Значение слова поличное. Поличное это в древней руси
ПОЛИЧНОЕ - это... Что такое ПОЛИЧНОЕ?
ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, поличного, мн. нет, ср. (офиц.). Вещественное доказательство, найденное у подозреваемого в преступлении и изобличающее его в совершении преступления. ❖ С поличным (офиц.) при явных уликах, на месте преступления. Пойман с поличным.… … Толковый словарь Ушакова
ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, ого, ср.: с поличным (поймать, захватить, попасться) при явных уликах, на месте преступления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
поличное — сущ., кол во синонимов: 1 • вещественное доказательство (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Поличное — в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к нему на законном основании. В этом случае похитителя разыскивали, опрашивая всех лиц, державших П.… … Энциклопедия права
Поличное — похищенный предмет, захваченный в руках совершителя преступления. По древнему русскому праву лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет этот перешел к нему законным путем; тогда разыскивали похитителя путем расспроса всех лиц,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ПОЛИЧНОЕ — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П … Энциклопедический словарь экономики и права
Поличное — ср. Вещественное доказательство, изобличающее кого либо в преступлении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
поличное — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П. . * * * в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к … Большой юридический словарь
поличное — пол ичное: с пол ичным (вз ять, пойм ать) … Русский орфографический словарь
поличное — с поли/чным … Орфографический словарь русского языка
dic.academic.ru
Поличное - это... Что такое Поличное?
ПОЛИЧНОЕ — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П … Юридический словарь
ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, поличного, мн. нет, ср. (офиц.). Вещественное доказательство, найденное у подозреваемого в преступлении и изобличающее его в совершении преступления. ❖ С поличным (офиц.) при явных уликах, на месте преступления. Пойман с поличным.… … Толковый словарь Ушакова
ПОЛИЧНОЕ — ПОЛИЧНОЕ, ого, ср.: с поличным (поймать, захватить, попасться) при явных уликах, на месте преступления. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
поличное — сущ., кол во синонимов: 1 • вещественное доказательство (6) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Поличное — в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к нему на законном основании. В этом случае похитителя разыскивали, опрашивая всех лиц, державших П.… … Энциклопедия права
ПОЛИЧНОЕ — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П … Энциклопедический словарь экономики и права
Поличное — ср. Вещественное доказательство, изобличающее кого либо в преступлении. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
поличное — в Древней Руси название вещественных доказательств. Отсюда известное выражение поймать с П. . * * * в древнем русском праве похищенный предмет, находящийся в руках преступника. Лицо, захваченное с П., имело право доказывать, что предмет перешел к … Большой юридический словарь
поличное — пол ичное: с пол ичным (вз ять, пойм ать) … Русский орфографический словарь
поличное — с поли/чным … Орфографический словарь русского языка
dic.academic.ru
Что значит поличное - Значения слов
Примеры употребления слова поличное в литературе.
Мы возьмем Белого Бумажного Веера с поличным, и ему будет грозить смертная казнь.
Вдруг Расси встрепенулся и с полной непринужденностью, улыбаясь будто Фигаро, пойманный с поличным графом Альмавива, воскликнул: - Ей-богу, граф, я не буду ходить вокруг да около.
Впервые Герреро задумался над тем, что будет, если его поймают с поличным.
Семен вошел в кабинет вместе с Ласом - подталкивая того перед собой, будто пойманного с поличным мелкого Темного колдуна.
Для успешного налета небесполезно знать, когда лотерейщиков можно застать с поличным.
Во-первых, Остроумов хотел предупредить соучастников, что попался с поличным, и договориться с ними давать одинаковые показания.
Грузчик Родионов, сорока лет, имеющий пять классов образования, попался с поличным, когда перекидывал через забор фабрики мешок с паковочной сорочкой в количестве 160,1 метра стоимостью 34 копейки за метр.
Если поймают вора в другой раз с поличным, пусть оно и десяти грошей не стоит, во всяком случае предавать его смерти.
Разве не хуже было бы, если бы он их, пойманных с поличным под амбаром, доставил со всеми этими скрипицами и жалейками в полицию?
О церковном суде собор постановил: весь священнический и иноческий чин судят сами святители с великим истязанием и обыском, соборно, по священным правилам, во всех духовных делах и в прочих, кроме душегубства и разбоя с поличным, или судят те, кому святители велят судить, а не от мирских.
И в мгновение ока, подобно распутникам, которые возбуждаются, если их застанут с поличным где-нибудь под открытым небом у воды, или в саду Тюильри на садовой скамейке, или в номерах, дез Эссент ненадолго снова обретал силы, и, пока голос чревовещательницы басил и ругался за дверью, он набрасывался на нее и испытывал неслыханное наслаждение от ругани, от собственного испуга, будто ему и впрямь пригрозили, помешав спокойно предаваться грязным играм.
Лифтер, разговаривая, поглядывал зорким и неподкупным оком, как бы опасаясь, что Глебов юркнет в лифт и уедет без разрешения, а Глебов чувствовал себя почти злоумышленником, пойманным с поличным.
И нынче, перед открытием в Ирбите ярмарки, соблазнил он Ивана отправиться туда тайно и высмотреть все творящиеся там нарушения, а потом, поймав с поличным наблюдающих за торговлей таможенников, донести губернатору и в знак благодарности за изобличение ждать немалой награды.
Фесс не увидел следов пыток или побоев - зачем, если злодейка схвачена с поличным и уличать ее не в чем?
В это время Богдан возьмет под пристальное наблюдение младшего Ландсбергиса, а также и ризницу Александрийской Патриархии, дабы взять Берзина с поличным в момент выноса наидрагоценнейшей реликвии.
Источник: библиотека Максима Мошкова
xn--b1algemdcsb.xn--p1ai
ПОЛОВНИКИ - это... Что такое ПОЛОВНИКИ?
половники — зависимые крестьяне в Русском государстве XIV начале XIX вв. Работали на землевладельца, отдавая ему обычно половину урожая (испольщина). * * * ПОЛОВНИКИ ПОЛОВНИКИ в России, зависимые крестьяне в 14 начале 19 века. Половниками становились… … Энциклопедический словарь
ПОЛОВНИКИ — ПОЛОВНИКИ, одна из категорий зависимого населения в 14 1 й половине 19 вв. П. становились гл. образом малоземельные крестьяне, отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Работали на землевладельца, отдавая ему обычно половину урожая… … Русская история
Половники — название нескольких населённых пунктов: Половники посёлок в Нюксенском районе Вологодской области. Половники деревня в Княжпогостском районе Республики Коми … Википедия
ПОЛОВНИКИ — зависимые крестьяне в Русском государстве 14 нач. 19 вв. Работали на землевладельца, отдавая ему обычно половину урожая (испольщина) … Большой Энциклопедический словарь
ПОЛОВНИКИ — юридический термин, которым обозначались крестьяне, платившие своему помещику за его землю половину ежегодного урожая. Половничество существовало уже в XI в. В договоре Великого князя владимирского Михаила Ярославича с Новгородом Великим (1307… … Юридическая энциклопедия
Половники — (Половник, Полоник) д. в Княжпогостском р не. Расположена на прав, стороне Выми. Во время переписи 1608 г. отмечено: «Починок на усть Кылтовы реки Ивана Опарина, а в нем живет половник Ивана Опарина Савка Федоров», в 1678 г. «дер., что починок на … Топонимический словарь Республики Коми
ПОЛОВНИКИ — в России категория феодально зависимого населения 14 1 й пол. 19 вв. П. формировались гл. обр. из малоземельных крестьян общинников, а также из отпущенных на волю холопов и обедневших горожан. Они получали земельный участок и ссуду для ведения х… … Советская историческая энциклопедия
Половники — в России, одна из форм феодальной зависимости населения 14 1 й половины 19 вв. П. становились главным образом малоземельные крестьяне общинники, а также отпущенные на волю холопы и обедневшие горожане. Они получали земельный участок и… … Большая советская энциклопедия
Половники — в Сев. России класс крестьян, всегда сохранявших право перехода. В пределах северной и частью средней полосы России половничество, как особый вид аренды пахотных земель и угодий, был в XIV XVI вв. явлением весьма распространенным. В XV в. мы… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
половники — в Русском государстве XIV начала XIX вв. категория зависимых крестьян, работающих из полу , т.е. за часть продукта, на господской земле … Большой юридический словарь
dic.academic.ru
Власть Древней Руси
Как уже отмечалось, иногда из летописного сообщения о приглашении Рюрика с братьями делается вывод, что государственность была занесена на Русь извне. Но достаточно обратить внимание на то, что Рюрик, Трувор и Синеус приглашались для выполнения функций, уже хорошо известных жителям новгородской земли. Так что, собственно, к зарождению государства этот рассказ не имеет отношения. Он – лишь первое упоминание о властных институтах, действовавших (и видимо, достаточно давно) на территории Северо-Западной Руси.
Какие же социальные органы, упомянутые в легенде о призвании варягов, можно рассматривать в качестве прообразов государственных институтов?
Во-первых, это какое-то собрание представителей племен, пригласивших варягов. Можно предположить, что речь идет об организации, близкой к той, которая позднее стала известна нам как вече.
Во-вторых, это князь. Именно он «владеет и судит», хотя должность его была, видимо, выборной.
В-третьих, это дружина – вооруженный отряд, сопровождающий приглашенного и помогающий ему выполнять свои новые обязанности.
Некоторую информацию о перечисленных властных институтах мы можем получить, исходя из их названий. Кроме того, в иное время или у других народов действовали аналогичные институты, наблюдения над которыми также могут быть использованы для гипотетической реконструкции интересующих нас общественных образований.
Слово «вече» связано со словом вещати (говорить). В псковском диалекте «вечать» означает «кричать» (В. И. Даль), что в какой-то мере может дать представление о способе решения вопросов на вечевых собраниях. Следует, однако, помнить, что буквальное значение слова может со временем вступать в противоречие с реальным положением дел. Рюрик с братьями, дружиной и родом был приглашен на княжение. И сделало это какое-то общественное собрание. Следовательно, первоначально народное вече (либо институт, аналогичный или близкий ему) было источником власти князя. Изучение ранних этапов развития государственности у разных народов позволяет предположить, что на таком собрании присутствовали только взрослые мужчины – представители племен. Показательно, что подростков на Руси называли отроками, т.е. лишенными права голоса. Видимо, в вечевых собраниях они активного участия принимать не могли. Людей, присутствовавших на вече, объединяли не родственные узы, а общие социальные функции. Скорее всего, изначально это было военное сообщество.
Слово князь заимствовано праславянами из прагерманского или готского языков и родственно словам конунг, Konig, king (король). Судя по значениям, которые это слово приобрело в западнославянских языках (словацк. Knaz; польск. ksiadz – «священник») первоначально князья выполняли функции не только светского, но и духовного правителя. О том же говорят и некоторые косвенные данные, связанные с погребением умерших князей-язычников в курганных насыпях. Скорее всего, князь руководил войском и был верховным жрецом, что и обеспечивало его высокое положение в обществе.
Дружина – буквально означает отряд воинов и происходит от слова друг, которое первоначально было очень близко слову товарищ, соратник. Видимо, князя и дружинников когда-то действительно связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами.
В частности, князь брал на себя справедливое распределение средств, добытых им совместно с дружиной. Дружина, в свою очередь, должна была поддерживать и защищать своего князя. Нарушение одной из сторон условий такого договора (неизвестно, заключался ли он формально; скорее всего на Руси все основывалось на нормах традиции, обычного права) влекло за собой его расторжение: князь снимал с себя обязательства выделять часть полученной дани и защищать своего бывшего дружинника, а тот соответственно прекращал служить прежнему государю.
Дружина являлась гарантом реализации решений князя и соблюдения достигнутых при его участии договоренностей. Она могла выполнять как полицейские (внутренние), так и «внешнеполитические» функции по защите племен, пригласивших данного князя, от насилия со стороны соседей. Кроме того, князь при ее поддержке мог осуществлять контроль над важнейшими путями транзитной международной торговли (взимать налоги и защищать купцов на подвластной ему территории).
Такая система личных связей напоминала вассально-сюзеренные отношения Западной Европы. Однако поначалу дружинно-княжеские связи принципиально отличались от них. Личная преданность древнерусских дружинников не закреплялась временными земельными владениями (ленами, фьефами), что было характерно для западноевропейского средневековья. Древнерусский дружинник не получал за свою службу (и на ее время) земельного надела, который мог бы обеспечить его всем необходимым.
Дружина находилась вне обширной структуры – как социально, так и территориально. Дружинники жили обособленно, на княжеском «дворе», (в княжеской резиденции). Вместе с тем их отношения с князем в какой-то степени воспроизводили общинные порядки в своем внутреннем устройстве. В частности, в дружинной среде князь считался первым среди равных.
Город и селоКак отмечают современные исследователи:
«совокупность древнерусских населенных пунктов в целом укладывалась в сложную иерархическую систему, своеобразную пирамиду, в основании которой находилась масса рядовых сельских поселений, а вершину венчали крупные стольные города – центры самостоятельных земель-княжений на Руси. Ступени между ними занимали, надо полагать поселения переходных типов, связанные друг с другом отношениями административно-хозяйственного соподчинения. В эту пеструю мозаику вклинивались территориально все расширявшиеся раннефеодальные вотчины и, наоборот, неуклонно сокращавшиеся островки еще не охваченных процессом окняжения и феодализации свободных сельских общин».
Древнерусские источники пользуются развитой системой географических терминов, связанных с различными видами поселений. Здесь встречаются упоминания стольных городов и городов – волостных центров, «пригородов» и городков, городцов и городищ, погостов, слобод, сел, селец, селищ, весей и т.п. О том, какой смысл вкладывали авторы источников в каждое из этих слов, как они дифференцировали все эти селения и по каким критериям, сейчас можно только догадываться. Изучение социального смысла подобной терминологии осложняется тем, что в древней Руси подобные слова, видимо, не всегда строго различались. Так, даже в поздних рукописях можно найти смешение терминологии:
«…въ некоторой веси Суздальского уезду, иже именуется село Холуй…».
К тому же со временем семантика географических терминов могла изменяться (и довольно существенно). Тем не менее на основании косвенных (гораздо реже – прямых) данных удалось выяснить основные значения многих географических индикаторов древнерусских поселений.
Погостами первоначально назывались центральные поселки общинной территории, административно-податные центры и пункты, в которых велась торговля. Позже погосты становятся также религиозными центрами: там строились церкви и отводилось место для кладбищ. Со временем погосты частично или полностью утратили прежнее значение, хотя названия за ними сохранились. В одних местностях они стали обозначать место, где находятся церковь и притч, в других (в средней и южной полосе) – кладбища, а в некоторых превратились в села.
О составе погоста-села XIII в. можно судить по упоминанию пожалований, сделанных в 1219–1237 гг. в жалованной грамоте великого князя рязанского Олега Ивановича игумену Ольгова монастыря Арсению:
«…тогды дали святой Богородици дому 9 земель бортных, а 5 погостов: Песочна, а ней 300 семии, Холохолна, а в ней полтораста семии, Заячины, а в ней 200 семии, Веприя, 200 семии, Заячков, 100 и 60 семии, а се вси погосты с землями с бортными, и с поземом, и с озеры, и с бобры, и с перевесьищи, с резанками, и с шестьюдесят, и с винами, и с поличным, и со всеми пошлинами».
Селами именовались административно-хозяйственные и церковно-приходские центры княжеского или боярского владения. На ранних этапах истории Древней Руси в их состав входили только двор владельца и жилища его слуг. Позднее в селах стали распространяться и хозяйства зависимых крестьян. Село, не ставшее церковно-приходским центром, называлось сельцом. Крестьяне, тянувшие в податном отношении к селу, жили в деревнях или весях – поселениях в один или несколько дворов.
Однако нас в первую очередь будет интересовать тот вид поселений, в котором концентрировались некие властные структуры, оказавшие реальное влияние на жизнь Древней Руси. А таким типом поселения был, несомненно, древнерусский город.
Древнерусское вечеВече – один из самых известных и в то же время один из самых загадочных институтов Древней Руси. Все знают, что это орган русского «народоправства».
Многозначность понятия «вече», которое могло связываться с
- совещаниями знати,
- собраниями городских «меньших» людей,
- заговорами,
- военными советами,
- восстаниями и т.д.
Кроме прямых упоминаний самого слова «вече», видимо, следует учитывать и те сообщения, в которых речь идет о том, что горожане или князь и горожане «сдумаша» о чем-либо. Во всяком случае у И. Я. Фроянова были достаточные основания для привлечения подобных известий при изучении «вечевых» вопросов. Одним из наиболее веских аргументов при этом служит классическое упоминание в статье 6684 (1176) г. о вечевом собрании во Владимире, решавшем вопрос о князе, который должен был занять престол после убийства Андрея Боголюбского.
«В лето 6684 Новгородци во изначала, и смоляне, и кыяне, и полочане, и вся власти, Якож на думу; на веча сходятся; на что же старейшин сдумають, на том же пригороди стануть».
Мы еще раз вернемся к этой фразе, а пока лишь отметим, что она действительно допускает толкование И. Я. Фроянова, согласно которому «собраться на вече – все равно что сойтись на думу, думать, а принять вечевое решение, значит «сдумать»».
В то же время такой подход к определению объема материала, который можно использовать для изучения веча, встречает и довольно серьезные возражения. В частности М. Б. Свердлов полагает, что «Повесть временных лет» сообщает о коллективных решения племен: «съдумавше поляне», «и реша сами в собе», «сдумавше со князем своим Маломъ». На этом основании делались предположения о существовании племенных вечевых собраний. Однако эти сведения слишком общи, чтобы определить, как решались вопросы – на племенных собраниях или избранными лицами-князьями и знатью. В летописи в аналогичной форме сообщается «реша козари», «почаша греци мира просити», хотя в IX–X вв. хазарский каганат и византийская империя были государствами, где политические вопросы решались не народным собранием, а монархами и их приближенными. Следовательно, известия летописи еще не свидетельствуют о племенных собраниях в племенных княжениях и тем более племенных союзах, территориальные размеры которых делали такие собрания невозможными, ограничивая число участников лишь отдельными представителями, вероятно племенной знатью».
Впрочем, данное замечание относится скорее не к тому, связаны ли коллективные решения с вечевыми собраниями, а к самому характеру этих собраний, к их составу. Что же касается возможности косвенных упоминаний «Повестью временных лет» хазарских и византийских «вечевых собраний», то не стоит забывать, что перед нами – не только научное описание строя сопредельных с Русью государств, а его переосмысление в «своих» понятиях, привычных и ясных как летописцу, так и потенциальному читателю. Следовательно, подобные формулировки можно рассматривать в качестве опосредованного свидетельства распространенности вечевых порядков на Руси.
Подобно тому как в далекие времена народные собрания не обходились без племенной знати. Так и в Киевской Руси непременными их участниками были высшие лица: князья, церковные иерархи, бояре, богатые купцы. Нередко они руководили вечевыми собраниями. Но руководить и господствовать – вовсе не одно и то же. Поэтому наличие лидеров-руководителей (заметим, кстати, что без них не в состоянии функционировать любое общество, даже самое примитивное) на вечевых сходах нельзя расценивать в качестве признака, указывающего на отсутствие свободного волеизъявления «вечников». Древнерусская знать не обладала необходимыми средствами для подчинения веча. Саботировать его решения она тоже была не в силах».
Источники позволяют установить различные судьбы народных собраний в Древней Руси: местные собрания, сельские и, возможно, кончанские (в развивающихся крупных городах), трансформировались в феодальный институт местного самоуправления племенное вече – верховный орган самоуправления и суда свободных членов племени – с образованием государства и суда свободных членов племени – с образованием государства исчезло, а в наиболее крупных территориальных центрах – городах (правда, не во всех русских землях) вече как форма политической активности городского населения появилось в XI–XII вв. вследствие растущей социально-политической самостоятельности городов. «Возрождение» термина «вече» объясняется сохранением его в практике древнерусской жизни с большим числом значений.
biofile.ru
Общественный строй в период Древней Руси — КиберПедия
1. Население Древней Руси носило очень разнообразный характер. В этот период еще не сформировались четкие сословия или классы.
2. Все население делилось на две большие части: свободное население и несвободное население. Выделялась также категория полусвободных. Свободные люди делились на привилегированных и непривилегированных.
3. Категории населения:
a. Феодалы: князья, бояре, княжьи мужи – свободные, привилегированные люди, лица, обладающие государственной властью и большими земельными владениями.
b. Огнищане и тиуны – свободные, привилегированные люди, лица, занимающие должности управленцев у феодалов.
c. Посадские люди – свободные, непривилегированные, жители посада (города) – ремесленники, купцы.
d. Духовенство – свободные, привилегированные, священники и монахи
e. Смерды – свободные, непривилегированные, земледельцы.
f. Закупы – полусвободные лица, работающие на других людей в оплату полученного займа (купы).
g. Холопы – несвободные лица, рабы.
Критерии деления на привилегированные и непривилегированные группы
1. Уголовно-правовой критерий: за убийство обычного (непривилегированного) субъекта уплачивалась одинарная вира (штраф), а за убийство привилегированного субъекта выплачивалась двойная вира (двойной штраф)
2. Гражданско-правовой критерий: наследовать имущество после смерти обычного субъекта могли только сыновья, а наследовать имущество после смерти привилегированного субъекта могли и сыновья, и дочери.
Церковь в период Древней Руси
1. Принятие христианства. В 988 году произошло крещение Руси. В результате на Руси была создана церковная организация.
Церковная организация
· Вся территория Древней Руси стала Киевской митрополией Византийской православной Церкви.
· Сама Древнерусская митрополия территориально делилась на епархии. Всего за Х — первую половину ХIII в. в Киевской митрополии было учреждено 16 епархий.
· В епархиях создавались монастыри и храмы с приходами. Однозначных сведений о действовавших тогда храмах и монастырях не существует.
Церковные органы
a) Митрополит – высший церковный орган, назначался византийским патриархом (затем великим князем), распространял власть на всю Киевскую митрополию.
b) Епископы – высший орган власти в епархиях.
c) Игумены (настоятели) - управленцы в монастырях /Священники – управленцы в приходах
3. Права церкви.Церковь получила от государства право на:
1) на приобретение земель, населенных смердами,
2) на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении "церковных людей", дела о преступлениях против нравственности, брачно-семейные вопросы), пошлины за которые передавались церкви
3) на специальный налог в свою пользу – церковную десятину
Право в период Древней Руси
С возникновением на территории восточного славянства классового общества и государственности стало развиваться и право.
Источниками права в этот период были:
Обычаи.
Обычаи были основным источником права в Древней Руси. Обычай – это правило поведения, сложившееся в обществе в результате многократного повторения. Обычаи в Древней Руси регулировали: семейные отношения, гражданские отношения, уголовные отношения. Примером обычаев того времени выступает обычай кровной мести.
Договоры Руси с Византией.
Древнерусское государство активное взаимодействовало с Византийским государством. Между ними были даже заключены международные договоры. Известны Договоры Руси с Византией 907, 912, 945 и 972 гг. Договоры регулировали: торговые отношения между Русью и Византией, правовое положение русских купцов на территории Византии, правовое положение византийских купцов на территории Древней Руси, порядок привлечения к ответственности за уголовные преступления, порядок разрешения гражданско-правовых споров.
Церковные уставы Русских князей.
Церковные уставы русских князей – это источники церковного права государственного происхождения. То есть: они исходили от государства (князя), а регулировали церковные отношения. Церковные уставы регулировали следующие виды отношений: Брачно-семейные отношения, Преступления против нравственности и семьи, Преступления против церкви.
Кормчая книга
Кормчая книга – сборник церковных правил и относящихся к ним государственных законов, принятый православной русской и другими славянскими церквами от Византии. Нормы Кормчей книги регулировали церковные отношения.
Русская Правда.
Русская Правда – первый письменный сборник права Древней Руси, регулировавший гражданские, уголовные и процессуальные отношения.
Русская правда
1. Понятие.Русская Правда – первый письменный сборник права Древней Руси, регулировавший гражданские, уголовные и процессуальные отношения.
2. Общая характеристика РП.
a. Редакции РП.
В результате тщательного и длительного исследования все списки были сгруппированы в три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную. Эти редакции отражают различный уровень в становлении и развитии древнерусского права.
b. Источники РП.
i. Обычаи.
ii. Судебная практика.
iii. Уставные грамоты русских князей.
c. Структура РП:
i. Деления на статьи не было
ii. Деления на отрасли права не было
- Гражданское право: в Русской Правде есть нормы о вещном праве, обязательственном праве, наследственном праве. Упомянутые договоры:купля-продажа, займ, кредитование, личный найм, хранение, поручение. Договор составлялся при свидетелях, на торгу или в присутствии мытника. Регламентировалось наследование по закону.
- Уголовное право.Преступление по Русской Правде понималась какОбида, т.е. причинение морального или материального вреда.Виды преступлений: 1) Против личности (например, убийство), 2) против имущества (например, татьба – кража). Цели наказания– возмещение вреда, возмездие. Виды наказаний: 1) поток и разграбление – т.е. конфискация имущества и выдача преступника в холопы, 2) вира – т.е. штраф за убийство, выплачиваемый в пользу государства, 3) головничество - штраф за убийство, выплачиваемый в пользу родственников убитого, 4) продажа – штраф за другие преступления (не убийство) в пользу государства, 5) урок – штраф за другие преступления (не убийство) в пользу потерпевшего.
- Судебный процесс.
a. Судебный процесс носил состязательный характер. Он начинался только по инициативе суда, стороны в нем обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным. На суде могли присутствовать как сами стороны, так и их родственники.
b. Следствие включало три стадии:
i. Заклич – стадия, на которой объявлялось о совершившемся преступлении
ii. Свод – стадия, на которой лицо, у которого обнаружили вещь указывал от кого он её получил.
iii. Гонение следа – стадия, на которой происходил поиск доказательств и преступника по его следу.
c. Система доказательств
i. Свидетельские показания (видоки и послухи)
ii. Вещественные доказательства (поличное)
iii. Ордалии (испытание огнем, водой, железом)
iv. Присяга.
cyberpedia.su