История возникновения городов на Руси. Город и горожане древней руси


Города и горожане в Древней Руси — реферат

ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИЖЕВКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени М.Т. Калашникова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по истории на тему:

«Города и горожане в Древней Руси»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                     Выполнил: студент группы

                                 Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ижевск 2014

Содержание.

 

  1. Содержание……………………………………….....стр.2
  2. Появление городов в Древней Руси……………….стр.3-4
  3. Внутреннее устройство городов…………………...стр.5
  4. Города Древней Руси……………………………….стр.7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Появление городов в Древней Руси.

 

Славяне, как центрально-европейский земледельческий народ, обладали устойчивыми навыками сельскохозяйственного производства, основанного на пашенном земледелии, и имели, в сравнении с местными племенами, более развитые формы социальной организации общества. Кроме того, в последние века I тыс. н.э. территорию Восточной Европы пересекли два крупных торговых и военных пути средневековья - балтийско-волжский путь и путь "из варяг в греки". Первый из них сыграл особо значимую роль в истории региона.

Сложение пути между Балтикой и Востоком оказывало сильное влияние на экономику прилегающих районов. Его центры стали играть определяющую роль как административно-военные, торговые и ремесленные центры территорий.

Сложение государственной территории на юге и на севере Руси, а также становление городов, как опорных центров новых общественных и экономических отношений и связей, несомненно, с одной стороны, подчинялись общим закономерностям развития восточнославянского общества, но, с другой стороны, имели немало специфических черт. Традиционно считается, что город является порождением его округи и города возникают в районах наибольшей концентрации сельского населения. Так было с большинством городов Южной Руси в Среднем Поднепровье, где появлению первых городов предшествовал определенный период стабильности в развитии славянского общества, последовавший за переселением славянских племен из более западных и юго- западных районов Европы.

В Северной Руси отнюдь не потребности земледельческого населения создали города. Последние росли в ключевых местах обширных речных систем, запиравших коммуникации огромных территорий. Подобное расположение давало городу возможность сбора даней с населения больших районов и контроля за торговыми путями. Это была дальняя торговля, военно-административный контроль речных систем и ремесло, обслуживавшее высшую социальную прослойку самих городов и торговые пути.

Повесть о начале Русской земли не помнит, когда возникли эти города: Киев, Переславль, Чернигов, Смоленск, Любеч, Новгород, Ростов, Полоцк. В ту минуту, с которой она начинает свой рассказ о Руси, большинство этих городов, если не все они, по-видимому, были уже значительными поселениями. Довольно беглого взгляда на географическое размещение этих городов, чтобы видеть, что они были созданы успехами внешней торговли Руси. Большинство их вытянулось длинной цепью по главному речному пути "из Варяг в Греки" (см. приложение 1), по линии Днепра - Волхова; только некоторые, Переславль на Трубеже, Чернигов на Десне. Ростов в области Верхней Волги, выдвинулись к востоку с этого, как бы сказать, операционного базиса русской торговли как её восточные форпосты, указывая фланговое её направление к Азовскому и Каспийскому морям. Возникновение этих больших торговых городов было завершением сложного экономического процесса, завязавшегося среди славян на новых местах жительства. Восточные славяне расселялись по Днепру и его притокам одинокими укрепленными дворами.

С развитием торговли среди этих однодворок возникли сборные торговые пункты, места промышленного обмена, куда звероловы и бортники сходились для торговли, для гостьбы, как говорили в старину. Такие сборные пункты получили название погостов. Впоследствии, с принятием христианства, на этих местных сельских рынках как привычных людских сборищах прежде всего ставились христианские храмы: тогда погост получал значение места, где стоит сельская приходская церковь. С приходами совпадало или к ним приурочивалось сельское административное деление: это сообщало погосту значение сельской волости. Мелкие сельские рынки тянули к более крупным, возникавшим на особенно бойких торговых путях. Из этих крупных рынков, служивших посредниками между туземными промышленниками и иностранными рынками, и выросли наши древнейшие торговые города по греко-варяжскому торговому пути. Города эти служили торговыми центрами и главными складочными пунктами для образовавшихся вокруг них промышленных округов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внутреннее устройство городов.

 

К началу IX в. на Руси насчитывалось около 24 крупных городов. Варяги (норманны), ходившие через эту территорию путями из варяг в греки или из варяг в персы называли Русь Гардарикой - страной Городов.

Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение в отличие от веси или села — неукрепленной деревни. Поэтому городом называли всякое укрепленное место, как город в социально-экономическом значении этого слова, так и собственно крепость или феодальный замок, укрепленную боярскую или княжескую усадьбу. Все, что было окружено крепостной стеной, считалось городом. Более того, вплоть до XVII в. этим словом часто называли сами оборонительные стены.

В древнерусских письменных источниках, особенно в летописях, имеется огромное количество упоминаний об осаде и обороне укрепленных пунктов и о строительстве крепостных сооружений — городов.

Укрепления раннеславянских градов были не очень крепкими; их задачей было лишь задержать врага, не дать ему внезапно ворваться внутрь поселка и, кроме того, предоставить защитникам прикрытие, откуда они могли бы поражать врагов стрелами. Большинство поселений принадлежало свободным, сравнительно немноголюдным территориальным общинам; они, конечно, не могли своими силами возводить вокруг поселения мощные крепостные стены или рассчитывать на чью-либо помощь в их строительстве.

Поэтому укрепления старались строить так, чтобы основную их: часть составляли естественные преграды.

Наиболее подходящими для этой цели были островки посреди реки или среди труднопроходимого болота. По краю площадки строили деревянный забор или частокол и этим ограничивались. Характерными примерами такой системы являются некоторые городища Смоленской и Полоцкой земель.

Там, где болот было мало, но зато в изобилии встречались моренные всхолмления, укрепленные поселения устраивали на холмах-останцах. Этот прием имел широкое распространение в северо-западных районах Руси. Наиболее распространенным стал мысовой тип укрепленного поселения. Для их устройства выбирали мыс, ограниченный оврагами или при слиянии двух рек. Поселение оказывалось хорошо защищенным водой или крутыми склонами с боковых сторон, но не имело естественной защиты с напольной стороны. Здесь-то и приходилось сооружать искусственные земляные препятствия — отрывать ров. Это увеличивало затраты труда на строительство укреплений, но давало и огромные преимущества: почти в любых географических условиях было очень легко найти удобное место, заранее выбрать нужный размер территории, подлежащей укреплению. Кроме того, землю, полученную при отрывании рва, обычно насыпали вдоль края площадки, создавая таким образом искусственный земляной вал, который еще более затруднял противнику доступ на поселение.

Так строили восточные славяне свои укрепления вплоть до второй половины Х в., когда окончательно сложилось древнерусское раннефеодальное государство — Киевская Русь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Города Древней Руси.

 

По летописи можно установить существование в IX- X вв. свыше двух десятков русских городов:

1. Белгород (980)

2. Белоозеро (862)

3. Василев (988)

4. Вышгород (946)

5. Вручий (977)

6. Изборск (862)

7. Искоростень (946)

8. Киев 

9. Ладога (862)

10. Любеч (882)

11. Муром (862)

12. Новгород  (862 г.)

13. Пересечен (922)

14. Перемышль (981)

15. Переяславль (907)

16. Полоцк (862)

17. Псков (903)

18. Родня (980)

19. Ростов (862)

20. Смоленск 

21. Туров (980)

22. Червень (981)

23. Чернигов (907)

 

 

 

 

 

referat911.ru

Город в Древней Руси - История России

Весьма важным фактором экономической и политической истории периода развитого феодализма на Руси сделался город. Он был ремесленно-торговым и административным центром для окрестных земель, а также пунктом сбора их военных сил. Характеризуя важную роль крупных городов, летописец сообщает, что сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов, для которых были обязательными решения «старейших городов».

Число городов (больших и малых) выросло с XI в. более чем втрое и к XIII в., только по неполным данным летописей, достигло почти трёхсот. Расцвет городского ремесла продолжался вплоть до монгольского нашествия. Археологический материал позволяет говорить о существовании тогда до 60 разных ремесленных специальностей. Даже в небольших городских центрах имелись сложные домницы для варки железа, насчитывалось несколько систем гончарных горнов и т. д. Летописцы единодушно рисуют города как большие ремесленно-торговые центры, где ведётся значительное каменное строительство. Замечательный княжеский дворец в Боголюбове, великолепные храмы, украшенные каменной резьбой, во Владимире, Новгороде, Галиче, Чернигове и других городах, водопроводы и мостовые, частью сохранившиеся и до наших дней и обнаруженные советскими археологами, характеризуют достижения древнерусских мастеров.

Русские ремесленники выполняли самые разнообразные работы. Так, например, во Владимире-на-Клязъме одни местные ремесленники лили олово, другие крыли крыши, третьи белили известью стены. В Галицко-Волынской Руси, в городе Холме, отливались колокола и был отлит из меди и олова помост для местной церкви. Недаром образы, характеризующие ремесленный труд, широко использовались в тогдашней литературе: «Как олово, часто переплавляемое, погибает, так и человек от многой беды чахнет»; «Железо уваришь, а злой жены не научишь»,— писал Даниил Заточник.

Наряду с ремеслом развивалась и торговля. Район сбыта продукции деревенских ремесленников был по-прежнему незначительным, сфера же сбыта городских мастеров, работавших на заказ на бояр и дружинников, достигала 50—100 км. Много городских мастеров (Киева, Новгорода, Смоленска) работало на рынок. Некоторые, правда немногочисленные, изделия расходились за сотни километров, а отдельные произведения ремесленников шли за рубеж (в Болгарию, Польшу, Чехию, Швецию).

Развивалась торговля внутри княжеств. По русским землям разъезжали купцы, проходили купеческие караваны, насчитывавшие по нескольку сот человек. Галицкие купцы везли соль в Киев, суздальские купцы доставляли хлеб в Новгород и т. д.

Князьям поступали разнообразные доходы с торговли: гостина дань — с купцов (гостей), корчмиты — пошлины с корчем; мыта — пошлины за право провоза товара; перевоз — за перевоз через реку и др. Князья всё чаще включали в договоры друг с другом статью о том, что купцы имеют право свободного проезда через таможенные заставы. Но в условиях господства феодальной раздробленности и частых войн эти торговые связи нередко обрывались. Хозяйство в целом продолжало оставаться натуральным.

Значительного размаха в это время достигла внешняя торговля. Так, во Владимир-на-Клязьме приходили «гости» из Византии и других стран. Крупные города — Новгород, Смоленск, Витебск, Полоцк заключали торговые договоры с германскими городами (договоры 1189, 1229 гг. и др.). Русские купеческие объединения завоёвывали всё более устойчивые позиции в соседних землях. В Константинополе, Риге, Волгаре имелись «русские улицы».

Сильно возросло политическое значение городского торгово-ремесленного населения. Ремесленники наиболее крупных городов объединялись в «улицы», «ряды» и «сотни», имели свои церкви, выстроенные в честь того или иного «святого» — покровителя ремесла, и свою казну. Ремесленные объединения собирались для обсуждения своих дел, избирали старост. Существовали свои организации и у купечества.

Руководство как купеческими объединениями (такими, как гречники, ведшие торговлю с Византией, чудинцы, торговавшие с Прибалтикой, обонежцы, торговавшие с народами Севера, и др.), так и ремесленными корпорациями находилось в руках торгово-ремесленной верхушки, тесно связанной с боярской знатью. Крупные купцы и ростовщики резко противостояли городской ремесленной бедноте — меньшим людям.

Феодалы во время постоянных междоусобных войн грабили и разоряли города. В этих условиях горожане стремились освободить свой город из-под власти бояр и мелких князей и войти в соглашение с каким-либо крупным князем. Таким образом, города получали известные гарантии на случай феодальных войн и добивались одновременно от местных великих князей признания своих привилегий, охранявших в первую очередь права состоятельных горожан. Города, способствовавшие на ранней стадии развития феодализма установлению политической раздробленности в стране, постепенно превратились в силу, которая наряду с дворянством всё энергичнее содействовала объединению более значительных областей в великие княжества.

www.history-at-russia.ru

Города и горожане. Определение древнерусского города



Вспомните! Особенности возникновения городов в средневековой Европе.

Возникновение города было связано с развитием хозяйства.

Города возникали двумя путями: на месте античного города и на месте, удобном для развития торгово-ремесленной деятельности, вырастая из небольших варварских поселений.

На карте «Древнерусское государство в конце X — первой половине XI в.» (с. 65) найдите и опишите местоположение городов Древней Руси. В чём схожесть их географического положения?

Псков, Киев, Новгород, Полоцк, Чернигов, Витебск, Смоленск, Муром и др. Города расположены в основном возле рек.

Чем занимались люди всех этих профессий?

Кузнецы – ковали оружие, плотники – обрабатывал дерево, кожевенник – обрабатывал кожу, гончар – делал посуду из глины, «щитник» - изготовлял щиты, «мостник» - строил мосты.

В основном ремесленники являлись свободными людьми. Но были среди них и те, кто попал в зависимость от другого человека (князя, боярина). Как это могло произойти?

В основном за долги.

Подумайте, как были связаны друг с другом горожане и сельчане.

Были купцы, торговавшие по городам и весям (сёлам) Руси. Они доставляли в другие русские города и деревни то, чем славились их родные места. Новгородский купец вёз меха, ремесленные изделия, киевский — пшеницу, торговец из Волыни — соль.

Были и мелкие торговцы, которые поставляли ремесленникам из близлежащих деревень сырьё (кожевенникам — кожи, кузнецам — руду), а также обеспечивали горожан продовольствием.

Прочтите пять определений древнерусского города и самостоятельно составьте своё определение.

Древнерусский город – это административный, хозяйственный, налоговый, оборонительный, культурный, политический центр Древнерусского государства.

1. Вспомните материал из курса истории Средних веков и подумайте, сильно ли древнерусский город отличался от западноевропейского. При ответе опирайтесь на иллюстрации данного параграфа.

Некоторые города Европы отличались от древнерусского города. В частности те, которые возникали из античных городов. В средневековых городах Европы при строительстве активно использовался камень. Древнерусский город был в деревянным.

2. Кто жил в древнерусских городах?

Население древнерусского города состояло из ремесленников, торговцев (купцов), городского боярства, священнослужителей.

3. Продолжите фразу: «Город в Древней Руси — центр ...».

Древнерусской культуры.

4*. На основании дополнительной литературы составьте рассказ о возникновении одного из древнерусских городов.

Покорил князь племя вятичей и заложил новый город. В центре поставил укрепление (детинец, кремль). Постепенно в него начали стягивать ремесленники и торговцы из других земель. Появлялись городские районы — концы и посады, состоящие из деревянных построек, обширных дворов, садов и огородов, незастроенных пустырей.

resheba.com

Исследовательская работа Город и горожане Средневековой Руси в XI-XIII вв

Исследовательская работа

Город и горожане Средневековой Руси в XI-XIII вв.

Выполнила:

Учитель истории МОУ ООШ №2

г. Юрюзань

Пермина Оксана Александровна

Оглавление

Введение…………………………………………………………3

Глава I Города средневековой Руси в XI-XIII вв.

§1 Появление новых городов в XI-XIII вв.……………………11

§2 Особенности застройки городов в XI-XIII вв……………..16

Глава II Горожане средневековой Руси XI-XIII вв.

§1 Численность и состав городского населения……………..32

§2 Хозяйственный уклад древнерусских городов……………47

§3 Административное управление города……………………55

Заключение……………………………………………………..60

Список литературы и источников…………………………….62

Приложения…………………………………………………….66

Введение

Тема данной работы «Город и горожане Средневековой Руси в XI-XIII вв.» является актуальной в силу следующих положений.

В современном городе активно развиваются контакты различных народов, этнокультурных и этнических групп, различных вариантов бытовой национальной культуры, приводящие к усилению культурной однородности нации. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был огромным котлом-ускорителем этнических и этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане.

Необходимо заметить, что исследование городов феодальной Руси насчитывает уже более 200 лет – от В.Н. Татищева до наших дней. Особенно много сделано археологами, но и сейчас древнерусский город остается слабо изученным. Для этого имеются различные основания. Первое и главное из них – крайняя разрозненность исторических свидетельств о древнерусских городах. Более или менее полное представление существует о таких больших городах, как Киев, Великий Новгород, Владимир Залесский, в которых составлялись летописи. Вот о Чернигове, Смоленске, Ростове, Суздале известно гораздо меньше, не говоря об остальных русских городах XI-XIII вв. Вследствие этого считается важным изучение древнерусских городов в данной работе с выделением внимания прошлому городов и их горожан Средневековой Руси в XI-XIII вв.

Хронологические рамки исследования определяются с XI по XIII вв.- периодом феодальной раздробленности, временем строительства и расцвета русских городов в домонгольский период.

Объектом исследования является русский средневековый город и его население.

Предметом исследования выступает городская жизнь, включающая особенности демографического, экономического, культурного развития, основанных на статистических данных роста городов, историко-культурных материалах, исследований материальной и духовной культуры.

Основу методологии исследования составляет принцип историзма, понимаемый как постижение объективной закономерности исторического процесса и основанный на анализе максимально возможного круга источников, позволил изучить историю средневекового города, и его населения в их развитии. В ходе проведенного исследования применялись также методы сравнительно-исторического анализа, статистического анализа, системного и другие.

Историографию представленного исследования можно разделить на три этапа:

- Первый этап охватывает первую половину XIX – начало XX вв. – этот период в историографии принято считать дореволюционным. Интерес к различным памятникам старины возрос в России в связи с общим патриотическим подъемом после войны 1812 года. Одним из первых стал собирать сведения об остатках древних укреплений З. Доленга-Ходаковский (Адам Чарноцкий). В своих путешествиях по России Ходаковский повсеместно записывал предания и песни, опрашивал крестьян об имевшихся поблизости памятниках, делал зарисовки и планы. Впоследствии они вошли в труды других исследователей. Так М. П. Погодин привлек данные Ходаковского в «Разысканиях о городах и пределах…»1.

Во второй половине XIX в., особенно после государственных реформ 1860-70-х гг., любители древности, и целые ученые архивные комиссии и статистические комитеты занялись описанием достопримечательностей своих уездов, епархий. Но собранный громадный фактический материал был несистематизированным и малопригодным для глубокого изучения. Итог всему этому подвела фундаментальная работа своего времени «Древние города России» Д.Я. Самоквасова1. Известный историк права, знаменитый исследователь славяно-русских древностей, рассмотрев существенные точки зрения, привел, например, убедительные доводы в пользу жилого и военно-оборонительного характера городищ, о характере которых оставался открытым довольно дискуссионный вопрос. Также в данном периоде выделяют либеральных историков, таких как С.М. Соловьев2 и В.О. Ключевский. Так В.О. Ключевскому принадлежит одна из известных теорий о происхождении русских городов, общий смысл которой связан с его представлением о торговле как движущей силе возникновения ранних русских городов. Он относит возникновение древнейших больших городов на Руси к VIII в.3

В конце XIX - начале XX вв. ряд исследователей (В.Б. Антонович, А.М. Андрияшев, В.Г. Ляскоронский и др.) продолжил начатую Д.Я. Самоквасовым работу по систематизации древнерусских городов и укрепленный поселений.

Однако для большинства дореволюционных авторов был характерен избирательный подход к истории средневековых русских городов. Их интересовало в основном описание достопримечательностей, культуры преимущественно крупных городов, а проблемы возникновения и развития, динамику численности горожан, а также проблемы средних и малых городов порой упускались из виду. К тому же, указанный аспект в их трудах получил весьма поверхностное и одностороннее освещение, нередко основываясь на недостоверных источниках.

Таким образом, приходится констатировать, что в дореволюционное время изучались лишь некоторые проблемы истории средневековых городов, по ним не было капитальных работ, многие аспекты истории оставались «белыми» пятнами.

- Ко второму этапу относится литература советского периода (с 1917 по 1987 гг.). В этот период наметился некоторый перелом в отношении изучения древнерусских городов. Различные исследователи, историки выделяют в своих работах роль городов в политической, социальной, военной и культурной жизни Древнерусского государства. Среди них большое внимание на разработку проблем возникновения и развития древнерусских городов оказала фундаментальная работа М.Н. Тихомирова «Древнерусские города», впервые изданная в 1946 г1. Автор подсчитал по данным письменных источников количество русских городов до середины XIII в., проследил их географическое размещение, собрал сведения о городской экономике, социальных категориях населения городов. Полемизируя с «торговой теорией» происхождения древнерусских городов В.О. Ключевского, М.Н. Тихомиров пришел к выводу, что в сфере экономики причиной появления городов было развитие земледелия и ремесла. Исследователь подметил закономерность размещения древнерусских городов в наиболее густо населенных районах. Именно здесь, по его мнению, сельское хозяйство остро ощущало потребность в высококачественных изделиях специального городского ремесла. Поэтому здесь в первую очередь и появились города.

Также в своей книге «Киевская Русь» Б.Д. Греков рассматривал вопрос о причинных возникновения русских городов, но необходимо заметить, что он ограничился констатацией, что они возникли «уже в классовом обществе», в наиболее прогрессивных участках Руси «процесс вызревания городов падает на VII-VIII века»2.

Большое внимание городам уделяет С.В. Юшков. В «Очерках по истории феодализма в Киевской Руси» он установил тесную связь городов XI-XIII вв. с городищами предшествующей стадии развития, признавая, что «ни городища большесемейного типа, ни городища, вокруг которых располагались открытые поселения, городами, т.е. крупными торгово-промышленными административными центрами, назвать нельзя»1. С.В. Юшков несколько раз возвращается к вопросу о городах в своих последующих работах. Так, он изучал вопрос о возникновении «собственных» княжеских городов, видя в них центры, «где сосредоточивалось не только военно-административное, но и административно-хозяйственное управление князей 2.

- Третий этап начинается с 1987 года и продолжается по наши дни. В этот период принято называть постсоветским или современным.

Многие современные историки занимаются изучением древнерусских городов, одним из них является В.П. Даркевич. В своей работе «Происхождение и развитие городов древней Руси (X-XIII вв.)» он рассматривает проблемы их сущности, становления и развития, а также проводит полный анализ всех теории происхождения городов Руси XI-XIII вв. различных историков и археологов 3. Также в этот период следует отметить труд Новосельцева А.П. «Образование Древнерусского государства и первый его правитель», в работе которого раскрывается понятие города как историко-культурного феномена, как целостной системы с качественно новыми свойствами по сравнению с предшествующими поселениями, возникающий на новом этапе развития восточнославянского общества 4.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что современные историки достаточно полно подходят к освещению вопроса изучения средневекового города, однако анализ современной литературы свидетельствует о том, что данный вопрос подвергся изучению с исторической точки зрения в основном в качестве сопутствующих, подчиненных сюжетов.

Таковы некоторые итоги изучения проблемы древнерусского города историками и археологами. Они свидетельствуют о значительных успехах и в разработке общих вопросов становления городов как особого социально-экономического явления, и в их классификации, и в исследовании конкретных поселений городского типа, что говорит о большой ценности этих работ для исследования нашей темы.

Источниковой базой данной работы послужили разнообразные сборники документов, летописи, грамоты и другие, которые можно разбить на определенные группы:

- документальные источники, среди которых наиболее важны для изучения древнерусских городов летописи. Большинство сведений о городах Руси IX-XIII вв. содержится в Ипатьевской 1, Лаврентьевской 2 и Новгородских летописях 3. Прочие своды (Воскресенская и Радзивилловская летописи, Летопись Переяславля-Суздальского и др.) почти не имеют дополнительных данных о городах указанного времени. Лишь Никоновская летопись сообщает много новых названий городов XII-XIII вв., особенно рязанских. Также самым ценным историко-географическим памятником исследования численности древнерусских городов является «Список русских городов дальних и ближних», являющегося источником XIV в., который помещен в дополнительных статьях, следующих за Комиссионным списком Новгородской первой летописи младшего извода, однако, в него включены города, не только входившие в состав русских княжеств конца XIV в., но и сохранившиеся в памяти современников как древнерусские 4. Помимо летописей и «Списка», некоторые города и городки X-XIII вв. упомянуты в актовых материалах XII-XV вв. 1 В духовных и договорных грамотах великих и удельных князей названы Перемышль-Московский (р. Моча), Тушков, Хотунь и др. Также особый интерес представляют учредительная грамота князя Ростислава Мстиславича Смоленской епископии и завершающая комплекс грамота «А се погородие…». 2 Историческое значение обоих документов трудно переоценить, так как они касаются всего княжества.

-визуальные источники, среди которых наибольшее представление о местоположении русских городов дают различные картографические материалы, изображения городов в живописи и иконописи, схемы планировочных структур и др. 3

Таким образом, работа обеспечена источниковедческим качественным и представительным материалом. Однако этот материал имеет крайне разрозненное представление о появлении и развитии русских городов в XI-XIII вв., также мало уделяется внимание малым городам, их также большому вкладу в развитие всего Российского государства.

Проанализировав предложенную литературу и источники по данной теме, можно определить цель исследования: всестороннее исследование истории становления и развития городов средневековой Руси в XI-XIII вв. через анализ демографических, социально-экономических показателей.

Указанная цель предопределила следующие задачи:

1. Изучить появление новых городов и особенности их застройки в XI-XIII вв.;

2. Проанализировать основные категории городского населения, их деятельность и специализации, а также городские власти и их основную роль в жизни городов;

3. Рассмотреть хозяйство древнерусских городов, их общие черты;

Научная новизна исследования определяется тем, что был осуществлен концептуальный и комплексный подход к разработке и подсчету количества городов на Руси XI-XIII вв., развернутого понятия города, его места в отечественной и мировой истории, исследованы особенности русского города и структуры населения, а также осуществлено разграничение происхождения и развития русских городов от городов Европы.

Практическая значимость данного исследования определяется тем, что материалы могут быть использованы в преподавании школьных курсов отечественной истории и мировой художественной культуры, спецкурсов, краеведческих курсах.

Работа состоит из ведения, двух глав, которые в свою очередь поделены на параграфы, заключения, списков литературы и источников, приложений.

Глава I Города средневековой Руси в XI-XIII вв.

§1 Появление новых городов в XI-XIII вв.

Говоря о причинах возникновения городов, следует отметить, что само развитие городов – явление очень широкого, международного масштаба, интересное не только для отечественного историка, но и для каждого занимающегося историей Европы. Оно вызывает большой интерес тем, что русские города появляются и оформляются в торгово-ремесленные центры одновременно с городами Центральной Европы - Чехии, Польши и Германии, следовательно, идут в ногу с другими странами Европы, развивавшимися на территории, находившейся за пределами Римской империи. И это придает особый интерес вопросу о причинах возникновения русских городов и обрастания их посадами в XI-XIII вв. Ведь русские города были новыми поселениями, возникшими вне связи с римскими или какими-либо другими древними городами. Их экономический и общественный строй сложился на Руси самостоятельно, самобытно и всецело принадлежит древнерусской народности.

Изучение проблемы происхождения и развития городской жизни на Руси в эпоху средневековья входит в число важнейших задач исторической науки. Однако имеется ряд еще нерешенных вопросов: недостаточно исследованы особенности социальной и политической структуры формирующихся городов с учетом их локальных и хронологических различий; нечетки представления о динамике и взаимодействии многих функций, выполняемых городом в структуре государства. Именно в этом ключ к более полному уяснению роли и места города как в системе русского феодализма в целом, так и на отдельных ступенях его развития.

Первостепенное значение приобретает научно обоснованная реконструкция начальных стадий процесса градообразования на Руси, выявление конкретных форм и путей генезиса древнерусского города.

Существует несколько точек зрения по проблеме происхождения древнерусских городов. Во-первых, город возник как торгово-ремесленное поселение, в котором ведущее место занимает торговля. Данной теории придерживался В.О. Ключевский который считал торговлю движущей силой возникновения больших городов на Руси к VIII в.1 Однако критически относится к этой теории Б.Д. Греков, который приводит доводы в пользу того, что главнейшие славянские города возникли по большим водным путям. «Разнообразные торговые связи этих городов, - пишет названный автор, - имели большое значение в истории их экономического и политического роста. Не случайно эти города очень рано, до прихода варягов, стали центрами, объединившими отдельные славянские племена». 1

Во-вторых, город как административно-хозяйственный центр. Этой точки зрения придерживались В.И. Равдоникас и А.В. Арциховский 2, поддержанные С.В. Юшковым. 3 Общая же теория происхождения и развития средневековых городов сформировалась в концепции М.Н. Тихомирова, который считал первопричиной образования города роль внутреннего рынка в связи с растущими потребностями близлежащей сельской округи. 4

В-третьих, город как центр полюдья. Здесь, А.Н. Насонов высказал мнение, что возникновение городов в густонаселенных земледельческих районах естественно, так как их платежеспособное население – наилучший источник обогащения поборами. Следовательно, Насонов А.Н. рассматривал первые города как центры феодального властвования, лишь в процессе дальнейшего развития приобретавшие характер экономических центров. Если М.Н. Тихомиров среди факторов, давших импульс развитию древнерусских городов, отдавал предпочтение причинам экономическим, то А.Н. Насонов ведущую роль признавал за явлением социальным: становлением феодальных отношений и сложением организации принуждения – государства.

В четвертых, город как центр военной защиты. По данному вопросу была выдвинута концепция В.Л. Янина и М.Х. Алешковского 5, а также И.Я. Фроянова 6 о происхождении древнерусских городов из военных соображений. Они считали, что города – военный оплот государства, так как в них сосредоточены вооруженные силы, они формируют ополчения земель, поэтому защита Руси от печенегов требует массового строительства городов.

Теорию многообразия вариантов становления древнерусских городов поддержал М.Г. Рабинович, считая, что городом мог стать и замок феодала, обросший торгово-ремесленным посадом, и деревня, если наличие сырья и удобного местоположения способствовало развитию в ней специализированного ремесла, и «рядок» - торгово-ремесленный поселок, поднявшийся до городского уровня; наконец, города строили крупные феодалы, сводя туда людей из других владений. 1

Попытки историков воссоздать процесс становления и развития русского города в его динамике привели к созданию схемы этого процесса, условной из-за неполноты археологических данных.

Она намечает три этапа градообразования. На первом этапе (IX-X вв.) в роли протогородов выступают старые племенные центры и открытые торгово-ремесленные поселения. Распад родоплеменных отношений и международные торговые связи были питательной средой их существования. На втором этапе (XI- начало XII вв.) завершается интеграция раннегородских поселений в города с общей плановой структурой: княжеский детинец и торгово-ремесленный посад. Наконец, третий этап (начиная с середины XII в.) характеризует преобладание внутриэкономических причин появления городов, прежде всего успешного развития ремесла, превращавшего горожан в самостоятельную экономическую силу.

Что касается численного появления и развития городов, то в известиях XI-XIII вв. на страницах летописей появляются названия большого количества городов. Тем не менее, данные письменные источники дают не полный список русских городов за указанное время. Например, Владимир Мономах говорит о некоторых городах, как о широко известных пунктах, тогда как о многих из них в летописях имеются лишь случайные упоминания.

Однако в примерном суммарном подсчете во всех летописных сводах и иных письменных источников до нашествия орд Батыя упомянуто 246 городов, не включая города IX-X вв.1

Так в XI в. существовало 64 города, например, такие как Берестье (1019), Курск (начало XI в.), упомянут в начале XI в. в Печерском патерике как родина Феодосия Печерского, впервые в летописях – в 1095 г., Меньск (Менеск) современный Минск (1067), Юрьев в Эстонии (1030) и др. 2

Наибольшее количество городов показано в источниках для XII в. – 135, среди них: Брянск или Дебрянск (1146), Галич (1138), Москва (1147), Слуцк (1116), Углич или Углече поле (1149) и др.3

В XIII столетии (до 1237 г.) в источниках 47 городов, такие как Василев Галицкий (1229), Каменец (1196), Кострома(1214), Любно (1229) и др.4

В действительности же их было, конечно, больше чем 246. Так, например, не включены в список русские города, почему-либо не упомянутые в летописи и других письменных источниках. К ним принадлежит Кашин. Он появляется в летописях после монгольского нашествия, но почти наверняка существовал уже в начале XIII в. Кашин впервые упомянут в 1287 г. Некоторые города бесследно исчезли, вызывая споры даже об их местоположении. Еще больше городов погибло от монгольского разорения.

Суммировать высказанные выше наблюдения поможет таблица, в которой сведены все города XI-XIII вв.5

Итак, из таблицы видно, что общее количество русских городов ко времени монгольского нашествия близко подходило к 300, из которых в XI в. существовало 64, в XII в. – 135, а в XIII в. – 47 городов. Однако из первой группы в конце X- первой половине XI в. городами становятся Вышгород, Белгород, Переяславль, Любеч, Чернигов, Смоленск, Псков и Ладога. К середине XII в. превращаются в города Воинь, Путивль, Пинск, Галич, Витебск, Минск, Суздаль, Владимир и Рязань. Остальные из перечисленных памятников достигают городского уровня развития во второй половине XII-начале XIII в.

По хронологическим периодам процесс градообразования развивается по восходящей. Первоначально (IX-начало XI в.) он охватывает Среднее Поднепровье («Русскую землю»), Северо-Запад («Верхняя» или «Внешняя» Русь) и Юго-Запад Руси. Затем (XI- середина XII в.) перекидывается на Левобережье Днепра, в Поднестровье, бассейн Припяти, Суздальское ополье и на Среднюю Оку. На последнем этапе города появляются в Верхнем Поднепровье и Подесенье, в Поволжье, в бассейне верхней Оки, в Понеманье. Не трудно заметить, что территориально и хронологически города возникают по мере окняжения и феодализации древнерусских земель, углубления феодальной раздробленности Руси. 42 из них были центрами самостоятельных или удельных княжеств. Причем, для 25 время превращения в город и время утверждения княжеского стола совпадают. Обнаруживается и другая зависимость: размеры города тем больше, чем обширнее подчиненная ему округа-волость. Недаром столицы крупнейших княжеств размерами, населенностью, числом каменных построек резко отличаются от прочих городов. Здесь, следовательно, имел значение социально-политический фактор становления города и его развития.

Итак, следует отметить, что конкретные пути происхождения древнерусских городов были разнообразны и во многом сходны с аналогичными процессами, протекавшими у других городов Европы и Востока. Город мог возникнуть и из рядового сельского поселения, и из центра сельской общины («погоста»), и из феодального замка, и из пограничной крепости, и из промысловой слободы, и из торгово-ремесленного «ряда», и из религиозного центра. Наконец, возможно образование города путем слияния нескольких, поселений, даже принадлежащих к разным перечисленным выше категориям.

lib2.znate.ru

Древняя Русь история возникновения городов.

Понятие «Древняя Русь» не связано с делением и Средневековья в Европе, оно обычно обозначает «домонгольский» период IX — середины XIII веков и используется чтобы отличить эту эпоху от следующих периодов русской истории. Древняя Русь — это обобщенное название восточнославянских княжеств IX — середины XIII веков.

В IX веке в Восточной Европе возникло Древне Русское государство жителями которого были славянские племена.Древне Русское государство имело все характеристики и признаки государственности: существовала единая власть князя, была собственная княжеская дружина, уже были установлены и общие нормы права. Во времена своего могущества Древняя Русь занимала земли от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. Главой государства был великий князь русский, а войска состояло в основном из наемников. Все жители на Руси платили налоги в виде дани.

В 988г. князь Владимир (Святой), начал крестить своих бояр а затем весь народ. С этого периода на всех землях устанавливается единая власть сыновей Владимира I . Становление одной религии еще больше объединяет земли в единое независимое государство и существенно расширяет связи с другими странами.

Теперь русская культура приобщилась к византийской культуре. Также, этот период считается периодом возникновением письменности на территории Киевской Руси. Издревле славяне были язычниками и с сопротивлением, принимали христианство.  Крещение стало переломным событием в истории древнего русского народа.

XII-XVвека - характеризуются как период упадка и феодальной раздробленности великого государства, в этот период времени Киевская русь прекращает свое существование и распадается на ряд мелких княжеств.

ictoria.ru

История возникновения городов на Руси

История возникновения городов на Руси

История возникновения городов на Руси

История возникновения городов на Руси.

Города появились в глубокой древности. Это были укреплённые поселения земледельцев и скотоводов. Русское слово «город» произошло от слов «ограда», «городить». Поселение окружали оборонительной оградой — земляным валом, частоколом или стеной.

В Древней Руси городом называлось всякое жилое место, окружённое такой защитной оградой. Со временем жители городов стали заниматься ремеслом и торговлей, повсеместно появились рынки и ярмарки. Площадь для торговли называлась торгом. Здесь размещались лавки купцов и общественные здания. Для приезжих купцов строили гостиные дворы. Часто города возникали по берегам морей и рек или на перекрёстках дорог: на судах или лошадях купцам было легче привозить товары. Близость переправы — моста или брода — тоже имела значение. Порой город возникал рядом с волоком — сухим путём, по которому корабельщики «волокли» суда с товарами из одной реки в другую (так появился Волоколамск). Иногда город вырастал вокруг крупного монастыря (как Сергиев Посад).

Город состоял из крепости (кремля) и посада. Посад делился на слободы. В каждой из них жили ремесленники одной профессии — гончары, кожевенники, кузнецы. Город мог появиться по воле князя или царя. Так, князем Владимиром Святославичем был основан Владимир-на-Клязьме. А подготавливая поход на Казань, царь Иван Грозный повелел построить на реке Свияге — притоке Волги — крепость Свияжск.

Город выживал в том случае, если в его округе было хорошо налаженное сельское хозяйство. Городская жизнь имела отпечаток жизни деревенской. Часто неприятели сжигали древние города дотла, но жители восстанавливали их из пепла и руин. Город мог «исчезнуть», если мелкое княжество, которому он принадлежал, прекращало своё существование или в округе истощались запасы ценного сырья, ради добычи которого строился город. Люди также покидали «беспокойные» города, устав от постоянных набегов степных кочевников.

Среди жителей было много ремесленников. Горожан обслуживали мастера «по костюму» (ткачи, портные, кожевенники), мастера «по приготовлению пищи» (блинники, мясники, квасники), мастера «по строительству» (котельники, каменщики, замочники). На торгу проходила жизнь купцов. Были в городе служилые люди во главе с воеводой, а также военные — стрельцы, пушкари, воротники.

Что из себя представляет древнерусский город? Город был деревянным. Из камня строили храмы и редко палаты. Жилые дома были чаще всего одноэтажными. Нередко город, окружённый деревянной (а позже каменной) стеной и рвом, дополнительно защищал земляной вал или ещё одна деревянная стена. Между кремлём и этими укреплениями жили люди. Так, в центре Москвы был кремль и Китай-город. На расстоянии от них находилась другая защитная стена — Белый город. А дальше шло следующее укрепление — земляной вал.

История возникновения городов на Руси

История возникновения городов на Руси

Также вы можете прочитать похожие статьи:

www.strogino-uprava.ru

Древнерусские города

Федеральное Агентство образования Российской Федерации

Омский Государственный Университет имени Ф.М. Достоевского

Кафедра первобытной истории

Дубровина Александра Олеговна

Древнерусские города

Реферат

Выполнила студентка

1 курса 831-з группы

Дубровина А.О.

Проверила: Горбунова Т.А.

Омск 2008

Содержание

Содержание. 2

I.Общие черты древнерусских городов. 4

1.Происхождение древнерусских городов. 4

2. Общие черты хозяйства древнерусских городов. 5

3.Культура древнерусских городов. 7

II. Русские города IX-XI веков. 8

1.Киевская земля. 8

2.Новгородская земля. 9

3.Залесская земля. 12

Заключение. 14

Список литературы.. 15

Сегодня я решила затронуть такую тему как «древнерусские города» и выявить, что способствовало развитию и формированию русских городов в IX-X веках.

Хронологические рамки данного вопроса падают на IX-XIII столетия. Прежде чем ответить на выше поставленные мною вопросы, стоит проследить процесс развития древнерусских городов.

Данный вопрос интересен не только для историка Российского государства, но и для научного общества и мировой истории. Это легко проследить. Крупнейшие города появлялись там, где ранее не существовали и развивались не под чьим-либо влиянием, а самостоятельно, развивая древнерусскую культуру, что вызывает особый интерес для мировой истории. Аналогично развивались города Чехии и Польши.

Освещенность данного вопроса имеет огромное значение для современного общества. Здесь я подчёркиваю то культурное наследие, сохранившееся в виде архитектуры, живописи, письменности и города в целом, так как он, в первую очередь, является основным источником наследия общества и государства.

Соответствующие предметы наследия передаются из поколения в поколение и чтобы не прервать эту цепочку необходимы определённые знания в этой сфере деятельности. Тем более в наше время нет недостатка информации. С помощью довольно большого накопившегося материала можно проследить процесс образования, развития, уклад жизни, культуру древнерусских городов. И к тому же знания о становлении русских городов и, следовательно, об истории древнерусского государства говорят о культурном развитии человека. А сейчас, в наше время, это очень актуально.

I .Общие черты древнерусских городов

1.Происхождение древнерусских городов

В письменных источниках русские города упоминаются впервые в IX веке. Анонимный баварский географ IX века перечислял, сколько городов было у разных славянских племен в то время. В русских летописях первые упоминания о городах на Руси тоже датированы IX веком. В древнерусском смысле слово «город» означало, прежде всего укрепленное место, однако летописец имел в виду и какие-то другие качества укрепленных поселений, так как городами им действительно названы города. В реальности существования русских городов IX века нет сомнений. Вряд ли возможно, чтобы какой-либо древнерусский город появился ранее IX-X веков, так как только к этому времени на Руси сложились условия для возникновения городов, одинаковые на севере и на юге.

Другие иностранные источники упоминают русские города с X века. Византийский император Константин Багрянородный, оставивший записки «Об управлении империей», писал о русских городах с чужих слов. Названия городов в большинстве случаев искажены: Немогардас-Новгород, Милинск-Смоленск, Телюцы-Любеч, Чернигога-Чернигов и т.д. Поражает отсутствие каких-либо названий, которые могут быть отнесены к названиям скандинавского или хазарского происхождения. Даже Ладога не может считаться построенной скандинавскими выходцами, так как в самих скандинавских источниках этот город известен под другим названием. Исследование названий древнерусских городов убеждает нас в том, что подавляющее большинство их носит славянские названия. Таковы Белгород, Бело-озеро, Васильев, Изборск, Новгород, Полоцк, Псков, Смоленск, Вышгород и т.д. Из этого следует, что древнейшие древнерусские города были основаны восточными славянами, а не каким-либо другим народом.

Наиболее полные, как письменные, так и археологические, сведения имеются по истории древнего Киева. Предполагают, что Киев появился путем слияния нескольких поселений, существовавших на его территории. При этом сопоставляют одновременное существование в Киеве городища на Андреевской горе, на Киселевке и в Щековице с легендой о трёх братьях – основателях Киева – Кие, Щеке и Хориве [Д.А. Авдусин, 1980]. Город, основанный братьями, был незначительным поселением. Значение торгового центра Киев получил в позднейшее время, и рост города начинается только в IX-X веках [М.Н. Тихомиров, 1956, с.17-21].

Аналогичные наблюдения можно сделать и над территорией других древнерусских городов, в первую очередь Новгорода. Первоначальный Новгород представляют в виде трёх разноэтничных одновременных посёлков, соответствующих последующему делению на концы. Объединение этих посёлков и обнесение единой стеной знаменовало появление Нового Города, получившего, таким образом, своё название от новых укреплений [Д.А. Авдусин, 1980]. Усиленное развитие городской жизни в Новгороде, как и в Киеве, происходит в определенное время – в IX-X столетиях.

Несколько иную картину дают археологические наблюдения, сделанные в Пскове. Раскопки на территории Пскова подтвердили, что Псков уже в IX столетии был значительным городским пунктом. Таким образом, Псков возник раньше, чем Новгород, и в этом нет ничего невероятного, так как торговая дорога по реке Великой восходит к очень раннему времени.

2. Общие черты хозяйства древнерусских городов

В понятие средневекового города на Руси, как и в других странах, входило, прежде всего, представление об огороженном месте. В этом и было первоначальное отличие между городом и сельской местностью, к которому позже прибавляется представление о городе как ремесленном и торговом центре. Поэтому при оценке хозяйственного значения древнерусского города не следует забывать о том, что ремесло на Руси IX-XIII веков находилось ещё на начальной стадии отделения от сельского хозяйства. Археологические раскопки в русских городах IX-XII веков подтверждают постоянную связь горожан с сельским хозяйством. Степень значения сельского хозяйства для горожан была не одинаковой в мелких и больших городах. Сельское хозяйство доминировало в маленьких городах, подобных Райковецкому городищу, меньше всего было развито в больших центрах (Киеве, Новгороде и т.д.), но в том или ином виде существовало везде. Тем не менее, не сельское хозяйство определяло хозяйство русских городов X-XIII веков, а ремесло и торговля. Крупнейшие городские пункты не могли уже существовать без постоянной связи с ближайшей земледельческой округой. Они потребляли продукты сельского хозяйства в большей мере, чем их производили, являясь центрами ремесла, торговли и административного управления [М.Н. Тихомиров, 1956, с.67-69].

Ремесленный характер русских городов хорошо показан археологами. При раскопках главной и частой находкой являются остатки ремесленных мастерских. Встречаются кузнечные, ювелирные, сапожные, кожевенные и многие другие ремесленные мастерские. Обычны находки веретен, ткацких челноков и пряслиц – несомненных следов домашнего производства тканей [Д.А. Авдусин, 1980].

Существование ряда литейных форм, употреблявшихся для выпуска ремесленных изделий одного и того же типа, привело некоторых исследователей к предположению о работе этих мастерских на рыночный сбыт. Но понятие товара само по себе предполагает существование определённого рынка для сбыта. Такой рынок был известен под названием торга, торговища, торжища. Товарное производство, несомненно, уже в какой-то мере существовало в Древней Руси, но значение его нельзя преувеличивать. Известные нам письменные свидетельства в подавляющем большинстве говорят о ремесленном производстве на заказ. Преобладала, именно, работа на заказ, хотя товарное производство тоже имело место в Древней Руси.

Торговля городов IX-XIII веков развёртывалась в условиях господства натурального хозяйства и слабой потребности в привозных товарах. Поэтому торговля с иноземными странами была уделом в основном больших городов, мелкие городские пункты были связаны только с ближайшей сельскохозяйственной округой.

Внутренняя торговля была явлением повседневным, мало привлекавшим к себе внимание писателей того времени. Поэтому отрывочны сведения о внутреннем обмене в Древней Руси. Несомненно, что такие связи, как торговля внутри города, между городом и деревней и между различными городами, существовали, но их трудно уловить вследствие единства древнерусской культуры. Можно проследить связь городского рынка с окружающими деревнями (голод в городе обычно связывается с неурожаем в области) и зависимость деревни от городского ремесла и торговли (запросы деревни в железных предметах удовлетворялись деревенскими и городскими кузницами).

Значительно больше известно о торговле иноземной, «заморской». Внешняя торговля в основном обслуживала потребности феодалов и церкви; только в голодные годы хлеб становился товаром, доставляемым заморскими купцами. В ещё большей степени деревня являлась поставщиком экспортных товаров: мёд, воск, меха, сало, лён и прочее доставлялись в город из деревни, которая таким образом втягивалась в торговый оборот, хотя эти предметы и поступали на рынок не путём непосредственной продажи, а в составе оброка или дани [М.Н. Тихомиров, 1956, с.92-103].

mirznanii.com