12 марта 1169 года день, когда Киев перестал быть столицей Руси. Когда киев перестал быть столицей древней руси


12 марта 1169 года день, когда Киев перестал быть столицей Руси | Блог Мак сим

Андрей Боголюбский наверное один из главных антигероев современной украинской историографии. С точки зрения местечкового национализма, возведённого в национальный, их понять можно. Точно так же (не дай Бог, конечно) , в случае существования сейчас некой "Новгородской республики" там бы обязательно лили слезы, вспоминая московскую "оккупацию" Ивана Грозного.

Итак, Владимирский князь сжёг Киев... Это значит, что в глазах Боголюбского этот город не был столицей, владеть которой Главная Цель - у Андрея было своё княжество и разменивать его на "мать городов русских" он не захотел в отличие от своего отца Юрия Долгорукого, который по старинке жаждал владеть Киевом.

Дело в том, что из-за крестовых походов, связанного с ним переноса главных торговых маршрутов сильно западнее и постепенного угасания Византии значение торгового пути "из варяг в греки" резко снизилось, и та полноводная река товаров, и, соответственно, денег, протекающая по просторам Руси, иссякла, став ручейком.

Роль Киева , как города, стоявшего на этом пути тоже снизилась, он перестал быть торговым, логистическим и финансовым центром Руси. Куда большую роль стали играть торговые маршруты, соединяющие Кавказ , Персию , другие страны Востока с сервером Европы  и, соответственно,  русские города, находящиеся на Волге, ее притоках - Ростов, Суздаль, Владимир, ну и Новгород, конечно. 

Так вот, к описываемому времени Киев переходил из рук в руки чуть ли не ежегодно, новый князь был по сути временщиком, который хотел взять по максимуму от своего правления. От подобной практики старинному граду процветания особо не добавлялось, и местные жители начали перебираться в другие русские земли, где поспокойнее (главным образом в северо- восточную Русь.

Князь Андрей же Боголюбский, понимая, что в глазах местных жителей всегда будет чужаком с одной стороны, и желая укрепить собственное княжество с другой, решил просто разорить Киев, насильно переселив к себе во Владимир мастеровых людей и забрав из разоренных храмов церковные реликвии для поднятия статуса Владимиро - Свздальской земли.

Итак, этим актом центр русского мира переместился с второстепенного по факту и находящегося в опасной близости от Степи Киева на северо - восток тогдашней Руси, где со временем возвысится Москва, Третий Рим.

×

cont.ws

Русь Триединая - ПОЧЕМУ КИЕВ ПОТЕРЯЛ ПЕРВОРОДСТВО

icona6_6.jpgИсторическое расследование или почему Киев перестал быть столицей Руси.2 октября (по н.ст.) Православная Церковь поминает Благоверного Игоря, великого князя Черниговского и Киевского его трагическая судьба стала поворотной вехой истории Руси.«Господь сказал ей (Ревекке): два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему». (Бытие 25:23)Откуда произрастают корни соперничества между Москвой и Киевом, какие причины послужили возвышению Москвы и были ли они только внешними?Для этого нам придется вернуться в далекий 1147 год, ведь события 1147 года изменили пути развития и роль великих городов Русской земли - Киева и Москвы. Оказывается, киевляне еще тогда научились, попирая закон выбирать правителя по своим похотям, тогда это закончилось плачевно. Сейчас после известных событий мы видим подобные результаты самозванчества.

В то время княжил в стольном граде Киеве Игорь Ольгович (в крещении Георгий, в иночестве Гавриил). Сын князя черниговского Олега Святославовича. Его память в Православной церкви отмечается 5 (18) июня и 19 сентября (2 октября).Подробно и обстоятельно об этом недолгом и трагическом княжении поведал нам Николай Карамзин.Пушкин призывал изучать историю русскую по Карамзину. Внемлем поэту, откроем «Историю государства Российского» и погрузимся в «дела давно минувших лет...»Как-то киевский князь Всеволод Ольгович разболелся. Чувствуя приближение смерти, он призвал к себе киевлян и сказал им:- Я тяжко болен. Вот брат мой Игорь. Он будет вам князем после меня.И целовали киевляне крест Игорю, что быть ему князем над ними после Всеволода. Но делали они так не с чистым сердцем, рассказывает летопись, потому что не по душе был им Игорь.Всеволод и от других князей потребовал признать Игоря своим законным наследником. Князья тоже целовали крест, что не будут искать Киева под Игорем. На самом же деле многие из них сами были не прочь вступить на «златой» киевский престол, а потому не собирались выполнять своих обещаний.Когда Всеволод умер, киевляне послали тайную весть к князю Изяславу Мстиславичу (он был внуком Владимира Мономаха и княжил в Переяславле, недалеко от Киева): «Иди, княже, к нам. Тебя хотим!». Изяслав быстро собрал войско и выступил против Игоря. Его поддержали жители ближних к Киеву городов, а также «чёрные клобуки» и берендеи - бывшие кочевники, которых киевские князья поселили на своих землях. Когда войско Изяслава подступило к Киеву и расположилось у стен города, киевляне, которых Игорь вывел на битву, повернули свои стяги и перешли на сторону Изяслава. Игорь же с братом своим Святославом остались лишь со своими дружинами. Но не пали духом, а ринулись в битву, надеясь на свою правду.Да куда там! Киевляне, объединившись с Изяславовыми воинами и с союзными «чёрными клобуками» и берендеями, начали сечь дружины их без жалости, так что многие пали в битве. И бежали князья Ольговичи: Святослав сумел спастись, а Игорь заехал в болото, и увяз конь под ним. А сам Игорь идти уже не мог, потому что сильно разболелись у него ноги. И так на четвёртый день после битвы нашли его в болотах и привели к Изяславу. Изяслав же повелел заковать его в железа, а затем отправить в Переяславль и заточить в монастыре Святого Иоанна, в порубе. А поруб - это подземная тюрьма: ни дверей, ни оконца малого, так что и света белого нельзя из него увидеть... Сам же Изяслав сел на киевское княжение. И киевляне очень обрадовались тому.Изнуренный печалью и болезнью, он изъявил желание отказаться от света, когда великий князь готовился идти на его брата. «Давно, и в самом счастии, я хотел посвятить Богу душу мою, - говорил Игорь, - ныне, в темнице и при дверях гроба, могу ли желать иного?». Изяслав ответствовал ему: «Ты свободен, но выпускаю тебя единственно ради болезни твоей». Его отнесли в келью: он 8 дней лежал как мертвый; но, постриженный святителем Евфимием, совершенно выздоровел, и в киевской обители Св. Феодора принял схиму.А в это время Георгий (Юрий Долгорукий, сын Владимира Мономаха), неприятель Ростислава Рязанского, осыпал ласками и дарами его племянника Владимира, как друга и товарища Святославова.Сие угощение достопамятно, оно происходило в никому не известном селении Москва. К сожалению, летописцы современные не упоминают о любопытном для нас ее начале, ибо не могли предвидеть, что городок бедный и едва известный в отдаленной земле Суздальской будет со временем главою обширнейшей монархии в свете.Изяслав собирался выступить против Долгорукого. Велел собираться войску, чтобы идти на Святослава и Георгия. «Пойдем с радостью и с детьми на Ольговича, - говорили ему киевляне, - но Георгий твой дядя. Государь! Дерзнем ли поднять руку на сына Мономахова?»Ситуация осложнилась тем, что князья черниговские - союзники Изяслава, предложили ему освободить Игоря.«Да возвратит свободу Игорю, и мы будем искренними друзьями!»Киевляне посчитали это вероломством. И как пишет Карамзин: сия весть имела в Киеве следствие ужасное. Владимир Мстиславович собрал граждан на вече к Св. Софии. Все были готовы идти войной на Чернигов. Но, к несчастию, сыскался один человек, который народное усердие омрачил мыслию злодейства. «Мы рады идти, - говорил он, - но вспомните, что было некогда при Изяславе Ярославовиче. Пользуясь народным волнением, злые люди освободили Всеслава и возвели на престол: деды наши за то пострадали. Враг князя и народа, Игорь, не в темнице сидит, а живет спокойно в монастыре Св. Феодора: умертвим его, и тогда пойдем наказать черниговских!» Сия мысль имела действие вдохновения. Тысячи голосов повторили: «Да умрет Игорь!» Напрасно князь Владимир, устрашенный таким намерением, говорил народу: «Брат мой не хочет убийства. Игорь останется за стражею; а мы пойдем к своему государю». Митрополит Лазарь и Владимиров тысячский, Рагуйло запрещали, удерживали, молили: народ не слушал и толпами устремился к монастырю. Владимир сел на коня, хотел предупредить неистовых, но встретил всех уже в монастырских вратах: схватив Игоря в церкви, в самый час Божественной Литургии, что само по себе было неслыханным кощунством, они вели его с шумом и свирепым воплем. «Брат любезный! Куда ведут меня?» - спросил Игорь.Владимир соскочил с коня и прикрыл Игоря плащом. А затем сказал киевлянам:- Братья мои! Не делайте зла! Не убивайте Игоря!И повёл Игоря на двор матери своей, который находился поблизости. И когда уже подошёл Владимир с Игорем к воротам, начали киевляне убивать Игоря. И самого Владимира тоже ударили. Киевский боярин по имени Михаил, который приехал сюда вместе с Владимиром, соскочил с коня и бросился на помощь князю. И удалось им с Владимиром затащить Игоря на княгинин двор и запереть ворота за ним. На самого же Михаила набросилась толпа. И стали избивать его, и сорвали с него крест золотой и тяжёлую цепь золотую, и едва не убили до смерти. Тем временем другие киевляне выломали ворота и ворвались на княгинин двор. Игоря же провели в сени, наверх. Увидели киевляне Игоря на сенях, разломали сени и стащили его с сеней вниз, и начали убивать. А затем привязали его верёвкой за ноги и протащили, ещё живого, с княгинина двора через весь город. И так воспринял блаженный князь мученический венец, и отошёл ко Господу в лето 1147, месяца сентября в 19‑й день. Тело же его положили на телегу, и повезли на торжище, и бросили там на поругание.Присланные от Владимира тысячские в глубокой горести сказали гражданам: «Воля народная исполнилась: Игорь убит! Погребем же тело его». Народ ответствовал: «Убийцы не мы, а Давидовичи и сын Всеволодов. Бог и Святая София защитили нашего князя!»А когда принесли тело Игоря с торжища и положили в церкви, то в ту же ночь явил Бог знамение над ним: зажглись в церкви сами собою свечи. И наутро игумен монастыря Святого Фёдора облачил тело Игоря в ризы, отпел над ним положенные песнопения и похоронил его в монастыре Святого Симеона.Игумен Феодоровской обители Анания, совершая печальный обряд, воскликнул: «Горе живущим ныне! Горе веку суетному и сердцам жестоким!». В то самое время загремел гром: народ изумился и слезами раскаяния хотел обезоружить гневное Небо.Великий князь, сведав о сем злодействе, огорчился в душе своей и говорил боярам, проливая слезы: «Теперь назовут меня убийцею Игоря! Бог мне свидетель, что я не имел в том ни малейшего участия, ни делом, ни словом: он рассудит нас в другой жизни. Киевляне поступили неистово». Но, боясь строгостью утратить любовь народную, Изяслав оставил виновных без наказания; возвратился в столицу и ждал рати смоленской....Спустя несколько лет брат Игоря князь Святослав Ольгович перенёс мощи брата своего Игоря из Киева в Чернигов и положил их в соборной церкви Святого Спаса Преображения, в ларце, на похвалу себе и всем православным людям. И с той поры русские люди почитают святого угодника своего - благоверного князя-мученика Игоря. Ибо принял он смерть от рук убийц своих без страха, с покорностью Богу, и тем явил великую силу Православной веры, побеждающей всякую неправду и всякое зло.В хитросплетении низменного и высокого текущей жизни нам бывает сложно отследить причинно-следственные связи, так как текущая страница еще не дописана. Но, заглянув в историю, мы ясно видим действие неотвратимого воздаяния за нераскаянный грех, ведь всякая история есть воплощенная притча и смысл истории как таковой, в том, чтобы служить наглядной иллюстрацией того, что бывает когда попираются Заповеди Божии.Николай Карамзин вплотную подошел к смыслу произошедшего: рассказ о сельце боярина Кучки идет сразу же за рассказом о событиях в Киеве. Но Карамзин не усмотрел явной связи между двумя событиями. Дополним описание, сделанное историком.Прежде всего, это места Ипатьевского списка «Повести временных лет».На фоне кровавых и длительных междоусобиц свержение и убийство князя Игоря представляется эпизодом второстепенным и будничным. Но составитель или переписчики летописного текста уделяют ему много места, видимо, интуитивно осознавая его судьбоносность для общерусской истории. Ему посвящен почти весь 1147 год.Летописцы не просто перечисляли факты, а выявляли смысл происходящего: «...пронырливый Диавол не хотя добра меж братьями, хотя приложить зло к зло...» (л. 121 об, с. 326).Также упоминается знамение, предварившее трагические события.«Когда великий князь Всеволод придоша в Киев и тогда зависла звезда превелика на западе испускающая лучи» (л. 117 об, с. 317).«...мститель есть Бог и взыщет крови неповинного» (л. 129 об, с. 353). Тем более летопись это выделяет. Игорь ко времени гибели уже пострижен, «а он уже чернец и схимник» (л. 127, с. 346).Похоже, злой рок завис над Киевом в 1147 году. Ни в одном междоусобном столкновении толпа не выступала так дерзко. Еще никогда опального князя, ставшего слугой Божиим, не убивали так мучительно и свирепо, не издевались над его уже бездыханным телом. В данном случае ненависть толпы к тиуну была использована заговорщиками против легитимного князя, то есть Богоустановленного.Не напоминает ли это пренебрежение князем во имя сиюминутных выгод, и пресловутой ложно понятой свободы библейский сюжет, когда Исав пренебрег первородством и продал его своему брату Иакову за чечевичную похлебку со словами: «Что мне в этом первородстве?»С этого момента, на фоне продолжительных и кровавых междоусобиц, кровь невинно убитого Игоря карой легла на Киев, чаша гнева Божьего переполняется. Киев хоть остается в сознании как «мать городов русских», но его политическое значение сникает. Навлекши на себя проклятие, он - яблоко раздора в среде многочисленных Рюриковичей. Его рушат татаро-монголы. Несколько столетий он являет мерзость запустения, переходит к Литве, затем к Польше. И только в 1668 году возвращается в Россию. Вот и нынешняя независимость выглядит очередным наказанием, ведь свобода, не имеющая в своей основе ответственности, - одна из форм безумия.Любопытное «совпадение»: в 1147 году в летописях всплывает сельцо боярина Кучки. Позже оно становится известно как Москва, и становится собирателем и защитником русских земель, возвышается до носителя и хранителя вселенского Православия - «Третьего Рима». Освобождается от влияния Орды. Помогает нашей Слобожанщине, гостеприимно открывает двери переселенцам с правого берега Днепра. Становится столицей Московии, России, СССР, Российской Федерации. Центром притяжения стран и всего бывшего СССР. И как бы не неиствовали украинские националисты, но вполне возможно, если б не пресловутая рука Москвы, сейчас на территории Украины разговаривали бы на диалекте польского или турецкого языков. И от нашей культуры остались бы лишь музейные экспонаты. Как знать? Есть связи явные, поверхностные. Есть связи глубинные, требующие духовного осмысления.С 1147 года благодать переместилась на новое неоскверненное место, получившее название 1_kkp0196-29_1750x1750.jpg

Москва. Здесь продолжилось развитие Руси, в Кремле хранится сакральный символ власти - шапка названная именем киевского князя Владимира Мономаха.Впервые в событиях 1147 года в русской истории появляется имя Святого Феодора Стратилата, это название монастыря из которого беснующаяся толпа выволокла князя Игоря. Впоследствии оно не случайно станет знаковым в идее Русской государственности, став на ее защиту.Феодоровской иконой Божией Матери в Ипатьевском монастыре был благославлен на царство, после великой смуты и соборного всенародного покаяния Михаил Федорович Романов.В акафисте этой иконе сказано: «Царей на царство воздвигающая».Вот и Владимир Владимирович Путин пришел к власти 27 марта 2000 года, в день той же Феодоровской иконы Божией Матери. И в его правление Россия совершает прыжок через пропасть.Стоит Третий Рим - четвертому не быть!Сергей Моисеев, председатель Харьковской областной общественной организации "Русь Триединая"

 

P.S. Мы долго не могли зарегистрировать всеукраинскую газету под названием «Русь Триединая», Оранжевый Минюст отвечал формальными придирками. Но когда мы все-таки получили свидетельство о регистрации, то с изумлением обнаружили, что выдано оно 2 октября 2007 года, то есть в день Святого Благоверного великого князя Игоря Черниговского и Киевского.Что это значит, мы догадываемся, но до конца не знаем. Но знаем также, что случайностей не бывает.2010 год

 

 

 

russtriedin.ru

Три Софии

Сергей Глезеров

Наследие 05 Июля 2017, 07:45

Кто бы еще недавно мог подумать, что вокруг столь давних времен, как Киевская Русь, разгорится столько страстей? И исторические факты станут аргументами в политических дискуссиях. Россия «отсчитывает» от Киевской Руси начало своей государственности, Украина объявляет о своем прямом правопреемстве. Масла в огонь исторических баталий в очередной раз подлил спор вокруг дочери Ярослава Мудрого - Анны Ярославны, вышедшей замуж за французского короля Генриха I... О хитросплетениях давних событий мы беседуем с доктором исторических наук ведущим сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН Варварой ВОВИНОЙ.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде был возведен в 1045 - 1050 годах и является одним из древнейших на территории России. Его внешний вид с того времени почти не изменился. ФОТО Владимира МАЛЫГИНА/ТАСС

- Варвара Гелиевна, условно говоря, между Россией и Украиной идет борьба за «предка»: кто является большим наследником Киевской Руси?

- Я понимаю, почему вы именно таким образом сформулировали вопрос: так он звучит в общественном мнении. Но проблема в том, что в научной литературе, ученых кругах вопрос так не ставится, и наследование Киевской Руси не является предметом дискуссии.

Тут просто нет предмета для научного исследования. Мне кажется, происходящее сегодня больше похоже на телесериал, когда герои оспаривают друг у друга отцовское наследство, доказывают, что только один сын лучший, самый преданный и верный, а другие хуже или вообще ненастоящие. То есть это вопрос веры, сферы эмоций, когда люди видят то, во что им хочется верить...

Я абсолютно уверена, что Киевская Русь - в равной мере прародительница и России, и Украины, и Белоруссии. Это общая предыстория тех государств, которые сейчас существуют на бывшей территории Киевской Руси... Общий корень, из которого вышли три культуры. Общее наследство, прежде всего культурное.

На самом деле, когда мы сегодня говорим «русский», «украинец», «белорус», мы имеем в виду национальную идентичность. Но понятие «нация» появилось поздно, с началом Нового времени. Вопрос, когда в России оно началось, дискуссионный. На мой взгляд, в петровское время. В эпоху Киевской Руси подобного понятия просто не было.

Единая Русь, как известно, началась с Рюриковичей - рода князей, которые с конца IX века смогли поставить под свой контроль значительную часть Восточно-Европейской равнины - ту территорию, которая сегодня частями входит в состав Украины, Белоруссии и России. При Рюриковичах это была одна большая держава: от Ладоги и Новгорода через среднее Приднепровье с Киевом, Черниговом и Переяславлем до степи, где власть Рюриковичей кончалась и начинался мир кочевых народов, с которыми были сложные отношения дружбы-вражды.

Когда формировалась эта держава, было неважно, какие этнические группы попадали под княжескую власть. Славян на этой территории проживало уже тогда большинство. На севере и востоке были финно-угры. Даже тюрки в определенные моменты служили Рюриковичам. Таким образом, кто жил в этих местах, тот и стал платить князьям дань. Держава Рюриковичей была не национальным государством, а надэтнической общностью...

Своего рода стержнем их владений стал торговый путь из варяг в греки. Он шел из Северной Европы через Финский залив, по Неве, Ладожскому озеру, затем по Волхову в озеро Ильмень. Далее от реки Ловать корабли волоком тащили до верховьев Днепра, и дальше путь продолжался по Днепру, через Киев, до Черного моря. По нему уже в Константинополь - столицу Византии.

- И все-таки чем руководствовались князья, перенося свою «ставку», резиденцию в Киев? И как это случилось?

- Для того чтобы контролировать торговый путь из варяг в греки, нужно было владеть не только его севером (Волхов и Ильмень), но и югом - средним течением Днепра вплоть до границы со степью. Исходя из этого, именно Киев приобретал особое стратегическое значение. Поэтому он и стал ключевым городом, который нужно было завоевать.

Откуда же в Киев перебрались князья? В летописях зафиксировано: после того как Рюрик пробыл какое-то время то ли в Ладоге, то ли в существовавшем на месте Новгорода древнем городище, его потомки спустились на юг, в Киев, и там обосновали свой княжеский стол...

Все подробности этого похода легендарны. В летописях есть разночтения даже по поводу того, кто именно из князей пошел с севера на юг. По одной традиции, это был родственник Рюрика Олег, с которым был малолетний Игорь. А в новгородской традиции Игорь изображался уже взрослым князем, и говорилось, что именно Игорь пошел на Киев, а Олег был только его воеводой.

После того как центром объединенного государства стал Киев, его тесная связь с Новгородом сохранялась. Именно там киевские князья сажали править своих сыновей. Так было даже в XII веке, то есть уже после распада единого государства: в Новгороде долго княжили старшие Мономаховичи, то есть потомки киевского князя Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха.

Кстати говоря, когда новгородским князем был Владимир Ярославич, старший сын Ярослава Мудрого, там был построен величественный Софийский собор... Вообще это яркий символ единства всех частей Руси того времени, независимо от того, как они назывались в источниках. Три Софии - примерно одного времени, архитектурной традиции, культуры: первая - на территории современной Украины в Киеве, вторая - на территории России в Новгороде, третья - в Белоруссии в Полоцке. Это подчеркивает единство, которое применительно к тому времени невозможно разорвать.

- Бытует мнение, что Древняя, или Киевская, Русь была чем-то вроде добровольной федерации народов...

- У нас очень зыбкий материал, чтобы судить об этом, и его мало. На мой взгляд, это объединение вряд ли было добровольным. В летописях говорится, что князья совершали походы на отдельные племена, чтобы заставить их платить дань. Раз походы, значит, было принуждение. Князья утверждали свою власть огнем и мечом в течение нескольких поколений.

Кроме того, в некоторых случаях у нас есть археологический материал, который помогает понять, что стоит за скупыми фразами летописей «пошел Олег на древлян», «пошел на северян» и так далее. Имеются следы уничтоженных поселений, пожаров и пепелищ...

- Как тогда называли государство те, кто жил в нем?

- До нас дошло не очень много источников, чтобы судить об этом, но в договорах с Византией, которые, правда, сохранились только в передаче летописей, употребляется понятие «Русь», а князья сами себя называют «от рода русского». Они утвердились в Киеве, и туда пришло понятие «русская земля», то есть земля русских князей.

Летописные источники свидетельствуют, что понятие «русская земля» в узком смысле какое-то время употреблялось именно по отношению к среднему Поднепровью - Киевской, Черниговской и Переяславской землям. Но одновременно в «Повести временных лет» понятие «Русь» обозначает и народы, подвластные русским князьям. В переговорах Олега и Игоря с греками говорится, что они взяли с собой «всю Русь», что «Русь пришла» на Царьград. То есть речь идет в широком смысле вообще о племенах, которые пришли вместе с князем.

В более поздних летописях, например, в Ипатьевской (она хронологически продолжает «Повесть временных лет», рассказывая о событиях XII века), понятие «русская земля» есть и в узком смысле, и в более широком - как все земли, на которые распалась бывшая единая держава Рюриковичей. Например, в эту летопись помещен некролог новгородскому князю Всеволоду Ростиславичу. Говорится, что он ходил походами на эстов «за русскую землю и за крестьян, которые были полонены от поганых» (то есть язычников). Значит, новгородский князь уже считался русским князем, а Новгород - русской землей.

В той же летописи есть рассказ о том, как князь Роман Мстиславич, который объединил Галич и Волынь, бился с поляками в 1195 году, и летописец представлял это событие как «битву поляков с Русью». То есть Галич и Волынь в этом случае уже, так же как и Новгород, причисляются к русской земле, хотя прежде эти княжения не включались в русскую землю в узком смысле слова.

- Когда Киев перестал быть столицей Древней Руси, «главным городом»?

- Невозможно назвать точный момент. Да и само понятие «столица» ни в каких документах тех времен не зафиксировано. В летописи сказано, что Киев стал стольным градом. То есть городом, где был стол князя.

Сначала Киев был единственным стольным градом. С разветвлением рода Рюриковичей князей становилось все больше. Появлялись дети, братья, племянники. И каждый из них получал свою долю власти. Она выражалась в том, что он получал свое княжение, а значит, и свой стольный город.

Постепенно правители отдельных земель начинали чувствовать себя самостоятельными. В результате в начале XII века появилась пресловутая раздробленность. Историки используют ее, чтобы показать, что изначально была единая держава, а потом - некоторая совокупность отдельных княжеств.

Чем больше было отпочковавшихся столов, тем более номинальной становилась власть киевского князя. Условно считается, что Владимир Мономах, внук Ярослава Мудрого, и его сын Мстислав Великий, скончавшийся в 1132 году, еще поддерживали политическое единство Руси.

После них резко стала слабеть традиция, которая состояла в том, что киевский князь был первым среди равных, а киевский стол считался старшим. Согласно той традиции, первый по старшинству князь в роде садился в Киеве, второй - в Чернигове, третий - в Переяславле. После смерти киевского князя его преемником оказывался князь Черниговский, и все остальные переходили на одну ступень вверх, перемещаясь в более престижные города. Теоретически каждый из Рюриковичей, с какого бы стола он ни начинал, в итоге мог (и мечтал) попасть в Киев, сделаться киевским князем.

Но в середине XII века отдельные земли все больше обособлялись, становясь постепенно независимыми княжествами, князья «прирастали» к своей земле, они уже не перемещались так часто из города в город и даже не стремились к Киеву. А значит, он перестал быть «старшим». В момент перед ордынским нашествием его политическое значение совершенно упало. Наиболее могущественные князья правили уже во Владимире на Клязьме (если говорить о севере) или в Галиче (если говорить о юге).

- Что касается Анны Ярославны...

- Это была дочь Ярослава Мудрого (сначала новгородского, а затем киевского князя), который сам был, если мы следуем «Повести временных лет», сыном Владимира Святого - крестителя Руси. Матерью же Анны была Ингигерда - дочь первого христианского правителя Швеции.

Причина выдавать Анну за французского короля Генриха I (ему было за сорок лет, и у него это был не первый брак) была дипломатической. Ярослав Мудрый хотел заручиться поддержкой влиятельных правящих домов тогдашней Европы, поэтому устроил браки своих детей с иностранными принцами и принцессами.

Анна стала королевой Франции в 1051 году и сразу родила сына - будущего короля Филиппа I. Кстати, это имя было тогда нехарактерно для французского королевского дома и вообще для Европы, а вот в Византии оно было весьма употребительно. А поскольку византийская традиция была близка Руси, то можно предположить, что имя Филиппу было дано Анной.

Брак Анны и Генриха I продлился меньше десяти лет. Король умер, а в 1061 году овдовевшая Анна, у которой были малолетние дети, к неожиданности многих, вышла замуж вторично - за влиятельного сеньора Рауля де Крепи. Имеется даже романтическая деталь: будто бы он похитил ее на охоте.

Церковь и окружение короля были недовольны: предыдущий брак графа де Крепи не был расторгнут, и, после того как его бывшая жена подала жалобу в Рим, Рауля отлучили от церкви. Но в ту пору отлучали и королей, так что это не было чем-то непереносимым.

Анна пережила второго мужа и умерла в 70-х годах XI века. Похоронена она была, видимо, в одном из монастырей на севере Франции, где жила последние годы...

- Давайте вернемся к вопросу о судьбах земель, из которых состояла первоначальная Древняя Русь...

- После ордынского завоевания в XIII веке судьбы разных частей некогда единой державы Рюриковичей сложились по-разному. Однако все они - и те, которые вместе со своими подданными попали под власть Литвы (а в составе Великого княжества Литовского со временем оказалась вся южная Русь вместе с Киевом), и те, кто до конца XV века оставался под властью Орды, помнили свои корни.

Безусловно, со временем в каждой земле появлялись свои особенности. В Литовской Руси (такое понятие есть в научной литературе) сохранялись традиции самоуправления, городских народных собраний. А в той части русской земли, которая на несколько столетий попала под влияние Орды (это северо-восточная и северо-западная Русь), были другие влияния и политические традиции: в Новгороде и Пскове сохранялось развитое городское самоуправление, а во Владимиро-Суздальской Руси утвердилась сильная княжеская власть, и эта традиция стала доминировать, когда центр власти перешел в Москву...

Что оставалось общим? И в Литовской, и во Владимиро-Суздальской, и в Новгородской Руси продолжала переписываться и действовать «Русская правда» - свод правовых норм, датированный XI веком и связанный с Ярославом Мудрым. Со временем ее текст редактировался, обогащался новыми правовыми нормами и лег в основу более позднего законодательства.

Продолжались и развивались традиции иконописи и фресковой живописи, заложенные еще в период единства Древней Руси. А судя по книжности, было ощущение, что даже под властью Орды продолжается история той, домонгольской, единой Руси. Поэтому, когда власть Орды закончилась и возникло Московское государство, его правители стали носить титул князей Всея Руси, и это было естественно. Ведь в течение всех прошедших веков любая летопись начиналась с рассказа о приходе Рюрика с братьями.

Историческое наследие Киевской Руси сегодня можно найти и в России, и на Украине, и в Белоруссии. Например, святой Владимир вне зависимости от того, воспринимаем мы его как святого или только как князя, - это для нас не только образ памятника, стоящего над Днепром на Владимирской горке в Киеве. Это и Князь-Владимирский собор в Петербурге, и орден Святого Владимира, учрежденный при Екатерине II, и город его одноименного правнука Владимир на Клязьме, и вывезенная оттуда и ставшая главная святыней Московской Руси икона Богоматери Владимирской. А Ярослав Мудрый вызывает ассоциации не только с храмом Софии Киевской, но и с «Ярославовым дворищем» в Новгороде - по месту, где находился его терем, когда он был новгородским князем, и с городом Ярославлем.

Так же дело обстоит и с Анной Ярославной. Она, конечно, часть общего прошлого. Хотя все, что мы о ней знаем, связано все-таки с ее пребыванием во Франции. Нам практически ничего не известно ни о ее жизни до замужества, ни о ее государственных деяниях. Сохранилась только грамота, выданная ею одному из аббатств во Франции. На ней стоит подпись кириллицей (но по-латыни) «Ана Ръина» (то есть Anna Regina, «королева Анна»). Когда последний русский император Николай II в самом конце ХIХ века посетил Францию, французы поднесли ему копию этого документа.

Материалы рубрики

Подпишитесь на нашу рассылку

spbvedomosti.ru

столица. Какой город был столицей Древней Руси?

Древняя Русь, столица которой была очень красивым городом, имела высокий авторитет в мире. Началом первого государства восточных славян принято считать Киевскую Русь, а посему первой столицей именуется славный город Киев. Однако стольный град князя Кия не был единственным, который носил этот титул. Их было намного больше, о них и причинах их существования мы поговорим в нашей статье.древняя русь столица

Немного о государстве

Прежде чем говорить о столицах славянского средневекового государства, уделим ему немного времени и места на странице. Древняя Русь – это государственное образование восточных племен с централизованной княжеской властью, существовавшее с 862 года по 1240 (монгольское нашествие). Оно отличалось высоким развитием культуры, во многом заимствованной из Византии. Зодчие, книгописцы, переводчики, богословы, стекловары прибывали из Константинополя и принадлежащих ему земель. Но многие ремесла также были знакомы славянам (ювелирное дело, ковка, гончарство, художественное дело, деревообработка и так далее), они усовершенствовали свое мастерство, перенимая опыт мира, но сохраняли свою самобытность. На Руси писались летописи, закладывались монастыри, которые становились духовными центрами государства, чеканились монеты, существовал собственный свод законов. Также великими князьями практиковались династические браки, помогавшие укрепить репутацию Руси и благоприятствующие внешнеполитическим отношениям с другими высокоразвитыми странами.столица древняя русь

Зачем несколько столиц?

Если следовать официальной версии истории, то первая столица Древней Руси – это, конечно же, Киев. Мать городов русских стала главной в 882 году, когда на берег Днепра высадился Вещий Олег с Игорем и, убив Аскольда и Дира, захватил власть. Именно он, согласно летописи, предрек городу большое будущее. Зачем же могущественному государству нужна была другая столица? Древняя Русь, как известно, пережив расцвет при Владимире-крестителе и Ярославе Мудром, пришла в упадок. В первую очередь из-за распрей и междоусобиц. Многочисленные сыновья и внуки, братья и дяди великих князей получали свой удел – город с соседними деревнями, в котором правил каждый из них. Вскоре правителей оказалось больше, нежели земель, также некоторые из них были недовольные тем, какой удел ему назначили. Вот между ними и начиналась борьба за лучшее место под солнцем, за киевский престол, который давал больше прибыли и влияния. Но одни княжества (уделы) были сильнее, другие послабее, князья заключали между собой сделки и нередко шли войной друг на друга.

Пропасть между княжествами росла, Киев постепенно утрачивал свое значение столицы. Зато на арену выходили и другие поселения, которые были главными городами сильных древнерусских княжеств. Это и Великий Новгород, и Чернигов, и Владимир, и Суздаль, и Галич, а позже и Москва. Поэтому в государстве восточных славян была не одна столица: Древняя Русь имела их много, не зря именовалась «Гардарикой», то есть Страной городов.первая столица древней руси

Первый стольный град

Так какой город считала главным Древняя Русь? Столица под номером один – это Киев, величественный город на Днепре, резиденция митрополита с десятого века. Основанный легендарным князем Кием (или только усиленный им), он стал главным городом Вещего Олега, его преемника Игоря и его потомков до Владимира Мономаха. После этого он считался главным лишь формально и передавался великим князем только второстепенным родственникам. А после вторжения монголо-татар превратился в провинцию, которой потом овладели сначала Великое Литовское княжество, а затем Речь Посполитая, Московское царство.

Древняя Русь, столица которой, как известно, Киев, заботилась о развитии городов. В главном граде возводились каменные храмы (после принятия христианства), укреплялись крепостные стены, возводились новые ворота, действовали школы и книгохранилища. Многие достопримечательности золотой эпохи государства и сегодня можно увидеть в украинской столице. Это в первую очередь Золотые ворота, Софийский собор, Успенский и Златоверхий Михайловский собор, Троицкая церковь, Выдубицкий монастырь.старая ладога древняя столица руси

Ладога Старая

Есть еще один город, заслуживающий внимания историков – Старая Ладога. Древняя столица Руси номер два возникла в середине восьмого века, а в 862 – 864 годах была резиденцией Рюрика. Согласно летописям, после этого легендарный князь отбыл в Новгород, город, который в будущем получил титул «Великий». Сегодня здесь можно увидеть Успенский собор и Георгиевскую церковь, возведенные во второй половине двенадцатого века.

Старая Ладога сегодня – это небольшая деревня, возраст которой около двенадцати веков. Последние археологические исследования дают возможность предполагать, что поселение основали выходцы из североевропейских стран. Это была стоянка, где ремонтировались суда и строились новые корабли,

Рюриково городище в Новгороде

Столица Древней Руси Ладога утратила свой титул, поскольку Рюрик уехал в новый град, расположенный примерно в двух километрах от центральной части современного города. Сейчас он привлекает уникальными памятниками архитектуры княжеских времен, ведь не был тронут монгольской ордой, а, следовательно, не был разграблен и разрушен. Это Николо-Дворищенский, Софийский, Георгиевский соборы, Антониев монастырь, церкви Спаса, Рождества Богородицы, Благовещенья, Петра и Павла, Параскевы-Пятницы.столица древней руси ладога

Расцвет града пришелся на период Новгородской республики, когда все важные решения о жизни государства принимались не вече. Существовала она с 1136 по 1478 год, а ее территория простилалась на сотни километров – от Уральских гор до Балтийского (или Варяжского) моря. В нем развивались ремесла, велась оживленная торговля, строились каменные здания, писались летописи и книги.

Сегодня Новгород (столица Древней Руси и Новгородской республики) можно смело называть туристической Меккой России, поскольку сохранил свое лицо сквозь тысячелетие.

Владимир-на-Клязьме

Еще одной столицей древнерусского государства считается Владимир, который был главным в период 1243 – 1389 годов. Град основал Владимир Мономах в 1108 году, а через полвека в него перенес свою резиденцию Андрей Боголюбский. Расцвет поселения пришелся на правление Всеволода Большое гнездо, которому подчинялись все земли, кроме Полоцка и Чернигова. О той славной эпохе во Владимире напоминают Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.новгород столица древней руси

Заключение

Под ударами нукеров хана Батыя, к сожалению, прекратила свое существование Древняя Русь. Столица ее утратила свое влияние и на много лет оказалась в руинах, забывались ремесла, которые были невостребованными в Золотой Орде. Но страна постепенно оправлялась от тяжелого удара, росли новые поколения людей, которые сначала подчинялись монгольскому игу, а потом и сбросили его. Таким образом, Русь снова возродилась и вошла в новое время с новым лицом.

fb.ru

Почему рухнула Киевская Русь

Войска хана Батыя разрушили почти все древнерусские города, но они вскоре восстали из пепла. И только столица Руси — Киев — пришла в полный упадок. Почему?

Я уже писал, что название «Киевская Русь» придумал только в XIX веке московский историк Михаил Погодин. До него никто даже не подозревал, что она «киевская». Современники называли эту страну просто Русью или Русской землей. Когда Киев после нашествия Батыя превратился в развалины, и в таких же дымящихся руинах лежали Рязань, Суздаль, Галич и Чернигов, некий древнерусский публицист, имя которого поглотила история, создал «Слово о погибели Русской Земли». Заметьте — просто «русской». Без каких либо прилагательных.

Душу несчастного очевидца краха великой державы терзала безмерная скорбь, перетекавшая через порушенные границы отечества. Наши сегодняшние переживания не в силах сравниться с ней. По крайней мере, по широте охвата.

«О светло светлая и красно украшенная земля Русская! — писал этот печальник. — Многими красотами дивишь ты: озерами многими, реками и источниками, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!

Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ятвягов до литовцев и до немцев, от немцев до корелы, от корелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы — то все покорил Бог народу христианскому поганые страны: великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, князю Киевскому, и деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим морем. Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам император Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял»...

РУСЬ ДО ДЫШАЩЕГО МОРЯ 

«Слово о погибели». сохранилось всего в двух списках. Древнейший из них — Псковский, датированный XV столетием. Его обнаружили в Псковско-Печерском монастыре. Монах-переписчик, сохранивший нам его, присоединил небольшой отрывок «Слова» в качестве вступления к «Житию Александра Невского». К тому времени уже стало очевидно, что Земля Русская не погибла, что она снова оживает. Времена хана Батыя остались в далеком прошлом. Со дня падения Киева прошло уже два столетия! Монгольское иго доживало последние годы. Потихоньку складывался культ Александра Невского — прямого потомка Владимира Святого и Ярослава Мудрого.

Благоверный князь Александр, отбивший в 1242 году немецких рыцарей на Чудском озере (на это хватило сил) и смиренно отправившийся договариваться с ханом монголов в далекий Каракорум, (так как для борьбы с его державой, включавшей в себя не только Монголию, но и Китай, время еще не настало) превращался в образец политической мудрости. В отличие от своего современника Михаила Черниговского, отказавшегося пройти между двух очистительных костров в ставке хана (мол, неприлично сие христианину!) и растерзанного за это, Александр Невский и кострами не брезговал, и кумыс со степняками пил. И, как показало будущее, оказался прав. Его хитрое упорное потомство победило в борьбе с другими линиями Рюриковичей, страдавшими неизлечимой гордыней, и теперь потихоньку прибирало к своим рукам наследие святого Владимира.

И пусть Киев еще находился под властью Литвы, а Галичина — в руках поляков, некий таинственный псковский инок чуял, что былая сила Руси возвращается, что, по сути, она неистребима. С полуистлевшего пергаментного листа, помнившего времена Батыя, монах-переписчик, сидя в прохладном скриптории, переносил в новый кодекс и печаль современников монголо-татарского нашествия и их память о былом величии.

Дышащее море — это Ледовитый океан. Тоймичи — племя, жившее на берегах притоки Северной Двины — Тоймы. Буртасы — мордва. Черемисы — марийцы. С немцами, венграми и чехами — все и так ясно. Широко мыслил древнерусский книжник из Пскова! Куда шире многих наших современников! Недаром и идею Третьего Рима выскажет вскоре тоже псковский инок Филофей — примерно в тех же местах, где когда-то Русь начиналась во времена Рюрика и первых русских князей. Монах-переписчик помнил, что западная граница Руси — Карпаты, а северная — студеное Белое море. И на том скромно, но упорно стоял, напоминая своим государям о свершениях их державных предков — о тех временах, когда «немцы радовались», что сидят «за морем».

КРЕПКИЕ ОРЕШКИ

Почему же Псков и Новгород даже после нашествия Батыя устояли (хан даже не штурмовал их каменные крепостные стены), а Киев пал перед монголами, потеряв былое политическое значение? Почему в северных монастырях и во второй половине XIII-го и в XIV веках продолжалась летописная традиция, а о том, что происходило в прежней столице Руси на берегах Днепра, мы можем судить только по отрывочным записям иностранных путешественников? (Свои летописи тут перестали составлять.) Почему уже в 1251 году митрополит Киевский Кирилл Третий оставил Даниила Галицкого, готовившегося принять от Папы королевскую корону, и уехал — догадайтесь, куда? Правильно — опять в Новгород! Там он впервые встретился с Александром Невским и, разделяя его антизападную политику, уже в следующем 1252 году отправился на Волгу к Батыю и получил от хана ярлык, гарантирующий свободу и неприкосновенность православной церкви.

Всю свою последующую долгую жизнь митрополит Кирилл провел в основном в разъездах по городам северной и восточной Руси, окормляя паству и стремясь поднять ее дух. Это он учредил епископию в Твери и основал епархию в столице самого хана — Сарае. Он же в 1274 во Владимире-на-Клязьме созвал собор епископов Русской православной церкви, восстановивший церковное законодательство, и принял новую Кормчую — так называемую Сербскую — свод законов, по которым жила Русь. Напомню, что Русская Правда — юридический кодекс Ярослава Мудрого — уцелел только потому, что сохранился в списке Синодальной Кормчей, хранившейся в храме Св. Софии Новгорода — библиотека Софии Киевской, как известно, погибла в дни Батыева нашествия.

Русь Новгородская и Русь Владимирская сохранили нам духовное наследие рухнувшей под ударом монголов Руси Киевской. И митрополит Кирилл сохранению этого ковчега немало поспособствовал. Он умер в Переяславле-Залесском 6 декабря 1281 года — это в нынешней Ярославской области, в 140 км от Москвы. Надолго пережив Александра Невского и исходатайствовав у внука Батыя — Менгу-Тимура — очередной ярлык на неприкосновенность православной церкви. Вдумайтесь, какой силы духа был этот человек, не убоявшийся ехать в логово победителей-степняков и отстаивать свою веру и родину. Только после смерти прах Кирилла перенесли в Киев, чтобы похоронить там, где покоились его предшественники, начиная с первого митрополита всея Руси — Михаила, направленного на Русь из Константинополя еще во времена князя Владимира. Ибо Святая Русь едина, что бы кто ни говорил.

Но для церковной свечи, беззащитной на ветру, нужны стены. Дух веры может жить безбоязненно только в крепком государстве. Что же случилось с Киевом, что он потерял в XIII веке статус столицы Руси? И светской, и церковной. Ведь присланный из Константинополя митрополит Максим, который сменил Кирилла, грек по происхождению, в 1299 году окончательно переселился во Владимир-на-Клязьме, побыв некоторое время в маленьком Брянске, что ныне забыто, а его наследник Петр Ратенский, родившийся на Волыни, впервые выбрал местом митрополичьей кафедры Москву.

Если киевский митрополит вынужден был оставить столицу Владимира Святого и некоторое время держать кафедру в маленьком Брянске, значит с Киевом было совсем плохо, и ближайшего улучшения в его судьбе не предвиделось.

Киев действительно стал тогда не только бедным, но и просто опасным для жизни местом. Монах-францисканец Плано Карпини, посланный римским папой в 1245 году в Каракорум, проехал через Киев и оставил такое описание его взятия монголами: «Они пошли против Руссии и произвели великое избиение в земле Руссии, разрушили города и крепости и убили людей, осадили Киев, который был столицей Руссии, и после долгой осады они взяли его и убили жителей города; отсюда, когда мы ехали через их землю, мы находили бесчисленные головы и кости мертвых людей, лежавшие на поле; ибо этот город был весьма большой и очень многолюдный, а теперь он сведен ПОЧТИ НИ НА ЧТО: едва существует там ДВЕСТИ ДОМОВ, а людей тех держат они в самом жестоком рабстве».

СПАСАЙСЯ, КТО МОЖЕТ!

Если кости жителей Руси лежали просто в поле, значит, их даже некому было хоронить. Все, кто уцелел, прятались в лесах — как можно дальше от проезжих дорог и обжитых мест. В «Сказании об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» нашествие Батыя описано так: «В лето 6746 (1238), по гневу Божиему за умножение грехов наших, было нашествие поганых татар на землю христианскую. Тогда одни затворились в городах своих, другие убежали в дальние земли, а иные спрятались в пещерах и городах своих… Те, кто затворился в городах, каялись в своих грехах и со слезами молились Богу, и были они погаными безжалостно ПЕРЕБИТЫ; из тех же, кто скрывался в горах, и в пещерах, и в расселинах, и в лесах, мало кто уцелел. И этих через некоторое время татары расселили по городам, переписали их всех и начали с них дань брать. Услышав об этом, те, кто разбежался по чужим землям, возвратились снова в земли свои, кто остался в живых, князья и иные люди. И начали татары насильно призывать их».

По словам Плано Карпини, тогда татары «сражениями опустошили всю Руссию». Если быть точным, почти всю — кроме Новгорода и Пскова. За три года, предшествовавшие взятию Киева, орда Батыя опустошила Рязань, Владимир, Суздаль, Москву, совсем маленькую еще тогда, и множество других городов. Однако жизнь в них скоро восстановилась. В некоторых даже начался бурный рост. А «столица Руссии» пришла в полный упадок, и даже митрополит покинул ее.

Обычно считается, что ханы специально стремились унизить значение Киева. Слава великого русского города якобы раздражала их. Но мне ситуация видится несколько иначе. Обратите внимание на место, которое ханы из рода Чингизидов выбрали для своей столицы. Город Сарай-Бату (Дворец Батыя) или Сарай-ал-Махруса (Дворец Богохранимый), как его реже называют, был построен сразу же после татаро-монгольского завоевания Руси на Волге в 80 км от нынешней Астрахани выше по течению. В лучшие времена его населяло до 75 тысяч человек.

Почему Батый выбрал для размещения своей ставки Волгу, а не Днепр? Ведь во времена первых Рюриковичей именно по Днепру шел знаменитый путь «из варяг в греки». Неужели татарам не хотелось взять его под контроль, заперев путь экспорту из Руси в Константинополь? В конце концов, почему бы Батыю не избрать для своей столицы местом тот же Киев, как это сделал новгородский князь Олег в IX веке? Вся-то разница, что Олег пришел с севера, а Батый с юга. С разрывом в три столетия. Один вышел из лесу, другой — из степи. И для того, и для другого Киев не был родным. Варяг Хельги имел на него такие же права, как и монгол Бату. Прекрасный климат. Широкий Днепр. Самая граница лесной и лесо-степной зон… Что еще надо человеку, чтобы спокойно встретить старость?

Но Хельги-Олег назвал Киев «матерью городам русским», а Батый-Бату просто разорил дотла «столицу Руссии» и вернулся в Заволжье, откуда и начался в 1237 году его поход на Русь.

Как интересно было бы представить альтернативный вариант истории — Бату-хан все-таки делает Киев своей столицей. Его наследники, приняв ислам, как это сделал хан Узбек в 1321 году, возводят мечети рядом с православными храмами. Или сами становятся христианами (был же христианином сын Батыя — Сартак!), постепенно смешиваются со славянами, переходя на русский язык. Золотая Орда со столицей в Киеве… Могло такое быть? Никогда! И не только потому, повторим известную фразу, что история не знает сослагательного наклонения, но и по куда более банальной причине. Чисто экономической.

Легко заметить, что Сарай-Бату возник почти в том же месте, что и хазарская столица Итиль, располагавшаяся в дельте Волги. Всего сотней километров выше по течению. По сути, он реанимировал экономическую систему Хазарии, контролировавшей, прежде всего, Волжский торговый путь из Балтики в Каспий — то есть, из Европы в Персию и Индию. Волга близко подходит к Дону. Находясь в Сарае, Батыю было легко перехватывать поток товаров по Дону. А вот путь «из варяг в греки» его попросту не интересовал, так как его давно не было. В Греции (в Византии) сидели крестоносцы, сделавшие Константинополь столицей своей Латинской империи. Именно они и уничтожили дорогу «из варяг в греки», а заодно и экономическое значение Киева накануне монгольского завоевания.

ПРОКЛЯТЫЕ КРЕСТОНОСЦЫ

И тут самое время пришло вспомнить о Четвертом крестовом походе. Когда в 1204 году латиняне-крестоносцы взяли Константинополь — тоже, между прочим, христианский город — столицу православия, на Руси известие об этом вызвало стон. «А наутро, с восходом солнца, — писал древнерусский книжник в «Повести о взятии Царьграда крестоносцами», — ворвались фряги в святую Софию, и ободрали двери и разбили их, и амвон, весь окованный серебром, и двенадцать столбов серебряных и четыре кивотных, и двенадцать крестов, находившихся над алтарем… и все это серебряное… А прочие церкви в городе и вне города и монастыри в городе и вне города все разграбили… Монахов, и монахинь, и попов обокрали, и некоторых из них поубивали, а оставшихся греков и варягов изгнали из города… Вот так и погибло царство богохранимого города Константинова и земля Греческая из-за распрей цесарей, и владеют землей той фряги».

Случилось это ровно за тридцать шесть лет до штурма монголами Киева, когда падет уже наша София. Но Четвертый крестовый поход погубил не только Царьград. Он нанес также смертельный удар по экономическим интересам Киева. Бизнес-проект римского папы победил тогда бизнес-проект патриарха Востока. А заодно — и варягов, изгнание которых из Константинополя зафиксировал наш летописец.

P.S.  16 апреля в Киеве у подъезда своего дома был застрелен автор этой статьи - известный украинский журналист, писатель и историк Олесь Бузина. "Историческая правда" приносит свои соболезнования родным и близким погибшего. 

www.istpravda.ru

25 фактов о «Киевской Руси» которые должны знать все русские

1. Государства «Киевская Русь» никогда не существовало. Это вымышленное название было введено в обиход советскими историками в рамках политики дерусификации русской истории.

2. Первая столица Руси Ладога была основана словенами ок. 700 г.

3. В заключении договора с Рюриком участвовали славянские племена словене и кривичи и финские племена чудь и меря (по Новгородской I летописи) или весь (по Повести временных лет).

4. Из городов первоначальной, Рюриковой Руси (Ладога, Новгород, Изборск, Белоозеро, Ростов, Муром, Полоцк) 6 находятся в России, 1 – в Белоруссии, на Украине – ни одного.

5. Аскольд, Дир, Олег, Игорь, Святослав, Владимир и Ярослав приходили из Ладоги или Новгорода и захватывали Киев силой. Случаев завоевания в обратном направлении не было.

6. До завоевания Русью Киев был хазарским городом. Его самое ранее документальное упоминание содержится в «киевском еврейском письме» начала Х в. в выражении «кагал Киева».

То, как выглядел древний Киев, описывает авторитетнейший украинский археолог д.и.н.  П.П. Толочко:

«В результате раскопок киевского Подола в 1972—1975 гг. получены материалы, аналогичные материалам раскопок в Новгороде, Старой Ладоге, Полоцке, Бресте и других городах северо-западных и северо-восточных районов Руси.

Исследование киевских срубных построек показало, что они имеют практически все варианты строительной техники, отмеченные исследователями для северо-западных и северо-восточных районов Руси»

В этом же отчете, он приводит реконструкцию древнекиевской усадьбы. Это деревянная изба с двускатной крышей, точно такая же, как Переяславском историческом музее, где воссозданы жилища древних русичей. Русские срубы Киева идентичны постройкам Новгорода и Русы.

7. Слова «Се буди мати городом русскымъ», которые летопись приписывает Олегу, означают провозглашение Киева главным городом Руси, а не происхождение Руси из Киева.

8. У Киева было тюркское название – Манкерман.

9. Киев находился на южном пограничье Руси с тюркскими землями. Географический центр Руси находился между Смоленском и Москвой.

10. В войско князя Олега, с которым он завоевал Киев, входили варяги, словене, кривичи, чудь, меря и весь. После завоевания Киева Олег наложил на его население дань в пользу словен, кривичей и мери.

11. Святая княгиня Ольга совершила жестокий геноцид и порабощение предков украинцев – древлян: «…Взя городъ и пожьже и, стареишины же города ижьже и прочая люди, овехъ изби, а другия работе преда мужем своимъ, а прокъ остави ихъ платити дань, и възложи на ня дань тяжьку» (Повесть временных лет).

Здравствуйте! Я — русский оккупант

12. Князь Святослав Игоревич бывал в Киеве лишь несколько раз проездом и заявлял своей матери и боярам: «Не любо мне в Киеве».

13. На северных землях первоначальной Руси Рюриковичи по договору получали от местных властей «дар» (жалование). На завоёванных южных землях Рюриковичи собирали с «примученных» племён дань при помощи полюдья.

14. В древнерусскую эпоху Киев был застроен срубными избами.

15. Повреждение бороды каралось согласно Русской Правде штрафом (краткая редакция: «А во усе 12 гривне, а въ бороде 12 гривне»; пространная редакция: «А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривенъ продаже»).

16. Галицко-волынские дружинники князя Даниила Романовича Галицкого носили большие бороды, за что их задирали поляки: «Ляхомъ же лающимъ, рекущим: “Поженемь на великыи бороды”» (Галицко-волынская летопись в рассказе о битве под Ярославом 17 августа 1245 г.).

17. В 1069 г. великий князь Изяслав Ярославич казнил и ослеплял киевлян, выступивших против его власти: «исече [Кияны]… числом 70 чади. А другыя слепиша, другыя же без вины погуби, не испытавъ» (Лаврентьевская летопись).

18. Одним из авторов «Правды Ярославичей», принятой в 1072 г., был приближённый великого князя Изяслава Ярославича посадник Вышгорода Чудин («Правда оуставлена роуськои земли, егда ся съвокоупилъ Изяславъ, Всеволодъ, Святославъ, Коснячко, Перенегъ, Микыфоръ Кыянинъ, Чюдинъ, Микула»). Брат Чудина Тукы был великокняжеским воеводой.

19. В обоих граффити из Софии Киевской древнерусской эпохи (кон. XI – нач. XII в.), содержащих этноним «русский», он написан с двумя буквами С («Въ великыи четвьрг рака положена бысть Анъдрея роусъскыи кънязь благыи…», «Господи, помози рабе своей Олисаве Святополчей матери русской княгине»).

20. В течение одного столетия (начиная со 2-й четверти XII в.) бытовало понятие «Руси в узком смысле» (Киевщина, Черниговщина и Переяславщина). При этом остальные русские земли Русью называться не переставали.

21. В разгроме Киева в 1169 г. помимо владимиро-суздальских принимали участие смоленские, полоцкие, рязанские, новгород-северские и другие войска, представлявшие большинство русских земель. Андрей Боголюбский в «разгроме Киева Андреем Боголюбским» участия не принимал.

22. В 1203 г. черниговские Ольговичи вместе с половцами подвергли Киев разгрому, какому, по свидетельству киевского летописца, он никогда ранее не подвергался: «…Створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещеныя надъ Кыевомъ. Напасти были и взятыя не якоже ныне зло не сстася» (Киевская летопись).

Я — ватник!

23. Эпическая память о древнерусском периоде сохранилась только у великороссов. Украинцами и белорусами он был полностью забыт.

24. Все архитектурные памятники древнерусского периода на территории Украины и Белоруссии были разрушены или перестроены до неузнаваемости. В великорусских землях архитектурные памятники древнерусского периода сохранились в своём первозданном виде.

25. Все литературные памятники древнерусского периода сохранились в великорусских землях. На территории Украины и Белоруссии не сохранилось ни одного литературного памятника древнерусского периода.

Батыево разрушение Киева было тотальным. В окрестностях не осталось людей. Более 50 лет пепелище Киева пустовало.

Источник

Подписывайтесь на канал "Stockinfocus" в Яндекс.Дзен, чтобы первыми узнавать о главных новостях и важнейших событиях дня.  

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

stockinfocus.ru

Основание города Киева - Хронтайм

На месте основания Киева находилось древнейшее поселение. После проведения археологических раскопок на месте современного Киева, было выявлено, что оно возникло около 3 тыс. лет до н.э. – городище- укрепление трипольской культуры на Кудрявце.

Под Киевом около 500 лет до н.э. размещалось Хотовское скифское городище, самое северное поселение скифов.

Согласно существующей легенде Киев был основан в 482 году полянским князем Кием, его братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбидью как центр племени полян. Назван в честь старшего брата. Об этих событиях рассказано в «Повести временных лет». Место для столицы первого русского государства, согласно легенде, было выбрано из-за красоты и величия окружающей природы.

С VI века началось активное строительство деревянных зданий в Киеве. Князья возводили свои дворцы на высокой Старокиевской горе, купцы и ремесленники селились возле Днепра, на территории нынешнего Подола.

Во времена княжения Олега, в 882 году Киев, расположенный на торговых путях «из варяг в греки», получил столичный статус, став, по словам летописцев, «матерью городов русских».

В 988 году произошло крещение Руси. Князь Владимир, который в те времена княжил в Киеве, крестил своих сыновей, а затем киевлян, а языческих идолов велел кинуть в Днепр. Первый киевский храм - Десятинная церковь, строили в 989-996 годах.

Одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире, процветающим торговым и ремесленным центром Киев стал в период правления Ярослава Мудрого (1019-1054гг). В этот период в городе насчитывалось около 400 церквей, 8 базаров Проживало более 50 тыс. жителей, для сравнения, в то же время в Гамбурге и Лондоне жило по 20 тыс. жителей. В эти время (1020-1040) был построен Софийский собор, Золотые ворота, открылась первая в Киевской Руси библиотека, а в 1051 году была основана Киево-Печерская лавра. В 1133 году был сооружен храм Богородицы Пирогощей, ставший, наряду с лаврой, центром православия в Киеве.

Однако, во времена княжения Юрия Долгорукого, произошло ослабление Киева и одновременно происходило возвышение Владимиро - Суздальского княжества. В 1169 году Киев был захвачен и разграблен войсками князя владимиро-суздальского Андрея Боголюбского.С этого периода Киев перестает быть центром и столицей Киевской Руси, поскольку князь Андрей Боголюбский перенес столицу Руси во Владимир.

Ссылка на источник: http://ukrainian.su/istoriya-kieva/osnovanie-kieva.html

chrontime.com