Как в старину называлась уличная стоянка извозчиков? История слова. Пешеходы это в древней руси


Как в старину называлась уличная стоянка извозчиков? История слова

Многие из нас имеют весьма отдаленные представления об истории нашей страны, особенно о бытовых ее сторонах. Ну, например, как когда-то называлась простая остановка, которую мы именуем «остановкой общественного транспорта», а проще говоря, автобусной, троллейбусной остановкой и прочее?

А между тем еще 100 лет назад такие остановки в городах были.

Например, зададимся таким вопросом: "Как в старину называлась уличная стоянка извозчиков?". Постараемся дать исчерпывающий ответ на данный вопрос.

Но все по порядку.

Кто такие извозчики?

Профессия извозчика в городах была столь распространенной, как сегодня профессия охранника или водителя.

Работа была тяжелая. Весь день извозчик проводил на улице. Хорошо еще летом, а зимой, осенью, весной?

Поэтому трудились в этой сфере выходцы из низших общественных классов царской России. Часто бывшие крестьяне, несостоявшиеся рабочие, то есть люди, привыкшие к тяжелому, изнуряющему труду.

Если у возницы была своя лошадь и повозка, то он считался в среде извозчиков человеком знатным. Другие же чаще всего нанимались к хозяевам лошадей и повозок и платили им большую часть своего ежедневного заработка.

как в старину называлась уличная стоянка извозчиков

Поэтому это совсем непраздный вопрос: «Как в старину называлась уличная стоянка извозчиков?». Возможно, в ответе будет хоть что-то, намекающее на то, что у этих извозчиков были хоть какие-то социальные гарантии: например, теплая изба-остановка, в которой можно было бы согреться. Но, к сожалению, такой избы не существовало.

В общем, извозчик в царской России – это почти современный мигрант-узбек за рулем маршрутного такси или, проще говоря, обыкновенной «маршрутки», которую можно встретить на улицах городов и поселков нашей Родины.

Как в старину называлась уличная стоянка извозчиков? Простой ответ на вопрос

Пытаясь дать ответ на данный вопрос, обратимся к словарям.

Например, словарь русских историзмов рассказывает нам, что данная стоянка извозчиков называлась простым словом «биржа».

«Какая такая биржа? – недоуменно спросит современный читатель. - Ведь биржа и остановка – это совсем разные вещи!».

«Конечно, - ответим мы ему, - сегодня они обозначают совсем разное, но когда-то у слова «биржа» существовало несколько значений».

как в старину называлась уличная стоянка извозчиков ответ

Узнать об этих значениях можно, обратившись к самому известному толковому словарю в нашей стране, а именно к словарю В.И. Даля.

Итак, Даль дает следующее двоякое толкование слова «биржа»:

  • Первое: биржа – это место сбора людей торговых, купечества для решения своих насущных деловых вопросов.
  • Второе: биржа – это место сбора извозчиков, их остановка, на которой они ждали своих седоков.

Происхождение слова "биржа" как обозначения места для извозчиков

К слову сказать, сегодня мало кто вам скажет, как в старину называлась уличная стоянка извозчиков. И это неудивительно, ведь слово «биржа» сегодня имеет совсем другое значение. Это даже уже не просто место сбора купечества, а весьма серьезное заведение, где проходит купля-продажа акций (биржа торговая) или встречаются между собой работодатели и будущие работники (биржа труда).

Следует отметить, что и на Руси слово «биржа» как обозначение места для извозчиков прижилось не сразу. Вероятнее всего, введено оно было после реформ Петра Великого, ведь само это слово немецкого происхождения.

Так в официальных документах царской России именовались те места на улицах города, где должны были останавливаться извозчики. Городские власти таким образом контролировали данных работников. В народе же прижилось еще одно наименование этого места - «колода».

Однако во всех циркулярах того времени на вопрос о том, как в старину называлась уличная стоянка извозчиков, ответ один: биржа.

как называлась в старину уличная стоянка извозчиков

Судьба этого выражения

К слову сказать, данное понятие так и не прижилось в народе. После революции 1917 года оно вообще исчезло из всех документов. Биржей стали называть исключительно предприятия экономического или социального значения.

Уже через 20 лет на вопрос о том, как называлась в старину уличная стоянка извозчиков, мало кто мог ответить. Да и извозчики постепенно стали не нужны. Их заменили машины, автобусы, троллейбусы, метро.

fb.ru

Пешеход на Руси / Несколько полезных правил! — Сегодня твой день

Очень хочется рассказать несколько правил для пешеходов на Руси! Чтобы вы делали все более эффективно и хорошо! Поверьте, помянутые правила действительно могут спасти сотни жизней и мы бы советовали следовать каждому из них!

1. Водителям на пешеходов абсолютно похуй. Более того, пешеходы даже себе представить не могут, насколько именно водителям похуй на пешеходов. У меня была одна подруга, так она принципиально не пропускала людей, если шла толпа — медленно подавала вперед — мотивация очень проста: «Я не для того покупала машину, чтобы пропускать всяких мудаков». Пешеходы думают, ага, водитель наверное должен остановиться, ведь есть же правила, делает шаг и потом в последний момент еле успевает отпрыгнуть — повторимся, водителям похуй на пешеходов! Просто запомните это!

2106

2. Надо понимать, что и пешеходам тоже похуй на водителей! И пешеходы это всячески демонстрируют — выбегают там, где нет пешеходных переходов, не смотрят по сторонам, разговаривают на дороге по телефону или читают на ходу айфон, то есть, неуважительно относятся к водителям. Тут надо понимать лишь один момент — водитель сидит, окруженный металлом. И водительский похуизм легко может привести к трагедии, тогда как похуизм пешеходов просто еще одно проявление суицида!

3. Так как на Руси уникальный целебный климат и уникальные особенности, связанные с восходом и заходом солнца, каждый пешеход должен носить катафоты, желтые светоотражащие облачения, красные светоотражающие облачения и мигалку на башке. Так вас, дорогие пешеходы, можно будет разглядеть зимой, когда с дороги летят говны, когда едешь по приборам сквозь снег, когда запотело окно и нихуя не понимаешь. Хуже всего, если вы одеты в черные облачения, это просто кошмар — очень, очень советуем пришить какие-нибудь светоотражающие полоски.

4. Еще один полезный совет, дорогие пешеходы, носите с собой свисток! И, когда соберетесь переходить дорогу, начинайте громко свистеть! Это всегда действует освежающе и отрезвляюще! Может быть, кто-то и остановится!

5. В головах и пешеходов, когда они стоят на переходе и ждут добряка-водителя, постоянно могут крутиться какие-то фразы из серии: «Ну, по правилам вы должны остановиться и пропустить пешеходов», «Почему же никто не останавливается, ведь есть правила», «Надо жалобу писать», «Надо штрафовать за то, что не пропускают пешеходов». Но знают ли пешеходы о том, что для них тоже есть свод правил? Вот, ознакомьтесь. Например, вот такое правило: «4.3. Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин». Теперь посмотрите в окно и вы наверняка увидите, как все происходит. Я помню, осенью чуть не сбил маму и дочку, они выбежали на проезжую часть с очумелыми глазами — гнались за маршруткой. Остановился в метре и обложил их хуями, на что престарелая мама обложила хуями меня, ну и еще были фразы из серии «Открой глаза», «Смотри на дорогу» и так далее. А что я могу сделать, если секунду назад их не было и никто там маму и доченьку с толстой сракой не ждал

6. Между тем, это очень неприятно, когда в тебя приезжает машина, даже на небольшой скорости. Если ты юн и быстр, то можно обойтись ссадинами и ушибами, если ты уже не особо юн — то это переломы. Чуть больше скорость и тебя вообще нихуя не спасет, ни возраст, ни вера, ни спорт. Ломается позвоночник, рвутся мышцы, улетает в сторону башка и адью. Вот отличная подборка видео для всех пешеходов — как вы понимаете, в большинстве случаев там водитель вообще ничего уже не мог сделать и выступал как снаряд, пущенный судьбой — пешеход захотел быстренько перебежать и перебежал прямо в рай (или в ад).

7. Понятно, что на Руси тяжелая жизнь, но ведь и водителю потом из-за вас присаживаться резону нет.

8. Пешеходы не хотят хотя бы маленько подумать. В советское время нас, маленьких детей, дома, в детском саду и в школе постоянно дрочили этой историей. Посмотри налево, посмотри направо, переход в специальных местах, машина — это опасность, сперва всех пропусти, потом переходи, не бегай, зимой будь особенно внимателен! А сейчас? Неделю назад еду по Мичуринскому, идут через дорогу два подростка, смотрят друг на друга. Они, наверное, влюблены — так ведь сейчас у многих школьников принято. Надо еще за руки ходить, хвататься потными ладошками. И они просто идут через дорогу. Не по переходу. Начинаю сигналить. Бегут, один падает, смеется, медленно встает, а я давно начал тормозить, но дороги у нас чистят плохо, машину несет вперед и еле-еле успеваю не зацепить. БЛЯДЬ! БЛЯДЬ! БЛЯДЬ! А эти пидарасы просто посмеялись и убежали.

9. Да что же вы сука за люди такие.

10. Мне говорят, люди устали, целый день на работе, вот и начинают вытворять странные вещи. Например, бегать через площадь Киевского вокзала, где есть подземный переход, но им никто не пользуется — очень тяжело спускаться по ступенькам и подниматься вновь. Двадцать ступенек. И там даже полицейские иногда останавливают пешеходов! Но, всем похуй. Машина объедет, не трамвай.

Ну да, хули.

Z

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

itsmyday.ru

Правила дорожного движения Древней Руси — Славянская культура

Правила дорожного движения Древней Руси

• Кто ползумши вяло во левой колее, во мобилу глаголяши, на всяко ближнего глубоко положимши, тот есмь изверзждень блудливый и надобно е санями бульдозерными потолкати, да в канаву голимую бросати. Пущай в той канаве и глаголит, бес окаянный.

• Якоже кто на парковище супротив сваго места стоямши или два места занимамши яко дщерь беловолосая неразумная, по тому надобно катком проехати, да во лепешку раскатати, дабы мало места занимати буде.

• Аще кто ины полозья подрезамши, тому всяко зверско глумление учинити, на кол сажати, на кострище сжигати, полозья вставляти, четвертовати, рыло некошерно разукраси. Аще и се не споможе, то слово оному срамное изречи, животиной рогатой обозвати и перст серединный показати.

• Аще кто зело близко позади подъезжаючи, мигалом мигамши, да в гудело гудемши, бо невтерпеж ины же крутымя возомнимши, тот суть блудень диавольски и того с седалища стаскивати, ногами побивати, да мигало з гуделом во срам затолкати. Пущай оно там и гудити.

• Кто зимою сугробы з полозьев не расчищамши, якодже оне грохнути на полозья позадние глыбою оледенелой, того самого во сугробе обваляти, во проруби окунути, к полозьям стропами привязати, да катати лихо по деревням и селам, пока стыд оного не застудити.

• Кто во полозьях едя, из колеи во колею мотаючи, да тормозимши, заторище зело множественное сотворяючи, тому каменьем трипудовым во оконце запустити, да на челе слово лихое гвоздищем остроконцым нацарапати, старому на посрамление да малому во лепость.

• Аще дщерь умом скудная в полозьях еде, уста малюючи, очи штукатуриши, беленья мазамши, то надобно дщерь оную за космы черны оттаскати, за груди белы доброродны похватати, да в беленьях вымазати. Боле не надо, бо придет муж ейный и покалечит.

• А аще каков антихристь поворотит направо или налево, огнище поворотное не зажемши, того злодея огнищем сим и пожечи, зеньки окоянные повыкалывати, руки-ноги диаволу пообрывати, сани поломати, да чудище поганое гаишное на него насылати. Пущай пешим ходит, супостат, да законы дорожного толковища учити.

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Из истории «главной дороги» России (Москва–Петербург)

«Главная» дорога России начала осваиваться нашими предками с глубокой древности, когда о Москве и тем более Петербурге еще не было и помину. Первопроходцами на ней были племена ильменских (новгородских) словен, которые в IX–XI вв. активно заселяли как невские земли, так и Волго-Клязьменское междуречье, расчищая лесные дебри, строя городки и погосты. Первый здешний путешественник, упоминаемый в летописи персонально,— это безымянный «отрок» новгородского боярина Гюряты Роговича. В 90-х гг. XI в. он по приказу своего господина совершил поездку из Новгорода в Приладожье, а оттуда еще дальше, в бассейн реки Печоры. С XII в. устанавливаются прочные торговые и политические связи между Новгородом и Владимиро-Суздальским княжеством.

В период удельной раздробленности Москва обрела на этом пути своего первого соперника за звание стольного града всея Руси — город Тверь. Победи в этой борьбе Тверское княжество, тяготевшее к Литве, мы жили бы теперь совсем в другой России, с иной историей и, вероятно, с иными национальными традициями. Но случилось то, что случилось: Тверь уступила первенство Москве, которой и выпала историческая роль стать собирательницей русских земель.

Тверской тракт вывел Московское царство к берегам Балтики и превратил его в Российскую империю с новой столицей — Петербургом. Несмотря на то, что Москва вступила с градом Петра в многовековую полемику, общение между двумя столицами никогда не прерывалось. Наоборот, именно в XVIII–XIX вв. дорога между Петербургом и Москвой становится важнейшей магистралью страны.

Москва, улица Тверская 1902 г.

Начало ее строительства относится к 1706 г., когда по поручению Петра I был спроектирован прямолинейный «першпективный» путь от Петербурга до Москвы. Расходы на устройство новой дороги должны были влететь в копеечку, поэтому государь повелел вести строительство «натуральной повинностью жителей», населявших пятиверстную полосу по обеим сторонам пути. Мосты через реки и ручьи велено было строить «на государевы деньги», разложенные на купечество и крестьянские дворы со всего государства. Необходимый же для стройки лес — рубить в придорожных «дачах» безвозмездно, чей бы он ни был. Строительство новой дороги было окончено уже после смерти Петра, в 1746 г.

Описаний путешествий из Москвы в Петербург от XVIII в. осталось немало. Один из иностранцев, например, вынес из такой поездки следующие впечатления: «До чего трудны и узки здешние дороги. Все они покрыты водой. Непролазная грязь... Дорогу часто заслоняют упавшие деревья, которые столь велики, что никто не в силах их разрубить или отнять прочь... Когда подъезжала повозка, то колеса приходилось поднимать на эти деревья... Повозка падала с такой силой, что у нас в животе разрывались внутренности».

В 1786 г. Комиссия о дорогах в государстве подготовила доклад «Об устроении дорог между столицами» — грандиозный план реконструкции тракта. Однако дефицит бюджета, возникший в результате русско-турецкой войны, не позволил полностью реализовать этот проект. Всего было построено около 8 мостов, 130 верст дороги замощено камнем.

После победоносного окончания войны с Наполеоном правительство вернулось к планам дорожного строительства между двумя столицами. В 1817 г. началось строительство нового Московского шоссе по системе Мак-Адама. Дорожное полотно покрывали щебеночной корой, щебень из булыжника и других камней готовили ручной разбивкой. Однако, несмотря на все усилия властей, качество дороги оставляло желать лучшего. По воспоминаниям Д.А. Милютина, «переезд из Москвы в Петербург составлял в те времена значительное путешествие. Хотя на большей части пути уже было сооружено великолепное шоссе, однако ж, в средней части на протяжении нескольких станций, между Торжком и Крестцами, приходилось ездить по старой дороге, и во многих болотистых местах, на многие десятки верст, по бревенчатой грабле. Проезд по такой дороге был настоящей пыткой. Мы с отцом ехали в возке безостановочно почти четверо суток».

Причину такого состояния Московского шоссе отчасти приоткрывает А. С. Пушкин: «Вообще дороги в России (благодаря пространству) хороши и были бы еще лучше, если бы губернаторы менее об них заботились. Например: дерн есть уже природная мостовая; зачем его сдирать и заменять наносной землею, которая при первом дождике обращается в слякоть? Поправка дорог, одна из самых тягостных повинностей, не приносит почти никакой пользы и есть большею частью предлог к утеснению и взяткам. Возьмите первого мужика, хотя крошечку смышленого, и заставьте его провести новую дорогу: он начнет, вероятно, с того, что пророет два параллельные рва для стечения дождевой воды. Лет 40 тому назад один воевода, вместо рвов, поделал парапеты, так что дороги сделались ящиками для грязи. Летом дороги прекрасны; но весной и осенью путешественники принуждены ездить по пашням и полям, потому что экипажи вязнут и тонут на большой дороге, между тем как пешеходы, гуляя по парапетам, благословляют память мудрого воеводы. Таких воевод на Руси весьма довольно».

После того, как в 1851 г. началось движение по Николаевской железной дороге, «першпективное» шоссе Москва–Петербург на время утратило свое былое значение.

Однако с появлением автотранспорта движение на нем вновь оживилось, и с каждым годом делалось все интенсивнее.

Популяризации автотранспорта в нашей стране способствовали многочисленные испытательные пробеги и гонки, имевшие не только спортивное, но и научное значение. Они давали возможность определять пути совершенствования конструкции и эксплуатационных качеств автомобиля.

Первой крупной автомобильной гонкой России, имевшей международное значение, был автопробег Москва–Петербург 1907 г.

Публика на финише автопробега Москва-Петербург

В нем приняли участие 25 автомобилей, из которых к финишу пришли лишь 14. Гонку выиграл некий г-н Доре на автомобиле «Дитрих». Маршруты 10 из 14 автопробегов, проведенных в России до начала Первой Мировой войны, проходили по Московскому шоссе.

В 1911 г. состоялся первый в России автопробег военных грузовиков между Петербургом и Москвой.

Журнал «Нива» сообщал: «В 11 часов утра военные грузовики выстроились у Летнего сада и по сигналу пустились в путь. Все грузовики проследовали в колоннах на дистанции 80 шагов... Весь пробег до Москвы прошел благополучно, несмотря на неважное шоссе и плохие мосты».

Возрождение автоспорта в советской России произошло в 1922 г. Начиная с 1923 г. по шоссе Москва-Ленинград организуются многочисленные автопробеги с целью провести испытания новых автомобилей и выявить качество трассы.

Сегодня эта дорога по праву носит название главной трассы страны, которая связывает две столицы, два крупнейших мегаполиса, два государственных и культурных центра России. Одновременно это — и главный позор России. Кто ездил, тот знает.

sergeytsvetkov.livejournal.com

Традиционный русский транспорт | Я русский

Такие хорошо известные и сегодня водные средства передвижения, как плот, паром, лодка, использовались еще предками русских — славянами. Об этом свидетельствуют летописи, повествующие о походах отважных новгородцев в XI—XII вв. на судах-кочах к «Студеному морю» — Северному Ледовитому океану, о плаваниях архангельских поморов в XVI—XVII вв. на Таймыр и Шпицберген, это подтверждают и находки археологов — старинные дубовые челны, обнаруженные при раскопках на берегах рек.

Во все времена водная система больших восточно-европейских и сибирских рек — Волги, Дона, Оки, Енисея, Лены, Иртыша имела важное значение для жизни людей, расселившихся на огромных пространствах России. Водные магистрали соединяли страну в единое целое, давали жизнь множеству городов, сел, деревень. В некоторых местах Европейской России и Сибири водный путь с ранней весны до поздней осени был единственным способом сообщения между селениями. В XIX в. водные средства передвижения, прежде всего лодки, характеризуются наибольшим разнообразием видов, различаясь по назначению, грузоподъемности, форме, способам изготовления и управления.

Лодки строили из тесовых или пиленых досок или выдалбливали из ствола дерева, они могли быть плоскодонными или с закругленным дном, узкими и длинными (до 20-30 м) или, наоборот, короткими и широкими. Движение осуществляли при помощи весел, парусов, шестов, которыми отталкивались от дна водоемов. Крупные суда (баржи, барки) передвигались с помощью лошадей или бурлаков, шедших по берегу реки и тянувших судно за прикрепленные к нему канаты, ас 1817 г. — с помощью пара.

Каждый тип лодок имел свое название: комяга, струг, шитик, каюк, гусянка, барка, облас, плавник, бот, расшива, лайба, байдак, баркас и т. д. По способу изготовления лодки называли долбленками, дощаниками, по месту изготовления — унженками, илимками, белозерками, тихвинками, мокшанками, коломенками, по материалу, из которого были сделаны, — Осиповнами, дубами, по назначению — неводниками, рыбницами, мореходками, завознями и др. Само строительство водного транспорта становится индустрией: в тех регионах России, где было много леса, рек и озер, суда изготавливали на продажу мастера-лодейники на специальных плотбищах.

Традиционные наземные средства передвижения русских — это полозовый, колесный транспорт и волокуши. Полозовые средства передвижения — прежде всего сани — основной вид транспорта в России зимой. В зависимости от целевого назначения сани отличались размером, внешним видом и отделкой. Для транспортировки тяжелых, громоздких грузов использовали дровни, для перевозки небольшой клади и людей — розвальни, для праздничного катания и поездок на дальние расстояния — более удобные повозки: беговушки, кошевы, скочки и др.

К полозовому транспорту относятся и лыжи, которые имели большое значение в жизни и хозяйственной деятельности русских людей. Лыжи использовали на охоте. Они часто были единственным средством передвижения зимой в таежных местах Сибири и на Русском Севере. В весенне-летнее и осеннее время использовали колесный транспорт. Крестьянская телега, сравнительно широкая, с четырьмя деревянными колесами без металлической оковки, была хорошо известна по всей России. На ней удобно было перевозить снопы, сено, мешки с мукой и зерном, навоз на пашню, дрова, на ней ездили в лес, на поле, в соседнее село на ярмарку, в гости.

В разных местностях телеги назывались по-разному: сноповозка, хлебовозка, навозница, одёр, ратка, дроги, долгуша, рыдван и др. Похожие по конструкции, они имели небольшие отличия в строении кузова, который мог быть сплошным дощатым, сплетенным из лозы, разреженным, глубоким или мелким. Наряду с телегами в городах и деревнях для выезда в праздничный день на катание или в гости использовали четырехколесные повозки — тарантас, ходок, кошевку, тележку, дрожки, пролетку, линейку, бричку. Они имели деревянный, металлический или плетеный кузов и были рассчитаны на двух-четырех человек. Наружные стороны кузова украшали резьбой или росписью, а сиденья зачастую обивали кожей.

В русском быту получили распространение и двухколесные повозки: медведка, коротайка, одноколка, однотужка, двуколка, качка, трясогуска, таратайка, рессорка, бедарка, кабриолет, которые применялись главным образом для поездок и в меньшей степени для перевозки грузов. Такие наземные средства передвижения, как сани и телеги, известны в России с давних пор. Сани различных конструкций использовали еще в Древней Руси — как в зимнее, так и в летнее время. Столь же рано появились в русском обиходе и телеги, хотя широкое распространение они получили лишь в XVIII в., когда стали активно строить дороги, соединяющие не только крупные города, но и села.

Выездные повозки, колесные и полозовые, делали специальные мастера — санники и тележники — на заказ или на продажу на ярмарках. Они стоили довольно дорого и приобретались в основном зажиточными людьми. Более простой транспорт, такой как дровни, телеги, изготавливали сами крестьяне у себя в хозяйствах, а колеса, которые было довольно сложно сделать в домашних условиях, покупали у колесников. Наиболее простым и доступным средством транспортировки тяжелых и громоздких грузов были волокуши2. Их применяли чаще всего для вывоза бревен из леса, «сваживания» сена и соломы. В разных местностях они назывались по-разному: волошенька, смык, таска, кобыла, волокуша, метелка, волок, полоз, различаясь отдельными деталями конструкции.

Как правило, это было бревно с развилкой на конце или две длинные толстые жерди, соединенные досками, припрягавшиеся к лошади постромками или тонкими концами жердей. Однако в ряде районов России хорошо были известны полозовые волокуши и даже волокуши колесные. Широкое распространение в русских деревнях этого вида транспорта объясняется не столько отсталостью крестьянского хозяйства, сколько природными условиями, отсутствием хороших дорог, а главное — простотой устройства волокуш и их дешевизной.

Основным упряжным животным у русских была лошадь, которую впрягали в повозку, используя оглобли, хомут и дугу, а самой распространенной запряжкой как в зимнюю, так и в летнюю пору была запряжка одноконная. В праздничный день в повозку могли запрягать и двух лошадей, при этом одна из них коренник — шла под дугой, а другая, называвшаяся пристяжной, — рядом на постромках. Запряжка трех лошадей — тройка, состоявшая из коренника и двух пристяжных, применялась в основном в ямской гоньбе и во время праздничных гуляний. В ряде статей раздела рассказывается об основных типах запряжки, а также о традиционных элементах упряжи, без описания которых разговор о транспортных средствах русского народа был бы неполным.

Материал создан: 22.10.2015

комментарии к статье

iamruss.ru

Экзаменационные билеты по истории России с древнейших времён до 1510 года

Из Рязанской земли татары двинулись на Владимиро-Суздальское княжество, разбили русских при Коломне, сожгли Коломну, Москву. Юрий Всеволодович начал собирать войска для решающей битвы, монголы захватили Ростов, Суздаль, Тверь, Дмитров и другие города. Затем монголы пошли на Север, там 4 марта 1238 года состоялась битва на р. Сити, в которой русские снова проиграли, князь Юрий погиб. Затем татары пошли на Новгород, взяли Торжок, но не дойдя до Новгорода 100 км. повернули на Юго-восток, опасаясь весенних порогов. На 7 недель Батый задержался в Козельске, потеряв там много воинов («злой город»). После взятия Козельска, Батый отправился в половецкие степи и разбил армию Котяна.

В 1238 году татары появились на северо-востоке, сожгли ряд городов, повоевали на мордовской земле, а затем напали на Южную Русь, разорили города Чернигов, Переяславль-Южный. Осенью 1240 г. татары подошли к Киеву. Татары огромной армией окружили город, командовали осадой Джебе, Куюк, Бурундук. Во главе обороны города был воевода Дмитр. Киевляне долго не сдавались, затем укрылись в Десятинной церкви – разрушили. Массовое истребление жителей города, Батый сохранил жизнь воеводе Дмитру за храбрость. Затем, так или иначе, были захвачены и разграблены города Галицко-Волынской земли (Владимир, Гилич и другие города). Весной 1241 года Батый пришёл к Карпатам, разорил Польшу, Чехию, Венгрию, вторгся в Хорватию, но в 1242 году татары повернули на восток. Войско татарское ослабело в процессе войны с Русью, опасно оставлять русских в тылу, так как последние обороняли свои территории, не было условий для развития кочевого хозяйства. Таким образом, татары оставили Запад, но Русь они не выпустили их сферы своего влияния. Русские князья обязаны были ездить в Орду за ярлыком на княжению, полностью подчинялись татарскому хану, платить дань Орде. В 1257 году начинаются антимонгольские восстания в Новгороде, Ростове, Устюге, Ярославле, Суздале, Владимире.

Конечно впоследствии русские освободились от татар, но это стоило им огромной ценой. Мы можем оценивать последствия завоевания не иначе как катастрофу: теперь у нас есть история до татар и после татар. Экономическое, политическое, культурное развития приостановлены – в этом кроется отставания от Запада.

В то время, пока татары воевали на юге Руси, на северо-восток начали наступать немецкие, датские и шведские рыцари. Исконно юго-восточное побережье Балтийского моря заселяли литовцы, эсты. Князь Ярослав Мудрый ходил походом в Прибалтику, основал там город Юрьев (Тарту). В XII веке низовья Двины немецкие купцы посещали Прибалтику и торговали с ливами, необходимо было создать здесь колонии, чтобы оказывать влияние на Польшу, Швецию, Данию и Русь. Римский папа организовал крестовый поход на ливов. Зимой 1198 года крестоносцы пришли на земли ливов, принудили ливов к покорности и взяли обещания с них креститься. Вскоре в качестве епископа выступил Альберт. Он задумать создать здесь католическое княжество и вместе с немецкими рыцарями пошёл на ливов в 1200 году. В 1201 году основали Ригу, заручился поддержкой туземной знати и в 1202 году образовали Орден меченосцев.

Восточные племена обращались за помощью к русским, в середине XIII века немецкая угроза усилилась, они захватили город Юрьев. В 1234 году русские и прибалтийские племена разбили немцев, в 1237 году русские победили под Дорогогиной. Немецкие и шведские феодалы грамотно воспользовались тяжким положением Руси и напали на Новгород и Псков. В 1237 году произошло объединение Ордена Меченосцев с Тевтонским – образовался Ливонский орден.

Что касается шведов, то папа часто призывал их идти на русских. Летом 1240 года начался масштабный поход на русские земли. Вряд ли можно сомневаться, что немцы и шведы учитывали факт нападения монголо-татар. Шведский король Эрик картавый выделил значительное войско во главе со своим зятем Биргером. Шведский полководец Биргер хотел захватить всю Новгородскую землю. Высадился на берегу Невы, но силы шведов разведал пелгусий (вождь ижорских племён). Александр собрал мелкое войско и вместе с отрядом ладожан направился к противнику. Замысел: напасть с двух сторон, отрезать корабли, зажать в угол между Ижорой и Невой. 15 июля 1240 г. – произошла Невская битва. Герой – Гаврила Алексич, Александр поставил Биргеру «клеймо на лице». Русские взяли 2 корабля убитых знатных шведов и пустили их по морю, остальных закопали в братской могиле.

Одновременно со шведами на Русь напали немцы, захватили города Копорье, Изборск, Псков. В 1241 г. – Александр Невский (1248-1263 гг.) взял Копорье. В 1242 году – выбил немцев из Пскова, затем направился к Чудскому озеру. Битва состоялась 5 апреля 1242 года (Ледовое побоище). Немцы двигались обычным строем - свиньей (клином). Русские одержали полную победу и остановили натиск рыцарей на восток. Александр изменил тактику боя, в центр поставил слабую армию, а по бокам поставил сильную армию, т.е. зажал немцев «в клещи».

Значение: захлебнулись попытки нападения европейцев на восток. Борьба со шведами и немцами, безусловно, имела меньшее значение, чем с татарами, но поднимали боевой дух русских, возрос авторитет Александра Невского.

Билет 47. Формирование феодальных общественных отношений на Руси XIII – XIV вв.

Татаро-монгольское нашествие нанесло Руси колоссальный урон. Ремесленников уводили в плен, население вырезали, накладывали тяжкую дань. По данным летописи набеги на Русь совершались раз в 6 лет (видимо, учитывались только крупные набеги). После каждого набега надо было восстанавливать все заново.

На Руси в то время было хорошо освоено земледелие (4 вида), огородничество, скотоводство, многие промыслы (охота, бортничество, солеварение, лесные промыслы, различные ремёсла и т.д.). Землевладение было главным образом общинное, но также было и вотчинное. Главной формой богатства было движимое имущество (поборы, дань с покорённых племён). Нашествие татар все изменило, земля стала главным источником дохода, развивается монастырское (Троице-Сергиев монастырь, Кирило-Белозерский монастырь, Ферапонтов монастырь и другие) и частное землевладение. В иных условиях таких затрат на восстановление не было бы, затраты ушли бы на что-нибудь полезное. Наряду с вотчинным землевладением (наследственным) начинает развиваться помещичье землевладение (давалось за службу).

Формирование крупного землевладения привело к формированию зависимого населения, следовательно, Русь переходит в классовое, феодальное общество. Если говорить про городскую жизнь, то надо сказать, что татары нанесли огромный урон русским городам. Но постепенно городская жизнь восстанавливалась. Крупнейшим центром стала Москва. Фроянов считает, что в городах также формировался феодализм. Феодализм – направление марксистских формаций, рассмотренный Б.А. Грековым, при котором общество делится на классы: феодалы и крестьяне. С IX-X веков начинается феодальный период. И.Я. Фроянов выдвинул новую концепцию, передвинув хронологические рамки. Первобытно-общинный строй делится на три этапа: человеческое стадо, родоплеменные отношения(род-племя-союз племён-суперсоюзы), территориальные общины.

И.Я. Фроянов полагает, что родоплеменные отношения были на Руси с момента прихода восточных славян до 1015 года, а с 1015 года до 1237 года – период территориальной общины. Спорный вопрос: была ли территориальная община этапом первобытно-общинного строя или это начало эпохи феодализма. И.Я. Фроянов считал, что земля принадлежит общине, используя терминологию «земля», «народное ополчение (войско)», работает в русле дофеодальных отношений. Б.А.Рыбаков и Б.Д.Греков считали, что земля принадлежит князю, используя терминологию «княжество», «дружина», работают в русле феодальных отношений. И.Б.Михайлова: феодализм – это абстракции. В Западной Европе была феодальная лестница, военный иммунитет, а на Руси этого не было.

Во внешней торговле большую роль играли Новгород и Псков. Если на Западе в городах возникали элементы капитализма, то у нас они скорее феодализировались. Существенное место в городах играли феодалы. Государство не имело права вмешиваться в их жизнь, что тормозило развитие слобод. В Древней Руси города были свободны, в Московской Руси они потеряли свободу. В XIV веке намечается разрыв города и деревни, следовательно формирование класса крестьян (до монгол крестьянства по сути не было).

Все эти факторы привели к формированию феодальных отношений на Руси. С точки зрения некоторых историков, феодализма в это время еще не было, однако трудно отрицать, что были сделаны предпосылки для его формирования.

Билет 48. Эволюция княжеской власти в XIII – XV вв.

После татаро-монгольского завоевания в социально-политическом строе Руси произошли серьезные перемены, в частности изменилось отношение к князю. До монгол князь заключал с горожанами «ряд». Система ярлыков поставила князя в независимое положение. В XIV-XV веках наблюдается изменение отношение к князю. Если раньше князь выступал как общинный чиновник, то теперь князь стал более клониться в сторону монархии, т.е. княжеская власть усиляется, а власть веча ослабевает. Князья постепенно вытесняли/ликвидировали власть тысяцких.

В Москве известны тысяцкие: А.П.Хвост, Василий Васильевич, Иван Васильевич и другие. Действовало и вече, так как тысяцкий выбирался народом. В конце XIV века сложилась такая ситуация, когда власть в большинстве своём принадлежала боярам, т.е. возможно появление боярской аристократии. Народ встал на сторону князя, отдав ему власть, т.е. многие исследователи, называют монархию на Руси «народной». Московский великий князь становился всё больше независимым от хана. Власть московским князьям дарована от Бога. Входят в употребление новые термины: государь, царь, самодержец. Князь правит сам, вне зависимости от каких-либо других организаций.

И все же нет оснований представлять князя того периода так, как это зачастую делается в современной исторической литературе. Великий князь не столько возвышался рад удельными, сколько был «первым среди равных». Во всех государственных делах князь координировал действия с Боярской думой – совещательным органом, ставшим теперь постоянным. На местах сидели волостители и наместники.

Вторая половина XV века – это период, когда завершается процесс образования единого государства, а во времена Ивана IV завершается процесс образования централизованного государства.

Билет 49. Зависимое население на Руси в XIII – XIV вв.

Во время нашествия татар, крестьяне массово уходили на Северо-запад, спасаясь от завоевателей. Там им приходилось осваиваться на новом месте практически без средств к существованию. Приходилось обращаться к богатым – это сыграло роль в формировании зависимости. Общины объединились в волости, так называемые «чёрные волости». Общинное землевладение в это время было широко распространено. Соответствовали им два вида крестьян: черносошные и частновладельческие.

Основные формы зависимости:

  1. Закладники – люди, которые закладывались за более богатых людей, нередко отдавали господину свою землю, устанавливались покровительские отношения.

  2. Половники – зависимые крестьяне, которые отдавали половину, или 1/3 своего урожая своему господину, обладали частичной свободой.

  3. Серебряники – люди, которые брали в долг и отрабатывали его.

  4. Изорники – люди, работали на господина за ссуду, имели право уйти, отдав ссуду (в Псковской земле).

  5. Старожильцы – многие считают, что они первые оказались в креп зависимости, ограничены в праве перехода (свидетели, жившие в местности много лет).

Движение крестьян было весьма сильным – они часто переходили с места на место, от хозяина к хозяину.

Повинности зависимых крестьян:

  1. Монастырские крестьяне занимаются устройством монастыря: строят дома, ловат бобров, рыбу, пашут поля, убивают двор, а на Петров день дают игумену, что имеют.

  2. Пешеходцы – варили пиво, убирали рожь и другое.

  3. Холопы (рабы) двух видов: холопы полные, холопы старинные, а в XV веке появляется кабальное холопство.

Зависимые крестьяне обладали правом переходом от одного землевладельца к другому, т.е. обладали правами свободы. Оформление крестьянского перехода появляется в Судебнике 1497 года: неделя до и после Юрьева дня. В 1391 году появляется уставная грамота – крестьяне должны: убирать церковь, косить, огораживать монастырь, ставить хоромы, пахать и т.д. – огромный спектр повинностей - отработочная рента.

Билет 50. «Черные люди» на Руси XIV – XV вв.

Несмотря на свой рост, крупное частное землевладение на Руси в XIV – XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси (а также естественно в Северной) преобладало свободное общинное крестьянское землевладение. Община в XIV – XV вв. называлась волостью, или «черной волостью». Отсюда название – черносошные крестьяне.

Вопрос о социальной природе собственности в черной волости – вопрос сложный и спорный. Ряд исследователей полагают, что черные земли находились в полной собственности крестьянских общин. Другая точка зрения исходит из существования на Руси в XV веке государственного феодализма. Следовательно, крестьяне считаются феодально-зависимыми. Наконец, третьи говорят о черных людях как о собственниках земель наряду с государством. Спор о статусе «черной волости» не завершен, но ясно одно: Положение черносошных крестьян было легче, чем частновладельческих.

Билет 51. Сельское хозяйство на Руси XIV – XV вв.

Татаро-монгольское нашествие нанесло Руси колоссальный урон. Ремесленников уводили в плен, население вырезали, накладывали тяжкую дань. По данным летописи набеги на Русь совершались раз в 6 лет (видимо, учитывались только крупные набеги). После каждого набега надо было восстанавливать все заново. Но постепенно жизнь в городах восстанавливаются и к XV веку полностью отстроены.

Были известны все виды хлебных и бобовых растений. 4 системы обработки земли – трехполье, подсека (огневое), переложное, пашня наездом. Помимо полевого земледелия развивалось огородничество. Скотоводство – кони, коровы, овцы, бараны, свиньи, козы – реже. Мясо, солонина ветчина, окорока, масло, сыр, сметана, молоко. Были известны все основные типичные для области виды животных.

Промыслы. Рыболовство – сети, бредни, удочка. Ез – частокол, который вбивался в реку и оставлялось окно с сеткой. Охота – особенно на северной стороне Руси. На пернатых охотились луками и охотничьими птицами. В любом случае играла подсобную роль. Бортничество – древолазец – добытчик меда. Мед заменял сахар, добывали воск и т.д. солеварение – в основном добывали на побережье Белого моря (Старая Русса, Торжок, Переяславль-Залесский). Лесные промыслы – из дерева строили постройки, транспорт, орудия труда, отопление, ягоды, орехи, грибы. Лес служил укрытием, но вместе с тем разъединял.

Таким образом, в с/х разорение татар было преодолено.

Билет 52. Ремесленное производство на Руси XIV – XV вв.

Ремеслу был нанесён урон от татар, но оно возрождалось:

Железное дело – в домницах (как в городе, так и в деревне), уклад – углеродистая сталь. Популярны были кузнечное дело (шиты, мечи, кольчуги, шлемы, стрелы, дротики, копья, орудия труда и т.д.), ювелирное дело (сохраняло много старых способов, появлялись новшества – маленькие фигуры, накладные (впервые встречается на окладе боярина Фёдора Кошки)), литейное дело (отлитие куполов, пушек, колоколов и другого), деревообработка (посуда, рамы и другого), ткацкое дело (изделия из кожи, меха и другое). Также были распространены стеклоделие, гончарное дело.

Главными центрами ремесла были города, но многие жили и в вотчинах. Можно говорить и о специализации – в некоторых городах были слободы, населенные ремесленниками одной специальности. Не стоит переоценивать роль внутренней торговли. Широкая внутренняя торговля еще только налаживалась. В большей степени развивалась внешняя торговля. Водными и сухопутными путями велась торговля с Востоком (ткани, меха, оружие, ремесленные изделия – экспорт, хлопчатобумажные ткани, пряности, драгоценные камни – импорт). Русь имела постоянные торговые связи с Западом. Существенное значение для западной торговли имела постройка в 1492 г. Иваном III против Нарвы крепости Ивангород. В целом, внешняя торговля Руси испытывала большие трудности из-за множества факторов. Для дальнейшего экономического развития необходим был выход к Балтийскому морю и контроль за Волжским путем.

Таким образом, в ремесленном производстве разорение татар было преодолено.

Билет 53. Города Руси XIV – XV вв. их отличие от городов Древней Руси.

Татары нанесли огромный урон русским городам. По подсчетам археологов из 74 русских городов 49 были разорены татарами. 14 из них перестали существовать навсегда, а 15 превратились в сельские поселения. Однако постепенно городская жизнь восстанавливалась. В центральном районе в городах жили в основном ремесленники разных специальностей, купцы и другие. Вотчинные ремесленники – зависимые, работали при монастырях, дворах. Крупнейшим центром стала Москва (40 тыс.). Она была изобильна мясом, хлебом, разными товарами для хозяйства, промысловыми товарами и другим. Во внешней торговле большую роль играли Новгород и Псков. Если на Западе в городах возникали элементы капитализма, то у нас они скорее феодализировались.

В XIV – XV вв. в Северо-Восточной Руси было (по подсчетам Сахарова) 73 города, то в начале XVI века – уже 140. Города стали не только административными центрами, но и сосредотачивали торговую и ремесленную жизни. Города носили аграрный характер, были тесно связаны с сельской округой.

По мнению Фроянова, в городах также начал формироваться феодолизм. Феодалы занимали в городах существенное место. Государство не имело права вмешиваться в их жизнь, что тормозило развитие слобод. В Древней Руси города были свободны, в Московской Руси они потеряли свободу. В XIV – XV вв. наметился разрыв города и деревни, произошло формирование класса крестьян (до монгол крестьянства по сути не было)

Таким образом, города смогли восстановится после татарского завоевания, а также начали феодализироваться.

Билет 54. Войны Руси с татарами в XIV в.

Во второй половине XIV века усложнилась обстановка в Восточной Европе. На Западе выступала Литва (главным соперником считала Москву, поддерживала Тверь; но сил сломить Москву Литве не хватало, они вошли в сношение с Ордой). Тверь претендовала на передовую роль и пыталась союзничать с Литвой и Ордой. Москва – вела борьбу с Тверью, Литвой и Ордой. В середине 70-х противоречия Москвы и Твери осложнились (из-за передачи ярлыка Твери). Московский князь напал на Тверь, она была вынуждена уступить (было условие воевать на 1 стороне).

Зимой 1377 года Дмитрий Волынский-Боброк ходил в поход на Волжскую Булгарию и победил. Тем временем татары в 1377 году напали во главе с Арапшей на Нижегородское и Новосильское княжества. На помощь нижегородцам пришли москвичи, но потерпели поражение. Московский князь Дмитрий Донской (1359-1389 гг.) пытался бороться, и в 1377 году направил навстречу татарам огромное количество полков. Русские вели себя опрометчиво (ездили в сарафанах, убрав оружие и т.д.). В том же 1377 году состоялась битва на р. Пьяна, ознаменовавшаяся полным разгромом русских.

Но в борьбе против татар были и победы. В 1378 году русские победили в битве на р. Воже – первая победа над татарами. Мамай решил вступить в союз с Литвой и рязанским князем Олегом. Дмитрий тогда пошел на Литву и разгромил ее. После поражения на р. Воже, Мамай начал готовить огромную армию к походу, нанял генуэзскую пехоту. Мамай понимал, что необходимо, чтобы вместе с ним выступили Литва и Рязань (они договорились, что разделят Москву). Дмитрий также собрал огромную армию (100-150 тыс. человек), посетил Троице-Сергиеву лавру, получил благословение Сергия Радонежского. В начале августа 1380 года русское войско выступило из Коломны, перешло Оку и подошло к Дону. Задачей Дмитрия было не допустить соединения союзников, а также решить, переходить Дон или нет. 8 сентября 1380 года русская армия переправилась через Дон. Битва началась поединком Александра Пересвета с татарским богатырём Челубеем (оба погибли), сражение продолжалось около 4 часов. Дмитрий Иванович в одежде простого воина сражался в первых рядах, свои доспехи и символ власти доверил Михаилу Андреевичу Бренку, который погиб в бою. Исход битвы решил засадный полк (Дмитрий Боброк и Владимир Андреевич Серпуховский), после чего ордынцы побежали. Значение Куликовской битвы огромно: народ, привыкший дрожать при виде татарина, сумел подняться и дать ему отпор. Победа означала начало конца ига, выдвинула Москву окончательно на роль государственной столицы и объединителя русских земель, возрождение национального самосознания.

Однако татары не хотели выпускать Русь. В 1382 году Тохтамыш неожиданно вторгся в русские земли. К Москве он подошел со стороны Рязани. Князь уехал из Москвы за подкреплением, но все подумали, что он испугался. Было собрано вече, хозяевами стали простые люди. Они не выпускали из города никого. Оборону возглавил приглашенный князь Остей, русские упорно оборонялись. Впервые были использованы пушки. Город держался 3 дня, однако Тохтамыш «оболгал Остея лживым миром». Его слова подтвердили Суздальские князья, которые пришли с татарами. Москвичи поверили и впустили татар, они всех перебили. Также были разорены Владимир, Переяславль, Юрьев, Звенигород, Можайск и т.д. Разгром привет к частичному возобновлению даннических отношений.

В 1409 году к Москве подошел Едигей. Известие о его приближении пришло слишком поздно. Едигей решил зимовать у Москвы, но в это время в Орде началась смута, Едигею приказали ломиться в Орду. С Москвы взяли большую дань, посады и Подмосковье разграбили.

Билет 55. Куликовская битва (8 сентября 1380 года)

После поражения на реке Воже Мамай начал готовить огромный поход на Москву. Он осознавал, что необходимо, чтобы вместе с ним выступили Литва и Рязань (они договорились, что разделят Москву). Мамай собрал огромное армию (9 орд и 70 князей – «Задонщина»), нанял генуэзскую пехоту. Дмитрий также собрал огромную армию (100-150 тыс. человек), посетил Троице-Сергиеву лавру, получил благословение Сергия Радонежского. Пришли князья Ярославские, Белозерские, Оболенские, Новосильский, Елецкий, Муромский, отряды Псковичей, Брянцев и т.д. Также пришли многие бояре с отрядами. Главную силу войска образовали «черные люди» и ремесленники. Тверь и Смоленск воинов не прислали.

В начале августа 1380 года русское войско выступило из Коломны, перешло Оку и подошло к Дону. Задачей Дмитрия было не допустить соединения союзников, а также решить, переходить Дон или нет. 8 сентября 1380 года русская армия переправилась через Дон. Битва началась поединком Александра Пересвета с татарским богатырём Челубеем (оба погибли), сражение продолжалось около 4 часов. Дмитрий Иванович в одежде простого воина сражался в первых рядах, свои доспехи и символ власти доверил Михаилу Андреевичу Бренку, который погиб в бою. Исход битвы решил ЗАСАДНЫЙ полк (Дмитрий Боброк и Владимир Андреевич Серпуховский), после чего ордынцы побежали. Значение Куликовской битвы огромно: народ, привыкший дрожать при виде татарина, сумел подняться и дать ему отпор. Победа означала начало конца ига, выдвинула Москву окончательно на роль государственной столицы и объединителя русских земель, возрождение национального самосознания.

Билет 56. Войны Руси с татарами в XV в.

В 1409 году к Москве подошел Едигей. Известие о его приближении пришло слишком поздно. Едигей решил зимовать у Москвы, но в это время в Орде началась смута, Едигею приказали вернуться в Орду. С Москвы взяли большую дань, посады и Подмосковье разграбили.

В 1451 году произошло событие, известное истории как «скорая татарщина». О нападении татар русские узнали заранее. Военачальник татар Мазовша, не встречая сопротивления, в 1451 году оказался под стенами Москвы. Каменный кремль оказался в огненном кольце, но когда посады выгорели, защитники вышли на татар, те отступили. Москвичи начали готовиться ко второму приступу, но татары убежали. Тихомиров: «Наверное, они получили новости из Орды».

В середине XV века обозначились противоположные тенденции в развитии Руси и Орды: Русь – к объединению, Орда – к распаду. Орда начала распадаться на Казахскую, Большую Орду, а также Узбекское, Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства. Русь вступила в коалицию с некоторыми ханствами. Иван III (1462-1505 гг.) сталкивал ханов один с другими.

В 1472 (76) году Русь прекратила уплату дани. Ахмат выступил против Руси. В 1480 году Русское войско подошло к Оке, затем к ее притоку Угре. Иван III бросил войско, вернулся в Москву. Но Ахмат не дождался помощи Казимира, зато дождался мороза, татарам было очень тяжело. Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре и погиб. Видимо, не являясь одаренным военным стратегом, Иван III был хорошим дипломатом. Именно это позволило ему так укрепить Русь. Значение стояния на р. Угре огромно: падение ордынского ига, власть московского князя стала независимой, происхождение стало божественным.

Билет 57. Освобождение Руси от Татаро-монгольского ига: стояние на р. Угре.

В середине XV века обозначились противоположные тенденции в развитии Руси и Орды: Русь – к объединению, Орда – к распаду. Орда начала распадаться на Казахскую, Большую Орду, а также Узбекское, Сибирское, Казанское, Астраханское, Крымское и другие ханства. Русь вступила в коалицию с некоторыми ханствами. Иван III (1462-1505 гг.) сталкивал ханов один с другими.

В 1472 (76) году Русь прекратила уплату дани. Ахмат выступил против Руси. В 1480 году Русское войско подошло к Оке, затем к ее притоку Угре. Иван III бросил войско, вернулся в Москву. Но Ахмат не дождался помощи Казимира, зато дождался мороза, татарам было очень тяжело. Ахмат увел свои войска в степи, где вскоре и погиб. Видимо, не являясь одаренным военным стратегом, Иван III был хорошим дипломатом. Именно это позволило ему так укрепить Русь. Значение стояния на р. Угре огромно: падение ордынского ига, власть московского князя стала независимой, происхождение стало божественным.

studfiles.net

Ругательства древней Руси

Велик и могуч русский язык, а ещё он богат всякими интересными выражениями. В этом посте я покажу вам забытые старорусские обзывательства, которые разнообразят ваш лексикон и сделают его изощреннее. Надоели стандартные обзывательства? Тогда вам сюда!

Ругательства древней Руси ругательства, русь

Обзывательства про ум

Обзывательства про ум ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь

Обзывательства про внешность

Обзывательства про внешность ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь

Обзывательства про характер

Обзывательства про характер ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь

Обзывательства про поведение

Обзывательства про поведение ругательства, русь Ругательства древней Руси ругательства, русь

fishki.net