ГРАМОТНОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVII вв.). Грамотность в древней руси
Грамотность в Древней Руси
Название: Грамотность в Древней Руси (По памятникам эпиграфики X - первой половины XIII в.)Автор: Медынцева А.А.Жанр: монографияОписание: В монографии исследуется проблема грамотности в Древней Руси на новом материале – надписях на каменных крестах и стенах древних храмов, произведениях искусства, быта и т. д. Это и летописные записи, и вкладные надписи, обрывки литературных текстов, подписи владельцев (например, надпись на чаше Игоря Святославича – героя «Слова о полку Игореве»).
Такой материал даёт новые сведения об использовании двух славянских азбук – кириллицы и глаголицы – и о динамике распространения грамотности по всей территории Руси от X в. до монголо-татарского нашествия.Для историков, археологов, искусствоведов, всех интересующихся проблемами культуры Древней Руси.
Содержание: Введение Историография и источники Историография Источники. Классификация и принципы датировки Надписи-граффити Граффити на амфорах-корчагах Надписи на пряслицах Надписи на серебряных платежных слитках Надписи на литейных формочках Надписи-граффити на стенах зданий Надписи на плинфах и строительной штукатурке Надписи на предметах прикладного искусства Надписи светского назначения Надписи на предметах христианского культа Надписи на дереве Монументальные надписи Надписи на мозаиках и фресках‚ каменная резьба Надписи на камнях и крестах Письменность и грамотность на Руси по данным эпиграфики (X – первая половина XIII в.) Письменность на Руси в IX–X вв. Распространение письменности на Руси после принятия христианства (конец X – начало XIII в.) Заключение Список литературы
М.: Наука, 2000. — 311 c.
Medyntseva_A_A_-_Gramotnost_v_Drevney_Rusi_-_2000.djvu
historicaldis.ru
ГРАМОТНОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVII вв.) | Блог .Взор
Тема образования на Руси оказалась объёмной :о) Потому привожу то, что мне ещё удалось обнаружить.
1. ГРАМОТНОСТЬ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В ДРЕВНЕЙ РУСИ (IX-XVII вв.)
Письменность у восточных славян существовала еще до принятия христианства. О своеобразном пиктографическом письме — «русских письменах» сообщали многие источники. Создателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») традиционно считаются византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий, жившие на рубеже !Х—ХХ вв. 24 мая отмечается в нашей стране как день их памяти и праздник славянской письменности и культуры.
Принятие христианства в 988 г., ставшего официальной религией Киевской Руси, способствовало быстрому распространению письменности и письменной культуры. На Руси появилось большое количество переводной литературы религиозного и светского содержания, при соборах и монастырях возникли первые библиотеки. Начала создаваться оригинальная русская литература — религиозная и светская (летописи, слова, поучения, жития и др.)
С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей духовенства и церковных старост. Русский историк В. Н. Татищев писал о существовании в Киеве при Андреевском монастыре специальной женской школы, где «младых девиц» обучали писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».
Первые русские школы создавались в основном при монастырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались византийские исторические сочинения, географические и естественнонаучные труды, сборники высказываний античных авторов. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли, в частности, из школы при Киево-Печерском монастыре — ведущем центре книжности. Однако самым распространенным в Киевской Руси было индивидуальное обучение.
Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», книги «суть реки, напоя- ющие вселенную», «если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей», — такими изречениями наполнена литература этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя — «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в Х! в.
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», — писал в своем «Поучении» сыновьям князь Владимир Мономах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Ярослав Осмомысл, Константин Ростовский и другие.
Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.
Монголо-татарское нашествие имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древней Руси. Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представители духовенства. Сведения о таких школах содержатся в житиях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свир- ского, Антония Сийского, Зосимы Соловецкого и других. Сохранялась и поддерживалась в XIV—XV вв. грамотность в среде торгово-ремесленного населения Новгорода и Пскова, что подтверждают берестяные грамоты и «граффити» (надписи на стенах храмов). К уникальным находкам относятся берестяные «учебные тетради» новгородского мальчика Онфима, в которых содержатся буквы, слоги, фразы молитв, песен и долговых обязательств. Центрами письменности в этот период были также вечевые и княжеские канцелярии.
Вместе с тем уровень грамотности населения Древней Руси был очень низким, даже среди духовенства, для которого грамотность была ремеслом. Известно обращение новгородского архиепископа Геннадия к митрополиту Симону (конец XV — начало XVI в.) с просьбой «печаловаться» перед государем, «чтоб училища учинити»: «Мой совет учить в училище прежде всего азбуке, словам под титлом да псалтырю: когда это изучат, тогда уже можно читать и всякие книги. А то мужики-невежи учат ребят — только портят. Сперва он научит его вечерне, и за это приносят мастеру каши да гривну дене г. То же полагается и за заутреню, а за часы — плата особая. Сверх того, даются еще поминки, кроме условленного магарыча. А отойдет (такой ученик) от мастера — ничего и не умеет, только бредет по книге. Нельзя ведь иначе постигнуть смысл книги, как выучивши азбуку да титла». Как видно, «мастера» — педагоги Древней Руси — умели натаскивать кандидатов в священнослужители прямо с голоса без настоящего обучения грамоте.
Прошло полвека, но в 1551 г. на Стоглавом соборе повторялись те же жалобы на низкий уровень грамотности духовенства. Между тем потребность в образованных людях в XVI в. значительно возросла, что было связано с развитием экономики, государственного аппарата объединенной страны, международных связей. Стоглавый собор постановил: «в царствующем граде Москве и по всем градом... у священников, у дьяконов, и у дьячков учинити в домех училище, чтоб священники и дьяконы и все православные христиане в коемжде граде предавали им своих детей и на учение грамоте и на учение книжного письма».
Решение Стоглавого собора не было осуществлено. Школ было мало, и образование в них ограничивалось усвоением элементарной грамоты. По-прежнему преобладало индивидуальное обучение в домашних условиях. Учебными пособиями являлись богослужебные книги. Во второй половине XVI в. появились специальные грамматики («Беседа о учении грамоте, что есть грамота и что ея строение, и чего рада составися таковое учение, и что от нея приобретение, и что прежде всего учитися подобает») и арифметики («Книга, рекома по-гречески Арифметика, а по-немецки Алгоризма, а по-русски цыфирная счетная мудрость»).
В середине XVI столетия произошло крупнейшее событие в истории русской культуры, сыгравшее необычайно важную роль в развитии грамотности и книжности, — возникло книгопечатание. 1 марта 1564 г. из московской типографии вышел «Апостол» — первая русская датированная печатная книга. Во главе государственной типографии, созданной по инициативе Ивана IV и митрополита Макария, стали дьякон кремлевской церкви Иван Федоров и Петр Мстиславец.
В XVI веке возросло число высокообразованных людей как среди духовенства, так и среди светских лиц. Это были не только отдельные аристократы, но и люди умственного труда — деятели государственного управления, дипломатической службы, военные, ученые-книжники. Высокая степень образованности в Древней Руси достигалась путем чтения книг или общения со знающими людьми. Благодаря деятельности этих людей развивались зачатки научных знаний, создавались исторические и литературные произведения, расшатывалась монополия церкви на знания и образование. Некоторые мыслители XVI в. в России, посмевшие критиковать русскую православную церковь, были объявлены еретиками и казнены.
XVII в. еще более увеличил потребности в распространении грамотности и просвещения. Развитие городской жизни, оживление торгово-промышленной деятельности, усложнение системы государственного аппарата, рост связей с зарубежными странами требовали большого числа образованных людей.
Распространение книг приобрело в этот период значительно более широкие масштабы. Стали составляться обширные библиотеки из русской и переводной литературы. Более интенсивно работал Печатный двор, выпускавший не только религиозные произведения, но и книги светского содержания.
Появились первые печатные учебники. В 1634 г. вышел первый русский букварь Василия Бурцева, неоднократно переиздававшийся. Во второй половине XVII в. было напечатано более 300 тыс. букварей, около 150 тыс. учебных «Псалтырей» и «Часословов». В 1648 г. вышла печатная «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, в 1682 г. — таблица умножения. В 1678 г. в Москве была издана книга Иннокентия Гизеля «Синопсис», ставшая первым печатным учебником русской истории. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка.
На протяжении XVII в. в Москву приехало много выходцев из украинских и белорусских земель, которые стали работать «справщиками» (редакторами) на Печатном дворе, переводчиками, учителями в школах и частных домах. Окольничий царя Алексея Михайловича Ф. М. Ртищев на свои средства основал школу при Андреевском монастыре, где преподавали греческий, латинский и славянский языки, риторику, философию и другие науки 30 ученых монахов, приглашенных из Киева. Руководил школой известный педагог и переводчик Епифаний Славинецкий. Выходец из Белоруссии, ученый, поэт, переводчик Симеон Полоцкий обучал детей Алексея Михайловича и возглавлял школу в Заиконоспасском монастыре, в которой готовили образованных подъячих для правительственных учреждений.
Вопросы распространения грамотности и организации обучения стали предметом оживленных споров между «латинствующими» и «грекофилами». Часть высшего духовенства и знати («грекофилы») отстаивали незыблемость византийских православных традиций, выступали за узкобогословское направление в образовании. Идеологи «латинофильского» направления Симеон Полоцкий и Сильвестр Медведев выступали за более широкое светское образование, за приобщение к европейской науке и культуре через распространение латинского языка и литературы. «Латинствующие» пользовались покровительством при дворе, их поддерживали царевна Софья, образованные государственные деятели А. Л. Ордин-Нащокин, В. В. Голицын. «Грекофилы» опирались на поддержку патриарха Иоакима.
В 1681 г. по инициативе патриарха и царя Федора Алексеевича открылась Типографская школа «греческого чтения, языка и письма» при Печатном дворе. В 1685 г. в ней обучались 233 ученика.
На протяжении XVII в. в Москве существовали и другие школы — в Немецкой слободе, при церковных приходах и монастырях, частные. При Аптекарском приказе получали медицинское образование лекарские ученики.
В 1687 г. в России было открыто первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинское училище (академия), предназначавшееся для подготовки кадров высшего духовенства и чиновников государственной службы. Принимали в академию людей «всякого чина, сана и возраста». Число учеников первого набора составило 104, а через два года увеличилось до 182. Возглавили академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, греки, окончившие Падуанский университет в Италии.
Программа Славяно-греко-латинской академии была построена по образцу западноевропейских учебных заведений. Уставом академии предусматривалось преподавание гражданских и духовных наук: грамматики, риторики, логики и физики, диалектики, философии, богословия, юриспруденции, латыни и греческого языка, других светских наук. Многие учебные пособия были составлены Лихудами. В 1694 г. братья были отправлены в отставку, а академия постепенно потеряла свою роль центра образования и науки. Тем не менее, она внесла свой вклад в развитие просвещения, подготовив многих видных деятелей науки и культуры — Ф. Ф. Поликарпова, М. В. Ломоносова и других. [1] Книга Гуркиной Н.
Интересно, что первый учебник по арифметике был составлен армянским ученым и математиком Давидом Непобедимым, который жил в VI веке. http://asia.in.ua/kto-sozdal-p...
Про учебники математики очень интересные сведения в книге:
В царстве смекалки или арифметика для всех. Игнатьев Е.И. [2]
Я выделила строки последнего абзаца, чтобы подчеркнуть не научную направленность книги, а прикладной характер учебника.
Интересно, что на Руси и на этот раз возник спор по поводу пути развития образования. Два направления: греческое и латинское. Какая из сторон оказалась сильнее, мы с вами уже видим :о)
Недавно (в 2011г) появилась работа "История российского образования в документах и материалах (XI—XVIII вв.)" А.Н. Рыжова и М.А.Гончарова [3], в которой приводятся документы и източники по теме образования в России. Жаль, но пока отыскать книгу в свободном доступе не удалось (а было бы интересно почитать). Кто найдёт, подкиньте ссылку, пожалуйста!
1 - http://www.gumer.info/bibliote...
2 - скачать книгу можно здесь: http://www.danilov.lg.ua/autho...
3 - http://www.pmedu.ru/downloads/...
Предыдущее по этой теме:
1 - Академия и немцы ... история, однако! https://cont.ws/@metafor/54088...
2 - Образовательные дела в России. Цыфирные школы. https://cont.ws/@metafor/54302...
×cont.ws
18.Распространение грамотности и образования в Древнерусском государстве.
Былины, весьма самобытное и неординарное явление культуры, дают свидетельства о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Широкое распространение грамотности и письменности в самых разных социальных группах древнерусского населения подтверждается и другими источниками (граффити, берестяные грамоты и др.).
19.Литература и устное народное творчество в Киевской Руси.
Былины
20.Художественное творчество в 9-13 веке.
Несмотря на раздробленность, культура всех русских земель демонстрирует преемственность традиций Киевской Руси, бывшей их общим источником. При этом в условиях, когда ослабли связи между русскими землями и в известной мере с Византией, сложились более благоприятные возможности для становления и развития самобытных форм культуры Новгородской, Владимиро-Суздальской и других земель. Каждый из этих регионов впоследствии внесет лучшее из своего культурного фонда, характерное только для этой земли, в формирование родственных культур белорусского, русского и украинского народов. К сожалению, на самом высоком уровне развитие древнерусской культуры было прервано монголо-татарским нашествием.
23.Владимиро-суздальское княжество.
Типичный образец русского княжества периода феодальной раздробленности. Занимавшая большую территорию - от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до ее слияния с Окой, Владимиро-Суздальская Русь со временем стала центром, вокруг которого объединились русские земли, сложилось Русское централизованное государство. На ее территории была основана Москва. Росту влияния этого крупного княжества в немалой степени способствовало то, что именно туда перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Владимира Мономаха, - от Юрия Долгорукого (1125-1157 гг.) и до Даниила Московского (1276-1303 гг.) - носили этот титул. Ростов Великий и Суздаль, два древнейших русских города, издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Владимир основал в 1108 г. Владимир Мономах и дал его в удел сыну своему Андрею. Город вошел в состав Ростово-Суздальского княжества, где княжеский престол занимал старший брат Андрея - Юрий Долгорукий, после смерти которого его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.) перенес столицу княжества из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество. Владимиро-Суздальское княжество недолго сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Большое Гнездо (1176-1212 гг.) оно распалось на мелкие княжества. В 70-х гг. XIII в. стало самостоятельным и Московское княжество.
24.Новгородская земля.
Новгородская земля была одним из центров образования Русского государства. Именно в Новгородской земле начала княжить династия Рюриковичей, и возникло государственное образование, так называемая Новгородская Русь, от которого принято начинать историю русской государственности.В составе Киевской Руси (882—1136) После 882 года центр русской земли постепенно смещается в Киев, однако Новгородская земля сохраняет свою автономию. В X веке Ладога подверглась нападению норвежского ярла Эрика. В 980 году новгородский князь Владимир Святославич (Креститель) во главе варяжской дружины свергает киевского князя Ярополка, в 1015—1019 годах новгородский князь Ярослав Владимирович Мудрый свергает киевского князя Святополка Окаянного.В 1020 и в 1067 году Новгородская земля подверглась нападению полоцких Изяславичей. В это время наместник — сын киевского князя — обладал ещё большими полномочиями. В 1088 году на княжение в Новгород Всеволод Ярославич прислал малолетнего внука Мстислава (сына Владимира Мономаха). В это время появляется институт посадников — соправителей князя, которых избирала новгородская община.Во втором десятилетии XII века Владимир Мономах предпринял ряд мер по усилению позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году без учёта мнения новгородской общины на новгородский престол был посажен князь Всеволод Мстиславич. Некоторые бояре выступили против подобного решения князя, в связи с чем они были вызваны в Киев и брошены в тюрьму.После смерти Мстислава Великого в 1132 году и углубления тенденций раздробленности новгородский князь лишился поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволод был изгнан из города. Вернувшись в Новгород, он вынужден был заключить «ряд» с новгородцами, ограничивающий его полномочия. 28 мая 1136 года в связи с недовольством новгородцев действиями князя Всеволод был заключён под стражу, а вслед за тем изгнан из Новгорода. Новгородская земля граничила с Владимиро-Суздальской землёй на юго-востоке, со Смоленской — на юге и с Полоцкой — на юго-западе. Новгородские владения простирались далеко на восток и север, вплоть до Урала и Северного Ледовитого океана. Рад крепостей охранял подступы к Новгороду. На Волхове была расположена Ладога, защищавшая торговый путь к Балтийскому морю. Крупнейшим новгородским пригородом являлся Псков.
studfiles.net
Образование и грамотность на Руси
Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (14,3 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель
Дать представление о распространении грамотности и образования в Киевской Руси.
Задачи
- Образовательные: довести до понимания учащихся, что понятие "культура" связано с деятельностью людей в материальной и духовной областях; отметить, что изобретение славянской азбуки было необходимым условием распространения грамотности на Руси; показать, что сделано Ярославом Мудрым для распространения грамотности.
- Коррекционно-развивающие: продолжать работу над формированием умений давать полные ответы на постановленные вопросы, навыков работы с тетрадью по истории; учить слушать отрывки из художественной литературы.
- Воспитательные: вызвать чувство уважения к людям труда; развивать у учащихся чувства любви к родному языку и культуре.
Основные знания
- Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности;
- славянская азбука, книжное дело, школы, рукописные книги.
Основные термины и понятия
- Переписчики, устав, Библия, библиотека, пергамен, писало.
Оборудование и материалы
- Презентация, карточки, словарные слова, предметное письмо (мешочек с землёй, стрела, след из кожи), кора берёзы, карточки с буквами, Библия.
Тип урока
- Сообщение новых знаний
Ход урока
I. Организационный момент
Приложение.
1. Мативационное начало урока
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы с вами переместимся в давние времена и попутешествуем по лабиринтам истории. Мы узнаем, из каких источников современные люди могут узнать о событиях, которые произошли в истории Руси давным-давно.
(Слайд 1) Откроем дверь в прошлое
- В этом учебном году мы начали изучать новую для вас науку, что это за наука? (Слайд 2)
(История)
- Давайте вспомним, что изучает история?
(
История - наука, которая изучает прошлое.)- Историю, какого государства мы изучаем?
(Историю России)
- Почему следует изучать и знать историю своего государства?
(Ответы детей)
- А как ученые - историки узнают о событиях, которые произошли давным-давно?
(
Им помогают различные документы, вещи, сохранившиеся до наших дней)- Какая наука помогает нам раскрывать тайны земли? (Слайд 3)
(
Археология)Именно археологи находят то, что скрывает от нас наша земля. Это различные вещи, документы, сохранившиеся до наших дней, и помогают нам больше узнать о давно минувших событиях. Огромную роль в изучении истории играют различные документы. Но документы появились не сразу.
- Как же люди передавали друг другу сообщения, пока не возникла письменность?
(Слайд 4)
(Ответы детей)
II. Актуализация опорных знаний, сообщение темы и целей урока.
Откроем следующую дверь в прошлое славян (Слайд 5)
1. Введение в тему
Тему нашего урока мы определим после анализа двух ситуаций.
Ситуация первая:
Из уст в уста передавали в древности состав сборов трав, из которых готовили целебные отвары. Но бывало, что лекарственный отвар мог стать ядом и принести не выздоровление, а смерть больному.
- Догадайтесь, почему могли происходить такие случаи.
- Придумайте способ, с помощью которого можно было бы избежать такой ситуации.
(Записать состав сбора.)
Теперь ознакомимся со второй ситуацией. (Слайд 6)
Однажды молодой князь получил от своего отца через иностранного купца предметное письмо: стрелу, мешочек с землей и след, вырезанный из кожи.
Сын понял послание отца так: "Вскоре надо ждать отца в гости, так как след его уже простыл на родной земле, и он стрелой мчится ко мне".
Долго ждал сын отца, а отец, тем временем, ждал сына. Ведь своим посланием старый князь просил о помощи: "Выручай, враги топчут нашу родную землю, а их стрел так много, что они затмили собою солнце". Показ предметов
(Нет.)
- Почему? Объясните свой ответ.
(Предметное письмо можно "прочитать" по-разному.)
2. Сообщение темы и целей урока
Сегодня на уроке мы продолжим изучать историю Древней Руси и познакомимся с распространением грамотности и образования в Киевской Руси, узнаем, что было сделано Ярославом Мудрым для просвещения русского народа.
Тема нашего урока Образование и грамотность на Руси. (Слайд 7)
(Записывают число и тему урока в тетрадь)
III. Изучение нового материала
(Слайд 8) Мы подошли с вами к следующей двери, которая встретилась нам в лабиринте истории.
3. Объяснительная беседа.
Точной даты возникновения славянской письменности мы не знаем. Но есть основания полагать, что в IX веке она существовала, т.е. она зародилась ещё до принятия христианства на Руси.
( 988 году, X век)
- При каком князе началось крещение Руси?
(При князе Владимире Святом)
- Кто научил славян грамоте? (Слайд 9)
(Кирилл и Мефодий)
В 60-е г.г. IX века два брата из византийского города Салоники - Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, в основе которой лежала греческая азбука. У славян существовала легенда о создании славянского алфавита в V веке христианским проповедником Иеронимом, об этом свидетельствует глиняный сосуд, обнаруженный археологами под Смоленском.
(Слайд 10) На нём написано ГОРУШНА, т.е. сосуд для пряностей.
(Слайд 11) Сохранились сведения и о том, что буквы на Руси в глубокой древности вырезали на деревянных дощечках и называли их РЕЗАМИ.
Письменность созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IXв., на Русь проникла в X веке.
(Слайд 12) Существует два варианта славянской азбуки: кириллица и глаголица. Давайте познакомимся с некоторыми буквами одной из них.
(Слайд 13) Карточка с записями
(Слайд 14) Данные таблички располагаются следующим образом
Так, например, на письме обозначалось звучащее слово [баба].
- Найдите в этом слове букву а и покажите ее. (Показывают нужную карточку)
Сейчас название этой буквы "а", а в IX веке её называли "аз".
- Найдите в этом слове букву б и покажите ее.
Сейчас название этой буквы "бэ", а в IX веке ее называли "буки"
- Расположите названные буквы в алфавитном порядке и назовите их.
(аз, буки) (Слайд 15)
(По названию первых букв.)
Эта азбука называлась глаголица - слово глагол переводится как слово, речь.
4. Задание на слайде
(Слайд 16) Вставьте в предложение пропущенное слово, предварительно проанализировав информацию, данную в скобках.
С помощью глаголицы можно было ... устную речь. (Для записи речи были нужны специальные значки-буквы.) (С помощью глаголицы можно было записать устную речь.)
В настоящее время мы с вами пользуемся другим вариантом славянской азбуки. Его называют кириллицей. Он вам знаком (Слайд 17)
(Кириллом и Мефодием)
Вывод: Создание азбуки Кириллом и Мефодием является важнейшим историческим событием, создавшим благоприятные условия для развития культуры народа.
5. Работа в тетрадях (Слайд 18)
Кирилл и Мефодий - создатели славянской письменности.
(Записывают в тетрадь)
До принятия христианства умеющих писать и читать на Руси было мало, но с 988г. грамотность начала распространяться: грамотными были духовенство, выучились писать князья, многие бояре и горожане.
(Слайд 19) В XI веке Ярослав Мудрый повелел создать школы при храмах и монастырях. В школах священники учили детей и взрослых.
(Слайд 20) Учили писать, считать и читать. При Ярославе Мудром многие жители страны стали грамотными. Научившись писать, люди стали записывать договора и важные документы, писать друг другу письма, записки, вести деловые бумаги. (Слайд 21)
(Слайд 22) До наших дней сохранились изделия гончаров, на которых они ставили свою подпись.
(Слайд 23) Часто на стенах храмов горожане оставляли надписи, которые также сохранились до наших дней.
- Вам, наверное, будет интересно знать, на чём и чем писали в Древней Руси?
Для этого мы откроем следующую дверь (Слайд 24)
(Показ бересты) В древности на Руси самым дешёвым и распространенным материалом для письма была береста. Её снимали со ствола ровной полосой, варили в солёной воде и клали под пресс. На влажной внутренней стороне коры писалом (острой костяной или металлической палочкой) выцарапывались тексты. (Слайд 25)
Словарная работа: писало
Писала находят во многих городах нашей страны, хотя берестяные свитки встречаются редко. Ведь береста - очень непрочный материал. Свитки получили название берестяных грамот. (Слайд 26)
До нашего времени дошло более 500 берестяных грамот, но, конечно, их было гораздо больше. Содержание их разнообразно - это записи о хозяйственных делах, письма членов семей друг к другу и даже детские каракули и рисунки.
Известны берестяные грамоты мальчика Онфима. (Слайд 27) На них мальчик обучался грамоте, а когда уставал забавлялся рисованием. На грамоте - сам Онфим верхом на коне и с мечом в правой руке поражает копьём врага. Однако все берестяные грамоты очень интересны для учёных. Они донесли до нас разговорный язык древних славян, как бы перенесли нас в прошлое. (Слайд 28)
Большинство сохранившихся до нашего времени древних книг написано на пергаменте, который делали из телячьей кожи. Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке: вымачивали, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. (Слайд 29)
(Слайд 30) Пергамент был очень дорогим материалом на книгу, требовалось целое стадо. Из-за дороговизны пергамента нередко написанный когда-то текст выскабливали или смывали, а затем записывали новый. На пергаменте писали пером.
Словарная работа: пергамент
- На чём и чем писали в Древней Руси?
(Ответы детей)
6. Работа по карточке (Слайд 31)
На Руси писали на : и :, используя для этого : и : .
(Слайд 32) Переписывать и переводить книги на Руси стали при Владимире Святом продолжил это дело его сын Ярослав Мудрый
(Слайд 33) В построенном по его воле Софийском соборе в Киеве в 1037 г.
(Слайд 34)Завели мастерскую по созданию книг и книгохранилище при ней.
Там стали трудится монахи - переписчики, которые не только переводили книги с греческого языка на славянский, но и переписывали их.
7. Звучит монолог Пимена из оперы М.П. Мусоргского "Борис Годунов".
Закройте глаза и представьте себе монастырскую узкую келью. В четырех глухих стенах сидит монах. Перед ним свеча. (Слайд 35)
(Пишет книгу.)
- Как вы это определили?
(Слышится скрип пера.)
Действительно, в записи слышится скрип пера по пергаментной бумаге.
(Слайд 36) Переписчики разлиновывали лист пергамента специальным приспособлением, чтобы получилась ровная строчка. Почерк у писцов был крупный, чёткий, такой почерк именуется уставом. Каждая буква стояла отдельно одна от другой, текст писался сплошной строкой, разделения его на слова и фразы ещё не было. Первую букву на каждой странице обязательно украшали узорами и писали красной краской. (Слайд 37)
Чернила изготовлялись из чернильных орешков, вишнёвого клея и других веществ. Писали монахи - переписчики в основном гусиными перьями, подвергая их особой обработке: втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужное и остро затачивали.
(Слайд 38) А до чего же красиво выглядела готовая книга! Страницы её украшены миниатюрами, переплёт у неё - из тонких деревянных досок, обтянутых кожей, застёжки у переплёта золотые, а на уголках - металлические наугольники, чтобы кожа не стиралась. Неудивительно, что на книгу наши предки смотрели как на сокровище.
До наших дней дошло всего 493 книги 11-13 веков.
8. Работа с учебником
Прочитайте первый абзац на стр.163 и ответьте на вопрос
- Какие книги переписывали переписчики? (Слайд 39)
(Библию, церковные книги)
Библия - главная книга всех христиан. (Показ Библии, книга)
- Какие книги считались рукописными?
(Книги, которые переписывали от руки)
- Кто переписывал книги?
(Монахи - переписчики)
- Почему рукописные книги считаются величайшей ценностью?
(Ответы детей)
Словарная работа: переписчик, устав, Библия
(Слайд 40) В старые времена часто описывали жизнь известных людей. Эти записи получили названия Жития. До наших дней дошли Жития многих святых людей, воинов, князей: Изборник Святослава, Остромирово Евангелие, Житие Фёдора Печёрского, Мстиславово Евангелие.
(Слайд 41, 42) Ярослав Мудрый сам любил читать церковные книги и собирал их. Так постепенно у него образовалась большая библиотека
Библиотека Ярослава Мудрого стала первой русской библиотекой. Книги из неё хранились при главном храме Киева - Софийском соборе и ими могли пользоваться все жители
Словарное слово: библиотека
- Где хранились книги?
(В библиотеке Софийского собора)
(Слайд 43, 44) Для укрепления православной веры и распространения просвещения на Руси Ярослав Мудрый стал строить новые храмы и монастыри. Приглашал художников и строителей из Византии. Они обучали русских мастеров строить храмы, писать иконы, фрески.
9. Работа с учебником
Прочитайте на стр.163 последний абзац
- Что сделал Ярослав Мудрый для просвещения людей?
(Открыл школы, создавал книги, строил храмы, монастыри)
IV. Закрепление
Откроем последнюю дверь далёкого прошлого. (Слайд 45)
1. Фронтальная беседа
- Какие события ускорили создание славянской письменности?
(Возникновение христианства на Руси)
- Как звали первоучителей славян? (Слайд 46)
(Кирилл и Мефодий)
И будет славить Русь родная Святых апостолов славян, И, сладким звуком их имён Свои молитвы оглашая, Из века в век, из рода в род Она их память соблюдает! Д. С. Лихачёв
- Какую роль сыграл для развития грамотности и образования на Руси Ярослав Мудрый?
(Слайд 47)
(При Ярославе Мудром распространилась грамотность и христианское просвещение на Руси)
2. Игра "Третий лишний" (Слайд 48)
- Кирилл - Мефодий - Владимир.
- Переписчик - писец - художник.
- Береста - бумага - пергамент.
- Кириллица - глаголица - иероглифика.
3. Работа по карточкам
Соедините понятия с их определениями
4. Задание (Слайд 49)
Что получится, если: "взять немного дубовой коры, да ольховой, да ясеневой, сварить их в воде:, а потом кинуть кусок железа, подлить поварёшку щей покислей да кружку кваса медового" (Чернила)
5. Таинственная грамота (Слайд 50)
В этой таинственной грамоте в словах рассыпались и перепутались все буквы.
ГАНКИ, КУБВА, НУЧЕКИ, БУАКЗА, ОЛСАПИ (Книга, буква, ученики, азбука, писало)
(Подчёркнутая буква начало слова)
V. Итог
- С какой темой мы сегодня познакомились на уроке?
(Образование и грамотность на Руси)
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
(Ответы детей)
VI. Выставление оценок
(Слайд 51) Мы успешно прошли по лабиринтам истории, открыли все двери и нашли ларец знаний.
VII. Домашнее задание
- Прочитать текст стр. 161-163
- Разукрасить первую букву вашего имени (Приложение 1)
(Слайд 52) Спасибо за работу!
Список литературы.
1. Герасимова В.А. Классные часы и беседы о российской истории:7-11 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2004.- 64с.
2. Соловьёва Т.А., Рогалёва Е.И. Исторические темы курса "Окружающий мир": Деятельностный развивающий подход. 4 класс.- М.: ВАКО, 2006.-320 с.- (Мастерская учителя).
3. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. История России: Учеб. Для 7 кл. специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. - М Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2006. - 312 с.: ил.
4. Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. Уроки истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: учеб. - метод. пособие / Пузанов Б,П, Бородина О.И., Сековец Л.С., Редькина Н.М. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 215 с. - (Коррекционная педагогика)
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Книги и грамотность в Древней Руси
Книги и грамотность в Древней Руси
Книги и грамотность являются ярчайшим индикатором состояния фундамента общества, на котором оно может построить свое дальнейшее развитие. Так, главным средством восприятия и осмысления духовно-нравственных ценностей в древней Руси была книга. Как источник мудрости книга на Руси ценилась очень высоко, продолжая сохранять свою важность и в современное время. Актуальность обращения к данной теме обусловлена необходимостью объективного отражения причин высокого подъема искусства, архитектуры, литературы, философской мысли, в частности, и культурной жизни Древней Руси в целом.
Летопись 988 г. сообщает, что после крещения Руси князь Владимир начал строить церкви, ставил священников и собирал детей «у нарочитых чади», что значит «знатные люди» и «даяти нача на ученье книжное», что значит «отдавать их в обучение». «Учение книжное» получило особый размах при правлении Ярослава Мудрого, который, согласно летописи, «собра от старост и поповых детей 300 учити книгам».
Князья Владимир и Ярослав открывали школы, где помимо письма, чтения и пения преподавалась грамматика, философия и риторика, а также сведения по истории, географии, естествознанию и греческий язык. Грамотность в Древней Руси распространялась даже среди самых широких слоев населения. Школы открывались не только в Киеве и Новгороде, но и в других городах при монастырях и церквах, в них принимались дети, «достигшие седмого лета». Обучались в школах не только мальчики, но и девочки.
Одним из первых оригинальных произведений Древней Руси является знаменито «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, которое было произнесено им перед Ярославом Мудрым, семьей князя и княжеской дружиной. Созданная между 1037 и 1043 гг. книга оказала влияние на формирование собственной литературы славянского народа.
Книги и грамотность в Древней Руси также оказывали решающее влияние на аксиологический и религиозный аспект развития общества. Так, главной «педагогической» книгой выступала Библия, которая транслировала идеалы семейных отношений и изображения уклонений от этого идеала. В книгах жители Древней Руси в искали утешения, укрепления веры, согласно книгам воспитывались, и начинали обучение грамоте. Книги читали в школе и дома, списывали, сохраняли как драгоценность, передавали из рода в род. «Книга, - отмечал М.И. Демков, - явилась внезапным светом, который разом дал почувствовать обществу его нравственную слепоту, и с этой минуты неграмотный человек на Руси стал человеком темным... Книга - это были глаголы самого Бога, и кто ее читает, тот беседует с самим Господом. Книга и Божественная мудрость отождествлялись в сознании». Таким образом, книги и грамотность Древней Руси заложили основы дальнейшего развития русской дореволюционной литературы, ее учительный характер: она открывала человеку духовную вертикал бытия, укрепляла и наставляла.
Необходимым представляется обратиться к известному собирателю книг Древней Руси А.И.Мусину-Пушкину, который, укоряя русское общество конца XVIII-начала XIX вв., писал: «Праотцы наши хотя не ездили толпами в чужие краи для мнимого просвещения, однако не можно заключать, чтобы она языков иностранных не знали, а тем паче на природном своем худо изъяснялися. Отец мой, пишет Владимир, дома сидя, умел говорить на 5 языках; — довод сильный против тех, кои праотцовнаших почитает невеждами». Дочь Ярослава Мудрого, королева Франции Анна, в отличие от европейских неграмотных женщин и таких же невежественных правящих особ могла «явить царственную руку на троне», то есть читать и подписывать государственные бумаги.Внук Ярослава Мудрого и сын полиглота Всеволода, русский князь Владимир Мономах, написал «Поучение» мудрого правителя, рачительного хозяина, заботливого отца и азартного охотника, которые исследователи ставят в один ряд с шедевром мировой литературы — «Словом о полку Игореве».
ru.essays.club