Род и община как основные социальные единицы на Руси. Община это в древней руси


ГОРОДСКАЯ ОБЩИНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

 

      Древнерусская государственность, сложившаяся в ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины.

     Образующаяся на основе этой иерархии территориально-политическая структура в древнерусских источниках именуется "земля" или "волость". Каждая такая земля получает свое название от города: Киев - Киевская земля, Новгород - Новгородская земля, Смоленск - Смоленская земля и т.д. - Поэтому такие образования квалифицируются как города-земли или города-государства, обладающие всеми признаками и атрибутами внутреннего суверенитета.

     Верховным органом власти общины старшего города, как и волости в целом, было вече - народное собрание, в котором участвовали все свободные и полноправные граждане из числа жителей города и прилегающей сельской округи.

     Участвовать в вечевых мероприятиях было не обязанностью, а правом граждан, которым они могли пользоваться по своему усмотрению. Этим правом обладали не все свободные жители, а только главы больших семей, "мужи", как их именуют древнерусские источники: на вече они принимали решения за себя и за своих "детей", физически вполне взрослых, но не достигших еще гражданского полноправия.

     Вечевые постановления принимались консенсусом, хотя и достигавшимся нередко в ходе острой борьбы и столкновения различных мнений. Никакого подсчета отдельных голосов, поданных в пользу того или иного решения, не производилось, необходимо было общее согласие веча для того, чтобы решение вступило в силу. Иначе и быть не могло, ведь при характерной для того времени неразвитости аппарата государственного принуждения любое принятое постановление могло быть исполнено лишь при условии согласия с ним и поддержки подавляющего большинства простых граждан.

     Важную роль в ходе вечевых прений играли общинные лидеры-бояре, силой личного авторитета и умением убеждать или отстаивать свою правоту, и увлекали за собой рядовых вечников, апеллируя к общим интересам земли, в сознании древнерусских людей стоявшим выше любых индивидуальных или групповых интересов. При этом окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что указывает на демократический характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из волости.

     Решению вече старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Компетенция вече ничем не была ограничена, собравшиеся на нем граждане могли рассматривать и принимать решения по любому вопросу, имеющему общественно-важное значение.

     Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, объявляло денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, смещало неугодных представителей назначаемой князьями администрации.

     Вторым институтом государственной власти в Древней Руси был князь. Его общественное положение раскрывается двояко. Князь - представитель знати, в кругу которой он - первый среди равных. Это обстоятельство, разумеется, накладывало свой отпечаток на его правительственную деятельность: князь не был свободен от интересов и запросов социальных верхов. Но бесспорно и другое - в княжеской политике находили выражение нужды простого народа, что объясняется отсутствием антагонистических противоречий, общинным характером социального устройства. Князь и знать еще не превратились в особое сословие, отгороженное от рядовых общинников. Знатные выступали в качестве лидеров и правителей, но власть они пока получали из рук народа.

     Князь и городская община составляли части единого социально-политического организма. Князь не мог обойтись без общины, как и она без него. Об этом свидетельствуют выполняемые князем общественно необходимые функции. Искони ему принадлежит роль верховного военного предводителя, и в этом качестве его некому заменить, поскольку земское войско, как и любая военная организация, строится на принципе единоначалия, и только князь в глазах простых людей обладает достаточным авторитетом и сакральной силой, чтобы ее возглавить. То же самое следует сказать и о других властных функциях князя - законодательной, судебной, административной, дипломатической, столь же необходимых для нормальной жизнедеятельности общественного организма, требовавших постоянного личного участия правителя.

     Такой же прочной и неразрывной была обратная связь князя со своими подданными, городской общиной. Приобретение стола и успех правительственной деятельности князя в первую очередь зависели от поддержки общины, обеспечить которую было его важной заботой. Община принимала князя, заключая с ним "ряд" - договор - "на всей своей воле", нарушение условий такого договора со стороны князя влекло к его изгнанию.

     Другим важнейшим ограничением возможного произвола княжеской власти была военная мощь городской общины, земского войска, объединявшего в своих рядах все боеспособное население волости. Без согласия общины, веча, князь не мог провести мобилизацию войска, что делало его бессильным перед лицом внешне- и внутриполитических угроз. В Древней Руси действовал и институт общенародного (вечевого) суда над князем: допустившим злоупотребления, а тем более совершившим преступные деяния - его могли лишить власти, заключить под стражу и даже предать смертной казни.

     Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В своей деятельности он опирается на дружину, объединявшую его ближайших сподвижников и слуг. Из числа дружинников князь производит назначения на военные и административные должности руководимого им аппарата государственного управления. За действия "княжих мужей" последний отвечает, как за свои собственные поступки.

     Третьим институтом общинной государственности является боярская дума ("совет"), приходящая на смену старейшин родоплеменной эпохи. Боярская дума не имеет четко зафиксированного статуса в писаном праве, однако обычай требовал от князя обязательного согласования своих действий с боярами, "лучшими мужами", отказ от "думы" с которыми вызывал резкое недовольство общины и мог послужить основанием для лишения князя власти. Боярская дума формировалась из наиболее влиятельных представителей городской общины, земских бояр. Вот почему так часто боярские "советы" совпадают с принимаемыми следом вечевыми решениями, а князь, не нашедший поддержки бояр, как правило, не находит ее и на вече.

     В целом политический строй Древней Руси можно характеризовать как демократический. Города - земли домонгольского периода - это вечевые республики, где в делах государственной власти и управления участвовали самые широкие общественные силы. Древнерусская демократия не знает представительных форм и носит непосредственный характер. Вече - верховный орган власти - не являлось парламентом, состоящим из наделенных соответствующими полномочиями народных представителей. Каждый полноправный гражданин, свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения. Последнее, впрочем, нуждается в некотором уточнении.

     Особенностью древнерусской государственности является тот факт, что носителем публичной власти выступала община старшего города, в ее руках концентрировалась принудительная власть по отношению к жителям пригородов и волости в целом. Решение столичной вечевой общины было обязательным для всех волошан - такой порядок распространялся на все важнейшие сферы общественной жизни - политическую, административную, судебную, финансовую, военную. "Новгородцы же изначала и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости как на думу на веча сходятся, на что же старейшие сдумают, на том пригороды станут", - читаем в летописи.

     Подчиненное положение пригородов и их административная зависимость от старшего города выражались в том, что пригородам приходилось принимать от города посадников. Посадник принадлежал к числу высших должностных лиц государства, помимо распорядительных функций, он, судя по всему, выполнял еще определенные полицейские обязанности. Являясь людьми пришлыми и не будучи подотчетными местному населению, посадники нередко допускали злоупотребления, произвол и насилие. Доведенные до крайности жители сурово расправлялись с такими правителями, что в свою очередь приводило к обострению отношений пригорода со старшим городом.

     Высшими должностными лицами были также тысяцкие и воевода. Их связь с земской общиной гораздо прочнее. Тысяцкий и воевода не только осуществляли руководство военными силами общины, но и являются выразителями политических интересов земли вне зависимости от того, происходили они сами из княжеско-дружинной или земско-общинной среды. Принадлежность к земской военной организации и опора на ее силы обеспечивает названным деятелям высокую степень самостоятельности и независимости в отношениях с князьями как в военной, так и в политической сфере. Если община ("людье") принимает решение заменить неугодного правителя другим, более популярным, то ее лидеры - воевода и тысяцкий, - в конечном счете, действуют в полном соответствии с таким решением: тайно от князя связываются с его соперником, сообщают ему о симпатии горожан. Призывают к решительным действиям и от имени общины обещают поддержку в нужный момент.

     Положение воеводы и тысяцкого напрямую не зависит от перемен, происходящих на княжеском столе. Они остаются на своих местах даже в тех случаях, когда сменяются князья из враждующих между собой династий при том, что воевода, к примеру, мог участвовать в боевых действиях против тех князей, кто со временем занимал стол в его земле.

     При всем сходстве статуса и роли тысяцкий и воевода - не одно и тоже. Соотношение между ними можно определить так: если каждый тысяцкий - воевода, то не каждый воевода - тысяцкий. Последний обладает целым рядом дополнительных полномочий и в делах общественной жизни приобретает более важное значение.

     Прежде всего, привлекает внимание чрезвычайно высокое общественное положение тысяцкого, близкое к положению князя. Иногда источники даже называют тысяцкого князем, распоряжающимся боярами, "сущими под ним". Имеются также данные о том, что не только бояре, но и непосредственно князья могли "держать тысячу". По правлению тысяцких (так же, как и князей) в ряде случаев ведется счет времени летописцем, связывающим с их именами те или иные события. Наряду с князьями тысяцкие участвуют в выработке законов, по которым живет община, им также принадлежит право суда по некоторым делам, разнообразные представительские функции.

     Власть воеводы и тысяцкого распространялась и на подчиненные старшему городу пригороды. Во время проведенных военных действий, когда земля испытывала непосредственную вражескую угрозу, эта власть приобретала чрезвычайный характер. Столичный воевода своей волей мог отменить решение веча пригорода, если таковое шло вразрез с интересами общины старшего города и ставило под вопрос территориальную целостность земли. Подобно посаднику, воевода и тысяцкий со своей стороны заботятся о сохранении единства земли и всячески пресекают сепаратистские устремления мятежных пригородов.

     По мере экономического и политического усиления, роста числа жителей, укрепления военной организации, пригороды начинают тяготиться зависимостью от старших городов. С особой силой этот процесс разворачивается, начиная с середины XII в., когда он получает повсеместное распространение. Борьба старших городов с усиливающимися пригородами становится главным содержанием внутри волостной жизни, в ней участвуют самые широкие общественные силы, - по сути дела эта борьба носит характер межобщинного столкновения. Результат может быть двояким: либо единая прежде волость делится на несколько новых самостоятельных городов-государств, либо значение старшего города переходит к взявшему верх пригороду.

     Описанная нами модель государственного устройства не является чем-то особенным, свойственным лишь древнерусскому обществу механизмом. Как показывают новейшие исследования, она довольно часто встречается в мировой истории и в дальнейшем уступает место иным, более многообразным формам государственной организации, складывающимся в соответствии с конкретно-историческими условиями. Ближайшими историческими аналогами древнерусских городов - государств можно считать древнегреческие полисы и древневосточные номы. 

historicaldis.ru

сравнение древнерусских и славянских форм организации общества

Состав соседской общиныЭпоха первобытного строя характеризуется несколькими формами общественной организации. Период начался с родовой общины, в которую объединялись кровные родственники, ведущие в дальнейшем общее хозяйство.

Родовая община не только сплачивала родных друг другу людей, но и помогала выживать им с помощью совместной деятельности.

Поскольку процессы производства начали делиться между собой, в общине началось разделение на семьи, между которыми распределялись общинные обязательства. Это привело к тому, что появилась частная собственность, которая ускорила разложение родовой общины, терявшей дальние родственные связи. С окончанием этой формы общественного строя появилась соседская община, определение которой строилось уже на других принципах.

Это интересно: Владимиро-Суздальское княжество, кратко о главных фактах.

Понятие соседской формы организации населения

Значение слова «соседская община» подразумевает группу из отдельных семей, живущих на определённой территории и ведущих на ней общее хозяйство. Такую форму называют крестьянской, сельской или территориальной.

Это интересно: когда отменили крепостное право в России?

Среди главных признаков соседской общины следует выделить:

  • общую территорию;
  • общее пользование землёй;
  • отдельные семейства;
  • подчинение общинным органам управления социальной группой.

Территория сельской общины была строго ограничена, но территории с лесами, пастбищами, озёрами и реками вполне хватало на то, чтобы вести индивидуальное скотоводство и земледелие. Каждая семья такой формы общественного строя владела своим участком земли, пашней, орудиями труда и скотом, а также обладала правом на определённую долю общинной собственности.

Это интересно: барщина – это что такое, примеры.

Организация, включённая в общество в качестве подчинённого элемента, выполняла только частично общественные функции:

  • накапливала производственный опыт;
  • организовывала самоуправление;
  • регулировала землевладение;
  • сохраняла традиции и культы.

Человек перестал быть родовым существом, для которого связь с общиной имела большое значение. Люди теперь становились свободными.

Это интересно: Полтавская битва – кратко самое главное. Итоги боя.

Сравнение родовой и соседской общин

Какие бывают общиныСоседская и родовая общины являются двумя последовательными этапами в формировании общества. Преобразование формы из родовой в соседскую — это неизбежный и закономерный этап в существовании древних народов.

Одной из главных причин к переходу от одного типа организации общества к другому послужило изменение кочевого образа жизни на оседлый. Подсечно-огневое земледелие стало пашенным. Были усовершенствованы орудия труда, необходимые для обработки земель, а это привело к увеличению производительности труда. Появилось социальное расслоение и неравенство среди людей.

Постепенно распадались родовые отношения, которые сменились семейными. Общественная собственность оказалась на втором плане, а на первое место по значимости встала частная. Орудия труда, скот, жилье и отдельный участок принадлежали конкретному семейству. Реки, озёра и леса оставались принадлежать всей общине. Но каждая семья могла вести собственное дело, с помощью которого она зарабатывала средства на существование. Поэтому для развития крестьянской общины требовалось максимальное объединение людей, так как с приобретённой свободой человек утратил большую поддержку, которая оказывалась в родовой организации общества.

Это интересно: что такое “аракчеевщина“, определение термина.

Из таблицы сравнения родовой общины с сельской можно выделить главные их отличия друг от друга:

  • Что значит соседская общинаВ соседской общине складывались не просто социальные, а социально-экономические отношения.
  • При форме родовой организации между семьями должно было сохраняться кровное родство.
  • В период соседских отношений появилась частная собственность, т. е. каждая семья могла распоряжаться своей долей самостоятельно.
  • Отдельное семейство занималось исключительно своим участком, отведённым для него.
  • Во времена сельских поселений происходило формирование социальных слоёв.

Соседская форма общества имела больше преимуществ, чем родовая, поскольку она послужила мощным толчком к развитию частной собственности и складыванию экономических взаимоотношений.

Это интересно: указ об обязанных крестьянах в 1842 году.

Восточнославянская соседская община

Какие бывают общиныСоседские отношения у восточных славян сформировались в VII веке. Называли такую форму организации «вервью». Название восточнославянской сельской соседской общины упоминается в сборнике законов «Русская правда», который создал Ярослав Мудрый.

Вервь представляла собой древнюю общинную организацию, существовавшую в Киевской Руси и на территории современной Хорватии.

Соседская организация характеризовалась круговой порукой, т. е. за совершённый её участником проступок должна была отвечать вся вервь. При совершении убийства кем-то из общинной организации виру (штраф) князю должна была выплатить вся общинная группа.

Удобство такого социального строя состояло в том, что в нём не было социального неравенства, поскольку богатые должны были помогать бедным, если у тех был недостаток продуктов. Но, как показывает будущее, социальное расслоение было неизбежным.

В период своего развития верви уже не были сельскими организациями. Каждая из них представляла собой союз нескольких поселений, которые включали несколько посёлков. Ранний этап развития общинной организации ещё характеризовался кровным родством, но со временем это перестало играть главную роль в жизни общества.

Вервь облагалась общей воинской повинностью. Каждое семейство обладало приусадебной землёй со всеми домашними постройками, орудиями труда, различным инвентарём, скотом, участками для земледелия. Как и у любой соседской организации, в общественных владениях у верви находились лесные территории, угодья, озёра, реки и места промысла.

Особенности древнерусской соседской общины

Что входит в соседскую общинуИз летописи известно, что древнерусскую общину называли «мир». Она являлась низшим звеном социальной организации Древней Руси. Иногда происходило объединение миров в племена, которые в периоды военной угрозы собирались в союзы. Племена часто воевали между собой. Войны привели к появлению дружины — профессиональных конных воинов. Дружинами руководили князья, каждый из которых владел отдельным миром. Каждая дружина представляла собой личную охрану её предводителя.

Князья имели авторитет и военную силу, поэтому они часто отбирали остаточные продукты у простых общинников. Такие деяния подтолкнули к формированию государства, которым стала Киевская Русь.

Земли превратились в вотчины. Крестьяне, или общинники, пользовавшиеся такой землёй, были обязаны платить дань своим князьям. Вотчинные земли передавались по наследству по мужской линии. Крестьян, живших в сельских соседских организациях, звали «чёрными крестьянами», а их территории — «чёрными». Народное собрание, в котором участвовали только совершеннолетние мужчины, решало все вопросы в крестьянских поселениях. В такой социальной организации форма управления представляла собой военную демократию.

В России соседские отношения просуществовали до самого XX века, в котором они и были ликвидированы. С увеличением значимости частной собственности и появлением избыточной продукции произошло разделение общества на классы, а общинные земли перешли в частные владения. В Европе происходили те же изменения. Но соседские формы организации населения существуют и сегодня, например, в племенах Океании.

obrazovanie.guru

Род и община как основные социальные единицы на Руси

«Повесть временных лет» содержит следующее описание социальной организации одного из основных русских племен на заре их истории: «Поляне жили родами, каждый род контролировал находящуюся вокруг территорию» [210].

Этот известный фрагмент служил отправной точкой для создания так называемой теории «родового быта», которая преобладала в русской исторической мысли на протяжении девятнадцатого века. Эта теория может быть названа ведущим обобщением или наиболее популярной «рабочей гипотезой» этой стадии русской историографии, направленной на раскрытие истоков социального порядка на ранних ступенях русской истории.

Ее создателем был Д.П.Г. Эверс, выдающийся исследователь русской истории права, немец по рождению[211], а С.М. Соловьев сделал ее краеугольным камнем крупнейшего своего произведения «История России с древнейших времен»[212]. Юрист К.Д. Кавелин далее развил эту концепцию[213]. Согласно Эверсу, русское общество прошло от родовой стадии до государственного состояния почти без какого‑либо переходного периода. Раннее Киевское государство было всего лишь комбинацией родов. По мнению Соловьева, сам факт того, что княжеской род Рюриковичей пользовался исключительной властью над государственной машиной в киевский период, является решающим аргументом в пользу теории Эверса.

Эта теория встретила сильное противоборство с самого начала со стороны славянофильского историка К. Аксакова. С его точки зрения, не род, а община, мир были основанием древнерусского социального и политического порядка[214]. Мнение Аксакова не было тогда принято в целом, но в основном из‑за некоторой туманности его определения общины.

Для дальнейшего обсуждения проблемы обладает большой ценностью сравнительное изучение социальной организации различных ветвей славянства, равно как и других народов. Являясь блестящим исследователем в области сравнительной юриспруденции и экономической истории, M.M. Ковалевский собрал важные материалы, относящиеся к организации осетин и других кавказских племен; он также проанализировал проблему как целое в свете сравнительной этнологии[215]. Одновременно Ф.И. Леонтович изучил социальные институты славянских народов, подчеркивая некоторые параллельные направления в истории русских и южных славян, введя термин задруга  в русскую историографию[216]. Среди имен младшего поколения русских историков, уделивших проблеме большое внимание, следует в любом случае упомянуть А.Е. Преснякова[217]. Недавно некоторые советские историки, в особенности Б. Д. Греков, рассмотрели проблему в целом, используя в качестве теоретической базы – и этого можно было ожидать – сочинения Фридриха Энгельса[218].

Каково же современное состояние проблемы? Кажется существует согласие в мнении ученых, что русские, равно как и большинство других народов, должны были пройти через стадию патриархально‑родовой организации, но в киевский период эта стадия была давно преодолена. Непосредственная историческая связь между родом и государством не просматривается. Объединение родов привело к формированию племен, но племенная организация никогда не была сильна на русской почве; более того, в период переселения не только племена, но и сами роды подвергались ломке. В любом случае, составные части Киевской Руси – города‑государства и удельные владения – лишь частично совпадали с прежним племенным делением, а в некоторых случаях и вовсе не совпадали. Итак, древнерусское государство не выросло прямо из русских племен, которые были просто промежуточным типом социальной и политической организации. В большинстве случаев племя политически являлось тупиковой единицей.

Но если род нельзя рассматривать как базовое социальное звено Древней Руси, что же было таковым? Разумеется, не семья в современном смысле слова. Это была слишком маленькая и слабая группа, для того чтобы справиться с трудностями первобытной экономики, в особенности в период миграций. И таким образом мы приходим к проблеме задруги,  т. е. «большой семейной» общины – более или менее опосредующему социальному звену между родом и семьей, базировавшемуся на сотрудничестве трех или более поколений[219]. Термин взят из сербского языка и означает «дружбу», «соглашение», «гармонию». В Югославии община‑задруга все еще существующий институт или был таковым до последней войны. Согласно кодексу законов княжества Сербского (1844 г.), задруга «является общиной для совместной жизни и владения имуществом, появившейся и утвердившейся в процессе кровных отношений и естественного размножения» [220].Средняя югославская задруга насчитывает от двадцати до шестидесяти членов (включая детей). Иногда количество членов может достичь восьмидесяти или даже ста.

Среди русских крестьян меньшее звено этого типа, известное просто как «семья», выжило почти до революции 1917 г. В рапорте волостного старшины Орловской губернии конца девяностых годов прошлого века этот институт описан следующим образом: "Крестьянская семья в нашем поселении состоит из многочисленных родственников, их жен и детей, в целом от пятнадцати до двадцати человек, живущих в одном доме. Старейшина обладает большой властью над семьей. Он содержит семью в мире и согласии; все члены подчинены ему. Он распределяет подлежащую выполнению работу для каждого члена семьи, распоряжается хозяйством и платит налоги. После его смерти власть переходит к его старшему сыну, и если ни один из его сыновей не является совершеннолетним, то к одному из его братьев. Если в семье не остается совершеннолетних мужчин, старшая вдова принимает его полномочия. Когда несколько братьев живут таким образом в одном доме, сохраняя семью в единстве и согласии, они рассматривают все, что у них есть, в качестве общей собственности семьи, за исключением одежды женщин, белья и холста. Это – не принадлежит общине. За исключением названного, всем остальным распоряжается старейшина – старейший мужчина в семье или любой другой член семьи, избранный по соглашению всех иных. Жена старейшины наблюдает за работой женщин; однако, если она не подходит для этой роли, для этого может быть избрана более молодая женщина. Вся работа распределяется между мужчинами и женщинами согласно силе и здоровью каждого" [221].

В «Русской Правде» нет упоминания о задруге. Вместо этого используется для определения местного поселения термин вервь.  Это же самое слово также означает «веревку», «шнур». Возникло предположение, что вервь в смысле общины должна была подчеркивать кровные отношения, или скорее линию поколений. В данной связи можно упомянуть другое понятие: ужь,  «шнур», с которым связано ужика,  «родственник», «член семейной общины». Даже признавая, что слово вервь  могло изначально обозначать большую семейную общину типа задруги, мы можем подчеркнуть, что в одиннадцатом и двенадцатом столетиях понятие уже изменило свое изначальное смысловое содержание. Из «Русской Правды» очевидно, что вервь в это время была схожа с англо‑саксонской гильдией. Это была соседская община, связанная ответственностью своих членов платить штраф за убийство, совершенное в границах общины, в случае если убийца не может быть найден. Членство в общине было свободным. Люди могли вступить в гильдию или воздержаться от этого. В более поздний период русской истории гильдия сменилась сельской общиной,  также именовавшейся мир.  В «Русской Правде» понятие мир  используется для обозначения более широкого сообщества – города с сельским районом вокруг него. Специфической формой русской земельной системы было совместное владение землей несколькими совладельцами (сябры).  Подобно верви, ассоциация сябров должна была развиться из семейной общины. Сябр  или себер ‑  архаическое слово, изначальным значением которого кажется должно быть «член семьи, работающий с другими родственниками на семейной земле». В санскрите существуют параллельные термины: sabha, «родня», «деревенское сообщество»; и sabhyas, «член деревенского сообщества». Рассмотрим также готское sibja и немецкое sippe, «родственники» (коллективно)[222]. По своей структуре слово себер  (отметим конечное "р") сходно с базовыми терминами родства в индо‑европейских языках, подобно pater и mater в латыни; brother и sister в английском; брат и сестра в славянском. Более специфичное слово «себер» должно быть связано с рефлексивным местоимением «себе». Между прочим, по мнению некоторых современных филологов, славянское слово «свобода» происходит от того же корня[223].

Иные типы социальных объединений появились в древнерусском для поддержания торговли и промышленности. Там существовали кооперативные ассоциации ремесленников и рабочих, схожие с теми, которые позднее стали известны как артель  (древнерусский термин дружина  происходит от друг).  Торговцы, как мы видели, составили различные самостоятельные компании или гильдии.

Киевская Русь. Оглавление.

www.protown.ru

Шпаргалка - Городская община древней Руси

И. Фроянов

Древнерусская государственность, сложившаяся в ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины.

Образующаяся на основе этой иерархии территориально-политическая структура в древнерусских источниках именуется «земля» или «волость». Каждая такая земля получает свое название от города: Киев — Киевская земля, Новгород — Новгородская земля, Смоленск — Смоленская земля и т.д. — Поэтому такие образования квалифицируются как города-земли или города-государства, обладающие всеми признаками и атрибутами внутреннего суверенитета.

Верховным органом власти общины старшего города, как и волости в целом, было вече — народное собрание, в котором участвовали все свободные и полноправные граждане из числа жителей города и прилегающей сельской округи.

Участвовать в вечевых мероприятиях было не обязанностью, а правом граждан, которым они могли пользоваться по своему усмотрению. Этим правом обладали не все свободные жители, а только главы больших семей, «мужи», как их именуют древнерусские источники: на вече они принимали решения за себя и за своих «детей», физически вполне взрослых, но не достигших еще гражданского полноправия.

Вечевые постановления принимались консенсусом, хотя и достигавшимся нередко в ходе острой борьбы и столкновения различных мнений. Никакого подсчета отдельных голосов, поданных в пользу того или иного решения, не производилось, необходимо было общее согласие веча для того, чтобы решение вступило в силу. Иначе и быть не могло, ведь при характерной для того времени неразвитости аппарата государственного принуждения любое принятое постановление могло быть исполнено лишь при условии согласия с ним и поддержки подавляющего большинства простых граждан.

Важную роль в ходе вечевых прений играли общинные лидеры-бояре, силой личного авторитета и умением убеждать или отстаивать свою правоту, и увлекали за собой рядовых вечников, апеллируя к общим интересам земли, в сознании древнерусских людей стоявшим выше любых индивидуальных или групповых интересов. При этом окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что указывает на демократический характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из волости.

Решению вече старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Компетенция вече ничем не была ограничена, собравшиеся на нем граждане могли рассматривать и принимать решения по любому вопросу, имеющему общественно-важное значение.

Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, объявляло денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, смещало неугодных представителей назначаемой князьями администрации.

Вторым институтом государственной власти в Древней Руси был князь. Его общественное положение раскрывается двояко. Князь — представитель знати, в кругу которой он — первый среди равных. Это обстоятельство, разумеется, накладывало свой отпечаток на его правительственную деятельность: князь не был свободен от интересов и запросов социальных верхов. Но бесспорно и другое — в княжеской политике находили выражение нужды простого народа, что объясняется отсутствием антагонистических противоречий, общинным характером социального устройства. Князь и знать еще не превратились в особое сословие, отгороженное от рядовых общинников. Знатные выступали в качестве лидеров и правителей, но власть они пока получали из рук народа.

Князь и городская община составляли части единого социально-политического организма. Князь не мог обойтись без общины, как и она без него. Об этом свидетельствуют выполняемые князем общественно необходимые функции. Искони ему принадлежит роль верховного военного предводителя, и в этом качестве его некому заменить, поскольку земское войско, как и любая военная организация, строится на принципе единоначалия, и только князь в глазах простых людей обладает достаточным авторитетом и сакральной силой, чтобы ее возглавить. То же самое следует сказать и о других властных функциях князя — законодательной, судебной, административной, дипломатической, столь же необходимых для нормальной жизнедеятельности общественного организма, требовавших постоянного личного участия правителя.

Такой же прочной и неразрывной была обратная связь князя со своими подданными, городской общиной. Приобретение стола и успех правительственной деятельности князя в первую очередь зависели от поддержки общины, обеспечить которую было его важной заботой. Община принимала князя, заключая с ним «ряд» — договор — «на всей своей воле», нарушение условий такого договора со стороны князя влекло к его изгнанию.

Другим важнейшим ограничением возможного произвола княжеской власти была военная мощь городской общины, земского войска, объединявшего в своих рядах все боеспособное население волости. Без согласия общины, веча, князь не мог провести мобилизацию войска, что делало его бессильным перед лицом внешне- и внутриполитических угроз. В Древней Руси действовал и институт общенародного (вечевого) суда над князем: допустившим злоупотребления, а тем более совершившим преступные деяния — его могли лишить власти, заключить под стражу и даже предать смертной казни.

Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В своей деятельности он опирается на дружину, объединявшую его ближайших сподвижников и слуг. Из числа дружинников князь производит назначения на военные и административные должности руководимого им аппарата государственного управления. За действия «княжих мужей» последний отвечает, как за свои собственные поступки.

Третьим институтом общинной государственности является боярская дума («совет»), приходящая на смену старейшин родоплеменной эпохи. Боярская дума не имеет четко зафиксированного статуса в писаном праве, однако обычай требовал от князя обязательного согласования своих действий с боярами, «лучшими мужами», отказ от «думы» с которыми вызывал резкое недовольство общины и мог послужить основанием для лишения князя власти. Боярская дума формировалась из наиболее влиятельных представителей городской общины, земских бояр. Вот почему так часто боярские «советы» совпадают с принимаемыми следом вечевыми решениями, а князь, не нашедший поддержки бояр, как правило, не находит ее и на вече.

В целом политический строй Древней Руси можно характеризовать как демократический. Города — земли домонгольского периода — это вечевые республики, где в делах государственной власти и управления участвовали самые широкие общественные силы. Древнерусская демократия не знает представительных форм и носит непосредственный характер. Вече — верховный орган власти — не являлось парламентом, состоящим из наделенных соответствующими полномочиями народных представителей. Каждый полноправный гражданин, свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения. Последнее, впрочем, нуждается в некотором уточнении.

Особенностью древнерусской государственности является тот факт, что носителем публичной власти выступала община старшего города, в ее руках концентрировалась принудительная власть по отношению к жителям пригородов и волости в целом. Решение столичной вечевой общины было обязательным для всех волошан — такой порядок распространялся на все важнейшие сферы общественной жизни — политическую, административную, судебную, финансовую, военную. «Новгородцы же изначала и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости как на думу на веча сходятся, на что же старейшие сдумают, на том пригороды станут», — читаем в летописи.

Подчиненное положение пригородов и их административная зависимость от старшего города выражались в том, что пригородам приходилось принимать от города посадников. Посадник принадлежал к числу высших должностных лиц государства, помимо распорядительных функций, он, судя по всему, выполнял еще определенные полицейские обязанности. Являясь людьми пришлыми и не будучи подотчетными местному населению, посадники нередко допускали злоупотребления, произвол и насилие. Доведенные до крайности жители сурово расправлялись с такими правителями, что в свою очередь приводило к обострению отношений пригорода со старшим городом.

Высшими должностными лицами были также тысяцкие и воевода. Их связь с земской общиной гораздо прочнее. Тысяцкий и воевода не только осуществляли руководство военными силами общины, но и являются выразителями политических интересов земли вне зависимости от того, происходили они сами из княжеско-дружинной или земско-общинной среды. Принадлежность к земской военной организации и опора на ее силы обеспечивает названным деятелям высокую степень самостоятельности и независимости в отношениях с князьями как в военной, так и в политической сфере. Если община («людье») принимает решение заменить неугодного правителя другим, более популярным, то ее лидеры — воевода и тысяцкий, — в конечном счете, действуют в полном соответствии с таким решением: тайно от князя связываются с его соперником, сообщают ему о симпатии горожан. Призывают к решительным действиям и от имени общины обещают поддержку в нужный момент.

Положение воеводы и тысяцкого напрямую не зависит от перемен, происходящих на княжеском столе. Они остаются на своих местах даже в тех случаях, когда сменяются князья из враждующих между собой династий при том, что воевода, к примеру, мог участвовать в боевых действиях против тех князей, кто со временем занимал стол в его земле.

При всем сходстве статуса и роли тысяцкий и воевода — не одно и тоже. Соотношение между ними можно определить так: если каждый тысяцкий — воевода, то не каждый воевода — тысяцкий. Последний обладает целым рядом дополнительных полномочий и в делах общественной жизни приобретает более важное значение.

Прежде всего, привлекает внимание чрезвычайно высокое общественное положение тысяцкого, близкое к положению князя. Иногда источники даже называют тысяцкого князем, распоряжающимся боярами, «сущими под ним». Имеются также данные о том, что не только бояре, но и непосредственно князья могли «держать тысячу». По правлению тысяцких (так же, как и князей) в ряде случаев ведется счет времени летописцем, связывающим с их именами те или иные события. Наряду с князьями тысяцкие участвуют в выработке законов, по которым живет община, им также принадлежит право суда по некоторым делам, разнообразные представительские функции.

Власть воеводы и тысяцкого распространялась и на подчиненные старшему городу пригороды. Во время проведенных военных действий, когда земля испытывала непосредственную вражескую угрозу, эта власть приобретала чрезвычайный характер. Столичный воевода своей волей мог отменить решение веча пригорода, если таковое шло вразрез с интересами общины старшего города и ставило под вопрос территориальную целостность земли. Подобно посаднику, воевода и тысяцкий со своей стороны заботятся о сохранении единства земли и всячески пресекают сепаратистские устремления мятежных пригородов.

По мере экономического и политического усиления, роста числа жителей, укрепления военной организации, пригороды начинают тяготиться зависимостью от старших городов. С особой силой этот процесс разворачивается, начиная с середины XII в., когда он получает повсеместное распространение. Борьба старших городов с усиливающимися пригородами становится главным содержанием внутри волостной жизни, в ней участвуют самые широкие общественные силы, — по сути дела эта борьба носит характер межобщинного столкновения. Результат может быть двояким: либо единая прежде волость делится на несколько новых самостоятельных городов-государств, либо значение старшего города переходит к взявшему верх пригороду.

Описанная нами модель государственного устройства не является чем-то особенным, свойственным лишь древнерусскому обществу механизмом. Как показывают новейшие исследования, она довольно часто встречается в мировой истории и в дальнейшем уступает место иным, более многообразным формам государственной организации, складывающимся в соответствии с конкретно-историческими условиями. Ближайшими историческими аналогами древнерусских городов — государств можно считать древнегреческие полисы и древневосточные номы.

www.ronl.ru

Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.

Сельские общины

Сельские жители в Древней Руси занимались рыбным и звериным промыслом и, конечно, возделыванием земли. Жители отдаленных хуторов и деревень объединялись, чтобы было проще выращивать богатый урожай, а также платить налоги князьям. Что такое община, если использовать лексику того времени? Это вервь. Не стоит путать это понятие с местом, где строят корабли. Верви получили название благодаря веревкам, с помощью которых размежевывалась земля.

Это и есть ответ на вопрос о том, что такое община. Одна вервь могла включать в себя несколько поселков. В среднем расстояние между общинами составляло около 30 километров.

Общее пользование землей было нормой для всех средневековых стран, в которых было много угодий, но состояние сельского хозяйства оставалось на достаточно примитивном уровне (простой инвентарь и т. д.) В то же время система общин была удобна для княжеской власти. Сборщикам налогов (мытарям, тиунам) было гораздо проще взаимодействовать с большой группой крестьян, чем с несколькими семействами по отдельности.

что такое община

Отличительные черты

Важной отличительной чертой славянской общины являлась принадлежность к той или иной территории. Такой обычай наглядно демонстрирует важность местности, а не рода (как это было у других народов того времени). Чтобы понять, что такое община, достаточно взглянуть на названия племенных союзов восточных славян. Поляне получили свое имя из-за того, что жили в полях, древляне селились в глухих лесах, в чащах деревьев и т. д.

Все историки, исследовавшие, что такое община в Средневековье, подчеркивали важность территориального признака, схожего с принципом, принятым у племенных союзов.

Равноправие членов верви

Второстепенность важности рода не позволяла выдвинуться вперед различным семейным кланам. Даже постепенное обогащение общин и повышение производительности труда внутри них не приводили к усилению неравенства. Блага распределялись приблизительно поровну между всеми членами верви.

Такой уклад жизни сохранялся у славян на протяжении нескольких столетий. Именно из-за этого русский народ всегда подозрительно и неодобрительно относился к алчным стяжателям, для которых богатство было превыше всего. Сплоченность и умеренность в быту – вот что такое община.что такое община в средневековье

Отношения внутри общины

Вышеописанные отношения в деревне были крайне устойчивыми. Они не позволяли развиться «капитализму» на селе, когда каждый зарабатывал для себя. Напротив, суровый климат большей части территории Руси вынуждал членов верви жить бок-о-бок и заботиться друг о друге в случае неурожая.

Жизнь крестьянина полностью зависела от того, сколько он выращивал сельскохозяйственных продуктов. Если преждевременные холода или война сводили на нет результаты его труда, то вервь приходила на помощь такому пострадавшему труженику. Для сравнения: в Европе сельскохозяйственные отношения складывались иначе. Например, в средневековой Англии всегда существовал класс обедневших крестьян – пауперов.

что такое община в истории средних веков

Борьба с боярами

До XIV века сплоченность крестьян не давала феодалам заполучить все сельскохозяйственные угодья страны. Эта важная черта рассматриваемой нами социальной группы еще раз наглядно показывает, что такое община в истории Средних веков и какова ее значимость. Пока на Руси сохранялся старый порядок, европейский капитализм разорил много индивидуальных хозяйств.

Западные крестьяне не могли создать крепкую общину, которая защищала бы их интересы, из-за преобладания родовых отношений в деревне. Все это приводило к тому, что разбогатевшие феодалы постепенно закрепостили всех бедняков. В Древней Руси этого не случилось именно из-за сплоченности вервей. Даже в самые тяжелые времена государство не ограничивало свободу крестьян. В крайнем случае повышался продуктовый налог, отчисления которого шли в центр (например, в Киев или Владимир). А вот в Европе в это время уже повсеместно были распространены обязательные работы в поместье феодалов. Так богачи эксплуатировали бесплатный труд крестьян, все сильнее увеличивая разницу между состоятельными и бедными.

что такое община в древней руси это

Поддержка князей

Помимо всего прочего, крестьянская община на Руси также защищалась княжеской властью. Правители уделов раздавали землю своим вассалом за военную службу, в то время как в Европе большие участки покупались богатыми баронами и графами. Королевская власть там была ослаблена и не могла противостоять этому естественному процессу. На Руси же князья, не желая ослаблять собственные позиции, давали вассалам (боярам) ограниченные участки земли.

Рюриковичи также не позволяли своим подчиненным завладеть крестьянскими общинами, сохраняя баланс в деревне, от которой зависело пропитание всего государства. Нормы отношений между сельчанами и боярами были закреплены в «Русской правде» - своде славянских законов, принятом при Ярославе Мудром. В этом документе говорилось о верховном праве князя судить феодалов за произвол, учиненный в отношении общины.

Людины и смерды

Параллельное существование свободного и несвободного крестьянства – это еще один фактор, помогающий определить, что такое община в Древней Руси. Это отличие между сельскими жителями даже закрепилось в языке. Свободные крестьяне назывались людинами, а зависимые – смердами. Последние были фактической собственностью князя – они работали на его земле и несли трудовую повинность в его пользу.что такое община в древней руси определение

«Русская правда» юридически закрепляла неравноправное положение общинников (за их убийство налагался штраф в 40 гривен) и смердов (штраф за лишение жизни равнялся 5 гривнам). Уголовные преступления также наказывались княжеским судом. Итак, давайте теперь, с учетом данного фактора, попробуем сформулировать, что такое община в древней Руси. Определение обязательно будет подразумевать свободных крестьян, живших заметно лучше смердов, пребывавших вне общины.

Городская община

Средневековый русский город - это еще одна социальная среда, без изучения которой сложно определить, что такое община. По истории эту тему проходят в 6 классе. Ребятам важно знать, что крупные поселения появились на землях восточных славян в IX веке. Они отличались от обычных сел защитными укреплениями, необходимыми для обороны от вражеских армий и кочевников. Власть таких городов распространялась на окружающие территории. Они назывались «землями» или «волостями».

На заре славянской государственности городская община обязательно управлялась с помощью вече – народного собрания. Право голоса имел каждый посетитель такого мероприятия. Поэтому неудивительно, что Древняя Русь и сейчас считается демократической страной, где решение народа часто стояло выше княжеской воли. Особенно заметным был этот принцип в Великом Новгороде, где вече оставалось центром политической жизни вплоть до 1478 года, когда вся республика была присоединена к Московскому государству.что такое община в древней руси это

Но народные сходы имели и свои недостатки. Разношерстность интересов и отсутствие четкой системы подсчета голосов приводили к возникновению острых споров и даже городских беспорядков. Часто подобные ситуации вели к анархии. Поэтому присутствие князя, который мог бы выступать арбитром между противостоящими сторонами, также было важно для спокойствия жителей. Так или иначе, в каждом конкретном случае решение принималось за счет достижения компромисса между несогласными членами городской общины.

Важность вече

Единоличная власть князя была особенно важна для города, когда речь шла о военных походах. Когда дело доходило до управления ратью, не могло существовать нескольких мнений - это разрушило бы армию. Поэтому в этом вопросе каждый князь обладал авторитетом, здесь было очень важно сохранение сакральности власти.

Когда единое Древнерусское государство распалось на несколько уделов, мелкие князья стали испытывать затруднения в отношениях как с армией, так и с городской общиной. Показателен пример все того же Новгорода, откуда в 1136 году был изгнан Всеволод. Вече обвинило его в трусости и бегстве с поля боя во время войны против Юрия Долгорукого. Конфликт привел к тому, что княжеская власть в городе окончательно оказалась под контролем аристократии и народного собрания.

 что такое община в истории средних веков

Схожая политическая архитектура была в соседнем Пскове. Там князья не наследовали титул от отца к сыну, а избирались жителями. Так в Пскове в XIII веке у власти оказался Довмонт – литовец по происхождению, добившийся признания горожан благодаря своей храбрости и честности.

загрузка...

fjord12.ru

Статья - Городская община древней Руси

И. Фроянов

Древнерусская государственность, сложившаяся в ХI-ХIII вв., носила общинный характер. Общество еще не знало сословного и классового разделения, глубоких социальных антагонизмов, подавляющее большинство его членов составляли лично свободные и полноправные граждане, объединявшиеся в городские и сельские общины. Государство являло собой слаженную систему соподчиненных общин, где можно выделить три основные звена: община старшего города, общины подчиненных ей младших городов или пригородов, сельские общины.

Образующаяся на основе этой иерархии территориально-политическая структура в древнерусских источниках именуется «земля» или «волость». Каждая такая земля получает свое название от города: Киев — Киевская земля, Новгород — Новгородская земля, Смоленск — Смоленская земля и т.д. — Поэтому такие образования квалифицируются как города-земли или города-государства, обладающие всеми признаками и атрибутами внутреннего суверенитета.

Верховным органом власти общины старшего города, как и волости в целом, было вече — народное собрание, в котором участвовали все свободные и полноправные граждане из числа жителей города и прилегающей сельской округи.

Участвовать в вечевых мероприятиях было не обязанностью, а правом граждан, которым они могли пользоваться по своему усмотрению. Этим правом обладали не все свободные жители, а только главы больших семей, «мужи», как их именуют древнерусские источники: на вече они принимали решения за себя и за своих «детей», физически вполне взрослых, но не достигших еще гражданского полноправия.

Вечевые постановления принимались консенсусом, хотя и достигавшимся нередко в ходе острой борьбы и столкновения различных мнений. Никакого подсчета отдельных голосов, поданных в пользу того или иного решения, не производилось, необходимо было общее согласие веча для того, чтобы решение вступило в силу. Иначе и быть не могло, ведь при характерной для того времени неразвитости аппарата государственного принуждения любое принятое постановление могло быть исполнено лишь при условии согласия с ним и поддержки подавляющего большинства простых граждан.

Важную роль в ходе вечевых прений играли общинные лидеры-бояре, силой личного авторитета и умением убеждать или отстаивать свою правоту, и увлекали за собой рядовых вечников, апеллируя к общим интересам земли, в сознании древнерусских людей стоявшим выше любых индивидуальных или групповых интересов. При этом окончательное решение оставалось за рядовыми участниками вечевого собрания, что указывает на демократический характер древнерусского веча. Народ принимал самое непосредственное и деятельное участие как в приглашении князей на княжение, так и в изгнании их из волости.

Решению вече старшего города подчинялись жители пригородов. На вече в старший город прибывали иногда и делегаты из пригородов. Компетенция вече ничем не была ограничена, собравшиеся на нем граждане могли рассматривать и принимать решения по любому вопросу, имеющему общественно-важное значение.

Вече ведало вопросами войны и мира, распоряжалось княжескими столами, финансовыми и земельными ресурсами волости, объявляло денежные сборы с волостного населения, входило в обсуждение законодательства, смещало неугодных представителей назначаемой князьями администрации.

Вторым институтом государственной власти в Древней Руси был князь. Его общественное положение раскрывается двояко. Князь — представитель знати, в кругу которой он — первый среди равных. Это обстоятельство, разумеется, накладывало свой отпечаток на его правительственную деятельность: князь не был свободен от интересов и запросов социальных верхов. Но бесспорно и другое — в княжеской политике находили выражение нужды простого народа, что объясняется отсутствием антагонистических противоречий, общинным характером социального устройства. Князь и знать еще не превратились в особое сословие, отгороженное от рядовых общинников. Знатные выступали в качестве лидеров и правителей, но власть они пока получали из рук народа.

Князь и городская община составляли части единого социально-политического организма. Князь не мог обойтись без общины, как и она без него. Об этом свидетельствуют выполняемые князем общественно необходимые функции. Искони ему принадлежит роль верховного военного предводителя, и в этом качестве его некому заменить, поскольку земское войско, как и любая военная организация, строится на принципе единоначалия, и только князь в глазах простых людей обладает достаточным авторитетом и сакральной силой, чтобы ее возглавить. То же самое следует сказать и о других властных функциях князя — законодательной, судебной, административной, дипломатической, столь же необходимых для нормальной жизнедеятельности общественного организма, требовавших постоянного личного участия правителя.

Такой же прочной и неразрывной была обратная связь князя со своими подданными, городской общиной. Приобретение стола и успех правительственной деятельности князя в первую очередь зависели от поддержки общины, обеспечить которую было его важной заботой. Община принимала князя, заключая с ним «ряд» — договор — «на всей своей воле», нарушение условий такого договора со стороны князя влекло к его изгнанию.

Другим важнейшим ограничением возможного произвола княжеской власти была военная мощь городской общины, земского войска, объединявшего в своих рядах все боеспособное население волости. Без согласия общины, веча, князь не мог провести мобилизацию войска, что делало его бессильным перед лицом внешне- и внутриполитических угроз. В Древней Руси действовал и институт общенародного (вечевого) суда над князем: допустившим злоупотребления, а тем более совершившим преступные деяния — его могли лишить власти, заключить под стражу и даже предать смертной казни.

Как видим, княжеская власть в древнерусский период весьма далека от монархической, князь не монарх, а высший исполнительный орган городской вечевой общины. В своей деятельности он опирается на дружину, объединявшую его ближайших сподвижников и слуг. Из числа дружинников князь производит назначения на военные и административные должности руководимого им аппарата государственного управления. За действия «княжих мужей» последний отвечает, как за свои собственные поступки.

Третьим институтом общинной государственности является боярская дума («совет»), приходящая на смену старейшин родоплеменной эпохи. Боярская дума не имеет четко зафиксированного статуса в писаном праве, однако обычай требовал от князя обязательного согласования своих действий с боярами, «лучшими мужами», отказ от «думы» с которыми вызывал резкое недовольство общины и мог послужить основанием для лишения князя власти. Боярская дума формировалась из наиболее влиятельных представителей городской общины, земских бояр. Вот почему так часто боярские «советы» совпадают с принимаемыми следом вечевыми решениями, а князь, не нашедший поддержки бояр, как правило, не находит ее и на вече.

В целом политический строй Древней Руси можно характеризовать как демократический. Города — земли домонгольского периода — это вечевые республики, где в делах государственной власти и управления участвовали самые широкие общественные силы. Древнерусская демократия не знает представительных форм и носит непосредственный характер. Вече — верховный орган власти — не являлось парламентом, состоящим из наделенных соответствующими полномочиями народных представителей. Каждый полноправный гражданин, свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения. Последнее, впрочем, нуждается в некотором уточнении.

Особенностью древнерусской государственности является тот факт, что носителем публичной власти выступала община старшего города, в ее руках концентрировалась принудительная власть по отношению к жителям пригородов и волости в целом. Решение столичной вечевой общины было обязательным для всех волошан — такой порядок распространялся на все важнейшие сферы общественной жизни — политическую, административную, судебную, финансовую, военную. «Новгородцы же изначала и смоляне, и киевляне, и полочане, и все волости как на думу на веча сходятся, на что же старейшие сдумают, на том пригороды станут», — читаем в летописи.

Подчиненное положение пригородов и их административная зависимость от старшего города выражались в том, что пригородам приходилось принимать от города посадников. Посадник принадлежал к числу высших должностных лиц государства, помимо распорядительных функций, он, судя по всему, выполнял еще определенные полицейские обязанности. Являясь людьми пришлыми и не будучи подотчетными местному населению, посадники нередко допускали злоупотребления, произвол и насилие. Доведенные до крайности жители сурово расправлялись с такими правителями, что в свою очередь приводило к обострению отношений пригорода со старшим городом.

Высшими должностными лицами были также тысяцкие и воевода. Их связь с земской общиной гораздо прочнее. Тысяцкий и воевода не только осуществляли руководство военными силами общины, но и являются выразителями политических интересов земли вне зависимости от того, происходили они сами из княжеско-дружинной или земско-общинной среды. Принадлежность к земской военной организации и опора на ее силы обеспечивает названным деятелям высокую степень самостоятельности и независимости в отношениях с князьями как в военной, так и в политической сфере. Если община («людье») принимает решение заменить неугодного правителя другим, более популярным, то ее лидеры — воевода и тысяцкий, — в конечном счете, действуют в полном соответствии с таким решением: тайно от князя связываются с его соперником, сообщают ему о симпатии горожан. Призывают к решительным действиям и от имени общины обещают поддержку в нужный момент.

Положение воеводы и тысяцкого напрямую не зависит от перемен, происходящих на княжеском столе. Они остаются на своих местах даже в тех случаях, когда сменяются князья из враждующих между собой династий при том, что воевода, к примеру, мог участвовать в боевых действиях против тех князей, кто со временем занимал стол в его земле.

При всем сходстве статуса и роли тысяцкий и воевода — не одно и тоже. Соотношение между ними можно определить так: если каждый тысяцкий — воевода, то не каждый воевода — тысяцкий. Последний обладает целым рядом дополнительных полномочий и в делах общественной жизни приобретает более важное значение.

Прежде всего, привлекает внимание чрезвычайно высокое общественное положение тысяцкого, близкое к положению князя. Иногда источники даже называют тысяцкого князем, распоряжающимся боярами, «сущими под ним». Имеются также данные о том, что не только бояре, но и непосредственно князья могли «держать тысячу». По правлению тысяцких (так же, как и князей) в ряде случаев ведется счет времени летописцем, связывающим с их именами те или иные события. Наряду с князьями тысяцкие участвуют в выработке законов, по которым живет община, им также принадлежит право суда по некоторым делам, разнообразные представительские функции.

Власть воеводы и тысяцкого распространялась и на подчиненные старшему городу пригороды. Во время проведенных военных действий, когда земля испытывала непосредственную вражескую угрозу, эта власть приобретала чрезвычайный характер. Столичный воевода своей волей мог отменить решение веча пригорода, если таковое шло вразрез с интересами общины старшего города и ставило под вопрос территориальную целостность земли. Подобно посаднику, воевода и тысяцкий со своей стороны заботятся о сохранении единства земли и всячески пресекают сепаратистские устремления мятежных пригородов.

По мере экономического и политического усиления, роста числа жителей, укрепления военной организации, пригороды начинают тяготиться зависимостью от старших городов. С особой силой этот процесс разворачивается, начиная с середины XII в., когда он получает повсеместное распространение. Борьба старших городов с усиливающимися пригородами становится главным содержанием внутри волостной жизни, в ней участвуют самые широкие общественные силы, — по сути дела эта борьба носит характер межобщинного столкновения. Результат может быть двояким: либо единая прежде волость делится на несколько новых самостоятельных городов-государств, либо значение старшего города переходит к взявшему верх пригороду.

Описанная нами модель государственного устройства не является чем-то особенным, свойственным лишь древнерусскому обществу механизмом. Как показывают новейшие исследования, она довольно часто встречается в мировой истории и в дальнейшем уступает место иным, более многообразным формам государственной организации, складывающимся в соответствии с конкретно-историческими условиями. Ближайшими историческими аналогами древнерусских городов — государств можно считать древнегреческие полисы и древневосточные номы.

www.ronl.ru

Что такое община в Древней Руси?

Историки, исследующие, что такое община в Древней Руси, выделяют два вида таких социальных групп – городскую и сельскую. В них проживало большинство населения восточнославянского государства.

Сельские общины

Сельские жители в Древней Руси занимались рыбным и звериным промыслом и, конечно, возделыванием земли. Жители отдаленных хуторов и деревень объединялись, чтобы было проще выращивать богатый урожай, а также платить налоги князьям. Что такое община, если использовать лексику того времени? Это вервь. Не стоит путать это понятие с местом, где строят корабли. Верви получили название благодаря веревкам, с помощью которых размежевывалась земля.

Это и есть ответ на вопрос о том, что такое община. Одна вервь могла включать в себя несколько поселков. В среднем расстояние между общинами составляло около 30 километров.

Общее пользование землей было нормой для всех средневековых стран, в которых было много угодий, но состояние сельского хозяйства оставалось на достаточно примитивном уровне (простой инвентарь и т. д.) В то же время система общин была удобна для княжеской власти. Сборщикам налогов (мытарям, тиунам) было гораздо проще взаимодействовать с большой группой крестьян, чем с несколькими семействами по отдельности.

что такое община

Отличительные черты

Важной отличительной чертой славянской общины являлась принадлежность к той или иной территории. Такой обычай наглядно демонстрирует важность местности, а не рода (как это было у других народов того времени). Чтобы понять, что такое община, достаточно взглянуть на названия племенных союзов восточных славян. Поляне получили свое имя из-за того, что жили в полях, древляне селились в глухих лесах, в чащах деревьев и т. д.

Все историки, исследовавшие, что такое община в Средневековье, подчеркивали важность территориального признака, схожего с принципом, принятым у племенных союзов.

Равноправие членов верви

Второстепенность важности рода не позволяла выдвинуться вперед различным семейным кланам. Даже постепенное обогащение общин и повышение производительности труда внутри них не приводили к усилению неравенства. Блага распределялись приблизительно поровну между всеми членами верви.

Такой уклад жизни сохранялся у славян на протяжении нескольких столетий. Именно из-за этого русский народ всегда подозрительно и неодобрительно относился к алчным стяжателям, для которых богатство было превыше всего. Сплоченность и умеренность в быту – вот что такое община.что такое община в средневековье

Отношения внутри общины

Вышеописанные отношения в деревне были крайне устойчивыми. Они не позволяли развиться «капитализму» на селе, когда каждый зарабатывал для себя. Напротив, суровый климат большей части территории Руси вынуждал членов верви жить бок-о-бок и заботиться друг о друге в случае неурожая.

Жизнь крестьянина полностью зависела от того, сколько он выращивал сельскохозяйственных продуктов. Если преждевременные холода или война сводили на нет результаты его труда, то вервь приходила на помощь такому пострадавшему труженику. Для сравнения: в Европе сельскохозяйственные отношения складывались иначе. Например, в средневековой Англии всегда существовал класс обедневших крестьян – пауперов.

что такое община в истории средних веков

Борьба с боярами

До XIV века сплоченность крестьян не давала феодалам заполучить все сельскохозяйственные угодья страны. Эта важная черта рассматриваемой нами социальной группы еще раз наглядно показывает, что такое община в истории Средних веков и какова ее значимость. Пока на Руси сохранялся старый порядок, европейский капитализм разорил много индивидуальных хозяйств.

Западные крестьяне не могли создать крепкую общину, которая защищала бы их интересы, из-за преобладания родовых отношений в деревне. Все это приводило к тому, что разбогатевшие феодалы постепенно закрепостили всех бедняков. В Древней Руси этого не случилось именно из-за сплоченности вервей. Даже в самые тяжелые времена государство не ограничивало свободу крестьян. В крайнем случае повышался продуктовый налог, отчисления которого шли в центр (например, в Киев или Владимир). А вот в Европе в это время уже повсеместно были распространены обязательные работы в поместье феодалов. Так богачи эксплуатировали бесплатный труд крестьян, все сильнее увеличивая разницу между состоятельными и бедными.

что такое община в древней руси это

Поддержка князей

Помимо всего прочего, крестьянская община на Руси также защищалась княжеской властью. Правители уделов раздавали землю своим вассалом за военную службу, в то время как в Европе большие участки покупались богатыми баронами и графами. Королевская власть там была ослаблена и не могла противостоять этому естественному процессу. На Руси же князья, не желая ослаблять собственные позиции, давали вассалам (боярам) ограниченные участки земли.

Рюриковичи также не позволяли своим подчиненным завладеть крестьянскими общинами, сохраняя баланс в деревне, от которой зависело пропитание всего государства. Нормы отношений между сельчанами и боярами были закреплены в «Русской правде» - своде славянских законов, принятом при Ярославе Мудром. В этом документе говорилось о верховном праве князя судить феодалов за произвол, учиненный в отношении общины.

Людины и смерды

Параллельное существование свободного и несвободного крестьянства – это еще один фактор, помогающий определить, что такое община в Древней Руси. Это отличие между сельскими жителями даже закрепилось в языке. Свободные крестьяне назывались людинами, а зависимые – смердами. Последние были фактической собственностью князя – они работали на его земле и несли трудовую повинность в его пользу.что такое община в древней руси определение

«Русская правда» юридически закрепляла неравноправное положение общинников (за их убийство налагался штраф в 40 гривен) и смердов (штраф за лишение жизни равнялся 5 гривнам). Уголовные преступления также наказывались княжеским судом. Итак, давайте теперь, с учетом данного фактора, попробуем сформулировать, что такое община в древней Руси. Определение обязательно будет подразумевать свободных крестьян, живших заметно лучше смердов, пребывавших вне общины.

Городская община

Средневековый русский город - это еще одна социальная среда, без изучения которой сложно определить, что такое община. По истории эту тему проходят в 6 классе. Ребятам важно знать, что крупные поселения появились на землях восточных славян в IX веке. Они отличались от обычных сел защитными укреплениями, необходимыми для обороны от вражеских армий и кочевников. Власть таких городов распространялась на окружающие территории. Они назывались «землями» или «волостями».

На заре славянской государственности городская община обязательно управлялась с помощью вече – народного собрания. Право голоса имел каждый посетитель такого мероприятия. Поэтому неудивительно, что Древняя Русь и сейчас считается демократической страной, где решение народа часто стояло выше княжеской воли. Особенно заметным был этот принцип в Великом Новгороде, где вече оставалось центром политической жизни вплоть до 1478 года, когда вся республика была присоединена к Московскому государству.что такое община в древней руси это

Но народные сходы имели и свои недостатки. Разношерстность интересов и отсутствие четкой системы подсчета голосов приводили к возникновению острых споров и даже городских беспорядков. Часто подобные ситуации вели к анархии. Поэтому присутствие князя, который мог бы выступать арбитром между противостоящими сторонами, также было важно для спокойствия жителей. Так или иначе, в каждом конкретном случае решение принималось за счет достижения компромисса между несогласными членами городской общины.

Важность вече

Единоличная власть князя была особенно важна для города, когда речь шла о военных походах. Когда дело доходило до управления ратью, не могло существовать нескольких мнений - это разрушило бы армию. Поэтому в этом вопросе каждый князь обладал авторитетом, здесь было очень важно сохранение сакральности власти.

Когда единое Древнерусское государство распалось на несколько уделов, мелкие князья стали испытывать затруднения в отношениях как с армией, так и с городской общиной. Показателен пример все того же Новгорода, откуда в 1136 году был изгнан Всеволод. Вече обвинило его в трусости и бегстве с поля боя во время войны против Юрия Долгорукого. Конфликт привел к тому, что княжеская власть в городе окончательно оказалась под контролем аристократии и народного собрания.

 что такое община в истории средних веков

Схожая политическая архитектура была в соседнем Пскове. Там князья не наследовали титул от отца к сыну, а избирались жителями. Так в Пскове в XIII веке у власти оказался Довмонт – литовец по происхождению, добившийся признания горожан благодаря своей храбрости и честности.

загрузка...

worldfb.ru