Женщины Древней Руси: какими они были. Темник в древней руси это


Система счисления Древней Руси - ОБО ВСЕМ - ИСТОРИЯ - Каталог статей

Единицы, десятки и сотни

Примеры записи чисел кириллицей Большинство букв древнерусского алфавита имели числовое соответствие. Так, буква «Аз» означала «один», «Веди» — «два»… Некоторые буквы числовых соответствий не имели. Числа писались и произносились слева направо за исключением чисел от 11 до 19 (например, 17 — сем-на-дцать). По такому же принципу строилась глаголическая система счисления, в которой использовались буквы глаголицы. В начале XVIII века иногда применялась смешанная система записи чисел, состоящая и из кириллических, и из арабских цифр. Например, на некоторых медных копейках отчеканена дата 17К1 (1721). Таблица соответствия букв числам Кириллическая система счисления почти буква в букву воспроизводит греческую. В глаголице цифровые значения имеют и те буквы, которые отсутствуют в греческом (буки, живете и др.).

Тысячи

Для обозначения тысяч слева от соответствующей букво-цифры писалась маленькая диагональ влево вниз и на ней две маленькие черточки — ҂ . Десятки и сотни тысяч, миллионы Большие числа (десятки и сотни тысяч, миллионы и миллиарды) могли выражаться не через знак «҂», а специальным образом обведенной буквой, использовавшейся для обозначения единиц. Впрочем, для больших чисел эти обозначения были довольно нестабильны.

Тьма = 10000

Для обозначения тьмы буква обводилась сплошной окружностью. • Малый счёт — десять тысяч или сто тысяч ; • Великий счёт — миллион (тьма великая). Тьма тем: • Малый счёт — сто тысяч ; • Великий счёт — миллион миллионов ( тьма великая). В малом счёте число служило последним пределом естественного (соотносимого с какой-либо деятельностью) счёта. Тьма тьмущая — бесконечное количество, неисчислимое множество. От слова тьма произошло воинское звание темник — крупный военачальник. Темником был, например, Мамай. Аналогичными наименованиями являются тумэн и мириада.

Легион (неведий)=10в12степени

Для обозначения легиона (неведия) буква обводилась в кружок из точек или четрочек (пунктиром). • Малый счёт — сто тысяч; • Великий счёт — миллион миллионов

Леодр=10в24степени

Для обозначения леодра буква обводилась в кружок из черточек. • Малый счёт — миллион; • Великий счёт — легион легионов. Вран (ворон)=10 в 48 степени Для обозначения врана (ворона) буква обводилась в кружок из крестиков или запятых. • Малый счёт — десять миллионов; • Великий счёт — леодр леодров. Колода=10в49степени Самое большое число — колода. Буква заключалась в квадратные скобки, но не справа и слева, как у обычных букв, а сверху и снизу. Плюс справа и слева ставились два ромбика. И уже больше этого числа не было. • Малый счёт — сто миллионов; • Великий счёт — десять воронов.

wikii.ru

Древняя Русь в системе управления Монгольской империи

Формирование государственности у монголо-татар

В конце ХII - начале ХIII вв. в Центрально Азии происходят события, оказавшие огромное влияние на историю Восточной Европы, в том числе и на Россию. Эти события связаны с нашествием монголо-татар на Русь.

Существует псевдонаучная евразийская теория, согласно которой монголо-татарское нашествие было благом для русских. Она была особенно популярной во время холодной войны с США. По этой теории Россия после завоевания превратилась в азиатскую страну. Якобы, переняв агрессивную, захватническую программу Чингисхана, она стала врагом Запада. Отсюда берет начало тезис об извечной агрессивности русских, о том, что наша страна является источником международной напряженности, «империей зла», «родиной терроризма» и т.д.

Однако большинство современных исследователей опровергают эту теорию.

Для начала рассмотрим вопросы развития татаро-монгольских племен того времени. Монгольские племена до конца XII в. жили на территории современной Монголии. Они не составляли единой народности, не имели своей государственности и говорили на разных наречиях монгольского языка. Среди них в это время особенно выделялось большое племя татар, обитавших в восточной части Монголии.

Монголо-татарские племена вели кочевой образ жизни. Наиболее многочисленными были степные монголы, занимавшиеся скотоводством и охотой. Лесные монголы занимались преимущественно охотой и рыбной ловлей. Кочевали монголы большими куренями, причем каждый курень обладал значительной политической самостоятельностью: вел войны, заключал союзы и т.д.

Монголы вели натуральное хозяйство и производили чрезвычайно мало продуктов. Денежное обращение отсутствовало, а торговля происходила в форме обмена. Развитие классовых отношений, обнищание рядовых кочевников и накопление богатств в руках отдельных семей приводили к распаду общин - куреней на более мелкие хозяйственные объединения - аилы - кочевые стоянки.

К началу XIII в. монголо-татарские племена перешли к раннефеодальному строю, хотя сохранили еще остатки родоплеменных отношений. В процессе взаимных столкновений между родами складывались союзы племен. Во главе племен становились особые предводители или вожди - из числа наиболее сильных, ловких, богатых, которых называли найоны или богатуры. Они имели свои отряды воинов - нукеров, которые участвовали в набегах, охотах, пирах, помогали советом в решениях.

Ожесточенная борьба между племенами завершилась к началу XIII в. образованием монгольского государства, обладавшего сильной военной организацией. После длительных, кровавых войн вождь одного из монгольских племен Темучин покорил остальные племена. В 1206 г. на курултае – собрании монгольской кочевой аристократии Темучин был избран ханом всех монголов под именем Чингизхан.

Образование Монгольского государства способствовало развитию производительных сил и сыграло важную роль в объединении всех монгольских племен. Появилась возможность экономических и политических контактов с соседними народами. Однако этот путь не устраивал кочевую аристократию, для которой война ради грабежа стала главным источником обогащения. С помощью военно-феодальной верхушки монгольское государство было превращено в военный лагерь. Важная причина завоевательной политики монголов – с помощью военного грабежа чужих народов приглушить внутренние противоречия монгольского общества.

Став во главе огромной армии, Чингизхан повел захватническую политику, полностью отвечающую интересам и стремлениям кочевой аристократии. Чингизхан и его преемники покорили Китай, Среднюю Азию, Кавказ и Восточную Европу и Русь.

Героическая борьба русского и других народов России ослабили наступление монголо-татарских захватчиков и спасла от разгрома европейскую цивилизацию. Упорное сопротивление Руси сохранила ей собственную государственность, культуру, веру. На территории русских княжеств фактически не было ордынской администрации, что явилось гарантом самостоятельного государственного управления для Руси.

Непрочность империи Чингисхана обнаружилась довольно рано. Еще при своей жизни Чингисхан разделил власть между четырьмя сыновьями. В частности старшему сыну Джучи достались земли Руси.

Внук Чингисхана Бату продолжал агрессивные войны. В результате его завоеваний на огромной территории от Иртыша до Крыма, Кавказа, части Средней Азии в 30-40-х гг. ХIIIв. образовалось большое государство. В русских летописях оно получило название Золотая Орда. Своего могущества она достигла при ханах Узбеке и Джанибеке.

Складывается ее государственный аппарат, как военный, так и административно-судебный. Однако внутренние и внешние достижения Золотой Орды оказались непрочными. В 60-х годах ХIVв. она вступила в полосу длительных усобиц, поставивших под угрозу ее государственно-политическое существование. В результате феодальных усобиц за 20 лет с 1360 до 1380 гг. сменилось 20 ханов. В 1380 г. произошла Куликовская битва. Войскам Золотой Орды было нанесено поражение, от которого она уже не смогла оправиться.

Общественный и государственный строй Золотой Орды

Золотая Орда представляла собой феодальное государство. Ее экономической основой являлись феодальные отношения, характерная черта которых состояла в феодальной собственности на землю, пастбища и скот. Это была т.н. сословная собственность, при которой рядовые кочевники давали своему господину определенную часть получаемого продукта. Более мелкие феодалы зависели от более крупных, что обусловливало характер устройства Золотой Орды на основе иерархии кочевого землевладения. Вся земля являлась собственностью золотоордынского хана, но каждый землевладелец в пределах пожалованных ему земель распоряжался кочевьями зависящих от него людей, распределял лучшие пастбища по своему усмотрению. Феодальные отношения сочетались с многочисленными пережитками родового строя.

Первая группа феодалов «белая кость» - верхушка золотоордынского общества – включала в себя кочевую аристократию. На вершине социальной лестницы находились хан и царевичи (дети, внуки, правнуки и т.д.) из дома Джучи – первого хана Золотой Орды. С течением времени род Джучи сильно разросся. С принятием ислама, допускавшего многоженство, число царевичей увеличилось и усилилась борьба за власть между ними.

Вторую группу составляли беки (тюркский титул) и найоны (монгольский титул), которые являлись наиболее крупными феодалами. Каждый крупный феодал получал от своих владений огромные доходы – 100-200 тыс. динаров в год.

Третья группа феодалов была представлена тарханами – людьми среднего достатка, занимавших невысокие должности в государственном аппарате.

Четвертую группу господствующего класса составляли нукеры. Они входили в ближайшее окружение господина и находились на его иждивении. Количество нукеров зависело от богатства и знатности их предводителя.

Важную роль в золотоордынском государстве играла церковь со сложной системой церковных учреждений. Государственной религией был ислом. В Золотой Орде допускалась веротерпимость, но с принятием ислама возросла роль мусульманского духовенства. Его представители занимали важные должности в государственном аппарате, а церковные организации располагали большими материальными ресурсами.

Феодально-зависимое население называлось «черной костью» и состояло из кочевников-скотоводов, земледельцев, и жителей городов. Кочевники-скотоводы звались карачу, жили аилами, вели индивидуальное хозяйство, владели скотом и пасли его на пастбищах, принадлежавших землевладельцу, которому регулярно платили дань.

Также они были обязаны нести военную службу, содержать чиновников и воинские части, предоставлять им коней и кибитки для передвижения. При дележе военной добычи они получали небольшую ее часть.

Крестьянское население в оседлых земледельческих районах Средней Азии называлось собанчи и уртакчи. Собанчи – это крестьяне-общинники, зависимые от землевладельца. Они обрабатывали господскую землю своим инвентарем, несли повинности в виде работы на виноградниках, платили пошлины с арыков. Уртакчи – обедневшие члены крестьянкой общины, лишенные земли и инвентаря. Они работали на господской земле за долю продуктов.

В XIII - XIV вв. в Золотой Орде наблюдается оживление градостроительства. Золотоордынские города возникли как административно-политические поселения, обусловленные потребностями государства. Однако большинство их было разрушено в результате походов хана Тимура. После этого градостроительская культура Золотой Орды была полностью уничтожена и уже не возродилась.

Городские поселения Золотой Орды состояли в основном из ремесленников, мелких торговцев, купцов и были довольно многочисленными. Ряд ученых считает, что в городах существовали объединения ремесленников. Там же проживали чиновники. В самом низу социальной лестницы находились рабы. Число их было очень велико. Источником рабства служил плен. Процветала работорговля. Рабов, как правило, превращали в зависимых крестьян, пастухов и ремесленников. Так, сына раба чаще всего прикрепляли к земле в качестве собанчи или уртакчи.

Чингисхан разделил все государство Золотой Орды на четыре улуса или удела, каждый из которых возглавлял один из его сыновей. Во главе Золотой Орды стоял хан из рода Чингиса, обладавший сильной деспотичной властью. Военная структура, к которой было приспособлено административное деление страны, пронизывала ее сверху донизу и способствовала укреплению власти хана. Хан имел полную власть над всей Золотой Ордой. Ханов окружала верхушка кочевой аристократии, которая направляла и контролировала деятельность приближенных хана. Курултай – съезд монголо-татарской знати – созывался для решения наиболее важных вопросов (выбор хана, планирования походов, проведение охоты и т.д.). Созыв курултая приурочивался обычно к религиозным праздникам. Курултай являлся совещательным органом. Он принимал решения, угодные хану. Однако в большинстве случаев хан решал вопросы самостоятельно в узком кругу придворной знати. На курултае присутствовали и принимали активное участие в его работе женщины (хатуни) из правящей верхушки.

Центральный аппарат Золотой Орды состоял из главы государства (хана), придворной знати, управленческого аппарата, различных ведомств и судебного аппарата. Отраслевым управлением заведовали диваны (канцелярии). Важным должностным лицом являлся визир – второй после хана глава правительства.

В числе высших должностных лиц были также четыре улусных эмира (правителя). Старший из эмиров носил название беклярибек (главнокомандующий войсками).

В системе центрального управления большое значение имела должность бакоула, который ведал снабжением войска. Бакоулам подчинялись темники (командиры 10 тыс. отрядов), а им – сотники и десятники. Другими должностными лицами были таможенники, сокольничьи, станционные смотрители и пр.

Органы управления на местах находились в руках монголо-татарской феодальной знати. Местными управителями являлись даруги и баскаки, в распоряжении которых имелись свои канцелярии со штатом чиновников.

Золотая Орда управляла покоренными народами жестоко. Так, на территории Руси была создана баскакская военно-политическая организация, состоявшая из десятников, сотников, тысячников и темников. Баскаки следили за порядком в стране, проверяли уплату дани и выполнение других повинностей. Принудительно были сформированы особые военные отряды из местного населения. Командовали ими монголо-татары. Эти воинские контингенты поступали в распоряжение баскаков, живших в княжествах и осуществлявших над ними контроль. Баскаки подчинялись великому или главному баскаку, находившемуся во Владимире.

Военная организация Золотой Орды имела десятичный характер. Все население было разделено на десятки, сотни, тысячи, тьмы (10 тысяч). Характер занятий монголов (скотоводы-кочевники) определил и основной род их войск – многочисленную высокоподвижную конницу, которая делилась на легкую и тяжелую. В качестве осадной техники применялись тараны, подвижные осадные башни и т.д.

Железная дисциплина, хорошая организация и большая подвижность конницы, умело поставленная разведка и внезапность нападения, огромный боевой опыт и гибкая тактика давали конным татаро-монгольским войскам преимущество над малоподвижными ополчениями оседлых народов и позволяли одерживать победы.

Система законодательной и судебной власти в Золотой Орде

Высшая судебная власть в государстве принадлежала хану. На местах правосудие вершили управители областей и войсковых частей.

Существовал специальный судебный орган - диван - яргу, который возглавлял главный судья. Низшими инстанциями судебных учреждений были местные суды во главе с яргучи (судей), которые рассматривали мелкие дела. С принятием ислама появились мусульманские суды – кади. При выполнении решений они руководствовались законами шариата (мусульманское религиозное право).

Результатами законодательной деятельности ханов были грамоты, пайцзы, ярлыки, повеления местными управителями. Так, ярлыки хан вручал русским князьям с правом на «великое княжение», как своим вассалам.

Сохранив в руках князей власть в их княжествах, Золотая Орда ограничилась контролем за их вассальной верностью и посылкой для контроля своих специальных представителей – баскаков. Функции баскаков заключались в активном контроле за деятельностью князей. По доносам баскаков князей вызывали в Орду или же посылали на русские земли карательную рать.

Собрание монгольских законов и обычаев называлось Великая Яса. Яса грозила суровой карой всякому, кто прыгал через огонь, стол, чашку, возвращался по той дороге, по которой выезжал. Под страхом смерти запрещалось проходить по тому месту, где была ставка хана. С особой жестокостью Яса карала воинские преступления. Вор, укравший лошадь, должен был вернуть ее с прибавкой 10 таких же лошадей. За неимением лошади преступник должен был расплачиваться своими детьми, а при отсутствии детей Яса приказывала виновного зарезать «как барана».

Виды смертной казни в Золотой Орде были различные: переламывание спины, резня, удушение веревкой, привязывание к лошадям, разрыв на части и т.д. За намеренную ложь, убийство человека, колдовство устанавливалась смертная казнь. Однако жестокая карательная политика не спасла Золотую Орду от распада, который окончательно произошел в XIV в. особенно серьезные удары по Золотой Орде были нанесены русским народом.

Управление в Древней Руси в период монгольского ига

Так в XIII в. империя Чингисхана, сложившаяся в Центральной Азии, за несколько десятилетий захватила гигантскую территорию — от берегов Тихого океана до Адриатики, поглотив Китай, страны Средней Азии и Закавказья, большую часть русских княжеств.

Раздробленность русских земель сыграла роковую роль, не позволив отразить нашествие завоевателей: каждое княжество встречало врага в одиночку. Русские земли понесли тяжкие потери. По данным археологов, из 74 русских городов 49 были разорены Батыем, 14 из них так и не поднялись из пепла, а еще 15 постепенно превратились в села. Тысячи ремесленников были уведены в рабство, тысячи горожан погибли. Колоссальные потери понес и господствующий класс - князья и дружинники. В истории России началась долгая эпоха монголо-татарского ига.

Золотая Орда, захватив ряд русских княжеств, превратила князей в вассалов-данников. Князья утверждались на престолах ханами через вручение им ярлыков, т.е. жалованных грамот. Старший среди князей, великий князь владимирский, получал особый ярлык на великое княжение. В качестве верховного сюзерена хан вмешивался в междукняжеские распри и вызывал князей к себе в Орду, где и происходил «велик суд перед князьями ординскими».

Страна была обложена колоссальной данью — «выходом». Кроме этого осуществлялись и экстренные выплаты — «запросы». Огромные богатства уходили на подарки хану, его родичам и послам, на подкуп ордынских чиновников.

Для раскладки дани все население было переписано. Единицей обложения было признано хозяйство (дом, семейство). Тех, кто не в состоянии был платить, уводили в рабство. От обязанности платить дань избавлены были лишь духовенство и церковные люди. Ханы выдавали митрополитам особые ярлыки, освобождавшие церковь от дани и других повинностей.

На русских князьях как вассалах золотоордынского хана лежала обязанность являться по первому зову с войсками и сражаться за интересы наследников Чингисхана. В летописях разных стран отмечено участие русских отрядов в составе монгольских армий в Китае и на Кавказе, в Польше и на Балканах.

Помимо дани, население Руси должно было выполнять ряд натуральных повинностей. Видное место среди них занимал «ям». Русь была включена в общую систему путей сообщения Монгольской империи, заимствованную из Китая. Через определенные расстояния на проезжих путях устанавливались конюшни и постоялые дворы. Служило там, окрестное население, оно же поставляло лошадей. Такой пункт назывался «ям», а его служители — «ямчи» (отсюда происходит русское слово «ямщик»). Их задачей было обеспечивать безостановочное передвижение ханских гонцов, послов и чиновников.

Еще одним средством удержания Руси в повиновении были неоднократные монгольские набеги - карательные экспедиции против непокорных князей и подавление народных восстаний.

Доверяя надзор за порядком великому князю, монголо-татары не вмешивались в дела внутреннего управления княжеств. Отношения князя к населению не подвергались постоянному надзору и регламентации. Следы влияния татар в администрации, во внешних приемах управления невелики. Тем не менее, эпоха ордынского ига оказала особое влияние на характер русской государственной власти.

Азиатский способ властвования в России и рабскую покорность народа связывали с монгольским нашествием еще с карамзинских времен. После установления монголо-татарского ига русские князья по большей части осознавали могущество Золотой Орды и старались мирно уживаться с завоевателями. В тех условиях это было единственным средством уберечь свой народ, население своего княжества от гибели или угона в рабство. Постепенно князья превращались в «служебников» монгольских ханов. Создавалась генерация покорных князей, для которых закон — воля хана. Само же монгольское общество было пронизано отношениями жесткого и жестокого подчинения. Власть Верховного правителя была абсолютной, никем и ничем не ограниченной. Становясь «служебниками» ханов, русские князья впитывали этот дух беспрекословной покорности подданных и безграничной власти повелителей.

Это в свою очередь повлияло на характер отношений внутри русского общества. Князья-вассалы, обязанные в новых условиях беспрекословно выполнять волю хана, уже не могли примириться с независимостью старшей дружины, ее былыми правами. Отношения вассалитета в северо-восточной Руси постепенно заменялись отношениями подданства. При Иване III уже существовала стандартная формула обращения феодалов к своему сюзерену: «Яз холоп твой», немыслимая в Западной Европе.

Таким образом, монголо-татарское иго прервало естественный процесс развития вассалитета на Руси, процесс создания правовой системы, при которой господствующий класс получал гарантии своих прав и привилегий. А поскольку в обществе все взаимосвязано и раб не может управлять свободными или хотя бы полусвободными людьми, отношение господства и холопского подчинения последовательно распространялись на все этажи социального здания.

А необходимость борьбы за национальное выживание, стремление народа во что бы то ни стало сбросить иноземное иго во многом обусловило форсированную централизацию Русского государства, при которой в обществе уже не было места независимости и свободе. В итоге деспотизм надолго стал нормой государственного бытия России.

Освободительная борьба Руси с Золотой Ордой

Монголо-татарское нашествие нанесло значительный ущерб всем отраслям экономики и культуры Руси, привело в запустение и без того не слишком заселенные территории. Погибли или были угнаны в рабство наиболее квалифицированные ремесленники, почти полностью был выбит дружинный слой. Наибольший урон при этом понесла городская культура, многие города так и не оправились после разорения. Отсюда понятно, почему в отличие от сельского хозяйства, сумевшего сравнительно быстро начать восстановление, города стали оправляться только с начала XIV в.

Упадок городской культуры, ремесла, целых слоев населения, как правило, наиболее образованных, не могли не привести к деградации уровня общественных отношений, изменению (в основном, упрощению) сложившихся политических и общественных структур.

В то же время, эти изменения на первых порах не были осознаны верхушкой русского общества. Часть князей видела в поражении лишь некую случайность, которую следует как можно быстрее преодолеть. Единственно возможным средством исправления ситуации с их точки зрения мог быть традиционный путь военного противостояния. Для этого они пытались создать антитатарские коалиции, но потерпели неудачу.

Иная политическая линия видна в действиях Александра Ярославича (Невского), который осознал явную недостаточность сил для вооруженной борьбы и повел политику налаживания мирных отношений с татарскими ханами, даже если для этого приходилось поступиться значительной частью суверенитета и доходов.

В отечественной литературе оценка двух этих линий в политике русских князей весьма неоднозначна. Советские историки больше внимания обращали на «героическую борьбу русского народа против монголо-татарских завоевателей», подчеркивая ее значение, но не вдаваясь в детали. В дореволюционной историографии, напротив, наибольшая роль отводилась Александру Невскому и его усилиям по возрождению Руси. В современной литературе наметился возврат к такой оценке.

Видимо, оценка значимости той или иной линии политики по отношению к татарам не может быть дана без уяснения их возможных результатов. Если исходить их долгосрочных перспектив, то политика Александра Невского действительно способствовала укреплению Руси, собиранию сил для решающего сражения. Однако несомненно и другое: борьба против татар отнюдь не была безрезультатной, они были вынуждены смягчить условия зависимости (передать сбор дани русским князьям). Т.о., борьба русского народа улучшила его существование в рамках татарской зависимости, но ликвидация этой зависимости была обусловлена политикой мира.

Так, к 60 - 70-м гг. XIII в. осознание невозможности вооруженной борьбы стало доминирующей линией в отношениях русских князей с татарами, в результате чего стала складываться достаточно прочная система взаимоотношений, все более превращавшая Русь в составную часть ордынского государства. Современные историки характеризуют его как «своеобразное дуалистическое русско-татарское симбиотическое государственное образование с доминирующей ролью татарского элемента».

Завоевание Руси не сопровождалось ее оккупацией. Татары не пытались насаждать своих порядков на Руси (так, например, будучи сами язычниками, они не только не подвергли гонениям православную церковь, но, напротив, предоставили ей самые обширные льготы), единственное, что их интересовало, по крайней мере, первоначально, - это своевременная и полная уплата дани.

Конечно же, это не означало их отказа от вмешательства в дела Руси на политическом уровне. Татарские ханы стремились создать (и создали) весьма жесткую систему контроля за деятельностью русских князей. Исправное получение дани во многом зависело от политической стабильности на Руси, которая по-прежнему подвергалась серьезным испытаниям, благодаря не прекратившимся и после завоевания усобицам. Это заставило Орду активно заняться (в своих собственных, конечно, интересах) «улаживанием» межкняжеских конфликтов.

И тем не менее ордынское иго сыграло роковую роль и в развитии русских городов. Домонгольские города обладали своими правами и вольностями и в перспективе могли бы завоевать еще большую свободу. В период монгольского господства ордынцы периодически разрушали русские города, иные по нескольку раз. В этих условиях естественной оказывалась консолидация князей и горожан, а не противоборство между ними. Роль и значение князя в условиях постоянной внешней опасности неизмеримо возрастали, что влекло за собой подавление городских вольностей.

Вторжение западных агрессоров и образование Великого княжества Литовского

Вторжением монголо-татар беды русского народа не ограничились. В результате военно-политических потрясений XIII в. часть Галицко-Волынских, Черниговские, Смоленские, Полоцкие и некоторые другие древнерусские земли вошли в состав Великого княжества Литовского, образовавшегося на рубеже XII—XIII вв.

К началу XV в. княжество достигло максимальных размеров, объединив языческие литовские княжества с преобладающими древнерусскими землями, на которых начинается этногенез украинцев и белорусов. Этот процесс протекал под влиянием внешнеполитического фактора — борьбы с агрессией немецких крестоносцев и нашествием монголов. Русские князья и шляхта преобладали в составе элиты Великого княжества Литовского, доминировали древнерусская культура и православие. Литовское княжество становилось одним из альтернативных центров объединения русских земель. Их сплачивала более актуальная угроза Тевтонского и Ливонского орденом, опасность онемечивания Польши и Литвы и это требовало объединения усилий. После недолговечных объединений, которые способствовали разгрому Тевтонского ордена, Люблинская уния 1569 г. закрепила создание единого государства — Речи Посполитой. Все это время Литовское княжество продолжало сохранять значительную автономию, но при условии распространения католицизма. Это привело к расколу общества и властной элиты, переориентации ее православной части на Москву, что исключило возможность объединения русских земель под эгидой Литвы.

Система государственного управления княжества представляла собой синтез языческой литовской, южной и юго-западной русско-православной государственных традиций и транслируемым через Польшу элементов западноевропейского государственною права, в частности городского самоуправления.

Поликонфессиональный, полиэтничный характер населения и различные традиции государственного управления создавали предпосылки для заключения договорных отношений между центральной властью и отдельными владетелями.



biofile.ru

Женщины Древней Руси: какими они были

Сначала некие зарубежные очевидцы, а за ними и часть историков, насаждали ложь о древнерусских женщинах, которых на Руси якобы запирали в теремах так же, как мусульмане содержали своих благоверных в гаремах. Покров лжи постепенно спадает.

Женщины древней Руси не были затворницами. Женщины древней Руси не были затворницами

Фото: putidorogi-nn.ru

Во время работ по прокладке новой системы канализации в центре Ярославля археологи нашли свинцовую княжескую печать конца XII — начала XIII века, принадлежавшую супруге великого князя Константина Всеволодовича. Историки узнали, что мать первого ярославского князя звалась Мария.

Перед тем как к своей работе приступят строители, положено, чтобы место изучили археологи. Особенно это касается исторических центров городов. В 2010 году Ярославль справил свое тысячелетие и центр этого крупного города не только объект культурного наследия федерального уровня, но и Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Коллектив археологов под руководством заместителя директора Института археологии РАН, кандидата исторических наук Аси Энговатовой обнаружил во время раскопок около Митрополичьих палат — одного из старейших сохранившихся памятников гражданской архитектуры города Ярославля — в культурном слое рубежа XIII столетия хорошо сохранившуюся свинцовую печать с изображением святой по имени Мария. На древнерусских печатях наносились изображения только тех святых, имена которых давались при крещении.

Женщины древней Руси не были затворницами. Женщины древней Руси не были затворницами

"С одной стороны печати написано имя "Константин", а с другой, там правда не очень хорошо видно, но читается "Мария". Аналогичная печать лучшей сохранности была обнаружена больше 10 лет лет назад в Переславском районе. Мы определили, что это как раз печать матери Всеволода Константиновича", — рассказала научный сотрудник отдела охранных раскопок Института археологии РАН Елизавета Кадиева.

"Точная датировка печати и место ее находки позволяет с большой долей вероятности утверждать, что печать принадлежала княгине — супруге князя Константина Всеволодовича", — подтвердил в интервью "Российской газете" заместитель директора Института археологии РАН Петр Гайдуков.

Помимо печати обнаружены фрагменты ввезенных из-за рубежа стеклянных сосудов, а также остатки необычно большой для рубежа XII-XIII веков (то есть до походов Бату-хана, получивших в нашей историографии неуместное название "татаро-монгольское нашествие") деревянной постройки. Упомянутые находки позволяют сделать предположение, что Митрополичьи палаты, построенные в конце 1680 — начале 1690-х годов на месте сгоревших воеводских хором, использовались в качестве парадной резиденции митрополита Ростовского и Ярославского Ионы Сысоевича.

Князь Новгородский, князь Ростовский, Великий князь Владимирский Константин Всеволодович — старший сын Великого князя Владимирского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо — в первой половине XIII века приступил к строительству в Ярославле каменных храмов. Таким образом он создавал престольный град для своего сына Всеволода (1210-1238). Скудны биографические данные о нем и порой противоречивы.

Почти во всех летописных списках сказано, что перед рождением Константина стало известно о добром знамении на солнце, которое произошло 2 мая. Константин Всеволодович родился 18 мая 1186 года. 1 апреля 1199 года отец взял старшего 13-летнего Константина в поход против половцев. Под влиянием матери и епископа Иоанна, Константин заинтересовался книгами, особенно летописями. Академик Борис Рыбаков, называя князя "ученым книжником", предположил, что тот участвовал в создании Владимирского летописного свода, завершенного в 1205–1206 годах. Василий Татищев также отмечал, что Константин "многие дела древних князей собрал и сам писал, также и другие с ним трудились".

Князь часто гостил в Ярославле у своего духовника Пахомия (с 1201 года игумена Петропавловского монастыря в Ярославле) и в 1212 году завел там второй двор. Константин покровительствовал созданному Пахомием духовному училищу, приглашал ученых монахов преподавать богословие, философию, языки и заниматься переводами многочисленных греческих книг.

В "Наставлениях" Константина Всеволодовича детям отец завещал им любить друг друга, бояться бога и соблюдать его заповеди, укреплять церковь, творить милосердие, слушать книжное поучение. Князь крепко осел в своем уделе и не стремился, как его дед и дядя, занять киевский престол. Он стал первым владимирским князем, отошедшим от южнорусских дел и замкнувшимся в кругу интересов своего княжества. Летописец изобразил князя Константина Всеволодовича как бы предтечей будущего объединения обособившихся русских земель.

Историки практически ничего не знают о супруге великого князя Владимирского. Известно, что Мария была дочерью смоленского князя Мстислава Романовича Старого, в 1196 году вышла замуж за Константина Всеволодовича, родила ему трех сыновей и после гибели мужа постриглась в монахини. До своей смерти 24 января 1220 года княжья вдова носила иноческое имя Агафья. Теперь мы узнали ее подлинное имя.

"Свинцовые печати были необходимы: ими скрепляли важные юридические документы, например, связанные с распоряжением имуществом. Если у княгини была печать, это значит, что она, например, могла самостоятельно распоряжаться имуществом", — отметил Гайдуков. Ученым известно лишь о двух десятках печатей, владелицами которых были женщины.

По мнению историка, находки таких печатей позволяют уточнить представления о статусе женщины на Руси в период, предшествовавший походу хана Батыя.

www.pravda.ru