Кто народ, а кто люди. Кто такие люди в древней руси
Кто народ, а кто люди
Несмотря на то что слова «народ» и «люди» считаются практически синонимами, раньше они обозначали разные понятия. В Древней Руси эти существительные использовались для называния разных категорий населения.
«Народ» и его значение
Слово «народ» произошло от древнейшего праславянского корня «родъ». Производные от него имеются во многих языках: русском, латышском, белорусском, украинском и др. От этого же корня произошли слова «народ», «родовой», «родословная», «родственник», «уродиться», «урожай» и однокоренные им.
Изначально корень «родъ» использовался для называния того, что родилось и выросло на этой земле. Соответственно, и «народ» — это все те жители, которые родились в этой местности, в этом государстве. Коренное население (не приезжие, не иностранцы) в этом плане соотносится и с категорией «этнос». В Древней Руси жили разные близкородственные племена, которые в целом составляли «народ Руси». Позднее это понятие было заменено на другое — «русский народ».
Кто такие «люди»
Слово «люди» в то время применялось только по отношению к простому населению, представителям низших сословий, черни. Это касалось мастеровых, мелких лавочников, служек, купцов — всех тех, кто имел какую-то определенную профессию, честно трудился и платил налоги князю. Высшие сословия (отцы Церкви, князья и бояре) налогами не облагались. Они относились к элите, а не к «людям».
Тот, кто смел называть бояр «людьми», хотел нанести им тяжкое оскорбление, приравняв высокородных членов общества к челяди, простому народу. Именно в таком значении от слова «люди» образовалось понятие «людская», особое помещение для слуг.
В «Записках писателя» Николая Телешова можно встретить предложение, в котором упоминается «мастеровой люд». В эту категорию как раз и входили мелкие торговцы (лавочники) и ремесленники: портные, сапожники, бондари (изготавливали бочки), скорняки (занимались выделкой шкур).
Во многих произведениях литературы прошлых эпох можно встретить словосочетания «мастеровой люд», «простой люд». Они прекрасно отражают семантику слова «люди» и иллюстрируют варианты его употребления. В значении «простой народ» это существительное использовалось вплоть до революции 1917-го. Она стала тем рубежом, после которого употребление слова «люди» для обозначения бедняков и простых работяг стало некорректным.
Добавить комментарий
Кто жил в Древней Руси до прихода славян
Славяне были не единственным народом, населявшим Древнюю Русь. В ее котле «варились» и другие, более древние племена: чудь, меря, мурома. Они ушли рано, но оставили глубокий след в русском этносе, языке и народном фольклоре.
Чудь
«Как лодку назови, так она и поплывет». Таинственный народ чудь вполне оправдывает свое название. Народная версия гласит, что славяне окрестили некие племена чудью, поскольку их язык казался им странным, непривычным. В древнерусских источниках и народном фольклоре сохранилось немало упоминаний о «чуди», которую «варяги из заморья обложили данью». Они принимали участие в походе князя Олега на Смоленск, против них воевал Ярослав Мудрый: «и победил их, и поставил город Юрьев», о них слагали легенды, как о чуди белоглазой – древнем народе, сродни европейским «феям». Они оставили огромный след в топонимике России, их имя носит Чудское озеро, Чудский берег, деревни: «Передние Чуди», «Средние Чуди», «Задние Чуди». С северо-запада нынешней России до гор Алтая по сей день прослеживается их загадочный «чудный» след.
Долгое время их было принято ассоциировать с финно-уграми, поскольку о них упоминали там, где проживали или до сих пор проживают представители финно-угорских народов. Но в фольклоре последних также сохранились предания о загадочном древнем народе чудь, представители которого покинули свои земли и ушли куда-то, не пожелав принимать христианство. Особенно много про них рассказывают в Республике Коми. Так поговаривают, что древнее урочище Важгорт «Старая деревня» в районе Удора когда-то был поселением чуди. Оттуда их якобы вытеснили славянские пришельцы.
В Прикамье о чуди можно узнать немало: местные жители описывают их внешность (темноволосые и смуглые), язык, обычаи. Рассказывают, что жили они посреди лесов в землянках, где и погребали себя, отказываясь подчиняться более удачливым захватчикам. Есть даже легенда, что «чудь ушла под землю»: мол, вырыли большую яму с земляной кровлей на столбах, да и обрушили ее, предпочтя смерть плену. Но ни одно народное поверье, ни летописное упоминание не может ответить на вопросы: что это были за племена, куда они ушли и живы ли еще их потомки. Некоторые этнографы относят их к народам манси, другие к представителям народа коми, которые предпочли остаться язычниками. Самая смелая версия, появившаяся после открытия Аркаима и «Страны городов» Синташты, утверждает, что чудь – это древние арии. Но пока что ясно одно, чудь – одни из аборигенов древней Руси, которых мы потеряли.
Меря
«Чудь начудила, да меря намеряла гатей, дорог да столбов верстовых…» - эти строки из стихотворения Александра Блока отражают замешательство ученых его времени по поводу двух племен, когда-то проживавших по соседству со славянами. Но, в отличие от первого, у мери оказалась «более прозрачная история». Это древнее финно-угорское племя когда-то обитало на территориях современных Московской, Ярославской, Ивановской, Тверской, Владимирской и Костромской областях России. То есть, в самом центре нашей страны.
О них осталось немало упоминаний, меря (merins) встречается у готского историка Иордана, который в VI веке называл их данниками готского царя Германариха. Как и чудь, они были в войсках князя Олега, когда он ходил в походы на Смоленск, Киев и Любеч, о чем сохранились записи в «Повести временных лет». Правда, по мнению некоторых ученых, в частности Валентина Седова, к тому времени этнически они уже были не поволжско-финским племенем, а «наполовину славянами». Окончательная ассимиляция, произошла, очевидно, к XVI веку.
С именем меря связано одно из самых крупных крестьянских восстаний Древней Руси 1024 года. Поводом стал великий голод, охвативший суздальскую землю. Причем, согласно летописям, ему предшествовали «безмерные дожди», засуха, преждевременные заморозки, суховеи. Для мери, большинство представителей которых выступало против христианизации, это очевидно выглядело «божественным наказанием». Во главе бунта стали жрецы «старой веры» - волхвы, которые попытались использовать шанс, чтобы вернуться к дохристианским культам. Впрочем, неудачно. Мятеж был разбит Ярославом Мудрым, зачинщики были казнены или отправлены в изгнание.
Несмотря на скудные данные, которые нам известны о народе меря, ученым удалось восстановить их древний язык, который в отечественной лингвистике получил название «мерянский». Его реконструировали на основе диалекта ярославско-костромского поволжья и финно-угорских языков. Ряд слов удалось восстановить благодаря географическим названиям. Так оказалось, что окончания «-гда» в центрально-русской топонимике: Вологда, Судогда, Шогда – наследие мерянского народа.
Несмотря на то, что упоминания о меря полностью исчезли в источниках еще в допетровскую эпоху, сегодня есть люди, которые относят себя к их потомкам. В основном, это жители Верхнего Поволжья. Они утверждают, что меряне не растворились в веках, а составили субстрат (подоснову) северной великорусской народности, перешли на русский язык, и их потомки называют себя русскими. Впрочем, никаких доказательств этому нет.
Мурома
Как гласит Повесть временных лет: в 862 году жили в Новгороде словене, в Полоцке кривичи, в Ростове меря, в Муроме мурома. Последних летопись, как и мерян, относит к неславянским народам. Их название переводится как «возвышенное место у воды», что соответствует положению города Мурома, который долгое время был их центром.
Сегодня на основе археологических находок, обнаруженных в крупных могильниках племени (расположены меж притоками Оки левыми Ушной, Унжей и правым Тёшей), практически невозможным определить, к какой этнической группе они принадлежали. По мнению отечественных археологов, они могли быть как еще одним финно-угорским племенем или частью мери, так и мордвой. Известно лишь одно, это были доброжелательные соседи с высокоразвитой культурой. Их оружие по качеству изготовления было одним из лучших в близлежащих областях, а ювелирные украшения, которые в изобилии найдены в захоронениях, отличаются изобретательностью форм и тщательностью изготовления. Для мурома были характерны дугообразные головные украшения, сплетенные из конского волоса и полосок кожи, которые были спирально оплетены бронзовой проволокой. Интересно, что аналогов у других финно-угорских племен не встречается.
Источники показывают, что славянская колонизация муромы была мирной и происходила, в основном, за счет прочных и экономических торговых связей. Впрочем, итогом этого мирного сосуществования стало то, что мурома было одним из самых первых ассимилированных племен, исчезнувших со страниц истории. К XII веку о них уже не упоминается в летописях.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Какими были люди в Древней Руси? пожалуйста скажите в интернете вообще не чего найти не могу!
Портрет человека Древней Руси Каким был человек Древней Руси? Старославянский язык свидетельствует, что он был очень подвижен и словоохотлив, но слаб здоровьем. В его жизни было больше печали, чем веселья. Он с удовольствием бы не работал, но никогда не отказывался трудиться. При этом он не был бессовестным и имел точное понятие о любви. Исследование выполнено в Институте славяноведения РАН при поддержке РГНФ. Сознание человека любой эпохи можно реконструировать через язык, на котором он говорил. Научный сотрудник Института славяноведения РАН Т.И. Вендина, проанализировав словарный состав древнейших старославянских письменных источников X-XI веков, а также особенности словообразования старославянского языка, смогла ответить на вопрос, кто он, человек Древней Руси, каким он был и чем занимался? Внешний портрет человека Древней Руси очень скуп. С лица воду не пить, видимо, так считали в то время. Вероятно, поэтому в словаре человека той эпохи обнаружилось всего два прилагательных со значением „красивый“ — ДОБРЪ и ДОБРОЛИЧЬНЪ. Намного внимательнее присматривались в то время к моральному облику строителя феодализма. Язык сохранил множество наименований пороков и добродетелей, на которые был способен человек. Что поделать, и человек Древней Руси был иногда и БЕСРАМЪКЪ, БЕСТОУДЬНИКЪ, БЕСТОУДЬЦЬ, ЛЮТЫДЬ, ПРОКОУДЬНИКЪ, ВИНОПИВЬЦА, НЕЧЛОВЕКЪ, одним словом. Но при этом он никогда не был бессовестным и бездушным. Просто не было таких слов. Ведь в представлении средневековья совесть, как и душа, есть у каждого человека. У нашего пращура было немало добродетелей, бывал он и молитвенником, и отшельником, и святым (БОГОЛЮБЬЦЬ, БОГОЧЬТЫДЬ). А тот факт, что в старославянском языке число добродетелей уступает по численности грехам, может говорить о его чрезмерной строгости к себе. Собственное несовершенство не давало ему радоваться. В его словаре было мало слов, передающих счастье и радость. Прилагательное РАДОСТЬНЪ — скорее исключение из правил. А если и был он весел, то о Боге (БОГОВЕСЕЛЬНЪ). Зато состояние печали передавалось множеством слов и выражений. Он бывал и ОУНЫЛЪ, и ПРИСКРЪБЬНЪ, и МЪНСТОПЛАЧЬНЪ, и СЪТЬНЪ. Жизнь его заставляла ЗЪЛОСТРАДАТИ, СКРЪБ · ТИ, СТРАДАТИ, ТРЬП · ТИ, ТУЖИТИ, ВЪПЛАКАТИ, СЛЬЗИТИ и РЫДАТИ. Состояние печали даже описывалось очень красноречивым глаголом ЛЮБОПЛАКАТИ (то есть любить плакать). Как тут не плакать, когда была высока вероятность погибнуть не своей смертью. Недаром значение „убить, умертвить“ передаётся в старославянском языке 17 глаголами, а „оставить в живых“ — только одним, ЖИВИТИ. Физическая форма человека Древней Руси оставляла желать лучшего: в языке осталось множество названий болезней, от которых он мучился. Он был и ГНОИНЪ, и КРЪВОТОЧИВЪ, и ПРОКАЖЕНЪ, и П · ГОТИВ, и СОУХОНОГЪ. Весьма распространенной напастью было сошествие с ума. Глаголы со значением „выздороветь“ заметно уступали по численности глаголам со значением „умереть“, и лишь единственный глагол указывал на пребывание в здравии — ДОБРОПРИИМАТИ. Средневековый человек пожаловался бы, да не было подходящего слова. Средневековый человек был весьма подвижен. Достаточно сказать, что в активе у него было около 200 глаголов движения. И всего два глагола со значением „остановиться“ („СТАТИ“). МЬДЛОСТЬ, то есть медлительность, расценивалась как леность и равнодушие. Передвигался же он на своих двоих. Поэтому немаловажным для его характеристики было БЛАГОГОЛ · НЬНЪ (имеющий крепкие ноги). Он не переставал трудиться, но с удовольствием отказался бы работать. Труд был тяжёл, связан со страданием (СТРАДАТИ — тяжело работать), но это был труд на себя. Работа в представлении средневекового человека — это подневольный, рабский труд. (РАБОТА — рабство, неволя; РАБОТАТИ — тяжело работать на кого-либо). При больших физических нагрузках он не мог себе отказать в таком удовольствии, как беседовать. Разговоры были его слабостью. Об этом говорит огромное количество глаголов со значением „говорить“, а также бытование таких глаголов, как МЪН
Напиши в поисковике "Какими были люди в Древней Руси? " и нажми на первую ссылку.
touch.otvet.mail.ru