ПОИСК ИСТИНЫ - Православный Портал. Кто такие пленники в древней руси


Рабовладение в древней Руси (IX-X вв.)

Рабы составляли немалую часть населения Русской земли. В своем подавляющем большинстве это были захваченные в полон иноземцы. Для обозначения раба-пленника на Руси употреблялся специальный термин челядин, во множественном числе — челядь. Обращение в рабство своих соплеменников, свободных мужей, имело место в исключительных случаях, когда закон русский предусматривал насильственное лишение прав свободного состояния в качестве уголовного наказания за особо тяжкие преступления.

С. В. Иванов. Торг в стране восточных славян. — 1912.

Работорговля была важной статьей древнерусской экономики.

Сезон охоты на рабов начинался в апреле, с завершением полюдья. По Днепру, Дону, Волге и их притокам устремлялись быстроходные русские ладьи. Персидский историк XI в. Гардизи пишет, что русы «нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен». Беспощадность русов в грабеже и разбое отмечают все средневековые авторы. Немец Гельмольд (XII в.), например, говорит, что поморским славянам вообще «была врождена свирепость, ненасытная, неукротимая, которая наносила гибель окрестным народам, на суше и на море». Но руяне (жители острова Рюген, коренная балтийская русь) были славны тем, что «даже своих [славян] не щадят». Поставщиками рабов для киевских русов служили те славянские племена, на которые еще не распространился обычай полюдья (главным образом кривичи и вятичи), а также финно-угорские народности Поволжья.

К началу июня, когда из Киева отплывали купеческие караваны, в городе скапливались сотни, а то и тысячи пленников. Значительная их часть сразу же отправлялась на жертвенный алтарь. Это была общеславянская языческая практика. По известию германского хрониста Титмара Мерзебургского (нач. XI в.), поморские славяне после возвращения из успешного похода чтили своих богов человеческими жертвоприношениями. Византийский историк Лев Диакон (конец Х в.) пишет, что русы Святослава, хороня в Доростоле своих павших воинов, закололи «по обычаю предков множество пленных, мужчин и женщин».

Еще какая-то часть пленников оседала на княжьем дворе в качестве отроков и домашней прислуги. Так, в 944 г. Игорь, «утвердив мир с греками», одарил императорских послов «скорою, и челядью и воском». Вероятно, княжеские гриди тоже владели челядью, предназначенной для личной эксплуатации. Договор 944 г. знает беглого челядина, «ускочившего от руси» (то есть от русского торговца, дружинника).

Но потребности «двора княжа» в рабском труде пока что удовлетворялись небольшой частью полона. Основная масса захваченных рабов предназначалась для продажи. Челядь непременно присутствовала в ряду традиционных товаров русских купцов — мехов, меда и воска. Святослав, согласно летописи, следующим образом перечислил «блага», которые «сходились» в милом его сердцу Переяславце на Дунае: «от Грек поволоки, злато, вина и овощеве разноличьнии, из Чех и из Угьр — серебро и комони [лошади], из Руси же — скора [пушной товар] и воск и мед и челядь». В Царьграде был особый рынок, «идеже рустие купци приходяще челядь продают».

Рабы из Европы ценились на Востоке чрезвычайно высоко. Красивая белая рабыня, даже ничему не обученная, стоила в Х в. не менее 1000 динаров, тогда как за чернокожую рабыню в Египте и Южной Аравии давали всего 150 динаров (Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 1973. С. 140.). Поэтому за сохранностью живого товара русы следили с особым тщанием. «С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими», — замечает арабский историк Ибн Русте (первая половина Х в.).

К середине Х в. в развитии древнерусского рабства обозначилось две линии. Одна продолжала традиции патриархального рабовладения, для которого было характерно «семейное» отношение к рабу как к младшему домочадцу. Из договора Руси с греками от 911 г. мы знаем, что древнерусский челядин обладал определенной правоспособностью — так, в случае незаконной продажи его в другую страну он мог требовать от тамошних властей возвращения назад, «в Русь». Гардизи передает, что рабство в Русской земле не было пожизненным: «И там [у русов] находятся много людей из славян, которые служат им, пока не избавятся от зависимости». От византийских авторов VI в. известно, что рабы у славян получали свободу вследствие внесения за них выкупа, истечения некоего срока услужения или досрочного распоряжения господина. По-видимому, эти же условия освобождения сохраняли действенность и в Х в.

Однако превращение рабов в предмет купли-продажи и выделение работорговли в отдельную, доходную отрасль экономики свидетельствовали о формировании нового типа рабовладельческих отношений, где челяди была отведена роль уже не младшего члена семьи, а движимого имущества господина.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Источник:Цветков С. Э. Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава. М.: Центрполиграф, 2012. С. 334-336.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Рабство на Руси, - было ли оно? Вели ли войны Славяне? » Астральные Миры

Рабство на Руси, - было ли оно? Вели ли войны Славяне?

Рабы не Мы - Мы не Рабы

Существует множественные мнения в виде мифов, что на Руси никогда не было рабства. Славяне были мирными жителями, которые являлись землепашцами - арийцами, вели праведный образ жизни и никогда не воевали. Мы все просветленные, умные, образованные, верующие, прекрасно знаем, что рабство и работорговля - это пережитки прошлого. Ах, пережитки, значит они были и рабство было? Все знаем, что рабство было, а вот неоязычники говорят, что его не было, так кто прав и о каких годах идет речь? Думаю, коли идет речь о Руси, то будем считать её сформировавшимся государством, а не расчлененной на различные народности и племенные группировки. В каком году образовалось единое государство и под какими знаменами все организовалось?

И так, читаем отрывок из "Повести временных лет", дальнейшие события описаны так:

"...В лето 6367(859). Варяги из заморья брали дань с чуди, и со словен новгородских, и с мери, со всех кривичей. В год 6370 (862) изгнали варяг за море и не дали им дани и стали сами собой владети, и не было в них правды, и восстал род на род, и была у них усобица, и воевать начали сами с собой. И сказали они себе: "Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли они за море к варягам, к руси. Так звались те варяги, русью, как другие варяги зовутся свеи (шведы), другие же урмане (норманны), англяне (норманны из Англии), другие готы (жители острова Готланд), так и эти. Сказали руси чудь (финны), словени (славяне новгородские), и кривичи (славяне из верховьев Волги) следующие слова: "Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; идите княжить и владеть нами". И вызвались три брата с их родом и пришли. Старший Рюрик, сел в Новгород, другой, Синеус, на Белоозере, а третий, Трувор, в Изборске. От них была прозвана Русская земля, то есть земля новгородцев: это новгородцы от рода варяжского, прежде они были славяне". Источник: http://otvet.mail.ru/question/67105268

Что из этого следует? Как видим в те далекие времена на территории Руси и за пределами её существовало множество разделенных народов, которые не только торговали друг с другом, но и воевали (читаем про княгиню Ольгу), нам же пытаются доказать новоделы истории, что русичи жили мирно. Не так уж и безобидные были жители территории Руси, - крови пролилось не мало. Этих народностей было множество, но в итоге, кто бы как не спорил, кто бы что не доказывал из ученых, какие теории не выдумывали они, все равно ход истории не изменить - сталось так, что народы начали объединяться. Зарождение единого государства произошло в 862 году нашей эры. Князь Рюрик положил начало первой русской династии, правившая нашим государством более семи веков.

Как бы мы не рассуждали про то, как прекрасно все жили, и рабства то не было, святыми все были, пели песни былинные и Иисус сказал "своим евреям" : - "Туда с проповедями не ходите (в смысле на Русь), там люди живут чуть ли не святые (так говорят наши родноверы, неоязычники, Левашов, Задорнов тот же и многие другие вторят эти цитаты друг за другом). Так вот, этому никогда не поверю. Нет - нет - песни пели былинные и язык наш прекрасен, и много благочестия в народах Руси, тут даже спора нет, но не могли разрозненные народы, княжества жить мирно, обязательно были набеги, воровство, разорения, ну а где войны, даже небольшие, там и рабство. Даже в наше время молодежь из одной деревни дерется со сверстниками другой деревни - устраивают побоища - это неоспоримый факт - сами в подростковом возрасте дрались деревня на деревню, улица на улицу, вот что не хватало нам? Воинственность зашита во все народы на уровне генетики и славяне не являются исключением. Арийцы - землепашцы не такие уж и мирными были и мало того, в последствии, что бы не покорили всех, объединились и создали одно огромное и могучее государство, именуемое Россией.

Хорошо, пускай будет так, как нам пытаются внушить приверженцы "Славяно -арийских вед", неоязычники и лица, подхватившие эти идеи. Давайте все дружно предположим, что на Руси все святыми были, никто не воевал, рабства не было (даже смешно стало), то все равно разрозненные народы, княжества на территории Руси - Русью никак нельзя было назвать. Почему? Да потому, что каждое объединенная группировка являлось своим мини государством.

Что бы понятнее было, приведу маленькую частичку жизни становления Руси, а именно часть дат:

1503 г. – Присоединение к Москве Юго Западных русских земель.1505–1533 гг. – Правление Василия III.1510 г. – Присоединение Пскова к Москве.1514 г. – Присоединение Смоленска к Москве.1521 г. – Присоединение Рязани к Москве.1533–1584 гг. – Правление великого князя Ивана IV Грозного.1547 г. – Венчание Ивана IV Грозного на царство.1549 г. – Начало созыва Земских соборов.1550 г. – Принятие «Судебника» Ивана IV Грозного.1551 г. – «Стоглавый собор» Русской православной церкви.1552 г. – Присоединение Казани к Москве.1555–1560 гг. – Строительство Покровского собора в Москве (храма Василия Блаженного).1556 г. – Присоединение Астрахани к Москве.1556 г. – Принятие «Уложения о службе».

http://info-olymp.narod.ru/hrone.html

Что видим? Присоединение, присоединение, присоединение... Теперь понятно, что все было разрозненно, так кого или что называть Русью? Рязань, Казань, Смоленск, Астрахань? Приведена всего лишь маленькая часть событий, произошедших в нашей истории, а суть уже видна из этого примера.

Вернемся к рабству. Ведь речь идет о рабстве и было ли оно на Руси? Так вот, а про какое тогда племя, народ или княжество идет речь? Что бы говорить об этом, нужно видеть целое и единое государство, именуемой Русью, тогда можно говорить о Руси, как о государстве и рабстве в нем, а оно начало образовываться только лишь в 862 году нашей эры. Объединяться стали потому, что устали от кровопролитий и распрей. Брат убивал брата, на отцов с войнами шли дети, распри, гонения, кровопролития. Устали все от бестолковщины. Далеко ходить за примерами не нужно - посмотрите на современную Украину, что там творится? Убивают друг друга, распри душат страну. Это в современном мире, а ведь раньше куда было все сложнее. Пока на коне доскачешь - семьи все уже вырезали.

Но ведь объединиться мало, нужно создать стойкое государство, которое могло бы противостоять всем другим народам, государствам, которые не захотели объединиться с будущей Россией и готовы были нападать и воевать. Сама же Россия была провозглашена империей после Северной войны, окончившейся в 1721 г. Таким образом, первым императором стал - Петр I источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Российская_империя

И так, Российская империя образовалась в 1721 году, а республикой была провозглашена 1 сентября 1917 года - это официальное и международное признанное название страны и не важно кто и что там говорит или кому-то вдруг придет в голову считать себя умнее тех, кто провозглашал и признавал это. Сам факт признания уже сбылся и это уже история. Как видим, прежде, чем появилась могучая Россия в том виде, в каком ее знаем, она прошла длительное, мучительное становление, со всеми ее многочисленными войнами в том числе и гражданскими, тяготами и лишениями, со своими взлетами и падениями.

Теперь, дорогие друзья, давайте посмотрим было ли рабство на Руси? В какой период будем смотреть? Начнем хотя бы со времени становления государства, а не момента, когда жили все разрозненно и воевали друг с другом. Хотя сделал выписку и тех времен: И. Я. Фроянов написал книгу “Рабство и данничество у восточных славян”, (СПб.,1996г.) а в своей последней книге писал:

“Восточнославянскому обществу было известно рабство. Обычное право запрещало обращать в рабов своих соплеменников. Поэтому рабами становились захваченные в плен иноземцы. Их называли челядью. Для русских славян челядь – прежде всего предмет торговли…"

" в ту пору коза и овца ценились по 6 ногат, свинья в 10 ногат и кобыла в 60 ногат, то цена пленника в 2 ногаты должна быть объяснена лишь крайней нуждою поскорее сбыть чересчур обильный товар."Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D5%EE%EB%EE%EF%F1%F2%E2%EE

Рабство на Руси, - было ли оно? Вели ли войны Славяне? Как видим рабство на Руси и в древние времена существовало и рабами торговали. Были и холопы. Что такое холопство? Холоп - это тот же раб в древней княжеской Руси. Холоп — раб из местного населения, челяди́н — раб, захваченный в результате похода на соседние племена, общины и государства. То есть челядин — раб-чужеземец, раб-иноплеменник. По сравнению с челядином холоп имел больше прав и поблажек, но все равно оставался рабом. Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Холопство

Далее, что такое крепостное право? Когда же появилось оно, в какие годы? Кто такие крепостные крестьяне? (посмотрим на картину, увеличив её - крепостная артистка кормит грудью щенка собаки, а ее ребенок в ногах лежит - обратите внимание - это реальная картина и реальные были люди - художник Николай Алексеевич Касаткин (1859 - 1930))

Крепостное право в России существовало, начиная с Киевской Руси XI века нашей эры. Это была система правоотношений между земледельцами и крестьянами. Грубо говоря, отношения между рабовладельцем и рабом.

Рабство на Руси, - было ли оно? Вели ли войны Славяне? В Киевской Руси и Новгородской несвободные крестьяне подразделялись на категории: смердов, закупов и холопов. В царской России крепостничество широко распространилось к XVI веку; официально подтверждено Соборным уложением от 1649 года; отменено в 1861 году. Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 г . Вспомним "Мертвые души" (Гоголь) Источник: - википедия.

Вот тебе бабушка и Юрьев день! Слышали такое высказывание? А ведь эти восклицания связаны с рабством крепостных, они на Юрьев день могли менять рабовладельца, но впоследствии вышел закон, который запрещал в конце года менять землевладельца. Крестьянин стал не просто рабом, а безмолвной скотиной. Читаем цитату:

Судебник 1497 года был первым законом, регламентирующим начавшееся закрепощение крестьян. Так как годовой цикл сельскохозяйственных работ обычно завершался к концу ноября, то с 1497 года крестьянин мог менять помещика лишь за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после него. С XV века в связи с оформлением крепостного права в России, было введено ограничение прав перехода крестьян от одного помещика к другому. В 1592 году был окончательно запрещён переход крестьян от одного землевладельца к другому.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/%DE%F0%FC%E5%E2_%E4%E5%ED%FC

Далее, рекрутчина в России существовала с 1705 по 1847 г - рекрутская воинская повинность, но ее трогать не будем, хотя люди служили в армии пожизненно, позже заменили на 25 лет службы. Рекрутчину привел в пример для того, что бы показать "сладкую" жизнь Русичей. Интересно, а сколько было войн, сможем перечислить по датам?

Так что мифы неоязычников о сладкой райской жизни, о славных Богах, Волхвах, которые были чуть ли не Богами в древней Руси, а вернее эти великие и мирные люди жили в поселениях, которые стояли на территории будущей Великой державы, именуемой в последствии после объединения народов, - Россией. Так вот, эти мифы, на мой взгляд, не совсем верны. Так же, вымыслы о том, что рабства на Руси не было, то, что Русь захватили Христиане и заставили молиться Христу - это полный абсурд, который вбивают всему нашему населению неоязычники и люди, которые не совсем хорошо учились в школе, другие, которые слепо верят сказкам и поддакивают им.

Вот такие мысли, дорогие друзья, меня посетили сегодня... Тут еще не рассказано о различных репрессиях, Сталинских лагерях, Гражданской войне (опять распри), миллионах замученных крестьян (считаю, что они тоже рабы) - при Петре Первом, которые строили Петербург и другие объекты. Этот город в буквальном смысле стоит на костях. Наш Букварь начинался со слов "Мама мыла раму", "Мы не рабы - рабы не мы" с этими лозунгами ликвидировалась полная безграмотность простого населения России. Даже букварь начинался со слов "рабы". Да, были грамотные люди - это помещики, купцы, интеллигенция, а простой люд из которого и состоит основа России, был безграмотным.

Так что не так все сладко было на Руси или в Руси. Вот так и подменяют нам историю и самая главная подмена происходит в наше время и кем?

Все что написал - эти темы проходили и изучали в любой советской школе, ну а советское образование считалось самым лучшим в мире. Все материалы, которые упомянуты в этой статье находятся в свободном доступе и открыты для всех.

При перепечатке текста, ссылка на источник, а именно наш сайт http://www.magiya.net/ обязательна

Метки к статье: Рабство у арийцев славян, Крепостное право на Руси и войны

www.magiya.net

Блог Ольги Салминой

slaveСреди любителей отечественной истории бытует стереотип о том, что «наши предки не знали рабства».

О том, что рабство на Руси существовало, написано множество исследований, однако большинство их посвящено рабству и его трансформации в крепостное право в Х веке и позже. А что было прежде этого?

Один из древнейших источников по истории Отечества «Стратегикон» Псевдо-Маврикия (донесение разведчика императору Маврикию о нравах Славян с целью ведения против них военных действий, относящееся к концу VI – началу VII в.), казалось бы, подтверждает это мнение: «Племена Славян и Антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству(курсив ОС) или к подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места на другое охраняют их в случае надобности…» [1, 354].

Однако мы знаем о том, что земли наших предков подвергались многочисленным нашествиям, и, следовательно, военные конфликты при столкновении разнородных племен должны были неизбежно завершаться либо полным истреблением врага, либо захватом какого-то количества противников в плен. Древнейший вид рабства – это именно военные пленники. И верно, читаем далее: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая срок рабства определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей» [1, 354].

Отметим существенную разницу между патриархальным домашним и классическим античным рабством.

 

Классическое античное рабство

Патриархальное домашнее рабство

1.Наличие рабов в хозяйстве

– массовое, системное явление

– единичные случаи

2.Цель производства

– создание прибавочного продукта – как в натуральной, так и в денежной форме

– создание средств существования для раба и владельца

3.Степень эксплуатации рабского труда

–  высокая; рабовладелец стремится при минимальных затратах  на содержание раба извлечь максимальную прибыль

– наравне с другими чадами и домочадцами, зачастую наравне с хозяином

4.Работорговля

– массовое, системное явление

– единичные случаи

5.Связь производства с рынком

– широкая; большая часть произведенного поставляется на рынок, в том числе и сам раб

– практически отсутствует 

6.Источники рабов

– невольничий рынок, рождение в неволе, военный плен, военный трофей (женщины, дети) и т.п.

– военный плен

7.Характер труда

– жестокая эксплуатация рабов на фоне паразитизма элит

– посильный труд совместно с владельцем и его семьей

8.Характер зависимости

– владелец имеет полную власть над личностью раба, его свободой: может покупать и продавать, может отпустить на волю; распоряжается его жизнью (согласно римскому праву, если внезапно умирал господин, то следовало казнить всех его рабов [2])

 – срок личной зависимости ограничен небольшим сроком; при возможности раб может быть выкуплен на свободу, может быть отпущен безвозмездно

9.Отношение к невольнику

– «говорящее орудие», «скот с человеческим лицом»

– милосердное – как к человеку, попавшему в трудную ситуацию

Патриархальное домашнее рабство у древних Славян было явлением довольно редким. Рабы (раб, рабенок и ребенок – однокоренные слова) становились челядью, чадью (чадо – дитя), членами семьи. За преступление раба нес ответственность его хозяин – отец такой семьи. Рабов содержали так же, как и собственных домочадцев: они трудились вместе с хозяевами, жили вместе под одной крышей, ели за одним столом, не подвергались унижениям или пыткам, выкупиться или безвозмездно обрести свободу было вполне доступно.

Но к Х веку явление трансформируется: рабами активно торгуют, на них устанавливаются цены, их дарят, за ними ведется целенаправленная охота.

По свидетельству арабского посла в Волжской Булгарии Ибн Фадлана (Х век), Русские привезли на торг в Итиль (в Хазарию) девушек для продажи («столько-то голов»), наравне с мехами и шкурами [3, 360].А Ибн Русте, арабский географ отмечает: «Что же касается ар-Русийи… У них есть царь, называемый хакан Русов. Они нападают на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян» [4, 357].

Текст договора между Греками и Русами, заключенный в 912 году, содержит условия продажи, покупки и выдачи беглых невольников – «челядинов» [5, 154-155, 160-161].

Налицо факт заимствования «прогрессивных» торгашеских ценностей цивилизованной Европы «славянскими варварами». Впрочем, среди участников договора с русской стороны славянских имен нет [6, 313-332]. Норманнская теория вполне ясно объясняет причины явления: именно такой тип государственности – рабовладельческой, работорговой – принесли с собой «призванные» варяги с запада.

То, что до «призвания» варягов в славянских землях государственность существовала, не вызывает сомнений. Это и нашествие на Римскую империю славянского племени Ободритов под предводительством Радегаста (Радигоща), предшествовавшее «Великому переселению народов» [7,III, 384], и упоминание о князьях – носителях государственной власти – в хрониках, относящихся к эпохе Германариха [8,108], и военно-дипломатическая деятельность легендарного Кия, отмеченная в летописи [5,145], и стремление викингов (парней из рыбацких деревень Скандинавии) служить в богатой Стране Городов – Градарики [6, 285], и сам факт «призвания» варягов практически союзом племен – то есть международной организацией [5,149] – все подтверждает факт наличия особого типа государственности у Славян до 862 года.

Время до варяжского нашествия стереотипно называют «догосударственным» периодом в истории Отечества – всего лишь потому, что и сторонники, и противники «норманнской теории» в той или иной степени признают «авторское право» пришельцев на государственность Руси. Не важно Шведами или Немцами (хотя ни Германии, ни Швеции как государств тогда не существовало), Ободритами или Кельтами [6, 313-332] были варяги – они пришли в земли, задолго до их прихода известные богатством, щедростью, гостеприимством и высокой степенью социальной организации полиэтнического общества. Это было государство иного, чем все окружающие системы, типа. В частности, в нем-то – со времен уничтожения ига Германариха Гуннами и Россомонами – не принято было ни рабства, ни работорговли. Нельзя было торговать братьями и сестрами, а завоевательных войн с целью захвата пленных Славяне не вели. Английский историк Э. Гиббон упоминает о том, что целью нашествий – и Радигоща, и Алариха – было, как раз напротив – освобождение невольников: при взятии Рима в 411 Аларихом было освобождено более 40 тысяч рабов [7, 459].Основанное на родовых ценностях, это государство имело следующие отличительные черты: 1) доминирование духовной власти над светской: военные вожди, избранные и призванные князья подчинялись власти священнослужителей, жрецов сакральных центров, почитаемых во всем народе; духовные ценности признавались выше материальных; 2) граждане были равноправны и равнообязанны;  принимали активное участие в жизни всего общества; взаимопомощь, взаимовыручка и соборность присутствовали во всех делах; 3) государство носило охранительный, творческий, невраждебный, неагрессивный характер; в условиях проживания на территории древней Руси множества этносов – находили общий язык и уживались, заключали союзы.

Вероятно, отсутствие так необходимых для существования государственности западного типа рабовладения и работорговли не допускало накопления богатства, достаточного для возникновения и развития государства, основанного на насилии, нацеленного на материальное индивидуальное потребление, и послужило основанием для упрека Славян в отсталости и примитивности. Страна была обильна, государство процветало… не хватало только «наряду». Некоторые историки переводят это слово не «порядка», что, собственно и вносит путаницу в понимание явления, а «порядка наследования». Вероятно, кого-то из аристократии (Гостомысла? – мыслящего о гостях) не устраивал существующий порядок выборов князя и подчинения священству. Это не позволяло приобрести достаточно богатств, чтобы удерживать в руках власть не по народному избранию, а наследственно – семье самого влиятельного и богатого. Вот и пришлось пригласить родню, которой за несколько лет до легендарного 862 году при самовольном пришествии дали пинка. Теперь по какой-то причине «варяги» смогли закрепиться и обеспечить «наряд». И таким образом пришлые смогли принести «прогресс», именно чужаки для местных жителей могли безжалостно истреблять, обращать в рабство, продавать и дарить людей, словно скот.

И даже «обрусевшие» (то есть сблизившиеся с местным покоренным населением) представители династии Рюриковичей продолжают действовать в том же ключе. После взятия Искоростеня княгиня Ольга «старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань» [5, 165]. Можно предположить, что так она действовала под давлением Асмонда и Свенельда, которые оказали ей твердую поддержку в трудную минуту угрозы от Деревлян. Однако в дальнейшем, в ходе визита в Константинополь и принятия христианства, посулы подарить рабов греческому царю служат довольно мощным аргументом внешней политики Ольги для сближения с мировым гегемоном: за обещанными подарками царь отправил в Киев послов: «Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь» [5, 167].Святослав (уже совсем «обрусевший», даже носящий славянское имя) мечтает о переносе своей столицы на Дунай, в «середину земли», потому что «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха и воск, мед и рабы» [5, 169].

Удивительно, но именно стремление к работорговле послужило едва ли не главной причиной гибели отважного князя. При возвращении из Доростола Святослав мог налегке стремительно миновать пороги и не попасть в печенежскую ловушку, однако он не мог двигаться быстро и руки его были связаны ценной добычей: «… Переяславцы послали к Печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у Греков много богатства и пленных без числа…» [5, 171]. Печенеги не заставили себя долго уговаривать.

Даже много позднее после принятия христианства, когда православные ценности были четко обозначены, русские князья мечтают о такой ситуации, когда «была бы чага по ногате, а кощей по резане» [9, 400, с.59] – то есть рабы бы стоили чрезвычайно дешево.

В чем же дело? Почему мы до сих пор учим детей в школе тому, что в Древней Руси не было рабства?

Мы стандартно рассматриваем начало русской истории с 862 года, с «призвания» варягов. В Европе – это начало раннего средневековья. Античное рабство сменилось колоннатом, а колоннат уступил место раннему феодализму – то есть договорным отношениям между сеньором и его подданными. Разумеется, в Европе эти договорные отношения во многом искажены пережитками рабства. Кроме того, по всей Евразии, концентрируясь в Хазарии, протянуты торговые связи рахдонитов-работорговцев. Норманнские нашествия по всей Европе – от Балтики до Сицилии, от Испании до Руси и Византии сопровождаются захватами и продажей пленников. Людьми продолжают торговать и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке, и по всему Средиземноморью. Русь, встраиваясь в европейские отношения, принимает работорговлю как прогрессивную европейскую ценность, однако, преображая все по своему образу и подобию (как это происходило и с капитализмом, и с коммунизмом, и с либерализмом и пр.).

Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Однако крепостной (до поры до времени) мог перейти к другому хозяину на Юрьев день и мог иметь собственность, семью. Раб был лишен такой возможности. Существовали различные категории невольников: раб, челядин, кощей, чага, ярема. Холп – личный помощник воина, подобие оруженосца, часто из ближайшей родни, может быть, его сын, – впоследствии стал холопом, безправным личным лакеем. Впоследствии виды рабства трансформировались в различные категории крепостной зависимости: смерды, закупы, рядовичи и пр. Дальнейшее развитие феодальных отношений привело к тому, что все категории крепостных и рабов утратили формальные различия.Однако если речь идет об отношениях, предшествующих «призванию» 862 года, и даже ранее, до зависимости от  Хазарского каганата, и даже еще раньше – до «империи» Германариха – в наших древних землях, где уже  существовали племенные союзы Антов и Склавинов – и существовали именно для обороны от нашествий работорговцев, где издревле были воздвигнуты Змиевы валы и заставы для защиты от набегов кочевников Степи, где высились священные центры в Ретре и Арконе, процветали древние города ямной культуры, где «вероломные» Россомоны смогли объединиться со свирепыми гуннами для разгрома «славного» Германариха, где пролегала часть Великого Шелкового пути, где в греческих торговых портах охотно принимали для торговли зерно, меха, мед, коней – рабства не было [10].

Использованная литература

  1. Стратегикон. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  2. Машкин Н.А. История древнего Рима. – М.:  Политиздат, 1956, с.352; История древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1981, с.254.
  3. Ибн Фадлан. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  4. Ибн Русте. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  5. Повесть временных лет. – СПб.: «Наука», 1999.
  6. Кузьмин А.Г. Начало Руси. – М.: «Вече», 2003.
  7. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В семи томах. – М.: «Терра», 1997.
  8. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Гетика). – СПб.: «Алетейя», 1997.
  9. Слово о Полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. Реконструкция древнерусского текста и перевод Д.С. Лихачева. Сост., подгот. текстов и примеч. Л.А. Дмитриева. – Л.: Сов. писатель, 1990. – 400 с.
  10. ОС. Укалегон. М., 2015.

finist-os.ru

Кто такие половцы? • Arzamas

Откуда взялись половцы, как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси и куда в конце концов делись

Подготовил Никита Гусев

Откуда взялись половцы

Половецкое каменное изваяние. Археологический музей-заповедник «Танаис», Мясниковский район, хутор Недвиговка. XI–XII века © Александр Поляков / РИА «Новости»

Формирование половецкого этноса происходило по одним и тем же для всех народов Средневековья и древности закономерностям. Одной из них является то, что далеко не всегда народ, давший название всему конгломерату, бывает в нем самым многочисленным — в силу объективных или субъективных факторов он выдвигается на ведущее место в складывающемся этническом массиве, становится его ядром. Полов­цы приходили не на пустое место. Пер­вым компонентом, влившимся здесь в новую этническую общность, стало население, ранее входившее в Хазар­ский каганат, — болгары и аланы. Более значительную роль сыграли остатки печенежских и гузских орд. Подтвер­жда­ется это тем, что, во-первых, согласно антропологии, внешне кочевники X–XIII веков почти не отличались от жителей степей VIII — начала X века, а во-вторых, на данной территории фиксируется необы­чайное разнообразие погребальных обрядов. Пришедшим исключительно с половцами обычаем было возведение святилищ, посвященных культу муж­ских или женских предков. Таким образом, с конца Х века в этом регионе происходило смешение трех родственных народов, складывалась единая тюркоязычная общность, но процесс прервало монгольское нашествие.

Половцы — кочевники

Половцы представляли собой классический кочевой скотоводческий народ. В стадах имелся и крупный рогатый скот, и овцы, и даже верблюды, но глав­ным богатством кочевника являлась лошадь. Изначально они вели кругло­годичное так называемое таборное кочевание: находя обильное пищей для скота место, располагали там свои жилища, когда же корм истощался, то отправлялись на поиски новой территории. Поначалу степь могла безболезненно обеспечивать всех. Однако в результате демографического роста насущной задачей стал переход к более рациональному ведению хозяйства — сезонному кочеванию. Оно предполагает четкое разделение пастбищ на зимние и летние, складывание территорий и маршрутов, закрепленных за каждой группой.

Половецкая серебряная чаша с одной ручкой. Киев, X–XIII века © Dea / A. Dagli Orti / Getty Images

Династические браки

Династические браки всегда являлись инструментом дипломатии. Не были тут исключением и половцы. Однако отношения не зиждились на паритете — русские князья охотно женились на дочках половецких князей, но не отправ­ляли замуж своих родственниц. Тут работал неписаный средневековый закон: представительниц правящей династии могли отдать в жены лишь равному. Характерно, что тот же Святополк женился на дочери Тугоркана, потерпев от него сокрушительное поражение, то есть находясь в заведомо более слабом положении. Однако он не отдавал свою дочь или сестру, а сам брал девушку из степи. Тем самым половцы признавались влиятельной, но не равной силой.

Но если крещение будущей жены казалось делом даже богоугодным, то «пре­дательство» своей веры не представлялось возможным, почему и не сумели добиться половецкие правители выдачи себе в жены дочерей русских князей. Известен лишь один случай, когда русская княжна (овдовевшая мать Свято­слава Владимировича) вышла замуж за половецкого князя — однако для этого ей пришлось бежать из дома. 

Как бы то ни было, к моменту монгольского нашествия русская и половецкая аристократии были тесно оплетены родственными связями, культуры обоих народов взаимно обогащались.

Половцы были орудием в междоусобной вражде

Половцы не являлись первым опасным соседом Руси — угроза из степи всегда сопровождала жизнь страны. Но в отличие от печенегов эти кочевники встре­тились не с единым государством, а с группой враждующих между собой кня­жеств. Поначалу половецкие орды не стремились к завоеванию Руси, удовле­творяясь небольшими набегами. Лишь когда в 1068 году объединенные силы трех князей были разбиты на реке Льте (Альте), стала очевидной мощь нового кочевого соседа. Но опасность не была осознана правителями — половцев, всегда готовых к войне и грабежу, начали использовать в борьбе друг против друга. Первым это сделал Олег Святославич в 1078 году, приведя «поганых» для борьбы с Всеволодом Ярославичем. В дальнейшем он неоднократно повторял этот «прием» в междоусобной борьбе, за что и был назван автором «Слова о полку Игореве» Олегом Гориславичем.

Но противоречия между русскими и половецкими князьями не всегда позво­ляли им объединиться. Особо активно со сложившейся традицией боролся Владимир Мономах. В 1103 году состоялся Долобский съезд, на котором Вла­димиру удалось организовать первую экспедицию на территорию против­ника. Результатом стал разгром половецкого войска, потерявшего не только рядовых воинов, но и двадцать представителей высшей знати. Продолжение этой поли­тики привело к тому, что половцы были вынуждены откочевать подальше от рубежей Руси.

Воины князя Игоря Святославича захватывают половецкие вежи. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XV век © vk.com

После смерти Владимира Мономаха князья вновь стали приводить половцев для борьбы друг с другом, ослабляя военный и экономический потенциал страны. Во второй половине века произошел очередной всплеск активного противостояния, который в степи возглавил князь Кончак. Именно к нему в плен попал Игорь Святославич в 1185 году, о чем рассказывается в «Слове о полку Игореве». В 1190-е набегов становилось все меньше и меньше, а в на­чале XIII века поутихла и военная активность степных соседей.

Даль­ней­шее развитие взаимоотношений было прервано пришедшими монго­лами. Южные регионы Руси бесконечно подвергались не только набегам, но и «приводам» половцев, что разоряло эти земли. Ведь даже просто пере­движение армии кочевников (а бывали случаи, когда они отправлялись сюда и со всем хозяйством) уничтожало посевы, военная угроза заставляла тор­гов­цев выбирать иные пути. Таким образом, данный народ немало поспособ­ствовал смещению центра исторического развития страны.

Половецкое антропоморфное изваяние из коллекции Днепропетровского исторического музея Женская стела держит сосуд. © Рисунок С. А. Плетневой «Пoлoвецкие каменные извaяния», 1974

Половцы дружили не только с русскими, но и с грузинами

Своим активным участием в истории отметились половцы не только на Руси. Изгнанные Владимиром Мономахом с Северского Донца, частично они под руководством князя Атрака откочевали в Предкавказье. Здесь к ним за по­мощью обратилась Грузия, постоянно подвергавшаяся набегам из горных районов Кавказа. Атрак охотно поступил на службу к царю Давиду и даже породнился с ним, отдав свою дочь замуж. Он привел с собой не всю орду, а лишь ее часть, оставшуюся затем в Грузии.

С начала XII века половцы активно проникали на территорию Болгарии, бывшей тогда под властью Византии. Они здесь занимались скотоводством или же старались поступить на службу империи. По всей видимости, к ним относятся Петр и Иван Асени, поднявшие восстание против Константинополя. При ощутимой поддержке куманских отрядов им удалось нанести поражение Византии, в 1187 году было основано Второе Болгарское царство, главой которого стал Петр. 

В начале XIII века приток половцев в страну усилился, причем в нем уже участвовала и восточная ветвь этноса, принеся с собой традицию каменных изваяний. Здесь, однако, они довольно быстро христианизировались, а затем и растворились среди местного населения. Для Болгарии это был уже не пер­вый опыт «переваривания» тюркского народа. Монгольское нашествие «вы­талкивало» половцев на запад, постепенно, с 1228 года, они перебирались в Вен­грию. В 1237 году еще недавно могущественный князь Котян обратился к вен­герскому королю Беле IV. Венгерское руководство согласилось на предо­став­ление восточных окраин государства, зная о силе надвигающегося войска Батыя.

Половцы кочевали на отведенных им территориях, вызывая недовольство соседних княжеств, подвергавшихся периодическим грабежам. Наследник Белы Стефан женился на одной из дочерей Котяна, но затем под предлогом измены казнил своего тестя. Это привело к первому восстанию вольнолюбивых переселенцев. Следующий бунт половцев был вызван попыткой их насиль­ст­венной христианизации. Лишь в XIV веке они полностью осели, стали като­ли­ками и начали растворяться, хотя по-прежнему сохраняли свою военную спе­ци­фику и даже в XIX веке еще помнили молитву «Отче наш» на родном языке.

Нам ничего не известно о том, была ли у половцев письменность

Наши знания о половцах довольно ограниченны в силу того, что этот народ так и не создал своих письменных источников. Мы можем увидеть огромное множество каменных изваяний, но не встретим там никаких надписей. Све­дения об этом народе мы черпаем у его соседей. Особняком стоит 164‑странич­ная тетрадь миссионера-переводчика конца XIII — начала XIV века «Alfabetum Persicum, Comanicum et Latinum Anonymi...», более известная как «Codex Cumanicus». Время возникновения памятника определяют периодом с 1303 по 1362 год, местом написания называют крымский город Кафу (Феодосию). По происхождению, содержанию, графическим и языковым особенностям словарь делится на две части, итальянскую и немецкую. Первая написана в три столбца: латинские слова, их перевод на персидский и половецкий языки. Немецкая часть содержит словари, заметки по грамматике, половецкие загадки и христианские тексты. Итальянская составляющая для историков более суще­ст­венна, поскольку отразила экономические потребности общения с полов­цами. В ней мы находим такие слова, как «базар», «купец», «меняла», «цена», «монета», перечисление товаров и ремесел. Кроме того, там содержатся слова, характеризующие человека, город, природу. Огромную значимость имеет список половецких титулов.

Хотя, по всей видимости, частично рукопись была переписана с более раннего оригинала, создавалась не единомоментно, почему и не является «срезом» реальности, но все же позволяет нам понять, чем занимались половцы, какие товары их интересовали, мы можем увидеть заимствование ими древнерусских слов и, что весьма важно, реконструировать иерархию их общества.

Половецкие бабы

Специфической чертой половецкой культуры являлись каменные статуи пред­ков, которые называют каменными или половецкими бабами. Такое наимено­вание появилось из-за подчеркнутой груди, всегда свисающей на живот, что очевидно несло символическое значение — кормление рода. Причем зафик­сирован довольно значительный процент мужских статуй, у которых изобра­жены усы или даже бородка и одновременно наличествует грудь, идентичная женской.

XII век — период расцвета половецкой культуры и массового производства каменных статуй, появляются и лица, в которых заметно стремление к порт­ретному сходству. Изготовление идолов из камня стоило дорого, и менее состоятельные представители общества могли позволить себе лишь дере­вян­ные фигуры, к сожалению, не дошедшие до нас. Располагали статуи на верши­нах курганов или холмов в квадратных или прямоугольных святи­лищах, сложенных из камня-плитняка. Чаще всего ставили мужское и женское изва­яния — родоначальников коша — лицами на восток, но попадались святилища и со скоплением фигур. У их подножия археологи находили кости баранов, однажды обнаружили и останки ребенка. Очевидно, что культ предков играл значительную роль в жизни половцев. Для нас важность этой черты их куль­туры в том, что она позволяет четко определить, где кочевал народ.

Серьги половецкого типа. Ясиноватая, Донецкая область. Вторая половина XII — XIII век  © Из статьи О. Я. Приваловой «Богатые кочевнические погребения из Донбасса». «Археологический альманах». № 7, 1988 

Отношение к женщинам

В половецком обществе женщины пользовались значительной свободой, хотя на них и лежала значительная часть обязанностей по дому. Отмечается четкое гендерное разделение сфер деятельности как в ремесле, так и в скотоводстве: женщины ведали козами, овцами и коровами, мужчины — лошадьми и верб­лю­дами. Во время военных походов на плечи слабого пола взваливались все заботы по обороне и хозяйственной деятельности кочевий. Возможно, иногда им приходилось и становиться главой коша. По крайней мере, найдено два женских погребения с жезлами из драгоценных металлов, бывших символами руководителя большего или меньшего объединения. В то же время женщины не оставались в стороне от ратных дел. В эпоху военной демократии девушки принимали участие во всеобщих походах, оборона кочевья во время отсутствия мужа предполагала также наличие воинских навыков. До нас дошла каменная статуя девушки-богатырши. Размер изваяния в полтора-два раза превышает общераспространенный, грудь «подтянута», в отличие от традиционного изо­бражения, прикрыта элементами доспехов. Вооружена она саблей, кинжа­лом и имеет при себе колчан для стрел, тем не менее ее головной убор несомненно женский. Такой тип воительниц отражен в русских былинах под именем поляниц.

Куда делись половцы

Ни один народ не исчезает бесследно. История не знает случаев полного физи­ческого истребления населения пришлыми захватчиками. Никуда не делись и половцы. Частично они ушли на Дунай и даже оказались в Египте, но основ­ная масса осталась в родных степях. В течение не менее ста лет они сохраняли свои обычаи, хотя и в измененном виде. По всей видимости, монголы запре­тили создавать новые святилища, посвященные половецким воинам, что при­вело к появлению «ямных» мест поклонения. В холме или кургане выкапыва­лись углубления, не видные издалека, внутри которых повторялась схема размещения изваяний, традиционная для предыдущего периода.

Но и с прекращением существования этого обычая половцы не исчезли. Мон­голы пришли в русские степи с семьями, а не переселились всем племенем. И с ними произошел тот же процесс, что и с половцами веками ранее: дав имя новому народу, они сами растворились в нем, восприняв его язык и культуру. Тем самым монголы стали мостом от современных народов России к лето­писным половцам.  

arzamas.academy

Интересные и малоизвестные факты о древних славянах

На Руси не брали пленников в рабство

Интересные и малоизвестные факты о древних славянах

В начале VI века на Византию начинают наступать славяне. Славянские племена жили к северу от Восточной Римской империи. Византийцы считали их свободолюбивыми, мужественными, выносливыми. Славяне были отличными воинами. Они были благородны, не брали пленников в рабство, а предлагали либо стать членами их племени, либо вернуться к своим. Отношения Византии со славянами, а затем с Древней Русью составляли важную часть внешней политики империи.

Славяне могли дать отпор любому врагу, пришедшему на их землю

Интересные и малоизвестные факты о древних славянах

Причём это касается не только воинов-дружинников, но и вообще всех: земледельцев, охотников, всех, кто жил на Руси. Вот, что по этому поводу пишет император Византии Маврикий Стратег в VI веке. «Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах. С выгодой для себя пользуются засадами, внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнуты внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с их помощью. Это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют щиты, прочные, но трудно переносимые. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим. Все это они мастера делать разнообразными придумываемыми ими способами, с целью заманить противника».

«Славяне» — не от «слава», а от «слово»

Интересные и малоизвестные факты о древних славянах

Словене — люди говорящие «словами», т.е. на понятном языке. В противоположность, есть «немые» — немцы, те, кого понять невозможно. В дальнейшем, во времена Петра I, иностранцы, приезжавшие в Россию, нарекались немцами, а поскольку большинство приезжих было из германии, вот и прилипло к германцам наше русское — немец. Аналогичная ситуация в Древней Греции, где первоначально варварами называли тех кто разговаривает, непонятно, как будто каши в рот набрали и грекам слышалось вместо слов только: «бар-бар».

Все мужчины на Руси обучались военному делу

Интересные и малоизвестные факты о древних славянах

На Руси все мужчины считались воинами, эта традиция шла ещё со времён эпохи так называемой «военной демократии». Конечно же, были и специально подготовленные витязи, которые посвящали всю свою жизнь войне, но владеть военными навыками должны были все юноши и взрослые мужчины, будь то горожане, землепашцы или охотники.

Христианизация Руси происходила сложно и очень жестоко

Интересные и малоизвестные факты о древних славянах

Крещение и последующая христианизация Руси, сопровождалась уничтожением всего прежнего, славянского, «языческого». Уничтожались все культурные центры славян-язычников — капища, святилища, священные рощи, кумиры, идолы. На этих местах возводились храмы и церкви. В соответствии с постановлениями Номоканона и его русской версией, родились законы, которые были против всякого волшебства, суеверий и даже против лекарей. Князья официально предоставляли церкви права суда над некоторыми из видов преступлений. Людей теперь судили за развод, за ведовство, за зелейничество (лечение травами), за ересь против христианства, за сквернословие, за оскорбление «чистоты и святости» храма, за почитание языческих богов.

источник: ribalych.ru

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ: 1 2

aeslib.ru

Рабство в древней Руси

slaveСреди любителей отечественной истории бытует стереотип о том, что «наши предки не знали рабства».

О том, что рабство на Руси существовало, написано множество исследований, однако большинство их посвящено рабству и его трансформации в крепостное право в Х веке и позже. А что было прежде этого?

Один из древнейших источников по истории Отечества «Стратегикон» Псевдо-Маврикия (донесение разведчика императору Маврикию о нравах Славян с целью ведения против них военных действий, относящееся к концу VI – началу VII в.), казалось бы, подтверждает это мнение: «Племена Славян и Антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству(курсив ОС) или к подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, при переходе их из одного места на другое охраняют их в случае надобности…» [1, 354].

Однако мы знаем о том, что земли наших предков подвергались многочисленным нашествиям, и, следовательно, военные конфликты при столкновении разнородных племен должны были неизбежно завершаться либо полным истреблением врага, либо захватом какого-то количества противников в плен. Древнейший вид рабства – это именно военные пленники. И верно, читаем далее: «Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но ограничивая срок рабства определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, где они находятся, на положении свободных и друзей» [1, 354].

Отметим существенную разницу между патриархальным домашним и классическим античным рабством.

 

Классическое античное рабство

Патриархальное домашнее рабство

1.Наличие рабов в хозяйстве

– массовое, системное явление

– единичные случаи

2.Цель производства

– создание прибавочного продукта – как в натуральной, так и в денежной форме

– создание средств существования для раба и владельца

3.Степень эксплуатации рабского труда

–  высокая; рабовладелец стремится при минимальных затратах  на содержание раба извлечь максимальную прибыль

– наравне с другими чадами и домочадцами, зачастую наравне с хозяином

4.Работорговля

– массовое, системное явление

– единичные случаи

5.Связь производства с рынком

– широкая; большая часть произведенного поставляется на рынок, в том числе и сам раб

– практически отсутствует 

6.Источники рабов

– невольничий рынок, рождение в неволе, военный плен, военный трофей (женщины, дети) и т.п.

– военный плен

7.Характер труда

– жестокая эксплуатация рабов на фоне паразитизма элит

– посильный труд совместно с владельцем и его семьей

8.Характер зависимости

– владелец имеет полную власть над личностью раба, его свободой: может покупать и продавать, может отпустить на волю; распоряжается его жизнью (согласно римскому праву, если внезапно умирал господин, то следовало казнить всех его рабов [2])

 – срок личной зависимости ограничен небольшим сроком; при возможности раб может быть выкуплен на свободу, может быть отпущен безвозмездно

9.Отношение к невольнику

– «говорящее орудие», «скот с человеческим лицом»

– милосердное – как к человеку, попавшему в трудную ситуацию

Патриархальное домашнее рабство у древних Славян было явлением довольно редким. Рабы (раб, рабенок и ребенок – однокоренные слова) становились челядью, чадью (чадо – дитя), членами семьи. За преступление раба нес ответственность его хозяин – отец такой семьи. Рабов содержали так же, как и собственных домочадцев: они трудились вместе с хозяевами, жили вместе под одной крышей, ели за одним столом, не подвергались унижениям или пыткам, выкупиться или безвозмездно обрести свободу было вполне доступно.

Но к Х веку явление трансформируется: рабами активно торгуют, на них устанавливаются цены, их дарят, за ними ведется целенаправленная охота.

По свидетельству арабского посла в Волжской Булгарии Ибн Фадлана (Х век), Русские привезли на торг в Итиль (в Хазарию) девушек для продажи («столько-то голов»), наравне с мехами и шкурами [3, 360].А Ибн Русте, арабский географ отмечает: «Что же касается ар-Русийи… У них есть царь, называемый хакан Русов. Они нападают на Славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли Славян» [4, 357].

Текст договора между Греками и Русами, заключенный в 912 году, содержит условия продажи, покупки и выдачи беглых невольников – «челядинов» [5, 154-155, 160-161].

Налицо факт заимствования «прогрессивных» торгашеских ценностей цивилизованной Европы «славянскими варварами». Впрочем, среди участников договора с русской стороны славянских имен нет [6, 313-332]. Норманнская теория вполне ясно объясняет причины явления: именно такой тип государственности – рабовладельческой, работорговой – принесли с собой «призванные» варяги с запада.

То, что до «призвания» варягов в славянских землях государственность существовала, не вызывает сомнений. Это и нашествие на Римскую империю славянского племени Ободритов под предводительством Радегаста (Радигоща), предшествовавшее «Великому переселению народов» [7,III, 384], и упоминание о князьях – носителях государственной власти – в хрониках, относящихся к эпохе Германариха [8,108], и военно-дипломатическая деятельность легендарного Кия, отмеченная в летописи [5,145], и стремление викингов (парней из рыбацких деревень Скандинавии) служить в богатой Стране Городов – Градарики [6, 285], и сам факт «призвания» варягов практически союзом племен – то есть международной организацией [5,149] – все подтверждает факт наличия особого типа государственности у Славян до 862 года.

Время до варяжского нашествия стереотипно называют «догосударственным» периодом в истории Отечества – всего лишь потому, что и сторонники, и противники «норманнской теории» в той или иной степени признают «авторское право» пришельцев на государственность Руси. Не важно Шведами или Немцами (хотя ни Германии, ни Швеции как государств тогда не существовало), Ободритами или Кельтами [6, 313-332] были варяги – они пришли в земли, задолго до их прихода известные богатством, щедростью, гостеприимством и высокой степенью социальной организации полиэтнического общества. Это было государство иного, чем все окружающие системы, типа. В частности, в нем-то – со времен уничтожения ига Германариха Гуннами и Россомонами – не принято было ни рабства, ни работорговли. Нельзя было торговать братьями и сестрами, а завоевательных войн с целью захвата пленных Славяне не вели. Английский историк Э. Гиббон упоминает о том, что целью нашествий – и Радигоща, и Алариха – было, как раз напротив – освобождение невольников: при взятии Рима в 411 Аларихом было освобождено более 40 тысяч рабов [7, 459].Основанное на родовых ценностях, это государство имело следующие отличительные черты: 1) доминирование духовной власти над светской: военные вожди, избранные и призванные князья подчинялись власти священнослужителей, жрецов сакральных центров, почитаемых во всем народе; духовные ценности признавались выше материальных; 2) граждане были равноправны и равнообязанны;  принимали активное участие в жизни всего общества; взаимопомощь, взаимовыручка и соборность присутствовали во всех делах; 3) государство носило охранительный, творческий, невраждебный, неагрессивный характер; в условиях проживания на территории древней Руси множества этносов – находили общий язык и уживались, заключали союзы.

Вероятно, отсутствие так необходимых для существования государственности западного типа рабовладения и работорговли не допускало накопления богатства, достаточного для возникновения и развития государства, основанного на насилии, нацеленного на материальное индивидуальное потребление, и послужило основанием для упрека Славян в отсталости и примитивности. Страна была обильна, государство процветало… не хватало только «наряду». Некоторые историки переводят это слово не «порядка», что, собственно и вносит путаницу в понимание явления, а «порядка наследования». Вероятно, кого-то из аристократии (Гостомысла? – мыслящего о гостях) не устраивал существующий порядок выборов князя и подчинения священству. Это не позволяло приобрести достаточно богатств, чтобы удерживать в руках власть не по народному избранию, а наследственно – семье самого влиятельного и богатого. Вот и пришлось пригласить родню, которой за несколько лет до легендарного 862 году при самовольном пришествии дали пинка. Теперь по какой-то причине «варяги» смогли закрепиться и обеспечить «наряд». И таким образом пришлые смогли принести «прогресс», именно чужаки для местных жителей могли безжалостно истреблять, обращать в рабство, продавать и дарить людей, словно скот.

И даже «обрусевшие» (то есть сблизившиеся с местным покоренным населением) представители династии Рюриковичей продолжают действовать в том же ключе. После взятия Искоростеня княгиня Ольга «старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань» [5, 165]. Можно предположить, что так она действовала под давлением Асмонда и Свенельда, которые оказали ей твердую поддержку в трудную минуту угрозы от Деревлян. Однако в дальнейшем, в ходе визита в Константинополь и принятия христианства, посулы подарить рабов греческому царю служат довольно мощным аргументом внешней политики Ольги для сближения с мировым гегемоном: за обещанными подарками царь отправил в Киев послов: «Ты ведь говорила мне: когда возвращусь в Русь, много даров пришлю тебе: челядь, воск, и меха, и воинов в помощь» [5, 167].Святослав (уже совсем «обрусевший», даже носящий славянское имя) мечтает о переносе своей столицы на Дунай, в «середину земли», потому что «туда стекаются все блага: из Греческой земли – золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и Венгрии – серебро и кони, из Руси же – меха и воск, мед и рабы» [5, 169].

Удивительно, но именно стремление к работорговле послужило едва ли не главной причиной гибели отважного князя. При возвращении из Доростола Святослав мог налегке стремительно миновать пороги и не попасть в печенежскую ловушку, однако он не мог двигаться быстро и руки его были связаны ценной добычей: «… Переяславцы послали к Печенегам сказать: «Вот идет мимо вас на Русь Святослав с небольшой дружиной, забрав у Греков много богатства и пленных без числа…» [5, 171]. Печенеги не заставили себя долго уговаривать.

Даже много позднее после принятия христианства, когда православные ценности были четко обозначены, русские князья мечтают о такой ситуации, когда «была бы чага по ногате, а кощей по резане» [9, 400, с.59] – то есть рабы бы стоили чрезвычайно дешево.

В чем же дело? Почему мы до сих пор учим детей в школе тому, что в Древней Руси не было рабства?

Мы стандартно рассматриваем начало русской истории с 862 года, с «призвания» варягов. В Европе – это начало раннего средневековья. Античное рабство сменилось колоннатом, а колоннат уступил место раннему феодализму – то есть договорным отношениям между сеньором и его подданными. Разумеется, в Европе эти договорные отношения во многом искажены пережитками рабства. Кроме того, по всей Евразии, концентрируясь в Хазарии, протянуты торговые связи рахдонитов-работорговцев. Норманнские нашествия по всей Европе – от Балтики до Сицилии, от Испании до Руси и Византии сопровождаются захватами и продажей пленников. Людьми продолжают торговать и в Северной Африке, и на Ближнем Востоке, и по всему Средиземноморью. Русь, встраиваясь в европейские отношения, принимает работорговлю как прогрессивную европейскую ценность, однако, преображая все по своему образу и подобию (как это происходило и с капитализмом, и с коммунизмом, и с либерализмом и пр.).

Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Однако крепостной (до поры до времени) мог перейти к другому хозяину на Юрьев день и мог иметь собственность, семью. Раб был лишен такой возможности. Существовали различные категории невольников: раб, челядин, кощей, чага, ярема. Холп – личный помощник воина, подобие оруженосца, часто из ближайшей родни, может быть, его сын, – впоследствии стал холопом, безправным личным лакеем. Впоследствии виды рабства трансформировались в различные категории крепостной зависимости: смерды, закупы, рядовичи и пр. Дальнейшее развитие феодальных отношений привело к тому, что все категории крепостных и рабов утратили формальные различия.Однако если речь идет об отношениях, предшествующих «призванию» 862 года, и даже ранее, до зависимости от  Хазарского каганата, и даже еще раньше – до «империи» Германариха – в наших древних землях, где уже  существовали племенные союзы Антов и Склавинов – и существовали именно для обороны от нашествий работорговцев, где издревле были воздвигнуты Змиевы валы и заставы для защиты от набегов кочевников Степи, где высились священные центры в Ретре и Арконе, процветали древние города ямной культуры, где «вероломные» Россомоны смогли объединиться со свирепыми гуннами для разгрома «славного» Германариха, где пролегала часть Великого Шелкового пути, где в греческих торговых портах охотно принимали для торговли зерно, меха, мед, коней – рабства не было [10].

Использованная литература

  1. Стратегикон. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  2. Машкин Н.А. История древнего Рима. – М.:  Политиздат, 1956, с.352; История древнего Рима. Под ред. В.И. Кузищина. – М.: Высшая школа, 1981, с.254.
  3. Ибн Фадлан. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  4. Ибн Русте. – Цит. по: Славяне и Русы на этнической карте Евразии. Диалог источников. – В кн.: Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерки этнической истории. М.: «ДИ – ДИК», 1995, с.353-490.
  5. Повесть временных лет. – СПб.: «Наука», 1999.
  6. Кузьмин А.Г. Начало Руси. – М.: «Вече», 2003.
  7. Гиббон Э. Закат и падение Римской империи. В семи томах. – М.: «Терра», 1997.
  8. Иордан. О происхождении и деяниях гетов (Гетика). – СПб.: «Алетейя», 1997.
  9. Слово о Полку Игореве: Сборник / Вступ. статьи Д.С. Лихачева и Л.А. Дмитриева. Реконструкция древнерусского текста и перевод Д.С. Лихачева. Сост., подгот. текстов и примеч. Л.А. Дмитриева. – Л.: Сов. писатель, 1990. – 400 с.
  10. ОС. Укалегон. М., 2015.

finist-os.ru

Кто такие черные клобуки — загадочные защитники Древней Руси?

Небольшое село Берендеево в Ярославской области получило название, кажется, прямо из старых русских сказок, от царя Берендея из всем известной «Снегурочки». Но в отличие от произведения Островского, в настоящих старых русских сказках нет такого царя и нет его сказочного Берендеева царства. Берендеи в Древней Руси — персонажи отнюдь не сказочные, они играют важную роль в становлении древнерусского государства, ныне, к сожалению, почти забытую.

Древняя Русь в XI веке — это водоворот этнических миграций. С севера на юг, в Византию, по русским рекам плывут варяги, а навстречу им, из Дикого поля на Русь едут орды степных кочевников. У недавних повелителей Степи, печенегов и торков, большая беда — на их землях появились половцы, и за какие-то 50 лет Дикое поле превратилось в Поле Половецкое, где нет уже места другим степным народам…

Оставшись без пастбищ, кочевники пришли к русским князьям, как когда-то готы пришли к римлянам, и предложили себя на роль пограничной стражи Руси. Их боевые качества в рекламе не нуждались: только недавно печенеги осаждали Киев и пили вино из черепа легендарного русского князя-воина Святослава… Князь Ярополк выделил им земли в Поросье, находящемся между Русью и Степью.

Постепенно туда начали стекаться тысячи кочевников, которым не было места в одной степи с половцами. В Поросье уклад жизни кочевников быстро менялся: многие переходили к оседлой жизни, начинали заниматься сельским хозяйством, чувствовать себя частью создающегося древнерусского государства, а не песчинкой в бесчисленной орде. У «русских кочевников» Поросья даже строится своя столица — город Торческ.

Но главное — Поросье надежно прикрыло Русь от Степи, впервые в истории русские князья не опасаются внезапного налета с юга. Успешный опыт берут на вооружения другие князья, и кочевников расселяют: значительная группа получает земли на Волыни, а Юрий Долгорукий и Андрей Боголюбский переселяют часть степных пришельцев во Владимиро-Суздальскую землю. Их называют «берендеями», и под этим именем память о них до сих пор живет в местных названиях (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др).

Внутри этого «Берендеева царства» перемешиваются разные народы, стирая между собой этнические различия. Через лет 50-70 в Поросье уже нет торков, печенегов и берендеев, теперь все они — новый племенной союз под названием «Черные клобуки» (прозвище дано за высокие черные шапки). Его политическое значение резко растет. Теперь военная сила Русской земли состоит из трех частей: княжеская дружина, славянское ополчение и кочевая конница. Постоянно сражающиеся за Русь берендеи отождествляются врагами с самим государством.

Как складывались отношения русских князей и их степных вассалов? По-разному. Кочевники понимали свое значение в государстве и смело разговаривали даже с самыми уважаемыми князьями. Например, в 1155 году, те, что жили в нынешней Ярославской области, разбили половцев и захватили много пленных.

Князь Юрий Долгорукий приказал их отпустить, но нарвался на категоричный отказ: «Мы умираем за Русскую землю с твоим сыном, и головы свои складываем за твою честь, а пленники — наша собственность».

Иногда князья мирились с такой дерзостью, иногда выгоняли кочевников из Поросья. Впрочем, выгоняли ненадолго, потому что «черные клобуки» были нужны почти всегда — они участвовали во всех походах русских князей в Степь. Только дважды они отказались сражаться против половцев — оба раза в половецкой орде, на которую готовился поход, у них оказывались родственники — «сваты».

В битвах «черные клобуки», которых летописцы ласково называли «своими погаными», шли в бой в первых рядах, отвечали за самые опасные операции — разведку и преследование отступающих — и обычно несли гораздо большие потери, чем варяги и славяне. Как и варяги-русь, «черные клобуки» постепенно начинают отождествляться со всей Русью. В первой половине XII века в летописях незаметно меняется название новообразованного государства: «вся земля Руськая и черные клобуки». Похожая история случилась и с самим словом Русь — так, по одной из версий, варяги называли свои дружины, которых славянские города нанимали для защиты своих интересов. Но враги запоминали тех, с кем бились, и переносили их название на всю страну и ее народ, называя ее Русь, а народ — «русские».

Позднее монголы также сочли Русь «страной двух народов».

Персидский историк Рашид-ад-Дин писал: «Царевичи Бату с братьями… направились походом в страну русских и народа чёрных шапок».

После их прихода история «народа черных шапок» прекращается резко и навсегда. Тумены Батыя рассеивают кочевников в Поросье (их лучшие воины к тому времени уже погибли на Калке и на Сити, при обороне Рязани и Владимира) и сжигают дотла их столицу Торческ. Кочевников монголы переселяют в район Волги и включают в состав Золотой Орды, оседлые «клобуки», уцелевшие после Батыева побоища, быстро ассимилируются среди славянского населения.

В XIII веке «черные клобуки» навсегда исчезают из летописей. От «русских кочевников» остается только несколько названий на карте, истинный смысл которых уже почти забыт.

ИСТОЧНИК:

rus-historical.blogspot.com