Подсечно-огневое земледелие. Подсечно-огневое земледелие восточных славян. Подсечное земледелие в древней руси
Подсечно-огневое земледелие. Подсечно-огневое земледелие восточных славян
Славяне – как восточные, так и западные – предпочитали оседлый образ жизни. Их основным занятием было земледелие. Племена, населявшие лесостепные зоны (где почва относительно плодородная) применяли переложную систему, или перелог. Обитатели лесов вынуждены были практиковать подсечно-огневое земледелие. Обе эти системы относятся к примитивным. Они требуют больших трудозатрат и отличаются низкой продуктивностью. Примитивное земледелие и первобытно-общинный строй тесно связаны. В некоторых развивающихся странах подсека до сих пор является основным способом обработки земли.
Подсечно-огневая система земледелия: технология
Чтобы подготовить участок для посева, находящиеся на нём деревья вырубали или подсекали (частично снимали кору). Стволы и сучья равномерно распределяли по будущему полю, часть вывозили в деревню, чтобы использовать в качестве дров. «Подсеченные» деревья оставляли сохнуть на корню. Как правило, примерно через год (весной или в конце лета) вырубленный лес или сухостой сжигали. Посев производили прямо в теплую золу. Подготовленная таким образом почва не требовала вспашки и удобрения. Работникам нужно было только разровнять поле и выкорчевать мотыгами корни.
Подсечно-огневая система земледелия гарантировала отличный урожай, но только в первый год после пала. На суглинистых почвах поле засевали в среднем в течение 6 лет, на песчаных – не дольше 3. После этого земля истощалась. Тогда участок могли использовать в качестве пастбища или покоса. Лес восстанавливался примерно через 50 лет после того, как землю «оставляли в покое».
Преимущества
Прокаливание почвы обеспечивало её стерилизацию, уничтожение возбудителей различных болезней. Зола насыщала землю фосфором, калием и кальцием, которые впоследствии легко усваивались растениями. Такая система земледелия предусматривала минимальную обработку почвы в первый год. Между тем, урожайность поначалу была высокой (по тем временам) – от сам-30 до сам-100. Наконец, этот способ хозяйствования не требовал использования каких-либо сложных (специфических) орудий труда. В большинстве случаев обходились топором, мотыгой и бороной. По сообщению одного арабского путешественника, наилучшим образом у славян росло просо. Кроме того, на подсеке выращивали рожь, ячмень, пшеницу, лён, огородные культуры.
Недостатки
Подсечно-огневое земледелие – это тяжелый и трудоемкий коллективный труд. Такой вид хозяйствования предусматривает огромное количество свободных земель и очень долгий период восстановления их плодородия. Один участок земли, отвоеванный у леса, не в состоянии прокормить большое количество людей. Поначалу этого и не требовалось: славяне жили небольшими родовыми общинами. Они имели возможность забросить неплодородную землю и обработать новый участок. Но по мере роста населения неосвоенных земель становилось все меньше. Людям приходилось возвращаться на старые участки. Хозяйственный цикл постепенно уменьшался, лес не успевал вырастать. Это значит, что золы становилось меньше, и она не могла обеспечить почву полезными веществами в должном объеме. Урожайность падала. Подсечно-огневое земледелие с каждым годом становилось все менее рентабельным.
Кроме того, уже на второй год земля спекалась, становилась твердой и переставала пропускать влагу. Перед следующим посевом её надо было хорошо обрабатывать. Для того чтобы качественно взрыхлить землю, требовались более тяжелые бороны, с которыми человеку уже трудно было справиться без помощи тягловых животных.
Инструменты
Подсечно-огневое земледелие восточных славян не предполагало широкого ассортимента сельскохозяйственных орудий. Кору на деревьях подсекали ножами, вырубка осуществлялась с помощью топоров (поначалу - каменных, потом – железных). Корни удаляли железной мотыгой. Ею же разбивали большие комья земли. Боронили землю с помощью суковатки, которую изготавливали из небольшого хвойного дерева с подрубленными сучьями. Позднее появились другие «модели»: тяжелая борона-смык (из расколотых стволов, связанных лыком) и борона-лоток (доска из липы, в которую вставлялись длинные еловые сучья). Также существовали примитивные грабли. При сборе урожая использовали серпы. Молотили цепами, а измельчали зерно с помощью каменных зернотерок и ручных жерновов.
Подсечно-огневое земледелие: распространение и временные рамки
Эта система хозяйствования возникла в незапамятные времена. В течение бронзового века она постепенно распространялась в лесных регионах Европы, но предки славян освоили её только в железном веке. Выжигание практиковали скандинавы (дольше прочих – финны), различные финно-угорские народы (коми, карелы, удмурты – вплоть до 19 века), жители Прибалтики и севера Германии, поселенцы в Северной Америке и некоторые народы Южной Европы. В некоторых странах Африки, Азии, Южной Америки подсечно-огневое земледелие до сих пор является основным занятием крестьянства.
fb.ru
Подсечно-огневое земледелие - это... Что такое Подсечно-огневое земледелие?
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая производительность труда для этого типа земледелия крайне низка.
Технология
В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, выступающую хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (не обязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес.
Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет[1]. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.
Применение
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки у европейских переселенцев.
Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг» — у бирманцев, вьетнамцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.
Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.
См. также
Примечания
Литература
Б. В. Андрианов. Подсечно-огневое земледелие // Народы мира. Историко-этнографический справочник / Глав. ред. Ю. В. Бромлей. М.: Советская Энциклопедия, 1988. С. 591
Ссылки
dic.academic.ru
Подсечное земледелие Википедия
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин переложное земледелие[1], по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая продуктивность земли для этого типа земледелия крайне низка.
Технология
В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет[2]. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.
Применение
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки не только у коренного населения Америки, но и у части европейских переселенцев.
Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг берпиндах» — у малайцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.
Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.
Негативные последствия
В последние 40—50 лет, из-за роста населения мира, особенно в развивающихся странах, и нехватки сельхозугодий для поддержания потребностей растущего населения, сведенный под посевы тропический лес чаще всего больше не восстанавливается. Поддержание урожайности сельхозкультур на расчищенном участке достигается либо за счет применения доступных в данной местности удобрений, либо участок в дальнейшем используется под пастбище, что в итоге приводит к опустыниванию[3]. По оценкам эколога Нормана Майерса, подсечно-огневое земледелие является основной причиной обезлесения в тропических регионах (54 % потерь лесов)[4].
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Подсечно-огневое земледелие. Подсечно-огневое земледелие восточных славян
Славяне – как восточные, так и западные – предпочитали оседлый образ жизни. Их основным занятием было земледелие. Племена, населявшие лесостепные зоны (где почва относительно плодородная) применяли переложную систему, или перелог. Обитатели лесов вынуждены были практиковать подсечно-огневое земледелие. Обе эти системы относятся к примитивным. Они требуют больших трудозатрат и отличаются низкой продуктивностью. Примитивное земледелие и первобытно-общинный строй тесно связаны. В некоторых развивающихся странах подсека до сих пор является основным способом обработки земли.
Подсечно-огневая система земледелия: технология
Чтобы подготовить участок для посева, находящиеся на нём деревья вырубали или подсекали (частично снимали кору). Стволы и сучья равномерно распределяли по будущему полю, часть вывозили в деревню, чтобы использовать в качестве дров. «Подсеченные» деревья оставляли сохнуть на корню. Как правило, примерно через год (весной или в конце лета) вырубленный лес или сухостой сжигали. Посев производили прямо в теплую золу. Подготовленная таким образом почва не требовала вспашки и удобрения. Работникам нужно было только разровнять поле и выкорчевать мотыгами корни.
Подсечно-огневая система земледелия гарантировала отличный урожай, но только в первый год после пала. На суглинистых почвах поле засевали в среднем в течение 6 лет, на песчаных – не дольше 3. После этого земля истощалась. Тогда участок могли использовать в качестве пастбища или покоса. Лес восстанавливался примерно через 50 лет после того, как землю «оставляли в покое».
Преимущества
Прокаливание почвы обеспечивало её стерилизацию, уничтожение возбудителей различных болезней. Зола насыщала землю фосфором, калием и кальцием, которые впоследствии легко усваивались растениями. Такая система земледелия предусматривала минимальную обработку почвы в первый год. Между тем, урожайность поначалу была высокой (по тем временам) – от сам-30 до сам-100. Наконец, этот способ хозяйствования не требовал использования каких-либо сложных (специфических) орудий труда. В большинстве случаев обходились топором, мотыгой и бороной. По сообщению одного арабского путешественника, наилучшим образом у славян росло просо. Кроме того, на подсеке выращивали рожь, ячмень, пшеницу, лён, огородные культуры.
Видео по теме
Недостатки
Подсечно-огневое земледелие – это тяжелый и трудоемкий коллективный труд. Такой вид хозяйствования предусматривает огромное количество свободных земель и очень долгий период восстановления их плодородия. Один участок земли, отвоеванный у леса, не в состоянии прокормить большое количество людей. Поначалу этого и не требовалось: славяне жили небольшими родовыми общинами. Они имели возможность забросить неплодородную землю и обработать новый участок. Но по мере роста населения неосвоенных земель становилось все меньше. Людям приходилось возвращаться на старые участки. Хозяйственный цикл постепенно уменьшался, лес не успевал вырастать. Это значит, что золы становилось меньше, и она не могла обеспечить почву полезными веществами в должном объеме. Урожайность падала. Подсечно-огневое земледелие с каждым годом становилось все менее рентабельным.
Кроме того, уже на второй год земля спекалась, становилась твердой и переставала пропускать влагу. Перед следующим посевом её надо было хорошо обрабатывать. Для того чтобы качественно взрыхлить землю, требовались более тяжелые бороны, с которыми человеку уже трудно было справиться без помощи тягловых животных.
Инструменты
Подсечно-огневое земледелие восточных славян не предполагало широкого ассортимента сельскохозяйственных орудий. Кору на деревьях подсекали ножами, вырубка осуществлялась с помощью топоров (поначалу - каменных, потом – железных). Корни удаляли железной мотыгой. Ею же разбивали большие комья земли. Боронили землю с помощью суковатки, которую изготавливали из небольшого хвойного дерева с подрубленными сучьями. Позднее появились другие «модели»: тяжелая борона-смык (из расколотых стволов, связанных лыком) и борона-лоток (доска из липы, в которую вставлялись длинные еловые сучья). Также существовали примитивные грабли. При сборе урожая использовали серпы. Молотили цепами, а измельчали зерно с помощью каменных зернотерок и ручных жерновов.
Подсечно-огневое земледелие: распространение и временные рамки
Эта система хозяйствования возникла в незапамятные времена. В течение бронзового века она постепенно распространялась в лесных регионах Европы, но предки славян освоили её только в железном веке. Выжигание практиковали скандинавы (дольше прочих – финны), различные финно-угорские народы (коми, карелы, удмурты – вплоть до 19 века), жители Прибалтики и севера Германии, поселенцы в Северной Америке и некоторые народы Южной Европы. В некоторых странах Африки, Азии, Южной Америки подсечно-огневое земледелие до сих пор является основным занятием крестьянства.
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Духовное развитие Религия восточных славян: краткая характеристикаРелигия восточных славян начала зарождаться очень давно — еще 30 тысяч лет до нашей эры. В то время она еще слабо напоминала какую-то систему верований, так как это было просто желание объяснить сверхъестественн...
Образование Что такое этногенез? Этногенез восточных славянОткуда произошел славянский народ? Теорий на этот счет довольно много. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что такое этногенез. Узнаем, какие гипотезы о происхождении восточных славян существуют.
Образование Древняя Русь - это государство восточных славянРусь - это общее названия древнего государства славян в Восточной Европе. Создание Руси определило развитие мировой истории и сыграла решающую роль в этническом становлении славянских народов. Она являлась одним из са...
Образование Восточные славяне в 6-9 веках. Общественный строй, культура, основные занятияВосточные славяне относятся к западной ветви древнейших индоевропейских племен. История их начинается задолго до нашей эры, но восточные славяне в 6-9 веках только смогли образовать долгосрочные объединения союзных пл...
Образование Племенной союз восточных славян. 15 племенных союзовСуществует несколько версий происхождения славян. Во время Великого переселения народов огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне про...
Образование Быт и основное занятие восточных славянКак свидетельствуют социологи, в последнее время возросло число тех, кто желает узнать побольше о своих корнях и происхождении русского этноса. В частности, огромный интерес среди людей разных поколений вызывают вопро...
Образование Возникновение государственности у восточных славян - норманнизм и антинорманнизмФормирование государства в древнем мире свидетель...
Образование Проблема этногенеза восточных славян, или Почему в нашей истории есть белые пятна?Этногенезом славян занимаются антропология, археология, лингвистика, антропонимика и многие другие науки.В общих чертах славяне, как общность людей, возникли и развивались подобно другим этническим группам, нас...
Образование Соседи восточных славянИстория славянских народов описана в древнейшей русской летописи - "Повести временных лет". В ней сообщается о полянах, которые заселяли Среднее Поднепровье вблизи Киева, о древлянах, населявших лесистое и болотистое ...
Образование Расселение восточных славянПредки славян выделяются из индоевропейской группы приблизительно к первой половине первого тысячелетия до нашей эры. В этот же период можно судить о начавшемся расселении этих племен и заселении ими...
monateka.com
Подсечно-огневое земледелие Википедия
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин переложное земледелие[1], по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая продуктивность земли для этого типа земледелия крайне низка.
Технология
В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет[2]. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.
Применение
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки не только у коренного населения Америки, но и у части европейских переселенцев.
Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг берпиндах» — у малайцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.
Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.
Негативные последствия
В последние 40—50 лет, из-за роста населения мира, особенно в развивающихся странах, и нехватки сельхозугодий для поддержания потребностей растущего населения, сведенный под посевы тропический лес чаще всего больше не восстанавливается. Поддержание урожайности сельхозкультур на расчищенном участке достигается либо за счет применения доступных в данной местности удобрений, либо участок в дальнейшем используется под пастбище, что в итоге приводит к опустыниванию[3]. По оценкам эколога Нормана Майерса, подсечно-огневое земледелие является основной причиной обезлесения в тропических регионах (54 % потерь лесов)[4].
Примечания
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Основные отрасли хозяйства в древней Руси
АОУ ВПО ЛГУ им. А.С. Пушкина
Кафедра Истории
Контрольная работа по
Истории России
На тему:
«Основные отрасли хозяйства в древней Руси»
Выполнил
Студент I курса
Факультета истории и социальных наук
Логвиненко Максим
Проверил
Травкин Сергей Николаевич
СПб – Пушкин,2009
План:
1.Введение
2.I.Земледелие:
А) подсечное земледелие
Б) пашенное земледелие
II. Скотоводство
III. Лесные промыслы:
А) бортничество
Б) охота
IV. Торговля и ремесла
А) торговля
Б) гончарное дело
В) строительство, плотничество
Г) обработка металлов
Д) стеклоделие
3. Заключение
4. Сноски
5.Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ
Русское государство, в котором мы живем, ведет свое начало от IX века по Рождестве Христовом. Русские же племена, образовавшие это государство, существовали еще ранее. В начале своей исторической жизни они занимались только область реки Днепра с его притоками, область озера Ильменя с его реками, а также лежащие в промежутке между Днепром и Ильменем верховья западной Двины и Волги.
Древнейшим местом жительства славян в Европе были, по-видимому, северные склоны Карпатских гор, где славни под именем винидов и склавен были известны еще в готские и гуннские времена. Отсюда славяне разошлись в разные стороны: на юг (балканские славяне), на запад (чехи, моравы, поляки), и на восток (русские славяне).
Спустившись с Карпатских высот на среднерусскую равнину, русские славяне во многом должны были подчинить свой быт и тем географическим условиям, в какие они попали на новых местах. Страна, занятая вновь славянами, не имела высоких гор, а представляла собой холмистую низменность с очень развитою сетью рек. Отсутствие гор дозволяло славянам свободно и легко распространять свои поселения; а реки, отличавшиеся обилием воды и разнообразием направления, чрезвычайно облегчали передвижение и служили отличными путями сообщений. Таким образом, развитая система рек в стране объяснят нам быстрое и широкое расселение русских племен на занятой ими равнине и раннее возникновение у них иноземной торговли.
Вследствие разнообразных природных условий вся площадь европейской России разделяется на две различные по растительности полосы: северную – лесную и южную – степную. Границу между ними приблизительно может указать линия, проведенная на карте от Киева на устье реки Камы. На юге этой линии идет сначала луговая степь с богатою травою и частыми перелесками на тучной черноземе; затем ближе к южным морям начинается настоящая степь, то есть безлесное пространство с редкой травою, местами бесплодная и вовсе обнаженная. При своем расселении в системе Днепра славяне заметно избегали степей и стремились в лесную полосу. Во-первых, степь представляла отличные условия для кочевых племен и в ней всегда бродили кочевники, опасные для оседлых поселений. Во-вторых, в хозяйственном отношении степь давала славянину меньше, чем лес. Открытые пастбища и пашни в степях были не безопасны и всегда могли стать предметом нападения врага: в лесах безопаснее можно было и скот пасти, и пахать землю, расчистив под пашню огнем лесные поросли. Сверх того, в лесу можно было заниматься охотою и водить пчел, в лесных реках и озерах можно было ловить рыбу. Лес давал материал для построек, топливо и разных хозяйственных поделок; из лесов добывались растительная и лесная пища; в лесу доставали мед, воск и ценные меха – предметы, которыми торговали наши предки. Таким образом, лес укрывал славян от кочевников, кормил их и снабжал товарами их рынки. Понятна поэтому боязнь славян перед степью и тяготение их к лесам. Славянские поселения мало входили в луговую степь и совсем не доходили до открытых приморских степей.
Таким образом, характер страны, занятой русскими славянами, объясняет нам, почему расселение славян совершилось здесь скоро и легко на огромные пространства и почему славяне отделись от южных морей в лесную полосу среднего и верхнего Поднепровья.
В своей работе «Древние обитатели среднего Приднепровья и их культура в доисторические времена» археолог В. В. Хвойка делает опыт подведения итогов многочисленных данных археологических раскопок в среднем Поднепровье, т. е. в районе для нас особенно интересном, поскольку здесь образовался центр «варварского» русского государства. Не только для «славянской эпохи» (терминология В. В. Хвойка. — Б. Г.), но и для периодов более ранних В. В. Хвойка с уверенностью говорит о господстве здесь земледелия. «Итак, мы видели, — подводит итоги Хвойка, — что обитатели Среднего Приднепровья славянской эпохи знали многие отрасли производства, но ремесла не составляли главной формы труда местного населения. Первенствующая роль принадлежала все-таки земледелию и скотоводству…»
Земледелие
Подсечное земледелие
На основании многочисленных данных, относящихся к более позднему времени, следует полагать, что земледелие северных славянских племен до IX— X вв. имело преимущественно форму подсечного, иначе огневого, земледелия, представляющего собой одну из разновидностей развитого мотыжного земледелия. В некоторых наиболее глухих и окраинных местах крепостнической России — у удмуртов, коми, в Карелии, в Белорусском Полесье — подсечное земледелие вместе с некоторыми другими чертами культуры, восходящими к глубочайшей древности, просуществовало вплоть до начала XIX в. Благодаря этому обстоятельству эта древняя форма земледелия нам хорошо известна.
Подсечное земледелие — это земледелие лесных областей, лесное земледелие. Чтобы подготовить участок для посева, сначала нужно было вырубить лес,— дать ему высохнуть на месте, а затем сжечь его. Отсюда — подсечное земледелие нередко называли огневым, или паловым. Интересно отметить, что сжигание срубленного леса не являлось средством расчистки будущего поля, как это может показаться с первого взгляда. Подсечное земледелие по своим техническим особенностям резко отличалось от всех других видов земледелия. Огонь являлся здесь своеобразным средством обработки земли, так как после сожжения огромной массы древесного материала, когда прогорал и превращался в рыхлую золу и верхний слой почвы, можно было землю не обрабатывать, а производить посев прямо в золу. Орудиями подсечного земледелия являлись, прежде всего, железный топор и железная мотыга, служившая для выкорчевывания корней и разрыхления земли в тех местах, где она не вполне прогорела. Такие мотыги в начале прошлого столетия были известны у коми, удмуртов, в Карелии и в Белорусском Полесье. Такие же мотыги имелись и у северных восточнославянских племен в дофеодальное время, о чем уже упоминалось выше.
Орудие для «заделывания» посева при подсечном земледелии, деревянная борона известна лишь нам по этнографическим данным, так как древние деревянные орудия не могли, понятно, сохраниться до наших дней. На севере почти повсеместно это орудие представляло собой ствол ели с отрубленными до половины длины сучьями — «суковатку». Наряду с суковаткой употреблялись примитивные грабли. Анализ этнографических данных показывает, что в древности бороной-суковаткой работали без помощи рабочего скота — вручную.
Приготовленный в лесу участок (новина) служил всего лишь год или два, максимум три года. В первый год эксплуатации новина, давала сравнительно высокий урожай, так как огонь уничтожал на месте посева всю сорную растительность, а зола обогащала почву. По-видимому, особенно обильные урожаи давало на новинах просо, поэтому оно и являлось одним из самых распространенных культурных растений в дофеодальный период. Об этом ярко свидетельствуют общеизвестные материалы русского фольклора. Наличие посевов проса, при отсутствии обычных пашен, указывает, видимо, на подсечное хозяйство. Но уже па второй год урожай падал, зола выщелачивалась, пережженная почва «спекалась», не пропускала воздуха и не впитывала воду. Нужно было подготовлять новый участок на другом месте. Старый же участок мог вновь поступать в эксплуатацию не раньше, чем на нем вырастал лес, т. е. не менее чем через 40—60 лет. Вследствие этого при подсечном земледелии требовалось огромное количество земли, вернее, леса. В этих условиях селиться большими поселениями, как на юге, было невозможно. Поэтому-то обитатели лесных пространств, селились в одном месте лишь по нескольку десятков человек.
Подсечное земледелие требовало затраты огромного количества труда. Такие громоздкие операции, как рубка леса, выкорчевывание кустарников и пней, сушка всего этого материала и, наконец, сжигание его, неизбежно требовали кооперации сил. И на основании многочисленных этнографических данных устанавливается, что подсечное земледелие всегда выступало как коллективное, общинное производство. В тех местах, где до начала XIX в. сохранялось подсечное земледелие, одновременно с ним продолжали существовать большие патриархальные семьи, состоящие из представителей двух-трех поколений. Таким образом, подсечное земледелие следует рассматривать, как отрасль производства, тесно связанную с первобытнообщинным строем.
Пашенное земледелие
Ко времени образования Киевского государства в хозяйственной жизни восточнославянских племен произошли заметные изменения. Особенно значительными были они на севере, где в течение VIII—X вв. на смену подсечному земледелию приходит пашенное земледелие. Произошли известные перемены также и в скотоводстве.
Если обратиться к истории пашенного земледелия или, что нагляднее, к истории его орудий, сохи и плуга, то станет понятным, что они являются элементами не столько общинного, сколько мелкого, раздробленного производства. Пашенные орудия возникают в процессе распада первобытно-общинного строя и в свою очередь, несомненно, играют в этом процессе немаловажную роль. Правда, в одних местах они появляются раньше, в других позже. В Средней Европе, например, соха и плуг появились еще в эпоху бронзы. Однако в эту эпоху начало процесса распада первобытного строя было уже налицо.
В лесных областях Восточной Европы пашенные орудия возникли вместе с формированием феодального общества, с возникновением мелкого индивидуального хозяйства. Самые ранние в лесных областях железные сошники сох и плугов известны в Волжско-Камском районе. Они относятся ко времени образования Болгарского царства. Древнейший известный сейчас на славянском севере сошник происходит из городища Старая Ладога и относится, по-видимому, к VIII в. Несколько позже, в XI—XII вв., железные сошники имели уже широкое распространение. При исследовании славянских памятников этого времени они составляют довольно обычную находку.
Найденные на севере древние железные сошники все без исключения являются сошниками сох. Соха — это основное земледельческое орудие лесных пространств Восточной Европы в эпоху феодализма. Несомненно, что пашенным орудиям с железным сошником предшествовали орудия сплошь деревянные. Исследование пережитков подсечного земледелия в некоторых окраинных районах Восточной Европы, например, в Карелии или в Приуралье, показывает, что свое происхождение соха ведет от описанной выше «суковатки» — примитивной деревянной бороны подсечного земледелия. С уменьшением числа зубьев суковатка превратилась в соху. Первоначально сохи были многозубыми. Число зубьев сохи обратно пропорционально глубине вспашки: суковатка могла только боронить, многозубые сохи пахали очень мелко. Поэтому соха развивалась в сторону уменьшения числа зубьев. Основной формой сохи, как известно, была соха двузубая.
Появление на севере первых пашенных орудий следует, по-видимому, отнести к VIII—IX вв. Археологические данные показывают, что в эту эпоху на севере значительно увеличивались размеры поселений, а также появились заметные изменения в характере скотоводства, связанные с возникновением пашенного земледелия. Миниатюрные размеры поселений на севере были, как мы видели, связаны с подсечной системой земледелия. Появление поселков, в которых могли обитать сотни людей, в условиях подсечного земледелия было невозможно. Поэтому заметный рост селений на севере в конце первого тысячелетия нашей эры может служить доказательством появления пашенного земледелия.
Скотоводство
В IX—X вв. земледельческая техника и состав культурных растений за малым исключением, приобрели, таким образом, характер, свойственный и более позднему времени XI—XIII вв. Нельзя сказать того же о скотоводстве. Все виды домашнего скота были знакомы славянским племенам еще с глубокой древности, и в этом отношении и Киевская Русь не принесла ничего нового. Однако вместе с развитием феодальных отношений и ростом крупного землевладения произошли изменения в распределении скота между различными слоями феодального общества. С одной стороны, перед нами выступают хозяйства обездоленной массы земледельческого населения — смердов, слабо обеспеченные скотом, с другой — княжеские и монастырские хозяйства, владеющие огромными стадами рогатого скота и табунами лошадей, нередко в тысячи голов. В Русской Правде имеются данные, отражающие относительную стоимость разных видов скота. Более всего ценились верховые кони. Плата за коня определена в 2 гривны, а за «коня княжа» — в 3 гривны. Лучшими в ту эпоху считались венгерские скакуны, а также кони, привозимые с Востока. Далее в Русской Правде отмечены рабочий вол (плата за которого в два раза меньше, чем плата за коня), коровы и телята разных возрастов, овцы, свиньи, а из птиц — куры, гуси, утки, лебеди и голуби. (В.О. Ключевский «Собрание сочинений в девяти томах. Курс русской истории»с.225). В Поднепровье имелось несколько пород крупного рогатого скота. На севере рогатый скот отличался мелкопородностью. То же самое следует сказать о лошадях и свиньях. Это свидетельствует о неблагоприятных условиях содержания скота. По-видимому, значительную часть года скот содержался на подножном корму. Зимой его содержали в хлевах. В Русской Правде кража скота из хлева расценивалась как преступление в несколько раз большее, чем кража скота в поле.
Лесные промыслы
Бортничество
Среди других лесных промыслов, играющих заметную роль в древнерусском хозяйстве, бортничество занимало исключительное место. Судя по многочисленным упоминаниям об этом промысле в летописи и в других письменных источниках, пчеловодство в древней Руси мало походило на современное. Мед и воск добывались тогда преимущественно от лесных пчел. Бортью называлось дерево с дуплом, заселенным пчелами. В соответствии с обычным правом, уходящим в далекое прошлое, лицо, нашедшее борть, могло объявить его своей собственностью. Для этого на борти надо было поставить знак собственности — «знамя». Это право охранялось и Русской Правдой: «а еже борть разнаменуеть, то 12 гривен продажи». Еще первые русские князья получали дань с населения медом. Древляне платили княгине Ольге дань «скорою [мехами] и медом». В 1146 г. в погребах путивльского двора князя Святослава в момент разгрома оказалось 500 берковцев (5000 пудов) меду.( Ключевский,с.284) Все это говорит о значительном развитии бортничества. Как и меха, мед и воск являлись важнейшим товаром русской торговли. Князья и монастыри имели и свои собственные борти, или бортные «ухожаи». Наряду с конюхами, огородниками и ловчими при князьях состояли «бортники».
stud24.ru
Подсечное земледелие Википедия
Подсе́чно-огнево́е земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны, основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Место вырубки и выжига леса при подсечно-огневом земледелии на Руси называлось лядом. В случае выжигания не леса, а трав (в степных районах) используется также более общий термин переложное земледелие[1], по названию перелога — земли, не обрабатываемой в течение длительного времени с целью восстановления урожайности. При длительном сроке перелога характеризуется довольно высокой урожайностью единицы обрабатываемой территории и довольно высокой производительностью труда, но из-за того, что бо́льшая часть территории оказывается при этом в каждый данный момент под перелогом, общая продуктивность земли для этого типа земледелия крайне низка.
Технология[ | код]
В лесу рубили деревья или подсекали их, подрезали кору, чтобы они высохли. Через год лес сжигали и производили посев прямо в золу, являющуюся хорошим удобрением. Для лесной полосы восточной Европы был характерен следующий экохозяйственный цикл: от 1—3 до 5—7 лет на расчищенном участке производились посевы, потом использовали его как сенокос или пастбище (необязательная фаза, до 10—12 лет), а после прекращения хозяйственной деятельности через 40—60 лет восстанавливался лес. Сжигание высушенных на корню деревьев без срубания (а только сдирания коры до камбия) увеличивало описанный цикл на 10—15 лет[2]. Поле после пожога давало хороший урожай первый год без обработки земли; потом требовалось рыхление участка ручными орудиями. В зоне вторичных лесов выжигали кустарник и даже болото, дёрн. Такая форма земледелия требует менять время от времени место поселения.
Применение[ | код]
Подсечно-огневое земледелие было распространено в зоне широколиственных лесов как Европы, так и Азии с эпохи неолита; в горных и северных таёжных лесах умеренного пояса оно сохранялось у некоторых славянских и германских народов до середины XIX века. В Южной Европе оно изжило себя уже в начале XIX века, однако в таких районах, как Арденнские горы или на острове Корсика, просуществовало до середины XIX века. Сохранялось оно до середины XIX века и в широкой зоне лесов Северной Америки не только у коренного населения Америки, но и у части европейских переселенцев.
Разновидности подсечно-огневого земледелия с тропическими культурами и теперь широко распространены в Центральной Африке (система «читамене» у народов банту), Юго-Восточной Азии («ладанг берпиндах» — у малайцев и др.), Океании (у папуасов Новой Гвинеи и др.), у индейцев Южной и Центральной Америки («мильпа») и т. п.
Например, в Африке мужчины обрубают с деревьев ножами ветви, а женщины укладывают их (вместе с сухой травой и кустарником) толстым слоем на поле. После сжигания перед началом дождей делают посадки, окружив участок массивной изгородью. Преобладают смешанные посевы зерновых (просо), бобовых и корнеплодов. Просо на второй год сменяет арахис, на третий год преобладают бобовые. В горных тропических лесах у папуасов Новой Гвинеи рубка леса и очистка участка производилась каменными топорами и деревянными ручными веслообразными орудиями. Посевы ограждаются изгородями от диких свиней. Посевы культурных растений, как правило, смешанные.
Негативные последствия[ | код]
В последние 40—50 лет, из-за роста населения мира, особенно в развивающихся странах, и нехватки сельхозугодий для поддержания потребностей растущего населения, сведенный под посевы тропический лес чаще всего больше не восстанавливается. Поддержание урожайности сельхозкультур на расчищенном участке достигается либо за счет применения доступных в данной местности удобрений, либо участок в дальнейшем используется под пастбище, что в итоге приводит к
ru-wiki.ru