17. Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси. Народное искусство древней руси
Народное искусство Древней Руси
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №6 г. Феодосии Республики Крым»
Конспект урока музыки в 6 классе на тему:
«ОБРАЗЫ РУССКОЙ НАРОДНОЙ И ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ. НАРОДНОЕ ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ РУСИ.»
Составил учитель музыки Арбузова Лариса Вадимовна
Тема: «Народное искусство Руси».
Форма урока: урок-беседа, с элементами игры и музыкальной импровизации.
Тип урока: урок - обобщение
Цель: раскрытие «души русской немеркнущего света» через народное искусство Древней Руси.
Задачи:
Обучающие:
1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека.
2. Учить формулировать особенности музыкального языка и строения колыбельных песен.
Развивающие:
1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход в подготовке домашнего задания и импровизации на уроке.
2. Развивать музыкальный слух, чувство ритма, творческое воображение.
3. Развивать умение коллективного музицирования, через вокальное исполнение и игру на шумовых инструментах.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.
2. Воспитывать духовно- нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству.
Иллюстративный материал:
1. карточки со словами;
2. поленья;
3. репродукции;
4. шумовые музыкальные инструменты.
Музыкальный материал
Фонограммы песен:
1.«В роще пел соловушка»;
2. «Ой, цветёт калина».
Методы работы:
беседа;
объяснительно-иллюстративный;
проблемно- поисковый.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Тема нашего занятия: «Народное искусство древней Руси». На уроках музыки, в течение многих лет, мы с вами знакомились с различными народными, будь то песенными или танцевальными жанрами, а так же с историей возникновения русских народных инструментов. Сегодня, на уроке, используя свои знания, мы будем решать проблему, которая заключается в том, чтобы найти, в народном искусстве Древней Руси, подтверждение истины, заключённой в словах «Души русской немеркнущий свет». Что значит свет души? Это духовность, это багаж доброты, чести, скромности, достоинства, целомудренности человека. Для решения этой проблемы вы получили заранее домашнее задание: подготовить доказательства, аргументы обоснования своих предположений. Для этого вы предварительно разделились на группы.
3. Проверка домашнего задания.
Учитель. Приглашается команда № 1. Команда состоит из 6 учеников.
Ребята, пожалуйста, мы вас слушаем.
Ученик № 1. Мы считаем, что слова, «Души русской не меркнущий свет», могут найти своё подтверждение в колыбельных песнях, потому, что в песне находит выражение душа народа. Мы думаем, что колыбельные песни сыграли главную роль в формировании характера человека, человека светлого, доброго, скромного, совестливого, мужественного, трудолюбивого.
Учитель. Хорошо, ваши доказательства.
Ученик № 2. Доказательство №1.
Слова, пропетые над колыбелью, имели большое значение, Древнерусское слово баять, убаюкивать означает не только говорить, уговаривать, но и заговаривать. Поэтому колыбельные песни это заговоры и обереги на крепкое здоровье, ум, красоту, счастливую судьбу, о которой мечтала мать.
infourok.ru
Презентация к уроку "Музыкальное искусство Древней Руси".
Образы русской народной и духовной музыки
« Если человек равнодушен к памятникам истории, значит он равнодушен к своей стране» .
Народное искусство древней Руси
ДУХОВНАЯ
Музыкальная культура Древней Руси , начиная с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная(фольклор) и церковная(духовная.
ФОЛЬКЛОР
О музыке Древней Руси (IX—XII вв.) рассказывают памятники литературы и искусства — летописи, фрески, иконы. В древнейших писаниях содержатся сведения о том, что музыканты выступали на улицах и площадях городов.
Музыка была обязательной частью обрядовых праздников - Масленицы (проводы зимы и встреча весны), Ивана Купалы (день летнего солнцестояния) и др. Проходили они обычно при большом стечении народа и включали игры, пляски, борьбу, конные состязания, выступления скоморохов.
Звучала музыка во время торжественных церемоний при дворе князей. Перемена блюд на пирах сопровождалась инструментальной музыкой или былиной.
На средневековой миниатюре, представляющей сцену заключения мира между князьями Ярополком и Всеволодом, рядом с ними изображен музыкант, играющий на трубе.
На войне с помощью труб, рогов, сурн, барабанов, бубнов подавали сигналы и создавали шум, который должен был испугать врага
С древних лет славянские музыканты играли для воинов во время многочисленных походов.
Древние славяне были язычниками и поклонялись многим богам, которые в их сознании были связаны с грозными силами природы - солнцем, ветром, дождем... В их честь славяне совершали обряды, которые сопровождали песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах.
В русских народных сказках говорилось о чудодейственной силе различных музыкальных инструментов, которые отгоняют злые силы, сами играют и поют, заставляют плясать без отдыха .
« У Баяна вещего, бывало, Если петь он начинал о ком, Мысль, как серый волк, в степи, бежала, Поднималась в облака орлом…» («Слово о полку Игореве» )
Баян - древнерусский певец и гусляр.
Яркими представителями народного творчества были скоморохи - странствующие актеры, потешавшие народ песнями, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Они играли на гуслях, трубах, сопелях, бубнах, гудках.
Девятьсот лет тому назад неизвестные живописцы оставили в башне Софийского собора, заложенного в 1037 году в Киеве, фрески, на которых изображены сцены музыкально-театрального содержания. Это скоморошьи игры, музыканты, играющие на арфе, трубе, флейте, плясуны, водящие хоровод
Они - на базарах, на княжьих пирах, на игрищах тон задавали, играя на гуслях, волынках, гудках, на ярмарках люд потешали.
Беспечное племя веселых бродяг, рождённое духом свободы, не нужно им было ни славы, ни благ, довольно любви всенародной.
Скоморохи были главными носителями светской культуры на Руси и основными хранителями языческих традиций, что вызывало гонения на них со стороны церкви..
Музыкальные инструменты Древней Руси
Гусли
Особенно выделялись гусли как инструмент, сопровождающий эпические песни, сказания, славы.. Героические песни-славы пели при встречах князей по возвращении из походов, при восхождении на княжеский престол
Гудок
Гудок — старинный русский народный смычковый трехструнный музыкальный инструмент с плоскими декой и спинкой, без вырезов по бокам. Скоморохи использовали его в сочетании с гуслями. На гудке играли как на виолончели.
Сопель
Сопели – это свистковые продольные флейты, сделанные из дерева. Верхний конец ствола имеет срез и свистковое устройство. У древних сопелей на одной из сторон имелись 3-4 отверстия
Рожок
Рожок — древнерусский деревянный пастушеский инструмент, ведущий свою историю от ратных рогов и труб, созывавших воинов на битву.
Жалейка
Жалейка - старинный русский народный духовой деревянный музыкальный инструмент — деревянная, тростниковая или рогозовая трубочка с раструбом из рога или бересты.
Свирель
Свирель - простая деревянная дудка. На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий.
Варган
Варган - один из древнейших музыкальных инструментов, прошедший через века и практически не изменивший свой внешний вид. Это самозвучащий язычковый инструмент. В древности считалось, что игра на варгане прочищает сознание, укрепляет жизненную силу человека, гармонизирует функции всех органов; это подтверждают и cовременные ученые. Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины
Трещётки — ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. В прошлом этот инструмент кроме музыкальной, выполнял ещё и мистическую функцию оберегания молодоженов от злых духов
Трещётки
Бубен
Бубен — музыкальный ударный инструмент. Широко они применялись в ратном деле и у скоморохов
Домра
Домра - древнерусский струнный щипковый инструмент с овальным корпусом, длинным грифом и натянутыми на них тремя-четырьмя струнами.
В конце ХVII века выходит из употребления домра, самый распространённый в среде скоморохов инструмент. Но появляется другой струнный инструмент – балалайка. Чаще всего балалайка сопровождала русские плясовые песни
С появлением балалайки гудок, волынка, домра выходят из употребления, но свирель, рожок и гусли по-прежнему звучат у пастухов. Пастухи были непревзойдёнными народными музыкантами. В российских деревнях даже существовал обычай – нанимать в пастухи того, кто лучше играет на рожке, свирели или жалейке
ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ музыкального фольклора
Вокальные (песни). Исполнительские типы: хоровые, соревновательские, сказительские
Инструментальные (наигрыши)
Вокально-инструментальные
multiurok.ru
Доклад - Искусство Древней Руси
Содержание
Введение
1. Становление искусства Древней Руси
2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Стиль – структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, порождаемое живой практикой развития различных видов искусств. Понятие стиль употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественный направлений и индивидуальной манеры художника.
В период складывания и расцвета феодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело свои самобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.).
Этот период характеризуется блестящим расцветом искусства Древней Руси. Средневековое русское искусство определялось христианским мировоззрением. Для искусства этой поры характерна одна отличительная черта – монументализм форм. Особое место в нем по праву занимает архитектура. Еще в языческую пору на Руси была развита архитектура, в основном деревянная. Летописец оставил нам свидетельство, что до каменной новгородской Софии на территории Новгородского кремля стоял тринадцатиглавый деревянный Софийский собор, срубленный новгородцами в конце Х в. С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма — типичная для греко-восточных православных стран.
Основным жанром древнерусской живописи являются Иконы. Христианская религия учит, что в основе иконы лежит учение о Боговоплоще-нии, то есть икона сама по себе является выражением веры. А значит, главное в иконе – вызвать у молящегося перед ней человека впечатление присутствия Бога, его причастности к жизни людей. Все это достигалось применением особых средств художественной выразительности.
Работа состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы. Общий объем работы 16 страниц.
1. Становление искусства Древней Руси
История древнерусского искусства насчитывает почти тысячелетие. Оно зародилось в 9-10 вв., когда возникло первое феодальное государство восточных славян — Киевская Русь.
В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира. Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Поэтому в чертах русской культуры мы постоянно сталкиваемся не только с влияниями извне, но с их порой значительной духовной переработкой, их постоянным преломлением в абсолютно русском стиле.
Формируясь и развиваясь в тесном взаимодействии со многими культурами близлежащих, а порой и весьма отдаленных стран, древнерусское искусство, представляющее целостное и ярко самобытное явление, заняло свое особое место в истории мирового искусства. По своему значению оно стоит в одном ряду с Византией и крупнейшими очагами средневековой культуры Западной Европы и Востока.
В отличие от Византии Древняя Русь вступила на путь феодализма, минуя рабовладельческий строй. Это обусловило более непосредственную и глубокую связь феодальной художественной культуры с народными художественными представлениями.
Существенные особенности древнерус-ского искусства в значительной степени определялись жизненностью патриотических идей. Уже в 11-12 вв. люди Древней Руси, жили ли они в Киеве, Новгороде или Владимире, ощущали свою связь с русской землей.
Прогрессивное значение имело принятие христианства. Оно способствовало более органичному и глубокому усвоению всего лучшего, чем обладала передовая для того времени Византия. Однако христианство, оказав сильнейшее воздействие на русскую культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек — на те области, которые были теснейшим образом связаны с жизнью церкви, с религией, так и не смогло преодолеть народных истоков русской культуры.
Под влиянием народных традиций, устоев, привычек, под влиянием народного мировосприятия новым содержанием наполнялась и сама церковная культура, религиозная идеология. Суровое аскетическое христианство Византии на русской языческой почве с ее культом природы, поклонением солнцу, свету, ветру, с ее жизнерадостностью, жизнелюбием, глубокой человечностью существенно преобразилось, что нашло отражение во всех тех областях культуры, где византийское, христианское в своей основе культурное влияние было особенно велико. Не случайно во многих церковных памятниках культуры мы видим совершенно светские, мирские рассуждения и отражение чисто мирских страстей.
С 10 века древнерусское искусство имело очень тесные связи с византийским. Из Византии привозились иконы, ткани, ювелирные изделия и многое другое. Некоторые памятники византийского искусства стали подлинной русской святыней, например знаменитая икона Владимирской Богоматери.
Греки принимали участие в украшении многих древнерусских храмов. Творчество этих художников обретало на русской почве черты, свидетельствующие о сильнейшем воздействии местных художественных вкусов. Ее характерными чертами являются стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; изящество, глубоко гуманистическое начало в архитектуре; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи. И над всем этим господствовала большая слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастья.
Не случайно опять же одним из любимых образов русской церкви и культуры стал образ святых Бориса и Глеба, человеколюбцев, непротивленцев, пострадавших за единство страны, принявших муку ради людей. Эти особенности и характерные черты культуры Древней Руси проявились не сразу.
В своих основных обличьях они развивались в течение столетий. Но потом, уже облившись в более или менее устоявшиеся формы, долго и повсеместно сохраняли свою силу. И даже тогда, когда единая Русь политически распалась, общие черты русской культуры проявлялись в культуре отдельных княжеств.
2. Характеристика национального стиля в русском искусстве 9-12 вв.
Восприняв от Византии христианство, Русь, естественно, восприняла и определенные основы культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы. Эти особенности очень ярко проявляются в архитектуре. Хотя древнерусская архитектура достигла серьезных успехов и в гражданском и крепостном строительстве, ее своеобразие особенно выступает в культовых сооружениях — храмах.
Христианские храмы появились на Руси еще в 10 в. Сначала они были деревянными. В конце 10 в. в Новгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах», и была она «честно устроена и украшена».
В 1049 г. церковь сгорела, как сгорали многие десятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 и последующих столетиях. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках.
Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений, которая живет в народе и до сей поры.
Особенность зодчества Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие не характерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность — это чисто русское наследие деревянного зодчества, перенесенное на каменное.
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности, тем не менее, характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями.
При сооружении самого значительного памятника того времени — Софийского собора в Киеве (11 в.) — древнерусская архитектура уже обладала своими приемами монументального зодчества. Византийская система крестово-купольной церкви, с ясностью ее основных членений и логичностью композиции внутреннего пространства, легла в основу пятинефного киевского собора Софии. Однако здесь был использован не только опыт строительства Десятинной церкви. От всех византийских храмов собор отличается числом куполов: их тринадцать, то есть столько, сколько было в несохранившемся деревянном храме Софии в Новгороде.
Характерна также конфигурация внешних объемов, которые плавно повышаются к центру, к главному куполу. Принцип постепенного, как бы ступенчатого нарастания массы здания стал с 11 в. последовательно проводиться в древнерусском зодчестве.
София, как и другие большие городские соборы во многом определяет характер всей древнерусской архитектуры. Храм отличался массивностью, даже тяжеловесностью своих форм. Грандиозность, представительность, торжественность определялись ролью Софийского собора как главного архитектурного сооружения города. Пять нефов Софии четко выделены, но все они тяготеют к центральному подкупольному помещению.
Внутренние деления выражены во внешних объемах собора и прежде всего в куполах, среди которых массивный центральный купол подчиняет себе остальные.
Различные размеры куполов, волнистые и живые линии закомар (полукруглых завершений фасадов), обширная внешняя галлерея — все это создает довольно сложное и в то же время гармоничное сочетание объемов и линий.
Внутреннее пространство собора членится двенадцатью мощными крестчатыми столбами на обособленные части. Впечатление динамичности пространства возникает благодаря обилию самых неожиданных точек зрения, богатой и сложной игре света и тени.
Входящий в храм прежде всего обращает внимание на огромную алтарную арку, на обширное помещение центральной абсиды; таинственный сумрак боковых помещений еще более утверждает главенствующее положение подкупольного пространства.
В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. По образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате.
Таким стал Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском. Характерной чертой русской архитектуры тех десятилетий стала украшающая сооружения резьба по камню.
В изобразительном искусстве Древней Руси своеобразие проявилось с не меньшей силой. Живописи как таковой в дохристианской Руси не существовало. Она пришла вместе с византийскими иконами и византийскими художниками. Но уже в 11-12 вв. в древнерусской иконописи появились образы и связанные с ними сюжеты, характерные только для России, в частности, широкое распространение получил культ великомучеников Бориса и Глеба.
Основными видами живописи в Древней Руси были фреска и икона. Христианская церковь внесла в эти виды искусства совершенно иное содержание.
Фреска – это живописное изображение по сырой штукатурке. В основном ей пользовались для росписи интерьеров храмов и церквей. Икона — изображение ликов Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного Писания. Этому изображению церковь приписывала священный характер, потому икона выполняла функцию религиозного культа – ей поклонялись, на нее молились.
А писание икон – иконопись – была главным видом живописи того времени. Даже в Византии иконопись никогда не играла такой важной роли, как на Руси, где она стала одной из основных, общераспространенных форм изобразительного искусства, соперницей монументальной живописи. Именно иконы являются основным жанром древнерусской живописи. Иконопись, в отличие от светской живописи, осуществлялась по определенным канонам.
Эстетика иконописи требовала воплощения «божественного», сверхчувственного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но идеально возвышенных образах, призванных передавать внутреннюю духовную сущность реального мира. Икона – это, как правило, плоскостное изображение с преимущественно однородным колоритом и стандартной композицией.
На Руси существовали различные школы иконописи, каждая из которых отличалась своей особой стилистикой: новгородская, псковская, владимиро-суздальская, московская.
Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело». Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.
Древнерусская живопись – живопись христианской Руси – играла в жизни общества очень важную роль и этой ролью был определен ее характер. Русь от Византии унаследовала представление о том, что задача живописи – «воплотить слово» — воплотить в изобразительные образы христианское вероучение. Поэтому в основе древнерусской живописи лежит великое христианское «слово» — Священное Писание — а иконы были необходимым элементом украшения храмов.
Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем.
И уже в 11-12 вв. в древнерусском искусстве появляются оригинальные художественные композиции и образы, которых византийское искусство не знало. Древнерусский художник выполнял предписания церкви, но вносил в свои произведения и новшества, которые показались бы еретическими в Константинополе. Церковь была вынуждена санкционировать эти новшества. В пределах твердо установившихся правил (плоскостность изображения, условность передачи фигуры, лица, архитектурного и природного фона) художники достигали огромной выразительности линейного ритма, силуэта, красочного пятна.
Простыми средствами они создавали образы глубокого внутреннего содержания, необычайной эмоциональности и силы. Это дает право считать икону одним из важнейших вкладов древнерусского искусства в мировую художественную культуру.
Наиболее примечательны иконы и росписи Софийского собора в Киеве (1037), церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199), иконы «Устюжское Благовещение» (конец 12 в.), «Спас Нерукотворный» (конец 12 в.), «Голова Архангела» (конец 12 в.), «Николай Чудотворец» (начало 13 в.).
Внутри Софийского собора все стены, своды, абсиды, столбы и купол покрыты мозаиками и фресками. Одним из центральных изображений Софии является образ Богоматери-оранты, которой русские люди дали наименование «Нерушимой стены». Грандиозному, монументальному образу Богоматери-оранты в центральной абсиде, олицетворяющему «земную церковь», свойственна высокая одухотворенность, вызывающая душевный подъем, возвышающая зрителя.
Украшением храма руководили византийские мастера, и, наверное, им принадлежат центральные композиции, но, несомненно также, что в процессе грандиозной работы к ним присоединились и русские художники. В частности, об этом свидетельствуют характерные русские черты многих лиц.
Известны своей большой художественной силой мозаики Михайловского Златоверхого монастыря с их изображением апостолов, святых, которые потеряли свою византийскую суровость: лики их стали более мягкими, округлыми.
Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность. От XII в. до нас дошли замечательные творения новгородских живописцев: икона «Ангел Златые власы», где при всей византийской условности облика Ангела чувствуется трепетная и красивая человеческая душа. Или икона «Спас Нерукотворный» (также XII в.), на которой Христос со своим выразительным изломом бровей предстает грозным, все понимающим судьей человеческого рода. В иконе «Успение Богородицы» в лицах апостолов запечатлена вся скорбь утраты. И таких шедевров Новгородская земля дала немало.
Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.). Церковь Спаса Нередицы также была расписана от основания до купола, но в росписях уже наметились расхождения с византийскими традициями. Так, по сторонам от Богоматери-оранты располагались процессии святых во главе с Борисом и Глебом, на западной стене церкви изображена композиция «Страшный суд», а в куполе – «Вознесение Христа», в различные традиционные сцены введены бытовые детали, изменился характер некоторых библейских сцен. Но благодаря общности стилистических приемов, цвета и композиции роспись выглядит единым целым.
Величественные и суровые образы были созданы и в мозаиках Михайловского монастыря в Киеве (вторая половина 11 в.), дошедших до нас во фрагментах. Среди последних хорошо сохранилась «Евхаристия» (причащение Христом апостолов) и фигуры архидиакона Стефана и Дмитрия Солунского. Особенностями этих мозаик является гораздо большая, чем в Софии, свобода композиции, искусная передача движения, а главное — яркая индивидуализация лиц и всего облика апостолов и святых.
Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI веке. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси. Культ Бориса и Глеба вызвал к жизни новые иконографические сюжеты, написанные не по византийскому образцу. Возникла композиция «Покров Богоматери» и ряд других.
Широко распространилось в Киевской Руси и искусство миниатюры. Самый значительный памятник — Остромирово евангелие, исполненное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1056-1057 гг. Миниатюры евангелия содержат много черт, несвойственных собственно византийскому искусству. Более плоскостная трактовка фигур евангелистов, склонность к чистым локальным краскам, употребление золота в контурах — все говорит о формировании нового, более декоративного живописного стиля, о сложении особых живописных традиций.
Пластика занимала в древнерусском искусстве подчиненное положение. Как и в Византии, православная церковь видела в круглой скульптуре наследие «идольских», языческих времен и относилась к ней неодобрительно. Хотя этот взгляд с течением времени изменился, круглая скульптура так и не получила на Руси большого развития.
Зато процветало прикладное искусство: резьба по дереву и камню, литье, чеканка, эмальерное дело, вышивка, керамика и др. Среди ремесел следует указать художественное литье, сложную технику черни, филиграни и зерни, поливную керамику и особенно эмальерное дело. В качестве примера — великолепный оклад Мстиславова евангелия (начало 12 в.) — подлинное чудо прикладного искусства.
Следует отметить, что говорить об авторстве икон, фресок или зодчества этого периода практически невозможно, они до нас не дошли. Тогда в постройке храмов и их росписи принимали участие приглашенные мастера-греки и русские ученики. Уже в более позднее время появились известные имена, такие как Феофан Грек — византийский художник-эмигрант, русский иконописец Андрей Рублев.
Заключение
В период становления феодальной Руси (особенно после Крещения Руси) очень сильное влияние Византии. Длительный период развития русской культуры определялся религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство и иконопись.
Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир. Конечно искусство Древней Руси следует определенным канонам, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии — в живописи даже были созданы образцы — «прориси», «подлинники», лицевые и толковые (в первых показывалось, как надо писать, во вторых это «толковалось»), но и следуя канонам, и вопреки им умела проявить себя богатая творческая личность русского художника.
Православие также положило начало русскому зодчеству — архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам, а потом — в своём, русском стиле. Опираясь на вековые традиции восточноевропейского искусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка. Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскими традициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и византийских традиций: на основу крестово-купольного храма были поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенчатая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества. Внутри этого собора есть шедевр — фигура Софии Оранты. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел: ювелирного дела, производства эмали и пр. С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабевает.
Список использованной литературы
1. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре / Т.Г.Грушевицкая, М.А.Гузик и др. — М.: Просвещение, 2001. – 240 с.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура / Л.Г.Емохонова. – М.: Academia, 2001. – 544 с.
3. Ильина Т.В. История Искусств / Т.В.Ильина. – М.: Высшая школа, 2005. – 368 с.
4. Лебедева Ю.Л. Древнерусское искусство X-XVII в. Живопись и архитектура. Пособие для учителя / Ю.Л.Лебедева — М.: Учпедгиз, 1994. — 488 с.
5. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси / Любимов Л.Д. — М.: АСТ, 2004. — 256 с.
6. Садохин А.П. Мировая художественная культура / А.П.Садохин, Т.Г.Грушевицкая. – М. ЮНИТИ, 2004. – 495 с.
www.ronl.ru
Урок, презентация. фото по музыке на тему "Народное Искусство Древней Руси"
Конспект урока
Цель урока: сформировать понятие о народной музыкальной культуре древней Руси у школьников через жанр фолк-рок музыки.
Задача урока: создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход, для более полного освоения темы «Музыкальное искусство Древней Руси» посредствам жанра фолк-рок музыки.
Методы, используемые на уроке: Метод проверки остаточных знаний, словесный, проблемный, метод художественного контекста, наглядный метод, метод вокализации, метод исполнения.
Тема урока: «Музыкальное искусство Древней Руси»
План урока по таблице:
Этапы в соответствии художественно-педагогическим замыслом урока
Задачи, реализуемые на этом этапе
Методы музыкального образования, используемые на этом этапе
Виды деятельности
Музыкальный материал, используемый на уроке
1.Введение в тему урока
Познакомиться с понятием Фольклор
Словесный метод, Проблемный метод
Размышление
2.Жанр портрета в живописи
Знакомство с религией древних славян
Метод художественного контекста
Размышление
3. Жанр портрета в музыке
Обряды, песнопения. Скоморохи
Вокализация. Метод художественного контекста
Хоровое пение
«Ах вы сени, мои сени…»
«Прощай масленица»
4.Жанр фольклора в рок музыке
Знакомство с жанром «Фолк-рок»
Метод художественного контекста. Наглядный метод
Просмотр музыкальных видео роликов. Размышление. Сравнительный анализ. Диалог с приглашённой Вокалисткой фолк-рок группы
Группа Аркона:
«Славься Русь»
«Стенка на стенку»
5. Обобщение
Закрепить пройденный материал
Метод исполнения. Метод вокализации
Исполнение, вокализация, хоровое пение
«Порушка- Параня»
Конспект урока:
1.Введение в тему урока:
Элемент игры на электрогитаре. Заинтересовать звучанием инструмента.
У: Здравствуйте ребята. Как вы возможно догадались, речь на сегодня на
уроке пойдёт о…?
Д: Рок музыке.
У: Верно. А именно о фолк-рок музыке. Но прежде чем говорить об этом современном жанре, давайте немного поговорим о слове «Фолк» или «Фольклор». Как вы думаете, откуда пришло к нам это понятие и что оно означает?
Д: От народа.
У: Верно. Именно так это слово и переводится: фолк - означает народ, а фольклор - это народное музыкальное творчество. Сегодня на уроке мы будем говорить о русском фольклоре, а значит, это понятие пришло к нам откуда…?
Д: Из Древней Руси!
У: Совершенно верно. Вот мы сейчас и поговорим о (тема) музыкальном искусстве Древней Руси.
2. Презентация. (Слайды с изображением языческих богов)
У: Обратите внимание на экран. Как вы думаете, кто изображён на картинах слайдов?
Д: Люди.
У: Не совсем. Это боги наших древних предков. Как вы возможно знаете, наши предки раньше назывались славяне, и вера у них была не такая как сейчас. Они верили в силы природы, и у них возникали образы, что этими силами правят множество богов.
Такие как: Сварог - бог неба и всего сущего.
Перун – бог грома и молнии.
Велес – бог плодородия.
Чернобог – бог тьмы и света. Поддерживающий баланс добра и зла на земле.
Даждьбог – бог солнечного света, тепла и плодородия.
Ярила – бог весеннего солнца, тепла и любви.
Так рождались верования наших предков. И в честь этих богов совершались различные обряды, сопровождающиеся пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах.
У: Скажите пожалуйста, какие обряды или песнопения дошли и до наших времён?
Д: Масленица. Частушка.
У: Молодцы. Сейчас мы попробуем вспомнить как звучат композиции на эту тему.
(Слушание произведений: «Ах вы, сени мои сени»; «Прощай масленица»)
А сейчас мы с вами попробуем пропеть эти мотивы.
(Хоровое исполнение с детьми)
Молодцы.
У: А ещё бывают: Свадебные, колыбельные, трудовые попевки, плачи, былины…
Этими песнопениями сопровождались определенные события в жизни Русского народа. А теперь внимание на доску.
3. Презентация. (Слайды с изображением обрядов)
У: Я вам сейчас буду показывать слайд с обрядом, а вы попробуете ответить к какому событию он относится.
У: (Указываю на слайд)
Свадебные?
Д: К свадьбе.
У: Верно.
Колыбельная
Д: Когда малыша убаюкивают.
У: Правильно. Отсюда, кстати пошло слово убаюкивать или баять – рассказывать. Наверное всем вам в детстве мамы на ночь что то читали или может быть пели?
Д: Да.
У: Трудовые?
Д: Когда люди работали.
У: Верно. Ведь славяне был трудолюбивый народ. Каждое утро они вставали с первыми лучами солнца, и шли вспахивать землю. И чтобы урожай потом был хороший, напевали песню.
Плачи?
Д: Когда что - то случилось.
У: Не совсем. Эти песнопения возникали, когда например молодую девушку выдавали замуж. И она грустила, что расстается со своей девической жизнью.
Былины?
Д: когда рассказывали, о каких - то подвигах богатырей.
У: Верно. Русь славилась силой богатырской. Очень много былин дошло и до нашего времени. Слышали наверно о таких богатырях как: Илья Муромец,
Алёша Попович, Добрыня Никитич?
Д: Да.
У: Молодцы. Знаете
А ещё яркими представителями народного творчества были скоморохи.
(Показываю слайд с картиной)
Это странствующие актеры потешавшие народ пением, плясками и игрой на музыкальных инструментах.
4.У: И так, мы с вами усвоили, что же такое фольклор и откуда он произошёл.
А как вы думаете, может ли быть связь между рок музыкой и музыкальным фольклором?
Д: Ответы…
У: Оказывается, может. И сейчас я вам это продемонстрирую.
(Просмотр видео роликов группы «Аркона»)
Ребята, обратите пожалуйста внимание на костюм певицы. Что она делает?
Д: Бьёт в ударный инструмент.
У: этим обрядом она призывает бога плодородия для того чтоб он послал дождь и урожай был хорошим.
А во втором ролике вы видите, как мерялись силой русские мужи в древнее время. Выходя в чисто поле, показывали свою богатырскую силу.
У: Ну а сейчас у нас гостья из Рыбинской фолк – рок группы. Она немного расскажет вам об этом жанре.
Вокалистка: Здравствуйте ребята. Меня зовут Елена Сирин. Я вокалистка группы «Летопись». Сегодня я вам поведаю о таком современном жанре как фолк – рок. Эта музыка объединяет в себе современную аранжировку, состоящую из таких инструментов как: Бас гитара, электрогитара, барабаны и т.д. и народных музыкальных инструментов: -это флейты, гусли, балалайки, домры. Рассказывая в своих песнях о культуре своего народа.
Д: Вопросы…
Вокалистка: ответы…
5. У: И так ребята, так можно совместить Русскую народную музыку и рок?
Д: Да!
А сейчас вместе с гостьей мы исполним вам композицию в подобном жанре.
(Исполнение композиции «Порушка-Параня» и разучивание мотива с классом. Хоровое исполнение)
Вывод У: Так можно ли совмещать рок музыку и народное музыкальное творчество?
Д: Да!
У: И для чего мы это делаем?
Д: Для того что бы современные люди помнили о своей древней музыкальной культуре.
У: Совершенно верно. Всем спасибо за урок.
infourok.ru
17. Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси.
1. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус», написанный в конце XII в. («Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».
2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Черной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии называли «русской резьбой».
3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» — былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец — народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.
4. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны — сказители и певцы «старин».
18. Зодчество Древней Руси.
1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.
2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).
3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.
studfiles.net
Народное искусство Древней Руси страница 3
Учитель. Ребята, обратимся к карточкам, найдите правильный ответ. Что такое былины.
Ваши доказательства, обоснуйте.
Ученик. Доказательство №1.
В русской народной сказке «Василиса Премудрая» звучит загадка «Кого должен любить добрый молодец больше, чем отца с матерью?»
Учитель. Ребята, как вы думаете?
Ученик. Землю Русскую. Правильно. Во имя свободы, справедливости и мира, главные герои совершают героические поступки, при этом они не лишены человеколюбия. Пример: Подвиги богатырей воспеты в былинах древними сказателями – Баянами.
Ученик. Доказательство №2.
Например, "баба-яга", в русских сказках, бывает в зависимости от различных ситуаций и добрая, и злая. Тех, кто приходит к ней, она как бы испытывает на чистоту души.
Кощея Бессмертного - можно характеризовать, как испытание жадностью (деньгами). Змей Горыныч - испытание огнем, мечом, страхом (сумеет ли человек преодолеть себя, не сломается ли под ударом различных обстоятельств).
Ученик. Доказательство №3.
В сказках высмеивается жадность, зависть, гордость, лень. Над всеми этими чертами преобладала скромность. Подтверждением могут быть следующие примеры сказка: «Морозко», «Крошечка – Ховрошечка» В творчестве композиторов они получили вторую жизнь.
Ученик. Вывод: В русской культурной традиции, народных сказках красной строкой проходит идея духовно-нравственного воспитания человека. Поэтому в народных сказках мы находим подтверждение слов «Души русской немеркнущий свет».
Учитель. Ребята, вы согласны с командой №2? Убедили вас их доводы?
Ученик. Да. Убедительно.
Учитель. Молодцы, хорошо справились с домашним заданием.
Ещё одним доказательством в пользу устного народного творчества и колыбельных песен является произведение русского композитора Лядова, симфоническое сказание «Кикимора». Главные герои её маленькая кикимора и кот баюн. Послушаем, а музыка подскажет вам, как кот баюн заботился о кикиморе.
Задание: определить музыкальную линию зла и линию добра.
Ученик. Кот Баюн поёт колыбельную с целью перевоспитания кикиморы.
Учитель. В данном примере соединились и сказка, и колыбельная для того, чтобы вырастить кикимору доброй, человечной, сердечной.
Итак, все вы очень старались, привели доказательства, подтверждающие эти слова?
Ученик. Народное искусство Древней Руси раскрывает «Души русской немеркнущий свет».
4. Новый материал.
Учитель. Обширную часть народного творчества составляет обрядовый фольклор. Обряды сопровождали многие праздники – масленицу, рождество, святки. Найдите правильный ответ в карточке.
Я думаю, вас заинтересует свадебный обряд.
Главной героиней обряда была невеста, будущая и настоящая. Предлагаю разыграть песню «Бояре, а мы к вам пришли». Это песня – игра, которую исполняли в период сватовства. Вначале повторим песню.
Задание: нужно встать в две шеренги. Одна команда изображает сватов, другая друзей и родителей невесты. Двигаемся навстречу друг к другу, делая один шаг.
Разыгрываем песню «Бояре, а мы к вам пришли» (В качестве физ. минутки).
Учитель. Самый популярный обряд и в наше время - это обряд святочного гадания. Святки приходятся на период зимнего солнце поворота. Как и все народные праздники, святки имеют языческие ритуально-магические корни. Святочные обряды традиционно включали гадание. В язычестве оно составляло главный обряд богослужения. Выйдет, бывало, девушка в полночь на перекрёсток, очертит круг и слушает. Послышится звон колокольчиков или весёлое пение – к замужеству. А плачь или унылое пение – значит к неудаче. Гадания начинались в сумерках, как только «затепляли свет». Обычно к молодёжи выходила первая почётная сваха. Но прежде чем начать гадание девушки пели поблюдные песни. Русская литература не могла обойти вниманием широко распространенный в народе обычай. Описание гаданий мы встречаем у А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), у В.А. Жуковского («Светлана»).
infourok.ru
Народное искусство Древней Руси страница 4
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали,
Снег пололи, под окном
Слушали, кормили.
Счётным курицу зерном,
ярый воск топили.
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны.
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки поблюдны.
Одним из способов гадания – были поленья.
Сейчас девочки исполнят песню «Ой, цветёт калина», а я, возьму на себя роль бабки – позыватки.
Задание: ансамбль девочек исполняет песню
Учитель подходит к девочкам, и они вынимают по одному поленью.
Гладкое полено – означает ровный характер суженного его основательность.
Суковатое с трещинами – означает сердитого ворчуна, зануду.
Короткое – ростом невелик. «Мал золотник, да дорог»
Толстое – склонность к лени и обжорству.
4.1. Творческая импровизация.
Учитель. Надеюсь, этот элемент урока доставил вам удовольствие. Не будем слишком серьёзно, относится к гаданию, а послушаем шуточную песню «В роще пел соловушка», знаю, вам нравится эта песня.
Задание: исполнять будем вместе. Это музыкальная импровизация. На столе есть несколько шумовых инструментов, кто желает, возьмите их, и мы вместе исполним песню. Не скрывайте своих эмоций.
Учитель. В древние времена наши предки стремились оградить себя от всякого рода напастей и придумывали систему оберегов – предметов, символов. Самыми близкими к телу человека оберегами были одежда и украшения. Вышивка по подолу, вороту и на концах рукавов, оберегали людей от проникновения нечистой силы. В моих руках обереги. Предлагаю подумать вместе и сформулировать пожелания нашему родному дому, родной земле.
Задание: ученики говорят пожелания и надевают обереги на ветки дерева.
Ученик. Россия – это общий дом и пусть эта подкова принесёт счастье и стране и каждому из нас.
Учитель. Когда-то фигурка петушка, вырезанная из дерева, помещалась на крыше домов и отгоняла нечистую силу.
Ученик. Пусть наш петушок глядит зорко и охраняет от врагов.
Учитель. Яйцо всегда символизировало начало жизни, по языческим убеждениям земля была похожа на яйцо.
Ученик. Мы желаем, чтобы оно всегда было целым и полным.
Учитель. Ключ пусть символизирует родной дом. Я желаю вам, ребята, чтобы каждый нашёл свой ключ и ту замочную скважину, открыв которую, вы пойдёте по дороге жизни, добрыми, отважными, милосердными, совестливыми и справедливыми в душе.
5. Подведение итогов.
Учитель. Смогли мы раскрыть тему урока: «Народное искусство Древней Руси»?
Ученик. Смогли, конечно.
Учитель. Как мы раскрывали тему урока?
Ученик. В течение всего урока, в песнях, обрядах, играх, загадках, мы раскрывали образы народного творчества Древней Руси, в которых звучит: «Души русской немеркнущий свет». А из этого следует, что народное искусство имеет огромные воспитательные ресурсы.
6. Задание на дом.
На следующем занятии мы поговорим об искусстве скоморохов.
Предлагаю, используя дополнительные источники: библиотеку, Интернет, к следующему уроку подготовить материал об искусстве скоморохов.
Урок закончен. Спасибо.
infourok.ru