История украшений. Начало. Украшение древней руси


История украшений. Начало

   История украшений насчитывает много тысячелетий. Надевая каждый день цепочки, серьги, кольца, браслеты, случалось ли Вам задумываться, как и почему всё это появилось? Нет? Попробуйте ответить на вопрос: "Что люди стали носить раньше - одежду или украшения?" Правильный ответ: украшения.

   

   Древние люди "цепляли" на себя различные предметы, которые находили во время поисков камней для орудий труда. Конечно, для украшений годились не любые гальки и веточки: отбирали только редкие и красивые, с точки зрения первобытрого человека, экземпляры. Наши предки считали все окружающие предметы живыми, а те, что отличались особым совершенством, - высшими существами, наделёнными магической силой. Эта вера придавала украшениям статус оберегов. Талисманы, изготовленные из рогов, зубов и костей животных, должны были приносить удачу и счастье. И, чем труднее было поймать и убить зверя, тем ценнее был амулет, сделанный из его останков. Украшения из более доступных материалов: ракушек, косточек плодов, цветов, носили не только на руках и шее, но и на ногах, и на талии. Некоторые постоянно, другие предназначались для ритуалов и праздников. Наиболее древние, из найденных археологами, - бусины из раковин морских моллюсков с отверстием для шнурка датируют возрастом 100-135 тыс. лет.

 

   

   Наши предки относились к предметам с уважением и не позволяли себе надевать украшения просто так, не продумав их смысл и значение. В первобытном обществе они были оберегами, талисманами, по ним как по паспорту можно было "прочитать" о возрасте владельца, половой зрелости, занятиях и положении его в родовой иерархии. Исключительно декоративную функцию украшения обрели гораздо позже. И первыми стали украшать себя мужчины, а не женщины, как можно было бы подумать. 

 

   Что из украшений предпочитали наши предки?

 

   Пирсинг - очень древний способ украшения тела. Считается, что пирсинг появился ок. 10 тыс. лет назад в Африке, и первоначально был опознавательным знаком. Соплеменники могли узнать статус, возраст и прочие "данные" человека по проколотой части тела, а соседи - о принадлежности к тому или иному роду. Самым паспространённым был пирсинг губ. Многие племена в Эфиопии до сих пор прокалывают губы и продевают в них кольца. Пирсинг уха в прошлом свидетельствовал о половой зрелости. Этот вид и сейчас довольно популярен из-за относительной лёгкости и безопасности прокола. В Древнем Египте прокалывать пупок дозволялось только очень привилегированным людям из высшего сословия. Пирсинг носа первыми стали делать бедуины на Ближнем Востоке ок. 4 тыс. лет назад, а размер кольца в носу соответствовал степени богатства семейства. Ацтекские шаманы Центральной Америки прокалывали язык, так как считали, что это поможет лучше умилостивить богов и установить с ними связь.

 

   Серьги - наверное, самое популярное украшение всех времён и народов. Первобытные "модники" вставляли в проколотые мочки ушей деревянные палочки, ракушки, резные пластинки и даже камешки, иногда довольно крупные.

   Египтяне стали носить серьги в 4 тысячелетии до н. э., и они были преимущественно женским украшением. У древних греков, римлян, вавилонян, а также у арабов, персов, индийцев ношение двух серёг было признаком богатства, а с одной ходили те, кто стоял на низшей социальной ступени - рабы, наложники, цыгане.

   На территории Восточной Европы серьги появиись примерно в 3-2 тысячелетии до н. э. В государствах Средней Азии и Закавказья по нынешний день сохранилась традиция надевать девочкам серёжки, которые с древности считаются оберегом, сразу после рождения.

   В разных странах серьги достаточно сильно различались по форме, символике и орнаментам. Однако, практически у всех древних народов встречаются украшения с элементами в виде цветов, фруктов, птиц, животных и насекомых.

 

    Кольцо - символ бессмертия и бесконечности, власти и любви, с древнейших времён является атрибутом брака. Первые кольца свивали из толстой проволоки, их носили на пальцах  рук и ног, позже появился обычай привязывать кольца на кисти рук. В первобытном обществе и вплоть до средних веков кольцо в первую очередь указывало на принадлежность к тому или иному роду и степень власти его обладателя, служило клеймом и лишь в последнюю очередь было украшением. 

    В Древнем Египте кольца носили с целью подчеркнуть статус. Каждый день после утреннего туалета мужчина, собираясь выйти из дома, надевал на запястья браслеты, на палец - кольцо, на шею - ожерелье. Особую респектабельность его облику придавала подвеска из яшмы или сердолика на длинном шнурке. В таком наряде египтянин вел деловые переговоры и появлялся в общественных местах.

   В Древней Греции представители знати носили колька как знак высокого сословного положения. В Древнем Риме на ношение колец выдавали особые разрешения. Так, император Септимий Север в 197 г. н.э. разрешил носить кольца воинам: они помогали лучникам натягивать тетиву, а массивные перстни со вставками из камней усиливали удар в рукопашном бою.

   Обмен кольцами между женихом и невестой, которым скрепляли клятву в вечной верности, имел значение юридического подтверждения заключения брака.

 

 

   Браслет - несёт в себе ту же символику, что и кольцо. Изначально, браслет был сугубо мужским предметом. В период неолита мужчины перетягивали запястье полоской кожи, таким образом, кисть руки выдерживала большую нагрузку при метании копья, и это позволяло избежать ряда травм. Браслет также использовался древним человеком в качестве оберега. Его изготавливали из костей и зубов животных, дерева, верёвок, камня и пр. Первобытные люди наделяли браслет мистическими свойствами, использовали в ритуалах, отгоняя с его помощью злых духов. Самый древний браслет, найденный на территории России, датируют возрастом 45-50 тыс. лет. Он был обнаружен при раскопках в Денисовой пещере на Алтае.

 

 

   С развитием металлургии появились украшения из меди, затем из бронзы, а у высших сословий из золота и серебра. Цари и жрецы могли носить по одному или по несколько узких и широких браслетов на запястье и предплечье, а египтяне украшали также щиколотки. Именные браслеты у воинов являлись символами мужества, чести и отваги. На Востоке звенящие браслеты издавна были непременным атрибутом танцев.

   В Древней Руси браслеты называли «зарукавья» и «обруча», их украшали драгоценными камнями и жемчугом, вставляли в них золотые цепочки, а застежки отделывали эмалями. Рисунок и цвет браслета, как правило, сочетался со всем ансамблем одежды и подчеркивал принадлежность обладателя к власти.

 

 

   Шейные украшения - самые древние из найденных имеют возраст более 100 тыс. лет и некогда представляли собой нанизанные на шнурок раковины морских моллюсков.

   Первые из шейных украшений - кулоны и подвески, их делали из зубов животных или камней и носили как амулеты, наделяя магическими свойствами. И, чем больше было амулетов, тем более защищённым чувствовал себя их первобытный владелец, тем больше счастья и удачи ему "светило". Так появились бусы и ожерелья.

   Как только люди научились обрабатывать металл (ок. 8 тыс. лет назад), появились бронзовые украшения в виде обручей из толстой проволоки-жгута без зестёжки, со сближенными или заходящими друг за друга концами. Их носили в разных странах либо женщины, либо мужчины, либо те и другие. К этому времени разные виды шейных украшений уже обрели определенный смысл, и их роль полностью сформировалась.

   У древних египтян украшения на шею были призваны защитить сердце, которое считалось чрезвычайно важным органом. Сама их форма - круг - олицетворялась с солнечным диском бога Ра. Широкие нагрудные украшения, получившие название "пектораль" (от лат. pectus - грудь) с изображениями событий из жизни Исиды, Гора и Осириса носили только фараоны и члены царских семей. Ценность украшения всегда определялась его редкостью и трудностью изготовления. 

   Пекторали были не только у египтян. В 1971 году в Украине была найдена золотая пектораль IV века до н. э., принадлежавшая скифскому царю. Уникальность этой находки не только в её древности, но и в потрясающем мастерстве, с которым она сделана: на ее полукруглой серповидной поверхности фигурки животных и людей в разных позах образуют чудесный ажурный рисунок, они отлиты из золота с невероятной точностью и художественным вкусом.

 

   На Руси получили распространение в основном бусы и ожерелья (от общеславянского gerlo в значении "горло"), которые делали из составленных в сложные узоры и оправленных в золото эмалей, украшали драгоценными камнями в высоких коронках и жемчугом. Перед рождением ребенка на семейном совете решалось какие украшения и из какого камня ему носить. Когда ребенок рождался, на него надевали нитку с бусами или бисером. По мере взросления украшений у человека становилось больше, и их количество говорило о благополучии и положении в обществе.

   Одним из популярнейших материалов для изготовления шейных украшений было стекло, которое ценилось наравне с ювелирными камнями, поэтому часто можно увидеть его в одном украшении с сапфирами и изумрудами. Самая старая стеклянная бусина найдена в районе Фив в Египте, ей около пяти с половиной тысяч лет. С появлением различных техник обработки, стекло стало чрезвычайно распространено и из Египта попало в другие страны. Римские стеклодувы делали каждую бусину из нескольких пучков стекла разного цвета, создавая сложный узор, надпись и даже портрет.

 

   Брошь - украшение, которое за свою историю изменилось более других. Когда первобытный человек впервые надел что-то большее, чем набедренная повязка – у него появилась необходимость скрепить эту одежду. Колючки и шипы растений, потом, заменившие их, изогнутые острые кости первыми выполняли эту функцию.

Самые ранние из известных броши-фибулы (с лат. fibula - "шпилька, застёжка") из металла найдены в Центральной Европе и датируются бронзовым веком (XXXV-XI вв. до н. э.). Они были похожи по своему устройству и внешнему виду на современные булавки и имели исключительно функциональное назначение.

   Аналоги брошей булавки-иглы, оканчивающиеся металлическим шариком (часто с инкрустацией драгоценными камнями или стеклом), были в ходу у древних египтян. В Древней Греции и Риме фибулы получили широчайшее распространение, так как одеждой служил чаще всего просто прямоугольный кусок ткани, который складывался пополам и закреплялся на плечах. Женщины носили фибулы как на верхней, так и на "нижней" одежде, мужчины же только на верхней, закалывая ими ткань на одном плече.

   Скандинавские и кельтские древние броши отличались тем, что состояли из двух отдельных предметов. Дужка в форме полумесяца или круга удерживала иглу, которой прокалывали ткань или шкуру.

 

   

   С течением времени украшения видоизменялись. Постепенно эстетическая функция вытесняла магическую. Рассказ о долгой и увлекательной истории украшений продолжится в последующих статьях.

 

beaucityshop.nethouse.ru

Ювелирное искусство Древней Руси — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

Ювелирное искусство Древней Руси - совокупность всех искусно сделанных украшений и предметов, изготовленных древнерусскими мастерами из благородных металлов и драгоценных камней.

Древнерусское ювелирное мастерство времён Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха поражало европейских путешественников, посещавших Русь. За долгие века оно было забыто. Однако, усилиями отечественных археологов в XIX—XX столетиях творения древних мастеров обрели новую жизнь. При раскопках были обнаружены сотни и тысячи украшений, созданных мастерами X — начала XIII веков.

В древние времена Русь испытывала влияние сразу нескольких развитых культур. В средневековом Киеве целые кварталы были населены иноземцами: греками, евреями и армянами. Воины и торговцы из Скандинавии принесли в русские земли языческое искусство эпохи викингов. Торговцы с Востока — красочный и замысловатый орнамент, выдержанный в исламском стиле. Православие, принятое от могущественной Византийской империи, связало Русь с высокой художественной культурой этого государства. Византия в те времена была ядром цивилизованного мира, соседствующая с варварской Европой и хранительницей древних знаний, завещанных эпохой античности. Но наряду с православием Русь долгие столетия сохраняла устойчивые языческие традиции. Сложная, высокоразвитая религиозная система восточнославянского язычества стала важным источником творческого воображения древнерусских живописцев, скульпторов и ювелиров.

Монголо-татарское нашествие оказалось гибельным для многих секретов ювелирного искусства Древней Руси. Мастера, владевшие этими секретами, погибли или исчезли во времена Батыева разгрома или были угнаны ордынцами для обслуживания их правителей. Целое столетие мастерство древнерусских ювелиров находилось практически в упадке, и лишь в середине — второй половине XIV века началось его медленное возрождение.

Ювелирные техники[править]

Финифтяные изображения князей Бориса и Глеба на окладе Мстиславова Евангелия (XII в.).

В эпоху, когда Киев был столицей Древнерусского государства, восточные славянки любили украшать себя множеством драгоценностей. Наиболее предпочитаемыми украшениями были литые серебряные перстни с орнаментом, витые браслеты из серебряной проволоки, стеклянные браслеты, а также бусы. Они были самые разнообразные: из цветного стекла, горного хрусталя, сердоликов и рубинов, крупных полых бусин из литого золота. К ним привешивались круглые или лунообразные бронзовые подвески (лунницы), украшенные тонким орнаментом: мифическими зверями в скандинавском стиле, сложными плетёными конструкциями, очень напоминающими изображения на арабских дирхемах — монетах, которые в те времена имели хождение как на Руси, так и в Европе.

Звёздчатый колт из Тереховского клада. Лицевая сторона. Звёздчатый колт из Тереховского клада. Оборотная сторона.

Но самыми популярными украшениями были височные кольца. Литые серебряные височные кольца вплетались в женскую причёску у висков или подвешивались к головным уборам, их носили по одной или по нескольку пар сразу. У каждого восточнославянского племени, вошедшего в состав Киевской Руси, был свой особый тип височных колец, непохожий на такие же украшения соседей. Женщины племени северян носили изящную разновидность колец, напоминающую завиток или сплющенную спираль. Радимичам больше нравились височные кольца, у которых от дужки расходилось семь лучей, заканчивавшихся каплевидными утолщениями. На височных кольцах вятичей, которые были одними из самых декоративных, вместо лучей было по семь плоских лопастей. Горожанки XI—XIII веков больше всего любили колты — парные полые золотые и серебряные подвески, которые крепились цепочками или лентами к головному убору. Многие дошедшие до наших дней колты отличаются удивительным совершенством формы. В 1876 году близ деревни Терехово Орловской губернии в богатом кладе было обнаружено несколько пар колтов XII — начала XIII веков. Они представляют собой массивные пятилучевые звёзды, густо покрытые тысячами напаянных мельчайших шариков металла. Подобная ювелирная техника именуется зернью; она пришла из Скан-динавии и была широко распространена в Древней Руси. Наряду с зернью использовалась и скань - тончайшая серебряная или золотая проволочка, скрученная жгутами, напаивалась на пластины или свивалась в ажурные узоры. В 1887 году на территории древнего Михайловского Златоверхого монастыря был найден другой клад ювелирных украшений XI—XII веков, в том числе пара золотых колтов. Колты были украшены речным жемчугом и изображениями фантастических птиц с женскими головами. Цвета изображений не потеряли яркости, а их сочетание на редкость изысканно: белый, бирюзовый, тёмно-синий и ярко-красный. Между тем создавший это великолепие мастер умер около восьми столетий назад. Михайловские колты выполнены в виртуозной ювелирной технике перегородчатой эмали, которая была перенята у византийцев. Это забытое искусство требовало терпения и поразительной точности в работе. На поверхность золотого украшения ювелир напаивал на ребро тончайшие золотые ленточки-перегородки, составлявшие контур будущего рисунка. Затем ячейки между ними заполняли порошками эмали разных цветов и нагревали до высокой температуры. При этом получалась яркая и очень прочная стекловидная масса. Изделия, выполненные в технике перегородчатой эмали, были очень дорогие, поэтому не случайно большинство сохранившихся до наших дней произведений являются деталями богатого княжеского убора.

Другой излюбленной техникой древнерусских ювелиров было чернение, которое, по мнению некоторых учёных, являлось хазарским наследием. "Чернь" представляла собой сложный сплав олова, меди, серебра, серы и других составных частей. Нанесённая на серебряную поверхность, "чернь" создавала фон для выпуклого изображения. Особенно часто чернение использовали при украшении створчатых браслетов-наручей. Несколько десятков таких браслетов XII века хранится в Государственном Историческом музее в Москве. На них нетрудно различить фигуры музыкантов, танцовщиц, воинов, орлов и мифических чудовищ. Сюжет рисунков далёк от христианских представлений и ближе к язычеству. Ювелиры применяли эмаль или "чернь" для изображения как Христа, Богородицы, святых, так и грифонов, собакоголовых чудищ, кентавров и языческих празднеств.

Были как чисто христианские, так и чисто языческие украшения, которые являлись предметами религиозных культов. Сохранилось множество нагрудных крестов-энколпионов, состоящих из двух створок, между которыми помещались частички мощей святых. На створках обычно бывало литое, резное или чернёное изображение Богоматери с Младенцем. Не менее часто археологи находят языческие амулеты — предметы, оберегавшие от болезней, бед и колдовства. Многие из них представляют собой литые фигурки конских голов, к которым цепочками крепятся «бубенчики», выполненные в форме зверей, птиц, ложек, ножей и ухватов. Своим звоном бубенчики должны были отгонять нечистую силу.

Гривна Владимира Мономаха[править]

Некоторые памятники древнерусского ювелирного искусства, появившиеся до татаро-монгольского нашествия, получили огромную известность. Более всего знаменита «Черниговская гривна», или «гривна Владимира Мономаха». Это чеканный золотой медальон XI века, так называемый "змеевик", на одной стороне которого изображена женская голова в клубке из восьми змей, символизирующая дьявола, языческое божество или злое начало вообще. Против болезни направлена молитва на греческом языке. На другой стороне — архангел Михаил, призванный оборонять владельца гривны от дьявольских козней. Надпись, сделанная славянскими буквами, гласит: «Господи, помоги рабу своему Василию». Это был настоящий христианский амулет против нечистой силы. Сюжет и сама техника исполнения гривен-змеевиков заимствованы из Византии; до нашествия татаро-монгол, украшения подобного рода не были редкостью. «Черниговская гривна» выполнена необычайно искусно и должна была принадлежать богатой, знатной персоне скорее всего княжеского происхождения. Стоимость этой драгоценности равняется величине княжеской дани со среднего города. Медальон нашли в 1821 году недалеко от города Чернигова, который в древности был столицей княжества.

Надпись, указывающая на личность владельца — Василий, — подсказала историкам, что гривна принадлежала Владимиру Мономаху (1053— 1125), которому при крещении было дано имя Василий. Этот известнейший древнерусский полководец и политический деятель некоторое время княжил в Чернигове. Он оставил «Поучение» детям, написанное в форме воспоминаний. В этом сочинении князь писал, что одним из любимых его занятий была охота. Выходя на неё, Владимир Мономах не боялся кабаньих клыков и копыт лося. Охотясь невдалеке от Чернигова, он обронил драгоценную гривну, донёсшую до потомков работу искусных киевских мастеров.

Имена на металле[править]

Имена авторов большинство памятников ювелирного искусства Древней Руси неизвестно. Археологи, находя остатки мастерских, принадлежавших древнерусским умельцам золотого и серебряного дела, извлекали из-под земли все необходимые для ювелирного ремесла принадлежности. Однако, история не сохранила имён замечательных мастеров, создавших «Черниговскую гривну» или колты из Михайловского клада. Порой лишь сами драгоценности «проговаривались» о своих творцах. Так, кратеры — драгоценные серебряные чаши для святой воды, созданные в средневековом Новгороде XII века, — несут на себе надписи, в которых сообщаются имена мастеров Косты и Братилы.

Знаменитая полоцкая просветительница XII века княжна-игуменья Ефросиния в 1161 году заказала крест для вклада в основанный ею Спасский монастырь. Шестиконечный крест высотой около полуметра был сделан из кипарисового дерева и сверху и снизу закрыт золотыми пластинками, украшенными драгоценными камнями. Уже к 20-м годам XX века почти все камни были потеряны, но известно, что их насчитывалось около двух десятков и среди них были гранаты. Камни крепились в гнёздах на золотых пластинках, а между ними мастер вставил двадцать эмалевых миниатюр с изображением святых. Имя каждого святого прочеканено рядом с изображением. Внутри креста хранились христианские реликвии: кровь Иисуса Христа, частички мощей святых Стефана и Пантелеймона, а также кровь Святого Дмитрия. Святыня была обложена серебряными с позолотой пластинками, а края лицевой стороны обрамлены ниткой жемчуга. В глазах верующих реликвии в большей степени делали крест драгоценностью, чем золото и серебро, использованные ювелиром.

Судьба креста Святой Ефросинии Полоцкой, который поочерёдно побывал в руках православных, католиков, униатов, в казне московских государей и тайнике французов, занявших Полоцк в 1812 году, печальна. Он был утрачен во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, его искали журналисты, писатели, учёные, политические деятели и даже Интерпол (Международная организация по борьбе с преступностью). История этих поисков так же драматична и безрезультатна, как, например, эпопея, связанная со знаменитой Янтарной комнатой (стены и вся обстановка, которые были отделаны янтарём), похищенной нацистами в годы Великой Отечественной войны и с тех пор безуспешно разыскиваемой учёными.

Описания и рисунки, сделанные до пропажи креста Святой Ефросинии, сохранили текст надписи, которую оставил на поверхности креста его создатель — полоцкий мастер Лазарь Богша (Богуслав). Крест Святой Ефросинии — одна из главных духовных святынь Белоруссии и признанный шедевр средневекового ювелирного искусства.

Ныне височные кольца, колты и многие другие произведения средневекового русского ювелирного искусства собраны в музеях. Особенно богатые коллекции принадлежат Государственному Историческому музею, Оружейной палате Московского Кремля и Патриаршей ризнице.

Шлем Ярослава Всеволодовича[править]

Шлем князя Ярослава Всеволодовича - отца Александра Невского.

В одной из витрин Оружейной палаты Московского Кремля выставлен древний шлем, железо которого проржавело, и лишь серебряные накладки по-прежнему сияют чистым блеском. На накладках, украшающих навершие шлема, прочеканены изображения Иисуса Христа, архангела Михаила и избранных святых. Работа принадлежит новгородским мастерам и выполнена на высоком художественном уровне. История самого шлема связана с важными политическими событиями. В 1216 году на реке Липице, у Юрьева Польского, сошлись две русские рати — новгородцев и суздальцев с многочисленными союзниками. Поле битвы было обильно полито кровью ратников, принадлежавших к городам и княжест¬вам половины Руси. Вожди суздальцев, и среди них князь Ярослав Всеволодович - отец Александра Невского, были уверены в победе. Незадолго до начала битвы Ярослав Всеволодович и его брат князь Юрий Всеволодович по древнему обычаю обменялись доспехами. Сокрушительное поражение заставило их искать спасения в бегстве с поля боя. Юрий, не помня себя от страха, снял тяжёлую кольчугу и шлем и спрятал их до лучших времён. Побеждённые остались живы и сохранили княжескую власть, однако отыскать дорогое вооружение им не удалось.

  • Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1 /Глав. Э68 ред. М.Д. Аксёнова. — М.: Аванта+, 1997. — 688 с.: ил. ISBN 5-89501-005-9 (т. 7, ч. 1) ISBN 5-89501-001-6

traditio.wiki

"Русь изначальная":одежда и украшения. Женские украшения.

      ***Женские украшения***

Краткая история     Усерязи     Колты     Бусы     Браслеты     Подвески     Перстни

 Краткая история

     Древние русичи с давних пор старались по всякому украсить себя и свою одежду. Ношение серёжек, колец, а также назначение вышивок на рубахах и поясах объяснялось, прежде всего, необходимостью защиты от сглаза, воды, огня, змеи, падежа домашнего скота, порчи свадеб и других многочисленных опасностей, которым подвергался человек. Узорочьем именовалось прикладное искусство создания украшений, которые носили буквально все: и простые люди, и знатные. Деревенские кузнецы делали украшения из сплавов меди или железа, городские владели сложной техникой ковки украшений из серебра и золота.      Среди женских украшений наиболее распространёнными были височные кольца или усерязи. Первоначально височные кольца являлись важным этническим признаком: по форме и виду колец можно было сразу определить племя, к которому относилась носившая их женщина. Однако с развитием городов височные кольца стали приобретать общие черты и их племенные различия после XII века почти стёрлись. С исчезновением височных колец в XIV-XV веке самыми распространёнными височными украшениями стали колты.      В отличие от височных колец обычные серьги были менее распространены в те времена, однако к XVI веку их стали делать в таком количестве, что появились даже специальные мастера-серёжечники. Серьги носили и мужчины, и женщины. Отличало их то, что мужчины носили серёжку в одном ухе, а женщины - в обоих. Обычай носить серьгу встречается также в письменных источниках X-XIV веков: он просуществовал до XIX века.      Не менее популярными у женщин Древней Руси были шейные украшения. Стеклянные бусы носились женщинами всех сословий, а вот металлические обручи - гривны были большей частью украшением зажиточных людей. Наиболее дорогими считались билоновые гривны (сплав меди и серебра), а наиболее распространёнными - медные или бронзовые, иногда с серебряным покрытием [3]. Среди шейных украшений стоит также отметить драгоценные цепи, которые носили преимущественно знатные женщины, ведь такое украшение было очень и очень дорогим. В берестяной грамоте XIII века говорится про две цепочки, оценённые в два рубля, что равнялось в ту пору 400 беличьим шкуркам [3].

     Важной частью традиционного женского костюма были также разнообразные нагрудные и поясные подвески. В первую очередь, они играли роль амулетов.       Однако наиболее распространёнными среди женских украшений были перстни. Это объясняется, в первую очередь, их важной ролью в свадебных обрядах. Носили перстни на руках, иногда по несколько на одном пальце.  

Височные кольца вятичей. Серебро, гравировка, XI-XII вв. Киевский исторический музей.

Усерязи

     Височные кольца или усерязи считаются наиболее характерной частью традиционного средневекового костюма Руси. Изначально височные кольца носили не только в ушах: их могли вплетать в волосы, крепить к самому головному убору или одевать на уши. Способы крепления колец к головному убору также были разнообразными: на лентах, ремешках, косичках, а также прикалывание к ленте, в виде цепочки [3].       У каждого славянского племени имелись свои формы и особенности височных колец: браслетообразные у кривичей, спиралевидные у северян, семилопастные у вятичей,  ромбощитковые у новгородских словенок.       Височные кольца делались обычно из сплавов меди или железа, хотя встречаются также серебряные и даже золотые усерязи. По способу изготовления самыми распространёнными были проволочные кольца, хотя встречаются также бусичные, щитковые и лучевые [3].

Колты

     Колты крепили на головном уборе на уровне виска на сложенной вдвое цепочке или ленте. Обычно они состояли из двух выпуклых пластинок, которые соединялись вместе и сверху ещё дополнялись дужкой для крепления. В XI-XII веках наиболее распространёнными были золотые колты с эмалью разных цветов. Часто по краю колта делали жемчужные обнизи. В XII веке также появляются звёздчатые колты и украшения чернью [2].      Вообще колты можно признать одними из самых удивительных произведений прикладного искусства. Наши мастера в поисках наилучшей игры света и тени умело оттеняли серебро и золото чернью, а иногда покрывали гладкую поверхность тысячами колечек, на каждое из которых нанизывали крошечное зёрнышко серебра.

Колты. Золото, перегородчатая эмаль, XII век. Киевский исторический музей.

     Самым распространённым рисунком для колтов были изображения птицы Сирины или древа жизни. Учёные это связывают с символикой свадебного обряда: здесь птицы - символ брачной пары, а дерево - знак новой жизни. Немного позднее на колтах стали появляться христианские мотивы, в том числе изображения святых [2].

Бусы

     Бусы носили женщины разных сословий, это было одно из самых популярных шейных украшений. В настоящее время насчитывается до сотни разновидностей бус, каждые из которых отличаются по цвету и форме. Наиболее распространёнными были стеклянные бусы В общем выделяют четыре типа бус: стеклянные (синего, чёрного, светло-зелёного цвета), бусы из многослойных стеклянных палочек, дутые бусы и многогранники [3]. Наиболее любимым цветом для бус считался зелёный. А вот знатные женщины предпочитали бусы, составленные из различных материалов (золотые, жемчужные и выточенные из драгоценных камней).

Браслеты

     Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты. Мода на них появилась в середине XII века и держалась до начала XIV века. Браслеты всегда делали круглыми, но различными по сечению: гладкие, кручёные, витые, квадратные, рубчатые, треугольные. Богатой была и их окраска: чёрная, коричневая, зелёная, жёлтая, бирюзовая, фиолетовая, синяя, бесцветная и т.д. Значительное количество браслетов делалось из янтаря.      На браслетах чаще всего изображались символы воды: плетёнка, волнистый узор, змеиные головы. Это связано прежде всего с назначением браслетов: они надевались девушками во время русалий - торжеств по поводу доброй, плодоносной воды.

Браслеты (серебро, литьё, гравировка, XII век). Киевский Государственный исторический музей.

Подвески-амулеты. Медь, литьё, XI-XII века.

Подвески

     Подвески носились на длинных шнурах или цепочках и крепились к платью на груди или на поясе. Делались они из серебра, меди, бронзы и билона. Чаще всего привески выступали в роли оберегов и исполнялись в форме языческих символов. Различают до 200 типов различных видов подвесок. Наиболее популярными были подвески символизирующие предметы быта (ложки, ключи, гребни) или богатства (ножи, топорики), привески в форме животных: птиц или коней, которые были символов счастья и неизменно сопровождались знаками солнца, а также геометрические привески: круглые, лунницы, крестики, ромбы и т.д.      Среди девушек особенно было популярны подвески в форме Луны, так как именно она считалась покровительницей незамужних. Широко распространены были привески в виде миниатюрных гребней с двумя звериными головами. Гребню с давних пор придавались магические функции, как защитника человека от всякой заразы. Конечно, широко использовалась солнечная тематика, а также символы воды.      Все вышеназванные типы привесок просуществовали вплоть до XIII века. Немного дольше, до XV века, просуществовали подвески-бубенцы. Носили их в комплекте с другими привесками, шейными гривнами, венцами, но чаще всего - с карманами, у пояса или рукавов. Будучи символами бога-громовержца, своим звоном они были призваны отгонять злых духов.

Кольца

    Кольца - одни из самых распространённых археологических находок. Носили их как мужчины, так и женщины. Первые кольца были свиты из проволоки, а вот кольца со щитком, украшенными драгоценными камнями, уже именовались перстнями. Кольца, конечно, носили на руках, но в захоронениях встречаются и такие, что надеваются на пальцы ног.      Многие перстни по форме напоминали браслеты: известны витые, плетёные, пластинчатые и другие виды перстней. Особенную форму имели так называемые печатные перстни, а также новгородские перстни со вставками: зелёными, синими, чёрными стекляшками. Такие перстни появились около XIII века и просуществовали до XV и позже. Изображения на пластинке перстня были самые разнообразные: животные, геометрические фигуры и другие символы. Конечно, символика перстня связывалась с именем его владельца, а потому их использовали для оттиска на воске, скреплявшем сделку.

Перстень. XII век. Киевский исторический музей.

© Ольга Фёдорова, 2006

[1] Рыбаков Б.А. Декоративно-прикладное искусство Руси X-XIII веков. Изд-во:"Аврора", Л., 1971 г. [2] Петракова А. Русские колты. //Русский Антиквариат, ноябрь 2001.[3] Пушкарёва Н.Л. Женщины Древней Руси.

Наверх

Архив новостей | Одежда | Вооружение| Устройство избы | Звери и птицы | Травник | Гостевая книга | Ссылки В случае, если Вы заметили ошибки или неточности, а также, если у Вас есть дополнительная информация по теме или иллюстрации, пишите. Перепечатка материалов возможна только при активной гиперссылке на сайт-источник.  

larussie.narod.ru

Украшения древних славян | Культура Руси

Древняя русь

Предметы, характеризующие время расселения славян, очень малочисленны и потому не слишком много позволяют узнать о древних славянах — их быт изучают по материалам X—XIII вв. Хотя кур­ганы относятся ко времени, когда племена уже перестали существовать, археология помогает восстановить первоначальное племенное деле­ние славян Восточной Европы. И особый интерес среди них, действительно, представляют височные кольца X—XIII вв. Их женщины носили у головы (у висков) по нескольку с каждой стороны, вплетая в волосы, подвешивая на лентах к головному убору или вдевая в ушную раковину.

Поляне предпочитали височные кольца в виде небольших проволочных колечек — перстнеобразных, с сомкнутыми или заходящими друг за друга концами. Кольца северян круто закручивались в спирали. Очень похожи височные кольца радимичей и вятичей, но у радимичских подвесок от щитка отходит семь лучей, а у вятичских — семь лопастей. Эта осо­бенность, а также сходство пластинчатых шейных гривен, возможно, подтверждают правдивость легенды, рассказы­вающей о родстве этих племён, ведущих своё начало якобы от двух братьев — Радима и Вятко. Простые височные кольца вятичей с каплевидными и секировидными лопастями, обычные в конце XI—XII в., к концу XII — началу XIII в. превратились в пышные ажурные и кружевные под­вески. Шейные гривны, многочисленные витые и пластин­чатые браслеты, подвески и перстни, бусы — вот неполный перечень украшений, которые любили женщины этого сла­вянского племени. Только у вятичей встречались решет­чатые и пластинчатые ячейковые перстни, витые простые и сложного витья браслеты, ожерелья, где сочетались яркие сердоликовые, похожие на сдвоенную пирамидку бусины и хрустальные шарики.

Семилучевое бронзовое височное кольцо вятичей. Московская область, д. Чашниково. XII в. Музей археологии Исторического факультета МГУ.

Семилучевое бронзовое височное кольцо вятичей. Московская область, д. Чашниково. XII в. Музей археологии Исторического факультета МГУ.

Кривичам больше нравились височные подвески в виде больших проволочных колец. В X — начале XII в. они в основном делались из серебра и завязывались концами на обе стороны. Такие кольца выдают, прежде всего, смоленских и полоцких кривичей. У псковских представителей этого племени концы браслетообразных колец оформлялись по-другому: они имели вид втулки, буквы «S» или иной. Кривичи помещали вместе с умершими в могилу шейные украшения (гривны, бусы, подвески), на руки покойников надевали множество браслетов и перстней.

Височные подвески X — начало XII в.

Височные подвески X — начало XII в.

На северо-западе Руси, в районе Ладожского и Чудского озёр, в X—XII вв. среди новгородских словен распространились ромбощитковые височные подвески — основой их служили проволочные кольца с несколькими щитками, украшен­ными крестиками и ромбиками. У дреговичей они пред­ставляли собой кольцо с тремя бусинами, состоявшими из проволочного каркаса с напаянными крупными шариками зерни. Иногда они сочетались в ожерельях с бусами из стекла и сердолика.

kulturarusi.ru