Презентация.Былинный эпос Древней Руси. Былинный эпос древней руси


Русский героический эпос

Если мифы являются священными знаниями, то героический эпос народов мира – это важные и достоверные сведения о развитии народа, выраженные в виде поэтического искусства. И хотя эпос развивается из мифов, но он не всегда является таким же священным, потому что на пути перехода происходят изменения в содержании и структуре повествования. Примером тому служит героический эпос средневековья или былины Древней Руси, выражающие идеи социальной справедливости, славящие русских витязей, защищающих народ, и прославляющие выдающихся людей и связанные с ними великие события.

В действительности, русский героический эпос стал называться былинами лишь в XIX веке, а до тех пор это были народные «старины» - поэтические песни, воспевающее историю жизни русских людей. Время их сложения некоторые исследователи приписывают X–XI векам – периоду Киевской Руси. Другие считают, что это более поздний жанр народного творчества и относится он к периоду Московского государства.

Героический эпос

Русский героический эпос воплощает идеалы мужественных и преданных своему роду богатырей, сражающихся с вражескими полчищами. К мифологическим источникам относятся более поздние былины, описывающие таких богатырей, как Волхв, Святогор и Дунай. Позднее появились три богатыря - знаменитые и любимые защитники Отечества.

Героический эпос средневековьяЭто - Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович, которые представляют героический эпос Киевского периода развития Руси. Эти старины отражают историю образования самого города и княжения Владимира, к которому на службу богатыри и отправились. В отличие от них новгородские былины этого периода посвящены кузнецам и гуслярам, князьям и знатным земледельцам. Их герои влюбчивые. Они имеют изворотливый ум. Это - Садко, Микула, которые представляют светлый и солнечные мир. На его защите стоит на своей заставе Илья Муромец и ведёт свой дозор у высоких гор и тёмных лесов. Он борется со злыми силами ради добра на русской земле.

Героический эпос народов мираКаждый былинный герой имеет свою черту характера. Если Илье Муромцу героический эпос придаёт огромную силу, подобную Святогору, то Добрыня Никитич, помимо силы и бесстрашия является незаурядным дипломатом, способным победить мудрого змея. Вот почему князь Владимир поручает ему дипломатические миссии. В отличие от них Алёша Попович хитёр и смекалист. Где ему силушки не хватает, там он хитрость в дело пускает. Конечно, эти образы героев являются обобщенными.Героический эпосБылины имеют тонкую ритмическую организацию, а их язык напевный и торжественный. В качестве художественных средств здесь присутствуют эпитеты, сравнения. Враги представлены безобразными, а русские герои – грандиозными и возвышенными.

Народные былины не имеют одного-единственного текста. Они передавались в устной форме, поэтому варьировались. Каждая былина имеет несколько вариантов, отражающих специфические сюжеты и мотивы местности. Но чудеса, персонажи и их перевоплощения в разных вариантах сохраняются. Фантастические элементы, оборотни, воскресшие герои передаются на основании исторического представления народа об окружающем мире. Однозначно, что все былины написаны во времена независимости и могущества Руси, поэтому эпоха старины имеет здесь условное время.

fb.ru

Презентация.Былинный эпос Древней Руси. | Социальная сеть работников образования

Слайд 1

Былинный эпос Древней Руси

Слайд 2

— героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в ; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Были́ны ( стáрины ) Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — « стáрина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Слайд 3

Классификация былин По поводу классификации былин в науке не существует единого мнения. Традиционно они разделяются на два больших цикла: киевский и новгородский .

Слайд 4

Собирательство. На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до XVIII века не были записаны. Сборник Кирши Данилова был впервые издан в Москве в 1804 году, затем последовали более расширенные и полные его переиздания.

Слайд 5

Русский эпос существует несколько подходов к изучению русского эпоса, основные из них: мифологический, исторический

Слайд 6

Илья М уромец Главнейший герой русских былин. Сюжеты былин об Илье Муромце следующие: 1 ) Илья получает богатырскую силу, 2 ) встреча его с Святогором, 3 ) Илья освобождает Чернигов и побеждает Соловья Разбойника, сделав безопасной прямоезжую дорожку из Чернигова в Киев , 4 ) Илья и Идолище, 5 ) три поездки Ильи, 6 ) ссора Ильи с князем Владимиром, 7 ) Илья и Калин-царь , 8 ) бой Ильи с сыном . В былинах Илья Муромец предстает перед нами как «старый казак», обладающий недюжинной силой, могучий и мудрый .

Слайд 7

Добрыня Никитич Наиболее популярный после Ильи Муромца герой русского эпоса. В былинах он часто представляет интересы князя Владимира в заграничных землях . Основные сюжеты, связанные с Добрыней Никитичем: 1 ) Добрыня и змей, 2 ) Добрыня с Дунаем сватают невесту князю Владимиру, 3 ) Женитьба Добрыни на ( богатырше ) Настасье, 4 ) Добрыня и Алеша (во время долгого отсутствия богатыря Алеша сватается к его жене), 5 ) Добрыня и Маринка. 6 ) Добрыня и Василий Казимирович (два богатыря побеждают Батыя и вынуждают его платить дань Владимиру).

Слайд 8

Алеша Попович Младший из знаменитой троицы былинных богатырей. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью Основные былинные сюжеты, связанные с этим персонажем: 1 )борьба Алеши Поповича с Тугарином -Змеем, 2)Алеша и Добрыня 3) Алеша и сестра Петровичей

nsportal.ru

Феномен богатырского эпоса — былины.

Вы никогда не задумывались, почему укры в своих теориях не любят ссылаться на древнерусский былинный эпос? Ведь для националистов всех мастей такой материал является "золотой жилой." А в этом случае - нет! Более того, заведите со свидомыми разговор о былинах и увидите, как они занервничают и постараются быстрее "съехать" с данной темы. Чтобы поставит диагноз этому феномену, нужно рассказать о происхождении богатырского эпоса.

Былины (старины) — героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX—XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Традиция устного пересказа былин прочно вошла в средневековую культуру Руси, а затем России. Для всех русских - песни о богатырях были важной информацией о великом прошлом страны. Неудивительно, что эпос стал важным источником для отечественной историографии. Старинные песни начали записывать, публиковать, изучать...

География происхождения былин весьма обширна. Данные о ней можно обнаружить в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии — 3, в Нижегородской — 6, в Саратовской — 10, в Симбирской — 22, в Сибири — 29, в Архангельской — 34, в Олонецкой — до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). И ни одной на территории современной Украины! Объяснить такой конфуз укроучёным было очень тяжело, но пришлось. В результате, историография обогатилась шедеврами укроизмышлений о природе памяти народной.

Первыми фантастами стали члены Кирилло-Мефодиевского общества (М. Максимович - первый ректор Киевского университета, Н. Костомаров - историк, живущий на казённое жалованье, П. Кулиш - писатель, создатель ранней версии "украинского" алфавита). Они предположили, что исторические и общественные события в Украине в XVII веке были настолько революционны, что вытеснили из украинской памяти исторические воспоминания о прошлом. В переводе на язык обывателей этот пассаж можно трактовать, как амнезию по воздействием форс-мажора. Странно, что подобный глюк посетил всех украинцев без исключения!

Вторую причину, почему былины были забыты на территории, где родились и жили русские богатыри, указал издатель эпоса В. Авенариус в сборнике «Книга былин. Свод избранных образцов »(СПБ, 1880 г.):«Первым гонителем свободной народного творчества было варварство, вторым - цивилизация. А в XVII веке в Украине неграмотных людей почти не было. Образование и грамотность с каждым шагом вперед вытесняли древнюю песню все дальше». Хорошее объяснение! В Греции, Индии, Китае, Киргизии и прочих уголках планеты эпосы под натиском культуры не перекочевали на перефирию, а здесь, на Украине, локацию попутали и осели на землях северных варваров.

Отсутствие былин в Украине и Белоруссии все-таки удивляло свидомитов. Пусть действительно здесь в XVI - XVII веках произошла крупная культурная революция, но должно же хоть, что-нибудь осесть в фольклоре. Мысль, взбодрённая горилкой под сало и бульбу, выдала следующее резюме: в правильно развивающемся обществе все культурные памятники меняются и новые признаки затирают изначальное.

Радует слог: Каждый знает, что знаменитая София Киевская в нынешнем виде отличается от храма, на который смотрели современники Ярослава Мудрого и их близкие потомки. Исчезли двухъярусные галереи, окружавшие храм; бани оделись в формы украинского барокко, которое утвердилось в архитектуре XVII века, этаж старинных фресок нарисовали фрески поздних времен. Но мы прекрасно знаем, что кирпич храма, стены и мозаика, и фрески, часть из которых освобождены от рисунков поздних эпох - все это памятники далекого времени и об этом времени они нам вещают.

Примерно так надо смотреть на былины. Народная память трансформировалась под воздействием исторических обстоятельств.Качества героев- богатырей перекочевали в образы удалых козаков и сказочных персонажей типа Котигорошка, Буха Копитовича и смутьяна Чурилы...Бреда в этих рассуждениях, так много, что в публичных выступлениях на них не ссылаются.

Вот, казалось бы, место для русского натиска на позиции манкуртов. Нет! Молчим. Обходим правду стороной. А её - правду давно обосновали русские историки.

Русский историк Михаил Погодин ("Древняя русская история до монгольского ига". Том 2) вполне убедительно доказывал что в Киевской, т.е. Малой, Руси жили предки великороссов, а когда татаро-монголы напали на нее, все население из Киева и близких к нему городов и сёл отошло на север, даже киевский митрополит туда отступил, а на пустые земли пришли западноукраинские племена и этот край колонизировали. Этим, кстати, он объяснял и тот факт, почему олонецкие или архангельские крестьяне поют о Киеве, о князе Владимире, о других городах Малой Руси, собственно, об Украине.Важным моментом в деле сохранения былинной традиции было то, что она культивировалась в среде зажиточных, свободных крестьян, которые жили на Русском севере. Исследователь А. Гильфердинг об этом определенно написал: «Лучшие певцы были заодно известны как хорошие и состоятельные хозяева. Кажется, былины засели только в таких головах, которые сочетали врожденный ум и память с порядочностью... Из крестьян, от которых можно услышать былины, многие совсем не употребляет вина, а такого, чтобы это был пьяница, я не встречал между ними не разу».После написанного, читателю должно быть ясно, почему случился пробел памяти у украинцев. Они, стремясь выжить, лишились гордости за своё великое прошлое, предпочитая сиюминутное благополучие. Царственным Героям в такой ауре места не осталось, а новая мифология увековечила хитрых и изворотливых казаков готовых служить, хоть пану, хоть турецкому султану...БОНУС

КАРТА БЫЛИННОГО МИРА (краткий путеводитель по миру былин Никиты Петрова, подбор иллюстраций Б. Днепров)

Географическое пространство былины достаточно обширно. Это направления (север, юг, восток, запад), топонимы (места, деревни, села, города, земли, царства, страны), гидронимы (реки, озера, моря, океан). Чтобы понять, как устроен эпический мир, имеет смысл разделить все названия на несколько групп.

1. Названия, которые проецируются на реальную карту и совпадают с реально-историческими местами (Киев, Чернигов, Литва, Днепр и проч.). Такие названия попадают в былину на разных этапах ее бытования, во многом они нужны для формирования установки на достоверность при пропевании эпоса. Это своего рода внешняя карта.

2. Названия сугубо внутренние, характерные только для фольклорных текстов (камень Алатырь, земля Латыгорская, Корела проклятая, Святые горы и так далее). Их можно обозначать как эпические — или, шире, фольклорные. Они не проецируются на реальную карту, но тем не менее показывают примерное представление о пространстве эпического прошлого в головах у былинных сказителей.

Это карта внутренняя. И те и другие названия смело можно разделить на «свои» (Русь), «чужие» (земли неверные, горы, лес, река) и «нейтральные» (поле, дорога, море, океан). В своих пространствах действуют богатыри, они там живут, но путешествуют в чужие пространства — за невестой, с целью собрать дань, повоевать. В чужих пространствах находятся враги — противники героя (Змей живет у реки, Соловей на заросшей лесом дороге), они приходят в пространства свои — захватить Русь, сжечь и проч. Внутри своих пространств могут локализоваться пространства чужие — в случае если там живет отрицательный персонаж (например, дом колдуньи Маринки Кайдаловны в Киеве). Нейтральные пространства — это места встречи своих героев, пространство, в котором происходит перемещение персонажей, место, где герои пробуют свои силы, отдыхают, разбивая шатер (дорога, поле). Конечно, эти точки могут пересекаться, их значения инвертироваться: свое пространство может стать чужим для героя, если он прибывает из своего города в центральную точку былинного мира (Дюк Степанович из Галича приезжает в Киев). И наоборот, если герой едет в чужую землю из Киева, то чужая земля приобретает черты своего пространства (в царстве Индейском герой сразу входит в гридню, видит лавки, красный угол). Кроме того, тексты фольклора существует в разных вариантах, так что и географическое пространство тоже меняется. Карта былинного мира — это исследовательское упражнение, помогающее хотя бы приблизительно представить, как понимали мир люди, которые пели былины.

Царьград

Большой процветающий город — до того момента, пока в нем не обосновался Идолище, и теперь в Царьграде «все не по-прежнему, не по‑хорошему»: и люди плачут, и милостыни не дают. Илья Муромец побеждает Идолище и спасает город.

Окиян-море

Граница былинного мира. Очень глубокий водоем. «Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота окиян-море, широко раздолье по всей земле».

Ёрдань-река

Река недалеко от Еросолима-града. Несмотря на предупреждение  «бабы залесной» не купаться в ней, Василий Буслаев, не верящий в приметы, отправляется в реку. На обратном пути в Новгород предсказание сбывается и Васька погибает.

Еросолим-град

Святой город. Туда едет Василий Буслаев, чтобы отмолить грехи молодости. Там Господу-то Богу молятся, во Ёрдань‑то реченьке купаются, в кипарисном деревце сушатся.

Леденец

Иностранный торговый город. Там родился «богатый гость» (то есть купец) Соловей Будимирович, оттуда он приплывает на кораблях в Киев — свататься.

Галич

Город. Родина Дюка Степановича; там, по мнению Дюка, пекут лучшие калачи и делают замечательную водку. Описывается как «деревенька, славный город». Там в расписном тереме живет мать Дюка Степановича. Галичская земля славится богатством — у князя Владимира не хватает бумаги, чтобы описывать все имущество Галича, и он велит использовать бересту.

Святые горы

Место обитания Святогора, который может «гулять» только по ним, но не по русской земле, потому что проваливается. Там Святогор находит гроб для себя, ложится в него и умирает.

Датская земля

Туда князь Владимир посылает Добрыню, чтобы собрать дань.

Чисто поле

Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.

Непра-река

Пограничная река, через которую татары каждый день пытаются построить мосты, но река каждую ночь смывает мосты. Происходит из крови убитой Непры-королевичны. Маленькая, но бурная. «Во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень».

Алатырь-камень

Нулевой километр былинного мира, своего рода центр.

Литва

Иностранное королевство, также известное как царство Ляховинское. Там служил Дунай, живет невеста князя Владимира и ее отец — литовский король. Богатыри туда ездят с посольством. Описывается как «поганая», «хоробрая», «проклятая». Оттуда родом братья Ливики — напавшие на Русь племянники короля. Они сжигают пару городов, но терпят поражение: их выгоняют, одному отрезают ноги, другому выкалывают глаза. Возвращаются в Литву с позором.

Латинская земля

Любая чужая земля. В этой земле выращивают хороших жеребцов. Вероятно, там проживает любовница Ильи Муромца — баба Латыгорка, также известная как Златыгорка — мать Сокольника.

Ильмень-озеро

Владение Водяника (морского царя). Садко вылавливает из озера мусор — или рыбу белорыбицу, которые потом превращаются в золото. Озеро часто штормит.

Новгород

Богатый торговый мегаполис. Там (или рядом с ним) живут Садко и Вольга Всеславьевич, Хотен Блудович и богатырь-пахарь Микула, новгородские купцы, мужики, настоятели, стоят церкви соборные, в нем «колокольный звон». На мосту через Волхов с новгородцами дерется Василий Буслаев.

Ростов

Родина Алеши Поповича. Там живет отец Алеши — Леонтий, поп ростовский, у которого есть ненасытная корова.

Чернигов

Провинциальный город недалеко от Мурома. Илья Муромец спасает город от осады, и ему предлагают стать градоначальником. Эта позиция не устраивает Илью, поскольку он спешит на вечернюю службу в киевской церкви. Чернигов славится своими невестами («есть девушки да хорошии, молодушки да пригожии»).

Бекешовец

Провинциальный город. Илья Муромец освобождает его от татар, жители предлагают Илье стать у них воеводой, но тот благородно отказывается. Город постоянно осаждается врагами.

Смородина-река

Река, рядом с которой на дубах сидит Соловей-разбойник и закрывает дорогу на Киев  . Описывается как «мать быстра река», через реку Смородину есть Калинов мост.

Муром

Небольшой красивый город. Иногда в Муроме князь Владимир устраивает пиры, недалеко от него родная деревня Ильи Муромца. Там «фатерушки (то есть квартиры, дома) порасписаны» и «солдатушки порасставлены».

Карачарово

Село. Родина Ильи Муромца. Там он сидит на печи до 30 лет, затем, исцелившись, отправляется в Киев. Это село разоряют племянники литовского короля.

Поморская земля

Северная земля. Там есть «лавочка питейная», «царев кабак», там «пьют голи кабацкие», там же опохмеляется Илья Муромец. В Поморской земле живет Пленка Поморская — жена Святогора.

Леванидов крест

Эпическая координата места обитания Соловья-разбойника. Используется в качестве ориентира для локализации былинного смутьяна и разорителя — Чурилы Пленковича.

Киев

Столица былинного мира. Там живет князь Владимир, туда стремятся богатыри из провинции, которые затем его охраняют. Там живут бояре, воины, чудотворцы, есть застава, переулочки, пещеры, есть кабаки, сады, палаты белокаменные, дом колдуньи. Там проводятся пиры, скачки и свадьбы. Описывается как «стольный город», «славный город», «село прекрасное», про него идет «слава великая», он довольно большой: сокол облетит за меженный (то есть летний) день, маленькая птичка — ни за что.

Рязань

Родина Добрыни Никитича. Раньше она слободой слыла, а теперь слывет славным городом, оттуда Добрыня выезжает на подвиги.

Чисто поле

Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.

Пучай-река

Пограничная «свирепая река», огненная, купанье в ней угрожает гибелью. Вопреки запрету матери там купается Добрыня Никитич и дерется со Змеем.

Бухарское царство

Выиграно в шашки Михайло Потыком у заморского царя Бухаря.

Заморская земля

Типичное царство, куда отправляются богатыри свататься. Там живет Торокан да сын Заморянин, там производят вино заморское — зелье лютое.

Индея богатая

Иностранное царство. Еще одна родина Дюка Степановича. Действительно очень богата — когда Добрыня едет описывать имущество Дюка, перед ним открывается великолепный вид: «золоченые кровельки», «крыши как огонь горят». Добрыня думает, что жители, испугавшись, подожгли город, но Индея настолько богатая страна, что и крыши тут из золота.

Сорочинские горы

Находятся за пределами Руси или на самой границе. Там живет Змей, с которым бьется Добрыня. Сорочинские горы — это гиблое место, в Сорочинских горах погибает новгородский сур (то есть молодец, удалец, забияка) Василий Буслаев.

Поленецкая земля

Восточное царство, «земля дальняя». Там живет нехороший царь Батур Батвесов. Добрыня и его приятель Василий Казимирович везут ему дань. Там играют в карты, в кости, соревнуются в меткости — стреляют в золотое кольцо на дубе кряковистом.

Подольское царство

Иностранное царство. Туда отправляется Михайло Потык за данью. В нем живут король и жена Михайлы — Авдотья, а также Настасья-королевична.

По материалам: "Курс № 14. Русский эпос" Boris Dneprov

lsvsx.livejournal.com

Русский героический эпос. Былины. | Былины

Русский героический эпос. Былины

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего вре- мени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.

Былины, по замечанию В.П. Аникина, это «героические песни, возникшие как выражение исторического сознания народа в восточно-славянскую эпоху и развившиеся в условиях Древней Руси…».

Былины воспроизводят идеалы социальной справедливости, прославляют русских богатырей как защитников народа. Они раскрывают общественные нравственно-эстетические идеалы, отражая историческую действительность в образах. В былинах жизненная основа соединена с вымыслом. Они обладают торжественно-патетическим тоном, их стиль соответствует назначению прославить необыкновенных людей и величественные события истории.

О высоком эмоциональном воздействии былин на слу- шателей вспоминал известный фольклорист П.Н. Рыбников. Впервые он услышал живое исполнение былины в двенадцати километрах от Петрозаводска, на острове Шуй-Наволок. После трудного плавания по весеннему, бурному Онежскому озеру, устроившись на ночлег у костра, Рыбников незаметно заснул…

Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были куп- цы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Известный фольклорист XIX века А.Ф. Гильфердинг писал:

«Когда человек усомнится, чтобы богатырь мог носить палицу в сорок пуд или один положить на месте целое войско, эпическая поэзия в нем убита. А множество признаков убедили меня, что северно-русский крестьянин, поющий былины, и огромное большинство тех, которые его слушают, – безусловно верят в истину чудес, какие в былине изображаются. Былина сохраняла историческую память. Чудеса воспринимались как история в жизни народа».

В былинах много исторически достоверных примет: описание деталей, старинного вооружения воинов (меч, щит, копье, шлем, кольчуга). В них воспевается Киев-град, Чернигов, Муром, Галич. Называются другие древнерусские города. События разворачиваются и в Древнем Новгороде. В них обозначены имена некоторых исторических деятелей: князь Владимир Святославич, Владимир Всеволодович Мономах. Эти князья соединились в народном представлении в один собирательный образ князя Владимира – «Красно Солнышко».

В былинах много фантастики, вымысла. Но вымысел является поэтической правдой. В былинах отразились исторические условия жизни славянского народа: завоевательные походы печенегов и половцев на Русь, разорение селений, полон женщин и детей, разграбление бо- гатств. Позднее, в XIII–XIV веках, Русь находилась под игом монголо-татар, что тоже отражено в былинах. В годы народных испытаний они вселяли любовь к родной земле. Не случайно былина – это героическая народная песня о подвиге защитников Русской земли.

Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Нов- город избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.

Новгородским богатырем предстает Василий Буслаев. Ему посвящены две былины. В одной из них говорится о политической борьбе в Новгороде, в которой он принимает участие. Васька Буслаев бунтует против посадского люда, приходит на пиры и затевает ссоры с «купцами богатыми», «мужиками (мужами) новгородскими», вступает в поединок со «старцем» Пилигримом – представителем церкви. Со своей дружиной он «дерет- ся-бьется день до вечера». Посадские мужики «покорилися и помирилися» и обязались платить «на всякий год по три тысячи». Таким образом, в былине изображено столкновение между богатым новгородским посадом, именитыми мужиками и теми горожанами, которые отстаивали самостоятельность, независимость города.

Бунтарство героя проявляется даже в его кончине. В былине «Как Васька Буслаев молиться ездил» он нарушает запреты даже у гроба господня в Иерусалиме, купаясь голым в Иордан-реке. Там же он и погибает, остав- шись грешником. В.Г. Белинский писал, что «смерть Василия выходит прямо из его характера, удалого и буйного, который как бы напрашивается на беду и гибель».

Одной из самых поэтических и сказочных былин новгородского цикла является былина «Садко». В.Г. Белинский определил былину «как один из перлов русской народной поэзии, поэтический апофеоз Новгороду». Садко – бедный гусляр, разбогатевший благодаря искусной игре на гуслях и покровительству Морского царя. Как герой он выражает собой бесконечную силу и бесконечную удаль. Садко любит свою землю, свой город, семью. Поэтому он отказывается от несметных богатств, предложенных ему, и возвращается домой.

Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.Художественное своеобразие былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Троекратность или троичность в былинах является одним из главных приемов изображения (на богатырской заставе стоят три богатыря, богатырь совершает три поездки – «Три поездки Ильи», Садко три раза купцы новгородские не зовут на пир, он же три раза бросает жребий и т. д.). Все эти элементы (троичность лиц, троекратность действия, словесные повторы) имеются во всех былинах. Большую роль в них играют и гиперболы, используемые для описания героя и его подвига. Гиперболично описание врагов (Тугарин, Соловей-разбойник), а также описание силы воина-богатыря. В этом проявляются фантастические элементы.

В основной повествовательной части былины широко применяются приемы параллелизма, ступенчатого сужения образов, антитезы.

Текст былины подразделяется на постоянные и переходные места. Переходные места – это части текста, созданные или импровизируемые сказителями при испол- нении; постоянные места – устойчивые, незначительно изменяемые, повторяемые в различных былинах (богатырский бой, поездки богатыря, седлание коня и т. п.). Сказители обычно с большей или меньшей точностью усваивают и повторяют их по ходу действия. Переходные же места сказитель говорит свободно, меняя текст, частично импровизируя его. Сочетание постоянных и переходных мест в пении былин является одним из жанровых признаков древнерусского эпоса.

Уяснению художественного своеобразия русских былин, их поэтики посвящена работа саратовского ученого А.П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин». Исследователь считал, что «былина умеет создать интерес, умеет взволновать слушателя тревогой ожидания, заразить восторгом удивления и захватить честолюбивым торжеством победителя».

Д.С. Лихачев в книге «Поэтика древнерусской литературы» пишет о том, что время действия в былинах относится к условной эпохе русского прошлого. Для одних былин – это идеализированная эпоха князя Владимира Киевского, для других – это эпоха новгородской вольности. Действие былин происходит в эпоху русской неза- висимости, славы и могущества Руси. В эту эпоху «вечно» княжит князь Владимир, «вечно» живут богатыри. В былинах все время действия отнесено к условной эпохе русской старины.

russianmyth.ru

Русский эпос • Arzamas

Конспект

С самого начала своего открытия эпос считался чисто книжным, а не фольклорным жанром. Фактически исследователи относились к нему как к дошедшей до нас фиксации каких-то древних исторических событий: изучение, скажем, гомеровского эпоса всегда ориентировалось на находки в нем бытовых исторических реалий.

«Гомеровский эпос воспринимался как некоторая история Древней Греции в определенный период ее времени. Собственно, последующее открытие эпоса европейского — это и «Песнь о Нибелунгах», и «Песнь о моем Сиде», — изучалось похожим образом. Не как фольклор и только как некоторая книжная культура».

Никита Петров 

Открытие устного, так называемого живого эпоса случилось лишь в XIX веке — в том числе и в России. В середине XIX века ссыльный этнограф Павел Николаевич Рыбников оказался на Русском Севере — в районе берегов Онежского озера. Там он записал порядка сотни сюжетов, в которых действуют странные персонажи — князь Владимир, Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Васька Буслаев, Васька Пьяница и другие.

«Это было настолько удивительно, что этот регион сразу обозвали Исландией русского эпоса, поскольку тогда сравнительно недавно перевели на русский язык исландские саги. Но поскольку исландские саги — это все-таки больше история, нежели фольклор, то и былины воспринимались похожим образом».

Никита Петров 

Чтобы определить с точки зрения фольклористики жанр этой находки, следует понимать несколько вещей. Во-первых, это достаточно большая эпопея, порядка тысячи строк, которую нужно удерживать в голове. Во-вторых, текст не рассказывается, а поется. И третий немаловажный аспект — это аудитория. Вся аудитория сказителя знала сюжет эпической песни и воспринимала его как достоверное событие. Именно этот аспект — аудитория и установка на достоверность — и обусловил дальнейшие тенденции в изучении жанра, сложившиеся в так называемую историческую школу.

У последователей этой школы был довольно оригинальный подход при исследовании былин: они пытались увидеть в них отголоски древней истории, обращали внимание на совпадения топонимов, географических названий и имен.

«Никто не станет отрицать, что в былинах действительно есть какой-то Киев. В этом Киеве есть улочки и переулочки. Когда Илья Муромец побивает силу неверную, он берет палицу либо дуб и кладет эту самую силу. Но кладет ее — улочками и переулочками. Понимание того, что эпос создавался не в крестьянской среде, а в городской, тоже обусловило изучение былины как исторического жанра». 

Никита Петров

Один из примеров ошибочного метода исторической школы — попытка соотнести сюжет про смерть богатыря-великана Святогора с погребальным ритуалом славян, а его имя — с конкретным местом захоронения какого-то конкретного воина, который когда-то существовал. 

«В огромную гробницу ложится Святогор, и тут оказывается, что гроб —именно для него. Сверху откуда ни возьмись появляется крышка, которая захлопывается. Илья Муромец пытается вытащить своего нового побратима, но ничего не получается — вокруг гроба опоясываются железные обручи. Нам важно, что Святогор умер в гробу, предназначенном для него. Ученые исторической школы, конечно же, ищут в этом сюжете нужные детали, они обращаются к данным археологии — и выясняется, что в Х веке на Руси действительно был очень популярен вот такой тип срубных гробниц. И вполне закономерным с точки зрения историка, владеющего археологическими навыками и знаниями, является предположение, что данный сюжет есть не что иное, как обобщенное отражение обряда погребения русов в Х веке.

Некоторые идут еще дальше. Они берут деталь, такую как крест Святогоров, и обнаруживают буквальные совпадения. То есть в одной из гробниц действительно есть скелет, конь и нательный крестик. И говорят, что именно вот это одно конкретное событие попало в былину. Но здесь возникает, конечно, ряд вопросов. Не очень понятно, каким образом это могло происходить? Почему другие конкретные погребения не попадали в эпос?»

Никита Петров 

Сравнительная фольклористика совсем иначе трактует сюжет и находит совершенно другие совпадения. Когда сравниваются разные эпические традиции, идея с буквальным соотнесением сюжета и какого-то определенного исторического события отпадает. На самом деле у подобных совпадений существует более глубокая связь, находящаяся скорее на уровне проэпоса. К примеру, сюжет о великане, легшем в предназначенную для него гробницу, есть и у других народов.

«Есть гипотеза, что у индоевропейцев существовали некоторые проэпические формы. Либо это общая тенденция — так развивался  эпический жанр. Если есть великан, значит, он обязательно положит героя в карман».

Никита Петров  

arzamas.academy

Былинный эпос Древней Руси. Поговорки и пословицы как отражение народного характера.

Былины – стихотворный героический эпос Древней Руси, отразивший события исторической жизни русского народа. Древнее название былин на русском севере – «старина». Современное название жанра – «былины» – было введено еще в первой половине XIX века фольклористом И.П. Сахаровым на основании известного выражения из «Слова о полку Игореве» – «былины сего вре- мени».

Время сложения былин определяется по-разному. Одни ученые считают, что это ранний жанр, сложившийся еще во времена Киевской Руси (X–XI века), другие – жанр поздний, возникший в средние века, во время создания и укрепления Московского централизованного государства. Наибольшего расцвета жанр былин достиг в XVII–XVIII веках, а к XX веку он приходит в забвение.Главным персонажем былин являются богатыри. Они воплощают идеал мужественного, преданного родине и народу человека. Герой сражается в одиночку против полчищ вражеских сил. Среди былин выделяется группа наиболее древних. Это так называемые былины о «старших» богатырях, связанные с мифологией. Герои этих произведений являются олицетворением непознанных сил природы, связанные с мифологией. Таковы Святогор и Волхв Всеславьевич, Дунай и Михайло Потык.

Во второй период своей истории на смену древнейшим богатырям пришли герои нового времени – Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Это богатыри так называемого киевского цикла былин. Под циклизацией понимается объединение былинных образов и сюжетов вокруг отдельных персонажей и мест действия. Так сложился киевский цикл былин, связанный с городом Киевом.

В большинстве былин изображен мир Киевской Руси. В Киев едут богатыри на службу князю Владимиру, его же защищают они от вражеских полчищ. Содержание этих былин носит преимущественно героический, воинский характер.

Другим крупным центром древнерусского государства был Новгород. Былины новгородского цикла – бытовые, новеллистические. Героями этих былин были куп- цы, князья, крестьяне, гусляры (Садко, Вольга, Микула, Василий Буслаев, Блуд Хотенович).

Мир, изображенный в былинах, это вся Русская земля. Так, Илья Муромец с заставы богатырской видит высокие горы, луга зеленые, леса темные. Былинный мир «светел» и «солнечен», но ему угрожают вражеские силы: надвигаются темные тучи, туман, гроза, меркнут солнце и звезды от несметных вражеских полчищ. Это мир противопоставления добра и зла, светлых и темных сил. В нем борются богатыри с проявлением зла, насилия. Без этой борьбы невозможен былинный мир.

Каждому богатырю присуща определенная, доминирующая черта характера. Илья Муромец олицетворяет силу, это самый мощный русский богатырь после Святогора. Добрыня тоже сильный и храбрый воин, змееборец, но еще и богатырь-дипломат. Его князь Владимир отправляет с особыми дипломатическими поручениями. Алеша Попович олицетворяет смекалку и хитрость. «Не силой возьмет, так хитростью» – говорится про него в былинах. Монументальные образы богатырей и грандиозные свершения – плод художественного обобщения, воплощение в одном человеке способностей и силы народа или социальной группы, преувеличение реально существующего, т. е. гиперболизация и идеализация. Поэтический язык былин торжественно-напевный и ритмически организованный. Его особые художественные средства – сравнения, метафоры, эпитеты – воспроизводят картины и образы эпически возвышенные, грандиозные, а при изображении врагов – страшные, безобразные.

В разных былинах повторяются мотивы и образы, сюжетные элементы, одинаковые сцены, строки и группы строк. Так, через все былины киевского цикла проходят образы князя Владимира, города Киева, богатырей. Былины, как и другие произведения народного творчества, не имеют закрепленного текста. Передаваясь из уст в уста, они изменялись, варьировались. Каждая былина имела бесконечное множество вариантов.

В былинах совершаются сказочные чудеса: перевоплощение персонажей, оживление мертвых, оборотничество. В них присутствуют мифологические образы врагов и фантастические элементы, но фантастика иная, чем в сказке. Она основана на народно-исторических представлениях. Однако былины рисуют не только героические подвиги богатырей, вражеские нашествия, битвы, но и повседневную человеческую жизнь в ее социально-бытовых проявлениях и исторических условиях. Это находит отражение в цикле новгородских былин. В них богатыри заметно отличаются от былинных героев русского эпоса. Былины про Садко и Василия Буслаева включают не просто новые оригинальные темы и сюжеты, но и новые эпические образы, новые типы героев, которые не знают другие былинные циклы. Новгородские богатыри, в отличие от богатырей героического цикла, не совершают ратных подвигов. Объясняется это тем, что Нов- город избежал ордынского нашествия, полчища Батыя не дошли до города. Однако новгородцы могли не только бунтовать (В. Буслаев) и играть на гуслях (Садко), но и сражаться и одерживать блистательные победы над завоевателями с Запада.Итак, былины – это поэтические, художественные произведения. В них много неожиданного, удивительного, невероятного. Однако в основе своей они правдивы, передают народное понимание истории, народное представление о долге, чести, справедливости. Вместе с тем они искусно построены, язык их своеобразен.

Художественное своеобразие былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

ww.cyberpedia.su

Русский эпос

К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос: песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создава­лись устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древним ви­дом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись так называемые бы­лины(в народной среде в XIX - XX веках их называли стари­нами) - песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов.

Читая былины, мы погружаемся в особенный мир он населен персонажами, непохожими на реальных людей; в нем происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли, он полон вещей, которые обла­дают чудесными свойствами. Это, с современной точки зре­ния, мир фантастический.

Символический смыслбылинных образов неоднократ­но привлекал внимание русских и советских писателей, среди которых мы находим имена Г.И.Успенского и Н.А.Некрасова, А.П.Чехова и А.М.Горького.

В русской исторической и филологической науке бы­лина вызвала живой интерес и стала предметом разносторон­них исследований после опубликования в 1818 г. эпических песен знаменитого сборника XVIII века «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым». Издатель сборника К.Ф. Калайдович предпослал ему предисловие, ко­торое и явилось первым научным трудом, посвященным изу­чению былин и исторических песен. Внимание к былинному наследию особенно возросло и усилилось в связи с открытием П Н.Рыбниковым факта бытования и живого исполнительства былин на русском европейском Севере в середине XIX в К настоящему моменту история научного изучения былевого эпоса насчитывает более полутораста лет.

За это время определились основные пути и наиболее существенные темы в изучении эпоса.1В связи с изучением певческих школ в заметках и трудах уже самых первых соби­рателей эпических песен сказывается большой и устойчивый интерес к личности и таланту сказителя. А Ф Гильфердинг делает важное наблюдение над соотношением традиций и личного почина в пении онежских певцов.

Соотношение общеколлективного и индивидуального на­чала в эпическом творчестве продолжает вызывать интерес и во всей последующей фольклористике вплоть до наших дней.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исто­рический опыт народа.

Этот опыт касается самых различных сторон нацио­нальной жизни: борьбы с иноземными поработителями, ста­новления государства, семейных отношений, социальной борьбы народа со своими угнетателями, общественных идеа­лов и т.д. В ходе этой борьбы вырабатывалось представление о нравственных ценностях, постепенно складывался истори­ческий идеал человеческого поведения и образа мысли, воз­никал идеальный тип русского былинного героя, воплотив­шего представления народа о личном достоинстве, гуманиз­ме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной актив­ности и бесстрашии в борьбе за свои цели.

В центре эпического мира - его герои - богатыри. Само слово «богатырь» было хорошо известно в Древней Руси. Оно неоднократно встречается в летописях, часто с эпитета­ми «славный», «дивный», «храбрый», «великий».

1А.М. .Астахова. Былины. Итоги и проблемы изучения. М.-Л., 1966.

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич недаром представляются нам не только эпическими образами, вызванными к жизни народной фантазией, но и своеобразными и глубокими символами на­родных исторических устремлений, сил и возможностей.

Былины веками существовали исключительно в устной традиции, поэтому они вариативны и многослойны, в них со­хранилисьприметы различных эпох, в частности соединяют­ся языческие и христианские элементы.

Все русские былины можно подразделить по месту соз­дания и особенностям содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни о подвигах богатырей - воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородские былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

Прежде чем судить о былинах в целом, следует опреде­лить песенные жанры. В.Я. Пропп выделяет былины героиче­ские, сказочные, новеллистические,а также находящиеся на грани с балладой, духовным стихом и т.п.1Героическиебы­лины составляют основной костяк песенного народного эпо­са Для героических былин характерен бой, открытое столк­новение, героическая схватка богатыря, народного заступни­ка, борца за общенародное дело с врагом. Врагом может быть чудище (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище). Сра­жаясь с ним, богатырь освобождает Киев, очищает Русскую землю от насильника и злодея (былины о Добрыне-змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Врагом могут быть татаро-монгольские полчища, угрожающие самому сущест­вованию Русского государства. Главным героем, освобож­дающим Киев от осадивших его врагов, бывает Илья Муро­мец. Значительная часть героических песен посвящена теме социальной борьбы.

1 Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора //Русская литература. - 1964. — №4. — С.,58-76.

Герой этих песен борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (были­на о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя протест неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; сюжет о борьбе Василия Буслаевича с новгородцами). Есть среди бы­лин этого жанра и песни о героическом сватовстве (например, былина о Дунае, сватающем невесту князю Владимиру). Но сватовство, поиски жены, если только это не связано с борь­бой с иноземными врагами, обычно уже не героизируется в былинном эпосе, хотя исторически так было не всегда. Мно­гие сюжеты о сватовстве перешли в жанр сказочныхбылин. Для них характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. Так, например, в былине о Садко мы встречаем вол­шебного дарителя, посылающего Садко со дна Ильмень - озера чудесный дар (волшебное средство) - рыбку с золотыми перьями. Этот дар позволяет герою в споре выиграть богатый заклад у новгородских купцов. В этой былине, подобно ска­зочному герою. Садко попадает в иной мир, подводное цар­ство, где ему предлагают выбирать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины — Михаиле Потыка — закапывают вместе с умершей женой. Но, будучи погребен, он предусмотрительно припасенными металличе­скими прутами убивает змею, пытающуюся его погубить.

Особой художественной формой и способом поэтиза­ции героев обладают былины новеллистические.В них нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Примером новеллистической былины может служить песня о Микуле и Вольге. Крестьянин-труженик, могучий землепашец противопоставлен в ней князю-феодалу. Тема другой новеллистической былины о Соловье Будимировиче - сватовство, но не связанное с героикой борьбы с чуже­земцами, не осложненное безысходно трагическим расхожде­нием между будущими супругами. Былина носит светлый характер, тон ее веселый, и заканчивается она счастливым соединением любящих.

Былинная традиция начиная с Х111-Х1У вв. может слу­жить одним из источников вновь нарождающихся жанров устного народного творчества, таких, как баллада, например. Известны былины, находящиеся как бы на полпути к балладе В русской народной балладевоспеваются трагические исто­рии любовных и семейных отношений1. Такова же, к приме­ру, и песня о Даниле Ловчанине или заключительная часть былины о Дунае и Настасье, в которой рассказывается о том, как герой, ревнуя жену-воительницу к своей богатырской славе, убивает ее, ожидающую рождения сына, а затем сам кончает самоубийством в порыве отчаяния

На периферии былинного творчества находятся былины-скоморошнны,которые объединяет с другими эпическими песнями общность некоторых поэтичесих приемов. Их мир близок насмешливому миру народной бытовой сказки, сати­рической песне, фольклорной пародии.

Но именно героические былины и по своей поэтиче­ской форме, и по содержанию представляют собой самый ха­рактерный и специфический для былевого эпоса в целом вид песенно-эпического творчества.

Былина - уникальное явление русской культуры. Она не воспроизводима в новых исторических условиях. Ее бога­тое содержание возможно было воплотить только в тех свое­образных, архаических художественных формах, которые в своей совокупности составляют удивительный и во многом загадочный поэтический мир героической эпической песни.

1Пропп В.Я. Указ. соч. С. 63-65.

studfiles.net