2. История становления Древней Руси. Формирование древней руси
2. История становления Древней Руси
История становления Древней Руси
Темы для семинара (от руки или в виде презентации):
История России (X-XX века нашей эры): становление Древней Руси, феодальная раздробленность, создание Российской Империи, Первая Мировая Война, великие люди времени, сравнение европейских и российских правителей и т.д. Для автомата – две темы!
История Второй Мировой Войны (в лицах): презентация писем военных, бесед с ветеранами, родственниками, детьми войны и т.д. Обязательная тема!
Древнюю Русь летописцы называли «страной гардов» или «Гардарикой». До принятия христианства Русь состояла из множества прото-государств (городов-государств). Их отличал выборный характер власти (правящий орган назывался «вече» и включал в себя выбранных из граждан мужчин от 21 года и старше) и наличие дружины (отряд лучших воинов города). После прихода варягов с севера в управлении прото-государствами появляется некая двойственность, так как с того момента князья и дружина делились на «пришлых» и « местных» (позже местная дружина и князья получили новый титул – «бояре»). Однако чужого князя и его дружину никогда не селили в черте города – их допускали только до охраны границ прото-государства от внешних врагов, после чего отзывали прочь и звали обратно лишь при возникновении новой угрозы.
Все свободное население русских земель делилось на пахарей, ремесленников и полузависимых (рядовичи, закупы и т.д.), которые в случае неурожая брали в долг «купу» (займы) или заключали «ряд» (договор). На Руси никогда не было рабства, но полузависимые занимали эту нишу, становясь фактически рабами до момента окончания ряда или выплаты полной стоимости купы. Позднее, после прихода Рюрика, они остались при княжеском дворе, выполняя работу по дому, и стали называться «малой дружиной».
Также в славянской Руси существовали изгои, находившиеся отдельно от иерархии, «преступившие черту» («чур», ограничивающий территорию). К ним применялись самые жесткие санкции – запрет на захоронение на родной земле.
Первыми славянами, принявшими христианство, были дружинники, торговавшие с Византией. Им было необходимо принять данную веру, но не по велению души, а исходя из выгоды, ведь в Византии была запрещена торговля с некрещенными. Кроме того, православие было выгодно славянским князьям еще и потому, что при данной вере церковь находится в услужении государства, а не наоборот, как, например, в Риме, и является «рупором» между князем и народом. Дружина первой приносит славянам новую идеологию, вследствие чего возникает некий дуализм (христианами со временем становится большинство населения, однако большая их часть по-прежнему живет по языческим догматам). Первые христианские храмы также обладали двойственностью – их строили как православные, однако их архитектура больше напоминала капища для языческих богов.Также русские дружинники забирали с собой булыжники Царь-Града Византии и выкладывали ими мостовые Таганрога, что также символизировало преемственность Русью византийских традиций.
Русь была официально крещена князем Владимиром Красное Солнышко в 988 нашей эры, однако сам князь остался язычником и был похоронен по славянским обрядам. А первым правителем Русь, принявшим христианство, была княгиня Ольга. Она два года путешествовала вдоль Византии, присылая подарки ее правителю. После их личной встречи Константин Багрянородный предлагает ей женитьбу, но она отказывает ему под предлогом, что она некрещенная, и по законам Византии такая свадьба невозможна. Тогда Константин крестит Ольгу, становясь ее крестным отцом, и повторяет свое предложение, но вновь получает отказ, на сей раз потому, что он – ее святой отец, и такой брак был бы богохульством. Таким образом, Ольга усилила княжескую власть Руси и сделала свою страну официальной преемницей князей Рима и Византии.
Ее сына Святослава же не волновали вопросы веры, и он занимался только расширением русских земель. Но, хоть он и являлся Правителем Всея Руси, Ольга в то же время оставалась Княгиней Киевской до своей смерти, ибо горожане просили ее не бросать их, пока Святослав находится на другом конце страны. Она установила погосты (места сбора дани, на месте которых начинают формироваться новые города) и тем самым дала начало урбанизации – оттоку населения из сел в города, привлекавшие тем, что там развивалось ремесло и законы, а также появлялись школы и система образования. Образование на Руси было проще, нежели на Западе, так как и писали, и говорили на одном языке, в то время как в Европе говорили на разных языках, а писали на одном – латыни.
Владимир Красное Солнышко был «родичем» (т.е. незаконнорожденным), но в то время еще не было писцовых книг и четкого понятия «семья», а потому доказать, что ребенок является бастардом, было практически невозможно. У воинов дружины практически в каждой деревне, где они задерживались, было множество жен и наложниц, а следовательно, и детей. При передаче власти над городами детям князя за Владимира ратовал сам Добрыня, в результате чего того отправили княжить в Новгород. В период правления Владимира идет собирание земель, но в конце XII века Русь распалась на «лоскутное одеяло» – от 25 до 250 отдельных княжеств – по причине лестничной системы передачи власти (власть передавалась старшему в роду, а детей было несметное количество). На съезде князей в Любичи было принято решение, что «каждый держит вотчину свою».
Позже начинается век татаро-монгольского ига – появляется Золотая Орда, захватывающая новые технологии подвластных ей народов. В городах Европы в это время появляются гильдии, где развиваются ремесла и индивидуализм (признание выгоды лишь своей гильдии. В противовес этой системе на Руси, напротив, идет укрепление общинности.
Предпосылки объединения русских земель:
Рост боярского землевладения (приобретение ими вотчин за пределами княжеств).
Сохранение единства языка, веры, права и исторической памяти (песен, былин, летописей и т.д.).
Борьба против татаро-монгольского ига и амбиции московских князей.
Отдаленность княжества от границ Руси.
Относительная плодородность земель и благоприятность климата, а также «закрытость» города от набегов (болота и реки – «голубые дороги»).
Основными центрами объединения русских земель оказались Галицко-литовское княжество, Тверь и Москва. Но Галицко-литовские княжество находилось далеко от центра страны и близко к западнославянским племенам, оказывающим на нее свое влияние, в результате чего оно постепенно отступило от борьбы. Тверь же часто подвергалась набегам со стороны Запада, что ослабляло ее. В результате главным центром объединения русских земель стала Москва.
Одним из самых амбициозных московских князей был Даниил Московский, присоединивший за время своего правления к Москве Коломну, Рязань, Можайск и Переславль Залеский. Также он увеличил Московское княжество в четыре раза и получил ярлык на Великое Княжение от Золотой Орды, что дало возможность Москве укрепить свои позиции, взимая дань с соседских княжеств и не облагая ею собственные земли.
Следующим великим московским князем стал Иван Калита. При нем самым значимым событием стало строительство Кремля, внутри которого был создан каменный Собор Успения Богородицы (1327 год), который становится местом, где князей (а также царей и императоров) в дальнейшем венчают на царство. Таким образом, он показал, что Москва может стать столицей нового государства.
4
studfiles.net
ПРОБЛЕМЫСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (V – XI вв.)
Новые рефераты:
- Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
- Предмет формальной логики.
- Роль и значение времени в управлении.
- Античная философия.
- Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
- Рыночные структуры.
- Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
- Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.
- Теоретические аспекты аудиторской проверки материалов.
- Теоретические основы аудита производственных запасов.
Главная » История России с древних времён до начала 19 века » 1. СЛАВЯНСКИЙ МИР. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ПРОБЛЕМЫ<br />СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (V – XI вв.)
СЛАВЯНСКИЙ МИР. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ПРОБЛЕМЫ<br />СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (V – XI вв.)
Проблема этногенеза восточных славян; основные этапы становления государственности; Древняя Русь и кочевники; византийско-древнерусские связи; особенности социального строя Древней Руси; этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности; принятие христианства; распространение ислама. ПЛАН: Восточные славяне в VI – IX вв. Образование Древнерусского государства Политическая организация и общественное развитие Древней Руси Особенности экономического и культурного развития Древней Руси
Восточные славяне в VI – IX вв.
Восточные славяне в VI –IX вв. Наиболее ранние данные об аспектах политического развития Славян относятся к IV в. н.э. С Балтийского побережья германские племена достигли Северного Причерноморья. Готский вождь Германарих был разбит славянами. Его преемник Винитар обманом заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Бусом и убил их. Спустя восемь столетий неизвестный нам автор «Слова о полку Игореве» упомянул «время Бусово». Важную роль в становлении славянского мира занимали отношения с кочевыми народами степи. В конце IV в. племенной союз готов был уничтожен пришедшими из Центральной Азии тюркоязычными племенами гуннов. В 375 г. Орда гуннов заняли своими кочевьями территорию между Волгой и Дунаем, а затем продвинулись дальше в Европу до границ Франции. В своем продвижении на запад гунны увлекли часть славян. В VI в. славяне многократно совершали военные походы против крупнейшего государства того времени – Византии. От этого времени до нас дошел ряд сочинений византийских авторов, содержащих своеобразные военные наставления по борьбе со славянами. Византийские авторы сравнивали образ жизни славян с жизнью своей страны, подчеркивая отсталость славян. Походы на Византию могли предприниматься только крупными племенными союзами славян. Эти походы способствовали обогащению племенной верхушки славян, что ускорило распад первобытнообщинного строя. Восточные славяне занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на Востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Европейскую равнину, вступали в контакт с немногочисленными финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции народов. В VI-IX вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы – этап на пути складывания государственности восточных славян. Основным занятием восточных славян было земледелие. С природно-климатическими условиями тесно связаны основные системы земледелия. На севере, в районе таежных лесов, господствующей системой была – подсечно-огневая. В южных районах ведущей системой земледелия был перелог (с истощением почвы переходили на новые участки). Слабая развитость производительных сил при ведении хозяйства требовал огромных затрат труда. Трудоемкие работы мог выполнить только большой коллектив; в его задачу входило также следить за правильным распределением и использованием земли. По этой причине большую роль в жизни древнерусской деревни приобретала община. К моменту образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская община. Города строились на торговых путях, таких, как путь «из варяг в греки», или Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока. Связь с Западной Европой поддерживалась также по сухопутным дорогам. Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях – вечевых сходах. Древние славяне были язычниками. На ранней ступени своего развития они верили в злых и добрых духов. Сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Образование Древнерусского государства. Если не ограничиваться понимаем государства только с политической точки зрения, а рассматривать его и как определенную территорию, то надо признать, что Русская земля как единое целое, подвластное киевским князьям, было сформировано во второй половине IX - начале X в., то есть в «варяжский период». Ключевым форматом политического объединения племен была военная демократия, содержащая не только княжескую власть, но и такие институты как вече, народное ополчение, совет старейшин. В ходе роста внешней опасности и разложения родового уклада происходила концентрация власти в руках племенных вождей - князей, объединявшихся в более крупные «союзы союзов». Существует предположение, исходя из которого первоначально возникли три государственных центра: Куяба - вокруг Киева; Славия - вокруг Новгорода; Артания - вокруг Рязани. На этой территории и началось затем формирование единой территориальной общности – Русской земли, которая по своему политическому устройству представляла собой федерацию славянских племен. Возникновение государственности на Руси было вызвано в первую очередь внутренними причинами, однотипными для всей европейской цивилизации. Но если в Западной и Южной Европе появление новых «варварских» государств, шло ускоренными темпами при опоре на традиции поздней античности, то на Руси темп политического объединения славянских племен был замедленным. Кроме прочего, постоянные набеги кочевых племен, организация, в свою очередь, походов на Византию, необходимость регулирования внутренних социальных отношений, - это всё способствовало росту значения и силы княжеской власти, которая в условиях федеративного устройства Киевской Руси все более приобретала характер раннефеодальной монархии. Не смотря на то, что государство у восточных славян было сформировано окончательно в «варяжский период», сами варяги появились на Руси значительно позже того, как в русских землях сложились экономические и политические предпосылки для объединения. Летописное известие о призвании варягов содержит гораздо больше действительных фактов, чем иногда думают. При этом приглашение варягов не означает, что они явились создателями русского государства. Речь, по сути дела, идет о приглашении варягов, в первую очередь в качестве наемников (В.Ключевский). По этой причине роль их была в процессе образования государства достаточно скромной, несмотря на то, что одному из их предводителей удалось сформировать правящую династию. Отдать ключевую роль варягов в формировании государственности для славян нельзя и по другим причинам. Где хоть какие-то заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян? На их язык и культуру? Даже наоборот: на Руси был только славянский, а не шведский язык. И договоры 10 века с Византией киевского князя, включавшее, кстати, и варягов русской службы, оформляло лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии. При этом в скандинавских сагах служба русским князьям определяется как верный путь к приобретению славы и могущества, а сама Русь – как страна несметных богатств. История Киевской Руси, хронологические рамки которой большинство историков определяют как IX – начало XII в., условно может быть разделена на три большие периода: IX – середина X в. – время первых киевских князей; вторая половина X – первая половина XI в. – время Владимира и Ярослава Мудрого, эпоха расцвета Киевской Руси; вторая половина XI – начало XII в., переход к территориально-политической раздробленности. Восточнославянское государство формируется на рубеже IX – X вв., когда киевские князья постепенно подчиняли восточнославянские союзы племенных княжеств. Ведущую роль в этом процессе играла военно-служилая знать – дружина киевских князей. Политическая организация и общественное развитие Древней Руси. Ликвидация «автономии» всех восточнославянских союзов племенных княжеств означала завершение формирования к концу Х в. территориальной структуры государства Русь. Территории в рамках единого раннефеодального государства, управлявшиеся князьями – вассалами киевского правителя, получили наименование волость. В целом же в Х в. государство именовалось «Русь», «Русская земля». Окончательно структура государства оформляется при князе Владимире (980 -1015). Он посадил в 9-ти крупнейших центрах Руси своих сыновей. Основным содержанием работы киевских князей было: 1) соединение всех восточнославянских (а также частично финских) племен под властью великого князя киевского; 2) приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам; 3) защита границ русской земли от нападения степных кочевников. Древнерусское государство по форме правления представляет собой раннефеодальную монархию. Кроме монархического элемента, который, несомненно, является основой, политическая организация русских княжеств киевского периода имела также сочетание аристократического и демократического правления. Монархический элемент представлял собой князь («первый среди равных»). Его братья, сыновья и дружинники осуществляли: управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Главной функцией князя была военная, первой обязанностью – оборона города от внешних врагов. Среди других – судебная. Аристократический элемент был представлен Советом (Боярской думой), в который входили старшие дружинники – местная знать, представители городов, иногда духовенство. На Совете как совещательном органе при князе решались важнейшие государственные вопросы: избрание князя, объявление войны и мира, заключение договоров, издание законов и др. Боярская дума символизировала права и автономию вассалов и обладала правом «вето». Демократический элемент управления обнаруживается в городском собрании, известном как вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. Схема - Раннефеодальная монархия IX- нач. XII вв.Существенным аспектом Киевской Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, в первую очередь со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа, реализованной по десятичной системе (сотни, тысячи). Как раз именно многочисленное народное ополчение предопределяло исход многочисленных сражений, и подчинялось оно напрямую вече. Политические институты киевского периода базировались на свободном обществе, по сути, - демократии. У них не существовало непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии на Руси в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой (Г.В. Вернадский). Основные социальные группы этого периода: 1) Высшие классы – князья, бояре и другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах. 2) Средний класс – купцы и мастера ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности). 3) Низшие классы – беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей в Киевской Руси существовали также полусвободные и невольники. Свободное население Руси обычно именовалось «люди». Основную его массу составляли крестьяне. К зависимой категории крестьянства относились закупы – люди, взявшие купу (в долг). Самыми бесправными членами общества были холопы и челядь. Рабство в Киевской Руси было двух родов – временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Львиную долю временных рабов составляли военнопленные. В конечном итоге, военнопленные получали освобождение за выкуп.
Особенности экономического и культурного развития Древней Руси.
Основными хозяйственными занятиями славян были земледелие, животноводство, охота, рыболовство, ремесло. Главную роль в хозяйстве Киевской Руси играло земледелие. Хлебопашество было основным занятием для 90% населения. Постепенно подсечная система земледелия заменяется двух- и трехпольной, что обусловливает захват общинных земель богатыми и знатными людьми. Новый уровень развития производительных сил, переход к пашенному земледелию при складывании отношений личной и земельной зависимости придал новым производственным отношениям феодальный характер. Процесс развития феодализма во всех раннесредневековых государствах Европы был однотипен (в том числе и на Руси). Во-первых, на начальном этапе развития феодальных отношений непосредственные производители были подчинены государственной власти. Последняя опиралась на служилую знать правителя (князя), совпадающую в основном с государственным аппаратом. Основной формой зависимости крестьян были государственные подати: поземельная подать (дань), судебные подати и т.д. Во-вторых, постепенно происходит складывание индивидуальной крупной земельной собственности (так называемая вотчинная). Особенности социально-экономического строя Киевской Руси нашли отражение в «Русской правде» - подлинном своде древнерусского феодального права. Этот документ действовал до XV в. и состоял из отдельных норм, а именно: «Древнейшая правда» или «Правда Ярослава»; «Закон Русский»; Дополнения к «Правде Ярослава»; «Правда Ярославичей; Устав Владимира Мономаха, включавший «Устав о резах» (процентах), «Устав о закупах» и др.; «Пространная Правда». С IX по XI в. происходил процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Киевская Русь славилась своими городами. Сначала это были крепости, политические центры. Обрастая новыми посадами, становились основой ремесленного производства и торговли. Внутренняя торговля на Руси , особенно в IX -X вв. носила преимущественно «меновый» характер. Затем наряду с обменом появляется и денежная форма. Вначале в качестве денег выступали скот (кожаные деньги) и меха (мех куницы). Главной счетной металлической единицей служила гривна кун (слиток серебра продолговатой формы). Чеканка своей монеты на Руси началась в X -XI вв., наряду с ней имели хождение и иноземные монеты. Особое значение в хозяйственной жизни Киевской Руси приобретали внешние экономические связи. Русских купцов хорошо знали за рубежом, представляли им значительные льготы и привилегии. Купцами и ростовщиками велись большие кредитные операции. Многие взаимные расчеты, пока не набегала гривна, записывались. Христианизация Руси. Обращение в христианство – одно из наиболее важных вех в истории русского народа. Традиционно в отечественной историографии значение принятия христианства сводилось к развитию письменности и культуры, в то время как в зарубежной литературе этот факт признавался решающим и первостепенным для образования киевской государственности. Современные историки рассматривают это событие в русле синтеза цивилизационного и классового подходов и подчеркивают особую роль православия в формировании восточнославянской цивилизации (Г.Н.Сердюков). В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мертвых, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. Каждый союз племен имел своего «главного бога». Становление единого древнерусского государства объективно требовало формирования религиозно-идеологической общности и превращения Киева в религиозный центр славян. В 980 г. Князь Владимир попытался официально перейти к единобожию на основе культа Перуна, но по причине активного сопротивления союзных племен – приверженцев других богов, реформа не состоялась. После этого князь обратился к мировым религиям: христианской, магометанской и иудейской. Выслушав адептов этих культов, князь, как повествовал Нестор (летописец), выбрал христианство, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. В рассматриваемый период христианская, магометанская и иудейская конфессии боролись за влияние на славянских землях. Выбирая христианство, киевский князь учитывал, что римская церковь требовала подчинения светских правителей, в то время как православный константинопольский патриарх признавал: определенную зависимость церкви от государства; допускал использование различных языков в богослужении, а не только латыни. Была учтена также географическая близость Византии и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами. Кроме прочего, внимание Владимира привлекло в православии наличие многих праздников и пышность богослужения. Выбор Византийского православия Древней Русью в качестве государственной религии определил особенности развития российской цивилизации. В процессе в стране складываются политические, экономические и культурные традиции, подобные византийским. При этом Русь не была пассивным объектом приложения византийской культуры. Приобретая византийское наследие, она и сама оказывала сильное влияние на политическую организацию общества. ГЛОССАРИЙ К ТЕМЕ: Государство, Норманнская теория, род, племя, классы, князь, вотчина, дружина, полюдье, «Русская правда», христианство, православие, феодализм, раннефеодальная монархия, Боярская дума, вече, народное ополчение. Лекция, реферат. СЛАВЯНСКИЙ МИР. ДРЕВНЯЯ РУСЬ: ПРОБЛЕМЫ<br />СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО, ПОЛИТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ (V – XI вв.) - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.Оглавление книги открыть закрыть
referatwork.ru
Становление права Древней Руси: история
Для того чтобы понять, как происходило становление права Древней Руси, необходимо разобраться с термином «право». Он происходит от славянского ведического «Правь», которое вместе со «Славь», «Явь», «Навь» делили все сущее на четыре части. Первым же известным народообразующим правом на Руси было копное право, все остальные «Правды» и Судебники являются записанными феодальными законами, основным посылом которых было подчинение народа.
Право Древней Руси: историяИстория становления права в Древней Руси презентация: копное право
Многими современными историками отрицается существование народного собрания под названием «копа», однако ими же признается существование в дохристианской и более поздней Руси такого понятия как «вече». Официальные историки не хотят признавать, что копа (купа) – это народное собрание, а вече – это совещание на собрании, а оба понятия неразрывно связаны. Именно от слова «копа» образованы слова «совокупность», «скопище», «копна», «скупь».
Копное право внесло огромный вклад в становление гражданского права в Древней Руси. Оно являлось истинным самоуправлением и настоящей демократией. Именно копное право отвечало своими требованиями главному желанию славян о справедливости.
«Русская Правда» Ярослава МудрогоОсновные положения копного права
- Копа – решала проблемы в жизни общины (городская община – сотня, сельская — погост). В число проблем входили взаимные претензии членов общины, взаимопомощь членам общины, расследование (копание) и наказание за преступления, решение земельных и имущественных вопросов.
- Общины состояли из жителей 8—10 поселений (городов с окольными деревнями или только из деревень).
- Копа собиралась в центральном селении общины, в месте под открытым небом, которое называлось «копище», «коповище». Уголовные дела «раскапывались» на месте преступления.
- В копе и вече участвовали сходатаи (все владельцы домашних хозяйств, право голоса имели только главы родов общины), судьи копные, старцы (их мнение могло быть выслушано, но в принятии решения они участия не принимали), люди сторонние (соседи околичные – представители трех поселений соседней общины, их обязанностью было следить за соблюдением копного права, но не принимать участия в совещании).
- Копа избирала своих должностных лиц, которые подлежали немедленному перевыбору, если уличались в нечестности или корысти.
- В случае необходимости на суд копы приглашались свидетели и заинтересованные члены общины.
- Решения принимались на основании передаваемых из уст в уста, от старых к молодым заветов, обычаев, требований копного права.
- Решение копы принималось только в случае единогласного согласия. Пока согласие не достигнуто, вече продолжалось. Принятие только единогласных решений говорит о высокой духовности и стремлении общинников к справедливости.
- Пострадавший или обиженный член общины до проведения суда имел право провести предварительное расследование – обыск.
- Приговор копного суда приводился в исполнение сразу после принятого решения. Если это было невозможно, то сходатаи скопом добивались осуществления приговора.
- Решение копы было обязательным для всех членов копы. Не исполнивший решение считался преступником, подлежал суду и наказанию.
- Широко использовалось право на примирение сторон. Если истец и ответчик смогли договориться, то виновный полностью освобождался от суда.
- Для защиты земель копа приглашала и содержала князя и его дружину. Если князь был нерадив или жаден, его прогоняли и приглашали другого.
- В военное время члены копы становились воинами ополчения.
Именно копное право поддерживало и укрепляло в славянах – русичах чувство справедливости, которое не удалось искоренить и в наше время. До нашего времени сохранились и понятия общинности, соборности, даже слово «кооперация» созвучно «копе».
Проведение вече в Древней РусиИстория становления права в Древней Руси: феодализм
Главными причинами ослабления влияния копного права в Древней Руси являются:
- Усиление княжеской власти и постепенная замена общинно-родового строя феодальным.
- Христианизация, которая поддерживала и оправдывала усиление феодальных отношений, а скорее всего, напрямую для этого предназначалась. Именно рьяными христианизаторами заметались все следы существования копного права и письменные упоминания о нем.
- Влияние западноевропейских стран на «дикую» Русь, которые вместе со своими культурными ценностями приносили и свое право (Магдебургское, Посполитое и др.) делающее не обязательным участие горожан в копе и вече.
- Немаловажным стала замена славянской справедливости западным стремлением к богатству.
- Разобщенность славянских племен.
История становления права в Древней Руси кратко (по классической традиции)
- Первыми правовыми актами Древней Руси считаются договора, заключенные с Византией. В этих договорах упоминается некий закон (покон) русский. Скорее всего, под этим названием подразумеваются копное право. Официальная наука других вразумительных объяснений не дает.
- «Закон Русский» имеет и еще одно название – «Устроение отне и дедне». Есть предположение, что действовал он с V века.
- Первым письменным сводом законов Древней Руси является «Правда Русская» Ярослава Мудрого. В этой «Правде» прямым текстом упоминается вече, многие статьи законов соответствуют требованиям копного права, но направлены они уже не на справедливое самоуправление общиной, а на укрепление положения зажиточных слоев населения.
- Все последующие «Правды» и Судебники были направлены на дальнейшее усиление роли государства, разрушение системы народного самоуправления и подгонку законов Древней Руси под законы «культурной» Европы.
- Постепенно из всеобщего закона славянского самоуправления копа превратилась в сельский суд под контролем феодала, а затем была уничтожена совсем.
Отношение к такой исторической проблеме как становление права Древней Руси далеко не однозначно. Долгое время изучение копного права находилось под запретом и не изучалось. Первым и единственным изучаемым правом в Древней Руси считалась «Правда» Ярослава. Далее следовала «Правда» Ярославичей. Сборники законов постоянно пополнялись и редактировались.
drevniy-egipet.ru