Древние славянские игрушки. Игрушки древней руси


Игрушки, которыми играли наши предки

Древние славянские игрушки

Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.

Впервые упоминания о потешках появились в письменах в XVII веке. В них говорится, что эти игрушки покупались для царских детей в Троице - Сергиевском монастыре, и были они в виде птичек и лошадок.

Игрушки изготавливались в мастерских местными умельцами и играли ними и царские дети, и дети простых людей. Сохранились записи, в которых говорилось, что для детей Петра I было куплено 18 патешек в Москве, когда проходили торга - это были коровы, лошадки, лебеди, олени, птички, уточки, овечки и др.

Уже в те времена начали появляться наборы солдатиков, конечно это не современные игрушки, но большой прорыв для того времени.

Древние русские игрушки называли - «панки», их делали мастера в северной России до начала ХХ века. Слово «панк» пошло от слова «панг», что означает «ствол», потому что игрушку изготавливали из сплошного куска дерева. Это были схематические игрушки: фигурки зверей, птиц и человеческие изображения, без прорисовки точных деталей. Играя, ребенок представляет себе детали такой игрушки, у него развивается фантазия и побуждается воображение, по такому же принципу сделан и конструктор лего, собирая его, ребенок учится конструировать и придумывать.

В наше время такие самодельные игрушки используются в Вальдорфской школе. Методика этой школы направлена на творческое и духовное развитие ребенка, познание себя и всего мира, развить в нем творческие способности в это развитии и помогают образы самодельных игрушек.

Древние славянские игрушки

Что нам дают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева во всем мире считаются безопасными для детей и экологически чистыми.

  • Деревянные вещи и игрушки подарят вам и вашему ребенку умиротворение и помогут успокоиться. Есть поверье, что гуляя в лесу, можно обнять дерево и постоять возле него, оно поможет вам успокоиться, набраться сил, получить душевное спокойствие и силу. Если ваш ребенок будет играть с игрушками из дерева, он будет получать от них тепло и силу.
  • Преимущество деревянных игрушек в том, что они приносят очень приятные тактильные ощущения, а еще они теплые и гладкие. Играя с такими игрушками, ребенок будет развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
  • Современные игрушки содержат в себе очень много электроники, деталей и очень функциональны, он это не всегда нужно ребенку. Простота и незатейливость деревянной игрушки позволит ребенку развить фантазию и воображение. Также она будет побуждать его к активным играм и изучению окружающего мира.
  • Деревянные игрушки это частичка, которую передали наши предки через поколения, и которую будем передавать мы. С такими игрушками передаются традиции и они дают ощущения, что вы приобщаетесь к древней культуре.
  • Деревянные игрушки более прочные, по сравнению с другими игрушками, если даже ребенок ударит ней, то она все равно останется целой. Такую игрушку не так просто сломать, как другие и они прослужат более долго.
  • Не кто не спорит о красоте деревянных игрушек они яркие и радующие взгляд. Изготовление таких игрушек вручную можно рассматривать как настоящее произведение искусств.
  • Детские игрушки не обошли вниманием и знаменитые философы. Аристотель предложил создавать игрушки из природных материалов это одновременно будет чем-то занимать детей и внедрять воспитательную функцию. А вот изобретением Аристарха стала - погремушка. Изобретением Лафарета стали деревянные кирпичики, с помощью, которых дети могли строить различные домики и постройки.

    Многие философы, такие как Локка, Платон и Фребель, считали, что те игрушки, которые становятся любимыми для ребенка, поспособствуют его умственному развитию и формированию характера.

    Деревянные игрушки связывают нас с обрядами наших предков, так многие фигурки являются воплощением природных сил в образе животных и людей. Куклы олицетворяют Берегиню (Мать-Землю), конь – солнце, птицы стихию воды или воздуха эти фигурки несут смысловую нагрузку в нашу жизнь. Глиняные свистульки, пришедшие к нам из древности, раньше использовали в обрядах, считалось, что свист отпугнет злых духов.

    По другой версии деревянные игрушки используются для подражания бытовой жизни взрослых, и не несут ни какого мифологического смысла.

    Вопрос о том, откуда произошла игрушка остается и сейчас открытым. Раньше понятия культовое и игровое значение были тесно переплетены между собой и потом когда постепенно стали забываться обряды, игрушки стали только предметом развлечения для детей.

    Со временем воплощённые раньше силы стихий в игрушки сейчас истолковываются по-другому, так Великая Берегиня стала – барыней или девушкой-красавицей, птички уже изображаются более конкретно – уточкой или курочкой, лошадь, выполняет работу, тянет воз или везет всадника. Медведю отведена роль весельчака и добродушного зверя, образ который пришел к нам из добрых сказок. Изменился окружающий мир, появились новые сюжеты, но образы, пришедшие к нам из древности, и сейчас пользуются мастера разных народов.

    В России, у детей из простых семей, игрушек было немного. А в некоторых крестьянских семьях игрушек не было совсем. В игре они использовали баночки, гвоздики, камешки, деревянные крашеные яйца и другие подручные игрушки. В старых книгах все-таки удалось найти некоторые сведенья об игрушках, которыми играли крестьянские дети.

    Древние славянские игрушки

    Вот одна история: « Когда то очень давно жила женщина в селе Богородском, и чтобы чем-то развлечь своих детей она сделала из дерева куклу и назвала ее Аукой, запеленала ее и отдала детям. Дети поигрались с ней и когда надоела, закинули ее на печь. Муж собирался ехать на ярмарку и взял с собой игрушку, чтоб показать ее купцу, который продавал разнообразные фигурки и безделушки. Аука понравилась купцу, он купил ее и заказан на продажу еще несколько кукол».

    Еще в XVII веке возле Троице-Сергиевой лавры купцы торговали разнообразные деревянными игрушками: мишками, конями и птицами. Уже тогда на базарах можно было встретить игрушки с движущимися деталями. Каждый мастер специализировался на своей диковинной игрушке, кто то вырезал только птиц, кто то зверей, а кому то удавалось фигурки людей. А некоторые мастерили щелкунчиков или орешников – это такие фигурки в виде стариков с искривлёнными носами, которыми кололи орехи.

    Были и мастера, которые делали «разводы». Это игрушка, у которой были раздвижные планки, на которых находились звери или люди. Другие мастера могли сделать животных с двигающимися лапами. Были и умельцы на все руки, которым поддавались все типы фигурок.

    Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

КАК НА РУСИ ИГРУШКИ ДЕЛАЛИСЬ Самые ранние игрушки, обнаруженные на…

КАК НА РУСИ ИГРУШКИ ДЕЛАЛИСЬ

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко 2 тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Ещё в древности игрушки вырезали из дерева. Деревянные игрушки изготавливались на Севере, в Поволжье, Подмосковье. С рождением ребёнка игрушка становилась непременным спутником детской жизни. Самым маленьким предназначались всевозможные погремушки, трещотки, хлопушки, шумные подвески с яркой окраской, ими обычно обвешивали детскую колыбель.

По мере того как подрастал ребёнок, изменялись и усложнялись игрушки. Теперь они помогали ему ходить, осваивать пространство. Для этой цели служили разные напольные каталки и каталки на палочке.

Когда же ребёнок начинал ходить, то у него была другая каталка- на верёвочке. Чаще всего это был конь на колёсах. Он следовал по пятам за хозяином, а ребёнок переживал первые ощущения своей силы и превосходства. Так игрушка развивала ребёнка физически и воспитывала духовно. Примерно с двух лет крестьянский ребёнок играл вполне самостоятельно. Мячи, луки тренировали в нём меткость и ловкость, волчки, жужжалки прививали технические навыки, дудки, рожки, свистульки развлекали и знакомили с народной музыкой, игрушечные топоры, тележки приобщали ребёнка к повседневному деревенскому труду. Игрушки почти никогда не украшались ни резьбой, ни росписью.

К труду крестьянские дети приучались рано. Поэтому и все крестьянские игрушки делались таким образом, чтобы ребёнку было необходимо вложить в неё частичку труда: погремушку необходимо потрясти, тогда она зазвучит; каталку возить, тогда она оживёт; куклу одевать, и тогда она будет похожа на человека.

С 5-6 лет дети делали игрушки сами. Материал для игрушек находили рядом с домом, во дворе, на улице, в поле, в лесу. Из прутьев делали шалаши, луки, из древесной коры – кораблики и лодочки.

Приведённый выше материал подтверждает моё предположение о том , что народные игрушки воспитывали и развивали крестьянских детей.На Руси существовали и центры по изготовлению игрушек. Самым крупным и известным центром по производству деревянных игрушек был город Сергиев Посад. Резьбой и токарной обработкой дерева занимались в Троицко - Сергиевой лавре и поселении вокруг монастыря ещё с 15 века. В процессе исследования я узнала о том, что игрушки, которыми играли крестьянские и царские дети, были из одних и тех же игрушечных центров.

Игрушки Петра 1 и его детей (потешных лошадок, фигурки коров, оленей, петуха, уток) изготавливали сергиевские мастера. Позднее в Сергиевом Посаде стали делать игрушки из папье-маше.

Получает своё развитие и матрёшка. Эта новая токарная игрушка стала в одночасье игрушкой-сувениром, визитной карточкой большой страны. А ещё на Руси делали игрушки из глины. Такие игрушки делали у нас в области в селе Абашево Спасского уезда. Они сохранились до наших дней, и у многих они есть дома. Известность, которую приобретает промысел в конце 20-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера из села Абашево Пензенской области, автора многих интересных игрушек.

Самой распространённой среди игрушек на Руси была и остаётся кукла. Глиняные, деревянные, тряпичные куклы бытовали в крестьянской среде несколько веков и имели различные значения. Куклы во многом были связаны со всевозможными обрядами во время проведения праздников.

Даже в самых бедных крестьянских семьях куклы имелись обязательно. В куклы играли и девочки, и мальчики примерно до 7-8 лет, пока женский и мужской детский костюм, кроме причёски, ничем не различался.

Вот как описывает процесс игры крестьянских детей в своей книге «Куклы» Марина Юрина:

« В свободное от домашних дел время собирались соседские ребята, искали сначала укромное место для игры и строили там шалаши из прутьев. Покрывали их соломой или травой и устраивали в них всё, как в настоящем жилище: горницу, сени, сарай. Потом начиналась игра: «парни» уходили на работы, за дровами, пахать, косить, а «девки» оставались дома стряпать, прясть пряжу, нянчить детей. Все эти знакомые роли часто исполнялись с куклами. В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды».

Когда девочка подрастала и становилась девушкой, кукла была для неё визитной карточкой. Как правило, на посиделки, куда заглядывали будущие женихи, девушки приходили с куклами, по наряду которых судили о способности к рукоделию будущих жён.В народной среде поощрялось изготовление кукол и игры с ними. Прежде всего это было связано с подготовкой девочек к роли матери и к ручному женскому труду – учили шить, вышивать, прясть.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзине, чтобы они не валялись, где попало.

Тряпичные куклы даже на жатву с собой брали, и по посиделкам с ними ходили, и в гости, а потом и в приданое клали. Удивительно: в куклы дозволялось играть даже невесте, пришедшей после свадьбы в дом жениха! Старые люди вспоминают: «Прасковья пошла замуж в 14 лет и кукол всех с собой забрала. Целую корзину этого добра привезла в дом жениха. И рассказывала потом, что свёкор строго всем домашним наказал: не доглядывать и не смеяться над молодой, когда она тихонько пряталась на чердак, чтобы поиграть в куклы. Потом их снова оттуда достали, уже для её детей».

В 18 веке в Россию постепенно стали проникать игрушки из-за границы (в том числе и куклы) для богатых людей. Начиная с 19 века в Москве и других городах стали возникать мастерские по производству подобных кукол. Куклы из простых крестьянок стали превращаться в горожанок, одетых в современную, соответствующую времени года одежду.

В этот период, пожалуй, закончилось искусство рукотворной артельной игрушки. Однако самобытная русская игрушка продолжала жить и развиваться в центрах народных художественных промыслов.

swarogfond.livejournal.com

Древние славянские игрушки

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Древние славянские игрушки

Славянские детские игрушки существовали еще тысячи лет тому назад. Изготавливали детские игрушки в то время из самых простых и подручных материалов из дерева и глины. В IX веке славянские племена изготавливали игрушки из дерева, но не только для забавы своим детям, но еще и для торговли на базарах и ярмарках, об этом говорят находки археологов. Называли это игрушки славяне патешками. Древние игрушки не сравнить, конечно же, с современным разнообразием конструкторов, кукол и машин и многим другим. Новгород считался крупным центром по торговле на Руси, куда съезжались купцы и торговцы с далеких стран, и здесь древние потешки пользовались спросом и популярностью, не уступали резным сундукам и деревянным ложкам.

Впервые упоминания о потешках появились в письменах в XVII веке. В них говорится, что эти игрушки покупались для царских детей в Троице — Сергиевском монастыре, и были они в виде птичек и лошадок.

Игрушки изготавливались в мастерских местными умельцами и играли ними и царские дети, и дети простых людей. Сохранились записи, в которых говорилось, что для детей Петра I было куплено 18 патешек в Москве, когда проходили торга — это были коровы, лошадки, лебеди, олени, птички, уточки, овечки и др.

Уже в те времена начали появляться наборы солдатиков, конечно это не современные игрушки, но большой прорыв для того времени.

Древние русские игрушки называли — «панки», их делали мастера в северной России до начала ХХ века. Слово «панк» пошло от слова «панг», что означает «ствол», потому что игрушку изготавливали из сплошного куска дерева. Это были схематические игрушки: фигурки зверей, птиц и человеческие изображения, без прорисовки точных деталей. Играя, ребенок представляет себе детали такой игрушки, у него развивается фантазия и побуждается воображение, по такому же принципу сделан и конструктор лего, собирая его, ребенок учится конструировать и придумывать.

В наше время такие самодельные игрушки используются в Вальдорфской школе. Методика этой школы направлена на творческое и духовное развитие ребенка, познание себя и всего мира, развить в нем творческие способности в это развитии и помогают образы самодельных игрушек.

Древние славянские игрушки

Что нам дают деревянные игрушки?

Игрушки из дерева во всем мире считаются безопасными для детей и экологически чистыми.

  • Деревянные вещи и игрушки подарят вам и вашему ребенку умиротворение и помогут успокоиться. Есть поверье, что гуляя в лесу, можно обнять дерево и постоять возле него, оно поможет вам успокоиться, набраться сил, получить душевное спокойствие и силу. Если ваш ребенок будет играть с игрушками из дерева, он будет получать от них тепло и силу.
  • Преимущество деревянных игрушек в том, что они приносят очень приятные тактильные ощущения, а еще они теплые и гладкие. Играя с такими игрушками, ребенок будет развивать мелкую моторику и сенсорные ощущения.
  • Современные игрушки содержат в себе очень много электроники, деталей и очень функциональны, он это не всегда нужно ребенку. Простота и незатейливость деревянной игрушки позволит ребенку развить фантазию и воображение. Также она будет побуждать его к активным играм и изучению окружающего мира.
  • Деревянные игрушки это частичка, которую передали наши предки через поколения, и которую будем передавать мы. С такими игрушками передаются традиции и они дают ощущения, что вы приобщаетесь к древней культуре.
  • Деревянные игрушки более прочные, по сравнению с другими игрушками, если даже ребенок ударит ней, то она все равно останется целой. Такую игрушку не так просто сломать, как другие и они прослужат более долго.
  • Не кто не спорит о красоте деревянных игрушек они яркие и радующие взгляд. Изготовление таких игрушек вручную можно рассматривать как настоящее произведение искусств.
  • Детские игрушки не обошли вниманием и знаменитые философы. Аристотель предложил создавать игрушки из природных материалов это одновременно будет чем-то занимать детей и внедрять воспитательную функцию. А вот изобретением Аристарха стала — погремушка. Изобретением Лафарета стали деревянные кирпичики, с помощью, которых дети могли строить различные домики и постройки.

    Многие философы, такие как Локка, Платон и Фребель, считали, что те игрушки, которые становятся любимыми для ребенка, поспособствуют его умственному развитию и формированию характера.

    Деревянные игрушки связывают нас с обрядами наших предков, так многие фигурки являются воплощением природных сил в образе животных и людей. Куклы олицетворяют Берегиню (Мать-Землю), конь – солнце, птицы стихию воды или воздуха эти фигурки несут смысловую нагрузку в нашу жизнь. Глиняные свистульки, пришедшие к нам из древности, раньше использовали в обрядах, считалось, что свист отпугнет злых духов.

    По другой версии деревянные игрушки используются для подражания бытовой жизни взрослых, и не несут ни какого мифологического смысла.

    Вопрос о том, откуда произошла игрушка остается и сейчас открытым. Раньше понятия культовое и игровое значение были тесно переплетены между собой и потом когда постепенно стали забываться обряды, игрушки стали только предметом развлечения для детей.

    Со временем воплощённые раньше силы стихий в игрушки сейчас истолковываются по-другому, так Великая Берегиня стала – барыней или девушкой-красавицей, птички уже изображаются более конкретно – уточкой или курочкой, лошадь, выполняет работу, тянет воз или везет всадника. Медведю отведена роль весельчака и добродушного зверя, образ который пришел к нам из добрых сказок. Изменился окружающий мир, появились новые сюжеты, но образы, пришедшие к нам из древности, и сейчас пользуются мастера разных народов.

    В России, у детей из простых семей, игрушек было немного. А в некоторых крестьянских семьях игрушек не было совсем. В игре они использовали баночки, гвоздики, камешки, деревянные крашеные яйца и другие подручные игрушки. В старых книгах все-таки удалось найти некоторые сведенья об игрушках, которыми играли крестьянские дети.

    Древние славянские игрушки

    Вот одна история: « Когда то очень давно жила женщина в селе Богородском, и чтобы чем-то развлечь своих детей она сделала из дерева куклу и назвала ее Аукой, запеленала ее и отдала детям. Дети поигрались с ней и когда надоела, закинули ее на печь. Муж собирался ехать на ярмарку и взял с собой игрушку, чтоб показать ее купцу, который продавал разнообразные фигурки и безделушки. Аука понравилась купцу, он купил ее и заказан на продажу еще несколько кукол».

    Еще в XVII веке возле Троице-Сергиевой лавры купцы торговали разнообразные деревянными игрушками: мишками, конями и птицами. Уже тогда на базарах можно было встретить игрушки с движущимися деталями. Каждый мастер специализировался на своей диковинной игрушке, кто то вырезал только птиц, кто то зверей, а кому то удавалось фигурки людей. А некоторые мастерили щелкунчиков или орешников – это такие фигурки в виде стариков с искривлёнными носами, которыми кололи орехи.

    Были и мастера, которые делали «разводы». Это игрушка, у которой были раздвижные планки, на которых находились звери или люди. Другие мастера могли сделать животных с двигающимися лапами. Были и умельцы на все руки, которым поддавались все типы фигурок.

    Источник

slavicnews.ru

Игры и игрушки Древней Руси

Игрушки Древней Руси

Вступление

Я люблю играть в куклы. Люблю с ними разговаривать. Шить им костюмы. Я понимаю, что приходит время моего расставания с детством и, конечно, с куклами. Наверное, все девочки в моем возрасте переживают то же, ведь мы воспринимаем кукол как живых людей.

Как-то мне пришла в голову мысль о том, что есть же люди, которые не расстаются с куклами на протяжении всей жизни. Это мастера по изготовлению кукол, актеры кукольного театра, художники-кукольники… Я еще не решила, кем буду, но мне очень интересна история возникновения куклы на Руси. Ведь наверняка девочки в Древней Руси играли в куклы. Какими они были?

Книги известных историков, кстати я очень люблю историю, помогли мне узнать об этом много интересного.

Эту тему мы будем изучать в 5 классе на уроках ОДК «Русь моя родная». Я решила подготовить к уроку проект, где расскажу классу о своем увлечении куклами и историей.

Я думаю, что многие, как и я, узнав об истории кукол, захотят сделать что-то для себя или своих друзей.

* * *

Игрушки, употребляемые детьми простых людей в Древней Руси немногочисленны. В некоторых областях детских игрушек в крестьянском быту почти не существовало. Для игры им служили деревянные крашеные яйца, ложки, баночки, нож, гвоздь, камни и так далее. Однако по книгам и со слов старых людей нам все-таки известны некоторые простонародные игрушки.

Их изготавливали из того, что было под рукой. Из остатков ткани шили кукол, из глины лепили свистульки и погремушки, из дерева вырезали разнообразные фигурки. Также шло в дело дерево, солома, глина, лён.

В Древней Руси детская игрушка всегда была вязана с реальной жизнью, окружавшей детей. Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных.

Глину расписывают, как будто наспех. Это делается специально для того, чтобы создать «метафорический, присущий народному искусству, а не натуралистичный образ», дать ребенку пофантазировать. По мнению Платона, Локка, Фребеля и других, излюбленные игрушки детей могут служить первой пробой для пытливого ума и склада характера.

Древняя разъёмная игрушка - прототип Матрешки, бытовавшей на Древнейшей Руси, - несла более глубокий смысл. Одни исследователи предполагают, что такая кукла женского рода с большим потомством есть сама Матерь - богиня жизни, продолжения рода. Ей, родившейся в подмосковном Сергиевом Посаде, досталась особая любовь и слава. Для жителей многих стран она стала поистине «русской девочкой», символом всего русского. В конце 19 века мастер Василий Звездочкин вырезал куклу на славу, а известный художник С.В.Малютин придумал образ русской девочки в сарафане. Дли ей самое простое имя – Матрена. Успех к девочке Матрене пришел только в 1900 году на Всемирной выставке в Париже.

Другие считают, что многооткрывающаяся кукла говорит о том, что человек, как и земля, имеет семь сфер - семь тел. И эти тонкие тела прежде наши предки видели. И еще, древние мудрецы говорили, что семь поколений сохраняют память и генетические коды. Семь поколений из рода: в род зависят друг от друга, вот почему так бережно относились ко всем традициям и законам рода.

infourok.ru

Что мы знаем о русских деревянных игрушках? | Культура

Народная кукла воплощает в своем образе характерные черты людей, создавших ее — в этом главная ценность старинной куклы. Древняя кукла на первый взгляд проста и незатейлива. Однако в этой кажущейся простоте скрыто множество тайн и загадок.

В древности куклы выполняли также роль обрядовых символов и оберегов. Считалось, что они защищали человека от злых сил и болезней, приносили богатые урожаи, благополучие, счастье.

Деревянные куклы близки к традициям языческой культуры, они напоминают деревянных идолов.

В Подмосковье самым крупным центром производства деревянных игрушек был Сергиев Посад. Еще в 15 веке в Троице-Сергиевой Лавре монахи занимались токарной обработкой дерева и резьбой по нему.

По преданию, первые деревянные игрушки в Лавре изготавливал сам настоятель — Сергий Радонежский, и раздаривал их детям богомольцев.

К царскому двору также привозили игрушки из Троице-Сергиевского монастыря. Одно время игрушки, которыми забавлялись крестьянские и царские дети, выходили из одних и тех же мастерских.

Деревянные куклы делались из трехгранного полена. Если они предназначались для оберега, то на них не вырезались черты лица.

Мастера Подмосковья в основном делали солдатиков, монахов, дам, разносчиков, гусаров. Об этих игрушках В. Василенко написал такие строки:

Оперся рукой на шпагу,Излучающую жар, —Из обычной деревяшкиСделан мастером гусар.

Мастер в Троицком ПосадеЖил сто лет тому назад,И игрушки хлеба радиВырезал он для ребят.

В северных регионах России вплоть до 19 века сохранялся древнерусский уклад жизни и ранние способы обработки дерева. Там бытовали наиболее древние деревянные игрушки — панки. Слово «панк» происходит от слова «панг», означающего ствол, корень.

Эти игрушки делались из цельного куска дерева. Предположительно, они являлись потомками деревянных богов, которые в Древней Руси были в каждом доме.

Одна из особенностей панков — схематичность их форм. Они предназначались для маленьких детей. Глядя на такую игрушку, малыш фантазировал. Например, изображение лошадки в один день виделось ему богатырским конем, в другой — простой крестьянской лошадью.

Девочки кукол-панков наряжали в одежду с элементами народных костюмов.

Древние куклы-панки выполняли также роль оберегов. В таких случаях черты лица им не вырезались или только слегка намечались, чтобы злые духи не смогли в них вселиться.

В наши дни мастера по-прежнему изготавливают деревянные потешки. Например, мастер токарной деревянной игрушки Игорь Александрович Сапунков. Живет он под Ростовом Великим. В работе по изготовлению игрушек ему помогает жена Ирина.

Деревянные человечки Сапунковых не похожи один на другого: у каждого из них индивидуальный облик, в каждую игрушку мастера вложили частицу душевного тепла и любви к народным традициям.

shkolazhizni.ru

Какой игрушка на Руси была

Этот цикл посвящается «кустарям, мастерам и художникам – всем, кто сделал игрушку своей работой, ремеслом и художеством – на радость детям».

Игрушка – это мир детства каждого человека. Можно сказать, что традиционная игрушка – это мир детства страны. Вместе с ростом интереса к собственным традициям растет и интерес к русской кукле, деревянной и глиняной игрушкам. Проводятся многочисленные ярмарки, салоны, выставки. Правда, пока интерес этот чисто ознакомительный. А ведь, пожалуй, игрушка – это одна из немногих сфер, где мы можем сохранить не только старые образцы, но и умирающие традиции.Сегодня русская игрушка редкий гость в экспозициях музеев. Делалась она из подручных материалов и хранилась недолго. Лишь благодаря собирателям и энтузиастам, редкие экземпляры все-таки были сохранены.

Эти маленькие свидетели прошлых эпох теперь становятся объектами глубокого исследования с одной стороны искусствоведов, с другой – антропологов и культурологов всех мастей. Неудивительно, ведь игрушка оказывается тесно связанной со скульптурой, живописью и декоративно-прикладным искусством. Она рассказывает об истории искусства прошлых веков.

С другой стороны, будучи потомком еще архаических традиций и практик, игрушка пропитана символизмом и тайным смыслом, трудно  понятным человеку не посвященному в суть древних культурных кодов. Эта двойственность делает ее единственной в своем роде. Нигде в мире ей просто нет аналогов.

Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н.э. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей. Для привлечения духа умерших изготавливались фигурки, в которые они якобы должны были вселиться – прообразы будущих кукол.

Древние игрушки делались из подручных материалов родителями для своих детей. Уже в этой преемственности таится  ее суть, как проводника традиционных смыслов. На создание простой куклы отцом или матерью тратилось время свободное от тяжелой работы в поле, а времени такого было совсем немного. Потому игрушке всегда свойственны простота изготовления, экономия материала (берегся каждый лоскуток) и лаконизм передававшихся по наследству приемов. Понятие красоты было неотделимо от «полезного» и «доброго». Самое доброжелательное к человеку – Солнце (несущее свет и тепло) – отсюда преобладание на крестьянских игрушках  красного цвета и изобилие солярного («солнечного») знака в виде спирали.

Предпочтительными были образы коней и птиц – мир предков и мир богов. А идея плодородия подавалась через фигурки домашних животных и женщин.Игры в куклы были для ребенка не просто развлечением, они подготавливали его к жизни и труду, развитию самостоятельности и смекалки, передавали традиции и опыт. Они изменялись с ростом ребенка, но никогда не меняли своей сути. Так, например, над колыбелью младенца вешали тряпочки, звенящие украшенные подвески.

Они и развлекали, и защищали ребенка от зла. Ведь, как считали крестьяне, нечистая сила боялась звона, шума, солнечных цветов и знаков. Годовалому ребенку мастерили каталку на палочке, конструкция, форма и декор которой имели архаичную форму.  В языческой культуре праславянской древности маленькие колесницы посвящали природным божествам, от которых зависел земледелец. Каталку мальчика – будущего защитника – украшали фигуркой коня, девочки – будущей продолжательницы рода – птичкой. Когда дети подрастали, отец вытесывал из древесных остатков сыну — коня, а дочери – куклу.

Всегда игрушку делали из того, что было под рукой. Остатки сарафана, отдельные лоскутки, деревяшки. А порой и из соломы. Такую куклу-стригушку, только большую, ставили между стеклами, где в морозные дни она напоминала о лете и солнце, а также вбирала в себя лишнюю влагу. Дети их получали только после «службы между рамами».

Осенью и зимой – когда время для рукоделия было больше – мастерились и украшались детские «потешки»: тряпичные куклы и глиняные свистульки – два основных вида русской игрушки. Если рассматривать ее с точки зрения материала.Гораздо позже игрушка становится предметом ремесла.  «Потешки» выполнялись мастерами, для которых производство служило добычей средств к существованию. В крестьянской семье в дополнение к основному гончарному промыслу делали на продажу глиняную игрушку.

Постепенно производство игрушек вышло за рамки одной семьи или двора. Возникали крупные промысловые центры. Как Сергиев Посад с его деревянными изделиями. Существует предание, что первую игрушку здесь вырезал сам Сергий Радонежский. А в XVII веке город стал крупнейшим центром по производству «потешных возков», коней и птиц.

Интересно отметить, что до определенного времени крестьянские и царские дети играли одними и теми же игрушками. Игрушки самого Петра I, а также те, которые приобретались для его детей  — лошадки, фигурки коров, оленей, петуха и утки близки по описанию Сергиево-Посадским изделиям.Еще полвека назад почти в каждой деревенской семье, а порой и в городской, играли самодельными куклами. Но постепенно, с ростом промышленных предприятий, миллионами начали выпускать игрушки из пластмассы. Традиция домашней куклы почти «умерла».Не устарела лишь тряпичная кукла. Глиняные и деревянные игрушки тоже сохраняют традиции. Но, воспринимаются они уже не как предмет детских забав, а как национальный сувенир.

Анастасия Некрасова

fund.cyrillitsa.ru

Игры Древней Руси.

Среди археологических находок, характеризующих быт и культуру русского средневековья, встречаются предметы, свидетельствующие о существовании разных игр. К ним относятся разнообразного вида шашки из кости и других материалов, костяные и деревянные шахматные фигуры, астрагалы, доски с расчерченным игровым полем, кожаные мячи.

К сожалению, письменные источники не содержат никаких сведений о распространении игр на Руси, в связи, с чем большое значение для их классификации, ареала и времени бытования приобретает археологический материал.

Шашки

Самые ранние - шашки округлой ( полусферической ) формы с плоским основанием, сделанные из стекла и кости. Известны единичные экземпляры из камня, янтаря, глины. Часто эти шашки снабжены в центре плоского основания углублением, иногда с остатками металлических шрифтов. Вместе с такими шашками находили игральные кости, представляющие собой параллелепипед из кости или рога с нанесенными на его грани кружочками(очками) от 1 до 6. Полную сводку их находок сделала в своё время Г.Ф. Корзухина, в результате чего выяснилось, что все шашки указанного типа происходят из дружинных курганов или синхронных им поселений (Киев, Чернигов, Ладога, Гнездово-Шестовицы) и датируются X веком.

Конечно, по археологическим находкам невозможно судить ни о правилах игры, ни о количестве используемых в одной игре шашек, но несомненно, что эта игра предназначалась для двух человек, поскольку из одного набора происходят шашки, различающиеся по цвету, форме и орнаменту.

Комплексный анализ всего имеющегося материала привёл Г.Ф.Корзухину к аргументированному выводу о том, что рассматриваемая игра в шашки была занесена к нам с севера, о чём свидетельствуют не только огромное число их находок в северных странах, но и топографии время бытования их на Руси. Все находки полусферических шашек сосредоточены или на водном пути «из варяг в греки», или в местах дислокации наемных варяжских дружин.

Хронологической границей бытования этой игры на Руси является рубеж X-XI веков, то есть она исчезла вместе с исчезновением варяжских дружин на Руси. Примечательно, что в Новгороде при всём обилии разнообразного материала, собранного во время раскопок, подобные шашки практически не встречаются.

Игра в мельницу

Одна из древнейших игр, распространенных в северных и других странах средневековья Европы, где она популярна и в наши дни,- это игра «в мельницу». Судя по археологическим находкам, она была известна на Руси с X века и распространена в течение всего средневековья. В отличие от предыдущей игры, от которой сохранились главным образом шашки, игра в мельницу представлена в археологическом материале находками игральных досок. Однако чаще всего это не специально подготовленные доски, а игровые поля, расчерченные на любой поверхности - на корабельной доске, на днищах бочек, на каменных плитах и т.д.

Самое раннее изображение игрового поля для игры обнаружено в X веке в Ладоге на корабельной доске. Больше всего досок было найдено в Новгороде. Также их можно встретить при раскопках других городов – Пскова, Старой Рязани. Аналогичные геометрические фигуры выбиты на пограничном камне в районе Бежецка и на каменной плите, находящейся рядом с Изборском городищем, известной под названием «камень Трувера».

Оба камня датируются приблизительно 8-9 в.в. Ещё А.А.Спицын при первой публикации этих памятников отметил их удивительное сходство с расчерченным полем «мельницы». Хотя средневековые правила игры не сохранились, но по аналогии с этнографическими материалами и современными правилами игры в «мельницу» устанавливается, что играть в неё могли два человека которые должны были построить «мельницу», то есть выстроить игровые фигуры на поле в определенном порядке. За каждую «построенную мельницу» игрок имеет право снять с доски одну шашку противника. Выигравшим считается тот, кто первым ликвидирует все фигуры противника или лишит их хода.

С досками для игры в «мельницу» не надо путать так называемое «вавилоны», использовавшиеся, по мнению Б.А.Рыбакова, как расчетные линейки для древнерусских зодчих. Один из таких «вавилонов» был вырезан на плите каменного саркофага на кладбище 12-13 в.в. летописного Василева.

Шахматы

До археологических находок фигур почти ничего не было известно о распространение шахматной игры в Древней Руси. В письменных источниках шахматы впервые упоминаются в 1262 г. в Кормчей книге в связи с запрещением священникам играть в шахматы и другие игры. Некоторые сведения об игре в шахматы в Древней Руси содержатся в былинах о Ставре Годиновиче, Михайло Потыке, Садко, Илье Муромце, где эмоционально и красочно описывается ход игры, упоминаются некоторые термины, содержатся отдельные сведения о правилах игры.

Однако, ни из былин, ни из других письменных источников нельзя извлечь сведения о времени появления шахмат на Руси, об их распространении, и, тем более, о форме шахматных фигур. Мнения о времени и путях проникновения шахмат на Русь были самыми разнообразными.

Одни исследователи считали, что шахматы пришли к нам из Западной Европы, другие называли исходным пунктом арабский Восток, Армению, Грузию, Византию, третьи доказывали, что шахматная игра стала известна на Руси только после монгольского нашествия. Названия шахматных фигур в Древней Руси неизвестны. Для их обозначения используются более поздние термины.

По мнению И.М.Линдера, русские названия шахматных фигур – царь, конь, слон, пешка – являются прямым переводом с восточных языков. Термин «царь» со временем из политических соображений был заменён термином «король», который окончательно утвердился в 19 веке. Название фигуры «ферзь» заимствовано без восточного перевода. Единственный термин «ладья» не является переводом с восточного, а отражает сходство арабской символической фигуры «рух» с древнерусской ладьёй. Самая многочисленная, чётко датированная коллекция шахмат собрана в Новгороде (114 экземпляров).

Фигурки ферзей известны в Киеве (один экземпляр), Смоленске(1 экз.), и Новгороде (около 20 экз.). Киевский ферзь сделан из кости и имеет архаические черты, роднящие его с арабскими символическими фигурами. К концу XIV века выработалась устойчивая форма ферзя с усечённым конусом и биконическим выступом. С этого времени другие фигуры не встречаются. Фигуры коня и слона в главном очень сходны между собой; Это не6высокие усеченные конусы с закругленными или косо срезанными верхом и боковыми выступами. У слона этих выступов два или один, но обязательно раздвоенный, у коня один выступ.

Высота этих фигур колеблется в пределах 2-3 см, но встречаются и миниатюрные фигурки высотой не более 1 см. Самая раня, фигурка коня обнаружена на селище, расположенном в 12 км к юго-западу от Минска на р. Мене, в заполнении полуземлянки с керамикой и другими предметами XI века. Новгородские фигурки слонов (14экз.) и коней(19 экз.) сделаны преимущественно из дерева. Самой простой и незамысловатой фигурой была пешка. Две костяные фигурки пешки происходят из Друцкая остальные из Новгорода. Иногда пешки украшали одним или несколькими рядами сдвоенных параллельных линий.

Что касается шахматных досок, то пока, к сожалению, не известно ни одной находки шахматной доски современного типа. Только в Новгороде найдено две рассеченные на два игровых поля деревянные доски. Одно поле целое и представляет прямоугольник, разделённый вдоль на две части, каждая из которых в свою очередь поделена на шестнадцать небольших прямоугольников. От другой доски сохранились лишь фрагменты, содержащие также шестнадцать небольших прямоугольников. Возможно, описанные доски предназначались для игры в шахматы по не дошедшим до нас правилам. К числу находок, связанных с играми, относятся игорные бабки, или астрагалы, представляющие собой надкопытную кость.

Такие кости, залитые свинцом или имеющие просверленные отверстия, постоянно встречаются при раскопках древнерусских городов и селищ во всех хронологических горизонтах начиная с десятого века.

По материалам книги «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова



 

Загрузка...

 

 

www.pravilaigr.ru