Как воспитывали детей в Древней Руси. Для детей история древней руси


Путешествие в Древнюю Русь — "Учимся играя"

Описание

Во что играли наши прапрапрадедушки и прапрапрабабушки? Чем занимались их родители, и как выглядел их дом? Читали ли они книги, и были ли книги вообще? А в школу каждый день ходили? Какие блюда были самые популярные, и какие праздники отмечали наши предки? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответы в одном из самых моих любимых детских игровых проектов «Путешествие в Древнюю Русь».

Как мы будем погружаться в историю?

  • Мы будем играть!
  • Мы будем творить!
  • Мы будем перевоплощаться!

В рамках игр по проекту мы погрузимся в следующие темы:

  • Летопись и письменность
  • Дом и деревня
  • Одежда, обувь, украшения
  • Образ жизни
  • Игры и игрушки
  • Ремесла, торг, меры длины
  • Праздники
  • Сказания и былины
  • Музыка и музыкальные инструменты

Отправившись в путешествие вместе с нами вы получите:

  • Подробно расписанные игры по каждой теме проекта
  • Презентации, помогающие познакомить ребенка с историей нашей страны (по каждой из заявленных тем)
  • Тематические комплекты для печати с логическими и графическими заданиями (по каждой теме)
  • Подборка видео и медиа материалов для проведения тематических занятий
  • Необходимый теоретический материал для занятий

В материалах проекта вы также найдете дополнительные игры (созданные специально для проекта) для более глубокого погружения в историю Руси:

  • Настольная игра-бродилка «Образ жизни древних славян»
  • Карточная игра «Русское-застолье»
  • Лото «Ремесла Древней Руси»
  • Домино «Одежда на Руси»
  • Интеллектуальные карты «Боги на Руси»

Помимо знакомства с главными праздниками славян, в рамках тематических занятий, вы получите дополнительные игровые комплекты по двум самым любимым весенним праздникам: Пасхе и Масленице.

Благодаря играм по проекту ребенок не просто узнает историю нашей страны, но и станет ее участником, совершит путешествие во времени, почувствует себя древнерусским мальчишкой или девчонкой. Ребенок полностью погрузится в атмосферу и быт нашего прошлого и, мы надеемся, поймет и полюбит матушку Россию еще больше!

Путешествие в Древнюю Русь в цифрах:

  • 168  листов основного игрового материала
  • 172 листа презентационного материала
  • 131 лист графических игр и заданий
  • + лото, бродилка, карточная игра
  • Атмосферу приключений и радости измерить нельзя 

Возраст 4+

Формат PDF, PPT

!!! После оплаты нажмите кнопку «Вернуться в магазин», и система сразу даст вам ссылки на скачивание материала

Если вы зашли с телефона, и у вас не отображается кнопка Добавить в корзину, перейдите, пожалуйста, на главную страницу магазина. На ней все кнопочки видны.

www.schoolearlystudy.ru

Древнерусское государство *VI–XII века*. История России в рассказах для детей

Славяне до 862 года

Вы любите, дети, слушать чудесные рассказы о храбрых героях и прекрасных царевнах. Вас веселят сказки о добрых и злых волшебниках. Но, наверное, для вас еще приятнее будет слышать не сказку, а быль, то есть сущую правду? Послушайте же, я расскажу вам о делах наших предков.

В старину в нашем Отечестве, России, не было таких прекрасных городов, как Петербург и Москва. На тех местах, где вы теперь любуетесь красивыми строениями, где вы так весело бегаете в тени прохладных садов, некогда были непроходимые леса, топкие болота и дымные избушки; местами были и города, но вовсе не такие большие, как в наше время: в них жили люди, красивые лицом и станом, гордые славными делами предков, честные, добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне. Их называли Славянами.

В. М. Васнецов. Битва скифов со славянами. 1881 г.

Славяне были сильными и храбрыми воинами. Они постоянно вели борьбу с соседними народами. Большинство из Славян шли в бой, вооружившись дротиками и щитами. Именно во время сражений лучше всего проявлялся истинный характер Славян.

Они были так честны, что в своих обещаниях вместо клятв говорили только: «Если я не сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» — и всегда исполняли обещанное. Они были так храбры, что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость был чем-нибудь оскорблен. Жаль только, что они не знали истинного Бога и молились не Ему, а разным идолам[1]. Идол значит статуя, сделанная из дерева или какого-нибудь металла и представляющая человека или зверя.

Славяне разделялись на разные племена; у Северных, или Новгородских Славян не было и Государя, что бывает у многих необразованных народов: они почитали своим начальником того, кто больше всех отличался на войне. На поле, где они сражались и потом торжествовали победу или прославляли погибших товарищей, можно было лучше всего увидеть истинный характер Славян. Жаль, что до нас не дошли песни, которые обычно пелись в это время их певцами. Мы хорошо узнали бы тогда их самих, потому что в народных песнях выражается народ. Но я могу предложить вам несколько строк, из которых вы все-таки получите лучшее и более подробное представление о Славянах, чем может вам дать наш небольшой рассказ. Это отрывок из стихотворения «Песнь Барда[2] над гробом Славян-победителей» известного русского поэта Василия Жуковского:

«Ударь во звонкий щит! Стекитесь ополченцы!

Умолкла брань — враги утихли расточенны,

Лишь пар над пеплом сел густой;

Лишь волк, сокрытый нощи мглой,

Очами блещущий, бежит на лов обильный.

Зажжем костер дубовый; изройте ров могильный!

Сложите на щиты поверженных во прах.

Да холм вещает здесь векам о бранных днях,

Да камень здесь хранит могущих след священный!

Гремит… раздался гул в дубраве пробужденной!

Стеклись вождей и ратных сонм[3];

Глухой полнощи тьма кругом;

Пред ним вещий Бард, венчанный сединою,

И падших страшный ряд, простертых на щитах.

Объяты думою с поникнутой главою;

На грозных лицах кровь и прах;

Оперлись на мечи: средь них костер пылает

И с свистом горный ветр их кудри воздымает.

И се![4] воздвигся холм и камень водружен,

И дуб, краса полей, воспитанный веками,

Склонил главу на дерн и током орошен;

И се! могущими перстами[5]

Певец ударил по струнам —

Одушевленны забряцали![6]

Воспел — дубравы застенали,

И гул помчался по горам».

Эта картина из жизни древних Славян представлена прекрасно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших горделивых, воинственных предков.

Но эта самая воинственность, охраняя их землю, была и причиной большого зла для нее. Вы уже слышали, что, не имея государей, они считали своим начальником того, кто больше других отличался на войне; а так как все они были храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый из них хотел приказывать по-своему; народ не знал, кого слушать, и оттого у них были бесконечные споры и разногласия. А ведь, вы знаете, как ужасны ссоры? И вам в ваших маленьких делах, наверное, уже случалось испытать их неприятные последствия и разницу в чувствах и вашем положении, когда все окружающие довольны вами, а вы — ими.

И Славяне тоже видели, что во время разногласий все их дела шли плохо, и они даже переставали побеждать своих неприятелей. Долго не знали они, что делать. Наконец, придумали, как привести все в порядок. На берегах Балтийского моря, стало быть, не очень далеко от нашего Отечества, жил народ по имени Варяги-Русь[7], происходивший от великих завоевателей в Европе — Норманнов[8].

Эти Варяги-Русь считались у соседей народом умным: у них уже давно были добрые государи, были и законы, по которым эти государи управляли ими, и поэтому Варяги жили счастливо, и им даже удавалось иногда побеждать Славян — правда, это случалось только тогда, как они нападали на них во время их споров и разногласий.

В. М. Васнецов. Тризна по Олегу. Иллюстрация к книге «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. 1899 г.

После смерти князя или воина, в память о нем Славяне устраивали торжественное пиршество. На этот пир собирались все родичи, все воины. Приходил певец-гусляр. Перебирая струны, он воспевал дела и подвиги умершего, воздавал ему славу.

Вот Славянские старики, видя счастье Варягов и желая такого же своей Родине, уговорили всех Славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу просить его князей управлять ими. Послы сказали Варяжским князьям так: «Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древние жители России - Русская историческая библиотека

Восточная Европа и, в частности, территория будущей Руси была обитаема за много тысячелетий до нашей эры, что доказывается найденными путем раскопок каменными и металлическими вещами первобытного происхождения. О быте доисторических обитателей Восточной Европы мы знаем мало. Первые более определенные сведения о Восточной Европе, и то только об обитателях южных её степей, мы получаем от греческого историка Геродота (484 – 406 г. до Р. X.), посетившего греческие колонии на северных берегах Черного моря. Эти колонии были – Ольвия при устье Буга, Танаис при устье Дона, Херсонес или Корсунь близ нынешнего Севастополя в Крыму, Пантикапей на месте Керчи.

Геродот поднялся по Днепру (Борисфену) и собрал сведения о быте и нравах народов, живших к северу от Черного моря, и эти сведения дошли до нас в его истории (см. статью Геродот о скифах и сарматах). Южное пространство Восточной Европы он называет Скифией и говорит, что «в ней нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих: они велики и многочисленны». Рассказывая о быте скифов, которые господствовали в южных степях, Геродот различает среди них скифов-кочевников и подвластных им скифов-пахарей, живших севернее, по Днепру. Известия Геродота о скифах подтверждаются раскопками курганов (скифских могил) в южной России, где сохранилось много скифских металлических вещей и даже несколько человеческих скелетов. Скифы являлись ираноязычным народом и принадлежали к той же великой индоевропейской семье языков, к которой относились и славяне.

Скифская пектораль

Скифская пектораль (ожерелье) из кургана Толстая Могила (Украина). Вторая половина IV века до Р. Х.

Автор фото - Д. Колосов

 

Среди племен, которые были подвластны скифам-кочевникам и о которых упоминает Геродот, вероятно, были и некоторые славянские племена. К северу от скифов, по словам Геродота, жили невры, андрофаги, меланхлены, будины, гелоны и гипербореи, о которых он сообщает баснословные известия; под этими названиями, быть может, нужно подразумевать финнов, весьма древних обитателей северо-восточной Европы.

После Геродота другие греческие и римские писатели сообщают отрывочные известия о жителях Восточной Европы, называя их сарматами, роксоланами, аланами. Можно определённо сказать, что около времени начала нашей эры славяне уже жили в Восточной Европе.

Первою попыткою европейского народа основать государство в нынешней России было царство готов (в IV в. после Р. X.) Готы, одно из германских племен, пришли от Балтийского моря на Днепр и подчинили своей власти многие славянские и финские племена.

В конце IV в. в Восточную Европу пришли из Каспийских степей гунны, которые разрушили готское царство и затем двинулись в Венгрию, увлекая за собой готов и многих славян.

После гуннов славяне, жившие на землях, где позднее возникла Русь, испытали на себе недолговременное, но тяжкое господство новых пришлых кочевников – аваров (обров).

 

Читайте также статью Древнейшее население европейской России.

 

rushist.com

Воспитание детей в Древней Руси

Содержание материала

Редакция ProDetki любит исторические факты. Нам стало интересно, как раньше относились к воспитанию детей на Руси.

Традиции на Руси

Древняя Русь

Древняя Русь / Фото взято из открытых источников

Воспитанию детей на Руси уделяли особое внимание. Традиции и порядки того времени кардинально отличались от наших. Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек. Большое значение придавалось религиозным традициям, обрядам. Взгляд на вопросы воспитания у наших предков был особый: дети росли в строгости и в страхе перед старшими.

Считалось, что детство является истоком всех качеств взрослого человека и только правильное воспитание определяет то, кем вырастет человек.

Семья и дети

Семья

Семья на Руси / Фото взято из открытых источников

Как правило, семьи на Руси были большие: в каждой было несколько детей, жили даже целыми родами. В семье была строгая иерархия отношений. Отец являлся главой семейства, авторитетом. Он был главным воспитателем в семье. Из методов воспитания частенько применялась порка и, считалось, что это делается во благо, и, если не бить ребёнка с ранних лет, то он вырастет нехорошим человеком. Если отец не порет ребёнка, он вызывает осуждение, значит он не выполняет свои обязанности. Дети должны были беспрекословно его слушаться, подчиняться его воле. У детей не было права голоса, с их мнением не считались. Пожелания сына принимались в расчёт отцом, пока у него вырастала борода. От матери дети получали образование. Она учила их грамоте, письму, домашнему хозяйству, правилам этикета, добру и уважению. Поэтому образованные невесты имели большую ценность.

Отношение к детям

Воспитание на руси

Воспитание на Руси / Фото взято из открытых источников

На Руси дети рассматривались несколько иначе, нежели сейчас. К ребенку не относились как к самостоятельной личности, считалось, что он всего лишь фундамент для построения человека. Таким образом, с малых лет детей готовили к взрослой жизни. До 3-4 лет вся забота о детях лежала исключительно на матери. Она знакомила их с миром и бытом и уже с раннего возраста мать привлекала дитя к мелкой домашней работе. В последующие годы воспитание мальчиков и девочек значительно отличалось. Из одних воспитывали будущих воинов, кормильцев семьи, из вторых — будущих матерей. С 5 лет девочки активно помогали матери, занимались домашним хозяйством, огородом, приготовлениям пищи, рукоделием. Им прививались истинно женские ценности, верность, уважение. Воспитанием мальчиков занимался отец. Он привлекал их к физическому труду и мелкой работе по своему профилю. А с 12 лет мальчики уже жили отдельно от матери и обучались воинскому делу. После 15 лет дети становились полноправными членами общины. После замужества девушка освобождалась от власти отца. Существовал даже необычный ритуал, когда отец передавал зятю свою плеть, чтобы тот сам воспитывал свою жену. Мальчики продолжали заниматься теми же делами, что и отец, наследовали их ремесло. Девочки, если не выходили замуж, оставались рядом с матерью, занимались хозяйством, рукоделием, помогали растить младших братьев и сестер.

Воспитатели в Древней Руси

Семейные традиции на Руси

Семейные традиции на Руси / Фото взято из открытых источников

Кроме описанных стандартов воспитания в Древней Руси существовали ещё другие формы, где главным воспитателем выступал не родитель, а другой человек. В IX-XI веках процветала такая форма как «кормильство». Применялась среди детей из княжеских семей. В 5-7 лет ребёнка отдавали воспитываться в другую семью, которая подбиралась среди знати. Кормилец становился ребёнку наставником, в его обязанности входило образование ребенка и его воинская подготовка. 

Ещё одна, наиболее распространённая форма, существовавшая на Руси — «кумовство», когда детям назначался духовный наставник.

Но такие формы были распространены только среди знати. Дети из простых семей чаще всего воспитывались родителями или иногда  «дядьками». Детей передавали на воспитание дяде, брату матери, в то время как отец занимался воспитанием детей сестры. Если родного дядьки у ребенка не было, его воспитывали соседи.

Основной посыл к воспитанию детей на Руси был призыв к патриотизму, защите ее от врагов, храбрости, отваге, трудолюбию, почтению старших, быть отзывчивыми и добрыми к людям. Именно добро и было основой воспитания, несмотря на то, что методы наших предков нам непривычны и кажутся суровыми.

prodetki.com

История воспитания. Древняя Русь. — Продюсерский центр для детей Имена

История воспитания. Древняя Русь.

Я думаю, что иной раз, для создания будущего, нужно обратиться к прошлому. По крайней мере, это никогда не помешает. Поэтому, сегодня я решила заглянуть в эпоху Древней Руси и посмотреть, как воспитывали детей наши предки. Экскурсия будет познавательной!

1. Обучение грамотности. Сейчас есть мнение, что большинство народа Руси было неграмотным до Революции. Однако я выяснила, что это не так! Детей обучали грамотности с ранних лет! Учили писать, читать церковные книги…Причем не только в дворянских семьях, но и среди простых крестьян!

2. Иерархия. В Древней Руси авторитет родителей был огромным. Тогдашние дети и представить не могли, как это кричать на отца с матерью или спорить с ними! Дети всегда прислушивались к советам старших и выполняли их поручения без напоминания!

3. Раннее воспитание. Первые три года ребенок воспитывался матерью в независимости от пола. Но после пяти мальчики начинали больше времени проводить с отцами и перенимать их опыт.

4. Сказки. Сказки рассказывали всегда! Причем поучительные, в которых был заложен глубокий смысл и мораль!

5. Этикет. И крестьяне, и дворяне обучали своих детей не только грамотности. Они следили за тем, чтобы ребенок достойно вел себя в обществе. Правильно кланялся, правильно разговаривал, был вежливым и учтивым.

6. Верховая езда. Тогда лошади были практически у каждого и, естественно, ребенка едва он научился ходить, сажали в седло. Представляете! На это кажется чем-то нереальным, однако это было необходимо, чтобы воспитать в мальчике воинский характер.

7. Раннее взросление. Верховой ездой и работой по дому родители не ограничивались! После десяти лет мальчики уже могли быть дружинниками, а девочки умелыми хозяйками!

8. Христианское воспитание. Так как Русь всегда была православной, родители учили своих детей правильно вести себя в церкви, правильно молиться и соблюдать церковные каноны. Ребенок из прошлого в христианстве разбирался гораздо больше чем мы, взрослые из двадцать первого века!

9. Строгий надзор. И мальчикам, и девочкам супругов выбирали сами родители. Хорошенько присматривались к их семьям и воспитанию. Родители были обязаны следить за духовной чистотой своей дочери, чтобы затем передать ее мужу.

Конечно, негативные стороны тоже были. Телесные наказания, например, были в порядке вещей. Но все же, в целом, наши предки умели воспитывать достойное потомство. И мне кажется, нам есть чему у них поучиться!

22. 03. 2017.

www.imenapro.ru

История о Древней Руси - начальные классы, уроки

МАОУ «Давыдовская гимназия»

Орехово-Зуевского муниципального района

Московской области

В о в р е м е н а Д р е в н е й Р у с и Урок истории

Учитель: Пальчиковская Г.В.

Тема урока. «Во времена Древней Руси».

Тип урока: изучение нового.

Задачи урока.

- формировать представление о Древнерусском государстве:

- формировать умение работать с картой и лентой времени;

- определить факторы, обусловившие введение христианства на Руси;

- раскрыть роль личности князя Владимира в крещении Руси и значение принятия христианства;

- формировать умение устанавливать логические связи; развивать устную речь, память; расширять словарный запас:

- воспитывать интерес к истории, уважение к истории Отечества

План урока.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение нового материала. 1 .Введение в тему.

2.Образование Древнерусского государства. З. Князь Владимир и Крещение Руси.

IV. Закрепление изученного

  1. Итоги урока. Домашнее задание.

Основные термины и понятия:

государство, правитель, Киевская Русь, князь, религия, христианство.

Оборудование:

тест по теме «Жизнь древних славян», макеты славянских поселений, карта «Киевская Русь», контурные карты, рабочие листы, лента времени, аудиозапись, презентация к уроку «Во времена Древней Руси».

Ход урока.

  1. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

  1. Проверка домашнего задания.

1.Проверочное тестирование.

Вариант 1 Вариант 2

1.Поселение древних славян находились: 1. Русские, украинцы и белорусы

произошли от:

а) в западной части Европы; а) восточных славян;

б) в восточной части Европы; б) западных славян;

в) в центральной Европе. в) южных славян.

2. Древние славяне жили: 2. Жили славяне племенами, чтобы

сообща заниматься:

а) семьями; а) земледелием;

б) в одиночку; б) бортничеством;

в) племенами в) рыболовством

3. Где вырубали место для поселения: 3. Что делали с деревьями,

вырубленными под пашню:

а) на краю болота: а) забор вокруг поля;

б) на берегу реки; б) закапывали в землю;

в) среди густого леса в) сжигали, а золой удобряли почву

4. Кто, по мнению славян, повелевал 4. Кто был одним из главных богов

всеми явлениями природы: славян:

а) один верховный бог; а) Зевс;

б) различные боги; б) Юпитер;

в) злые духи в) Перун

5. К кому обращались славяне за 5. С чем связаны многие

помощью и защитой: славянские праздники:

а) к душам умерших предков; а) с различными ремёслами;

б) к русалкам; б) с почитанием природы;

в) к ангелам в) с победами над врагом

2. Пересказ «Жизнь древних славян»

по плану, составленному на предыдущем уроке.

Слушаются рассказы: «Край населённый восточными славянами» /Слайд 1/

и «Славянские боги и праздники». /Слайд 2/

  1. Изучение нового материала.

-- Сегодня нам предстоит выяснить, когда и как образовалось Древнерусское государство.

Давайте вспомним необходимые признаки государства. /Ответы детей./

/Слайд 3./ Это наличие территории, определение границ, столицы, формы управления.

Переместимся по «Ленте времени» на 12 веков назад и окажемся в ____ веке

На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни древних славян.

Шли века. Постепенно менялась жизнь славян. Они научились лучше обрабатывать землю, усовершенствовали орудия труда. Каждая семья работала теперь на своём поле, самостоятельно вела своё хозяйство. Многие славянские посёлки стали разрастаться.

Нам известно, что славяне селились по берегам рек. Вспомните и объясните, почему? /Ответы детей./

Действительно, реки были той единственной дорогой, в непроходимых лесах и болотах, используя которую, славяне могли общаться и обмениваться товарами между племенами и с другими народами.

Рассмотрите карту на стр.41 учебника. Назовите реки, протекающие на территории расселения славян между Балтийским и Чёрным морями. /Выполнение задания./

-- Жители побережья Балтийского моря, которых называли варягами-русами стремились торговать с жителями побережья Черного моря, которых славяне называли греками.

/Слова варяги-русы -- греки записаны на доске./

Выполните задание 1 на рабочих листах, работая в парах. /Слайд 4/

/Один читает текст, другой карандашом на схеме отмечает путь «из варяг в греки», который проделывали купцы./

Затем одна пара показывает этот путь на карте.

Задание 1. Внимательно читая текст, проследи с помощью карандаша путь «из варяг в греки», который проделывали купцы.

Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень-озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки (ладьи) по суше в Западную Двину. Переплывали её, затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускались по нему в Чёрное море.

-- Греки со своими товарами отправлялись в противоположную сторону.

Этот путь походил через земли ______? / Заселённые славянами./

-- Славянам это было выгодно? Почему? / Рассуждения детей./

-- Да. Так как встречные варяжские и греческие суда часто останавливались у берега реки, чтобы обменяться различными товарами между собой и с местными жителями.

-- Представьте себя купцами, плывущими с богатыми товарами по реке. Вашему взору открываются четыре картины. Прочитайте задание 2 в рабочих листах.

Задание 2. а) Низкий берег реки, к которой близко подходит лес.

б) Высокий берег реки, поросший лесом.

в) Большая поляна на высоком берегу реки.

г) Низкий болотистый берег.

--Какое место вам кажется наиболее надёжным и удобным для ведения торговли с местными жителями? Обоснуйте свой выбор. /Мнения детей./

Что потом возникало на этих удобных для торговли местах, вы мне ответите, выполнив задание 3.

Задание 3. Вставьте нужное слово, предварительно проанализировав

информацию в скобках. Допиши предложение.

По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные ______________: Новгород, Смоленск, Киев и другие.

(Это были места складирования товаров во время их обмена купцами, которые нужно было огораживать, охраняя от врагов. В этих городах торговая площадь была главной.)

/Слайд 5/

-- Итак. В 8-9 веках на землях, заселённых славянами, по берегам рек стали возникать города.

-- Догадались ли вы, как образовалось слово «город»? Докажите, выбрав из списка однокоренные слова к данному слову.

Задание 4. Выбери из списка однокоренные слова к слову «город».

Город, горка, городить, гореть, огородить, изгородь,

горница, городской, горевать, пригород, горький.

Физкультминутка. Групповое задание.

-- Постройте в нужном месте на берегу реки город, используя предложенный

набор деталей /условных обозначений./.

-- Подведем некоторые итоги.

К середине 9 века славянские племена занимали обширную территорию между Балтийским и Чёрным морями с севера и юга, от Вислы до Волги на западе и востоке.

Но между славянскими племенами / рассказывается в летописи/ не было согласия, а были у них всё ссоры и драки.

Некоторые племена, рассудив, что добру от этого не бывать, решили себе князя выбрать, но не из своих, а из чужих, чтоб своим не потакал. Для этого были отправлены за море к соседнему варяжскому племени Русь послы, и велено держать им такую речь:

«Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет, приходите княжить и владеть нами». Три князя варяго-русские Рюрик и два брата его пришли к нам и начали княжить

Сам Рюрик сел в Новгороде. /Слайд 6/

Так началось в 862 году славянское государство.

-- Выполните задание 5. Ответьте на вопрос: Какое название получило это государство и почему?

Задание 5. Прочитайте два суждения и впишите между ними нужное слово-связку.

Используйте слова для справок.

Рюрик и его дружина Страна, где правили

были из племени потомки Рюрика стала

варягов-русов ------------------------ называться Русью

Слова для справок : так как, поэтому, словно, причём

Через несколько лет, в 882 году, другой князь -- Олег, увидев, как удобно расположен город Киев, как он красив, богат и надёжен, перенёс в него столицу из Новгорода.

Так к концу 9 века на карте Европы появилось государство Киевская Русь.

/Слайд 7/

Физкультминутка. /Упражнение на внимание/

Звучит отрывок из балета И. Стравинского «Весна священная» / 40 секунд./

-- А теперь перенесёмся на сто лет вперёд, и окажемся в каком веке? / 10 –м / /Слайд 8/

В это время на Руси правил Князь Владимир /Слайд 9/

и за годы его княжения произошли в государстве важные перемены. Он расширил территорию страны и укрепил её границы, собрав богатырские дружины. Но в историю князь Владимир вошёл как креститель Руси.

Велика и сильна в те времена была Древнерусская держава. Слух о ней шел по всем странам. Но несмотря на это, Киевская Русь не признавалась соседними странами великим государством, потому что она была языческой /непонятной для остальных/

Это была главная причина, по которой князь Владимир решил изменить веру на Руси.

Чтобы узнать о других верах, отправил князь Владимир послов в соседние страны.

Давайте послушаем разговор, который мог состояться между князем Владимиром и вернувшимися послами.

/Учащимся заранее раздаются листы с текстами – речью послов./

Автор. Пришли к князю Владимиру от евреев.

Князь Владимир. А где же находится их земля?

Посол. В Иерусалиме.

Князь Владимир. Но там ли они живут теперь?

Посол. Нет. Бог разгневался на их отцов и разбросал народ их по разным странам, а землю отдал христианам.

Князь Владимир. Мы не можем принять веру людей, отверженных Богом, чтобы и с нами не было того же.

Автор. Вернулись послы из Рима.

Посол. Красива католическая церковь и внутри, и снаружи. Священники носят богатые одежды, но службу в храме можно проводить только на непонятном нам латинском языке.

Автор. И эту религию не принял князь.

Возвратились послы и от греков. /Слайд 10/

Давайте послушаем, что они сказали.

Посол от греков. В церкви у греков не знаешь, где и находишься: то ли на небе, то ли на земле, потому что на земле не бывает такой красоты… Чудесное пение на понятном для каждого верующего языке, и красота внутри церкви вызывает неописуемый восторг! Тот, кто верит в их бога, хоть и умрёт, но потом воскреснет и будет жить вечно.

Автор. Веру греков, которая пришла к нам из Византии, веру православную выбрал князь Владимир для своего народа. Она была более понятна и знакома славянам, т.к. они издавна поддерживали связи с этим могущественным в те времена государством. Для приобщения к христианской церкви были совершены обряды Крещения: человека погружают в воду или кропят водой.

/Слайд 11 /

Годом Крещения Руси считается 988 год.

Принятие христианства имело для Древнерусского государства огромное значение.

Задание 6. Прочитай текст. Определи значение принятия Русью христианства.

/Подчеркни в тексте карандашом. /

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремёсла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Крещение -- важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли её связи с другими государствами Европы, вырос её авторитет. На неё стали смотреть как на равную.

IV. Закрепление изученного.

Давайте обобщим все полученные на уроке сведения.

- Когда появилось на карте Европы государство Киевская Русь.?

- Почему оно получило такое название?

- Кто им управлял?

- Какого князя считают крестителем Руси?

- Какой год считается Крещением Руси?

Самостоятельная работа. Выполнение заданий 7, 8, 9 в рабочих листах.

V. Итог урока. Домашнее задание.

Рабочий лист к уроку «Во времена Древней Руси»

Задание 1. Внимательно читая текст, проследи с помощью карандаша путь «из варяг в греки» . который проделывали купцы.

Сначала торговые люди плыли по Балтийскому морю. Затем по реке Неве они попадали в Ладожское озеро. Из него поднимались по реке Волхову в Ильмень-озеро. Потом плыли вверх по течению реки Ловать. Далее купцы волочили свои лодки (ладьи) по суше в Западную Двину. Переплывали ее, затем опять волоком тащили ладьи в Днепр и спускались по нему в Черное море.

Задание 2. а) Низкий берег реки, к которой близко подходит лес.

б) Высокий берег реки, поросший лесом.

в) Большая поляна на высоком берегу реки.

г) Низкий болотистый берег.

Задание 3. Вставьте нужное слово, предварительно проанализировав информацию в скобках. Допиши предложение.

По пути следования иноземных купцов на славянской территории возникали многочисленные _________: Новгород, Смоленск, Киев и другие.

(Это были места складирования товаров во время их обмена купцами, которые нужно 6ыло огораживать, охраняя от врагов. В этих городах торговая площадь была главной.)

Задание 4. Выбери из списка однокоренные слова к слову «город».

Город, горка, городить, гореть, огородить, изгородь,

горница, городской, горевать, пригород, горький.

Задание 5. Прочитайте два суждения и впишите между ними нужное слово-связку. Используйте слова для справок.

Рюрик и его дружина Страна, где правили

были из племени потомки Рюрика стала

варягов-русов —————————— называться Русью

Слова для справок : так как, поэтому, словно, причём

Задание 6. Прочитай текст. Определи значение принятия Русью христианства. Подчеркни в тексте карандашом.

С христианством на Руси стали распространяться грамотность, просвещение. Начали развиваться искусства и ремесла, например строительное. По всей Руси сооружали прекрасные церкви и соборы.

Новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Крещение - важное событие в русской истории. Русь вошла в число христианских стран, а это значит, что окрепли ее связи с другими государствами Европы, вырос ее авторитет. На нее стали смотреть как на равную.

Задание 7. Объясни название главной улицы современного Киева - Крещатик.

(В случае затруднения обратись к тексту учебника.)

Задание 8. Собери слово из слогов. Стрелочками разного цвета соедини первый слог со вторым, второй с третьим и прочитай знакомые слова.

Дру ще на

Кре я ре

Бо жи ние

Задание 9. Разгадай слова и впиши первые буквы этих слов в квадратики по порядку. Ты узнаешь, как в русской истории почетно именуется князь Владимир.

1. Ближайшая к Земле звезда - _____________________

2. Вторая по счету планета от Солнца - _____________

3. Последняя буква русского алфавита - ______________

  1. Запиши словом цифру «1000» - _________________

5 Созвездие, названное по имени охотника

из древнегреческих мифов - _____________________

6. Буква русского алфавита с

расположенной над ней загогулиной - _____________

kopilkaurokov.ru