Летописный свод Древней Руси это. Как называется древнейший летописный свод ставший основным источником изучения древней руси


древнейший летописный свод XI-XII веков

 

Краткое название, принятое сейчас в науке, памятник получил по первым словам рукописи: "Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть". В этом полном названии отражен замысел создателей – представить историю Руси, происхождение ее народа и традиции государственной власти.

Ученые установили, что замысел создания ПВЛ принадлежал князю Ярославу Мудрому, который в середине XI в. осознал необходимость иметь письменное изложение истории русского государства, подобное византийским хроникам и соответствующее истории человечества в трактовке христианской церкви. К этому времени не только в Киеве, но и в других городах и монастырях уже создавались первые русские летописи летописи – краткие записи о важнейших событиях прошлого и настоящего («по летам»).

По поручению князя составление свода летописей начал монах Киево-Печерского монастыря Никон, который привлек грамотных церковников и писцов для сбора материала из книжных (европейских) и устных источников (воспоминаний очевидцев и знатоком легенд). Никоном была разработана первая концепция истории Руси, она определила композиционную форму и логику авторской оценки в будущем своде. Но после смерти Я.Мудрого отсутствие поддержки и даже преследование помешали Никону завершить эту грандиозную работу. Его наследником стал монах Нестор, закончивший в начале XII в. первую редакцию ПВЛ. Игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр создал в 1116 г. и 1118г. вторую и третью редакцию ПВЛ, которые сохранились и известны ученым в составе двух древнейших рукописей - Лаврентьевской летописи XIV в. и Ипатьевской летописи XV в.

ПВЛ - уникальное произведение по содержанию, жанру и стилю: это летописный свод, своеобразная художественно-документальная энциклопедия Древней Руси с середины IX в. (852 г.) до начала XII в. Церковные летописцы связали историю Руси с христианской концепцией истории человечества, начав повествование с рассказа о всемирном потопе и чудесном спасении семьи праведника Ноя. Они назвали славян потомками сына Ноя - Иафета, который получил эту часть земли при разделе наследства.

Идеями христианства «скреплена» вся композицияПВЛ. Завязкой исторического сюжета является легенда о посещении апостолом Андреем русской земли и предсказании ее крещения в будущем, а кульминацией - принятии Русью христианства в качестве государственной религии. Крещение в 988 г. князя Владимира Святославича определяет и судьбу Киевской Руси, его собственный образ жизни: как язычник, он не раз совершал безнравственные и жестокие поступки, но, крестившись, сразу стал праведником. Его правление обусловило признание Руси в Европе, а оценка современников была отражена в историческом имени – Креститель.

Используя разнообразные источники (византийские хроники, предания, воспоминания потомков) и художественный вымысел, авторы восстановили ряд важнейших событий IX–X вв.: основание Киева, призвание дружины варягов во главе с Рюриком, походы Олега и Игоря на Царьград, правление Ольги и Святослава, крещение Руси. Многие страницы ПВЛ являются переложением эпических легенд и преданий: об основании Киева тремя братьями, о первых русских князьях, потомках варяжского князя Рюрика.

Каждый князь оценивается как правитель, ответственный за судьбу родной земли, от поступков которого зависит не только ее настоящее, но и будущее. Князь Олегпоказан мудрым предводителем военного похода на Византию, в результате которого Русь без битвы получила большую дань, необходимую для развития всех ее княжеств. Наследник Олега, князь Игорь, наоборот, бесславно погибает в древлянской земле из-за жадности и неспособности предвидеть последствия своих действий. Его вдова, княгиняОльга,восхищает государственным умом, умением подчинить личные чувства княжескому долгу, а мудростью, иносказательной речью и необыкновенной красотой она похожа на героинь волшебных сказок. Святославвошел в историю как храбрый воин, расширивший границы Руси за счет покоренных соседних земель.

Повествователи не забывают и о человеческих качествах исторических лиц, показывая их поступки и суждения. Для каждого князя найдены эпитеты и сравнения, выражающие авторскую и народную оценку его деятельности: Олег - вещий, Игорь - как волк, Ольга - мудрая, блаженная, заря перед светом христианства, Святослав – как пардус (гепардна охоте).

ПВЛ представляет читателю не только последовательное «перечисление» событий, но и высоко художественное повествование, обусловленное гражданской позицией летописцев. Например, увлеченность Святослава походами в ущерб защите Киева от набегов врагов осуждается словами отрока: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул…». Отказ Святослава креститься служит для авторов объяснением причины гибели князя на днепровских порогах, когда бог не спас его.

В поэтике ПВЛ удивительно сочетаются документальная точность и авторский вымысел, христианские идеи и фольклорные традиции. Например, былинные и сказочные традиции использованы в сказании о подвиге богатыря Кожемяки, в предании о белгородском киселе - чудесной истории победы осажденных русичей при помощи хитрости и ума одного старика. Предсказание волхвов о смерти Олега от любимого коня, иносказательная речь Ольги, описания славянских обрядов и обычаев – вот убедительные примеры разнообразного влияния фольклора на стиль русских летописцев.

На протяжении многих веков ПВЛ привлекает внимание всех, кто интересуется русской историей, литературой, этнографией, фольклором. Ее этнографическая точность и художественная выразительность в описании жизни наших предков обусловила обращение к ней многих ученых и художников. Опираясь на «Повесть временных лет», создавали свои произведения историки Н. Карамзин и В. Ключевский, писатели А. Пушкин, В. Ян, Д. Балашов, Б. Васильев и другие.

Самостоятельная работа студентов в итоге изучения ПВЛ:

1. Сопоставительный анализ авторской оценки 2-х князей (Олега и Игоря, Игоря и Ольги, Игоря и Святослава) по плану:

1) чем памятно для потомков время правления каждого князя,

2) какова его роль в становления русского государства,

3) какие качества личности князя особо отмечены автором и почему?

 

2. Микроанализ одного летописного рассказа, связанного с фольклорными традициями в «Повести временных лет» («смерть Олега», «смерть Игоря», «месть Ольги», «сказание о Кожемяке», «сказание о белгородском киселе» по плану:

1) почему описанные события важны с точки зрения составителей и как они были «вписаны» в композицию летописного свода,

2) в чем заключено «идейное ядро» этого рассказа,

3) есть ли в нем влияние фольклора и чем оно проявляется?

 

Работы должны быть выполнены в письменной форме и представлены на семинарском занятии по «Повести временных лет».

 

mykonspekts.ru

Тест «Древняя Русь» II вариант

Тест «Древняя Русь»

II вариант

А1. Как на Руси называлось земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности: 1) вотчина 2) кормление 3) десятина 4) поместье

А2. К какому году относится крещение Руси: 1) 882г. 2) 988г. 3) 945г. 4) 962г.

А3. Как называлась община у восточных славян? 1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан

А4. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

1) стремление к укреплению великокняжеской власти 2) необходимость создания нового свода законов Руси З) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров 4) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью

А5. Какое событие произошло позже других: 1) крещение Руси 2) призвание варягов 3) восстание древлян 4)поход Олега на Царьград

А6. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

1) ясаком 2) полюдьем З) барщиной 4) тяглом

А7. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения в Древней Руси? 1) «Русская Правда» 2) «Повесть временных лет» 3) «Слово о полку Игореве» 4) «Слово о Законе и Благодати»

В1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

__________________________

В2. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.

ОТРЫВКИ СОБЫТИЯ

А) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. 1) походы князя Святослава

Приходите княжить и владеть нами»

Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли 2) призвание варяговРусской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму

на имут.»

В) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если 3) восстание древлян не придет кто завтра на реку — будь то богатый

или бедный, или нищий, или раб — будет мне врагом.»

Г) «В тот год сказала дружина Игорю: 4) крещение

«Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы Руси

наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь,

нам. И послушал их Игорь — пошел ... за данью, и

прибавил к прежней дани новую.»

В3. Расположите в хронологической последовательности правителей Древней Руси:

А. Ольга

Б. Ярослав Мудрый

В. Рюрик

Г. Святослав

multiurok.ru

Экзамен источниковедение - Стр 2

Наиболее приемлемой и авторитетной считается гипотеза академика А. А. Шахматова, на которую опираются в своих частных исследованиях большинства памятников домонгольской Руси литературоведы и историки-источниковеды. А. А. Шахматов создал не только наиболее известную концепцию начала русского летописания, но и методику установления истории текста летописей, которую стали применять и его последователи, в первую очередь М. Д. Приселков и А. Н. Насонов, а также и многие другие.

Начальное летописание. Древнейший реально дошедший до нас летописный свод — это «Повесть временных лет», созданная, предположительно около 1113 в. Однако «Повести временных лет», как показал А. А. Шахматов, предшествовали иные летописные своды.

К этому выводу, положившему начало многолетним разысканиям в области древнейшего русского летописания, А. А. Шахматова привел, в частности, следующий факт: «Повесть временных лет», сохранившаяся в Лаврентьевской, Ипатьевской и других летописях, существенно отличалась в трактовке многих событий от другой летописи, повествовавшей о том же начальном периоде русской истории, — Новгородской первой летописи младшего извода. В Новгородской летописи отсутствовали тексты договоров с греками, князь Олег именовался воеводой при юном князе Игоре, иначе рассказывалось о походах Руси на Царьград и т. д.

А. А. Шахматов пришел к выводу, что Новгородская первая летопись в своей начальной части отразила иной летописный свод, который предшествовал «Повести временных лет».

В настоящее время история древнейшего летописания представляется в следующем виде.

Устные исторические предания существовали задолго до летописания; с возникновением письменности, вероятно, появляются и отдельные записи исторических событий, однако летописание как жанр возникает, видимо, лишь в годы княжения Ярослава Мудрого (1019-1054).

Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава также стать христианином. Были на Руси и свои мученики, например варяг и его сын, растерзанные толпой язычников за отказ принести жертву языческим богам. Были и свои святые — князья Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему. Был на Руси и свой «равноапостольный» князь Владимир, крестивший свой народ и тем самым сравнявшийся с Константином Великим, императором, объявившим христианство государственной религией Византии.

Для обоснования этой идеи, как предполагает Д. С. Лихачев, и был составлен свод преданий о возникновении христианства на Руси. В него вошли рассказы о крещении и кончине Ольги, рассказ о варягах-христианах, сказание о крещении Руси, сказание о князьях Борисе и Глебе и, наконец, обширная похвала Ярославу Мудрому (отражение которой мы находим в статье 1037 г. «Повести временных лет»). Все шесть названных произведений обнаруживают, по мнению Д. С. Лихачева, «свою принадлежность одной руке... теснейшую взаимосвязь между собою: композиционную, стилистическую и идейную».

Этот свод статей (Д. С. Лихачев условно назвал его «Сказанием о распространении христианства на Руси») мог быть составлен в первой половине 40-х гг. XI в. книжниками Киевской митрополии.

Следующий этап в развитии русского летописания приходится уже на 60-70-е гг. XI в. А. А. Шахматов связывал его с деятельностью монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Ученый основывался на следующем наблюдении. Возможно, в этом же летописном своде к преданиям о распространении христианства на Руси были присоединены рассказы о первых русских князьях — Олеге, Игоре, Ольге. Тогда же в рассказ о крещении Владимира могла быть вставлена другая версия того же события, согласно которой Владимир крестился не в Киеве, а в Корсуни; наконец, Никон (если именно он был составителем этого свода) ввел, вероятно, в летопись легенду, согласно которой род русских князей, занимающих великокняжеский престол в Киеве, восходит не к Игорю, а к призванному новгородцами варяжскому князю Рюрику. При этом Рюрик объявляется отцом Игоря, а киевский князь Олег превращен летописцем в воеводу, сначала Рюрика, а после его смерти — Игоря.

Эта легенда имела свой важный политический и идеологический смысл. Во-первых, в средневековье часто объявляли родоначальником правящей династии чужеземца: это снимало (как казалось создателям подобных легенд) вопрос о старшинстве и приоритете среди местных родов. Во-вторых, признание того, что киевские князья происходят от князя, призванного славянами с тем, чтобы установить на Руси «порядок», должно было придать нынешним киевским князьям больший авторитет. В-третьих, легенда превращала всех русских князей в «братьев», утверждала законность только одного княжеского рода — Рюриковичей.

Исследователи полагают также, что именно с 60-х гг. летописному повествованию придается характерная форма погодных (т. е. построенных по годам, «годовых») статей, которой, как уже сказано, русская летопись принципиально отличается от византийских хроник.

«Начальный свод». Около 1095 г. создается новый летописный свод, который А. А. Шахматов предложил назвать «Начальным сводом». А. А. Шахматов убедительно показал, что «Начальный свод» сохранился в составе Новгородской 1-й летописи, хотя и в несколько переработанном виде.

Составитель «Начального свода» продолжил свод Никона, доведя изложение событий с 1073 г. по 1095 г., и придал своему изложению в этой дополненной части особенно публицистический характер, упрекая князей за междоусобные войны, сетуя, что они не заботятся об обороне Русской земли, не слушаются советов «смысленных мужей». Помимо русских источников, летописец использовал также древнейшую русскую хронографическую компиляцию — так называемый «Хронограф по великому изложению», откуда вставил в летописный рассказ несколько фрагментов: рассказ о походе на Царьград Аскольда и Дира (он читается в «Повести временных лет» под 866 г.), рассказ о походе Игоря на Царьград (под 941 г.) и рассказ о чудесных знамениях, случившихся во времена сирийского царя Антиоха, римского императора Нерона и византийских императоров Юстиниана, Маврикия и Константина (под 1065 г.).

«Повесть временных лет». В начале XII в. (полагают, что около 1113 г.) «Начальный свод» был вновь переработан монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Труд Нестора получил в науке название «Повести временных лет».

Нестор был книжником широкого исторического кругозора и большого литературного дарования: еще до работы над «Повестью временных лет» он написал «Житие Бориса и Глеба» и «Житие Феодосия Печерского». В «Повести временных лет» Нестор поставил перед собой грандиозную задачу: не только дополнить «Начальный свод» описанием событий рубежа XI-XII вв., современником которых он был, но и самым решительным образом переработать рассказ о древнейшем периоде истории Руси — «откуда есть пошла Русская земля».

Нестор вводит историю Руси в русло истории всемирной. Он начинает свою летопись изложением библейской легенды о разделении земли между сыновьями Ноя. Приводя пространный перечень народов всего мира (извлеченный им из «Хроники Георгия Амартола»), Нестор вставляет в этот перечень упоминание о славянах; в другом месте текста славяне отождествляются с «нориками» — жителями одной из провинций Римской империи, расположенной на берегах Дуная. Нестор обстоятельно рассказывает о древних славянах, о территории, которую занимали отдельные славянские племена, но особенно подробно — о племенах, обитавших на территории Руси, в частности о «кротких и тихих обычаем» полянах, на земле которых возник город Киев. Нестор уточняет и развивает варяжскую легенду Никона: упоминаемые в «Начальном своде» варяжские князья Аскольд и Дир объявляются теперь всего лишь боярами Рюрика (к тому же «не племени его»), и именно им приписывается поход на Византию во времена императора Михаила. Установив по документам (текстам договоров с греками), что Олег был не воеводой Игоря, а самостоятельным князем, Нестор излагает версию, согласно которой Олег — родственник Рюрика, княживший в годы малолетства Игоря.

В то же время Нестор включает в летопись некоторые новые (сравнительно с «Начальным сводом») народно-исторические предания, такие, как рассказ о четвертой мести Ольги древлянам, рассказы о поединке юноши-кожемяки с печенежским богатырем и об осаде Белгорода печенегами (речь о них пойдет ниже).

Как полагают, первая редакция «Повести временных лет» до нас не дошла. Сохранилась вторая ее редакция, составленная в 1117 г. игуменом Выдубицкого монастыря (под Киевом) Сильвестром, и третья редакция, составленная в 1118 г. по повелению князя Мстислава Владимировича. Во второй редакции была подвергнута переработке лишь заключительная часть «Повести временных лет»; эта редакция и дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377 г., а также других более поздних летописных сводов. Третья редакция, по мнению ряда исследователей, представлена в Ипатьевской летописи, старший список которой — Ипатьевский — датируется первой четвертью XV в.

  1. Характеристика летописей, как исторических источников.

Традиционно летописями в широком смысле называют исторические сочинения, изложение в которых ведется строго по годам и сопровождается хронографическими (годовыми), часто календарными, а иногда и хронометрическими (часовыми) датами. В узком смысле слова летописями принято называть реально дошедшие до нас летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких сходных между собой списках. Иногда небольшие по объему летописи - чаще всего узкоместного или хронологически ограниченного характера - называют летописцами (Рогожский летописец, Летописец начала царств и т.п.). Как правило же, под летописью в исследованиях подразумевается комплекс списков, объединяемых в одну редакцию (скажем, Лаврентьевская летопись, Ипатьевская летопись).

Летописание велось на Руси с XI по XVII в. Поздние русские летописи (XVI-XVII вв.) существенно отличаются от летописей предшествующего времени. В то время летописание как особый жанр исторического повествования угасало. Ему на смену приходили иные виды исторических источников: хронографы, Синопсис и т. п. Период сосуществования этих видов источников характеризуется своеобразным размыванием видовых границ.

Летописи все больше приобретают черты хронографического (точнее, гранографического) изложения: повествование ведется по «граням» - периодам правления царей и великих князей. В свою очередь, поздние хронографы могут включать в свой состав летописные материалы (иногда целые фрагменты летописей).

Еще в XIX в. было установлено, что практически все сохранившиеся летописные тексты являются компиляциями, сводами предшествующих летописей.

Реконструкции текстов сводов - задача сложная и трудоемкая (примерами могут служить реконструкции Древнейшего свода 1036/39 гг., Начального свода 1096/97 гг., I, II и III редакций Повести временных лет, созданные А.А. Шахматовым; академическое издание реконструкции текста Повести временных лет, подготовленное Д.С. Лихачевым). К ним прибегают для того, чтобы прояснить состав и содержание текста гипотетического свода. В основном такие реконструкции имеют иллюстративное значение. Вместе с тем известен случай научной реконструкции М.Д. Присёлковым Троицкой летописи, список которой погиб во время московского пожара 1812 г. Благодаря этой реконструкции Троицкий список был вновь введен в научный оборот. Реконструкции протографов допустимы, как правило, на заключительной стадии источниковедческого исследования, поскольку позволяют конкретнее представить результаты работы над текстами летописных списков. Однако их не принято использовать в качестве исходного материала.

При работе с летописными материалами следует помнить о неточности и условности научной терминологии. Это связано, в частности, с «отсутствием четких границ и сложностью истории летописных текстов», с «текучестью» летописных текстов, допускающих «постепенные переходы от текста к тексту без видимых градаций памятников и редакций». Следует различать, идет ли в исследовании речь о летописи как об условной редакции или о конкретном списке; не путать реконструкции летописных протографов с дошедшими до нас текстами списков и т. д.

Уточнение летописеведческой терминологии - одна из насущных задач летописного источниковедения. До настоящего времени «в изучении летописания употребление терминов крайне неопределенно. Одним из самых сложных в летописеведении является понятие авторства.

Уже поэтому само представление об авторе (или составителе, или редакторе) летописного текста оказывается в значительной степени условным. Каждый из них, прежде чем приступить к описанию событий и процессов, очевидцем или современником которых он был, сначала переписывал один или несколько предшествующих летописных сводов, бывших в его распоряжении.

По-иному обстояло дело, когда летописец подходил к созданию оригинального, «авторского» текста о современных ему событиях, участником или очевидцем которых он был либо о которых узнавал от свидетелей. Здесь индивидуальный опыт автора или его информаторов мог вступать в противоречие с общественной памятью. Однако этот явный парадокс исчезал, когда в происходящем удавалось различить черты высшего для христианского сознания исторического опыта. Для летописца Священная история - вневременная и постоянно заново переживаемая в реальных, «сегодняшних» событиях ценность. Событие существенно для летописца постольку, поскольку оно, образно говоря, являлось событием.

Отсюда следовал и способ описания - через прямое или опосредованное цитирование авторитетных (чаще всего сакральных) текстов. Аналогия с уже известными событиями давала летописцу типологию существенного. Именно поэтому тексты источников, на которые опирался летописец, являлись для него и его современников семантическим фондом, из которого оставалось выбрать готовые клише для восприятия, описания и одновременной оценки происходившего. Судя по всему, индивидуальное творчество затрагивало главным образом форму и в гораздо меньшей степени содержание летописного сообщения.

Замысел должен позволить непротиворечиво объяснить: 1) причины, побуждавшие создавать новые своды и продолжать начатое когда-то изложение; 2) структуру летописного повествования; 3) отбор материала, подлежащего изложению; 4) форму его подачи; 5) подбор источников, на которые опирался летописец.

Путь выявления замысла - обратный: по анализу содержания текстов, на которые опирался летописец (и общих идей произведений, которые он брал, за основу изложения), по литературным формам, встречающимся в летописи, следует восстановить актуальное для летописца и его потенциальных читателей содержание летописных сообщений, свода в целом, а уже на этом основании пытаться вычленить базовую идею, вызвавшую к жизни данное произведение.

  1. Схема Шахматова о создании древнейших летописных сводов.

Первой по времени возникновения является гипотеза русского ученого А.А. Шахматова (1864-1920). Он считал, что наиболее ранние записи исторических событий делались при Киевской митрополии в Софийском соборе. Исследователь предположил существование Древнейшего свода 1039 года, доведенного до 1037 года и составленного на основе греческих переводных хроник и местного фольклорного материала. Параллельно первым киевским записям появляется и Новгородское летописание (1036 года). На их основе возник Древний Новгородский свод 1050 года. Затем путем дополнения этих источников записями исторических событий после Ярослава Мудрого (1054 год) оформляется Первый Киево-Печерский свод, составленный монахом Киево-Печерского монастыря Никоном Великим и доведенный до 1073 года. В результате расширения исторического повествования греческим хронографом, Паремийником, рассказами Яна Вышатича был составлен Второй Киево-Печерский свод 1095 года.

Монах Киево-Печерского монастыря Нестор ввел в повествование этнографические данные о славянских племенах, рассказы об их расселении, о так называемой четвертой мести Ольги, тексты договоров Руси с греками, извлечения из хроники Георгия Амартола и ряд других дополнений, относящихся к современной ему действительности, и создал текст, эта первая редакция ПВЛ до нас не дошла. А.А. Шахматов установил, что она была доведена до 113 года. Однако ученый предпринял попытку восстановления изначального текста «Повести…», основываясь на других ее редакциях. Сохранились вторая и третья редакции ПВЛ. В 1116 году летопись редактировал игумен Выдубицкого монастыря Сильвестр – древнейшие сохранившиеся списки включены в Лаврентьевскую (1377 год), Радзивилловскую (XV век) летописи и Московско-Академический список № 5-182 (XV век). В 1118 году ПВЛ снова подверглась редакторской правке в Печерском монастыре летописцем, близким князю Мстиславу Владимировичу (сыну Владимира Мономаха), в результате чего появилась третья редакция, древнейшие списки которой находятся в Ипатьевской (начало XV века) и Хлебниковской (XVI век) летописях. Свою гипотезу о начале русского летописания А.А. Шахматов изложил в книге «Разыскания о древнейших русских летописных сводах» (1908г.) и ряде других работ, а также попытался восстановить тексты первой редакции ПВЛ и свода 1095 года, который ученый назвал Начальным.

  1. Анализ ПВЛ.

Начало древнерусского летописания принято связывать с устойчивым общим текстом, которым начинается подавляющее большинство дошедших до нашего времени летописных сводов. Текст «Повести временных лет» охватывает длительный период - с древнейших времен до начала второго десятилетия XII в. Это один из древнейших летописных сводов, текст которого был сохранен летописной традицией.

В разных летописях текст Повести доходит до разных годов: до 1110 г. (Лаврентьевский и близкие ему списки) или до 1118 г. (Ипатьевский и близкие ему списки). Обычно это связывают с неоднократным редактированием Повести. Сличение обеих редакций привело А.А. Шахматова к выводу, что в Лаврентьевской летописи сохранился текст первой редакции, осуществленной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром. Текст статей 6618-6626 гг. связывается со второй редакцией Повести временных лет, проведенной, видимо, при старшем сыне Владимира Мономаха новгородском князе Мстиславе. Одновременно указание на то, что автором Повести был какой-то монах Киево-Печерского монастыря, Нестор.

По мнению А.А. Шахматова, летопись, которую принято именовать Повестью временных лет, была создана в 1112 г. Нестором – предположительно автором двух известных агиографических произведений - Чтений о Борисе и Глебе и Жития Феодосия Печерского.

Летописные своды, предшествовавшие Повести временных лет: в составе Новгородской I летописи сохранился текст летописного свода, предшествовавшего Повести временных лет. Повести временных лет предшествовал свод, который А.А. Шахматов предложил назвать Начальным. Исходя из содержания и характера изложения летописи, его было предложено датировать 1096-1099 гг. По мнению исследователя, он-то и лег в основу Новгородской I летописи. Дальнейшее изучение Начального свода, однако, показало, что и он имел в своей основе какое-то произведение (или произведения) летописного характера. Из этого Л.А. Шахматов сделал вывод о том, что в основе Начального свода лежала какая-то летопись, составленная между 977 и 1044 гг. Наиболее вероятным в этом промежутке Л.А. Шахматов считал 1037г., под которым в Повести помещена похвала князю Ярославу Владимировичу. Это гипотетическое летописное произведение исследователь предложил назвать Древнейшим сводом. Повествование в нем еще не было разбито на годы и было сюжетным. Годовые даты (хронологическую сеть) в него внес киево-печерский монах Никои Великий в 70-х годах XI в.

M.П. Тихомиров обратил внимание на то, что в Повести лучше отражено время правления Святослава Игоревича, нежели Владимира Святославича и Ярослава Владимировича. На основапии сравнительного изучения Повести и Новгородской I летописи ученый пришел к выводу, что Повесть базировалась на монотематической Повести о начале Русской земли, рассказывавшей об основании Киева и первых киевских князьях.

Д.С. Лихачев полагает, что Начальному своду предшествовало Сказание о первоначальном распространении христианства на Русы. Это был монотематический рассказ, составленный в начале 10-х гг. XI в. В Сказание входили: сказания о крещении и кончине княгини Ольги; о первых русских мучениках варягах-христианах; о крещении Руси; о Борисе и Глебе иПохвала князю Ярославу Владимировичу.

Л.В. Черепнин, Сопоставив текст Повести с похвалой князю Владимиру Иакова Мниха, пришел к выводу, что в основе последней лежал свод 996 г. Этот текст опирался на краткие летописные заметки, которые велись при Десятинной церкви в Киеве. Было также высказано предположение, что к составлению свода Десятинной церкви причастен Анастас Корсунянин.

Новгородские своды XI в.: вместе с Киево-Печерским сводом 1074 г. (так называемый свод Никона) он лег в основу Начального свода. В основе новгородского свода третьей четверти XI в., как полагал А.А. Шахматов, лежали Древнейший киевский свод 1037 г. и какая-то более ранняя новгородская летопись 1017 г., составленная при новгородском епископе Иоакиме.

Б.А. Рыбаков связывал составление такого свода с именем новгородского посадника Остромира (1054-1059 гг.). По мнению исследователя, это была светская летопись, обосновывавшая самостоятельность Новгорода, его независимость от Киева. Устные источники в составе Повести временных лет: под 1096 г. летописец упоминает новгородца Гюряту Роговича, рассказавшего ему югорскую легенду о народах, живущих на краю земли в «полунощных странах».

Иностранные источники Повести временных лет: Значительную часть их составляют зарубежные хроники, прежде всего греческие. Наиболее многочисленны заимствования из перевода Хроники Георгия Амартола. Сама Хроника была создана около 867 г. и охватывала всемирную историю от Адама до смерти византийкого императора Феофила (812 г.). Из Хроники были заимствованы сведения, связанные с историей славян, и прежде всего с первыми походами Руси на Константинополь.

Другим важным источником Повести стал Летописец константинопольского патриарха Никифора (806-815 гг.), который содержал хронологический перечень важнейших событий всемирной истории, доведенный до года смерти автора (829 г.). Еще одним важным источником Повести, по мнению А.А. Шахматова, поддержанному рядом исследователей, стал какой-то не дошедший до нашего времени Хронограф особого состава. В него входили фрагменты уже упоминавшейся Хроники Георгия Амартола, а также греческих хроник Иоанна Малалы, Хроника Георгия Синкелла и Пасхальная хроника.

Использовался в Повести и текст еврейского хронографа Книга Иосиппон, составленного в южной Италии в середине X в. В основе - латинский перевод «Иудейских древностей»и пересказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия. Основным источником образных представлений первых русских летописцев были произведения сакрального характера, прежде всего Священное писание. Для составления летописей широко привлекалась и апокрифическая литература, которая в XI-XII вв. бытовала наряду с богослужебными книгами. Использовалось составителем Повести и Житие Василия Нового - греческое агиографическое произведение. Внутренняя структура: ПВЛ состоит из недатированного «введения» и годовых статей разного объема, содержания и происхождения.

Эти статьи могут иметь характер 1) кратких фактографических заметок о том или ином событии, 2) самостоятельной новеллы, 3) части единого повествования, разнесенного по разным годам при хронометрировании первоначального текста, не имевшего погодной сетки, и 4) «годовых» статей сложного состава.

  1. Сравнение ПВЛ и Новгородской первой летописи.

Главным источником нашего знакомства со ϲʙᴏдом, составленным около 1095 года, остается Повесть вр. лет; в пределах 6524—6560 и 6582—6601 мы можем судить о составе ϶ᴛᴏго ϲʙᴏда исключительно на основании Повести вр. лет. Но в остальных частях ϲʙᴏих он восстанавливается путем сравнения Повести вр. лет с Новгородскою 1-ю летописью младшего извода. При ϶ᴛᴏм оказывается, что восстанавливаемый путем внутреннего анализа содержания Повести вр. лет ϲʙᴏд во многих случаях совпадает с текстом ϲʙᴏда, восстанавливаемого путем сравнения Повести вр. лет с Новгородскою 1-ю летописью младшего извода: так, анализ Повести вр. лет показывает, например, что в предшествовавшем ей ϲʙᴏде не было договоров с Греками (заключаем об ϶ᴛᴏм по явно вставленному договору Святослава) и не было рассказа о четвертой мести Ольги: в Новгородской 1-й младшего извода не оказывается также ни договоров с Греками, ни рассказа о четвертой мести Ольги. Но в других случаях результаты анализа Повести вр. лет не совпадают с данными о ϲʙᴏде, предшествовавшем Повести вр. лет, извлекаемыми из Новгородской 1-й младшего извода: так, например, анализ Повести вр. лет показывает, что некогда в летописном тексте отсутствовал и рассказ о первых трех местях Ольги, между тем ϶ᴛᴏт рассказ читается в Новгородской 1-й; или еще: указанный анализ приводит к заключению, что под 6476 (968) никогда в летописном тексте не читался эпизод о смелом юноше и появлении Претича, между тем ϶ᴛᴏт эпизод имеется в Новгородской 1-й; то же относительно эпизода испытания вер посредством посольства и мн. др.

Это неϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙие результатов показывает, что Повести вр. лет предшествовал не один ϲʙᴏд, а, по крайней мере, два ϲʙᴏда. Непосредственным ее предшественником был ϲʙᴏд, составленный около 1095 года и известный в отдельных частях по Новгородской 1-й летописи; но ϶ᴛᴏму ϲʙᴏду предшествовал другой ϲʙᴏд, восстанавливаемый путем анализа как Повести вр. лет, так и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих ей статей Новгородской 1-й летописи.

  1. Памятники права, как источники для изучения феодальных отношений в Древней Руси.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы, где жили древние славянские племена, образовалось русское раннефеодальное государство Киевская Русь. Важную роль в укреплении феодального базиса играла правовая надстройка, созданная в период формирования феодальных отношений в Х в. и получившая окончательное закрепление в "Русской Правде"- памятнике феодального права.

Наличие в Древнерусском государстве соседской общины - верви, приводит нас к признанию того, что члены ее имели определенный круг прав и обязанностей как во взаимоотношениях между собой, так и вне общины. Об этом свидетельствуют ст. 3-8 "Русской Правды", которые законодательно закрепили порядок ответственности членов верви за убийство человека. Данные нормы возникли значительно раньше "Русской Правды", в период формирования феодальных отношений, и существовали в виде обычая. Следовательно, обычай был одним из основных источников создания "Русской Правды".

studfiles.net

как называется древнейшая русская летопись?

Ле? топись — более или менее подробный рассказ о событиях. Русские летописи являются основным письменным источником по истории России допетровского времени. Начало русского летописания относится к XI веку, когда в Киеве начали делать исторические записи, хотя летописный период начинается в них с IX века. Русские летописи обычно начинались словами «Въ л? то» +«дата» , что означает сегодня «в год» +«дата» . Количество сохранившихся летописных памятников по условным оценкам составляет порядка 5000[1]. Большинство летописей в виде оригиналов не сохранились, а сохранились их копии и частичные переработки — так называемые списки, созданные в XIV—XVIII веках. Под списком подразумевается «переписывание» («списывание» ) с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д. ) . Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на изводы (редакции) . Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные) , Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные) . Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи — это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) — ещё более подтверждают это мнение.

Несторовский список, Лаврентьевский список, Ипатьевский список, Радзивилловский список

"Начальная русская летопись", которая получила название по первым словам - "Повесть временных лет". Наверняка были и другие, но они не дошли до нас.

Повесть временных лет

Писали книги и т. п. в древней Руси и более 100 тыс. лет назад. Древняя Русь - это Великая Тартария. Частью Великой Тартарии были - Московия, Югория, Лукоморье, Европа, Крым и т. д. Орда - это войско великой Тартарии, значит: ОР-сила, Д-добро, А-ас, вместе: Сила добра асов. Асы - это народ русы. Название Русь значит: Родовое устройство страны. Название Россия значит: Русь Сия - Это Русь.

touch.otvet.mail.ru

«Древняя Русь»

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь»

Цель урока: систематизация, обобщение и расширение знаний учащихся по теме «Древняя Русь».

Задачи

образовательные:

  • Систематизировать исторический материал о Древней Руси;
  • проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.
развивающие:
  • Создать условия для развития картографических навыков, публично выступать;
  • способствовать развитию умений анализировать, сравнивать, работать с тестовыми заданиями;

воспитательные:

  • Воспитывать патриотизм, любовь к Родине, уважение к древнерусскому народу, как создателям культурных ценностей за их трудолюбие, творчество, мастерство;
создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, презентация Используемые технологии: игровая Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

Ход урока.

  1. Орг. момент
  2. Повторение изученного материала.
1. Разминка.

1) Хронологическая головоломка

Расставь события в хронологической последовательности:

Крещение Руси

Восстание древлян

Походы князя Олега на Константинополь

Разгром Хазарского каганата

Приглашение Рюрика на княжение

Походы Святослава в Дунайскую Болгарию

Объединение Киева и Новгорода

Налоговая реформа Ольги

2) Юный картограф

Изучите карты и выполните задания:

Какое событие из истории Древней Руси изображено на карте? Когда оно произошло?

  1. Расселение славян в Европе. Три ветви славян: Западные, Южные и Восточные.V век.
  2. Древнерусское государство. Торговый путь «Из варяг в греки» IX-XI вв.
  3. Объезд киевского князя с дружиной своих земель для сбора дани (IX-X вв. до 945г.)
  4. Походы Святослава в Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат, Дунайскую Болгарию.965-970гг.
3) Юный архивист

Прочитай документ и определи: Название документа Кто автор? О чём речь?

1. «...тут был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра ­ волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское... А от Царьграда можно приплыть в Понт море, в ко­торое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет, и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Так из Руси можно плыть по Волге в Болгары и Хвалисы... а по Двине - в землю Варягов... А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским...»

(«Повесть временных лет» Нестор, торговый путь «Из варяг в греки»)

2. Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого. Если

убьют огнищанина умышленно, то убийце платить за него 80 гривен, а люди не платят; а за княжеского подъездного 80 гривен. А если убьют огнищанина

по-разбойничьи, а убийцу люди не ищут, то виру платит та вервь, где найден убитый.

(«Русская Правда» - свод древнерусских законов. Ярослав Мудрый)

3. «Похвалим же и мы по силе нашей малыми похвалами великое и чудное сотворившего – нашего учителя и наставника, великого властителя земли нашей Володимира, внука древнего Игоря, сына славного Святослава, которые в годы своего владычества мужеством и храбростью прославились во многих странах: победа и сила. Их вспоминаются и прославляются и сейчас. Ведь не в бедной и безвестной стране были они владыками, а в Русской, о которой знают и слышат во всех концах земли... «

(«Похвала князю Владимиру» II часть «Слово о Законе и Благодати», митрополит Илларион)

4. Эти племена... не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим... Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врага со щитами и дротиками в руках. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый».

(Византийский писатель Прокопий Кесарийский о восточных славянах) 2. Виртуальное путешествие по музею «Древняя Русь»

1) «Портретная галерея». Назвать, кто изображён на рисунках.

(Нестор, княгиня Ольга, князь Олег, Ярослав Мудрый)

2) «Юный экскурсовод»

1 зал: «Древнерусская письменность» - «экскурсовод» рассказывает о древнерусской письменности (узелковая, глаголица, кириллица, материал для письма, Кирилл и Мефодий, памятник и собор в Самаре)

2 зал: «Быт славян. Древнерусская изба» - «экскурсовод» рассказывает о быте славян, используя рисунки.

3 зал: «Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о Софийских соборах в Киеве и Новгороде (когда и при правление какого князя построен, сходство в храмах, стиль архитектуры)

4 зал: ««Софийский собор» - «экскурсовод» рассказывает о внутреннем виде собора, иконы, мозаики и фрески.

3. Картинная галерея. «Что? Где? Когда?». Ученики должны назвать какое событие изображено на рисунке, где и когда оно произошло.

Призвание варягов (862г.), оборонительные рубежи, сигнальные вышки на русских границах; при князе Владимире (980-1015гг правления), полюдье (IX в – 945г., отменила Ольга), Крещение Руси (киевлян) Владимиром в 988г.

3. Заключение

1. «Объяснить значение понятий»: вече, летопись, православие, князь, бояре, дружина, вотчина, государство, фреска. 2. Проверка домашнего задания:

«Мини-сочинение» (Эльфхен  «эльф» – немецкая технология  (11 слов, 11 предложений)).

Эльфхен – конструирование фраз по начальным буквам слова (фраза должна выражать смысл темы)

Государство

Примерный вариант:

Г – Год 882  – год образования Древнерусского Государства О – Олег первый Киевский Великий князь С – Святая, равноапостольная княгиня Ольга первой провела государственную    реформу У – Установив точный размер и место сбора дани Д – Древляне были жестоко наказаны за смерть князя Игоря А – А сын Ольги – Святослав вошел в историю, как храбрый князь – воин Р – Русь приняла православие в 988 г. при князе Владимире. С –  Святой, Красно-Солнышко, так называли Владимира простые люди Т – Только при Ярославе Мудром наступил расцвет древнерусского государства. В – Во время княжения Ярослава сложилась древнерусская народность. О – Общество стало говорить на едином древнерусском языке.

III. Тестирование

Тест «Древняя Русь» I вариант А1.К восточным славянам относятся: 1) поляне 2) хазары 3) половцы 4) варяги

А2. Восстание древлян в 945 г. было вызвано: 1) межплеменной рознью древлян и вятичей 2) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян З) нежеланием древлян принимать христианство 4) нежеланием древлян принимать участие в походах князя Святослава

А3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком князе идет речь.

Узнав о набеге печенегов, он спешил из Новгорода в южную Россию и сразился с варварами под стенами Киева... Князь одержал победу... В память сего знаменитого торжества Великий князь заложил на месте сражения великолепную церковь, и, распространив Киев, обвел его каменными стенами... он назвал их главные врата Златыми, а новую церковь Святою Софиею...

1) Олеге 2) Святославе 3) Ярославе Мудром 4) Владимире

А4. Каким годом летописи датируют призвание варягов на Русь? 1) 862г. 2)988г. 3) 1097г. 4)1111г.

А5. Какое из названных событий произошло раньше других? 1) поход Святослава в Хазарию 2) поход Олега на Византию 3) принятие христианства на Руси 4) убийство князя Игоря древлянами.

А6. Как называлась община у восточных славян? 1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан

А7. К предпосылкам образования древнерусского государства относится 1) крещение Руси 2) принятие «Русской правды» З) великое переселение народов 4) необходимость отпора внешним врагам В1. Установите соответствие

А) князь Святослав 1) разгром половцев

Б) Князь Владимир Мономах 2) крещение Руси

В) князь Олег 3) дунайские походы

Г) князь Владимир Святославович 4) создание Древнерусского

государства

В2. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как называлась новая форма сбора дани, установленная княгиней Ольгой.

...Князь Игорь был убит в одном из походов на древлян за повторной данью. Последовала жестокая месть древлянам со стороны его жены Ольги. Печальный опыт заставил Ольгу упорядочить получаемую от союзных племен дань и их повинности. Она установила точный размер дани -

_____________________________________

В3. Расположите события в хронологической последовательности:

А. Крещение Руси

Б. Призвание варягов

В. Поход Олега на Киев

Г. Создание свода Древнерусских законов «Русская Правда» II вариант А1. Как на Руси называлось земельное владение, принадлежавшее владельцу на правах полной наследственной собственности: 1) вотчина 2) кормление 3) десятина 4) поместье

А2. К какому году относится крещение Руси: 1) 882г. 2) 988г. 3) 945г. 4) 962г.

А3. Как называлась община у восточных славян? 1) полюдье 2) вервь 3) пожилое 4) стан

А4. Что из названного было одной из причин принятия христианства на Руси?

1) стремление к укреплению великокняжеской власти 2) необходимость создания нового свода законов Руси З) распад Древнерусского государства на несколько самостоятельных центров 4) необходимость свержения монголо-татарского владычества над Русью

А5. Какое событие произошло позже других: 1) крещение Руси 2) призвание варягов 3) восстание древлян 4)поход Олега на Царьград

А6. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

1) ясаком 2) полюдьем З) барщиной 4) тяглом

А7. Как назывался древнейший летописный свод, ставший основным источником изучения в Древней Руси? 1) «Русская Правда» 2) «Повесть временных лет» 3) «Слово о полку Игореве» 4) «Слово о Законе и Благодати»

В1. Прочтите отрывок из сочинения современных историков и укажите, как назывались в Древней Руси сборы, о которых идет речь.

Большую часть зимы князь и дружина ездили по городам, крупным селам, собирая с городских и крестьянских общин-вервей серебро, меха, продовольствие и различные товары. Съестные припасы шли на содержание дружины, а другие товары отправляли в Киев, а оттуда весной везли на продажу в Царьград и другие города...

__________________________

В2. Установите соответствие между приведенными отрывками из летописей и названиями событий, о которых в них говорится.

ОТРЫВКИ СОБЫТИЯ

А) «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. 1) походы князя Святослава

Приходите княжить и владеть нами»

Б) «Уже нам некуда деться. Так не посрамим земли 2) призвание варяговРусской, но ляжем костьми, ибо мертвые сраму

на имут.»

В) «Затем послал князь по всему городу сказать: «Если 3) восстание древлян не придет кто завтра на реку — будь то богатый

или бедный, или нищий, или раб — будет мне врагом.»

Г) «В тот год сказала дружина Игорю: 4) крещение

«Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы Руси

наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь,

нам. И послушал их Игорь — пошел ... за данью, и

прибавил к прежней дани новую.»

В3. Расположите в хронологической последовательности правителей Древней Руси:

А. Ольга

Б. Ярослав Мудрый

В. Рюрик

Г. Святослав III. Подведение итогов урока.

pismo.netnado.ru

Летописный свод Древней Руси это

VIII – XV вв.Летописный свод Древней Руси – это:

1) «Изборник»

2) «Апостол»

3) «Домострой»

4) «Повесть временных лет»К памятникам зодчества Древней Руси IX – XII вв. относятся:

1) Десятинная церковь в Киеве

2) Троице-Сергиев монастырь

3) храм Василия Блаженного

4) Андроников монастырьК памятникам зодчества Древней Руси IX-XI вв. относится

1) храм Василия Блаженного в Москве

2) Храм святой Софии в Новгороде

3) церковь вознесения в селе Коломенском

4) Троице-Сергиев монастырьКакой из названных памятников был построен в XII в.?

  1. церковь Покрова на Нерли
  2. Архангельский собор Московского Кремля
  3. Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве
  4. Церковь вознесения в селе Коломенском

«откуда есть пошла земля Русская, кто в Киеве начал первым княжить» - этими словам начиналась

  1. «Задонщина»
  2. «Повесть временных лет»
  3. «Поучение детям»
  4. «Слово о полку Игореве»

Литературные памятники XII в. содержащие призыв к прекращению княжеских усобиц, являются.

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. «Моление» Даниила Заточника
  3. «Домострой»
  4. «Задонщина»

В. Установите соответствие между именами авторов и их произведениями. К каждому из 4-х элементов (А,Б,В,Г) подбирается один соответствующий элемент, обозначенный цифрами (1,2,3,4).

Авторы Произведения
А) Даниил Заточник 1) «Притча о человеческой душе»
Б) Софроний Рязанец 2) «Задонщина»
В) Кирилл Туровский 3) «Моление»
Г) Владимир Мономах 4) «Поучение детям»
5) «Житие и хождение Даниила»

В. Установите соответствие между именами представителей культуры и их творениями. К каждому из 4-х элементов (А,Б,В,Г) подбирается один соответствующий элемент, обозначенный цифрами (1,2,3,4).

Авторы Произведения
1) Марк Фрязин 1) «Троица»
2) Андрей Рублёв 2) Грановитая палата
3) Аристотель Фиораванти 3) Покровский собор
4) Алевиз Фрязин Новый 4) Архангельский собор
5) Успенский Собор

Кто из названных князей Древней Руси прославился созданием «Поучением детям» и победой над половцами.

    1. Всеволод Большое Гнездо
    2. Владимир Мономах
    3. Александр Невский
    4. Юрий Долгорукий

Живопись, основанная на применении водяных красок, наносимых на сырую штукатурку при строительстве храмов в Древней Руси, называлась

  1. фреской
  2. акварелью
  3. парсуной
  4. мозаикой

Прочтите отрывок из исторического сочинения и укажите, к какому из князей Древней Руси относится эта характеристика

«Он был хромоног, но ум у него был добрый, и на рати был он храбр… он был христианин и сам книги читал. В его княжение христианство и грамотность должны были распространяться. Собрал много писцов; они переводили книги с греческого на славянский и переписали много книг… Князь строил церкви по городам и местам не огороженным, ставил при них священников, которым давал содержание из собственного имущества, приказывая им учить людей. Князь велел собрать у старост и священников детей (300 человек) и учить их книгам».

  1. Олегу
  2. Игорю
  3. Рюрику
  4. Ярославу

Какое событие нашло отражение в приведенном ниже отрывке из древнерусской летописи?

        "Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссоры навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосердечно и охранять Русскую землю и пусть каждый владеет отчиной своей". И на том целовали крест: "Если теперь кто на кого покусится, против того – крест честный и вся земля Русская". И, попрощавшись, пошли восвояси". 1) Съезд князей в Любече

2) Решение Стоглавого собора

3) Решение первого Земского Собора

4) Поход Новгород-Северского князя против половцев.Установите соответствие между понятиями и их определением

  1. Кириллица
  2. Десятина
  3. Фреска
  4. Летопись
А) налог в пользу церкви

Б) вид письменности

В) погодные записи о событиях

Г) вид живописи

Д) штраф

Главный собор древнего Великого Новгорода

  1. Успенский
  2. Георгиевский
  3. Покровский
  4. Софийский

Современниками были:

  1. Андрей Рублёв и Александр Невский
  2. Иван Калита и Сергий Радонежский
  3. Василий II и Дмитрий Шемяка
  4. Иван III и Феофан Грек

С именами Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия связано развитие древнерусского

1) книгопечатания

2) зодчества

3) иконописм

4) летописания.Фрески в Ферапонтовом, Белозерском монастырях, в успенском соборе Московского Кремля создавал

  1. Андрей Рублёв
  2. Феофан Грек
  3. Дионисий
  4. Симон Ушаков

Кто из названных лиц был известным иконописцем

  1. Аристотель Фиораванти
  2. Андрей Чохов
  3. Афанасий Никитин
  4. Феофан Грек

Какое имя в приведённом ряду имён связано с княжением Ивана III?

  1. Сергий Радонежский
  2. Аристотель Фиораванти
  3. Алексей Адашёв
  4. Андрей Курбский

Прочтите отрывок из сочинения историка В. Янина и укажите, о каком художнике идёт речь.

«нет в XV веке более звонкого имени. Перечень сохранившихся работ величайшего русского художника средневековья невелик… но даже части сохранившегося, даже одной-единственной неповторимой Троицы было бы достаточно, для бессмертия его имени…»

    1. о Феофане Греке
    2. об Андрее Рублёве
    3. о Дионисии
    4. о Симоне Ушакове

Расположите имена следующих иконописцев и художников в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите буквы которыми обозначены их имена в правильной последовательности. А) Дионисий, Б) Илья Репин, В)Феофан Грек, Г) Симон Ушаков.

  • ВАГБ
  • БАВГ
  • ГАБВ
  • АГВБ

Произведение древнерусской литературы посвящённое Куликовской битве.

  1. «Слово о погибели земли русской»
  2. «Задонщина»
  3. «Повесть временных лет»
  4. «Русская Правда»

Установите соответствие между названиями произведений и именами их авторов

Название произведения Авторы
1) «Слово о законе и благодати» А) Илларион
2) «Повесть временных лет» Б) Владимир Мономах
3) «Поучение детям» В) Нестор
4) «Задонщина» Г) Ярослав Мудрый
Д) Софроний Рязанец

Прочтите отрывок из сочинения В.О. Ключевского и назовите князя, о котором идёт речь.

«Он строил много церквей, основывал монастыри, не жалея издержек на украшение храмов. Кроме церкви Успения, возбуждавшей удивление современников великолепием, он построил церковь Покрова при устье реки Нерли и много других каменных церквей.

Властолюбивый князь, изгнавши братьев и тех бояр, которые недостаточно ему повиновались, правил в своей земле самовластно, забывши, что он был избран народом, отягощал народ поборами и по произволу казнил смертию кого хотел.»1) Юрий Долгорукий

2) Владимир Мономах

  1. Ярослав Мудрый
  2. Андрей Боголюбский

С. Задание для работы с источником с открытым развёрнутым ответом (С1 –С3)

«Тогда великий Святославизронил золотое слово,со слезами смешанное,и сказал:

«О, дети мои, Игорь и Всеволод!Рано начали вы Половецкой землемечами обиду творить,а себе славы искать.Но без чести для себя вы одолели,без чести для себя кровь поганую пролили.Ваши храбрые сердцаиз крепкого булата скованыи в отваге закалены.Что же сотворили вы моей серебряной седине?А уж не вижу властисильного, и богатого,и обильного воинамибрата моего Ярослава,с черниговскими боярами…Но сказали вы: "Помужествуем сами:прошлую славу себе похитим,а будущую сами поделим"…

Великий князь Всеволод!Не думаешь ли ты прилететь издалекаотчий золотой престол поблюсти?Ты ведь можешь Волгу вёслами расплескать,а Дон шлемами вычерпать!

Ты, буйный Рюрик, и Давыд!...Вступите же, господа, в золотое стремяза обиду нашего времени,за землю Русскую,за раны Игоря,буйного Святославича!

Галицкий Осмомысл Ярослав!...Грозы твои по землям текут,отворяешь Киеву ворота,стреляешь с отцовского золотого престоласалтанов за землями.Стреляй же, господин, Кончака,поганого раба,за землю Русскую,за раны Игоревы,буйного Святославича!»

С1. какое историческое событие легло в основу «Слова..»? К какому времени относится это событие.

С2. Что послужило автору «Слова…» поводом для горьких раздумий о судьбах Русской земли? В чём он упрекает князей Игоря и Всеволода.

С3. В чём суть призыва автора ко всем князьям.

XVI – XVII вв.

Одним из основоположников книгопечатания в России был

  1. Андрей Курбский
  2. Иван Фёдоров
  3. Алексей Адашёв
  4. Николай Новиков

В память взятия Казани в Москве был построен

1) храм Василия Блаженного

2) Смоленский Собор Новодевичьего монастыря

3) Успенский Собор в Кремле

4) Грановитая палата«Апостол» - это название

  1. одной из первых печатных книг
  2. древнейшей русской летописи
  3. сборник постановлений церковного собора
  4. сборник житейских мудростей и наставлений.

С развитием образования в России XVII в. связаны имена

1) С. Дежнева, В. Пояркова

2) Е. Хабарова, В. Атласова

3) Симеона Полоцкого и братьев Лихудов

4) С. Ушакова, Ф. КоняПочтите отрывок из летописи и укажите, как называлась книга, о которой идёт речь.

«И так… начали изыскивать мастерство печатных книг. Царь повелел устроить на средства своей царской казны дом, где производить печатное дело. И не жалея давал от своих царских сокровищ делателям Ивану Фёдорову да Петру Тимофеевичу Мстиславцу на устройство печатного дела и на их обеспечение до тех пор, пока дело их не пришло к завершению. И начали печатать впервые эту святую книгу…».

  1. «Русская правда»
  2. «Апостол»
  3. «Задонщина»
  4. «Домострой»

Прочтите отрывок из характеристики известного памятника культуры и укажите название этого памятника.

«…С его помощью мы можем заглянуть в быт наших предков XV – XVI в. и как бы присутствовать при их «разговорах»… Три основные его части излагают правила общежития в отношении «духовного строения» (Религиозные наставления), «мирского строения» (о семейных отношениях) и «домового строения» (хозяйственные рекомендации)…»

  1. «Повесть временных лет
  2. «Поучение детям» Владимира Мономаха
  3. «Домострой»
  4. «Русская Правда»

В. Расположите в хронологическом последовательности имена деятелей культуры. Запишите буквы, которыми обозначены имена в правильной последовательности в таблицу.

А) Аристотель Фиораванти

Б) Симеон Полоцкий

В) Андрей Рублёв

В) Василий Баженов

Какое из названных литературных произведений было создано в XVII в.

  1. «Слово о полку Игореве»
  2. «Задонщина»
  3. «Житие протопопа Аввакума»
  4. «Хождение за три моря»

В. Установите соответствие между именами представителей культуры и областью их деятельности. К каждому из 4-х элементов (А,Б,В,Г) подбирается один соответствующий элемент, обозначенный цифрами (1,2,3,4).

Авторы Произведения
1) Симон Ушаков 1) литература
2) Фёдор Конь 2) просветитель
3) Василий Бурцев 3) миниатюра
4) Симеон Полоцкий 4) живопись
5) архитектура

litcey.ru