Доклад: Архитектура Древней Руси. Культура древней руси архитектура


Культура Древней Руси

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

mirznanii.com

43. Архитектура Древней Руси. История культуры

43. Архитектура Древней Руси

Большое развитие получило и другое искусство Древней Руси – архитектура. Огромное влияние на архитектуру, как и на литературу, оказывала церковь. Вот почему основными архитектурными памятниками оставались церкви и монастыри.

Киево-Печерский монастырь был самым первым на Руси. Его основатели Феодосии и Антоний Печерские. В 1069 г. Антоний Печерский вынужден скрываться в Чернигове, чтобы избежать гнева Изя-слава Ярославовича. Там он основал не менее известный Ильинский подземный монастырь. Такие подземные монастыри стали очень распространены на Руси и служили очагами исихии, т. е. безмолвия и отрешенности.

С принятием христианства на Руси связано начало каменного строительства, поскольку на первых этапах строительство велось именно византийскими мастерами. Одна из первых построек – Десятинная церковь Успения Богородицы в Киеве. Только археологические раскопки позволили нам узнать, насколько величественное это было сооружение, как мастерски все было исполнено, поскольку до наших дней церковь не сохранилась, так как была разрушена во время нашествия Батыя в 1240 г.

Во времена правления Ярослава Мудрого в 1037 г. был возведен другой великолепный памятник архитектуры, показатель мастерства строителей – Софийский собор в Киеве. Этот собор стал главным церковным и общественным зданием всей Киевской Руси. Софийский собор имел пять нефов (внутренних помещений), тринадцать куполов, был построен из кирпича и камня. В XI в. его украсили, дополнив величественную постройку мозаиками (изображениями из цветных камней) и фресками (живописью по сырой штукатурке красками).

В 30-е годы XI в. по приказу Ярослава Мудрого были построены Золотые ворота в Киеве с Надвратной церковью Благовещения, а также монастыри св. Георгия и Ирины. Все эти постройки времен правления Ярослава Мудрого характеризовали Киев как новый центр православного мира.

Помимо Киева, строительство велось и в других городах на Руси. Великим памятником архитектуры считается Софийский собор (1045–1050 гг.) в Новгороде. Он был построен во время правления сына Ярослава Мудрого, князя Владимира Ярославовича. Это пятинефный собор, имеющий пять куполов, отличающийся внешней суровостью и отсутствием декора. Был построен из камня, имел шестую громадную лестничную башню.

В XI в. были построены храмы в Полоцке, Вышгороде, Чернигове и других городах. В эпоху феодальной раздробленности архитектура не пришла в упадок, а наоборот, произошел ее расцвет. Особо стоит отметить новгородскую и владимирскую архитектуру.

Для новгородской архитектуры были характерны такие черты, как строгость форм, простота, симметричность, малый декор. Примером могут служить церковь Спаса на Нередице, возведенная в 1198 г., небольшая церковь Петра и Павла на Синичьей горе, построенная жителями Лукиной улицы в 1185–1192 гг., каменный храм Николы на Липне (1292 г.), Юрьев и Антоньев монастыри.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Культура Руси X–XIII вв.: архитектура, литература, зодчество

Разделы: История и обществознание

Становление и развитие древнерусской культуры было неразрывно связано с теми же историческими факторами и условиями, которые оказывали влияние на формирование государственности, развитие хозяйства Руси, политической и духовной жизни общества. Богатейшее культурное наследие восточных славян, их верования, опыт, обычаи и традиции – все это органично соединилось с элементами культуры соседних стран, племен и народов. Русь не копировала и не заимствовала безоглядно чужое наследие, она синтезировала его со своими культурными традициями. Открытость и синтетичность русской культуры во многом определили ее своеобразие и неповторимость.

Устное народное творчество продолжало развиваться и после появления письменной литературы. Русский эпос XI – начала XII в. обогащается сюжетами, посвященными борьбе с половцами. Образ Владимира Мономаха, инициатора борьбы с кочевниками, слился с образом Владимира Святославича. К середине XII – началу XIII в. относится появление новгородских былин о “госте” Садко, богатом купце, происходящем из древнего боярского рода, а также цикл сказаний о князе Романе, прототипом которого являлся знаменитый Роман Мстиславич Галицкий.

Древняя Русь знала письменность еще до официального принятия христианства. Об этом свидетельствуют многочисленные письменные источники, такие как договор князя Олега с Византией, и археологические находки. Приблизительно в первой половине I тысячелетия н. э. возникло примитивное пиктографическое письмо (“черты” и “резы”). Позднее для записи сложных текстов славяне использовали так называемую протокириллицу. Создание славянской азбуки связано с именами христианских миссионеров братьев Кирилла (Константина) и Мефодия. Во второй половине IX в. Кириллом была создана глаголица – глаголический алфавит, а на рубеже IX–X вв. на основе греческого письма и элементов глаголицы возникла кириллица – более легкий и удобный алфавит, который и стал единственным у восточных славян.

Крещение Руси в конце X в. способствовало быстрому развитию письменности и распространению грамотности. Славянский язык, понятный всему населению, использовался в качестве языка церковной службы, а вследствие этого произошло и его становление как литературного. (В отличие от католических стран Западной Европы, где языком церковной службы была латынь, и поэтому раннесредневековая литература преимущественно была латиноязычной.) Из Византии, Болгарии, Сербии на Русь стали привозить богослужебные книги и религиозную литературу. Появилась переводная греческая литература церковного и светского содержания – византийские исторические сочинения, описания путешествий, жизнеописания святых и др. Первые из дошедших до нас рукописных русских книг относятся к XI в. Древнейшими из них являются “Остромирово евангелие”, написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два “Изборника” князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высочайший уровень мастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о существовании уже к этому времени традиций изготовления рукописных книг.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. “Книжными мужами” были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл.

Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и купечества. Не редкостью была грамотность и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного творчества возникла древнерусская литература. Одним из ее основных жанров стало летописание – погодное изложение событий. Летописи являются ценнейшими памятниками всей духовной культуры средневекового общества. Составление летописей преследовало вполне определенные политические цели, являлось делом государственным. Летописец не только описывал исторические события, он должен был дать им оценку, отвечающую интересам князя-заказчика.

По мнению ряда ученых, начало летописания относится к концу X в. Но древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на более ранних летописных записях, датируется 1113 г. Она вошла в историю под названием “Повесть временных лет” и, как принято считать, была создана монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Отвечая на поставленные в самом начале повествования вопросы (“Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть”), автор разворачивает широкое полотно русской истории, которая понимается как составная часть истории всемирной (под всемирной в те времена подразумевалась история библейская и римско-византийская). “Повесть” отличается сложностью состава и многообразием включенных в нее материалов, она вобрала в себя тексты договоров, как бы иллюстрирующие записи событий, пересказы народных преданий, исторические повести, жития, богословские трактаты и др. Позднее

Повесть временных лет”, в свою очередь, вошла в состав других летописных сводов. С XII в. в истории русского летописания начинается новый период. Если раньше центрами летописания были Киев и Новгород, то теперь, после раздробления Русской земли на множество разновеликих княжеств, летописи создаются в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Владимире, Ростове, Галиче, Рязани и других городах, обретая более локальный, местный характер.

Одним из древнейших памятников древнерусской литературы является знаменитое “Слово о Законе и Благодати” княжеского священника в Берестове и будущего первого киевского митрополита из русских Илариона (40-е гг. XI в.). Содержанием “Слова” стало обоснование государственно-идеологической концепции Древней Руси, определение места Руси среди других народов и государств, ее вклада в распространение христианства. Идеи произведения Илариона нашли развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины XI в. “Памяти и похвале Владимиру”, написанном монахом Иаковом, а также в “Сказании о Борисе и Глебе” – о первых русских святых и покровителях Руси.

В начале XII столетия в древнерусской культуре формируются новые литературные жанры. Таковыми являются поучения ж хождения (путевые заметки). Наиболее яркими примерами служат “Поучение детям”, составленное на склоне лет киевским великим князем Владимиром Мономахом, а также созданное одним из его сподвижников, игуменом Даниилом, знаменитое “Хождение”, описывающее его путешествие по святым местам через Константинополь и о. Крит в Иерусалим.

В конце XII в. было создано самое знаменитое из поэтических произведений древнерусской литературы – “Слово о полку Игореве”. Основой сюжета этого небольшого светского произведения стало описание неудачного похода против половцев новгород-северского князя Игоря Святославича (1185). Неизвестный автор “Слова” принадлежал, видимо, к дружинной знати одного из южнорусских удельных княжеств. Главной идеей “Слова” стала необходимость единства русских князей перед лицом внешней опасности. При этом автор не являлся сторонником государственного объединения Русской земли, его призыв направлен к согласию в действиях, к прекращению междоусобий и княжеских распрей. Видимо, эти идеи автора “Слова о полку Игореве” не нашли отклика в тогдашнем обществе. Косвенным свидетельством тому служит судьба рукописи “Слова” – оно сохранилось в единственном списке (который погиб во время пожара 1812 г. в Москве).

Гораздо более распространено на Руси было другое замечательное произведение, сохранившееся в двух основных редакциях, – “Слово”, или “Моление”, Даниила Заточника (конец XII – первая четверть XIII в.). Оно написано в форме обращения к князю от имени автора – обедневшего княжеского слуги, возможно, дружинника, попавшего в опалу. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил рисует идеальный образ князя – защитника своих подданных, способного оградить их от произвола “сильных людей”, преодолеть внутренние распри и обеспечить безопасность от внешних врагов. Яркость языка, мастерская рифмованная игра словами, обилие пословиц, афористичность, остросатирические выпады против бояр и духовенства обеспечили этому талантливому произведению большую популярность на долгое время.

Высокого уровня достигла на Руси архитектура. К сожалению, памятники древнерусского деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений, поскольку значительная их часть была разрушена во время Батыева нашествия. Монументальное каменное строительство началось на Руси в конце Хв., после принятия христианства. Принципы каменного строительства были заимствованы русскими зодчими из Византии. Первая каменная постройка – Десятинная церковь в Киеве (конец X в., разрушена в 1240 г.) была возведена греческими мастерами. Раскопки позволили выяснить, что это было мощное сооружение из тонкого кирпича, украшенное резным мрамором, мозаикой, глазурованными керамическими плитами, фресками.

При Ярославе Мудром (вероятно, ок. 1037) византийскими и русскими мастерами был возведен в Киеве Софийский собор, сохранившийся до наших дней (правда, не в своем первозданном виде, а значительно перестроенным снаружи). Софийский собор – замечательный памятник не только зодчества, но и изобразительного искусства. Киевская София уже значительно отличается от византийских образцов ступенчатой композицией храма, наличием тринадцати венчающих ее куполов, в чем сказались, вероятно, традиции русского деревянного зодчества. Внутренние помещения храма украшены мозаиками и фресками, часть которых, видимо, создана русскими мастерами, или, во всяком случае, написана на русские сюжеты.

Вслед за Киевской Софией был возведен Софийский собор в Новгороде (1045–1050). И хотя существует явная преемственность между этими двумя архитектурными памятниками, в облике Новгородской Софии уже угадываются черты будущего новгородского архитектурного стиля. Храм в Новгороде строже киевского, он увенчан пятью куполами, в интерьере нет ярких мозаик, а только фрески, более суровые и спокойные.

С XII в. начался новый этап в развитии русской архитектуры. Зодчество XII–XIII вв. отличает меньшая монументальность зданий, поиск новых простых и в то же время изящных форм, строгость, даже скупость отделки. Кроме того, при сохранении общих черт архитектуры в разных центрах Руси вырабатываются местные стилевые особенности. В целом же для зодчества этого периода характерно сочетание местных традиций, заимствованных из Византии форм и элементов западноевропейского романского стиля. Особенно интересные постройки этого периода сохранились в Новгороде и в городах Владимиро-Суздальской земли.

В Новгороде сокращается княжеское строительство, заказчиками церквей стали выступать бояре, купцы, жители той или иной улицы. Последняя из княжеских новгородских церквей – скромный и изящный храм Спаса на Нередице (1198), уничтоженный в годы Великой Отечественной войны и затем восстановленный.

Русское средневековое зодчество – одна из наиболее ярких страниц в истории культуры Руси. Памятники архитектуры наполняют живым, образным содержанием наши представления о развитии культуры, помогают понять многие стороны истории, не нашедшие отражения в письменных источниках. В полной мере это относится и к монументальному зодчеству древнейшего, домонгольского периода. Как и в западно-европейском средневековье, русская архитектура X-XIII вв. была главным видом искусства, подчинявшим и включавшим в себя многие другие его виды, в первую очередь живопись и скульптуру. От этой поры до наших дней сохранились блестящие памятники, зачастую не уступающие по своему художественному совершенству лучшим шедеврам мировой архитектуры. Грозы, пронесшиеся над Русью, к сожалению, стерли с лица земли многие памятники зодчества. Более трех четвертей древнерусских монументальных построек домонгольского периода не сохранилось и известно нам лишь по раскопкам, а иногда даже по одним только упоминаниям их в письменных источниках. Конечно, это очень затрудняло изучение истории древнерусского зодчества. Тем не менее за три последних десятилетия в данной области достигнуты очень большие успехи. Они обусловлены несколькими причинами. Прежде всего следует отметить методологический подход, предусматривающий анализ развития зодчества в неразрывной связи с социально-экономической и политической историей Руси, с развитием русской культуры. Не менее важно и то, что благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований значительно увеличилось количество памятников, привлекаемых к изучению.

Реставрационные работы, проведенные на многих из них, позволили приблизиться к пониманию первоначального облика сооружений, который за долгие годы существования и эксплуатации, как правило, оказывался искаженным. Очень важно также, что памятники зодчества рассматривают теперь комплексно, учитывая в равной степени и исторический, и художественный, и строительно-технический аспекты. В результате достигнутых успехов появилась возможность понять пути развития древнерусского зодчества с гораздо большей, чем ранее, полнотой. Не все в этом процессе еще вполне ясно, многие памятники до сих пор еще не изучены, но общая картина тем не менее вырисовывается сейчас уже достаточно определенно.

Приложение.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

3. Культура древней Руси.

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - "Остромирово евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.

В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству.

Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.

В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: "Повесть временных лет", "Поучения Владимира Мономаха", "Моления Даниила Заточника" и др.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными.

Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач. XII вв. подобного стиля.

В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.

Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской богоматери", выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

***

Таким образом, IX-XIII века стали периодом складывания русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей СевероЗападной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

Лекция III.  МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV - XVI вв.).

studfiles.net

Доклад - Архитектура Древней Руси

МОУ СОШ с. Бурмакино

Реферат на тему

«Архитектура Древней Руси»

2010 год

Содержание

Введение

1. София Киевская

2. Золотые ворота во Владимире

3. Новгородская София

4. Собор Василия Блаженного

Заключение

Источники информации

Введение

Многими веками создавалась богатая и разнообразная культура человеческого общества, достигшая в наше время удивительных успехов. Великая, неисчерпаемая сила ума человека и упорство его неустанного труда привели ныне к смелому вторжению в космическое пространство, к созданию сложнейших вычислительных машин и автоматизации производства. Человек сумел познать не только многие тайны природы и создать совершенную технику, он овладел законами общественного развития. Гений Маркса и Ленина указал пути построения самого справедливого на земле коммунистического общества, в период развернутого строительства которого вступила ныне наша Родина.

В тысячелетней истории человеческого общества сменилось много эпох. Ушли навсегда в прошлое отжившие формы общественной организации. Изменились строй жизни и воззрение людей. Но, как и много сотен лет тому назад, современного человека волнуют и радуют дивные творения материальной и духовной культуры, созданные давным-давно. Непростое почтение перед седой древностью и непраздное любопытство влекут людей сегодняшнего дня смотреть полотна великих художников прошлого и любоваться неповторимыми формами древних сооружений, слушать бессмертную музыку, впервые прозвучавшую несколько столетий тому назад, вчитываться в строки, написанные мыслителями и писателями прошлого. «Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество», — сказал В.И. Ленин на заре существования Советского государства. Идя к коммунизму, мы совершили настоящую культурную революцию в нашей стране. Богатства, выработанные человечеством, служат народу. Овладение этими богатствами – важнейшее средство воспитания нового человека с его высоким благородством и многосторонностью его культуры. Одним из видов искусства человечества является «застывшая музыка» — архитектура.

1. София Киевская

Киев…Город вечной юности… Город, славная история которого насчитывает полторы тысячи лет «…вся честь и слава и величество и глава всем землям русским – Киев» — так с гордостью начертал неизвестный летописец.

Знаменитая София Киевская…Где-то за порогом шумит двадцатый век, а здесь…Здесь все дышит святостью так же, как девятьсот лет назад. Построена она, равно как и Золотые ворота, в княжение Ярослава Мудрого. В первой половине одиннадцатого века он расширяет границы древнего Киева и возводит величественный ансамбль каменных зданий. В «Повести временных лет» под 1037 годом об этом сказано так: « Заложи Ярослав город великий Киев, у него же града суть Златыя врата; заложи же и церковь святыя Софья, митрополью, и посемь церковь на Златых вратах камену святыя Богородица благовещенье; посемь святого Георгия монастырь и святыя Орины».

Созданная в далеком одиннадцатом веке София Киевская во все времена восхищала и продолжает восхищать людей как выдающееся произведение искусства. Еще древнерусский писатель Илларион сказал о ней: «Церкви дивна и славна всем округниим странам…» Вокруг Софийского собора возвышались патрональные Ирининская и Георгиевская церкви, каменные княжеские и боярские дворцы, деревянные жилища киевлян. С Софией Киевской связаны многие события политической, общественной и культурной жизни Древней Руси. Здесь проходили торжественные церемонии «посажения» на великокняжеский престол, встречи иностранных послов, заключались договоры о мире между князьями. Здесь находилась первая на Руси библиотека, собранная князем Ярославом Мудрым, существовала мастерская художников-миниатюристов и переписчиков книг. Последние перестройки XVII- XVIII веков в корне изменили здание и придали этому памятнику архитектуры вид, в котором он предстает перед нами сейчас. Но под поздними барочными наслоениями сохранились конструкции одиннадцатого века. Основные размеры внутри здания (37*55 метров и высота 29 метров) остались прежними. Однако композиционный замысел и архитектурные формы сооружения были иными. На восточном фасаде выступали пять апсид (что отражало внутреннюю пятинефную структуру), с севера, запада и юга собор окружали два ряда открытых галерей – двухэтажные внутренние и одноэтажные наружные. Здание венчали тринадцать куполов полусферической формы, покрытые свинцом. На западном фасаде возвышались две асимметрично поставленные лестничные башни для подъема на хоры. Восточная оконечность северной галереи представляла собою замкнутое помещение с небольшой апсидой, где находилась великокняжеская усыпальница (здесь стояли каменные саркофаги Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, Владимира Мономаха и других великих киевских князей).

Своеобразную живописность внешнему облику собора придавала кладка стен – ряды темно-красного бутового камня, прослойки тонкого плоского кирпича (плинфы) на розовом цемяночном растворе.

Внутри собора в основном сохранились архитектурные формы одиннадцатого века. Это – стены основного ядра здания, двенадцать крещатых столбов, делящих внутреннее пространство на пять нефов, столбы и арки галерей, а также тринадцать куполов со световыми барабанами. Главный купол, поставленный на пересечении продольного и поперечного нефов, освещает центральное подкупольное пространство.

В восемнадцатом веке над одноэтажными галереями были надстроены вторые этажи с куполами и заложены открытые арки. Внутри были растесаны окна в стенах собора, на месте древнего входа сделана большая арка. Не сохранились, западная двухъярусная тройная аркада в центральной подкупольной части (аналогичная южной и северной) и древние хоры над нею. Поэтому центральное подкупольное пространство, имевшее в древности форму равноконечного креста, в западной части изменило первоначальный вид.

Особую ценность представляют настенные росписи Софии Киевской одиннадцатого века – 260 квадратных метров мозаик, набранных из кубиков разноцветной смальты, и около 3000 квадратных метров фресок, выполненных водяными красками по сырой штукатурке. Сохранившиеся мозаики и фрески – это третья часть всей живописи, украшавшей в старину здание. Сочетание мозаик и фресок в едином декоративном ансамбле – характерная черта Софии Киевской.

Золотые ворота в Киеве – один из немногих дошедших до нас памятников древнерусского оборонного зодчества. Этот архитектурный шедевр когда-то представлял собой мощную боевую башню с возвышавшейся над ней надвратной церковью Благовещенья.

Древняя кладка Золотых ворот особое впечатление производит со стороны проезда. Высота сохранившихся стен достигает девяти с половиной метров. Ширина проезда – 6,4 метра. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые в древности опирались арки свода высотой 8,43, 11,12 и 13,36 метра. На лицевой поверхности стен хорошо читаются декоративные особенности «смешанной», или «полосатой» кладки (ряды камня и плинфы на цемяночном растворе).

Ныне восстановленные Золотые ворота имеют следующий облик: основная часть представляет собою башню с зубцами высотою 14 метров; с внешнего фасада башня имеет дополнительный выступ – «малую башню»; проезд ворот перекрывается с одной стороны герсой – подъемной деревянной решеткой, окованной металлом, с другой – створками ворот, выполненными по образцу древних врат, сохранившимся в Новгороде и Суздале.

Надвратная церковь восстановлена в виде трехнефного четырехстолпного храма одноглавого храма, апсиды которого устроены в толще стены и не выступают из фасада. В архитектурном декоре фасадов использованы орнаменты из кирпича, характерные для древнерусских построек этого периода – меандровый фриз, поребрик и другие. Над хорами находятся кувшины – госники для улучшения акустики. Полы храма украшены мозаикой, рисунок которой выполнен по мотивам древних полов Софии Киевской. На стенах храма, как и в Софийском соборе, имеются надписи-граффити.

Кирилловская церковь была построена в середине двенадцатого века на далекой окраине древнего Киева – Дорогожичах. Отсюда основатель церкви черниговский князь Всеволод Ольгович взял штурмом Киев в 1139 году. Для представителей династии Ольговичей храм служил загородной резиденцией и фамильной усыпальницей. В 1194 году здесь был похоронен герой древнерусской поэмы « Слово о полку Игореве» киевский князь Святослав.

Архитектура Кирилловской церкви хорошо сохранилась с двенадцатого века. Перестройки XVII-XVIII веков выразились в основном в перекладке части сводов, достройке четырех боковых куполов, возведении пышного фронтона над входом, оформлении окон и порталов лепным декором. Древние архитектурные формы четко читаются под этими достройками.

Это было трехнефное трехапсидное шестистолпное однокупольное здание, вытянутое по оси запад – восток. Его размеры 31* 18,4 метра, высота 28 метров. Древнее закомарное покрытие не уцелело. Декор фасадов состоял из аркатурного пояска в верхней части стен, барабана и легких полуколонок на барабане и апсидах. Стены снаружи, по-видимому, были оштукатурены, откосы окон и порталов украшали фресковые росписи. Сложено здание в технике порядовой, т.е. «полосатой» кладки на известняково-цемяночном растворе.

Центральное подкупольное пространство храма – высокое, свободное, хорошо освещенное, с хорами в западной части – контрастировало с остальными помещениями: полутемным нартексом с нишами-аркосолиями для гробниц, крещальней, узкой лестницей на хоры в толще северной стены, небольшой молельней на хорах. Особенностью храма были маленькие придельные хоры перед южной апсидой, куда вела лестница в толще стены алтаря. От древних фресок двенадцатого века, украшавших все помещения храма, осталось около 800 квадратных метров росписей, представляющих собою ценные художественные произведения периода Древней Руси. Для фресок Кирилловской церкви характерна выраженная графичность лиц. Также интересно сочетание крупных белых, розовых, голубых и оливковых цветовых пятен в цветовой гамме росписей. Различен и характер интерьеров обоих соборов: в новгородской Софии намечается некоторый отход от сложного «живописного пространства» Софии киевской.

В новгородском соборе больше простоты и больше расчлененности, разобщенности пространственных ячеек здания, значительно строже декор. Отказ от мрамора и шифера, мозаики в пользу фресок, от которых до нашего времени дошли лишь немногочисленные фрагменты: изображение святых Константина и Елены, пророков, а также некоторые другие, делает интерьер новгородской Софии более суровым. В интерьере (внутреннем пространстве) новгородского храма нет единства, рождающегося из взаимосоответствия всех элементов конструкции общему принципу своеобразного «перетекания» пространств, которое присутствует в киевских храмах. Внутреннее архитектурное убранство Софии Новгородской создаёт впечатление необычайной энергии вертикального движения: собор в полтора раза выше Софии Киевской, арки удлинены, крупные высокие столбы «прорезают» внутрихрамовое пространство, разделяя его на гранёные кубические зоны. Таким образом, Новгород являет самобытный вариант православного храма, в меньшей степени, чем в Киеве, связанный с воплощением византийского архитектурного сознания, но по выразительности и лаконичности родственный характеру северной природы.

2. Золотые ворота во Владимире

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди, оно имеет форму вытянутого вдоль берега Клязьмы треугольника, обращенного острой вершиной на восток. К югу за рекой простирается клязьменская пойма, окаймленная синей полосой идущих до горизонта лесов. На север и восток, за долиной Лыбеди и Ирпени, рельеф снова поднимается; на его высотах живописно расположены ныне почти сросшиеся с городом древние села Красное и Доброе с их эффектно поставленными и видными издалека храмами и колокольнями. С запада к городу в древности примыкали боровые леса. С перенесением во Владимир Андреем Боголюбским столицы начинается великокняжеское строительство в городе. Золотые ворота Владимира являются редчайшим памятником русской военно-оборонительной архитектуры двенадцатого века. Они были построены в 1164 году, когда было завершено сооружение грандиозной линии валов Нового города. Ворота дошли до нас в сильно искаженном виде. Первые повреждения, по-видимому, они получили еще в 1238 году, во время штурма города татарами. Последние же переделки здание претерпело в 1785 году: были срыты примыкавшие с юга и севера к их стенам земляные валы, а к углам ворот подведены контрфорсы, скрытые круглыми башнями, между которыми с севера были встроены жилые помещения, а с юга – новая лестница. Обветшавший свод здания был переложен и на нем поставлена новая. Таким образом, от древнего здания 1164 года сохранилась лишь его основа – две мощных белокаменных стены. Название «золотые» может быть определено характером дубовых дверей, закрывавших их проем, которые были обиты медными листами с золотым рисунком. Створки ворот были подведены под арочную перемычку, находившуюся приблизительно на середине их высоты, не закрывая полностью арку ворот. Над воротами находилось небольшое здание церкви Положения Риз Богородицы. В южной нише ворот высечен княжеский знак, что может говорить о принадлежности строителей к княжеской артели. Они сложены в классической владимирской технике из прекрасно тесанного белого камня, составляющего мощную «коробку» стены, внутренность которой заполнена бутом на очень прочном известковом растворе (так называемая полубутовая кладка).

Своды выкладывались из более легкого материала – пористого туфа. Стены ворот теперь вросли в землю на глубину около полутора метров; следовательно, первоначально здание было еще более высоким. 8

Пролет Золотых ворот, как и теперь, был перекрыт огромным полуциркульным сводом на подпружных арках, опиравшихся на плоские лопатки, увенчанные строгими импостами. Высота проездной арки делала чрезвычайно затруднительной их оборону. Поэтому примерно на середине их высоты была устроена арочная перемычка, к которой и примыкали огромные створы дубовых ворот, обшитые, снаружи листами золоченой меди. По сторонам арки сохранились петли для навески тяжелых воротных полотнищ и глубокий паз для толстого бруса засова. За эти пышные створы все сооружение и получило название Золотых ворот.

3. Новгородская София

Новгородская София возникла в 1045-1050гг. по своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные боковые галереи с арками.

Однако новгородская София имеет и свои особенности. Вместо многокупольной пирамидальной громады киевской Софии здесь пять куполов, сгруппированных в центре. Мощные наружные лопатки на гладких стенах их плинфы, цемянки и камня подчеркивают внутреннюю, конструктивную часть собора. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм как бы еще выше, монолитнее. Триапсиды в алтарной части заканчиваются купольным перекрытием. Двускатные перекрытия чередуются с цилиндрическими сводами, выступаю по краям фасада в виде фронтончиков. На восточной стороне цилиндрические четвертные своды сделаны в виде полузакомар.

Законченный лаконичный архитектурный образ новгородской Софии послужил образцом для последующих новгородских построек.

В отличии от киевской Софии в новгородском храме нет богатейших мозаик, мрамора, шифера. Внутренне убранство соответствует простым, строгим формам, объемам. Вместо многочисленных сложных колонн, тройных арок новгородской Софии нашли широкое применение двухарочные пролеты, четырех или восьмигранные столбы.

4. Покровский собор «на рву» (собор Василия Блаженного)

Покровский собор на Красной площади в Москве, часто называют по одному из его приделов, собором Василия Блаженного. Покровский собор был воздвигнут как памятник очень важной для России победы над Казанским ханством.

Его создателями были русские мастера Барма и Постник Яковлев. Собор строили с 1555 по 1561 год. Царь и митрополит Макарий поручили построить собор, состоящий из восьми пределов, но мастер иначе решил задачу – он сделал собор девятиглавым, разместив восемь приделов вокруг одной, центральной оси, смещенной в сторону Кремля. Центр собора был увенчан большим шатром, вокруг которого расположились яркие своеобразные купола приделов. Собор как бы объединяет девять небольших церквей, символизируя объединение русских земель и княжеств под властью Москвы. Главная расположена под центральным шатром, четыре церкви стоят по концам креста, еще четыре, меньшего размера, расположены по диагональному кресту. Все девять церквей конструктивно слиты в одно здание, все они расположена на одном каменном помосте и связаны галереей. Первоначально храм был белым, его главы были покрыты побеленным железом. В XVII веке здание получило теперешнюю пеструю окраску, было изменено и покрытие глав. Покровский собор, воздвигнутый на главной площади города, стал важнейшим элементом его архитектурного облика наряду с Кремлем. Полный изумительного творческого своеобразия, яркий и нарядный, Покровский собор мало походит на традиционное культовое сооружение. Его формы и цветовая гамма скорее напоминают группу деревьев или ярких цветов и плодов, внешний облик храма больше связаны с какими-то мотивами русской природы, чем с понятиями и догмами христианского вероучения. Во внешней форме культового строительства развивался и расцветал в XVI веке могучий талант русских зодчих, воплотивших в своих замечательных произведениях богатство и силу России, красоту ее таланта, славу ее подвигов.

Заключение

Древнерусская архитектура – это сказка. Только сказка о том, что было. Было на самом деле. Если дать возможность говорить камням Софии Новгородской, думается, они бы многое могли порассказать. А если серьезно, то зодчество древней Руси – это большой и очень интересный том в энциклопедии истории русского искусства. Эта страница нашего прошлого дала толчок многому, что было написано на последующих страницах, и, надеюсь, окажет влияние на то, что будет написано. Это наше прошлое, наше с вами общее прошлое, и каким бы оно ни было, мы не должны его забывать. Даже если и не упоминать о том, что все памятники, перечисленные и не перечисленные выше, сами по себе представляют большую художественную ценность. Иначе мы рискуем не дожить до будущего.

Источники информации

1. «Очерки истории русской культуры IX-XVII вв.» А.В. Муравьев, А.М. Сахаров.

2. Бродский Б. «Связь времен».

3. Интернет-ресурсы.

www.ronl.ru

7.Архитектура Древней Руси

7.Архитектура Древней Руси. Собор Св.Софии в Киеве и Св. Софии в Новгороде.

В архитектуре Древней Руси преобладало деревянное строительство, что объяснялось обилием лесов, нехваткой и трудностью добычи в большинстве регионов строительного камня, относительной дешевизной дерева. Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Многие архитектурные памятники 10-17 веков оказались утрачены. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно – определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание не строил – простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей или шатровых церквей.

Каменное строительство получило определенное развитие с конца 10 начала 11 веков, что было связано с крещением Руси, и первоначально преобладало в церковном зодчестве. Первой известной по летописям каменной постройкой Руси можно считать Десятинную церковь (церковь святой Богородицы) в Киеве, сооруженную в первые годы после Крещения Руси, в 989-996 годах и сочетающую в себе традиции и приемы византийской и болгарской церковной архитектуры. Влияние греческих мастеров отчетливо прослеживается в архитектуре Спасо-Преображенского собора в Чернигове (1030-е годы). Стремление следовать византийским образцам заметно и в крупнейшем храме Киевской Руси соборе святой Софии в Киеве, игравшем роль главного храма православной Руси.

Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства — конец X — XI века. Киев превращается в один из самых богатых и красивых городов Европы, наряду с деревянными сооружениями в городе появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих «полосатую» кладку.

Собор в Киеве

Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г.— окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм. Церкви на Руси имели не только культовое, но и общественное назначение. Это усиливало то внимание, которое уделялось их строительству.

От византийских сооружений собор отличается планировкой и конструкциями, но прежде всего тем, что имеет тринадцать куполов. В процессе строительства произошло постепенное расширение первоначального плана, имевшего форму греческого креста. Первоначально Софийский собор представлял собой пятинефный крестовокупольный храм с тринадцатью главами, из которых пять средних были более крупными, а центральная, осевая, самой большой. С севера, юга и запада собор окружался открытыми одноэтажными галереями на аркадах. С восточной стороны каждый из пяти нефов завершался полукруглой в плане апсидой. В результате многочисленных перестроек возникло девять нефов с десятью апсидами и тринадцатью характерными куполами. Подобным образом решен и пятикупольный Софийский собор в Новгороде (1054 г.). Спустя несколько десятилетий наружные галереи были надстроены вторым этажом. Кроме того, возник еще один ряд одноэтажных галерей, появились башни, заключавшие лестницы для подъема на хоры. Значительно позже — в XVII —XVIII веках надстроили и наружный ряд галерей, возникли прямоугольные контрфорсы, основная кладка скрылась под слоем штукатурки, на северной и южной сторонах возвели новые купола, были произведены и другие существенные изменения в архитектурном облике храма.

Меньше преобразований произошло внутри собора. Стены и своды были покрыты монументальной фресковой живописью и мозаикой. Изображения, в которых ясно просматривается стилистическая общность со статуарными, статичными образами Византии, полны торжественности и парадности. В главной алтарной апсиде мозаики размещены в трех ярусах. В верхнем — большая торжественная фигура Богоматери с поднятыми руками. Мозаики набраны на кубиков смальты разного цвета. Яркие чистые краски с преобладанием сине-лиловых тонов декоративно выделяются на сверкающем золотом фоне. Монументальная живопись киевской Софии, сплошным ковром покрывавшая архитектурные формы и органически связанная с ними, является высшим достижением искусства той эпохи. Мозаики и фрески поражают величием общего замысла. Вероятно, они были выполнены византийскими мастерами. В истории искусства существует немного примеров единства архитектурного замысла и настенной живописи, равных по силе воздействия Софийскому собору. Подобно тому как снаружи двенадцать малых куполов увенчивал главный купол, так внутри над множеством изображений отдельных персонажей, расположенных на столбах, на стенах и на сводах, царил суровый образ вседержителя.

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки. Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.

Собор строился константинопольскими строителями, при участии киевских мастеров. Между тем, невозможно найти прямых аналогов Софийского собора в византийской архитектуре того времени. Храмы, строившиеся тогда в империи, были обычно меньше, имели лишь 3 нефа и одну главу. Предполагается, что перед византийцами была поставлена задача создания большого храма для торжественных церемоний, главного храма Руси, которую они решили путём увеличения числа нефов и добавления барабанов глав для их освещения.

В то же время первоначальное архитектурное решение собора имело свою символику. Центральный высокий купол храма всегда в византийской архитектуре напоминал о Христе — Главе Церкви. Двенадцать меньших куполов собора ассоциировались с апостолами, а четыре из них — с евангелистами, через которых христианство проповедовалось во все концы земли.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение. Хоры собора предназначались для князя, его свиты и знати. Здесь князь слушал богослужение и, вероятно, здесь же проводились придворные церемонии. На хоры поднимались по двум винтовым лестницам, расположенным в лестничных башнях, встроенных в западную галерею храма.

Также на стенах храма сохранилось множество граффити, в том числе XI—XII веков.

Святая София и Новгород

Новгород был центром уникального и весьма оригинального искусства, которое жило и развивалось в течении всей жизни княжества, вплоть до его исчезновения 16-ом столетии; В новгороде получили свое развитие основные тенденции архитектуры Киевской Руси.

Церковная архитектурная история Новгорода началась с собора Святой Софии. Он был построен в 1045–52 гг., заменив деревянную, церковь с 13 куполами с тем же названием. Новый собор следовал за своей тезкой из Киева по своей конструкции, но расхождения с Византийским образцом весьма очевидны; В новгородском соборе есть двойные проходы, но только три апсиды. Внешне, церковь отличается даже больше от ее южного образца, у которого есть только пять куполов, стены являются строгими, опоры являются плоскими и голыми, и окна - маленькие и узкие. Есть кое-что явно российское в силуэте его защищенных шлемом куполов и в энергии монолитный, горизонтальных элементов.

С 1045 по 1050 год по повелению новгородского князя Владимира Ярославича, сына Ярослава Мудрого, на высоком берегу Волхова в центре древнего детинца возводится огромный каменный собор в честь Премудрости Божьей. Храм задумывался с явным намерением повторить великолепие митрополичьего собора в Киеве. Новгородская София повторяла киевскую не только по своему имени, но и по масштабам. Однако новый храм оказался непохожим на своего предшественника. Он прекрасен по-своему.

Софийский собор на протяжении своего многовекового существования являлся кафедральным архиепископским храмом всей Новгородской земли. Начиная с XII века работы по ремонту, перестройке и украшению собора проводились по инициативе и на средства новгородского владыки.

Собор много раз переделывался, перестраивался и значительно изменил свой внешний облик. Особенно сильно он пострадал от неудачной реставрации в конце XIX века.

Собор отличает соразмерность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений.

Собор Святой Софии отличается от своего предшественника - Киевского - компактностью объемов и строгостью форм.

В древности Софийский собор имел алтарную преграду, в которую входили сохранившиеся до сегодняшнего дня иконы, датируемые рубежом XI - XII веков, - «Спас на престоле» (ныне находится в Музее Московского Кремля) и «Апостолы Петр и Павел» (Новгородский музей-заповедник). Позднее, в XIV-XVI столетиях, в соборе был установлен высокий иконостас. Мерцание серебряных окладов, первозданная яркость красок икон из Успенского и Рождественского иконостасов притягивают взгляд и уводят его к высотам сводов и купола.

Новгородская София отличалась от киевской большей массивностью, цельностью композиции, строгостью и лаконизмом, свойственным северным традициям. Пятинефный храм венчался всего пятью куполами, но для получения большей живописности шестой купол был размещен несколько в стороне над лестницей, ведущей на хоры. В Новгородской Софии особенно отчетливо выявлена внутренняя структура здания на его фасадах. Пилястры точно соответствуют расположению подпружных арок. Они даже не получили полукруглых завершений в закомарах, а остались подобно контрфорсам - или устоям, которые должны воспринять распорные усилия. Прясла - участки стен между пилястрами - остались чистыми, без какого бы то ни было декора Все подчинено единственной идее значительности и монументальности сооружения. Кладка стен была чрезвычайно живописна. В ней сочетались приемы кирпичной, смешанной и блоковой кладки из цельных камней. В арках, простенках и пилястрах сочеталась кладка из кирпича на ребро с рядами, утопленными в кладку. Интересным новшеством в конструкции собора стало применение сводов в виде четверти цилиндров. Данный прием был распространен в романских постройках в Европе. По-видимому, торговые связи с Западной Европой помогали воспринимать и перерабатывать строительный опыт западноевропейского Средневековья.

Подобно киевской Софии, новгородская представляет собой огромный расчлененный столбами пятинефный храм, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. При этом общая композиция здания решена проще. Сложное завершение ранних киевских соборов заменено пятиглавием. Шестой купол над круглой, ведущей на хоры лестницей вносил в композицию живописную асимметрию. В древности собор был покрыт свинцовыми листами, только в XV веке центральную главу обивают позлащенной медью.

Большие выступы лопаток укрепляют стены здания по вертикали и разграничивают фасады в полном соответствии с внутренними членениями. Кладка, в отличие от киевских построек тех времен, в основном состояла из огромных, грубо отесанных, не имеющих правильной квадровой формы камней. Розоватый от примеси мелко истолченного кирпича известковый раствор заполняет выемки по контурам камней и подчеркивает их неправильную форму. Кирпич применен в незначительном количестве, поэтому не создается впечатления «полосатой» кладки из регулярно чередующихся рядов плинфы, что было характерно для киевского зодчества XI века. Стены новгородской Софии первоначально, по-видимому, не были оштукатурены. Такая открытая кладка придавала фасадам здания своеобразную суровую красоту.

Новгородская София своими огромными размерами и высотой впечатляет даже современного человека, а для средневекового новгородца, жившего в курной избе, он воистину казался колоссом. Следует припомнить, что в первые века своего существования храм был выше, чем в наши дни: изначальный уровень пола сейчас находится на глубине 1,5 — 1,9 метра. На эту же глубину уходят и фасады здания.

В отличие от киевских соборов, в новгородской Софии нет дорогих материалов: мрамора и шифера. Новгородцы не использовали также и мозаики для украшения своего кафедрального храма. Дорогостоящая византийская мозаика так и не привилась на практичной новгородской почве. Здесь нет ни одного средневекового храма, в котором были бы мозаичные изображения. Зато и София, и многие другие новгородские церкви были расписаны фресками. В соборе от первоначальной росписи середины XI века сохранились пророки в барабане центральной главы и фреска святых равноапостольных Константина и Елены на столпе южной галереи.

Облик храма характеризуется исключительной монолитностью и мощью. Лаконичный храмовый образ Софии послужил образцом для последующего новгородского церковного строительства. Новгородскую Софию заслуженно считают одним из выдающихся памятников древнерусского зодчества.

studfiles.net

Культура Древней Руси - часть 2

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство – понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости.

Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо – вполне русские по своим традициям и строительным приемам, но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в. Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое, также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.

К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

Киевская Русь славилась хорошо развитым ремеслом. В те годы насчитывалось от 40 до 60 ремесленных специальностей. Уже в Х веке стал использоваться гончарный круг. Большие успехи были достигнуты в вы­плавке и обработке металлов. Железо выплавлялось из болотных руд в сыродутных «домницах». Было налажено массовое производство железных орудий: топоров, серпов, лопат и др. Своим мастерством славились русские оружейники: в Европе высоко ценились кольчуги и прямые русские мечи. Археологические находки показывают, что кованые мечи, изготовленные русскими оружейниками, имели хождение и за рубежом. Многочисленные ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды и обуви.

Особое развитие получило ювелирное ремесло, граничащее с искусством. На Руси не было равных в применении таких самобытных приёмов, как чернь, перегородчатая эмаль, зернь (нанесение украшения из мелких шариков), филигрань (получение узора из серебряных проволок). Очень часто эти приемы применялись одновременно. Изящные украшения, подлинные шедевры создавали древнерусские ювелиры – золотых и серебряных дел мастера. Они делали браслеты, серьги, подвески, пряжки, диадемы, медальоны. Отделывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными камнями утварь, посуду, оружие. С особенным старанием и любовью мастера-искусники украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно отделанный кожей, ювелирными украшениями оклад «Остромирова евангелия», созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого. До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником серьги (XI-ХII вв.). На этих серьгах более 500 серебряных колечек диаметром всего лишь 0,06 см. Как делали это люди, не располагая увеличительными приборами, представить себе трудно.

На протяжении долгих веков на Руси развивалось, совершенствовалось искусство резьбы по дереву, позднее – по камню. Деревянные резные украшения вообще стали характерной чертой жилищ горожан и крестьян, деревянных храмов.

Белокаменная резьба Владимиро-Суздальской Руси, особенно времени Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, в украшениях дворцов, соборов стала примечательной чертой древнерусского искусства вообще.

Прекрасной резьбой славились утварь и посуда. В искусстве резчиков с наибольшей полнотой проявлялись русские народные традиции, представления русичей о прекрасном и изящном.

Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные, называют просто «хохлома». Хохлома – это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии, куда привозили на продажу деревянную расписную посуду. На протяжении веков хохломские изделия были дешевой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.

Культура Древней Руси достигла значительных высот. Особенности её развития заключаются в органическом соединении славяно-языческого и византийско-православного начал. Кроме того, во времена Древней Руси ещё не произошло обособление привилегированного класса от народа, поэтому культура развивалась в одном направлении. Период феодальной раздробленности XII- XIII вв. не только не уменьшил развитие культуры, но наоборот, способствовал её росту, т. к. возникающие политические центры помогали появлению местных школ.

Русская средневековая культура рождалась без античного наследства, в суровых условиях непрерывной борьбы со степью, наступавшей на земледельческие племена, при постоянной опасности порабощения Византией. Русское феодальное государство окрепло в этой оборонительной борьбе. Русская культура развивалась очень быстро, используя богатые потенциальные возможности славян-земледельцев. Развитие феодальных отношений и появление городов ускорило процесс роста культуры древнерусской народности.

mirznanii.com