Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото). Богатыри древней руси список
Малоизвестные русские богатыри
Если попросить любого русского человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, то наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
ribalych.ru
Богатыри земли русской – список, история и интересные факты :: SYL.ru
Людям нужны герои, точнее, не столько они сами, сколько легенды о них. Ведь когда жизнь реального человека обрастает мифами, его так легко любить и восхищаться им. А еще лучше – ставить в пример. Такие люди не по-человечески идеальные – они честны и бескорыстны, а умирают не по глупости в пьяной драке, а только совершая великий подвиг, во имя всеобщего блага. И хотя все это сказки, они помогают верящим в них становиться лучше и работать над собой в надежде достичь уровня своего героя. Давайте узнаем об одной из разновидностей подобных идеалов – о богатырях и витязях русской земли. Ведь хотя за минувшие века вряд ли можно установить правду об их жизни, но это были великие люди, раз память о них сохранилась и по сей день.
Кто такие богатыри, и откуда произошло это слово?
Данным существительным испокон веков именовали воинов, обладающих сверхчеловеческими способностями, как правило, физической силой и выносливостью. Чаще всего эти доблестные витязи были героями народных средневековых славянских былин и сказаний. Основное занятие богатырей земли русской было защищать ее от недругов, а также меряться силой и демонстрировать удаль, совершая подвиги.
Большинство лингвистов сходятся на тюркском происхождении термина "богатырь" ("смелый", "герой-храбрец"). Вероятно, особо отличившихся воинов стали так именовать с началом набегов на земли Руси степных кочевых. А у них слово Bahādor означало наследственный титул, который доставался особо отличившимся бойцам, аналог европейского рыцарского титула. В таком значении впервые это существительное было упомянуто в китайской летописи VIII в.
О монгольских рыцарях-богатырях есть упоминания и в итальянских хрониках XIII в., а также в знаменитом славянском документе XIII-XIV вв. – Ипатьевской летописи.
Неизвестно, когда именно и почему чужеземным словом стали называть славянских витязей, которые как раз и специализировались на защите от степных "богатырей". Но уже в летописях XV- XVI вв. данный термин используется именно в значении славянский герой-защитник.
Есть мнение, что, сталкиваясь с доблестными русичами, монголы называли их рыцарями, то есть "богатырями". Это название понравилось славянам из-за схожести со словом "Бог", и они сами стали именовать так собственных героев, как бы намекая на богоподобность. Тем более, что некоторых богатырей земли русской отождествляли с древними божествами, например Святогора. И хотя на период возникновения этого понятия Русь уже была крещена, сам процесс полноценной христианизации занял несколько веков, и православие прижилось только потому, что впитало в себя добрую половину языческих ритуалов и верований.
Вопрос о культурной принадлежности былинных витязей
Практически все легенды, сказания и былины о богатырях земли русской касаются периода Киевской Руси, а именно времен Владимира Великого. Из-за этого не утихают споры о национальной принадлежности витязей. Ведь на них претендуют одновременно белорусы, россияне и украинцы.
Чтобы понять, почему так вышло, стоит вспомнить, где же располагалось Древнерусское государство. При князе Владимире к нему относились земли современной Украины (кроме ее степной части), Белоруссии и по небольшому кусочку Польши и РФ. Обратите внимание, согласно летописям, во времена Киевской Руси земли Новгорода, Смоленска, Владимира, Рязани, Ростова и Галича не считались русскими.
Распространение христианства плотно переплелось с понятием "Русь". К XIV в. в летописях русскими стали именовать именно земли, где было распространено православие. И все вышеперечисленные города также стали именоваться таковыми. Об этом свидетельствует летописный документ "Список русских городов дальних и ближних", в котором перечислены и эти великие славянские торговые города, помимо них, там есть болгарские и литовские. Именно это, по мнению историков, указывает на то, что понятие "русский" являлось синонимом "православный" в представлении людей того времени.
Таким способом это название распространилось на обитателей других славянских территорий, которые изначально не считались таковыми. А после окончательного распада Киевской Руси именно Новгород, Смоленск, Владимир, Рязань и Ростов смогли усилить влияние в данном регионе и взяли на себя ответственность за его охрану от степняков. Они стали тем ядром, на основе которого в будущем возникло и окрепло Московское княжество, превратившееся спустя годы в Россию. А коренные ее жители, по традиции, и стали именовать себя русскими. Это название закрепилось за ними по сей день.
В пользу этой версии свидетельствует то, что основным занятием классических богатырей земли русской, согласно былин и легенд, была не просто оборона границ от монголов и прочих степняков, но и защита веры христианской. Эта их особенность не раз подчеркивается в сказаниях.
Поэтому, когда говорится о богатырях земли русской периода существования Киевского государства, то украинцы и белорусы имеют полное право причислять их к собственной культуре. Ведь в те века именно эти народы оставляли Русь.
С другой стороны, популяризация большинства былинных героев произошла в более позднюю эпоху именно стараниями обитателей будущей России, которые не только воспели подвиги легендарных витязей Руси, но и прибавили к их пантеону многих собственных. Так что и ее народ обладает правами на славянских защитников от степняков. Более того, именно эта литература подарила миру многочисленные прекрасные стихи о богатырях земли русской.
Споры о культурной принадлежности легендарных витязей между тремя народами вряд ли когда-либо прекратятся. Но некоторую пользу они приносят. Дело в том, у белорусов, россиян и украинцев собственный взгляд на трактовку биографии и самого образа богатыря. Защитники земли русской в эпосе каждой этой нации наделяются особыми чертами, характерными именно для ее менталитета. Это дает много интересного материала для исследований историкам и лингвистам. И кто сказал, что в спорах не рождается истина?
На какие категории делятся былинные богатыри и витязи земли русской
Также спорят ученые и о том, как классифицировать героев сказаний и легенд. Наиболее известны 3 теории:
- Витязей делят на старшее и младшее поколение.
- Существует 3 богатырских эпохи: дотатарская, татарская и послетатарская.
- Богатыри земли русской делятся на живших в дохристианский и христианский период. Стоит отметить, что дохристианские витязи малочисленны. Их образы чаще близки к древним языческим божествам.
В то время как раз герои эпохи после крещения Руси зачастую более человечны. Большинство из них совершали свои подвиги в период правления Владимира Великого. Вероятно, это потому, что данный период считался самым успешным в истории Киевского государства. И хотя высшей точкой развития были годы царствования Ярослава, практически все события из жизни классических христианских богатырей связывают с эпохой Красна Солнышка. Возможно, чтобы более успешно распространять новую религию среди славян, подвиги всех уважаемых ими героев начали связывать с эпохой ее внедрителя. Кстати, его самого объявили святым, а меж тем он был насильником и убийцей, о чем упоминается в летописях.
Некоторые историки полагают, что на самом деле самих витязей было меньше. Просто существовали бродячие сюжеты о безымянных героях. В каждой местности этим безымянным богатырям земли русской имена и биографии придумывались особые, чтобы привязать их к собственной истории. Именно поэтому их подвиги часто похожи: высватать невесту, убить змея, сразиться с ордой, пострадать от хвастовства.
Языческие богатыри
Наиболее известный герой этого периода – Святогор. Его описывают как витязя исполинских размеров, который, кстати, обитал за пределами Руси – в Святых горах.
Этот персонаж вряд ли имел одного прототипа и является сборным, а кроме того, заимствованным. Сказания о нем описывают, как правило, 3 фрагмента из жизни:
- Гибель из-за хвастовства собственной силой.
- Нахождение предсказанной супруги.
- Измена жены и знакомство с Ильей Муромцем, которому Святогор перед смертью и передал свой меч и часть силы.
Святогор, которого отождествляют с неким языческих божеством, существует вне киевского или новгородского былинных циклов. В то время как Микула Селянинович и Илья Муромец – одни из ярчайших их представителей. Поэтому, вероятно, легенды об их встречах с Святогором – более поздние (особенно если судить по именам) и были придуманы для того, что показать преемственность данных персонажей.
Богатырь-пахарь Микула Селянинович также относится к языческих героям из новгородского цикла. Судя по структуре имени, к которому прибавлялось прозвище, свидетельствующее о происхождении, это образ более поздний, чем Святогор.
Все сказания о Микуле подчеркивают связь его с землей и трудом на ней. Она была источником силы его. Впоследствии этот сюжетный элемент был заимствован былинами о других героях.
Примечательно, что о супруге Микулы нет информации, зато известно о двух славных дочерях.
Кстати, при появлении христианства характер Николая Чудотворца, как и праздники, связанные с ним, были "позаимствованы" у Микулы.
Третьим культовым супергероем, то есть легендарным богатырем языческой эпохи, является Вольга Святославич (Волх Всеславьевич).
Он был не только был силен, но и умел понимать язык зверей, птиц и рыб, а также превращаться в некоторых из них.
Считается, что он был сыном княжны Марфы Всеславьевны и змея. Отсюда и оборотнические способности. Если Святогор считается божеством, то Вольга – полубог. В былинах о нем говорится как о герое благородного происхождения, возглавляющем дружину по праву рождения. В то же время простолюдина Микулу Селяниновича он берет к себе в помощники за его доблесть и смелость.
Что касается благородства души, то тут Вольгу вряд ли стоит ставить в пример. История о знакомстве с Микулой описывает богатыря как посредственного правителя, душащего налогами народ.
Былины о походе Святославича на индийское царство описывают героя не как доблестного воина, а как хитрого и дальновидного полководца, который, обращаясь в разных зверей, благополучно провел своих воинов через все трудности и привел к победе. На завоеванной земле он изнасиловал супругу поверженного правителя и, взяв ее в жены, воцарился там. Своим же воинам отдал на растерзание местных девушек. Так что Вольга – скорее антигерой, особенно в сравнение с благородным пахарем Микулой.
Некоторые отождествляют этого персонажа с Вещим Олегом. Есть и сравнивающие его с князем Владимиром. Согласитесь, между их судьбами много общего. Помимо одинакового отчества, в жизни Владимира был эпизод с изнасилованием дочери полоцкого князя, ставшей матерью Ярослава Мудрого. Правда, мать будущего крестителя Руси была рабыней, а не княжной, как у Вольги.
Золотая троица
Большинство остальных былинных витязей относятся к христианскому периоду.
Прежде всего стоит обратить внимание на трио с картины Васнецова. Каждый без труда сможет сказать, как звали богатырей земли русской. Это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.
О биографии первого повествуют немало былин, часто противоречащих друг другу. Сходятся они лишь в нескольких аспектах. Так, Илья не мог ходить вплоть до 33 лет (возможно, эта дата приведена как аналогия с Христом), но потом бродячие волхвы исцеляют его и наказывают идти в дружину Владимира, где Муромец и совершает большинство подвигов. При этом к самому правителю отношения у богатыря было не лучшее.
Также известно, что герой был женат, что не мешало ему нередко развлекаться на стороне.
По преданию, на старости лет, Илья Муромец принял постриг в Киево-Печерской лавре, где и провел последние годы жизни. После смерти он был канонизирован. Объявление Ильи святым способствовало сохранению его останков до наших времен. Благодаря этому в 80-х они были исследованы. Ученые подтвердили, что их обладатель в юности страдал от паралича ног, а умер в 40-55 лет из-за раны в районе сердца.
Добрыня Никитич – второй по популярность персонаж. Принято считать, что существовал он в тот же исторический промежуток, что и Илья. В отличие от него, был близок к Владимиру. Богатыря отождествляют с его дядей по материнской линии.
В отличие от Муромца, Никитич известен не только силой, но и умом. Он отлично образован и даже играет на нескольких музыкальных инструментах.
Стоит сказать, что богатырям эпохи Владимира в будущие века были приписаны некоторые черты языческих и христианских божеств. Илью Муромца отождествляют с библейский пророком Ильей и языческим богом грома. Добрыню молва приравнивает к Георгию Победоносцу, сразившему Змея. Это отражено в легендах о победе над змеем, похитившим красавицу Забаву.
В отличие от Ильи Муромца, этот богатырь был верным мужем. В более поздние века, чтобы увязать образ Добрыни и Алеши Поповича, была распространена история о попытке последнего обманом жениться на супруге витязя.
О последних годах жизни его мало что известно. По преданию, он погиб в сражении под Калкой. На месте его могилы был насыпан курган, до сих пор носящий имя "Добрынин".
Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это, образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. В них он часто играет совсем негативную роль и отличается хвастовством и хитростью, а не удалью. Этим он близок к Вольге и, возможно, "позаимствовал" у него несколько сюжетов.
Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Как и Добрыня, он был хорошим музыкантом.
Самостоятельных подвигов ему приписывают крайне мало. Самым ярким считается бой с Тугариным по дороге в Киев.
Что касается его сердечных предпочтений, то, помимо попытки обманом жениться на супруге Никитича, известно немало историй о его отношениях с сестрой Збродовичей Аленой. По одной из версий, из-за того, что Попович опозорил девушку, ее братья отсекли ему голову. В других вариантах этой истории богатырю удается избежать смерти.
Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.
Семь популярных витязей с необычными историями
Не только героями картины Васнецова живы народные былины. В них нередко фигурируют и другие персонажи. Давайте рассмотрим самых известных из них и узнаем, как звали богатырей земли русской, прославившихся в более поздние периоды.
Дунай Иванович. Этот витязь известен не подвигами, а печальной историей любви. Вместе с Добрыней он ездил к литовскому князю высватать его дочь за Владимира Великого. На чужбине он встречает ее сестру Настасью, и между ними возникает любовь. Девушка помогает Дунаю спастись от смерти, выкупив его у палачей и отпустив в Киев.
Во время следующего визита в Литву богатырь уже не обращает внимания на свою спасительницу. Обидевшись, девушка переоделась в мужское платье и, догнав Дуная в поле, затеяла с ним битву. Богатырь не узнал ее и, победив, едва не убил. Однако былые чувства взяли верх, и витязь взял ее в жены.
На свадьбе Дунай хвалился удалью, а его супруга – меткостью. Новоиспеченный муж решил пристыдить жену и требовал показать свое умение. Настасья являет меткость, от которой даже Вильгельм Телль и Робин Гуд бы плакали в углу от зависти – она трижды попадает в тонкое серебряное кольцо на голове Дунай-богатыря. Посрамленный муж решает повторить ее подвиг, но оказывается не так хорош и случайно убивает стрелой супругу. Перед смертью ее он понимает, что она была беременной, так что он погубил еще и свое дитя. В отчаянии витязь кончает с собою.
Сухман Одихмантьевич. Столь непривычное для жителей Руси имя принадлежит богатырю, прославившемуся борьбой с татарами. Возможно, он сам был родом из степняков, но потом перешел на службу к князю Владимиру, который в этой истории опять сыграл нехорошую роль. Он приказал витязю доставить ему белую лебедь то ли для зоопарка, то ли это иносказательное название для невесты.
Сухман не смог выполнить поручение, потому что был сильно ранен в бою с татарами. Превозмогая боль, он вернулся в Киев с пустыми руками, но рассказал о своих победах. Князь не поверил ему и отправил в тюрьму.
Добрыня отправляется в чужие земли, дабы выяснить правду, и находит подтверждение словам богатыря. Владимир собирается наградить того, но гордый герой выбирает смерть.
Кстати, недоверие князя и обида витязя свидетельствуют в пользу версии, что Сухман был чужаком.
Еще один богатырь периода Владимира Великого – Никита (Кирилла) Кожемяка, упоминаемый в "Повести временных лет". Согласно ей, этот витязь победил в поединке печенежского богатыря, а после народная молва приписала ему победу над змеем.
Возможно, легенды о нем частично заимствованы из Библии. Так, поединок с врагом – явная отсылка к истории Давида и Голиафа. А победа над змеем делает его подобным Георгию Победоносцу. Хотя, может, змей – это и есть метафорическое описание печенега.
Дюк Степанович. Это еще один герой времен князя Владимира. Однако богатырем земли русской его можно назвать лишь скрепя сердцем. Так как родом он был из Галича, который, как мы помним, к Руси Владимира не относился. Сложно понять, почему этого персонажа именуют богатырем, ведь кроме богатства и хвастовства, других особых "подвигов" за ним не числится. По легендам, он приезжает в Киев и начинает активно критиковать его и всех его обитателей. Чтобы доказать свою правоту, ему приходится поучаствовать в марафоне хвастовства, в котором он побеждает, и гордый своим "достижением", покидает княжий город.
Хотен Блудович – богатырь, чье имя носит неприкрытый сексуальный контекст, прославился своим желанием жениться. Былины повествуют, что, несмотря на его силу и славу, он был весьма беден. Из-за этого мать его возлюбленной Чайны Часовой (еще одно "славянское" имя в этой истории) отказала благородному витязю. Это не остановило бравого героя, который планомерно разделался со всеми родственниками любимой, а заодно и положил войско местного князя. В финале он сочетался узами брака со своей прелестницей, а заодно и забрал богатство, оставшееся после убитых.
Однако не все богатыри связывались молвой с периодом царствования Владимира. После распада Киевской Руси стали появляться другие герои народных былин. К примеру, защитник Рязани – Евпатий Коловрат. В отличие от классических богатырей, он не был сборным образом, а являлся реальной исторической личностью, рискнувшей дать неравным бой монголо-татарскому войску в отместку за разрушение города. К сожалению, он погиб, но его мужество вызвало уважение даже у врагов.
Также к богатырям относится монах-воин Александр Пересвет, который участвовал в Куликовской битве. Хотя его больше позиционируют как монаха, а потом воина. Однако боевые умения не возникают из воздуха, и, значит, до принятия пострига Пересвет имел свою богатырскую историю. Он тоже был причислен к лику святых.
Белорусские асилки
Особняком от прочих богатырей стоят такие былинные герои, как велеты или асилки. Наиболее распространены истории о них в белорусском фольклоре.
Асилками именуют дохристианских богатырей-исполинов. Они не просто воевали со змеями и прочими врагами, но создавали реки и горы. Считается, что за гордыню были прокляты Богом и обратились в камень или живыми ушли в землю. На месте их могил возникли курганы.
Отдельные исследователи относят Святогора к этой категории. Другие ученые соотносят велетов с древнегреческими титанами или библейскими исполинами (дети восставших против Бога ангелов).
Женщины-витязи
Во все времена была славна богатырями земля русская. Но не всегда это были мужчины. Народная память сохранила упоминание и о нескольких богатырках, которых принято было называть "поленицами".
Эти женщины были способны противостоять не только врагам, но и составить серьезную конкуренцию былинным богатырям, а иногда и превосходить их.
Наиболее известные поленицы – это две дочери Микулы Селяниновича, Василиса и Настасья.
Первая стала женой черниговского боярина Ставра Годиновича, которого спасла от тюрьмы, переодевшись в мужской наряд и победив в соревновании.
Вторая вышла за Добрыню, предварительно победив витязя в поединке.
К поленицам относится и вышеупомянутая супруга Дунай-богатыря Настасья.
Немало историй о богатырках связано с Ильей Муромцем. Видимо, до того, как принять постриг, он любил немало сильных женщин. Поленицей считается его супруга Савишна (спасла Киев от Тугарина), а также временная возлюбленная Златыгорка, родившая от него могучего сына Сокольника. Также богатыркой была безымянная дочь Муромца – еще один случайный плод любви, стремящийся отомстить за мать.
Особняком от прочих стоит Марья Моревна. Она считается одним из самых популярных женских персонажей и является прототипом Василисы Премудрой и Марьи-царевны. По легенде, эта степная воительница победила Кощея Бессмертного. Так что современным феминисткам есть на кого равняться из отечественных героинь.
Дети-богатыри
Воспевание героев и их подвигов делалось не только для того, чтобы сохранить память о них, а еще для того, чтобы ставить их в пример для других. Именно поэтому былинные витязи и их подвиги приукрашивались и преумножались. Особенно активно это делалось, когда нужно было рассказать детям о богатырях земли русской. Тогда этих персонажей превращали в нравственные идеалы, на которые нужно равняться.
Часто взрослые герои с их проблемами были слишком сложны для понимания. Поэтому специально для них рассказывались истории о подвигах детей. Таких персонажей именовали богатыри-семилетки.
Былины и сказания о них чаще были характеры именно для украинской литературы, но встречались и у других народов.
Герои могли быть как мальчиками, так и девочками, а также близнецами.
Одна из первых историй об отроке-витязе касается периода отца Владимира – князя Святослава. В те времена безымянный мальчик выбрался из обложенного печенегами Киева и сумел привести подмогу в родной город.
Так что традиция ставить в пример богатырей земли русской для дошкольников и школьников имеет весьма глубокие корни.
Занимательные факты
Стоит обратить внимание:
- В стихотворении Михаила Лермонтова "Бородино" его герой-рассказчик сравнивает поколение классика с былинными витязями, не в пользу первых ("Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!"). Но если говорить о физических данных, то средний рост легендарных богатырей-защитников земли русской составлял 160-165 см (кроме Ильи Муромца, который был настоящим великаном на тот период и был ростом 180 см), в то время как при Михаиле Юрьевиче такой рост уже был явно не богатырским.
- Согласно легендам, отцом Святогора считается некое сверхъестественное существо, убивающее взглядом. Многие отождествляют его с гоголевским Вием.
- Шапка-буденовка, которая долгое время была частью обязательной формы бойца Красной армии, внешне немного напоминала шлем-ерихонку, в котором часто художники изображали витязей. Поэтому среди солдат она часто именовалась "богатыркой".
www.syl.ru
Малоизвестные русские богатыри: 10 преданий • Фактрум
А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Фактрум предлагает исправить ситуацию и публикует подборку легенд о малоизвестных русских богатырях.
1. Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Cont.ws2. Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Rushkolnik.ru3. Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Radikal.ru4. Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
5. Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай.
Nnm.meСтрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
6. Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.
F-picture.neКогда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
7. Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против.
Img-fotki.yandex.ruТогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, взяв богатое приданое.
8. Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.
Img-fotki.yandex.ruКогда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь.
Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
9. Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.
Ifotki.infoВ следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
10. Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Pilipok.ruЧитайте также: 40 откровенных фактов о русских женщинах
Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:Поделиться
Класснуть
www.factroom.ru
7 главных богатырей Всея Руси
3.Илья Муромец. Богатырь и человек
Главный защитник русской земли, обладает всеми чертами реального исторического персонажа, однако все его похождения все еще сопоставлены с мифом. Илья сидит сиднем тридцать лет; получает силу от богатыря Святогора, исполняет первую крестьянскую работу, отправляется в Киев, по дороге захватывает в плен Соловья Разбойника, освобождает Чернигов от татар. А далее – Киев, богатырская застава с «братьями крестовыми», бои с Поленицей, Сокольником, Жидовином; нехорошие отношения к Владимиру, нападение татар на Киев, Калин, Идолище; битва с татарами, три «поездочки» Ильи Муромца. Не все моменты одинаково разработаны в литературе: одним походам посвящено сравнительно много исследований, другими же почти никто до сих пор не занимался обстоятельно. Физическую силу богатыря сопровождает нравственная: спокойствие, стойкость, простота, бессеребренность, отеческая заботливость, сдержанность, благодушие, скромность, независимость характера. Со временем религиозная сторона начала получать верх в его характеристике, так что, наконец, он стал святым угодником. После вполне успешной воинской карьеры и, видимо, вследствие тяжелого ранения Илья принимает решение окончить свои дни иноком и постригается в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская лавра). Следует отметить, что это весьма традиционный шаг для православного воина — сменить меч железный на меч духовный и проводить дни в сражении не за земные блага, а за небесные.
Почивающие в Антониевых пещерах Киево-Печерской Лавры мощи преподобного Илии показывают, что для своего времени он действительно обладал весьма внушительными размерами и был на голову выше человека среднего роста. Мощи преподобного не менее ярко свидетельствуют о яркой воинской биографии — кроме глубокой округлой раны на левой руке видно такое же значительное повреждение в левой области груди. Создается впечатление, что герой прикрыл грудь рукой, и она была пригвождена к сердцу ударом копья.
new.russian7.ru
«Неизвестные» русские богатыри
Если попросить среднестатистического человека в нашей стране назвать имена русских богатырей, вам почти наверняка назовут Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. А вот дальше — заминка. Благодаря массовой культуре, только эти трое стали широко известны. А между тем, богатырей на Руси было гораздо больше, вот только знают о них далеко не все. Попробуем исправить ситуацию и рассказать в этой подборке о «неизвестных» русских богатырях.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
xn----7sbbg4agcdgw4beeq9p.com
Несправедливо забытые древнерусские богатыри (10 фото) » Триникси
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог.Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ.Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей.Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками.Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический.Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная.Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью.Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле.Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем.Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие.Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем.Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается.Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками.Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского.Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
trinixy.ru
Проектная работа "Русские богатыри - легенда или быль?"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоаганская ОСШ № 2»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Русские богатыри –
легенда или быль?
Авторы: ученицы 4-б класса
Антонова Валентина, Пугачева Мария.
Руководитель: Боровкова Ольга Сергеевна.
Пгт Новоаганск 2014 год.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение.
Былины - жанр русского фольклора.
«Старшие богатыри».
«Герои нового времени».
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ.
Обоснование выбора темы.
В этом году на уроках литературы, а затем окружающего мира мы знакомились с некоторыми произведениями, где описывалась Древняя Русь, как жили люди в старину, читали отрывки из различных былин. Нас заинтересовали герои этих произведений. Мы захотели больше узнать о них, так как всё чаще звучит фраза о том, что на Руси богатыри перевелись. Поэтому, тему нашего проекта мы выбрали «Русские богатыри – легенда или быль».
Цель работы:
Изучить и сравнить образы богатырей.
Подготовить творческий материал по теме для одноклассников с целью привлечения их внимания к теме «БОГАТЫРИ».
Задачи:
подобрать материал по теме;
изучить по литературным пересказам русских народных былин жизнь богатырей;
Методы:
поиск и сбор информации о богатырях в библиотеке и Интернете;
знакомство с материалом по теме;
беседы с библиотекарем, учителем, родителями;
анализ и обработка данных;
оформление проведённой работы на компьютере.
Кому будет полезен наш проект:
наши одноклассники получат представление о богатырях;
расширим свои познания в области литературы и истории;
получим новые знания и поучимся их добывать;
создадим интересный материал в помощь учительнице для работы на уроках;
Порадуем родителей тем, что заняты нужным и полезным делом.
БЫЛИНЫ - ЖАНР РУССКОГО ФОЛЬКЛОРА,
Былины – это русские народные песни-сказания. Создателями былин является народ. Былины не имеют авторов, как произведения художественной литературы. В былинах говорится о борьбе русского народа с завоевателями, о силе русских воинов.
Герои былин – богатыри, люди исключительные, наделённые чертами, которыми не обладает обычный человек – невиданной силой, безграничной храбростью, каким-либо умением: лихо скакать на коне, метко стрелять из лука и т. д. Их не страшат несметные силы врага, не страшит даже смерть. Наделенные чувством собственного достоинства, богатыри отстаивают честь своей родины. В каждой былине им приходится решать главный вопрос, совершать главный поступок, от которого зависит судьба города или даже всего государства.
СТАРШИЕ БОГАТЫРИ.
Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор , Волхв Всеславьевич и Дунай.
Святогор старше многих богов. Он живет на Святых горах, отличается колоссальными размерами: когда он едет на своем огромном коне, мать-земля трясется, реки выходят из берегов, а леса колышутся. Имя его связано со Святыми горами. Только там он может жить, потому что земля его не держит, не выносит веса богатырского. Поэтому от его фигуры веет печалью и трагизмом: он не совершает подвигов. А ведь он – богатырь. Он – горный великан, но не защищает от врагов Святую Русь, и сила его богатырская пропадает зря – он не использует ее на благо людям.
Волхв Всеславьевич - мифологический персонаж, обладающий чудесными свойствами оборачиваться в животных и птиц, а также в неодушевленные предметы. Чудесно его рождение: якобы мать его, обычная женщина, случайно наступила на змея и вскоре появился Волх. В былинах Волх в отличие от других богатырей оборачивается то волком, то горностаем, то соколом.
Дунай - в представлении древних славян главный образ реки, матери всех рек. Дунай представлялся как главное место, родина, притягивающая к себе все остальные реки; как рубеж, за которым лежит земля богатая, но таящая некую опасность.
Микула Селянинович — персонаж русских былин, богатырь, легендарный пахарь. Он олицетворяет крестьянскую силу, силу русского народа. Согласно одной из былин, он просит великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Тот не справляется с заданием. Тогда Микула Селянинович поднимает сумку одной рукой, сообщая, что в ней находится «вся тягость земная», которая под силу только мирному, трудолюбивому пахарю.
ГОРЫНЯ — обладающий необычной силой витязь, богатырь, который не только выворачивал из гор огромные камни и целые скалы, но и передвигал и обрушивал на своих неприятелей целые горы, запружал ими реки: одной рукой гору сворачивает, дорогу себе прокладывает.
ГЕРОИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
Второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.
В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко». В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, плен женщин и детей, разграбление богатств.
Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.
Илья Муромец - Родился Илья в крестьянской семье, в деревне Карачарово, недалеко от города Мурома. Деревня эта, расположенная на живописном берегу реки Оки, существует и по сей день. Там и прошло детство будущего богатыря.
Илья был долгожданным ребенком, но родился "расслабленным", то есть, говоря современным языком, у него были нарушения опорно-двигательного аппарата.
Чудесное исцеление Ильи - один из ключевых моментов его жизни. Согласно былинам, Илья "пролежал на печи тридцать лет и три года", пока однажды к нему не пришли калики перехожие и не вылечили его водой из колодца, которую он, будучи больным, должен был сам им принести.
Каликами на Руси называли странников, которые всю жизнь ходили по городам и селам, передавая жителям новости о том, как живут в соседних областях. Аккомпанируя себе на гуслях, они пели сказания и былины.
После чудесного исцеления Илья Муромец совершает ряд подвигов, призванных доказать, что он по праву принадлежит к "касте богатырей". Самый известный из них - укрощение Соловья-разбойника. Многие историки склонны считать, что Соловей-разбойник - это тоже реальный персонаж, главарь разбойничьей банды, орудовавшей на Муромском тракте.
Закончил Илья свою жизнь в Киево-Печерском монастыре, приняв монашество, - вроде бы в полном соответствии с обещанием исцеливших его калик о том, что в бою Муромец не погибнет. Однако определенный изъян в их пророчестве, как мы увидим позже, пожалуй, все-таки оказался.
В 1988 году по инициативе Академии наук Украины было проведено исследование мощей Ильи Муромца, захороненных в Киево-Печерской лавре. Они подтвердили реальность многих былинных историй о великом воине.
Ученые установили, что подвергшееся экспертизе тело принадлежит человеку в возрасте от 50 до 60 лет, крепкого телосложения, который при жизни обладал огромной физической силой. Его рост составлял 180 см. По современным меркам Илья, конечно, не особенно высок, однако следует иметь в виду, что во времена Киевской Руси средний рост мужчины равнялся 165 см. Так что своим современникам Илья казался, может, и не великаном, но детиной, безусловно, здоровенным. То, что это тело принадлежит именно легендарному богатырю, удалось установить благодаря следам, которые остались на позвоночнике от перенесенного в детстве тяжелого заболевания опорно-двигательного аппарата, возможно, перелома. Однако костная ткань этого человека чудесным образом восстановилась, и после тридцати лет он вел активный образ жизни, что полностью соответствует былинам. Удивителен также тот факт, что тело Ильи Муромца, подобно останкам многих других монахов, захороненных в пещерах Киево-Печерской лавры, нетленно и находится в состоянии мумификации. Причем, в отличие от тел египетских фараонов, оно стало таким не благодаря специальной обработке, а само по себе, что в православии считается очевидным признаком святости. Впрочем, православная церковь, в отличие от ученых, никогда и не сомневалась в подлинности мощей, и уже в 1643 году наряду с другими праведниками, закончившими жизнь в Лавре, Илья Муромец причислен к лику святых.
Ученым, исследовавшим мощи Ильи Муромца, удалось установить и причину его гибели. Да, Илья погиб не в бою, однако в результате боя. На его груди есть характерный след, свидетельствующий, что сюда попало копье. Илья, по-видимому, пытался заслониться от него рукой либо перехватить копье на лету, и это уменьшило силу и глубину удара. Полученная рана с течением времени так до конца и не зажила, а, периодически воспаляясь, все больше и больше подтачивала организм, пока не привела к гибели богатыря.
Если обратиться к военной истории Средних веков, то эта гипотеза о причине гибели Ильи представляется более чем правдоподобной. Обычно сильного, хорошо вооруженного воина, с которым было тяжело справиться в открытом столкновении на мечах, убивали на расстоянии с помощью копья или стрелы, дабы в обмен на его жизнь не терять понапрасну большое число своих людей. По тому же принципу в современном мире действуют снайперы террористов, убивая на расстоянии самых сильных и опытных солдат спецназа.
Добрыня Никитич. Он входит в качестве среднего брата в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Алешей Поповичем. Он второй после Илья Муромца по значению богатырь.
Если в Илье Муромце подчеркивается его крестьянское происхождение, а в Алеше Поповиче — «поповское» (духовное), то Добрыня Никитич — воин.
В ряде текстов он выступает как князь, упоминается его княжеское происхождение, его «княжеский» дом и его дружина. Из всех богатырей он ближе всего к князю Владимиру Красное Солнышко: иногда он оказывается его племянником, он часто оказывается при Владимире и выполняет непосредственно поручения князя.
Его знание манер, постоянно подчеркивается в былинах; он поет и играет на гуслях, искусно играет в шахматы, побеждая непобедимого знатока этой игры татарского хана, он выходит победителем в стрельбе.
Алеша Попович — богатырь в русском былинном эпосе. Он как младший брат входит в богатырскую троицу вместе с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем.
Алёша Попович — сын ростовского попа. Его отличает не сила, но мужество, удаль, натиск, с одной стороны, и находчивость, сметливость, хитроумие, с другой.
Иногда он хитрит и готов идти на обман даже своего названного брата Добрыни Никитича, посягает на его права; он хвастлив, кичлив, излишне лукав и увертлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему свое порицание и осуждение.
В целом образ его отражает определенную противоречивость и двойственность, хотя в воинском мужестве он не уступает любому другому богатырю.
«Бог троицу любит» — гласит поговорка. Три былинных богатыря — Илья, Добрыня и Алеша, — очевидно, на особом счету у Всевышнего. А иначе как еще объяснить их сверхъестественную силу. Такие необычные личности как магнитом притягивают всеобщее внимание и становятся героями песен, сказок и эпосов. Их объединяет происхождение из Северо-Восточной Руси (Муром, Рязань, Ростов), поездка в Киев, поединок с чудовищем, богатырская служба в Киеве при дворе князя Владимира Красное Солнышко. В былинах и легендах они часто вместе совершают подвиги.
На самом деле они никогда не встречались. Их разделяли века — Добрыня Никитич жил в 10 веке, Алеша Попович — в 13 веке, а Илья — в 12-м веке. Но когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, они обрастают новыми подробностями, знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, а временные рамки постепенно размываются и смещаются.
В некоторых былинах богатыри присутствуют вместе, например, «На заставе богатырской», в которой они охраняют подступы к Киеву.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, большинство былинных богатырей - люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек. Однако в большинстве случаев необыкновенные качества богатырей не имеют сверхъестественного происхождения. Их грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего.
Былинные богатыри олицетворяют собой общеславянский мужской тип поведения – мужчину-воина, защищающего Русскую землю, Православную веру и киевского князя от различных врагов. Они стоят на страже Киева, то есть Русского государства, его независимости и чести. Значит, русский богатырь – это герой особого, эпического мира, вокруг жизни и подвигов которого строится все повествование былин. И нет таких препятствий, которые не смогли одолеть русские богатыри. Им под силу не только истребление огромных войск врага и фантастических чудовищ, но и дела мирного характера.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Муравьёва Т. В. Мифы славян и народов Севера. – М.: Вече, 2005.
Русские народные сказки/ Составители Нечаев А., Рыбакова Н. – М.: Гос. Изд. Художественной литературы, 1952.
Сухова О. Хронограф. Муромский историко-художественный музей. – Муром, 2003.
infourok.ru