К истокам: "Русское узорочье" – ювелирное искусство Руси. Узорочье это в древней руси


Узорочье - это что? Русское узорочье

Даже в современной литературе порой можно встретить устаревающее и не всем понятное слово «узорочье». Что это такое, о чем идет речь? На самом деле узорочье – это и архитектурный стиль, и общее название красивых и ценных предметов, и даже универсальное наименование некоторых видов народного творчества. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Узорочье – это ценные и красивые вещи

Узорочье это Слово «узорочье» происходит из старославянского языка. Наши предки употребляли в повседневной речи похожее существительное для обозначения украшений и красоты. Что любопытно, на Руси узорочье – это не только кованые, ювелирные изделия и драгоценные камни, но и разнообразные вышивки, и тканые дорожки для пола, создаваемые простыми мастерицами для украшения крестьянских изб. Жилье обычных людей было достаточно простым и невзрачным, и каждая хозяйка старалась собственноручно украсить свой дом.

Архитектурный стиль

Русское узорочье Русское узорочье – это архитектурный стиль, ведущий свою историю с XVII века. Характерные черты направления - сложный по форме силуэт, интересная композиция, обилие ярких красок и богатый декор. В данном стиле строились церкви и соборы, а также гражданские здания и личные дома очень богатых людей.

Иногда употребляется также термин «московское узорочье», однако используется он для обозначения того же самого стиля. Историки и архитекторы и сегодня ведут споры о том, как сформировалось данное направление. Однако не узнать его невозможно из-за обилия шатров, кокошников, резных карнизов и наличников на оконных и дверных проемах, резных столбиков и колонн. При этом большинство элементов не функциональны, а исключительно декоративны. Ряды кокошников на фасадах церквей символизируют огненные небесные силы. Под куполами барабаны глухие, исключительно подчеркивающие размер шатров. Дополнительные купола и навесы надстраивались над террасами и входами также исключительно для красоты.

Слово «узорочье» в современном русском языке

Теперь мы знаем, что узорочье – это красивые предметы, декор, какие-то ценные привлекательные вещи и название архитектурного стиля. В каких же ситуациях уместно употреблять данное слово в повседневной речи? В своем прямом значении оно является скорее устаревшим. Его уместно использовать в текстах, стилизованных под старорусский язык или в тематических исторических докладах. При этом в нашем повседневном лексиконе слово "узорочье" остается как название архитектурного стиля, соответственно, считать его совсем неактуальным и устаревшим неуместно.

fb.ru

Русское узорочье - это... Что такое Русское узорочье?

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта.

История

Однозначного мнения насчёт происхождения стиля не существует.

Противоположны точки зрения на временную связь церковной и гражданской форм. Одни исследователи находят в русском узорочье черты «обмирщения» и указывают на заимствования из гражданского зодчества (сомкнутые своды, карнизы, наличники, филированные пояски). Другие придерживаются мнения о первичности для данного стиля его церковной формы.

Распространено мнение о связи русского узорочья с европейским поздним ренессансом и маньеризмом.

Указывается также на возможные глубокие языческие корни получивших широкое распространение шатров.

В развитии стиля выделяют два этапа: ранний (стиль Алексея Михайловича) и поздний (стиль Фёдора Алексеевича)[1][2].

Начиная с середины XVII века русское узорочье эволюционно вытесняется русским барокко, иногда эти понятия смешиваются или ошибочно взаимозаменяются[3][4]

В XIX веке русское узорочье — источник цитат и объект имитаций для архитектуры эклектики и историзма.

В начале XX века — один из основных источников вдохновения для архитектуры модерна.

Основные характеристики

Композиция

На протяжении всего периода своего существования русское узорочье претерпевает значительную эволюцию. Для первой половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность.

Наос в плане имеет поперечную ориентацию, таким образом увеличивается степень индивидуального в молении и литургии.

Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции[5]. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

Кровли

Шатровые завершения храмов, колоколен и покрытие крылец. Два или три шатра у таких храмов как правило не имели конструктивного значения, а являлись декоративным элементом. Сходными по архитектурному решению памятниками являются церковь Введения Спасо-Преображенского Воротынского монастыря, Успенская церковь Благовещенского монастыря в Нижнем Новгороде и другие[6].

Барабаны пятиглавия обычно были глухими, также как и шатры, являясь декоративным элементом (в отличие от световых барабанов).

Бочкообразные кровли.

Крыльцо

Шатровое покрытие. Ползучее крыльцо. Гирьки.

Декор

Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов.

Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

Примеры

  • Теремной дворец в Московском Кремле.
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649—1652 годы, Москва). Вытянутый с севера на юг четверик увенчан тремя шатрами; кубообразный придел Неопалимой купины покрывает горка кокошников с шатриком на барабане, между ними — двухярусная шатровая колокольня. Помещение церкви и Неопалимовского придела перекрыты сомкнутыми сводами. В конце XVII века пристроена одностолпная трапезная и шатровое крыльцо. Наследуя некоторые черты архитектуры XVI века, церковь является одним из ярких примеров узорочья в Москве[7]
  • Церковь Рождества Богородицы в Путинках, фото конца XIX в.

  • Церковь Троицы в Никитниках (1628—1653 годы, Москва)
  • Церковь Ильи Пророка на Воронцовом поле (1654 год, Москва)
  • Церковь Знамения за Петровскими воротами (1680 год, Москва). Двухсветный куб основного помещения церкви покрыт двумя рядами кокошников, завершён пятью глухими главами; с запада соединён с трапезной и шатровой колокольней. С северной стороны к трапезной примыкает Климентовский придел, изначально также пятиглавый. Декор фасадов включает карнизы, килевидные кокошники и полуколонки. Яркий пример узорочья третьей четверти XVII века[7].
  • Храм Николая Чудотворца в Хамовниках
  • Церковь Одигитрии в Вязьме[2]
  • Спасский собор (Нижний Новгород)
  • Церковь Троицы в Никитниках

  • Церковь Константина и Елены, Вологда. Фото не позднее 1907 г.

  • Церковь Константина и Елены (Вологда) (около 1690 года). В конце XVII века в архитектуру Вологды ещё не вошло русское барокко, а дух узорочья ещё не угас[8]. Двухсветный куб основного холодного храма стоит на подклете, который служит помещением для тёплой церкви. Общий план и силуэт здания практически симметричен за счёт равных по размеру прямоугольной алтарной части и трапезной. Шатровая колокольня, примыкающая к трапезной, состоит из трёх ярусов-восьмериков. Декор типичен для узорочья — кокошники, полуколонки (простые и строенные), слуховые окна шатра колокольни, расписной перспективный портал верхней церкви, шатровое в прошлом крыльцо с колоннами-бочками, гирьками и ползучей аркой.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

К истокам: Русское узорочье ювелирное искусство Руси

Что же такое "Русское узорочье"? Этим термином названо яркое самобытное искусство золотых и серебряных дел мастеров Древней Руси XVI-XVII веков. Это направление сочетает в себе мотивы искусства Византии, Востока и Запада. Русские мастера отчасти видоизменили традицию изготовления украшений, которая была известна со времен Византии и берет свое начало в Древнем Риме: расцветили украшения драгоценными эмалями и драгоценными камнями, придали им ярко выраженный национальный колорит.

Название «Русское узорочье» удивительно точно передает характер украшений того времени, которые отличались пышностью орнаментального декора и необычайным богатством красок. В украшениях использовалось множество насыщенных по тону цветных камней самого высокого достоинства — сапфиров, рубинов, изумрудов, аметистов, бирюзы и, конечно, любимого во все времена жемчуга. Особую декоративность придает изделиям обилие растительного сканного орнамента, широкое применение многоцветной эмали, черни глубокого тона, рельефных чеканных узоров. Мотивы ажурного узора, украшенных камнями и эмалью, напоминают цветки граната, тюльпанов и других незнакомых на севере растений.

Важную роль в парадном женском наряде играли рясны — длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично по обеим сторонам лица.

Особенно разнообразны и оригинальны по форме были серьги. Судя по форме замка, некоторые довольно массивные украшения носили не в ушах, а прикрепляли к головному убору.

Наиболее ярко черты «русского узорочья» проявились работах московских златокузнецов: золотых серьгах, украшенных сканью с многоцветными эмалями, камнями и жемчужными подвесками. Красочные, нарядные, с четко выверенными симметричными формами эти серьги олицетворяют представления о красоте, характерные для того времени, и являются образцом художественного совершенства.

Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.

Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Мастера золотого и серебряного дела XVI-XVII веков продолжили художественные традиции своих предшественников и, аккумулируя в своем творчестве опыт искусных ювелиров Византии, а нередко и заимствуя некоторые технические приемы и мотивы искусства Востока и Запада, они вместе с тем привнесли в ювелирное дело свой особый идеал красоты и создали яркий самобытный стиль русского искусства.Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.

www.colors.life

Дивное узорочье-Архитектура 17 века-презентация по мхк

«Дивное узорочье. Архитектура ХVII века» – презентация, которая предназначается для использования на уроке МХК (возможно – истории) при изучении темы «Художественная культура Древней Руси». Эта работа завершает серию презентаций, посвящённых древнерусскому зодчеству.

   

Дивное узорочье-Архитектура 17 века

С 16 века в европейских странах утвердилась архитектура пышных форм. Всевозможные украшения в виде обильной лепнины, раковин и завитушек, покрытых позолотой, и прочие ухищрения, призванные произвести впечатление богатства и роскоши, – всё это  черты стиля барокко (от итальянского – вычурный, замысловатый). В России этот стиль назвали дивным узорочьем, он прижился не сразу, но в 17 столетии утвердилось московское барокко, которое называют   нарышкинским  по имени бояр Нарышкиных,  оставивших потомкам в своих имениях живописные церкви, украшенные белокаменным кружевом.

Нарышкинское барокко

Семнадцатый век стал переломным в истории России и в её культуре. Новшества в художественной культуре проявили себя, прежде всего, в архитектуре. Нарушались средневековые принципы искусства, что в сочетании с влиянием народного творчества, привносило светскую праздничность. Этим объясняется уникальность искусства России 17 столетия, её жизнеутверждающий характер, её декоративное великолепие.

Шедевры дивного узорочья

Подлинным шедевром декоративной архитектуры 17 века можно назвать чудесный Крутицкий теремок в Москве. Он восхищает красочным, живописным цветным изразцовым убранством. Нужно отметить большое разнообразие гражданских сооружений 17 века. Палаты дьяка Аверкия Кириллова, трапезная Новодевичьего монастыря, палаты боярина Волкова, Теремной дворец в Московском Кремле различаются не столько конфигурацией объёмов, сколько фантазией зодчих в их декоративном убранстве, оправдывая название «дивное узорочье«, которое получила архитектура 17 века в истории искусства Древней Руси.

Палаты 17 века

Церковное зодчество 17 столетия восприняло многие черты гражданского строительства. И небольшие храмы, и монументальные  соборы выглядят жизнерадостными. Их отличает богатый яркий декор.

Шедевры храмовой архитектуры 17 века

Большое значение в 17 веке уделяется строительству высоких колоколен, придающих выразительность отдельным архитектурным ансамблям. Они становятся  выразительным акцентом в архитектурной композиции, придавая ей динамику.

Ансамбли с колокольней

Среди построек 17 века выделяются монастыри, сооружённые патриархом Никоном. Самый знаменитый из них  Ново-Иерусалимский, в котором особенно ярко проявился светский характер культового зодчества того времени.

Исконно народное чувство декоративности и монументальности, воплотилось в одном из выдающихся художественных ансамблей 17 века, созданном по инициативе ростовского митрополита Ионы Сысоевича, ансамбле Ростова Великого, осуществив в нём синтез искусств.

Ново-Иерусалимский монастырь и Ростовский Кремль

Искусством  17 века завершается тот период художественного развития русского народа, который входит в историю под названием древнерусского искусства.

«Подводя итоги всему, что сделано Россией в области искусства, приходишь к выводу, что это по преимуществу страна зодчих. Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно, что наводят на мысль об  исключительной архитектурной одарённости русского народа».

                                                                                                                И.Э. Грабарь

 

Рекомендую ещё несколько презентаций, посвящённых древнерусскому искусству:

Удачи!

Понравился материал? Поделитесь!

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

jauchitel.ru

"Русское узорочье" – ювелирное искусство Руси – Ярмарка Мастеров

В данной статье хотелось бы обратиться к истории ювелирного искусства Древней Руси, в частности к "Русскому узорочью". Вполне вероятно, что те вещи, которые были модными несколько веков назад, вдохновят нас, современных авторов, на создание украшений в национальных русских традициях!

Что же такое "Русское узорочье"? Этим термином названо яркое самобытное искусство золотых и серебряных дел мастеров Древней Руси XVI-XVII веков. Это направление сочетает в себе мотивы искусства Византии, Востока и Запада. Русские мастера отчасти видоизменили традицию изготовления украшений, которая была известна со времен Византии и берет свое начало в Древнем Риме: расцветили украшения драгоценными эмалями и драгоценными камнями, придали им ярко выраженный национальный колорит.

Название «Русское узорочье» удивительно точно передает характер украшений того времени, которые отличались пышностью орнаментального декора и необычайным богатством красок. В украшениях использовалось множество насыщенных по тону цветных камней самого высокого достоинства — сапфиров, рубинов, изумрудов, аметистов, бирюзы и, конечно, любимого во все времена жемчуга. Особую декоративность придает изделиям обилие растительного сканного орнамента, широкое применение многоцветной эмали, черни глубокого тона, рельефных чеканных узоров. Мотивы ажурного узора, украшенных камнями и эмалью, напоминают цветки граната, тюльпанов и других незнакомых на севере растений.

ювелирные украшения

Важную роль в парадном женском наряде играли рясны — длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, которые подвешивали к головным уборам симметрично по обеим сторонам лица.

история украшений

серьги

узорочье

Особенно разнообразны и оригинальны по форме были серьги. Судя по форме замка, некоторые довольно массивные украшения носили не в ушах, а прикрепляли к головному убору.

ювелирное искусство

украшения на руси

Наиболее ярко черты «русского узорочья» проявились работах московских златокузнецов: золотых серьгах, украшенных сканью с многоцветными эмалями, камнями и жемчужными подвесками. Красочные, нарядные, с четко выверенными симметричными формами эти серьги олицетворяют представления о красоте, характерные для того времени, и являются образцом художественного совершенства.

Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.

Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.

Мастера золотого и серебряного дела XVI-XVII веков продолжили художественные традиции своих предшественников и, аккумулируя в своем творчестве опыт искусных ювелиров Византии, а нередко и заимствуя некоторые технические приемы и мотивы искусства Востока и Запада, они вместе с тем привнесли в ювелирное дело свой особый идеал красоты и создали яркий самобытный стиль русского искусства.

Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.

Литература: Шаталова И.В.Стили ювелирных украшений. - 2004.

www.livemaster.ru

Узорочье - это что? Русское узорочье

Даже в современной литературе порой можно встретить устаревающее и не всем понятное слово «узорочье». Что это такое, о чем идет речь? На самом деле узорочье – это и архитектурный стиль, и общее название красивых и ценных предметов, и даже универсальное наименование некоторых видов народного творчества. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Узорочье – это ценные и красивые вещи

Узорочье это Слово «узорочье» происходит из старославянского языка. Наши предки употребляли в повседневной речи похожее существительное для обозначения украшений и красоты. Что любопытно, на Руси узорочье – это не только кованые, ювелирные изделия и драгоценные камни, но и разнообразные вышивки, и тканые дорожки для пола, создаваемые простыми мастерицами для украшения крестьянских изб. Жилье обычных людей было достаточно простым и невзрачным, и каждая хозяйка старалась собственноручно украсить свой дом.

Архитектурный стиль

Русское узорочье Русское узорочье – это архитектурный стиль, ведущий свою историю с XVII века. Характерные черты направления - сложный по форме силуэт, интересная композиция, обилие ярких красок и богатый декор. В данном стиле строились церкви и соборы, а также гражданские здания и личные дома очень богатых людей.

Иногда употребляется также термин «московское узорочье», однако используется он для обозначения того же самого стиля. Историки и архитекторы и сегодня ведут споры о том, как сформировалось данное направление. Однако не узнать его невозможно из-за обилия шатров, кокошников, резных карнизов и наличников на оконных и дверных проемах, резных столбиков и колонн. При этом большинство элементов не функциональны, а исключительно декоративны. Ряды кокошников на фасадах церквей символизируют огненные небесные силы. Под куполами барабаны глухие, исключительно подчеркивающие размер шатров. Дополнительные купола и навесы надстраивались над террасами и входами также исключительно для красоты.

Слово «узорочье» в современном русском языке

Теперь мы знаем, что узорочье – это красивые предметы, декор, какие-то ценные привлекательные вещи и название архитектурного стиля. В каких же ситуациях уместно употреблять данное слово в повседневной речи? В своем прямом значении оно является скорее устаревшим. Его уместно использовать в текстах, стилизованных под старорусский язык или в тематических исторических докладах. При этом в нашем повседневном лексиконе слово "узорочье" остается как название архитектурного стиля, соответственно, считать его совсем неактуальным и устаревшим неуместно.

загрузка...

worldfb.ru

Узорочье - это что? Русское узорочье

Даже в современной литературе порой можно встретить устаревающее и не всем понятное слово «узорочье». Что это такое, о чем идет речь? На самом деле узорочье – это и архитектурный стиль, и общее название красивых и ценных предметов, и даже универсальное наименование некоторых видов народного творчества. Попробуем разобраться во всем по порядку.

Узорочье – это ценные и красивые вещи

Узорочье это Слово «узорочье» происходит из старославянского языка. Наши предки употребляли в повседневной речи похожее существительное для обозначения украшений и красоты. Что любопытно, на Руси узорочье – это не только кованые, ювелирные изделия и драгоценные камни, но и разнообразные вышивки, и тканые дорожки для пола, создаваемые простыми мастерицами для украшения крестьянских изб. Жилье обычных людей было достаточно простым и невзрачным, и каждая хозяйка старалась собственноручно украсить свой дом.

Архитектурный стиль

Русское узорочье Русское узорочье – это архитектурный стиль, ведущий свою историю с XVII века. Характерные черты направления - сложный по форме силуэт, интересная композиция, обилие ярких красок и богатый декор. В данном стиле строились церкви и соборы, а также гражданские здания и личные дома очень богатых людей.

Иногда употребляется также термин «московское узорочье», однако используется он для обозначения того же самого стиля. Историки и архитекторы и сегодня ведут споры о том, как сформировалось данное направление. Однако не узнать его невозможно из-за обилия шатров, кокошников, резных карнизов и наличников на оконных и дверных проемах, резных столбиков и колонн. При этом большинство элементов не функциональны, а исключительно декоративны. Ряды кокошников на фасадах церквей символизируют огненные небесные силы. Под куполами барабаны глухие, исключительно подчеркивающие размер шатров. Дополнительные купола и навесы надстраивались над террасами и входами также исключительно для красоты.

Слово «узорочье» в современном русском языке

Теперь мы знаем, что узорочье – это красивые предметы, декор, какие-то ценные привлекательные вещи и название архитектурного стиля. В каких же ситуациях уместно употреблять данное слово в повседневной речи? В своем прямом значении оно является скорее устаревшим. Его уместно использовать в текстах, стилизованных под старорусский язык или в тематических исторических докладах. При этом в нашем повседневном лексиконе слово "узорочье" остается как название архитектурного стиля, соответственно, считать его совсем неактуальным и устаревшим неуместно.

загрузка...

fjord12.ru