10 русских богатырей, о которых мало кто знает. Фото богатырей древней руси
Неизвестные русские богатыри (14 картинок) | Древнерусский словарик
Если спросить среднестатистического россиянина, сколько было русских богатырей, почти наверняка он ответит — трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. На самом деле мир богатырей ничуть не уступает супергеройской вселенной Marvel по разнообразию типажей. Подробнее о малоизвестных русских богатырях.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Всеславович
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Чурило Пленкович
Ещё одна залётная птица, как и Дюк, который кстати посрамил Чурило в состязании в щёгольстве. Красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», чьи дружинники (числом как у ордынского хана или литовского короля) опустошили угодья князя Владимира пониже Малого Киевца. Тот хотел наказать Чурило, но поддавшись обаянию, позвал к себе служить, а жена Владимира пошла дальше и попросила сделать красавца постельником (который следит за сохранностью постели правителя). Владимир взревновал и назначил Пленковича «позовщиком на пиры». Парень совратил жену одного из уважаемых гостей и вместе с нею был убит.
Демьян Куденевич
Никоновская летопись рассказывает, что в 1148 году сын Юрия Долгорукого, Глеб Юрьевич, внезапно подступил к Переяславлю, удельному городу сына великого князя киевского Изяслава Мстиславича, которого звали Мстиславом. Тот испугался и обратился за помощью к жившему в то время в Переяславле Демьяну, который, взяв с собою лишь своего слугу Тараса да пять отроков выехал из города, напал на войско Глеба и обратил его в бегство, убив очень многих неприятелей. Испуганный Глеб прислал сказать Демьяну, что «на любовь и на мир приидох, а не на рать». В том же году подступили к Переяславлю половцы, и Демьян вышел против них, не имея при себе «ничтоже одеяния доспешного», и хотя прогнал их, но был так избит, что вернулся в Переяславль смертельно раненым. Когда узнал об этом князь Мстислав Изяславич, то в благодарность за великие услуги Демьяна пришел к нему в дом и предлагал ему богатые дары, но Демьян ответил: «О суетия человеческого! кто мертв сый желает дарования тленного и власти погибающия», и, не приняв даров, умер. «И бысть о нем от всех плач велий во граде».
Александр Пересвет
Монах Троицкого монастыря, который вместе с Дмитрием Донским участвовал в Куликовском сражении. Перед финальным сражением Пересвет вышел один на один Челубеем, по всем, дошедшим до нас сказаниям, великаном. Победитель в этом бою должен был решить исход сражения между Киевской Русью и Мамаевой стороной (татаро-монгольское иго). Вместо лат и шлема Пересвет надел монашеский колпак и мантию. «И ударились копьями друг против друга, и копья их переломились, и пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба». Пришлось всем остальным воинам тоже биться.
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
drevnerus.ru
Русские богатыри
Русская старина очень богата своей историей, которая досталась нам от предков, как в письменном, так и в устном виде. Под устным видом понимается какой-либо эпос – сказания, песни, то есть те, что сочинялись не писцами, а народом и остались которые на словах, чтящих старину, людей. Позднее такой устный эпос: былины, песни, записывались и уже в таком виде дошли до нас. Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни совсем, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в древней Руси и завоевавшие такой почёт, что люди стали слагать о них легенды. В центре древнерусских сказаний находятся, конечно, герои – богатыри. Само слово богатырь трактуется как полубог или наделенный силой бога. В результате традиционных народных сочинительств, герои русского эпоса становились не просто героями, воинами против захватчиков, но уже борцами с нечистью. Нередко мы встречаем произведения, где они борются с драконами, ведьмами и другими существами, населяющими потусторонний мир. Богатыри играли большую роль в жизни народа - они несли психологический подтекст о непобедимости Руси, о том, что есть среди нас такие люди, которые всегда защитят свой народ и от печенега и от соловья разбойника, и от любой напасти, свалившейся на головы славян. Итак, кто же был среди тех богатырей, что стали символами старых времён, сейчас мы это и рассмотрим!
Так же был богатырём, жившим в одно время с Ильёй Муромцем. Сам Добрыня был выходцем из Рязани, но, также как и предыдущий герой, служил тогдашней столице – Киеву. Судьба этого русского героя начинается с победы над змеем Горынычем. По поручению князя он едет на жестокий бой со змеем, по пути его одолевают маленькие змеёныши, но Добрыня выполняет приказ Владимира и вызволяет из драконьих пещер заключенных князей и девиц. Добрыня, порой кажется, пришёл из мифологии, сюда же и история о известной колдунье Маринке, которая привораживает богатыря, но тот, после, не без помощи матери, которая, кстати, также является ведьмой, расправляется с ней. В истории Добрыни Никитича есть не только фантастические рассказы, нет. В древней Руси, при Киеве, он выполняет многие поручения и предстаёт перед нами храбрым, мудрым воином, к тому же он является правой рукой Ильи Муромца.
Если вы активный пользователь социальных сетей, то вам, наверняка, понравяться новые прикольные статусы для Вконтакте. Станьте самыми оригинальными среди своих друзей.
Алёша ПоповичСудя по былинам, был из славного города Ростова. В результате одного совпадения, в котором Алёша находит в чистом поле камень, на котором указаны три дороги: на Муром, в Чернигов и в Киев, Алёша Попович появляется в княжеском Киеве, при царе Владимире. Самым известным и, наверное, центральным местом его биографии – это поединок с Тугарином. Тугарин, следуя из сказаний, является вымышленным персонажем, поэтому его иногда наделяют прозвищем Змеевич и представляют как чудовище. Тугарин – это чужеземный захватчик, которого несут слуги на золотой доске, и который проглатывает белого лебедя целиком. Алёша Попович всегда представляется молодым, храбрым и безрассудным воином.
Святогор – один из самых загадочных персонажей русского эпоса. Это великан, имеющий огромную силу, такую, что даже великие богатыри не осмеливаются с ним сражаться. Святогор не участвует ни в каких битвах, так же за ним не замечено никаких подвигов. Он служит для того, что бы поражать своей колоссальной силой и мудростью. В Святогоре кроется глубокий философский смысл древних славян, почитание святого богатыря, который просто существует. Микула СеляновичНе стоял рядом с Ильёй Муромцем и Добрыней Никитичем в одних рядах Киевских богатырей, но всё же являлся им. Микула Селянович – это гордость русского народа. Богатырь-пахарь воплощает русский дух, говорит о том, что обыкновенный русский земледелец даст фору любому из Киевских богатырей.
Волх ВсеславьевичВошёл в русский эпос как фантастический персонаж. Изначально Волх рождён от фантастического змея, он необыкновенно быстро рос и уже через полтора часа после рождения на него надевали булатные латы. Волх Всеслаьевич быстро овладевал различными науками и волшебством. Волх считался колдуном, он был языческим жрецом и, конечно, воином. Он является героем знаменитого “Слова о полку Игореве”. Он ходит с войной в Индию и одерживает победу с помощью своих колдовских способностей, он оборачивается то волком, то горностаем. Несмотря на свою известность Волх Всеславьевич не исторический персонаж.
Василий Буслаев– богатырь из древнего города Новгорода. Этот человек вечный бунтарь, пьяница. Богатырская сила ему досталась от отца, но распоряжается он ею не как славные воины, которые направили свою силу на правое дело, а наоборот. Васька всячески нарушает законы Новгорода и ведёт разгульную жизнь. Например, он набирает себе дружину, в которую входят люди, которые отбирались по испытаниям: выпить полтора ведра вина или выдержать удар дубины по голове. Дружина Василия Буслаева не борется с захватчиками и мифологическими существами, они пьют, дерутся в кабаках и бьются на Волховом мосту. Там, где Васька всегда потеха и трагедия. Погибает он на обратной дороге после паломничества в Иерусалим, в следствии того же безрассудного характера: убился о камень, который надписью предупреждает, что через него нельзя скакать.
Никита КожемякаНикита Кожемяка был реально существовавшим воином. В битве против печенегов, во главе с князем Владимиром, он вышел один на один сразиться с ихним силачом и “удавил его“, это и предрекло победу русских над захватническим войском. В разных эпосах Никита Кожемяка предстаёт то простым ремесленником, то настоящим богатырём, который служит Киеву. Это событие было реально произошедшим историческим событием, оно документально подтверждено и имеет точную дату.
ПересветЭто монах Троицкого монастыря, который вместе с Дмитрием Донским участвовал в Куликовском сражении. Опять же, как и в прошлой истории, здесь имеет место быть этот исторический обычай – выпускать в поле от каждой стороны по самому сильному богатырю. От Мамаевой (татаро-монгольское иго) стороны вышел на битву Таврул, по всем, дошедшим до нас сказаниям, просто великан, а со стороны Киевской Руси Пересвет. Вместо лат и шлема он надел монашеский колпак и мантию. “И ударились копьями друг против друга, и копья их переломились, и пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба“. Как бы то ни было, но этому поединку пророчат победу в том страшном сражении.
Ссылки по теме:
fishki.net
Неизвестные русские богатыри (14 фото)
Коллаж: Никита Кожемяка и «Поединок Пересвета с Челубеем», Виктор Васнецов, 1914 год
ОТ РЕДАКЦИИ: Если спросить среднестатистического россиянина, сколько было русских богатырей, почти наверняка он ответит — трое: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович. На самом деле мир богатырей ничуть не уступает супергеройской вселенной Marvel по разнообразию типажей. Подробнее о малоизвестных русских богатырях рассказывает сообщество «История и этнология» и ЖУРНАЛ ЖЖ.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Всеславович
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ.
Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур.
На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Чурило Пленкович
Ещё одна залётная птица, как и Дюк, который кстати посрамил Чурило в состязании в щёгольстве. Красавец «с личиком, будто белый снег, очами ясна сокола и бровями черна соболя», чьи дружинники (числом как у ордынского хана или литовского короля) опустошили угодья князя Владимира пониже Малого Киевца. Тот хотел наказать Чурило, но поддавшись обаянию, позвал к себе служить, а жена Владимира пошла дальше и попросила сделать красавца постельником (который следит за сохранностью постели правителя). Владимир взревновал и назначил Пленковича «позовщиком на пиры». Парень совратил жену одного из уважаемых гостей и вместе с нею был убит.
Демьян Куденевич
Никоновская летопись рассказывает, что в 1148 году сын Юрия Долгорукого, Глеб Юрьевич, внезапно подступил к Переяславлю, удельному городу сына великого князя киевского Изяслава Мстиславича, которого звали Мстиславом. Тот испугался и обратился за помощью к жившему в то время в Переяславле Демьяну, который, взяв с собою лишь своего слугу Тараса да пять отроков выехал из города, напал на войско Глеба и обратил его в бегство, убив очень многих неприятелей.
Испуганный Глеб прислал сказать Демьяну, что «на любовь и на мир приидох, а не на рать». В том же году подступили к Переяславлю половцы, и Демьян вышел против них, не имея при себе «ничтоже одеяния доспешного», и хотя прогнал их, но был так избит, что вернулся в Переяславль смертельно раненым. Когда узнал об этом князь Мстислав Изяславич, то в благодарность за великие услуги Демьяна пришел к нему в дом и предлагал ему богатые дары, но Демьян ответил: «О суетия человеческого! кто мертв сый желает дарования тленного и власти погибающия», и, не приняв даров, умер. «И бысть о нем от всех плач велий во граде».
Александр Пересвет
Монах Троицкого монастыря, который вместе с Дмитрием Донским участвовал в Куликовском сражении. Перед финальным сражением Пересвет вышел один на один Челубеем, по всем, дошедшим до нас сказаниям, великаном. Победитель в этом бою должен был решить исход сражения между Киевской Русью и Мамаевой стороной (татаро-монгольское иго). Вместо лат и шлема Пересвет надел монашеский колпак и мантию. «И ударились копьями друг против друга, и копья их переломились, и пали оба с коней своих на землю, и так скончались оба». Пришлось всем остальным воинам тоже биться.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Неизвестные богатыри Руси / Разное. Интересное / Бэйбики. Куклы фото. Одежда для кукол
Впервые русские былины были записаны известными учёными XIX века Павлом Николаевичем Рыбниковым (четырехтомник с 200 былинными текстами) и Александром Федоровичем Гильфердингом (318 былин). До их исследований сказания передавались устно — от дедов к внукам, и, в зависимости от деда — с самыми разными дополнениями и деталями. «Современная наука о богатырях» делит их на две группы: «старшие» и «младшие». «Старшие» – старше, древнее, относятся к дохристианскому периоду, порой являются существами сверхъестественными, оборотнями с неимоверной силой. «Было ль – не было ль», — это как раз про них. Сказания о них переходили из уст в уста, и многие историки вообще считают их мифами или древними славянскими божествами. Так называемые «младшие богатыри» имеют уже вполне человеческий образ, они обладают большой, но уже не титанической, не стихийной силой и почти все живут во времена князя Владимира (980-1015 гг.) В исторических летописях сохранилось многое, указывающее на то, что события, перешедшие в былины, действительно имели место. Богатыри стояли на страже Руси и были ее, говоря современным языком, супер-героями. Предлагаю познакомиться и вспомнить представителей былинного эпоса в очередном порядке.
Святогор — Богатырь-гора. Высоки на Руси Святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Не растет там ни березка, ни дуб, ни сосна, ни зеленая трава. Там и волк не пробежит, орел не пролетит,- муравью и тому поживиться на голых скалах нечем. Только богатырь Святогор разъезжает между утесов на своем могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, через ущелья перепрыгивает, с горы на гору переступает.
Ездит старый по Святым горам. Тут колеблется Мать-сыра Земля, Тут шатаются темны лесушки, Выливаются быстры реченьки.
Ростом богатырь Святогор выше темного леса, головой облака подпирает, едет по горам — горы под ним шатаются, в реку заедет — вся вода из реки вы плеснется. Ездит он сутки, другие, третьи, остановится, раскинет шатер — ляжет, выспится, и снова по горам его конь бредет.
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не смог поднять сумки встретившемуся ему Микулы Селяниновича с «тягой земной». Но эта встреча в корне изменила жизнь богатыря, в конечном итоге приведя повествование былины к красивой свадьбе.
Микула Селянинович – Богатырь-пахарь Микула Селянинович — герой-богатырь, герой-созидатель, впитавший силу матери-земли и почитающий ее. Он отличается исполинской силой и мудростью, трудолюбием и гордостью, отсутствием тщеславия. Его победить нереально, потому что его любит сама Мать-сыра земля. Микула — противостоит князю Вольге (Волх, Волк Огненный Змей) со своей дружиной, хитрому, заносчивому и надменному персонажу. Попытка Вольги посмеяться над богатырем оканчивается бесславным поражением. Микула посрамляет князя с дружиною, он обгоняет резвых коней дружинников неторопливо идя за своим плугом. И ни один воин из дружины Вольги не в состоянии даже приподнять чтоб вытащить из земли оставленный пахарем сошник. Его приглашает Вольга в свою дружину, но тот отказывается, говоря, что должен продолжать работать в поле. Данная победа символизирует превосходство крестьянского труда над традиционными военными проявлениями силы.
Микула Селянинович был предком народа-землепашца, его судьба — успехи, неудачи, слава, бесславье связанные с земледелием, пашней и хлебом, основа жизни, заключающаяся в развитии ремесел, городов и военного могущества. Это героический предок, в образе которого заложена историческая судьба народа, получившего золотой плуг прямо с неба, как дар, определивший его дальнейшую судьбу, прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красоты простой жизни, достоинства труженика и превосходство его над князем и его слугами. Сила Микулы Селяниновича направлена только на мирные дела — пахать землю и выращивать хлеб. Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
В былинной фигуре Волха Всеславьевича много архаических черт, поэтому он считается одним из древнейших персонажей в русском фольклоре. В. Ф. Миллер полагал, что первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и скорая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Предполагалось происхождение имени этого героя от слова «волхв» (путём превращения имени нарицательного в имя собственное). На основе былинных сведений о Вольге современные исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха. Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий.
Сухман ОдихмантьевичВыходил Сухмантий с погреба глубокого, Выходил на далече-далече чисто-поле И говорил молодец таковы слова: «Не умел меня солнышко миловать, Не умел меня солнышко жаловать: А теперь не видать меня во ясны очи». Выдергивал листочки маковые С тыих с ран со кровавых, Сам Сухмантий приговаривал: «Потеки, Сухман-река, От моя от крови от горючей, От горючей крови от напрасной!»
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но богатырь снимает с ран листочки и истекает кровью. По повериям, из его крови потекла река Сухман.
Дунай Иванович Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. В образе Дуная Ивановича черты мифологические и исторические соседствуют вполне органично. Несколько былин о нем позволяют с некоторой долей условности восстановить главные эпизоды его жизни. В отличие от богатырей, которые приехали в Киев из русских городов и стали здесь служить, Дунай Иванович когда-то уехал в Литву и там служил королю в разных придворных должностях: «отъезды» служилых людей в соседние земли были обычным делом в феодальные времена. Затем Дунай оказывается в чистом пиле, и здесь он встречается с Добрыней.Они вступают в богатырский поединок — сперва на копьях, потом на саблях, на палках и, наконец, врукопашную: победить никто не может. На них наезжает Илья Муромец и предлагает им помириться и обменяться крестами, то есть побрататься. Так Дунай входит в состав киевского богатырства. Приходит время и ему совершить главный подвиг. Князь Владимир задумывает жениться и просит ему указать невесту,
Чтобы ростом была высокая. Станом она становитая, И на лицо она красовитая, Походка у ней часта и речь баске; Было бы мне, князю, с кем жить да быть, Думу думати, долгие веки коротати…
На пиру Дунай (или другой богатырь) советует князю Владимиру посвататься к дочери литовского короля Опраксии. Естественно, что роль свата поручается Дунаю. Он просит дать ему провожатым Добрыню. Богатыри приезжают в Литву, Дунай идет к королю, а Добрыню оставляет во дворе. Король узнает своего старого слугу и спрашивает его с некоторой иронией, не приехал ли он служить попрежнему. Когда же Дунай сообщает о цели приезда, король приходит в ярость:
А и тут королю за беду стало, А рвет на главе кудри черные И бросает о кирпищет пол.
Из сопоставления вариантов былины можно понять, что короля не устраивает ни жених (он называет Владимира «конюхом последним», разбойником, плутом), ни сват (его положение недостаточно высоко: «послал мне-ка холопину дворянскую»). Король готов спустить на Дуная «кобелей меделянских». И тогда вступает в свои права богатырская сила: Дунай внутри дворца, а Добрыня снаружи учиняют расправу с королевской свитой, и король вынужден примириться и отпустить дочь. В летописной истории Киевской Руси был эпизод, напоминающий былину. В 980 году Владимир послал в Полоцк к князю Рогволоду сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?» Она же ответила: «Не хочу разуть сына рабыни, но хочу за Ярополка». Когда Владимир узнал об этом, он собрал много воинов, напал на Полоцк, убил Рогволода и двух его сыновей, а дочь его взял в жены. На основании такого совпадения исследователи склонны иногда считать былину о Дунае воспроизведением реального события 980 года. Но скорее всего мы имеем дело именно с совпадением, тем более что различий между былиной и летописью больше, чем сходства. И летопись совершенно не знает того, о чем повествует вторая часть былины. На обрат-ном пути Дунай замечает в поле конский след. Он просит Добрыню везти Опраксию в Киев, а сам отправляется по следу. Он догадывается, что ему предстоит встреча с неизвестным богатырем:
А загорело у Дунаюшки ретиво сердце, А закипела во Дунае кровь горячая, Расходилися его могучи плеча.
По одним вариантам, Дунай догоняет в поле богатыря — но это оказывается богатырка, по другим — наезжает на шатер и стрелой будит его хозяйку-богатырку. Что это женщина, Дунай обнаруживает, когда валит ее на землю и хочет «взрезать груди белые». Выясняется, что богатырка — другая дочь литовского короля — Настасья.
Я у батюшки сударя отпрошалася — Кто меня побьет во чистом поле, За того мне, девице, замуж идти.
Ситуация эта знакома по эпосу разных народов: девушка-богатырка предназначена суженому, которого можно узнать лишь по одном} признаку: он сумеет победить ее в поединке или в состязании. Дунай победил Настасью ~ значит, он ее суженый («Нынче я нашел во чистом поле обручницу»). Молодые едут в Киев, где и совершаются сразу две свадьбы. Кажется, история завершена, в сказках было бы: «Стали жить-поживать да добра наживать». Но былина — не сказка, ей свойственны острые конфликты и трагические развязки. На пиру Дунай хвастает тем, что он лучший в Киеве стрелок из лука. Вмешивается Опраксия, она заявляет, что нет стрелка лучше, чем ее сестра Настасья. В вариантах сама Настасья утверждает, что она способна попасть стрелой в лезвие ножа так, что стрела рассечется на две половины. Этого Дунай вынести не может и предлагает состязание. Из всех вариан-тов самое страшное условие поединка — стрелять в кольцо, поставленное на голову. Первой стреляет Настасья и сшибает кольцо с головы мужа. Когда приходит очередь стрелять Дунаю, его уговаривают отказаться. Жена признается: «в утробе у меня могуч богатырь» — и просит отложить стрельбу:
Завтра рожу тебе богатыря, Что не будет ему сопротивника,
Однако Дуная убедить невозможно — затронута честь богатыря.
Становил свою молоду жену Настасью-королевичну На мету с золотым кольцом, И велел держать кольцо на буйной главе. Стрелял Дунай за целу версту из туга лука. А и первой стрелой он не дострелил, Другой стрелой перестрелил, А третьею стрелою в ее угодил. Прибежавши Дунай к молодой жене, Выдергивал чингалище булатное, Скоро спорол ей груди белые — Выскочил из утробы удал молодец, Он сам говорит таково слово: Гой еси, сударь мой батюшка! Как бы дал мне сроку на три часа, А и я бы на свете был Попрыжея и полутчея в семь семериц тебя.
Так беспощадно описывает былина совер-шившуюся трагедию, обнажая жестокость поведения богатыря. Как можно объяснить случившееся? Только ли строптивостью Дуная, его хвастовством на пьяном пиру? Несговорчивостью жены? За всем этим кроется более глубокий смысл.
Вспомним, что богатырь добывает себе жену, победив богатырку, то есть женщину, обладающую также непомерной силой. Согласно эпическим понятиям, богатырка, став женой, теряет эту силу, становится обыкновенной, равной всем. Отныне ее долг -~ служить мужу, родить ему богатыря, хранить домашний очаг. Настасья нарушает этот свой долг, вспоминая о прежнем своем богатырстве. Отсюда — и трагедия. Гибнут все ее участники. И гибель эта влечет за собою последствия фантастические: возвращаются древние мифические времена, когда из крови погибших рождались реки.
А свернул он острый нож Тупым концом во сыру землю, Острым концом себе он во белы груди: «А где пала Настасья Микулична, Пускай падет Дунай Иванович». От Настасьи текла да речка Черная, От Дуная текла да вот Дунай-река, Вода с водой да не стекается, — Теките от века и до века, В одно место сходитеся и расходитеся, Вода с водой не мешайтеся.
С последними словами былины в кровавую трагедию вплетаются вдруг покой и утешение: они подсказываются народным осознанием бесконечного течения времени, все примиряющего.
Михайло Потык Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте (по другим источникам, отправившись на подвиги с Добрыней и Ильей) встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью (по иным сведениям — Марью) Лебедь Белую. Он женится на ней и оба дают зарок: если кто раньше умрёт, то оставшемуся в живых быть похороненным вместе с умершим, в одной могиле. Умирает Авдотья. Михайло вместе с ней спускают в могилу, на коне, в полном вооружении и с запасом пищи. В могилу является змей. Потык убивает его и кровью убитого оживляет жену. После смерти Потока его жену опускают с ним в могилу. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи (Илья, Алёша и др.) спасают Потока и мстят за него, убив Кощея и четвертовав конями неверную Лебедь Белую. По третьей версии былины: «Вышли из могилы Потык да Марья Лебедь Белая да стали люди пиры пировать».
На сказочный характер былин о Потыке указано было не раз Буслаевым, Веселовским, Всеволодом Миллером и Халанским с приведением многих параллелей из сказок почти всех европейских народов. Оборотничество Лебеди Белой — черта, коренящаяся в области языческих воззрений и, наряду с опусканием Михайло живьём в могилу, отклик давно прошедшего времени. Воскрешение, а равно и исцеление с помощью змеиной и вообще чьей-либо крови — мотив очень развитый в средневековой легендарной литературе. Имя Потыка одни (например: Веселовский) пытались объяснить влиянием или заимствованием из болгарской житийной литературы (Михаил из Потуки — святой воин из XI века, в фольклоре боровшийся с драконом), другие (проф. П. В. Владимиров) сопоставляют его с древнерусским именем «Пътка» — птица. В общем, вся былина о Потыке имеет гораздо большее сходство с западноевропейскими, чем с азиатскими сказками, хотя в ней не лишены интереса некоторые совпадения наших былин о Потоке с эпизодами поэмы о Гессер Хане, монгольском богатыре. Также в качестве примера стоит привести наличие на Западной Украине речки под названием Поток, вотчины известных магнатов Потоцких, то есть возможно описывается богатырь Михайло из Потока. В балладе Алексея Константиновича Толстого «Потык-богатырь» выведен неожиданный образ Михайло как путешественника во времени: богатырь засыпает и оказывается в XVI веке, во временах Ивана Грозного, затем засыпает снова и оказывается в современном автору XIX веке, а в конце стихотворения засыпает в третий раз.
babiki.ru
Богатыри картинки. Смотреть фото и рисунки богатырей.
Тайны организма - Человек
Образы богатырей часто использовались в русском народном творчестве. Всегда эти персонажи боролись со злом, преодолевали различные трудности и неизменно выходили победителями из схватки со всевозможными чудищами. К сожалению, эти герои были забыты современными мастерами, незаслуженно отправлены «на пенсию».
Но рисунки богатырей продолжают привлекать ребятишек, многие из которых грезят приключениями, опасностями и желают походить на одних из самых популярных героев народного творчества.
Нельзя сказать, что эти персонажи абсолютно мифические, вымышленные. На самом деле, есть множество картинок богатырей, сделанных с вполнее реальных людей. Правда, сейчас их отыскать довольно проблематично. Удивительно само участие этих сильных духом и телом людей в таком огромном количестве народных сказок. Ведь почти всегда их героями становились именно вымышленные существа. Здесь все просто – древний народ верил в то, что эти люди способны защитить своих соотечественников и русскую землю от любых врагов и напастей.
Можно смотреть картинки богатырей, изображающие их сражающимися с ордой янычар, попирающих в одиночку драконов, спасающих девиц из башен злых волшебников. Примечательно то, что русские богатыри всегда были «выходцами из народа», причем такими, которые 30 лет и 3 года лежали на печи, а потом, вдруг, отправились на борьбу с вселенским злом.
Почему этих героев называли богатыри? Существует мнение, что это название – соединение двух слов: «бога» и «тырить». Тут нужно пояснить, что в то время «тырить» означало «копить», «собирать», «хранить», «преумножать», а не «воровать», как говорят сейчас. То есть богатыри – люди, накопившие в себе «бога». Фото картинок богатырей почти всегда изображает эдаких качков. Но на самом деле, в то время богатырями называли тех, кто имел сильный дух, в первую очередь, и только потом недюжинную физическую силу (которая, кстати, не являлась обязательным «атрибутом» героя). Именно потому в народных сказках эти персонажи всегда очень смекалисты, хитры и бесстрашны.
Картинки богатырей
Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!
Последние материалы в этом разделе:
relatedArticlesПонравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:
Добавить комментарий
www.zagadochnaya-sila.ru
Русские богатыри
Русская старина очень богата своей историей, которая досталась нам от предков, как в письменном, так и в устном виде. Под устным видом понимается какой-либо эпос – сказания, песни, то есть те, что сочинялись не писцами, а народом и остались которые на словах, чтящих старину, людей. Позднее такой устный эпос: былины, песни, записывались и уже в таком виде дошли до нас. Былины сохранили для нас очерки и повествования о жизни совсем, казалось бы, фантастических людей, но за этими чуть преувеличенными персонажами порой находятся реальные люди, когда-то жившие в древней Руси и завоевавшие такой почёт, что люди стали слагать о них легенды. В центре древнерусских сказаний находятся, конечно, герои – богатыри. Само слово богатырь трактуется как полубог или наделенный силой бога.
В результате традиционных народных сочинительств, герои русского эпоса становились не просто героями, воинами против захватчиков, но уже борцами с нечистью. Нередко мы встречаем произведения, где они борются с драконами, ведьмами и другими существами, населяющими потусторонний мир. Богатыри играли большую роль в жизни народа — они несли психологический подтекст о непобедимости Руси, о том, что есть среди нас такие люди, которые всегда защитят свой народ и от печенега и от соловья разбойника, и от любой напасти, свалившейся на головы славян. Итак, кто же был среди тех богатырей, что стали символами старых времён, сейчас мы это и рассмотрим!
Первый, кто вспоминается каждому при упоминании слова “богатырь“ – это, конечно, Илья Муромец. Этот герой вобрал в себя черты, часто приписываемые мифологическим героям – это чудодейственное приобретение силы. Илья – сын простых родителей-крестьян — с детства обречён быть прикованным к кровати, пока не появляются, так называемые, калики перехожие; странники приказывают Илье встать и принести им воды и Муромец исцеляется, к тому же приобретает необыкновенную силу. С этого момента и начинается богатырская жизнь Ильи Муромца, его подвиги имеют место быть во множестве былин и сказаний. Самой главной эпопеей из жизни Ильи является битва с соловьём-разбойником. Споры о том кем же был соловей не проходят и до сих пор: кто-то говорит, что это вымышленный герой, кто-то, что это один из воинов татаро-монгольского ига, другие, что это разбойник, который жил в самом Муроме и разорял купцов, которые правили свой путь через дремучие Муромские леса. С какого-то времени Илья начинает служить в Киеве, неоднократно спасая его от орды и других напастей, совершая невероятные по своей отваге подвиги.
Добрыня Никитич, так же был богатырём, жившим в одно время с Ильёй Муромцем. Сам Добрыня был выходцем из Рязани, но, также как и предыдущий герой, служил тогдашней столице – Киеву. Судьба этого русского героя начинается с победы над змеем Горынычем. По поручению князя он едет на жестокий бой со змеем, по пути его одолевают маленькие змеёныши, но Добрыня выполняет приказ Владимира и вызволяет из драконьих пещер заключенных князей и девиц. Добрыня, порой кажется, пришёл из мифологии, сюда же и история о известной колдунье Маринке, которая привораживает богатыря, но тот, после, не без помощи матери, которая, кстати, также является ведьмой, расправляется с ней. В истории Добрыни Никитича есть не только фантастические рассказы, нет. В древней Руси, при Киеве, он выполняет многие поручения и предстаёт перед нами храбрым, мудрым воином, к тому же он является правой рукой Ильи Муромца.
Если вы активный пользователь социальных сетей, то вам, наверняка, понравяться новые прикольные статусы для Вконтакте. Станьте самыми оригинальными среди своих друзей.
Алёша Попович, судя по былинам, был из славного города Ростова. В результате одного совпадения, в котором Алёша находит в чистом поле камень, на котором указаны три дороги: на Муром, в Чернигов и в Киев, Алёша Попович появляется в княжеском Киеве, при царе Владимире. Самым известным и, наверное, центральным местом его биографии – это поединок с Тугарином. Тугарин, следуя из сказаний, является вымышленным персонажем, поэтому его иногда наделяют прозвищем Змеевич и представляют как чудовище. Тугарин – это чужеземный захватчик, которого несут слуги на золотой доске, и который проглатывает белого лебедя целиком. Алёша Попович всегда представляется молодым, храбрым и безрассудным воином.
Продолжение Русские богатыри 2
art-assorty.ru
10 русских богатырей, о которых мало кто знает
Даже те, кто в школе пропускал уроки истории и литературы, хоть ночью, разбуди их, смогут сразу назвать имена самых известных русских богатырей: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец. Спасибо мультикам, конечно. Но на самом-то деле, богатырей на Руси было не так и мало, но не обо всех сегодня известно широкой публике. Несправедливо получается, однако. А вот это мы сейчас и исправим.
Святогор
Один из самых древних героев русского былинного эпоса. Святогор — богатырь-великан настолько большой и сильный, что даже Мать — Сыра Земля не могла его выдержать. Однако и сам Святогор, согласно эпосу, не мог превозмочь «тяги земной», заключённой в суме: пытаясь поднять суму, он уходил ногами в землю.
Вольга Святославич
Вольга относится к числу одних из самых древних богатырей в русских былинах. Его отличительными чертами были способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и зверей. Согласно легендам, Вольга — сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змею. Когда он увидел свет, содрогалась земля и ужасный страх сковал всех живущих существ. Интересный эпизод встречи Вольги и Микулы Селяниновича описывают былины. Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Два раза посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху.
Микула Селянинович
Легендарный пахарь-богатырь, с которым нельзя биться, потому что «весь род Микулов любит Мать — Сыра Земля». Согласно одной из былин, именно Микула Селянинович попросил великана Святогора поднять упавшую на землю сумку. Святогор этого сделать не смог. Тогда Микула Селянинович поднял сумку одной рукой и сказал, что в ней находится «вся тягость земная». Фольклор говорит, что было у Микулы Селяниновича две дочери: Василиса и Настасья. И стали они жёнами Ставра и Добрыни Никитича соответственно.
Сухман Одихмантьевич
Герой киевского былинного цикла. Согласно легенде, Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман.
Дюк Степанович
Один из самых оригинальных богатырей киевского былинного эпоса. По легенде, Дюк прибывает в Киев из «Индии богатой», так, по всей видимости, называли Галицко-Волынскую землю. По прибытии Дюк начинает хвастать роскошью своего города, собственным богатством, своими одеждами, которые ежедневно его конь приносит из Индии, и находит невкусными вино и калачи князя киевского. Владимир, чтобы проверить хвастовство Дюка, отправляет посольство матери Дюка. В итоге посольство признаёт, что если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит той бумаги.
Василий Буслаев
Тоже формально не богатырь, но очень сильный герой, представляющий собой идеал молодецкой и безграничной удали. С детства Василий был сорвиголовой, не знал никаких стеснений и делал всё только так, как вздумается. На одном из пиров Василий бьётся об заклад, что будет драться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению; только вмешательство матери Василия спасает новгородцев. В следующей былине, чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к святым местам не меняет характера героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.
Никита Кожемяка
Формально к богатырям не относится, но является героем-змееборцем. Согласно преданию, дочь киевского князя была унесена змеем и удерживалась им в заточении. Узнав от самого змея, что он на свете боится только одного человека — Никиту Кожемяку, она с голубем отправляет письмо к отцу с просьбой отыскать этого богатыря и побудить его сражаться со змеем. Когда посланники князя вошли в избу Кожемяки, занятого своим обычным делом, он от неожиданности перерывает 12 шкур. На первую просьбу князя биться со змеем Никита отвечает отказом. Тогда князь посылает к нему старцев, которые тоже не смогли уговорить Никиту. В третий раз князь отправляет к богатырю детей, и их плач трогает Никиту, он соглашается. Обмотавшись пенькой и обмазавшись смолой, чтобы стать неуязвимым, богатырь бьётся со змеем и освобождает княжескую дочь. Далее, как гласит легенда, змей, поверженный Никитой, молит его о пощаде и предлагает разделить с ним землю поровну. Никита куёт соху в 300 пудов, запрягает в неё змея и проводит борозду от Киева до Чёрного моря; затем, начав делить море, змей тонет.
Хотен Блудович
Богатырь в русских былинах, выступающий в одной былине в роли свата и жениха. История Хотена и его невесты — практически древнерусская история Ромео и Джульетты. Согласно легенде, Мать Хотена, вдова, на одном пиру сватала своего сына к красавице Чайне Часовой. Но мать девушки ответила ей оскорбительным отказом, который услышали все пирующие. Когда Хотен узнал об этом, он отправился к невесте и та согласилась выйти за него замуж. Но мать девушки была категорически против. Тогда Хотен потребовал поединка и побил девятерых братьев своей невесты. Мать Чайны просит у князя войско, чтобы справиться с богатырём, но Хотен побеждает и его. После этого Хотен женится на девушке, беря богатое приданое.
Михайло Потык
Один из второстепенных богатырей. Известен он лишь в северно-русских былинах как красавец и змееборец. Легенд о нём существует несколько. Согласно одной из них, Михайло на охоте встретил лебедя, который обратился в девушку — Авдотью Лебедь Белую. Они поженились и дали клятву, что если кто-то умрёт раньше, то оставшийся в живых будет похоронен вместе с умершим в одной могиле. Когда Авдотья умерла, Потыка вместе с её трупом спустили в могилу, на коне в полном вооружении. В могилу явился змей, которого богатырь убил, а его кровью воскресил жену. По другим былинам, жена опоила Потыка и обратила в камень, а сама сбежала с царём Кощеем. Товарищи богатыря — Илья, Алёша и другие, спасают Потыка и мстят за него, убив Кощея и четвертовав неверную Лебедь Белую.
Дунай Иванович
Один из популярнейших богатырских образов в русских былинах. В отличие от трёх главных героев эпоса (Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича), Дунай Иванович — персонаж трагический. Согласно легенде, во время свадьбы Дунай и Настасья Королевична, которая тоже была богатыркой, начинают хвастать, Дунай — храбростью, а Настасья — меткостью. Они устраивают поединок и Настасья трижды простреливает серебряное кольцо, лежащее на голове у Дуная. Не в силах признать превосходство жены, Дунай приказывает ей повторить опасное испытание в обратном варианте: кольцо теперь на голове у Настасьи, а стреляет Дунай. Стрела Дуная попадает в Настасью. Она умирает, а Дунай узнаёт, «распластавши ей чрево», что она была беременна чудесным младенцем: «по коленца ножки в серебре, по локоточки рученьки в золоте, на головушке по косицам звёзды частые». Дунай бросается на свою саблю и умирает рядом с женой, из его крови берёт своё начало Дунай-река.
Источник
← Жми «Нравится» и читай нас в ФейсбукеБольше интересного
vicer.ru