Крещение в древней Руси. Ридус. Крещение в древней руси


Крещение Руси — наше прошлое, настоящее и будущее

О нашем главном выборе: «Кто мы и с кем мы?» — кандидат богословия Тарас Борозенец в преддверии Крещения Руси.

В.Васнецов. Крещение Руси.

В этом году мы в 1027-й раз отмечаем Праздник Крещения Руси святым равноапостольным князем Киевским Владимиром.

Всего год назад мы торжественно праздновали 1025-летний юбилей Крещения Руси. В честь этого события в Киеве собрались высшие представители духовных и государственных властей Украины, России, Беларуси, других православных стран. Тогда все говорили о Киевской крещальной купели, в которой родилась Святая Русь; о нерасторжимом духовном, культурном, социально-политическом, кровно-родственном единстве троицы братских славянских народов, окормляемых Русской Православной Церковью. Сегодня все эти речи, само это единство положены на весы суда Божьего. Ныне — час тяжких, трагических испытаний для православно-византийской русской традиции, отцом которой по праву считается святой равноапостольный князь Владимир. Так уже не раз бывало в ее тысячелетней истории.

Для князя Владимира стоял выбор — выбор между восточным греческим Православием, западным латинским католичеством, хазарским иудаизмом и арабским исламом.

Это был не просто выбор какой-то религиозной традиции, оторванной от других сфер общественной жизни.

Тогда вера не считалась исключительно личным делом человека, Церковь не была отделена от государства и школы. Религия, по сути, была идеологической основой жизни общества во всех без исключения сферах. Для раннего средневековья христианство было самой передовой созидательной идеологией, обеспечивающей ее носителям государственное, экономическое, культурное выживание, строительство, развитие и процветание. От его принятия или непринятия зависело выживание народов. Христианство было синонимом цивилизации и культуры. Все нехристиане рассматривались как варвары, да, по сути, и являлись таковыми. Любой вменяемый государственный деятель того времени учитывал этот факт. Так же, как сегодня любой политик учитывает господство в мире антихристианской либерально-буржуазной идеологии.

Тогда выбор веры означал выбор всеохватного цивилизационного проекта развития народа. На тот момент с политической, экономической, исторической, наконец, семейной точки зрения для князя Владимира оптимальным был выбор православно-византийского проекта. Любой другой выбор был бы непоследовательным, неразумным и не имел бы устойчивых исторических последствий.

В.Васнецов. Крещение князя Владимира

Во всей исторической сложности обстоятельств, процессов, тенденций, личных судеб, совпадений, приведших к Крещению Руси, просматривается всесильная рука премудрого Промысла Божия, подобно тому, как она видится в избрании и истории еврейского народа Богом, в обращении ко Христу всех православных народов. Господь Своими невместимыми для нашего разума путями ведет всех людей к Себе. Крещение и христианизация Руси — это удивительное чудо и тайна Промысла Божия.

Православие дало единую идеологическую, духовную основу, необходимую для объединения разрозненных славянских племен в единый русский народ.

Становясь православными, восточно-славянские племена становились русским народом. Стать православным тогда означало стать русским. Во времена княжеских междоусобиц, раздробленности, иноземных завоеваний именно осознание своей православной общности позволило нашим предкам выжить, выстоять, сохранить себя, а значит и нас. В XIX в. Федор Михайлович Достоевский сказал по этому поводу: «Русский — значит православный».

Благодаря Крещению Русь твердо встала на путь государственного и культурного строительства. Именно православное христианство, воспринятое от Византии, стало той закваской, благодаря которой вскисло тесто святости, государственности, права, экономики, литературы, живописи, архитектуры, образования, воспитания, культуры. Византийское Православие через равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия принесло с собой церковнославянский язык (язык молитвы и литературы), высочайшую систему морально-этических ценностей, прекрасные образцы церковного и гражданского искусства, передовую юридическую систему. Памятники древнерусской культуры до сих пор остаются непревзойденными по своему духовному уровню. Если мы и можем чем-то хвалиться, то преимущественно наследием древней Руси – Руси святых Владимира и Ярослава Мудрого.

М.Шаньков. Крещение Руси

Главное же – это обращение русского общества от языческой тьмы к свету Евангелия Христова, благодатное преображение личной и общественной жизни при всей сложности этого процесса.

По глубокому замечанию протоиерея Георгия Флоровского, древняя крещеная Русь является «золотым веком» нашей истории, временем Божиих чудес и тайн.

«И уже не идолопоклонниками зовемся, но христианами, — радуется митрополит Илларион, — не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. И уже не друг друга бесам закалаем, но Христос за нас закалаем, <закалаем> и раздробляем в жертву Богу и Отцу. И уже не <как прежде>, жертвенную кровь вкушая, погибаем, но, пречистую кровь Христову вкушая, спасаемся… вся земля наша восславила Христа со Отцом и со Святым Духом… идольский мрак стал удаляться от нас — и явилась заря правоверия; тьма служения бесовского исчезла — и слово евангельское осияло нашу землю… капища разрушались и поставлялись церкви, идолы сокрушались и являлись иконы святых, бесы убегали, крест же освящал грады».

Русь святых Аскольда и Дира, Ольги, Владимира, Бориса и Глеба, Ярослава Мудрого – это начало Святой Руси. Ныне она пребывает «под спудом», в подполье, в подсознании нашей культуры, наших сердец. Пока эта православная святая Русь не выйдет из подполья, не станет для нас примером, образцом для подражания, самой нашей жизнью, пока она и не преобразит своим светом все стороны нашей жизни, мы так и будем метаться из огня да в полымя, от одной неразрешимой проблемы в другую.

Крещение Руси – не просто древнее историческое событие, не дело давно минувших дней. Крещение Руси не завершено, оно продолжается до сего дня.

До сих пор ежедневно все новые и новые люди, и стар и млад, все новые наследники князя Владимира и древней Руси принимают Таинство святого Крещения. Крещение Руси – не только и не столько прошлое. Это наше настоящее и наше будущее.

Крещение Руси дало нашему народу мощнейший импульс движения ко Христу. Следование по этому пути требует ежеминутного подтверждения в нашей личной и общественной жизни. Продолжающееся Крещение исторической Руси – знак продолжающейся борьбы между Богом и дьяволом за душу каждого человека, за душу всего нашего народа.

Крещение – установленное Самим Христом Таинство, необходимое для окончательного обращения и покаяния человека, его отвращения от дьявола и всех дел его, для очищения от грехов и нового благодатного рождения во Христе, для привития к Его Телу – Церкви. Без Крещения невозможно быть со Христом, невозможно быть христианином, невозможно достигнуть двуединой цели православной жизни – спасения и обожения.

Крещение совершается как над каждой человеческой личностью, так и над целыми народами. «Идите, научите все народы, — заповедовал Господь Своим ученикам, — крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам». Крещение народа происходит тогда, когда властная элита и народ, в своей активной части, по благословению Божию решают добровольно следовать за Христом во всех областях своей жизни.

Сегодня, как и при святом Владимире, как, впрочем, и всегда, решается главный вопрос: «Кто мы?». Ответ на этот вопрос зависит от ответа на другой: «С кем мы?». Мы — христиане, язычники, безбожники, иноверцы? Мы со Христом или против Него? Мы избираем свободу во Христе или рабство лукавому, путь праведности или греха, вечную жизнь или бесконечную смерть?

Святой апостол Андрей Первозванный, святые мученики князья Аскольд и Дир, святая равноапостольная княгиня Ольга, святой равноапостольный князь Владимир, святые страстотерпцы князья Борис и Глеб, святой князь Ярослав Мудрый, преподобные Антоний и Феодосий Печерские и все святые, в земле Русской просиявшие, свой выбор сделали. Теперь выбор за нами.

pravlife.org

Четвертое крещение Древней Руси

"Четвертое крещение" Древней Руси

Оттон I  Крещение Руси князем Владимиром в 988 году явилось пятой попыткой приобщить русский народ к вере Христовой. Свою лепту в христианизацию страны внесла и княгиня Ольга, хотя и не сумела противостоять языческой партии Святослава.

  Первым крестителем руссов называют апостола Андрея, проповедовавшего в Киеве и Новгороде. Затем имела место просветительская деятельность Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и сделавших перевод с греческого языка Священного Писания и ряда богослужебных книг. "Третье крещение" произошло, когда киевские князья Аскольд и Дир с дружинниками и "болярами" около 860 года приняли новую веру от епископа, посланного патриархом Фотием. Тогда же в Константинополе была учреждена русская епархия. Четвертую попытку обновить Русь через христианство сделала княгиня Ольга.

  Желание утвердить Христианство. Приняв в 957 году святое крещение в Константинополе, княгиня Ольга решила привести в христианство своих подданных. С этой целью по возвращении из Византии она занялась миссионерской деятельностью. В "Житии Ольги" говорится, как она, обходя Русскую землю, "сокрушала" языческих идолов, а на месте их возводила церкви, "всем людям благочестие проповедовала и учила их вере Христовой". Действия Ольги вызывали недовольство и гнев Святослава, поддерживаемого частью киевской знати и дружиной.

  Посольство к Оттону I. Для того чтобы крестить подданных, Ольга нуждалась в штате священнослужителей. Поскольку ее отношения с Константином Багрянородным испортились, осенью 959 года она отправила посольство к германскому королю Оттону I Великому с просьбой прислать на Русь епископа и священников. В то время раскол между Восточной и Западной церковью еще не произошел, хотя между ними и возникли острые противоречия. Действия Ольги вовсе не были отступлением от православия: она лишь искала наиболее выгодные условия для вхождения Руси в состав христианских народов.

  Неудача Адольверта. Епископом в Киев был назначен Адальберт, монах монастыря Святого Максимина в Трире. Он прибыл в столицу русского государства не раньше осени 961 года. Латинская миссия проявила в городе такую настойчивость в утверждении новой религии, что вызвала протест Святослава, его верной дружины и простых обывателей. Не прошло и года, как Адальберт решил побыстрее вернуться на родину, "убедившись в тщетности своих усилий". В "Хронике" Титмара Мерзебургского, написанной в начале XI века, сказано, что миссионера на Руси преследовали язычники: "Епископ едва избежал опасности от их происков". Некоторые из его спутников были убиты, самому ему едва удалось спастись. В "Деяниях Магдебургских епископов" говорится про руссов: "Ожесточенный народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев благовествовавшего Евангелие мира". Причину выдворения епископа Адальберта многие историки видят в государственном перевороте, совершенном "языческой партией" во главе с князем Святославом.

  Совершеннолетие Святослава. Между тем, Святослав уже вступил в пору совершеннолетия и был вполне готов, чтобы принять бразды правления страной. Однако он вовсе не спешил освобождать Ольгу от бремени государственных дел. Он вынашивал грандиозные военные планы. В летописи сказано, что, когда он возмужал, он стал набирать в свое войско воинов "многих и храбрых", формируя мобильную, прекрасно обученную и подготовленную дружину, всецело преданную своему предводителю. С 964 года началась активная деятельность князя Святослава, но она была всецело военной, а государственное управление на Руси продолжало оставаться прерогативой княгини Ольги.

www.othist.ru

Крещение в древней Руси. Ридус

html itemscope="" itemtype="http://schema.org/WebSite" prefix="ya: https://webmaster.yandex.ru/vocabularies/">

найти ×    предложить новость
  • USD 68.53
  • EUR 79.25
  • Войти
  • Поиск
  • Картина дня
  • Гражданская журналистика
  • Интересное
  • Полезное
  • Развлечения
  • Еще
  • Авто
  • Арт-ридус
  • Военное дело
  • Военные конфликты
  • Город
  • Еда
  • Животные
  • Здоровье
  • Знаменитости
  • Интернет
  • История
  • Кино
  • Компьютерные игры
  • Космос
  • Криминал
  • Культура
  • Литература
  • Музыка
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Образование
  • Общество
  • Погода
  • Политика
  • Право
  • Происшествия
  • Путешествия
  • Расследования
  • Религия
  • СМИ
  • Советы
  • Спорт
  • Стиль
  • Тесты
  • Технологии
  • трансляция
  • Экология
  • Экономика
  • Юмор
Авторские колонкиФоторепортажиВидеоБездна Нет логина?

www.ridus.ru

Крещение Руси - Значения слов

введение в Древней Руси в конце 10 в. христианства как государственной религии. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение классового государства подготовили условия для смены языческой религии христианством. Уже в середине 9 в., ввиду тесных связей Руси с Византией, христианство в его греко-православной форме получило распространение среди господствующего класса Руси. В 10 в. христианами были многие приближённые князя Игоря, а его жена Ольга около 955 приняла христианство. Однако государственной религией оно стало лишь в связи с принятием христианства и массовым крещением славян, проведённым в 988≈989 князем Владимиром Святославичем . С этого времени христианство активно распространялось феодальным государством и формирующейся церковной организацией. В силу того, что церковь являлась составной частью структуры феодального общества, она помогала становлению феодального способа производства, освящая господство и подчинение, проповедуя незыблемость и справедливость классового эксплуататорского общества. Введение христианства как единой государственной идеологии способствовало сплачиванию территории и укреплению Древнерусского государства. Была создана централизованная организация священнослужителей. Единство религии с религиями древних стран Европы делало Древнерусское государство частью мирового христианского общества, сблизило Русь с Византией. Русская церковь стала частью Константинопольской патриархии, и Византия долгое время стремилась поставить Русь в зависимость от себя. Принятие христианства привело также к изменениям в культуре древнерусского общества и её обогащению. На Руси распространяются достигшие высокого развития в Византии живопись и архитектура, а также письменность и письменная литература. Но в то же время преследовалось языческое, народное в своей основе искусство: декоративное, музыкальное, хореографическое. Введение христианства, сопровождавшее внедрение феодальных порядков, встречало сопротивление народных масс, в 11 в. антифеодальные выступления нередко приобретали форму движений против новой религии в защиту язычества. До 13 в. распространённость христианской религии ограничивалась в основном городами, после монголо-татарского нашествия христианство широко проникло и в деревню, хотя там отдельные пережитки язычества сохранялись вплоть до 19 в.

Лит.: Повесть временных лет, ч. 1≈2, М.≈ Л., 1950; Бахрушин С. В., К вопросу о крещении Киевской Руси, «Историк-марксист». 1937, ╧ 2; Будовниц И. У., Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI≈XIV вв.), М., 1960; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964; Церковь в истории России (IX в. ≈ 1917 г.) [Критические очерки]. М., 1966; Winter Е., Russland und das Papsttum, t. 1, B., 1960.

Я. Н. Шапов.

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Крещение в древней Руси — Рамблер/новости

Мне всегда был интересен вопрос— почему наша страна так стремящаяся в «светлое будущее», столько внимания уделяет религии? Но это тема очень сложная и объемная. Для начала я решил поинтересоваться почему с каждым годом все больше и больше людей принимает участие в таком действе как Крещенское омовение. Я на протяжении многих лет каждую зиму снимаю это мероприятие и не мог не заметить, что людей, которые желают окунуться в ледяную прорубь, становиться все больше. Если раньше можно было кого-то удивить словами:"Я купался в крещение!", то сейчас это уже вообще никого не удивляет. Все или купались уже или в собираются вскоре. Заранее уточню-я не против купания в проруби, не против религиозного аспекта этого купания или чисто оздоровительного. Для того чтобы как-то прочувствовать всю серьезность я решил посетить два места массового омовения, одно— это церковь Бориса и Глеба в Кидекше — одна из самых старинных церквей на территории Древней Владимирской Руси (построена в 1152 году). Была заложена еще Юрием Долгоруким в честь своих сыновей. Вообще место очень исторически интересное и если кто-то захочет побольше узнать— веллкам в Википедию, там информации много. Да и доехать от Москвы не далеко— каких-то 200 км. В самом храме службы как таковой не обещали, сразу собирались идти к Нерли, где был готовь прорубь в виде креста. Пока готовился крестный ход, весь народ (примерно человек 100) находились в храме. Кто свечки ставил, кто воду освященную наливал себе в бутылки, кто просто в сторонке стоял.

Я обратил внимание, что большая часть находившихся в церкви это далеко не пожилые люди. Очень много молодежи.

Вскоре появился батюшка и коротко пояснил, что сейчас будет происходить.

Отец Андрей: «В нашей повседневной жизни не происходит чудес. Сейчас же вы станете свидетелями чуда божьего. Освященную в эту ночь воду можно пить, она не портиться. У меня дома такая вода стоит еще с 90х годов и ее можно спокойно пить. Прошу вас отнестись к сегодняшнему обряду с должным пониманием и почтением. Сейчас же мы пройдем крестным ходом до реки и будем петь псалмы— прошу вас прислушаться к словам»

К моменту, когда мы подошли к берегу, там уже собралась приличная толпа. Сход на берег охраняли всего 3 или 4 полицейских и естественно толпа прошла, их крики не замечая, и лед стал угрожающе щелкать. И конечно, в самый разгар молебна, лед довольно ощутимо просел. Толпа ломанулась в сторону берега. Но слава богу все обошлось и дальше этого дело не пошло. И началось то, ради чего все пришли.

Вот тут то я и стал спрашивать у тех, кто выходил из воды, зачем они это делают. Понимаю, вопрос идиотский, но мне хотелось услышать их интерпретацию происходящего. Большинство говорили, что это святой праздник и НАДО совершить омовение в освященную воду. Некоторые люди говорили о том что грехи «смывают». Ну в общем было видно, что люди пришли сюда по религиозным соображениям. Один только лишь человек оказался не настолько религиозным.

Артем: «Я искупался не из-за крещения, не из-за грехов каких-то. Просто искупался. Раз в год можно, ничего со мной не случится»

Ну и для того чтоб взглянуть на «других» купающихся людей, утром я поехал в популярный в Суздале гостиничный комплекс, где купаются те кто не хочет толкаться ночью на берегу замерзшей реки. И вот, если отвернуться от припаркованных лексусов и круизеров, то когда люди стоят у проруби в чем мать родила— разницы я не увидел, что те ночью у храма, что эти в модном гостиничном комплексе. Мерзнут так же, крестяться так же и так же три раза окунаются с головой в ледяную воду.

Все эти поездки в общем мне дали примерное понятие почему народ лезет в воду. Большинство все таки верит в религиозное значение этого обряда и погружается с головой в воду с верой в бога. Но как показал мой разговор с архимандридом Зосимом, церковь никакого отношения к этим омовениям не имеет. " Церковь не отвергает этот обряд, но и не призывает к этому. Это просто народная традиция. Все то что не является заведомо неприемлемым церковь может переварить, облагородить и использовать чтобы проповедовать Иисуса Христа. Я считаю что священники должны использовать все возможности и методы чтобы свидетельствовать о Христе" А как же тогда крестный ход? Молебны у проруби? Если церковь не имеет отношения к этому народному развлечению, то при чем здесь священники и зачем они участвуют в этих омовениях? Получается, что церковь использует этот «флеш-моб» для своего пиара. Они не поддерживают, но с удовольствием принимают участие. Ну если к церкви это никакого отношения не имеет, тогда наверно и я скоро искупаюсь)

Читайте также

news.rambler.ru