Доклад: Происхождение Древней Руси. Доклад о древней руси
Реферат - Возникновение Древней Руси
РЕФЕРАТ
по дисциплине «История»
по теме: «Возникновение Древней Руси»
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Восточные славяне
2. Теории происхождения государства Русь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
Введение
Европейские народы нашей страны, в том числе и восточные славяне, пошли к созданию государственности своим особым путем. Во второй половине I тысячелетия они создали политические образования переходного характера – государства периода формирования феодализма. Это были примитивные, слабо организованные системы, но они подготовили фундамент для создания других более развитых государств. В данной работе будет проанализирован процесс возникновения древнерусского государства.
1. Восточные славяне
История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.
Места проживания древних славян, получившие название «прародины», определяются неоднозначно.
Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балканская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв.
К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы».
Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня).
Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике.
В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.
В VIII-IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств.
Первое государство в землях восточных славян получило название «Русь». По имени его столицы – города Киева, ученые стали впоследствии называть его Киевской Русью, хотя само оно никогда себя так не называло.
Первые упоминания имени «русь» относятся к тому же времени, что и сведения об антах, славянах, венедах, т.е. к V-VII вв. Описывая племена, жившие между Днепром и Днестром, греки называют их актами, скифами, сарматами, готские историки – росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы – русью. Но совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе. Проходят годы, имя «русь» все чаще становится собирательным для всех племен, живших на огромных пространствах между Балтикой и Черным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что слово «русь» употребляется неоднозначно. Это и дало основание исследователям разделиться на две группы. Одни полагают, что «русь» первоначально было понятием социальным, другие – что этот термин с самого начала носил этническую окраску.
Большинство исследователей склоняются к точке зрения об этническом происхождении термина «русь», а также и о его этническом значении во времена Киевской Руси. Следует сказать, что сторонники первой концепции не отрицают, что со временем социальное звучание термина перешло в этническое. Весь вопрос в том, было ли слово «русь» когда-нибудь термином, обозначавшим социальную группу.
Сторонники этнического происхождения слова «русь» в свою очередь составляют несколько групп. В дореволюционной литературе возникло мнение, что под русью следует понимать варягов. Эту концепцию в тех или иных модификациях и в наше время пропагандируют на Западе. В новейшей литературе ее можно найти в работах американского профессора Р. Пайпса и в книге кембриджской преподавательницы X. Дэвидсон.
Современные исследователи обычно производят термин «русь» от названия речки Рось, притока Днепра, протекавшей в земле полян. По названию этой речки, говорят они, сначала поляне, а потом и жители всего Киевского государства стали именоваться русами. Впрочем, называют еще несколько рек в пределах нашей земли, носивших сходные названия, в том числе и Волгу, тоже называвшуюся Росью. Был и город Росия в устье Дона. Отсюда и обратная мысль: вся эта топонимика произошла от имени народа русь, которое является самоназванием.
Западные и восточные источники отмечают в VI и даже IV в. наличие сильных вождей у восточных славян, напоминающих собой монархов. Отмечается также наличие единства законов, т. е. определенного правопорядка. В VIII в. источники говорят о существовании трех восточнославянских объединений: Куявии, Славии, Артании. Первое располагалось в районе Киевской земли, второе – в районе озера Ильмень, местоположение третьего спорно. Некоторые отождествляют Артанию с Тмутараканью, располагавшуюся на Таманском полуострове, другие же исследователи помещают ее на Волге.
Разумеется, государственность у восточных славян периода формирования феодализма была весьма примитивной. Однако она создала фундамент для возникновения Древнерусского феодального государства.
2. Теории происхождения государства Русь
Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), создание мощного русского государства на территории Восточной Европы началось с севера. За 859 г. в летописи есть сообщение, что племена славян на юге платили дань хазарам, а на севере славяне и угро-финны платили дань варягам. Летопись сообщает, что в 862 году новгородцы изгнали варягов за море, но среди разноязыких племен, да и в самом Новгороде — мира не было и пришлось пригласить князя, «… который бы владел и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — на Белоозере, а Трувор — в Изборске.
После смерти братьев Рюрик стал княжить один, а своим дружинникам раздал Полоцк, Ростов, Белоозеро. Когда умер Рюрик (879 г.), воевода Олег вместе с малолетним сыном Рюрика Игорем подняли народы по торговому пути «из варяг в греки» на большой поход к югу. В походе участвовали скандинавы, северные славяне и угро-финны; в 882 году они захватили Киев. Так произошло объединение северных и южных земель, образовалось государство с центром в Киеве. Это – так называемая норманская теория образования государства.
Такая трактовка вызывает, по крайней мере, два возражения. Во-первых, фактический материал, приводимый в «Повести временных лет», не дает оснований для вывода о создании Русского государства путем призвания варягов. Наоборот, как и другие источники, дошедшие до нас, она говорит о том, что государственность у восточных славян существовала еще до варягов. Во-вторых, современная наука не может согласиться со столь примитивным объяснением сложного процесса образования любого государства. Государство не может организовать один человек или несколько даже самых выдающихся мужей. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества. Тем не менее, летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. определенной группой историков, разработавших варяжскую версию образования Русского государства. В это время в Российской Академии наук работала группа немецких историков, которые истолковали летописное предание в определенном смысле. Так родилась пресловутая норманская теория происхождения Древнерусского государства.
Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. С тех пор все историки, занимающиеся Древней Русью, разделились на два лагеря – норманистов и антинорманистов.
Современные отечественные ученые преимущественно отвергают норманнскую теорию. К ним присоединяются и крупнейшие исследователи славянских стран. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует эту теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.
Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства. По своему экономическому и политическому уровню славяне стояли выше варягов, поэтому даже позаимствовать государственный опыт у пришельцев они не могли.
В летописном рассказе содержатся, конечно, элементы истины. Возможно, что славяне пригласили нескольких князей с их дружинами в качестве военных специалистов, как это делалось и в более поздние времена на Руси, да и в Западной Европе. Достоверно известно, что русские княжества приглашали дружины не только варягов, но и своих степных соседей – печенегов, каракалпаков, торков. Однако не варяжские князья организовали Древнерусское государство, а уже существовавшее государство дало им соответствующие государственные посты. Впрочем, некоторые авторы, начиная с М.В. Ломоносова, сомневаются в варяжском происхождении Рюрика, Синеуса и Трувора, полагая, что они могли быть и представителями каких- либо славянских племен. Во всяком случае, следов варяжской культуры в истории нашей Родины практически не осталось. Исследователи, например, подсчитали, что на 10 тыс. кв. км территории Руси можно обнаружить лишь 5 скандинавских географических наименований, в то время как в Англии, которую норманны завоевали, это число доходит до 150.
Мы не знаем точно, когда и как конкретно возникли первые княжества восточных славян, предшествующие образованию Древнерусского государства, но, во всяком случае, они уже существовали до 862 г., до пресловутого «призвания варягов». В германской хронике уже с 839 г. русские князья именуются хаканами – царями.
Зато момент объединения восточнославянских земель в одно государство известен достоверно. В 882 г. новгородский князь Олег захватил Киев и объединил две эти важнейшие группы русских земель; затем ему удалось присоединить и остальные русские земли, создав громадное по тем временам государство.
Русская православная церковь пытается увязать возникновение государственности на Руси с введением христианства. Конечно, введение христианства имело большое значение для укрепления феодального государства, благо церковь освящала подчинение православных эксплуататорскому государству. Однако крещение Руси произошло не менее чем через столетие после образования Киевского государства, не говоря уже о более ранних восточнославянских государствах.
В Древнерусское Киевское государство вошли кроме славян и некоторые соседние финские и балтийские племена. Это государство, таким образом, с самого начала было этнически неоднородным. Однако основу его составляла древнерусская народность, являющаяся колыбелью трех славянских народов – русских (великороссов), украинцев и белорусов. Она не может быть отождествлена ни с одним из этих народов в отдельности. Буржуазные украинские националисты еще до революции пытались изобразить Древнерусское государство украинским. Эта идея подхвачена в наше время в националистических кругах, старающихся поссорить три братских славянских народа. Между тем Древнерусское государство ни по территории, ни по населению не совпадало с современной Украиной, у них лишь была общая столица – город Киев. В IX и даже в XII в. еще нельзя говорить о специфически украинской культуре, языке и пр. Все это появится позже, когда в силу объективных исторических процессов древнерусская народность распадается на три самостоятельные ветви.
Заключение
Момент возникновения Древнерусского государства нельзя определить с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание имевшихся политических образований в феодальное государство восточных славян – Древнерусское Киевское государство. В литературе разными историками это событие датируется по-разному. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.
Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. Древнейший летописный свод «Повесть временных лет» дает основания предполагать, что в IX в. Древнерусское государство было создано варягами, хотя прямо в ней об этом не говорится. Речь идет лишь о том, что три варяжских князя пришли на Русь и в 862 г. сели на престолы: Рюрик – в Новгороде, Трувор – в Изборске (недалеко от Пскова), Синеус – в Белоозере. Это летописное упоминание было взято на вооружение еще в XVIII в. группой немецких историков, работавших в Российской Академии наук и разработавших варяжскую версию образования Русского государства.
Уже в то время норманизм встретил возражения со стороны передовых русских ученых, среди которых был и М.В. Ломоносов. Современные отечественные ученые и крупнейшие исследователи славянских стран преимущественно отвергают норманскую теорию. Однако определенная часть зарубежных авторов до сих пор проповедует эту теорию, хотя не в столь примитивной форме, как это делалось ранее.
Главным опровержением норманской теории является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX в. Древнерусское государство было подготовлено многовековым развитием восточного славянства.
Литература
1. Гордиенко НС. «Крещение Руси»: факты против легенд и мифов. Л., 1986.
2. Греков Б. Д. Киевская Русь. М., 1953.
3. Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.
4. Мавродина P.M. Киевская Русь и кочевники (печенеги, торки, половцы). Л., 1983.
5. Мельникова Е.А., Петрухин В.Я. Название «русь» в этнокультурной истории русского государства.// Вопросы истории. 1989. №8.
6. Рыбаков Б.А. Из истории культуры Древней Руси. М., 1984.
www.ronl.ru
Доклад - Происхождение Древней Руси
.
Восточнее германских племен и севернее границ Византии, между реками Эльбой и Дунаем, жили славяне. Они, как германцы, индусы, персы, греки и римляне, происходили из индоевропейской семьи народов. По описанию древних историков, славяне были высокого роста, стройные, русоволосые. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смекалкой, поэтому часто вовлекались соседними племенами в войны как союзники, сами же воинственностью не отличались.
Славяне, как считает большинство историков, обособились из индоевропейской общности в середине II тысячелетия нашей эры. Прародиной древних славян (праславян), по археологическим данным, была территория к востоку от германцев – от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Ряд исследователей считает, что праславянский язык начал складываться позднее, в середине I тысячелетия до н.э.
Первые письменные свидетельства о славянах относятся к началу I тысячелетия н.э. О славянах сообщают греческие, римские, арабские, византийские источники. Античные авторы упоминают славян под именем венедов (римский писатель Плиний Старший, историк Тацит, I в. н.э., географ Птолемей Клавдий и др.)
В IV веке славяне неоднократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащие своеобразные наставления по борьбе со славянами.
Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию славяне осуществляли только большими племенными союзами. Эти походы способствовали не только обогащению, но и сплочению племен, что ускоряло распад родоплеменной общины и ускоряло развитие общины соседской.
На образование крупных племенных объединений славян указывает содержащееся в русской летописи предание, повествующее о княжении Кия с братьями Хоривом и Щеком и их сестрой Лыбедью в Среднем Поднепровье. По имени старшего из братьев – Кия – был назван основанный ими город Киев, впоследствии ставший столицей Руси. Летописец отмечал, что такие же княжения были и у других племен. Историки считают, что эти события произошли в V-VI веке нашей эры.
Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX веках славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности у древних славян.
В летописном рассказе о расселении славянских племен было названо полтора десятка объединений восточных славян. Термин «племена» в отношении этих объединений был предложен историками, но вернее было бы называть и «племенные союзы». Эти союзы включали в себя 120-150 племен, названия которых утрачены. Каждое племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и семей и занимало значительную территорию (40-60 км.в поперечнике). Данный рассказ летописи о расселении славян был подтвержден раскопками в IXX веке.
Как уже сказано выше, выделяли 15 племенных союзов, а именно: поляне (проживали вокруг среднего течения Днепра), северяне (восточнее полян), волыняне и бужане (западнее полян), уличи и тиверцы ( у Черного моря и Дуная), дреговичи ( совр. Белоруссия), радимичи ( по реке Десне), вятичи (по Оке), полочане (Зап. Двина), кривичи (Истоки Волги, Днепра и Западной Двины), ильменские славяне ( Ильмень – озеро и река Волхов).
Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных славянских племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования – земля полян, носившая название «русь» («рось»). Историки полагают, что так звали одно из племен, живших по реке Роси, но это лишь одна из теорий возникновения термина «русь», вопрос о его происхождении до сих пор достоверно не выяснен.
В IX веке появляется путь «из варяг в греки», бывший в те времена своеобразной «столбовой дорогой», связывавшей Северную и Южную Европу. Северный и южный участок пути контролировали Новгород и Киев – наиболее развитые на тот момент земли славянского мира. Это обстоятельство дало основание ряду историков, вслед за В.О. Ключевским утверждать, что торговля мехом, воском и медом была «главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства».
Основным занятием восточных славян было скотоводство и земледелие. Большая часть территории, на которой они проживали, была покрыта густыми лесами, поэтому много сил и времени тратилось на очищение участков земли для возможности создания полей. Появляются два вида земледелия – подсечное и огневое. Это подтверждается археологическими раскопками, обнаружившими семена злаков (рожь, пшеница, просо, ячмень) и огородных культур (свекла, репа, капуста, морковь, чеснок и др.). Скотоводство выражалось в разведении свиней, коров, мелкого рогатого скота. В качестве рабочего скота использовали на юге – волов, в лесной полосе – лошадей. Так же славяне занимались бортничеством и выращиванием технических культур (лен, конопля).
Крестьянские хозяйства и хозяйства феодалов имели натуральный характер, однако с появлением ремесла без рынка прожить не могло ни то, ни другое. С появление излишков появляется бартерный обмен, начинаются складываться города как центры ремесла, торговли и обмена и одновременно как опорные пункты власти феодалов и обороны от внешних врагов. В большинстве случаев города строились на торговых путях, как путь «из варяг в греки» или по устьям рек. Точные даты основания древних городов неизвестны, но многие из них существовали ко времени первого упоминания в летописи, например Киев, Новгород, Переяславль Южный, Суздаль, Муром, Смоленск и др. По подсчетам историков, к 9 веку на Руси было не менее 24 крупных городов.
Во главе восточно — славянских союзов стояли князья из племенной знати, «лучшие мужья». Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало ополчение (под командованием тысяцкого), разделенное на сотни, во главе которых стояли сотские, состоявшее из старшей и младшей дружины. Задача дружины состояла в охране князя, защите рубежей и сборе дани (полюдья).
Древние славяне были язычниками. Существовал пантеон славянских богов, каждый из которых разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами считались: Перун – бог войны, грома и молний, Сварог – бог огня, Велес – покровитель скотоводства, Мокош – покровительница семейного очага, Ярило (Даждьбог) – бог солнца.
Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности, они часто объединялись в крупные суперсоюзы.
Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (конец V в.).Вконце VI-VII в. согласно византийским источникам, существовала «Держава волынян», союзница Византии.
Новгородское летописание сообщает о старейшине Гостомысле, возглавлявшем в IX веке славянское объединение вокруг Новгорода. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы (Киев), Славии (Ильмень-озеро) и Артании( Рязань, Чернигов).
Таким образом, широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формирующейся государственности.
Русский летописец начала VIII века, пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманские воины, нанятые на службу и давшие клятву верности правителю. Ряд историков, наоборот, считают варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 году новгородцы «изгнавши варягов за море», что привело к междоусобице. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да и поидите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными землями перешла в руки варяжских князей старший из которых – Рюрик, положил, по словам летописца, начало княжеской династии. После смерти Рюрика Олег, другой варяжский князь, объединил Киев и Новгород, создав тем самым единое государство Русь (Киевская Русь).
Легендарный летописный рассказ о призвании варягов послужил основанием для появления так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Впервые она была сформулирована немецкими учеными Г.Ф Миллером и Г.З. Байером, приглашенными для работы в Россию в IIXX веке. Горячим противником этой теории выступал Ломоносов.
Сам факт пребывания варяжских дружин на службе у славянских князей, их участия в жизни Руси не вызывает сомнения, как и постоянные взаимные связи между скандинавами и Русью. Однако нет следов сколько-нибудь заметного влияния варягов на экономические и социально-политические институты славян, а так же на их язык и культуру.
Археологи отмечают, что количество варягов на Руси не было столь велико. Не обнаружено и данных о колонизации Руси варягами. Версия об иноземном происхождении той или иной династии типична для древности или средневековья. В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманнской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.
В современную эпоху вполне доказана научная несостоятельность норманской теории, объясняющей возникновение Древнерусского государства как результат иноземной инициативы.
Образование государства Русь – закономерное завершение длительного процесса разложения первобытно — общинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути «из варяг в греки». Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытно — общинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточно — славянского общества.
www.ronl.ru
Доклад - Культура и быт Древней Руси
Основные даты и события:ХI в. — первые берестяные грамоты на Руси; середина ХI в. — древнейшее из дошедших до нас произведений русской литературы — «Слово О законе и благодати» Илариона; середина ХI в. — сооружение Софийских соборов в Киеве и Новгороде, Спасского собора в Чернигове.
Исторические деятели:Владимир Святой; Ярослав Мудрый; Владимир Мономах; Иларион; Нестор.
Основные термины и понятия:летопись; зернь; скань; пере городчатая эмаль.
План ответа:1) исторические условия развития кулылуры; 2) основные достижения в развитии кулылуры Древней Руси; 3) повседневный быт и обычаи населения; 4) историческое значение кулылуры Древней Руси.
Материал к ответу: Основой для развития кулылуры Древней Руси была славянская кулылура. На тематику творчества болылое влияние оказали такие политические события и процессы, как объединение восточнославянских племен; соперничество Новгорода и Киева; формирование древнерусской народности в рамках Древнерусского государства; укрепление государственных границ; успехи в отражении набегов кочевников; крещение Руси; расширение ее международных связей; начинавшиеся феодальные усобицы.
Важным достижением кулылуры Древней Руси было деревянное и каменное зодчество. Крупнейшие каменные сооружения того времени ~ Софийский собор в Новгороде, Золотые ворота, Десятинная церковь и Софийский собор в Киеве. Особенностью Новгорода стали деревянные мостовые, появившиеся здесь раныле, чем в Париже. Соборы украшались мозаикой и фресками. Заимствуя из Византии сюжеты и технику письма, эти произведения отражали самобытность и высокий художественный уровень древнерусских мастеров. Значительных успехов достигли ремесленники, создававшие украшенные орнаментом мечи, прочные кольчуги, оригинальные ювелирные украшениЯ (зернь, скань, эмаль, чернь).
Широкое распространение получили письменность и грамотHOCть. Была введена славянская азбука кириллица, созданная на основе греческого уставного письма, приняты использовавшиеся в то время в Византии способы изображения чисел. Первые школы появились в Новгороде и Киеве. Ярославом Мудрым была собрана богатейшая в стране библиотека, включавшая не только современные ему рукописи, но и ряд древнегреческих сочинений.
Появились первые летописи-- погодные записи крупнейших событий, с включением документов и их комментариев. Древнейшей летописью, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором и дошедшей в списках до нашего времени, является «Повесть временных лет». В ней описываются истоки зарожде, НИЯ' и начальный этап существования Древнерусского государства. Древнерусская литература представлена такими произведениями, как «Житие Бориса и Глеба», «Поучение детям» Владимира Мономах.а, «Слово о законе' и благодати» Илариона, былинами. Особенностью древнерусского эпоса было то,' что его героями выступали не князья и бояре, а простые люди с их делами и заботами:
Жилище у различных категорий населения было разным: князья и бояре жили в каменных или крепких бревенчатых хоромах и теремах; горожане — в неболылих деревянных домах; сельские жители '- в землянках и избах. Различной была и одежда. Рубахи, порты, плащи, меховые шубы, лапти, сапоги носили все, но материал, из которого они были изготовлены, отражал социальное положение хозяина. В числе развлечений можно назвать <<ловы» (охота), хороводы, одноголосное пение, игру на гуслях, скоморошьи забавы.
Болылое влияние на кулылурное развитие Древней Руси оказало принятие христианства. Кроме каменного строительства и грамотности оно принесло отличный от прежнего взгляд на нравственность (вводилось единобрачие). В быту славянские имена вытеснялись именами святых православной церкви.
Таким образом, кулылура Древней Руси явилась сокровищницей единой древнерусской народности. В условиях начинавшегося удельного периода истории Руси она стала не только основой для развития и расцвета кулылуры отдельных земель, но и фактором, позволяющим говорить о русских территориях как о едином целом.
www.ronl.ru
Древняя Русь с давних пор была знаменита своими богатырями, подвиги которых не перестают изумлять наше поколение. С древних пор русов (росов )описывали как “Народ этот (росы) могучий, и телосложение у них крепкое, мужество большое ”. Русских дружин боялись всюду от Византии, до кочевых племен Востока(хазар). Даже не вникая в подробности можно понять. Что для того чтобы выжить в то время человек должен был быть воином и защищать свою семью. Давайте рассмотрим вооружение кого было в ходу в древней Руси. Прежде всего это кольчуга из плетеных колец, обычно на неё поверх одевались металлические пластины дающие дополнительную защиту наиболее важным органам. Также еще был деревянный и железный щит, На ноги одевались поножи, а в руках была либо палица, либо меч. В общем ,если подытожить, воин выходил на бой неся на себе более 30 килограмм вооружения. Если еще и учесть, что древние битвы порой длились сутками, то надо представить какой неимоверной силой должны были обладать древнерусские воины, при этом для того что бы выжить воину приходилось не только мечом махать, а так же уворачиваться, приседать и многое другое. Другой вопрос, что воином с малых лет приучали к таким крупным физическим нагрузкам. Обычно детей просто отдавали в дружины, но таких случаев мало, поэтому в дружины приходили подростки, которым обычно исполнилось 18 лет, обычно это были средние или младшие сыновья не получившие отцовского наследства. В дружине, они целый день занимались, что чистили оружие и можно так сказать тренировались, обычно это были тренировки с оружием и при полном облачении. Более строго с обучением стояло в княжеских дружинах. В которые со времен Владимира Святославича стали привлекаться люди из народ в противовес наемникам. Но обычно подростки приходили в дружины уже значительно подготовленными. Ловкость у них развивалась в детских подвижных играх со сверстниками, меткость- охотой, а драться они учились во время многочисленных празднеств( таких как масленица), когда после сжигания чучел и пуска колес обычно дело были, как бы потешная игра “стенка на стенка”(обычно это было село на село), где каждый подросток мог бы получить основы кулачного боя. Уже в дальнейшем кулачные бои стали как бы синонимом дуэли, когда обиженный мог вызвать обидчика на бой “при в сем честном народе” – яркий пример. Такой дуэли описывается в “песне о купце Калашникове”. В дружине примером для всех был князь. Который сам водил свою дружины в бой. Ярким примеров такого подвига является князь Дмитрий Донской и Куликовская битва, в которой князь переодевшись в снаряжение простого воинам сражался в первых рядах. На многих ярмарках люди потешались, тем, что сгибали пальцами монеты, скручивали чугунные кочерги в узел , для этого был большой стимул наиболее отличившегося князь мог пригласить в свою дружину. Так же большому вниманию уделялось оружию. Ведь для того, чтобы махать мечом(это самое легкое оружие) весь день надо было обладать неимоверной выносливостью. Большое развитие этому дала славяно-горицкая борьба . Этакий синоним восточных единоборств, где также различались домены(тотемы) посвященные различным зверям. Самым распространенным тотемом был тотем медведя. Как и в восточных единоборствах в славяно-горицкой борьбе существовала и своя некая философия “очишения души и тела”(что вроде того, что в здоровом теле - здоровый дух). Также дружинников обучали плавать в кольчуках, при полном вооружении. Много ратных подвигов бало совершенно русскими богатырями во времена монголо- татарского ига. Одним из примеров является подвиги богатыря Евпатия Коловрата, который со своим маленьким отрядом терзал Батыя. Даже после того как войско Батыя окружило его отряд он не сдался и еще вовремя битвы он разрубил монгольского предводителя отряда “ по описанию сильнейшего из воином среди монгольского войска” пополам. Батыю ничего не оставалось, как забросать отряд Коловрата ядрами из катапульт. Какова же причина, того здоровья у древне русских воинов. Первым делом это конечно же тренировки, занятия с оружием которые развивали мускулатуру и выносливость. Во- вторых это конечно же чистая экология и еда, а так же своеобразные диеты ( огромную роль в этом сыграла церковь, тот же пост который ограничивал прием спиртного). А так же постоянная физическая нагрузка, ведь в то время не было ни какой автоматики. На селах своей силой обычно выделялись кузнецы. Но также существуют и примеры, когда простые труженики совершали свои подвиги. Одним из таких примеров является народный герой былин Никита Кожемяка-кожевник, который победил печенежского богатыря, за что был принят в дружину князя Владимира Святославича. С постепенным усовершенствованием оружия надобность в большой физической силе отпала. Кольчуги сменились формой, тяжелые мечи легкими палашами, надобность в щитах вообще отпала. И на поле боя большую роль играло не мастерство солдатом, а тактика полководца. Но все равно даже во времена огнестрельного оружия русские солдаты проявляли свои недюжые физические способности. Во время Отечественной войны 1812 года солдаты на себе перетаскивали литые чугунные пушки. Так же сохранился случай когда русский солдат отбивался от французов шомполом. Со временем богатырское телосложение стало редкостью и это стало привилегией балаганом и цирков. Во ремена царской Росси имена руских атлетов гремели на всю Европу. Которая поражалась умением русских богатырей кидать двух-, трехпудовые гири с милой улыбкой на лице. |
works.tarefer.ru
Настин уголок: Мой школьный доклад
Древняя Русь - это наша страна, только давно-давно. И в то время люди верили, что на свете существует много-много богов, больших и маленьких, главных и не очень. А еще были маленькие божки и разные существа, добрые и не очень.
Презентация - это как доклад, только с картинками! Я рассказывала, а учительница показывала всем изображения, которые я специально приготовила для презентации.
У древних славян было много богов, хороших и плохих. Например: Дадждьбог, Перун, Сварог, Чернобог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь, Сварожичь, Святовит, Триглав, Прове, Прилегала, Подага, Жива, Русалка, Мавка, Упырь, Бес, Леший, Баба Яга, Водяной, Домовой, Кикимора, Полудницы, Банник, Дворовой, Овинник, Огненный Змей, Волколак, Берегиня и много других еще. Да!
Странные названия!? Да?Из этих множества богов я покажу и расскажу о некоторых богах: Дадждьбоге, Перуне Свароге и Чернобоге.
Даждьбог
Дадждьбог – бог солнца, податель тепла и света. А также Дадждьбог солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца.
Перун
Громовник Перун – бог грозовых туч, грома и молнии.
Также Перун главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец и воин.
Сварог
Сварог – отец небесный. Именно он создал Землю и всё, что на ней. А еще бог Сварог - кузнец.
Чернобог
Чернобог - бог тьмы, он злой и приносит несчастье всем.
Домовой
Домовой – не бог, а маленький божок, волшебное существо-дух. Он хозяин дома и живет под печкой или на печке.
Домовой следит за порядком вещей, любит чистоту и порядок.
Кикимора
Кикимора - тоже не бог, а волшебное существо. Это женский недобрый дух, жена домового, лешего или Болотника. Она похищает детей.
Кикиморы очень любят шутить над людьми, часто - очень зло.
***
Можно рассказывать долго-долго о богах Руси, ведь их было очень много.nastinugolok.ru