24. Культура русских княжеств в 12-13 веках. Культура древней руси 12 13 века
24. Культура русских княжеств в 12-13 веках
12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи –внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. выдающимся памятником лит-ры. «слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185.. с нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «слово о погибели земли Русской».. литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.
Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.
Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.
Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.1164 – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры.1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор.. княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество. Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только сященослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы , ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.
studfiles.net
Культура русских княжеств в 12-13 веках — МегаЛекции
Культура Киевской Руси
Важнейшим событием IX в является принятие Русью христианства. До принятия христианства, во второй половине IX в была создана братьями Кириллом и Мефодием - Славянская письменность на основе греческого алфавита. После крещения Руси она была положена в основу древнерусской письменности. Они перевели на язык Священное писание.
Русская литература родилась в первой половине XI в. Ведущую роль играла церковь. Литература светская и церковная. Существовала в рамках рукописной традиции. Материалом пергамент - телячья кожа. Писали чернилами и киноварью, используя гусиные перья. В XI в. на Руси появляются роскошные книги с киноварными буквами и художественными миниатюрами. Переплет их оковывался золотом или серебром, украшался драгоценными камнями (Евангелие (XI в.) и Евангелие (XII в.). Кириллом и Мефодием были переведены на старославянский книги Священного Писания. Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную. Первые оригинальные сочинения относятся к концу XI - началу XII вв. ("Повесть временных лет", "Сказание о Борисе и Глебе"). Жанровое разнообразие - летописание, житие и слово. Центральное место – летопись, ее занимались монахи, специально обученные. Древнейшая «повесть временных лет». Другой жанр житие – жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов – «агиография», Нестор «2 жития первых христианских мучеников Бориса и Глеба», «житие игумена Феодосия». Еще один жанр Поучение – «Поучение Владимира Мономаха». Торжественное красноречие – «слово о законе и благодати» Иллариона.
Архитектура. С приходом христианства начинается строительство церквей и монастырей (монастырь Киево-Печерский сер.XI в. Антоний и Федосий Печерские, Ильинский подземный монастырь в толще Болдинской горы). Подземные монастыри были очагами исихии (молчальничество)на Руси.
В конце X в. на Руси началось каменное строительство (989 г. в Киеве Десятинная церковь Успения богородицы). В 30-е годы XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещения. Выдающимся произведением зодчества Киевской Руси стал Софийский собор в Новгороде (1045 - 1050 гг.).
В Киевской Руси были высоко развиты ремесла: гончарное, металлоо6раоотка, ювелирное и др. В 10в появляется гончарный круг. К середине XI в. относится первый меч. Ювелирная техника была сложной, изделия Руси пользовались большим спросом на мировом рынке.
Живопись - Иконами, фресками и мозаикой.
Музыкальное искусство - церковное пение, светская музык. Появились первые древнерусские актеры-скоморохи. Существовали былинные сказители, они рассказывали былины под звучание гуслей.
Культура русских княжеств в 12-13 веках
12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи – внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. Выдающимся памятником литературы, является «Слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185 г. С нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «Слово о погибели земли Русской».
Литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.
Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».
В отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.
Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи.
Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.
Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар. 1164 г. – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры. 1158 г. была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор, княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.
В архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество.
Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только священнослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы, ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.
Культура Руси 14-15 веков
Культура Московской Руси. Со 2-й половины 14в начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и победой в Куликовской битве (1380). Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.
Литература – темы – борьба с иноземными захватчиками « Слово о гибели Русской земли», «Житие Александра Невского» - воспеваются его подвиги. «Задонщина» - написана в жанре повести Сафонием в конце 14в, посвящено победе на Куликовом поле.
Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Пскове и Новгороде (крупнейший центр культурной жизни). Традиции русского зодчества опирались на традиции архитектуры домонгольского периода, облик церкви Спаса на Ковалеве 1345, образец нового стиля 2-й половины 14в – церковь Федора Стратилата на Ручье 1360-61. Одновременно с храмовым, в Новгороде велось крупное гражданское строительство, совместно с немцами построили Грановитую палату 1433 для торжественных приемов и заседаний совета господ. В 1302г в Новгороде заложен каменный кремль. Другим крупным центром был Псков, вся архитектура носила облик крепости. Строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, псковские мастера завоевали известность. В Москве каменное строительство началось во 2-й четверти 14 в. – сооружение белокаменной крепости Московского Кремля, затем на территории были сооружены храмы и здания. Велось строительство в Коломне (Успенский собор), Серпухове, Звенигороде (успенский собор).
Живопись. Особое распространение получила иконопись, они служили заменой стенной живописи храмов, т.к. храмы были деревянные. Новгородская иконопись – изображение одного святого, если несколько, то в фас, с конца 14в икона – главный вид изобразительного искусства.Псковская иконопись отличалась типами лиц и смелостью композиции. Широкое распространение получила фреска – живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В 14в фрески получают новые черты: композицию, пространственный характер, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения – фрески Федора Стратилата на Ручье «Благовещение».
Феофан Грек – фрески, иконы, отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой живописной манерой. В его творчестве выделяются 2 периода: новгородский (создает редкие по одухотворенности пр-ния) и московский (спокойные и уравновешенные). В Новгороде церковь Спаса Преображения на Ильине Улице 1378. В Москве – церковь Рождества Богородицы 1395-96, Архангельский собор в Кремле. Вместе с Прохором и Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле 1405г. Его искусство определило развитие московской школы живописи.
Андрей Рублев – канонизирован русской православной церковью. Его творчество знаменовало подъем русской культуры, постигает расцвета московская школа живописи. Его работы отличают глубокая человечность, одухотворенность образов, совершенство художественной формы, отличие от Грека – персонажи мягче, человечнее. фрески на тему страшный суд в Успенском соборе во Владимире 1408, Иконостас в Троице-Сергиевом монастыре 1424-26, иконы - Апостол Павел, Архангел Гавриил., Троица (в Третьяковской галерее).
Русская культура 16 века
Объединение местных культур положило начало общественной культуре. В русской культуре усиливаются светские и демократические элементы.
«Сказание о Владимире Мономахе»- обосновалась наследственная связь Руси с Византией, Москва – третий Рим.
Получили дальнейшее развитие литературные путешествие, тверского купца Афанасия Никитина «Хождения за три моря».
В первой половине 16 века появились работы Ивана Пересветова «Сказания о царе Константине», Андрей Курбский «истории о князе московском».
Заметно повышается уровень грамотности. В истории России сыграло огромную роль книгопечатание – Иван Федоров книга «Апостол», 1564 год. Создаются обобщенные летописные произведения – лицевой летописный Свод.
В конце царствования Ивана III началось строительство нового Московского Кремля. Были приглашены итальянские зодчества и русских мастеров.. 1485 году Марк Фрязин строит первую башню кремля - Тайницкую. Кремлевские стены были увенчаны зубцами – мерлонами. Была увеличена высота стен.
1475-1479 год – итальянец Аристотель Фиораванти построил Успенский собор, псковскими мастерами построен Благовещенский собор. Итальянский архитектор Алевиз Новый соорудил архангельский собор, внесшие элементы итальянского зодчества. В кремле возводятся также и светские постройки. Грановитая палата – Пьетро Солари и Марком Фрязиным., столповая церковь – колокольня Ивана Листвичника, была вылета царь-пушка.
Продолжалось храмовое строительство и в других городах. Производилось строительство небольших посадских храмов. Изобрели крестчатый свод, Опирающийся не на внутренние столбы, а на наружные стены, церковь Благовещения на Ваганькове, церковь Вознесения в Коломенском. Выдающимся памятником стало строительство Покровского собора 1555-1561 в честь взятия русскими Казани. Были построены кремли в Нижнем Новгороде, Коломне, Зарайске. Петроком Малым – построен Китай-город, белый город – Федор Конь. Основываются монастыри-сторожа – Новодевичий, Симонов, Троице-Сергиев.
Живопись представляла произведениями талантливого русского мастера Дионисия – росписи стены Успенского собора московского Кремля., собора Богородицы Ферапонтова монастыря в Белозерском крае. Работы Дионисия – иконы и фрески отмечены тонким рисунком, светлым колоритом, пышной декорированностью, светлой радостью.
megalektsii.ru
Краткая характеристика культуры Руси 12-го века
Истоки и основы культуры Древней Руси в 12-м в.
В 12-м в. культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга, - христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства, все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро - во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.
В результате в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы - мотивы природы, уважения к земле, животным и птицам, что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую (к ней относились иконопись и зодчество) и языческую (народные ремесла).
Двоеверие просуществовало достаточно долго, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции. В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы. В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу.
Особенности культуры 12-го в.
Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в. процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.
Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными - предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.
Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.
Архитектура 12-го в.
Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.
К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма - каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).
Живопись и иконопись в 12-м в.
Изобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском соборе в Киеве.
Иконопись становится русской: стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон. Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают собственные работы, отличающиеся от традиционных греческих и византийских икон. В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир.
Литература в 12-м в.
Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12-м в. занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись - «Повесть временных лет». После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами.
В этот же период появляется «Слово о полку Игореве» - произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
Особенности культуры Древней Руси в XII
Распад Древнерусского государства и образование местных центров культуры привел к дальнейшему развитию русской культуры, появлению собственных культурных традиций. В XII - XIII веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир – на – Клязьме, Галич. В каждом из этих центров стали формироваться свои особенности, отражавшие местные традиции.
Значительное место в духовной жизни Руси продолжает занимать церковная переводная литература. Переводятся также и научная литература того времени. Идет накопление научных знаний по математике, механике, астрономии, химии, географии. Образованный человек на Руси имел представление о Европе, Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте.
На Руси появились свои врачеватели, лечьци. Самым известным из них был монах Киево-Печерской лавры Агапит.
Литература.
Первый общерусский летописный свод, «Повесть временных лет» был создан около 1113 года монахом Нестором. Начинается новый период в истории русского летописания. Местные летописцы, прежде всего, уделяли внимание о событиях происходящих на своей земле. Они отражали интересы своих князей. Так Владимиро-суздальские летописцы представляли владимирских князей как преемников князей киевских. Своеобразием отличались Новгородские летописи, в которых личность князей отходила на второй план.
Возникают новые жанры литературы. – поучения. «Поучение детям» Владимира Мономаха, в котором проявляется идея укрепления единства Древнерусского государства, стало одним из самых читаемых произведений.
Появляются произведения, в которых ставятся вопросы, связанные с княжеской властью. «Слово…» и «Моление» Даниила Заточника. Автор книги сторонник сильной княжеской власти. Он создает идеальный образ князя, защитника всех обездоленных, который сможет установить твердый порядок и оградить простых людей от произвола бояр. Только сильный князь сможет оградить страну от внешних врагов.
Одним из наиболее значительных произведений этого периода является «Слово о полку Игореве». Автор этого произведения легендарный Боян, вполне возможно легендарная личность. В основу «Слова» положены события связанные с походом Новгород-Северского князя Игоря Святославовича против половцев. Автор четко называет причины страданий народа и призывает князей прекратить распри. По мотивам «Слова…» великий русский ученый-химик и композитор А.П.Бородин написал оперу «Князь Игорь».
Зодчество
Наиболее зримо местный культурные традиции и колорит проявился в архитектуре. Каменное зодчество в Великом Новгороде, утратив былую монументальность, в своей простоте стало крайне выразительным, вписываясь в окружающий пейзаж. Таковой стала церковь Святого Георгия в Ладоге. Церковь Спаса на Нередице в Новгороде, расписанная фресками, на одной из которых был изображен князь Ярослав Всеволодович, отец Александра Невского.
В роскошном и помпезном духе построен Успенский собор во Владимире. Андрей Боголюбский велел строить собор выше Киевской Софии. Храм стал самой высокой постройкой на Руси, 32 метра. Одним из шедевров архитектуры Руси стал храм Покрова на Нерли, которую назвали «поэмой из камня». Во Владимире были построены Золотые ворота, парадный въезд в город. В 1158 году Андрей Боголюбский заложил свою роскошную резиденцию в Боголюбове, двухэтажный каменный дворец, храм, крытые, на высоких башнях переходы и две лестничные башни.
В конце XII века во Владимире при Всеволоде Большое Гнездо был построен одноглавый Дмитриевский собор. (Дмитрий второе, христианское имя Всеволода). Стены храма были украшены каменной резьбой, более 500 фигурок людей, птиц, животных, фантастических существ. Внутри стены храма были расписаны фресками.
Живопись
В церковном искусстве все больше стали присутствовать бытовые сюжеты. На иконах святые иногда очень похожи на князей заказчиков. Так на иконе Дмитрия Солунского, покровителя Всеволода Большое Гнездо, по-видимому изображен сам князь.
В период политической раздробленности Руси русская культура переживала подъем. Местные различия обогащали русскую культуру. В то же время рсский народ не утратил своего культурного единства.
Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся ордынским игом. Монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.
Русская культура в XIV - XVI веках
Со второй половины XIV века одновременно с хозяйственным подъемом начинается культурное возрождение Руси. Начинается преодоление культурной разобщенности русских земель и проявляются элементы и своеобразие единой русской культуры. Центр политической и культурной жизни перемещается в Москву, возглавившую борьбу с золотоордынским игом. Создание единого государства вызвала культурный взлет России. Единая русская культура впитывала в себя лучшие достижения имевшиеся в отдельных русских землях. Одновременно в процессе становления единой русской культуры шло освобождение от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.
Начинают устанавливаться культурные связи с Европой.
Просвещение
В XIV веке на Русь стали завозить бумагу. Стали дешеветь книги. На смену «уставу» приходит новое написание букв «полуустав», беглое и свободное письмо. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. Решением Стоглавого собора в Москве, при церквях и монастырях открываются училища.
Важнейшим событием стало возникновение российского книгопечатания. В 1564 году в Москве, на Печатном дворе Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец напечатали первую русскую печатную книгу «Апостол». В 1565 году был издан «Часословец» - книга для обучения грамоте.
Устное народное творчество
Большого расцвета достиг, героический былинный эпос. Главным героем в нем стал Владимир Красное Солнышко. Своеобразные новгородские былины говорили о купце Василии Буслаевиче и богатом госте Садко.
Появляется новый жанр устного народного творчества – исторические песни. «Песня об Авдотье-Рязаночке», которая освобождает из ордынского плена жителей Рязани. «Песня о Щелкане Дудентьевиче» рассказывает о восстании в Рвери в 1327 году против баскака Чолхана.
Много песен было посвящено Ивану Грозному. Народ одобрял борьбу царя с боярством. Множество песен были посвящены взятию Казани. Целый цикл песен был посвящен покорителю Сибири Ермаку Тимофеевичу.
Литература XIV – XV веков
Центральной темой в русской литературе этого периода была борьба против иноземных захватчиков. Одним из значительных произведения является «Повесть о разорении Рязани Батыем», в которой говорится о подвиге Евпатия Коловрата.
Важнейшими произведениями этого времени были «Задонщина» рязанского боярина Софония Рязанца, и «Сказание о Мамаевом побоище». Эти произведения стали основой идеологического возрождения России.
Огромный интерес в России вызвала книга тверского купца Афанасия Никитина «Хождение за три моря», который в 1466 году с торговыми целями посетил страны Востока и Индию.
Общерусское летописание
Возрождается общерусское летописание. Первая общерусская летопись, ставшая на позиции единства Руси стала составленная в Москве в начале XV века – Троицкая летопись.
В 1418 при участии митрополита Фотия составляется новая летопись, главной идеей которой был союз великокняжеской власти с городским населением.
Московская летопись 1479 годабыла одной из самых значительных произведений русского летописания.
Русская литература XVI века
Важнейшим произведением этого периода было «Сказание о князьях владимирских». Автор его не известен. В сказании говорится о происхождении рода московских государей от императора Рима Августа и передаче регалий царской власти Константином Мономахом.
Публицистика
Челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых предвосхищается ход реформ Избранной рады. В них он говорит об укреплении самодержавной власти царя.
ПерепискаИвана Грозного с Андреем Курбским, бежавшим из России в 1564 году. Иван Грозный отстаивает идею божественного происхождения самодержавной власти, Курбский, в своей книге «Истории о великом князе московском» ставит вопрос о монархе который правит совместно с выборным органом, представляющим все слои населения страны.
Особое место занимает выпущенный в1512, первый русский перевод Хронографа – сборника сочинение по всемирной истории.
«Четьи-минеи» -четьи книги для чтения, Минеи – сборники, где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их следует читать. Созданы при митрополите Макарии, и являлись церковно-литературной энциклопедией русского общества.
В «Домострое» попа Сильвестра, написанном в XVI веке были собраны наставления на каждый день жизни, содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, религиозных и семейных норм, являлся своеобразной энциклопедией русского быта.
Создание единого государства и избавление от ордынского владычества привели к формированию национальной русской культуры. Главной темой литературных произведений становятся не только борьба с захватчиками, но и идея укрепления единого государства и царской власти.
Читайте также:
lektsia.com
Русская культура в XII-XIII веках
Надписи с именами мастеров Косты и Братилы, вырезанные на дне серебряных сосудов из новгородского Софийского собора. XII век.
Вторжения захватчиков и стихийные бедствия привели к гибели множества драгоценных произведений зодчества, живописи, прикладного искусства и литературы. Почти не сохранились и имена простых людей, создававших для светских и духовных феодалов «измечтанные разною хитростью» шедевры стенной живописи и каменной резьбы, тончайшей серебряной чеканки и монументальной архитектуры.
Лишь немногие из русских мастеров упомянуты в дошедших до нас летописях, Это «каменные здатели» — полочанин Иван, новгородцы Пётр и Корова Яковлевичи, Пётр Милонег; Олекса, работавший на Волыни по строительству городов; волынский «хытреч» Авдей — мастер каменной резьбы. Уцелело известие о киевском художнике Алимпии, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны имена новгородских мастеров-чеканщиков Косты и Братилы, оставивших прекрасные чеканные серебряные сосуды, а также литейщика Авраамия, скульптурный автопортрет которого сохранился до нашего времени. Именно труд крестьян и ремесленников был основой дальнейшего развития Руси.
Русский язык и культура обогащались в результате взаимодействия с культурой ряда народов. Такое взаимодействие нашло отражение в суздальском зодчестве (в котором прослеживаются связи с грузинской и армянской архитектурой), в новгородской живописи (в которой встречаются общие мотивы с армянской фресковой живописью), в народном фольклоре и литературе, где имеются многочисленные упоминания о других народах, об их культуре и быте.
Несмотря на господство богословия, по мере роста опыта, накапливаемого в производстве и развития просвещения (хотя оно затрагивало лишь незначительную часть общества) на Руси распространялись начатки знаний в области изучения природы и истории. Заметно росла грамотность среди феодальной знати, дворянства и горожан. В рукописных памятниках всё чаще встречались похвалы «учению книжному», а «ум без книг» уподоблялся бескрылой птице: какой не взлететь, так и человеку не добиться «совершенна разума без книг». В обучении основными пособиями были Псалтырь, Часослов, Апостол. Обычное в средневековой Европе библейское представление о мире излагалось в «Шестодневе», который давал богословско-схоластическое описание природы, в сочинении Козьмы Индикоплова «Топография» и в других переведенных на Руси произведениях. Греческие хроники Георгия Амартола, Иоанна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей.
Золотые ворота во Владимире-на-Клязьме. XII век.
Наряду со знахарями и «божественными исцелителями» появились врачи — лечцы. В Киеве, например, жил знаменитый лечец Агапит, знавший, «каким зелием исцеляется какой недуг». Возросли знания в области математики, находившие применение и в сельском хозяйстве и при исчислении налогов и при составлении хронологических расчётов в летописях.
Развитие исторических знаний получило яркое отражение в летописании. Во всех крупных городах, от Новгорода до Холма, от Новгородка до Рязани, велись исторические хроники-летописи и составлялись летописные своды (целостные исторические произведения, представлявшие собой обработку летописных записей). До нашего времени частично сохранились лишь летописи владимиро-суздальские, Волынские и новгородские. Большинство их проникнуто идеей сильной княжеской власти. Тесная связь летописцев с деятельностью княжеских канцелярий приводила к включению в летописные своды деловых документов: дипломатических, административных, военных.
На Руси, так же как и в других странах, существовала тесная связь между развитием ремесла, прикладного народного искусства и зодчества. Поскольку в обществе господствовала религиозная идеология, лучшие образцы зодчества были связаны с церковью, бывшеи к тому же богатым заказчиком. С переходом к феодальной раздробленности для памятников архитектуры стали характерны уменьшенные размеры храмов, упрощённость их внутреннего убранства и постепенная замена мозаики фреской. Господствующим видом церковного зодчества сделался «кубический» храм с тяжёлой главой. Эти изменения были связаны и с быстрым распространением каменной архитектуры.
В Киевской земле продолжалось строительство храмов и монастырей (церковь Спаса на Берестове, Кирилловская церковь), но постоянный переход Киева от одних князей к другим создавал неблагоприятные условия для развития здесь искусства. Ряд выдающихся произведений искусства возник во Владимиро-Суздальской земле, в частности во Владимире-на-Клязьме с его «золотыми воротами», белокаменной архитектурой и каменной резьбой. Здесь были воздвигнуты великолепные храмы — Успенский собор, шедевр мирового зодчества Дмитриевский собор с каменными резными рельефами, четырёхстолпный храм Покрова-на-Нерли с декоративной скульптурой и Боголюбовский княжеский дворец, включавший в комплекс своих построек собор.
Ярослав Всеволодович. Деталь фрески в церкви Спаса-Нередицы. 1199 год.
Строительство велось в Ростове, Суздале, Нижнем Новгороде и в других городах Северо-Восточной Руси. В качестве примера можно привести Георгиевский собор (30-е годы XIII в.) в Юрьеве-Польском, притвор которого был украшен каменной резьбой.
В Новгородской земле времён боярской республики вместо крупных соборов, строившихся князьями, появились более скромные, но выдающиеся по совершенству форм и художественной росписи храмы. Среди них выделялась всемирно известная церковь Спаса-Нередицы (конец XII в.) в Новгороде. Большой интерес, как памятник искусства, представляет псковская церковь Спаса в Мирожском монастыре (середина XII в.), расписанная фресками.
Не менее замечательной была и архитектура Галицко-Волынской Руси. Здесь известны Успенский собор во Владимире-Волынском, комплекс княжеских дворцовых построек в Галиче, церковь св. Пантелеймона и т.д. Архитектура Холма не сохранилась, но из летописи известно, что князь Даниил распорядился построить здесь три храма, украшенные резным галицким белым и холмским зелёным камнем и колоннами «из целого камня». На пути к городу высился «столп» с огромным изваянием орла. Зодчество развивалось в Чернигове, Смоленске, Полоцке, Городно (Гродно) и других городах. Появились и разнообразные гражданские постройки — дворцовые княжеские ансамбли во Владимире, Галиче и других городах, использовавшие традиции древнерусского «хоромного строения».
Белокаменная резьба на южной стене Дмитриевского собора во Владимире-на-Клязьме. 1194 год.
В изобразительном искусстве возросло стилистическое разнообразие, причём местное народное творчество нередко вступало в борьбу с господствующей церковной идеологией. Для новгородской живописи (роспись Софийского собора, Николо-Дворищенской и Благовещенской церквей) характерна яркая, сочная красочность. Особенно замечательны были росписи Спаса-Нередицы — его стен, свода, столбов и арок. Новгородская иконопись характеризуется теми же чертами, что и монументальная живопись, и своими корнями уходит в народное искусство.
Своеобразным было искусство Владимиро-Суздальской Руси. Местные храмы были наполнены «многоразличными иконами и драгим каменьем без числа». Но сохранилось из этого богатства немногое: остатки росписи Успенского и Дмитриевского соборов, икона Дмитрия Солунского.Ещё меньше дошло до нас художественных памятников других областей Руси.
Прикладное искусство и скульптура, менее чем живопись связанные с церковными канонами, нередко отражали в своих сюжетах народные игры и пляски, сцены борьбы и т. п. Значительного подъёма достигло искусство чеканки монет, печатей и каменной резьбы (убранство соборов, каменные иконки и т. п.). Мотивы народного творчества нашли богатое отражение в вышивке, а также в украшениях книг — заставках, концовках, заглавных буквах и т. д., где наряду с растительным и цветным орнаментом зачастую представлены сцены народного быта и труда.
Влияние народного творчества чувствуется и в одном из сохранившихся рисунков на полях псковской рукописи XII в., где изображён отдыхающий крестьянин, а подле него нарисована лопата и имеется надпись: «Делатель, трудися».
Русская культура в XII-XIII веках
В памятниках литературы периода феодальной раздробленности проводились идеи господствующего класса. В лучших её творениях, призывавших князей к миру, защите независимости родины, отражены и чаяния широких народных масс.
Церковная проповедническая литература, идейная направленность которой заключалась в призыве населения к повиновению властям небесным и земным, представлена произведениями Климента Смолятича, Кирилла Туровского и др. Эти писатели были широко образованны и в своих произведениях использовали наследие античной литературы. Знаменитый книжник Климент Смолятич (середина XII в.) охотно ссылается на Омира (Гомера), Аристотеля и Платона, подвергаясь за это нападкам со стороны представителей ортодоксального богословия.
Идеология церковной и отчасти светской знати нашла яркое отражение в замечательном памятнике литературы 20-х годов XIII в. — «Патерике» Киево-Печерского монастыря. Проникнутый мыслью о превосходстве духовной власти над светской, он включал 20 назидательных рассказов о жизни этой крупнейшей церковной феодальной корпорации.
Обширный круг идей содержится в выдающемся памятнике ранней дворянской публицистики, сохранившемся в двух редакциях XII—XIII вв., — «Слове», или «Молении», Даниила Заточника. Блестяще образованный Даниил умело использовал сокровища фольклора для восхваления сильной княжеской власти и обличения вредного для Руси самовластия светской и церковной знати.
В составе летописных сводов сохранились повести о князьях (об Андрее Боголюбском, Изяславе Мстиславиче Волынском и др.), о крупных исторических событиях, о взятии крестоносцами Константинополя и т. д. В этих повестях имеется много деталей, свидетельствующих о возрастании интереса к человеческой личности, к действиям и переживаниям отдельных людей.
Величайшим памятником русской культуры XII в. является «Слово о полку Игореве», посвящённое описанию неудачного похода на половцев (в 1185 г.) новгород-северского князя Игоря Святославича. Автор — сторонник единства страны, единства её сильнейших князей, единства народа. Русская же земля для него — это вся Русь, от Таманского полуострова до Прибалтики, от Дуная до Суздальской земли. В то время, когда в результате княжеаких усобиц и половецких набегов «по Русской земле редко пахари покрикивали, но часто вороны граяли, трупы между собою деля», автор восхваляет мирный труд. Описывая одну из кровопролитнейших междоусобных битв на Немиге и противопоставляя мир войне, он пользуется образами, рисующими работу крестьянина-пахаря. «Чёрная земля, — пишет автор,— под копытами костьми была посеяна, кровью полита: горем взошли они по Русской земле».
«Слово» проникнуто глубоким патриотизмом. Образ Русской земли является центральным в этом произведении. Автор призывает князей встать на защиту родины и осуждает тех из них, которые занимаются распрями («куют крамолу» и «сеют по земле стрелы»). Автор рисует образы сильных и могущественных князей (Всеволода Большое Гнездо, Ярослава Осмомысла и др.), распространивших свою власть на большую территорию, прославленных в соседних странах.
В «Слове о полку Игореве» щедро использованы образы народной поэзии. Это чувствуется в описании природы, в словах скорби по поводу бед, постигших Русь, в тех сравнениях, присущих народному творчеству, к которым прибегал автор, описывая войны и битвы. Незабываемы по яркости лирические женские образы, воспетые в «Слове» (жена князя Игоря Евфросинья Ярославна и «красная» Глебовна). Русский народ устами автора «Слова» выражал свой призыв к единству во имя труда и мира, во имя защиты родины.
Развитие русской культуры в XII—XIII вв. происходило в тесной связи с дальнейшим развитием русской народности.
В Русской земле и в период феодальной раздробленности сохранялся общий язык (при наличии различных диалектов) и действовали общие гражданские и церковные юридические нормы. Народ был чужд феодальных распрей и хранил память о былом единстве Руси. Это нашло своё отражение прежде всего в былинах.
Русская культура играла большую роль и в жизни соседних земель. Русские летописи вошли в состав крупнейших польских хроник, на русских летописях основано летописание Литвы. Тексты русских летописей проникли даже в Англию, где получили отражение в хронике Матвея Парижского. Памятники русского ремесла сохранились в Чехии. Влияние русских фресок проявилось в Чехии, сказалось в росписях храмов Польши и Готланда. Русские косторезы пользовались заслуженной славой в Византийской империи и других странах.
www.history-at-russia.ru
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ В 12 -13 ВЕКАХ Автор
КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ В 12 -13 ВЕКАХ. Автор: ? ? ? Название : ? ? ? Москва 2012 Ученики 6 «Б» класса Белявский Иван и Фокин Михаил. Учитель истории Морозова Наталя Георгевна.
Цели работы Современное понимание культуры Древней Руси опирается, главным образом, на памятники, литературы, иконописи.
Введение Изучение древнерусского общества, как и любого другого, невозможно без ответа на вопрос о том, как человек сам воспринимал окружающий мир, события, происходящие в нем и свое положение. Поэтому, особенно важно попытаться взглянуть на древнерусское творчество под одним из ракурсов – глазами людей, его составлявших .
Иконопись Никола Липный. Алекса Петров. 1294 год. Большую роль в её формировании сыграло христианство, задавшее модель русской культуры, и определи перспективу её развития на многие века. Если Киев к концу XII века совершенно теряет свою былую значимость, то Северо-Восточная Русь в начале XIII века находится в стадии наивысшего расцвета. Центром её был Владимир, крупная иконописная мастерская работала при епископском дворе в древнейшем городе Ростове, другие города, например Ярославль, также становились художественными центрами. Святой Димитрий Солунский. Икона. Около 1212 года.
Литература Одним из важнейших разделов русской литературы является летопись. Основные летописи: 1. Несторовский список 2. Лаврентьевский список 3. Ипатьевский список 4. и многие другие. А это первая Новгородская Летопись
Летопись Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи. Русские летописи обычно велись в виде погодных записей, начинающихся словами «Въ лѣто» . Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000. радзивиловская летопись
present5.com
24. Культура русских княжеств в 12-13 веках
12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи –внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. выдающимся памятником лит-ры. «слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185.. с нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «слово о погибели земли Русской».. литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.
Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.
Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.
Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.1164 – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры.1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор.. княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество. Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только сященослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы , ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.
studfiles.net