Герб Владимира - символ с древней историей. Древней руси гербы


Герб Руси и Российского государства - Российская Империя

Россия и Византия. Появление двуглавого орла

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.

www.rusempire.ru

Русская геральдика: почему у городов в России такие странные гербы?

Что Нептун делает на гербе Великого Устюга? Как Павлин оказался на эмблеме Серпухова? «Россия - это загадка, завернутая или окутанная мистикой, внутри головоломки». Когда смотришь на наши гербы, понимаешь, что Черчилль был прав.

Нептун в условиях Русского Севера

У государственной символики России сложное, запутанное прошлое. Мы до сих пор не знаем «откуда есть пошел» двуглавый орел, почему в качестве «геральдического покровителя» был избран именно Георгий Победоносец, а не Андрей Первозванный или Николай Угодник, почитание на Руси которых было куда более широким. Но еще более запутанная генеалогия у гербов русских городов, логику символизма которых порой просто невозможно постичь.

С точки зрения геральдической науки герб призван представлять главную идею символизируемого, его формулу, его ДНК. Но когда вы посмотрите, скажем, на эмблему Великого Устюга (Нептун держит в руках два кувшина с изливающейся водой), то расшифровать геральдический код сего сюжета вы вряд ли сможете. Официально герб с римским морским божеством город получил в 1780 году. Фактически же Нептун перекочевал из «Знаменного гербовника» графа Миниха, изданном в 1730 году и был призван, согласно мысли его создателей, символизировать выгодное географическое положение Великого Устюга. Интересно, что изображение подкреплялось легендой: якобы на Землю спускался некий водолей-богатырь, чтобы слить воды двух рек, Юга и Сухоны, в одну – Северную Двину. Большая вероятность, что эта легенда была создана в том же XVIII веке, чтобы как-то объяснить явление Нептуна на Русском Севере.

Бестиарий Иоанна Грозного

В Россию городская геральдика пришла довольно поздно – при Петре I. До этого роль гербов выполняли печати, украшенные эмблемами. В 1570-ых годах появилась печать Иоанна IV, на которой можно увидеть 24 эмблемы - по 12 с каждой стороны -княжеств, земель, городов, составляющих Московское царство. Интересно, что львиную долю символов составляет изображения животных, птиц, рыб. Другую часть – оружие: луки, мечи, сабли. Ученые утверждают, что большая часть эмблем не содержала никакого идентификационного кода мест, земель, которые они символизировали, а была плодом воображения придворных изографов. Те же руководствовались ни столько «гениями мест», сколько Псалтырью и популярными тогда на Руси «Физиологом». Таким образом Нижний Новгород стал символизировать олень, Псков – барс (или рысь), Казань – василиск (дракон), Тверь – медведь, Ростов – птица, Ярославль – рыбы, Астрахань – собака, Вятские земли – лук и т.д.

Едва ли тогда кто-то всерьез задумывался о глубинном символизме городов. Главную символическую нагрузку на печати Иоанна IV несли расположенные в центре двуглавый орел со святым Георгием – с одной стороны, и Единорог (личная эмблема Грозного) – с другой. Вся же окружность, периферия, играла на печати государя роль этакой массовки, в задачи которой входило ни столько правильная идентификация места, сколько показать могущество царя.

По трагическому стечению обстоятельств печать Грозного стала своего рода программой на будущее – Москва все, периферия – ничто.

Это совсем не значит, что у территорий, представленных на печати, не было своих родовых, аутентичных, символов. Были, и некоторые из этих символов насчитывали столетия. Однако в системе координат Иоанна они, конечно, не могли найти своего места. Так, Грозный самолично придумал печать Великого Новгорода, которая легла в основу его будущего «медвежьего» герба, проигнорировав существовании на протяжении столетий аутентичных новгородских символов на печатях (Спаса Вседержителя, Андрея Первозванного, всадника, льва). Главная причина заключалась в том, что поместная аутентичность противоречила политике централизации Московского царства.

Первый русский брендбук

Спустя столетие, в 1672 году на свет появилась «Большая государственная книга», или « Царский титулярник», которая явило новую геральдическую версию русских земель. В книге мы видим уже 33 герба. Эмблемы некоторых земель, которые присутствовали на печати Грозного, кардинально эволюционировали.

Так, Ростов Великий поменял птицу на оленя, Ярославль – рыбу на медведя, вооруженного секирой, а Рязань сменила лошадь на пешего князя. Однако вряд ли этим изменениях предшествовала какая-то серьезная проработка темы: скорее всего, в основе ребрендинга лежало все тоже свободное творчество изографов, а не исконные символы этих земель. При этом «Титулярник» лег в основу будущих геральдических экспериментов, что окончательно привело к потере первичных символических кодов древних русских территорий.

«Хотим павлина!»

Петр I решил систематизировать русский брендбук и ввести в оборот настоящие гербы, созданные по всем правилам европейской геральдики. Интересно, что в основе решения находились армейские цели. Для облегчения снабжения продовольствием армия должна была размещаться по городам и губерниям России. Полки получали названия городов и местностей прописки, а на полковые знамена должны были быть помещены гербы этих территорий.

В 1722 году царь учредил особую герольдмейстерскую контору, которой было поручено сочинение гербов, в том числе и городских. На роль творческого директора был приглашен граф Франциск Санти. Итальянец взялся за дело с неистовым энтузиазмом: во-первых, он «довел до ума» эмблемы из «Титулярника» Алексея Михайловича, а, во-вторых, создал несколько десятков гербов для русских городов «с нуля». Перед началом творческого процесса Санти отправил местным городским чиновникам анкеты, в которых те должны были рассказать о ключевых особенностях своих городов. Надо отметить, что местные канцелярии отнеслись к «техническому заданию» итальянца без должного энтузиазма: ответы чиновников были весьма локаничны и бессодержательны. Правда, были и города, которые со всей серьезностью отнеслись к заданию. Например, чиновники Серпухова отрапортавали, что город их славится павлинами, которые живут в одном из местных монастырей. Вскоре заморская птица заняла свое почетное место на гербе города.

Несмотря на всю инертность городских канцелярий Санти все же умудрился нарисовать реестр из 97 гербов (другой вопрос, насколько аутентичны были эти символы?). Вероятно, он мог бы сделать и больше, однако уже в 1727 году Екатерина I, правившая после смерти Петра, отправила графа в Сибирь с обвинением в заговоре.

Геральдическая лихорадка

Следующий геральдический бум в России пришелся на время правления Екатерины II. Это было связано с реформой местного управления 1775 года. За десятилетие было создано несколько сотен гербов русских городов. Многие из них, если не большинство, имели абсолютно надуманный характер, являясь плодом вкусовщины провинциальных городских чиновников и плохого знания герольдами истории городов. Так, на свет появились гербы городов Великие Луки (три лука), Сумы (три сумки) и т.д.

На этот момент приходится и рождение многих «геральдических» мифов: местные чиновники вовлекаются в творческий процесс и начинают сочинять легенды о происхождении гербов. Например, сановники Коломны рассказывали историю, что их город был построен в 1147 году представителем древнего патрицианского римского рода Колонна, поэтому и город так называется, а на гербе его изображен столп.

Но дальше всех пошли ярославцы, которые утверждали, что герб в виде медведя с секирой был придуман самым великим князем Ярославом: «по той причине, что он, шествуя в Ростов по проливу из Которосли в Волгу, нашел на медведя, и онаго с помощью людей своей свиты убил».

В XIX веке власти попытались как-то систематизировать геральдическую лихорадку, поскольку – в порыве творчества - у некоторых городов оказалось аж несколько утвержденных гербов. Пришлось от лишнего отказаться.

После революции отечественную городскую геральдику ждал новый бум гербового творчества, но «клейма территорий», созданные советскими художниками годились разве что для сигнификации кругов ада, нежели для городов, населенных живыми людьми.

После распада СССР начался геральдический ренессанс, который выразился в массовому возвращению городов к «екатерининскому брендингу».

Несколько столетий экспериментов в геральдике русских городов закончилась ничем. Так, древние русские города, имеющие многовековые традиции, с легкой руки центральной власти обзавелись пустыми бессодержательными символами и погрузились в депрессию. Герб, призванный объединять горожан в единую общность, отражать сущность, характер города, так и остался в мечтах.

Нужно признать, что вся многовековая работа в области геральдики русских городов делалась на коленке. Все истинные символы древнерусских земель были проигнорированы еще при создании печати Иоанна IV. А в «Царском Титулярнике» московское надуманное герботворчество, когда столичные дьяки придумывали красивые эмблемы для «остальное мира», было введено в систему. Роковую роль сыграло увлечение московской элиты «последними западными трендами».

Так, «Титулярник» был создан по приказу главы Посольского приказа боярином Артамоном Матвеевым, который, как известно, был одним из первых западников в русской истории. Важно знать, что книга создавалась не как официальный гербовник, а как сувенирное издание, которое показывали высоким заморским гостям. Дескать, смотрите, мы не хуже вас, мы тоже продвинутые, в тренде. Беда в том, что последующие герботворцы стали использовать этот сувенир в качестве основного источника по русской геральдике, коим он ни на секунду не являлся, как, впрочем, и печать Иоанна IV.

При последующих государях положение только усугубилось, знаки все дальше уходили от означаемого, исконные символы потеряли всякую надежду быть обнаруженными придворными герольдмейстерами. Настоящим роком стало и то, что ключевые роли в создание гербов русских сыграли иностранцы.

Символ города играет чрезвычайно важную роль в установлении прочной связи между городом и горожаниным. Городская эмблема является связующим компонентом между личностью жителя и городской общностью, и чем сильнее и содержательнее символ, тем связь человека с городом прочнее.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Гербы древних русских городов - Золотое кольцо -

Шел тут, шел, да и нашел.

После кого-то из умерших стариков этот набор значков выбросили. Прямо целиком, в обложке. Картонная обложка, конечно, несколько пострадала, виден даже след чьего-то ботинка.Зато сами значки целехоньки, даже заколки не погнуты.

Если кто-то не знает (или забыл), "Золотое кольцо" - это разработанный в советское время туристический маршрут по городам с традиционной русской архитектурой, в основном 15-18 веков (хотя кое-где встречаются и более древние постройки, и более молодые - если они архитектурно интересны). Архитектура представлена церквями, монастырями, реже - боярскими или купеческими палатами, древними укреплениями (кремлями) в разной степени сохранности. "Кольцом" этот маршрут назывался потому, что предлагаемые к посещению города располагались примерно кольцеобразно вокруг Москвы, в современных Московской, Ивановской, Владимирской, Тверской, Костромской и Ярославской областях. Классически к "Золотому кольцу" относят восемь городов: Сергиев Посад (с 1930 до 991 года - Загорск), Переславль-Залесский, Ростов Великий, Кострома, Ярославль, Иваново, Суздаль, Владимир. Москва обычно в список городов "Золотого кольца" не включалась, будучи как бы центром этого кольца.

Сам термин появился благодаря искусствоведу и литературоведу Юрию Александровичу Бычкову, который в 1967 году опубликовал в газете "Советская культура" цикл статей под общим заголовком "Золотое кольцо России".

Однако довольно быстро стало ясно, что ограничиваться только названными восемью городами сложно, поскольку древних городов с интересной историей и архитектурой гораздо больше. Так появился "расширенный" список городов "Золотого кольца", часто дискутируемый. В расширенный список вошли следующие города и поселки Центральной России: Абрамцево, Александров, Боголюбово, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Дмитров, Калязин, Кашин, Кидекша, Кинешма, Красное-на-Волге, Муром, Мышкин, Нерехта, Палех, Плес, Покров, Рыбинск, Тутаев, Углич, Шуя, Юрьев-Польский, Юрьевец. Список этот в разных источниках варьируется, в него включают то большее, то меньшее количество городов, и иногда располагают по степени значительности или интереса с точки зрения истории и туризма.

Еще позже появилось понятие "Большого Золотого кольца", в которое включили уже больше сотни различных городов и поселков Центральной России. Конечно же, вместить все города "Большого Золотого кольца" в один маршрут было невозможно, соответственно, была разработана целая сеть маршрутов, различных по сроку поездки и ее насыщенности. Поездки были обычно автобусные, различной продолжительности - от трех-четырех до десяти дней.

С распадом СССР активная туристическая деятельность на маршрутах "Золотого кольца" почти закончилась, архитектурные памятники где-то приходили в упадок и даже разрушались без ухода, а где-то "реставрировались" по-быстрому и подешевле. Однако турфирмы и сейчас предлагают туры по городам "Золотого кольца" - как по классическому списку из восьми главных городов, так и по отдельным областям.

А теперь пора перейти непосредственно к найденному набору значков.

Так выглядит обложка со значками целиком:

Дальше я покажу по отдельности каждый из значков. По порядку, слева направо и сверху вниз.

1. Москва. Изображение герба Москвы любопытно. Это не изображение герба Москвы Советского времени, но и не изображение дореволюционных вариантов герба. Скорее, это некая вольная фантазия на тему "копейца"  древних русских монет или печатей. Напомню, город Москва в классический перечень городов "Золотого кольца" обычно не включался, являясь "центром" этого кольца и началом туристических маршрутов:

2. Загорск (до 1930 и после 1991 года - Сергиев Посад). Город из главного списка "Золотого кольца". Герб изображен достаточно точно, с красным полем в углу щита, в нем должен был располагаться герб Москвы, как признак принадлежности к Московской губернии. Впрочем, на небольшом значке он герб Москвы неразличим:

3. Кинешма. Город, обычно включаемый только в список "Большого Золотого кольца". В наше время относится к Ивановской области, однако до революции относился к Костромской губернии, что и нашло отражение в гербе, пожалованном городу в 1779 году: в верхней части щита расположен золотой корабль в голубом поле (герб Костромы), а в нижней - два свертка полотна, как символ полотняной мануфактуры, имевшейся в городе:

4. Вязники. Тоже включался обычно в "Большое Золотое кольцо". Ныне входит в состав Владимирской области, до революции - в состав Владимирской губернии. В верхней части герба золотой лев в красном поле, в нижней - дерево (вяз) на желтом поле:

5. Муром. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Владимирской области (губернии). В гербе в верхней части снова владимирский лев в красном поле, в нижней части щита - в лазоревом поле три калача, "которыми сей город отменно славится":

6. Плёс. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Ныне город Ивановской области, до революции - Костромской губернии. В верхней части щита - костромской золотой корабль в голубом поле, в нижней - в серебряном (светло-сером) поле река с плёсом, давшим имя городу:

7. Рыбинск. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Город Ярославской области (губернии). В верхней части щита золотой медведь с секирой в красном поле (герб Ярославля), в нижней - на красном поле река с пристанью и две стерляди в реке. На значке пристани что-то слабо угадываются:

8. Кострома. Город из основного списка "Золотого кольца". Город - центр Костромской области, до революции - Костромской губернии. Герб Костроме был пожалован Екатериной II в 1767 году. На гербе в лазоревом поле плывущая по синим с серебряными гребнями волнам золотая галера - ибо императрица прибыла в Кострому на галере "Тверь":

9. Шуя. Город ныне относится к Ивановской области, ранее принадлежал к Владимирской губернии. Входит в "расширенный" список городов "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в красном поле брус мыла, в память того, что мыловарение было самым древним промыслом города:

10. Ярославль. Город из главного списка "Золотого кольца". Герб города изображен не вполне верно. Должен быть на серебряном (сером) поле черный медведь, в левой лапе держащий золотую секиру (или протазан). Однако медведь изображен тоже золотым:

11. Гороховец. Город Владимирской области (губернии). Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб - разделенный надвое щит, в верхней части на красном поле золотой лев с короной, держащий в лапах крест (герб Владимира), в нижней - в золотом поле ростки гороха на шестах:

12. Ковров. Город включался обычно в "Большое Золотое кольцо", Владимирской области (и губернии). Герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - в зеленом поле два серебряных зайца с красными глазами и языками. Считают, что наместник Екатерины II граф Воронцов весьма ценил заячью охоту в тех краях:

13. Переславль-Залесский. Входит в главный список "Золотого кольца". Город Ярославской области, ранее - Владимирской губернии. Герб в верхней части щита содержит герб губернского города Владимира, в нижней - две золотые сельди в черном поле, в знак того, что копчение сельди было одним из заметных городских промыслов:

14. Владимир. Город входит в главный список "Золотого кольца". Один из самых интересных и насыщенных памятниками городов Кольца. На гербе Владимира - в красном поле золотой лев, в короне и с крестом в лапах. Лев являлся родовым знаком Владимиро-Суздальских князей:

15. Александров. Город Владимирской области, ранее - губернии. Входит в "расширенный" список "Золотого кольца". Герб состоит из герба города Владимира в верхней части щита, а в нижней - в красном поле слесарные тиски и две наковальни, "в знак того, что в сем городе производят весьма изрядные слесарные работы":

16. Углич. Город Ярославской области (ранее - губернии), входит в "расширенный" список "Золотого кольца". В гербе города Углича отражена разыгравшаяся здесь трагедия: при неясных обстоятельствах погиб (был зарезан) малолетний царевич Дмитрий, сын Ивана Грозного. В убийстве царевича угличане сочли виновными двух дьяков, и убили их. Герб содержит в красном поле изображение благоверного царевича Дмитрия с ножом (орудием убийства) в правой руке:

17. Тутаев. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". До 1918 года назывался Романов-Борисоглебск и был образован слиянием в 1822 году двух самостоятельных городов - Романова и Борисоглебска, расположенных по обоим берегам Волги. Герб объединенного города был также получен объединением их первоначальных гербов: "В скошенном справа золотом щите вверху — лазоревая волнистая перевязь, сопровождаемая по сторонам узкими чёрными перевязями; внизу — венок из тринадцати красных роз с зелёными стеблями и листьями, перевязанный лазоревой лентой и имеющий внутри в серебряном поле чёрного медведя, держащего на плече левой лапой золотую секиру". А вот на значке представлен герб только одного города Романова:

18. Юрьев-Польский. Город Владимирской области и губернии. Включался в "расширенный" список "Золотого кольца". Его современное имя несколько дезориентирует, поскольку город не имеет к Польше никакого отношения, зато имеет отношение к "полю" - вторая часть имени была добавлена для того, чтобы отличать его от других городов с именем Юрьев. Его герб в верхней части содержит герб Владимира, в нижней - два кузовка, наполненных вишнями, "коими сей город изобилует". Впрочем, на значке кузовки пустые:

19. Галич. Город Костромской области и губернии, включается в список "Большого Золотого кольца". Герб Галича состоит из неравных частей щита. В верхней, большей части на красном поле расположены военные трофеи - доспех, десять знамен, секира и венчающий их Крест Иоанна Крестителя. В нижней, меньшей части на серебряном поле помещены наклоненные врозь два барабана, две литавры и пара барабанных палочек:

20. Суздаль. Город Владимирской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Наряду с Владимиром один из самых интересных городов Кольца. Герб Суздаля - щит, разделенный на два поля, вверху лазоревое, внизу красное, на их фоне сокол в княжеской короне:

21. Ростов Великий. Город Ярославской области и губернии, входит в главный список "Золотого кольца". Третий из интереснейших городов Кольца. На гербе Ростова - в красном поле серебряный олень, рога, грива и копыта золотые:

И под конец - общее впечатление от набора.

Идея вроде и неплоха, но вот исполнение её...Обложка выполнена из низкокачественного картона, вроде того, из которого делали коробки для обуви, полиграфию назвать таковой можно лишь с очень большой натяжкой.Вызывает некоторое недоумение и состав значков-гербов в наборе. Отсутствует герб города Иваново - восьмого города из главного списка "Золотого кольца", бессистемно включены гербы городов "расширенного" списка и списка "Большого Золотого кольца".Сами значки небольшие, около 2 см в диаметре, из-за этого изображения гербов весьма условны и упр

soviet-life.livejournal.com

Значки Древней Руси с гербами городов

Гербы в Древней Руси

Геральдика в нашей стране возникла намного позже, чем в европейских государствах и из-за отсутствия класса рыцарей, и в силу других причин, вызвавших отставание Древней Руси в развитии от западных Герб Рюриковичей фотососедей. В том числе и по причине монголо-татарского ига. Существует большое количество версий, откуда берут свои истоки княжеские гербы и символика городов, этот вопрос также является предметом многих псевдоисторических фальсификаций.

Древнерусскими князьями использовались так называемые знаки Рюриковичей, которые являлись фамильными знаками и обозначали право собственности на какие-либо предметы. Изображение данных знаков наносились на монеты, печати и клейма этой семьи. У каждого князя имелся свой личный герб, разновидность знака Рюриковичей. Упоминание о подобных знаках встречаются еще в «Повести временных лет» и даже раньше. Кроме того, о княжеских эмблемах есть свидетельства в «Русской Правде». К сожалению, в письменных источниках тех лет есть только упоминания, подробных или кратких описаний этих эмблем нигде нет. Можно делать выводы по сохранившихся с тех времен печатям, монетам, перстням, клеймам на оружии и украшениям с княжеской символикой.

К 13 веку княжеская личная символика практически вышла из употребления из-за того, что изображения на этих гербах со временем сильно упростились, и стало сложно порой выделять у них индивидуальные особенности. Упрощение привело к созданию родовых (семейных) гербов, а уже из них и берут свою историю гербы древнерусских городов.

Серии значков с древнерусскими гербами

Предметом интереса многих современных фалеристов являются значки Древняя Русь. Существуют целые серии, выпущенные по данной тематике. Например, экспериментальным творческо-производственным комбинатом «Русский сувенир» была выпущена серия, состоящая из сувенирных нагрудных знаков под названием «Гербы древних городов». Как говорится в выпущенной к этой серии брошюре, на Руси городская гербовая символика начала складываться в очень давние времена, и на начало 20 века известными были более полутысячи гербов древних русских городов. На них имеется гербовая эмблема — геральдический рисунок, который раскрываетЗначки Древней Руси фото много информации о городе: его характерные особенности, историческое и экономическое значение на Руси.

В этой серии находятся 50 более распространенных значков с гербами древнерусских городов и 76 с более редкими изображениями. Выполнены эти нагрудные знаки как древние значки, имеют круглую форму, но нарочито неидеальную, как будто эти изделия состарены временем. Основа из белого или желтого металла, в центре располагается изображение гербовой символики с использованием цветной эмали, все линии выполнены рельефно металлом в цвет основы. Над изображением городской геральдической символики находится название города, под ним — надпись «Древний герб». Разделены эти надписи друг с другом выпуклыми точками.

Среди наиболее распространенных значков из этой серии можно назвать следующие:

  • Ачинск;значки древний герб фото
  • Белев;
  • Алексин;
  • Балашов;
  • Борисоглебск;
  • Благовещенск;
  • Буй;
  • Ельня;
  • Воронеж;
  • Великие Луки;
  • Дорогобуж;
  • Вязьма;
  • Данилов;
  • Кронштадт;
  • Камышин;
  • Кологрив;
  • Моршанск;
  • Лебедянь;
  • Малоярославец;
  • Сургут;
  • Ряжск;
  • Саранск;
  • Стародуб;
  • Тула;
  • Таганрог;
  • Усмань;
  • Хабаровск и другие.

Чаще всего у тех, кто интересуется вопросами геральдики в значках, эти распространенные нагрудные знаки собираются в полную коллекцию. Значки Древний герб, редко встречающиеся, опубликованы списком в журнале «Гербовед» от 1998 года.

Информация

Контакты

АЯ Компания ООО "Интер Трейд" ИНН 2721221539 КПП 272101001 ОГРН 1162724050642 Адрес: г. Москва, ул. Орджоникидзе, д.11 стр.11, офис 517 Телефон: +7 (499) 650-50-27 Телефон: +7 (495) 502-94-65 Email: [email protected] © 2018 АЯ Компания – бизнес сувениры, подарки, нагрудные знаки.

Схема проезда

Команда FreshOffice

ay-company.ru

Гербы и печати древней Руси — Альтернативный взгляд Salik.biz

Гербы развивались в тесной связи с другим символическим изображением — печатями. Нередко герб и печать повторяли друг друга или содержали сходные элементы. Поэтому геральдику изучают одновременно со сфрагистикой — наукой о печатях.

Гербы и печати — это отличительные знаки. Прежде чем герб и печать стали тем, как мы их сегодня представляем, прошло много времени. Ученые считают, что родоначальниками гербов и печатей были знаки собственности, метки на предметах, свидетельствующие об их принадлежности тому или иному лицу.

Средневековые ремесленники ставили свои клейма на металлических, гончарных и иных изделиях, крестьяне делали зарубки («рубежи») на деревьях, отмечая границы земельных участков. Владельцы скота подчас выжигали на шкурах животных «тавро», «пятно». Кстати, отсюда пошло слово «запятнать».

Княжеские знаки можно встретить на монетах, оружии, поясах дружинников и на воинских знаменах.

Купец, отправляя свой товар за границу, подвешивал в нему свинцовую пломбу, нередко со знаком князя, которому подчинялся.

Жалованные грамоты на вотчины, звания и привилегии правители удостоверяли подвешиванием свинцовых (реже золотых и серебряных) или восковых печатей с соответствующими изображениями.

Прикладные печати стали применяться с конца XIV века. Церковнослужители пользовались печатями, па которых обычно изображалась Богоматерь с младенцем на лицевой стороне и благословляющая рука на оборотной.

Разновидностью печатей являлись личные перстни — печати, весьма распространенные на протяжении нескольких веков.

У князя Д. М. Пожарского на перстне-печати изображены два льва, стоящие друг против друга на задних лапах и вступившие в схватку. Гордился своей родовой печатью А. С. Пушкин. На ней изображена рука с поднятым мечом, что символизировало верную службу его предков России.

Несмотря на малую сохранность дошедших до нас старинных печатей, исследователи считают, что они были исключительно разнообразны в свое время. Изучать их бывает чрезвычайно сложно.

Многие печати не датированы, являются «глухими», иные столь загадочны, что порождают противоречивые толкования при попытках расшифровать рисунки и надписи.

При всем этом наблюдается некая закономерность в развитии печатей, скажем, времен становления Российского централизованного государства. Символы борьбы с внешними врагами — изображения вооруженного всадника — перешли от Александра Невского на печати московских князей. И в дальнейшем закрепились в государственных знаках Руси — в печати и гербе. Правда, какое-то время на московских печатях можно было видеть вполне мирного всадника с соколом. Но после Куликовской битвы все более утверждалось изображение в виде воина, восседающего на коне и поражающего копьем змея-дракона.

После захвата Константинополя турками в середине XV века московские великие князья приняли византийскую гербовую эмблему — двуглавого орла. Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, что явно повлияло на государственную эмблематику России.

С тех пор официально признанным изображением на гербе и печати Руси стало сочетание двуглавого орла и всадника-копьеносца.

В борьбе за первенство на Руси, за право ее объединения под своей властью московские князья столкнулись с тверскими. И это своеобразно отразилось на печатях последних великих князей тверских: на них виден всадник, вооруженный мечом, под ногами коня извивается змей. Но Твери не суждено было превратиться в столицу Российского государства, а «заявка» на это была…

Появление гербов связывают с необходимостью различать рыцарей разных орденов в эпоху крестовых походов. На щитах, плащах, доспехах помещали символические изображения. Иначе закованные с ног до головы в железо воины не могли распознать, где свои, а где чужие.

Составление гербов подчинялось некоторым общим правилам. Определились различные типы гербов — французские, испанские, итальянские и другие. На Руси использовались в основном гербы французского типа — щит четырехугольной формы с заострением в нижней части.

Для изображений на гербах употреблялись золото и серебро. Если гербы воспроизводились на бумаге, употреблялись условные обозначения (золото — черные точки, серебро — белое поле без штриховки). В ходу была при изготовлении гербов разноцветная эмаль, что также передавалось в упрощенном виде посредством красок и особой штриховки.

На поле герба наносились всевозможные рисунки. Это были животные (реальные и фантастические), небесные светила, рукотворные предметы (лук, стрелы, меч), растения и, конечно, люди.

Над щитом помещалась лента с девизом, выражающим в кратком изречении правила жизни и деятельности владельца герба.

На печатях-гербах отдельных княжеств и земель изображения сложились во времена феодальной раздробленности. Затем они вошли составной частью в общегосударственные знаки.

Изменения изображений на гербах и печатях нередко отражали большие политические перемены. Так, владимиро-суздальские князья сначала имели общий для всех русских князей знак герба — трезубец. Но уже в конце XII века появляется в их гербе лев — символ силы и власти.

В 1672 году искусные художники роскошно оформили книгу «Ти-тулярник». Здесь сведены воедино зарисовки гербов-печатей России того времени. Наряду с общегосударственным гербом тут приведены знаки городов и земель, отражающие подчас характерные местные признаки.

Так, герб Ярославля — стоящий на задних лапах медведь с протазаном (родом копья). Медведь, но уже в естественном положении, на четырех лапах, запечатлен на гербе Перми Великой (Средний Урал). На гербе Смоленска можно видеть пушку, на которой сидит птица. Оленем-лосем представлен символ Нижнего Новгорода. Почти на всех гербах сибирских городов — пушные звери. Старинный город Владимир олицетворял золотой лев в короне.

Иногда достаточно взглянуть на герб города, чтобы сказать, чем знаменита эта местность с точки зрения хозяйственных занятий населения.

Кострома издавна была крупной пристанью на Волге. На ее гербе — серебристая река и на ней ладья с гребцами. В гербе Кинешмы отражено ткацкое дело. Горнорудная промышленность запечатлелась в символах городов Екатеринбурга, Петрозаводска, Бийска, Кузнецка, Алапаевска. Набор оружия представляет герб Тулы. Хлебные колосья сыплются из рога изобилия — так представлен герб Кунгура. Белоозе-ро, Осташков и другие пункты славились рыбным промыслом, что и отразили гербы этих городов.

Настоящее развитие русское гербоведение получило в XVIII столетии. Разработкой гербов занималось специальное государственное учреждение — Герольдмейптерская контора, основанная еще при Петре I. В это время широко распространилась практика герботворчества для дворянских родов и городов. Царь распорядился, чтобы расквартированные по разным городам полки русской армии на своих знаменах имели изображения гербов этих городов. Кстати, старинные знамена — тоже исторический источник, связанный с эмблемами геральдики.

Во время проведения реформ Екатерины II (губернской, городской) предполагалось, что каждый город должен иметь свой герб. На рубеже XVIII-XIX веков был издан указ о создании «Общего гербовника Российской империи». Но работу не закончили.

Ныне мы наблюдаем возвращение к историческим символам наших городов, что выражается в знаках на изделиях промышленности той или иной местности. Известны и сувенирные значки, охотно приобретаемые туристами. Дорожить историческими символами своей местности — значит поддерживать добрые дела предков.

Чрезвычайно важно знание гербов, чтобы разобраться в предметах быта прошлых веков. Особенно тех, которые имеют особую художественную ценность. Знатные дворяне считали признаком хорошего тона, если на посуде из золота, серебра и фарфора, на столовых приборах, даже на пуговицах одежды можно было узреть родовой герб. А для историка это хороший путеводитель для определения принадлежности таких вещей, их датировки, установления исторической ценности.

Нельзя не сказать о том, что гербами украшались дворцы и дома, их каменные и металлические ограды. Благодаря этому выяснена застройка старых кварталов — например, Ленинграда.

В «родственных отношениях» с гербами находятся книжные знаки (экслибрисы), указывающие на владельцев книг. Иногда экслибрисы совпадали с гербами, но далеко не всегда. Зная книжные знаки, кому они принадлежали, ученые восстановили состав некогда разрозненных библиотек видных исторических деятелей прошлого. Экслибрисы в ходу и сейчас. Один остроумный владелец библиотеки, в назидание любителям не возвращать взятую литературу, включил в книжный знак слова: «Эта книга украдена из библиотеки такого-то»…

salik.biz

Герб Владимира - символ с древней историей

Владимир – город в самом центре европейской России – имеет особое значение для русской идентичности. Он – часть Золотого кольца России, в нем сохранилось множество памятников древнерусской архитектуры, свидетелей сложной и переменчивой судьбы страны. герб владимираНастоящим историческим памятником является и герб Владимира. Его происхождение почти такое же древнее, как и сам этот город.

Город на Клязьме

У историков периодически возникают споры о дате основания города. Официально основателем его является Владимир Мономах, который в 1108 году начал строительство мощного оборонительного укрепления на высоком холме на берегу реки Клязьмы. Некоторые историки предлагают считать Владимир на целый век старше. Они основываются на том, что в летописях, где описывается крещение Руси князем Владимиром Святым, говорится об основании города именно князем-первокрестителем в 990 году.герб города владимира

Впоследствии Владимир испытал многое – и возвышение до столицы огромного по тем временам княжества, и полное разорение. Ему суждено было находиться в центре междоусобицы, когда за его престол боролись многие именитые владетели удельных княжеств всей древней Руси. Городом владели в разное время Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Дмитрий Донской, Александр Невский. Из глубины времен идет и герб Владимира. История происхождения геральдических символов, изображенных на нём, насчитывает много веков.

Вздыбленный лев

Лев, или львиная голова, – мотив, который очень часто встречается среди белокаменного декора соборов Суздаля, Владимира и других городов Золотого кольца. «Звери леопардные», «бегущие барсы» и другие кошачьи писались на фресках во внутреннем церковном декоре. Похожие изображения использовали древние летописцы для оформления рукописных книг. Правда, звериные позы, детали фигуры, атрибуты, которые держат звериные лапы, отличаются большим разнообразием, и напрямую вывести гербового владимирского льва из одного конкретного источника трудно.

Историки пока не обнаружили сведений о точном происхождении того льва, которого содержит герб города Владимира, но то, что подобный могучий зверь присутствовал на княжеских печатях и стягах владимиро-суздальских князей, уверенно подтверждается многими исследователями. Так, бегущий лев был гербом рода князя Святослава Ростиславовича, правившего во Владимире в XIII веке.

«Титулярник» XVII века

Весной 1672 года царю Алексею Михайловичу был сделан роскошный подарок. Глава Посольского приказа боярин Артамон Матвеев преподнес ему большой рукописный фолиант, получивший у историков имя «Царский Титулярник». Это был своеобразный справочник, богато иллюстрированный изображениями русских и иностранных правителей и искусно выполненными гербами иноземных стран, а также земель, входивших в состав Русского государства.

Содержится в «Титулярнике» и герб Владимира. Его изображение в царском «справочнике» - одно из самых первых, близких к традиционному. Это лев с надетой на голову короной, шагающий на задних лапах, держащий четырехконечный крест. Правда, голова его повернута в профиль, а шагает он в правую сторону.

Модификации

Российская императрица Екатерина II старалась навести порядок во всем, в том числе и в государственной геральдике. По её указу были утверждены символы крупнейших городов империи. Герб Владимира образца 1781 года стал классической эмблемой города. Последующие исторические катаклизмы лишь слегка модернизировали его.герб владимира описание

Немецкие геральдисты, приглашенные Александром II, чтобы привести российскую символику к европейским стандартам, снабдили гербы гирляндами из дубовых листьев с Андреевской лентой и увенчали императорской короной, но коронованный лев на красном щите остался прежним, правда, в описании был назван "львиным леопардом".

В советское время герб города Владимира пытались лишить монархических и религиозных символов – лев потерял корону, а вместо серебряного креста ему пытались дать в руки посох.

Современный вид

Весной 1992 года законодательные органы Владимирской области восстановили исторический герб Владимира. Описание символа города теперь звучит так же, как и в имперские времена: на красном поле – лев, стоящий на задних лапах, увенчанный железной короной, в правой его лапе – длинный серебряный четырехконечный крест. Другой официальный атрибут старинного русского города – флаг - очень похож на герб. Это красное полотнище с тем же коронованным «львиным леопардом» в центре.герб владимира история происхождения

Время идет, меняя значения старинных символов. Сегодня лев не выглядит олицетворением грозной и непоколебимой силы княжеской власти. Для знаменитого российского туристического центра, который посещают ежегодно сотни тысяч путешественников со всего света, это не актуально. Серебряный крест тоже не имеет того богословского наполнения, которое было в старину. Сегодня это просто напоминание о долгом и непростом пути, пройденном старинным русским городом.

fb.ru

Список гербов России | Русская История Вики

Годы использования Изображение Наименование Краткое описание
988 - 1015Княжеская печать (988-1015) Двузубец был преобразован Владимиром I в изображение Рарога. С тех пор на каждой княжеской печати с небольшими вариациями изображался Рарог.
1015 - 1019Княжеская печать Святополка I Святополк Окаянный, взойдя на престол после смерти дяди, немного изменил изображения Рарога на своей печати.
1019 - 1078Княжеская печать (1019-1078) Печать, утверждённая Ярославом Мудрым использовалась также после его смерти в 1054 году его детьми - Изяславом, Святославом и Всеволодом.
1078 - 1093Княжеская печать Всеволода I Печать сильно отличалась от предыдущих. На ей был изображён святой Андрей Первозванный.
1093 - 1113Княжеская печать Святополка II Печать Святополка II, на которой был изображён архангел Гавриил. Техника изображения напоминание икону "Ангел златые власы".
1113 - 1125Княжеская печать Владимира Мономаха Печать Владимира Мономаха с изображением святого Василия Кесарийского
1125 - 1132Княжеская печать Мстислава Великого Печать Мстислава Великого с его изображением
1132 - 1139Княжеская печать Ярополка II Печать Ярополка II с его портретом
1139 - 1169Княжеская печать (1139-1169) Печать, использовавшаяся в период междоусобиц 1139-1169 годов, когда киевский престол не находился в руках одного правителя больше 3 лет

rushist.wikia.com