Проект "Храмы древней Руси - хранители культуры". Храмы древней руси как нарисовать


Как нарисовать церковь?

Как нарисовать церковь поэтапно? Об этом мы поговорим в данном  уроке. Вы можете нарисовать храм карандашом или красками – решите в процессе. Нам предстоит нарисовать вот эту церковь:

kak_narisovat'_hram

Сначала немного об архитектуре. Строение храмов и церквей значительно отличается от других зданий. И все части церкви, будь то купола, кресты, колокольни и звонницы имеют свое значение.

Храмы с куполами появились в конце 6-го – начале 7-го века. Издревле церкви строили круглой, восьмиугольной формы, а также в форме креста. Речь идет об основе храма  – форме его фундамента.

Самая главная часть храма – алтарная – всегда обращена на восток. Этому есть объяснение. Христианская вера пришла к нам с востока. Кроме этого, в Библии сказано, что на востоке находился рай, потерянный людьми.

Главный вход в церковь всегда находится на западе. В представлении наших предков запад ассоциировался с преисподней. Поэтому все захоронения делали на западе от церкви. Люди заходят с западной стороны и идут к алтарю на восток – это символизирует продвижение человека от тьмы к свету.

Как нарисовать церковь?

В России есть очень необычные церкви. Одна из них находится в Усадьбе Дубровицы (Московская область). Церковь Знамения Пресвятой Богородицы была построена в конце 17 — начале 18 веков. Здание выполнено в стиле барокко, украшено скульптурами ангелов, святых, растительным орнаментом. Но, самое главное, вместо купола над церковью возвышается корона!

narisovat'_hram_karandashom

Этот храм, несомненно, можно назвать одним из величайших произведений мирового искусства. Сохранилась гравюра конца 18 века, изображающая Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах.

kak_narisovat'_hram_poetapno

Не менее удивительным строением  является Костомаровский Спасский женский монастырь. Он расположен в Воронежской области. Это целый комплекс пещерных храмов. Зал под землей способен вместить 2000 человек! Когда-то он был очень хорошо укреплен и имел способность выдерживать длительные осады. Во время Великой Отечественной войны жители ближайших сёл спасались здесь от бомбежек.

kak_narisovat'_hram_karandashom_poetapno

О том, когда был возведен этот храм, до сих пор идут споры. Некоторые историки называют даты в районе 17-18 века, другие —  8 век до н.э. Бесспорным является лишь тот факт, что Костомаровский женский монастырь — настоящая жемчужина православной архитектуры.

kak_narisovat'_cerkov'

Художники с давних времен любили рисовать церкви. И это не удивительно, ведь храмы являются одними из самых красивых зданий не только в нашей стране, но и в мире. Я выбрала несколько полотен художников, на которых изображены церкви.

Картины замечательного русского художника Михаила Абакумова:

kak_narisovat'_cerkov'_poetapno

kak_narisovat'_cerkov'_s_kupolami

Собор Василия Блаженного (Андре Дюран):

kak_narisovat'_hram_vasiliya_blazhennogo

Церковь Введения Богородицы в Семеновском полку (Литография Л. -Ж. Жакотте по рисунку И. И. Шарлеманя. 1850-е). Храм Христа Спасителя внешне очень похож на эту церковь. Видимо, причина в том, что архитектором обоих зданий выступил Константин Тон.

kak_narisovat'_hram_hrista_spasitelya

Как нарисовать церковь с куполами? Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.

Как нарисовать красивую церковь? Церковь Покрова на Нерли является одним из символов России. Поэтому я остановила выбор именно на ней.

Как легко нарисовать церковь?

Чтобы нарисовать церковь, нам понадобится коричневая бумага (или бумага любого другого цвета, кроме белой и черной), карандаш, ластик, белила (гуашь или акрил), кисть, черная гелевая ручка. Вместо гелевой ручки можете рисовать капиллярной ручкой, она также удобна в использовании. Впрочем,  все эти материалы вам не понадобятся, если вы решите ограничиться карандашным рисунком. Такой вариант также возможен.

Как нарисовать храм? Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.

kak_narisovat'_cerkov'_karandashom_poetapno

Как нарисовать православный храм? Мы рисуем храм в перспективе. Поэтому нижние границы церкви выглядят чуть приподнятыми вверх. Верхние границы здания, напротив, смотрят вниз. Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.

kak_ rebenku_narisovat'_cerkov'

Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.

kak_narisovat'_cerkov'_rebenku_poetapno

Как нарисовать храм карандашом? Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.

kak_narisovat'_cerkov'_s_kupolami

Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.

kak_narisovat'_hram_ili_cerkov'

Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.

kak_narisovat'_cerkov'_foto

Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма. Если вы хотите нарисовать церковь карандашом, то на этом ваша работа закончена. Если же вам хочется нарисовать церковь красками, переходим к следующему этапу.

kak_narisovat'_cerkov'_kraskami

Пришла пора воспользоваться белилами. Я рисовала гуашью и тонкой кистью (синтетика №3). Рекомендую использовать тонкую кисточку, так как работа довольно тонкая. Закрашиваем только одну часть храма – ту, что освещена солнцем. Немного белил добавляем на купол.

kak_narisovat'_krasivuyu_cerkov'

Теперь последний этап: возьмите гелевую или капиллярную ручку и аккуратно заштрихуйте участки храма, находящиеся в тени. Слишком не усердствуйте, так как у нас уже есть тень за счет цвета бумаги. Но некоторые элементы все же нужно подчеркнуть. Ручкой можно обвести теневые участки внутри арок и на той стене, которая освещена солнцем.

kak_narisovat'_cerkov'_karandashom_rebenku

Вот, пожалуй, и все. Удачи вам в работе! Размещайте свои рисунки в комментариях. Мне интересно, что у вас получилось.

Похожие уроки:

Как нарисовать Изумрудный город?

Как нарисовать замок (дворец)?

Как нарисовать дом?

 

alkova-art.ru

Как нарисовать церковь, храм, собор карандашом поэтапно?

Как нарисовать церковь, храм, собор карандашом поэтапно?

  • Для рисования собора карандашом поэтапно возьмем за основу Новгородский Софийский Собор.

    Рисуем quot;аквариумquot;

    В середине quot;Аквариумаquot; рисуем горизонтальные линии.

    Теперь рисуем треугольники в самом верху

    Добавляем несколько вертикальных линий

    А теперь рисуем купола в треугольниках

    Рисуем раму окна и купола, стираем лишние линии.

    Делаем храм объемным с помощью штриховки.

    Софийский Собор готов.

  • Довольно сложно изобразить церковь или храм, ведь есть тонкости строений, мелкие детали и тд.

    Но попробовать можно. Исходить нужно из общих правил, если вы хотите изобразить церковь в проекции. Хорошо этот способ показан в вопросе quot;Как нарисовать домquot;. По началу техника будет та же. Схематичное изображение, и только потом прорисовывание.

    Схемки можно подсмотреть на форуме с компьютерным рисованием, и просто срисовать от руки, что больше понравится. Виды могут быть разные, конечно.

    Примерное изображение:

  • С такими вопросами я скоро архитектором стану))) то тебе избу на курьих ножках подавай, то замок... а теперь еще и церковь.)

    Рисуется также как и остальные здания, но добавляем атрибутику веры в Иисуса Христа: арочные окна и двери, крестики на крышах вместо петухов, а еще нужно купол добавить.

    Нарисовать можно даже в пеинте, для проведения прямых линий зажимаем шифт, а для плавных кривых используем изогнутую дважды линию.

    Вот примерная схема по которой я нарисовал что-то похожее на православную церковь. А может даже на католическую. В чем между ними разница один Отец, Сын и Святой Дух знает. Аминь.

  • Как нарисовать церковь поэтапно карандашом можно посмотреть на видео, которое я ниже расположила. Я же вам сейчас расскажу, как это сделать(нарисовать церковь).

    Значит так, сначала на листе бумаги сверху рисуем крест(думаю, с этой задачей смогут справиться все), далее рисуем макушку церкви(по-другому купол), потом от этого купала ведм 2 параллельные линии вниз(начинаем линии вести с боков купола), затем эти линии начинаем вести в разные стороны под углом 45 градусов. Потом, немного отступив от крав этих линий quot;внутрьquot; церкви, ведм снова 2 линии вниз и соединяем их горизонтальной прямой внизу.

    Ну вот, силуэт церкви у нас получился, теперь разрисовываем купол волнистыми линиями, потом в верхней части церкви рисуем колокольню (рисуем полукруглое окно, а в нм колокол), чуть ниже оформляем круглое окно, по бокам - полукруглые, а в самом низу церкви - ворота. Вот и получилась церковь. Подробнее можно посмотреть на видео ниже

  • Хочу еще рассказать о таком способе рисования, как набросок (эскиз) карандашом. Он хорош, когда вы рисуете с натуры (вариант - глядя на фото). Вам не приходится задумываться о построениях, вы просто рисуете то, что видите.

    Начинать можно с основы, так легче выдержать пропорции.

    Продолжаем выстраивать здание снизу вверх (как его возмодили строители).

    О чистоте линий можно не беспокоиться, от наброска этого не требуется.

    Когда в основном здание показано, можно заняться деталями, не опасаясь, что они quot;съедутquot; со своего места.

    Степень детализации зависит от остроты вашего зрения и целей рисунка.

  • Начнм контурный рисунок. Для начала обозначим купола нашего храма и сразу нарисуем крест, так как этот элемент является главным.

    Теперь обозначим главный вход в храм. И начнм постепенно придумывать способы оформления фасада (передней части нашего здания).

    Третий этап, как и первый, является одним из самых важных. Здесь придтся сделать очень многое. Нарисуем небольшие узкие окошечки в верхней части храма, под куполом. Затеним небо над церковью, так как храм и небо - неразделимые вещи. И начнм рисовать элементы, которые называют quot;инфраструктурой рисункаquot; - установим перед храмом два фонаря на столбах.

    А теперь завершим рисунок. Это будет довольно кропотливая, но интересная работа по оформлению здания.

  • Очень красивый храм нарисовать получиться по этим рисункам. Конечно это довольно трудная задача, скажу по собственному опыту , что задачу облегчит линейка, хотя это конечно, не правильно рисовать по линейке, но зато все окна и стены будут идеальны. Я часто делаю такие объекты, для различных аппликаций, мне нужна точность.

  • Георгиевский собор карандашом поэтапно рисуется достаточно просто, главное - прорисовать все мелкие детали. Начинаем с трех линий.

    Дорисовываем остальные базовые линии.

    !А теперь вырисовываем мелкие детали, добавляем тени.текст при наведении

  • Простое рисование церкви

    В уже данных ответах показано достаточно тяжелое рисование, которое подойдет взрослым, либо тем кто учится в художественной школе. В этом же ответе рассмотрится достаточно простой пример, подходящий для детского рисунка.

    В начале нужно линиями очертить форму церкви и пририсовать крышу:

    Затем рисуем окна и двери, не забываем про крест:

    И вот уже практически готовый рисунок, а также уже после раскрашивания:

  • Храмы и соборы, а также и церкви - это духовное наследие любого народа. Я очень восхищен греческой культурой и предлагаю научиться поэтапно рисовать карандашом греческий храм Artemis. Начнем с нанесения контура будущего храма:

  • info-4all.ru

    Как устроен древнерусский храм • Arzamas

    17 октября 2016Искусство, История

    Как возникла крестово-купольная система, у кого учились древнерусские зодчие, из каких материалов строились храмы, как они устроены внутри и снаружи и, наконец, где можно увидеть хорошо сохранившиеся образцы древнерусской храмовой архитектуры

    Автор Сергей Кавтарадзе

    1. Как храм устроен внутри

    Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

    Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

    2. Как храм выглядит снаружи

    Успенский собор Московского КремляИллюстрация Галины Кребс 

    Обычно храм составлен из нескольких хорошо различимых элементов. С во­стока к основному объему примыкает алтарная часть. Снаружи это полукруг­лые при­стройки — апсиды. Таких пристроек может быть одна, три или пять. Сверху, над основным объемом храма, можно видеть один или несколько барабанов — это круглые или мно­гогранные башни с окнами, через которые храм освещается изнутри. Барабаны заверша­ются полусфе­рическим куполом — но снаружи мы видим не его, а главы  Главы православного храма — это покрытие завершающих барабаны куполов. Иногда термин «глава» или «главка» подразумевает также несущий ее барабан. В разговорной речи главы часто называют куполами. раз­личных форм — шлемо­видные или луковичные. В отличие от купола, который является важнейшей частью строительной конструкции, главы конструктив­ную нагруз­ку не несут: это де­коративное покрытие, защищающее перекрытия от дождя или снега. Главы венчаются крестами.

    Вход может быть прямо с паперти, площадки перед входом, или через раз­личные пристройки — крыльца, гульбища  Гульбище — круговая галерея, поднятая до уровня пола главного яруса храма.. Чтобы прихожане не теснились, к основному помещению пристраивают трапезные. Кроме того, в состав компо­зиции храма могут входить колокольни и звонницы  Колокольня — отдельно стоящая или при­строенная к храму многоярусная башня c ко­локолами и площадкой для звонаря. Звонница — стена, построенная с той же це­лью. Колокола расположены в специальных сквозных проемах на высоте, а управляются снизу — из храма или с земли..

    3. Как устроен иконостас

    Высокий иконостас — своего рода экран, демонстрирующий молящимся иную, божественную реальность, — появился в русских храмах сравнительно поздно, в XV веке. До этого применялись низкие алтарные преграды в виде балюстрад или небольших колоннад. Иконостас состоит из нескольких ярусов, или чинов. Если смотреть сверху вниз, то их порядок соответствует очередности событий священной истории. Самый верхний ряд — праотеческий — посвящен тем, кто жил на земле до первого Закона, поведанного Моисею на горе Синай (Адам, Ева, Авель, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам и др.). Ниже, в пророческом чине, изображаются жившие в эпоху Ветхого Завета, то есть от Моисея до Христа (прежде всего Давид, Соломон, Даниил). Следующий чин, праздничный, рас­ска­зывает о земной жизни Христа, отраженной в годовом литургическом круге (так называемые двунадесятые праздники, посвященные главным событиям земной жизни Христа и Богородицы: Рождество, Крещение, Сретение и т. д.). Самый важный ряд — тот, где размещен деисус  Деисус (греч. δέησις — «прошение, моле­ние») — сакральная иконография как мини­мум из трех фигур: в центре изображается Христос, по бокам — Богоматерь и Иоанн Креститель, обра­щающиеся к нему с заступ­ничеством о чело­вечестве. Эта композиция может быть дополнена изо­бражениями апо­столов, святых отцов и муче­ников, также обращенных к Христу.. Богородица и Иоанн Кре­ститель в молитвенном заступничестве за человечество стоят справа и слева от Спасителя, за ними располагаются апостолы, святые отцы и мученики  В современных иконостасах деисусный и праздничный чины часто меняют местами — чтобы зрители могли лучше разглядеть небольшие детализированные образы праздничного ряда.. Наконец, нижний чин иконостаса называется местным. Здесь кроме икон Спасителя и Богородицы помещают образы местночтимых святых и храмовую икону — ту, во имя которой освящена данная церковь. Особый проход в центре иконо­стаса — двустворчатые Царские врата, символ райских врат. Когда они откры­ты, божественный свет изливается в пространство всего храма и на всех моля­щихся.

    4. Что находится за иконостасом

    ПрестолИллюстрация Галины Кребс

    Как уже говорилось, иконостас закрывает от взглядов мирян самую важную часть храма — алтарную. Когда открыты Царские врата, за ними можно уви­деть престол — освященный стол, покрытый специальными тканями, в том числе антиминсом  Антиминс — плат с вшитыми частицами святых мощей., на котором стоят священные предметы для богослу­жения. Вдоль стены апсиды тянется ступенчатая скамья с горним местом (обычно епископским креслом) посередине. Такая же полукруглая скамья, кафедра, использовалась в Древнем Риме в судебных базиликах. Царские вра­та — не единственные проходы. Справа и слева от них находятся диаконовские двери. Северная ведет в жертвенник — пространство, где у стены расположен еще один стол, тоже называемый жертвенником. На нем готовят дары для та­инства причащения: хлеб и вино, которые становятся телом и кровью Иисуса Христа. За южной дверью помещается диаконник — помещение для хранения церковной утвари и одеяний.

    5. О чем рассказывают мозаики и росписи

    Отечество. Купол Архангельского собора Московского КремляИллюстрация Галины Кребс

    Если горизонтальная ось храма символизирует духовный путь христианина, то вертикальная — отражает сакральное устройство ми­ра. На самом верху, в куполе центрального барабана, помещается изображение Христа Вседержи­теля (по-гречески — Пантократора), то есть Владыки мира. В более позднее время, особенно в XVII веке, применялась и другая иконогра­фия — «Отече­ство»: с Богом-Отцом, Богом-Сыном и Святым Духом. Ниже изображаются пророки и апостолы. Если конструкция храма крестово-купольная (см. ниже), на четырех парусах  Паруса, или пандантивы, — архитектурные детали в виде вогнутых с двух сторон тре­угольников. Паруса переносят вес купола и барабана с подкупольного кольца на точеч­ные опоры. помещают четырех евангелистов, а на опо­рах  Опоры — в архитектурной терминологии лю­бые свободностоящие столбы и колонны. — стол­пов Церкви: мучеников, святителей и преподобных. На южной, во­сточной и северной стенах изображены главные события священной исто­рии. На запад­ной, противоположной алтарю, стене, то есть там, где находится выход, — пугающие картины Страшного суда (получается, они служат напоминанием для тех, кто покидает храм). Апсида алтаря, напротив, посвящается самым светлым сторо­нам христи­анского вероучения — таинству евхаристии (благо­дарения, прича­щения), в ко­тором участвуют апостолы, и Богоматери.

    6. Как возникла крестово-купольная система

    Спасо-Преображенский собор в Переславле-ЗалесскомИллюстрация Галины Кребс

    Первыми строителями и учителями местных мастеров стали византийцы и умельцы из стран, находившихся под влиянием Константинополя. В Во­сточно-Римской империи (то есть в Византии) к концу первого тысячелетия нашей эры уже сложился тот тип православного храма, который и сегодня является основным в восточнославянских землях, — с вписанным крестом в плане, с куполами под главками, поднятыми на барабанах, и с крестово-купольной конструкцией. Такие храмы восходили к еще более древнему типу зданий — римским базиликам, большим крытым форумам. Именно базили­ку — продолговатое здание, предназначенное для судебных заседаний, где кресло судьи помещалось в специальной полукруглой пристройке-апсиде, — взяли за образец христиане первых веков, когда им разрешили строительство собственных сакральных сооружений.

    7. Как строились древнерусские храмы

    Всего за первые сто лет после крещения Киевская Русь вырастила собственных зодчих, умевших обжигать кирпич и выкладывать из него стены, арки и своды. Практически сразу облик храмов — даже тех, что строили греки, — стал отли­чаться от византийских образцов. Он стал более целостным: элементы визан­тийских церквей жили собственной жизнью, тогда как части древнерусских храмов были неотделимы от общей композиции.

    К XII веку в каждом княжестве появились собственные строительные бригады, а сооружения в разных частях Руси получили свои стилевые отличия. Одно­вре­менно на Руси (по крайней мере, во Владимиро-Суздальском княжестве) могли работать и западноевропейские артели. В этих случаях конструкция и ком­по­зи­ция зданий оставались восточнохристианскими, а вот в декоративном оформ­ле­нии фасадов легко заметить черты доминировавшего тогда на Западе роман­ского стиля.

    Константинопольские мастера научили древнерусских строителей использо­вать особый кирпич — плинфу, известную еще со времен Древнего Рима. Плинфа — сравнительно тонкая керамическая плита, которую удобно сушить и обжигать. В XII веке с Запада пришла другая древняя технология. Наружные поверхности каждой стены выкладывали из тщательно отесанного известняка, а промежуток заливали раствором с каменным ломом. Так, например, постро­ены белокаменные храмы Владимиро-Суздальского княжества.

    Основным же строительным материалом на Руси всегда было дерево, и дере­вянная архитектура оказала большое влияние на каменную. Некоторые ком­позиционные приемы, ставшие популярными в каменных постройках в XVI–XVII веках, могли восприниматься не как вновь изобретенные или воспринятые из строительной практики других стран, но как продолжение отечественной традиции деревянного зодчества. Среди таких приемов — шатровые перекры­тия, а также восьмерик на четверике — эффектное сочетание квадратного в плане объема внизу и установленной на него восьмигранной призмы.

    8. Что изменилось после Орды

    В русском храмовом зодчестве никогда не отказывались от крестово-купольной системы — в крупных сооружениях она применяется и сейчас. Однако в не­больших храмах чаще использовали бесстолпные конструкции, то есть те, в ко­торых своды опираются прямо на стены, а не на колонны или столбы внутри здания. Такие памятники создавались и в домонгольский период, но в XVI и XVII веке их стало гораздо больше. Одно из таких конструктивных реше­ний — шатровые перекрытия, которые придавали православному храму ассо­циирующийся с готикой прозападный вид. В 50-х годах XVII века патриарх Никон запретил подобные композиции как не соответствовавшие византий­ским традициям. Еще один способ обойтись без внутренних опор — заверше­ние квадратного в плане объема похожим на тюбетейку сомкнутым сводом или его производными. На такой свод сверху ставились декоративные главки, чаще всего на глухих, без окон, барабанах.

    Чтобы расширить пространство, к церквям стали пристраивать трапезные. Если в монастырях так назывались помещения для приема пищи с небольшими встроенными церквями, то в данном случае к храму, наоборот, прибавлялось дополнительное сооружение, где никто не трапезничал, но название сохрани­лось.

    9. Видим ли мы древнерусские храмы в их перво­начальном виде

    К сожалению, нет. Практически ни один из древних храмов не дошел до нас в первозданном виде. Многие были разрушены, большинство перестраивались. Менялась кровля, растесывались узкие окна-бойницы, появлялась штукатурка и чу­жеродный декор. Реставраторы стремятся вернуть этим постройкам перво­на­чальный облик, однако многое приходится додумывать, исходя из известных аналогов и собственных представлений о том, что казалось красивым много веков назад.

    На территории современной России полнее всего домонгольская архитектура представлена в Новгородской земле (куда монголы так и не дошли). Прежде всего, это грандиозный храм Святой Софии (1045–1052) и Георгиев­ский собор Юрьева монастыря (1119–1130) в самом Новгороде. Сюда же можно отне­сти Георгиевскую церковь в Старой Ладоге (примерно 1180-е годы) — сегодня это село Ленинградской области. В Пскове неплохо сохранился Спасо-Преобра­женский собор Мирожского монастыря (1136–1156). Три небольшие церкви XII века можно увидеть в Смоленске — лучше всего сохранился храм Михаила Архангела (1191–1194).

    Наконец, белокаменное зодчество Древней Руси можно увидеть на террито­ри­ях, принадлежавших Владимиро-Суздальскому княжеству. Из самых ранних — это Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152–1157), Ус­пен­ский собор во Владимире (1158–1160, обстроен новыми стенами с дополне­нием угловых барабанов в 1185–1189 годах), дворцовый комплекс с собором Рожде­ства Пресвятой Богородицы в Боголюбово близ Владимира (1158–1165) и по­строен­ная неподалеку церковь Покрова на Нерли (1165), а также Дмитриевский собор во Владимире (1194–1197).

    Литература

    7 секретов «Отцов и детей»

    Первая фраза романа, кольцо со сфинксом и тайна имени Базарова

    arzamas.academy

    Проект "Храмы древней Руси - хранители культуры"

    li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-4}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-6.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-6 0}#doc9790703 .lst-kix_list_1-1>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-1}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-3.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-3 0}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-2.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-2 0}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-8.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-8 0}#doc9790703 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-0,decimal) ". "}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-5.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-5 0}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc9790703 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-1,lower-latin) ". "}#doc9790703 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-2,lower-roman) ". "}#doc9790703 .lst-kix_list_1-7>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-7}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc9790703 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-3,decimal) ". "}#doc9790703 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-4,lower-latin) ". "}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-0.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-0 0}#doc9790703 .lst-kix_list_1-0>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-0}#doc9790703 .lst-kix_list_1-6>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-6}#doc9790703 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-7,lower-latin) ". "}#doc9790703 .lst-kix_list_1-3>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-3}#doc9790703 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-5,lower-roman) ". "}#doc9790703 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-6,decimal) ". "}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-7.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-7 0}#doc9790703 .lst-kix_list_1-2>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-2}#doc9790703 .lst-kix_list_1-5>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-5}#doc9790703 .lst-kix_list_1-8>li{counter-increment:lst-ctn-kix_list_1-8}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-4.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-4 0}#doc9790703 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:"" counter(lst-ctn-kix_list_1-8,lower-roman) ". "}#doc9790703 ol.lst-kix_list_1-1.start{counter-reset:lst-ctn-kix_list_1-1 0}#doc9790703 ol{margin:0;padding:0}#doc9790703 table td,table th{padding:0}#doc9790703 .c0{padding-top:0pt;text-indent:35.4pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc9790703 .c5{padding-top:0pt;text-indent:35.5pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:justify}#doc9790703 .c4{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc9790703 .c2{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;height:11pt}#doc9790703 .c7{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;height:11pt}#doc9790703 .c8{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2;text-align:center}#doc9790703 .c14{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2}#doc9790703 .c10{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.5;orphans:2;widows:2}#doc9790703 .c15{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9790703 .c1{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9790703 .c3{vertical-align:baseline;font-size:22pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:normal}#doc9790703 .c9{vertical-align:baseline;font-size:14pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc9790703 .c13{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:"Times New Roman";font-weight:bold}#doc9790703 .c17{background-color:#ffffff;max-width:467.7pt;padding:56.7pt 42.5pt 56.7pt 85pt}#doc9790703 .c18{padding:0;margin:0}#doc9790703 .c12{margin-left:36pt;padding-left:0pt}#doc9790703 .c11{text-align:center}#doc9790703 .c6{text-align:justify}#doc9790703 .c16{height:11pt}#doc9790703 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Georgia";line-height:1.15;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc9790703 p{margin:0;color:#000000;font-size:11pt;font-family:"Arial"}#doc9790703 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:"Arial";line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9790703 ]]>

    Министерство образования Российской Федерации

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Урлукская средняя школа

    Проект по окружающему миру.

             

    Храмы древней Руси -

    хранители  культуры.

             

                               Выполнила: ученица 3-го

                                                                                  класса Яковлева Александра.

                                                                                  Руководитель Комогорова Л.Ф.,

                                                                                   учитель начальных классов.

                                                             

    2015 год

    С. Урлук

    Тема «Храмы древней Руси - хранители  культуры»

    Яковлева Александра Васильевна

    РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук

    МОУ Урлукская СОШ, 3 класс

    Краткая аннотация

    На уроке окружающего мира мы  познакомились с культурой Древней  Руси

    Я решила больше узнать  о храмах, дошедших до наших времён и подготовить рисунок храма.

                         

    Тема «Храмы древней Руси - хранители  культуры»

    Яковлева Александра Васильевна

    РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук

    МОУ Урлукская СОШ, 3 класс

    Аннотация

    Храмы древней Руси – хранители культуры. Храмы - здания для богослужений, чтения молитв обращённых к Богу.

    Цель: изучить материал о храмах Древней  Руси.

    Задачи:

    1) изучить материал о храмах Древней  Руси;

    2) оформить рисунок храма.

                       

    Тема «Храмы древней Руси - хранители  культуры»

    Яковлева Александра Васильевна

    РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук

    МОУ Урлукская СОШ, 3 класс

    План исследования

    Работая над проектом, использовались методы: изучение литературы, практический. Я повторила пройденный  материал, нашла дополнительную литературу.

      Ещё в 988 году великий князь Владимир Святославович повелел всем жителям Руси принять христианство – новую веру в единого бога Иисуса Христа. По его приказу повсюду стали уничтожать изображения старых богов. На их месте строили храмы, то есть здания для богослужений, чтения молитв обращённых к Богу. Храмы древней Руси – хранители культуры.

    Деревянных церквей было большинство. Из дуба был выстроен первый Софийский собор в Новгороде – предшественник белокаменной Софии.    Каменное строительство получило развитие в конце 10- начале 11 веков, что было связано с Крещением Руси и преобладало в церковном зодчестве. Первой каменной постройкой на Руси считалась десятичная церковь (церковь Святой Богородицы) в Киеве, сооруженная в 989-996 годах.

         В княжествах открываются архитектурные школы. Наиболее значительной становится владимиро-суздальская школа. Туда приглашались мастера из других стран. Во Владимире появляются сооружения выражающие мощь княжества. Это Успенский Собор, Крепостные Золотые ворота, Дмитриевский Собор.

         Процесс развития древнерусской архитектуры был заторможен монголо-татарским  нашествием. Сокращались связи между мастерами строительного дела. Приходили в упадок княжеские дворы и монастыри. Волей или неволей уходили в Орду строители и иконописцы. Шоковое состояние Руси продолжалось примерно полвека. Но уже в конце 13 века на окраинах северо-западной Руси началось возрождение русского зодчества.

      Сохранились мощные кирпичные кремли в Москве, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде, Туле, Коломне и в других городах.  Сохранились до наших дней каменные жилые дома 17 века.

      Среди наиболее ярких храмовых строений выделяются пятиглавые церкви с горкой кокошников (церковь троицы в Москве), а так же шатровые храмы (церковь Рождества Богородицы).

          В первой половине 14 века возникла знаменитая Троице-Сергиева лавра.

    Муромский  Благовещенский монастырь основан в 1558 году. В 16 веке царь Иван Грозный за взятие Казани выстроил каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Этот  храм,   дошедший до нас, является выдающимся памятником Московского зодчества 16-18 веков. Благовещенский монастырь - уникальная сокровищница древнерусской культуры. Более двух столетий назад в битве при Бородино решалась судьба России. На месте Бородинской битвы построен главный памятник воинам - женский Спасибо- Бородинский монастырь. По инициативе Бородинского военно-исторического музея в семидесятые годы в монастыре начались восстановительные работы. В 1992 году возродилась работа монастыря.

    На втором этапе подготовила рисунок храма.

                         

                                             

    Тема «Храмы древней Руси - хранители  культуры»

    Яковлева Александра Васильевна

    РФ, Забайкальский край, Красночикойский район, село Урлук

    МОУ Урлукская СОШ, 3 класс

    Научная статья

    Храмы, то есть здания для богослужений, чтения молитв обращённых к Богу, строились на возвышенности. В деревнях храмы  возводились из дерева, что объяснялось обилием лесов, дешевизной дерева. Основной элемент любой деревянной конструкции – бревно. Небольшие сельские храмы строились по типу избы, в основе которых всегда лежит венец из четырех брёвен.

    Для рисования храма я использовала тёплые тона красок.

    Список литературы

    1. Детская энциклопедия, том 7. – Москва, «Терра». 1997
    2. Материалы сети Интернет

    nsportal.ru

    изо соборы

    Класс: 4 «б» класс, программа Б.М.Неменского.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Цель: познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.

    Планируемые результаты: Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

    Оборудование: SMART-доска, презентация, альбом, заготовки для работы в технике граттаж (альбом, восковые мелки, кисточки, черная гуашь), зубочистки.

    Незнакомые слова: собор, архитектура, купол, арка, свод, граттаж.

    Учитель /Васильева С.Н.

    Методист /Ушакова М.А.

    Приложение 1.

    Этапы урока, время

    Деятельно учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые результаты, УУД

    Методы и формы работы на уроке

    Организационный этап (1 мин.)

    Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся.

    Учитель(уч.)- Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь.

    Дети(д.) –(садятся)

    Личностные УУД (Проявляют внимание, желание больше узнать.)

    Фронтальная работа

    Мотивационно-целевой этап

    (4 мин.)

    Уч.- Ребята, что вы проходили на предыдущих занятиях? Разгадайте ребус и вы узнаете название главного храма города или монастыря.

    Уч.- Что у вас получилось?

    Уч.- Посмотрите на эти фотографии и сформулируйте тему урока.

    Д.- (разгадывают ребус)

    Д.- (хором) Собор.

    Д.- сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов.

    Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.)

    Познавательные УУД (Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока)

    Регулятивные УУД (Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

    Составляют примерный план действий на уроке)

    Фронтальная работа

    Ориентировочный этап

    (4 мин.)

    Уч.- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока. На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока.

    «оценим…»

    «выполним…»

    «узнаем…»

    «уберем…»

    Д.-

    - узнаем новые слова;

    - выполним задание;

    - оценим свою работу.

    - уберем за собой место;

    Регулятивные УУД

    (Составляют примерный план действий на уроке)

    Коммуникативные УУД

    (Умеют выражать свои мысли)

    Фронтальная работа

    Поисково-исследовательский этап

    (6 мин.)

    Уч.- Мы отправляемся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор.

    В начале, давайте познакомимся со значением слова «собор». Собор – это главный храм города или монастыря. До конца Х в. на Руси строили деревянные постройки. Одно из первых каменных сооружений, стала 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. В Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий.

     Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия  Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитектор собора был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы он не смогли больше построить подобного храма. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Свято-Михайловский собор является одним из соборных храмов Удмуртии, построен в честь Архангела Михаила. В 1784 году часовню перестроили в храм Святой Троицы, но в 1810 году храм был разрушен

    пожаром. В феврале 2000 года было принято постановления о воссоздание Свято-Михайловского собора. Уже в мае 2004 года в основание будущего собора состоялось закладка.  Собор Александра Невского — православный храм, созданный в 1823 году. Вначале планировался в качестве центрального храма Ижевского завода. Храм построен в стиле русского классицизма, по образцу Андреевского собора. Однако архитектор С. Е. Дудин немного изменил чертежи, подстраиваясь под местные условия.

    Д.-(рассматривают изображения)

    Познавательные УУД

    (Могут в устной форме высказывать своё мнение;)

    Коммуникативные УУД

    (Умеют выражать свои мысли; Описывают объект)

    Личностные УУД

    (Осознают способы применения собственных знаний на практике)

    Фронтальная работа

    Физкультминутка

    (2 мин.)

    Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. "Глава(голова), рамена(плечи), колена(колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста(рот), очи(глаза), нос." Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается.

    Дети выполняют движения

    Фронтальная работа

    Индивидуальная работа

    Практический этап

    (28 мин.)

    Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж. Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

    Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в технике граттаж.

    Д.- (выполняют задания)

    Познавательные УУД

    (Контролируют свою работу и работу своего напарника)

    Регулятивные УУД

    (Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника)

    Индивидуальная работа

    Рефлексивно-оценочный этап

    (4 мин.)

    (у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке.

    «веселый» - все отлично.

    «грустный» - ничего не понял

    «нейтральный» - есть небольшие недочеты.

    Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места.

    Ученики поднимают смайлики.

    Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок.

    Познавательный УУД

    (Могут в устной форме высказывать своё мнение)

    Регулятивные УУД

    (Оценивают свои достижения)

    Коммуникативные УУД

    (Умеют выражать свои мысли)

    Личностные УУД

    (Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку)

    Индивидуальная работа

    Фронтальная работа

    1.

    Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой.

    Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.

    2.

    Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.

    3.

    Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.

    4.

    Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.

    5.

    Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.

    6.

    Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.

    7.

    Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.

    studfiles.net

    Тема урока: «Древние соборы»

    АрхеологияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБотаникаБухгалтерский учётВойное делоГенетикаГеографияГеологияДизайнИскусствоИсторияКиноКулинарияКультураЛитератураМатематикаМедицинаМеталлургияМифологияМузыкаПсихологияРелигияСпортСтроительствоТехникаТранспортТуризмУсадьбаФизикаФотографияХимияЭкологияЭлектричествоЭлектроникаЭнергетика

    Технологическая карта

    Автор: Васильева Елизавета

    Предмет: Изобразительное искусство

    Класс:4 «б» класс, программа Б.М.Неменского.

    Тема урока: «Древние соборы»

    Тип урока:комбинированныйурок.

    Цель:познакомить учащихся с историей создания древних соборов и дать представление об особенностях архитектуры.

    Задачи:

    · дать представление о древних соборов Руси;

    · развить воображение, творчество;

    · воспитать интерес к русской культуре, своему краю.

     

    Планируемые результаты:Учащиеся обретают представление об образе древних соборов; Проявляют интерес к архитектуре; Воспринимают эстетический характер традиционного для Руси понимания красоты.

    Метапредметные:

    Познавательные:

    · Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока;

    · Могут в устной форме высказывать своё мнение;

    · Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно;

    · Выдвигают гипотезы и предположения о постройках;

    Регулятивные:

    · Контролируют свою работу и работу своего напарника;

    · Составляют примерный план действий на уроке;

    · Могут контролировать и корректировать свою работу и работу своего соседа по парте;

    · Оценивают свои достижения;

    Коммуникативные:

    · Контролируют и корректируют работу партнёра;

    · Умеют выражать свои мысли;

    · Описывают объект (передают его внешние характеристики, используя выразительные средства языка).

    Личностные:

    · Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку;

    · Осознают способы применения собственных знаний на практике;

    · Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.

    Оборудование:SMART-доска, презентация, альбом, заготовки для работы в технике граттаж (альбом, восковые мелки, кисточки, черная гуашь), зубочистки.

    Незнакомые слова:собор,архитектура, купол, арка, свод, граттаж.

    Этапы урока, время Деятельно учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты, УУД Методы и формы работы на уроке
    Организационный этап (1 мин.) Приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учащихся. Учитель(уч.)- Здравствуйте ребята, привели себя и свои места в порядок, улыбнулись друг другу. Садитесь. Дети(д.) –(садятся) Личностные УУД (Проявляют внимание, желание больше узнать.) Фронтальная работа
    Мотивационно-целевой этап (4 мин.) Уч.- Ребята, что вы проходили на предыдущих занятиях? Разгадайте ребус и вы узнаете название главного храма города или монастыря. Уч.- Что у вас получилось? Уч.- Посмотрите на эти фотографии и сформулируйте тему урока. Д.- (разгадывают ребус) Д.- (хором) Собор. Д.- сегодня на уроке мы будем изучать архитектуру древних соборов. Личностные УУД (Проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.) Познавательные УУД (Умеют самостоятельно выделить и сформулировать тему и цель урока) Регулятивные УУД (Выделяют и формулируют тему и цель на основе соотнесения того что уже известно, усвоено и того что ещё неизвестно; Составляют примерный план действий на уроке) Фронтальная работа
    Ориентировочный этап (4 мин.) Уч.- Правильно. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в былые времена и посмотрим на самые знаменитые соборы древней Руси. Но сначала мы составим план урока. На доске записаны слова, продолжите их и составьте план урока. «оценим…» «выполним…» «узнаем…» «уберем…» Д.- - узнаем новые слова; - выполним задание; - оценим свою работу. - уберем за собой место; Регулятивные УУД (Составляют примерный план действий на уроке) Коммуникативные УУД (Умеют выражать свои мысли) Фронтальная работа
    Поисково-исследовательский этап (6 мин.) Уч.- Мы отправляемся в путешествие по русским соборам. Узнаем об их архитектуре, познакомимся с историей их строительства, а в конце урока попробуем сами изобразить собор. В начале, давайте познакомимся со значением слова «собор». Собор – это главный храм города или монастыря. До конца Х в. на Руси строили деревянные постройки. Одно из первых каменных сооружений, стала 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор(1037г.), имевший 13 куполов. В Суздальской и Галицко- Волынской Руси основным строительным материалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры - изысканность, стройность, ясность, устремленность ввысь, богатый декор стен, зданий. Собо́р Покрова́, что на Рву́, также называемый Храм Васи́лия Блаже́нного — православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице. Покровский собор был построен в 1555—60 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Согласно легенде, архитектор собора был ослеплен по приказу Ивана Грозного, чтобы он не смогли больше построить подобного храма. Кафедра́льный Собо́рный храм Христа́ Спаси́теля (во имя Рождества Христова) в Москве. Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке. Свято-Михайловский собор является одним из соборных храмов Удмуртии, построен в честь Архангела Михаила. В 1784 году часовню перестроили в храм Святой Троицы, но в 1810 году храм был разрушен пожаром. В феврале 2000 года было принято постановления о воссоздание Свято-Михайловского собора. Уже в мае 2004 года в основание будущего собора состоялось закладка. Собор Александра Невского — православный храм, созданный в 1823 году. Вначале планировался в качестве центрального храма Ижевского завода. Храм построен в стиле русского классицизма, по образцу Андреевского собора. Однако архитектор С. Е. Дудин немного изменил чертежи, подстраиваясь под местные условия. Д.-(рассматривают изображения)   Познавательные УУД (Могут в устной форме высказывать своё мнение;) Коммуникативные УУД (Умеют выражать свои мысли; Описывают объект) Личностные УУД (Осознают способы применения собственных знаний на практике) Фронтальная работа
    Физкультминутка (2 мин.) Произнося слова, играющие двумя руками дотрагиваются до соответсвующих частей своего тела. "Глава(голова), рамена(плечи), колена(колени), пальцы(прищелкивают пальцами), колена, пальцы, колена, пальцы. Глава, рамена, колена, пальцы, уши, уста(рот), очи(глаза), нос." Игра повторяется несколько раз, при этом темп постоянно увеличивается. Дети выполняют движения Фронтальная работа Индивидуальная работа
    Практический этап (28 мин.) Уч.- Сейчас вам предстоит нарисовать собор в технике граттаж. Техника граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Но сначала мы сделаем эскиз нашей работы. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. (Приложение 1) После того как мы сделали эскиз, приступаем рисунку в технике граттаж.   Д.- (выполняют задания) Познавательные УУД (Контролируют свою работу и работу своего напарника) Регулятивные УУД (Могут контролировать и корректировать свою работу и работу напарника) Индивидуальная работа  
    Рефлексивно-оценочный этап (4 мин.) (у каждого ученика на парте лежат 3 смайлика.) Уч.- Оцените свою работу на уроке и поднимите смайлик, который соответствует вашей оценке. «веселый» - все отлично. «грустный» - ничего не понял «нейтральный» - есть небольшие недочеты. Спасибо за урок, можете привести в порядок свои рабочие места. Ученики поднимают смайлики.   Учащиеся убирают свои рабочие места. Наводят порядок. Познавательный УУД (Могут в устной форме высказывать своё мнение) Регулятивные УУД (Оценивают свои достижения) Коммуникативные УУД (Умеют выражать свои мысли) Личностные УУД (Умеют контролировать свою работу и проводить самооценку) Индивидуальная работа Фронтальная работа

    ­­­­­

    Учитель /Васильева С.Н.

     

    Методист /Ушакова М.А.

     

     

    Приложение 1.

    1. Мы будем рисовать храм Покрова на Нерли. Его архитектура достаточно проста, лаконична, но, в тоже время, очень изысканна. По преданию, храм был построен по приказу князя Андрея Боголюбского, в память о его погибшем сыне Изяславе. Стены храма украшены традиционной белокаменной резьбой. Рисуем тонкими линиями, не нажимая сильно на карандаш. Поворачиваем лист вертикально, так как церковь вытянута по вертикали. Рисуем квадрат, над квадратом прямую линию точно по центру. Длина линии равна высоте квадрата. Квадрат делим на 2 части. Левая часть чуть меньше правой.
    2. Верхнюю часть рисунка делим на 3 части. Там, где самая маленькая часть, будет крест. Остальное пространство займет купол.
    3. Рисуем луковицу купола, над ним маленький шар (основание креста) и шпиль, который в последующем станет вершиной храма – крестом. Находим середину каждой из стен церкви и проводим прямые линии. Здесь будут центральные окна и входные двери.
    4. Делим каждую из стен храма пополам горизонтальной линией, а также отмечаем вертикальными линиями места будущих арок.
    5. Рисуем декоративные арки на стенах храма. Центральная арка каждой стены чуть выше 2-х боковых. Прорисовываем несколько арок на куполе. Часть из них станет окнами.
    6. Займемся прорисовкой белокаменной резьбы, а также нарисуем вытянутые окна и двери храма.
    7. Теперь рисуем символ веры – крест и декоративную резьбу в нижней части храма.

    studopedya.ru

    Как нарисовать церковь с куполами карандашом поэтапно

    В этом уроке мы рассмотрим, как нарисовать церковь с куполами карандашом поэтапно.

    Как нарисовать церковь

    Вот оригинал, что за церковь я не знаю, вокруг нее сделаем деревья и кустарники.

    Церковь

    Рисуем прямую в нижней части листа и основу по середине. Жмите на картинку, чтоб увеличить.

    Рисуем церковь

    Дорисовываем еще корпуса церкви.

    Рисуем церковь

    Рисуем крышу.

    Рисуем церковь

    Потом нарисуйте купол с крестом на верху, крышу слева и купол с крестом.

    Как поэтапно нарисовать церковь с куполами

    Нарисуйте верх церкви с правой стороны здания с куполом и по середине купол, который возвышается выше остальных куполов.

    Как нарисовать церковь поэтапно

    Рисуем окошка в разных отделах здания, дверь и дополнительные секции церкви.

    Как нарисовать церковь поэтапно

    Начинаем детализировать, закрашивать крышу и рисовать лепнину(рельеф церкви, колонны? не знаю, как точно это называется).

    Как нарисовать церковь поэтапно

    Продолжаем закрашивать крышу, закрашиваем окна, рисуем дополнительные маленькие окошка.

    Как нарисовать церковь карандашом поэтапно

    Затеняем левую часть церкви темнее, так там тень, закрашиваем купола, делаем более темный тон снизу и слева.

    Как нарисовать церковь карандашом поэтапно

    Деревья рисуем методом завитушек, смотрите урок про елку, если не знаете.

    Как нарисовать церковь с куполами карандашом

    Делаем больше кустов у подножья церкви, слева завитушки делаем более мелкие, добавляем ствол и немного веток дерева.

    Как нарисовать церковь карандашом

    Делаем темным основание деревьев этим же способом.

    Как нарисовать церковь с куполами карандашом поэтапно

    В большие окна добавляем теней, также теней добавляем с левой стороны церкви и слева каждого купола и башенки, на которой стоит купол. Также под каждой крышей добавляем теней и у основания церкви. Что-то с крестом у меня не вышло, я его исправила. Я сильно не детализировала здание церкви, если хотите оригинал изображения есть, можете сделать более красиво.

    Как нарисовать церковь с куполами

    Уроки по рисованию:

    1. Крепость

    2. Готический замок — видео.

    3. Рисование города- видео.

    4.  Едущий поезд -видео.

    5. Замок для начинающих.

    www.lesyadraw.ru