Славянская мифология. Белый волк. Как звали предводителя волчьих стай по преданиям древней руси


Волк в славянской языческой мифологии

Славянская Лавка. Кумиры (идолы), этническая посуда, обереги, натуральная косметика

Волк

Волк

Волк (Собака) — Зверь Дажьбогов

Волк — хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам — сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк — тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков, и это не удивляло даже древних греков, мало знакомых, с которые знакомы с перевоплощением в иной облик. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя — «серый», «лютый». Слово «волк» вслух не произносилось. Во многих сказках волк — это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату — коня или скот. В этой волчьей особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши — отдай сполна», ныне мы его знаем, как закон сохранения энергии.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала Славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотиться в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк — существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой — хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня — наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка — середина зимы. Цвета — серый, белый, черный

Пословицы и приметы:

- Волка нога кормят

- Либо с волками выть, либо съеденным быть

- Сытый волк смирнее ненасытного человека

- Таскал волк, потащат и волка

- Сколько волка не корми, все в лес тянет

- Волки появляются в селениях — голоду.

- Волк дорогу перейдет — к счастью

Похожие Статьи

Вконтакте

Facebook

Google+

LiveJournal

Одноклассники

Мой мир

Twitter

slaviy.ru

Волк в славянской культуре

Говорить про волка в славянской культуре можно долго. Волк второй по значению славянский персонаж. Судя по сегодняшним тенденциям волк даже опережает медведя по популярности. Давайте разбираться подробнее. Волк это коллективное животное, наделённое мощью, скоростью, и разумом лесного хищника. Волки сбиваются в стаю, где есть вожак. Вот культ вожака волчьей стаи и обыгрывают многие направления родноверия, и прочие идеологических направлений.

 

Волк

 

Волк — это и символ бесстрашия. В любой схватке волк борется до победы или до смерти.Волк не подбирает падаль, а значит — это и символ чистоты.Волк живет семьей, ухаживает только за своей волчицей-женой, и сам волк-отец воспитывает своих детей-волчат. У волков не существует такого порока, как прелюбодеяние. — Волк — это и символ высокой нравственности, преданности семье. (Чего не скажешь о самцах других животных.)Волк — символ справедливости и честолюбия. В обычных условиях волк не допустит, со своей стороны, обидеть более слабого.

 

В скандинавской мифологии сидящий на высоком престоле за пиршественным столом Один пьет только вино и не притрагивается к еде — он бросает ее двум волкам, которые лежат у его ног. Эти волки были чудесными помощниками Одина, символом боевой дружины.

 

Другой гигантский волк находится на западной стене Вальхаллы — это Фенрир, скованный волшебными путами.В славянской народной традиции волку присуща хтоническая символика, в облике волка появляются умершие; в русских сказках волк может доставить героя в иное царство, он имеет отношение к подземным кладам.Волк, единственное животное, на которое не рапространяются правили сезонной охоты.Волка можно убивать круглый год. ( В Европпе волк истреблён полностью….)

 

Нельзя не упомянуть и о волкодлачестве, которое рассматривается как оборотничество и поэтому идёт максимальное отождествление человека и волка. Именно поэтому это второй по значимости зверь который есть в славянской ведической культуре. Именно возможность и желание человеку иметь возможность оборачиваться в волка и делает этого животного таким магически привлекательным объектом для тотемизирования. Говоря о тотемизировании нужно учитывать тот момент, что зубы и когти волка рассматриваются как обереги от злого и являются талисманами на ловкость, зоркость и силу. В христианстве, волк приобрёл негативную окраску. он обязательно злодей, ворующий домашний скот. Волк, в их представлении вредит человеку. Вот это двойственность отношения к волку и отобразилась в русских сказках, где волк то помогает герою, то является персонажем негативным. Волк интересный тотемный зверь который требует детального изучения, но и так понятно что он является неотъемлемым персонажем славянской культуры.

artsgtu.ru

Тотем волка или волчья история.

ишпакай Волки одни из самых умнейших и хитрейших животных тундры.  О волках сложено легенд наверное столько же, сколько о медведях, хотя, в отличии от последних, очень немногие охотники могут похвастаться, тем что видели волка, не говоря уже о том, что охотились на них. Исторически и психологически сложилось, что волк абсолютно отрицательный «персонаж», которого непременно нужно уничтожить. Особенно сильная пропаганда призовой волчьей охоты была развёрнута в советское время, когда облавы произовдились не только с наземной техники, но и с вертолётов. Сейчас подобная практика тоже существует, но в гораздо меньших масштабах. Причина призовой волчьей охоты проста, волки — угроза одомашненым стадам северного оленя. Старики-оленеводы, подобную практику не поддерживали, по крайней мере многие из них.  И вот почему.

Там, где олени, там и волки, это прописная истина для чукотских оленеводов.  Возле каждого стада живёт волчья семья, которая «считает» это стадо своим «огородом». Связка «олень-волк-человек» очень хрупкая. Если оленеводы — разгильдяи, то волки рано или поздно стадо разгонят. Но если оленевод правильно окарауливает стадо, волки не «безобразничают» и подрезают в основном больных оленей.

Но если человек вышел «на тропу войны» и начал истреблять волков, то волчья мстя не заставит себя долго ждать. Уцелевшие волки, а уничтожить сразу всю волчью стаю получается крайне редко, при малейшей оказии будут резать домашних оленей сверх нормы. Если в окрестностях выпаса оленьего стада вся волчья семья истреблена, ей на смену, через какое-то время, приходят новые волки. И первое, что они устраивают — «олений террор». Смысл этого действа — вселить панический страх в оленье стадо. Через какое-то время волки «обустроившись» на новой территории воспримут это стадо, как своё, но до этого момента большое количество оленей будет зарезано. Как ни странно «свои» волки тоже  охраняют оленье стадо. Только от других волков. Поэтому устравать облавы на своих волков, значит накликать беду.

Философия сожительства оленеводов с волками строилась на понимании единства всего живого. «Волк тоже кушать хочет» и «сами не углядели», — примерно так понимались волчьи потравы. Подобный «волчий налог» был естественным и обыденным в натуральном хозяйстве чукотских оленеводов. Попытку его отменить, могла прийти в голову только советскому (теперь российскому) хозяйственнику. Сегодня за 20 голов волка Правительство округа дарит снегоход, но оленей от этих антиволчьих меропориятий больше не становится, а вот списание производственных потерь в оленеводстве на волков по прежнему высокое. Кто виноват? Волки!волч.холодильник

Эта фотография — наглядная демонстрация волчьей хитрости и человеческого (пастушьего) разгильдяйства. Во время тёплой пурги волки загнали небольшой олений откол в низинку между двух бугров. И не позволили им из него выйти. Олени не в силах выбраться из волчьей засады были заметены снегом и замёрзли от переохлаждения. Пурга закончилась, ударили морозы и у волков появился «холодильник» с мясом.

Предания о волчице-прародительнице и волке-предке имеют глубокие исторические корни. Н.Я.Бичурин, ссылаясь на китайскую летопись VII века, сообщает, что тюрки-тугю произошли от волчицы: однажды враги истребили целое племя, в живых остался только десятилетний мальчик. Его спасла от голодной смерти волчица, приносившая ему мясо. Когда мальчик подрос, волчица родила от него десять сыновей, ставших впоследствии родоначальниками десяти тюркских родов. В их числе был и Ашина, легендарный предок знаменитого в тюрко-монгольском мире рода Ашина, с которым были связаны родословные ханских династий голубых тюрков, караханидов, хазар, монголов, в том числе и чингизидов. Волчица выступает как прародительница в чувашских генеалогических легендах. Мотив брачного союза юноши и волчицы развивается также в казахской сказке «Джигит и волчица». А другой род древних тюрков — гао-гюйцы считали, что их предком является волк. В предании, включенном в китайскую хронику, говорится, что у хуннского хана (шаньюя), родились две дочери необычайной красоты, которых он хотел отдать Небу. Для этого он поселил дочерей в необитаемом месте в высоком доме в виде башни. Спустя четыре года под башней вырыл нору старый волк: он стал днем и ночью охранять жилище сестер, издавая вой. Младшая сестра, считая прибытие волка добрым предзнаменованием, сошла вниз, несмотря на протесты старшей сестры. Она вышла замуж за волка и родила сына. Потомство от них размножалось и составило целое государство.Племена, считавшие своим прародителем волка, были и у древних монголов. Отцом монгольского племени Берсит, по преданиям, являлся волк, матерью — маралуха, которые жили в лесу возле озера. От них родился сын, родоначальник берситов. Начало рода, к которому принадлежал Чингис-хан, положили Борте-чино («сивый волк») и Хо Марал («каурая лань»). С вышеупомянутыми легендами перекликается древнетюркский обычай, согласно которому люди, желая узнать пол новорожденного, спрашивали: «Родился волк или лисица?» Волк был символом мужского начала.волк и дама

Мотив «волчица-кормилица и воспитательница» был устойчивым элементом в древнетюркской мифологии. В алтайском сказании «Ак тайчи» белый волк, спасая новорожденного ребенка от хозяина потустороннего мира Эрлика, уносит его в пещеру и кормит молоком диких маралух. В киргизском предании говорится, что родители во время перекочевки оставили на стоянке мальчика-калеку. Ребенка вскормила своим молоком волчица. В мифах чувашей волчица представляется не только как прародительница, но и как кормилица и воспитательница их первопредка. Бурятское племя Эхирит считает своим предком мальчика Чоно, выкормленного волками, потому они получили название чонорудских бурят (чоно — волк). С данными сюжетами перекликаются осетинское предание о том, что нарт Сауайя был вскормлен волчьим молоком, а Сослан закален в нем; древнеперсидская легенда о волчице, воспитавшей Кира; древнегреческий миф об Акалле, внучке Зевса, которая родила от Аполлона сына Милета и в страхе перед отцом спрятала его в лесу, где младенца, будущего основателя города, вскормила волчица; древнеримское предание о Капитолийской волчице, вскормившей братьев-близнецов Рема и Ромула, будущих основателей города Рима и т.д. Таким образом, в приведенных материалах евразийских народов, в том числе и у башкир, волк фигурирует как их прародитель и покровитель, выступает в роли тотемного животного.

сакская шкатулка

В конце XII в. среди приднепровских половцев была хорошо известна орда Бурчевичей (тюрк, bцri — волк, бурчевичи — волки). Её ханы Изай, Осолук, Ельдечук не раз упоминаются в летописи. Орду Бурчевичей знали и восточные авторы. Ал-Мансури именовал её Бурджоглы (Тизенгаузен, 1884, с. 540-541). Представляется вероятным, что территория, занятая некогда этой ордой, может быть локализована на речке Волчьей, притоке Самары. Картографирование каменных статуй половцев показало, что в приднепровских степях междуречье Волчьей и Самары — один из самых богатых находками статуй районов, что несомненно является косвенным доказательством заселённости этой территории в половецкое время.

Известно, что жизнь реальных волков во многом ритуализирована. Для них важна своя размеченная территория: своя и чужая, те или иные тропы, места предназначенные для одних целей и для других. Такая ориентация в мире как нельзя лучше подходит для мужских братств, собирающихся в то или иное время года для возрастных инициаций и каких-то других неизвестных мне вещей.

Человеку, который в наше время обнаружил свою связь с волком, следует обращать внимание на представление о своей и чужой территории в жизни. В результате он получает четкое ощущение пространства и понимает где именно он в каждый момент времени находится и какие тут правила.

Интересно то, что у волков существует довольно сложная система передачи информации (движение головы, ушей, хвоста, взгляд и пр.). Это очень похоже на знаки и жесты, которыми обмениваются воины, подбирающиеся к врагу. Также и ходить волчья стая старается след в след так, что сложно определить, сколько именно волков тут прошло.Вой волка — его яркая особенность. Своим воем они могут сообщать что-либо или просто выражать свои эмоции. Для человека — волка это также важно — научиться внятно выражать свои эмоции. Это то, на что для мужчин существует едва ли не культурный запрет в западной цивилизации. При этом внятно — не означает «разрушительным образом». И вообще, это относится не только к гневу, злости или ярости. Волк может повыть просто потому что ему хочется повыть (и для этого ему не обязательно для начала выжрать бутылку водки).Общество волков основано на иерархии. У каждого зверя есть свое место и свои функции в рамках стаи. Среди самцов, как и среди самок существует своя элита. Они редко выясняют разногласия друг с другом посредством боя. Обычно хватает взгляда, позы или рычания. Обычно волки не любят демонстрировать превосходство, однако умеют с успехом это делать. В людях эта сила тоже бывает заметна, даже если человек ничего особенного вроде бы и не делает. Волк как союзник, как считается, учит развивать в себе силу, уверенность и спокойствие, которые не требуют демонстративных доказательств. Конечно, при индивидуальном общении с духом зверя в шаманском путешествии можно научиться чему-то особому, связанному с вашей непосредственной земной жизнью.

волк

Известно что волчий тотем-тюркский тотем. По легенде, именно волчица вскормила 7 родоначальников тюркских племен от которого пошли все эти племена.По этому Волк и цифра 7 для большинства тюркских народов является священно.Но особое отношение к волчьему племени характерно для многих индоевропейских народов. Это связано с ассоциацией воинских формирований древности самих себя с волчьей стаей.

Волк в мифах, фольклоре и волшебных сказках олицетворяет свирепость, коварство, жестокость, зло, но также храбрость и победу. Кроме того, при определенных обстоятельствах волк мог стать могучим защитником беспомощных созданий. Общим для многих мифологий Евразии является сюжет о воспитании родоначальника племени (а иногда и его близнеца) волчицей. Известно множество историй о волках-прародителях: римская легенда о капитолийской волчице, вскормившей Ромула и Рема; древнеиранская — о волчице, вскормившей Кира и т.д. У степных тюркских народов волк воспринимался как родовой тотем, отсюда знамена и штандарты с волчьей головой. Герой-родоначальник, вождь племени или дружины мог называться волком или имеющим «голову (тело) волка». Волк мог служить эмблемой воинов и выступать в качестве атрибута бога войны. Важная роль отводилась волку в культе Марса в Риме и Одина в скандинавской мифологии. В хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях воины, отражая представление о волчьей стае как символе единой дружины, именовались волками и часто одевались в волчьи шкуры.

Это нашло отражение во множестве легенд и сказаний, героями которых становились благородные воины, умеющие перевоплощаться в волка, как это делали древнерусские князья-воины.беовульф

Вообще способность оборачиваться и оборачивать волками часто приписывается инородцам. Именно такое говорили скифы о неврах. А литовцы, удмурты и шведы √ о русских. Когда после русско-шведской войны 1808-1809 гг. развелось много волков, тут же пошел слух, что это русские превращают в волков пленных шведов. Слобожанские украинцы также считали, что лучше всего умеют оборачивать людей волками русские колдуны.  Распространенной формой брака, особенно с иноплеменницами, в древности было похищение-набег. Отсюда именование у славян «волками» участников свадьбы и легенды о превращении колдуном в волков целого свадебного поезда.Волколак — невольный оборотень(заколдованный насильно) — просто жалкое существо. Охотиться он не умеет, красть скотину стыдится. Потому питается чем попало и ждет, пока кто-нибудь его расколдует (например, угостив хлебом). В средневековых легендах (кельтских и французских) злая колдунья превращает в волка некоего рыцаря или принца. Он жестоко мстит ведьме, но другим людям помогает и в конце концов снимает с их помощью злые чары.

Согласно легендам, Ромул и Рем, Кир, Заратуштра были выкормлены волчицами. Такие предания восходят к тотемическим мифам. Ведь реальные дети-«маугли» приживаются в человеческом обществе с большим трудом. Волк, особенно часто изображавшийся в искусстве сарматов, видимо, был их тотемом. В нартовском эпосе осетин (потомков сармато-аланов) предком героев-нартов является Уархаг («волк»). Большую роль играет в нем бог-кузнец Курдалагон (Kurd-ala-vaergon — «кузнец — аланский волк»). Он помогает рождению героя Сосруко и закаливает его в волчьем молоке.

Немалый интерес вызывает информацияоб одном отряде легендарных скифов во главе с вождемИшпакаем. Впервые его упоминают ассирийские надписи царяАсархаддона (680-669 г. До Р.Хр.). В ту далекую порувоины Ишпакая представляли самую большую опасность нетолько для великой Ассирии, но и для других государствдревнего мира. Народы Передней Азии охватывала паника приодном только известии о появлении скифских отрядов. Неслучайны эпитеты, которыми награждают их архаическиеразделы Библии: «бедствие с севера», «великий народстраны северной», «ужас со всех сторон», «истребителинародов… колчан его – как открытый гроб; все они – людихрабрые» и т.д.В союзе с мидийцами скифы Ишпакая разбили родственныхпо происхождению киммерийцев. Античный автор Полиен,рассказывая об этом событии, утверждал, что киммерийцевразбили при помощи «отважнейших псов». Кто же скрываетсяза «отважнейшими псами» Полиена?По мнению учёных, это сообщение, в основекоторого лежит, вероятно, достоверная информация, имеетявно фольклорный характер. Эта история нередко упоминается в мифах Малой Азии. Таким образом, в фольклоре «отважные псы» это скифские воины. В этой связиотметим этимологию имени предводителя скифов – Ишпакай,восходящего к spaka «собака».

Собака и волк почитались священными ираноязычныминародами, особенно молодыми воинами. Молодые воины —члены древнеиранских мужских союзов – именовались«волками»; их жестокие обряды были связаны с этимкультом. Сказанное относится и к скифам Ишпакая, которыене только поклонялись собаке, но и во время боя приходилив неистовство, сравнимое с яростью сражающегося пса.

Следы скифских представлений о воинах-волкахсохранились в нартовском эпосе. В некоторых вариантаходин из героев эпоса – Сауай, подобно римским близнецам,выкармливается волками. Сослан, один из виднейшихнартовских героев, стал неуязвимым после того, каквыкупался в волчьем молоке. Причем, в ряде версий волчицдля этой цели сгоняет и помогает доить прародитель собакСилам. О дружбе между нартами и волками свидетельствуетряд сказаний. В одном из них умирающий Сослан предложилволку полакомиться его мясом. Однако волк благородноотказался, вспомнив многочисленные благодеяния, оказанныеему Сосланом. В сказании о «Черной лисице” волк дружескибеседует с обращенным в собаку Урызмагом, а затемпоследний помогает волкам истребить стадо своего хозяина.Наконец, первопредок правящего рода Ахсартаггата носилимя Уархаг, что в переводе означает «Волк”. Сказание обУархаге и его потомках – тотемический миф о происхожденииплемени от волка. Здесь же отметим, что имя Уархаг (вгреч. передаче Аргот) носил один из первых скифскихцарей, дед Скила.ишпакай

Резюмируя изложенное, отметим, что рассказы античнойтрадиции об «отважнейших псах” скифов связаны собщеиндоевропейскими представлениями о находившемся подпокровительством тотема-волка (собаки) мужском союзе. Ускифов особенно были развиты представления о молодыхчленах мужского союза, как двуногих волках-псах.Показательно и то, что древняя традиция подвиги скифов вПередней Азии приписывала мобильному отряду воинов безженщин, т.е. настоящему мужскому, воинскому союзу.С мужскими союзами связано и представление о великихвоинах, во время боя впадавших в неистовство, превращаясьв псов-волков. Представляется верной догадка А.И.Иванчикао том, что имя предводителя скифского отряда – Ишпакай(от spaka «собака”) – не личное имя, а почетное прозвищеглавы войска членов мужского союза псов или волков.ишпакай2

newskif.su

Русский князь был оборотнем?

Полоцкий князь Всеслав Брячиславич воевал с детьми Ярослава Мудрого, хоть и совсем недолго, но занимал киевский трон и в летописях и народных сказаниях этот князь изображается просто фантастической личностью. Его называли вещим, чародеем и даже оборотнем-волколаком.Былинный богатырь-оборотень Волх Всеславич, прототипом которого стал Всеслав

Всеслав был сыном полоцкого князя Брячислава Изяславича - внука крестителя Руси Владимира. О его матери сведений не сохранилось. Зато в «Повести временных лет» есть упоминание о загадочном рождении будущего князя-чародея. Там сказано, что мать родила Всеслава от волхвования. При этом указывается, что «на голове его оказалось язвено». Волхвы повелели матери:

- Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти.

У исследователей есть две версии, что летописцы имели в виду под словом«язвено».  Одни считают, что это особое родимое пятно, которое впоследствии Всеслав прикрывал повязкой. По другой версии, князь родился «в рубашке», или «сорочке». Так в простонародье называют случаи, когда ребенок появляется на свет заключенным в оболочку околоплодного пузыря. Впоследствии Всеслав мог носить кусочек этой кожицы в качестве оберега.

Памятная монета с изображением Всеслава Брячиславича

Кстати, в наши дни часто можно услышать выражение «родился в рубашке» в отношении человека, чудом избежавшего несчастья. Это отголосок древнейших верований. Однако древние славяне считали рождение «в рубашке» не только признаком везения, но и оборотничества. По поверьям, такой человек мог обрести дар оборачиваться в зверя и научиться колдовству.

Ученик чародея

В русских былинах есть такой персонаж - богатырь Волх Всеславич, прославившийся не только силой и доблестью, но и способностью превращаться в различных животных. Многие историки полагают, что именно Всеслав стал его прототипом. Описывая в былине взросление Волха, народные сказители отметили, что он едва ли не с пеленок стал осваивать ратное дело и носить доспехи. Когда ему исполнилось семь лет, матушка отдала его учиться, и «грамота Волху в наук пошла». А с десяти лет богатырь начал постигать древнюю мудрость: обращаться ясным соколом, серым волком и гнедым туром с золотыми рогами. Конечно, это лишь мифы. И все же летописцы неоднократно упоминали о сверхъестественных способностях полоцкого князя и называли его не иначе как Чародеем. Вот, например, как представлен Всеслав в «Слове о полку Игореве»:

...сам в ночи воином рыскал;До петухов он из Киева успевал к Тьмутаракани,К Херсону великому волком он путь перерыскивал.

Знамения

В1044 г. умер отец Всеслава, и князь унаследовал отцовское Полоцкое княжество. Спустя десять лет его княжения умер правитель Киевской Руси Ярослав Мудрый, и государством стали править трое его сыновей: Изяслав, Святослав и Всеволод. Поначалу Всеслав отлично ладил с Ярославичами и даже в 1060 г. совместно с ними сходил в военный поход против кочевников-торков. Но впоследствии ' их отношения испортились. Из-за чего возник конфликт, история умалчивает, но разногласия дошли до того, что Всеслав собрал армию и пошел войной на Киевскую Русь. Примечательно, что этому событию предшествовали прямо-таки мистические события.

В 1063 г. протекающая около Новгорода река Волхов пять дней текла  вспять. Мудрецы расценили это как дурное предзнаменование, решив, что в ближайшем будущем городу грозит страшная беда. Кстати, как отмечают историки, течение Волхова в обратную сторону - вовсе не миф. Такое, хоть и очень редко, но случалось, чему есть научные объяснения.

Второе знамение случилось спустя два года. В небе на западе появилась огромная звезда с красными лучами. Она в течение семи суток всходила каждый вечер и сияла до рассвета. «Эта звезда была как бы кровавая, предвещая крови пролитье», - записали в летописи. Скорее всего, это в очередной раз пролетала мимо Земли комета Галлея, что происходит каждые 75-76 лет. Кстати, ту же самую комету англичане посчитали предвестницей смерти короля Эдуарда Исповедника и последовавшего за ней захвата Англии Вильгельмом I Завоевателем.

В том же году произошло и третье знамение - солнечное затмение. Об этом в «Повести временных лет» сказано: «Солнце изменилось и не стало светлым, но было как месяц, о таком солнце невежды говорят, что оно объедено». Конечно же, от этого знака тоже не ждали ничего хорошего.

Но и это еще не все. Вскоре после затмения рыбаки на реке Сетомль выловили неводом странное существо. С виду это был ребенок, но очень уродливый. Как отметили летописцы: «на лице у него были срамные части, а иного нельзя и сказать срама ради». Испугавшись, рыбаки выкинули существо обратно в реку. Эту ужасную находку тоже посчитали предвестником несчастья.

Былина о Волхе — одна из самых древних на Руси. Ее герой, богатырь-оборотень, рожден от змея и женщины.

По саду, по зеленому Ходила-гуляла молодая княжна Марфа Всеславовна — Наступила на змея лютого.Обвился лютый змей Около чебота зелен сафьян,Около чулочка шелкова, Хоботом бьет по белым бедрам.Той порой княгиня зачала, Зачала и в урочный срок родила:А и на небе просветил светел месяц, —А в Киеве родился могучий богатырь,Молодой Волх Всеславьевич.Подрожала сыра земля, Сотряслося славное царство Индейское, Море синее расшумелося Для-ради рождения богатырского,Молодого Волха Всеславича.

Рыба пошла в морскую глубину,Птица полетела высоко в небеса, Туры да олени за горы пошли,Зайцы, лисицы по чащицам,А волки, медведи по ельникам,Соболи, куницы по островам...

Стал Волх расти-матереть, Научался Волх многим премудростям: Щукой-рыбою ходить Волху по синим морям, Серым волком рыскать по темным лесам, Гнедым туром — золотые рога рыскать по полю, Ясным соколом летать под облаком...

 

Приход оборотня

Беда не заставила себя ждать - в 1065 г. Всеслав начал открытую войну против Киевской Руси. Сначала он с дружиной совершал набеги на соседние княжества, в том числе разорял и киевские земли. Затем попытался захватить Псков, но безуспешно: город выдержал осаду, и князь был вынужден отступить. А в 1067 г. случилось то, чего так опасались новгородцы: полоцкое воинство захватило Новгород, и «пожег Всеслав город». При этом князь снял с новгородского Софийского собора колокола и перевесил их на свой собственный полоцкий Софийский собор. Всеслав выстроил его специально, чтобы продемонстрировать, что Полоцк достоин занять на Руси положение, равное Киеву и Новгороду. Вообще, полоцкие князья, род которых тоже шел от Рюрика, никогда не признавали старшинство Киева на русской земле, что часто приводило к усобицам.

Описывая  поход  Всеслава в 1065 г., авторы «Слова о полку Игореве» не забыли упомянуть о колдовской сущности князя: Лютым зверем в полночь поскакал он из Белграда, Синею мглою обвешенный. Поутру же, стрикузы водрузивши, раздвинул врата Новугороду Славу расшиб Ярославову, Волком помчался с Дудутокк Немиге.

На упомянутой реке Немиге дружина Всеслава Чародея встретилась с войском Ярославичей. Узнав о взятии Новгорода, те собрали армию и поспешили остановить захватчиков. Битва состоялась в начале марта, воинам пришлось сражаться в лютый мороз, утопая в снегу. Как мы уже писали в №32. в рассказе о союзе Ярославичей, Всеслав потерпел поражение. И все же ему удалось избежать гибели и вернуться в Полоцк.

Невольный правитель

Спустя несколько месяцев князь получил послание из Киева: Ярославичи предлагали заключить мир и приглашали его явиться на переговоры. Всеслав согласился прекратить усобицу и отправился на ладье в город Оршу. где стояло лагерем вражеское войско. За свою безопасность он не беспокоился, ведь правители Киевской Руси поцеловали крест, гарантируя ему неприкосновенность. Но приглашение на мирные переговоры оказалось ловушкой: Ярославичи нарушили клятву. Они схватили Всеслава, отвезли в Киев и посадили в темницу.

Неизвестно, сколько бы продлилось заточение Всеслава, если бы в 1068 году войско Ярославичей не разгромили половцы. Киевляне решили, что виной поражения стало плохое правление их князя Изяслава Ярославича и его воеводы Коснячко. В городе вспыхнуло восстание. При этом горожане вспомнили о томящемся в темнице Всеславе Чародее. Несмотря на то что полоцкий князь совершал набеги на Киевскую Русь, он пользовался у русского народа большим почетом и слыл искусным воином. «Уж он-то наверняка способен избавить нас от неприятеля», - решили люди.

Увидев, что задумали киевляне, дружина посоветовала Изяславу:- Пошли верного человека к Всеславу. Пусть обманом подзовет его к окошку и пронзит мечом.

Но Изяслав отказался, сказав, что не станет убийцей родственника. Ведь Всеслав приходился ему двоюродным племянником. В результате Изяславу пришлось бежать из города, а Всеслав, сам того не желая, занял трон Киевской Руси. Правда, его княжение продлилось недолго - всего семь месяцев. Уже на следующий год Изяслав, при поддержке польского воинства, вернулся отвоевать киевский престол. Сначала Всеслав решил дать ему бой и даже выдвинул навстречу киевскую дружину. Но... либо он понял, что не одолеет, а может, не захотел сражаться за княжество, доставшееся ему против воли, тогда как его ждал родной Полоцк...В общем, когда киевское войско стояло лагерем у Белгорода, Всеслав Чародей под покровом ночи покинул его и вернулся на родину. Лишившись князя, киевляне разошлись по домам и вскоре распахнули городские ворота перед прежним правителем.

Изяслав не простил Всеславу этот, пусть и невольный, но захват власти. Снова заняв трон Киевской Руси, он пошел походом на Полоцк, взял его приступом и поставил там князьями своих сыновей: сначала Мстислава (который вскоре умер), а затем Святополка. Но уже в 1071 г. Всеслав Чародей смог вернуть свое княжество. После этого он княжил в Полоцке еще тридцать лет, все эти годы не прекращая борьбы с правителями Киевской Руси, и умер своей смертью 14 апреля 1101 г.

Олег ТОРОСОВ"Тайны ХХ века" август 2012

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Славянская мифология. Белый волк. — Славянская культура

Волк в славянской мифологии

По преданиям, белый волк - вожак и царь над всеми волками. Это не простой волк, а человек-оборотень. В представлениях наших предков волк всегда выделялся из остальных зверей умом, хитростью, силой. Ну а редкие особи белого цвета (альбиносы) не зря назывались в народе корольками или князьками: белый цвет выделял их из окружения и придавал, по поверьям, особенную силу. Порою даже волшебную. Ведь этот цвет в самых древнейших представлениях был исконно связан с потусторонним миром. 

БЕЛЫЙ ВОЛК РАНЕНЫЙ СЫН

Жил-был охотник-вдовец. И женился он на вдове с сыном. Была она красавица, только глаза черные, недобрые. А на сына ее охотнику и глядеть страшно, таков свиреп видом. Каждую ночь исчезал куда-то.

- Куда ходит парень? - спросит, бывало, охотник, а мать глаза отводит:

- Дело молодое. Небось с девушками гуляет.

И вот заметил хозяин, что около избы каждую ночь волки начали выть. Так они воют, когда своего вожака зовут. А в хлеву корова, поросята... Жалко стало охотнику добра, взял он ружье и пошел волков караулить. «Непременно, - думает, - убью их вожака и отважу от здешних мест!»

Сидит в стогу, караулит.

Подошла стая, легла у околицы. Ждет. Потом выть начали.

И тут видит охотник: бежит от избы волк, да не простой, а весь белый. Ринулся в лес - и вся стая за ним.

«Ого! Да тут дело нечистое!» - подумал охотник и воротился домой. Пасынка нету...

Только под утро объявился.

На другую ночь взял охотник лук и стрелы, омочил их святой водой да под крыльцом спрятался.

Лео Хао Завыли волки. Ровно в полночь выскакивает белый волк, но тут охотник не оплошал: натянул тетиву и пустил стрелу, но не убил зверя, а лишь подранил. Волк завыл - и бежать, но не в лес, а в избу. Охотник за ним. Смотрит - на лавке сын без памяти лежит, а мать ему тряпицей руку вяжет. Тут хозяин снова схватился за оружие, да жена ему в ноги кинулась и начала молить выслушать. Оказывается, некогда на парня наложил заклятье до первой крови ведун. За то почудесил, что молодец дочку его обгулял грешным делом. А теперь, после кровопролития, заклятье сошло.

Завыли волки.

Ровно в полночь выскакивает белый волк, но тут охотник не оплошал: натянул тетиву и пустил стрелу, но не убил зверя, а лишь подранил.

Волк завыл - и бежать, но не в лес, а в избу.

Охотник за ним. Смотрит - на лавке сын без памяти лежит, а мать ему тряпицей руку вяжет.

Тут хозяин снова схватился за оружие, да жена ему в ноги кинулась и начала молить выслушать. Оказывается, некогда на парня наложил заклятье до первой крови ведун. За то почудесил, что молодец дочку его обгулял грешным делом. А теперь, после кровопролития, заклятье сошло. 

Милена Сочилина

Не будет он больше бегать с волками!

Чуть рана у парня поджила, отправились все к ведуну, челом били, дочку сватали. Она уже брюхатая была, но свадьбу успели сыграть до родин.

А потом жили и молодые, и старые долго и счастливо.

Волк (Собака) – Зверь Дажьбогов

Волк (Собака) – Зверь Дажьбогов

Волк – хорт, вовк, серый, зверь, лютый. Хищный зверь, давний сосед славянского племени. Предок домашней собаки, во многом близок к ней по повадкам – сбивается в стаи, плотояден и быстр.

Это сильное и опасное животное вызывало у славян противоречивые чувства. С одной стороны волк – тотемный предок многих славянских племен и память об этом крепка до сих пор. Волк по сей день внушает страх и уважение. Хотя и не смел он, в одиночку на охоту не выходит, предпочитает слабую или больную дичь. Но без нужды не убивает, в сытое лето практически не опасен.

Невры Геродота, которые обитали где-то в районе современной Белоруссии, несколько дней в году превращались в волков, и это не удивляло даже древних греков, мало знакомых с которые знакомы с перевоплощением в иной облик. Как и у любого тотемного животного, у волка было несколько прозвищ, заменяющих настоящее имя – «серый», «лютый». Слово «волк» вслух не произносилось. Во многих сказках волк – это проводник по заколдованному лесу, воплощение загробного мира. Проводник, впрочем, не бескорыстный, за свои услуги волк всегда брал плату – коня или скот. В этой волчьей особенности слышны отзвуки древней справедливости, «взявши – отдай сполна», ныне мы его знаем, как закон сохранения энергии.

Темная сущность волка, странным образом связанного с луной и морозными ясными ночами, пугала Славян. Считалось, что волк принадлежит к миру мертвых и ведает его секреты. Унылый волчий вой заставлял содрогаться наших предков и считался дурным знаком. Услышавший его готовился к голоду, войне или жестокой зиме. Вера в оборотней-волкодлаков есть у многих европейских народов. Воткнувши в пень нож, колдун мог оборотиться в волка и бегать в его шкуре до тех пор, пока нож остается на месте.

Таким образом, волк – существо двуединое. С одной стороны он тесно связан с солнечными божествами, мудрый и верный спутник, могущественный прорицатель. С другой – хищный демон, чужой зверь из мира мертвых. Помянувший страшное имя к ночи, тут же осекался и замолкал, отводя беду. Все это можно увидеть в образе оборотня – наполовину человека, наполовину зверя.

Время волка – середина зимы. Цвета – серый, белый, черный

Пословицы и приметы:

- Волка нога кормят - Либо с волками выть, либо съеденным быть - Сытый волк смирнее ненасытного человека

- Таскал волк, потащат и волка - Сколько волка не корми, все в лес тянет - Волки появляются в селениях – голоду. - Волк дорогу перейдет – к счастью

Похожие статьи:

Боги, духи и существа → Верный спутник полнолуния и его собратья

Альтернативная история → Образ Волка у индоевропейцев

Боги, духи и существа → Оборотничество как мистический опыт «знающего»

Боги, духи и существа → Культ волка

Фольклористика → Реальные прототипы героев русских народных сказок. Часть 4. Волколак

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Магия - Волк. Мифы. Легенды. Поверья.

Магия - ВолкМифы, легенды, поверьяВолк, пожалуй, одна из самых мифологизированных, загадочных и неоднозначных фигур мира животной магии. Он всегда ассоциировался с миром магии. К примеру, на Руси волк был связан со жреческим сословием — волхвами.Волк как существо сверхъестественное, причастное к миру богов и духов, в народных поверьях нередко наделялся даром всевидения. В русских сказках он обычно предстает если и не всеведующим, то, по крайней мере, мудрым и искушенным в различных делах зверем, который нередко наставляет не только своих сородичей, но и других животных, а в отдельных случаях — даже людей.Волка боялись и восхищались им, с ним связывали огромное количество легенд и приписывали ему множество магических свойств. Чукчи-оленеводы почитали волка, видя в нем сверхъестественное существо. Они боялись убивать волков, так как считали, что другие волки могут отомстить — истребить всех оленей. Волчьи черепа хранили вместе с прочими священными предметами.Страх перед волком был настолько велик, что, входя в лес, крестьяне обычно читали заговор «от злого зверя», чтобы не встретить волка. При встрече с ним старались молчать и даже не дышать. Нередко также прикидывались мертвыми или же, напротив, показывали волку кукиш, отпугивали его угрозами или стуком, криком, свистом, матерщиной. Иногда кланялись, вставали перед волком на колени, приветствовали его или просили «помиловать».Волк часто служил символом тайных мистических орденов и многих эзотерических обществ, да и сами неофиты (посвященные) нередко называли себя «волками». Вот описание одной из инициации (посвящения) древнего мистического ордена индейцев, который также осуществлялся «волками»:«Ночью «волчья стая» — роли волков исполняли индейцы в волчьих шкурах и соответствующих масках — совершала набег на селение, хватала посвящаемого и уносила его в лес. Когда из-за околицы доносилось завывание «волков», спешивших за юношей, члены этого общества вымазывали себе лица сажей и пели: «Во всех племенах трепет великий, ибо я — тлокоала».На следующий день «волки» возвращались с «мертвым» юношей, и на долю членов общества выпадало его «оживить». Волки якобы положили ему в живот магический камень, и, прежде чем он получит возможность возвратиться к жизни, его надо оттуда извлечь. До этого мнимый труп оставляют лежать за пределами дома.Затем два знахаря «вынимают» камень — обычный кусок кварца, и посвящаемый «оживает». Происхождение волка в славянских народных поверьях связывалось обычно с нечистой силой. Волк окутан ореолом бесчисленного многоженства поверий, мифов, сказаний и легенд. В магии даже существует отдельная наука, связанная с волком — оборотничество.Существует мнение, что некоторые колдуны, ведьмы и маги способны превращаться в волка. Поэтому большое распространение во многих культурах и магических практиках получило оборотничество. Правда, очень часто людей, заподозренных в оборотничестве, сжигали на кострах как колдунов.Греки и скифы рассказывали Геродоту, что невры (народ, живший на территории современной Белоруссии) были чародеями, которые ежегодно на несколько дней становились волками, а потом опять принимали свой прежний облик.Очень характерны в этом отношении поверья белорусов о колдунах-оборотнях. Они считали, что есть такие особые чаровники, которые могут обращаться в волка и в его образе совершать различные нечистые дела — воровать овечек, чинить зло на огородах, а в некоторых случаях даже убивать людей. Ходило множество рассказов о том, что людей убивали волки-оборотни. Правда, как правило, волков-оборотней не могли застать, так сказать, на месте преступления. Считалось, что оборотня нельзя ни убить, ни поймать, разве что подобное может сделать только такой же колдун-оборотень.Вера в людей-волков, которые назывались волкодлаками (что буквально означает — «волчья шкура»), широко бытовала у русских, украинцев и белорусов.В XIX—XX вв. волкодлаками нередко называли и оборотней вообще, то есть тех людей, которые способны принимать облик не только волка, но и собаки, кошки, куста, пня, птицы и т. п. Однако исконно, по-видимому, волкодлак — это все-таки волк-оборотень, то есть человек, способный превращаться только в волка и ни в кого иного.У русских волкодлаков называли «вовкулаки». Считалось, что они бывают двух видов. К первому относились колдуны и волхвы, принимающие звериный облик, а ко второму — люди, превращенные в волков силой колдовства.Так, например, в Польше «на коляду» (новогодние святки) ряженые, активные участники святочного ритуала, бегали по селу с чучелом волка или с волчьей шкурой, рядились в волков, носили волчьи маски и другие волчьи атрибуты. Это объясняется тем, что именно на время зимних святок приходились «волчьи праздники» или «велесовы дни», связанные с плодородием и скотом.По народным поверьям, обращение оборотней в волков происходит преимущественно два раза в году — на коляду и в Иванову ночь, во время летнего солнцестояния. Хотя по более поздним поверьям, появившимся уже при христианстве, оборотни могут превращаться в волков практически в любое время для того, чтобы всячески вредить: загрызать скот и людей, наводить порчу.Многие верили в превращения колдуном в волков новобрачных, не пригласивших его на свадьбу, или всех участников свадьбы. Считалось, что колдун превращает человека в волка на определенный срок. Когда же срок истекает, тот снова превращается в человека, но его отличительной чертой становятся сросшиеся брови и красные глаза.По поверьям белорусов и народов коми, колдуны могут обращать в волков даже целые свадебные поезда, если они чем-нибудь прогневили колдуна или не приняли против него мер предосторожности. Предания рассказывают, что такие волки перед смертью кричат человеческим голосом, а охотники, снимая шкуру с убитого волка-оборотня, под ней обнаруживают остатки красного кушака — следы одежды человека из свадебного поезда, превращенного в волка, а в некоторых случаях находят нательные крестики.Кстати, очень интересно, что «волчьей» символикой могла наделяться каждая из участвующих в свадьбе сторон — как правило, чужая по отношению к противоположной стороне. Так, например, «волками» в народе называли дружину жениха или невестину родню на свадьбе. «Серые волки» в причитаниях невесты — братья жениха, а сама же родня жениха нередко называла невесту «волчицей».Часто также утверждалось, что волк способен путешествовать между мирами, то есть является животным-трикстером. Ему традиционно приписывались функции посредника между «этим» и «тем светом», между людьми и богами или нечистой силой и вообще силами иного мира.Одним из самых распространенных мотивов во многих мифологиях (в особенности Северо-Западной и Центральной Евразии), является сюжет о воспитании волчицей родоначальника племени, а иногда и его близнеца. Подобный мотив, например, отражен в римской легенде об основателях Рима — Ромуле и Реме, которых вскормила капитолийская волчица.Сходное предание мы встречаем у североамериканского индейского племени тлинкитов. Согласно легенде, один из предков рода встретил волка, подружившегося с ним и обещавшего его осчастливить, после чего род стал считать волка своим тотемом.У древних тюрков есть предания о происхождении родов от волка. Предания рассказывают, что тюрки произошли от связи женщины гуннского рода и волка.Другой вариант подобной легенды повествует о том, что волчица выкормила мясом гуннского мальчика, а потом у нее от него родилось десять сыновей — основателей тюркских родов.Также очень часто героя-родоначальника, вождя племени или дружины называют волком или имеющим «голову волка». Например, прозвище грузинского царя Вахтанга Горгослани в буквальном переводе означает — «волкоглавый».У славянских народов волк, как ни странно, был связан с плодородием, и в некоторых случаях его считали священным животным бога богатства и плодородия Велеса. Так называемые «Велесовы дни», приходившиеся на зимние святки, называли также «волчьими праздниками».Кроме того, покровителем волков, по-видимому, был солнечный бог Дажьбог, аналогичный греческому Аполлону Ликейскому, «волчьему», покровителю волков, а также, вероятно, богиня земли и плодородия Лада, аналогичная греческой богине Лето, оборачивающейся в мифах волчицей.Вероятно, для древних славян-земледельцев волки были весьма полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лен, а в лесных чащах водилось множество рогатой мелочи (косули, дикие козы, серны), оленей, кабанов, причинявших огромный вред посевам; волки же на открытом пространстве засеянных нив легко ловили эту живность, оберегая тем самым поля от потравы. Возможно, это и была одна из причин, по которой волка в народном представлении стали связывать с плодородием.Со временем связь волка с плодородием расширялась, и он стал нередко представать как Дух Хлеба. Например, когда хлеба колыхали ветры, в некоторых местах говорили: «По хлебам проходит волк», «Ржаной волк бежит по полю».В Силезии о жнецах, которые собираются скосить последний клочок поля, говорят, что они приготовились «схватить волка».Во многих местах Германии, где вера в Хлебного волка особенно распространена, крестьяне опасаются сжинать остаток хлеба, потому что в нем, по их словам, скрывается волк. А о вяжущей снопы женщине они говорят: «Волк кусает ее», «У нее волк», «Она должна вытащить волка» (из хлеба). Кроме того, волчицей зовут саму эту женщину. Такое прозвище сохраняется за ней на протяжении целого года. Иногда ее называют более конкретно — Ржаной, Зерновой или Картофельной волчицей.А вот на острове Рюген женщина, которая вяжет последний сноп, не просто зовется волчицей, она еще и «ведет» себя как это животное: войдя в дом, она начинает с того, что кусает хозяйку и служанку, за что получает большой кусок мяса.Во многих культурах последнему снопу, прозванному волком, придают его облик. Так, например, в Брансгауптене женщина, которой выпало вязать последний сноп пшеницы, отделяла от него какое-то количество колосьев и делала из них Пшеничного волка. На ноги зверя шли упругие стебли, а на хвост и загривок — мягкие пшеничные колосья.Во главе целой процессии эта женщина вносила Пшеничного волка в деревню, а затем фигурку надолго оставляли на каком-нибудь возвышении в сенях.Также и в Буире когда-то существовал обычай придавать последнему снопу форму волка. До окончания обмолота его держали в амбаре, после чего приносили к владельцу поля, и тот должен был обрызгать сноп пивом или шнапсом.Волк часто выступал как положительный персонаж. Например, у восточных славян встреча с волком считалась доброй приметой. Сербы полагали, что волк приносит удачу, а также считали, что он может предсказывать урожай.Нападение волка на скотину крестьяне иногда рассматривали как признак будущей удачи и довольства. А вот похищение волком скота нередко воспринималось скотоводами как жертва, которая сулит хозяину удачу. Считалось, что другие животные из стада после этой жертвы останутся нетронутыми, леший будет оберегать скот во время летнего выпаса и не даст ни одной из них заблудиться в чаще.В некоторых местах пастухи, желая задобрить лешего, даже специально оставляли в лесу на съедение волкам одну овцу или корову из стада.Волк, как воплощение агрессивной энергии, нередко выступал в качестве бога войны. Например, такая роль отводилась ему в культе Марса в Риме.В мифологии кельтов мы находим двух Волков (Geri и Freki), сопровождавших германского бога войны Одина. А также там мы встречаем и хтонического волка — Фенрира.Естественно, со временем с волками стали соотносить и самих воинов или членов племени. Их представляли в виде волков или именовали волками (в хеттской, иранской, греческой, германской и других индоевропейских традициях) и часто наряжали в волчьи шкуры. Так, например, древние германцы, в частности, готы во время праздника, о котором сообщают византийские источники, наряжались в волчьи шкуры.Согласно древнему хеттскому тексту обращения царя Хаттусилиса I (17в. До н.э.)к войску, его воины должны быть едины, как «род волка». Аналогичное представление о волчьей стае, как символе единой дружины, известно и на Кавказе у сванов.Во многих мифологиях волк связан с нижним миром, миром мертвых. В этом плане очень интересна легенда индейцев алгонкинов, согласно которой волк — брат Манабозо (На-на-буша) провалился в нижний мир, утонул и после воскрешения стал хозяином царства мертвых.Сербы верили, что волк часто бывает у мертвых на «том свете», поэтому при встрече с волком иногда призывали на помощь умерших.Из-за подобных поверий и представлений о ликантропии (ликантропия: ликос — «волк», антропос — «человек») и оборотничестве, волк в народных поверьях нередко соотносится с «чужими» — мертвыми, предками, «ходячими» покойниками и так далее.Также весьма распространено в этой связи представление о том, что люди после смерти становятся волками. Так, например, в одном из сказаний индейцев Северной Америки герой попадает к волкам. Они устраивают праздник в его честь: « Тогда волки вдруг внесли труп. Они завернули его в волчью шкуру, положили у огня и начали плясать вокруг него и отбивать такт. Тогда мертвец встал и, качаясь, стал ходить. Но чем дольше они пели, тем увереннее он стал двигаться и наконец забегал, совсем как волк. Тогда главарь волков сказал: «Теперь ты видишь, что делается с мертвецами — мы превращаем их в волков».В дальнейшем, с установлением связи волка с царством мертвых и потустронним миром, волк начинает ассоциироваться с принципом зла и несчастья. Так, например, когда камчадалы упоминали в разговоре о волке, то произносили слово — «сипанг», что в переводе означает «беда».В рассказах некоторых мест волки противостоят человеку как нечистые духи, и их отгоняют крестом, молитвой, колокольным звоном, вообще освященными предметами.Черти, бесы и прочая нечисть также нередко появляются в образе волка или имеют волчьи признаки — волчьи зубы, уши, глаза, хвост, шерсть и так далее.У многих славянских народов существовало поверье о том, что волки находятся в подчинении у лешего, и он распоряжается ими, как своими собаками — кормит хлебом и указывает, какую скотину в стаде можно задрать. При этом, что характерно, леший и сам может являться белым волком.Считая волка представителем нечистой, темной стороны жизни, крестьяне стали иногда осмысливать волка как «инородца», «чужого». Стаю волков нередко называли «ордой» и «колядниками» (колядники — участники обходных обрядов). В народном представлении они также относились к разряду «чужих», «инородцев».С волком связывались и различные инородные тела. Например, в народной традиции волк — название нароста на дереве. Поэтому наросты и опухоли на теле больных нередко лечили волчьей костью или с помощью человека, съевшего волчатины (мяса волка).Повсеместно считалось, что если волк подобен нечистым духам, то он может мгновенно отзываться на звук своего имени. Поэтому в народе категорически запрещалось упоминать имя волка, чтобы не накликать его.Страх призвать именем волка был настолько силен, что даже породил пословицу — «Про волка речь, а он навстречь».У крестьян для магической защиты от волка (а призывание чего-либо по имени уже считается магическим актом), чье имя, естественно, со временем стало табуизированным, обычно использовались другие названия, например: «зверь», «серый», «бирюк», «лыкус», «Кузьма» и так далее.Но даже и такие прозвища применялись относительно редко, так как и они (хотя и с меньшей вероятностью) могли притянуть внимание зверя, а, следовательно, навлечь опасность на человека и его окружение — близких и скот.В некоторых случаях связь волка с несчастьем настолько сильна, что он может даже символизировать Конец Света, как, например, скандинавский Фенрир (в скандинавской мифологии — гигантский волк, одно из трех хтонических чудовищ, порожденных в лесу Ярнвид великаншей Ангрбодой от Локи).Однако при этом отношение волка к нечистой силе было двойственным: с одной стороны, считалось, что нечистая сила распоряжается волками и даже пожирает их. В некоторых традициях существовали представления о том, что нечистые духи иногда пригоняют волков к человеческому жилью, чтобы потом поживиться волчьей падалью. По другим поверьям, даже сам дьявол ежегодно таскает себе по одному волку в пекло.С другой стороны, волки в народных поверьях поедают и вообще истребляют чертей, чтобы они меньше плодились. Образно говоря, волки - это не только «ассенизаторы» леса, но и «ассенизаторы» нечистой силы.Практическое применениеВ магии, конечно же, волк использовался в первую очередь для оборотничества, то есть волчьи атрибуты применялись для превращения в волка. Существовало много способов обретения волчьего облика, от самых простых действий (например, обычный кувырок назад), до очень сложных ритуалов. Вот один из способов, при помощи которого колдуны превращались в волков.Перед обращением в волка колдун в каком-нибудь уединенном месте, где его никто не сможет найти и никто не сможет своим появлением помешать ему в колдовстве, вбивает в землю пять осиновых кольев, два из которых символизируют передние лапы, два — задние, а один — хвост. Прыгая вперед через колышки, начиная от заднего, он становится волком.Когда же он желает вновь принять человеческий облик, он опять прыгает через те же пять колышков, но в обратном порядке и задом наперед.Но стоить только вынуть все колышки и оборотень навсегда останется волком, а если вынуть не все, то колдун останется на всю жизнь либо с волчьим хвостом, либо с волчьими зубами.Народные же колдовские школы утверждают, что процедура превращения человека в волка, по народным поверьям, происходит двояко: или набрасыванием на колдуна волчьей шкуры (что является самым распространенным способом оборотничества среди множество культур и традиций), или же посредством «волшебной наузы» — ремня или лыка, заговоренного заклятием. Им опоясывают оборотня, после чего он становится волком до тех пор, пока чародейный пояс не изотрется, не будет порван или снят иным образом.Такие волшебные пояса-наузы, с помощью которых колдун мог принять волчий облик, начиная с XII в. часто упоминаются в поучениях против язычества. В этих указаниях «науз ношение» приравнивалось к исполнению кощюн (мифов) и «бесовских песен». Считалось, что «грех есть носити науз как любо».Те, кто носили подобные пояса, строго наказывались церковью — они должны были сорок дней не есть мяса и молока, и на них на 3 года накладывалась епитимья.Помимо волшебных науз, колдун мог использовать и разные другие предметы, например, нож или топор. Вот еще один способ превращения в волка, принадлежащий славянской магической школе. Колдун должен был найти в лесу гладко срубленный пень, воткнуть в него нож и перекувыркнуться через него три раза. Чтобы вернуться в человеческий облик, он должен был забежать с противоположной стороны пня и перекувыркнуться через него обратно.В некоторых мистических и колдовских школах подобное «перевертывание» часто сопровождалось заговорами или заклинаниями. Например, таким: На синем море, на синем океане, На острове, да на Буяне, На полой, да на поляне, Светит месяц на осинов пень, В зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, На зубах у него весь скот рогатый: А в лес волк не заходит, А в дол волк не забродит. Месяц, месяц — золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, Измочаль дубины, затупи мечи. Напусти страх на зверя, человека и гада, Чтобы они серого волка не брали И теплой бы с него шкуры не драли. Слово мое крепко, Крепче камня и железа, Крепче сна и силы богатырской.Но применение заговоров и заклинаний сопряжено с некоторой опасностью для самого колдуна-оборотня. Считалось, что если кто-нибудь вынет из пня нож, то волкодлак уже не сможет вернуться в свой человеческий облик до тех пор, пока нож не вернут обратно, так как заговор или заклинание придавало самому ритуалу оборотничества особую силу.В древние времена воинские ордена очень широко использовали волка для боевой магии. Здесь, опять-таки использовалось оборотничество — воины-маги превращались в волков с целью разведки и проникновения в стан противника для нанесения ему какого-либо урона.Также в боевой магии в особых, очень сложных ритуалах, использовали волчий череп для ослепления всего стана противника перед началом боя.В народном колдовстве волка очень часто использовали для гадания и предсказания. Крестьяне в окрестностях Фейленгофа (Восточная Пруссия), увидев бегущего по полю волка, следили прежде всего за тем, волочит он свой хвост по земле или же держит поднятым.В первом случае они кричали ему вдогонку благодарности за то, что он принес им счастье, и даже разбрасывали на его пути лакомства.Но если волчий хвост был приподнят, то крестьяне покрывали волка проклятиями и старались убить. Вот несколько толкований знамений, связанных с волком, бытовавших в среде деревенских ведьм и ведьмаков.Будет удача, если волк:перебежит дорогу;покажется во время волчьей свадьбы;пробежит мимо деревни.Будет неудача, если волк:воет на границе села или деревни;встретится, а во рту у него будет добыча;забежит в деревню.Некоторые целители использовали волчью кость для врачевания, в частности, для излечивания опухолей и различных наростов.Очень часто для лечения зубной боли колдуны использовали волчий зуб. Кроме того, волчий зуб давали грызть ребенку, у которого прорезываются зубы. Считалось, что тогда у малыша будут такие же крепкие и здоровые зубы, как у волка. Естественно, перед этим зуб тщательно обрабатывали во избежание различных инфекций. Но чаще всего волчий зуб использовался собственно для устранения зубной боли. Применение для этой цели зуба всегда сопровождалось заговором или заклинанием.

_________________Если вы решили действовать, закройте двери для сомнений.

www.chertovologovo.com