Возникновение и периодизация древнерусской литературы. Периодизация древней руси


7. Периодизация культуры и искусст-ва древней руси.

Культура Древней Руси сложно описуема в свой древний период из-за отсутствия документов, где бы упоминалась Древняя Русь или же ведическая культура.

Первые упоминания о славянах в греческих, римских, арабских и византийских источниках относятся к рубежу I тысячелетия н. э. К VI в. произошло выделение восточной ветви славян, сумевших создать основы того государства, которое имело высокоразвитую культуру уже к 862 году, моменту начала княжения в Новгороде Рюрика, основателя династии Рюриковичей. Именно новгородский период является важнейшим в культуре дохристианской Руси, временем начала становления древнерусской государственности. Происхождение Рюрика остается спорным. На основе "норманской концепции" он являлся варяжским князем, приглашенным на княжение из-за неспособности русских князей справиться с междоусобицей: "Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, придите княжить и владеть нами...". Концепция эта сформировалась в XYIII веке усилиями находившихся на службе в России немецких историков и во многих отношениях представляется неубедительной и алогичной. Тогда же, в XYIII веке, сформировалась и "славянская концепция" происхождения Рюриковичей, которую активно поддержал М. В. Ломоносов. На основании этой точки зрения, Рюрик являлся западнославянским князем, прямым потомком легендарного новгородского правителя Гостомысла, который и выступил с инициативой пригласить на княжение в Новгород сына своей младшей дочери из-за отсутствия приемников по мужской линии. В рамках данного учебного пособия не представляется возможным рассмотреть подробно ни одну из концепций, хотя именно этот материал содержит ключ к истокам русской культуры. Ограничимся лишь теми сведениями, которые представляются безусловными.

Известно, что уже задолго до начала Киевского периода на Западе Древняя Русь именовалась Гардарикой, "страной городов и замков". Она занимала место на перекрёстке различных торговых и культурных путей, как с Востока на Запад, так и с Севера на Юг, из "варяг в греки". Д. С. Лихачев даже предложил называть Древнюю Русь не Евразией, а Скандивизантией, подчёркивая тем самым преимущественную роль Византии в культурно - экономическом состоянии государства. Доподлинно известно, что Русь уже тогда была государством с рыночной экономикой, ведущим активную внешнюю торговлю, в отличие от западноевропейских феодальных государств, экономика которых основывалась на "натуральном хозяйстве". То, что стало характерным для Западной Европы лишь в готический период средневековья, на Руси просматривалось гораздо раньше: активизация городской культуры, массовое, изысканное, хотя и деревянное, градостроительство, дощатые мостовые, обилие общественных мест (рынки, торговые ряды, постоялые дворы, ремесленные мастерские и т.д.), большое количество ремёсел и народных промыслов, продуктами которых велась активная торговля. По многим показателям Древняя Русь в IX -X вв. уступала лишь Византии и Арабскому Халифату, значительно опережая империю Каролингов и другие западноевропейские территориальные образования.

Известно, что чрезвычайно разнообразной была и народная культура дохристианской Руси. К сожалению, в рамках этого издания невозможно осветить споры вокруг загадочной "Велесовой книги", древнейшего из сохранившихся литературного произведения древних славян, предположительно написанного новгородскими волхвами в IX веке, и содержащего существенные сведения о дохристианской культуре Руси. Некоторые ученые-слависты считают это произведение фальсификацией, другие - не менее рьяно и аргументировано отстаивают его подлинность. Но бесспорно то, что с незапамятных времен развивалась на Руси народная устная поэзия: заговоры, заклинания, песнопения (охотничьи, пастушеские, земледельческие, воинские, свадебные, поминальные и т.д.), пословицы, поговорки, сказки. Особое место в устном народном творчестве занимали "старимы" - былинный эпос.

Для мировоззрения древних славян был характерен антропотеокосмизм, т.е. нерасчлененность сфер человеческого, божественного и природного, понимание мира как никем не созданного вечно живого огня, мерно потухающего и загорающегося. Представления о непрерывной борьбе и поочередной победе светлых и темных сил природы наиболее зримо запечатлены в круговороте времен года. Его исходной точкой было наступление нового года - рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян название "коляда". В день весеннего равноденствия справляли обряд похорон Марены - в славянской мифологии -божества, воплощающего смерть. В основе славянского язычества лежало обожествление сил природы, вера в духов, населявших окружающий мир и сопровождавших человека от его рождения до смерти. Весна начиналась циклом праздников, посвященных солнцу. На масленицу провожали соломенное чучело зимы, жгли просмоленное колесо - символ солнца, пекли блины- еще один солнечный символ. Прилет птиц отмечали приготовлением обрядового печенья ("жаворонки"). Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля - покровителей любви. Для новогоднего гаданья об урожае использовались особые сосуды - чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг - символ 12 месяцев.

На разных этапах исторического развития восточные славяне поклонялись различным богам, олицетворявшим важнейшие силы природы. Неизвестный русский автор XII в. в своем "Слове об идолах" выделил три основных этапа в верованиях славян. На первом они "клали требы (жертвы) упырям и берегиням", т. е. поклонялись злым и добрым духам, управлявшим стихиями (водными источниками, лесами и т. п.). На втором этапе поклонялись роду и роженицам (семейно-родовой культ предков). На третьем - молились Перуну, богу грозы и войны. Постепенно сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Одним из важнейших в доперуново время был Святовит - бог войны. Популярностью пользовались Сварог - бог огня небесного; сын Сварога - Даждьбог -бог света и солнца, податель всех благ; Стрибог-бог ветра; Волос (Велес) - бог- покровителем скота; Мокошь -женское божество плодородия и домашнего хозяйства и др. Солнечные боги у разных племен носили и другие имена - Ярило, Хоре, Кострома, Купала... Местом отправления культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы-жрецы языческой религии-приносили жертвы богам и совершали другие обряды.

В 980 г. князь Владимир для укрепления и централизации власти и в качестве противоборства усилившимся в конце X века христианским веяниям, (уже существовала христианская епархия в Тьмутаракани, уже была построена в период правления Ярополка, брата Владимира, христианская церковь св. Элии в Киеве, уже существовала христианская партия, созданная когда-то бабкой Владимира, княгиней Ольгой) попытался реформировать язычество. В единый для всей Руси пантеон были включены наиболее почитаемые разными племенами боги, в том числе, кроме славянских - Даждьбога и Стрибога, иранские - Хоре и Симаргл, финно-угорская - Мокошь. Первенство в иерархии богов было отдано княжеско-дружинному богу войны Перуну. Но реформа, проведенная путем механического объединения старых языческих богов, не дала желаемого результата. И когда встал вопрос о крещении в обмен на право получить в жены византийскую принцессу Анну, отъявленный язычник и многоженец Владимир устоять не смог. Породниться с великолепным византийским двором было великой честью для любого правителя того времени. К тому же, весьма мудрый и прозорливый Владимир понимал, что языческая вера стоит преградой между Русью и христианскими странами, в первую очередь - Византией. Таким образом, случайность и закономерность соединились, и на рубеже Хи XI вв. начался интенсивный процесс христианизации Руси. Владимир - Красное Солнышко, князь новгородский и киевский, в 988 году принял крещение в городе Корсунь (Херсонес) и ввёл на Руси в качестве государственной религии христианство.

Нельзя не отметить и чисто эстетической привлекательности византийского христианского культа для славянского населения Древней Руси. Послы сообщали Владимиру, что во время византийской службы "не знаешь, на небе ли ты или на земле: так хорошо! Там сам Бог пребывает с людьми. Не забыть такой красоты!" По мнению игумена Иоанна Экономцева, столь свойственное русским образно-символическое восприятие мира, их максимализм, стремление достигнуть абсолюта одним порывом воли нашли благоприятную почву. Мистическая красота византийского богослужения очень напоминала изощрённую театральность культовых языческих празднеств. Формально Русь стала христианской. Погасли погребальные костры, огни Перуна, но долго еще по деревням насыпали языческие курганы, молились огню-Сварожичу, справляли буйные праздники. Язычество начало свой долгий путь слияния с христианством. Даже шедевры древнерусского христианского искусства обнаруживают глубокое родство с наследием архаики: будь то заставки-инициалы текстов книг и летописей, фресковые и скульптурные орнаменты соборов, мелодический строй церковных песнопений.

Крещение способствовало стремительному развитию страны, и созданию уникальной русской православной художественной культуры. Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские умельцы, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иноземцев. Распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей. Совершенствуется и усложняется летописание. Киевская Русь начинает чеканить золотую монету. Но самобытный характер русской культуры, заключающийся в примате эстетического момента над философским, эмоционального над рациональным, остался неизменным. "Умозрением в красках" называют русские иконы. Мысль, идея передавались через ярчайший художественный образ.

Автор сказания "О письменах" Храбр (рубеж !Х-Х вв.) отмечал, что пока славяне были язычниками, они использовали "черты" и "резы" при помощи которых "чтаху и гадаху" (читали и гадали). Для записи более сложных текстов применялась так называемая "протокириллица" (запись славянских слов с помощью греческого алфавита). О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры сообщают арабские и немецкие источники IX в. Полагают, что при создании славянской азбуки братья-миссионеры Кирилл и Мефодий использовали древнерусские письмена. Первоначально во 2-й половине IX в. ими был создан глаголический алфавит, (глаголица), а на рубеже IX-X вв. появилась кириллица, разработанная учеником Кирилла, Климентом. Кириллица получила на Руси широкое распространение, в том числе и среди простых горожан. Об этом говорят многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные в Новгороде, Пскове, Смоленске, а также надписи на стенах, сохранившиеся в храмах Киева, Новгорода и других городов. При Ярославе Мудром, одном из сыновней Владимира, началось систематическое "учение книжное" детей "нарочитой чади", были созданы первые школы для девочек. Известно, что на Руси было много широко образованных женщин.

Материалом для письма служил пергамент, телячья кожа особой выделки. Бумага окончательно вытесняет пергамент только в XV - XVI вв. Писали чернилами и киноварью, используя вплоть до XIX в. гусиные перья. Дороговизной материала обусловлена экономичность письма: текст подавался в одну строку без словораздела, часто встречавшиеся слова сокращались под титлами. Почерк XI - XIII вв. в науке называется уставом в силу своего четкого, торжественного характера. Древнерусская книга - это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тиснёной кожей. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался жемчугом, драгоценными камнями, финифтью. Таковы Остромирово Евангелие (XI в.) и Мстиславово Евангелие (XII в.).

Древнерусская культура быстро становится христианской культурой. На Руси возникают целые города - памятники православного искусства, о которых современный человек может говорить как о городах-заповедниках: Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Кириллов и др. Но русская религиозная культура не представляется чем-то мрачным и назидательным, враждебным радостям жизни. Русский храм благодаря светлому, яркому, сияющему иконостасу, очеловеченному пространству и солнечному сиянию золота, красив и светел. Значительное византийское влияние отнюдь не приводило к тому, что древнерусская культура превращалась в копирование византийской, а Киев - в некий филиал Константинополя. Об этом свидетельствует оригинальная литература Киевской Руси, в частности "Слово о полку Игореве" - произведение, не имеющее прецедентов в византийской литературе и отличающееся от западных эпических поэм. Несомненно, София Киевская немыслима без Софии константинопольской, но она определенно говорит и о различии двух культур. Константинопольская София имеет форму базилики с одним громадным куполом. Киевская - форму крестово-купольного храма с малыми куполами вокруг центрального купола, и это многокупольное завершение свидетельствует о связи с деревянным дохристианским древнерусским зодчеством. К оригинальным чертам Киевской Софии следует отнести также широкое применение, наряду с мозаикой, фрески в росписи храма, наличие светской тематики в фресковой живописи. Западных послов, купцов, воинов поражали размеры столицы Руси, великолепие ее дворцов и храмов. Сообщаемые ими сведения о Киеве находили обобщенное отражение в западных хрониках и космографиях. Так, Адам Бременский, известный географ XI в., назвал Киев "соперником Константинополя и лучшим украшением греческого мира".

Среди письменных памятников древнерусской культуры первое место принадлежит летописи. Русское летописание возникает в X веке, и продолжается до XVII в. Летопись - вид древнерусской повествовательной литературы - это не просто перечисление исторических фактов, в них отражается широкий круг представлений и понятий. Летописи являются памятниками и общественной мысли, и литературы, и даже содержат научные сведения. Как и всякая летопись, "Повесть временных лет", созданная монахом Киево-Печерской лавры Нестором в XI на основе существовавших ранее документов и хроник, отличается сложностью состава и разнообразием включенного в нее материала. Кроме кратких погодных записей и более подробных рассказов о политических событиях, в нее вошли тексты дипломатических и юридических документов, пересказы фольклорных преданий, выдержки из памятников переводной литературы, записи о явлениях природы, самостоятельные литературные произведения -исторические повести, жития, богословские трактаты и поучения, похвальные слова. Это позволяет говорить о летописи как о синтетическом памятнике древнерусской культуры, как о своеобразной энциклопедии знаний того периода. Но это не простая механическая сводка разнородного материала, а цельное произведение, отличающееся единством темы и идейного содержания. Цель труда сформулирована автором в его заглавии: "Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первое княжити, и откуду Русская земля стала есть". Другим выдающимся памятником русской литературы является "Слово о законе и благодати". Оно написано в 30-40-х годах XI в. придворным княжеским священником Иларионом, ставшим позднее первым киевским митрополитом из русских. Использовав форму церковной проповеди, Иларион создал политический трактат, в котором нашли отражение самые разные проблемы. Противопоставляя "благодать" (христианство) "закону" (иудаизм), Иларион отвергает свойственное иудаизму понятие богоизбранничества и отстаивает идею перенесения небесного внимания с одного избранного народа на все человечество. "Слово" направлено против притязаний Византии на культурную и политическую гегемонию в Восточной Европе. Этому Иларион противопоставляет идею равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения, выдвигает теорию всемирной истории как процесса постепенного и равного приобщения всех народов к христианству. Русь, приняв христианство, заняла достойное место среди других христианских государств. Тем самым дается религиозное обоснование государственной самостоятельности и международного значения Руси. "Слово" пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, которая "ведома и слышима есть всеми конци земля".

По своему жанру "Слово о законе и благодати" является образцом торжественного красноречия, литературного жанра, воздающего хвалу чему-либо или кому-либо. Митрополит Илларион восхваляет князя Владимира за дарование Руси христианства, за его способность (после обращения) любить невидимые "небесные ценности" более, чем земные.

Появляется в XI веке и оригинальная житийная литература. Житие (агиография) - распространённый жанр церковной литературы, представляющий собой биографии духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью. Древнейшим образцом русского жития является "Сказание о Борисе и Глебе". Культ Бориса и Глеба, ставших жертвами междоусобной борьбы {они были убиты в 1015 г. их братом Святополком), имел глубокий политический смысл: он отражал идею, согласно которой все русские князья - братья; в то же время в произведении подчеркивалась обязанность "покорения" младших князей старшим. "Сказание" существенно отличается от канонического жития византийского типа. Основная его идея - не мученичество святых за веру, а единство Русской земли, осуждение княжеских междоусобиц. И по форме "Сказание", хотя в нем и использованы агиографические приемы, является, по существу, исторической повестью с точным названием лиц, имен, фактов, с подробным описанием реальных событий. Иным характером отличается написанное Нестором "Чтение о Борисе и Глебе". Оно значительно ближе к житийному канону.

Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в "Поучении" Владимира Мономаха. Это политическое и нравственное завещание выдающегося государственного деятеля, проникнутое глубокой тревогой за судьбу Руси, вступившей в сложный период своей истории. "Поучение" Мономаха было попыткой предотвратить княжеские раздоры и сохранить единство Руси. Владимир учит князей подчинять личные и семейные интересы общегосударственным задачам. Князь должен жить в мире с другими князьями, беспрекословно подчиняться "старейшему", не притеснять младших, избегать ненужного кровопролития. Свои наставления Мономах подкрепляет примерами из собственной жизни. К "Поучению" присоединено письмо Мономаха к князю Олегу Святославовичу Черниговскому, своему давнему врагу и убийце сына, в котором содержится предложение о примирении, демонстрируется торжество долга над личным чувством.

Одной из обязанностей князя Мономах считает праведный суд, защиту "смердов", "убогих", "вдовиц" от чинимых им притеснений. Эти положения получили свое отражение и в законодательстве "Устав Владимира Мономаха", вошел составной частью в Русскую Правду, судебник, свод законов, по которому велись судебные разбирательства в Киевской Руси. "Поучение" Владимира Мономаха сейчас рассматривается как яркий образец "дидактической литературы", целью которой было не просто поучать и давать наставления, но и активно влиять на формирование этических и нравственных норм.

Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время многочисленных пожаров и иноземных нашествий.

Сохранилась лишь незначительная часть книжных богатств Древней Руси - всего около 150 книг. Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы является "Слово о полку Игореве" (конец XII в.). В нем повествуется о неудачном походе князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославичем против половцев в 1185 г. Но не описание этого похода является целью автора. Оно служит лишь поводом для размышлений о судьбах Русской земли. Причины бедствий Руси автор видит в княжеских междоусобицах, в эгоистической политике князей, жаждущих личной славы. "Слово о полку Игореве" - произведение общерусское, в нем нет местных черт. Оно свидетельствует о высоком патриотизме его автора, сумевшего подняться над узостью интересов своего княжества до высоты общерусских интересов. Центральным в "Слове" является образ Русской земли. Автор обращается к князьям с горячим призывом прекратить усобицы и объединиться перед лицом внешней опасности, чтобы постоять "за землю Русскую", защитить южные границы Руси. "Слово о полку Игореве" - произведение светское. В нем отсутствуют церковная риторика, христианские символы и понятия. Оно тесно связано с устным народным творчеством, что проявляется в использовании типичных для фольклора литературных приёмов (например, плача). Появление подобного шедевра свидетельствовало о высокой степени зрелости молодой русской литературы, о ее самобытности, о высоком уровне развития русской культуры в целом.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. В Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор -самый "византийский", по мнению специалистов, храм Древней Руси. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве - огромный пятинефный храм, построенный греческими и русскими мастерами. Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1050) существенно отличается от киевского собора. Она проще, лаконичнее, строже. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству. Новгородская София послужила образцом для последующих новгородских построек начала XII в. (соборы Антониева и Юрьева монастырей). Новгородское зодчество ХП-ХШ вв. отличается от архитектуры предшествующего времени меньшей масштабностью зданий, поисками наиболее простых, но в то же время привлекательных форм построек, простотой отделки. Появляются новые типы каменных построек, не имеющих аналогов: четырёхстолпный однокупольный кубический храм, храм башенного типа и т.д. Древнейшим памятником псковской архитектуры является дошедшая до нас церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина ХП в.), отличающаяся от новгородских построек отсутствием столбов.

Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле начинается на рубеже ХI-ХII вв. с возведением Владимиром Мономахом собора в Суздале, но наивысшего расцвета оно достигает в XII - начале XIII в. В отличие от суровой архитектуры Новгорода зодчество Владимиро-Суздальской Руси носило парадный характер, отличалось изысканностью пропорций, изяществом линий. При Андрее Боголюбском строительство во Владимире достигло большого подъема. Возводятся городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Признанным шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли, отличающаяся совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью ввысь. В последней четверти XII в. были построены ансамбли Рождественского и Княгинина монастырей, а также Дмитриевский собор (1194 - 1197 гг). Он отличается богатством белокаменной резьбы и представляет собой великолепный синтез архитектуры, пластики и живописи. В пластике Дмитриевского собора гораздо отчетливее по сравнению со скульптурой предшествующего времени проявляется русская художественная манера. Каменная резьба под влиянием традиций русской народной деревянной резьбы приобретает неповторимую оригинальность, становится более плоской и орнаментальной. Русские камнерезчики мрачным и устрашающим сюжетам, преобладавшим в западноевропейской романской пластике, предпочитали более жизнерадостные мотивы. Резной декор Дмитриевского собора называют поэмой в камне: в нем причудливо переплетаются библейские, апокрифические и языческие мотивы.

С принятием христианства из Византии на Русь пришли новые виды монументальной живописи - мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись). Византия не только познакомила русских художников с новой для них техникой живописи, но и дала им иконографический канон, неизменность которого строго оберегалась церковью. Это в известной степени сковывало художественное творчество и предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре. Самые ранние из сохранившихся произведений древнерусской живописи были созданы в Киеве. Красочностью и монументальностью отличаются мозаики и фрески Софийского собора. Они выполнены в строгой и торжественной манере, свойственной византийской монументальной живописи, однако более жизненны и телесны. Их исполнители мастерски использовали разнообразие оттенков смальты, искусно объединили мозаику с фреской. Из мозаичных работ особенно значительны изображения Богоматери Оранты в алтарной апсиде и погрудное изображение Христа Вседержителя в центральном куполе. Все изображения пронизаны идеей величия, торжества и незыблемости православной церкви и земной власти. Уникальными памятниками светской живописи являются росписи стен двух башен Софии Киевской. Здесь изображены сцены княжеской охоты, цирковых состязаний, музыканты, скоморохи, акробаты, фантастические звери и птицы. По своему характеру они далеки от обычных церковных росписей. Среди фресок Софии два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого.

К началу XII в. дорогая и трудоемкая мозаика целиком вытесняется фреской. В XII о XIII вв. в живописи отдельных культурных центров все заметнее становятся местные особенности, формируются местные школы древнерусской иконописи: киевская, новгородская, владимирская, псковская, ярославская и т.д. К новгородским иконам, сохранившимся до наших дней, относятся икона "Ангел Златые власы" ("Архангел Гавриил"), привлекающая внимание лиризмом образа и светлым колоритом, сложная по композиции, сложносюжетная икона "Успение богородицы" из Успенской церкви Десятинного монастыря, икона "Благовещение" из Георгиевского собора Юрьева монастыря. Некоторые специалисты склонны относить к новгородской школе и замечательный "Спас Нерукотворный", подлинный шедевр иконописи.

От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением "Страшного суда". Она создана двумя мастерами - греком и русским. Лики апостолов и ангелов, принадлежащие кисти русского мастера, проще и задушевнее, наделены добротой и мягкостью. К владимиро-суздальской школе относятся несколько больших икон XII - начала XIII в. Самой ранней из них является "Боголюбская Богоматерь" (середина XII в.), стилистически близкая к знаменитой "Владимирской Богоматери", иконе византийского происхождения.

Распространение письменности, появление книг привело к возникновению еще одного вида живописи - книжной миниатюры. Древнейшие русские миниатюры имеются в "Остромировом евангелии" (1056-1057), где помещены изображения трех евангелистов. Яркое орнаментальное окружение фигур евангелистов и обилие золота делают эти иллюстрации похожими на ювелирное изделие (на перегородчатую эмаль). В "Изборнике" князя Святослава (1073) помещена миниатюра, изображающая семью князя Святослава, а также рисунки на полях, имеющие сходство со светской живописью киевской Софии.

В начале XIII века Древняя Русь уже была развитой страной. Культура Древней Руси - это не ведическая культура, а христианская Начала складываться общность древнерусского народа, которая выражалась в выработке литературного языка, покрывавшего собой местные племенные диалекты, в национальном самоощущении единства, в формировании общих культурных форм. Был задан путь культурно-исторического развития русского государства.

studfiles.net

Хронология событий Восточные славяне в VI-VIII вв.

VI в. – первые достоверные упоминания о восточных славянах (антах) в византийских хрониках.

VI–IX вв. – племенные союзы восточных славян: поляне, северяне, уличи, древляне, волыняне, бужане, дулебы, тиверцы, белые хорваты, дреговичи, радимичи, вятичи, кривичи, полочане, словены.

До VI в. – славяне жили первобытнообщинным строем.

VI-VII вв. – происходил процесс распада родоплеменного строя, возникла собственность, появилось неравенство.

VII-IX вв. – начало формирования государственности у славян, переход к соседской общине.

К VIII в. – появилась первая форма государственности – племенное княжение, при котором власть князя ограничивалась народным собранием (вече).

Основные периоды истории Древней Руси

Историю Древней Руси большинство историков разделяют на три больших периода:

IX – середина X в. – время первых киевских князей.

Вторая половина X – первая половина XI в. – время Владимира I и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской державы.

Вторая половина XI – начало XII в. – переход к феодальной раздробленности.

Внутренняя и внешняя политика Древней Руси (IX – начало XII в.)

Середина IX в. – складывание в Среднем Приднепровье раннефеодального государственно-политического образования Русь.

860 г. – первый поход русов на Царьград (Константинополь).

862 г. – год, к которому «Повесть временных лет» относит призвание в Новгородскую землю варяжского конунга (князя) Рюрика. По традиции с этого времени берет начало русская государственность.

862–879 г. – правление князя Рюрика в Новгороде.

882 г. – объединение Новгорода и Киева под властью варяжского князя Олега. Киев стал центром Древнерусского государства

879–912 гг. – княжение Олега.

907 г. – удачный поход Олега на Константинополь. Первый договор с Византией. Победители получили огромную дань.

912–945 гг. – правление князя Игоря в Киеве.

941 г. – неудачный поход князя Игоря на Константинополь. Сожжение русских кораблей «греческим огнем».

944 г. – поход князя Игоря на Константинополь. Посольство к императору Роману в Византию для заключения мира.

945 г. – договор князя Игоря с Византией о мире, союзе и торговле. Восстание племени древлян. Убийство Игоря древлянами при попытке повторного сбора дани (полюдья).

945–964 гг. – правление жены князя Игоря Ольги в Киеве в качестве регентши малолетнего князя Святослава.

945 г. – окончательное покорение древлян княгиней Ольгой.

945–946 гг. – установление дани («уроков») и мест сбора податей («погостов») в землях племен, подчиненных Киеву.

955 или 957 г. – крещение Ольги. Ольга стремилась укрепить союзнические отношения с Византией.

964–972 гг. – правление князя Святослава Игоревича в Киеве.

964–966 гг. – походы князя Святослава на Оку на вятичей, которых он освободил от хазарской дани и присоединил их земли.

965 г. – разгром Святославом хазарского города Саракел (Белая Вежа). Завоевание ясов и касогов (Северный Кавказ). Завоева­ние Святославом Таманского полуострова и основание Тмутараканского княжества.

60-е гг. X в. – разгром Святославом Хазарского каганата. Установление полного контроля Киева над важнейшими торговыми путями по Волге и Каспию.

966 г. – присоединение вятичей, обложение их данью.

968 г. – поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию. Завоевание 80 городов.

968 г. или 969 г. – нападение печенегов с юга на Киев. Возвращение Святослава и разгром печенегов под Киевом.

969–971 гг. – второй поход князя Святослава в Придунайскую Болгарию и война с Византией.

969 г. – назначение Святославом своих сыновей наместниками: Ярополка в Киеве, Олега в Искоростене (земля древлян), Владимира в Новгороде.

971 г. – заключение под Доростолом мира между князем Святославом и императором Византии Иоанном I Цимисхием. Обязательство Святослава уйти из Болгарии и оказать помощь Византии в случае нападения на нее неприятеля – в обмен на обязательство Цимисхия не воевать с болгарами и не подстрекать печенегов на походы против Руси.

972 г. - гибель Святослава в схватке с печенегами на р. Хортица.

972–980 гг. – правление князя Ярополка в Киеве.

977 г. – поход Ярополка на древлянского князя Олега.

978 г. – победы Ярополка над печенегами.

979 г. – заключение князем Ярополком мира с Византией.

980 г. – поражение князя Ярополка в битве с князем Владимиром под Смоленском. Осада Киева дружиной Владимира. Убий­ство Ярополка. Опираясь на новгородцев и варягов, Владимир утвердился в Киеве.

980–1015 гг. – правление князя Владимира I Святославича в Киеве ознаменовало новый этап в развитии Киевской Руси.

980 г. – языческая реформа Владимира. Замена разрозненных языческих культов единой государственной религией. Создание государственного пантеона из шести божеств во главе с Пе­руном. Владимир искал такую религию, которая помогла бы креп­че объединить его государство. Но языческая реформа не решила этих задач.

981 г. – отвоевание князем Владимиром у Польши городов Червен и Перемышль.

981–982 гг. – успешные походы князя Владимира на вятичей. Покорение вятичей и обложение их данью.

  1. г. – успешный поход князя Владимира на радимичей и покорение их.

985 г. – поход князя Владимира на волжских болгар.

988 г. – военный союз князя Владимира с византийским императором Василием II. Нарушение Василием условий договора. Поход Владимира на греческую колонию Херсонес (Корсунь) и взятие ее. Мирный договор с Византией. Крещение Владимира и брак с принцессой Анной, сестрой императора Василия II.

988–990 гг. – введение христианства в Древнерусском государстве («Крещение Руси») содействовало укреплению княже­ской власти, престижа Руси на международной арене, торговых, экономических и культурных связей с другими странами.

1014–1016 гг. – выступление новгородского князя Ярослава против великого князя киевского. Отказ Ярослава от уплаты дани Киеву.

1015 г. – восстание в Новгороде против варягов, призванных на службу князем Ярославом. Убийство удельных князей братьев Бориса и Глеба по приказу Святополка (Окаянного). Вступле­ние Святополка на великокняжеский престол.

1015–1019 гг. – княжение в Киеве Святополка Владимировича.

1018–1019 гг. – борьба Святополка с Ярославом за власть в Киеве. Изгнание Святополка из Киева, обращение его за помощью к печенегам. Поражение Святополка и его бегство в Польшу.

1019–1054 гг. – время правления в Киеве Ярослава Мудрого – расцвет Древней Руси. Ему была подвластна огромная территория от Балтийского до Черного моря. Восточным и южным гра­ницам больше не угрожали печенеги. Составление свода законов «Правды Ярослава» – наиболее древней части Русской Правды.

1019 г. – Ярослав Мудрый освобождает Новгород от дани киевским князьям.

1021 г. – появление первых русских святых: были канонизированы Борис и Глеб – братья Ярослава, убитые в ходе междоусобиц.

1026 г. – раздел Киевского княжества между Ярославом и его братом Мстиславом Тмутараканским (Мстислав Удалой).

1036 г. – разгром печенегов под Киевом. Создание киевской митрополии во главе с митрополитом Феопемтом.

1036 г. – после смерти Мстислава власть Ярослава Мудрого распространяется на все его владения.

1043 г. – неудачный поход Владимира Ярославича на Визан­тию.

1043 г. – будущий король Венгрии женится в Киеве на доче­ри Ярослава Анастасии.

1043 г. – сын Ярослава Изяслав женится на дочери польского короля Мешко II.

1046 г. – заключение Ярославом мира с Византией.

1048 г. – французское посольство просит руки дочери Ярослава Анны для своего короля Генриха I.

1051 г. – утверждение Ярославом священника княжеского села Берестова Илариона на Киевскую митрополию без предварительных обсуждений с константинопольским патриархом (пер­вый митрополит из русских).

1052 г. – брак сына Ярослава Всеволода с византийской принцессой Анной.

1054 г. – «Завещание» Ярослава. Ярослав Мудрый, умирая, разделил страну между 6 наследниками (5 сыновей и 1 племянник) и установил порядок передачи власти не старшему сыну, а старшему в роде. Предполагалось, что наследники будут править страной сообща (ни у одного из братьев не было определенного княжества, земли были расположены чересполосно). Появляются тенденции к раздробленности Руси.

1054–1073 гг. – правление Изяслава Ярославича в Киеве. Создание свода законов Древнерусского государства – Правды Ярославичей.

1054–1097 гг. – междоусобная война русских князей – сыновей и внуков Ярослава Мудрого – за Киевский престол.

1073 г. – Святослав (1073–1076) изгнал из Киева Изяслава (погиб в 1078 г.).

1073–1076 гг. – великое княжение в Киеве Святослава Ярославича.

1078-1093 гг. – великое княжение в Киеве Всеволода Ярославича. После его смерти киевляне пригласили туровского князя Святополка Изяславича.

1093 г. – поражение князей Святополка и Владимира Всеволодовича Мономаха в битве с половцами. Разорение Южной Ру­си половцами.

1096 г. – победа князя Святополка над половцами в битве под Переяславлем.

1097 г. – в интересах прекращения междоусобиц по предложению Владимира Всеволодовича Мономаха созывается съезд русских князей в Любече, на котором Святополк был признан Великим князем и достигнуто общее согласие, «кому, какой отчиной править». Съезд закрепил юридически разделение Руси на отдельные княжества. Нарушение договора князьями – киевским Святополком II и Давыдом Игоревичем Владимиро-Волынским.

1111 г. – победа русских князей во главе с Владимиром Мономахом над половцами.

1113 г. – смерть Святополка II. Восстание посадского населения в Киеве против произвола княжеских управителей и при­теснений ростовщиков. Приглашение киевским боярством на великое княжение Владимира Мономаха.

Около 1113 г. – составление летописи «Повесть временных лет» монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.

1113–1125 гг. – правление великого князя Владимира II Всеволодовича (Мономаха) в Киеве.

1113 г. – уставы Владимира Мономаха о «закупах» и о «резах» (процентах). Ограничение годового «реза» до 50 % законодательное ограничение размера годовых процентов, получаемых ростовщиками.

1125–1132 гг. – княжение в Киеве старшего сына Владимира Мономаха Мстислава I Владимировича – последнего князя единой Руси. После смерти Мстислава Русь распалась на полтора десятка княжеств-государств.

studfiles.net

Периодизация древнерусской литературы. Особенности литературы древней Руси -Русская литература XI

Периодизация

I. Литература древнерусского государства XI — первой половины XIII вв. Литературу этого периода часто именуют литературой Киевской Руси.

II. Литература периода феодальной раздробленности и борьбы за объединение северо-восточной Руси (вторая половина XIII —первая половина XV вв.).

III. Литература периода создания и развития централизованного Русского государства (XVI—XVII вв.).

Однако при периодизации литературного процесса необходимо учитывать:

1. Круг оригинальных и переводных памятников, появившихся в тот или иной период.

2. Характер идей, образов, отразившихся в литературе.

3. Ведущие принципы отображения действительности и характер жанров, стилей, определяющих специфику литературного развития данного периода.

Первые дошедшие до нас памятники древнерусской письменности известны лишь со второй половины XI в.: Остромирово евангелие (1056—1057 гг.), «Изборник великого князя Святослава 1073 г.», «Изборник 1076 г.». Большинство произведений, создававшихся в XI—XII вв., сохранились лишь в поздних списках XIV—XVII вв.

Однако интенсивное развитие письменности на Руси началось после официального принятия христианства в 988 г. Тогда же возникла определенная система образования. В 30-е годы XI в. в Киеве работают «писцы многи», которые не только переписывают книги, но и переводят их с греческого языка на «словеньское письмо». Все это позволяет выделить конец X — первую половину XI в. в качестве первого, начального, периода формирования древнерусской литературы. Правда, о круге произведений этого периода, их тематике, идеях, жанрах и стилях можно говорить лишь гипотетически.

Преобладающее место в литературе этого периода занимали, по-видимому, книги религиозно-нравственного содержания: Евангелия, Апостол, Служебные Минеи, Синаксари. В этот период был осуществлен перевод греческих хроник, на основе которых был составлен «Хронограф по великому изложению». Тогда же возникли записи устных сказаний о распространении христианства на Руси. Художественной вершиной данного периода и началом нового явилось «Слово о законе и благодати» Илариона.

Второй период — середина XI — первая треть XII столетия — литература Киевской Руси. Это период расцвета оригинальной древнерусской литературы, представленной жанрами дидактического «слова» (Феодосии Печерский, Лука Жидята), жанровыми разновидностями оригинальных житий («Сказание» и «Чтение» о Борисе и Глебе, «Житие Феодосия Печерского», «Память и похвала князю Владимиру»), историческими сказаниями, повестями, преданиями, составившими основу летописи, которая в начале XII в. получает название «Повести временных лет». Тогда же появляется первое «хождение» — путешествие игумена Даниила и такое самобытное произведение, как «Поучение» Владимира Мономаха.

Переводная литература в этот период широко представлена философско-дидактичес-кими и нравственно-дидактическими сборниками, патериками, историческими хрониками, апокрифическими произведениями.

Центральной темой оригинальной литературы становится тема Русской земли, идея ее величия, целостности, суверенности. Духовными светочами Русской земли, идеалом нравственной красоты выступают ее подвижники. Своим «трудом и потом» созидают отечество грозные князья — «добрые страдальцы за Русскую землю».

В этот период развиваются различные стили: эпический, документально-исторический, дидактический, эмоционально-экспрессивный, агиографический, которые подчас присутствуют в одном и том же произведении.

Третий период падает на вторую треть XII —первую половину XIII в. Это литература периода феодальной раздробленности, когда «лоскутная империя Рюриковичей» распалась на ряд самостоятельных феодальных полугосударств. Развитие литературы приобретает областной характер. На основе литературы Киевской Руси создаются местные литературные школы: Владимиро-Суздальская, Новгородская, Киево-Черниговская, Галицко-Волынская, Полоцко-Смоленская, Турово-Пинская, которые затем станут источником формирования литературы трех братских славянских народов — русского, украинского и белорусского.

В этих областных центрах развиваются местное летописание, агиография, жанры путешествий, исторических повестей, эпидейктического красноречия («слова» Кирилла Туровского, Климента Смолятича, Серапиона Владимирского), начинает складываться «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей Матери». Трудами Владимирского епископа Симона и монаха Поликарпа создается «Киево-Печерский патерик». Вершиной литературы этого периода стало «Слово о полку Игореве», прочно связанное с уходящими традициями героического дружинного эпоса. Оригинальными яркими произведениями являются «Слово» Даниила Заточника и «Слово о погибели Русской земли».

Четвертый период — вторая половина XIII—XV вв.— литература периода борьбы русского народа с монголо-татарскими завоевателями и начала формирования централизованного Русского государства, становления великорусской народности. Развитие литературы в этот период протекает в таких ведущих культурных центрах, как возвышающаяся Москва, Новгород, Псков, Тверь.

Осознание необходимости борьбы с иноземными поработителями привело к сплочению народных сил, и эта борьба идет рука об руку с политическим объединением Руси вокруг единого центра, которым становится Москва. Важной вехой в политической и культурной жизни Руси явилась победа, одержанная русским народом на поле Куликовом в сентябре 1380 г. над полчищами Мамая. Она показала, что у Руси есть силы для решительной борьбы с поработителями, и эти силы способна сплотить и объединить централизованная власть великого князя московского.

В литературе этого времени главными становятся тема борьбы с иноземными поработителями — монголо-татарами и тема укрепления Русского государства, прославления ратных и нравственных подвигов русских людей, их деяний. Литература и изобразительное искусство раскрывают нравственный идеал личности, способной преодолеть «рознь века сего» — главное зло, препятствующее сплочению всех сил для борьбы с ненавистными завоевателями.

Епифаний Премудрый возрождает и поднимает на новую ступень художественного совершенства эмоционально-экспрессивный стиль, разрабатывавшийся литературой Киевской Руси. Развитие этого стиля было обусловлено историческими потребностями самой жизни, а не только вторым южнославянским влиянием, хотя опыт болгарской и сербской литературы был учтен и использован литературой конца XIV—начала XVв.

Дальнейшее развитие получает стиль исторического повествования. Он испытывает воздействие демократических посадских слоев населения, с одной стороны, и церковных кругов — с другой. В историческое повествование шире начинают проникать занимательность, художественный вымысел. Появляются вымышленные сказания, принимаемые за исторические (повести о Вавилоне граде, «Повесть о мутьянском воеводе Дракуле», «Повесть об Иверской царице Динаре», «Повесть о Басарге»). В этих сказаниях усиливаются публицистические, политические тенденции, подчеркивающие значение Руси и ее центра Москвы — политической и культурной преемницы правящих мировых держав.

В XV в. достигает своего расцвета новгородская литература, ярко отразившая острую борьбу классов внутри феодальной городской республики. Новгородское летописание и агиография с ее демократическими тенденциями сыграли важную роль в развитии древнерусской литературы.

В литературе возрастает интерес к психологическим состояниям человеческой души, динамике чувств и эмоций.

Литература этого периода отразила основные черты характера складывающейся великорусской народности: стойкость, героизм, умение переносить невзгоды и трудности, воля к борьбе и победе, любовь к родине и ответственность за ее судьбу.

Пятый период развития древнерусской литературы падает на конец XV—XVI вв. Это период литературы централизованного Русского государства. В развитии литературы он отмечен процессом слияния местных областных литератур в единую общерусскую литературу, которая давала идеологическое обоснование централизованной власти государя. Острой внутриполитической борьбой за укрепление единодержавной власти великого князя, а затем государя всея Руси обусловлен небывалый доселе расцвет публицистики.

Официальным стилем эпохи становится репрезентативный пышный велеречивый стиль макарьевской литературной школы. Полемическая публицистическая литература рождает более свободные, живые литературные формы, связанные с деловой письменностью, повседневным бытовым укладом.

Шестой период развития древнерусской литературы падает на XVII век. Характер литературного развития позволяет выделить в этом периоде два этапа: 1-й —от начала века до 60-х годов, 2-й —60-е годы —конец XVII, первая треть XVIII вв.

Первый этап связан с развитием и трансформацией традиционных исторических и агиографических жанров древнерусской литературы. Событиями первой Крестьянской войны и борьбы русского народа с польско-шведской интервенцией был нанесен удар по религиозной идеологии, провиденциалистским воззрениям на ход исторических событий. В общественной, политической и культурной жизни страны усилилась роль посада —торгово-ремесленного населения. Появился новый демократический читатель. Отвечая на его запросы, литература расширяет сферу охвата действительности, изменяет ранее сложившуюся жанровую систему, начинает освобождаться от провенденциализма, символичности, этикетности — ведущих принципов художественного метода средневековой литературы. Житие превращается в бытовое жизнеописание, демократизируется жанр исторической повести.

Второй этап развития русской литературы второй половины XVII в. связан с церковной реформой Никона, с событиями исторического воссоединения Украины с Россией, после чего начался интенсивный процесс проникновения в древнерусскую литературу литературы западноевропейской. Историческая повесть, утрачивая связи с конкретными фактами, становится занимательным повествованием. Житие становится не только бытовым жизнеописанием, но и автобиографией — исповедью горячего мятежного сердца.

Традиционные жанры церковной и деловой письменности становятся объектами литературной пародии: церковная служба пародируется в службе кабаку, житие святого — в житии пьяницы, челобитная и «судное дело» в «Калязинской челобитной» и «Повести о Ерше Ершовиче». Широкой волной в литературу устремляется фольклор. Жанры народной сатирической сказки, эпоса, песенной лирики органически включаются в литературные произведения.

Самосознание личности находит отражение в новом жанре — бытовой повести, в которой появляется новый герой — купеческий сын, захудалый безродный дворянин. Изменяется характер переводной литературы.

Процесс демократизации литературы встречает ответную реакцию со стороны господствующих сословий. В придворных кругах насаждаются искусственный нормативный стиль, церемониальная эстетика, элементы украинско-польского барокко. Живой народной лирике противопоставляется искусственная силлабическая книжная поэзия, демократической сатире — нравоучительная абстрактная сатира на нравы вообще, народной драме — придворная и школьная комедия. Однако появление силлабической поэзии, придворного и школьного театра свидетельствовало о торжестве новых начал и подготавливало появление классицизма в русской литературе XVIII в.

Особенности древнерусской литературы

Характерной особенностью древнерусской литературы является  рукописный  характер ее бытования и распространения. При этом то или иное произведение существовало не в виде отдельной, самостоятельной рукописи, а входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. «Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в суетности». Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древ­нерусского общества к произведениям письменности. Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

Другой особенностью нашей древней литературы является  анонимность, имперсональность ее произведений. Это было следствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, «списателей» книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как «худый», «недостойный», «многогрешный». В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного «отца церкви» — Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Биографические сведения о известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы XVIII—XX вв. литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.

Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились их более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет. Например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111—1113 гг., вовсе не сохранилась, а редакция «повести» Сильвестра (1116) известна только в составе Лаврентьевской летописи 1377 г. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-х годов XII в., было найдено в списке XVI в.

При изучении древнерусской литературы следует учесть одно весьма важное обстоятельство: в средневековый период художественная литература еще не выделилась в самостоятельную область общественного сознания, она была неразрывно связана с философией, наукой, религией.

В связи с этим к древнерусской литературе нельзя механически применять те критерии художественности, с которыми мы подходим при оценке явлений литературного развития нового времени.

Процесс исторического развития древней русской литературы представляет собой процесс постепенной кристаллизации художественной литературы, ее выделения из общего потока письменности, ее демократизации и «обмирщения», т. е. высвобождения из-под опеки церкви.

Одной из характерных особенностей древнерусской литературы является ее связь с церковной и деловой письменностью, с одной стороны, и устным поэтическим народным творчеством — с другой. Характер этих связей на каждом историческом этапе развития литературы и в отдельных ее памятниках был различным.

Однако чем шире и глубже литература использовала художественный опыт фольклора, тем ярче отражала она явления действительности, тем шире была сфера ее идеологического и художественного воздействия.

Характерная особенность древнерусской литературы — историзм. Ее героями являются преимущественно исторические лица, она почти не допускает вымысла и строго следует факту. Даже многочисленные рассказы о «чудесах» — явлениях, кажущихся средневековому человеку сверхъестественными, не столько вымысел древнерусского писателя, сколько точные записи рассказов либо очевидцев, либо самих лиц, с которыми произошло «чудо».

Историзм древнерусской литературы носит специфически средневековый характер. Ход и развитие исторических событий объясняется Божьим изволением, волей провидения. Героями произведений являются князья, правители государства, стоящие наверху иерархической лестницы феодального общества. Однако, отбросив религиозную оболочку, современный читатель без труда обнаруживает ту живую историческую действительность, подлинным творцом которой был русский народ.

02.11.2016, 1824 просмотра.

www.myfilology.ru

1.3. Древняя Русь ХIV-ХVI вв.: московский период

Главная страница
Банковское делоГосударственное управлениеКультурологияЖурналистикаМеждународная экономикаМенеджментТуризмФилософияИстория экономикиЭтика и эстетика

1.3. Древняя Русь ХIV-ХVI вв.: московский период

  С середины XIV до середины XV столетия — хозяйственный подъем Руси, укрепление местных государственных образований, подъем Москвы, Твери, Новгорода, Нижнего Новгорода, Рязани как крупных и сильных экономических и политических центров. Куликовская битва знаменует важный этап на пути освобождения страны от ига иноземных захватчиков и объединения ее под властью Москвы.  В этот период происходит подъем русской культуры, причем ей свойственны как идея единства русской земли, так и весьма существенные местные особенности. Столь крупные и непохожие друг на друга Андрей Рублев и Феофан Грек, возвеличивающее тверских князей «Слово похвальное инока Фомы», летописная повесть о князе Михаиле Ярославиче и противостоящее им московское летописание, настойчиво проводящее идею богоизбранности Москвы и прав потомков Калиты на политическое главенство в русских землях, расцвет своеобразного новгородского и псковского зодчества — все эти и многие другие явления русской культуры отчетливо свидетельствуют и о ее несомненном подъеме, и о сильных местных особенностях, а также о сознании единства русской земли и в историческом, и в современном аспектах. И дело не только в том, что Киевскую Русь повсюду почитают своей предшественницей, но и в том, что по всей русской земле расходится знаменитая «Задонщина» и с ней целый цикл сказаний о Мамаевом побоище, проникнутых идеей единства всех русских людей в борьбе с ненавистным врагом.  XIV—XV вв. — время восстановления и подъема культуры русских земель после страшного монголо-татарского опустошения, начало формирования культуры русской (великорусской) народности. Именно в этот период она обогатилась такими крупнейшими достижениями, как живопись Феофана Грека, А. Рублева и Дионисия, явившаяся вершиной развития русской культуры и опиравшаяся на ее многообразное развитие.  Феофан Грек познакомил русских мастеров с византийским искусством, искусством высокопрофессиональным, и стал огромным явлением в художественной жизни Москвы рубежа XIV—XV вв. Его окружали местные мастера, ученики, под непосредственным руководством живописца исполнялись основные художественные работы — росписи церквей и теремов Московского Кремля, был создан ряд выдающихся иконописных произведений (например, «Троица», «Спас Пантократор»). Идейную основу живописи Феофана составляет мысль о всеобщей греховности, которая настолько удалила человека от Бога, что он может только со страхом и ужасом ожидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судии. Лик Вседержителя («Спас Пантократор») - воплощение всеразрушающей карательной силы. Расцвет иконописи связывается с именем А. Рублёва, для которого характерна высокая одухотворённость образов, сочетающаяся с мягкостью, лиризмом и поэтичностью. Так, с жизнью и творчеством Рублёва связаны храмы Москвы (соборы Троицкого монастыря и Андроникова монастыря, икона «Троица»), Звенигорода (иконы «Звенигородского чина»: «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас»), Владимира (иконы Успенского собора). К тому же, на протяжении XV— XVI вв. сложился высокий иконостас с его определенной иконографией и композицией, сложной символикой, идеей иерархии. Древнейшим из дошедших до нас является иконостас Благовещенского собора в Московском Кремле, росписи которого выполняли и Феофан Грек, и А. Рублёв.  Во второй половине XV в., в годы правления Ивана III, произошло дальнейшее укрепление Русского государства. Москва присоединила к себе княжества Ярославское, Ростовское, Рязанское, ей подчинились сначала Новгород, затем Псков и могущественное Тверское княжество. Возникает идея «Москвы - Третьего Рима», утверждающая преемственность власти великого князя московского от власти византийских императоров.  В центр официальной культуры, включая политическую и религиозную идеологию, философию и богословие, литературу и искусство, был поставлен столичный город как само воплощение официального представительства власти — социальной и духовной. Так, представление Москвы «Третьим Римом» (и последним) означало воплощение вселенской власти и восстановление мировой империи (наподобие Римской или Византийской, но еще более величественной и совершенной), национальнорелигиозного избранничества, преемственного по отношению к двум предшествующим священным царствам и приблизившегося вплотную к христианству в мировом масштабе и Апокалипсису. Значимость столичного центра подтверждалась распространением его значения на все государство. Не случайно в это время иностранцы называют Русь Московией, а русских — московитами (т. е., москвичами), как будто Русь и Москва тождественны.  В этот период начинает ломаться созданная монголо-татарами замкнутость русской культуры, устанавливаются связи с болгарской и сербской культурами. Подвергаясь южнославянскому влиянию, русская литература, однако, сохраняет в полной мере свой национальный характер и заметно обогащается за счет этого влияния и в художественном, и, отчасти в идейном отношении. В литературе возникают и усиливаются элементы психологизма. События и их последствия, наступившие после Куликовской победы, стимулируют подъем культуры во всех отношениях. Новгород, Псков, Тверь, где распространяются ереси, находятся в явном контакте с культурой Запада.  Новый этап в историко-культурном процессе относится ко второй половине XV в. и продолжается еще в начале XVI столетия. В это время происходит объединение русских земель, усиливается взаимопроникновение местных культур. Псковские зодчие появляются в Москве. Местное летописание пристально следит за событиями в Москве. Становясь государственным центром страны, Москва превращается в центр формирующейся культуры русской народности. Предшествующий этап расцвета культуры местных центров обогатил культуру страны в целом, и теперь она сливается в общем потоке, хотя местные черты сказываются еще долго. Это и не удивительно, если вспомнить, что и в области социально-экономических и политических отношений еще долго сохранялись «живые следы прежней автономии». В большей степени расширяются и усиливаются связи со странами Запада, но на пути культурного общения с ними встает церковь с ее упорной борьбой против «латинства», против всего нового и иноземного. Русское «Предвозрождение» не сменилось «Возрождением», и это связано прежде всего с особенностями социально-экономической основы единого Русского государства, возникавшего и развивавшегося на базе феодализма и крепостничества. Отставание и слабость городов сказались особенно сильно на судьбах русской культуры. Борьба прогрессивных и реакционных сил в историко-культурном процессе приобретает острый характер и развертывается главным образом на протяжении XVI столетия.  На рубеже двух эпох стояло искусство Дионисия; с одной стороны, оно завершало творческие искания художников XV в., с другой - начинало пышную и замысловатую живопись XVI столетия. В живописи Дионисия большое внимание уделяется внешнему оформлению, атрибутике, в ней нет изображения страдания. Нарядные, написанные яркими красками иконы, роскошные фрески являли собой идею торжества общенационального Русского государства при Иване III. Излюбленными сюжетами Дионисия, его стихией были праздничные картины многолюдных торжеств, темы славы и величаний. («Распятие», цикл росписей Рождественского собора Ферапонтова монастыря (хвалебное песнопение - основная тема росписи - «Собор Богородицы», «Похвала Богородицы», Покров Богородицы», «Акафист Богородицы»)).  Влияние искусства Дионисия сказалось на всем XVI веке. Оно затронуло не только монументальную и станковую живопись, но и миниатюру, прикладное искусство. Так, на протяжении XVI столетия декоративность, «многоречивость» композиций, появившиеся в живописи рубежа веков, все более усиливаются. Одновременно с этим регламентируется все искусство. Церковь и государь устанавливали каноны иконописания. С целью регламентации искусства и жизни самих его творцов организуются художественные мастерские. От иконописцев и зодчих требовалось прославление Ивана Грозного и его деяний (например, знаменитая икона «Благословенно воинство небесного царя», другое название которой «Церковь воинствующая»).  Объединение княжеств под властью Москвы положили конец феодальной раздробленности и вместе с тем культурному обособлению. Московская архитектура значительно обогатилась не только за счет владимиро-суздальских традиций, но и псковско-новгородских. Так, в частности, «стремясь создать резиденцию, которая бы соответствовала мощи и великолепию его власти, Иван III приступил к перестройке Кремля, к сооружению нового Успенского собора, образцом которого был взят Успенский собор во Владимире, обогащенный ренессансными деталями. Он должен был стать главным храмом Московского государства и затмить величием новгородскую Софию. Отражением псковской архитектурной школы, одной из лучших на Руси того времени, считаются и церковь Ризположения, и Благовещенский собор в Кремле. Оба храма строились мастерами из Пскова. Благовещенский собор, бывший домовой церковью великих князей и непосредственно сообщавшийся с дворцовыми покоями, отвечает русским архитектурным традициям.  Таким образом, сложившаяся на рубеже XV и XVI вв. московская архитектура, несомненно, представляла собой уже не местное, а общерусское явление. В основе развития этой архитектуры лежали собственно московские традиции, но широкое привлечение мастеров из других русских земель, а также участие итальянских зодчих (Фиораванти, Пьетро Антонио Салари, Марко Руффо и др. при перестройке Московского Кремля) сделали московскую архитектуру явлением гораздо более широкого масштаба, лишенным местной ограниченности.  Идеал централизованного государственного устройства оказался весьма соблазнительным для литературы. В этот период создаются сводные книги, содержащие до мелочей регламентированные нормы государственной, церковной, хозяйственной и семейной жизни. («Домострой», «Стоглав», 12-томные «Великие Минеи Четий», «Лицевой летописный свод» в 9 томах, «Степенная книга»). Все эти масштабные (хотя и несколько однообразные) произведения древнерусской словесной культуры, окончательно сложившиеся к концу XVI века и содержавшие в себе одновременно черты художественности и деловой письменности, практически неотделимые друг от друга, составили массив «официальной литературы», которая несла на себе идеологическое задание эпохи — исправлять жизнь, нравы, убеждения и веру подданных от имени и по произволу централизованного государства, упорядочивать и унифицировать их в соответствии с государственными канонами. Впервые в истории русской культуры складывался в общенациональном масштабе феномен официальности применительно к литературе, религии, политической идеологии, морали, правовым нормам и т.д. — фактически ко всей культуре. В Московском царстве утверждается пышный и помпезный стиль, все приемы которого формализовались и застыли в виде жесткого канона, получившего название «второго монументализма».  В связи со становлением мощного централизованного государства, быстрым и ярким ростом общерусской культуры, укреплением национального самосознания появились шатровые храмы как тип архитектурного сооружения, который представлял собой памятник - монумент. Храмы, завершаемые шатром, издавна известны в русской деревянной архитектуре. Конструкция шатрового верха так и называлась «на деревянное дело». Один из первых и самый великолепный кирпичный памятник шатрового зодчества - церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) - был построен Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного, при котором традиция постройки храмов нашла своё продолжение. Наиболее выдающимся памятником является церковь Покрова на Рву в Москве на Красной площади. Церковь эта, более известная под именем собора Василия Блаженного, была построена в 1555-1560 гг. в честь взятия Казани, произошедшего в день праздника Покрова. С середины XVI в. каменное шатровое зодчество получило на Руси широкое распространение.  Таким образом, культура Руси Х-ХVI вв. при различного рода исторических катаклизмах, имеющих прогрессивно - регрессивное значение, сформировала основы русского менталитета, ставшие фундаментом развития культуры России.  ХVII век в истории назван «бунташным» и характеризует кризис государственный и религиозный. Происходит активный процесс секуляризации культуры, т.е. переход от религиозного типа культуры Древней Руси к светскому.

Вопросы для повторения

  1. Поясните, какие вскрываются особенности культуры благодаря процессам «наслоения этапов» в хронологии истории России?  2. Каково значение принятия христианства на Руси?  3. Укажите черты, присущие древнерусской культуре.  4. Назовите роль и функции соборности в культуре Древней Руси.  5. Каковы идейные направления культуры Киевской Руси? Как это проявлено в архитектуре?  6. Укажите специфические черты культуры Древней Руси периода феодальной раздробленности.  7. Какую роль сыграло в развитии древнерусской культуры татаро-монгольское нашествие?  8. Какова специфика развития культуры периода татаро-монгольского нашествия?  9. Укажите центральную идею общественно-политического и культурного развития Московской Руси.  10. Назовите имена русских иконописцев и основное направление их творчества.  11. Укажите направленность и особенности архитектуры Московской Руси.

textb.net

Возникновение и периодизация древнерусской литературы

Нажмите на иллюстрации, чтобы увеличить.

Письменная литература на древнерусском языке (это общий предок русского, белорусского и украинского языков, существовавший в период с 5 по 14 века) появилась в 11 веке, вскоре после крещения Руси князем Владимиром. Её основу первоначально составили церковные книги, привезённые из Византии, и произведения устного народного творчества.

Возникновению письменной литературы на Руси предшествовало создание в 863 году братьями Кириллом и Мефодием славянской азбуки, существовавшей в двух вариантах алфавита: кириллицы и глаголицы. Кириллицей называют алфавит, составленный на основе греческой азбуки, и этим алфавитом мы пользуемся по сей день.

(Важно! Кирилл и Мефодий не имели непосредственного отношения к Руси: братья жили в городе Солуни - тогда это был город на территории Первого Болгарского царства, а ныне это город Салоники, Греция).

Глаголицей называют более древний славянский алфавит, функционально почти полностью совпадающий с кириллицей, но отличающийся начертанием букв. В сущности, содержательно кириллица составлена на основе глаголицы, а формально (с точки зрения начертания букв) - на основе греческого алфавита. 

С греческого языка Кирилл и Мефодий перевели книги, входящие в текст Библии: Евангелие (Благовествование) – повествование о жизни, учении, смерти и воскресении Иисуса Христа – и Апостол – повествование о деяниях учеников Христа. Когда спустя более чем 100 лет князь Владимир крестил Русь, эти книги первыми оказались на русской земле. Однако следует понимать, что Евангелие и Апостол - переводные книги, то есть написанные не на Руси и не русскими авторами, поэтому их отношение к древнерусской литературе является условным. 

 

В развитии древнерусской литературы выделяют два периода.

I. Киево-Новгородский период (10-12 века): исторический контекст.

Новгород Великий - первая столица Руси9-10 века. В 862 году, согласно летописи, князь Рюрик (дата рождения неизвестна - год смерти 879) вместе с братьями Синеусом и Трувором основали Русское государство со столицей в Новгороде (согласно неточным историческим данным, тогдашний Новгород располагался не в границах современного города, а на территории Старой Ладоги, т.е. в 174 км от нынешнего Великого Новгорода).  

После смерти Рюрика с 879 по 912 годы Русью правил Олег Вещий (дата рождения неизвестна - год смерти 912), захвативший Киев и провозгласивший его в 882 году столицей Руси - "матерью городов русских". Именно во время правления Олега русское государство стало именоваться Киевской Русью – так стали называть добровольный союз русских княжеств под властью Киева. Олег - первый великий князь киевский. 

После легендарной смерти Олега Вещего правил сын Рюрика Игорь (878-945), погибший от рук племени древлян, затем княгиня Ольга, первой среди русичей принявшая христианство. После правил князь Святослав Игоревич. Сын Святослава Владимир, он же Владимир Великий (960-1015) в 988 году крестил Киевскую Русь.

Руины Херсонеса (ныне территория Севастополя), где принял крещение князь Владимир

11 век. Через четыре года после смерти князя Владимира киевский престол занял его сын Ярослав Мудрый (978-1054). Его просветительская политика, направленная на централизацию страны (основание Киево-Печерского и Юрьевского монастырей как центров грамотности, издание законов, укрепление государственности Руси) способствовала быстрому развитию древнерусской литературы. Именно при Ярославе были созданы первые летописные своды, написаны первые жития и религиозные книги. При дворе князя Ярослава Мудрого начинается работа по переводу с греческого языка богослужебных книг, житий и исторических хроник.

Митрополит Киевский Иларион (Ларион) Русин

Митрополит Иларион пишет первое собственно русское произведение – «Слово о Законе и Благодати» (написано между 1037 и 1050), полное название "О законѣ Моисѣомъ данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ Исусомъ Христомъ бывшии. И како законъ отиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ и молитва къ Богу от всеа земли нашеа". Его автор митрополит Иларион раскрыл смысл Ветхого и Нового Заветов – двух частей Библии.

В 11 веке появляются и первые русские жития, написанные по образцу римских мартирологов - сказаний о христианских мучениках. 

Просвещённым князем был и наследник киевского престола князь Всеволод Ярославич (1030-1093), владевший пятью языками. (Отметим, что Всеволод правил вместе с братьями Изяславом и Святославом. Этот союз киевских князей получил в истории название "триумвират Ярославичей"). 

В период правления "триумвирата Ярославичей" начался процесс распада Киевской Руси и период междоусобных войн. В 1097 году на Любечском съезде шести князей было решено: «Каждый да держит отчину свою».

  • Святополку Изяславичу был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимиру Мономаху — Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олегу и Давыду Святославичам — Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыду Игоревичу — Владимир-Волынский с Луцком;
  • Васильку Ростиславичу (с братом) — Теребовль, Червень, Перемышль.

Однако любечские решения были практически нарушены князьями Святополком Изяславичем и Давыдом Игоревичем, попытавшимися отобрать земли у князя Василька Теребовльского. В связи с этим в 1100 году был проведён Уветичский съезд (древний город Уветич - ныне село Витачов Киевской области), позволивший на время объединить усилия князей в борьбе с внешним врагом – племенами кочевников.

Владимир Мономах

12 век. Правление сына Всеволода – князя Владимира Мономаха (великий князь киевский 1113-1125) – стало периодом последнего непродолжительного укрепления Киевской Руси. Владимир Мономах проявил себя не только как мужественный, мудрый и гибкий политик, но и как писатель: ему принадлежат знаменитая проповедь «Поучение Владимира Мономаха», представляющая духовное завещание сыновьям, а также автобиографическое произведение «О путях и ловах». В годы правления Мономаха был создан крупнейший летописный свод «Повесть временных лет» и «Житие Феодосия Печерского», написанные монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Сын Мономаха князь Мстислав Великий продолжил политические традиции отца. Однако сразу после смерти Мстислава и передачи в 1132 году власти его брату Ярополку Киевская Русь окончательно распалась.

Москва времён Юрия ДолгорукогоВ 1147 году другой сын Владимира Мономаха, князь Юрий Долгорукий, основал Москву, где, согласно первому упоминанию в документах, угощал обедом князя Святослава Ольговича, отца князя Игоря, героя «Слова о полку Игореве». Юрий Долгорукий является также основателем Костромы, Переяславля-Залесского, Юрьева-Польского и Дмитрова.

Тема распада русских земель и мысль о необходимости единения князей перед угрозой внешних врагов звучит в самом значительном произведении древнерусской литературы – в «Слове о полку Игореве» (1187), повествующем о неудачном походе князя Новгород-Северского Игоря Святославича в половецкую степь.

II. Период Московской Руси (13-17 века): исторический контекст 

Московский Кремль белокаменныйВ 13 веке положение княжеств, входивших до недавнего времени в состав Киевской Руси, усугубилось в связи с нашествием монголо-татар в 1237-1241 годах, а затем в связи с агрессией немцев и литовцев, разбитых войсками Александра Невского. Князь, принявший монашество незадолго до смерти, был причислен к лику святых, и в 1263 году было написано «Житие Александра Невского».

Александр НевскийПобеды русских войск в 14 веке при князе Дмитрии Донском (1350-1389), и в особенности Куликовская битва в 1380, укрепили политическую позицию русичей. Был построен белокаменный Кремль, а Москва стала претендовать на роль центра собирания русских земель, несмотря на временную потерю Тверского и Смоленского княжеств. Укрепление Москвы сопровождалось ослаблением Золотой Орды. Литература этого периода отражает постепенное возрождение Руси, объединение русских земель. Борьбе с монголо-татарами посвящены воинские повести «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище». Епифаний Премудрый создаёт «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского».

15 век отмечен дальнейшим политическим и экономическим укреплением позиций Москвы. Именно в 15 веке возникает идея Москвы как Третьего Рима. Монголо-татарское иго продолжалось до 1480 года. Распад Золотой Орды определил успехи русских князей в преодолении власти монголо-татарских ханов. В годы правления Ивана III Великого (1440-1505) и сына его Василия III (1479-1533) завершился процесс расширения внешних границ великого княжества Московского за счёт других русских земель, не принадлежащих великому княжеству Литовскому. Основными этапами в этом направлении стало присоединение Новгородской республики (1478), Тверского великого княжества (1485), Псковской республики (1510) и Рязанского великого княжества (1521).

Тверской купец Афанасий Никитин совершает путешествие в Индию и описывает его в «Хождении за три моря»: это было первое не релегиозное и не историческое произведение древнерусской литературы, так как описывало торговое путешествие. Афансий Никитин посвящает свои записки описанию Кавказа, Крыма, Персии и особенно Индии, её культуре и обычаям. 

Иван ГрозныйВ 16 веке литература становится публицистичной. Её основная функция – регламентация духовной и бытовой жизни человека. На протяжении значительного времени в 16 веке Русью правил Иван IV Грозный (1530-1584), получивший в 1547 году титул царя. При Иване Грозном значительно расширились границы Русского государства за счёт присоединения Казанского и Астраханского ханств, а также сибирских земель. В годы правления Ивана Грозного архиепископ Макарий создаёт свод житий святых православной церкви под названием «Великие Минеи Четьи», предназначенные для ежедневного чтения. Главной книгой Руси становится написанный при Иване Грозном «Домострой» - свод наставлений и правил поведения в семье и обществе благочестивого человека.

Михаил Фёдорович - первый царь из династии Романовых

В 17 веке, после событий русской смуты и воцарения династии Романовых (1613). Первым царём из династии Романовых становится Михаил Фёдорович (1596-1645). Затем на престол вступит его сын Алексей Михайлович, он же Алексей Тишайший (1629-1676). Древнерусская литература в 17 веке отходит от религиозности и этикетности. Происходит секуляризация (обмирщение) литературы, то есть литература отходит от религиозных догм, становится светской, ориентирующейся на внерелигиозные нормы. Возникают новые жанры: сатирическая повесть и бытовая повесть. Усиливается авторское начало, в литературе появляется вымысел.

Например, в «Повести о Савве Грудцыне» звучит тема продажи души дьяволу. В «Повести о Горе-Злочастии» звучит тема судьбы человека. Феодальные порядки высмеиваются в «Повести о Ерше Ершовиче» и «Повести о Шемякином суде».

Появляются первые русские стихотворцы – Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин, а также первый русский придворный театр в Ярославле. 

Лучшим памятником литературы 17 века считается первое автобиографическое произведение «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», посвященное движению раскольников-старообрядцев, не принявших реформы православной церкви при патриархе Никоне. Аввакум Петров, восставший против реформы, поддерживаемый боярыней Феодосией Морозовой, её сестрой Евдокией Урусовой, женой царя Алексея Михайловича Марией Ильиничной, был лишён сана, подвергнут анафеме, заключён в земляную тюрьму северного города Пустозёрска, где провёл пятнадцать лет, и в конце концов жестоко казнён вместе со своими единомышленниками.

 

mosliter.ru