Что такое сыта или история медовых напитков на Руси. Что такое сыта в древней руси


Старинные русские напитки

  • Ребенок – это не сосуд, который нужно заполнить, а огонь, который нужно зажечь.

  • Стол украшают гости, а дом - дети.

  • Тот не умирает, кто детей не покидает.

  • Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.

    — Л.Н. Толстой

  • Детей нужно учить говорить, а взрослых прислушиваться к детям.

  • Дайте детству созреть в детях.

  • Жизнь надо мешать чаще, чтобы она не закисала.

    — М. Горький

  • Детям нужно дарить не только жизнь, но и возможность жить.

  • Не тот отец-мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил, да добру научил.

История русских напитков своими корнями уходит в седую старину. Рассолы, морсы, квасы, мёды, лесные чаи – путь их к нашему современному столу исчисляется многими столетиями. Все они не похожи друг на друга и имеют разное назначение. Одни обладают согревающим действием (пряные чаи, мёды, сбитни) и поэтому употреблялись преимущественно в зимний период, другие (квасы, морсы) оказывают прохладительное тонизирующее воздействие в жаркий день.Однако есть в русских напитках и общая черта – всегда натуральное сырьё и питательная ценность. 

Сыть или Сыто это напиток, который использовался до появления чая и прочих современных напитков, выполняя их функцию во время языческой Руси. Именно благодаря сыти появились такие понятия как «сытость», «сытно» и, конечно же, «досыта» - знаменуя тем самым не только изобилие пищи, но хороший аппетит, являющийся признаком крепкого здоровья. Сыть в отличие от чая, не изменяет своих свойств при охлаждении и выдержке по времени, и имеет своё великолепие в холодном виде.

Состав: 50— 60 г меда, 1 л воды.Мёд развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить. Количество мёда по желанию можно увеличить до 150—200 г на 1 л воды. Для приготовления пряной сыты в воду добавить несколько пряностей по вкусу.

Состав: 50—100 г мёда, сок 1 лимона, 1 л воды.Мёд развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить лимонный сок, тёртую цедру и дать настояться в холодном месте.

Состав: 50 г мёда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.Мёд развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок.  Можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

Приготовить сыту на отваре душицы, зверобоя или другой ароматной травы.

Готовили и разносили сбитень в сосудах, напоминающих по форме самовар, а разливали в пузатые стаканчики с вывернутыми наружу краями, которые предохраняли от того, чтобы не обжечься. Медный сосуд для сбитня назывался сакла или баклага (в зависимости от местности где его готовили), в середине сосуда, как и у самовара, находилась широкая труба, заполненная горячими углями. Эти ёмкости и послужили прообразом будущих самоваров. Как же приготовить настоящий сбитень, который так любили наши прабабушки и прадедушки? Рецептов сбитня очень много, различаются они составными частями, технологией приготовления. Только мёд остается всегда неизменным компонентом напитка. К тому же, горячий медовый напиток являлся прекрасным успокаивающим средством, улучшал настроение, облегчал засыпание, повышал иммунитет и способствовал долголетию.Сбитни разделяют на простые и заварные. Последние получают путем сбраживания сусла из мёда и патоки с различными приправами. Пили сбитень обычно с калачами и пряниками.

Состав: мёд — 500 г, белая патока — 700 г, пряности (корица, гвоздика, хмель, мята) — 5—10 г.Вскипятить воду. Добавить все компоненты, прокипятить 30 минут. Пить горячим, как чай.

Состав: мёд — 150 г, сахар — 150 г, пряности — по 15 г гвоздики, корицы, имбиря, кардамона, лаврового листа, вода — 1л.Мёд смешать с водой и кипятить в течение 20 минут Добавить пряности и кипятить еще 5 минут. Затем напиток процедить через марлю и подкрасить жжёным сахаром.

Состав: вода — 1л, мёд — 1 кг, 4%-ный уксус — 2 ст. ложки, молотый имбирь — 1ч. ложка, молотый чёрный перец — 1/2 ч. ложки, тёртый корень хрена — 1ч. ложка.Горячую воду с уксусом, имбирем, перцем, хреном кипятить 15— 20 минут, добавить мёд, быстро перемешать, довести до кипения. Подать на стол горячим.

Состав: мёд — 500 г, патока — 200 г, вода — 1/2 стакана, гвоздика, корица, имбирь, кардамон, мускатный орех — по 1 ст. ложке, лавровый лист — 2 шт.Измельчённые гвоздику, корицу, имбирь, кардамон, мускатный орех, лавровый лист всыпать в горячую воду, довести до кипения и настаивать под крышкой 40—60 минут. В процеженный отвар добавить патоку и уварить смесь до тёмно-красного цвета. Охладить до 30—40°С, влить мёд, тщательно перемешать. Перелить сбитень в стеклянные банки, закрыть крышками и хранить в сухом тёмном месте. Для приготовления горячего напитка в кипящую воду добавить сгущенный сбитень, перемешать и подать к столу. Количество сбитня регулируется по вкусу. Сбитень можно подавать с лимоном, клюквенным соком или сливками.

Состав: по 1 ст. ложке красного и чёрного молотого перца, имбиря, кориандра, мускатного ореха, корицы, лавровый лист.Пряности и лавровый лист, измельчённые и засыпанные в сухую банку, плотно закрыть крышкой и хранить в сухом месте. Перед употреблением в кипящую воду засыпать подготовленный порошок, довести до кипения и настаивать без нагревания 10—15 минут. Отвар процедить, добавить мёд и подать к столу.

Состав: на 1 кг мёда берут 3—4 л. воды.Мёд растворяют в горячей воде, кипятят, снимают пену. Затем кладут завёрнутые в чистую тряпочку пряности и кипятят. В набор пряностей могут входить: хмель, гвоздика, корица, кардамон, мята, душица и др.

Состав (на 1 л сбитня): мёд — 100 г, сахар — 75 г, сок брусники — 100г, вода — 0,8л, гвоздика — 2—3 бутона, кардамон — 10— 15 шт., лавровый лист.Из брусники отжимают сок и процеживают. Мезгу заливают водой, кипятят, отвар процеживают. Гвоздику, корицу, кардамон заливают горячей водой и кипятят 12 минут. За 5 минут до конца варки кладут лавровый лист. Отвар процеживают, добавляют сахар, мёд, брусничный сок и доводят до кипения.

Состав: мёд — 3 ст. ложки, вода— 2 стакана, сухая мята — 1/2 ч. ложки, сухие листья малины или смородины — 1/2 ч. ложки. сухие листья мяты, малины или смородины залить крутым кипятком, настаивать 25—30 минут. Отвар процедить, добавить в него мёд. Напиток перемешать и подать к столу. При желании можно добавить лимон. В жаркое время года сбитень можно подавать в холодном виде.

Состав: мёд — 200 г, душица сухая — по желанию.Разводят мёд в горячей воде, кипятят, снимая пену. Затем опускают в него сухую душицу, завёрнутую в мешочек, и настаивают 2—3 часа.

Основой морсов и водиц всегда являлся ягодный сок, в различных пропорциях смешанный с водой. Известно, что сок из натуральных ягод на вкус очень кислый. Чтобы продукт пришёлся всем по душе придется разводить его водой или добавлять сахар, что изменяет первоначальный полезный витаминно-минеральный состав. Наши предки нашли решение этой проблемы. Славяне стали изготавливать из лесных ягод морс, в который для сладости добавляли натуральный мёд. Водицы и морсы можно употреблять как горячими, особенно в зимнее время, так и в виде прохладительных напитков летом. Питательные вещества, содержащиеся в их фруктово-ягодной основе, прекрасно утоляют жажду, бодрят, снимают усталость, придают сил и энергии, повышают иммунитет и замедляют процессы старения организма.В народной медицине морс используют не в охлажденном виде, тогда сладко-кислый напиток поможет укрепить иммунитет. Витамины группы В, Е, РР, А, фолиевая кислота и витамин С, а так же повышенное содержание калия, кальция, железа и фосфора в химическом составе, пожалуй вот главная польза морса для человеческого организма. Самыми полезными признают морсы из ягод дикорастущей брусники или клюквы: брусника укрепляет здоровье, а клюква помогает при простудных заболеваниях. Морсы из ежевики или черники помогут тем, кто страдает от проблем с пищеварительной системой.Что отличительно, при приготовлении морса на основе нескольких видов ягод увеличивается лишь энергетическая ценность, а не калорийность морса.

Состав: 150 г клюквы (брусники, чёрной смородины, земляники, клубники или малины), мёд, 1 л. воды.Свежие ягоды промыть и отжать сок. Выжимки залить горячей водой, проварить при слабом кипении 5—8 мин и дать настояться в течение 25—30 мин. Отвар процедить, мезгу отжать, добавить в отвар мёд и размешать его до полного растворения. Затем влить сок, ещё раз процедить и охладить.

Состав: 1 апельсин или лимон, 120 г сахара, 1 л воды.Цедру, снятую с цитрусовых, мелко нарезать, залить горячей водой, варить при слабом кипении 5 мин и настаивать 3—4 ч. В процеженный отвар добавить сахар, довести до кипения, влить предварительно отжатый сок и охладить.

Состав: 2—3 яблока, мёд, 1 лимон, 800мл воды.Яблоки очистить от сердцевины и кожицы, натереть на тёрке и отжать сок. Выжимки и кожицу яблок залить водой, добавить цедру лимона, кипятить 3—5 мин, настаивать 10—15 мин. и процедить. Добавить мёд и довести до кипения. Охладить и влить яблочный и лимонный соки.

Состав: 200 г. протёртой с сахаром чёрной смородины, 120 г. мёда, 1 г. лимонной кислоты, 800 мл воды.В тёплую воду положить мёд, размешивая, довести до кипения и снять с поверхности пену. Охладить и добавить лимонную кислоту. Протёртую с сахаром смородину положить в охлажденный напиток, перемешать и процедить.

Состав: 1/2 стакана рябины, 1/2 стакана клюквы, 5 г. душистой мяты, 4 стакана воды, сахар по вкусу.Клюкву промыть, ополоснуть холодной кипячёной водой и отжать сок. Клюквенную мезгу и рябину отварить в кипящем сахарном сиропе (при закрытой крышке), добавить в конце варки мяту и дать настояться 4—6 часов. Затем настой процедить, добавить отжатый клюквенный сок и охладить.

Состав: 1 л. яблочного сока, 1/2 л. воды, 1 ст. ложка меда, 1/2 лимона.Мёд размешать с кипяченой, чуть охлажденной водой, добавить нарезанный ломтиками лимон и яблочный сок.

Состав: 150 г. мёда, 250 мл березового сока, 650 мл воды, 1 г. лимонной кислоты.В кипячёной горячей воде растворить мёд, охладить, добавить сок и лимонную кислоту.

Состав: 25 г. мяты, 150 г. сахара, 600 г. березового сока, 100 г. лимонного сока, 200 г. мёда.В берёзовый сок добавить сахар, мед, лимонный сок и мяту, плотно закрыть и поставить на 2—4 часа в холодное место, затем процедить. Подавать с кусочками льда.

Состав: 5 ст. ложек рябины, 2 яблока, 3 ст. ложки меда, 1 л воды.Яблоки нарезать мелкими кубиками (вместе с семенами), положить в эмалированную кастрюлю, залить кипятком и настаивать 20 мин. Рябину размять, также залить кипятком и настаивать 10—15 мин. Затем оба настоя процедить, смешать и добавить мёд. Можно готовить как из лесной, так и черноплодной рябины.

Славяне употребляли кисели, которые готовились на основе зерновых, при этом наибольшей популярностью пользовался овсяной кисель. Для его приготовления в современной интерпретации нужны овсяные хлопья, простокваша и вода.Рецепт старославянского киселя выглядит следующим образом:В тёплую воду надо добавить ложку сквашенного молока, разболтать, затем засыпать овсяные хлопья (раньше использовали овсяное толокно или овсяную муку) и оставить в тёплом месте примерно на сутки (в зависимости от количества закваски и температуры).Затем сквашенный овёс измельчают (толкушкой или миксером) и откидывают на дуршлаг. Получается паста в виде густого кефира с кисломолочным ароматом – овсяный концентрат.Эту жидкость разбавляют теплой водой до нужной консистенции и получается тот самый овсяной кисель. Он имеет хорошие вкусовые и отличные питательные качества, которые ярче выражены именно в сыром виде. Это истинно волшебный напиток, в который по вкусу можно добавить всё что угодно. Полученный сырой овсяный концентрат очень хорошо сохраняется (в холодильнике до трёх недель). Он очень универсален в применении. Его можно употреблять как кисель или йогурт, как майонез в салаты, как сметану в супы или окрошку и т.п. Кроме этого из сквашенного овса можно сделать кислую овсяную кашу. Кстати такая каша была в большом почёте у древних славян. Делать её очень просто. Овёс не варить, а просто залить кипятком. Так будет гораздо вкуснее и полезнее. В таком виде овсяная каша (при желании с добавлением меда, изюма, постного масла и т.п.) – лучший завтрак (совершенно отличный от обычной овсянки). Так что овсяной кисель наши предки пили не зря и во многих сказках он упоминается заслуженно. Попробуйте его и Вы! Как видите сделать его совсем просто.

Плющеный овес протомить в духовке до золотистого цвета. Переложить в чугунок, залить холодной водой и варить на слабом огне полчаса. Затем кисель осторожно слить с осевшей гущи в чистую посуду и дать ему остыть. Кисель должен иметь густоту сметаны. Можно добавить для сладости мед.

Напиток сурья считался у славян божественно-очищающим дух человека. Совокупность использовавшихся для его приготовления трав была очень разнообразна и полезна. Сурья благотворно воздействует буквально на все внутренние органы человека. Интересно и то, что запаривали сурью в печи, что тоже делало ее напитком полезным и богатым. Вот набор трав и ягод одного из рецептов: кислица, железница крымская (лимонник крымский), листья бадана, молодые листья репея (лопух большой), ягоды морошки, молодой золотой корень (родиола розовая), ромашка аптечная, череда, облепиховый или липовый цвет.

Состав: 1 ч. л. молока (не подверженное тепловой обработке, НЕ из магазина) завариваем в небольшом количестве воды. 1 ч. л. девясила (трава), 1 ч. л. чернобыльника, 1 ч. л. чабреца, 1 ст. л. меда.Даем травам настояться. Добавляем в молоко (можно не остужать) пару ст. ложек чистого отвара. Закупориваем плотно, чтобы не сорвало (завинчивающиеся банки). Ставим в тёмное тёплое место. Напиток бродит приблизительно 3 дня. Во время сбраживания напиток нужно взбалтывать 2-3 раза в день.Упрощённый рецепт: 1 литр молока, 1 ст. л. меда, 1/4 ч. л. полыни, 1-2 ч. л. ромашки. По желанию и вкусу можно добавить 6-7 ягодок шиповника, 1/2 чайной ложки листьев берёзы, 1/4 чайной ложки мелиссы. Завариваем траву в 0,5 стакана воды. Процедить отвар и влить в молоко (заваренную траву можно не остужать, сурья быстрее сбродится и будет нежнее). Оставляем на 2-3 дня. Напиток готов, когда при наливании в кружку он немного шипит.

 

Так же рекомендуем посмотреть

zarenica.net

Сыта. рецепты сыты. как готовить сыту. традиционная русская кухня

Раздел: РУССКАЯ КУХНЯ

Традиционные русские блюда

65-я страница раздела

Традиционные ритуальные и обрядовые блюдаСЫТА

Сыта — один из повседневных напитков Древней Руси и Московского государства допетровской эпохи. Готовили его путем разведения водой натурального пчелиного меда, а также из патоки, которую получали упариванием солодового сусла (проращивали ячмень, сушили его, размалывали, заваривали горячей водой и сливали сусло).

Сыта была обязательным ритуальным блюдом на поминальном столе, и подавали ее обычно к густым киселям. «…На столах явились блюда с кутьей и кануном, жбаны с сычиной брагой и баклаги с медовой сытой для поминального овсяного киселя…» (П. И. Мельников-Печерский. В лесах).

ПРИМЕЧАНИЕ:* — по рецептам, помеченным звездочкой, можно готовить в дни поста.

*Сыта простая

Ингредиенты:

50— 60 г меда, 1 л воды.

Приготовление

Мед развести водой, прокипятить, снимая пену, затем процедить и охладить. Количество меда по желанию можно увеличить до 150–200 г на 1 л воды.

Для приготовления пряной сыты в воду добавить несколько пряностей по вкусу.

*Сыта лимонная

Ингредиенты:

50–100 г меда, сок 1 лимона, 1 л воды.

Приготовление

Мед развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить лимонный сок, тертую цедру и дать настояться в холодном месте.

*Сыта фруктовая (ягодная)

Ингредиенты:

50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды.

Приготовление

Мед развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок.

Можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

*Сыта ароматная

Приготовить сыту на отваре душицы, зверобоя или другой ароматной травы.

Сведения домашнему кулинару

Мед хранят в стеклянной или эмалированной посуде и обязательно в темноте. Банки с медом не следует держать рядом с резкопахнущими продуктами, так как он быстро впитывает запах, а также в сыром месте. Не следует оставлять мед на солнечном свету, поскольку он теряет в этом случае свою биологическую активность. Если для употребления нужен жидкий мед, то его разогревают на водяной бане при температуре не выше 60°С. Cледует знать, что при нагревании до температуры +45°С и выше мед утрачивает свои основные полезные свойства, превращаясь в простой сладкий сироп. Натуральный мед (кроме некоторых редких сортов) засахаривается к концу октября. В засахаренном меде все полезные свойства сохраняются, и нежелательно его подогревать.

Мед может быть жидким и густым, закристаллизованным. Жидкий мед бывает, как правило, летом (июль-август) в период его откачки. Через 1–2 месяца он кристаллизуется. Поэтому, если зимой или весной продается жидкий мед, значит, он или подогрет, или фальсифицирован. Исключение составляет мед из белой акации (акациевый мед), который долго не кристаллизуется, и вересковый, превращающийся в желеобразную массу.

www.recippes.ru

Что такое сыта или история медовых напитков на Руси: vitalidrobishev

ЧТО ТАКОЕ СЫТА?

Сыта — один из повседневных напитков Древней Руси и Московского государства допетровской эпохи. Готовили его путем разведения водой натурального пчелиного меда, а также из патоки, которую получали упариванием солодового сусла (проращивали ячмень, сушили его, размалывали, заваривали горячей водой и сливали сусло) . Существовало несколько вариантов приготовления сыты. Согласно одному медовые соты складывали в бочку и заливали кипятком. После настаивания и растворения меда полученный раствор процеживали и подавали холодным. Возможно также получение сыты путем заливания меда теплой водой и настаивание до полного растворения. Еще один вариант предполагал варку сыты на огне, причем для вкуса добавлялось немного хмеля, пряностей или душистых трав.В старину на Руси «рассытенный» мед (фактически вода с медом) был практически самым популярным напитком. Употребляли его обычно после еды. С тех времен и возникла поговорка «наесться до сыта», то есть пришел черед сладкого – сыта. Сыта была обязательным ритуальным блюдом на поминальном столе, и подавали ее обычно к густым киселям. «...На столах явились блюда с кутьей и кануном, жбаны с сычиной брагой и баклаги с медовой сытой для поминального овсяного киселя... » (П. И. Мельников-Печерский. "В лесах")

Сыта простая

Ингредиенты: 50— 60 г меда, 1 л воды. Приготовление Мед развестив кипячёной тёплой воде, потом остудить. Количество меда по желанию можно увеличить до 150—200 г на 1 л воды. Для приготовления пряной сыты в воду добавить несколько пряностей по вкусу.

Сыта лимонная

Ингредиенты: 50—100 г меда, сок 1 лимона, 1 л воды. Приготовление Мед развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить лимонный сок, тертую цедру и дать настояться в холодном месте.

Сыта фруктовая (ягодная)

Ингредиенты: 50 г меда, 1/2 стакана фруктового или ягодного сока, 2 стакана воды. Приготовление Мед развести в кипяченой теплой воде, охладить, добавить фруктовый или ягодный сок. Можно добавить в сыту немного лимонной кислоты.

Сыта ароматная Приготовить сыту на отваре душицы, зверобоя или другой ароматной травы.©

vitalidrobishev.livejournal.com

Что такое сыта, или Вся правда о медовых напитках

Толково-словообразовательный дает такое определение:

СЫТА (ж.р., устар.) - это вода, подслащенная медом, или медовый отвар на воде.

Сы́тить (меды сытить) — разводить водою.

Сы́та медвяная — разварной мед на воде.

Сыть (что ты, волчья сыть) — еда, корм.

СТАРИННЫЙ РЕЦЕПТ БОЛТУШКИ И СЫТЫ.

В одной из первых летописей Древней Руси есть кулинарный рецепт. В «Повести временных лет» Х века написан рецепт овсяного киселя. Правда, это не кисель в современном нашем понимании, а, скорее, пудинг - имеющий густую консистенцию.

Для тех, кто не читал «Повесть временных лет», я попробую пересказать основную фабулу истории этого самого киселя-пудинга.

Дело было то ли в 8, то ли в 10 веке. Недалеко от Киева находился город Белгород. Вот его-то и осадили племена печенегов, которые постоянно воевали с русичами. Белгород был неплохо укреплен, поэтому осада была долгой. Среди защитников города вот-вот мог начаться голод.

Горожане собрались на площади на вече и стали предлагать свои варианты решения проблемы. Один из наиболее мудрых стариков предложил одолеть врага хитростью. И вот в чем она должна была заключаться.

Из оставшихся запасов – а это оказалась овсяная мука и немного меда – старик предложил приготовить блюдо. Женщины развели муку водой и приготовили «болтушку». Также подсластили воду медом, и получилась «сыта». Мужчины выкопали два глубоких колодца. В один из колодцев старик приказал опустить кадку с «болтушкой», а в другой - с «сытой».

Закончив приготовления, жители позвали в город несколько печенежских воинов.

Когда те пришли, старец сказал им: «Зачем губите себя? Разве можно перестоять нас? Если будете стоять и десять лет то, что сделаете нам, ибо имеем мы пищу от земли. Если не верите, то посмотрите своими глазами».

С этими словами привели печенегов к колодцам. Зачерпнули из первого колодца «болтушку», а из второго – «сыту», смешали и заварили на огне, поели сами и дали попробовать печенегам. И с собой дали, отправив восвояси, дабы рассказали они своим князьям о том, что видели. Поели князья печенежские удивительного блюда и решив, что дальнейшая осада бессмысленна, покинули город.

А вот, собственно, осовремененный рецепт этого самого пудинга-киселя, состоящего из двух основных частей - болтушки и сыты.

Вам понадобится: 2 стакана овсяной муки (ее легко приготовить, перемолов овсяные хлопья), 2 столовых ложки меда, щепотка ванили, 8 стаканов воды (можно заменить молоком, несладким какао), соль и любые пряности по вкусу.

Высыпьте в кастрюлю овсяную муку, залейте теплой водой, хорошо размешайте, чтобы не было комочков. Это и есть так называемая «болтушка». Нужно ей дать набухнуть 6-8 часов (можно оставить на ночь). Затем процедите через сито, добавьте мед и ваниль, посолите по вкусу и варите, помешивая до загустения. Горячую массу разлейте в охлажденные формы, и дайте ей застыть. Если формы большие, пудинг-кисель можно разрезать ножом на порции.

Получается вкусное и очень питательное блюдо, причем с древней историей!

Это выяснила Мила Гончарова

ХМЕЛЬНЫЕ МЕДЫ

Медовые хмельные напитки издавна считались лучшими на Руси. Рецептов приготовления таких напитков было множество, некоторые из них дошли до наших дней. Путем кипячения готовили напитки из вареного меда, холодным способом — из сырого. Для вареного меда брали полуторную (1 часть меда, 0,5 части воды), двойную (1 часть меда, 1 часть воды) или тройную сыту (1 часть меда, 2 части воды). Для приготовления натуральных медовых напитков в сыту ничего не добавляли, но в большинстве случаев делали меды со вкусовыми и ароматическими приправами: хмелем, гвоздикой, имбирем, корицей, фиалковым корнем, мускатным орехом, ванилью, перцем, можжевеловой ягодой, сельдереем. Добавляли их при кипячении. Бродили меды очень медленно — до десяти лет. Напитки из сырого меда готовили из тройной (1 часть меда, 2 части воды) или четверной сыты (1 часть меда, 3 части воды) без кипячения. Особенно ценились красные меды: вишневый, малиновый, смородиновый, черемуховый, можжевеловый.

ВАРЕНЫЕ МЕДЫ

Мед малиновый (рецепт немецкого путешественника Олеария, XV век). Созревшую малину перекладывают в бочку и заливают на день-два чистой водой. Затем воду сливают, добавляют мед из расчета 1—2 части на 3 части воды, кладут кусок поджаренной булки и немного дрожжей. После начала брожения булку вынимают и оставляют мед бродить еще 5 дней. Для вкуса и аромата опускают мешочки с корицей или гвоздикой. После окончания брожения (8 дней в темном месте) бочку ставят на холод.

Мед литовский . К одной части меда добавляют 0,5 части воды. Во время варки на 100 л раствора всыпают 150 г можжевеловых ягод и 100 г цветков сирени.

Мед каштелянский . Мед и воду берут поровну. В конце варки на каждые 100 л напитка опускают в мешочках 100 г шишек хмеля, 3 стручка ванили, 2 крупных сельдерея. Сбраживают на пивных дрожжах.

Мед капуцинский . Берут равные объемы меда и воды. В середине варки на 100 л жидкости добавляют 100 г хмеля, 10 г мускатного ореха, 10 г имбиря. Выдерживают 5—10 лет.

Бернардинский мед. К одной части меда добавляют 2 части воды. Во время варки на каждые 100 л смеси потребуется 50 г хмеля, 50 г фиалкового корня, 2 капли розового масла или 50 г сушеных лепестков роз.

СЫРЫЕ МЕДЫ

Медовуха . На ведро кипяченой воды комнатной температуры берут 3—3,35 кг меда, 120—150 г хмеля, 200 г дрожжей. После сбраживания содержимое фильтруют, охлаждают и выдерживают 1,5—2 месяца. Хранят в прохладном месте.

Медовуха-вариант . Один стакан меда (вместе с сотами) разводят пятью литрами охлажденной кипяченой воды и сливают в небольшой бочонок. Добавляют дрожжи, разведенные в теплой воде, и хорошо перемешивают. Выдерживают в прохладном месте 6—8 дней.

ПРАЗДНИЧНЫЕ НАПИТКИ

Медовый грог: 20 г меда, 70 мл коньяка, долька лимона. Фарфоровую чашечку помещают на 10 минут в кипящую воду, чтобы она хорошенько нагрелась. В горячую посуду кладут мед и через одну минуту вливают коньяк, слегка перемешивают и прибавляют дольку лимона.

Медовый кофейный пунш: 3 чайные ложки меда, 0,6 л черного кофе, 200 мл белого вина и 100 мл рома.

В горячий сосуд из термостойкого стекла вливают свежезаваренный кофе и смешивают с медом. Умеренно нагревают, прибавляют вино, ром и хорошо перемешивают. Подают к столу в нагретых чашках.

Медовый кофе под пламенем (рецепт на одну чашку): 2 чайные ложки меда (по вкусу), 2 чайные ложки молотого кофе и 1 чайная ложка спирта.

Кипятят полстакана воды, прибавляют мед, кофе и добавляют еще полстакана холодной воды. Ставят на огонь. Как только кофе поднимется, снимают с огня и переливают в горячую чашку. Прибавляют спирт, поджигают и подают горячим.

Имбирный кофе: 4 столовые ложки меда, 3 столовые ложки кофе, 0,6 л воды, 1/2 ложечки имбиря и 1 чайная ложка сливок.

Насыпают в воду имбирь, доводят до кипения и варят 2—3 минуты. В кофейнике мед и кофе заливают кипятком с имбирем. Перемешивают и подают на стол со сливками.

Эти и другие рецепты на сайтеhttp://nauka.relis.ru/44/0012/44012110.htm

www.domotvetov.ru

Сыто и Квас – русские народные напитки

Сыто (Сыть) «Есть досыта».

На Руси плоть до начала XVII века мёд был основным сахаристым продуктом и использовался не только в качестве средства для изготовления хмельных напитков, но и выполнял функцию древнерусского десерта, называемого Сытью.

Сыть или Сыто это напиток, который использовался до появления чая и прочих современных напитков, выполняя их функцию во время языческой Руси. Именно благодаря сыти появились такие понятия как «сытость», «сытно» и, конечно же, «досыта» - знаменуя тем самым не только изобилие пищи, но хороший аппетит (являющийся признаком крепкого здоровья) и наличие сладости (являющейся признаком заслуженного добросовестным трудом аппетита).

Способ приготовления простой Сыти заключается в разведении мёда в кипятке. Для приготовления душистой Сыти используются сборы ароматных трав, которые кладут в горячую воду, отстаивают, процеживают и добавляют мёд, после чего добавляют в кипяток. Сыть в отличие от чая (который в охлаждённом виде принято называть «ядом змеи»), не изменяет своих свойств при охлаждении и выдержке по времени, и имеет своё великолепие в холодном виде.

Сыто является и основным обрядовым питиём, так как в Сыти принято варить крупу на кутью (которая аналогично появлению чая, стала изготавливаться из риса и изюма в более позднее время, не имеющее отношения к языческой Руси) и другие обрядовые яства подаваемые до сыта.

Квас – король русских холодных напитков.

Первое летописное упоминание о квасе датируется 996 годом - времени, когда он уже пользовался заслуженной славой. Варили квасы и в деревнях и в городах, в царских дворцах и крестьянских избах, в монастырях и боярских хоромах.

Русской народной традиции известно два вида этого напитка - непосредственно самого Кваса и кислых щей - достаточно кислого и сильно газированного Кваса. Испокон веков, Квас - это не только утоляющий жажду напиток, но также - основа для приготовления окрошки, ботвиньи, целого ряда приправ и маринадов, а также средство для утоления жажды в русской бани - и даже, чтобы «поддать пару», излиянием на раскалённые камни.

Этот универсальный напиток не потерял своей значимости, даже наряду с современными «колами», и до сих пор является символом здорового образа жизни.

bujan.ru

Безалкогольные напитки в Древней Руси

Напитки в Древней РусиВ Древней Руси  между IX – XIV веками существовали следующие напитки: вода, сыта, березовица, вино, мёд, квас, сикера, ол. Безалкогольными напитками в Древней Руси являлись вода и сыта. Березовица не была полностью безалкогольным напитком, так как выделяли березовицу простую и березовицу пьяную. Тоже самое можно сказать и о квасе, который при забраживании заметно веселил Душу. Тематика моего блога  для семейного чтения не позволяет долго останавливаться на алкогольных напитках, поэтому бросим свой взгляд на напитки безалкогольные.

Вода. Прежде всего отметим, что в IX – XI веках напитком считалась не всякая вода, а вода «живая». Этот термин буквально можно перевести как вода проточная – вода ключей, родников, источников и быстрых рек.  С XII века этот термин заменяется другим – «ключевая» или «родниковая вода». В середине XIII века упоминание «живой воды» можно встретить только в сказках, где она уже теряет своё предыдущее смысловое наполнение и приобретает исключительно иносказательное, волшебное.

 

Решающее значение воды в обеспечении жизни было понятно Человеку сразу же с появлением мыслительной функции. Если длительные неурожаи пережить было возможно, то без воды длительно существовать было невозможно.

Ещё с первобытных времён у Человека появилось глубокое почитание воды и водных источников. На берегу водоёмов создавались святилища. Примером такового сооружения, дошедшего до наших дней, может служить Бесов Нос, находящийся на Онежском озере.

вода и алкогольПричиной  же появления алкогольных напитков в истории человечества было стремление принести божествам не одну лишь воду, которую у Высших Сил и так много, а нечто более ценное, используя для этого результаты собственного человеческого умения и производства. Таким образом, природные субстраты жидкого вида (вода, молоко, растительные соки) превращались в какие-нибудь иные жидкости с совершенно новыми свойствами. Люди старались показать Богу, что они его достойные ученики. Безусловно, занимались в первую очередь этими изысканиями жрецы, охранители святилищ, - посредники между Богом и людьми. Именно так и возникли все культовые напитки на заре истории человечества. Позднее они начали употребляться во все торжественные и значительные моменты жизни Человека.

Потребность употреблять алкогольные напитки основывалась ещё на одном факте. Язычники были уверены, что загробный мир находится не на небе, а под землёй, и, чтобы попасть туда, нужно было переплыть реку, охраняемую подземным речным божеством. Чтобы процесс перемещения прошёл «как по маслу», божество нужно было задобрить, усыпить его бдительность, проще говоря, напоить. Здесь очень нужны были одурманивающие, охмеляющие напитки, место которых и занял алкоголь. Из этой давней традиции и пошёл обычай поминать усопшего чашей доброго вина.

Русь

Между прочим, термин водка, произошёл от слова вода и был его димунитивом (уменьшительным словообразованием). Так в древние времена рассматривали важную роль воды как основу любого напитка.

«Живая вода» называлась также «пивной водой» (водой для питья), а иногда даже «пивом», что означало питье. Это ещё более сближает её с другими напитками, и, конечно же, с пивом в его сегодняшнем понимании.

Однако вода, всё-таки, была термином диаметрально противоположным алкогольным напиткам, поэтому никогда  в Древней Руси крепкий спиртной напиток не мог быть назван «живой водой», нельзя было поставить знак равенства между алкоголем и проточной водой.

Берёзовый сокБерезовица представляла собой березовый сок. Получение берёзового сока было достаточно лёгким занятием и сразу же давало большие объёмы напитка. Главным его недостатком было то, что он был исключительно сезонным  – получать сок можно было только ранней весной. Приходилось заготавливать большие объёмы сока, которые не всегда можно было сохранить до следующей весны – он легко прокисал, да и  таких больших ёмкостей для хранения сока в древние времена просто не было.  Из берёзового сока начали забраживать хмельную березовицу, более стойкую в хранении. Но спустя века появился и другой недостаток – большие объёмы заготовки привели к гибели целых берёзовых массивов, поэтому назрела необходимость в поиске другого сырья для массового производства напитков. Таким сырьём стал мёд.

Сыта представляло собой смесь воды и мёда. Мёд был известен уже с глубокой древности и имел две разновидности: как сладость (по латински – mel) и как алкогольный напиток (по латински mulsum).

В безалкогольном варианте мёд был основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы, живших между 40 и 60 градусами северной широты. Его название Meth можно встретить у древних германцев, у скандинавов Miod считался напитком богов.

В смеси с водой мёд был хорошим освежающим напитком и назывался сыта. А вот питный  мёд (как алкогольный напиток) получался из смеси ягодных соков, доведённых до состояния морса, с мёдом диких пчёл и подвергался многолетней выдержке. Средняя выдержка питного мёда составляла 10-15 лет. Умением его забраживать славяне характеризовались  уже  начиная с IX века. В исторических документах есть сведения, что в XV  веке на княжеских пирах подавался мёд  аж 35-летней выдержки.

Мёд в Древней Руси

Существовал ещё один вид  алкогольного напитка из мёда – варёный мёд. Он был более низкого качества и был более крепок, чем мёд ставленный, питный.

Первоначально бортничество было распространено в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве. Оттуда мёд по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь.

Ставленный (питный) мёд был на столе преимущественно знати и зажиточных слоёв, народ употреблял варёный мёд и сыта.

В XV веке запасы мёда на Руси сильно сокращаются, он удорожается в цене и поэтому становится предметом экспорта, так как находит большой спрос в Западной Европе.

Поэтому вновь возникла необходимость для поиска нового сырья для приготовления напитков. И оно было найдено – им оказалось ржаное зерно. Так в Древней Руси стал распространяться квас. Об этом можно подробнее прочитать в статье История кваса

Вконтакте

Facebook

Pinterest

Одноклассники

Мой мир

LiveJournal

Google+

sebulfin.com

Спиртные напитки Древней Руси. - maximus67

В период между IX и XIV веками в Древней Руси существовали следующие термины для обозначения напитков: сыта, вино, мед, квас, сикера, пиво, ол, березовица.

Большая часть этих напитков была алкогольными, охмеляющими. Безалкогольными являлись лишь первые два, то есть вода и сыта, в то время как третий - березовица - уже не был полностью безалкогольным, поскольку различали березовицу простую и березовицу пьяную. То же самое относилось и к квасу. Таким образом, грань между алкогольными и безалкогольными напитками была весьма подвижной.

Даже сыта, то есть смесь воды и меда, также легко могла забродить и тем самым превратиться в слабоалкогольный напиток, сохраняющий то же самое название, что и безалкогольный. Если же вспомнить, что и вино, то есть виноградное вино, привозимое из Византии и Крыма, точно так же разбавлялось по древнему греческому обычаю водой, то станет понятным, почему вода оказалась тесно связанной с алкогольными напитками как постоянный компонент при их употреблении и почему вода входила в число именно напитков, а не была просто жидкостью для разных целей, какой она является в наши дни.

Это отличие в восприятии воды древним человеком и нашими современниками, этот древнерусский взгляд на воду как основу многих или даже всех напитков и, конечно, всех алкогольных напитков надо иметь в виду, когда мы будем говорить о том, почему один из самых крепких алкогольных напитков русского народа - водка - был назван по имени столь безобидного питья, как вода.

Нет сомнения, что к моменту появления водки древнее значение термина «живая вода» хотя и не употреблялось в быту, но все же воспринималось сознанием и потому на Руси новый спиртной напиток не получил названия «воды жизни» и «живой воды», как это было всюду на Западе и у западных славян, испытавших латинское влияние. Именно в Западной Европе первые «водки», то есть винный спирт, содержащий половину или менее половины объема воды, получил латинское название «аквавита» (aqua vitae) (вода жизни), откуда произошли французское «одеви» (eau-de-vie), английское «виски» (whisky), польское «оковита» (okowita), являвшиеся простой калькой латинского названия или его переводом на тот или иной национальный язык.

В русском языке этого не произошло, ибо практика производства водки имела не латинский, не западноевропейский, а иной источник - отчасти византийский и отчасти отечественный. Вот почему в терминологии русских спиртных напитков ни до XIII века, ни после него аквавита не нашла никакого отражения. А сам термин «живая вода» на русском языке относился только к питьевой воде.

Вино

Под этим термином в IX-ХIII веках понималось только виноградное вино, если оно употреблялось без других прилагательных. Вино стало известно на Руси с IX века, еще до принятия христианства, а после его принятия, в конце Х века, оно стало обязательным ритуальным напитком. Привозилось вино из Византии и Малой Азии и называлось греческим и сирским (сурьским), то есть сирийским. До середины XII века оно употреблялось только разбавленным водой, так же как его традиционно пили и Греции и Византии. Источник указывает: «Месят воду в вино», то есть воду доливать следует в вино, а не наоборот, не вино подливать в чашу с водой. Это имело глубокий смысл, ибо всегда более тяжелые по удельному весу жидкости следует наливать в легкие. Так, чай надо наливать в молоко, а не наоборот. Сам термин «вино» был воспринят при переводе Евангелия на старославянский язык от латинского слова «винум» (vinum), а не от греческого «ойнос».

С середины XII века под вином подразумевают уже чистое виноградное вино, не разбавленное водой. В связи с этим, чтобы не делать ошибок, в старой и новой терминологии стали обязательно оговаривать все случаи, когда имелось в виду не чистое вино. «Еко же вкуси архитриклин (т. е. распорядитель пира) вина, бывшего от воды». А чтобы избежать длинных оговорок, стали все чаще употреблять прилагательные для уточнения, какое вино имеется в виду. Так появились термины «оцьтьно вино», то есть вино кислое, сухое; «вино осмрьнено», то есть вино виноградное сладкое, с пряностями: «вино церковное», то есть вино виноградное красное, высшего качества, десертное или сладкое, не разбавленное водой. Наконец, в конце XIII века, под 1273 годом, впервые в письменных источниках появляется термин «вино твореное».

Отметим, что он возникает спустя почти 400 лет после появления вина виноградного и спустя 200-250 лет после письменного закрепления разных эпитетов за разными видами виноградного вина. Уже одно это обстоятельство говорит о том, что мы имеем дело не с виноградным, не с естественным вином, а с вином, полученным каким-то иным, искусственным, производственным путем, вином, сделанным, сотворенным самим человеком, а не природой.

Таким образом, термин «твореное вино» не относится уже к собственно вину, как его понимали до XIII века.

Мед

Вторым по значению спиртным напитком Древней Руси был мёд. Он известен уже в глубокой древности и как сладость (лат. - mel), и как алкогольный напиток (лат. - mulsum). Мёд не был, как подчас думают, исключительно алкогольным напитком русских. Он служил основным парадным напитком большинства европейских народов средней полосы - между 40° и 60° с. ш. и встречался у древних германцев (Meth), у скандинавов (Mjod), где считался напитком богов, и особенно у древних литовцев (medus).

Основа слова «мёд» вовсе не русская, а индоевропейская. В греческом языке слово «мэду» означало «хмельной напиток», то есть общее понятие алкоголя, а иногда употреблялось в значении «чистое вино», то есть слишком крепкое, слишком опьяняющее, не питьевое по греческим традициям и представлениям. Слово же «мэдэе» означало по-гречески «пьянство». Все это говорит о том, что крепость меда как алкогольного напитка была во много раз больше, чем крепость виноградного вина и поэтому древние греки и византийцы считали, что употребление столь сильных напитков свойственно варварам.

В Древней Руси, насколько это можно судить по фольклорным данным, мёд был самым распространенным напитком из числа алкогольных, в то время как вино в фольклоре почти не упоминается. Между тем документальные памятники говорят как будто о другом. Из них известно об употреблении привозного вина с IX века, но мед впервые встречается на Руси, да и то в значении сладости, лишь под 1008 годом, а в Македонии - под 902 годом; в значении алкогольного напитка в Литве и Полоцке - в XI веке, в Болгарии - в XII веке, в Киевской Руси - только в XIII веке (1233 г.), Чехии и в Польше - с XVI века. Только в летописи Нестора под 996 годом упоминается, что Владимир Великий велел сварить 300 проварь меду. Да еще Ибн-Даст (Ибн-Рустам) - арабский путешественник в начале Х века (921 г.) - упоминает, что руссы имеют медовый хмельной напиток, и что древляне в 946 г. дают Ольге дань не пчелиным, а «питным» медом.

Вместе с тем из ряда косвенных византийских сообщений известно, что еще в конце IX века, во времена язычества, отдельные славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать мед и по закисании превращали его из mel в rnelsum, а также выдерживали его подобно вину и использовали для улучшения его качества переливы (т. е. неоднократное переливание из одного сосуда в другой - новый и чистый).

Все это дает возможность прийти к следующим выводам: мед как алкогольный напиток был вначале более всего распространен в самой лесистой части Древней Руси, на территории нынешней Белоруссии, в Полоцком княжестве, где процветало бортничество, то есть добыча меда от диких пчел. Отсюда мед по Припяти и Днепру поступал в Киевскую Русь. В X-XI веках мед в Киеве употребляли в исключительных, чрезвычайных случаях и при этом изготовляли его сами из запасов медового сырья: мед варили. Вареный мёд как напиток был более низкого качества по сравнению с мёдом ставленым.

Последний выдерживали по 10-15 лет и более, и он представлял собой результат естественного (холодного) брожения пчелиного меда с соком ягод (брусники, малины). Известны случаи, когда в XIV веке на княжеских пирах подавался мёд 35-летней выдержки. Поскольку широкое употребление мёдов (вареных и ставленых) приходится на XIII-XV века, то представление о том, что в древности основным напитком был мёд, нашло отражение прежде всего в фольклоре, произведения которого создавались именно в это сравнительно позднее время, когда началось формирование национальной русской культуры.

Кроме того, расцвет медоварения в XIII-XV веках был связан не с его возникновением в это время (ибо оно возникло в X-XI вв.), а с сокращением привоза греческого вина вследствие сначала монголо-татарского нашествия (XIII в.), а затем упадка и крушения Византийской империи (XV в.). Таким образом, историческая обстановка, включая не только изменения в системе международных отношений и международной торговли, но и изменения чисто географического характера (перемещение территории Русского государства на северо-восток, перенесение столицы из Киева во Владимир, а затем в Москву), приводила к изменению характера потребляемых спиртных напитков. Все это удаляло Русь от источников виноградного вина и заставляло изыскивать местное сырье и местные способы для производства алкогольных напитков.

Мёд, хотя и был древним напитком, но в XIII-XV веках он как продукт местного сырья выдвигается на первый план главным образом в обиходе знати, зажиточных слоев. Длительность производства хорошего, настоящего ставленого мёда ограничивала круг его потребителей, несомненно, удорожала товар. Для массовых сборищ даже при дворе великого князя употребляли более дешевый, более быстро приготавливаемый и более пьянящий - вареный мёд. Тем самым XIII век является рубежом, знаменующим переход к напиткам, во-первых, из местного сырья и, во-вторых, к напиткам значительно более крепким, чем в предыдущие пять столетий.

Нет сомнений, что привычка к употреблению более крепких, более охмеляющих напитков в XIII-XV веках подготовила почву и для появления водки.

В то же время развитое, широкое медоварение было просто невозможно без наличия винного спирта как компонента дешевых, но крепких медов. Уже в XV веке запасы мёда сильно сокращаются, он удорожается в цене и потому становится предметом экспорта за счет сокращения внутреннего потребления, ибо находит спрос в Западной Европе. Для местного же употребления приходится и изыскивать более дешевое и более распространенное сырье. Таким сырьем оказывается ржаное зерно, уже с древнейших времен используемое для производства такого напитка, как квас.

Квас

Слово это встречается в древнерусских памятниках одновременно с упоминанием о вине и даже раньше мёда. Значение его, однако, не вполне соответствует современному. Под 1056 годом мы находим явное упоминание кваса как алкогольного напитка, поскольку на языке того времени слово «квасник» употреблялось в значении «пьяница».

В XI веке квас варили, как и мёд, а это означает, что по своему характеру он был ближе всего к пиву в современном понимании этого слова, но только был гуще и действовал более охмеляюще.

Позднее, в XII веке, стали различать квас как кислый слабоалкогольный напиток и квас как сильно опьяняющий напиток. Оба они, однако, носили одинаковые названия, и только по контексту иногда можно догадаться, о каком виде кваса идет речь. По-видимому, во второй половине XII века или в самом конце XII века сильно опьяняющий квас стали называть твореным квасом, то есть сваренным, специально сделанным, а не произвольно закисшим, как обычный квас.

Этот твореный квас считался таким же крепким алкогольным напитком, как чистое вино, их приравнивали по крепости. «Вина и творена кваса не имать пити», говорится в одном из церковных предписаний. «Горе квас гонящим», - читаем в другом источнике, и это ясно указывает на то, что речь идет не о безобидном напитке. Из всех разновидностей твореного кваса самым опьяняющим, самым «крепким», дурманящим был «квас неисполненный», который весьма часто сопровождается эпитетом «погибельный». На старославянском языке слово «неисплънены» означало незавершенный, не полностью готовый, не доведенный до конца, плохого качества (противоположный латинскому - perfect).

Таким образом, речь вероятно, шла о недоброженном или плохо перегнанном продукте, который содержал значительную долю сивушных масел. По-видимому, к этому роду «кваса» относилось и редко встречающееся в источниках слово «кисера» как сильно одуряющий напиток. Если учесть, что слово «квас» означало «кислое» и его иногда именовали квасина, кислина, кисель, то слово «кисера» можно рассматривать как пренебрежительную форму от кваса неисполненного, незавершенного, испорченного, плохого. Но есть указания и на то, что кисера - искажение слова «сикера», также означающего один из древних алкогольных напитков.

Сикера

Слово это вышло из употребления в русском языке, причем из активного бытового языка, как раз в XIV-XV веках,на том самом рубеже, когда произошла смена и в терминологии, и в существе производства русских алкогольных напитков. Поскольку слово это исчезло из языка совершенно бесследно, не оставив никакой замены, аналога или иного лексического рудимента, то мы постараемся как можно тщательнее выяснить его значение и первоначальный смысл, ибо оно проливает свет на историю русских спиртных напитков. Слово «сикера» вошло в древнерусский язык из Библии и Евангелия, где оно упоминалось без перевода, так как переводчики в конце IX века затруднялись подыскать ему эквивалент в славянских языках, в том числе и в древнерусском языке.

Оно было употреблено и понималось как первое общее обозначение алкогольных напитков вообще, но в то же время четко отделялось от виноградного вина. В греческом языке, с которого переводилось Евангелие, «сикера» также означала искусственный «хмельной напиток» вообще, причем любой пьянящий напиток, кроме естественного вина. Однако источником этого слова послужили слова на древнееврейском и арамейском языках - «шекар» («шехар») и «шикра».

Шикра (sikra) на арамейском означало род пива, это слово и дало «сикеру». Шекар (Schekar) на древнееврейском - «всякий пьяный напиток, кроме лозного вина». Это слово дало в русском «сикер». Поэтому в одних источниках встречается «сикера», в других - «сихер». Совпадение обоих этих слов по звучанию и очень близких по значению привело к тому, что даже лингвисты считали их за вариации одного и того же слова. Однако это были не только разные слова, но они означали и разные понятия с технологической точки зрения.

Дело в том, что в Палестине и у греков «сикер» изготовлялся из плодов финиковой пальмы и был, по сути дела, финиковой водкой. Арамейское же понятие «сикера» означало хмельной, опьяняющий напиток, по технологии близкий к медо- или пивоварению, без гонки.

Нет сомнения, что в древнерусских монастырях ученые монахи доискивались до подлинного значения упоминаемых в Библии и Евангелии греческих, арамейских и древнееврейских слов и тем самым получали полное представление о технологических процессах и их отличиях.

Пиво

Помимо перечисленных выше алкогольных напитков - вина, меда, кваса и сикеры - в источниках XI-XIII веков весьма часто упоминается и пиво. Однако из текстов того времени видно, что пиво первоначально означало всякое питье, напиток вообще, а вовсе не рассматривалось как алкогольный напиток определенного вида в современном нашем понимании. «Благослави пищу нашу и пиво», - читаем в памятнике XI века. Позднее, однако, появляется термин «твореное пиво», то есть напиток, питье, специально сваренное, сотворенное, как вино.

Твореным пивом, как видно из источников, называли очень часто сикеру, а иногда и другой напиток - ол. Таким образом, термин «пиво» сохранил свой широкий смысл и для XII-XIII веков. Если в X-XI веках так назывался всякий напиток, всякое питье, то в XII-XIII веках так стали называть всякий алкогольный напиток: сикеру, квас, ол, твореное вино - все это было в целом твореное пиво или искусственно созданное самим человеком алкогольное питье. Пиво в современном понимании имело другой термин, другое обозначение - ол.

Ол

В середине XIII века впервые появляется новый термин для обозначения еще одного алкогольного напитка «ол», или «олус». Есть также данные, что в XII веке зафиксировано название «олуй», что, по всей видимости, означало то же самое, что и «ол». Судя по скупому описанию источников, под олом понимали напиток, подобный современному пиву, но только приготавливалось это пиво-ол не просто из ячменя, а с добавлением хмеля и полыни, то есть трав, зелий. Поэтому иногда ол называли зелием, зельем.

Имеются также указания на то, что ол варили (а не гнали, как сикеру или квас), и это еще более подтверждает, что ол был напитком, напоминающим современное пиво, но только сдобренное травами. Его наименование напоминает английский эль, также приготавливаемый из ячменя с травами (например, с добавлением цветов вереска). То, что позднее ол стали отождествлять с корчажным пивом, еще более подтверждает, что олом в XII-XIII веках называли напиток, подобный пивному в современном понимании этого слова.

Вместе с тем ясно, что термин «ол» давался весьма высококачественному и довольно крепкому и благородному напитку, ибо и конце XIII века в «Номоканоне» указывается, что ол может быть принесен в храм «в вина место», то есть может быть полноценной заменой церковного, виноградного вина. Ни один из других видов напитков того времени не пользовался этой привилегией - заменять собой вино.

Березовица пьяная

Этот термин отсутствует и письменных памятниках старославянского языка, но из сообщений арабского путешественника Ибн-Фадлана, посетившего Русь в 921 году, известно, что славяне употребляли березовицу пьяную, то есть самопроизвольно забродивший сок березы, сохраняемый долгое время в открытых бочках и действующий после забраживания опьяняюще.

Первое упоминание алкогольных напитков или их терминов в Древней Руси IX-XIV веков (Хронологическая таблица)

Конец IX в.Начало Х в.Начало Х в.1-я пол. Х в.Конец Х в.Конец Х в.Середина XI в.Середина XI в.2-я пол. XI в.2-я пол. XII в.2-я пол. XII в.Конец XIII в.Конец XIII в.XIII-XIV вв.около 880-890 гг.907 г.921 г.920-930 гг.996 г.988-998 гг.1056-1057 гг.

1265-1270 гг.1284 г.

Мед ставленыйВино виноградноеБерезовица пьянаяМед хмельнойМед вареныйВина виноградные (кислые, сладкие)КвасСикераКвас неисполненныйКвас твореныйПиво твореноеХмельноеОл (олуй, олус)Вино твореное

maximus67.livejournal.com