Когда были открыты первые школы? Школы древней руси
Первые школы в Киевской Руси :: SYL.ru
Первое образование в Киевской Руси дети получали в семье, причем в каждом сословии были свои традиции. В богатых семьях приглашались наемные учителя, а детей простых людей отдавали к мастерам учиться различным ремеслам.
Первые школы на Руси
Начало школьного образования в Киевском государстве неотрывно связано с введением христианства в 988 году. Первые школы были основаны князем Владимиром Святославовичем. Дабы упрочить позиции христианства, в строившиеся во всех городах и селах церкви нужны были грамотные и образованные священники. Древние летописи сохранили сведения о том, как по приказу князя Владимира были отобраны дети лучших людей и отданы в книжное обучение. Школьная грамота для древних русичей была чем-то страшным и непонятным, незнакомая вера – чужой, а все нововведения – дикими и ужасными. Насильно завербованных в первые школы учеников матери искренне оплакивали, как будто провожая в последний путь. Позже, в 1028 году, сын князя Владимира Ярослав Мудрый ещё больше расширил круг постигающих грамоту, открыв в Новгороде школу, в которой обучалось 300 детей духовенства. Постепенно число школ стало расти. Как правило, открывались они при церквях и монастырях, поэтому священники на Руси считались самыми образованными людьми.
Порядок обучения
Первые школы давали возможность изучать не только церковные книги, но и такие дисциплины, как грамматика, арифметика, риторика. Изначально в данных заведениях имели право обучаться только мальчики. Считалось, что женщинам для ведения домашнего хозяйства и воспитания детей грамота ни к чему, тогда как мужчина должен быть знающим и образованным. Процесс преподавания проходил по ступеням. Каждая группа имела своего преподавателя – наставника, состояла из 5-15 учеников, причем зачастую разновозрастных.
Развитие образования в стране
Первое женское училище на Руси было открыто в мае 1086 года сестрой Владимира Мономаха Анной Всеволодовной в Киеве, при Андреевском монастыре. По словам современников, молодых девиц в нем обучали, кроме «писания», пению, «швению» и другим ремеслам.С 1096 года первые школы начинают открываться повсеместно. Очень высоко ценилась образованность, поэтому обучению уделялось очень большое внимание. В те времена было переведено огромное количество греческой литературы, появилось много читателей, жаждущих просвещения. Книга стала настолько почитаема, что даже во время пожара её спасали первой. Её суть сравнивали с рекой, наполняющей землю. Однако с нашествием монголо-татар в XIII веке, распространение и развитие школ было приостановлено, и только в XVII веке образование вышло на новый, ещё более высокий уровень. В 1687 году в России открывается Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение. Желающих получить образование становилось значительно больше, но позволить себе учиться в подобном заведении могли только дети из благородных семей. Построенная по образцу западноевропейских образовательных учреждений, она внесла свой вклад в науку и культуру, особенно знаменитым её выпускником был М.В. Ломоносов.
www.syl.ru
Какие были школы на Руси в старину - Статьи - Дети старше 7 лет
Фото: lori.ru
В IX веке, когда только появилось отдельное государство – Киевская Русь, а русичи были язычниками, письменность уже существовала, но образование было еще не развито. Учили детей в основном индивидуально, и только потом появилось групповое обучение, которое стало прообразом школ. Это совпало с изобретением буквенно-звуковой системы обучения. Русь в те времена была тесно связана торговыми отношениями с Византией, откуда к нам начало проникать христианство, задолго до его официального принятия. Поэтому первые школы на Руси были двух типов – языческие (куда принимались только отпрыски языческой верхушки) и христианские (для детей тех мелких княжичей, которые уже к тому времени крестились).
X век
В дошедших до нас древних грамотах написано, что основателем школ на Руси стал князь Владимир Красное Солнышко. Как известно, именно он явился инициатором и исполнителем перехода Руси в православную христианскую веру. Русичи в то время были язычниками и яростно противились новой религии. Для того чтобы народ побыстрее принял христианство, организовывалось повсеместное обучение грамоте, чаще всего на дому у священника. В качестве учебников выступали церковные книги – Псалтырь и Часослов. Детей из высших сословий отправляли учиться, как написано в летописи: в «книжное научение». Народ всячески противился новшеству, но отдавать сыновей в школы все же приходилось (за этим строго следили) и матери рыдали и причитали, собирая нехитрые пожитки своих чад.
«Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» — картина русского художника Н. П. Богданова-Бельского | Источник: Изображение: Wikimedia Commons
Известна дата основания самой большой школы «книжного учения» – 1028 год, сын князя Владимира князь Ярослав Мудрый самолично отобрал 300 смышленых мальчиков из привилегированной среды дружинников и мелких князей и отправил их учиться в Великий Новгород – самый большой в то время город. По указанию руководства страны активно переводились греческие книги и учебники. Школы открывали почти при каждой вновь построенной церкви или монастыре, это и были так широко известные впоследствии – церковно-приходские школы.
XI век
Реконструкция старинных счетов и азбуки | Источник: Фото: lori.ru
Это период расцвета Киевской Руси. Уже была развита широкая сеть монастырских школ, школ начальной грамоты. В программу школ входили счет, письмо и хоровое пение. Были также «школы книжного учения», с повышенным уровнем образования, в них детей учили работать с текстом и готовили в будущем для государственной службы. Работала «Дворцовая школа» при Софийском соборе, та самая, которую основал князь Ярослав Мудрый. Она теперь имела международное значение, в ней готовились переводчики и писцы. Также было несколько женских школ, где учили грамоте девочек из богатых семей.
Фото: lori.ru
Высшая феодальная знать учила детей на дому, отправляя по несколько отпрысков в отдельные, принадлежавшие им же селения. Там знатный боярин, грамотный и образованный, которого называли «кормильцем», учил детей грамоте, 5-6 языкам и основам государственного управления. Известно, что княжич самостоятельно «руководил» селением, в котором находилось «кормильство» (школа для высшей знати). Но школы были только в городах, в селах грамоте не учили.
XVI век
Во время монголо-татарского нашествия (начиная с XIII века) так широко развивающееся массовое образование на Руси было по понятным причинам приостановлено. И только начиная с XVI века, когда Русь полностью «освободилась от полона», школы начали возрождаться, причем называться они стали «училищами». Если до этого времени сведения об образовании были в очень малом количестве в дошедших до нас летописях, то с XVI века сохранился бесценный документ, книга «Стоглав» – собрание постановлений Стоглавого Собора, в котором участвовали высшее руководство страны и церковные иерархи.
Стоглав (Титульный лист) | Источник: Иллюстрация: Wikimedia Commons
В нем немало места было отведено вопросам образования, в частности, указывалось на то, что учителем могло стать только духовное лицо, получившее соответствующее образование. Таких людей сначала экзаменовали, потом собирали сведения об их поведении (человек не должен быть жестоким и злым, иначе никто детей в школу не отдаст) и только после всего позволяли учительствовать. Учитель вел один все предметы, ему помогал староста из числа учеников. Первый год учили алфавит (тогда надо было знать «полное имя» буквы), второй год складывали буквы в слоги, а на третий уже читали. В училища по-прежнему отбирали мальчиков из любых сословий, главное, чтобы они были смекалистыми и толковыми.
Первый русский букварь
Известна дата его появления – букварь напечатал Иван Федоров, первый русский книгоиздатель, в 1574 году. В нем было 5 тетрадей, в каждой – по 8 листов. Если пересчитать все в привычный для нас формат, то в первом букваре было 80 страниц. В те времена детей обучали по так называемому «буквослагательному» методу, унаследованного от греков и римлян. Дети заучивали наизусть слоги, состоявшие поначалу из двух букв, потом к ним добавлялась третья. Ученики знакомились также с основами грамматики, им давались сведения о правильных ударениях, падежах и спряжениях глаголов. Во второй части Азбуки были материалы для чтения – молитвы и отрывки из Библии.
Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Источник: Фото: lori.ru
XVII век
До нас дошла чудом сохранившаяся ценнейшая рукопись «Азбуковник», написанная неизвестными авторами или автором в XVII веке. Это нечто вроде руководства для учителя. В нем четко указано, что учение на Руси никогда не было сословной привилегией. В книге так и написано, что учиться может даже «убогий и худородный». Но и насильно, в отличие от X века, никто не заставлял. Плата за учение для бедных была минимальной, «хотя бы какой-нибудь». Конечно, находились и те, кто был настолько нищим, что не мог дать учителю ничего, но, если желание учиться у ребенка присутствовало и он был «быстроумным», то земству (местному руководству) вменялось в обязанность дать ему самое начальное образование. Справедливости ради надо сказать, что так земство поступало не везде.
Дореволюционный учебник геометрии. | Источник: Фото: lori.ru
В «Азбуковнике» подробно описан день тогдашнего школьника. Правила для всех школ допетровской Руси были одинаковыми. Дети приходили в училище ранним утром и уходили после вечерней молитвы, проведя в школе весь день. Сначала дети рассказывали вчерашний урок, потом все ученики (их называли «дружиной») вставали на всеобщую молитву. После этого все рассаживались за длинным столом и слушали учителя. Книги домой детям не выдавались, они были главной ценностью школы.
Реконструкция класса бывшей художественной школы усадьбы Тенешевых, Талашкино Смоленской области. | Источник: Фото: lori.ru
Детям подробно рассказывали, как нужно обращаться с учебником, чтобы он долго хранился. Убирались в школе и занимались ее отоплением сами дети. «Дружину» учили грамматике, риторике, церковному пению, землемерию (т.е. основам геометрии и географии), арифметике, «звездознанию» или основам астрономии. Также изучали и стихотворное искусство. Допетровская эпоха была необычайно интересной на Руси, но первые революционные преобразования ввел именно Петр I.
О том, как развивалось образование на территории России после XVIII века, читайте в скором времени во второй части этой статьи.
Также читайте о том, как воспитывали дворянских детей.
deti.mail.ru
Школы на Руси: этапы развития
Мы все учились понемногу Чему-нибудь и как-нибудь, Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть.
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Не вдаваясь в долгие споры о наличие или отсутствие письменности у славян до появления кириллицы, начну сразу с неё, как с материала, хорошо знакомого читателю.
Как для любого первоклассника знакомство с миром наук и знаний начинается с постижения азбуки, так и для всей нашей страны, дорога к познанию лежала с обретения уникальной письменности. Уникальность её состояла в том, что имея в своём составе буквы общие с греческим и латынью, она делала книги, писанные на этих языках, более доступными для славянского читателя. Буквы кириллицы, латыни и греческого во многом похожи, потому и постижение новых языков и знаний шло быстрее. А ведь Византия была одной из самых развитых стран того времени. Второй аспект уникальности кириллицы — для каждого звука славянских языков существовала своя буква. Значит, любое славянское слово можно записать без использования сложных дифтонгов и трифтонгов, значит меньше разночтений похожих слов, а значит и процесс обучения чтению и письму мог идти быстрее, и быть доступнее. Быть грамотным стало легче.
При первом новгородском архиепископе Иоакиме Корсунянине, при тринадцатиглавом деревянном Софийском соборе, предшественнике нынешнего, была открыта школа, где некто Ефрем обучал детей Закону Божиему и греческому языку. А где же ещё? Ведь по христианской традиции София — Премудрость Божия.
В 1030 году князь Ярослав Мудрый открыл в Новгороде свою школу. Велел он принимать туда детей попов и старост, и учить их там книгам. Кстати, в современном Софийском соборе, построенном в 1054 году, работает библиотека, основанная этим новгородским князем. Датой её основания можно считать дату начала богослужения в соборе. Ведь без книг этот процесс невозможен. Выходит, что библиотека Софийского собора в Новгороде старейшая на Руси. Многие князья передавали в дар библиотеке книги. На сегодняшний день все ценнейшие древние рукописи из библиотеки Софии Новгородской находятся в Российской национальной библиотеке Санкт-Петербурга. И это 1575 рукописных книг.
С тех пор образование на новгородской земле было неотъемлемой чертой большинства жителей. Опираясь на археологические находки последнего времени, можно утверждать, что читать и писать умели все слои населения, от князя до ремесленника. Грамоте учили с малолетства, и знакомы с нею были не только мужчины, но и женщины. Этого требовала жизнь в торговом городе с международными связями.
Многих страниц новгородской истории, как и истории Руси, мы не узнали бы, если б не записи, оставленные писцами при соборах и монастырях. О жизни простого народа нам рассказывают берестяные грамоты, а о событиях большого масштаба хроники и летописи. Армия писцов день за днём вручную переписывала книги. Дело это было таким трудоёмким, что книги ценились очень высоко. Их переплёты украшали драгоценными камнями и благородными металлами, их давали в приданое и дарили князьям и монархам. Первые школы на Руси организовывались и финансировались князьями.
Первая школа для женщин на Руси появилась в 1086 году при Андреевском монастыре в Киеве. Открыла её Анка, дочь киевского князя Всеволода Ярославича, сестра Владимира Мономаха. Обучала она молодых девиц письму и ремёслам, и руководила учебным заведением 26 лет. Об уровне образования самой княжны Анки говорит тот факт, что через три года после открытия своей школы, она возглавила дипломатическую миссию в Византию.
Началом государственной системы образования Нового времени можно считать открытие Славяно-греко-латинской академии братьями Лихудами в Москве. В 1685 году браться Софрон и Иоанникий Лихуды приехали в Москву из Константинополя по приглашению царя Фёдора Алексеевича.
Правда академия была распущена и закрыта царицей Софьей, а братья сосланы. Но уже в 1706 году стараниями новгородского и великолуцкого митрополита Иова Софрон и Иоанникий открывают новую школу в стенах Новгородского кремля. До сих пор помещение, где в начале XVIII века расположилась это учебное заведение называют «Лихудов корпус». Это стало возможно благодаря тому, что правящий в то время Пётр Алексеевич благоволил к наукам и всячески поддерживал развитие образования в России. До открытия Михаилом Ломоносовым университета в Москве оставалось ещё полвека.
okultureno.ru
Когда были открыты первые школы?
Когда была открыта первая школа, Вы узнаете из этой статьи.
Когда были открыты первые школы?
Подобие школы появилось еще в Древнем Египте, где обучали приближенных к фараону людей и детей.
Первая известная школа была открыта в древней Греции философом и ученым Пифагором и была названа в его честь – Пифагорейская школа. Пифагор много путешествовал по миру в поисках знаний, он проходил обучение в одном из египетских храмов. Пифагор был усердным учеником, тянулся к знаниям. Все свои знания, полученные в Египте, он со временем перенёс в Грецию и создал Пифагорейскую школу. Затем школы распространились по всей Греции
Когда были открыты первые школы на Руси?
С самого существования Древней Руси образование не играло нужной роли. Освоить науку позволялось только детям из богатых семей бояр и дворян. Считалось, что крестьянам она вовсе не нужна. Они должна заниматься обработкой не только своих земель, но и угодий хозяина. Но с периода крещения Руси ситуация в корне изменилась.
Историки считают, что на Руси первые школы были учреждены в городе Киеве в 988 году. Об этом говориться в летописи под названием «Повесть временных лет». Зарождением образования мы обязаны князю Владимиру Святославовичу, который издал указ. Согласно ему всех детей в боярских и дворянских семьях отдавали в школы для обучения книжных дел. Тогда матери не понимали, почему у них забирали детей, воспринимая обучение как пытку, они оплакивали и прощались с детьми. Словно провожая их на войну.
Открытая усилиями князя Владимира школа имела название «Книжное учение». Она являла собой настоящее дворцовое учебное заведение. В школе училось 300 детей, разбитых на группы и каждая группа имела своего учителя. Позже при храмах и монастырях также стали открываться подобные школы.
Термин «школа», как мы привыкли его понимать, на Руси появился в 1382 году. Он пришел от европейских традиций и обозначал учебные заведения, в которых люди обучались ремеслам и получали специализированные знания.
В мае 1086 года на Руси появилось первое училище для девушек. Его основателем был князь Всеволод Ярославович. Анна Всеволодовна, его дочь, и обучалась в нем наукам и, одновременно, возглавляла заведение. С 1096 года подобные школы начали открываться на всей территории Руси.
Первые школы появились в таких городах — Владимир, Муром и Полоцк. С XV века школы при храмах и монастырях перестают открываться. Натомись стали появляться частные школы, которые назывались «мастера грамоты».
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда были открыты первые школы.
kratkoe.com
Интернет-урок по окружающему миру «Школа Древней Руси»
Вы когда-нибудь задумывались, как жили дети в древней Руси? Чем занимались? Были ли в то время школы? Скорей всего, были. Но вот проходят годы, десятилетия, столетия, как вы думаете, меняется ли обучение школьников? Скажем, школьные годы ваших прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, пап и мам отличаются от ваших школьных лет? …. Наш Интернет-урок по окружающему миру о том, как учили школьников в Древней Руси?…
А начнём урок с очень известного рисунка…
Смешной рисунок? Чем же он знаменит?…. Оказывается, этот рисунок мальчика, который жил в городе Новгород…. в 13 веке!
Для начала отправимся с вами в виртуальный музей…..
Что ещё интересного можно узнать из дошедших до нас документов?
Где учились? Ученые предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома. Дети учились у своих родителей, старших братьев и сестер трудиться, умению проявлять уважение к старшим и заботиться о младших. Они учились тому ремеслу, которым владели их родители. Если отец был сапожником, то он учил сапожному ремеслу своих детей.
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. Вот как об этом написано в летописи.
«…И поставил церковь во имя святого Василия на холме… И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
Стали создаваться школы при церквах и монастырях. Вместо слова “школа” употреблялось “училище”, от глагола «учить».
Кто учил? В документе “Стоглав” говорится, что содержать училища могут только лица духовного звания, а учителем мог стать тот, кто получал разрешение у церкви. У учителя проверяли знания, у него должен быть поручитель, который мог рассказать о нем и о его поведении. Один учитель вел все предметы. У него был помощник – староста. Это был второй человек по школе. Он мог заменять учителя, выслушивать уроки малышей, должен выдавать и собирать книги, следить за их сохранностью. Старосту учитель выбирал сам из числа старших учеников, которые хорошо учились и были благодушных душевных качеств. Из «Азбуковника» видны подробности учительской жизни, тонкости взаимоотношени й с родителями учеников, вносившими учителю по договоренности и по возможности каждого плату за обучение своих деток часть – продуктами, часть — деньгами.
Кто учился? В рукописи, от лица «Мудрости», содержится призыв к родителям разных сословий отдавать отроков для обучения «прехитрой словесности». Ограничением к обучению служили лишь нежелание родителей либо уж совершеннейшая их бедность, не позволявшая хоть чем-нибудь оплатить учителю за обучение чада. Дети начинали ходить в школу с 7 лет, но только мальчики, а девочек в это время начинали обучать шить, вышивать, ткать, прясть. По давно заведенному обычаю детей отдавали учиться грамоте на «Пророка Наума». Этого святого православная церковь чествует 14 декабря. Зовут его в народе Наум-грамотник. Значит, в те времена дети шли в школу 14 декабря, а не 1 сентября, как сейчас. Учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Занятия шли только до Великого праздника Пасхи. Принимали в школу только мальчиков. Коллектив учеников назывался “дружиной”. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Кстати, учеников одного класса называли однокашниками от слова “каша”. В перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”.
Чему учились? Из фрагмента древнерусского источника: “…грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову”, мы узнаём, что первоначально с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали “святые книги”. Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Домашних заданий в древние времена не задавали. Всё должны были заучить на уроке. Заученное произносили хором и повторяли несколько раз. Кто начинал озорничать, того ждали горох или розги.
Как учили? В рукописи, от лица «Мудрости», говорится, что книги, будучи собственностью школы, составляли главную ее ценность. Отношение к книге внушалось трепетное и уважительное. Требовалось, чтобы ученики, «замкнув книгу», всегда клали ее печатью кверху и не оставляли в ней «указательных древец» (указок), не слишком разгибали и не листали попусту. Категорически запрещалось класть книги на лавку, а по окончании учения книги надлежало отдать старосте, который складывал их в назначенное место. И еще один совет — не увлекаться разглядыванием книжных украшений — «повалок», а стремиться понять написанное в них. Писали гусиными перьями на очень дешевой рыхлой бумаге, о которую перо цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы чернила не растекались, посыпали написанное песком из баночки. Посмотрите на иллюстрацию “Обучение грамоте”” в 17 веке…
Как проходил урок? Занятия чаще всего начинались 1 декабря, но мальчики могли поступить учиться в любое время. Определенного срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать – значит, закончил школу. Все зависело от способностей. Утром ученик приходил в школу, снимал шапку, клал ее на полку, кланялся образам, учителю, всей дружине. Здесь ему предстояло провести целый день. Каждый ученик рассказывал урок. Потом совершалась молитва, в которой просили бога вразумить их на учебу. Затем подходили к старосте за книгами и рассаживались за одним длинным ученическим столом. Каждый садился на место, которое укажет учитель. При этом соблюдались наставления (то есть, правила поведения): все равны, не притесняй ближнего, не давай прозвища, тесно не садись друг к другу, не толкайся коленями и локтями. Учебный день продолжался долго. Занятия начинались с семи утра и продолжались до самого вечера. В полдень ребят отпускали домой перекусить. Затем дети снова приступали к занятиям. Чтобы обучение шло успешнее, родители учеников старались по мере возможности щедро одаривать учителя. Они регулярно приносили в школу крупу, муку, сало, солому, дрова. Каждый четверг родители приносили какую-нибудь живность и готовую еду – блины, блики, лепешки, яйца, куличи. Особенно популярна была каша. Именно с тех времен одноклассников стали называть «однокашниками». Говорили: «Сколько же нам пришлось каши вместе съесть!» За неаккуратность и школьные шалости детей секли розгами, ставили на несколько часов на горох, оставляли без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!
Еще одно наставление, роднящее все «Азбуковники», говорит о тех обязанностях, которые в школе возлагались на учеников. Они должны были «пристроять школу»: мести сор, мыть полы, лавки и стол, менять воду в сосудах под «светцем» — подставкой для лучины. Освещение школы с помощью той же лучины также было обязанностью учеников, как и топка печей. На такие работы (говоря языком современным — на дежурство) староста школьной «дружины» назначал учеников посменно: «Кто школу нагревает, тот в той и все пристрояет». Сосуды воды свежия в школу приносите, Лохань же со стоялой водой вон износите, Стол и лавки чисто велица моются, Да приходящим в школу не гнюсно видится; Сим бо познается ваша личная лепота Аще у вас будет школьная чистота. Наставления призывают учеников не драться, не шалить, не воровать. Особенно строго запрещается шуметь в самой школе и рядом с ней. Жесткость такого правила понятна: училище находилось в доме, принадлежащем учителю, рядом с усадьбами других жителей города. Поэтому шум и разные «неустройства», способные вызвать гнев соседей, вполне могли обернуться доносом церковному начальству. Учителю пришлось бы давать неприятнейшие объяснения, а если это не первый донос, то содержатель школы мог «попасть под запрещение содержать училище». Вот почему даже попытки нарушить школьные правила пресекались сразу же и нещадно. Вообще дисциплина в древнерусской школе была крепкая, суровая. Весь день четко расписан правилами, даже пить воду позволялось только трижды в день, а «ради нужды на двор отходити» можно было с разрешения старосты считанные разы. В этом же пункте содержатся и некие правила гигиены: Ради нужды кому отходити, К старосте четырежды днем ходите, Немедля же паки оттуда приходите, Руки для чистоты да измываете, Егда тамо когда бываете. Все «Азбуковники» имели обширный раздел — о наказаниях ленивых, нерадивых и строптивых учеников с описанием самых разнообразных форм и методов воздействия. Не случайно «Азбуковники» начинаются панегириком розге, писанным киноварью на первом листе: Благослови, Боже, оные леса, Иже розги родят на долгие времена…
И не только «Азбуковник» воспевает розгу. В азбуке, напечатанной в 1679 году, есть такие слова: «Розга ум вострит, возбуждает память».
Не нужно, однако, думать, что учителя были очень жестокими. Тому, кто прославился как мучитель да еще плохо учащий, никто бы не дал своих детей в учение. Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, и надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный «нужной чулан». Есть в «Азбуковниках» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»: Если кто урока не учит, Таковый из школы свободного отпуста не получит… При школе имелся общий обеденный стол, содержавшийся на родительскую складчину. (Впрочем, возможно, в разных школах именно этот порядок не был одинаковым.)
Теперь вы многое узнали о школе древней Руси. Теперь вы сможете ответить на вопрос «Где было легче учиться: в Древней Руси, когда мало знали и мало спрашивали или в современной школе, где много информации, много источников информации и есть возможность чему-то учиться самостоятельно?
Урок в Дрвнерусской школе
www.klass39.ru
Школы на Руси
С Крещением Руси появились первые книги и первые грамотные люди, и конечно, одну из главных ролей в просвещении играли первые школы на Руси.
Согласно повествованию древних летописей, основателем школ на Руси являлся князь Владимир Ясное Солнышко. Для того, чтобы упрочить позиции христианства, в городах и селах начали строить церкви, а для них были нужны грамотные и обученные священники.
Князь Владимир дал приказ отбирать ребят из семей «лучших людей» и брать их в «книжное научение». Однако для древних русичей такое новшество было диким, новая вера – чужой, а школьная грамота была непонятной и страшной. В результате, учеников на Руси вербовали в школы насильно. Матери приводили в школу детей, рыдая и причитая, словно провожали покойников в последний путь.
Самое первое большое училище возникло в 1028 году, когда сын князя Владимира – князь Ярослав Мудрый смог собрать в Новгороде триста человек детей и отдал повеление «учить их книгам».
Так постепенно на Руси росло число школ, они стали открываться при церквях и монастырях (эти школы назывались - церковно-приходские).
В те времена на Руси было переведено огромное количество книг с греческого языка, и это означало, что на Руси стали появляться первые читатели и любители просвещения. В древней Руси книга была в большом почете. Если случался пожар, книги начинали спасать в первую очередь.
В старину говорили, что «книги – суть те же самые реки, которые напояют вселенную».
Князья древней Руси были образованными людьми и уделяли обучению большое внимание. Князь Святослав, сын Ярослава Мудрого, все кладовые своего дворца заполнил книгами. Отец Владимира Мономаха, Всеволод, отлично владел пятью языками, а сам Владимир Мономах был писателем.
Развитие школ и просвещения на Руси было приостановлено из-за вторжения в XIII веке монголо-татарских завоевателей. И только начиная с XVI века школы на Руси стали возрождаться.
www.vseznayka.kiev.ua
Образование в Древней Руси — WiKi
Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами[1]
Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).
Русские книжники, работавшие в школах повышенного типа, пользовались своим вариантом структуры предметов, который в определенной мере учитывал опыт византийских и болгарских школ, дававших высшее образование.
Софийская первая летопись о школе в Новгороде: 1030. «В лето 6538. Иде Ярослав на Чюдь, и победи я, и постави город Юрьев. И прииде к Новугороду, и събрав от старост и от попов детей 300 учити книгом».
Созданная в 1030 г. Ярославом Мудрым школа в Новгороде была вторым учебным заведением повышенного типа на Руси, в котором обучались лишь дети старост и священнослужителей. Есть версия, что в летописи речь идет о детях церковных старост, избиравшихся из низших сословий, но до конца XVI в. известны лишь старосты административные и военные . Термин «церковный староста» появился в XVII в. Контингент учащихся новгородской школы состоял из детей духовенства и городской администрации. Социальный состав обучающихся отражал классовый характер образования той поры.
Главная задача школы состояла в подготовке грамотного и объединенного новой верой управленческого аппарата и священников, деятельность которых проходила в сложной борьбе с сильными традициями языческой религии среди новгородцев и угро-финских племен, которыми был окружен Новгород.
Деятельность школы Ярослава опиралась на разветвленную сеть школ элементарной грамоты, о чем свидетельствует большое количество обнаруженных археологами берестяных грамот, писал, вощеных дощечек. На базе широкого распространения грамотности расцвела новгородская книжность. В Новгороде написано знаменитое Остромирово Евангелие, описание Добрыней Ядрейковичем Царьграда, математический трактат Кирика. Сохранились для потомков «Изборник 1073 года», начальный летописный свод, краткая редакция «Русской Правды». Новгородские книгохранилища послужили одним из основных источников «Великих четьих миней» — собрания «всех книг, чтомых на Руси», состоящего из 12 огромных томов общим объемом свыше 27 тыс. страниц.
1037. В год 6545. Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины… Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил, а мы пожинаем, учение получая книжное.
Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напоящие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина… …Ярослав же… любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам"[2]
Образовательная реформа Владимира и Ярослава усиливала христианизацию на землях будущей России и её соседей, однако многовековые языческие традиции имели глубокие корни в народах страны.
Граффити XI века из святой Софии Киевской: «Месяца июня в 10-й (день) выгреб (потревожили мощи) грамматика, а в 15-й отдали Лазорю»[3].
«Грамматиками» называли себя как профессиональные писцы южнославянских рукописей, так греками именовались и учителя — преподаватели полного курса грамматики. Император Юстиниан в 534 г. установил видным грамматикам вознаграждение в сумме 70 солидов и определил этим педагогам ряд других привилегий . Грамматики преподавали и в Киевской дворцовой школе, после смерти по статусу погребались в соборе. Мощи «Грамматика» были перенесены в монастырь, где игуменом был Лазарь (упоминается под 1088 годом).
Монастырское образование при князе Всеволоде
Всеволод Ярославич (1030—1093) — сын Ярослава Мудрого, мог бывать и в новгородской школе отца. С 1054 по 1076 г. Всеволод княжил в Переяславльской и Суздальской землях. После смерти брата Святослава стал великим князем киевским, но отдал престол брату Изяславу и начал княжить в Чернигове. После смерти Изяслава в 1078 г. стал снова великим князем киевским. Был образованным человеком, знал пять иностранных языков, вместе с братьями утвердил так называемую «Правду Ярославичей».
Образование, включая монастырское, поддерживал еще Феодосий Печерский (ок. 1008 — 3 мая 1074). «Житие Феодосия Печерского» сообщало о школе в Курске: «Случилось же родителям блаженного переселиться в другой город, именуемый Курском… Обратимся к рассказу о святом этом отроке. Рос он телом, а душою тянулся к любви божьей и ходил каждый день в церковь божию, со всем вниманием слушая чтение божественных книг. Не приближался он к играющим детям, как это в обычае у малолетних… К тому же попросил он отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так, что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился».
Школы в других регионах Руси
Средневековое образование на Руси нередко сводят к примерам Новгорода и Киева. Но немало свидетельств о развитии образования в других городах средневекового государства. Около 1096. Муром «После принятия христианской веры муромцы послали „мнози дети своя в научение грамоты“» [4].
Известно в 1143 году основанное Евфросинией Полоцкой женское монастырское училище в Полоцке(ныне Витебская обл., Белоруссия), входившем тогда в состав Руси.
Здесь учился Авраамий Смоленский. «…Родился же блаженный Авраамий от правоверных родителей. Отец его был всеми почитаем и любим, в чести у князя, и поистине все его знали, и был он украшен правдой, и многим помогал в бедах, был милостив и спокоен со всеми, к молитвам и службам церковным прилежание имел. Мать его также была украшена всяким благочестием». «…Когда мальчик достиг разумного возраста, родители отдали его учиться по книгам. Он же не унывал, как прочие дети, но, благодаря большому прилежанию, быстро обучился; к тому же он не играл с другими детьми, но спешил впереди других на божественное и церковное пение и чтение, так что его родители радовались этому, а другие удивлялись такому разуму ребенка». «…Из всех книг более всего любил он часто читать учение преподобного Ефрема, и великого учителя всленной Иоанна Златоуста, и Феодосия Печерского…» [5].
Училища развивалось во Владимире на Клязьме. «Князь великий Константин Всеволодович Мудрый, внук Юрия Владимировича Мономаша… великий был охотник к читанию книг и научен был многим наукам, того ради имел при себе людей ученых, многие древние книги греческие ценою высокою купил и велел переводить на русский язык. Многие дела древних князей собрал и сам писал, також и другие с ним трудилися». «…6735 (1227). Маиа 11 учинился во Владимире великий пожар и згорело 27 церквей и двор блаженного великого князя Константина Всеволодича и церковь, построенная в нем, архангела Михаила со всею богатою утварию. В нем же трудилися иноки русские и греки, учасце младенцев, и погорели книги многие, собранные сим Константином Мудрым» [6].
Училище при церкви Михаила могло быть одним из нескольких в округе Владимира.
Школа действовала и в Нижнем Новгороде. Так блаженный Евфимий родился и был воспитан в Нижнем Новгороде. Здесь учился грамоте и учился примерно — не любил заниматься детскими шалостями, был кроток и послушлив родителям… [7]. Евфимий родился в начале XIV в. Окончил школу, которая, видимо, существовала в городе уже в XIII в. Пострижен в монахи, а впоследствии назначен архимандритом монастыря в Суздале. В «Житии» Евфимия сохранилось наиболее раннее упоминание о школе в Нижнем Новгороде.
Вероятно существование начальных школ у многих церквей и проходов Руси, но общее их количество определить пока трудно.
Итоги средневекового образования на Руси по Стоглаву
Царь Иван Грозный для укрепления централизованной власти в 1551 г. собрал собор — представителей церковной иерархии с участием боярской думы для составления специального уложения. Сборник решений состоял из 100 глав.
В главе 26 «Стоглава» изложено постановление о школах грамоты. Авторы документа аргументировали своё предложение необходимостью борьбы с неграмотностью дьяконов и попов (гл.25) и ссылкой на училища в прошлом. Исследователи считают, что составители упомянутой исторической справки имели в виду только Русь до монголо-татарского нашествия, но хотя бы новгородские берестяные грамоты в XIII—XV вв. говорят о сохранении высокого уровня образования. Это подтверждает и пример Москвы. В ней найдена свинцовая печать XI в. киевского митрополита, прикрепленная в то время к какой-то грамоте церковного иерарха. В. Л. Янин датировал печать 1091—1096 гг.
О распространении в Москве грамотности свидетельствуют обнаруженные археологами писала: костяное, два бронзовых в пластах XII—XIII вв. В XIII—XIV вв. Москва становится новым центром книгописания на Руси. Летопись, описывая под 1382 г. приближение к городу Тохтамыша, сообщает, что в городе было «…книг же многое множество снесено с всего города, в соборных церквах до стропа неметаю, съхранения ради спроважено» [8].
Многое множество рукописных книг могло накопиться лишь в течение веков. Это знали составителям «Стоглава», упоминая училища «прежде» не только в Новгороде.
Стоглав об училищах (по некоторым версиям — только в домонгольское время, хотя «прежде сего» — именно ранее XVI века). (глава 25)
«…А прежде сего училища бывали в Российском царствии на Москве и в Великом Новуграде, и по иным градам многие училища бывали, грамоте, писати и пети и чести учили. Потому тогда и грамоте гораздых было много, и писцы, и певцы, и чтецы славны были во всей земли…» [9].
Общие достижения культуры средневековой Руси во многом подтверждают оценки авторов «Стоглава»[10][11][12][13][14][15][16][17][18][19][20][21][22].
Примечания
- ↑ Свидетельства источников о школах на Руси в XI—XIII вв. Приводится по изданию: Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика. 1985. С. 90-102, 106—129, 145—148. http://ricolor.org/history/hr/culture/school/ Русская образованность в X—XVII веках Кириллин В. М. Состояние образования на Руси в дошкольный период (XI—XVII вв.) http://www.roman.by/r-90984.html В эпоху Владимира уже имелись христианские храмы и, соответственно, были люди способные учить «книгам».
- ↑ См.: Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / [Э. Д. Днепров,О. Е. Кошелева,Г. Б. Корнетов и др.] ; Отв. ред. Э. Д. Днепров; [АПН СССР,НИИ обш. педагогики]. — М. : Педагогика, 1989. — 479с. http://www.booksite.ru/ancient/reader/spirit_2_05_01.htm не учитываются античный и более ранние периоды отечественного образования
- ↑ Высоцкий С. А. Средневековые надписи Софии Киевской: По материалам граффити XI—XVII вв. Киев, 1976; Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики. М., 1963
- ↑ Повесть о водворении христианства в Муроме.— В кн.: Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Григорием Кушелевым-Безбородко. Вып. 1 / Под ред. Н. Костомарова. СПб., 1860.30, с. 235
- ↑ Житие Авраамия Смоленского.— В кн.: Памятники литературы Древней Руси: XIII век. М., 1981 , с. 73
- ↑ Татищев В. Н. История Российская, т. III. M.; Л., 1964. с. 221
- ↑ Преставление преподобного Евфимия Суздальского.— В кн.: Жития святых, чтимых православною церковью, составленные Филаретом (Гумилевским) с дополнениями из других книг. СПб., 1885, апр. 37, с. 11 — 12
- ↑ Полное собрание русских летописей, т. IV. СПб., 1848. с. 334
- ↑ Стоглав. Изд. Д. Е. Кожанчикова. СПб., 1863, гл. 25
- ↑ Культура и искусство Древней Руси
- ↑ Сарабьянов В., Смирнова Э. История древнерусской живописи
- ↑ Лихачёв Д. Словарь книжников и книжности Древней Руси
- ↑ Лукашевская Я. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве
- ↑ Ильина Т. История искусств. Отечественное искусство
- ↑ Рабинович М. Древнерусские знамена (X—XV вв.) по изображениям на миниатюрах
- ↑ Гуревич А. Категории средневековой культуры
- ↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том первый: от каменного века до элевсинских мистерий
- ↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том второй: от Гаутамы Будды до триумфа христианства
- ↑ Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том третий: от Магомета до Реформации
- ↑ Ермолин Е. Русская культура. Персоналистская парадигма образовательного процесса
- ↑ Б. А. Рыбаков — Ремесло Древней Руси
- ↑ Б.А.Рыбаков - Ремесло Древней Руси :: NoNaMe
Ссылки
ru-wiki.org