Празднование Нового года на Руси: когда начинался отсчет года. Начало нового года в древней руси дата


Празднование Нового года на Руси: когда начинался отсчет года

Рыбакова И. "Перед праздником"

Традиции празднования Нового года на Руси имеют весьма сложную судьбу. Если обрядовая часть традиций частично дошла до нас сквозь глубину веков, то даты начала отсчета года менялись в связке с историческими событиями.

Нет утвердительного ответа на вопрос: с какого времени начинался отсчет года в языческой древней Руси. Некоторые источники указывают на то, что год начинался с  зимы, указывая как на начало ее святочное время. Святые вечера – народный зимний праздник, продолжающийся 12 дней, начинаясь с дня зимнего солнцеворота, когда умирает старое и рождается новое солнце. Эти 12 дней делились на 6 святых вечеров (время чудес и поминания предков) и 6 страшных вечеров (время разгула нечистой силы и гаданий, когда на воле оказываются оба начала – светлое и темное).

Канун нового года в народном календаре Поволжья и Центральных областей Европейской части России называли Овсе́нь (Авсень). Предположения об этимологических корнях этого названия очень многообразны:

  • слово “овсень” восходит к библейскому восклицанию Осанна,
  • во многих обрядовых песнях присутствует слово “Овес”, в обрядах он тоже присутствует,
  • приписывают происхождение слова “овсень” от “овеснь”как начало весны,
  • по мнению В. Даля, раньше так назывался первый день весны, 1 марта.

Первый переломный момент пришелся на 10-й век, когда вместе с христианством был принят Юлианский календарь, применявшийся в Византии – календарь с закрепленным названием месяцев. Новое летосчисление начали вести от сотворения мира и новый год его начинался 1-ого марта. В средиземноморской цивилизации празднование нового года в марте было вполне естественно, т.к. именно в марте начинался земледельческий год – начинались полевые работы, что не очень было применимо к среднерусской действительности.

Позднее – в 15-ом веке (а по некоторым сведениям еще в 14-ом), когда централизованное государство уже сложилось, православная церковь перевела начало года на 1-ое сентября. Новый год утверждался церковью в отрыве от сельскохозяйственных работ, но согласно со священным писанием. Православная церковь и по сей день сохранила 1-ое сентября как начало нового года.

С 1700 года по указу Петра I Новый год в России стали праздновать, как и в других странах Европы, 1 января (но, в отличие от европейских стран, по юлианскому календарю), а летосчисление стало вестись от Рождества Христова. Эту дату мы знаем сегодня как «Старый Новый год», происходящий в ночь с 13 на 14 января и являющийся по сути историческим эхом смены летосчисления. «Старый новый год» отмечается в Казахстане, России, Белоруссии, Украине, Грузии, Армении, Азербайджане, Сербии, Швейцарии и некоторых других странах.

А. Чернышов. Рождественская ёлка в Аничковом дворце

Своим указом Петр повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями, а в знак веселья обязательно поздравлять друг друга с Новым годом и столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов.

Смирнов Б. “Рождественская ёлка в богатом доме»

Новые новогодние обычаи прижились довольно быстро, ведь раньше в ту пору на Руси отмечали один из самых любимых периодов года — Большие зимние святки. Так многие старые обряды — веселые карнавалы, проделки ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки — хорошо вписались в ритуал встречи Нового года.

Григорианский календарь был введен лишь в 1918 году: начиная с 1919 года новогодний праздник в России стали отмечать в соответствии с ним.

“Новогодняя елка на Манежной площади” М. Бобышев

Вот таким образом русский Новый год стал праздником, вобравшим в себя обычаи язычества, христианства и европейского просвещения.

cozyzone.ru

История празднования Нового года на Руси : taen_1

1 марта — приход весны, начало новой жизни, а 1 сентября — праздник урожая

23.jpg

Начало празднования нового года следует искать в глубокой древности. Так у древних народов новый год обыкновенно совпадал с началом возрождения природы и в основном был приурочен к марту месяцу.

Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая.

Вместе с христианством на Руси (988 г. — Крещение Руси) появилось новое летоисчисление — от Сотворения мира, так и новый европейский календарь — Юлианский, с закрепленным названием месяцев. Началом нового года стало считаться 1 марта.

С 1492 года 1 сентября (14 сентября по новому стилю) на Руси празднуется церковное новолетие (начало церковного года), называемое также Началом индикта.

indikt01.jpg

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio — объявление), 15-летним периодам наложения дани. Эта дата пришла на Русь из Византии, в которой каждые 15 лет 1 сентября, по окончании уборки урожая, собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по 15 лет. Встреча Нового года, разумеется, была далека от современной.

Новогодние церемонии "О начатии нового лета", "На летопровождение" или "Действо многолетнего здоровья" в московском Кремле выглядели примерно так: на соборной площади устраивался большой помост, крытый коврами, рядом — между Архангельским собором и Иваном Великим — на помосте устанавливали три аналоя для Евангелий и икон, перед ними ставили большие свечи, а также стол с серебряной чашей для освящения воды.

Напротив располагались два места — для патриарха и царя. На помосте от Благовещенского до Архангельского собора стояли сокольники, стряпчие и дворяне, а за ними гости. Между Благовещенским и Успенским соборами располагались стольники младших разрядов, за ними дьяки, полковники и стрелецкие.

Начиналась служба: духовные лица по двое подходили к царю и патриарху, после чего шли поздравительные речи. Выслушав все поздравления, царь уходил на обедню в Благовещенскую церковь. Ни о каких народных гуляниях, ёлках и новогодних украшениях тогда ещё не шло и речи.

И несмотря на то, что Петр I в 1700 году перенес гражданское празднование Нового года на 1 января, в церковном календаре Новолетие свою привязку к 1 сентября сохранило. Конечно, это празднование в настоящее время уже не имеет никакой связи ни с армией, ни с государственным налогом.

Новолетие. Лето Господне благоприятное.jpg

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис. 61:1–2) о наступлении лета благоприятного (Лк. 4:16–22). В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года. Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник». И доныне в Православной Церкви 1 сентября за литургией читается именно это евангельское зачало о проповеди Спасителя.

Новолетие.jpg

Последний раз Новый год 1 сентября был отпразднован в 1698 году. С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь преподобного Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Нововведения Петра I в празднование Нового года

В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому началом года стали считать 1 января. Это было сделано по примеру христианских народов, живших не по юлианскому, а по григорианскому календарю:

"волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, января с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего января с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего января с 1 числа от Рождества Христова 1700 года"

Целиком перевести Русь на новый григорианский календарь Петр I не мог, так как церковь жила по юлианскому. Однако царь в России изменил летоисчисление. Если раньше годы считались от Сотворения мира, то теперь летоисчисление пошло от Рождества Христова. Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым, — в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты — от Сотворения мира и от Рождества Христова.

435.jpeg

Тогда же начало было положено и традиции украшения домов. На Красной площади 15 декабря 1699 года царский дьяк под барабанный бой оповестил народ о том, что в знак начала нового столетия после "благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было по большим улицам, и знатным людям перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых". Бедным людям следовало хотя бы по ветке над воротами поставить. И "чтоб то поспело к 1-му числу 1700 сего года; а стоять тому украшению по 7-е число января того же года".

Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в то время само слово "ёлка" стало синонимом трактира — отсюда и выражения "поднять ёлку" (выпить), "идти под ёлку" (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто "ёлкиными". Даже Пушкин в “Истории села Горюхина” описывал "древнее общественное здание (то есть кабак), украшенное ёлкою и изображением двуглавого орла".

Главным на новогоднем торжестве в петровские времена было не застолье, а массовые гуляния. Причём Пётр не только сам принимал участие в таком увеселении, но и обязывал к этому вельмож.

"В 1-й же день, в знак веселия, друг друга поздравлять с Новым годом, и учинить сие, когда на Красной площади будет стрельба и начнутся огненные потехи". В указе также рекомендовалось всем у себя во дворах "учинить трижды стрельбу" из пушек или мелких ружей и выпустить несколько ракет, а также с 1-го по 7 января по ночам зажигать костры из дров, хвороста или соломы.

Царь Петр собственноручно пустил первую ракету, которая огненной спиралью возвестила о наступлении Нового года и начале праздничных гуляний.

Но настоящий размах новогодние празднества в России приобрели лишь в первой половине XIX века: именно с этого времени в моду входят новогодние ёлки в домах, гости, новогодний ужин, балы, шампанское, ставшее популярным после победы над Наполеоном.

н78.jpg

Позже, вместе с немецкими купцами, появятся в России ёлочные игрушки. Первая публичная ёлка будет установлена в 1852 году на Екатерингофском вокзале.

07-01.jpgЕкатерингофский вокзал

Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, Дедом Морозом, подарками…

768.jpg

taen-1.livejournal.com

Празднование нового года у древних славян — Тайное становиться явным

В допетровские времена празднование нового года приходилось на 1 сентября. Но так было не всегда, если обратиться к истории древних славян, можно узнать, что и эта дата была временной.

масленницаВ пору языческой Руси существовало некое подобие этого праздника, хотя называлось оно несколько иначе – новолетие. Как же встречали новый год наши предки, и в чем заключалась суть праздника?

В языческие времена люди верили в целый пантеон Богов и центральной фигурой, конечно же, было солнце. Язычники связывали свою жизнь, традиции, обряды со сменой времен года, а солнце здесь является ключевой фигурой, ведь оно греет и светит, а значит, дает жизнь. Солнце имело, по мнению славян, 4 стадии жизни:

— только родившееся после длинной зимней ночи, именуемое Коляда; — наполняющееся силами весеннее-Ярило; — окрепшее летнее-Купайла; — дряхлеющее осеннее-Световит, которое в конце умирает.

От этих стадий, привязанных к важным астрономическим явлениям, и отталкивались язычники в своем летоисчислении и проведении праздников. Нужно отметить, что основной целью пиршеств было задабривание Богов, чтобы те проявили свою милость в предстоящем году. У язычников было 4 праздника, 2 из которых чем-то напоминают современный новый год:

— встреча Коляды–празднование-приветствие вновь народившегося солнца; — Комоедица–праздник пробуждения всего живого, когда Ярило побеждает зиму.

Как праздновали Новый год славяне ?

Поверья древних славян гласили, что в конце месяца студень (декабрь) Световит теряет свои силы и умирает, чтобы затем вновь народиться младенцем Колядой. Длилось такое перерождение 12 дней, а самая продолжительная ночь в период зимнего солнцестояния, когда Световит уже умер, а Коляда еще не родился, считалась загадочной и страшной. В такое время, когда обретали силу темные сущности и духи, а люди оставались без покровительства своего солнечного Бога, древние старались держаться вместе с племенным родом и устраивали веселые застолья, для отпугивания нечисти.

Чтобы помочь родиться Коляде, в период зимнего солнцестояния зажигались большие костры, которые должны были гореть все 12 дней. Существовала традиция, по которой ненужные старые вещи сжигали в огне костра, готовясь встретить молодое солнце обновленными.

Слово колядки, которое сегодня знает каждый, образовалось именно в языческие времена. Тогда люди пели хвалебные песни Богу — Коляде, а также песни, которые помогут ему победить злых духов. Исследователи предполагают, что язычники украшали дома колючими еловыми ветками также, чтобы отпугнуть нечисть. Существовал зимний дух – Студенец или Колотун, который насылал лютые морозы, покрывал реки и озера льдом. Его славяне старались задобрить, ведь суровая зима в те времена была большим испытанием, часто люди умирали от холода и голода. Для задабривания духа у окон выставляли угощения кисель, кутью и блины.

Рождение Коляды знаменовало начало начал, поэтому люди старались прибрать свои дома, надеть новую одежду и приготовить много угощений. На протяжении всех дней праздника люди проводили обряды гаданий.

Откуда пошла Масленица ?

Многие элементы Коляды перешли затем в христианство. На какие-то моменты официальная церковь закрывала глаза, а какие-то ритуалы тщательно пыталась искоренить. Вторым важным мероприятием древних язычников на Руси была Комоедица, которая начиналась в день весеннего равноденствия. По поверью, в этот период Бог — Ярило, набравшись сил, побеждал зиму, которую символизировала Марена или Мара — чучело, которое делали из соломы, наряжали в женские наряды, а затем сжигали. Считалось, что это поможет прогнать зиму и природа пробудится ото сна.

На протяжении всей Комоедицы люди устраивали застолья, различные игры, состязались в силе и ловкости, молодые люди в это время присматривали себе пару. Главным символом солнца считались ароматные круглые лепешки, которые затем заменили блины и ватрушки. В каждом доме их пекли в большом количестве и угощали друг друга.

В языческой мифологии Велес – Бог которому приносили подношения перед началом сельскохозяйственных работ. Язычники верили, что он может показываться людям в образе медведя, поэтому косолапого особенно почитали. В Комоедицу славяне относили первые выпеченные блины в лес и раскладывали их на видных местах, чтобы пробудившиеся от зимней спячки медведи полакомились этими дарами.

комоедицаИнтересен тот факт, что привычное сегодня выражение «первый блин комом», пошло именно из язычества и имеет совсем не тот смысл, который в него сегодня вкладывают. В древности медведей называли комами, а первые блины по обряду доставались именно им, отсюда и пошло выражение, что первый блин – комам.

Славяне с нетерпением ждали наступления теплых времен, чтобы начать трудиться в поле и обеспечить себя пропитанием на последующую длинную зиму. Кроме этого, в теплое время года было множество других забот: запасти дрова впрок, подготовить к следующей зиме свои жилища и сараи для животных. Поэтому по окончании веселых и шумных гуляний люди сразу приступали к работе, надеясь на то, что достаточно задобрили Богов и те не оставят их в трудный час.

Историки склонны полагать, что именно Комоедицу можно считать древним языческим новым годом. По сути, у славян год делился на зиму и лето и после весеннего равноденствия, когда Бог Ярило побеждал холод и снег, у них наступало новое лето или новолетие. Позже Комоедица трансформировалась в Масленицу, которая широко отмечается и по сей день, а Коляда стала частью рождественских и новогодних ритуалов у христиан.

Понравилась статья ? Поделись с друзьями

ufo-mir.ru

ЗАБЫТЫЙ ДРЕВНИЙ НОВЫЙ ГОД У СЛАВЯН: gorlanovig

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь. До конца XVII в. новолетие начиналось не с января, а с марта. С началом аграрного цикла. Исследователи склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. Это закономерно, так как эти праздники знаменуют в славянской традиции рождения бога Ярилы. Рождение природы. Это начало нового посевного периода. Значит, и начался новый год. В сентябре новый год праздновала Византия, которая переняла этот обычай от Иудеев. Приходится он на 21 сентября.

В древности дни весеннего равноденствия считались большим праздником. Природа вновь возрождается, животные начинают вести более активный образ жизни, готовясь к продолжению рода: просыпаюстся медведи, в борьбе за самку соловьи расточают трели, а лоси устраивают бои. У многих народов мира с глубочайшей древности этот праздник стал магическим, ритуальным, одним из главных праздников природного календарного цикла. Считалось, что в этот день в годичном круговороте Весна, олицетворяющая собой оживление и возрождение природы, приходит на смену Зиме.

У славян пеклись «жаворонки» как символ вестников весны. В Древней Руси в день весеннего равноденствия праздновали Масленицу или Комоедицу. Прощаясь с Зимой, русичи славили бога весеннего солнца и плодородия - Ярилу. Ярило принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия. Ярило - бог весны, воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой. Ярило распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает живительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств. На Масленицу сжигали чучело Морены, Богини Зимы и Смерти. Во время огненных действ существовал также обычай катать зажженные колеса, которые также символизировали горящее Солнце.Древние кельты и германцы встречали перелетных птиц и готовили для богини весны и утренней зари Остары маленькие пшеничные булочки и крашеные яйца, которые являлись символами новой жизни. В день весеннего равноденствия начинается Новый год у многих народов и народностей: Иран, Афганистан, Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан - практически все страны Великого шелкового пути связывают начало нового года с эти явлением природы. В этом регионе важным событием является древнейший земледельческий праздник Навруз. По древнему обычаю, до наступления Навруза люди должны тщательно убирать в домах и вокруг, полностью рассчитаться с долгами. В Японии отмечают Хиган – первый весенний праздник. До начала Хигана японцы с особой тщательностью проводят уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы и выставляют в алтарь ритуальные кушанья. По окончании дней весеннего Хигана сразу же приходит сезон неописуемо красивого цветения сакуры. Все желающие наслаждаются этой живописной картиной, символизирующей торжество весны и обновление природы.

В 7000 лѣто (1492 году) по инициативе Великого князя Московского Ивана III новолѣтие было официально перенесено на 1 (21 по новому стилю) сентября и отмечалось так более двухсот лѣт. Московский церковный собор в сентябре Лѣта 7000 (1492) утвердил новую пасхалию и принял решение о переносе начала лѣта с марта на сентября. Это постановление действует в Христианской Церкви до сих пор.

С 1492 г. завоёвывает преобладание сентябрьский стиль, вытесняющий мартовский. Петр I, своим указом 1699г. декабря в 20 день, указал началом года считать 1 января. Этим указом летоисчесление славян, царь указал заменить на летоисчисление от рождества Христова. Это знаменует следующий этап в становление христианской культуры. Так как календарь, не так то просто вытеснить из менталитета народа. Этот же указ содержал указание людям поздравлять друг друга с новым годом, а не с новолетием, как было принято ранее. Поздравляли с новым Богом «new good», а не с новым летом. Разница существенная, так как коляда был в языческой традиции, а таким указом стирался важный праздник аграрного цикла. 20 февраля 1918 г. в России вводится новое летосчисление. Для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, пришлось прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в. В результате получилось так, что в ночь с 13 на 14 января отмечается так называемый старый Новый год, а в ночь с 31 декабря на 1 января по традиции мы встречаем Новый год. С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) в народе отмечали погоду на каждый день. Так, считалось, что какая погода будет каждый день в этом промежутке, то такая же погода будет и в соответствующем месяце наступившего года.

Стоит поговорить и 21 декабря, когда славяне отмечали Карачун. Это начало святочной недели, когда, наконец, солнце побеждает. День, нарождается. И считается, что после святочной недели отмечался славянами Коляда. Имя славянского бога Коляда тесно связано с именем бога Божича – младенца. Именно он знаменует рождение нового солнца.Так, что новый год точнее новолетие отмечалось у славян с 21 (1 по древнему стилю) марта и нам оно сейчас больше известна, как " Масленица ". Масленица – самый яркий, веселый и зрелищный русский праздник. Его история уходит корнями еще в дохристианскую Русь: главный ритуал Масленицы – сжигание соломенного чучела Зимы – отголосок языческих обрядов.

И хотя, пришедшая на смену язычеству, христианская религия отвергала все прежние культы, этот праздник так и не удалось стереть из народной памяти, настолько любим он был простым людом. Сегодня Масленица – это символ русских народных праздников с тысячелетней историей. Ни в одной стране мира не празднуют ничего подобного! Но из-за поста веденного церковью, этот праздник в марте не празднуется. Религия также не обошла стороной день это время, наполнив духовным смыслом природное явление. После весеннего равноденствия в человеке просыпается биологическое начало, он становится более чувствительным и эмоциональным. Для духовного совершенствования в этот период мировые религии предлагают посты и молитвы, которые призваны найти в своем внутреннем мире источник Божественного. За 40 дней до Пасхи начинается пост, который должен очищением подготовить душу человека для принятия Благодатного Огня, который символизирует Святой Дух. Дата праздника Пасхи, которая отмечается каждый год в разное время, отсчитывалась от дня весеннего равноденствия следующим образом: 20-21 марта - первое новолуние - первое воскресенье, которое и считалось праздничным днем.

Еще немного по английски " новый год" - " new Year"( Нев Яр), новое Ярило )))). =================================================================

группа "ВѢДИ" http://vk.com/v_e_d_i

gorlanovig.livejournal.com

от Древней Руси до современной России

Этим праздником начинается и заканчивается каждый год, поэтому и отношение к нему в любой стране особое, выделяющее его среди прочих торжественных дат. Встреча Нового Года – событие, которое «окрашивает» последующие 365 дней, становится новой страницей, позволяет присмотреться к своей жизни и понять, что в ней нуждается в изменении.Наши предки верили, что от того, как отметишь этот праздник, зависит, будет ли тебе сопутствовать в новом году удача. Впрочем, это поверье существует и по сей день.Многие новогодние традиции кажутся сейчас такими же незыблемыми, но в действительности ли это так?Весна – начало новой жизниВплоть до XV века на Руси отмечали Новый год весной, во время весеннего равноденствия (середина марта). Кроме того, существовал языческий праздник, который впоследствии был искоренён церковью и заменён на Масленицу. Праздник назывался Комоедицей и справлялся приблизительно в тот же период.

Весна символизировала начало пахоты, работы с землёй, что для того времени было равносильно самой жизни. Её встречали с восторгом, и года считали именно по вёснам. Легко представить, каким значимым в ту пору был этот праздник!Реформа Иоанна ТретьегоВ конце XV века великим князем Иоанном III был издан указ, переносящий начало нового года с весны на осень – так праздник стали отмечать 1 сентября. В наше время отголоски той эпохи остались разве что в понятии «новый учебный год», который до сих пор приходится на первый день осени.

google_ad_client = «ca-pub-1022144608249649»;google_ad_slot = «8556588902»;google_ad_width = 488;google_ad_height = 240;

Интересно, что перенос праздника был вызван прежде всего экономическими причинами – князь повелел именно в этот день платить все налоги и пошлины. Само собой, с голодающего ранней весной крестьянина много не возьмёшь, совсем другое дело платить налоги по осени, когда и цыплята все пересчитаны, и урожай собран.Ещё два столетия Новый год праздновался 1 сентября, причём летоисчисление велось не с Рождества Христова, как в европейских странах, а с библейского создания мира.Сквозь «Окно в Европу» приходит зимний праздникПоследний раз дату Нового года потревожили в 1700 году, и на этот раз инициатором новшества был Пётр Первый, известный своими проевропейскими реформами. В Европе Новый год уже давно праздновали зимой, через восемь дней после Рождества, и Пётр принял решение перенять эту традицию. По его указу страна перешла на новое летоисчисление – от Рождества Христова.Вместе с новой датой праздника, император позаимствовал и некоторые западные традиции его проведения – украшение новогодних елей, например.С тех пор Новый год стал таким, каким мы привыкли его встречать – зимним, одетым пушистым снегом, маленьким островком тепла среди холодной зимы. При желании, и сейчас можно найти в этой дате особую символику – заканчивается декабрь, самый тёмный месяц в году, а значит, всё ближе летнее солнышко и долгие белые ночи…Полезное видео по теме: Рубрика: Праздники и подарки

broken-steel.ru

История возникновения Нового Года

Новый годНовый год – любимый и обожаемый всеми праздник, имеет свою уникальную историю.

Трактуется она по-разному. Одни утверждают, что праздник пришел к нам из Древней Греции, другие говорят, что начали его праздновать в Древней Руси, а третьи считают историю возникновения нового года информацией несерьезной.

Как бы там ни было, но новогодних праздников ждут и взрослые, и дети на всей нашей земле обетованной.

Новый год в Древней Руси

В далекие времена предки славяне – язычники, отмечали новый год два раза: весной и осенью. Первый раз празднование приходилось на весеннее равноденствие, и совпадало с Масленицей 22-23 марта.

В этот день, считали древние русичи, начиналось возрождение природы, пробуждения ее от зимнего сна. Каждый год у славян означал полный жизненный цикл. Так же как жизнь человека:

• Рождение — весна;• Расцвет — лето;• Увядание — осень;• Смерть — зима.

Поэтому весну встречали, радуясь обновлению, а осень – провожали с почестями старый год. Было принято создавать в новогодние дни семьи, ибо, считалось, только так молодые будут жить долго и счастливо.

Считалось так, же кто рожден в эти дни, будет жить долго. Особые почести в эти дни посвящались богу Яриле.

Так, как праздник совпадал с Масленицей, гуляли широко: с обильной трапезой, посещением гостей, приготовлением блинов. Устраивались в эти дни и смотрины, и сватовство.

Месяцы в народном календаре в те далекие времена не имели таких привычных названий. Месяц март, с которого начинался год, назывался зимобором. Январь в то время называли просинец или студенец.

Юлианской новый год

бог Янус Название месяца январь пришло к нам из Древнего Рима. Назван месяц в честь бога Януса, у которого было два лица.

Одно лицо смотрело в прошлое, другое – в будущее. 1 января отмечать новый год, было установлено Юлием Цезарем – римским правителем (46 год до н.э.).

На Руси празднование нового года в январе началось с приходом христианства. Начинался праздник чинно и степенно с посещения храмов, молитв.

Царские особы встречали праздник в Кремле церемониями «О начатии нового лета». Соборная площадь Кремля обустраивалась и украшалась для проведения службы. Ритуал встречи был обозначен протоколом:

• Патриарх и царь выходили к месту службы под колокольный звон;• Царь прикладывался к иконам;• Патриарх благословлял царя и спрашивал у него о здоровье;• Царь произносил ответную речь;• Проводилась служба;• После обмена патриарха и царя короткими речами, все обменивались поздравлениями.

Царь вместе со свитой, облаченной в золоченые одежды (так было принято на встречу нового года) удалялись в Благовещенскую церковь на обедню.

Петровский новый год

Так же, как и в Европейских странах, новый год в России начали праздновать с 1700 года. Указом Петра I было велено всем устраивать пальбу из пушек, украшать жилища и придаваться веселию в этот день.

Праздновали встречу 1 января так же по Юлианскому календарю и, когда Европа уже перешла на Григорианский календарь, в России новый год начинали отмечать на 11 дней позднее.

Новый год советской эпохи

Новый год советской эпохи На новый стиль календаря Россия перешла по декрету большевиков. Так встреча праздника в 1919 году совпала с европейским.

В то время шумные гуляния не были разрешены, считалось отмечать шумно новогодние дни – буржуазными пережитками. До 1947 года в Советском Союзе 1 января был рабочим днем.

Однако, народные традиции сильнее всех идеологических переделов истории. С началом новогодних дней начинались самые веселые дни – Зимние святки.

Это время: гаданий на суженых, колядок, веселых гуляний молодежи и теплых семейных встреч.

Современный новый год

С 1992 года новогодние выходные начинают увеличиваться в числе. Сначала это было два дня 1 и 2 января, затем, с 2005 года пять дней, сейчас 8 календарных дней.

Самым прекрасным и чудесным в празднике остается тот момент, когда с экранов телевизоров идет трансляция поздравления Президента страны.

Миллионы людей необъятной России ожидают этого поздравления и, по его окончании отсчитывают бой курантов, чтобы успеть вступить в, обязательно счастливый, новый год!

news-webs.ru

Новый год на древней руси. История праздника новый год и новогодние традиции

А знали ли вы, что День знаний раньше считался совсем другим праздником? В XV веке на Руси именно в этот день отмечали... Новый год! Почему сложился обычай встречать новый год 1 сентября? История праздника 1 сентября запутанная и очень интересная.

Дата праздника переносилась не раз - еще раньше начало года по языческим канонам праздновалось и вовсе 1 марта. Однако в 988 году на Руси было принято Христинство, а вместе с ним пришел и Византийский календарь. Согласно новым религиозным веяниям, новый год положено было праздновать осенью, 1 сентября, однако многолетние традиции не так-то просто было отменить. Поэтому русский народ продолжал встречать год вместе с пробуждением природы весной. Почему праздновали новый год 1 сентября? Оно и логично - урожай собран, все работы завершены, вот и начинается новый год.

Почему раньше праздновали новый год 1 марта и 1 сентября? Все из-за той же русской преданности традициям. В 1492 Царь Иван III издал указ, согласно которому новый год официально был перенесен на осень. Однако, несмотря на официальные празднования, люди продолжали праздновать дважды. Примечательно, что многие из весенних традиций празднования остались и в наши дни, однако обряды приурочили к весенней Масленице. Еще позже Петр I, который так стремился привести Русь к стандартам Европы, установил празднование нового года 1 января, как то было принято в западноевропейских странах. Именно тогда и было принято летоисчисление от Рождества Христова.

Примечательно, что не все, кто задается вопросом «почему новый год отмечали 1 сентября» знают, что и сейчас Русская Православная Церковь отмечает так называемое «Новолетие» по старому стилю - 1 сентября. Кстати, привычная всем атрибутика в виде елки, подарков и игрушек вообще не имела ничего общего с Новым годом изначально. Но после революции из сознания россиян всеми возможными способами старались вытеснит религиозные праздники, поэтому все традиции, присущие Рождеству, были перенесены на Новый год. Хотя только при Советском союзе официально 1 сентября начали отмечать День Знаний, история праздника учеников взяла начало именно при Петре I.

Так как до конца XVII века начало года церковь отмечала 1 сентября, а большинство школ находилось именно при церквях, обучение начиналось именно с этой даты.

А после того, как в 1699 Новый год перенесли на 1 января, произошло недоразумение - согласно новым праздничным датам 1699 год продлился только 4 месяца с сентября по январь. Но учеба шла своим чередом, и нельзя же заставлять учеников корпеть над книгами еще больше года без перерыва! К тому же, осенние каникулы приносили бы детям гораздо меньше пользы и удовольствия. Поэтому традицию праздновать начало учебного года в сентябре оставили неизменной.

Кстати, несмотря на то, что праздник считается международным, во многих странах День знаний отмечается совсем в другое время. К примеру, Япония отдает первый звонок в апреле, а заканчивается учеба в марте. В США и вовсе нет четкой даты - каждый округ определяет ее сам. Поэтому в разных частях страны школьники идут на учебу в разное время. В среднем, эта дата колеблется от июля до сентября.

Австралия начинает учебу в феврале, а в Германии школьники усаживаются за парты в середине октября. Кстати, и в России не редко поднимался вопрос о гибком графике для учеников - к примеру, на севере страны учеников давно уже отправляют на каникулы в период полярной ночи.

Ни один праздник не ждут с таким нетерпением, как Новый год. Дети мечтают о новогодних подарках, взрослые - чтобы сбылись самые заветные желания и все, знакомые и незнакомые, желают друг другу счастья, добра и радости в наступающем году. Новый год - праздник скорее светский, чем религиозный, и его встречу следует проводить в кругу друзей, среди людей близких по духу и интересам.

Традиция отмечать этот праздник 1 января появилась на Руси три столетия назад. До этого у русских январь ничем не отличался от прочих месяцев, так как церковный год по библейским канонам начинался 1 марта, а светский 1 сентября. И вот, 20 декабря лета семи тысячи двести восьмого от сотворения мира, Петр I издал указ, в котором повелевалось отмечать Новый год 1 января и следующее новолетие считать 1700 от Рождества Христова.

И именно император Петр I допустил ошибку в определении рубежа эпох. В именном указе он объявил: "Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век". Традиция отмечать рубеж веков на год раньше с тех пор сохранилась.

Тогда же, после указа Петра I "О праздновании Нового года" по европейскому образцу, ель становится символом новогоднего праздника на Руси. По царскому указанию москвичи впервые украсили свои дома на Новый год ветками сосны, ели и можжевельника по образцам, которые были выставлены в царском гостином дворе. В Петровском указе писалось: "...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых... а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь...".

В указе речь шла не конкретно о ёлке, а о деревьях вообще. Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее, с середины прошлого века. Наряженная ель впервые засветилась огоньками в 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала. Этот обычай родился у жителей Германии. Немцы считали, что ель - священное дерево, в ветвях которого обитает добрый "дух лесов" - защитник правды. Зеленея в любое время года, она олицетворяла бессмертие, вечную молодость, смелость, верность, долголетие и достоинство. Даже её шишки были символом огня жизни и восстановления здоровья.

Вечер накануне Нового года называли щедрым. Обильный праздничный стол, по древнему поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве. В Новом году подавали множество мясных, крупяных и мучных блюд, варили компоты, взвары, кисели, пиво, пекли пироги с различной начинкой.

В центре новогоднего стола ставили мясо свиньи (часто двух-трех недельный поросенок, зажаренный на вертеле), которая из-за своей плодовитости воспринималась как символ красоты. Как в России, так и в Беларуси существовало понятие "коляда", обозначающее продукты из свинины, которые готовили к Рождеству или к Новому году. Каждый хозяин должен запастись свининой, которой кормилась вся семья на протяжении всего "мясоеда" до Великого поста.

Существовал так же обычай, что новогодний стол по своему обилию должен равняться рождественскому, однако на нем не должна быть домашняя птица, пернатая дичь или заяц, так как существовало поверье, что в таком случае из дома улетело бы или ускакало счастье. У русских, украинцев, белорусов, молдаван ритуальным новогодним блюдом была сладкая каша-кутья и блины. Кашу варили из цельных зёрен пшеницы, а то и из нескольких видов злаков. В начале века на Новый год выпекали из теста фигурки домашних животных: коней, коров, быков. А когда в дом приходили колядовать, гостей одаривали этими фигурками, разными сладостями и орехами.

Считали также, что Новый год надо встречать в новом платье и обуви, тогда и весь год будешь ходить в обновках. Обычно перед Новым годом отдавали все долги, прощали все обиды, а те, кто были в сс

foodar.ru