Лица Древней Руси . "ЦАРСКИЙ ТИТУЛЯРНИК" 1672 год. Портреты русских князей древней руси


Портреты русских князей и царей

КНЯЖЕСКО-ЦАРСКАЯ ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ

hello_html_m53f56e61.png

Князь Рюрик (862-879) – основатель династии русских князей и царей

hello_html_m5a4d97f2.png

Князь Олег ("Вещий Олег") – (879 (882) – 911) – сделал Киев "матерью городов русских"

hello_html_m7572448f.png

Князь Игорь (912-945) – сын князя Рюрика

hello_html_m3a31a09d.png

Княгиня Ольга (945-969) – приняла крещение в 957 году

hello_html_2cf38ca4.png

Князь Святослав Игоревич (945-972) – провел всю жизнь в военных походах

hello_html_m131094f3.png

Князь Ярополк Святославич (972-980) – пал жертвой междоусобицы

hello_html_2e5d54ad.png

Князь Владимир Святой, "Красное Солнышко" (980-1015) - крестил Русь

hello_html_425f79d7.png

Князь Ярослав Владимирович Мудрый (1015-1054)

hello_html_mb382524.jpg

Князь Изяслав Ярославич (1054-1078)

hello_html_316c38b2.jpg

Князь Всеволод Ярославич (1078-1093) - первый правитель Киева, использовавший титул "князь всея Руси"

hello_html_m45197427.jpg

Князь Святополк Изяславич (1093-1113)

hello_html_m15d094a9.jpg

Князь Владимир II Всеволодович Мономах (1113-1125)

hello_html_mfac4416.jpg

Князь Мстислав Владимирович Великий (1125-1132)

hello_html_6cdbfd9.jpg

Князь Ярополк Владимирович (1132-1139)

hello_html_4ecc0adf.jpg

Князь киевский Вячеслав Владимирович (1139,1150,1151-1154)

hello_html_6d1274b9.jpg

Князь киевский Юрий Владимирович Долгорукий (1149-1150, 1155-1157), традиционно считается основателем Москвы

hello_html_m2e2f6217.jpg

Великий князь Владимирский Андрей Юрьевич Боголюбский (1157-1174)

hello_html_24f3741d.jpg

Великий князь Владимирский Всеволод Юрьевич Большое Гнездо (1176-1212) – младший брат Андрея Боголюбского

hello_html_52055ffb.jpg

Великий князь Владимирский Юрий II Всеволодович (1212-1216,1218-1238)

hello_html_57a38951.jpg

Великий князь Владимирский Константин Всеволодович (1216-1218)

hello_html_m86e79d0.jpg

Великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович (1238-1246)

hello_html_m2b7a3bcb.jpg

Великий князь Владимирский Святослав III Всеволодович (1246-1248)

hello_html_3c5129df.jpg

Великий князь Владимирский Андрей Ярославич (1248-1252) – сын Ярослава II Всеволодовича

hello_html_m5f653e7c.jpg

hello_html_5079135c.jpg

Великий князь Владимирский Александр Ярославич Невский (1252-1263) – сын Ярослава II Всеволодовича, знаменитый русский полководец

hello_html_77e0e3a9.jpg

Великий князь Владимирский Ярослав III Ярославич (1264-1272)

hello_html_73810ef5.jpg

Великий князь Владимирский Василий Ярославич (1272-1276) – младший сын Ярослава Всеволодовича

hello_html_3899dc46.jpg

Великий князь Владимирский Дмитрий Александрович (1276-1281 и 1283-1294) – второй сын Александра Невского

hello_html_m32b1f3e2.jpg

Великий князь Владимирский Андрей Александрович (1281-1283 и 1294-1303) – третий сын Александра Невского

hello_html_m6abbd95b.jpg

Великий князь всея Руси (1271/1272-1318), князь Тверской (1282-1318), великий князь Владимирский (1305-1318) Михаил II Ярославич

hello_html_46913ba.jpg

Даниил Алесандрович (1263-1303) – младший сын Александра Невского, первый удельный князь Московский; родоначальник московской линии Рюриковичей: московских князей и царей.

hello_html_m4a4faacf.jpg

Князь Московский Юрий III Данилович (1303-1325), великий князь Владимирский (1318-1322)

hello_html_m635bfd76.jpg

Великий князь Владимирский (1331-1340), князь Московский Иван I Данилович Калита (1325-1340)

hello_html_5bc5cef0.jpg

Князь Московский и великий князь Владимирский Симеон Иванович Гордый (1340-1353)

hello_html_664f5833.png

Князь Московский и великий князь Владимирский Иван II Иванович Красный (1353-1359)

hello_html_480eb3e9.jpghello_html_m2641977b.jpg

Князь Московский (1359-1389) и великий князь Владимирский (1363-1389) Дмитрий Иванович Донской

hello_html_6de716a7.jpg

Великий князь московский и владимирский Василий I Дмитриевич (1389-1425), старший сын Дмитрия Ивановича Донского и великой княгини Евдокии, дочери великого князя нижегородско-суздальского Дмитрия Константиновича.

hello_html_m72566703.jpg

Великий князь московский и владимирский Василий II Темный (1425-1462), пятый сын Василия I Дмитриевича

infourok.ru

Лица Древней Руси . "ЦАРСКИЙ ТИТУЛЯРНИК" 1672 год: tistoriya

Лица Древней Руси 14-17 вв.

http://www.booksite.ru/enciklopedia/faces/5.htm

«БОЛЬШАЯ ГОСУДАРЕВА КНИГА ИЛИ КОРЕНЬ РОССИЙСКИХ ГОСУДАРЕЙ» («ЦАРСКИЙ ТИТУЛЯРНИК») 1672 Г.

http://www.liveinternet.ru/users/bo4kameda/post291008650/

Великий князь Рюрик I (862-879)

«Большая государева книга или Корень российских государей», известная также как «Царский титуля́рник» — созданная в 1672 году рукопись, богато иллюстрированная портретами русских монархов и гербами русских земель, самый знаменитый и роскошный из титулярников (русских справочников-письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей, составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке). Книга является уникальной, так как является самым древним источником, из которого дошли до нас многие из изображений русских правителей. Внешний облик, к примеру, Ивана Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова, Василия Шуйского или патриарха Филарета известен в основном именно по этой книге. (Прижизненных портретов трех последних вообще не сохранилось). Полагают, что авторы портретов в титулярниках опирались на недошедший до нас более ранний материал — в иконах, фресках, «подлинниках» (сборниках образцовых описаний или изображений для иконописцев).

«Титулярник» открывается изображением золотого двуглавого орла под тремя коронами, со скипетром и державой в лапах (без ездеца на груди). Подпись под рисунком гласила «Московский» — то есть двуглавый орел представлялся как герб Московской земли — сердца объединенного российского государства — и, соответственно, общий символ всей России

Великий князь Киевский Игорь I Рюрикович Старый (912-945)

Великий князь Киевский Святослав I Игоревич Завоеватель (945-972)

Великий князь Киевский Владимир I Святославич Великий (978-1015)

Великий князь Киевский Ярослав I Владимирович Мудрый (1016-1018, 1019-1054)

Великий князь Киевский Всеволод I Ярославич (1076-1077, 1078-1093)

Великий князь Киевский Владимир II Всеволодович Мономах (1093-1113)

Великий князь Киевский Мстислав I Владимирович Великий (1113-1125)

Великий князь Киевский Ярополк II Владимирович (1125-1132)

Великий князь Киевский Всеволод II Ольгович (1132-1146)

Великий князь Киевский Игорь II Ольгович (1146)

Великий князь Владимирский Юрий I Владимирович Долгорукий (1149-1150, 1150-1151, 1155-1157)

Великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо (1176-1212)

Великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович (1238-1246)

Великий князь Владимирский Александр I Ярославич Невский (1252-1263)

Князь Московский Даниил Александрович (1280-е-1303)

Великий князь Московский и Владимирский Иоанн I Данилович Калита (1328-1340)

Великий князь Московский и Владимирский Иоанн II Иоаннович Красный (1353-1359)

Великий князь Московский и Владимирский Димитрий I Иоаннович Донской (1359-1389)

Великий князь Московский Василий I Димитриевич (1389-1425)

Великий князь Московский Василий II Васильевич Тёмный (1425-33,1433-34, 1434-1446, 1447-1462)

Великий князь всея Руси Иоанн III Васильевич Великий (1462-1505)

Великий князь всея Руси Василий III Иоаннович I (1505-1533)

Царь и великий князь Иоанн IV Васильевич II Грозный (1533-1584)

Царь и великий князь Феодор I Иоаннович (1584-1598)

Царевич и великий князь Димитрий Иоаннович

Царь и великий князь Борис Феодорович Годунов (1598-1605)

Царь и великий князь Василий IV Иоаннович Шуйский (1606-1610)

Царь и великий князь Михаил Феодорович (1613-1645)

Патриарх Филарет (1619—1633)

Царь Алексей I Михайлович Тишайший (1645 — 1676)

Полностью титулярник смотреть ЗДЕСЬ

tistoriya.livejournal.com

Исторические портреты князей Киевской Руси

Создание Киевской Руси

Киевская Русь, также Древнерусское государство — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей. В период наивысшего расцвета Киевская Русь занимала территорию от Таманского полуострова на юге, Днестра и верховьев Вислы на западе до верховьев Северной Двины на севере. К середине XII века вступила в состояние политической раздробленности (в советской марксистской историографии — феодальная раздробленность) и фактически распалась на полтора десятка отдельных русских княжеств, управляемых разными ветвями Рюриковичей. Вплоть до монгольского нашествия (1237—1240) Киев формально продолжал считаться главным столом Руси, а Киевское княжество оставалось в коллективном владении русских князей.

Исторический портрет князя Олега (?-912 гг.)

В 897 году умер Рюрик, передав правление и попечение над малолетним сыном Игорем своему шурину Олегу (см. Приложение №1), служившему при нем воеводе.

Некоторые источники указывают, что Олег был князем уманским из Швеции. Впоследствии в официальных международных договорах он тоже назывался князем. Таким образом, передача власти произошла, как и требовали славянские и норманнские обычаи, но не от отца к сыну.

К началу 80-х годов до Новгорода дошли сведения, что Киев, благодаря умелому правлению Аскольда и Дира, стал сильным и могущественным, подчинил себе соседние племена. Вероятно, в Олеге взыграло самолюбие, ибо Аскольд и Дир не были княжеского рода и никаких городов от Рюрика не получали. Собрав огромное по тем временам войско из многих племен, Олег двинулся на юг. Вызывает недоумение тот факт, что, прекрасно понимая всю опасность военного похода, Олег, тем не менее, взял с собой малолетнего Игоря. Похоже, он еще тогда решил навсегда покинуть Новгород.

Несмотря на многочисленность войска, успех вооруженного нападения на Киев гарантирован не был: киевские правители не хуже князя знали военное дело. Тогда Олег решился на хитрость. Оставив част лодок в камышах, в остальных он приказал воинам спрятаться и пристал к городу. Назвавшись гостем, едущим от Олега в Грецию, он пожелал повидаться с земляками-варягами и показать им свои товары. Ничего не подозревавшие Аскольд и Дир с немногими провожатыми вышли к нему и тут же были убиты. Вслед за этим дружина Олега ворвалась в город. Случилось это в 882 году. В силу своего характера поляне спокойно перешли под власть нового князя, и «седее Олег, княжа в Киеве». С тех пор Киев Олег объявил своим стальным городом, сказав, что «Се буди мати градом Русским».

Расширив земельные владения и пополнив за счет собираемой с присоединенных племен дани казну, Олег собрал большое войско и в 907 году двинулся на Константинополь, который издавна был для варягов желанной добычей. Русские источники изобилуют подробностями этого похода. «Повесть временных лет » сообщает, что Олег разбил войско греков и «повесил свой щит во вратах Царьграда, показуя победу». Однако ни в одном из многочисленных сохранившихся греческих источников вообще не упоминает о нападении руссов на Константинополь ни в 907 году, ни в близкое к этой дате времени. Большинство исследователей склонно считать рассказ об этом походе мифом или художественным вымыслом.

Судя по многочисленным преданиям и былинам об Олеге, в народной памяти он остался не столько храбрым военачальником, сколько вещим, то есть мудрым или хитрым князем. Отсюда, вероятно, и его прозвище – Вещий. Последние годы своей жизни Олег провел мирно и покойно: «…и живяше Олег мир имел ко всем странам, князь в Киеве». Однако из летописей сообщает, что всего Олег княжил 33 года и умер в глубокой старости осенью 912 года.

Исторический портрет княгини Ольги (ок. 890-969 гг.)

После смерти в 945 году Игоря Рюриковича самостоятельно править в Киеве стала его вдова княгиня Ольга (см. Приложение №2).

Вопрос о родословной Ольги оказался запутанным, скорее всего из-за ошибки переписчиков летописей. Согласно «Повести временных лет», Игорю «приведоша…жену от Пскова» Прекрасу, после замужества принявшую имя Ольги в честь князя Олега Вещего. «Книга Степенная» (царская родословная), переписавшаяся в XIV веке, уточняет происхождение Ольги: «…от Плесковской страны, от веси Выбутской, от языка варяжска, от рода же не княжеска ни вельможска, но от простых людей». Однако известно, что до XV века «весь Выбутская» не существовала. А в одном из рукописных сборников XV века, принадлежащему в свое время историку А. С. Уварову, сказано, что «Игоря же (Олега) жени в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу. И бе мудра велми…». Столицей Первого Болгарского царства был город Плиска. Можно предположить, что из-за невнимательности переписчиков вместо Плиски в «Повести временных лет», а из нее в «Книгу Степенную» попали Плесков-Псков и Плесковская страна.

Став княгиней Ольга первым делом жестоко отомстила деревлянам за смерть мужа. Скорее всего, акты возмездия были проведены Ольгой по требованию варяжского окружения Игоря, ибо завет кровной мести не был характерен для славян, но был присущ скандинавским племенам. Ранней весной 946 года князь Мал, предводитель убивших Игоря древлян, прислал в Киев своих мужей сватать Ольгу. По деревлянским обычаям победитель наследовал власть убитого врага, жену его и все имущество. Послов-сватов посалили в ладью, принесли на княжеский двор, опустили с ладьей в яму и заживо засыпали землей. То была первая месть Ольги.

Второе посольство, пришедшее от Мала вслед за первым, заживо сожгли в бане. То была вторая месть Ольги.

А третья свершилась под стенами Коростена, куда Ольга пришла с дружиной будто бы для тризны по убитому мужу. Желая мириться, горожане вынесли множество хмельных медов и различных яств, но дружинники Ольги помнили, зачем пришли, и, в отличие от деревлян пили мало. Перебив, как говорит летописец, около 5 тысяч местных жителей, карательная экспедиция вернулась в Киев.

В том же году совместно с сыном и большим войском Ольга вновь пошла на Деревскую землю. Не встретив никакого сопротивления, войско подошло к Коростену. Жители не пожелали сдавать город, и нападавшие сожгли его дотла. По ходу этого набега был пленен и казнен несостоявшийся жених Ольги князь Мал.

Позднее с целью налаживания торговых и дипломатических отношений киевская княгиня неоднократно посещала Византию. В 957 году Ольгу принимал в Константинополе император Константин VII Багрянородный. Летом 959 года из Киева с теми же целями отправилось посольство во Франкфут-на-Майне (Верхняя Саксония) к наиболее влиятельному в то время западноевропейскому правителю королю Германии и Италии Оттону I Великому, который через три года был провозглашен императором Священной Римской империи. Тем самым было положено начало формированию прямых отношений Руси с Западной Европой.

Киевская княгиня первой из верховных русских правителей приняла обряд крещения в православную веру с принятием имени Елены. О времени и месте, где происходил обряд, однозначных данных нет. По русским летописям, это произошло в 955году в Константинополе. По византийской летописи, это произошло в 957 году.

По примеру княгини христианство приняли многие из государственных мужей, но киевская варяжская аристократия решительно воспротивилась. Правительница оказалась в чуждом ей по религии окружении и вынуждена была передать власть Святославу. Разные источники упоминают это событие в интервале 961 – 964 годов.

Выдержав вместе с внуками осаду Киева печенегами, Ольга тяжело заболела – годы брали свое. Чувствуя приближение смерти, она запретила совершать над своей могилой тризну – языческое погребальное пиршество - и насыпать холм, а завещала похоронить себя по христианскому обряду.

11 июля 969 года княгиня Ольга скончалась. Святослав, который и отогнал печенегов от Киева, все это время находился при матери.

2.4 Исторический портрет князя Святослава Игоревича (920 – 972 гг.)

В начале 60-х годов княгиня Ольга, правившая в Киеве после смерти своего мужа, вынужден была передать правление сыну Святославу (см. Приложение №4).

В зрелые годы Святослав не сознавал и на считал себя киевским князем и в 40-х годах жизни жил в Новгороде. Источники ничего не сообщают об его участии в делах государственного управления ни в качестве помощника матери, ни в качестве самостоятельного правителя. Впрочем, основания для этого были – вся жизнь Святослава прошла в боях и походах. Естественно, что в памяти летописцев он сохранился как князь-воин, который в полной мере унаследовал от отца страсть к ратным делам.

Первых поход Святослава упоминается под 946 годом, когда князь с дружиной «налез» на вятичей. Узнав, что в бассейне Оки и Волги с них собирает дань Хазарский каганат, князь пока оставил вятичей в покое, перезимовал в Поднепровье и летом двинулся на хазар. Силы, вероятно, были, не равны, ибо Святославу пришлось ограничиться лишь разорением западной окраины Хазарии.

В летописях сохранилось описание походного быта князя и его дружины: «…легко ходил в походах, как барс, и воевал много. В походах не брал с собой ни возов, и котлов, не варил мяса, но только нарезал конину, или дичь, или говядину, зажарив ее на углях, ел. Не имел шатра, но спал, постилая потник с седлом в головах, и таковы же были его воины. Посылал он в чужие земли, объявляя: хочу на вас идти».

В 968 году, когда русская флотилия вошла в устье Дуная, состоялась встреча Святослава с византийским императором Иоанном I Цимисхием, свидетелем которого был византийский историк Лев Диакон, оставивший описание внешности князя: «….умеренного роста, не слишком высокого и не слишком низкого, с мохнатыми бровями и светло-синими глазами, курносый, безбородый, с густыми, чрезмерно длинными волосами над верхней губой. Голова у него была совершенно голая, но с одной стороны ее свисал клок волос – признак знатности рода, крепкий затылок и широкая грудь… одежда его была белая и отличалась от одежды приближенных только чистотой… он сидел на веслах и греб вместе с приближенными».

Вскоре после возвращения княжеской дружины из походов прибыло в Киев посольство от византийского императора Никифора Фоки. Византия решила силой восстановить свою власть над Болгарским царством и для облегчения задачи просила Святослава за 1500 фунтов золота ударить болгарам в спину – сделать набег на дунайских болгар.

В Болгарии место своего пребывания он избрал Переяславец на Дунае. Обеспокоенное успехами Святослава в Подунавье, византийское правительство подговорило племена печенегов напасть на Киев. Однако нападение не удалось – еще до прибытия Святослава из Болгарии печенеги понесли поражение и отступили. После смерти матери (969) Святослав, стремясь продолжить войну на Балканах, назначил своих сыновей наместниками в отдельных землях: Ярополка – в Киев, Олега – в Деревлянские земли, Владимира – в Новгород.

В столице Святослава больше ничего не держало, и с 10-тысячным киевским войском он вновь пошел на Балканы. Теперь у него в союзниках были мощные дружины викингов. После героической обороны Доростола Святослав был вынужден подписать в июле 971 года с Византией мирный договор.

Больше всего бед и огорчений русские дружины принесли, жителям Переяславца, первого опорного пункта Святослава на Балканах. О маршруте движения отряда киевского князя они сообщили печенегам, которые к тому времени из врага Византии превратились в ее союзников. Печенеги, в свою очередь, не могли упустить такой легкой добычи. Перенеся свои кочевья в район днепровских порогов, которые невозможно было миновать на водном пути в Киев, стали ждать. С первой попытки дружине Святослава пробиться не удалось. Пришлось укрываться от печенегов в днепровских лиманах и зимовать, испытывая холод и недостаток в продуктах. Весной следующего 971 года русская дружина вновь пошла на прорыв, но у печенегов было время заранее обустроить несколько засадных мест. Перебили всех. Из черепа Святослава печенежский хан Куря, по обычаю кочевников, велел сделать чашу для вина.

Исторический портрет Владимира Святого(ок.960 – 1015 гг.)

В 969 году, когда киевский князь Святослав Игоревич рассылал своих сыновей по городам на правление, младшему Владимиру достался Новгород (см. Приложение №4). Мальчику не было еще 10 лет, и, естественно, вместе с ним поехали доверенные люди Святослава Игоревича. В их числе был Добрыня, дядя Владимира по матери, ставший со временем его ближайшим советником и помощником.

Матерью Владимира была Малуша, дочь Малка, простого жителя из города Любеча на Днепре. Киевская летопись сохранила ее подлинное скандинавское имя – Малфред. Многие историки отождествляют Малка с деревлянским князем Малом, которого киевская княгиня Ольга казнила в отместку за смерть своего мужа Игоря, а детей Мала забрала на свой двор.

Со временем Малуша стала наложницей князя, но Ольга посчитала недоступным сожительства сына, наследника Киевского княжения, со своей ключницей, фактически пленницей. Малушу отправили в некую «Будину весь», где она не ранее 960 года родила мальчика, названного русским языческим именем Володимер. Его потом долго попрекали низким происхождением, называя «робичичем» и «холопищем».

В результате усобицы, случившейся между старшими братьями Владимира, погиб один из них. Владимир поклялся отомстить старшему брату киевскому князю Ярополку за смерть Олега. Владимир вместе с Добрыней ушел в 977 году в Швецию, где его принял Олаф Тругвассон, вероятно, родственник по одной из варяжских линий.

Помня о своей клятве, через два года Владимир вернулся на Русь с большой варяжской дружиной. Выгнав из Новгорода посадников Ярополка, дружина пошла на Киев.

В 980 году войско Владимира без особого труда взяло Киев. Ярополк был вынужден бежать, но его новый воевода Блуд выдал местонахождения своего повелителя. Владимир с дружиной осадил южный городок Роднь, где укрылся Ярополк, пригласил брата якобы для заключения мира, а когда тот пришел, Владимир исполнил свою клятву – по его знаку два варяга закололи Ярополка мечами. Несмотря на недавний брак с Рогнедой, князь-язычник женился на беременной вдове убитого им брата. Родившегося вскоре мальчика, названного Святополком, Владимир усыновил.

В главнейший после Киева Новгород князь отправил посадником дядю своего Добрыню.

Первым же делом нового великого князя стало возвеличивание языческих богов. Возможно, у него было намеренье возвести до уровня государственной религии.

Не забывал великий князь и о государственных делах. Учитывая постоянную угрозу со стороны печенегов, он заботился строительством новых крепостей на южном русском порубежье, в гарнизоны которых набирались лучшие воины из славянских земель. До основного события в своей жизни, крещение Руси, Владимир Святославич много и успешно воевал за пределами русских земель. 981 год – присоединил к Руси подчинившееся Польше города Червн и Перемышль, входившие в состав Галицкого княжества. 983 год – поход против литовского племени ятвягов с установлением контроля над речными путями по Неману, Бугу и Висле в северном направлении. 985 год – поход на волжских болгар с подписанием договора о мире и торговли.

Осенью 987 года в Киев прибыло посольство от старшего из двух византийских братьев императоров-соправителей Василия II. Византия попросила военной помощи. Владимир согласился дать 6-тысячный отряд, но взамен попросил руки сестры соправителей Анны. Братья-императоры пришли в замешательство: дерзость киевского князя граничила с откровенной наглостью. Никогда принцессы крови не выходили замуж за правителей «варварских» народов. Но обстоятельства оказались весомее предубеждений. Императоры согласились выдать замуж свою сестру, но при условии, что Владимир примет святое Крещение. По сведеньям некоторых источников, на принятие Владимиром решения о крещении повлияла болезнь глаз, из-за которой он очень страдал и почти ничего не видел. Царевна Анна велела передать князю, что если он примет обряд святого Крещения, то исцелиться. Владимир принял обряд и туту же прозрел.

Неясно, где и когда крестился Владимир Святославич с принятием христианского имени Василий. Источники называют Киев и Корсунь – византийский город-крепость Херсонес. Время – от конца 987 года и год 988. Но вот ранний древнерусский литературный памятник «Похвала князю Владимиру» Иакова Мниха утверждает, что Владимир крестился на 10-м году после гибели Ярополка, т.е. в 990 году. Вполне вероятно, что киевский князь принимал обряд дважды.

Точная дата крещения Руси тоже не известна. По летописи – это 988 год. Строго говоря, точная фиксация во время столь объемного процесса просто не возможна, и он растянулся на 987 – 989 годы.

Однако греки не торопились выполнять свою часть уговора. Давая обещание выдать замуж свою сестру, братья-императоры Василий и Константин, скорее всего просто не успели проанализировать все последствия такого брака – военная помощь из Киева требовалась срочно.

Начались переговоры. Византия соглашалась на брак Анны при условии, что все предыдущие языческие браки Владимира будут расторгнуты. Это означало, что христианский брак с Анной будет признан единственно законным, а киевский престол перейдет лишь к ее детям. Чтобы принудить греков выполнить обещание, киевский князь двинул «на Корсунь, град греческий», он же Херсонес. Выбор цели был сделан точно: город-крепость был оплотом византийского господства на Черном море. В начале 989 года Херсонес был взят и Византия вынуждена была отдать царевну Анну в жены «варварскому» государю.

В Киеве Владимир отпустил с миром всех своих прежних жен, щедро наградив их и разрешив им снова выходить замуж. Благодушие настолько возобладало в князе, что приговоренных к смерти преступникам он заменил казнь просто денежным штрафом. Потом он преступил к крещению жителей. Накануне Владимир велел объявить по городу: «Если кто не придет завтра на реку – богатый или бедный, нищий или раб – будет мне враг». Киевляне приняли обряд святого Крещение в водах Днепра, многих загоняли силой.

В 990 году в Киеве началось строительство первой на Руси каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, называемой еще Десятинной, т.к. нее свозилась церковная десятина со всех русских земель. В 996 году Десятинная церковь была освящена. К этому времени уже открыта была в Киеве и первая школа для обучения духовенства из местного населения. По мере строительства церквей во многих городах при них стали открываться школ, откуда и вышли русские грамотеи.

За крещение Руси Владимир Святославич позднее был церковью назван «святым и равноапостольным», а в народе – Владимиром Святым. По примеру своего отца Владимир управлял подвластным Киеву землями с помощью сыновей, которые княжили в главнейших городах, заменив тамошних племенных князей.

Войны с соседними странами вскоре после 990 года прекратились и не велись до самой кончины Владимира, но отражать набеги печенегов приходилось постоянно.

В 1007 году великий князь перенес останки бабки своей, первой на Руси правительницы Ольги, в Десятинную церковь. Четыре года спустя там же была погребена его супруга Анна. После ее кончины Владимир женился на немке – младшей дочери графа Куно фон Еннингена, внучке императора Отто Великого.

В 1013 году в Турове, где княжил Святополк, киевскими властями был раскрыт заговор, направленный протии великого князя. Вдохновителем заговора был католический эпископ Рейнберн. В следующем году в Новгороде Ярослав, еще не столь «мудрый», решил отделиться от отца и для начала перестал платить в Киев обычную дань и церковную десятину.

Бориса пришлось послать отбивать очередной набег печенегов, и князь было сам собрался в поход. Но здоровье Владимира было уже подорвано давней тяжелой болезнью. 15 июля 1015 года великий князь киевский, Владимир I Святославич скончался в своей загородной резиденции в селе Спас-Берестове.

Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок.988 - 1054)

Новгородский князь Ярослав (см. Приложение №5) был третьим сыном великого князя Владимира Святого в браке с полоцкой княжной Рогнедой. Еще в детстве Ярослав повредил ногу, охромел, и впоследствии его частенько поддразнивали «хромцом». Княжить по воле отца Ярослав начал в Ростове, потом сменил в Новгороде брата Вышеслава.

К 1014 году относится упоминание в летописях о стремлении Ярослава отделиться от Киевского великого княжества. Можно предположить, что к этому князя подталкивала местная знать. К тому же Скандинавские саги отмечали скупость Ярослава, а из трех тысяч гривен (гривна новгородская – 409 г серебра) ежегодно собираемой в Новгороде дани две тысячи приходилось отдавать в Киев. С этого Ярослав и начал: и дань в великокняжескую казну, и церковная десятина в столицу отправлены не были. Владимир Святославич начал подготовку к походу на сына.

Узнав об этом и не надеясь на силу новгородского ополчения, Ярослав отправился за помощью к варягам. Пригласить в помощь варяжские отряды не предоставляло для Ярослава особого труда. «И начаша варяги насилие деяти на мужатых женах» в Новгороде, а заодно и грабить население. Горожане в долгу не остались и перебили многих своих обидчиков. Ярослав разгневался, ушел на берег озера Ильмень и пригласил к себе участников избиения варягов. Те, думая, что разговор пойдет о перемирие, явились и были изрублены варягами по приказу князя. Летописи говорят, что Ярослав таким образом убил около тысячи человек. Более вероятно, что князь в целях устрашения расправился только с несколькими горожанами.

Развитию конфликта помешали гонцы из Киева, сообщившие о смерти отца и претензиях Святополка на великое княжение. Святополк тоже был из рода Рюриковичей, старше Ярослава примерно на 8 лет, но он не был родным сыном покойного Владимира Святого и на киевский престол не имел даже формального права. Но за первым известием из Киева вскоре пришло и следующее – об убийстве Бориса и Глеба, сводных братьев Ярослава Святополком.

По сообщениям летописей, под началом Ярослава собралось около тысячи варягов и до сорока тысяч ополчения с новгородских земель. У новгородцев был резон мириться со своим князем. Их давно тяготила зависимость от Киева. Новгородцы в своем расчете не ошиблись – впоследствии Ярослав дал им льготу грамоту о полной финансовой самостоятельности и щедро наградил деньгами.

Обосновывая свой поход на Святополка, который уже убил и третьего своего брата, Ярослав говорил: «Не я начал избивать, но Святополк; да будет Бог отместник крови братьев моих, потому что без вины пролита кровь праведных Бориса и Глеба; пожалуй и со мной то же сделает». Противники встретились ранней зимой 1016 года у г. Любеча на Днепре: «Враги сошлись, была сеча злая…» Святополк бежал, а Ярослав в начале 1017 года торжественно вошел в Киев. Как оказалось, ненадолго.

Первым делом новый великий князь заключил с германским императором Генрихом III против Польши, куда бежал Святополк. А вскоре пришлось отбивать первую попытку брата вернуть Киев с помощью печенежского войска. В следующем 1018 году Святополк пошел на Киев уже с польским войском, и в битве на берегах приграничного Буга дружина Ярослава была разгромлена. Самому князю с небольшой свитой удалось вернуться в Новгород.

Новгородское ополчение и варяжская дружина, которую удалось нанять на пожертвования зажиточных горожан, двинулась на юг. От Святополка к этому времени ушло польское войско, и он потерпел полного поражения в битве на берегах реки Альты. В 1019 году Владимир окончательно утвердился в Киеве.

За четыре последующих года Ярославу удалось вновь более или менее сплотить север и юг Руси.

В 1023 году, воспользовавшись поездкой Ярослава в Новгород, Мстислав с большой ратью подошел к Киеву. Горожане не приняли его. На штурм Мстислав не решился. В 1024 году потерпел поражение, вследствие которого вынужден был передать Мстиславу Черниговскую и другие земли на востоке от Днепра (эти земли перешли Ярославу в 1036 году). Период княжения Ярослава Мудрого новым подъемом Киевского государства.

Ярослав заключил союз с польским королем Казимиром I, выдав за него свою сестру и женив своего старшего сына на сестре Казимира.

Ярослав осуществил ряд походов против племен эстов(1030) и ятвягов(1038). В 1036 году войска руссов разгромили печенегов близ Киева. В честь этой победы в 1037 году был заложен Софийский собор.

В период княжения Ярослава Русь поддерживала тесные отношения с Византией, Германией, Венгрией, Францией и Скандинавскими странами. Международное положение Ярослав закрепил семейными связями. Уделял большое внимание организации внутренней жизни страны. При нем был составлен первый свод законов, так называемая «Правда Ярослава», составляющая наиболее древнюю часть «Руссой правды». В 1039 была основана Киевская митрополия. В 1051 году, желая освободиться из-под опеки Византии в церковных делах, князь избрал митрополитом Иллариона. При Ярославе в Киевской Руси были основаны первые монастыри – св. Юрия, св. Ирины и Киево-Печерский монастырь. Будучи высокообразованным человеком, Ярослав, заботился о развитии образования в государстве. По его распоряжению были созданы школа и библиотека при Софийском соборе.

20 февраля 1054 года Ярослав Мудрый скончался в Киеве на руках у сына Всеволода. Похоронили великого князя в мраморном раке в любимом Софийском соборе, на стене которого в знак уважения к покойному от имени народа была сделана надпись о смерти «царя нашего».

Исторический портрет Владимира Мономаха (1053 – 1125 гг.)

Старший сын великого князя Всеволода I Ярославича Владимир (см Приложение №6) подошел к своему великому княжению в весьма почтенном 60-летнем возрасте.

Детские годы Владимира прошли в приграничном с половецкими кочевниками Переяславе Южном, где в то время княжил его отец. По церковным понятиям того времени 12 - 14-литние отроки в христианских странах считались уже взрослыми людьми. Владимир не стал исключением из этого правила. С детских лет он принимал участие в военных походах и княжеских охотах. В 12 лет отец посадил Владимира на княжение в Ростов. С тех пор началось возвышение Ростовского, а позднее Ростово-Суздальского княжества. С 1073 года Владимир Мономах княжил в Смоленске. В 1066 году в Переяславле, где Владимир провел в общей сложности более 30 лет, была сыгран его свадьба с принцессой Гитой, дочерь англосаксонского короля Гаральда II Годвиноссона.

В 1078 году его отец стал великим князем киевским, а он получил во владения Чернигов. Уже с юных лет князю пришлось столкнуться и с княжескими усобицами, и с кочевниками-половцами. В этой обстановке у Владимира сформировались такие черты характера, как решительность, мужество и самостоятельность в принятии решений. Позднее, вспоминая в автобиографическом «Поучение своим детям» черниговский период жизни, Мономах писал: «То, что мог бы сделать мой дружинник, я делал всегда сам и на войне и на охоте, не давая себе отдыха ни ночью, ни днем, невзирая на зной или стужу. Я не полагался на посадников и бирючей, но сам следил за всем порядком в своем хозяйстве. Я заботился и об устройстве охоты, и о конях, и даже о ловчих птицах, о соколах и ястребах… я своими руками стреножил в лесных пущах три тысячи диких коней, да еще когда приходилось ездить по степи, то тоже собственноручно ловил их.

Два раза туры поднимали меня с конем на рога. Олень бодал меня рогами, лось ногами топтал, а другой бодал; дикий вепрь сорвал у меня с бедра меч, медведь укусил мне колено, а рысь однажды, прыгнув мне на бедра, повалило меня с колен… ».

С 1093 года вел борьбу против половцев и их союзника Олега Святославича, которому вынужден был отдать Чернигов(1094).

Был инициатором съезда князей в Любече в 1097 году, съезда на Уветичах в 1100 году, Долобского съезда 1103 году. В 1103, 1107, 1111 годах организовал общие походы князей против половцев, нанес им ряд поражений. Приглашен на княжение в Киеве во время Киевского восстания 1113 года. Подавив восстание, Владимир Мономах издал ряд законов, в которых отменялось холопство за долги и ограничивались проценты по ссудам. Владимир Мономах сумел временно объединить под своей властью большую часть территории Руси.

В 1115 году в Киеве бы построен мост через Днепр, но особое внимание великий князь уделял развитию письменности и литературы. В 1116 году не получил полного одобрения великого князя первый вариант Свода, представленный Сильвестром. К 1118 году сильвестров летописный Свод был закончен и одобрен великим князем.

Создал Мономах и самостоятельный литературный труд – «Поучения своим детям».

Почувствовав приближение смертного часа, великий князь уехал на реку Альт, где невдалеке от Переяславля Южного рядом с часовней на месте убийства святого князя Бориса был выстроен небольшой дом. В нем Владимир Всеволодович и умер 19 мая 1125 года. Тело князя перевезли в Киев и похоронили в церкви Св. Софии.

Альфред НобельНиколай Платонович КарабчевскийПолитика индустриализации в СССРСвержение Д. ТороПамятные монетыЖизнь Екатерины IIМодернизация католической церкви в 1950-1960 ггИзменение национально-государственного устройства СССР в 1980-1990 ггОбразование Армянской области на территории Западного АзербайджанаКритика Норманнской теорииПрограммы по созданию югославянского государства



biofile.ru

Исторический портрет Ярослава Мудрого. Князья Киевской Руси

Исторический портрет Ярослава МудрогоЯрослав Мудрый, князь Древней Руси, известен любому школьнику. Когда-то великий правитель огромного государства, теперь он мирно живёт на страницах учебника истории, открывая для молодых умов новые сведения про свою удивительную деятельность. Настоящий патриот, тонкий дипломат, опытный экономист и истинный ценитель искусства – всё это можно сказать про князя. Исторический портрет Ярослава Мудрого кратко описать невозможно, так как период его правления щедро унизан добрыми делами и умными поступками.

Война с братьями за престол

После смерти князь Руси Владимир оставил много наследников-сыновей. Старший, Святополк, решил стать единым правителем, с этой целью он убил младших братьев: Глеба, Бориса и Святослава. Оставшийся в живых Ярослав, в то время князь Новгорода, узнав о злодеяниях родственника, собрал дружину и пошёл на Киев. Битв за трон между братьями было много. Святополк, прозванный за свой злой нрав и нетерпимый характер Окаянным, часто просил помощи у печенегов. Силы были неравны, и Ярослав отступал. Но сам русский народ в один день, устав от несносного правителя, ополчился и помог новгородцу победить брата и занять престол.

Немного позже ему также пришлось выйти на поле боя с Мстиславом, который правил в Тмутаракани. Ещё один объявившийся брат тоже захотел сместить с престола более удачливого сына Владимира. Но и тут победил Ярослав. Его очень поддерживали как дворяне, так и простые крестьяне. С тех пор началась эра расцвета Древней Руси. Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988–1054) и сегодня говорит о мужестве и глубокомыслии этого великого правителя.

Князья древней Руси. Кто они? Исторические портреты

Почему Мудрый?

Прозвища князьям давал простой народ, исходя из их стиля правления, привычек или черт характера. Исторический портрет Ярослава Мудрого чётко даёт понять, что человек он был действительно глубокий, с широким кругозором и аналитическим складом ума. Прозвищем "Мудрый" его наделили из-за его неутомимой просветительской деятельности. Он не только читал летописи и книги, что в то время считалось пиком учёности, он также делал всё для того, чтоб грамотность распространялась на все слои населения.

Представители духовенства по его указанию начали обучать детей искусству чтения и письменности. Также князь открыл первое училище для мальчиков, которое находилось в Новгороде. В XI веке это стало большим событием, перевернувшим представление людей о жизни. Покупая книги в больших количествах, князь собрал огромную библиотеку и передал её Софийскому собору. Ярослав Мудрый – пример исторического портрета правителя, который постоянно думал о благополучии своих подданных и всячески этому способствовал.

Введение переводов

Ярослав Мудрый (1019-1054)Исторический портрет Ярослава Мудрого свидетельствует о незаурядном складе ума князя, его поразительных способностях в науке и творчестве. Он стал первым на Руси, кто решил не только читать и писать книги, а и переводить уже существующие труды иностранных летописцев и мудрецов.

Он почитал мудрость представителей иных держав, особенно поражали его мыслители Древней Греции. Ярослав приказал перевести их философские трактаты, чтоб люди, которые хотели их прочитать, пользовались родным языком, славянским, тем самым его совершенствуя и изучая глубже. Придерживаясь этого принципа, он положил начало разрушению зависимости русских учёных от наследия Византии. И когда возник вопрос о назначении нового митрополита, он не вызвал его из-за границы, как было принято раньше, а назначил своего, Иллариона, из простого славянского села Брестов. Церковный устав, Номоканон, тоже перевели на родной язык, как того велел князь. Быть лучше всех, не бояться изменений – это те черты характера, которые сквозь века демонстрирует исторический портрет Ярослава Мудрого. История России до этого не знала таких правителей.

Первый рукописный закон на Руси

Исторический портрет Ярослава Мудрого. История РоссииДа, к этому благому и нужному делу также приложил руку Ярослав Мудрый. Он стоит у истоков создания самого древнего русского памятника юриспруденции – "Устава" ("Русской правды", или "Суда Ярославля"). Современные исследователи в один голос заявляют, что это не простая книга, написанная князем, не только его размышления и мысли, а очень глубокая работа в сфере права, целый сборник законов, порядков и обычаев, действующих в те далёкие времена. Говорили, что в создании сборника правителю помогали частные лица. Но даже если они и полностью написали "Устав", вклад Ярослава переоценить невозможно. Так как он, как минимум, покровительствовал им, собрал их всех под одной крышей, объединил одним делом и довёл его до конца – издал сборник.

"Устав" усиливал ответственность за убийства, поджоги, порчу скота и имущества. Он стоял на страже здоровья и жизни простых людей, предусматривал финансовую компенсацию за нанесённые увечья и оскорбления. Он рекомендовал проводить экспертизу, розыск преступников по горячим следам, проверять лживые показания – на этом пока ещё начальном уровне развития этих составляющих современной правоохранительной системы.

Расцвет Киева

Ярослав Мудрый (1019–1054 - годы его княжения в Киеве) правил достойно. На этот период припадает расцвет государства и столицы давней Руси – Киева. Князь покровительствовал религии. Он приветствовал строительство новых храмов и церквей. Во время его правления начали возводить первые монастыри, среди них известный всему миру Киево-Печерский. Сегодня это целая Лавра, которая поражает своей красотой и роскошью. Это центр религиозной жизни в Киеве.

Князь Ярослав Владимирович Мудрый: политический портрет

Также Ярослав укрепил этот город огромным валом, превратив его в настоящую крепость. Южный вход обрамляли ворота, их назвали "Золотыми" из-за церковных куполов. Также в центре этой части города был возведён митрополий собор, известный как Софийский. Эти здания в давней столице городов русских сохранились до нашего времени в прекрасном состоянии. Они излучают славу и силу наших предков. Миллионы туристов каждый год приезжают в Киев, чтоб посмотреть на эти рукотворные чудеса.

Благодаря князю начало активно развиваться ремесло. Мастера со всех уголков Руси съезжались в Киев и устроили тут целое поселение. Ныне это место называется Подол. Столица русского княжества достигла апогея развития и сравнялась с такими европейскими столицами, как Лондон и Париж.

Внешняя политика князя

Ярослав Мудрый: пример исторического портретаОн сумел расширить границы Руси. Его власть накрыла и западную часть Чудского озера: на этой земле построили Юрьев город, известный сегодня как эстонский Тарту. Желание сделать своё княжество лучше всех – это кредо, которое излучает исторический портрет Ярослава Мудрого. История России свидетельствует о том, что он сумел восстановить власть на Немане над ятвягами. Он полностью перестроил и возродил не только Киев, но и Новгород, Владимир-Волынский, Чернигов.

Ярослав укреплял границы княжества, вёл активную борьбу с кочевниками. Когда они добирались до границ его государства, он собирал дружину и успешно отбивал атаки противника. Его боялись и уважали. Ярослав был очень воспитанным и интеллигентным человеком, его принимали в самых влиятельных странах Европы: Британии, Франции, Германии, Норвегии, Византии. Правители этих держав пили с ним чай за одним столом, общались на равных и считали Русь полноценной, развитой и сильной государственной единицей того времени.

Династические связи

Князь Ярослав Владимирович Мудрый, политический портрет которого сегодня описан в каждом учебнике истории, показал, какие ценные для него браки, заключённые с представителя царских домов Европы. В этом тоже проявлялась его прославленная мудрость. Сам он женился на дочери шведского короля Ингигерде, которую перекрестили в Ирину.

Сыновья его тоже составили неплохую партию. Изяслав выбрал себе сестру польского короля, Игорь – принцессу Германии, Святослав – австрийскую принцессу, Всеволод – греческую царевну из рода Мономах, у которой родился другой русский прославленный князь Владимир Мономах.

Дочери князя Ярослава устроились ещё лучше. Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Елизавета – за норвежского правителя, Анна – за французского короля. Как видим, эти династические связи ещё больше укрепили положение Руси на политической и экономической мировой арене. И показали всем европейским государствам силу и мощь наших прославленных предков.

Установление Российского императорского дома

Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988-1054)К этому важному моменту тоже приложил руку Ярослав. Он сумел породниться почти со всей Европой, и это способствовало процветанию его великого княжества. Исторический портрет Ярослава Мудрого показывает, что активная внешняя политика помогала ему в делах внутренних. Так, благодаря обширным семейным узам, он наладил торговлю, начал обустраивать города и ещё больше укреплять границы.

Династическая политика была утверждена и на законодательном уровне. Александром Благословенным было положено начало Российского императорского дома. Согласно с этим постановлением, особы царского рода не имели права заключать неравные браки. Этим добивались ещё большего развития княжества. Ведь связи с царскими домами других держав только укрепляли положение Руси, так как от других союзов толку было мало. Кровные узы также помогали избегать войн, в случае нападения противника предусматривали активную поддержку и помощь, обогащали казну и развивали все сферы жизни княжества.

Заключение

Исторический портрет Ярослава Мудрого: кратко Исторический портрет Ярослава Мудрого открывает нам всю глубину мысли князя, его дальновидность и аналитический склад ума. Он точно знал, что нужно для развития державы и чётко придерживался своего плана. Благодаря ему, Русь достигла апогея своего развития. Экономика, торговля, искусство и строительство находились на наивысшем пике. Государство не только процветало, оно заявило о себе на политической мировой арене. С Русью считались, её уважали и почитали.

Какими же были наследники Ярослава, князья Древней Руси? Кто они? Исторические портреты показывают, что достойного последователя у Мудрого не было. Ни один из его сыновей не смог решительно пойти по стопам отца, поэтому такого развития Русь в те далёкие годы больше не видела. Все достижения князя потихоньку угасали, темпы развития снижались, а потом и вовсе сошли на нет. Надвигались тёмные средневековые часы, Смутное время. Русь как будто забылась в летаргическом сне, дожидаясь нового сильного и мудрого правителя.

fb.ru

Древняя Русь. Исторические портреты С6.

Приветствую дорогих читателей сайта и в этом посте я продолжу разговор, посвященный С6. Сегодня будут приведены 6 авторских исторических портретов с Юрия Долгорукого до Дмитрия Донского, все эти исторические портреты написаны на максимальный балл и соответствуют всем критериям оценки работы С6 на ЕГЭ. К слову, рекомендую добавить данный сайт в закладки, чтобы ничего интересного не пропустить

Юрий Владимирович Долгорукий — исторический портрет С6

Время жизни: конец 11 века- середина 12 века  ( ~ 1091—1157 гг. )

Годы правления: 1125—1157 гг.

Жил в конце XI — середине XII века. Правил в Суздале, Ростове, Перьяславе, Киеве с 1125 по 1157 гг. Прозвище «Долгорукого» получил за частое вмешательство на чужие земли. В его правление можно выделить следующие направления деятельности.

Внутренняя политика:

1.1. Началом внутренней политики Юрия стала борьба за великое княжение Киевское. По дороге в Киев, перенес центр княжества из Ростова в Суздаль, стал первым независимым князем Северо-Восточной Руси, подчинил себе Муром, Рязань, захватил земли по берегам Волги, покорил Волжскую Булгарию, разбил войска Киевского князя Изяслава и незаконно овладел Киевом, в следствие чего вернулся обратно в Суздаль, т.к. нарушил правило Ярослава Мудрого – лествицу.  К середине XII в. Юрий Долгорукий захватил Киевский престол.

1.2. Став Киевским князем, Юрий занялся градостроительством: построил несколько крепостей; заложил такие города, как Дмитров, Звенигород, Москва.

  1. Внешняя политика:

2.1. Юрий, по традиции начатой Владимиром Красное Солнышко, укрепил связи с Византией, путем заключения второго брака на родственнице византийского императора.

2.2.Как уже писалось ранее, до становления Великим Киевским князем в 1120 г. Юрий возглавил успешный поход на Волжскую Булгарию.

В результате свой деятельности, Юрий Владимирович, добился титула великого князя Киевского, провел успешную политику градостроительства, стал князем, положившим начало династии владимиро-суздальских и московских правителей, запомнился, как устроитель Северо-Восточной Руси. Деятельность Юрия, по сравнению с другими правителями нашего государства была довольно незначительной, но в исторической науке он ассоциируется, как основатель столицы – города Москвы.

Андрей Юрьевич Боголюбский — исторический портрет.

Время жизни: 1 четверть XII в. – конец 3 четверти XII в.

Годы правления: 1157—1174 гг.

Был сыном Юрия Долгорукого. Свое прозвище «Боголюбский» получил, за основание своей западной резиденции в Боголюбово, где проводил все свое свободное время. После смерти отца Андрей унаследовал Киевский престол, но отказался от него в пользу правления в Ростове, Суздале и Владимире. Основные направления деятельности Андрея Боголюбского.

  1. Внутренняя политика:

1.1. Разгром Киева. Андрей Юрьевич упорно боролся за покорение своей власти Новгорода и вел сложную военную политику на юге Руси. В 1169 г. Киев восстал против своего князя. В итоге, Андрей покарал Киев, разгромив его. После покорения Киева своей власти, он все же заставил признать себя Великим князем, не покидая своих городов Суздаля, Ростова и Владимира. Киев потерял свое вековое старейшинство и был разграблен. После разгрома Киева, он перенес центр православной столицы — вывез из Вышгорода во Владимир одну из самых почитаемых святынь – икону Владимирской Божией Матери. Своими действиями Андрей Юрьевич, пытался создать обособленную от Киева Владимирскую митрополию, но константинопольская церковь сделать этого не позволила.

1.2. Ввел такие праздники, как спас (1 августа) и покров (1 октября)

1.3. Строительство храмов. В правление Андрея Боголюбского, была возведена церковь Покрова на Нерли и Успенский собор во Владимире.

  1. Внешняя политика:

2.1. В 1164 году, Андрей организовал свой первый военный поход на Волжскую Булгарию, который закончился весьма успешно.

2.2. В 1172 году, был проведен второй военный поход на Волжскую Булгарию, который также, как и первый, окончился успехом.

Итоги деятельности:

Итогами внешней политики Андрея Юрьевича Боголюбского, стали удачные походы на Волжскую Булгарию. Результатами этих двух походов было взятие булгарского города Бряхимова, полное сожжение трех других городов, полное их разграбление. Этот правитель в годы своего правления, вел очень успешную внутреннюю политику. Он превратил владимирские земли в мощное Владимиро-Суздальское княжество, ставшее одним из самых влиятельных на Руси. Владимирский князь оставил после себя огромное культурное наследие. Церкви, храмы, праздники, соборы, главная резиденция князя – неоценимый вклад в русскую культуру.

 

Исторический портрет Всеволода III Большое Гнездо

Время жизни: середина XII в. – 1 четверть XIII в.

Годы правления: 1176—1212 гг.

После смерти князя Андрея, его политику продолжил его брат Всеволод III Большое Гнездо, получивший свое прозвище за то, что у него было очень много сыновей. Всеволод жестоко отомстил за смерть брата, и одержал победу над боярством. По сути во Владимиро-Суздальском княжестве становилась монархическая форма правления. Основные направления деятельности Всеволода Большое Гнездо.

  1. Внутренняя политика:

1.1. При Всеволоде его княжество стало сильнейшим на Руси. Он пытался подчинить своей власти Новгород, расширив территорию своего княжества за счет Новгородских земель. Также он смог подчинить своей власти Киев, Чернигов, Рязань, Новгород, Переяславль-Южный. Причины успеха Всеволода — опора на новые города, такие, как Владимир, Дмитров, Кострома и Тверь, где боярство было относительно слабым, а также Всеволод старался опираться на дворянское сословие.

1.2. Строительство храмов. Всеволод также возводил и реконструировал памятники культуры. В его правление был реконструирован Успенский собор, построен Дмитриевский собор, Рождественский собор, а также Владимирский детинец.

  1. Внешняя политика:

2.1. Всеволод, как и его отец и брат, успешно воевал с Волжской Булгарией.

2.2. Также Всеволод весьма успешно отражал набеги половцев, тем самым защищал южные границы Руси от нападения вместе с Владимирским, Рязанским и Суздальским князьями.

Итоги деятельности:

В правление Всеволода Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Заключил два выгодных торговых договора с Волжской Булгарией, участвовал в удачных походах против половцев. Он расширил свои владения, подчинил Новгород и Рязань. Также, как и его брат Андрей, внес неоценимый вклад в русскую культуру.

 

Александр Ярославович Невский С6

Время жизни: 1 четверть XIII в. – 3 четверть XIII в.

Годы правления: 1252—1263 гг.

Александр Ярославович Невский – Новгородский, Киевский князь. знаменитый русский полководец, знаменитый своей богатой внешней политикой. Основные направления деятельности Александра Невского.

  1. Внутренняя политика:

1.1. Александр Невский в годы своего правления несколько раз посещал Орду, сотрудничая с ней. После помощи в проведении переписи населения он получил ярлык на Великое княжение. С другой стороны, князь шел против монголо-татар, предотвращая их набеги на Русь, проводя политику «Меч на западе, мир на Востоке».

1.2. Александр Ярославович, также, как и его предшественники, проводил строительную политику. Он реконструировал и создавал храмы, соборы, города.

  1. Внешняя политика:

2.1. Невская битва со Швецией – 15 июля 1240 года.

2.2. Ледовое побоище – 5 апреля 1242 года.

Итоги деятельности:

Положил начало сотрудничеству русских князей с Ордой. Внес небольшой, но важнейший вклад в русскую культуру, а по итогам внешней политики он спас Русь от сокрушительных набегов войск монголо-татар и шведов.

Иван Данилович Калита — исторический портрет С6

Время жизни: 4 четверть XIII в. – 2 треть XIV в.

Годы правления: 1328—1340 гг.

Владимирский, Новгородский, Московский князь – Иван Данилович Калита, сын Даниила Александровича – основателя династии московских князей. Иван I, внес огромный вклад в укрепление Московского княжества. Основные направления деятельности Ивана Калиты.

Внутренняя политика:

1.1. Перенес резиденцию митрополита Петра в Москву, чем увеличил влияние Московского княжества на Руси.

1.2. Укрепил самодержавную власть, рядом реформ – установил новый порядок престолонаследия, ввел земледельческий закон, распространил свое влияние на земли Северо-Восточной Руси.

1.3. Строительство храмов и соборов. При Иване Калите был построен Успенский собор, Собор Спаса на Бору, Архангельский собор, церковь Иоанна Лествичника.

Внешняя политика:

2.1. Иван Первый, своей политикой создал крепкие взаимоотношения с Золотой Ордой. Закрепил сбор дани с русских князей. О нем говорили, как о «Собирателе земли русской»

2.2. Получил ярлык на Великое княжение, за помощь Ордынцам в карательной операции Твери.

Итоги деятельности:

Иван Калита внес большой вклад в объединение русских земель, возвысил Москву над другими княжествами Руси, установил крепкие мирные отношения с Золотой Ордой, а также внес большой вклад в русскую культуру XIII-XIV веков.

Исторический портрет Дмитрия Ивановича Донского

Время жизни: середина XIV в. – IV четверть XIV в.

Годы правления: 1363—1389 гг.

Дмитрий Иванович Донской, Владимирский и Московский князь, сын Ивана Красного. Прозвище «Донской» он получил за блистательную победу к Куликовской битве. Основные направления деятельности Дмитрия Донского.

Внутренняя политика:

1.1. Продолжал политику «собирания русских земель» Ивана I Калиты.

1.2. Сохранил право Московского князя на великое Владимирское княжение. В итоге этой борьбы Дмитрий Иванович с поддержкой Церкви, со­хра­нил право московских князей на ве­ли­кое княжение во Владимире.

Внешняя политика:

2.1. Битва на реке Воже 1378 г. – победа русских войск.

2.2. Куликовская битва 1380 г. – победа русских войск.

2.3. Отражение набегов литовских войск (литовско-московская война) – победа русских войск.

Итоги деятельности:

В результате своего правления, Дмитрий Донской смог объединить Московское и Владимирское княжества, вел чрезвычайно активную внешнюю политику с Золотой Ордой, Литвой, Тверью. После битвы на Куликовом поле раз­ру­шил убеж­де­ние о не­по­бе­ди­мо­сти Зо­ло­той Орды, укрепил великокняжескую власть и московский авторитет.

 

Вот такие исторические портреты, дорогие друзья! Надеюсь они помогли Вам окончательно повторить период Древней Руси. Также для успешного решения тестов ЕГЭ и ГИА рекомендую запомнить ряд терминов, ссылка на которые указана ниже. До встречи в следующем посте ))

 

Также для написания классных исторических портретов на максимальные баллы я рекомендую Вам приобрести книгу Романа Пазина «150 исторических личностей: материалы для подготовки к ЕГЭ». Данная книга содержит все нужные материалы для подготовки к ЕГЭ по истории, а в отдельности, для написания задания 40/С6 (исторический портрет)

 

[urlspan]ПРИОБРЕСТИ КНИГУ МОЖНО ЗДЕСЬ =>>[/urlspan]

©  Иван Некрасов 2014

xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

иконы святого, портреты в летописях, статуи, памятники и скульптуры.

Владимир Святославич — один из самых прославленных правителей Древней Руси. На протяжении веков художники изображали князя в иконописи и графике, живописи и скульптуре. Рассказываем, как с течением времени менялся образ князя Владимира в русском искусстве.

Искусство Древней Руси

Неизвестно, когда именно Владимир Святославич был канонизирован, но, судя по иконописным образам, в XV веке его почитали как святого. Часто иконописцы изображают князя с сыновьями — невинноубиенными Борисом и Глебом, как на иконе из Софийского собора в Новгороде (слева). В XV веке, когда Константинополь был захвачен турками, русским правителям было особенно важно подчеркнуть преемственность Руси от Византии, и Владимира начинают изображать подобно византийскому императору. На фреске Дионисия (справа) изображена византийская императрица Ирина с сыном. Можно отметить большое иконографическое сходство русского князя с правителями Византии: на голове Владимира — золотая корона, которую русские князья не носили, а одет он в византийское украшенное золотом платье. Однако образ все же русифицирован: поверх византийских одежд на Владимире накинута подбитая мехом ферязь с длинными рукавами — одежда, характерная для Руси того времени.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 1

Икона равноапостольного князя Владимира со святыми князьями Борисом и Глебом из Софийского собора в Новгороде. Конец XV в. Музей-квартира П.Д. Корина

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 1

Дионисий. Фреска «Императрица Ирина с сыном на седьмом Вселенском соборе» (фрагмент). 1502. Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественский монастырь

Книжная миниатюра

Одни из самых ранних изображений Владимира Святославича можно увидеть в Радзивилловской летописи из собрания Библиотеки Российской академии наук в Санкт-Петербурге.

В XVII веке портрет князя появляется в «Царском титулярнике», также известном как «Большая государева книга, или Корень российских государей». «Титулярник» был создан в 1672 году в Посольском приказе для правящего государя Алексея Михайловича Романова. Здесь князь Владимир изображен уже не как византийский, а как западноевропейский правитель: вероятно, работавшие над портретом живописцы Оружейной палаты ориентировались на известные им по гравюрам портреты средневековых западноевропейских монархов.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 8

Портрет князя Владимира из «Царского Титулярника». 1672

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 8

Портрет короля Англии Эдуарда II (1284-1327). Англия, ок. 1640 года. Национальная портретная галерея, Лондон

Барокко

Историческая живопись приходит в Россию в XVIII веке. Русские художники этой эпохи заимствуют из европейского искусства стилистику и сюжеты, обращаясь, в основном к античным темам. Но были и редкие исключения: так, основоположник русской исторической живописи Антон Лосенко (1737–1773) изображает эпизод сватовства князя Владимира к дочери полоцкого наместника Рогнеде. Хотя для картины выбран сюжет из истории Древней Руси, в остальном автор склоняется к западноевропейской живописной традиции, которая в России на тот момент пользовалась большей популярностью. Перед нами галантная дворцовая сцена, хотя в реальности Владимир взял девушку в жены против ее воли, убив ее родителей у нее на глазах. Лосенко одевает своих персонажей на европейский манер: на князе Владимире фантазийный головной убор со страусиными перьями, мантия, подбитая горностаевым мехом, — атрибут западноевропейских монархов, пришедший на Русь в петровские времена. Владимир изображен без бороды, что приближает его к образу западноевропейского правителя того времени. За спинами персонажей — стена дворца, декорированная пилястрами (такие украшения в Россию также пришли в эпоху петровского барокко).

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 9

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. ГРМ

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 9

Франц Кристоф Яннек. Галантная пара в интерьере. Середина XVIII в. Частное собрание

Классицизм

Казанский собор в Санкт-Петербурге, построенный в 1801–1811 годах, декорирован многочисленными скульптурными изображениями, выполненными лучшими мастерами тех лет: Степаном Пименовым, Иваном Мартосом, Федором Гордеевым, Василием Демут-Малиновским. Статуя Владимира, выполненная Степаном Пименовым, изображает князя в виде античного героя, а не средневекового правителя. В начале XIX века в русском искусстве господствовал классицизм, и художники вдохновлялись греческой и римской скульптурой: князь Владимир одет в легкую античную тунику и обладает телосложением олимпийского атлета.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 3

Степан Пименов. Статуя князя Владимира. Фасад Казанского собора. 1801-1811. Санкт-Петербург

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 3

Геракл. Древний Рим. I-II вв. н.э. Государственный Эрмитаж

Историзм

В конце XIX века во всех европейских странах появляется интерес к собственной истории: проводятся археологические экспедиции, фольклористы изучают народные обычаи и устное народное творчество. Произведения на исторические сюжеты, созданные русскими художниками, уже не выглядят адаптированными копиями западных образцов (однако говорить об исторической достоверности их работ в современном понимании этого слова сложно, в частности потому, что археологическая наука была развита недостаточно хорошо, чтобы художники могли правильно реконструировать реалии предыдущих эпох).

Особенно часто князю Владимиру посвящают храмы и живописные произведения во второй половине XIX века, в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси. Памятник Владимиру в Киеве был сооружен в 1853 году. Его высота составляет 20,5 метра, постамент украшен барельефами с изображением Крещения Руси, герба Киева и звезды ордена Святого Владимира. Восьмигранный постамент стилизован под колокольню русской церкви, нижний ярус завершается кокошниками, которые украшают фасады многих церквей начиная с XVII века.

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру. Петр Клодт (статуя князя), Василий Демут-Малиновский (барельефы на постаменте), Александр Тон (пьедестал). 1853. Киев

В 1862 году, к 1000-летию русской государственности, в Новгороде установили многофигурный монумент «Тысячелетие России». Силуэт многоярусного монумента напоминает форму колокола, в верхней части — держава, вокруг которой расположены шесть скульптурных групп. Князь Владимир изображен в композиции «Крещение»: рядом с ним — славянская женщина и мужчина, низвергающий языческого идола. Скульпторы сочетают элементы классицизма, такие как орнамент из лавровых листьев, с древнерусскими узорами.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 4

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 4

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман. Монумент «Тысячелетие России». 1862. Великий Новгород

Тщательная проработка костюмов на картине Григория Седова говорит об осознанном желании максимально приблизить изображение к историческим реалиям Средневековья. Интерьер, в который помещены персонажи, уже не похож на западноевропейский дворец, это древнерусские палаты.

Григорий Седов. Обращение Владимира в христианство. 1866

К 900-летию Крещения Руси в Киеве заложили собор Святого Владимира, но к 1888 году закончить его отделку не успели. Над интерьерами собора работали ведущие живописцы, в том числе Виктор Васнецов: он создал фрески на сюжеты крещения Владимира и Крещения Руси. В композициях Васнецова очевидны византийские мотивы: Владимира крестят в восьмигранном пространстве баптистерия, украшенного мозаиками по византийскому образцу. В Крещении Руси князь предстает в образе императора — в короне и золотых одеждах, — как и на древних иконах.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 5

Виктор Васнецов. Крещение князя Владимира. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 5

Виктор Васнецов. Крещение Руси. Эскиз фрески Владимирского собора в Киеве. 1880-е

Авангард

Эскиз костюма. Князь Владимир. Опера «Рогнеда»

Русская старина служит источником вдохновения и художникам-авангардистам. Особенно интересует их народное искусство — лубок, для которого характерна плоскостность и некоторая карикатурность персонажей, а также яркие, почти кричащие цвета. На эскизе ученицы Николая Рериха и Ивана Билибина Александры Щекотихиной-Потоцкой к постановке оперы «Рогнеда» 1916 года (из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина) фигура Владимира изображена плоскостно, без светотеневой проработки, а детали лица прописаны нарочито просто: они непропорциональны и напоминают о лубочных картинках.

Современная живопись

Начиная со времен перестройки, князю Владимиру было посвящено немало монументов и живописных работ. Владимир изображен на первом плане работы Ильи Глазунова «Вечная Россия». За спиной князя — свержение языческого идола. Глазунов подражает манере иконописцев: персонажи у него плоскостные и почти статичные. О языческом прошлом Владимира говорит ферязь, украшенная языческими солярными символами.

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 6

Илья Глазунов. Вечная Россия. 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 6

Илья Глазунов. Вечная Россия (фрагмент). 1988. Московская государственная картинная галерея Ильи Глазунова

Современная скульптура

В конце ХХ - начале XXI века памятники князю Владимиру появились не только в России, но и за рубежом, в том числе в Лондоне (Великобритания) и Торонто (Канада).

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Лео Мола. 1988. Лондон

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Памятник Святому равноапостольному великому князю Владимиру. Крым, Севастополь. Фотография: Щеголева Ольга / Фотобанк Лори

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Сергей Исаков. 2009. Владимир

Князь Владимир в русском искусстве. Галерея 7

Памятник святому равноапостольному князю Владимиру- крестителю Руси в Белгороде. Фотография: Алексей Шаповалов / Фотобанк Лори

www.culture.ru

О внешности князя Святослава - Древняя Русь

Часть 1.

На днях был юбилей разгрома князем Святославом Хазарии. К этому дню, во многих журналах появились картина (неизвестного мне художника), с изображением Святослава.

Я все думал, стоит ли об этом писать или нет и решил все таки написать. Потому что терпеть дальше изображение русского князя в виде полутюрка-полупротоукра уже нет никаких сил.

К сожалению точно таким же Святослав изображен и на известном памятнике скульптора Клыкова. Похоже подобный облик просто превратился в стереотип и его узнавание массами сильно облегчает жизнь художников.

Разберем возражение против такого изображения русского князя.

1. Во-первых, самое важное - антропологические характеристики. Святослав ни при каких условиях не мог выглядеть так, будто бы это тюркизированный украинец проживающий в Лвiве. То есть ни при каких условиях Святослав не бог иной внешности кроме как североевропейской. То есть в нем не может быть ни динарских, ни туранидных признаков. Портреты русских князей более позднего времени, прямых потомков Святослава, выполненые по методу реконструкции М. Герасимова подтверждают нам исключительно североевропейский фенотип рода Рюриковичей.

2. Во-вторых, сразу бросается в глаза внешний вид князя. Не буду опровергать или доказывать наличие оселедца у Святослава, хотя сам по себе перевод описания его внешности у Льва Диакона неоднозначен и допускает различные толкования. Отмечу только тот факт, что собранные в пучок волосы и усы как признак военного сословия фиксируются у франков и готов, так что Святослав вполне мог обладать этими признаками. Но вот помимо этого у князя просто обязана была быть борода. Это связано с тем, что русы, так же как и германцы, скандинавы, славяне носили бороду просто в обязательном порядке. aquilaaquilonis изучая греческий оригинал текста Диакона обнаружил, что Безбородость Святослава в переводе М.М. Копыленко (Лев Диакон. История. М., 1988) является ошибкой переводчика. В греческом оригинале значится pogon epsilomenos, что на самом деле означает "редкая борода". Причем на латинский язык описание Святослава из источника было переведено как barba rara, т.е. "с не густой бородой". Также есть свидетельства современников, таких как Ибн - Хаукаль "Некоторая часть русов бреет свою бороду, другие завивают ее наподобие гривы и красят шафраном."Учитывая то, что бритье бороды было типично тюркским признаком, просто нелепо наделять русского князя, для которого потеря бороды считалась бесчестьем (как и для каждого германца и славянина, это зафиксированно и в кодексе законов - "Русской правде") таким не свойственным ему отличием.

Вот так должен выглядеть русский князь времени Святослава.

Часть 2.

о внешности князя Святослава, начатые несколько дней назад.

Начнем с визуализации. Приведу реконструкцию внешнего облика князя Святослава выполненную одним из самых известных иллюстраторов-реконструкторов Средневековья А. Мак-Брайдом.Эта иллюстрация свидетельствует нам о том, что в Европе никто не считает Святослава укро-тюркским метисом. Совершенно правильно показан североевропейский фенотип, не имеющий ничего общего с южными динароидными чертами, которые приписывают Святославу украинские историки, с вполне очевидной политической целью превратить русского князя в запорiжского козака.

Теперь разберем аргументы сторонников теории smeldingа.

1. Связь внешнего облика с традиционным изображением Перуна.Однако если мы обратимся к летописному описанию идолов Перун, то увидим там следующее: "И нача княжити Володимеръ въ Києве єдинъ. И постави кумиръı на холму. Вне двора теремнаго. Перуна древяна. А главу єго сребрену. А оусъ златъ." (Лаврентьевская летопись).Очевидно, что в описании не говорится ни о какой бритой голове Перуна, он изображен с белыми (серебрянными) волосами и золотыми усами. Скорее всего (руководствуясь правилом, что источники не описывают очеивдное, но обращают внимание на заметные отличия) волосы и борода Перуна были серебрянные, а усы золотые, тем самым выделяясь на лице идола. Более того, как сообщают нам летописи - если у человека, проходящего мимо Перуна, не было ничего для принесения жертвы, то тогда жертвовали волосы с головы и бороды.

Изображение Трокского идола Перуна. Борода хорошо видна.

2. Отсутствие традиции ношения бороды при первых киевских князьях.Можно сколько угодно говорить что первые киевские князья не носили бороды, но в Судной грамоте князя Ярослава Владимировича (первая четверть XI в.) прямо говориться: "Аще пострижеть голову или бороду – епископу 12 гривен, а князь казнить". Текст закона относится ко времени отстоящем от правления князя Святослава на 40-50 лет. И в нем уже отмечено, что утрата бороды - одина из тягчайших обид - карается казнью. Очевидно, что за столь короткий срок, представления о чести и бесчестии не могут столь радикально изменится.

Причем надо отметить, что в Пространной редакции "Русской правды" (последняя четверть XI в.) наказание за повреждение бороды существенно уменьшается: "О бороде. А кто порветь бороду, а въньметь знамение, а вылезуть людие, то 12 гривен продаже...". То есть спустя 60 лет после выхода Судной грамоты Ярослава, потеря бороды воспринималась как бесчестье, но уже не каралась столь строго.

3. Бритье волос и бороды славянскими народами.Если мы исследуем тему бритья волос и бороды славянскими народам, то обнаружим, что оно было весьма мало распространено, а там где фиксируется было следствием влияния иных народов.Так например в хронике архиепископа Дитмара говорится, что мораване брили бороду и усы, а голову коротко остригали по примеру живужих рядом с ними мадьяр (то есть не европеоидных кочевников пришедших из степи). Миниатюры Вюльфенбюттельского кондекса (кон. X в.) показывают нам бородатую и длинноволосую чешскую знать. Точно такие же изображения чехов даны в Вышеградском кодексе (1085 г.). (Нидерле Л., "Славянские древности").Изображение из Вышеградского кодекса. Борода хорошо видна.

4. Связь прически русов с знатностью и военным сословием.Академик В. Янин: "...есть замечательное свидетельство Жильбера де Лануа, приезжавшего сюда в начале XV века: «В Новгороде все заплетают косы. Мужчины — одну, женщины — две». На рельефе из немецкого города Штральзунда того же примерно времени у новгородцев заплетены в косы и волосы, и бороды. Но таков был европейский канон изображения вообще всех людей с Востока, в том числе половцев, татар. Есть икона XV века «Молящиеся новгородцы», там бояре тоже с косами. И то же самое видно на деревянных скульптурках XI века. Эта прическа была характерна для элиты".

Археологические материалы новгородских раскопок. В июле 1995 года во время работ на Троицком XI раскопе было обнаружено целиком сохранившееся деревянное навершие, набалдашник которого был выполнен в виде объемного скульптурного изображения мужской головы. Лицо довольно выразительное, с короткой бородой и четко выделенными зубами. Прическа представляет собой прядь волос, заплетенных в тугую косичку.Борода и длинные волосы заплетенные в косичку материалы Троицкого раскопа.

5. Изображения князей раннего киевского периода на монетах того времени.Если мы посмотрим на монеты (златники и серебренники) Владимира, то обнаружим там следующую картину.Серебренник Владимира Святославовича. Борода у князя очень хорошо заметна (косая линия на побородке, ниже линии усов).

Златник Владимира Святославовича. Также хорошо заметна небольшая борода (при этом щеки князя бритые).

Часть 3.Сторонники теории smeldingа продолжают радовать меня своими креативами.Теперь мне было подан в качестве убойных аргументов следующий набор:

1. Изображение Перуна из Радзивилловской летописиДа в радзивилловской летописи есть такое изображение, которое некоторые считают Перуном. На нем можно при желании усмотреть бритую голову и оселедец.

Но в этой же летописи есть и другое изображение, также считающееся Перуном, у которого на этот раз есть и волосы и борода.То есть помимо очевидных расхождений данных летописи (показывающих и вариант бритый и вариант с бородой и волосами) мы видим очень интересную деталь. "Перун" изображен с атрибутами ему не свойственными - копьем и щитом. Уже одно это позволяет усомниться в правильности атрибуции самой миниатюры и следовательно отвергнуть данный довод.

2. Изображения на монетах Ярослава МудрогоЗдесь вообще не довод в пользу гипотезы об оселедце и усах, а какой то анекдот. На монетах Ярослава Мудрого не изображался киевский князь, а чеканилось изображение Св. Георгия, что можно легко увидеть по нимбу, копью, щиту и надписи на монете.

3. Изображения в Радзивилловской летописиСитуация такова, что ссылающиеся на миниатюры расчитывают на то, что те, кто будет читать их рассуждения не видели иллюстраций из древних русских летописей. А там мы можем наблюдать совершенно противоположное их рассказам.

4. Изображения в Изборнике СвятославаВ этом сборнике действительно есть единственная миниатюра в которой пристутвуют князья без бород (но отмечу и без оселедцев). Однако эта миниатюра содержит и изображение князя с небольшой бородкой, очень похожей на ту с которой изображались князья Владимир и Ярослав. также надо отметить, что из четверых безбородых - трое это юноши, дети Святослава Ярославича. Так что пример этой миниатюры по меньшей мере очень спорный и ничего не доказывающий.

Дополнения:Изображение князя Святослава из Радзивилловской летописи. Комментарии излишни.

Икона Св. кн. Глеба. Вторая четверть XI века. Еще один источник близкий по времени к Изборнику Святослава. У князя хорошо видна небольшая клиновидная борода.

В данном посте приведен полный текст с иллюстративным материалом. источник и комментарии доступны по ссылкам в текссте. Иллюстрации в связи с значительным объемом трафика убраны под кат.

oldrus.livejournal.com