Конспект ипрезентация урока 4 класс по программе "Начальная школа 21 век" "Художественное ремесло в Древней Руси". Художественное ремесло в древней руси


Промыслы в Древней Руси 9-13 вв и их место в структуре общества. — КиберПедия

. 61 .рАЗВИТИЕ РЕМЕСЛА В ПЕРИОД КИЕВСКОЙ РУСИ (IX – XIII века)

Памятники IX—XIII веков сохранили немало данных о высоком уровне развития культуры и ремесла Древней Руси. Мы можем получить довольно ясное представление об орудиях, применявшихся в сельском хозяйстве, в ремесле, о продукции, изготовлявшейся кузнецами, оружейниками, гончарами, ювелирами и другими умельцами.

Материалы археологических раскопок в соединении с дошедшими до нас письменными сообщениями позволили сделать бесспорный вывод о высокой хозяйственной культуре Древней Руси. Сравнительно высокий уровень сельскохозяйственного производства (земледелия и скотоводства), а также охоты, рыболовства и бортничества в Древнерусском государстве невозможно представить себе без достаточно развитого ремесленного производства.Среди ремесленников выделялись мастера ювелирного дела, умельцы по обработке металла, дерева, камня, кожи, изготовлению тканей, одежды, гончарных и стеклянных изделий, иконники, книжные писцы и др.Первооткрывателями-профессионалами были кузнецы. Их дело стало одним из важнейших направлений, на которые подразделялись ремесла Древней Руси 9-12 века. Труд этот упоминается в народном эпосе и фольклоре: былинах, преданиях и сказках, где кузнец всегда является образцом силы, мужества и добра. В те времена железо получали путём выплавки из болотной руды. Добывали её в межсезонье, сушили и после этого доставляли в мастерские, где с помощью специальных печей плавили. Так получался металл.С освоением производства металлов начинается новый виток развития торговли, которого ранее не знала жившая натуральным хозяйством страна. Ремесла Древней Руси, в частности кузнечное дело, имели выраженную практическую направленность. Изделия, производимые кузнецами, требовались всем. В них нуждались воины, заказывавшие оружие – наконечники стрел, боевые топоры, сабли, копья, мечи – и защитное одеяние – кольчуги и шлемы. Производство оружия достигло в Древней Руси особого уровня мастерства, который можно назвать настоящим искусством. Уникальные доспехи были обнаружены в погребениях и некрополях Киева, Чернигова и других городов. Кованые орудия труда нужны были земледельцам: без железных кос, серпов, сошников, лемехов невозможно было представить обработку угодий. В любом хозяйстве требовались иглы, ножи, пилы, замки, ключи и другие бытовые предметы, изготавливаемые в кузнице талантливыми умельцами. Находки в виде погребений мастеров кузнечного дела показали, что даже в могилы вместе с кузнецами отправлялись их рабочие инструменты – молоты и наковальни, зубила и клещи. Историки считают, что более 150 видов изделий из металла знала в одиннадцатом веке Древняя Русь. Ремесла Древней Руси играли важную роль в развитии торговли между поселениями. Кузнечных дел мастера иногда занимались и мелкой работой, создавая маленькие шедевры – украшения. Постепенно златокузнечное дело выделилось в отдельную отрасль. Так появилось ювелирное ремесло в Древней Руси. Русские мастера настолько хорошо владели техникой изготовления ювелирных украшений, что оставалось только удивляться, как это им удавалось. Дошедшие до наших времён искусные вещи - амулеты из бронзы, подвески, пряжки, серьги и ожерелья - поражают тонкостью изготовления. Ювелирные украшения создавались в технике зерни, при этом поверх них напаивался узор, основу которого составляло множество металлических шариков. Другим способом изготовления ювелирных изделий была скань. Эта техника характеризуется тем, что рисунок создавался тонкой проволокой, которая напаивалась на поверхность из металла, получившиеся промежутки заполняли эмалью разных цветов. Освоили ювелиры и фигурное литьё, а также требующую особенного искусства технику черни, когда на чёрном фоне располагался узор из серебряных пластинок. До наших дней дошли прекрасные изделия с инкрустациями золотом и серебром по железу и меди. Такие сложные техники свидетельствуют о том, какого высокого уровня достигло развитие ремесел в Древней Руси.Гончарное ремесло Древней Руси выделилось в самостоятельную отрасль немного позже кузнечного. Гончарный круг появился у наших предков в одиннадцатом веке.Чем славились древнерусские мастера? Описывая ремесла Древней Руси 9-12 века, кратко отметим, что русские славяне дохристианского периода умели делать чеканку, производили керамику, владели искусством тонкой вышивки, славились мастерством изготовления эмалей. До наших дней дошли работы киевских художников. Это уникальные образцы резьбы по кости, чернения, гравировки по металлу. Славились по всему миру древнерусские мастера стеклоделия и их изразцы. Различные осваивала Древняя Русь ремесла, но самым искусным из них была обработка дерева. Из этого материала строились хозяйственные постройки, жилища, ворота и мосты, крепости и стены. Деревянными были лодки, вся хозяйственная утварь щедро украшалась резьбой по дереву. Ни для кого не секрет, что главным сувениром, олицетворяющим художественное ремесло в Древней Руси, является .Художественная роспись Декоративно-прикладные ремесла Древней Руси славились далеко за её пределами. Издавна наши предки восхищали весь мир своим искусством художественной росписи. Разнообразие узорных мотивов в русском орнаменте привело к появлению разных школ и направлений этого народного промысла. Для каждого из них были характерны свои цвета и линииГжель Яркая синяя роспись кобальтом по белому фону фарфора получила название гжель, которое произошло от имени подмосковного местечка, где данное направление зародилось. Впервые упоминается оно в грамоте Ивана Калиты. Сначала мастера делали посуду и игрушки, позже, с развитием производства, ассортимент значительно расширился. Особой популярностью пользовалась каминная плитка. Гжельская керамика стала популярной по всему свету. Другие росписи наших предков также получали названия от мест своего создания и распространения. Яркие краски на тёмном фоне Жостовская роспись - художественное ремесло в Древней Руси, пришедшее в восемнадцатом веке из подмосковной деревни с одноимённым названием. Представляет собой живопись маслом на подносах из металла. Узнать её легко по ярким красочным цветам, фруктам, птицам, располагающимся на тёмном фоне. Нанесённые узоры затем покрываются специальным лаком, поэтому имеют такой блестящий вид. Техника этой росписи довольно сложна, изображение создаётся в несколько этапов. Очень жизнерадостные оттенки радуют глаз, поэтому подносы пользовались большой популярностью на Руси и до сих пор являются декоративным элементом во многих домах и учреждениях. Палех Из районного центра в Ивановской области пришла палехская миниатюра. Этот вид ремесла представляет собой картины на лаковых изделиях. Нанесённые поверх черного фона красочные фольклорные, бытовые, религиозные сюжеты украшают шкатулки, ларцы и другие вещи. Считается, что палехская лаковая миниатюра появилась в пятнадцатом веке, когда расцветом городов и торговли отличалась Древняя Русь. Ремесла зарождались разными способами. Например, такое направление старинного ремесла, как палехская миниатюра, создали древнерусские иконописцы. В Палехе жили искусные художники, которые получали приглашения со всех русских областей для нанесения росписи в храмах и церквях. Именно они и начали расписывать шкатулки всякими сказочными и историческими сюжетами. Все изображения наносились яркими темперными красками поверх чёрного фона. Технология данного вида ремесла достаточно сложная, сам процесс создания миниатюр трудоёмкий и многоэтапный. Изучать и осваивать его нужно долго, но в результате обычная тёмная коробочка превращается в уникальную по красоте вещь. Хохлома Ещё один вид ручной росписи по дереву – это хохлома, которая появилась более трёхсот лет назад. Посуда и предметы домашнего обихода, расписанные огненно-алыми цветами, привлекают внимание своей необычностью. Узоры, складывающиеся в красивейшие орнаменты, радуют глаз и в наши дни. В создании хохломских изделий есть секрет, который заключается в том, что их несколько раз покрывают лаком, после чего закаляют в печи. В результате обжига покрытие желтеет, и изделия, созданные из дерева, кажутся позолоченной драгоценной утварью. Кроме того, посуда в результате такой обработки становится прочной. Её покрытие позволяет использовать хохломские чашки, миски, ложки по назначению – для хранения продуктов, для приёма пищи. Лубочные картинки Лубок – ещё один вид народного творчества, представляющий ремесла Древней Руси. Занятие это представляло собой создание оттиска на бумаге с помощью деревянного клише. Такие народные картинки были распространены в ярмарочной торговле ещё в семнадцатом веке и вплоть до начала двадцатого века были самым массовым и распространённым видом русского изобразительного искусства. Сюжеты, отображаемые лубком, весьма разнообразны: религиозные и нравоучительные темы, народный эпос и сказки, исторические и медицинские сведения, которые всегда сопровождались небольшим текстом, который мог быть поучительным или юмористическим и рассказывал о нравах и быте своего времени с присущей народу мудростью. Ремесла Древней Руси, 18 век: русский самовар Мастерством наших русских умельцев мы вправе гордиться. Сегодня их работы можно увидеть не только в музеях, но и в наших собственных домах. Некоторые виды ремесел в Древней Руси были особенно популярны. Например, по всей нашей стране и по сей день встречается тульский самовар. В восемнадцатом веке существовало более двухсот различных видов этих изделий. В наше время в городе Туле существует даже музей самоваров

62.Города Древней Руси 9-13 вв. Структура и характеристика поселения в старину Город в Древней Руси – это поселение, для которого тщательно выбиралось место. Территория должна быть удобной в плане обороны. На холме, как правило, в отделении от реки, сооружалась укреплённая часть (кремль). Жилые дома располагались ближе к реке, в низменности или, как говорили, на подоле. Таким образом, первые города Древней Руси состояли из центральной части – детинца, хорошо защищенного, и более удобной, но менее безопасной торгово-ремесленной части. Немного позже в поселениях возникают посады, или предгорья. Древние города в Древней Руси строились не из камня, как большинство поселений в Западной Европе того времени, а из дерева. Отсюда появился глагол «срубить» город, а не построить. Укрепления образовывали заградительное кольцо из деревянных срубов, наполненных землей. Попасть внутрь можно было только через ворота. Стоит заметить, что в Древней Руси городом называли не только населённый пункт, но и ограду, крепостную стену, крепость. Помимо детинца, в котором располагались главные сооружения (собор, площадь, казна, библиотека), и торгово-ремесленного квартала, обязательно была торговая площадь и школа. Мать городов русских Именно таким эпитетом наградили историки главный град государства. Столицей Древней Руси был город Киев - красивый и очень удобный в плане географического расположения. Люди обитали в этой местности уже 15-20 тыс. лет назад. Легендарный князь Кий, основатель населенного пункта, вероятно, жил в период Черняховской культуры. «Велесовая книга» утверждает, что был он выходцем из Южной Балтии и жил примерно в средине второго века. Но основание самого града этот источник датирует скифскими временами, что перекликается с сообщением Геродота о сколотах. Возможно, полянский князь не закладывал город, а только укрепил его и сделал опорным. Академик Рыбаков считает, что Киев основали позже, в 5-6 веке, когда славяне активно заселяли территории над Днепром и Дунаем, продвигаясь на Балканский полуостров. Возникновение городов в Древней Руси после Киева было закономерным, так как за укрепленными стенами люди чувствовали себя в безопасности. Но на заре развития государства стольный град полян входил в Хазарский каганат. Кроме того, Кий встречался с византийским императором, предположительно с Анастасием. О том, кто правил градом после смерти его основателя, неизвестно. История называет только имена двух последних правителей до прихода варягов. Вещий Олег без кровопролития овладел Киевом, сделал его своей столицей, оттеснил кочевников, сокрушил Хазарский каганат и пошел в наступление на Царьград. Золотое время Киева Походы Олега и его приемника Игоря, а также Святослава Храброго не способствовали развитию города. Его границы не расширялись со времен Кия, но в нем уже возвышался дворец, были построены языческие и христианский храмы. За обустройство поселения взялся уже князь Владимир, а после крещения Руси в нем вырастают каменные святыни, курганы прежних богов сравниваются с землей. При Ярославе возводятся Софийский собор и Золотые ворота, а территория Киева и его население увеличиваются в несколько раз. Стремительно развиваются ремесла, книгопечатание, образование. Городов в Древней Руси становится все больше, но град Кия все равно остается главным. Сегодня в центральной части украинской столицы можно увидеть здания, возведенные в период расцвета государства. Достопримечательности украинской столицы Древние города в Древней Руси были очень красивыми. И уж конечно, столица не является исключением. Сегодня архитектурные памятники того времени дают возможность представить великолепие Киева. Самая выдающая достопримечательность – Киево-Печерская Лавра, основанная монахом Антонием в 1051 году. В комплекс входят каменные храмы, украшенные росписью, кельи, подземные пещеры, крепостные башни. Золотые ворота, построенные при Ярославе Мудром – уникальная памятка оборонительного зодчества. Сегодня внутри действует музей, а вокруг сооружения разбит сквер, в котором стоит памятник князю. Стоит посетить знаменитый Софийский собор (1037), Михайловский златоверхий собор Выдубицкого монастыря (ХІ – ХІІ вв.), Кирилловскую, Троицкую надвратную церковь, Церковь Спаса-на-Берестове (все ХІІ в.). Великий Новгород Крупные города Древней Руси – это не только стольный Киев. Красивейшим является и Новгород, который сохранился до сегодня, поскольку не был тронут монголами. Впоследствии, чтобы подчеркнуть важную роль населенного пункта в истории, к официальному названию власти добавили приставку «Великий». Изумительный град, разделенный рекой Волхов, был основан в 859 году. Но это дата, когда впервые упоминается поселение в письменных источниках. Летопись упоминает, что в 859 году умер новгородский воевода Гостомысл, а, следовательно, Новгород возник раньше, задолго до призвания Рюрика на княжество. Археологические раскопки показали, что в этих землях люди селились с пятого века. В восточных хрониках десятого столетия упоминается ас-Славийа (Слава, Салау), один из культурных центров русов. Под этим городом имеется в виду Новгород или его предшественник – старый город ильменских славян. Также его отождествляют со скандинавским Хольмгардом, столицей Гардарики. Особенности столицы Новгородской республики Как и все крупные города Древней Руси, Новгород был разделен на части. В нем были кварталы ремесленно-цехового назначения, жилые районы без улиц, укрепления. Детинец образовывается уже в 1044 году. Помимо него, до сегодня сохранился вал и Белая (Алексеевская) башня. В 1045—1050 годах в граде строится Софийский собор, чуть позже – Николо-Дворищенский, Георгиевский и храм Рождества Богородицы. Когда образовывается вечевая республика, в городе расцветает зодчество (возникает новгородская архитектурная школа). Князи утратили право строить храмы, но зато этим активно занимались горожане, купцы и меценаты. Жилища людей, как правило, были деревянными, а из камня возводились только культовые сооружения. Примечательно, что уже в то время в Новгороде функционировал деревянный водопровод, а улицы были вымощены брусчаткой. Славный Чернигов Изучая крупные города Древней Руси, нельзя не упомянуть Чернигов. В окрестностях современного поселения люди обитали уже в 4 тысячелетии до нашей эры. Но как град впервые он упоминается в письменных источниках в 907 году. После битвы под Лиственом в 1024 году Мстислав Владимирович, брат Ярослава Мудрого, делает Чернигов своей столицей. С той поры он активно развивается, растет и застраивается. Здесь возводят Ильинский и Елецкий монастыри, которые надолго становятся духовными центрами княжества, территория которого простилалась до Мурома, Коломны и Тмутаракани. Нашествие монголо-татар остановило мирное развитие города, который был сожжен войсками чингизида Мункэ в октябре 1239 года. С княжеских времен до современности дошли несколько архитектурных шедевров, с которых и начинают знакомство с городом туристы. Это Спасский собор (XI ст.), Ильинская церковь, Борисоглебский и Успенский соборы, Елецкий Успенский монастырь (все - XII в.), Пятницкая церковь св. Параскевы (XIII в.). Примечательны Антониевы пещеры (XI—XIX в.) и курганы Чёрная могила, Гульбище и Безымянный. Старая Рязань Был еще один град, который играл исключительную роль. Городов в Древней Руси было много, но не каждый из них был центром княжества. Рязань, полностью уничтоженная ханом Батыем, уже не возродилась. В 1778 году Переяславлю-Рязанскому, который отдален от старого княжеского поселения на 50 км, было дано новое имя – Рязань, но используют его вместе с приставкой «Новая». Руины древнерусского града сегодня представляют огромный интерес для историков и археологов. Только остатки укреплений занимают свыше шестидесяти гектаров. В археологический заповедник входят также развалины сторожевых форпостов, крепость Новый Ольгов, возле которой приютилось Всероссийское родноверческое Святилище. Удивительный Смоленск В верхнем течении Днепра расположен древний и очень красивый город. Топоним Смоленск восходит к названию реки Смольня либо к наименованию племени смолян. Также вероятно, что град нарекли в честь того, что лежал он на пути из варяг в греки и был местом, где путешественники смолили лодки. Впервые упоминается он в «Повести временных лет» под 862 годом и именуется центром племенного союза кривичей. В походе на Царьград Аскольд и Дир обошли Смоленск стороной, поскольку он был сильно укреплен. В 882 году град был захвачен Олегом Вещим и стал частью его державы. В 1127 году город становится уделом Ростислава Мстиславича, который в 1146 году приказывает построить Церковь Петра и Павла на Городянке, церковь Иоанна Богослова. Перед монгольским нашествием Смоленск достигает своего высшего расцвета. Он занимал около 115 га, и там постоянно проживало 40 тыс. человек в восьми тысячах домов. Ордынское нашествие не тронуло град, что позволило ему сохранить многие памятники архитектуры. Но со времени он утратил своё значение и попал под зависимость других княжеств. Другие города Как видим, высокое развитие городов Древней Руси позволяло им быть не только политическим центром регионов, но и устанавливать внешние связи с другими странами. Например, Смоленск имел тесные отношения с Ригой, а о торговых связях Новгорода вообще ходят легенды. А какие еще поселения существовали на Руси? Полоцк, расположенный на притоке Западной Двины. Сегодня он находится на территории Белоруссии и любим туристами. О княжеской эпохе в нем напоминают Софийский собор (11 век, разрушен и восстановлен в 18 веке) и древнейшая каменная постройка в стране - Спасо-Преображенский храм (12 век). Псков (903 год). Ростов (862 год). Суздаль (862 год). Владимир (990 год). Город входит в Золотое кольцо России, знаменит Успенским и Дмитриевским собором, Золотыми воротами. Муром (862 год), сожженный дотла в период монгольского нашествия, восстановленный в четырнадцатом столетии. Ярославль – град на Волге, заложенный Ярославом Мудрым в начале десятого века. Теребовля (Галицко-Волынское княжество), первое упоминание о городе датировано 1097 годом. Галич (Галицко-Волынское княжество), первое письменное упоминание о нем датировано 1140 годом. Однако в былинах о Дюке Степановиче говорится, что он был лучше, чем Киев при жизни Ильи Муромца, и получил крещение задолго до 988 года. Вышгород (946 год). Град был уделом княгини Ольги и ее любимым местом. Именно здесь проживали три сотни наложниц князя Владимира до его крещения. От древнерусской эпохи не сохранилось ни одно здание. Переяславль (современный Переяслав-Хмельницкий). В 907 году впервые был упомянут в письменных источниках. Сегодня в городе можно увидеть остатки крепостных сооружений 10-11 столетий. Вместо послесловия Конечно, мы не перечислили всех городов той славной эпохи в истории восточных славян. И тем более не смогли их описать в полной мере так, как они заслуживают того, по причине ограниченности размеров нашей статьи. Но мы надеемся, что разбудили интерес к изучению прошлого. - Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/187008/drevnie-goroda-v-drevney-rusi-nazvaniya-obrazovanie-i-razvitie

63. Торговля и транспорт Древней Руси 9-13 вв.

63 торговля и транспорт др в 9- 13 векТорговля. Как мы знаем, в восьмом и девятом столетиях варяги проложили торговый путь через Русь из Балтики в Азовское и Каспийское моря. В десятом столетии русские организовали собственную торговлю в национальном масштабе, продолжая извлекать прибыль из транзитной торговли. Днепровский речной путь вскоре превратился в основную артерию русской торговли, главный южный конец которой теперь был в Константинополе.

На Балтике торговля продолжала расти, а с ней и значение северных русских городов-республик Новгорода и Пскова.В страны Востока Русь продавала меха, мед, воск, клыки моржей и, по крайней мере в отдельные периоды, - шерстяное сукно и льняное полотно, а покупала там специи, драгоценные камни, шелковые и сатиновые ткани, а также оружие дамасской стали и лошадей. Русское торговое право киевского периода имело международный аспект, поскольку отношения между русскими и иностранными купцами регулировались рядом международных торговых договоров и соглашений, начиная с русско-византийского договора десятого столетия. В начале одиннадцатого века была заключена торговая конвенция между Русью и волжскими булгарами (1006 год).

64. Основные социальные группы населения Древней Руси 9 - 13В XII веке в отдельных княжествах на землю сажается часть дружины и слуг княжеского "двора", составившие основу будущего слоя дворян и "детей боярских", т.е. низшее звено феодальной иерархии.

Четырехступенчатую структуру подчинения: -великий князь -"младшие", удельные князья и бояре -местные бояре - "дворские" -"дети боярские" (будущие дворяне) Вотчина - вид феодальной собственности на землю, она возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное или корпоративное владение (от слова "отчина" - земля отца). Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

С XIII-XV вв. становится основным видом землев

cyberpedia.su

это... Виды ремесел. Народные ремесла

Появление ремесла приходится на начало производственных занятий человека. Еще с древних времен известны зачатки ремесленной деятельности.

Понятие о ремеслах

Ремесло – это производственная деятельность, основанная на изготовлении промышленных предметов с помощью мелкого ручного труда, преобладающая до развития машинного производства и сохранившаяся при нем.ремесло это

Человека, который занимается профессиональным изготовлением предметов, называют ремесленником.

Что такое народное ремесло

Народным ремеслом называют предметы, которые изготовлены при помощи обычных подручных материалов и простых конструкций. Народные ремесла разнообразны своей творческой деятельностью, изделия изготавливаются своими руками и чаще всего из природных материалов или близких к ним (дерево, ткани, металл и пр.). Этот вид деятельности сформировался из домашнего ремесла, когда изготовлялись необходимые бытовые вещи. Как и искусство, народные ремесла развивались в зависимости от культуры, религии и иногда - политических взглядов.

История ремесла

Ремесло имеет долгую историю возникновения. Первобытные общины чаще всего занимались домашним ремеслом, изготовляя предметы из камня, кости, глины, дерева и т.д. Домашнее ремесло – это производство изделий, необходимых для ведения хозяйства. В некоторых местах и в наши дни это занятие имеет большое значение.

Позже люди начали вести оседлый образ жизни, появились ремесленники. Многие ремесленники работали на хозяйственных угодьях царей, храмов, монастырей и рабовладельцев (Древний Египет, Древний Рим, Древняя Греция и странах Междуречья). Изначально ремесленник работал один, но так как это давало маленький доход, мастера начали объединяться в группы. Эти группы назывались артелями и принимали заказы от населения. Некоторые из мастеров ходили по городам и селам, а другие жили и работали в одном месте. Промыслы и ремесла на заказ дали начало появлению и развитию городов как центров ремесленных работ и торговли. До наших дней во многих населенных пунктах сохранились названия улиц, указывающих на место работы того или иного мастера. Например, Гончарная – на ней было организовано производство изделий из глины, Кожевенная – обработка кожи, производство кожаных изделий, ремонт обуви, Кирпичная – производство кирпичей.

В Средние века появилась форма профессионального ремесла. В городах появился новый социальный слой – это городские ремесленники. Главными отраслями городского ремесла были: изготовление предметов из металла, сукноделие, производство изделий из стекла и пр. Городские мастера располагали такими привилегиями, как городское право, ремесленные цеха, собственная свобода.русские ремесла

С приходом промышленного переворота многие виды ремесел утратили свое первенство в производстве, на фабриках и заводах стали использовать машины. Сегодня ремесленники сохранились в отраслях, которые обслуживают личные нужды клиентов, и в изготовлении дорогостоящих художественных изделий (сапожники, портные, ювелиры, художники и др.).

История развития ремесел в России

Население русских городов в основном состояло из ремесленников. Большая часть из них занималась кузнечным производством. Позже из кузнечного дела образовалось слесарное. Его продукция пользовалась большим спросом в Европе. Производство оружия выделило мастеров по изготовлению луков, ружей, колчанов и т.д. Доспехи русских ремесленников считались на порядок выше турецких, сирийских и итальянских.

По сведениям из летописи, в 1382 г. на Руси уже имелись пушки. В 14 веке сформировалось литейное дело (литье колоколов). С нашествием монголов производство пришло в упадок.

Ювелирное мастерство обслуживало потребности аристократии. Сохранившиеся изделия (иконы, золотые пояса, посуда, переплеты книг) свидетельствуют о высоком профессионализме ювелирных мастеров в области гравировки, художественного литья, ковки, черни и чеканки. В 14 веке началась чеканка монет в нескольких русских княжествах, что образовало денежное ремесло. На рынок и широкий круг заказчиков было рассчитано кожевенное, сапожное и гончарное ремесла. Из глины делали разнообразную посуду, игрушки и строительные материалы. Кроме того, в Москве и других городах строились каменные церкви (преимущественно из белого камня) и устанавливались башенные часы с боем.

Труды мастеров внесли большой вклад в восстановление разрушений после татаро-монгольских завоеваний. Русские ремесла повлияли на подготовку экономических предпосылок в создании русского централизованного государства.народные ремесла

С 1917 года число ремесленников в России резко снизилось, они объединились в промысловую кооперацию. Однако и сейчас русские ремесла включают несколько всемирно известных народно-художественных промыслов.

Различные типы и виды ремесел

Виды ремесел образуются от материала, из которого изготовлен предмет. С давних пор люди знают такие ремесла, как:

  • Кузнечное.
  • Плотницкое.
  • Ткацкое.
  • Гончарное.
  • Столярное.
  • Прядильное.
  • Ювелирное.
  • Пекарное.
  • Кожевенное.виды ремесел

Кузнечное дело

Кузнечное ремесло - это одно из первых занятий, появившихся на Руси. Люди всегда удивлялись, наблюдая за работой кузнеца. Они не могли понять, как из серого металла мастер делал такие изумительные предметы. У многих народов кузнецы считались чуть ли не волшебниками.

Ранее кузнечное ремесло требовало особых знаний и специально оборудованной мастерской с множеством инструментов. Металл выплавляли из болотных руд, которые добывались весной и осенью. Древнерусские кузнецы изготавливали для земледельцев серпы, сошники, косы, а для воинов - копья, мечи, топора, стрелы. Кроме того, в хозяйстве всегда нужны были ножи, рыболовные крючки, ключи и замки, иглы и т.д.кузнечное ремесло

В наши дни технический прогресс несколько изменил и усовершенствовал кузнечное ремесло, но оно все еще востребовано. Художественной ковкой украшают офисы, квартиры, загородные дома, парки, скверы, особенно она востребована в ландшафтном дизайне.

Ювелирное ремесло

Ювелирное ремесло - одно из самых древних в истории человечества. Изделия из золота, серебра и драгоценных камней с давних времен считались признаком власти и богатства аристократического класса. Еще в 10 - 11 веках ювелирные мастера славились своим талантом по всей Европе. Люди с давних времен являлись страстными поклонниками украшений. Изготовлялись бусы из драгоценных металлов или цветного стекла, подвески с различными рисунками (обычно зверей), серебряные височные кольца, которые подвешивали к головному убору или вплетали в прическу, кольца, колты и т.д.

В 18 веке в России был расцвет ювелирного мастерства. Как раз в это время профессия «золотых и серебряных дел мастер» стала называться "ювелир". В 19 веке у русских мастеров появился собственный стиль, благодаря чему сейчас русские ювелирные изделия остаются уникальными. Начали свою работу прославившиеся фирмы братьев Грачевых, Овчинникова и Фаберже.промыслы и ремесла

В наши дни население в связи с ростом благосостояния все больше и больше нуждается в высокохудожественных ювелирных изделиях.

Гончарное ремесло

Известно, что с 10 века на Руси производили глиняную посуду. Делалось это вручную, и в большинстве женскими руками. Для увеличения прочности и долговечности изделия к глине подмешивали мелкие раковины, песок, кварц, гранит, а иногда растения и осколки керамики.

Немного позже появились гончарные круги, что облегчило работу гончарам. Круг приводили в движение рукой, а потом ногами. В это же время гончарным делом стали заниматься мужчины.гончарное ремесло

Промышленных масштабов гончарное дело достигло в 18 веке. В Петербурге, а немного позже и в Москве появились керамические фабрики.

Предметы, изготовленные современными гончарами, все так же восхищают. Сегодня гончарное ремесло - это популярное занятие во многих областях России, а спрос на керамические изделия ручной работы постоянно возрастает.

fb.ru

Конспект ипрезентация урока 4 класс по программе "Начальная школа 21 век" "Художественное ремесло в Древней Руси"

Окружающий мир

Тема: "Художественное ремесло в Древней Руси" (УМК «Школа 21 век»).

Разработала: учитель начальных классов первой категории МБОУ ОСШ №3 Тихомирова Татьяна Анатольевна.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цели:

  • Формировать представление о художественном ремесле Древней Руси, элементы исторического мышления.

  • Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус учащихся, их внимание, память, речь, способность анализировать и обобщать.

  • Воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому нашей страны, к искусству наших предков, подчеркнуть связь народного искусства прошлого с сегодняшним днем.

  • Задачи урока:

  • образовательные:

• развивать умение работать со словарём;

• развивать навыки выразительного , выборочного чтения;

  • развивающие:

  • • учить обобщать и делать выводы,

  • • развивать умение рассуждать ;

  • воспитательные:

  • • расширить круг нравственных представлений школьников на основе исторических фактов;

  • УУД, формируемые во время урока:

  • Личностные действия:

  • • умение выделять нравственный аспект поведения

  • Регулятивные действия:

  • • вырабатывать у учащихся умение планировать свою работу.

  • Познавательные действия:

  • • учить самостоятельно формулировать познавательную цель,

  • учить поиску информации, структурировать свои знания.

Коммуникативные действия:

  • • вырабатывать умение учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, учить управлять поведением партнера.

Материалы и оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – М.: “Вентана-Граф” 2013г. УМК “Начальная школа XXI века”;

  • словарь С.И.Ожигова;

  • репродукции на доске: древнерусские воин и женщина, современного и древнерусского оружия;

  • заготовки из бумаги и картона (щиты, женские головные уборы), выполненные ребятами на уроках народного творчества;

  • акварельные краски, кисти.

Оформление доски: тема урока; рисунки-плакаты “Древнерусский воин”, “Женский русский наряд”; рисунки с образцами современного и древнерусского оружия.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: У нас не просто обучающий урок, а урок – мастерок, на котором мы будем не только обучаться и узнавать новое, но и мастерить, мы будем говорить о художественном ремесле.

– Ребята, кто из вас знает, что такое ремесло?

(Ответы детей.)

– Давайте обратимся к словарю С.И.Ожигова

(Подготовленный ученик зачитывает определение по словарю.)

Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.

Учитель: Вспомните, какие ремесла были на Руси?

(Ответы детей: гончарное, кузнечное, строительное, башмачное, обработка кожи, меха, дерева, ювелирное искусство, ткачество.)

2. Изучение нового материала

Учитель: Каждый мастер стремится сделать свою работу так, чтобы изделие радовало глаз, мастер вкладывал частичку своей души. Вот поэтому в Древней Руси развивалось художественное ремесло.

На доске рисунки древнерусского и современного оружия.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/560201/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/560201/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/560201/img4.gif

 Ролевая игра “Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы предметы нас окружали?”.

(Ответы детей.)

Сравнение древнерусского и современного оружия.

– Чем современное оружие отличается от древнерусского?

(Ответы детей.)

Учитель: Откройте ребята учебник “Окружающий мир” стр. 90. Рассмотрите рисунок “Древнерусское оружие”. Назовите древнерусское оружие (булава, палица, кистень, шлем, кольчуга). Опишите, как выглядел древнерусский воин?

(Ответы детей.)

http://festival.1september.ru/articles/560201/img5.gif

Учитель: Доспехи, сделанные древними мастерами, не только защищали воина. Посмотрите, ребята, как художественно они оформлены. Послушайте сообщения, для чего они были предназначены и художественно оформлены.

Сообщения детей: “Шлем”, “Кольчуга”, “Щит”, “Меч”.

 http://festival.1september.ru/articles/560201/img7.gif

Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитногонаголовья.

Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img8.gif

Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img9.gif

Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img10.gif

Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа.

 Учитель: Мы прослушали сообщение о доспехах древнерусского воина. А теперь рассмотрите рисунок на странице 91 учебника “Женские украшения” и назовите женские украшения. Выскажите свое мнение: сейчас люди верят в силу оберегов, или они просто любят украшать свою одежду?

(Ответы детей.)

Учитель: О том, как древние ремесленники украшали женские головные уборы, амулеты, гривны нам расскажут ребята.

Сообщения детей: “Гривна”, “Амулеты”, “Женский головной убор”.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img11.gif

Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.

Учитель: – Прошли тысячелетия. Скажите ребята, изменилось ли женское шейное украшение сейчас?

(Ответы детей.)

http://festival.1september.ru/articles/560201/img12.gif

Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.

http://festival.1september.ru/articles/560201/img13.gif

Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.

 3. Закрепление темы (Практическая часть)

  1. ПДО (педагог дополнительного образования): Очень интересно было слушать выступления детей, а теперь мы, используя полученные знания, акварельные краски и вашу фантазию применим на ваших заготовках. Мальчики будут расписывать щит, а девочки будут заниматься росписью головного убора.

Кроме ремесел, о которых мы сегодня вспомнили, так же на Руси существовало актерское мастерство.Которое представляли скоморохи. Кто же такие скоморохи?

Талан скоморохов был разнообразен, их умение инсценировать: показывать кукольные представления, разыгрывать небольшие спектакли привели к возникновению театров.

Выходит петрушка.

«Прощайте, ребята! Прощай жизнь молодецкая! Уй-юй-юй! … Пропала моя головушка удалая, пропала вместе с колпачком и кисточкой! Моё почтение!... До следующего представления!»

Так обычно заканчивался спектакль кукольного театра, главным героем которого был Петрушка.

Сколько лет Петрушке? А вы сами сосчитайте! Кукольные сценки с петрушкой разыгрывались на Руси ещё в 17 веке. Петрушка не боялся не кого. От его острого языка доставалось всем: и доктору, который плохо лечил, и воришке, и обманщику торговцу, и полицейскому …

2. Выполнение работы.

(Оказание помощи во время работы учителем и педагогом дополнительного образования.)

4. Рефлексия

1. Демонстрация выполненных работ.

Учитель: Мальчики, покажите как художественно вы оформили щиты. (Выходят под музыку русского фольклора.)

– А девочки продемонстрируют нам красоту женских головных уборов. (Выходят под музыку русского фольклора.)

  1. Учитель: Понравился ли вам урок ребята? Что больше всего понравилось? Что нового и интересного для себя узнали?

Приложение1

Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитного наголовья.

Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.

Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”.

Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку.

Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа.

Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.

Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.

Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.

Приложение2

hello_html_4631366b.png

infourok.ru

Ремесла в Древней Руси

Технологическая карта урока

Ф.И.О: Никишина Лариса Викторовна

Класс: 4 «Г»

Дата:

Предмет: окружающий мир

Тема:«Художественные ремесла в Древней Руси.

Программа: Начальная школа XXI века

Место и роль урока в изучаемой теме: урок освоения новых знаний.

Цель урока: создание условий для формирования представлений о русском искусстве до XVIII века

Задачи:Образовательная: способствовать формированию знанийо художественных ремеслах Древней РусиРазвивающая: содействовать развитию логического мышления, воображения, наглядно-образной памяти; творчества детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус учащихся, их внимание, память, речь, способность анализировать и обобщать

Воспитательная: способствовать воспитаниюинтереса к истории своего народа любови к Родине, интерес к историческому прошлому нашей страны, к искусству наших предков, подчеркнуть связь народного искусства прошлого с сегодняшним днем.

Дидактические средства:для учителя – учебник,презентация.

для обучающегося – учебник.

Ход урока

Название этапа,

цель

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель для учителя: создать комфортные условия для работы на уроке.

Цель для обучающихся: активизация учащихся, создание условий для возникновения у учеников внутренних потребностей, включенных в учебную деятельность.

Приветствие

Здравствуйте, ребята.

Присаживайтесьпоудобнее, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, настройтесь на предстоящий урок.

Приветствуют.

фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

2.

2. Актуализация знаний

Цель для учителя: подготовить учащихся к открытию новых знаний

Цель для обучающихся :организовать фиксирование учащихся индивидуального затруднения.

Вступительная беседа

Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

Ребята, кто из вас знает, что такое ремесло?

(Ответы детей.)

– Давайте обратимся к словарю С.И.Ожигова

Учитель: Вспомните, какие ремесла были на Руси?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Тема нашего урока: «Художественные ремесла в Древней Руси»

Пересказ(русское искусство до 18 века, русские иконы)

Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.

гончарное, кузнечное, строительное, башмачное, обработка кожи, меха, дерева, ювелирное искусство, ткачество

о ремесле

Фронтальная.

Формирование УУД:

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь.

3.

3.Освоение нового материала

Цель для учителя: создать условия для построения плана достижения цели.

Цель для обучающихся: определять средства, ресурсы

Просмотр видеоматериала

Работа с учебником.

Каждый мастер стремится сделать свою работу так, чтобы изделие радовало глаз, мастер вкладывал частичку своей души. Вот поэтому в Древней Руси развивалось художественное ремесло.

На доске рисунки древнерусского и современного оружия.

 Ролевая игра “Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы предметы нас окружали?”

Сравнение древнерусского и современного оружия.

– Чем современное оружие отличается от древнерусского?

Учитель: Откройте ребята учебник “Окружающий мир” стр. 90. Рассмотрите рисунок “Древнерусское оружие”. Назовите древнерусское оружие Опишите, как выглядел древнерусский воин?

Доспехи, сделанные древними мастерами, не только защищали воина. Посмотрите, ребята, как художественно они оформлены.

 А теперь рассмотрите рисунок на странице 91 учебника “Женские украшения” и назовите женские украшения. Выскажите свое мнение: сейчас люди верят в силу оберегов, или они просто любят украшать свою одежду?

Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.

– Прошли тысячелетия. Скажите ребята, изменилось ли женское шейное украшение сейчас?

Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.

Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.

Отвечают

шлем, щит, меч, кольчуга

современным оружием можно производить выстрел автоматически, огнестрельное, танков не было, новые виды техники

(булава, палица, кистень, шлем, кольчуга).

Он выглядел как рыцарь, он был одет в кольчугу

Сообщения детей: “Шлем”, “Кольчуга”, “Щит”, “Меч”.

(Ответы детей.)

(Ответы детей.)

Фронтальная, индивидуальная

Формирование УУД:

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

4.

6. Итог урока, рефлексия.

Цель для учителя: проверить усвоение темы урока.

Обобщающие вопросы учителя.

Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня на уроке?

Что нового для себя узнали?

Что было наиболее интересным?

Оцените свою работу на уроке, поднимите смайл, который соответствует вашей работе и настроению на уроке

О художественных ремеслах в Древней Руси

Фронтальная

Формирование УУД:

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

5.

8. Домашнее задание

Д.з.

Ответить на вопрос стр. 86-89

Спасибо всем за урок! Урок окончен! До свидания!

Записывают домашнее задание.

Фронтальная.

Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитногонаголовья.

Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.

Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”.

Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку.

Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа.

infourok.ru

Древние ремесла Руси - История русских народных художественных промыслов

Русь была достаточно развитой древней цивилизацией. В ее городах проживали около 5 миллионов человек.

 

Всего городов и поселений было около 240, поэтому одно из названий Руси – «Гардарика» - страна городов. Нужно отметить, что древний Киев имел 50 тысяч жителей и превосходил Париж и Лондон вместе взятые. В городах Руси ремесленники производили ткани, строили корабли и здания, изготовляли кожу и делали из нее обувь, добывали железо и ковали оружие, делали посуду и, конечно же, создавали высокохудожественные произведения ювелирного искусства.

Причем уже в те времена наблюдалось определенное разделение производства. Например, рудокопы в болотистых местах добывали железо, которое поставляли в города, где из него производилась высокоуглеродистая сталь. Первые из печей, в которых «варили» железо, относятся к I-VII веку н.э.

О стали древнерусских оружейников с большим уважением отзываются арабские путешественники XI-XI веков. Ее секрет до сих пор до конца не разгадан. Но качество ее было настолько высоко, что, по свидетельству Ибн Мискавейха (X век) арабские и греческие войны в поисках обломков мечей руссов разрывали их могилы после сражений (943 и 971 годы), чтобы получить образцы металла.

Однако изготовлением оружия металлургия на Руси не ограничивалась. Также изготовлялись плуги, серпы, медорезки, лопаты и пр. С помощью сварки получались цепи, трезубые остроги, кольца для сбруи и удил. На отдельных предметах найдены следы зубила, с помощью которого проделывались отверстия, например, в жиковинах (петлях) для дверей. Наиболее сложным считалось изготовление замка. Таким образом, существовавшие в селах и городах кузницы обеспечивали население всем необходимым – от крестьянского инвентаря до боевых доспехов.

Методы железного литья применялись при изготовлении ювелирных украшений. Причем ряд найденных украшений (например, вятичские височные кольца) похожи на предметы, произведенные методом штамповки. Археологи находят предметы, изготовленные из серебряной проволоки, тонкие серебряные листы, что свидетельствует о том, что древние русичи знали и технологии работы с драгоценными металлами. Причем не только температуры их плавления, но и методы обработки. Очень часто ювелирные украшения дополнялись вставками, выполненными в сверхсложной технике перегородчатой эмали. Доступна мастерам была и техника чернения, зерни, инкрустации и золочения.

Русские постройки часто называют «белокаменными». Это связано с тем, что в древней Руси часть построек строилась из белого камня, добываемого открытым и закрытым способом. Техника строительства называется полубутовой, т.е. предполагает возведение внешней и внутренней стены, пространство между которыми заполняется бутом – обломками камня, известью, кирпичами. Блоки вытесывались очень точно и укладывались почти без раствора. Настолько же высокого уровня для того времени было и деревянное строительство. Дома собирались без железных стяжек и замысловато украшались. При этом практически все делалось с помощью одного топора. Лев Толстой отмечал, что русский человек с помощью топора может «и ложку вырезать, и дом построить».

Жители Древней Руси самостоятельно изготавливали для себя одежду. С помощью веретена из льняной или шерстяной кудели прялась пряжа. С сырьем особых проблем не было, т.к. лен и конопля росли почти повсеместно, содержание овец также было широко распространено. После чего на ткацких станках изготавливалось полотно. Ткани выпускались не только одноцветные, но и многоцветные, узорные. По поводу производства станков мнения историков разделяются. Одни считают, что их производство было индивидуальным, а другие считают, что ткацкие станки делали специальные мастера. Конфигурация ткацких станков дожила до наших дней почти в неизменном виде в отдельных глухих уголках страны.

Не менее развитым было и гончарное дело. Один из районов Великого Новгорода, например, назывался Гончарским, и там жило множество мастеров. Они изготавливали не только глиняную посуду с орнаментами (уже в те времена были известны сложные решетчатые штампы и клейма для посуды), но и, например, «голосники» - полые сосуды, входившие в кладку стен для улучшения акустики и облегчения конструкции сводов.

Таким образом, можно утверждать, что во времена Древней Руси был создан основной ремесленный инструментарий и заложены основы будущих русских производств. При отсутствии монгольского нашествия на Русь, вероятнее всего, наша страна намного бы обогнала своих соседей в плане промышленного развития.

rusprom.biz

"Художественное ремесло в Древней Руси"

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • Формировать представление о художественном ремесле Древней Руси, элементы исторического мышления.
  • Развивать творчество детей на примерах народных промыслов; развивать эстетический вкус учащихся, их внимание, память, речь, способность анализировать и обобщать.
  • Воспитывать любовь к Родине, интерес к историческому прошлому нашей страны, к искусству наших предков, подчеркнуть связь народного искусства прошлого с сегодняшним днем.

Материалы и оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”. 4 класс. Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова. – М.: “Вентана-Граф” 2008г. УМК “Начальная школа XXI века”;
  • словарь С.И.Ожигова;
  • репродукции на доске: древнерусские воин и женщина, современного и древнерусского оружия;
  • магнитофон, диск с записью “Народного фольклора”;
  • заготовки из бумаги и картона (щиты, женские головные уборы), выполненные ребятами на уроках народного творчества;
  • акварельные краски, кисти.

Оформление доски: тема урока; рисунки-плакаты “Древнерусский воин”, “Женский русский наряд”; рисунки с образцами современного и древнерусского оружия.

Ход урока

1. Актуализация знаний

Учитель: У нас не просто обучающий урок, а урок – мастерок, на котором мы будем не только обучаться и узнавать новое, но и мастерить, мы будем говорить о художественном ремесле.

– Ребята, кто из вас знает, что такое ремесло?

(Ответы детей.)

– Давайте обратимся к словарю С.И.Ожигова

(Подготовленный ученик зачитывает определение по словарю.)

Ремесло – профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом.

Учитель: Вспомните, какие ремесла были на Руси?

(Ответы детей: гончарное, кузнечное, строительное, башмачное, обработка кожи, меха, дерева, ювелирное искусство, ткачество.)

2. Изучение нового материала

Учитель: Каждый мастер стремится сделать свою работу так, чтобы изделие радовало глаз, мастер вкладывал частичку своей души. Вот поэтому в Древней Руси развивалось художественное ремесло.

На доске рисунки древнерусского и современного оружия.

 Ролевая игра “Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы предметы нас окружали?”.

(Ответы детей.)

Сравнение древнерусского и современного оружия.

– Чем современное оружие отличается от древнерусского?

(Ответы детей.)

Учитель: Откройте ребята учебник “Окружающий мир” стр. 80. Рассмотрите рисунок “Древнерусское оружие”. Назовите древнерусское оружие (булава, палица, кистень, шлем, кольчуга). Опишите, как выглядел древнерусский воин?

(Ответы детей.)

Учитель: Доспехи, сделанные древними мастерами, не только защищали воина. Посмотрите, ребята, как художественно они оформлены. Послушайте сообщения, для чего они были предназначены и художественно оформлены.

Сообщения детей: “Шлем”, “Кольчуга”, “Щит”, “Меч”.

  Шлем – воинский головной убор, обычно металлический. На Руси было принято украшать боевой шлем, да так, чтобы его золотое свечение виднелось издали, чтобы легче было найти своего предводителя. На шлеме укрепляли золотые и серебряные накладки, на которых изображались растительные узоры или выбивались слова или символ магического защитного содержания. Шлем был дорогим удовольствием, поэтому простые воины шли в бой без защитного наголовья.

Для защиты шеи воинов к шлему прикреплялся обруч и на нем сетка из крупных кольчужных колец. Позже к шлему стали прикреплять наносник и полумаску с выкружками для глаз.

Кольчуга. Тело воина защищала кольчуга имеющая вид рубашки длинной по колено, сделанной из тысяч металлических колец. Для изготовления кольчуги требовалось много времени и физических усилий. На одну кольчугу шло около 600 м проволоки (это около 20000 колец). Вес кольчуги составлял примерно 6,5 кг. Сами колечки выполняли функцию оберегов – своим шумом и звоном отпугивали злых духов. Таким образом, железная рубашка служила не только индивидуальной защите, но и была символом “воинской святости”.
Щиты. Щиты издревле составляли неотъемлемую часть славянского вооружения. Рисунки на щитах служили оберегами и должны были отводить от воина опасный удар. Фон щита окрашивали в самые разнообразные цвета. Славяне отдавали предпочтение красному. Внешняя сторона щита иногда декорировалась таким образом, чтобы в сражении можно было узнать его носителя (например, гербами). Прикрывались воины щитами имеющими шаровидную или миндалевидную форму. По внешней поверхности щита располагались железные оковки. На внутренней стороне щита прикреплялись ремни, в которые воин продевал руку.
Меч – основное оружие русского воина-дружинника, символ княжеской власти и воинская эмблема Древней Руси. Древний меч – оружие рубящее. Длина меча до 1м. Конец меча имел тупое острие, а иногда он закруглялся. Меч носился в ножнах. Мечи изготавливали из закаленной стали для особой прочности. Добротные мечи с удивительными и редкостными узорами, изготовленные русскими кузнецами, пользовались широким спросом и в других странах. Были и простые мечи, а были и украшены драгоценными камнями и узорной ковкой. К мечу обращались по имени. Избрав себе хозяина, меч верно служил ему до смертного часа.

 Учитель: Мы прослушали сообщение о доспехах древнерусского воина. А теперь рассмотрите рисунок на странице 81 учебника “Женские украшения” и назовите женские украшения. Выскажите свое мнение: сейчас люди верят в силу оберегов, или они просто любят украшать свою одежду?

(Ответы детей.)

Учитель: О том, как древние ремесленники украшали женские головные уборы, амулеты, гривны нам расскажут ребята.

Сообщения детей: “Гривна”, “Амулеты”, “Женский головной убор”.

Гривна. Металлический обруч, надетый на шею, был любимейшим украшением у разных народов мира, в том числе и на Руси, где он назывался “гривной”. Мастера делали гривны из меди, бронзы и из олова. Драгоценные гривны делали из серебра. Летописи упоминают и о золотых гривнах. Существовали разные виды гривен. Их делали из толстого металлического прутка, который скручивали. Делали гривны и плоскими. Все гривны украшали различными орнаментами. Металлический обруч, который надевали на шею, считался надежной защитой от болезней.
Учитель: – Прошли тысячелетия. Скажите ребята, изменилось ли женское шейное украшение сейчас?

(Ответы детей.)

Амулеты или обереги носили в виде украшений. Амулет играл роль “оберега” и призван был отводить все беды и болезни от владельца. Делали их большей частью из бронзы: колокольчики, бубенчики, звезды, колеса, цепи, шейные кольца, кресты, фигуры животных и т.д., прикрепляющихся к нагрудным цепям шейными кольцами и т.п.
Женский головной убор. В древности по нему определяли возраст девушки, замужем она или нет. Головной убор замужней женщины непременно укрывал волосы полностью. Этот обычай был связан с верой в магическую силу волос. До замужества головной убор (летом), не покрывал макушки, оставляя волосы открытыми. Маленькие девочки носили на лбу простые – тесёмочки. Взрослея, они носили девичий венец или повязку. Её расшивали как можно нарядней, иногда и золотом.

 3. Закрепление темы (Практическая часть)

1. ПДО (педагог дополнительного образования): Очень интересно было слушать выступления детей, а теперь мы, используя полученные знания, акварельные краски и вашу фантазию применим на ваших заготовках. Мальчики будут расписывать щит, а девочки будут заниматься росписью головного убора.

2. Выполнение работы.

(Оказание помощи во время работы учителем и педагогом дополнительного образования.)

4. Рефлексия

1. Демонстрация выполненных работ.

Учитель: Мальчики, покажите как художественно вы оформили щиты. (Выходят под музыку русского фольклора.)

– А девочки продемонстрируют нам красоту женских головных уборов. (Выходят под музыку русского фольклора.)

2. Учитель: Понравился ли вам урок ребята? Что больше всего понравилось? Что нового и интересного для себя узнали?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Древние ремесла Руси - путеводитель

Древние ремесла Руси. Какие ремесла развивались в Киевской Руси?

Древние ремесла Руси — один из столпов, на которые опирается самобытная культура нашего государства. Свое начало они берут в первобытном обществе, когда вся деятельность была коллективной, а орудия труда — самыми простыми. Однако уже в те времена нашим предкам было свойственно стремление к красоте. Создаваемые совместно орудия и предметы быта украшались орнаментом, им придавалась особая форма. Как правило, все, как сказали бы сейчас, декоративные элементы обладали магическими свойствами: оберегали, притягивали удачу. Восточные славяне были схожи в этом плане с прочими племенами. Отличали древние ремесла Руси особые техники и приемы, самобытные мотивы. Ко времени создания Киевского государства наши предки уже были мастерами во многих видах прикладного искусства.

Кузнец — ремесленник и колдун

О том, какие древние ремесла на Руси пользовались особым почетом, нетрудно понять по многочисленным сказаниям, легендам и поговоркам. Часто в историях встречается кузнец, изготавливающий герою чудо-меч, нередко он наделяется магическими способностями и мудростью.

Обработка металла на Руси действительно была одним из самых востребованных умений. Она одна из первых выделилась в самостоятельное ремесло. Кузнеца почитали и уважали, а железо считалось материалом обережным, способным при правильной обработке и почтительном к нему отношении защищать своего хозяина не только от злых людей, но и от нечистой силы.

Развитие ремесла в Киевской Руси достигло поразительных высот: нашим предкам были известны практически все современные типы обработки металлов. Чаще всего из них применялась ковка, филигрань, чернь, литье и чеканка.

Тонкое искусство

Отдельного упоминания достойно ювелирное дело. В нем на Руси также достигли значительных высот. Излюбленными техниками были уже названные филигрань (скань), чернь, а также зернь и эмаль (финифть). Творение мастеров времен Киевской Руси и позже порой поражают. Например, финифть напоминала мозаику с настолько тщательно прописанным рисунком, что в глазах запечатленных героев можно было различить темный зрачок и светлый белок. Создавались подобные картины из кусочков цветного стекла. Их толкли и смешивали с небольшим количеством воды. Полученной массой заполняли детали изделий и затем их несколько раз запекали. В результате эмаль сплавлялась с металлом.

Металлические кружева и брызги

Скань представляла собой ажурный орнамент из тончайшей золотой или серебряной проволоки. В такой технике изготавливали различные украшения, шкатулки и некоторые другие предметы быта. Филигрань придавала им воздушность и особую легкость. Без преувеличения такие изделия можно назвать сделанными из металлического кружева.

Зернь также была частым украшением различных изделий. Она напоминала мельчайшие капли, разбрызганные по поверхности украшения. Мастерство умельцев не знало границ: толщина шариков часто не превышала 0,4 мм.

Чернь представляла собой сплав серебра с серой. При изготовлении украшений на металлической заготовке процарапывался рисунок. Затем все заливали чернью и отправляли запекаться. Под действием высокой температуры сплавы соединялись, рисунок заполнялся смесью серы и серебра. После мастеру нужно было лишь удалить лишние участки черни. Получавшиеся изделия отличались контрастом благородного блеска металла и матовой поверхностью рисунка.

Работа с глиной

Вторым по времени появления после обработки металла на Руси было гончарное ремесло. Первоначально посуду и прочую утварь лепили вручную. Однако ремесла на Руси развивались быстро, и в 9—10 вв. славяне уже использовали гончарный круг. В результате глиняные изделия распространились по всему государству. Гончарные мастерские перестали быть редкостью. Каждая из них создавала изделия, чем-то отличные от творений других ремесленников. Мастера придерживались, выражаясь современным языком, собственного стиля. Различия могли касаться технологических моментов: температуры и времени обжига, состава глины, — или же декора: используемых цветов, особенностей формы, разными дополнительными украшающими элементами.

Ремесла на Руси с принятием христианства стали развиваться согласно православным канонам. Гончары, кроме традиционных игрушек и посуды, стали изготавливать различные предметы, необходимые для церкви, и изразцы — декоративные плитки, которые использовались в качестве отделки.

Живой материал

Древние ремесла Руси трудно себе представить без резьбы по дереву. Она также возникла у наших предков очень давно. Резьбой украшались игрушки и мебель, предметы интерьера и жилища. Дерево считалось теплым, живым материалом. Как и металл, оно было способно защитить, уберечь от беды, поэтому деревянные изделия встречались в древнем государстве повсеместно. Огромную роль играла в этом и доступность материала. Из дерева строились жилища, изготавливали прялки и веретена, игрушки и колыбели, сани и дуги. Во все времена на Руси к нему относились с большим почетом. Мастер старался понять душу, заключенную в кусочке древесины, и, создавая обиходный или священный предмет, максимально раскрыть ее, не добавляя лишнего от себя.

Самыми искусными резчиками считались новгородцы. На территории древнего города некоторое время назад был найден впечатляющий памятник деревянного зодчества: одиннадцатиметровая колонна, датируемая 11 веком. По всей длине ее украшает резьба, мотивы которой ни разу не повторяются.

Забытые приемы

Как это часто бывает, с появлением новых материалов и технологий устаревшие знания отходят на второй план, иногда полностью теряются, иногда остаются лишь в виде редких изделий, не разрушенных временем. Многие ремесла Киевской Руси обеднели именно таким образом. Например, сегодня мало кто знает, что резьба по дереву, встав на службу христианства, использовалась не только для создания внутреннего и внешнего убранства интерьеров церквей. Мастера изготавливали иконостасы и киоты — это довольно известный факт. Во времени затерялось искусство деревянной иконописи. О создании изображений святых с помощью резьбы по дереву сегодня известно очень мало.

Каменных дел мастера

Ремесла на Руси были связаны с самыми разными материалами, распространенными на территории расселения восточных славян. Кроме уже названных, мастера использовали камень. Изделия из него не уступали по изяществу и красоте деревянным творениям. Резьбой по камню украшались здания, чаще всего построенные из белого известняка, шифера или мрамора. Редко она встречалась на более мелких предметах. На Руси были распространены костяные гребешки, а также иконы. Мастера трудились над созданием небольших изображений святых. Такие иконки можно было носить на шее, подвесив на ремешок. Нередко резьба по камню дополняла церковные изразцы.

Положение мастеров

Древние ремесла на Руси ценились неодинаково. Их делили на две группы. К почитаемым относились ювелирное (златокузнечное), иконописное дело и некоторые другие. К числу «грязных» принадлежало, например, гончарное.

В большинстве случаев мастера трудились на заказ. Ремесленники принадлежали при этом к разным слоям общества. В городах можно было встретить свободных мастеров. Они занимались кузнечным, ювелирным делом, чеканкой и иконописью. В княжеских и боярских дворах, вотчинах и поместьях жили зависимые ремесленники, холопы. Разных мастеров можно было встретить и в монастырях.

Творения женских рук

Именно в монастырях более всего развивались такие древние ремесла Руси, как шитье и ткачество. Ими занимались женщины. Изделия мастериц того времени и сегодня удивляют своей красотой. Ткани изготавливали из конопли, льна или шерсти. Процесс производства материи стал значительно легче после появления горизонтального ткацкого станка. Произошло это на рубеже 12 и 13 веков.

Распространенным видом женского рукоделия было узорное ткачество: браное, вышивка по холсту, «шелковое пяличное дело» (вшивка с применением пялец) и так далее. Мастерицы украшали различными узорами церковную утварь и предметы быта. Древнерусское шитье нередко вывозилось купцами в другие страны. Там оно также пользовалось всеобщим восхищением.

Временный упадок

Период расцвета в истории чаще всего сменяется годами, а иногда и веками увядания. Именно в таком состоянии находились ремесла Руси 14 века, во время наиболее прочного владычества монголо-татарских ханов. Многие мастера погибали во время сражений, в попытке отстоять родные города. Во время существования на Руси монголо-татарского ига практически полностью приостановилось развитие ювелирного дела, прекратилось производство эмали, скани и зерни. Не меньше пострадали и другие виды ремесла. Однако возрождение прикладного искусства началось уже в следующем, 15 веке.

Снова расцвет

Период с 15 по 17 век стал временем укрепления нового русского государства. Центром объединения княжеств была Москва. Древние ремесла, на Руси существовавшие испокон веков, снова стали набирать силу. Знать стремилась окружить себя изысканными предметами, роскошью и богатством. Ко двору князя, а затем царя, съезжались ремесленники, занимавшиеся резьбой по камню или дереву, ткачеством и вышивкой, ювелирным делом.

Развитие получают и товарно-денежные отношения. В результате ремесла на Руси в 16 веке становятся основным источником дохода для жителей многих городов. Постепенно формируются кустарные художественные промыслы. Самым древним среди них считается возникший в 16—17 веках в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь мастера занимались резьбой по дереву и кости, а чуть позже возник и игрушечный промысел.

Звезда мировой величины

После 15 века активно стали развиваться практически все ремесла на Руси. Для детей особенно знакомы среди них хохломская роспись и дымковские игрушки. Эти виды художественных промыслов и сегодня пользуются большой популярностью, причем не только у нас, но и за рубежом.

Хохломой обогатил ремесла на Руси 17 век. Этот вид росписи использовался для украшения различной деревянной посуды и мебели. Хохлома хорошо узнаваема благодаря традиционной цветовой гамме: красный, черный и зеленый на золотом фоне. У мастеров росписи были свои секреты. Например, для фона на деревянную заготовку наносился не золотой порошок, а смесь олова и серебра. Затем изделие покрывалось специальным составом и запекалось несколько раз в печи. Таким образом достигался желанный золотистый оттенок. Хохломская роспись всегда полностью покрывала изделие: дерева совсем не было заметно.

Яркие и неповторимые

Еще один знаменитый художественный промысел, берущий свое начало, по-видимому, в этот период, — это дымковская игрушка. Название свое она получила по месту происхождения. Кировская слобода Дымково была знаменита своей красной глиной. Во всем мире нет изделий, подобных яркой и веселой игрушке. Интересно, что технология производства достаточно простая, и при желании такую статуэтку можно сделать самостоятельно.

Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Можно даже сказать, что они проходят новую стадию развития. Возрождается интерес к народным традициям глубокой древности: верованиям, костюму, обычаям и художественным промыслам. Ремесла активно изучаются как на соответствующих специальностях в университетах, так и самостоятельно. Рукоделие пользуется сегодня большим спросом, а потому мастера с удовольствием обращаются к традиционному ремеслу. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях — электрические приборы. С другой стороны, в отдельных случаях способ производства в целом сохраняется неизменным.

Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси (фото изделий, во множестве наполняющие интернет, лишь подтверждают это) живы до сих пор и продолжают развиваться.

Рекомендуем ознакомится: http://fb.ru

worldunique.ru