Лошадь у древних славян. Что такое уздечка в древней руси


История лошадей | Happy Horse Club

Когда появились первые лошади?

Лошади появились около 65 млн лет назад. Маленькие, размером не больше собаки, они были в холке 25-45 см. В процессе эволюции лошадь «выросла», и около 4 млн лет назад появились современные лошади рода Эквус.  "Эквус" в переводе с латыни означает "лошадь".

Когда человек приручил лошадь?

Около 5-6 тыс лет назад люди впервые стали приручать диких лошадей.

Примерно 4-5 тыс лет назад человек впервые сел на лошадь верхом.

Вначале человек ездил на крупе лошади держась за гриву, и используя подобие «кордео» на основании шеи лошади сделанного из волос тех же лошадей или волокон растительного происхождения.

Позже, человек стал подкладывать на спину лошади шкуры животных, которые застегивались костяными (позже металлическими) застежками на груди лошади и оберегали человека от воздействия пота лошади во время езды. Появилось подобие уздечки. Человек стал использовать лошадь для охоты и для боя.

Позднее люди стали использовать лошадей для сельского хозяйства, запрягая их в соху, что бы пахать поля или запрягал лошадей в повозку для перевозки грузов.

Как появилось слово «конь», «кобыла», «жеребец»?

-эти слова исключительно славянского происхождения, они встречаются в языках многих славянских народов и своими корнями восходят к индоевропейскому праязыку.

Ближайшие родственники лошади – осел, кулан, мул, зебра.

Мул

Осел

Зебра

Весьма примечательно, что такие древнейшие государства, достигшие высокого уровня культуры, как Ассирия, Вавилон, Египет, лошади долгое время вообще не знали: ее там не было, примерно до начала второго тысячелетия до нашей эры. Лошадь в этих государствах появилась лишь за 2000-1500 лет до нашей эры в результате соприкосновений с кочевыми народами, которые затем и завоевали эти древние государства с помощью лошади.

Очень рано люди поняли, какое огромное значение .может иметь лошадь в военном деле, и начали культивировать ее для этих целей. Впервые лошадь в качестве боевого коня, запряженного в колесницу, появилась у кочевых народов, от которых этот способ применения лошади быстро и широко распространился в государствах Малой Азии, а затем и в Древней Греции и Риме. В дальнейшем военное значение лошади все более возрастает.

В период 1000-500 лет до нашей эры появляется конница с воинами, сидящими верхом на лошади, но еще без седла.

Славились своей конницей скифы - кочевые народы, жившие на обширных просторах южнорусских степей. Появление конницы еще более усиливало военное значение лошади, а это, в свою очередь, заставляло проявлять больше заботы о ней, о ее состоянии и качестве. В этот период в коневодстве зарождаются зачатки племенной работы.

Первые века I тысячелетия до нашей эры знаменуют ряд новых, существенно важных для дальнейшего развития коневодства достижений. Сюда относится широкое освоение железа и возникновение кочевого быта, вызвавшее дальние передвижения и широкое, а не эпизодическое использование коня под верх, для выпаса стад, разъездов, посылки донесений или поспешного бегства, что было характерно уже для среднерусских степей и Кавказа (III тысячелетие до н. э.) и Передней Азии (II тысячелетие до н. э.). Речь идет о появлении вооруженного всадника вместо гонца или табунщика, замене отряда колесниц конницей, сначала иррегулярной, затем регулярной. В литературе укрепилась точка зрения, что если индоиранцы познакомили Азию с конем, то иранцы — с всадничеством. Изучая письменные источники Ассирии (описания военных походов, состав войска и добычи), можно уточнить время появления первых вооруженных всадников.

Древнейшее изображение всадника на навершии бронзовой булавки

Многовековой труд коневодов, направленный на совершенствование лошадей в верховом направлении, при одновременном воздействии местных климатических и кормовых условий привел к тому, что уже в первом тысячелетии до нашей эры в ряде азиатских государств (Хорезм, Бактрия, Парфия и др.) были созданы прекрасные породы легких, сухих быстроаллюрных и очень красивых лошадей. Лошади этих государств высоко ценились и соседними народами; последние всячески стремились заполучить их. Так, персы одно время взимали в виде дани ежегодно до 30 000 коней. К потомкам этих древних лошадей можно отнести современную ахалтекинскую породу, разводимую в Туркмении.

Коневодству в Древней Греции посвящено довольно много работ, которые опираются на большое количество источников (письменных и изобразительных). Это позволяет осветить вопросы, важные для решения проблем развития и распространения древних пород и типов лошадей в Евразии. К сожалению, отсутствие остеологических материалов заметно обедняет наши представления о древнегреческом коневодстве.

Реконструировать погребальный обряд с трупосожжением, захоронениями юношей, коней и собак и сооружением кургана лучше всего по текстам гомеровской «Илиады»:

Трижды вкруг тела они долгогривых коней обогнали, С воплем плачевным... лес наваливши. Быстро сложили костер, в ширину и длину стоступенный, Сверху костра положили мертвого, скорбные сердцем. Множество тучных овец и великих волов криворогих, Подле костра заколов, обрядили... Там же расставил он с медом и светлым елеем кувшины, Все; их и одру прислонив; четырех он коней гордовыйных С страшною силой поверг на костер, глубоко стеная... Двух (псов) заколол и на сруб обезглавленных бросил; Бросил туда ж и двенадцать троянских юношей славных, Медью убив их. Сруб угасили, багряным вином поливая пространство  Все, где пламень ходил; и обрушился пепел глубокий; Слезы лиющие, друга любезного белые кости В чашу златую собрали. Свежий насыпав курган, разошлися они,

Гомер (23.13-257)

Верховая езда и джигитовка во времена Гомера были известны, но в его поэмах во всех случаях речь идет о колесницах и колесничных лошадях (троянцы и «конями богаты», и «конеборцы», и «укротители коней», и «конники храбрые»).

Уже на критской вазе IX в. до н. э. имеется изображение вооруженного всадника, во второй половине  VIII в. до н. э. такого рода рисунки (правда, всадники чаще показаны в мирных процессиях, чем в сражениях) становятся более многочисленными — на вазах, металлических предметах и т. д. Посадка у первых всадников была такой же неудобной и неумелой, как на Кавказе и в Ассирии. Греки даже в VIII в. до н. э. использовали колесницы не так, как воины Передней Азии. Как можно судить по аттическим вазам, греческие воины не умели стрелять не только с двигающейся, но даже и со стоящей колесницы. Для стрельбы им приходилось соскакивать на землю.

Искусство геометрического стиля доносит до нас коня подчеркнуто длинноногого (что отражало не столько особенности экстерьера, сколько своеобразие стиля живописи), с изящно изогнутой спиной и высоко поставленным хвостом. Коневодство и всадничество пришло к грекам, видимо, из Подунавья, где оно было развито раньше; существенна, конечно, и роль Малой Азии, а также Африки в пополнении конных ресурсов. Очевидно, квадриги (скачки на них во время Олимпийских игр начались в 680 г. до н. э.) в Грецию пришли из Ливии. Только на греческих изображениях VII в. до н. э. мы видим более удобную посадку всадников. В это же время (648 г. до н. э.) впервые вводятся на Олимпийских играх скачки верховых лошадей.

Бой с участием лошади в античные времена

Поэт Алкман (конец VII в. до н. э.) сравнивает в своих стихах греческих девушек со скаковыми конями — венетскими, колаксайскими и ибенинскими. Впрочем, о венетских конях мы знаем и по другим источникам, так как в середине I тысячелетия до н. э. венеты Адриатики славились как коневоды. Их кони принесли спартанцам в это время первую победу на Олимпийских играх. Венетских лошадей ввозили в Сицилию, чтобы на их основе создать свою породу. Под ибенинскими лошадьми следует понимать кельтских, а вот колаксайские — это безусловно скифские, причем свидетельство Алкмана совпадает по времени с появлением скифов на международной арене и связано с их переднеазиатскими походами. 

Связь со скифами, интерес к их коням и технике верховой езды для Греции были постоянными и традиционными, так как итоги греко-персидских войн заставили греков серьезно задуматься о необходимости овладеть навыками верховой езды. По свидетельству Андокида, «в первый раз тогда мы организовали отряд всадников и купили 300 скифов-лучников» .

Скифский всадник (IV в. до н.э.)

Первоклассным изображением крупного коня восточного типа является найденный в Ликии так называемый Ксанфский рельеф, надгробье, выполненное греческим мастером в 70-е годы V в. до н. э. На этом барельефе изображена погребальная колесница, запряженная парой небольших, изящных лошадей, впереди юноша ведет крупного верхового коня, рост которого, видимо, около 150 см. Коня отличает крупная, но сухая, прекрасной формы голова на длинной, высоко поставленной шее, мускулистая грудь; прекрасная линия верха,  которую не нарушает мягкое довольно большое седло-попона с подперсьем и подпругой; сухие, стройные и сильные ноги, заплетенный, низко поставленный хвост. Грива заключена в прошитый вдоль войлочный (?) нагривник (аналогичный Пазырыкскому). Конское снаряжение близко к тому, что мы видим на лошадях из Персеполя, но персидских лошадей отличала горбоносая голова и узкий, вытянутый корпус.

Кони азиатского типа изображены в квадриге мавзолея Галикарнасса и в храме Зевса в Олимпе; их отличают те же черты.

Античное изображение головы коня восточной породы

Уже на изображениях XVII—XVI вв. до н. э. из Микен мы видим запряженных в колесницы лошадок, напоминающих пони, с развевающимися гривой и хвостом (обычай стричь гриву и подвязывать хвост греки всегда считали свойственным варварам). На вазах геометрического стиля мы видим верховых и колесничных лошадей, не отличающихся между собой по росту и экстерьеру. Художник изображает их подчеркнуто стройными, с длинным и узким туловищем, выделенным плечом, тонконогими, с высоким постановом небольшой породистой головы, тонкой шеей и высоко поставленным длинным хвостом.

В ранних греческих изображениях преобладают так называемые европейские маленькие лошади (ведь, садясь на коня, грек брал его за гриву между ушей, что можно сделать только при очень маленьком росте коня). Эти лошади хорошо известны нам по фризу Парфенона.

В римское время были уже четко разграничены типы лошадей, применяемых для различных целей. Так, Варрон и Сенека подчеркивают, что экстерьер и выездка лошади должны быть различны в зависимости от ого, предназначена ли она для войны, скачки и состязаний на резвость, на племя или в качестве упряжной. Оппиан в «Книге охот» приводит десятки пород лошади, давая им сравнительную характеристику по резвости, выносливости, экстерьеру, происхождению . Очень высокого уровня достигала в римское время зоотехника. Многое из того, что отличает современное коннозаводство, сложилось уже в те далекие времена.

Римский историк Корнелий Тацит, для которого характерно тщательное обращение с историческими фактами, писал: «Ведь старина, вымысел и чудесное называется мифами, история же — будь то древняя или новая — требует истины, а чудесному в ней нет места или оно встречается редко. Что же касается амазонок, то о них всегда — и раньше, и теперь — были в ходу одни  и те сказания, сплошь чудесные и невероятные» [16, 1, XI.5.3].

Сказания об амазонках изобилуют живыми подробностями, яркими событиями и важны для нас тем, что могут быть связаны с саврматами, на территории современной Украины, вплоть до Дона и участвовавшими, по всей видимости, в переднеазиатских походах. Недаром, как показал еще Л. А. Ельницкий, «география походов амазонок по Диодору совпадает с географией скифских и киммерийских походов по Геродоту» [42, 47, 4, 311]. У Геродота мы читаем легенду о происхождении «женоуправляемых» савроматов.

Победив амазонок, греки посадили их на корабли и хотели увезти морем. Амазонки восстали, захватили власть на кораблях, но, поскольку они не умели управлять ими, ветер принес их к Меотиде — Азовскому морю. Дойдя берегом Азовского моря до земель, занятых скифами, амазонки угнали табуны коней и стали жить грабежом. «С тех пор савроматские женщины сохраняют свои стародавние обычаи, — пишет Геродот, — вместе с мужьями и даже без них они верхом выезжают на охоту, выступают в поход и носят одинаковую одежду с мужчинами»

Еще в XIV в. до нашей эры в Малой Азии, в государстве хеттов коневодство уже было так высоко развито, что появился даже специальный трактат - "Записки митанийца Киккули" о приемах содержания, использования, и что особенно примечательно, тренировки лошадей.

Период от 500 лет до нашей эры и начало (первые два столетия) нашей эры характеризуется развитием коневодства и племенного дела в коневодстве. Первыми очагами, где селекционно-племенная работа привела к образованию древних высокоспециализированных верховых пород лошадей, были Мидия и Персия, т. е. те области, где позднее сформировались туркменские и персидские лошади. Особенно широкую известность за свои качества и красоту приобрели несейские лошади, получившие название по имени обширной равнины Несея в Мидии. "Несейские лошади были самые крупные и самые лучшие, и ими пользовались персидские цари". Эти верховые .породы лошадей Средней Азии на протяжении многих веков и нашего времени служили как бы неиссякаемым источником, откуда черпался племенной материал для улучшения местных лошадей и создания новых верховых пород многими европейскими странами, начиная от Древней Греции, Рима, кончая странами Западной Европы

На этом изображении видно, как ассирийский лучник уже использует уздечку, но еще не использует седло.

Ассирийская кавалерия

Большое влияние на развитие боевых качеств лошади оказали скифы. Скифы (греч. Σκύθαι) —кочевники, занимавшие в прошлом территории Украины, Молдавии, части Казахстана и России. Информация о скифах происходит преимущественно из «Истории» Геродота. Будучи непревзойденным войнами и наездниками – они занимались разведением лошадей, производя селекцию и отбирая наиболее сильных и выносливых животных.

Скифская легенда гласит, что этот народ произошел от брака Геракла с женщиной-змеей. От этого союза родились три сына: Агвафирс, Гелон и Скиф. И только младший из трех братьев смог выполнить завещание своего могучего отца – опоясаться поясом с пряжкой из золота и суметь натянуть лук Геракла.  Он-то и стал родоначальником племени скифов, дав именем своим имя всему народу. 

Бой скифов

Формирование специфически скифской культуры археологами относится к VII веку до н. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство - Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна.

Чаще всего упоминания о скифах встречались в греческих источниках, например, у «Отца истории» - Геродота. И везде речь шла в первую очередь о скифских всадниках. Скифская конница еще в VII веке до н.э., преследуя своих врагов – киммерийцев, вторглась в Закавказье, на Ближний Восток и в Малую Азию. Вместе с вступившими с ними в союз ассирийцами скифы громили Мидию и Вавилон, разоряли Сирию и Малую Азию. И с того времени за скифами шла слава непобедимых воинов.

Скифский царь, с женой,сыном и охраной.

Тяжеловооруженный скифский всадник.

Скифская кавалерия

К концу III века до н. э. держава скифов значительно сократилась под натиском родственных им сарматов, пришедших из-за Дона. Столица скифов была перенесена в Крым, где на р. Салгир (в черте современного Симферополя) возник Неаполь Скифский, основанный, вероятно, царем Скилуром. Кроме Крыма, скифы продолжали удерживать земли в низовьях Днепра и Буга. Наивысшего расцвета Скифское царство в Крыму достигло во II в. до н. э., когда скифы стремились захватить в свои руки внешнюю торговлю хлебом, подчинили себе Ольвию и ряд владений Херсонеса.

Скифское царство с центром в Крыму просуществовало до второй половины III в. и было уничтожено готами. Скифы окончательно потеряли свою самостоятельность и этническое своеобразие, растворившись среди племен Великого переселения народов. Название «скифы» перестало носить этнический характер и применялось к различным народам Северного Причерноморья.

Вторыми после скифов искусными наездниками в то время были Сарматы или более ранее название савроматы..

Савроматы (sauromatai) – первый сарматский народ, отмеченный в письменной истории. В V в. до н.э.

Геродот утверждает, что савроматы были детьми скифов и амазонок, обитавших к северу от Кавказа. Их язык представляет собой искаженный скифский, так как матери-амазонки никогда не знали его в совершенстве.

Отраженная в письменных источниках история савроматов начинается следующим событием. В 507 г. до н.э. савроматы выступили союзниками скифов, подвергшихся нападению со стороны персидского царя Дария I. Отряд савроматов продвинулся далеко на запад, дойдя до Дуная, старясь помешать действиям персидской армии.

Сарматские всадники

Сарматы считались прекрасными воинами, они создали тяжёлую конницу, их оружием были мечи и копья. Они всегда были на конях. Сарматы были очень ловкими воинами, у них было больше сноровки для разбоя, нежели для открытой войны.

В Древней Греции и Риме селекционно-племенная работа привела к образованию различных типов и пород лошадей, предназначенных для разнообразного использования; в военных целях, в хозяйственной жизни, в спорте. Однако ни в Древней Греции и Риме, ни в других странах лошадь еще не применялась на сельскохозяйственных работах как тяговая сила.

В Западной Европе преобразование диких лошадей началось позднее и шло в другом, нежели в Средней Азии, направлении. Даже в Исторические времена в Центральной и Северо-Западной Европе долгое время не было специализированной культурной лошади. Распространена была здесь преимущественно мелкая лесная лошадь. Лишь в средние века в коневодстве некоторых стран Западной Европы начался процесс дифференциации и специализации лошади применительно к потребностям тяжеловооруженного всадника-рыцаря. Он вел к укрупнению лошади. Однако изобретение пороха и опыт боевых столкновений с легкой, подвижной конницей восточных народов изменили и в Западной Европе требования к военной лошади. Возникла потребность в лошади легкой, быстрой, с хорошим галопом. Для получения такой кавалерийской лошади пришлось прибегнуть к завозу восточных лошадей и с их помощью заняться выведением новых типов и пород верховых лошадей, среди которых особое значение получила так называемая чистокровная английская лошадь.

В Западной Европе лошадь впервые стала применяться и как тяговая сила в сельском хозяйстве, постепенно вытесняя вола. Начиная с XI-XII вв. нашей эры происходит процесс проникновения лошади в сельское хозяйство Северной Франции, Нидерландов, Англии. В Северо-Западной Руси, как свидетельствуют летописи, лошади уже в XV в. использовались на пахоте, иногда в одной упряжке с волом.

Арабская лошадь со всадницей из знатной семьи. (18-19 вв)

Конница на Руси как самостоятельная а затем и решающая боевая сила зародилась в X в. Славяне, подобно многим северным и западным народам, широко использовали коней в качестве средства передвижения, а также для нужд сельского хозяйства. Необходимым домашним животным конь сделался, видимо, уже на заре истории славян в первые века нашей эры. Тем не менее воевать в конном строю славяне не умели и в раннем Средневековье предпочитали биться пешими, подобно дедам и прадедам. Надо отметить, что с момента широкого внедрения коня в военный обиход, хотя бы как транспортного средства, превращение его в «живое оружие» было делом нескольких десятилетий. Тем более, создание первого государственного образования — Киевской Руси — потребовало некой универсальной и мобильной силы, способной эффективно действовать на всей территории страны. Первые конные походы зафиксированы в летописи под 907 и 944 гг. Ко времени же князя Владимира Святославича, то есть к 980 г., конница является вполне самостоятельной военной силой. 

В начальный период существования Киевской державы военные действия вела, в основном, пехота. Все более значительное давление южных соседей Руси -кочевников и оформление феодальной организации общества приводят в середине и во второй половине X века к выдвижению на первый план конницы, в дальнейшем подразделившейся на легкую (лучников) и тяжеловооруженную (копейщиков). Главнейшее оружие всадника - копье, лук и стрелы, меч и сабля.

Арабский автор Ибн-Руста, писавший в 903-913 гг. отмечает, что у славянского царя были “прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги”. Византийский хроник Лев Диакон, описывая войны князя Святослава с греками в Болгарии, фиксирует целые подразделения руссов, построенные в фалангу, одетые в кольчугу (“рубахи из длинных цепочек”), шлемы, укрытые длинными щитами (от плеча до колена). Особенно арабские авторы отмечают прекрасные обоюдоострые мечи руссов. Известны случаи, когда жители крупного закавказского города Бердаа, подвергшегося в 943-44 гг. нападению киевских войск, после их ухода раскапывали курганы, где были захоронены руссы, чтобы добыть их драгоценные мечи, погребенные вместе с убитыми.

"Черные клобуки" (XII-XIII вв.): 1 - знатный воин; 2 - предводитель "черных клобуков"; 3 - знаменоносец "черных клобуков".  (Черные клобуки́ каракалпак — чёрная шапка) — общее название тюркских вассалов киевских князей расселенных в Поросье начиная с конца XI в. )

Козацкие времена.

Войско Запорожское состояло из пехоты, конницы и артиллерии. Казацкая конница представляла собой легкую кавалерию, которая была вооружена в основном саблями, пиками и карабинами.

Одним из главных преимуществ запорожских козаков была – неожиданность.

Многие крепости и битвы выигрывались за счет быстроты и натиска за пол дня.

И основным залогом неожиданного и скорого нападения были лошади.

Казацкое конское снаряжение: 1. Седло с полной выкладной. 2. Саквы (кожаные ихолщевая). 3, 5. Пряжки. 4, 8. Удила. 6. Подкова. 7. Бубенчик. 9. Стремена. 10. Подпруга.

Реестровый казак конной сотни

Во времена Запорожской сечи, лошадь делила тяготы и невзгоды козаков в длинных переходах, а во время боя, от того отдохнул конь перед битвой или нет, зависела часто жизнь козака.

Кони неразрывно вошли в козацкую жизнь.

Много песен сложено о них, таких как : «Ой чий то кiнь стоiть, а грива чорная…» и так далее.

Или «Чом ти не прийшов, як мiсяць зiйшов, я тебе чекала, чи коня не мав, чи стежки не знав, мати не пускала….»

hhc.kiev.ua

УЗДА - это... Что такое УЗДА?

  • УЗДА — жен. уздечка; уздишка. Уздища; узденица ·стар. башлык татар. часть конской сбруи, надеваемой на голову лошади; она состоит из ремней: 1. оглавль, нащечный, ник или круговой, он же щеки; 2. начельник, налобник, очелок или облобок; 3. нахра(о)пник …   Толковый словарь Даля

  • узда — обуздать, укр., блр. вузда, др. русск. узда, ст. слав. оузда χαλινός (Супр.), болг. юзда, узда, сербохорв. у̀зда, словен. uzda, чеш., слвц., польск. uzda, в. луж. wuzda, н. луж. huzda, полаб. väuzdа узда . Праслав. *uzdа аналогично по образованию …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • узда — ы; мн. узды, узд; ж. 1. Удила с поводьями, надеваемые на голову лошади или других упряжных животных для управления ими. Надеть узду. Потянуть за узду. Лошадь не слушается узды. 2. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой. У. власти.… …   Энциклопедический словарь

  • узда — См …   Словарь синонимов

  • УЗДА — УЗДА, узды, мн. узды, узд, жен. 1. Часть конской сбруи надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. «Узде послушный конь ретивый.» Пушкин. Надеть узду на лошадь. 2. перен. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего… …   Толковый словарь Ушакова

  • УЗДА — часть упряжи ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади или верблюда, мула, осла и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • узда́ — узда, ы, у; мн.узды, узд, уздам …   Русское словесное ударение

  • Узда — (иноск.) нравственная сила, средство, чтобы заставить людей дѣйствовать извѣстнымъ образомъ. Ср. Онъ... вызывалъ примѣромъ своимъ ревность въ подчиненныхъ, строго натягивая узды распущенной до него дисциплины... Б. М. Маркевичъ. Бездна. Прологъ.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Узда — ж. 1. Надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями как часть конской сбруи. 2. перен. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • узда — узда, узды, узды, узд, узде, уздам, узду, узды, уздой, уздою, уздами, узде, уздах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    Лошадь у древних славян | Гипотезы и факты

    Лошади Славян

    Лошадь у древних славян.

    Славяне использовали лошадей с дервнейших времен. Об этом свидетельствуют археологические находки и письменные источники как древнерусского, так и иноземного происхождения. Дошли до нас и рисованные миниатюры, украшавшие древнерусские летописи, и настенные фрески в многочисленных церквях, построенных после принятия на Руси христианства.

    Среди этих рисунков попадались и изображения лошадей рабочих и верховых. Лошади на территории, занимаемой древнеславянскими племенами, встречались еще и в диком виде. Они были низкорослыми, лесного типа, и русские князья частенько тешились охотой на них.Особенно гордился удачливостью в охоте на диких коней Владимир Мономах (1053 – 1125), тогда удельный князь Черниговский: “А вот что в Чернигове делал, — писал князь, вспоминая молодость, — коней диких своими руками вязал я в пущах – десять и двадцать живых коней, а кроме того подъезжал по равнине, ловил своими руками тех же диких коней…”

    В эпоху, предшествующую образованию единого древнерусского государства, мясо лошадей использовалось как пищевой продукт. Будучи язычниками, славяне и сами с удовольствием ели конину и угощали ею своих многочисленных богов. И не удивительно, что один из самых воинственных русских князей, сын Игоря и Ольги Святослав (945 -972), уходя в поход, не вез с собой обременительного обоза. Об этом с почтением и страхом докладывали своим василевсам византийские разведчики.

    Непонятный суровый языческий князь на привалах вместе со своими дружинниками разводил костер… “нарежут конины, — сообщает один из документов того времени, — ломтями испекут ее на угольях. Поев, спать завалятся на конских потниках, седло – под голову. Не водят с собой стад, не таскают котлов для варки, что нельзя увезти в седле – то им без надобности. Кто любит негу, — к Святославу не просись, не возьмет.”

    Боялись враги Святослава, его знаменитого клича: “Иду на Вы!” После смерти княза-рыцаря Святослава, при его сыне Владимире Русь приняла христианство. С тех пор книну перестали употреблять в пищу.

    Как тягловое животное, используемое на пашне, лошадь у древних славян известна с VI в. нашей эры., причем это были именно рабочие лошади, на которых возили кладь и пахали землю крестьяне. Эти лошади принадлежали князьям и служили хорошим поспорьем во время многочисленных войн, которые вели между собой удельные князья. Известен такой факт из биографии Мономаха, когда он, пытаясь сплотить между собой других князей против извечного врага Руси – половцев, предложил увеличить численность войчка за счет крестьян, посаженных на рабочих коней. Но его предложение было отвергнуто, так как остальные князья, недолюбливавшие энергичного и умного Мономаха, отговорились тем, что весной негоже отрывать крестьян от поля. Тем не менее можно предположить, что поговорка, сложившаяся о славянских лошадях, годных “и в подводу, и под воеводу”, появилась именно в те времена.Древнерусские летописи фиксировали количество лошадей у разных князей. Например, в Ипатьевской летописи под 1146 годом есть запись о табуне, принадлежавшем семье Святослава, в нем насчитывалось “3000 кобыл стадных и 1000 коней”. И думается, это был не весь конский запас князей этой семьи.

    Из древнейшего свода законов восточных славян “Русской правды” историки почерпнули сведения и о том, что в княжеских поместьях содержались и верховые лошади, на которых ездили князья и их дружинники, и лошади, на которых пахали крестьяне. За княжеских лошадей они отвечали головой. Большое значение имели и люди, ухаживающие за лошадьми, — конюхи или конюшие. Но и попадало им здорово! При Дмитрии Донском (1350 – 1389) был заведен такой проядок “… когда конюший за конем не следит, княжего коня не холит, — наказывают того конюшего, дабы впредь холил, когда конь не вскормлен – не сдвинуть ему воза, в колеях увязшего, и секут не коня, а конюшего, дабы коня вскармливал”.

    Помимо работы на лошадях как на тягловых животных, ими пользовались для верховой езды. Византийские источники неоднократно упоминают славянских всадников-воинов, которые не однажды пртивостояли “непобедимым” каткфрактариям Византии. Многочисленные находки удил, глиняных моделей седел и других предметов конской упряжи говорят о том, что коневодство древних славян постепенно набирает силу. Да и как не совершенствоваться в коневодстве, в изготовлении упряжи, а также в искусстве верховой езды в молодом государстве, если оно потстоянно и жестоко подвергалось изнурительным набегам кочевников – хазар, печенегов, половцев, которые рождались, жили и умирали на коне. Многое переняли славянские всадники и у кочевников. Всех русских князей сажали на коней еще в трехлетнем возрасте, с этого момента начиналось их обучение ратному делу и верховой езде. Можно утверждать, что все без исключения русские князья были превосходными всадниками. И опять в свидетели призовем Владимира Мономаха, оставившего своим сыновьям “Поучения” — неоценимый подарок нам из прошлого. Мономах вспоминает, что ему более 100 раз приходилось одним махом совершать сверхбыстрые конные переходы от Чернигова до Киева с подводными (запасными) лошадьми “от заутрени до вечерни” — за один день. Он рассказывает сыновьям, как непросто далось ему искусство верховой езды: “И с коня часто падал, голову дважды разбивал и руки-ноги свои калечил в юности своей, не дорожа жизнию своей, не щадя головы своей”. Поэтому и князья, и их дружинники много времени отдавали упражнениям в джигитовке, соревновались в умении легко прыгать в седло, через коня и т.п. “Княжеские дружинники также скакали через гривы лошадиные, на скаку коня имали, а меньшие – луки гнули”. И не только гнули, но и стреляли из них на всем скаку в подвижные и неподвижные мишени (для этого в яму сажали уного отрока и он оттуда высовывал щит, привязанный к палке).

    С XI века среди феодальной знати большой популярностью стали пользоваться гладкие скачки. Археологи предполагают, что в Киеве на Старокиевской горе (там, где стояли княжьи дворцы), был конный двор с песчаным кругом, то есть нечто вроде небольшого ипподрома, на котором, видимо, испытывали лошадей.

    Археологический анализ упряжи лошадей, на которых скакали славянские всадники, приводит к любопытным выводам. Ведь для хорошего археолога конская упряжь, найденная при раскопках, служит не только точным временным ориентиром, но ему (как пушкинскому Дон Жуану, которому стоило “лишь узенькую пяточку увидеть, и в миг он дорисует остальное”) достаточно только глянуть на форму седла, стремян и шпор – и он может нарисовать картину жизни того времени, к которому они принадлежали.

    Нередко при раскопках встречаются удила, появившиеся на Руси в результате контактов Русского государства с западноевропейскими странами. Такие удила были предназначены для управления норовистыми лошадьми. А вскоре появляются удила, если можно так выразиться, общеславянские, так называемые “кольчатые” — и это говорит о том, что восточные славяне уже выращивали лошадей, более или менее одинаковых по росту и экстерьеру, для которых производили лишь несколько видов удил. То есть появились лошади местного производства и выучки. Действительно, процесс специализации типов лошадей с этого времени идет достаточно интенсивно: для тяжеловооруженного всадника, весившего вместе с оружием и защитным доспехом до 120 кг, нужна была и более мощная лошадь (вспомним ледовое побоище и победу русского князя Александра Невского над тевтонскими тяжеловооруженными рыцарями), а для борьбы с кочевниками требовались, наоборот, облегченные лошади, быстрые и выносливые. Таким образом можно утверждать, что у русских всадников создались предпосылки для образования кавалерии как основного вида войска. К этому времени влияние на славянских всадников восточной манеры езды ослабевает. Об этом нам рассказывает эволюция стремян, что, в свою очередь, связано с изменением седловки и посадки всадников. Археолог, знаток конской упряжи, объяснит, что опорная роль стремени в это время возрастает. Если в начальные период создания древнекиевской кавалерии всадник сидел в низком седле и пользовался округлыми стременами, то со временем седло становилось выше, а стремена, вследствие частого столкновения с войсками, владеющими копьями, принимали бОльшую нагрузку. Их подножка в целях большей опорной устойчивости расширяется и распрямляется. Кроме того, стремена становятся узорчатыми.

    До XI века киевские конники не пользовались шпорами, полагаясь при езде верхом, как и их степные соседи, на плеть и шенкеля. Но когда конница стала массовым видом войска и русскому государству пришлось сражаться с западноевропейскими рыцарями, проиходит массовое внедрение шпор, или, как их тогда называли, “острог”. Первое летописное упоминание пришпоривания лошадей обозначено еще в “Повести временных лет” под 1068 годом словами “и удариша в коне”. Это выражение вполне соответствует употреблению шпор. Шпоры являлись эффективным средством понуждения коня в решающие моменты битв – при сближении с противником, при различных маневрах. Применение шпор говорит о том, что Русь, считавшаяся азиатской окраиной Европы, входила в число развитых рыцарских стран своего времени. Но русские всадники не копировали слепо достижения европейских рыцарей. Именно русским принадлежит изобретение шпор с противотравмирующим лошадь ограничителем – звездчатым колесиком. Этот вид шпор дожил до наших дней, представляя собой не только крупное техническое открытие, но и в какой-то мере свидетельствуя о нравственной подоплеке этого новшества.

    От степняков к славянским всадникам перешла манера пользоваться плетью. Наличие плетей в археологических раскопках свидетельствует о том, что славянские конные воины еще были под влиянием степняков. Плеть требовала “езды по-восточному”, то есть опоры полусогнутыми ногами на полукруглые стремена, легкого седла почти без задней луки, отсутствия шпор. Особенно популярной была так называемая “звучащая” нагайка, которой пользовались не столько для того, чтобы нанести удар лошади, сколько для психологического воздействия на нее, одним взмахом, при котором возникал характерный звук. И хотя со временем в конном войске плеть постепенно исчезала, во вневоенной езде верхом всадники еще долго ею пользовались.В XII – XIII веках в коннице обычным явлением становится подковывание лошадей, хотя и не во всех видах войск. Подковы, безусловно, отягощали лошадей легкой кавалерии, зато были полезны в тяжелой. Предшественниками подков на Руси были ледоходные шипы, они применялись и всадниками, которым приходилось спешиваться на лед, обеспечивали безопасность лошадей. Причем такие шипы бытовали на Руси до самого последнего времени.Дервнерусский воин-всадник всем своим видом, снаряжением и посадкой напоминал соседа-степняка, от которого ему постоянно приходилось отбиваться. Но “езда по-восточнму” постепенно уступает общеевропейской посадке. Конные копейщики и лучники получают разнообразное и усовершенствованное снаряжение. Первым придавались массивные шпоры, стремена с прямой широкой подножкой, седло-кресло рыцарского типа – все, что обеспечивало устойчивость и напор при таранных сшибках. Вторые пользовались легкими седлами, округлыми стременами, облегченными шпорами.

    Находясь между Западом и Востоком, русские в искусстве ведения войны не переставали быть европейцами, но часто сражались как азиаты. Этим объясняется и наличие в русском войске как рыцарского прямого меча, так и кривой азиатской сабли, кольчуги и массы разнообразных приемов верховой езды, заимствованной и у кочевников, и у западноевропейских рыцарей. А вследствие этого набранный в постоянных битвах опыт, пропущенный через чисто русские условия жизни, породил свой собственный стиль верховой езды.

    В заключение нельзя не сказать хоть несколько слов о мастерах, обслуживавших коневодство древности, — кожевниках, шорниках, кузнецах… Интересно, что искусство выделывания кож оставалось неизменным вплоть до XIX века. Никиты-кожемяки, жившие так много веков назад, создали технологию этого непростого дела и передали нам. То же можно сказать и о работе ковалей, особенно кузнецов-гвоздочников, ибо так называемый “сапожный” гвоздь и гвоздь, которым подкова крепится к копыту лошади, также дошли до сегодняшнего дня с тех древних времен абсолютно неизменными. В этом можно убедиться, разглядывая археологические коллекции различных гвоздей.

    Да и само сословие кузнецов было весьма уважаемым на Руси. Имя одного из таких кузнецов донесла до нас дренерусская летопись. В 1262 году во время взятия новгородцами города Юрьева в летопись внесли слова: “Якова, храброго гвоздочника, убиша”. Не каждому в те времена была оказана честь быть упомянутым в летописи.

    gifakt.ru

    Конь в славянских обрядах. | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

    Декабрь 15th, 2013 admin

    +Хорс

    По  древним славянским поверьям конь является символом плодородия и мощной власти. Издревле считалось, что конь приносит в каждый дом удачу и счастье, оберегает от злых чар и лихих людей. Сильными домашними оберегами считались лошадиные подковы, звонкие серебряные колокольчики, хомут, уздечки и другие атрибуты лошадиной упряжи. Крышу каждого крестьянского деревянного дома венчал, вырезанный из дерева, Конёк – оберег дома и семьи.losh-10

    С образом коня были связаны календарные обряды крестьяне,  которые проводились для повышения плодородия земли.  На Святки ряженые наряжались в вывернутые звериные шубы, в маски, на ряженом коне ездил пастух, часто ряженые кони вступали в потешный бой с такими же ряжеными конями из другой деревни.

    У западных славян, поляков существовал обычай на Рождество впускать в дом всадника на коне со словами: «Ходил конь по коленде, зарабатывал на хлеб и будет зарабатывать».

    Во время гаданий на Святки гадальщики завязывали глаза лошади,  садились на нее задом наперед и давали лошади возможность выбрать путь, куда пойдёт лошадь, туда гадающая девушка выйдет замуж.

    В семейных и свадебных обрядах конь играл особую роль. В древней Руси во время свадебного обряда не только наряжали лошадей свадебной тройки, но и дарили коня, в качестве выкупа за невесту. Согласно  «Домострою», Коней и кобылиц нужно было привязывать у сенника (подклети), где молодые проводили первую брачную ночь. Конь, жеребец с древнейших времён считался символом высокой сексуальной активности, недаром, любвеобильного молодого человека называли «жеребец».

    Конёк венчающий крышу каждого крестьянского дома должен был не только оберегать дом, но и приносить в дом ежегодное пополнение семейства и достатка. Конёк на крыше дома крепился в виде буквы «Х» (Херъ). Знак -«X» -существовал за тысячи лет  до появления финикийского алфавита в письме Винча (5000 лет до нашей эры). В языке деванагари знак «Х» назвался ваджра+крати — vajrakṛti – «имеющий формы ваджры».  Ваджра — vajra — твёрдый, мощный, дубина (др.инд. vajra-, авест. wazra). Ваджра в виде буквы «Х» (Херъ) олицетворял мужской половой орган и космическую силу Индры.

    В слове из ведического санскрита Харша — harṣa (hṛṣ) — трепетный момент восторга или радости,  подъём волос, шерсти, ощетинивание, в момент возбуждения. Значения этого слова: 1). харша — harṣa — радость, удовольствие, счастье. (родственное слово в рус. яз. — хорошо…). 2) харша — harṣa — эрекция, сексуальное возбуждение, страстное желание. 3).  харша — harṣa — персонификация сына Дхармы. Хорс — hṛṣ — неразрывно связан с огнём и солнцем (огненными Конями Солнца). Эрос — Έρως (h)eros — родственно слову harṣa. В ведическом санскрите: Муда харша —  Mudā harṣa – связь, дающая сильную радость, жгучее сексуальное желание, удовольствие, радость.

    В языческих представлениях буйные ветры, облака, летящие по небу, и грозовые тучи, быстрый проблеск молнии, представлялись славянам быстрокрылыми конями.

    Две конские головы. Бронзовая пряжка, Тагискен

    Множество всяких примет о конях гуляет по Руси, например, если заржёт конь — к добру, но при расставании – к долгой разлуке. Если конь топает копытом — к дальней дороге, фыркает в пути — к доброй встрече в дороге, а если втягивает ноздрями воздух — чует дом близко.  Споткнётся конь при выезде со двора — лучше воротиться назад, иначе быть беде неминучей, несчастье может случиться в дороге. Больной бредит о конях – скоро умрет.

    Вода из недопитого лошадью ведра, также считалась целебной и могла облегчать разные болезни, если ею умыться со словами особого наговора на воду.

    По языческим поверьям знахарей, хомут, снятый с потной лошади, обладал лечебным свойством – хомут исцелял человека больного лихорадкой.

    Конский череп в языческих верованиях считался страшным и отпугивающим  для нечистой силы. Во многих деревнях встарь можно было видеть черепа лошадей, весящие на частоколе вокруг деревенских дворов.октябрьРеклама

    На сайте www.planetofhotels.com представлены все отели Николаева, здесь можно посмотреть фото номеров, выбрать понравившуюся гостиницу и забронировать номер онлайн. — Просто и удобно!

    Статьи по теме:

    You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

    www.evpatori.ru

    Уздечка и недоуздок для лошадей: их описание и фото

    Когда человек впервые сел на лошадь и стал ездить верхом, он не применял для этого ничего кроме примитивной узды. Однако с ходом времени и использования этого животного в различных отраслях, человеку потребовалось куда больше различных приспособлений. Список снаряжения современного конника мог бы потрясти древнего всадника. Чего только стоит разнообразие удил или седел. Рассмотрим, что представляет собой современная уздечка для лошади, а также недоуздок.

    Недоуздок — что это и для чего он нужен?

    Недоуздок, если говорить простыми словами, то это уздечка без удил. Представляет собой предмет конюшенного обихода, который предназначается для вывода лошадей из денника и загона, а также для держания животного на привязи. Недоуздки изготавливают из сыромятной кожи или из специальной плотной тесьмы. Также сегодня есть разновидности выводных недоуздков, предназначенных для шоу. Как правило, их изготовляют из декоративных материалов с применением различных цепочек и других украшений, как на фото.

    Недоуздок одевается на голову лошади без взнуздания и используется вместе с чумбуром. Это веревка или повод из тесьмы. Его обязательно применяют во время выводки и чистки животного. Также в конюшнях для седловки и чистки за недоуздок цепляются специальные ремни — развязки. Они помогают фиксировать и контролировать лошадь в ровном положении.

    Структура

    Итак, недоуздок состоит из таких элементов:

    • намордный ремень или капсюль;
    • подбородный;
    • щечный;
    • суголовный или затылочный ремень;
    • пряжка или карабин для застегивания.

    Посмотреть, как выглядит каждая часть, вы сможете на схеме и фото.

    Важные моменты

    Всегда ведите лошадь за повод двумя руками. Правой держите у основания поближе к голове коня. Это позволит в любую ситуацию отстегнуть карабин или удержать животное на месте. Левой рукой держите оставшуюся часть повода или корду. Ведя лошадь «под уздцы», вы должны находиться слева от нее на уровне плеча. Не позволяйте животному идти впереди или сзади вас. Лошадь может наступить вам на пятку или испугаться со всеми вытекающими нехорошими последствиями.

    Как правильно надеть недоуздок?

    Структура недоуздка намного проще уздечки, поэтому и надевать его куда проще. Рассмотрим подробную инструкцию.

    1. Возьмите недоуздок и чомбур, посмотрите его состояние, нет ли надрывов или сломанных креплений. Обязательно посмотрите, как он закрепляется. Современные недоуздки обычно имеют верхнюю пряжку или карабин на суголовном ремне обязательно с левой стороны.
    2. Подойдите к лошади сбоку с левой стороны, поприветствуйте ее голосом или поглаживанием, чтобы не испугать. Не делайте резких движений, если животное вас не знает. Затем возьмите чомбур или корду и накиньте на шею, чтобы в случае чего лошадь можно было удержать.
    3. Расстегните на суголовном ремне пряжку. Если недоуздок используется не впервые, то на этом месте есть потертости и следы использования.
    4. Возьмите недоуздок в левую руку, а правую закиньте через голову. Наденьте его на морду животного, притягивая правой рукой суголовный ремень на место за ушами. Застегните пряжку или карабин.

    А для чего нужны уздечки?

    Уздечка с удилами – это самое простое приспособление для управления лошадью. Все ее основные составляющие обеспечивают правильное положение удил (железа) во рту. Именно с помощью него происходит контакт животного и всадника, а значит, и само управление. Сегодня существует огромное количество видов удил, которые применяются в самых различных целях и сферах использования лошадей. Но об этом вы сможете узнать в следующих наших публикациях, а сейчас поговорим именно о самой узде.

    Суть и воздействие на лошадь

    Строение уздечки полностью объясняется способом воздействия на лошадь. Исходя из этого, сегодня существует их несколько видов: трензельная, мундштучное оголовье, ковбойская узда, для пробегов или «два в одном», без трензельное оголовье или хакамор. Каждый из этих видов имеет свое индивидуальное строение. Обычная уздечка воздействует на лошадь следующим образом:

    • Беззубый край челюсти – это главное место, с помощью которого происходит воздействие на животное. Именно в эту зону рта вставляется железо (трензель, мундштук, пелям и прочее).
    • Язык – все виды удил так или иначе оказывают воздействие на язык.
    • Небо – на эту часть рта воздействует мундштук и все виды железа с воротным грызлом.
    • Подбородная ямка – воздействует только мундштук.
    • Углы рта – железо (трензель) воздействует на эту зону рта, показывая желаемое действие всадника.
    • Переносица – на нее воздействует недоуздок и капсюль (капсуль) уздечки.
    • Щека – на эту зону воздействуют большие D-образные трензельные кольца уздечек, а также удила с боковыми щечками.
    • Затылок – при применении мундштука суголовный ремень оказывает давление на затылок коня. Смотрите схему.

    Виды

    Трензельная уздечка

    Это самый простой или базовый вид уздечки, который используется для всех видов верховой езды. Особенно такой вид подходит для тренинга лошадей на всех этапах. Такая уздечка подразумевает обязательное использование трензеля, а вот переносный ремень – не обязательный. Однако многие лошади и особенно с удлиненными головами лучше выглядят в оголовье с капсюлем. Меняя типы капсюлей и удила, всадник может модифицировать уздечку в более или менее строгую.

    Трензельная уздечка состоит из суголовного (затылочного) и регулируемых щечных ремней, к которым пристегивается сам трензель (удила). Также уздечка имеет ганашный или подбородный ремень, который не дает сползать суголовнику на глаза. Налобный ремень не дает оголовью соскальзывать вниз. Сюда также можно добавить и нахрапник или капсюль. Более подробно строение уздечки смотрите на схеме.

    Мундштучное оголовье

    Мундштучное оголовье отличается от обычного трензельного тем, что к нему присоединяется мундштук и мундштучный повод. Это позволяет одновременно использовать два вида удил и два повода для более точной подачи команды и управления. Такой вид уздечки применяется в выездке лошадей. В отличие от предыдущего вида узды, этот подразумевает обязательное использование капсюля.

    Мундштучное оголовье состоит из суголовного, налобного, подбородного, нащечных ремней, а также трензельного и мундштучного ремня, мундштука, цепочки, трензеля, трензельных и мундштучных поводьев. Более подробно смотрите схему на фото.

    Ковбойская уздечка

    Традиционная ковбойская уздечка делается из тонких кожаных ремешков. Это позволяет в случае, если ремень порвется, сразу же его отремонтировать. Также такие уздечки подразделяются на одноушные и щелевые. Суголовный ремень щелевой узды сделан из одного куска кожи с прорезями для каждого уха. Это страхует уздечку от случайного сдергивания. У одноушной узды есть отдельные петли для каждого уха.

    Ковбойское оголовье имеет только три главных ремня. Это нащечный, суголовный и подбородный. Такая уздечка не имеет капсюля, но может подразумевать использование как трензеля, так и мундштука. Также поводья у ковбоев не соединены, чтобы в случае, если они окажутся на земле, то лошадь не запуталась.

    Уздечка для пробегов

    Такой вид оголовья представляет собой как бы соединение недоуздка и обычной узды. Ее нащечные ремни и поводья быстро отстегиваются, поэтому лошадь остается в одном недоуздке. Также поводья можно отдельно пристегнуть к переносному ремню, тем самым упростив управление и немного освободив животное от лишнего давления. Именно поэтому такой вид оголовья используется во время длительных конных походов. В пути удила можно быстро снять, дать животному попить и поесть.

    Уздечка без удил или хакамор

    Это особый вид оголовья для лошади, при котором не используется железо. Управление и воздействие приходится за счет специальной конструкции на переносицу, затылок и подбородную ямку. Такой вид узды применяют, как правило, для хорошо обученных тренированных животных, а также в случае травмы рта. Хотя хакамор не действует непосредственно на рот лошади, пользоваться ним нужно осторожно.

    Различают два вида хакамора: английский «Блейф» и немецкий. Первый имеет переносный ремень с подкладкой, металлические щечки и подгубный ремень. Немецкий хакамор имеет металлическое переносье, покрытое резиной и с подкладкой из овчины и мундштучную цепочку. Длинные щечки обеспечивают более сильное давление, чем английский тип.

    Как правильно надеть?

    Надевать уздечку также как и недоуздок нужно с левой стороны лошади. Перед надеванием обязательно нужно просмотреть целостность ремней и застежек.

    1. Возьмите уздечку, расстегните капсюльный и подбородный ремни.
    2. Подойдите к лошади, огладьте, поприветствуйте голосом. В правую руку возьмите повод, в левую – оголовье.
    3. Затем повод набросьте на шею лошади, правой рукой охватите нос животного, одновременно держа затылочный ремень.
    4. Затем в левую руку возьмите железо, приложите плотно к губам коня и предложите взять его в рот. Если вы новичок, скорее всего, лошадь отодвинет голову или резко одернет ее вверх. Можете одновременно с железом взять в руку кусочек сахара или морковки. В то время, как лошадь будет брать лакомство, нужно быстро вставить удила на беззубый край рта.
    5. В это время правой рукой поднимите оголовье вверх и оденьте затылочный ремень через уши. Аккуратно расправьте гриву и проверьте правильно стал ли трензель, не перекрутились ли другие ремни.
    6. Застегните подбородный ремень так, чтобы между ремнем и головой лошади проходил кулак.
    7. В последнюю очередь застегните капсюль, но так, чтобы между ним можно было просунуть два пальца.
    8. Еще раз проверьте все ли на своих местах, как чувствует себя лошадь.

    Уход за уздечкой

    Так как большинство уздечек изготовляются из кожи, они требуют специального ухода. После каждого использования нержавеющее железо или удила нужно обязательно помыть в чистой воде. Затем после использования влажной тряпочкой нужно протирать внутреннюю и наружную часть от пота и грязи. Раз в неделю при регулярном использовании разбирайте оголовье и тщательно очищайте труднодоступные места.

    Кожаное оголовье нужно регулярно смазывать специальными защитными кремами. Они делаются на жирной основе по типу крема для обуви. Если такого средства нет, можно использовать обычный жир или растительное масло без примесей. Тесемные уздечки можно мыть.

    Фотогалерея

    Видео «Строение уздечки»

    В этом видео на примере трензельного оголовья вы сможете увидеть из каких ремней состоит уздечка и как правильно они называются.

    zoohoz.ru

    УЗДА - это... Что такое УЗДА?

  • узда — обуздать, укр., блр. вузда, др. русск. узда, ст. слав. оузда χαλινός (Супр.), болг. юзда, узда, сербохорв. у̀зда, словен. uzda, чеш., слвц., польск. uzda, в. луж. wuzda, н. луж. huzda, полаб. väuzdа узда . Праслав. *uzdа аналогично по образованию …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • узда — ы; мн. узды, узд; ж. 1. Удила с поводьями, надеваемые на голову лошади или других упряжных животных для управления ими. Надеть узду. Потянуть за узду. Лошадь не слушается узды. 2. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой. У. власти.… …   Энциклопедический словарь

  • узда — См …   Словарь синонимов

  • УЗДА — УЗДА, узды, мн. узды, узд, жен. 1. Часть конской сбруи надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями. «Узде послушный конь ретивый.» Пушкин. Надеть узду на лошадь. 2. перен. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего… …   Толковый словарь Ушакова

  • УЗДА — УЗДА, ы, мн. узды, узд, уздам, жен. 1. Часть сбруи ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. 2. перен. То, что сдерживает, строго дисциплинирует. Держать в узде кого н. Держать себя в узде (вести себя сдержанно,… …   Толковый словарь Ожегова

  • УЗДА — часть упряжи ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади или верблюда, мула, осла и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • узда́ — узда, ы, у; мн.узды, узд, уздам …   Русское словесное ударение

  • Узда — (иноск.) нравственная сила, средство, чтобы заставить людей дѣйствовать извѣстнымъ образомъ. Ср. Онъ... вызывалъ примѣромъ своимъ ревность въ подчиненныхъ, строго натягивая узды распущенной до него дисциплины... Б. М. Маркевичъ. Бездна. Прологъ.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Узда — ж. 1. Надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями как часть конской сбруи. 2. перен. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • узда — узда, узды, узды, узд, узде, уздам, узду, узды, уздой, уздою, уздами, узде, уздах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru

    УЗДА - это... Что такое УЗДА?

  • УЗДА — жен. уздечка; уздишка. Уздища; узденица ·стар. башлык татар. часть конской сбруи, надеваемой на голову лошади; она состоит из ремней: 1. оглавль, нащечный, ник или круговой, он же щеки; 2. начельник, налобник, очелок или облобок; 3. нахра(о)пник …   Толковый словарь Даля

  • узда — обуздать, укр., блр. вузда, др. русск. узда, ст. слав. оузда χαλινός (Супр.), болг. юзда, узда, сербохорв. у̀зда, словен. uzda, чеш., слвц., польск. uzda, в. луж. wuzda, н. луж. huzda, полаб. väuzdа узда . Праслав. *uzdа аналогично по образованию …   Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • узда — ы; мн. узды, узд; ж. 1. Удила с поводьями, надеваемые на голову лошади или других упряжных животных для управления ими. Надеть узду. Потянуть за узду. Лошадь не слушается узды. 2. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой. У. власти.… …   Энциклопедический словарь

  • узда — См …   Словарь синонимов

  • УЗДА — УЗДА, ы, мн. узды, узд, уздам, жен. 1. Часть сбруи ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову упряжного животного. 2. перен. То, что сдерживает, строго дисциплинирует. Держать в узде кого н. Держать себя в узде (вести себя сдержанно,… …   Толковый словарь Ожегова

  • УЗДА — часть упряжи ремни с удилами и поводьями, надеваемые на голову лошади или верблюда, мула, осла и др …   Большой Энциклопедический словарь

  • узда́ — узда, ы, у; мн.узды, узд, уздам …   Русское словесное ударение

  • Узда — (иноск.) нравственная сила, средство, чтобы заставить людей дѣйствовать извѣстнымъ образомъ. Ср. Онъ... вызывалъ примѣромъ своимъ ревность въ подчиненныхъ, строго натягивая узды распущенной до него дисциплины... Б. М. Маркевичъ. Бездна. Прологъ.… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • Узда — ж. 1. Надеваемые на голову лошади ремни с удилами и поводьями как часть конской сбруи. 2. перен. То, что является сдерживающей, обуздывающей силой против чего либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • узда — узда, узды, узды, узд, узде, уздам, узду, узды, уздой, уздою, уздами, узде, уздах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • dic.academic.ru