Путешествие в мир древнерусской книжности: Как создавались книги? Кто отвечал за хранение памяти в древней руси
Родовая память в Древней Руси
Петрова Н. Г.
Русские имена, отчества и фамилии
Имена, существовавшие на Руси до принятия христианства, образовывались несколькими способами. Имена давали, например, по внешним признакам: Белой, Долгой, Мал, Губа, Лобан, Черныш, или по особенностям поведения: Молчун, Шумило, Крик, Неулыба, Смирняк, Смеяна, Несмеяна.
Существовали также имена, данные по названиям животных: Воробей, Волк, Баран, Белка, Воробей. В древности у каждого рода был свой тотем - священное животное, которое должно было оберегать, охранять людей. И поэтому ребенку могли дать имя по названию этого животного.
К именам-оберегам относятся и такие имена: Некрас, Нехорош, Плохой. Подобное имя должно было охранять ребенка от злых сил.
Часто встречались имена - номерки, которые давали ребенку в зависимости от того, каким он родился в семье: Первой, Третьяк, Четвертак, Семуха, Девятой.
Существовали имена, данные по времени рождения ребенка: Весна, Зима, Мороз.
Некоторые древнерусские имена дошли до наших дней: Любава, Рогволд, Надежа или Надежда. Последнее имя носили и мужчины.
Многие славянские имена состояли из двух корней: Святослав, Твердислав, Ратибор, Ярополк, Святополк, Вячеслав. Это были чаще всего княжеские имена-титулы.
Иногда имена звучали весьма неблагозвучно и напоминали прозвища: например, Умойся Грязью, Собачья Рожа, Волкохищенная Собака, Дубовый Нос или Свистун Неблагословенный.
После принятия христианства на Руси стали утверждаться новые, христианские, или календарные имена, которые давались по святцам - церковному календарю. Однако долгое время старые, языческие имена и новые, христианские сосуществовали. Некалендарным именем человека могли называть дома, а христианским - по документам. Так, в письменных источниках встречаются имена, которые совмещали календарное имя и прозвище человека - Федор Губа, Прокопий Горбун и др.
Не только простые люди, но и князья чаще упоминались под простыми, не христианскими именами. Так, князь, при котором Русь приняла христианство - Владимир Красное Солнышко - больше известен нам по этому имени, хотя при крещении он был назван Василием. Его бабка Ольга, крестившись, именовалась Елена, а Ярослав Мудрый - Георгий (Юрий). И, например, великих князей киевских Владимира Святославича и его сына Ярослава Владимировича Мудрого в некоторых источниках называли только христианскими именами – Василий и Георгий.
Помимо личного имени человек мог упоминаться также именем отца, т.е. по отчеству. Например, "Добрыня Никитов сын" или "Добрыня Никитич". Отчество образовывалось не только от имени отца, но и от названия его занятий, звания, местности, где он родился или названия народа, к которому он принадлежит. Такие отчества носили былинные герои: Суровен Суздалец, Алеша Попович, Илья Муромец, Микула Селянинович. Со временем такие "прозвания", как их называли на Руси, стали передаваться по наследству, т.е. оформились в фамилии. Само же слово "фамилия" вошло в обиход только в петровскую эпоху.
Процесс формирования фамилий был длительным, и завершился лишь к XVII в. Однако это относилось лишь к князьям, боярам или дворянам. Фамилии духовенства оформились к началу XIX в., а крестьянские - к началу XX в.
Многие русские фамилии происходят от простых, некалендарных имен: Воробьев, Баранов, Белов, Большаков, Третьяков, Некрасов, Молчалин.
Не менее многочисленна группа фамилий образованных и от календарных имен: Иванов, Васильев, Михайлов, Дмитриев, Сергеев.
В крестьянской же среде самыми распространенными являются фамилии, образованные от профессий: Кузнецов, Мельников, Гончаров, Бондарев, Бочкарев, Рукавишников.
Княжеские и боярские фамилии могли происходить и от названия их владений: Вяземский, Белосельский, Оболенский.
В документах человек часто упоминался не только по личным именам - календарному и простому, но и по двум именам отца. Например, Юрий Григорьевич Волк Каменский и его сын Слепой Волченок Иван Юрьевич Волков сын Каменский.
На Руси бытовало много и иностранных фамилий, которые озвучивали на русский лад. Так, венгр Калаш становился Калачевым, англичанин Гамильтон - Хомутовым, немцы Коос фон Дален и Пагенкамф - Козодавлевым и Поганкиным.
История русских родословий
Сегодня наиболее изучена генеалогия русского дворянства. Весь состав русского дворянства условно можно разделить на несколько групп:
1. Потомки Рюрика и потомки Гедимина.
2. Потомки аристократов нерусского происхождения.
3. Старомосковские роды.
Потомками Рюрика и потомками литовского князя Гедимина были княжеского рода и составляли верхушку русской аристократии. Титулы на Руси до царствования Петра I не жаловались, а передавались по наследству. Поэтому князем нельзя было стать, им можно было только родиться. Княжеский титул до XV в. означал реальное владение княжеством. Сыновья Ярослава Мудрого - потомки Рюрика - стали родоначальниками множества княжеских династий: рязанских, черниговских, смоленских, ростовских, тверских и московских. Можно назвать такие наиболее известные в истории России княжеские роды Рюриковичей: Воротынские, Одоевские, Оболенские, Вяземские, Курбские, Шаховские, Прозоровские, Шуйские, Пожарские, Ромодановские и др.
Наиболее известные потомки Гедимина - князья Трубецкие, Бельские, Голицыны, Куракины, Хованские.
Среди родов, ведущих свое начало от предков, выехавших из других земель, также есть княжеские.
На следующей после князей ступени феодальной лестницы располагаются бояре и среди них наиболее родовитые - старомосковские бояре. Когда-то их предки помогали московским князьям добиться для Москвы роли главы русских земель. Среди боярских родов можно назвать Морозовых, Салтыковых, Захарьиных, Плещеевых и др.
Объединение русских земель под властью московского князя привело к слиянию боярских и бывших княжеских удельных родов. Все это привело в свою очередь к рождению такого явления, как местничество. Под местничеством понимают систему служебных отношений, основанную на взаимном расположении родов, которое всегда должно оставаться одним и тем же. При назначении на должность учитывались не личные качества человека, а положение, которое занимали его дед и отец. Так, сына большого воеводы, командовавшего полком правой руки, нельзя было назначить вторым воеводой. Если кому-то из рода удавалось выдвинуться и занять более высокое положение, то в будущем это означало и повышение положение потомства. Спорить с представителем другого рода по поводу занимаемого положения или нового назначения называлось "местничать", а победить в таком споре - "пересидеть". В конце XVII в. местничество было официально отменено.
Дворянство составляли в основном потомки обедневших боярских родов, потомки бояр прежде независимых княжеств, бывшие княжеские и боярские холопы, получившие земли за службу.
Становились дворянами и выходцы из других сословий, принятые на службу и получавшие поместное жалованье. Таким образом, среди дворянства различались "служилые люди по отечеству", т.е. получившие дворянство по наследству, и "служилые люди по прибору", т.е. состоящие на службе и получавшие поместное жалованье. Дворянство в XVI–XVII вв. было сословием довольно пестрым и по происхождению, и по имущественному положению.
Родословные книги
Первые родословные книги, составленные по приказанию царя, "Государевы родословцы", появились в середине XVI в. и затем постоянно пополнялись. Обычно родословная роспись упоминает в установленном порядке потомков (в русских родословных - только по мужской линии) и позволяет таким образом установить степень родства. Вот фрагмент из родословной Пушкиных, приведенной в "Государеве родословце":
"1. Из Немец пришел Ратша.
2. У Ратши сын Якун.
3. У Якуна сын Алекса.
4. У Алексы сын Гаврило Алексич.
5. У Гаврилы дети: Иван Морхиня да Акинф Великий.
6. У Ивана Морхини один сын Александр.
7. У Александра Морхинина пять сыновей: Григорий Пушка, Владимир Холопище, Давид Казарин, Александр да Федор Неведомица".
Последняя по времени из родословных книг - "Бархатная книга". "Бархатной книгой" на Руси называли официальную родословную книгу, составленную в XVII в. Эта книга состояла из глав, посвященных отдельным дворянским родам. Свое название получила по бархатному переплету. Поручение составить родословную роспись было дано царем Федором Алексеевичем (1661–1682): "А которые княжеские и иные честные роды при предках государевых и при нем Великом Государе были в честях, в боярех и в окольничих и в думных людех, также и старые роды, которые хотя и не являлись в честях, а с царства прадеда его государева <...> Ивана Васильевича явились в посольствах и в полках и в городех в воеводах <...> написать ныне в особую книгу".
Несмотря на многочисленные дополнения, в "Бархатную книгу" входят далеко не все знаменитые и древнейшие русские роды. В 1787 г. "Бархатная книга" была издана Н.И. Новиковым под названием: "Родословная книга князей и дворян российских и выезжих" и является и по сей день ценнейшим документом для генеалогических исследований.
Скромные останки памяти древней Руси
2. Это Ризоположенский монастырь — один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. Первые каменные постройки появились здесь в 16 веке, а более старые сооружения до наших дней, увы, не дошли.
3. Документов об истории и жизни этого места практически не сохранилось, а основные данные получены из описания жизни монахини преподобной Евфросинии - дочери Черниговского князя Михаила. Она должна была выйти замуж за брата Александра Невского Фёдора Ярославовича, но тот умер в день смерти, а невеста стала монашкой и осталась в Ризоположенском монастыре. Говорят, она имела дар исцеления, за что и была позже причеслена к лику святых.
4. Троицкий собор был построен в конце 17 века на территории одноименного женского вдовьего монастыря, примыкавшего к ограде Ризоположенского девичьего монастыря.
5. Большое участие в его строительстве приняли суздальские купцы Лихонины. В 1764 году после упразднения Троицкого монастыря собор был приписан к Ризоположенскому монастырю, а в определенные периоды являлся приходским храмом Суздаля.
6. По архитектуре и белокаменному декору собор являлся одним из самых интересных и ценных памятников Суздальского средневекового зодчества.
7. Троицкий собор был разрушен в 1935 году.
8. Вместе с ним погибли и многочисленные предметы церковного быта, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, находившиеся в интерьере храма.
9. По перспективному плану создания туристического центра в г. Суздале, утвержденным Правительством РСФСР в 1967 году, на территории ансамбля Ризоположенского монастыря проектировался крупный центр народных ремесел и художественных промыслов.
10. После переселения жильцов из старых домов - бывших келий в новый жилой район началась работа по расчистке территории для сооружения благоустроенных мастерских и ателье.
11. Однако, с началом перестройки работы прекратились и за четверть века за монастырскими стенами в самом центре города на фоне остатков домов и разрушенных памятников выросли заросли деревьев, кустарника и бурьяна, вызывающих недоумение у каждого случайно заглянувшего за монастырские стены.
12. Усилиями нового руководства города и энтузиастов Суздаля на безвозмездной основе, в течение трех месяцев проведены объемные благоустроительные работы.
13. Выкорчевано было более тридцати больших деревьев и масса кустарника, разобраны остатки разрушенных домов и хозпостроек.
14. Археологами определены и вынесены на местность контуры фундаментов погибших собора и колокольни, восстановлена аллея, ведущая в храм.
15. Мы зашли на территорию с заднего двора, долго гадая, что же это. Ведь часть построек были жилые, хотя история древняя в их облике явно прослеживалась. В этом здании автошкола.
16. А это похоже на обычный многоквартирный дом, а на самом деле оказалось гостиницей при монастыре.
17. Там же и какое-то образовательное или спортивное учреждение есть.
18. Это похоже на сестринский корпус.
19. На территории стоит красивый белый собор.
20. На стенах которого сохранились потрясающие узоры.
21. Мы были после закрытия, поэтому не имели возможность зайти и точно все разведать.
22. Пока писала эти слова, поняла, что снова хочу посетить это место, но на этот раз подробнее изучу историю этого монастыря.
23. Вот сейчас разгребаю отзывы-статьи и понимаю, что парой строк тут не обойтись.
24. Поэтому, оставлю это все на следующий раз.
25. Кто знает, может осенние пейзажи показывать скоро буду из этого уголка красоты и древности...
podmoskva.livejournal.com
Путешествие в мир древнерусской книжности: Как создавались книги?
Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь. История изготовления книг сложна и извилиста. О том, как создавались книги, стили рукописания, шрифты, виды пергамента и бумаги на страницах сайта «Русская вера» рассказывает доктор исторических наук Л. В. Столярова.
Эпоха древности и средневековья знает множество материалов для письма. Люди в разное время использовали с этой целью так называемые «твердые» и «мягкие» материалы: камень, металл, деревянные, глиняные и восковые таблички, кору и листья деревьев, ткани, папирус, пергамен и, наконец, бумагу. До сих пор в европейских языках сохранились слова, восходящие к древнейшим периодам в истории письменности: liber —книга, первоначально обозначавшее древесную кору или лыко, и folium — «лист», первоначально обозначавшее древесный лист, а затем — и лист книги. Понятие in-folio, знакомое всем, кто занимается изучением древних рукописей (манускриптов), служит для определения большой книги — книги форматом в лист. Слово «манускрипт» происходит от латинского manus — рука и scriptum — причастия от глагола «scribere» — писать.
В своем гимне слову И. А. Бунин восклицал:
«Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья, Наш дар бессмертный — речь».
Книга — удивительно хранилище знаний человеческой мысли
Книга — величайшее изобретение человечества. Удобная и простая форма сохранили книгу через века практически в неизменном виде. Менялись материалы, из которых люди делали книги, но оставалась форма, в которой было заключено СЛОВО. К сожалению, рукописи горели, погибали от войн, небрежения, человеческой глупости и варварства, но всегда находились люди, свято оберегавшие КНИГУ — это удивительное хранилище знаний, человеческой мысли, веры и неверия, сомнений и побед, исканий и достижений, любви и отчаяния, удивительных нравственных высот и мерзости мракобесия и ненависти. С момента изобретения книги люди доверяли ей свое прошлое и мечты о будущем. Книга — это универсальное хранилище всего того, что составляет нашу культуру и самую жизнь. Как говорил академик Д. С. Лихачев, даже если все на Земле погибнет, но останутся библиотеки и книги, останется и надежда на вечность, потому что книги сохранят жизнь.
Значение книги в Древней Руси огромно. Древнерусская рукописная книга насчитывает тысячелетнюю историю. Появившись в период христианизации, Книга несла людям веру и слово. Книга стала неотъемлемой частью древнерусской средневековой культуры. Она была величайшей ценностью и неизменным атрибутом православного богослужения. Создание рукописной книги было актом огромного труда и напряжения интеллектуальных и нравственных сил. Книга была и остается важнейшей частью исторического прошлого Руси, выдающимся памятником истории и культуры.
Как же создавались средневековые книги?
В средние века книги переписывались в специальных мастерских — скрипториях. Первый скрипторий был создан Кассиодором (487-575 гг.) недалеко от г. Сцилаце на берегу Тарентского залива.
Некоторые рукописи, переписанные в этой мастерской, дошли до нашего времени. Весьма значительную роль в организации скрипториев сыграли ирландцы. Спасаясь от разрушительных набегов норвежцев и датчан, а также распространяя христианство в Европе, они переселялись с острова Иера на соседние острова и континент. С ними были и их драгоценные рукописи. В 590 г. монах Бангорского монастыря Колумбан (550 — 615 гг.) основал в Бургундии Луксейский монастырь, где был организован скрипторий. В начале VII в. королева Батильда учредила монастырь в Корби близ Амьена и пригласила туда Колумбана и луксейских монахов, среди которых были писцы книг.
Так в Корби возник крупный скрипторий, где были созданы сотни манускриптов. В 613 г. Колумбан отправился в Италию и вместе с монахами-ирландцами основал монастырь Боббио. Впоследствии библиотека Боббио, созданная в скриптории этого же монастыря, считалась одной из самых замечательных в средневековой Европе. В VIII-IX вв. ирландские монахи устремились вглубь Европы и создавали свои монастыри по берегам рек Маас и Рейн. К концу XI в. они основали монастыри в Регенсбурге, Бамберге, Нюрнберге. Там же возникали и свои скриптории. В 910 г. был основан монастырь в Клюни (Бургундия), скрипторий которого успешно конкурировал с ирландскими книгописными мастерскими.
История появления книгописных мастерских на Руси до сих пор остается мало исследованной. Это связано, во-первых, с отсутствием прямых источников, которые бы прямо рассказывали о книгописании на Руси, а, во-вторых, с тем, что комплексов рукописных книг, внешние признаки которые позволили бы говорить о том, что они были созданы в одной мастерской, сохранилось не так-то много. И тем не менее такие комплексы книг есть. Древнейшим скрипторием Северо-Западной Руси была книгописная мастерская, действовавшая на рубеже XI-XII вв. в новгородском Лазаревом монастыре. Другой скрипторий в начале XIII в. функционировал при кафедре ростовского епископа Кирилла I. Некоторые данные позволяют считать, что несколько книгописных мастерских было в Пскове в XIV в.
Манускрипты древности и средневековья, а также комплексы рукописных книг, имеющие общие признаки происхождения (т.е. переписанные в одном скриптории), составляют предмет исследования палеографов и кодикологов. Палеография, название которой происходит от двух греческих слов — «παλαιος» (древний) и «γραφω» (пишу), — занимается исследованием внешних признаков памятников письменности, зафиксированных на мягком материале (прежде всего, пергамене и бумаге). Палеография не занимается содержанием, а изучает почерки, формат, переплет, особенности декора рукописей, имея задачей правильное чтение текста, датировку недатированных памятников письменности, установление границ разных почерков, определение вероятного места написания рукописи, если оно не указано прямо, и выявление фальсификатов. Название другой специальной исторической дисциплины, исследующей манускрипты — кодикология. Слово «кодикология» происходит от латинского «codex» (архаическое — «caudex») — бревно, чурбан, дощечка.
Специалист в области кодикологии (кодиколог) занимается исследованием происхождения отдельно взятой рукописной книги и их исторически сложившихся комплексов (изготовление книг, их внутренняя и внешняя форма (структура), техника письма, характерные черты продукции той или иной книгописной мастерской, миграция книг, их бытование, архивная и библиотечная судьба). Почему же название дисциплины, изучающей манускрипты, происходит от слова, обозначающего дощечку? В эпоху античности текущие записи делались на специальных табличках, которые изготавливались из дерева или кости. Деревянные таблички покрывались воском, а потому их называли восковыми или вощеными (cerae, ceraculi, tabule, tabellae).
Воск заливался в специальные углубления на 0,5-1 см, делавшиеся в прямоугольной дощечке размером 12х14 или 9х11 см. Две таблички помещали одну на другой вощеной стороной внутрь, сбоку делали отверстия и скрепляли таблички при помощи специального шнура. Так получался диптих (diptycha). Три соединенные вместе таблички назывались триптих (triptycha). Иногда табличек было четыре и более — полиптих (poliptycha) или кодекс (codex). Таблички — церы и кодексы — использовались для записей денежных счетов, долговых расписок, черновиков, личной переписки и в качестве ученических прописей. Деревянным кодексам суждено было стать древнейшим прообразом современной книги. А античные и средневековые манускрипты, написанные на папирусе и специально обработанной коже — пергамене, в каком-то смысле воспроизводили форму соединенных вместе навощенных дощечек и тоже называются «кодексы».
Материалы для письма подвергались эволюции
Одним из наиболее древних мягких материалов для письма был папирус, изготовлявшийся еще в эпоху египетского Древнего царства (III в. до н.э.) из особого сорта тростника, произраставшего в Дельте Нила. Папирус, заполненный текстом, называли томом (от греческого слова τομος — часть) и прикрепляли к нему с обеих сторон специальные валики из дерева, рога или кости. На один из валиков папирус накатывали, получая свиток (volumen). Свитки хранились в специальных корзинах или ящиках (scrinium). В библиотеках их помещали на стеллажи (armarium).
На смену папирусу пришел пергамен: из папируса делали свитки, в которых текст писался только с одной стороны. Книга в форме кодекса требовала письма по обе стороны пергаменного листа, для чего папирус был мало пригоден. Сохранилось не более десяти книг, изготовленных в Европе из папируса. У пергамена было замечательное свойство: его можно было многократно использовать. Для этого достаточно было при помощи влажной губки смыть первоначальный текст и отшлифовать пергаменный лист пемзой. После этого текст можно было писать заново. Рукописи, написанные по смытому первоначальному тексту, называются палимпсестами (от греч. πάλιν — опять и ψάω — скоблю, стираю).
Современная наука позволяет при помощи специальных методов читать смытый первоначальный текст палимпсеста, т. е. узнавать, какой текст был ликвидирован для записи нового. На пергамене начали писать уже во II в. до н.э. Во II — III вв. пергамен соперничал с папирусом, в IV в. уже господствовал. В VIII в. папирус как материал для письма был в основном вытеснен пергаменом. В целом европейское средневековье сохранило до нашего времени около 300 документов, написанных на папирусе. Среди них — 30 меровингских грамот и регестов. Книги на папирусе очень редки. После VII в. в книжной письменности папирус почти не употреблялся. Впрочем, в Южной Италии и Испании, где изготовляли свой папирус, он использовался до XII в. Папская канцелярия, отличавшаяся известным консерватизмом, писала буллы на папирусе еще в начале XI в.: последним папой Римским, чья канцелярия выпустила последнюю папирусную буллу, считается Бенедикт VIII (1012 —1024 гг.).
Изобретение пергамена связывают с легендой, рассказанной Плинием Старшим со ссылкой на Варрона. Согласно легенде, царь Египта Птолемей запретил вывоз папируса в Пергам, с которым Египет традиционно соперничал. В Пергаме же было задумано создание огромной библиотеки, которая должна была своим собранием превзойти одно из чудес света — знаменитую Александрийскую библиотеку. В ответ на запретительные меры Птолемея покровитель пергамского книгохранилища царь Евмен III поощрял практику усовершенствования техники обработки кож известной восточной культуры дифтеры. В результате пергамцы первыми получили светлые желтовато-белые листы, годные для письма с обеих сторон. Новый материал для письма назвали «пергамен» (περγαμηνά — греч., pergamena, charta — лат.).
Римляне именовали его «мембрана» (membrana), поскольку новый материал для письма был очень прочным и вместе с тем эластичным, а это позволяло его легко сгибать. На Русь технология изготовления пергамена пришла из Византии. Для обозначения пергамена использовали слово «харатья» (от греч. χάρτης), а также «кожа» и «телятина». В XI-XIII вв. книги и грамоты на Руси писались только на пергамене. С конца XIV в. наряду с пергаменом стали использовать и привозную бумагу, которая доставлялась из Италии, а затем Франции. Свою бумагу в России научились выделывать только в XVIII в. Родиной бумаги считается Китай, откуда она была вывезена на Восток, в Японию и на Запад. В Европе бумага получила распространение уже в XII в. Древнейшей грамотой на бумаге принято считать рукопись, написанную в Сицилии в 1109 г. В 1209 г. в Фабриано заработала древнейшая бумажная мельница. В Германии в качестве материала для письма стали использовать бумагу, начиная с XIII в.
Славянские просветители
Вопрос о происхождении письменности на Руси является очень сложным и спорным. Это связано с тем, что ученые располагают довольно узким кругом источников, многие из которых не обладают достаточной степенью достоверности и мало репрезентативны. Однако очевидно, что письменность на Руси широко распространилась только после ее христианизации. Рассадником письменности была Византия, а византийская книжная и письменная культура проникала на Русь через Болгарию, Македонию, а, возможно, и Сербию.
Происхождение славянской письменности связано с деятельностью византийских миссионеров Константина Философа (Кирилла) и Мефодия. В середине IX в. они разработали для западных славян азбуку и перевели на славянский язык ряд богослужебных книг. Благодаря ученикам и последователям Кирилла и Мефодия, эта азбука распространилась среди южных славян (в Болгарии и Сербии), а позднее проникла на территорию Руси. Однако обстоятельства, связанные с созданием славянской азбуки, до сих пор остаются до конца не выясненными.
Древнейшие славянские рукописи написаны не одной, а двумя разными азбуками — кириллицей и глаголицей. Вопрос о том, какой из этих двух алфавитов наиболее древний и как соотносятся между собой кириллица и глаголица, все еще окончательно не решен. Это связано с тем, что славянские рукописи середины IX в., когда действовали Кирилл и Мефодий, не сохранились. В распоряжении ученых имеются памятники письменности конца IX — X в., причем в это время уже пользовались как кириллицей, так и глаголицей (т. е. обоими алфавитами).
Письменным языком славян (фактически, языком созданных Кириллом и Мефодием переводов) является старославянский язык. Основу старославянского языка составил один из болгаро-македонских диалектов южнославянской группы. Постепенно в качестве литературного языка старославянский язык был воспринят моравами, паннонцами, болгарами, македонцами, сербами, хорватами и русскими. Отличительной чертой старославянского языка является наличие в нем только письменной формы, общей для всех славянских народов. В конце X в., когда славянская письменность и культура на территории южнославянских государств переживали период упадка, старославянский язык перестал существовать.
Под влиянием живой местной речи сложился церковнославянский язык, который впитал в себя фонетические особенности болгарского, македонского, сербского и древнерусского языков. Уже самые ранние памятники письменности, написанные по-славянски, отражают черты, свойственные устной речи их писцов. Местные варианты церковнославянского языка принято называть изводами. Различают среднеболгарский, сербский и древнерусский изводы церковнославянского языка. Кроме того, известны памятники чешского и моравского изводов. Старославянскими памятниками письменности являются Саввина книга X в., Боянское Евангелие конца XI в., Енинский апостол XI в., созданные на территории Болгарии; Зографское Евангелие ХI в., Ассеманиево Евангелие XI в., Охридские глаголические листки XI в., созданные на территории Македонии; Мариинское Четвероевангелие XI в., созданное на территории Сербии; а также Остромирово Евангелие 1056 — 1057 гг., созданное на территории Древней Руси.
К древнейшим памятникам церковнославянского языка болгарского извода относятся Добромирово Евангелие, Охридский и Слепчанский апостолы XII в., Болонская псалтырь начала XIII в., а также Добрейшево Евангелие XIII в. Наиболее ранними памятниками сербского извода принято считать Мирославово Евангелие XII в., Вуканово Евангелие XIII в., Шишатовацкий апостол 1324 г. Древнейшей рукописью чешского извода являются Пражские глаголические отрывки XI в. Самыми ранними кодексами русского извода ученые считают Архангельское Евангелие 1092 г., Галицкое Евангелие 1144 г., а также Чудовскую и Евгениевскую толковые Псалтыри XI в. Наибольшее распространение церковнославянский язык получил на Руси, где выполнял функции литературного языка вплоть до XVIII в.
Самым ранним из сохранившихся кодексов, написанных глаголицей, принято считать Киевские глаголические листки (Киевский миссал) рубежа Х-XI вв.), представляющие собой славянский перевод латинского Миссала (от «месса» — обедня). Древнейшей кириллической рукописью является так называемая Саввина книга (Евангелие апракос краткий) рубежа X (?)— XI в. в. Свое название кодекс получил по записям, упоминающим попа Савву, вероятно, одного из писцов.
В Македонии и Болгарии глаголица прижилась очень легко. Однако в Болгарии более изящная и простая кириллица постепенно вытеснила глаголицу. С XII в. круглая «болгарская» глаголица практически перестает существовать. Угловатая «хорватская» глаголица употреблялась еще в начале XX в. На Руси глаголическая азбука широкого распространения не получила, хотя в восьми древнерусских кириллических рукописях XI — XIII вв. глаголические начертания употреблялись в отдельных словах и даже фразах, заменяя, как правило, кириллические. Сохранилось шесть глаголических надписей на древнерусских кириллических кодексах и не более десятка надписей-граффити. Они позволяют говорить о глаголице XI-XIII вв. как о проявлении влияния южной и западно- славянской письменной культуры, не получившем развития на русской почве.
Наиболее древней дошедшей до нас пергаменной рукописью, написанной на Руси и имеющей точную дату создания, является Остромирово Евангелие 1056 — 1057 гг. Этот кодекс, переписанный диаконом Григорием для новгородского посадника Остромира-Иосифа, долгое время считался не только самой древней точно датированной русской, но и самой древней сохранившейся, точно датированной славянской рукописью. С обнаружением деревянной Новгородской псалтыри славяно-русская кодикология получила в свое распоряжение рукопись более древнюю, чем пергаменное Остромирово Евангелие. Рукопись, созданную в первое десятилетие после крещения Руси.
Все рукописные книги на Руси имели определенный тип почерка
Все рукописные книги и грамоты на Руси написаны одним из трех типов почерков — уставом, полууставом или скорописью. Устав — самый древний тип почерка, каким писали рукописи в эпоху господства пергамена, т. е. в XI — XIV веках. Под уставом понимается торжественное письмо, в котором все элементы букв написаны исключительно правильно и четко. Буквы, написанные уставным почерком, как правило, умещаются целиком между верхней и нижней границами строк. Каждая буква свободно вписывается в квадрат, поскольку ее высота равна ширине. Писцы, писавшие уставом, избегали наклона букв, поэтому все вертикальные элементы писались строго перпендикулярно строке. В XIV веке устав стал вытесняться другим типом почерка — полууставом. В древнерусских рукописях он появился вместе с бумагой. Полуустав был довольно широко распространен еще в XVII в., правда, использовался тогда в основном для письма книг.
Грамоты уже с XV в. стали писаться скорописью. Подобно уставу, полуустав оставался двухлинейным письмом, однако в нем появилась гораздо бóльшая, чем в уставе небрежность. В написании одной и той же буквы одним и тем же почерком стали отмечаться варианты. Оказался допустимым и наклон. Полууставные буквы уже не вписываются в квадрат. Скорее они могли бы поместиться в прямоугольник: их высота всегда преобладает над шириной. В полууставе XV — первой половины XVI века присутствуют южнославянские (болгарские и сербские) графические элементы (некоторые буквы имеют вычурную форму, некоторые буквы написаны лигатурой — связным начертанием двух и более букв). Русским рукописям этого времени присущи и некоторые черты южнославянской орфографии
Полуустав конца XVI — XVII в. в. испытал влияние шрифтов старопечатных книг. Поэтому одной из его графических примет является эпизодическое деление строк на слова (рукописи более раннего времени словоделения не знают!). Скоропись — это такой тип почерка, который рассчитан на значительное ускорение процесса письма. Скоропись перестает быть двухлинейным письмом. В ней появляется много слов, написанных сокращенно. Ряд букв пишется не в строке, а над строкой. В рамках одного и того же почерка одна и та же буква может быть написана сразу в нескольких вариантах, что зависит от удобства пера. Большое значение в скорописи приобрели лигатуры.
Богослужебный книжный набор — предшественник библиотек
Вопрос о существовании библиотечных собраний в России до XVI —XVII вв. спорен. Древнерусские библиотеки появились только в XV в., начав формироваться с конца XIV столетия. Для предшествующего периода истории русской книги более характерны богослужебные книжные наборы — небольшие собрания литургических книг, необходимых каждой духовной корпорации для отправления церковного культа. И богослужебные книжные наборы, и первые библиотечные собрания Руси связаны с церковью. Частные библиотеки начали формироваться в России, по-видимому, не ранее XVI в. и особенно распространились лишь с конца XVII — начала XVIII в.
Согласно реконструкции древнейшего книжного фонда Руси, предложенной историком Б. В. Сапуновым, в XI — XIII вв. приходской и домовой церквями использовалось для богослужения не менее восьми книг: Евангелие и Апостол апракос, Триоди постная и цветная, Минея общая, Псалтырь с возследованием, Служебник и Требник. Однако еще Н. В. Волков (1897) допускал, что в древнерусской церкви в XI — XIV вв. могло находиться одно лишь Евангелие апракос. Таким образом, по Волкову, допустимым книжным минимумом приходской церкви мог быть всего один экземпляр Евангелия. Напомним, что Е.Е. Голубинский (1901 г.) считал вероятным для XI — XIII в. в. и полное отсутствие, какого бы то ни было книжного набора в приходской церкви. Он полагал, что в период становления и утверждения христианства на Руси нельзя исключать вероятность осуществления службы священником наизусть по памяти, без использования книг.
Как ни определять книжный набор древнерусской церкви, можно думать, что он был скорее минимальным. Будучи принадлежностью церковного культа и обладая определенными обрядовыми функциями, подобные «наборы» в основном имели сугубо прикладное культовое значение. Наряду с богослужебной литературой в «наборы» могли входить сочинения отцов церкви, произведения агиографии, сборники памятников канонического права и др. Однако такие расширенные «наборы», состав которых зачастую был случайным, а составляющие их экземпляры вряд ли хранились вне алтаря в каких-то специальных помещениях, можно считать не более чем ранним прототипом библиотечных собраний Руси.
Продолжение →
ruvera.ru
Память о предках
Память о предках - это одна из древнейших, благородных традиций всего человечества.
В Древнем Риме было принято хранить в домашних святилищах фамильные портреты - восковые слепки с лиц покойных дедов и предков. Посмертные маски помещали в специальных нишах в атриуме (главном помещении жилого дома) и снабжали перечнем должностей, заслуг и наград покойного. Ниши с изображением предков соединялись цветочными гирляндами образуя как бы прототип родословного древа. Эти семейные святыни наглядно демонстрировали связь поколений. Наряду с рассказами о подвигах дедов и предков они способствовали формированию у римской молодежи стремления во всем подражать доблестным предкам, продолжать фамильные традиции.
В средневековом обществе каждый дворянин был обязан знать свою родословную, поскольку вопрос о происхождении неоднократно поднимался на протяжении его жизни: при посвящении в рыцари, присвоении герба, при заключении брака. Право участвовать в рыцарских турнирах также подкреплялось родословной.
«Не опозорить свой род. не посрамить память предков», - эта заповедь внушалась дворянину с детства.
Знать свои корни до десятого и далее колена было нормой в дореволюционной России. Наши предки бережно хранили и передавали из поколения в поколение документы, фотокарточки, истории, связанные с праотцами. Предками гордились, их ставили в пример детям.
Занятия семейной историей все также популярны сегодня в Европе, во Франции это называется «devoir de memoire» — долг памяти.
С древних времен и по наши дни практически у всех народов изучение истории своей семьи, истории своего рода имело и имеет не только воспитательное значение для младшего поколения семьи. Этот процесс сближает и укрепляет семью, возрождает семейные ценности. И что очень важно – знания о предках помогают ответить и на современные вопросы в семье: о традициях, здоровье, особенностях уклада жизни и взаимоотношениях в семье. Ведь на многие наши поступки бессознательно влияют успехи/ошибки системы отношений, которые построили наши предки.
znaxar.com
История делопроизводства на Руси
Введение
Современное общество справедливо называют «информационным». Объясняется это тем очевидным фактом, что достигнутый прогресс, дальнейшее развитие практически всех сфер жизнедеятельности человека держатся на информации и достижениях информатики – науки, изучающей информацию с точки зрения ее практического применения. Каждый из нас ежедневно имеет дело с различными документами: паспорт, студенческий билет, зачетная книжка, кассовый чек при покупке товара в магазине и т.д. Мы обмениваемся письмами, делаем пометки в записной книжке, конспектируем лекции, читаем книги, газеты, покупаем компакт-диски с различными записями. Все это тоже документы. Они сопровождают человека с первого и до последнего дня его жизни (свидетельство о рождении, аттестат об окончании школы, свидетельство о браке и т.д.). Документ является одним из важнейших средств функционирования, управления и самопознания человеческого общества.
Уже в древности люди стали осознавать, что создание документов, их движение и хранение подчиняются определенным закономерностям. Первоначально это понимание находило закрепление в повседневной практике, в формировании обычаев и традиций работы с документами. Затем практические приемы обобщались, анализировались и постепенно становились обязательными правилами и нормами, получая закрепление в официальных законодательных и нормативных актах. Таким образом, практическая деятельность, постепенное накопление эмпирического материала стимулировали теоретическое осмысление вопросов, связанных с функционированием документов в обществе. В результате зародилась научная дисциплина документоведение.
С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы узнаем историю своей страны, особенности быта и различных отношений, складывающихся в те далекие времена. Документы возникли вместе с письменностью, вначале как средство закрепления имущественных отношений, а затем, с развитием письменности, стали средством общения, передачи информации. Документы являются одним из важнейших хранилищ человеческой памяти.
Первоначально информацию об окружающем мире человек передавал с помощью жестов, мимики, крика, прикосновений и других простейших средств зрительной, слуховой, осязательной коммуникации. Крупнейшей вехой в истории человеческого общества явилось возникновение осмысленной речи и языка. Между тем по мере развития человека возрастала потребность в передаче информации не только в пространстве, но также и во времени, т.е. потребность в хранении информации. Однако простейшие средства коммуникации были несовершенны. Та же человеческая речь слышна лишь на небольшом расстоянии и только в момент ее произнесения. Поэтому уже в глубокой древности люди пытались найти способы и средства для преодоления этого недостатка. Так, еще две с половиной тысячи лет назад в Персии в эпоху правления царя Кира с целью быстрой передачи его приказов и иных важных сообщений расставлялись на определенном расстоянии друг от друга люди, обладавшие сильным голосом. Они криком передавали по цепочке информацию. Такая цепочка за день могла передать то или иное сообщение на расстояние месячного перехода. Аналогичным образом поступали древние галлы. Однако такой способ не гарантировал получателю поступление неискаженной информации.
Трудно было также, и сохранять нужную информацию, поскольку знания на первых порах еще не были отделены от субъекта, который обладал ими. Отделение информации от субъекта и первые попытки ее закрепления были связаны с применением сигнализации. Для передачи информации в пространстве использовалась сигнализация дымом, огнем костров, звуками труб, барабанным боем и т.п. Использовались также предметы, которым придавалось символическое значение. Хрестоматийным стал приведенный древнегреческим историком Геродотом пример символического послания древних скифов персам. Это послание состояло из птицы, лягушки, мыши и пучка стрел и означало: «Если вы, персы, не научитесь летать, как птицы, прыгать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, подобно мышам, то будете осыпаны нашими стрелами, как только вступите на скифскую землю».
Позднее на смену символической пришла условная сигнализация, в которой предметы использовались как условные знаки по предварительной договоренности людей о том, что будет означать определенный предмет. Впоследствии возникло более сложное, так называемое «узелковое письмо»: у древних инков (кипу), в Древнем Китае, у монголов. Вероятно, подобного рода «письмо» имелось и у славян. Не случайно в русском языке сохранилось выражение «завязать узелок на память», т.е. сохранить в памяти какую-либо информацию. Предметные способы общения сохранились и в наши дни: преподнесение хлеба и соли как знак гостеприимства, букетов цветов и сувениров как знак внимания, знаки различия у военных, флаги государств и т.п.
Необходимость передачи полезного практического опыта, а также коммуникационные потребности, связанные с религиозными верованиями первобытных людей, стимулировали дальнейшие поиски более эффективных искусственных способов трансляции информации. Огромную роль в этом сыграло, зародившееся еще около 35 тыс. лет назад, палеолитическое искусство в виде резьбы по кости и дереву. Спустя примерно 5 тыс. лет появились рисунки на стенах пещер, различные скульптурные изображения, украшения, орнаментированные изделия. Они подготовили следующий скачок в развитии человеческой цивилизации.
Этот новый этап был связан с появлением письменности, ознаменовавшим переход человечества к первой в его истории информационной технологии. Ее рождение было обусловлено возрастанием общественных потребностей, усложнением социальной структуры человеческих сообществ, образованием первых государств.
Древнерусское государство образовалось в итоге длительного процесса развития восточнославянских племен. Частная собственность и основанный на ней индивидуальный труд вели к имущественному и социальному неравенству, закрепляющемуся в документах. В конце IX в. этот процесс привел к образованию классов. Все это отражено в замечательном документе, памятнике древнерусского права – Русской Правде. Российское делопроизводство как система начинает складываться с середины XV в. по мере превращения Московского княжества в Великорусское государство. В период с XV по XVII вв. делопроизводство получило название «приказного». Следующий этап становления российского делопроизводства XVIII в. связан с именем Петра I и его коренными реформами в управлении государством. Этот этап получил название «коллежское делопроизводство». В начале XIX в. (1801-1811 гг.) вследствие ослабления высшего и центрального аппаратов управления государством Александр I проводит реформы, существенным моментом которых была замена коллегий на министерства. Система делопроизводства этого периода (вплоть до Февральской революции 1917г.) получила название «министерской». Ее также называют «исполнительной», поскольку принцип единоначалия подразумевает личную ответственность каждого должностного лица за неукоснительное исполнение своих непосредственных обязанностей. Каждый из этих периодов развития делопроизводства внес свои незаменимые традиции и нормативы в области создания и оформления документов.
Начало развития делопроизводства, первые места хранения документов, предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства
В сложный период зарождения и формирования Древнерусского государства (X-XV вв.), во времена феодальной раздробленности, этнической замкнутости, при отсутствии единого управления, управленческие функции при князьях осуществляли отдельные должностные лица (служивые люди) иногда с небольшим числом помощников (дьяков). В этих условиях получил определенное развитие один из аспектов делопроизводства, а именно – документирование. О достаточно высоком уровне культуры подготовки документов в то время свидетельствуют договоры с Византией (911г., 945г.), жалованные и вкладные грамоты, завещания, личная переписка, найденная при археологических раскопках в 1951-1952 гг. в Новгороде, Пскове, Смоленске и других городах.
Известно, что в период правления Владимира Святославовича (978-1015 гг.) в Киеве существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников» - хранителей княжеской печати и «металников» - судейских секретарей, писцов и дьяков для ведения делопроизводства князей и крупных феодалов. В киевский период развития Древнерусского государства появились разные виды документов, фиксирующие конкретные частно–правовые отношения: грамоты уставные, вкладные, купчие, полные, жалованные и др.; заемные, закладные кабалы; житийные записи и т.д.
Со временем обозначались места для их наиболее безопасного хранения, например центральные храмы в городах. Место хранения документов называлось ларем, а лицо, ответственное за хранение документов, - ларником. Часто само хранение документов в храме придавало им юридическую силу. Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы (смоленские, немецкие и др.), а также монастыри, являвшиеся крупными экономическими предприятиями.
В Пскове, например, документы хранились при Троицком соборе в ларях – сундуках. Государственные и церковные акты, которые утверждались на вече, помещали в «Ларь Святой Троицы», придавая им тем самым свойство официального документа. Акты, терявшие по тем или иным причинам свое значение, по постановлению вече уничтожались. По существу, псковский ларь был и архивом, и канцелярией. В Новгородской республике решения вече оформлялись в «вечевой избе» - особой канцелярии, возглавляемой вечевым дьяком. Здесь же хранилась и печать «Великого Новгорода».
По мере накопления навыков в создании документов стали вырабатываться типовые формуляры – образцы документов, устойчивые языковые формулы, применяемые в наиболее распространенных документах, процедура подготовки документов: черновик, редакция (вариант), беловик (окончательный вариант документа), - а также приемы удостоверения документов, призванные воспрепятствовать подделке документов в политических и лично-корыстных целях (проставление скреп, печатей, мостов, т.е. подписи на склейках).
Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси был пергамент (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах «хартией» или «телятиной»; лучший пергамент привозили из Греции или ганзейских городов.
Самой древней формой документа на Руси была грамота – отдельный лист пергамента шириной около 3,5 вершков (15-17см.). Размеры документа могли быть разной длины (десятки метров) за счет подклейки следующих листов, образуя собой столбец, столбик. Отсюда и название данной технологии работы с документами – «столбцовое делопроизводство». Если документ терял ценность, пергамент счищали, подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации.
С увеличением количества создаваемых документов менялась графика письма: первоначально использовались уставная манера письма – выписывание букв с прямыми очертаниями, но в XIV в. стал использоваться полуустав, ускоривший процесс письма за счет выносных букв и сокращения отдельных слов. Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться лишь точка в конце предложения.
В системе церковной (монастырской) документации Древней Руси оформился такой своеобразный жанр как жития святых. Они составлялись по твердым, неизменным правилам, где форма господствовала над содержанием.
Несмотря на достаточно широкую практику документирования фактов и явлений частной и общественной жизни людей, говорить о делопроизводстве во времена Древнерусского государства как о какой-либо системе еще преждевременно. Но это был период, когда постепенно складывались традиции создания документов, их обработки и хранения, начал формироваться профессиональный цех специалистов по работе с документами – дьяков, подьячих, писцов, - появились предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства. В этот период появились и получили распространение унифицированные документные формы, складывавшиеся из отдельных частных случаев, которые обобщались в канцеляриях и затем официально закреплялись. Делопроизводственная практика и в дальнейшем оказывала постоянное и существенное влияние на процесс становления науки о документах.
Формирование приказного делопроизводства
Российское делопроизводство как система начинает складываться с середины XV в. по мере превращения Московского княжества в Великорусское государство. Московским великим князьям удалось создать сильную централизованную систему управления. Важнейшие функции административного управления в этой системе выполнялись Боярской думой и приказами – центральными исполнительными органами. Происхождение приказов как структурных единиц управления связано с практикой дачи поручений (приказов) великого князя своим подчиненным.
В период действия делопроизводства, получившего название «приказного», царь издавал указы, акты, жалованные грамоты; Боярская дума – приговоры. От приказов на места направлялись «памяти». На местах воеводы в подчинении имели свою «канцелярию» - приказную избу со штатом в виде «меньших» воевод, дьяков и подьячих. Из приказных изб «на верх» посылались «отписки» (отсюда родилось название бессодержательного чиновничьего ответа на какое-либо обращение). В приказной избе хранились деньги, городская печать, велось делопроизводство. В правовом отношении приказное делопроизводство, формируясь постепенно, закреплялось в Судебниках 1497, 1550, 1589 гг. и в Соборном уложении 1649г. Считается, что в этот период родились термины «дело» как собрание документов по какому-либо делу, вопросу и «делопроизводство» как процесс производства («вершение») дел. Приказная изба делилась на столы. Например, Нижегородская съезжая изба в 1663г. состояла из четырех столов: денежного, где хранилась казна и приходно-расходные книги; судного, занимавшегося делопроизводством по вершенным и невершенным судебным делам; сыскного, поместного и ямского, хранившего царские грамоты о поместных делах. Приказы и приказные избы представляли собой одновременно и присутствие, и канцелярию, и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках-ларях в тех же помещениях, где велась текущая работа и прием посетителей.
В приказах происходит выделение делопроизводства в особую сферу деятельности, формируется слой служивых людей – профессиональных чиновников, для которых документ стал основным предметом их труда. Приказов по разным источникам насчитывалось от 50 до 70. В каждом из них было от 3 до 10, а в некоторых приказах – до 400 с лишним «приказных людей». В Посольском приказе, например, насчитывалось 447 сотрудников.
Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Кроме приказных изб на местах были такие органы, как земская изба, возглавляемые старостами, городничими. Схему государственного аппарата, сложившегося в России к XVII в., отличает определенная четкость. Представляет интерес и структура самого органа государственной власти – приказа.
stud24.ru
Основной носитель информации в Древней Руси. История носителей информации
С момента своего появления человечество стремилось к знаниям. Это, в первую очередь, обуславливалось непростой, а порой довольно жестокой конкуренцией с дикой природой. Чтобы победить, занять свою нишу в агрессивной среде, человек был вынужден эволюционировать, прежде всего, в интеллектуальном плане. Ведь даже первые представители Гомо Сапиенс в лице неандертальцев не могли сравниться в силе и ловкости с саблезубыми тиграми и пещерными медведями. Но как сохранить накопленные знания? Какой носитель информации в Древней Руси почитали больше других?
Зачем передавать опыт потомкам?
Люди придумывали все больше приемов и хитростей для сведения на нет необузданной силы животных. Однако древние в процессе развития столкнулись и с другой проблемой - обучение потомков. Учитывая небольшую среднюю продолжительность жизни человека, порой полученные знания и опыт умирали вместе с ним. А новое поколение училось уже на своих ошибках, не имея возможности использовать какой-нибудь носитель информации в Древней Руси, например. Это существенно тормозило весь эволюционный процесс и постоянно ставило человека на грань выживания.
Наверное, именно желание передать накопленный опыт и знания будущим поколениям двигало авторов древних наскальных рисунков. Ведь очень часто там изображались сцены из охоты, врачевания и знахарства и прочие полезные занятия первых людей. Можно утверждать, что таким образом они пытались найти древнейшие природные носители информации. Ведь некоторые из них прошли сквозь века и дожили до наших дней.
Со временем проблема сохранения и передачи опыта становилась все более актуальной. Ведь накапливаемые знания суммировались и требовали более тщательного описания при передаче следующему поколению. При всей красоте и глубоком смысле наскальных рисунков нюансов того или иного действия они все же не передавали. Нам же интересно понять, как учили и учились в Древней Руси, например.
Что считать информацией?
Не будет лишним выяснить, что представляет собой информация как таковая. Сублимируя мнения и выкладки большинства экспертов, дадим такое определение: это свод данных о лицах, событиях и явлениях, который не зависит от формы представления. Если говорить о бытовом содержании, то информация – это те данные, которые получает человек от окружающей природы или общества.
Как следствие эволюции появлялись письменные источники информации, хранители накапливаемых данных. Материальные носители - это документы, которые содержат набор данных, сконцентрированных для последующей передачи во времени или пространстве.
Изучая древнейшие материальные носители, приходим к выводу, что больше было все же нематериальных, т. е. людей, передававших свои знания исключительно в устной форме. Человеческий фактор в этом случае крайне ненадёжен.
Письменность и документ
И хотя в древности не было как такового понятия «документы», именно они представляют собой письменные источники информации, которые дошли и до наших дней. Итак, что же это такое?
Безусловно, с некоторой натяжкой можно считать документами наскальные рисунки, которые находят современные археологи. В них в той или иной степени передана информация о событиях, произошедших в далекие времена. И все же настоящие материальные носители информации и их развитие появились с возникновением письменности.
Интересен факт, что вначале люди старались наносить свои письмена «по старинке» на скалы. Вероятно, заветы предков говорили о надёжности такого способа передачи информации. Но практика показала, что это не так. В отличие от рисунков, древние письмена очень часто носили бессвязный характер, наносились мелко и поэтому быстро размывались либо затирались. Поэтому увидеть что-то подобное в наши дни довольно сложно.
Глина – древнейший носитель информации
История носителей информации начинается, пожалуй, с того времени, когда люди научились фиксировать свои мысли в более защищённых формах. Одним из первых доступных материалов для создания древних документов стала глина. Этот простой материал был открыт древними жителями Двуречья. Именно шумеры придумали выцарапывать свои письмена на маленьких глиняных дощечках.
Такой способ подачи информации уже разительно отличался от наскальной и настенной живописи. И хотя настоящей письменностью это не назовешь, сам факт, что некоторые дощечки дожили до наших дней, говорит о многом. С развитием шумерской цивилизации постепенно усложнялись и становились совершеннее и таблички. На свежей глине уже не просто рисовали, а выдавливали специальным стило знаки.
На закате своей цивилизации древние шумеры с помощью глиняных табличек писали целые книги и создавали из них настоящие библиотеки. Древнейшие природные носители информации, коллекция которых нам известна как библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала, насчитывала более 30 тысяч табличек. А это говорит о довольно серьёзном потоке информации, который сохраняли древние люди.
От глины до металла – путь в несколько веков
Письменность тем временем развивалась все больше и больше. Тексты, которые отображались на табличках, становились все длиннее. Глина же по своему природному составу довольно тяжела, поэтому оказалась неудобной для сохранения длинных опусов древних людей.
Нужен был альтернативный носитель. Какие были древнейшие природные носители информации в истории человечества? После глины люди использовали более совершенные костяные или металлические пластины. Первые упоминания о таких документах находим в Древнем Египте. Именно там усовершенствовали и упорядочили письмена на табличках. Для нанесения текста использовалось уже не долото, а специальное острое стило, которым выцарапывался нужный текст.
Учитывая компактность и надёжность данных носителей, на них иногда помещали целые поэмы. Древние греки, например, писали свои послания на свинцовых табличках, укладывая их затем в усыпальницы для отгона злых духов.
Такое нововведение было подхвачено и Древним Римом. Принимая во внимание общую просвещённость жителей империи, не удивительно, что на таких табличках писалось практически все - от завещаний до указов, которые издавал Сенат. Правда, в последнем случае это делалось на бронзе, которая затем выставлялась напоказ подданным. Однако изготовление пластинок было довольно затратным даже для богатого Рима.
Воск – дешевое решение для носителя информации
Дощечки начали изготавливать из воска. Основа выполнялась из слоновой кости или дерева. В специальное углубление на ее лицевой стороне заливался воск. Получалось некое подобие современного многоразового детского экрана, на котором пишут острым стило и стирают написанное в случае необходимости. Можно сказать, что таким образом связалось представление о древних и современных носителях информации.
Система оказалась настолько удачна, что просуществовала 1500 лет. Восковые таблички применялись и нашими предками, которые называли их церами. Примечателен тот факт, что этот носитель информации в Древней Руси очень часто использовали русские купцы в качестве учетных и записных книг. Но не только торговым людям церы пришлись по душе. Государственные службы выпускали на них указы и толкования. Например, до наших дней дошел удивительный документ, датированный XI веком. Он назывался Новгородским Кодексом и состоял из четырех страниц.
Папирус – древнейшая бумага
К сожалению, из-за климатических условий восковые таблички очень часто приходили в негодность. По вполне понятным причинам церы плохо переносили жаркую погоду. В то время как это был основной носитель информации в Древней Руси, у жителей Египта появился папирус. Да, как и в случае с глиняными табличками, родиной этой инновации стал Египет.
Появление первых папирусов ученые датируют XXV веком до нашей эры. Сырьем для изготовления папируса служил тростник, в обилии произраставший на берегах Нила. Сам по себе папирус изготавливался из сердцевины растения, которую нарезали тонкими полосами и затем выкладывали внахлёст под большим и гладким камнем. Он, в свою очередь, устанавливался под палящим египетским солнцем. После сушки папирус шлифовали специальными скребками, сделанными из слоновой кости. Готовый к употреблению папирус представлял собой длинные ленты, поэтому он и хранился преимущественно в свитках.
Немного позднее листы стали соединяться в книги. Папирус получил довольно широкое распространение и в Греции, и в Римской империи. Но при всей популярности этого носителя информации он был все же ненадёжен. Часто рвался, горел, портился от пыли. Однако некоторое количество документов, изготовленных на папирусе, дожило до наших дней. Правда, это, скорее, исключение из правил.
Папирус как носитель информации в Древней Руси практически не использовался. Наши предки предпочитали более надёжные материалы в виде восковых дощечек, а затем и бересты.
Пергамент
Во втором веке до нашей эры люди освоили производство пергамента. Не исключено, что сработал принцип «все новое - хорошо забытое старое». Но шкуры животных снова стали использоваться как основа для производства будущего носителя информации. Главное отличие от папируса заключалось в более высокой прочности этого материала. Изобрели его в городе Пергам и, не мудрствуя лукаво, дали название своей продукции.
Несмотря на то, что себестоимость нового носителя была намного выше, чем у папируса, пергамент твёрдо и уверенно вытеснил из обихода тонкие и непрочные листы тростника. Изготавливался пергамент из недубленой кожи животных, преимущественно овечьей либо телячьей.
Приблизительное появление пергамента датируется II веком до нашей эры. По мнению ученых, этот материал был популярнее папируса. О том, что использовался этот носитель информации в Древней Руси, свидетельствуют многочисленные манускрипты, дожившие до наших дней.
Пергамент получил довольно широкое распространение в древнем мире, однако из-за дороговизны изготовления люди все же начали искать альтернативу.
Береста – дар природы
В России пергамент почти не производился вплоть до XV века нашей эры. Все привозилось из-за границы, поэтому обывателям он был недоступен. Как и в случае с глиняными дощечками, люди постепенно пришли к выводу, что для письма можно использовать дерево. Речь идет не о серьёзной выделке, как в процессе изготовления папируса, а именно о грубой насечке символов на лицевой части деревянной поверхности. Такой способ существенно удешевлял весь производственный процесс и делал "бумагу" общедоступной.
История появления этой технологии берет свое начало в экваториальных странах. Именно оттуда она попала в Западную Европу и Древнюю Русь, но несколько видоизмененной и усовершенствованной. Нужно отметить, что использование древесины для изготовления информационных носителей имело ключевую, решающую роль в становлении всей бумажной промышленности. Но это в будущем.
Начиная с VIII века нашей эры, деревянные дощечки получили широкое распространение именно в Древней Руси. При изготовлении материалов для письма на Руси использовалась кора березы. Отсюда и одиозное название, которое первым приходит на ум, если спросят: "Какой был носитель информации в Древней Руси?" Береста.
Технология производства поразительно проста. После кипячения с берестяных заготовок соскабливали внутренний слой коры, затем аккуратно обрезали края. В результате получалась либо лента (свиток), либо ровный по краям прямоугольник.
Берестяные свитки
Как правило, берестяные грамоты сворачивали в свитки, причем написанный текст оказывался с его внешней стороны. Тексты выдавливались специальным стило, сделанным из железа или кости. Берестяные грамоты использовались на Руси повсеместно. В силу дешевизны и простоты изготовления они были доступны разным слоям населения.
Крестьянские старосты на них составляли переписи душ, купцы вели отчётность, а политики отображали на берестяных грамотах свою волю. Изготавливались даже небольшие книжечки из скреплённых между собой берестяных пластинок. Дошедшие до нас образцы берестяных грамот служат чётким доказательством того, насколько массово они использовались. По ним прослеживается история Древней Руси. Образование на Руси требовало получения навыков грамоты и писания, что только подчеркивало значимость сохранения и передачи информации.
Бумага – заключительный этап
Историки утверждают, что бумага появилась в Китае во II веке до нашей эры. Ее появление обусловлено ненадёжностью и дороговизной уже имеющихся средств передачи информации в виде табличек, папируса и пергамента. Первые образцы бумажной продукции изготавливались из бракованных коконов шелкопряда, чуть позже для этого стали использовать выделанную пеньку.
В 105 г. до н. э. китайский мастер Цай Лунь начал изготавливать бумагу из расточенных волокон шелковицы, тряпок, древесной золы и пеньки. Все это перемешивалось с водой в специальной форме, а затем выставлялось на солнце. После просушки мастер очень тщательно разглаживал получившуюся субстанцию специальными камнями. Изобретение Цай Луня стало отправной точкой на пути дальнейшего усовершенствования бумаги. В его «фирменный» состав добавляли новые ингредиенты, делая древнюю бумагу более прочной и гладкой, что впоследствии привело к поточному производству. А история носителей информации надолго остановилась, можно сказать, закончилась
В начале VII века бумажное производство осваивают Корея и Япония. А еще через 150 лет об этом узнают арабы. Дальше распространение бумаги шло довольно медленно. Это обуславливалось некой закрытостью арабских государств от Европы. Однако в результате завоеваний Испании секрет был раскрыт и распространен по всей Западной Европе.
fb.ru
вид хранения в памяти - это... Что такое вид хранения в памяти?
SAP.tech. memory type
Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.
- вид хранения
- вид хранения ракеты
Смотреть что такое "вид хранения в памяти" в других словарях:
ПАМЯТИ УСТРОЙСТВА — (запоминающиеустройства) в вычислит. технике (см. Электронная вычислительная машина )устройства для записи, хранения и воспроизведения информации. В качественосителя информации может выступать физ. сигнал, распространяющийся в среде … Физическая энциклопедия
ПАМЯТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. — ПАМЯТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ. Наиболее распространенной гипотезой о физиологических механизмах, лежащих в основе памяти, была гипотеза Д. О. Хебба (1949) о 2 процессах памяти: кратковременном и долговременном. Предполагалось, что механизмом… … Большая психологическая энциклопедия
Устройство хранения данных — НЖМД объёмом 45 Мб 1980 х годов выпуска, и 2000 х годов выпуска Модуль оперативной памяти, вставленный в материнскую плату Компьютерная память (устройство хранения информации, запоминающее устройство) часть вычислительной машины, физическое… … Википедия
Устройство хранения информации — НЖМД объёмом 45 Мб 1980 х годов выпуска, и 2000 х годов выпуска Модуль оперативной памяти, вставленный в материнскую плату Компьютерная память (устройство хранения информации, запоминающее устройство) часть вычислительной машины, физическое… … Википедия
Омут Памяти — Эта статья является частью цикла статей о волшебном мире Гарри Поттера. Содержание 1 Коммуникация 1.1 Заколдованные монеты … Википедия
Ячейка памяти ЭВМ — Запрос «ОЗУ» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Простейшая схема взаимодействия оперативной памяти с ЦП Оперативная память (также оперативное запоминающее устройство, ОЗУ) в информатике память, часть системы памяти ЭВМ, в которую … Википедия
Консолидация — (Consolidation) Консолидация это стабилизация биржевого курса рынка Консолидация рынка: понятие и причины возникновения консолидации Содержание >>>>>>>>>>>>> Консолидация это, определение это такая … Энциклопедия инвестора
Искусство — Винсент Ван Гог. Звёздная ночь, 1889 г … Википедия
Русско-Высоцкое — Село Русско Высоцкое Страна РоссияРоссия … Википедия
АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК — формальный язык программирования, формальный язык, предназначенный для описания вычислительных процессов, или, что то же, для записи алгоритмов, подлежащих выполнению на вычислительных машинах.. Различают проблемно ориентированные А. я. (А. я.… … Математическая энциклопедия
АРТИЛЛЕРИЯ — вид оружия, использующий для стрельбы артиллерийские и реактивные снаряды, а также род войск, состоящий из артиллерийских частей и подразделений. Термин артиллерия происходит от старофранцузского artiller (усиливать, поддерживать) и раньше… … Энциклопедия Кольера
universal_ru_en.academic.ru