Исторические пословицы. Пословицы в древней руси
Исторические пословицы | Пословицы для детей
Изучение исторических пословиц в деталях представляется сложным делом. Но каждый русский человек, хотя бы отдаленно знакомый с историей России, может догадаться, о чем идет речь в той или иной пословице:
Автор книги «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» Юрий Георгиевич Круглов дает некоторые комментарии к списку пословиц про историю. Эти комментарии помогают понять, с какими историческими событиями связаны перечисленные пословицы. К этому списку хочется добавить пословицы эпохи СССР. Они отображают реалии, нравственные ценности, идеологию того времени.
Исторические события отражают также многочисленные изречения о борьбе с фашистами во время Великой Отечественной войны.
Из истории пословиц про историю
Погибоша, аки обры. — В Древней Руси обрами называли воинственные племена авар, подчинивших себе в 6 — 7 веках земли от Кавказа до Эльбы. Впоследствии авары были разгромлены и исчезли, ассимилировавшись с народами Западного Причерноморья и Подунавья.
Добрыня крести мечом, Путята — огнем. — Пословица возникла как отклик на введение христианства в древнем Новгороде. Князь Владимир Святославович послал Добрыню и Путяту в Новогород для проведения крещения. Не сумев убедить новгородцев креститься по собственному желанию, они прибегли к военным действиям.
Дмитрий и Борис за город подрались. — Пословица отражает раздробленность Древней Руси. В борьбе за власть удельные князья спорили, воевали между собой, чем ослабляли обороноспособность государства. В пословице, очевидно, идет речь о двух князьях — братьях Борисе Константиновиче и Дмитрии Константиновиче, враждовавших между собой из-за Нижнего Новгорода (14 век).
Пусто, словно Мамай прошел.
Новгород, Новгород, а постарше старшего. — Эта и перечисленные ниже пословицы возникли в Новгороде во времена его расцвета, соперничества с Киевом, неповиновения Москве. В конце 15 века он потерял свою самостоятельность и вошел в состав Русского централизованного государства.Из Волхова воды не выпити, во Новгороде людей не выбити.Кто против бога и Великого Новгорода?Новгород судится своим судом.Новгородцы такали, такали, да Новгород и протакали.Справится дело и без Новгорода.
Царство разделится — скоро разорится. — Эта и ряд следующих пословиц отражают процесс объединения русских земель вокруг Москвы, показывают отношение народа как к царю, так и к боярам.Близ царя — близ смерти.Бывало было: и бояре волком выли.Коли худ князь, то князя в грязь.Царские милости в боярское решето сеются.
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! — Эта и две последующие пословицы свидетельствуют о закрепощении крестьян после 1581 г., когда Иван Грозный запретил им переход от одного помещика к другому в Юрьев день (26 ноября по старому стилю).Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.Зарекался мужик на Юрьев день радеть о барском добре.
Лучше грозный царь, чем семибоярщина. — Эта и две последующие пословицы возникли в начале XVII в., когда в июле 1610 г. после свержения царя Василия Шуйского образовалось правительство, проводившее изменническую политику по отношению к Русскому государству, фактически отдававшее страну в порабощение Польше. Этот период (до освобождения Москвы Мининым и Пожарским) народ прозвал «семибоярщиной».Невелик городок, да семь воевод.У одной овечки да семь пастухов.
Пропал как швед под Полтавой. — Эта и последующие пословицы рассказывают о событиях XVIII- XIX вв. (битва под Полтавой, события Отечественной войны 1812 г. и др.).Временщики родом велики, да недолговечны.Был неопален, а из Москвы вышел опален. (Наполеон)Голодный француз и вороне рад.На француза и вилы — ружье.Отогрелся в Москве, да замерз на Березине.Приехал Кутузов бить французов.Сам себя сжег француз, сам и поморозил.Француз боек, да русский стоек.
Пословицы времен Советского Союза
Без ленинских заветов не было бы власти Советов.Боже, царя возьми! — он нам не нужен.Был такой Махно, да утек от нас давно.Видна из Кремля вся Советская земля.Власть Советская пришла, жизнь по-новому пошла.Где власть народа, там победа и свобода.Если народу служить, и на полюсе можно жить.Зажали Врангеля в Крыму — крепко всыпали ему.И работа всласть, когда родная власть.Красный Питер бока Юденичу вытер.Кто в Совете, тот за людей в ответе.Ленин — мудрость народов.Ленинский завет облетел весь свет.Махно погиб давно, от Петлюры не осталось шкуры.На печи заседать — трудодней не видать.От ленинской науки крепнут разум и руки.Петлюра в лес, а Деникина взял бес.По-ленински жить — Родине служить.Погиб без славы, как орел двуглавый.Если народ един, он непобедим.Крепка рука у советского моряка.
Пословицы времен ВОВ
Бей врага винтовкой, бей и сноровкой.Видит Москву фашистское око, да зуб неймет.Для советского солдата граница свята.До Москвы на танках, а от Москвы на санках.Русский немцу задал перцу.С миру по нитке — фашисту веревка.Сколько Гитлер ни крути, а от смерти не уйти.У сметливого солдата и рукавица — граната.У фашистов шинели не по русской метели.Фашист с шумом идет, русский сметкой берет.Фашисты нам яму рыли, да сами в нее угодили.
Смотрите также:
pro-poslovicy.ru
Пословицы и поговорки: история происхождения
На ком возили воду в России и почему французы чувствуют себя не в своей тарелке?
Пословицы и поговорки – неотъемлемая часть нашего языка. В общении друг с другом люди часто используют подобные словесные выражения, однако не всегда понимают их значение, а, тем более, не знают историю их происхождения. Давайте разберемся с некоторыми из них.
1. Филькина грамота.
Впервые так высказываться начали в XVI веке, в период правления Ивана IV. Митрополит московский Филипп, будучи не согласным с кровавыми реформами государя, писал и распространял разоблачительные грамоты против царя. Впоследствии Иван Грозный приказал поймать его и закрыть в монастыре, где вскоре митрополита и убили. В результате, филькиной грамотой стали называть ничего не стоящий документ, фальшивку.
Филькина грамота.
2. Остаться с носом.
Здесь следует использовать слово «нос» в другом значении – ноша, нести. Выражение относится к человеку, дающему подношение или взятку. И, если так называемый дар не был принят, то и договориться было уже невозможно. Поэтому человек уходил с ношей, непринятой взяткой, и не договорился.
Остаться с носом.
3. На обиженных воду возят.
Фразу начали употреблять со времён Петра I. В то время была популярной профессия водовоза – человека, который снабжал водой город. Он был лакеем специальной повозки в виде бочки. Чтобы заработать больше денег, особо предприимчивые водовозы начали повышать цену на свои услуги, хоть по закону этого нельзя было делать. Чтобы наказать скряг, Петр I дал специальное указание – вместо лошадей впрягать в телегу жадных водовозов. Естественно, они были сильно обижены, но вынуждены исполнять наказание. Отсюда и пошло выражение.
На обиженных воду возят.
На обиженных воду возят.
4. Не в своей тарелке.
История возникновения оборота связана с неким недоразумением — неправильном переводе слова «assiete» с французского языка, в котором есть выражение «etre dans son assiette», обозначающее «быть в незавидном положении». Однако, «assiete» имеет омоним «тарелка», и видимо, какой-то «умник» сделал неправильный перевод. Что и послужило созданию крылатого выражения.
Не в своей тарелке.
5. Затрапезный вид.
Вернемся снова к Петру I, во времена которого жил купец Затрапезников, который был известен тем, что производил на своей фабрике ткань плохого качества. Иметь затрапезный вид — значит безвкусно и неряшливо одеваться. Как видим, ничего общего с трапезой в этом выражении нет.
Затрапезный вид.
6. На лбу написано.
Фразу стали употреблять в XVIII веке. Чтобы отличить преступника от других людей, российская государыня Елизавета Петровна выдала указ – ставить клеймо на лбу правонарушителя. Следует отметить, что делалось это весьма варварским способом: раскалённым железом выжигали на лице уродливый знак, который оставался на всю жизнь.
На лбу написано.
7. Собаку съел.
Сейчас данное выражение относят к человеку, который имеет за плечами огромный опыт в чем-то. Ранее поговорка имела иное значение. Эту фразу употребляли иначе: «Собаку съел, а хвостом подавился», — так говорили о том, кто проделав тяжелую работу, ошибся из-за пустяка.
Собаку съел.
8. Как пить дать.
Еще древние славяне считали, что если человек попросит воды, то ни в коем случае нельзя ему отказывать. Это грех. С того времени выражение значит «точно», «несомненно».
Как пить дать.
9. И на старуху бывает проруха.
Обозначает досадную ошибку в каком-то деле. Указывает на то, что даже человек с опытом может ошибаться. На Руси «прорухой» называли неудачно проделанную работу, которая привела к плохим последствиям.
И на старуху бывает проруха.
10. Сирота Казанская.
Когда Иван Грозный завоевал Казань, местные князья, чтобы добиться снисходительности новоиспеченного государя, делали вид убогих и несчастных. С того времени людей, которые специально прибедняются для своих корыстных целей, называют сиротой казанской.
Сирота Казанская.
Поделиться ссылкой:
poznavatelno.net
Русские пословицы и поговорки
Взять, к примеру, наиболее известные изречения, вроде, «собак на этом деле съел» или «два сапога - пара». Это – лишь часть фразы, изначально эти русские пословицы звучали так: «собаку съел, а хвостом подавился», «два сапога пара, да оба на левую ногу надеты».
И сразу пословицы русского народа обретают иной смысл, не правда ли? В них всегда имеется двойной смысл – прямой и косвенный, так что, порой требуется прочитать не один раз русские пословицы, чтобы понять их смысл.
Конечно, многие из них устарели, устарели и слова, в них используемые, но тем не менее, большая их часть живет до сих пор, пронося свою житейскую мудрость сквозь века.
Не все пословицы были созданы именно на Древней Руси, часть из них была позаимствована у религиозных книг, а много позже – и из творчества русских писателей.Как пример, можно привести такие популярные пословицы, как «А воз и ныне там», под авторством Ивана Андреевича Крылова, или, к примеру, «Счастливые часов не надевают» (из пьесы «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова).
Русские пословицы часто снабжены изрядной долей юмора, заставляющей людей по-иному взглянуть на ту или иную проблему, и даже, быть может, найти правильное ее решение.
И пусть авторов многих таких изречений мы никогда не узнаем, их имена потерялись, стерлись в безжалостном течении веков, стирающих в пыль человеческие судьбы, но эти пословицы русского народа все еще живут, и радуют нас. И дальше зависит только от нас самих, сохраним ли мы это наследие, оставленное далекими предками.Сейчас, в век информационных технологий, достаточно открыть поисковую строку Яндекса или Гугла, и ввести запрос «пословицы русского народа», как сразу выпадет множество страниц с разнообразными изречениями, и даже будет подобрано по соответствующим темам. Мы даже не ценим того, что ныне у человечества есть такие мощные возможности, а много веков назад, мудрые изречения прилежно переписывались вручную и передавались от отца к сыну, от деда к внуку.
Любопытный факт: оказывается, пословицы и поговорки – это такой слой культурного наследия, встречающийся у всех народов Земли. И каждый огромный пласт этой народной мудрости по-своему похож на все остальные – ведь, несмотря на разные культурные традиции и обычаи, уклад жизни, все, без исключения, люди, ценят честный труд, добрые отношения – с соседями ли, или с родственниками, и ценят трудолюбие и острый ум.
Именно об этом и складываются народные изречения – подчеркивают важность труда в жизни человека, высмеивают лень жадность и другие человеческие пороки, и шутят над житейскими неурядицами.
В сущности, именно юмор помогает человеку переживать неприятности. Юмор и надежда на лучшее, не зря одна из поговорок гласит: «В радости знай меру, в беде не теряй веру». И это только одна из сотен тысяч подобных!Интересен и тот факт, что многие изречения разных народов мира весьма созвучны между собой, например, широко известная фраза про яблочко и яблоню весьма популярна во всем мире, только каждый народ перекроил ее на свой лад.
Смешное видео про пословицы:
Не только эти, но и многие другие поговорки можно увидеть на нашем сайте, поделиться ими с друзьями в социальных сетях, пересылая друг другу особо понравившиеся изречения.
Они легко запоминаются, отпечатываясь в памяти навечно, и быть может, еще и потому живут столько веков. Ведь книги могут потеряться, сайты Интернета могут перестать работать, но то, что вы запомнили, будет навсегда в вашей голове. И уже вы сами сможете передавать эту мудрость русского народа, запечатленную в метких фразах, своим детям и внукам, а может быть и правнукам - кто знает?*при копировании материала ссылка на источник www.mirpozitiva.ru обязательнаmirpozitiva.ru
|
www.slavianin.ru
Мудрость в слове | Кириллица
«Хороши чемоданы делают англичане, а у нас хороши пословицы», – говорили раньше о народной мудрости. А ещё раньше говорили, что не всякое слово пословица. Для неё была нужна своя, особая мудрость. Так когда же появились первые русские пословицы и какую мудрость они в себе содержали?
С точностью ответить на этот вопрос довольно сложно. Пословица – это устный жанр. Тем не менее, первые письменные образчики такого творчества можно найти уже в «Изборнике» Святослава 1073 и 1076 годов – третьей по древности русской рукописной книге, составленной для великого князя Святослава Ярославича. Это был не просто сборник изречений отцов церкви, а, скорее, путеводитель по эстетике древнерусской жизни: как извести пороки и быть угодным Богу.
Именно среди душеполезных статей «Изборника» были разбросаны многие афоризмы, которым предстояло стать наиболее известными русскими пословицами.
Владимир Даль однажды дал самое простое и ёмкое определение друга: «второй я». В пословицах же друг толковался шире. На первых порах друг сравнивался с советником, а советником мог быть только тот, кто «судим праведным», кто способен оценить слова и поступки и не поддаться на льстивые речи. О том, как ценна дружба, говорило древнее изречение: «Друг верен — кров крепок, обрети же его и обретешь сокровище». Или такое: «верный друг — утеха житию». Древние пословицы учили особо ценить «старого» друга:
Старой друг лучше семерых молодых, старой друг лучше новых двух, нового друга желай, а старого не избывай, новых друзей наживай, а старых не теряй, новый друг что неуставный плуг, молодой дружок что вешний ледок.
Мнимых друзей много у богатого и удачливого, а подлинный друг познается в дни печали. Но только в конце XVII в. появляются изречения, вроде: «верный друг в напастях познаётся» или «друг познается при рати, да при беде», которые и дойдут до нас в усеченном виде.
Древняя мудрость была особо нетерпима к трем порокам: зависти, гордыне и лени. Последняя, как известно, другим порокам мать. В древней Руси особо популярными были так называемые «слова о ленивых и сонливых», в которых лентяю отказывалось в сладких радостях жизни. «Праздный же да не ест» или: «хочешь есть калачи, так не сиди на печи».
Лень без соли хлебает. На чужую работу глядя, сыт не будешь.
Ленивый – вот кто будет главным героем всех насмешек и сатир, а его порок станет напастью, которая хуже любой другой хвори. Лень мужа портит, а стан его кормит. Леность наводит бедность. Ленивой пьет воду. Ленивого и по платью знать. Станешь лениться — будешь с сумой волочиться. Лень к добру не приставит.
Библейские книги всегда учили бережному, вдумчивому и осторожному отношению к слову, поэтому осуждали болтливость, предостерегали от «словес льстивых», от «клеветы», требовали уменья хранить тайну.
Болтливость неизбежно приводит к греху, поэтому языка своего надо бояться. Первоначальный вариант всем известной пословицы объяснял, почему это так: «Язык мой враг мой — прежде ума моего рыщет».
Сперва подумай— потом говори. Много знать подобает да больше молчать. Многие речи в добро не приводят. Мало говори — больше услышишь. Много знай да меньше говори. Мы видим да не скажем. Слушай больше, а говори поменьше.
Особо опасными считались клятвы: «Кто без дела божится, на того нельзя положиться». Горе клянущемуся, а вдвое на клятву ведущему. Кто много врет, тот много божится.
Сурово осуждает «Изборник» и пьянство, хоть и признает справедливым изречение апостола Павла: «Мед в веселие дан бысть Богом, а не на пиянство сотворен бысть». С этой маленькой оговоркой в употребление войдут и другие, более поздние пословицы: «Вино веселит сердце человеку», «невинно вино – виновато пьянство».
О материальном вреде пьянства напоминают многие афоризмы, но вот самым популярным в древней Руси было: «Пить до дна не видать добра». Интересно, что пьянство отнимает не столько здоровье, сколько ум: «Кто пьет до дна, тот живет без ума».
Выпьешь много вина, так поубавится ума. Вино сперва веселит, а там без ума творит. Пить — пей, только ума не пропей. Не жаль вина — жаль ума.
В старейших сборниках афоризмов дается целый ряд наставлений на тему, с которой древнерусский читатель был хорошо знаком по евангельским текстам Матфея и Луки. Они советовали прежде всего замечать свои недостатки: «Что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»
У друга сучок в глазе видишь, а у себя и бревна не чуешь. В чужом глазу порошинку видишь, а в своем пенька не видишь. В чужом глазу порошинка — велик сучок, в своем и бревна не видать.
Зачинание любого дела, как и его завершение, имело религиозное истолкование, результат предприятия должен был быть осмыслен заранее. Очень ёмко эта мысль была выражена в афоризме: «начинаючи дело, о конце размышляй» или «начиная дело, рассуди о конце». Этот мотив имел бесчисленное количество вариаций.
Начало благо — конец потребен. Не жди начала — жди конца. Не смотри начала — смотри конца. Конец дело покажет и блажит. Начало делать — смотреть на конец. Конец венчает дело. Не дорого начало — а похвален конец.
Максим Казаков
fund.cyrillitsa.ru
СтатистикаОнлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
russianculture.my1.ru