое значение «преданный» слуга из
челяди — слуга-челядин. И в древнейшей Русской Правде видим упоминание
ябетника княжого рядом с мечником. Русская Правда Ярославичей вместо
ябетника называет тиуна княжа, выделяя его в ряд княжих мужей или, точнее,
ставя его рядом с ними, как 80-гривенную голову.
Введение всех этих терминов в поздние редакции Русской Правды — слабо
выраженный, но тем более ценный намек на усвоение черт княжого права и
княжого быта средой бояр, крупных землевладельцев, в конце изучаемого нами
периода.
При создании Русской Правды – крупнейшем правовом акте периода ранней
русской государственности – происходило широкое использование результатов
предшествующего многовекового нормотворчества, истоки которого восходили к
периоду распада родоплеменных отношений, к начальному этапу становления
классовых отношений. За соблюдением правовых норм следили уже не племенные
старейшины и народное собрание, а князь – глава государства и иерархически
подчиненная ему администрация.
Русская Правда имела большое значение для формирующегося русского,
украинского и белорусского феодального права. Насколько хорошо
удовлетворяла она потребности княжеских судов, свидетельствует включение ее
в юридические сборники XIII—XV вв. — Кормчие, Мерило Праведное. Она широко
распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник
светского права и стала основой юридических норм, включенных в договоры
XII—XIV вв. Новгорода, Смоленска с немецкими и ливонскими городами,
островом Готландом, а также законодательства XIV -XV вв. Списки Русской
Правды активно распространялись еще в XV — XVI вв. Только в 1497 году был
издан в Московском централизованном государстве судебник, который заменил
Русскую Правду в качестве основного источника светского писаного права на
территориях, объединенных в составе централизованного Русского государства.
Долгий период использования этого правового акта свидетельствует о том, что
в первой трети XII в. был создан совершенный по содержанию судебник, нормы
которого в судебной практике стали важным орудием государства и класса
феодалов в целом по правовому регулированию социально-экономических
отношений в стране.
+++УПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО+++
Княжение Ярослава может назваться продолжением Владимирова как по отношениям киевского князя к подчиненным землям, так и по содействию к расширению в Руси новых начал жизни, внесенных христианством.
Ярослав расширял область русского мира подчинением новых земель. Кроме приобретения червенских городов от Польши, он счастливо воевал с Чудью и в 1030 году основал в чудской земле город Юрьев, названный таким образом по христианскому имени Ярослава, нареченного Юрием в крещении. В 1038 и 1040 годах он предпринимал походы на ятвягов и Литву и заставил их платить дань
Ярослав более всего оставил о себе память в русской истории своими делами внутреннего устроения. Недаром во время борьбы со Святополком киевляне называли его «хоромцем», охотником строить. Он действительно имел страсть к сооружениям. В 1037 году напали на Киев печенеги. Ярослав был в Новгороде и поспешил на юг с варягами и новгородцами. Печенеги огромною силою подступили к Киеву и были разбиты наголову. (С тех пор уже набеги их не повторялись. Часть печенегов поселилась в русской земле, и мы в последующие времена видим их наравне с русскими в войсках русских князей.)
Время Ярослава ознаменовалось распространением христианской религии по всем русским землям. Тогда уже выросло поколение тех детей, которых Владимир отдавал в книжное учение. Ярослав в этом отношении продолжал дело своего отца; по крайней мере, мы имеем известие, что он в Новгороде собрал 300 детей у старост и попов и отдавал их «учиться книгам». Ярославу принадлежит начало сборника древних законов под названием «Русской Правды». Сборник этот, существующий в нескольких различных, то более, то менее полных редакциях, заключает законоположения, установленные в разные времена и в разных местах, чего в точности определить невозможно.
+++ПРАВЛЕНИЕ ВЛАДИМИРА МАНОМАХА++++
За время своего правления (1113 – 1125 гг.) Владимир Мономах показал себя сильным и волевым правителем. Он сумел на время приостановить естественный процесс распада Руси на отдельные земли. Он сокрушил своеволие отдельных князей, заставил подчиняться себе Олега и Давыда Святославичей, которые послушно исполняли его просьбы о помощи в борьбе с половцами. Своих сыновей он рассадил по крупным городам. Они управляли Новгородом и Смоленском, Ростовом и Суздалем. Он подавил мятеж своего племянника, сына Святополка—Ярослава, который правил на Волыни. В 1116 т. Мономах организовал новый большой поход против половцев. Затем посылал на Дон своих сыновей. Он нанес удар по Полоцкому княжеству. Попытался Мономах продолжить балканскую политику своих предков и утвердиться на Дунае.
Мономах проявил себя не только как, видный полководец и властный политик, но и как рачительный хозяин. Его политика была направлена на то, чтобы не только уберечь бояр, дружинников, духовенство, купечество от мятежей, но и поддержать хозяйство смерда и ремесленника, которое составляло основу государственного благосостояния.
.
www.ronl.ru
Литература древней Руси кратко - Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени
Литература древней Руси, кратко описанная в данном разделе, появилась вместе с приходом Христианства в Восточную Европу. При этом ее развитие было достаточно стремительным, поскольку как введение новой веры, так и создание письменности было в государственных интересах. Письмо стало необходимым для всех сфер жизни общества и самой Руси, налаживание контактов с другими государствами было невозможным без составления документов.
В результате появления письменности начало появляться все большее количество переводчиков и переписчиков, кроме того стали появляться и литературные произведения на древнерусском языке, как переведенные, так и оригинальные. Литература в первую очередь требовалась церкви, священники писали поучения, жития и многие другие произведения. Кроме того, стали появляться летописи, в которых описывались военные походы и жизнь князей.
Благодаря князю Владимиру Великому, вместе с Христианством появилась и литература Киевской Руси. Кратко проанализировав этот период, станет ясно, что эти два явления были взаимосвязанными. В «Повести временных лет», древнейшем русском письменном документе, указывается, что князь Владимир организовал обучение детей знатного происхождения письменности и чтению. Согласно этому документу в стране появились переписчики и переводчики, благодаря труду которых появились первые книги. Постепенно в общественном сознании закреплялась мысль о необходимости образования, без которого «нельзя стать праведником, как нельзя построить корабль без гвоздей».
Однако в рукописных документах Киевской Руси имели не только просветительское, но вовсе не обязательное для исполнения содержание. На самом деле во времена расцвета этого государства была проведена большая работа. Многие документы являлись копиями документов из Болгарии или Византии. В сравнительно краткий срок древнерусские книжники ознакомились со всеми существующими в те времена жанрами, и многими трудами византийских писателей и летописцев.
Для историков письменные источники тех времен стали основным источником сведений о Киевской Руси, нраве и обычаях ее жителей, о ее истории, государственном устройстве. Также в письменном виде сохранились основные источники права тех времен, главным из которых считается «Русская правда» времен Ярослава Мудрого.
antiquehistory.ru
быт, нравы, обычаи, занятия, хозяйство
hkar.ru
Сейчас существует большое количество мнений и споров по поводу того, кто же такие славяне. Много навсегда утерянных исторических документов, которые могли бы пролить нам свет на происхождение славян. Ученых, которые в прошлые века, старались пролить больше света на нашу историю, подвергали гонениям и уничтожали их труды. Яркий тому пример — Ломоносов, который подвергся гонению со стороны иностранцев, засевших тогда в Академии наук России. А его исторические труды были переделаны немцем-историком до неузнаваемости и изданы после смерти Ломоносова. Но, несмотря на это, мы все равно по крупицам собираем и бережем все, что касается истории наших предков.
Принято считать, что древние славяне были варварами, полудикими племенами, история которых сравнительно молода. Но так ли это было на самом деле? Сейчас ведутся раскопки древних городов и артефактов на территории России и Украины:
- Город Аркаим на Южном Урале, которому около 4,5 тысяч лет
- Триполье на Западной Украине, которому 7,5 тысяч лет. Триполье старше Шумерской цивилизации на 500 лет
- Древнейшие мегалиты, находящиеся рядом с Уральским хребтом, по масштабности и интересности они превосходят Стоунхендж. Когда появились эти цивилизации, не было еще Египетских пирамид.
Древние славяне: быт, нравы, обычаи, занятия
Письменность славян
Считается, что славяне долгое время были варварами, не имеющими своей письменности и жившими полудикими племенами. По поводу письменности сейчас ведутся споры, потому что есть предположения, что письменность в Древней Руси была еще до Кирилла и Мефодия. То есть до 9-10 веков на Руси существовала своя славянская письменность. А миссионеры Кирилл и Мефодий принесли свою письменность вместе с христианством. Историкам еще предстоит кропотливая работа по сбору доказательств ее существования. Помимо доказательств не маловажен и такой факт: как славяне до 9-10 века обходились без своей письменности? К этому времени они имели свою государственность, занимались внешней торговлей с другими государствами, заключали всевозможные договора, вели политику и войны с соседними государствами. И они не имели письменности? Выводы напрашиваются сами собой.
Читайте подробнее о письменности древних славян
Быт и нравы восточных славян
hkar.ru
Древние славяне не были варварами. Они никогда не отличались кровожадностью и особой жестокостью. Чего не скажешь о древних римлянах, греках и византийцах. Стоит только заглянуть в историю этих народов и убедиться в этом. Славяне были вынуждены вести многочисленные войны и захваты, чтобы сохранить государственность, но варварами, в отличие от народов Европы того времени, они не были.
Чистота и вода всегда играла огромную роль в жизни и быту древних славян . В то же время Европа утопала в грязи и в нечистотах, которые выливали на прямо улицу. Европейцы не мылись годами, а то и всю жизнь, потому что считали, что грязь защищает их организм от болезней. Чума косила целые города. Славяне, не зависимо от материального положения, имели бани. Во всех семьях имели традицию устраивать банные дни. Если человек заболевал, то первое, что делали, это парили его в бане с добавлением различных трав. Чтобы родить ребенка женщины уходили в баню, где устраивали особый ритуал. Многие религиозные праздники, обычаи были построены на очищении водой.
Свои поселения, а позднее города, древние славяне строили на берегу реки. Река защищала их поселения и города от врагов. В реке ловили много разной рыбы, которая непременно входила в рацион славян. В лесах, которые находились на берегу рек, древние славяне охотились на различных животных и птиц. Собирали урожаи лекарственных трав, растений и ягод. Быт жителей Древней Руси был тесно связан с земледелием. Потому что земледелие было основным занятием. С древних времен славяне выращивали в большом количестве пшеницу, рожь, просо, овес. Это был очень тяжкий труд, так как землю обрабатывали вручную с помощью сохи, мотыги, а земли приходилось отвоевывать у леса с помощью огня (пепел служил своего рода удобрением).
У славян было развито бортничество. Мед и воск играли важную роль в их жизни. Мед заменял сахар и из него готовили хмельные напитки, но с очень низким процентом алкоголя. Несмотря на ошибочное мнение, что на Руси всегда много пили, алкоголь вообще был под запретом в Древней Руси. Быт и нравы древних славян позволяли им пить только хмельной мед, и то, только по большим праздникам. Женщинам запрещалось употреблять алкоголь вообще, а мужчины первый раз пробовали хмельной мед только после рождения первого ребенка. В это же время в Европе, употребление алкоголя не было под запретом и, не секрет, что даже монахи злоупотребляли им, не говоря уже об остальных европейцах.
Ремесла древних славян
Зимой, когда заканчивались работы в поле, урожай был собран, долгими вечерами, древние славяне занимались изготовлением различных изделий для бытовых нужд, украшений, одежды. Со временем стали развиваться различные ремесла. Для многих людей это становилось основным занятием. С появлением больших городов, стали появляться городские районы, в которых жили представители только одного ремесла. В Древней Руси были развиты такие ремесла:
hkar.ru
- Обработка металла. Кузнечное дело было самым значимым среди ремесел. Изделия кузнецов использовали повсеместно. Это и инструменты для ведения хозяйства и обработки земли, это и мечи, ножи, защитные кольчуги для воинов, а также различные изделия для быта и металлические украшения. Но особой виртуозности славянские кузнецы достигли в изготовлении оружия. В это мы можем убедиться, увидев их изделия, которые сохранились до наших дней. Смотря на них, мы понимаем, что кузнечное дело было поставлено в Древней Руси на очень профессиональном уровне.
- Обработка дерева. Это было второе по значимости ремесло. Из дерева строили дома для простых людей, терема для богатых славян, все хозяйственные постройки. Вся домашняя утварь была изготовлена из дерева. Посуда и украшения тоже изготавливались из дерева. Изделия из дерева занимали важное место в жизни древних славян. Древнерусские предметы быта – это произведения народного творчества, которые до сих пор радуют нас.
- Ювелирное дело. Еще с древних времен славянские ювелиры владели целым рядом сложнейших для того времени техник. Их изделия до сих пор поражают воображение. Их изделия из золота и серебра с удовольствием покупали торговцы из других стран.
- Гончарное дело. Из глины изготавливали различную посуду, изделия для бытовых нужд, украшения. Глиняная посуда была очень популярна в Древней Руси. А само гончарное дело до сих пор живет, и в наши дни тоже изделия из глины пользуются популярностью.
Семья в Древней Руси
hkar.ru
На Руси очень рано вступали в брак, это было обусловлено тяжелым трудом, недостатком рабочих рук, детей рано приучали к труду. Парни женились лет в 16-17, а девушки вступали в брак в 12-14 лет. С этого момента девушка считалась членом рода мужа. Само понятие рода у славян стояло на первом месте. Славяне жили родами. Это для них было основой всего. Быт и повседневная жизнь Древней Руси были буквально подчинены понятию рода. Славяне даже имели бога, который отвечал за род. Его имя — Род.Богатые князья имели несколько жен и окружали себя большим количеством наложниц. Это исторический факт, о котором говорится в «Повести временных лет», летописи, которая также описала быт и хозяйство восточных славян .В Древней Руси большое значение уделялось военному воспитанию мальчиков. И не важно, кем он будет в будущем, земледельцем или ремесленником, но будущий мужчина был обязан хорошо владеть оружием и знать основы военного дела. Он мог жениться только после обучения военному делу. Мальчиков рано учили держаться на коне. А лет в 9-11 мальчика посвящали в члены рода. Для этого его отводили в лес и специальную избушку и проводили ритуал. Благодаря этому, и появились сказки о Бабе-Яге, которая похищала детей.Девочек с малых лет обучали вести хозяйство, делать пряжу, ткать ткани и другим домашним делам, которые ей будут нужны в семейной жизни. И тут тоже использовали определенные обряды. Например: когда девочка делала свой первый клубок, то его сжигали, а пепел она должна была размешать с водой и выпить.
Итоги
Факты из истории быта Древней Руси показывают нам, насколько семья была важна для древних славян. Само понятие рода они обожествляли, назвав в его честь одного из богов. Понятие рода легло в основе их обычаев и нравов. Ведь недаром во многих русских словах присутствует корень «род»: родня, родной, родственник.
Внимание
Быт и нравы Киевской Руси показывают насколько самобытной и неповторимой была культура Древних славян. У славян были развиты ремесла. Они изготавливали настоящие произведения искусства из металла, дерева, глины и драгоценных металлов. До сих пор люди занимаются народными ремеслами и с удовольствием перенимают опыт наших предков.
perstni.com
Летописи Древней Руси. - Литература
Летописи древней Руси
- Урок – презентация для учащихся
- 5 класса
- Нарвская Православная Гуманитарная школа
- Учитель Чалых Наталья Петровна
Откуда пошло название
- ЛЕТОПИСИ - исторические произведения XI-XVII вв., в которых повествование велось по годам. Рассказ о событиях каждого года в летописях обычно начинался словами: “в лето” — отсюда название — летопись.
Летопись – это памятник
- Летописи — важнейшие исторические источники, самые значительные памятники общественной мысли и культуры Древней Руси.
Темы летописей
- Обычно в летописи излагалась русская история от ее начала, иногда летописи открывались библейской историей и продолжались античной, византийской и русской. Летописи играли важную роль в идеологическом обосновании княжеской власти в Древней Руси и пропаганде единства русских земель.
Содержание летописей
- Летописи содержат значительный материал о происхождении восточных славян, о их государственной власти, о политических взаимоотношениях восточных славян между собой и с др. народами и странами.
Летопись и вера в Бога
- Характерной чертой летописи является вера летописцев во вмешательство божественных сил.
Источники летописей
- Новые летописи составлялись обычно как своды предшествующих летописей и различных материалов (исторических повестей, житий, посланий и пр.) и заключались записями о современных летописцу событиях. Литературные произведения вместе с тем использовались в летописях в качестве источников.
Что использовали летописцы
- Предания, былины, договоры, законодательные акты, документы княжеских и церковных архивов также вплетались летописцем в ткань повествования. Переписывая включаемые в летопись материалы, он стремился создать единое повествование.
Летописи имели большое значение
- Составлению летописей придавалось большое значение, к ним обращались в политических спорах, при дипломатических переговорах.
Какие летописи до нас дошли
- Списков летописей дошло не менее 1500. В их составе сохранились многие произведения древнерусской литературы: “Поучение” Владимира Мономаха, “Сказание о Мамаевом побоище”, “Хождение за три моря” Афанасия Никитина и др
Монахи – самые образованные люди древности
- Наиболее известный из ранних летописных сводов, дошедший до нашего времени, — “Повесть временных лет”. Ее создателем считают Нестора — монаха Печерского монастыря в Киеве, написавшего свой труд ок. 1113.
Летописный свод
- Большой летописный свод появился в Москве в к. XV — н. XVI вв. Особенно известна Воскресенская летопись, кончающаяся на 1541 (составление осн. части летописи относится к 1534-37). В нее включено много официальных записей.
Летописи – история древней Руси
- Главный источник наших знаний о древней Руси - средневековые летописи. В архивах, библиотеках и музеях их насчитывается несколько сот, но по существу это одна книга, которую писали сотни авторов, начав свой труд в 9 веке, и окончив его спустя семь столетий.
Старая Москва
Основание Кремля
Гонцы в Кремле
Москва при Иване Грозном
multiurok.ru
Творческий проект 5 класс "Система мер Древней Руси"
Проектная исследовательская работа
«Решение задач с использованием единиц измерения Древней Руси»
Выполнил:ученик 5 класса “Б” МКОУ «СОШ №15» Гурьянов Михаил
Руководитель: учитель истории Шерстобитов В.В.
Благодарный
2016 год
Содержание:
Глава I. Введение
Глава II. Историческая справка
Глава III. Решение задач с использованием старинных русских мер
3.1 . Меры длины
3.2. Меры объема
3.3. Меры площади
3.4. Меры веса
Глава IV. Заключение
Глава V. Список использованной литературы
Глава I. Введение
Изучение почти любого предмета в школе предполагает хорошие знания математики, и без нее нельзя освоить эти предметы. Может показаться, что на уроках истории, рисования, физкультуры и труда математика не нужна. Но это неверно. И на этих уроках мы встречаемся с разного рода вычислениями и измерениями, слышим названия единиц измерения и не всегда понимаем, о чем говорит преподаватель.
Поэтому в моей работе собраны сведения о единицах измерения в Древней Руси и задачи с использованием единиц измерения Древней Руси. Для того чтобы собрать и составить задачи мне с моими руководителями пришлось найти материал для создания наших задач. Просматривая статьи в газетах, мы убедились, что данных для исследовательской работы недостаточно и тогда мы обратились к книгам и помощи INTERNET. Наконец, у нас появилось достаточно материала для создания нашего банка задач. Данная работа оказалась на редкость интересной для меня лично. Я узнал много нового о единицах измерения Древней Руси, их простоте и, одновременно, сложности, о культурно- исторических объектах и пр.
Но не только новая информация открылась мне. Я научился составлять задачи по тексту газет и книг. Таким образом, данная работа помогла мне приобрести новые знания и навыки в составлении задач.
Надеюсь, что моя работа окажется интересной и нужной не только для меня и моих одноклассников, но и для школьников и учителей всей страны.
Исходя, из этого актуальность моего исследования обусловлена развитием математического мышления, основываясь на числовых представлениях в Древней Руси.
Объект моего изучения- единицы измерения в Древней Руси
Цель моего исследования – более глубоко изучить и исследовать о единицах измерения в Древней Руси.
Обозначенная цель требует решение следующих задач:
Собрать материалы и изучить литературу по данной теме;
Рассмотреть развития и представления чисел в Древней Руси;
Составить банк задач с использованием единиц измерения Древней Руси.
Гипотеза
Изучение исторических корней понятий единиц измерения в Древней Руси способствует развитию знаний и представлений учеников об истории своей страны, повышает интерес к изучению математики и других предметов.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- беседы;
- анкетирование.
Новизна исследования: поиск математических представлений у учеников о мерах измерения в Древней Руси и развитие интереса к изучению истории своей страны.
Практическая значимость работы заключается в том, что использование старинных единиц измерения в решении практических задач, способствует повышению интереса к изучению математики у учеников, учителей, родителей. Возможно использование банка задач на уроках, факультативах и т.д.
Глава II. Историческая справка
Кто управляет числами, тот управляет миром!
Первые представления о числе приобретены людьми в незапамятной древности. Они возникли из счета людей, животных, плодов, различных изделий человека и других предметов. На ранних ступенях развития общества люди почти не умели считать. Они отличали друг от друга совокупности двух и трех предметов, например: о численности группы из двух предметов они говорили: «Сколько же, сколько глаз у человека», а о множестве из двадцати предметов: «Столько же, сколько пальцев у человека». Потом считали на пальцах. Когда пальцы на одной руке кончались, переходили на другую, а если на двух руках не хватало, переходили на ноги. Поэтому, если в те времена означало, что у него «две руки и одна нога кур», это означало, что у него пятнадцать кур, а если у кого-то было двадцать коз, это называлась «весь человек», то есть две руки и две ноги. Всякая совокупность, содержавшая большее число предметов, объединялось в понятие «много». В Древней Руси неопределенно большое количество обозначало слово «семь». Русские пословицы сохранили память об этой эпохе: «семь раз отмерь – один раз отрежь», «у семи нянек дитя без глазу», «семь бед – один ответ», «двое пашут, а семеро руками машут», «семеро одну соломку подымают», «семеро одного не ждут».
С усложнением хозяйственной деятельности людей понадобилось вести счет в более обширных пределах. Для этого человек пользовался окружающими его предметами. От счета с помощью камешков ведут свое начало различные усовершенствованные инструменты, как, например, русские счеты, У многих народов число «сорок» долгое время было пределом счета и названием неопределенно большого количества. В русском языке слово «сороконожка» имеет смысл «многоножка»; выражение «сорок сороков» означало в старину число, превосходящее всякое воображение. Тот же смысл имеет слово «сорок» в ряде русских пословиц и поговорок: «и один глаз, да зорок, не надо и сорок», «сидела сорок лет, высадила сорок реп». Даже на этих примерах прослеживается связь наук и культуры народа. На следующей ступени счет достигает нового предела – десяти десятков и создается название для числа 100. Такой смысл оно имеет, например, в загадке: «Стоит поп низок, на нем сто ризок» (капуста). Такой же смысл приобретают последовательно числа тысяча, десять тысяч (в старину это число называлось «тьма»), миллион.
Три основных древнерусские меры длины носят названия частей тела. Меньшая мера – малая пядь – является расстоянием между раздвинутым большим и указательным пальцами и соответствует 19 см; большая пядь – расстояние между большим пальцем и мизинцем – около 22 – 23 см (отсюда название икон, имеющих в ширину 19 или 23 см, – «пядницы»). Большая часть кирпичей XII века имеют ширину также пядь в 19 см. Локоть есть расстояние от локтевого сочленения до концов вытянутых и соответствует двум большим пядям; и эта единица измерения имела свой вариант – локоть со сжатыми пальцами, размером в две малые пяди. Такова обычная ширина холста, чрезвычайно устойчивая и повсеместная, идущая из глубокой древности.
Единица сажень это, расстояние от ступни до кона вытянутой верх руки (примерно 215 см) при росте 170 – 172 см. Величина другого вида этой единицы измерения, так называемой простой саженей, определена историками при помощи надписи на Тмутараканском камне, содержащей сведения о промере ширины Керченского пролива.
Она составляет расстояние между большими пальцами рук человека среднего роста, вытянутых в стороны. При последовательном делении ее на 4 и на 8 получаются известные уже нам малые локоть и пядь. По – видимому, простая сажень предшествовала обыкновенной, трехаршинной.
Для определения больших расстояний в Древней Руси существовала верста, или поприще. Все эти термины: пядь, локоть, сажень, верста, поприще встречаются уже в XI – XII вв. Мера длины, как и другие меры не отличались устойчивостью и в период феодальной раздробленности в России колебались от одного княжества к другому, а вместе с тем изменялись во времени.
Меры поверхности находились в тесной связи с мерами сыпучих тел, прежде всего зерновых культур. В Киевском государстве и феодальных княжествах XIII—XV вв. главными мерами сыпучих тел служили кадь: 1 кадь = 2 половинкам = 4 четвертям = 8 осьминам. В XVI—XVII вв. кадь и половник из обихода исчезают, и основной мерой становится четверть, равная примерно 6 пудам ржи. Меры земельной поверхности определялись первоначально тем средним количеством ржи, которая на них высевалась. Основные дореволюционные меры поверхности — десятина и четверть появляются в XVIII—XV вв., причем две четверти составляли десятину. У всех народов на определенной ступени культуры наблюдается тесная зависимость между весовой и денежной единицами.
Слово золотник встречается в ряде документов Киевской эпохи, так же как пуд и берковец. Однако не ясно, означал ли первоначально золотник специфическую весовую единицу или золотую монету. Точно так же не известен первоначальный вес пуда и берковца. В последствии установились соотношения: 1 берковец = 10 пудам, 1 пуд = 40 фунтам,
т. е. 16,4 кг.
Глава III. Банк задач с использованием старинных русских мер
§3.1 . Меры длины. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, дюйм, локоть и пядь.
Задача №1. 1 Аршин = 0,712 м, 1 Пядь = 0,19 м.
Купец привез своим трем дочерям на сарафаны тюк выбойки (бумажная или льняная ткань с отпечатанными на ней узорами в одну краску), в котором было 7 аршинов материи. Если на сарафан первой дочери надо 2 аршина и 3 пяди, второй дочери 2 аршина и 2 пяди, третьей дочери 1 аршин и 1 пядь. Хватит ли выбойки на сарафаны всем дочерям?
Решение:1) Найдем, сколько материи нужно на сарафан всем дочерям:
2 аршина и 3 пяди + 2 аршина и 2 пяди + 1 аршин и 1 пядь = 5 аршинов и 6 пядей
2) Переведем аршины и пяди в метры:(5* 0,7112) + (6*0,19) = 4,696 м 7*0,7112 = 6,6 м
3) Хватит ли выбойки трем дочерям на сарафаны: 6,6- 4,696 = 1,04 м
Ответ: Да, выбойки хватит трем дочерям на сарафаны и останется на рубашку сыну.
Задача №2. Две богомолки отправились из Москвы в Троице—Сергиеву лавру. Обе они прошли 60 верст. Сколько верст прошла каждая, если шли они с одинаковой скоростью?
Ответ: каждая богомолка прошла 60 верст.
Задача №3. 1 аршин = 16 вершков = 28 дюймов Канат длиной 11 аршин матросы разрезали на 2 части так, что в одной из них оказалось столько вершков, столько в другой дюймов. Какой длины меньший кусок?
Решение:1)Выразив длину каната равную 11 аршинам в вершках:16 * 11 = 176 вершков
2) Разделим 176 вершков на общее число вершков и дюймов:
176 / (16 +28) = 4 аршинам Ответ: меньший кусок каната 4 аршина.
Задача № 4 . 1 сажень = 7 футов 1 фут = 12 дюймов
Борода у человека растет, удлиняясь в неделю 1/5 дюйма. Предположим, что борода растет с постоянной скоростью на протяжении всей жизни. Какой длины достигла бы борода у мужчины, который не брился 30 лет?
Решение:1)Найдем, сколько недель в месяце?30 / 7 = 4,3 недель
2) Определим, сколько недель в году? 4,3* 12 = 52 недели
3) Вычислим, сколько недель в тридцати годах?52 * 30 = 1560 недель
4) Вычислим, на сколько дюймов вырастит борода за 30 лет? 1560 * 0,2 = 312 дюймов
5) Переведем дюймы в сажени и футы:312 / 12 = 26 футов, 26 / 7 = 3 сажени и 5 футов
Ответ: 3 сажени и 5 футов достигла бы борода у мужчины, который не брился 30 лет.
Задача 5.1 фут = 7 саженей, 1 верста = 500 саженей
Дорога длиной две версты от лесной сторожки до сельской церкви шла сначала лесом, а потом открытым полем.
Два сына лесника Сергей и Николай вздумали измерить длину этой дороги с разных концов. Сергей шел от сторожки и мерил палкой в 1 сажень, а Николай шел от церкви и мерил палкой в 1 фут. На опушки леса они встретились и к своему удивлению обнаружили, что у каждого из них палка уложилась одинаковое число раз. На каком расстоянии дорога тянется лесом?
Решение:1)1 + 7 = 8
2) Сколько раз у каждого уложилась палка? 1000 / 8 = 125 раз
3) Найдем расстояние дороги, которая тянется лесом?125 * 7 = 875 сажень
Ответ: 875 сажень дорога тянется лесом.
§3.2. Меры объема. Система древнерусских мер объема включала в себя
следующие основные меры: кадь, половник, четверть, осмин, бочка, ведро.
Задача № 1 . 1 бочка = 40 ведер
Атаман велел к приходу войска сварить сбитень. В большой котел выли 2 ведра меда, 68 ведер воды, 13 ведер давленой малины, ведро хмеля. Сколько бочек напитка получится?
Решение:1)Сколько ведер жидкости в котле:2 + 68 + 13 + 1 = 84 ведра
2) Узнаем, сколько бочек получится:84/40 = 2 бочек 4 ведра
Ответ: 2 бочки и 4 ведра.
Задача № 2. В XIII вв. 1 кадь = 14 пудов
Крестьянин посеял 70 пудов ржи. Сколько кадь составило его поле?
Решение: 70 / 14 = 5 кадь. Ответ: 5 кадь поле крестьянина.
Задача №3 . Один человек выпьет кадь пития в 14 дней, а с женою выпьет ту же кадь в 10 дней. И ведательно есть, колика дней жена его особенно выпьет ту же кадь. Решение: человек вместе с женой выпивает 1/14 часть кади, а с женой 1/10 кади в день. Следовательно, жена выпивает в день— 1/10-1/14 = 1/35.Значит, всю кадь жена выпьет за 35 дней
§3.3. Меры площади. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры : соха, выть, четверть , десятина.
Задача №1. На мельнице имеется три жернова. На первом из них за сутки можно смолоть 60 четвертей зерна, на втором 54 четверти, а на третьем 48 четвертей. Некто хочет смолоть 81 четверть зерна за наименьшее время на этих трех жерновах. За какое наименьшее время можно смолоть зерно и сколько для этого на каждый жернов надо зерна насыпать? Решение: Ясно, что все три жернова должны работать одинаковое время, потому что простой любого из них увеличивает время помола зерна. За сутки все три жернова могут смолоть 60+54+48=162 четверти зерна, тогда 81 четверть зерна они смелют за 0,5 суток, т.е. за 12 часов. За это время на первом жернове можно смолоть 30 четвертей зерна, на втором 27 четвертей, а на третьем 24 четверти зерна. Ответ: за 12 часов,30, 37, 24 четверти зерна.
§3.4. Меры веса. Система древнерусских мер веса включала в себя следующие основные меры: гривна ,золотник , почка , пирог ,берковец , пуд , фунт и др.
Задача №1. Крестьянину нужно заплатить оброк за свою семью из 12 человек. За каждого нужно отдать 30 фунтов зерна. Сможет ли он увести оброк верхом на лошади, если сам весит 5 пудов, а лошадь поднимает 15 пудов?
Решение: 1)Найдем, сколько весит оброк:30 * 12 = 360 фунтов
2) Так как 1 пуд = 40 фунтам то:360 / 40 = 9 пудов
3) Сколько весит хозяин с оброком:5 + 9 = 13 пудов. Ответ: да.
Задача №2. Ягодное решето весит 1 3/5 фунта и стоит 16 копеек. Почем за фунт следует заплатить за ягоды, чтобы покупатель не потерпел убытка, принимая решето в общий вес с ягодами, т.е. платя за решето не дороже, чем за ягоды? Решение. 1 3/5 фунта = 8/5 фунта — вес решета, а стоит оно 16 копеек, значит цена "одного фунта решета" 16: 8/5 = 10 копеек. Значит и за ягоды надо платить не дороже 10 копеек
Задача 3. Найти вес чугунной линейки в 1 фут 2 дюйма длины, 2 дюйма ширины и 4 линии толщины, если удельный вес чугуна равен 7. Решение: 1) 1 фут 2 дюйма = 14 дюймам, 4 линии = 0,4 дюйма, 2) Объем линейки 14*2*0,4=11,2 куб. дюйма, 3) Вес воды того же объема: 3,84*11,2 = 43.008 золотника
(Для вычисления веса надо знать, что вес одного кубического дюйма воды равен 3,84 золотника), 4) Вес линейки 43,008*7=301,056 золотника = 3 фунта 13,056 золотника.
Заключение
В результате проделанной работы мною были выполнены задачи:
Изучил литературу по данному вопросу.
Научился использовать описанные единицы измерения в решении задач
Подготовил выступление перед своими одноклассниками
Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации, я научился использовать старинные российские меры длины, меры веса, узнал много исторических фактов; математика средневековой Европы развивалась, прежде всего, как наука купцов, строителей, художников, военных инженеров, чиновников, мастеров. Математика была нужна им как способ решения достаточно простых задач, встречавшихся в их хозяйственной или практической деятельности. Я использовал старинные российские меры длины и меры веса в составлении и решении банка задач. Я считаю, что каждому изучающему математику нужно познакомиться с решением этих интересных задач, потому что знать историю своей страны важно для настоящих и будущих поколений нашей РОДИНЫ- России.
Список использованной литературы (источников)
Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С…- Математика 5,Москва 2007, И: Мнемозина.
Депман И.Я, Возникновение системы мер и способов измерения величин. М.,1956.
Чистяков В.Д. Старинные задачи по элементарной математике. Минск, 1966.
Кузнецов С.К. Древнерусская метрология. Молмыж.1913.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984 .
Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. М., 1994
Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. Советская этнография, 1949 г., №1.
Янин В.Л. Денежно-весовые системы русского средневековья. М.,1956.
infourok.ru
Во времена Древней Руси (4 класс, окружающий мир)
Во времена Древней Руси происходило множество важных событий, повлиявших на ход нашей истории. Это и воинские сражения, и объединение территорий, и принятие христианства. Это ключевые моменты, благодаря которым Древнерусское государство смогло стать одним из самых сильных и могущественных на территории Восточной Европы.
Становление Древней Руси
В древние времена в восточной части Европы проживало множество племен восточных славян. Они селились вблизи рек и озер, и занимались рыбной ловлей, земледелием, охотой. Славяне верили в то, что всеми погодными явлениями управляют могущественные божества.
Поселения восточных славян возникали и развивались на берегах крупных рек, которые издавна служили главными дорогами в этой местности. Торговый путь, объединявший жителей этих мест, назывался «из варяг в греки». В те далекие времена варягами называли всех жителей Северной Европы, а греками – жителей Византии.
Именно на этом главном пути, в северном регионе, поблизости озера Ильмень и возник славный город Новгород. А в южной части, на берегу Днепра, был воздвигнут город Киев. Удачное расположение этих двух городов в короткое время сделало их самыми важными центрами славянских земель.
Рис. 1. Новгород.
В 862 году жители Новгорода выбрали себе правителя – князя Рюрика, который правил в течение 17 лет. После его смерти на престол взошел князь Олег, которому удалось совершить важный исторический поступок – объединить в одно целое Киев и Новгород. Так образовалось Древнерусское государство, а его столицей стал город Киев. Князь Олег стал великим правителем – князем киевским.
Государственный строй Древней Руси
Древняя Русь была многонациональной державой, и на ее территории проживали не только восточные славяне, но и многие другие народности: чудь, карелы, мурома, ижора, водь.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этойПравителем всей Руси был князь киевский, а его советниками были бояре – самые богатые и знатные люди, которые представляли высший слой господствующего класса.
Надежной защитой Древнерусского государства, поддержкой и опорой князя было его верное войско – дружина.
Принятие христианства
Для славян было характерно язычество – вера во множество богов, которые управляли погодой, плодородием. При этом каждое племя поклонялось своим богам, и единства в вере у славян не было.
Для удобства поклонения создавались деревянные скульптуры божеств – идолы, которым приносили жертвоприношения. В особо важных случаях, когда необходимо было заручиться божественной милостью, в жертву могли приносить живых людей.
Рис. 2. Идолы.
Ситуация изменилась, когда на киевский престол взошел князь Владимир. Поначалу он тоже усердно молился деревянным богам, но вскоре понял, что для объединения славянского народа нужна новая, общая вера.
Согласно легенде, князь Владимир крестился в 988 году в Корсуни (ныне город Херсон). Вернувшись в родной Киев, он покрестил весь народ киевский, а спустя время христианство приняла большая часть славянского народа.
Новая вера прижилась далеко не сразу. Не все хотели менять своих привычных богов на единого бога, и, приняв христианство, втихомолку продолжали поклоняться идолам. И даже в наше время сохранились некоторые праздники и обычаи тех времен: день Ивана Купалы, колядование, масленица.
Значение крещения Руси
Принятие христианства стало важнейшим этапом развития Древнерусского государства. Благодаря этому событию в Древней Руси произошли следующие изменения:
- объединение некогда разобщенного народа;
- церковь взяла под свою защиту самые беззащитные слои населения: немощных и больных, стариков, сирот;
- начало развиваться образование, в государстве появились первые школы для мальчиков;
- появились церковные суды, в которых решались многие спорные вопросы простого люда;
- начало стремительно развиваться зодческое искусство: на территории государства стали появляться прекрасные храмы, в которых было развито искусство проповеди, звучало церковное пение, а стены были украшены иконами.
Князь Владимир, как основоположник христианства на Руси, был возведен церковью в ранг святых.
Рис. 3. Князь Владимир.
Что мы узнали?
При изучении доклада на тему «Во времена Древней Руси» по программе 4 класса окружающего мира мы узнали, как было образовано Древнерусское государство. Мы выяснили, каким был государственный строй, во что верили и кому поклонялись славяне. Также мы узнали, как произошло крещение Древней Руси, и какое значение это событие оказало на историю нашей страны.
Тест по теме
obrazovaka.ru
Сообщение на тему: «Страницы истории России. Из книжной сокровищницы Древней Руси.» |
Из книжной сокровищницы Древней Руси
План
1. Появление славянской письменности2. Летопись3. Древние рукописные книги
1. Появление славянской письменности
В IX веке правитель Византии пригласил к себе ученых монахов — Кирилла и его брата Мефодия — и обратился к ним с просьбой познакомить славянские народы с христианством. Нужно было перевести на славянский язык учение Иисуса Христа. Как уже известно, христианство пришло в Древнюю Русь из Византии.
В то время у славян не было своей письменности, хотя они уже записывали свою речь с помощью специальных символов. Тогда Кирилл, зная греческий и один из славянских языков, создал первую славянскую азбуку (глаголицу) на основе греческого алфавита. Кирилл и Мефодий перевели христианские книги на старославянский язык.
Позднее ученики Кирилла и Мефодия упростили азбуку и назвали ее кириллицей (в 863 году) в честь Кирилла.
В России впервые праздновали День славянской письменности и культуры в 1992 году. В этот день в Москве был открыт памятник Кириллу и Мефодию.
2. Летописи
Распространение письменности на Руси стало широко распространяться после принятия христианства. Князья заботились о развитии посвящения на Руси. Киевский князь Владимир приказал отдавать детей киевлян в учение. Грамоте обучались не только знать и церковнослужители, но и простой люд.В столице и других городах Руси существовали библиотеки.
На Руси вели записи важных событий. Записи велись по годам — из лета в лета. Отсюда и пошло название летописи. Летопись – описание событий по годам. Летописи велись в княжеских дворцах и монастырях.
В конце 11 века – начале 12 века в Киево-Печорском монастыре жил монах Нестор, который создал первую русскую летопись в 1068г. – «Повесть временных лет». Это самая известная летопись Древней Руси. Нестор рассказывал о восточнославянских племенах, о нашествиях кочевников, о первых русских князьях. Историки эту летопись считают повестью о начале Руси.
Другие известные летописи:
- «Сказание о Борисе и Глебе»
- «Житие Феодосия Печорского»
- «Слово о законе и благодати» ( 1051г.)
- «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г.)
- «Слово о полку Игореве» (1185г. – 1188г.)
Древние рукописи были в виде отдельных листов или книг.
3. Древние рукописные книги
Древние рукописные книги — это настоящее произведение искусства. Над созданием книги работали мастера:
- переписчики текстов,
- художники, которые украшали книгу рисунками
- переплетчики
Работа эта была очень кропотливой и долгой.
В Древней Руси писали на бересте и пергаменте. Береста — это кора березы.До 14 века для написания книг использовался большей частью пергамент, который изготавливался из телячий кожи. Если надпись становилась не нужна, она соскабливалась. И затем вновь писали на очищенном листе. Можно было писать с обеих сторон листа.
Для письма использовали черные и коричневые чернила. Для украшения применяли природные краски:
- киноварь — краска оранжево-красного цвета,
- охру — краска желтого цвета.
Писали очищенными птичьими перьями, в основном гусиными.
Украшали книги орнаментами и красочными красивыми миниатюрами. Каждая глава и страница книги начиналась и заканчивалась рисунками — заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца художником превращалась в настоящее чудо.
Переплетчики делали переплет книги из досок. Обтягивали их тканью или кожей. Чтобы листы книг не скручивались, к переплету приделывали застежки. Переплеты книг украшали золотом и драгоценными камнями. Такие книги стояли дорого.
Просмотры: 11 915
Вам может быть интересно
informic-doam.ru