I. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в Киевской Руси. Видаки в древней руси это


I. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в Киевской Руси : Очерки истории органов внутренних дел Российского государства : Экономико-правовая библиотека

Во времена Киевской Руси борьбой с преступностью на территории княжества занимался сам князь и по его поручению – дружинники и слуги (вирники, мечники), а также свободные люди – общинники.

В качестве приемов изобличения преступников использовались “заклич”, “свод”, “гонение следа”. “Заклич” представлял собой публичное объявление потерпевшего о пропаже вещи в надежде, что кто-нибудь опознает ее у другого лица. К “своду” приступали, когда человек, у которого находили чужое имущество, заявлял о приобретении его законным способом. Новый владелец собственности доказывал добросовестность ее приобретения, представляя потерпевшему человека, у которого она была куплена. В случае подтверждения этого “свод” продолжался дальше до тех пор, пока не находили человека, не способного обосновать законность приобретения имущества. Он признавался вором и наказывался штрафом. Если “свод” выходил за пределы общины, города, то он продолжался до третьего лица, которое возмещало ущерб потерпевшему и продолжало дальнейший поиск злоумышленника.

“Гонение следа” заключалось в поиске потерпевшим преступника, говоря современным языком, по “горячим” следам. Если они приводил к конкретному человеку, то он считался преступником; если к общине, то “вервь” должна была выдать или найти злоумышленника, либо указать направление дальнейших поисков. В случае отказа это сделать, все общинники объявлялись виновными. Розыск прекращался только тогда, когда “след” терялся на большой дороге.

Древнерусское право предусматривало определенную систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей: видаков и послухов. Видаки – это очевидцы факта. Послухи – более сложная категория: ими являлись лица, которые или слышали о случившемся от кого-либо, или могли дать положительную характеристику ответчику или истцу (выступить свидетелями их “доброй славы”). Кроме того, для изобличения преступников в Киевской Руси использовался Божий суд (“поле”, ордалий и пр.). “Поле” представляло собой вооруженное противоборство сторон. Правым в споре признавался победитель (истец, насмерть поразивший ответчика, терял право на адекватное удовлетворение своих имущественных претензий и ограничивался присвоением его вооружения и одежды).

Другим видом суда Божьего было испытание железом и водой, проходившее по следующей процедуре: обвиняемый держал раскаленное железо или вынимал из кипящей воды металлическое кольцо, после чего судья обвязывал и запечатывал его руку. Если через три дня на ней не оставалось следов ожога, то невиновность считалась доказанной. Перед проведением ордалия железо и вода освящались, поскольку считалось, что Бог не позволит покарать невиновного.

Божий суд мог ограничиться клятвой (“ротой”) обвиняемого именем Господа в истинности своих показаний. Наши предки не сомневались, что за ложь под присягой последует неминуемое наказание Всевышнего. Данный порядок разрешения конфликтов в историко-правовой науке получил название состязательного процесса, предполагавшего активное непосредственное участие потерпевшего в розыске виновного и предъявлении ему обвинения. Сторонам в этом процессе принадлежала инициатива проведения всех процессуальных действий, а суд преимущественно выступал в роли посредника.

Тогда же начинает складываться и такая форма расследования преступлений как розыскной или инквизиционный процесс. Применялся он, как полагают ученые, в церковном суде.

Дальнейшее развитие органов, осуществлявших охрану общественного порядка, происходит в период дробления Руси, характеризующийся существованием, одновременно с княжеской, власти бояр-землевладельцев и монастырских владык. Они обладали правом разбирать различные тяжбы находившихся под их управлением людей и осуществлять над ними суд.

На княжеских землях в уезде полицейские функции осуществлял наместник, на остальной территории, в волостях – волостели. Каждый из них располагал собственным штатом сотрудников: тиунов, доводчиков и праветчиков. Тиуны производили суд. Доводчики призывали к суду участников процесса. Праветчики исполняли судебные решения.

По мере развития русского феодального государства розыскной процесс существенно потеснил состязательный. Розыск отличался тем, что государственные органы сами возбуждали, вели и завершали дело по собственной инициативе и усмотрению. К концу XV века в системе доказательств сформировался институт “облихования”. При отсутствии доказательств закон обязывал “добрых” людей оговаривать подозреваемого для получения признания с помощью пытки (“опыта”). Тогда же в качестве доказательства закрепляется судебный поединок – “поле”. Его организацией ведали окольничий, дьяк и недельщик. В обязанности недельщика входили вызов сторон в суд, производство ареста и проведение пытки. Поединку предшествовало крестное целование, проходил он в присутствии доброжелателей и друзей обеих сторон, которые при оружии наблюдали за его ходом. В итоге “поле” зачастую превращалось в потасовку.

Таким образом, в Русском государстве на начальной стадии его образования специального полицейского аппарата не существовало, а в деятельности государственных органов отсутствовала функциональная дифференциация: одни и те же учреждения регулировали отношения во всех областях общественной жизни. Простота нравов древних славян, наличие у них института “кровной мести” не требовали наличия значительного количества управленцев-бюрократов, во многом обеспечивая правопорядок на территориях силами местных жителей.

www.vuzllib.su

Право в Древней Руси и самодержавной России

№1. Происхождение Древнерусского государства

Формирование единого древнерусского государства обусловлено становление древнерусской народности и процессом объединения восточнославянских племён. Большинство историков относят образование государства к 9 в. Этот период хар-ся: 1)разложением первобытнообщинного строя и формирований феодальных отношений; 2)становлением общественного и гос строя раннефеодального государства; 3)возникновением и развитием гос-правовых институтов; 4)введением на Руси православной религии; 5). Прием нормативных актов, регламентирующих основные стороны жизни государства и общ-ва 6). Укреплением внешнеполит связей русского государства и т.д. Особенности формирования древнерусского государства: 1). Географич и климатич условия 2). Проживание на терр древнерусского государства различных по этническому составу племен, что выразилось в образовании многонационального государства 3). Взаимоотношения с соседними народами и гос-ми. Основные теории образования древнерусского государства: 1). Нормандская теория (основанием для этой теории послужило древнерусск летопись 12 в («Повесть временных лет»), где говорилось о призвании на княжение на русскую землю варварских князей – Рюрика, Синеуса и Трувора, опираясь на которую сторонники этой теории делают вывод о том, что эти братья-варяги основали древнерусск гос-во. 2). Антинормандская теория (считает, что образование древнерусск государства явилось следствием глубоких эволюционных исторических процессов (разложение первобытно-общинного строя и развитие феодализма), а не было создано выходцами из Скандинавии.

№2. Государственный строй К. Руси

Гос. строй характеризует гос-во в определенный период и использует такое понятие, как форма государства. Форма государства сост из 3 элементов : 1). Форма правления, 2). Форма гос. устройства 3). Политич. Режима. По форме правления К.Русь была ранней феодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, которому принадлежало верховная законодат власть. При великом князе постепенно сформировался совет старейшин, куда входили родственники князя, представители дружины, племенной знати. Вече – народное собрание – созывалось для решения наиболее глобальных вопросов общегосуд значения, например, войны и мира. По мере укрепления княжеской власти вече постепенно утрачивало свое значение. Вооруженные силы государства были представлены дружиной и народным ополчением. Ополчение основывалось на десятичной системе управления, его возглавлял тысяцкий. Управление на местах осуществляли наместные князья ( в городах) и волостели (сельской местности). По форме госуд устройства К.Русь представляла собой относит единое унитарное гос-во, затем отношение между княжествами и князьями оформились в систему, названную дворцово-вотчиной. По типу государства больш-во ученых относит К.Русь к феод типу, с присущими ей особенностями (многоукладность эк-ки, нестабильный классовый состав общ-ва). Хар-ка общественного строя обусловлена формированием правящего класса, что привело к появлению феод зависимости, - система сюзеренитета-вассалитета. Бояре из дружинников князя превращ в его вассалов, наделяются вотчиной и занимаются земледелием, усиливая эксплуатацию крестьян-общинников, которые становятся от них зависимыми и явл главной рабочей силой. В результате военных походов захваченные пленные превращ в холопов, которые выполняют вспомогательные хоз фун-ии.

№3. Источника права К.Руси

Основным источником древнерусского права были обычаи. Источником права явл договоры: 1). Межгосударственные, 2). Между князями 3). Договоры частных лиц. Еще одним источником права в этот период явл судебный прецедент. Самостоятельным источником права явл церковное законодательство , заимствованное из Византии. Княжеское законодательство известно с 10 в. Особое знач имеют церковные уставы князей Владимира Святославовича, Ярослава мудрого, регулирующие церковные и семейные отношения. Наиболее крупным памятником древнерусс права явл «Русская Правда » (РП), сохранившая свое значение и в следующ периоды истории. До нас дошло более 100 списков РП. Самым древним явл «Киевская Правда ». Основой КП составляют племенные обычаи , приспособленные к условиям феод отношений. Источниками кодификации явл нормы обычного права, к которым относились положения о кровной мести и круговой поруки. В РП прослеживается ограничение и стремление к отмене кровной мести и последующее замена вирой. Круговая порука сохраняется. Ответственность за преступление, совершенное членом общины, несет вся община. В РП много норм, выработанных княжеской судебной практикой. Последние иногда соотносятся с именами князей и их принимавших. РП носит казуальный хар-р , регулирует правовой статус различн групп населения, устанавливая различн нормы ответственности, права и обязанности для отдельных слоев насел-я.

№4. Система договоров и порядок наследования по РП

Гражданско-правовые отношения в К.Руси регулировались нормами обычного и церковного права. В РП появл нормы обязательного и наследственного права. Содержание права собственности по РП различалось в зависимости от субъекта собственника и объекта собственности. Нормы РП защищают частную собств., регулируют порядок ее передачи по наследству, по обязательствам и договорам. Объектом собственности первично были вещи , принадлежащие чел (конь, боевое снаряжение, одежда), позднее объектом собственности стан земля и др виды угодий. Гражданские обязательства в Др. Руси допускались только между свободными лицами и возникали или из договора, или из причинения вреда. Договоры заключались в устной форме, при свидетелях, на торгу или в присутствии спец лица – мытника. В РП упоминаются след договоры : 1).купли-продажи, 2). Мена 3). Займ 4). Личный наем, 5). Хранение, 6). Поручение и др. Предметом купли-продажи могли быть люди, вещи; существовал институт самопродажи. Условиями действительности договоров купли-продажи и мены было отсутствие пороков в продаваемой вещи, приобретение вещи за деньги от ее собственника, присутствие 2 свободных свидетелей и трезвое состояние продавца и покупателя. Различается займ с % и без %. Заем с %, превышающий 3 гривны, требовал свидетелей, удостоверявших договор в случае спора. В займах до 3 гривен ответчик очищал себя присягой, затем до 1 рубля обеспечивался поручительством, а выше рубля – пис актом и закладом. Обязательства возникали в рез правонарушений гражданского хар-ра, с целью предупредить споры о цене испорченных и уничтоженных предметов . РП определяла стоимость ряда предметов. Остальные предметы имели цену без различия владельца. Для наследственного права важное знач имело соц принадлежность субъектов. Дочери бояр и дружинников имели право наследования, а у смердов наследовать могли лишь сыновья, при отсутствии сыновей имущ-во поступало в пользу князя. Наследственная масса делилась между сыновьями поровну, но младший сын имел преимущ-ва – он получал двор отца. Незаконнорожденные дети наследственных прав не имели, но если их матерью была рабыня-наложница, то они вместе с ней получали свободу.

№5. Уголовное право по РП

Преступление и наказание по «Р.п.». По «Р.п.» преступление это причинение кому-либо вреда материального, физического или морального. Существовал принцип Талиона , но «Р.п.» ограничила круг мстителей за убийство двумя степенями родства. Преступлением признавалось деяния запрещенные законом, а так же наносящие ущерб лицам, которые состояли под властью и защитой князя. Объект права – личность и имущ-во. Объективная сторона П дел на 2 стадии : 1 )покушение на преступление и 2 )окончат преступление (П). В РП появляются зачатки понятия соучастия, но еще нет разделения на роли соучастников. Все соучастники П отвечают поровну. Имеется представление о превышении пределов необходим обороны. К смягчающим обстоятельствам РП относит состояние опьянения , к отягчающим – корыстный умысел . Субъект П – все физич лица, за исключением рабов. Субъективная сторона П включ умысел или неосторожность . РП еще не знает возрастного ограничения уголовной ответственности, понятие невменяемости, разграничение мотивов П. Система наказаний по РП довольно простая. Высшая мера наказания – поток и разграбление , назначалось за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключ в конфискации имущ-ва и обращении преступника вместе с семьей в рабство. Следующим по тяжести наказание была вира – штраф , за нанесение увечий, тяжких телесн повреждений – полувира , если за преступника платит община – дикая вира . Все остальные П наказывались продажей – штрафом, размер которого зависел от тяжести П. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок – денежное возмещение за причиненный ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике. Виды док : 1)свидетельские показания (видаки и послухи) 2)вещдоки 3)ордалии (вода и железо)

№6. Суд орган, суд процесс по РП

Суд процесс имеет состязательный хар-ер , и был устным, начинается только по инициативе исца и делится на 3 этапа :1 )заклич – публичное объявление о совершенном П 2 )свод – очная ставка 3 )гонение следа – поиск док –а и преступника. Виды док : 1 )свидетельские показания (видаки и послухи) 2 )вещдоки 3 )ордалии (вода и железо) Система наказаний: Высшая мера наказания – поток и разграбление , назначалось за убийство в разбое, поджог и конокрадство. Наказание заключ в конфискации имущ-ва и обращении преступника вместе с семьей в рабство. Следующим по тяжести наказание была вира – штраф , за нанесение увечий, тяжких телесн повреждений – полувира , если за преступника платит община – дикая вира . Все остальные П наказывались продажей – штрафом, размер которого зависел от тяжести П. Продажа поступала в казну, а потерпевший получал урок – денежное возмещение за причиненный ущерб. Смертная казнь в РП не упоминается, хотя применялась на практике. Рядом с органами местного княжеского суда существовал суд общины. Его компетенция ограничивалась границами и лицами общины. Жалобы на решения суда подавались князю.

mirznanii.com

I. Охрана общественного порядка и борьба с преступностью в Киевской Руси : Очерки истории органов внутренних дел Российского государства

Во времена Киевской Руси борьбой с преступностью на территории княжества занимался сам князь и по его поручению – дружинники и слуги (вирники, мечники), а также свободные люди – общинники.

В качестве приемов изобличения преступников использовались “заклич”, “свод”, “гонение следа”. “Заклич” представлял собой публичное объявление потерпевшего о пропаже вещи в надежде, что кто-нибудь опознает ее у другого лица. К “своду” приступали, когда человек, у которого находили чужое имущество, заявлял о приобретении его законным способом. Новый владелец собственности доказывал добросовестность ее приобретения, представляя потерпевшему человека, у которого она была куплена. В случае подтверждения этого “свод” продолжался дальше до тех пор, пока не находили человека, не способного обосновать законность приобретения имущества. Он признавался вором и наказывался штрафом. Если “свод” выходил за пределы общины, города, то он продолжался до третьего лица, которое возмещало ущерб потерпевшему и продолжало дальнейший поиск злоумышленника.

“Гонение следа” заключалось в поиске потерпевшим преступника, говоря современным языком, по “горячим” следам. Если они приводил к конкретному человеку, то он считался преступником; если к общине, то “вервь” должна была выдать или найти злоумышленника, либо указать направление дальнейших поисков. В случае отказа это сделать, все общинники объявлялись виновными. Розыск прекращался только тогда, когда “след” терялся на большой дороге.

Древнерусское право предусматривало определенную систему доказательств. Среди них важное место занимают показания свидетелей: видаков и послухов. Видаки – это очевидцы факта. Послухи – более сложная категория: ими являлись лица, которые или слышали о случившемся от кого-либо, или могли дать положительную характеристику ответчику или истцу (выступить свидетелями их “доброй славы”). Кроме того, для изобличения преступников в Киевской Руси использовался Божий суд (“поле”, ордалий и пр.). “Поле” представляло собой вооруженное противоборство сторон. Правым в споре признавался победитель (истец, насмерть поразивший ответчика, терял право на адекватное удовлетворение своих имущественных претензий и ограничивался присвоением его вооружения и одежды).

Другим видом суда Божьего было испытание железом и водой, проходившее по следующей процедуре: обвиняемый держал раскаленное железо или вынимал из кипящей воды металлическое кольцо, после чего судья обвязывал и запечатывал его руку. Если через три дня на ней не оставалось следов ожога, то невиновность считалась доказанной. Перед проведением ордалия железо и вода освящались, поскольку считалось, что Бог не позволит покарать невиновного.

Божий суд мог ограничиться клятвой (“ротой”) обвиняемого именем Господа в истинности своих показаний. Наши предки не сомневались, что за ложь под присягой последует неминуемое наказание Всевышнего. Данный порядок разрешения конфликтов в историко-правовой науке получил название состязательного процесса, предполагавшего активное непосредственное участие потерпевшего в розыске виновного и предъявлении ему обвинения. Сторонам в этом процессе принадлежала инициатива проведения всех процессуальных действий, а суд преимущественно выступал в роли посредника.

Тогда же начинает складываться и такая форма расследования преступлений как розыскной или инквизиционный процесс. Применялся он, как полагают ученые, в церковном суде.

Дальнейшее развитие органов, осуществлявших охрану общественного порядка, происходит в период дробления Руси, характеризующийся существованием, одновременно с княжеской, власти бояр-землевладельцев и монастырских владык. Они обладали правом разбирать различные тяжбы находившихся под их управлением людей и осуществлять над ними суд.

На княжеских землях в уезде полицейские функции осуществлял наместник, на остальной территории, в волостях – волостели. Каждый из них располагал собственным штатом сотрудников: тиунов, доводчиков и праветчиков. Тиуны производили суд. Доводчики призывали к суду участников процесса. Праветчики исполняли судебные решения.

По мере развития русского феодального государства розыскной процесс существенно потеснил состязательный. Розыск отличался тем, что государственные органы сами возбуждали, вели и завершали дело по собственной инициативе и усмотрению. К концу XV века в системе доказательств сформировался институт “облихования”. При отсутствии доказательств закон обязывал “добрых” людей оговаривать подозреваемого для получения признания с помощью пытки (“опыта”). Тогда же в качестве доказательства закрепляется судебный поединок – “поле”. Его организацией ведали окольничий, дьяк и недельщик. В обязанности недельщика входили вызов сторон в суд, производство ареста и проведение пытки. Поединку предшествовало крестное целование, проходил он в присутствии доброжелателей и друзей обеих сторон, которые при оружии наблюдали за его ходом. В итоге “поле” зачастую превращалось в потасовку.

Таким образом, в Русском государстве на начальной стадии его образования специального полицейского аппарата не существовало, а в деятельности государственных органов отсутствовала функциональная дифференциация: одни и те же учреждения регулировали отношения во всех областях общественной жизни. Простота нравов древних славян, наличие у них института “кровной мести” не требовали наличия значительного количества управленцев-бюрократов, во многом обеспечивая правопорядок на территориях силами местных жителей.

www.adhdportal.com

Порука (др.рус.) - это... Что такое Порука (др.рус.)?

 Порука (др.рус.) - поручительство, способ обеспечения исполнения обязательств. По Псковской Судной грамоте применялась в случаях, когда речь шла о незначительном денежном займе (не более 1 рубля).

Краткий словарь историко-правовых терминов. КЮИ МВД РК. 2013.

  • Поралье
  • Посадник

Смотреть что такое "Порука (др.рус.)" в других словарях:

  • Порука круговая — форма и способ взаимопомощи в рус. общине, когда общинники сообща платили дань, налоги или ренту. П. К. называлась также обязанность отвечать всей общиной за проступок своего члена. Такой порядок вынуждал общинников заступаться за совершившего… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • КРЕСТЬЯНСТВО — (рус. крестьянин первонач. от христианин ) в досоциалистич. обществ. экономич. формациях совокупность мелких производителей в земледелии (в более широком смысле в с. х ве вообще), ведущих, как правило, хоз во собств. средствами и силами своей… …   Советская историческая энциклопедия

  • Шуберт Ф. П. —         (Schubert) Франц Петер (31 I 1797, Лихтенталь, близ Вены 19 XI 1828, Вена) австр. композитор. Отец Ш., школьный учитель, в соответствии с традицией обучавший своих воспитанников и пению, приобщил к музыке собств. детей. Уже в возрасте 10… …   Музыкальная энциклопедия

  • Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Поземельная община — Содержание: I. П. община в Западной. Европе. II. П. община в Византии. III. П. община во внеевропейских странах. IV. П. община в Древней Руси и в Великороссии. V. П. община в Малороссии и в Литве. VI. П. община (современное положение; вопрос о П …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Петр I Алексеевич Великий — ПЕТРЪ I АЛЕКСѢЕВИЧЪ ВЕЛИКІЙ, 1 й Имп ръ Всероссійскій, сынъ царя Алексѣя Михайловича, отъ брака его съ Натальей Кирилловной Нарышкиной, род. 30 мая 1672 г., въ тотъ періодъ, когда сквозь сложившіяся вѣков. устои рус. жизни начинало пробиваться… …   Военная энциклопедия

  • Петр I Алексеевич Великий — первый император всероссийский; родился 30 мая 1672 года от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, воспитанницей боярина А. С. Матвеева. Вопреки легендарным рассказам Крекшина, обучение малолетнего П. шло… …   Большая биографическая энциклопедия

  • СИБИРЬ — часть азиатской терр. СССР. До 1917 в офиц. док тах и науч. лит ре вся территория от Урала до Тихого ок. называлась Сибирью. После установления Сов. власти на терр. С. были образованы 2 края Сибирский и Дальневосточный. С тех пор термин С.… …   Советская историческая энциклопедия

  • Евреи в армии — ЕВРЕИ ВЪ АРМІИ. При компл ніи армій приходится считаться съ націон. вопросомъ. Особен. затрудненія представляетъ вопросъ еврейскій, въ виду относ но широко распространеннаго антисемитизма и малой физич. и психич. пригодности Е. къ боев. службѣ.… …   Военная энциклопедия

  • РУССО — (Rousseau) Жан Жак (1712 1778) швейц. гражданин фр. происхождения, писавший на фр. языке и большую часть жизни проживший во Франции, крупнейший мыслитель и писатель эпохи Просвещения. Участвовал в создании «Энциклопедии» Д. Дидро и Д Аламбера,… …   Философская энциклопедия

history_law.academic.ru

ВИДОК - это... Что такое ВИДОК?

  • Видок — Видок, Франсуа Эжен Это статья о человеке, возможно, вы искали статью о фильме «Видок». У этого термина существуют и другие значения, см. Видок (значения). Эжен Франсуа Видок Eugène François Vidocq …   Википедия

  • видок — очевидец, свидетель (Даль, видеть) См …   Словарь синонимов

  • ВИДОК — (Vidocq), Франция, Le Studio Canal+, 2001, 94 мин. Триллер. Париж, 1830 год. Человек, вцепившийся в края охваченного огнем колодца, вглядывается в нависший над ним силуэт. Таинственный злодей снимает маску, и Видок бывший каторжник, ставший… …   Энциклопедия кино

  • видок — Vidocq. От имени фр. уголовника, ставшего знаменитым сыщиком. Видок, Эжен Франсуа, родился в 1755 г., был солдатом, судился за дезертирство и измену, был осужден на галеры, пробыл там шесть лет, бежал. Был принят сыщиком в парижскую полицию и… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ВИДОК — по древнерусскому праву свидетель …   Юридический словарь

  • Видок — (от русс, видеть) в древнерусском праве очевидец, свидетель события, факта. Термин «В.» употреблялся в Русской правде и др. памятниках русского права. В разных источниках термин «В.» употребляется в разных значениях. Исходя из смысла статей… …   Энциклопедия права

  • Видок Ф. — Это статья о человеке, возможно, вы искали статью о фильме «Видок». Эжен Франсуа Видок Eugène François Vidocq Видок. Портрет Мари Габриэля Куане Дата рожде …   Википедия

  • Видок Ф. Э. — Это статья о человеке, возможно, вы искали статью о фильме «Видок». Эжен Франсуа Видок Eugène François Vidocq Видок. Портрет Мари Габриэля Куане Дата рожде …   Википедия

  • ВИДОК — Ходить в видки. Орл. Выступать на суде в качестве свидетеля. СОГ 1989, 44. /em> Видок очевидец. На видок. Арх. Воочию, наглядно. АОС 4, 93. На видок видать что. Арх.То же, что видом видать (ВИД). АОС 4, 93 …   Большой словарь русских поговорок

  • видок — дка; м. Уменьш. к Вид (3 зн.). * * * видок по древнерусскому праву свидетель. * * * ВИДОК ВИДОК, по Русской правде (см. РУССКАЯ ПРАВДА (свод права)), свидетель очевидец, дающий показания в судебном процессе …   Энциклопедический словарь

  • Видок —         по Русской правде, свидетель очевидец, дающий показания в судебном процессе …   Большая советская энциклопедия

  • russian_statehood.academic.ru

    вирник - это... Что такое вирник?

  • вирник — сущ., кол во синонимов: 1 • сборщик (29) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • Вирник — в древнем русском праве исполнитель решений княжеского суда, взыскивавший виру. Жители города или волости, куда прибывал В., были обязаны выделять средства на его содержание. Размер этих средств был определен в Ру …   Энциклопедия права

  • ВИРНИК — («емлющий»), в Древней Руси представитель княжеской администрации, занятый сбором судебных пошлин и штрафов, во время которого он и кормился, находясь на довольствии населения «градов и весей», обязанного князю этими платежами. «Приезжая на место …   Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

  • Вирник — так называется в Русской Правде лицо, взыскивающее виру (см. это слово). Это служебная должность при княжеском суде то же, что впоследствии называлось недельщиком . В. мог оставаться в городе или волости, куда он прибывал для сбора вир, не более… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • вирник — вирник, вирники, вирника, вирников, вирнику, вирникам, вирника, вирников, вирником, вирниками, вирнике, вирниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • Вирник — в древнем русском праве исполнитель решений княжеского суда, взыскивавший виру. Жители города или волости, куда прибывал В., были обязаны выделять средства на его содержание. Размер этих средств был определен в Русской правде (ст. 7). В. и… …   Большой юридический словарь

  • Вирник — в Киевской Руси чиновник, обеспечивавший исполнение взыскания штрафа …   Краткий словарь историко-правовых терминов

  • Покон вирный — Покон вирный  закон, включенный в Краткую Правду (статья 42), по которому население обязано содержать вирника, приехавшего собирать виру (своеобразный налог, но не дань) на определенной территории. Каждый вирник получал большие порции мяса,… …   Википедия

  • Покон (поклон) вирный — Покон (поклон) вирный, установление, определяющее размер содержания для княжеских сборщиков судебных пошлин вир (см. Вира). Большинство исследователей приписывает введение П. (п.) в. Ярославу Мудрому. Согласно П. (п.) в., население территории или …   Большая советская энциклопедия

  • Покон вирный — (поклон)         установление, определяющее размер содержания для княжеских сборщиков судебных пошлин вир (см. Вира). Большинство исследователей приписывает введение П. (п.) в. Ярославу Мудрому (См. Ярослав Мудрый). Согласно П. (п.) в., население …   Большая советская энциклопедия

  • dic.academic.ru

    Вира в древней Руси - это штраф за убийство или увечье

    Вира в древней Руси – это денежный штраф за убитого или покалеченного человека, предусмотренный княжеской властью для того, чтобы заменить кровную месть взносом в казну. Впервые новое постановление было официально и юридически закреплено в 11 веке, в годы правления киевского князя Ярослава Мудрого. Некоторые историки считают это нововведение важным этапом перехода от кровно-родственных отношений к общественно-политическим.

    Общая характеристика эпохи

    Вира в древней Руси – это новый шаг в укреплении княжеской власти в ранней истории нашей страны. В рассматриваемое время данный институт только начал формироваться в обществе. Большую роль по-прежнему играли родоплеменные отношения, с которыми необходимо было считаться. Сохранялось правило кровной мести, которое не соответствовало принципам зарождающегося молодого государства. Возникла необходимость в упорядочении социальных отношений, чтобы подчинить их верховной власти. Поэтому вира в древней Руси – это важная мера в укреплении статуса князя.

    вира в древней руси это

    Значение

    Первое упоминание этого понятия в древнерусских источниках относится к 9 веку, оно встречается в договорах русских с греками. В знаменитой «Повести временных лет», в рассказе о времени княжения Владимира Святого, имеется упоминание о том, как этот князь стал наводить порядок в своих владениях, и для этого начал борьбу с разбойниками. Летописец сообщает, что после принятия православия он заменил казнь на виру. При этом следует учитывать, что первое понятие не всегда означало смертный приговор, но подразумевало также любой вид наказания средней тяжести. Этим словом обозначали телесные удары, конфискацию имущества, арест и другие. Наконец, сын Владимира Ярослав, прозванный Мудрым, закрепил данное постановление в одном из древнейших юридических памятников. Согласно «Русской Правде», вира в древней Руси – это взнос в пользу князя за убитого или искалеченного.

    Применение

    Некоторые историки отмечают, что введение новой нормы предусматривало в первую очередь защиту княжеских людей. Цена за их убийство по тем временам была довольно высока – 40 гривен. За эти деньги можно было купить стадо баранов или несколько коров. Итак, сумма являлась достаточно большой для рядового человека и способствовала пополнению княжеской казны. В этом плане важным средством регулирования общественных отношений стала вира. В древней Руси это век утверждения верховной великокняжеской власти, поэтому новая норма была призвана укрепить ее окружение.

    вира в древней руси это век

    В рассматриваемом источнике также упомянуты другие социальные слои, которые находились под защитой князя. Это русины и славянины. В историографии существуют разные точки зрения относительно содержания данных понятий, о чем пойдет речь ниже. Здесь же необходимо добавить, что верховная власть, расширяя круг лиц, за убийство или увечье которых полагалось платить виру, укрепляла свои позиции в обществе.

    что такое вира в древней руси определение

    Категории лиц

    Итак, историки расходятся во мнениях относительно того, что подразумевала «Русская Правда» под понятиями «русин» и «славянин». Под первым термином некоторые имеют в виду княжеского воина, дружинника, ссылаясь при этом на более древние источники, в которых «русью» обозначалось ближайшее окружение правителя. Однако некоторые авторы применительно к 11 веку расширяют содержание понятия, утверждая, что речь идет не только о княжеских воинах, но и о категориях городского населения вообще, и отмечают, что таким образом власть стремилась подчинить своему влиянию город. Сторонники данной точки зрения при этом противопоставляют русина славянину, видя в последнем сельского жителя. Они подчеркивают, что таким образом верховная власть пыталась подчинить не только городское население, но и село.

    Расширение понятия

    Один из спорных вопросов при изучении ранней истории – что такое вира в древней Руси. Определение данного термина довольно трудное из-за того, что он никак не поясняется и не объясняется в изучаемом источнике. Однако уже в следующем крупном юридическом памятнике – «Правде Ярославичей» – отмечается, что повышена плата за убийство или увечье княжеского человека – конюшего. В этом усматривается письменная фиксация процесса усиления княжеской власти. Показателен тот факт, что данные источники предусматривали выплату штрафа только за свободных людей. Убийство или увечье холопа, например, не подлежало оплате. Кроме того, существовала еще дикая вира в древней Руси. Под этим понятием понимался порядок взыскания денежного штрафа со всей общины в том случае, если убийца не найден, или если он сам не может за себя заплатить. Таким образом, общинники оказывались связанными круговой порукой.

    вира в древней руси значение

    Роль

    Система выплаты штрафа была налаженным механизмом. Его собирал специальный княжеский слуга – вирник, а князь одну десятую отдавал епископу. Поэтому большое значение в усилении верховной власти играла вира в древней Руси. Значение этой нормы было очень важным для ликвидации правила кровной мести, замены ее системой общественных наказаний, а также для укрепления верховной власти.

    fb.ru