Основы безопасности жизнедеятельности11 класс. Присяга это в древней руси


Какие клятвы давали на Руси

Словам люди всегда придавали сакральный смысл. Традиция клясться возникла в очень древние времена. Человек как бы заключал договор с высшими силами, понимая, что, если его слова окажутся неправдой, если он не сдержит данное обещание, то небо его покарает. Интересно, а какие клятвы приносили на Руси?

Какие клятвы давали славяне?

В языческие времена славяне, давая ложные обеты, призывали на свою голову гнев богов. Собственно, само слово «клятва» имеет тот же корень, что и «заклятие», «проклятие». В этом несомненно просматривается магическая обрядность.

Клятвы являлись официальной частью харатий (хартий) – договорных грамот, если судить, например, по текстам русско-византийских договоров Х века, переводы которых были включены в «Повесть временных лет». Так, в тексте договора 911 года читаем, что мир между государствами скрепляется «клятвою (твердою)», которую никто не должен «преступити». А в договоре русского князя Святослава с греками за 971 год можно найти такие слова: «Да имеем клятву от бога... и да будем золоты яко золото (т.е. превратимся в презренный металл - Авт.), и своим оружием иссечены будем».

В знак крепости клятвы на Руси целовали лезвие меча или прикладывали его ко лбу, так как оружию приписывали сакральное значение. Вот отрывки из летописей: «...По русскому закону клялись оружием своим и Перуном и Велесом»; «…А некрещеная Русь полагает щиты свои и мечи свои наги (обнаженные – Авт.), обручи свои и прочее оружие да клянутся во всем»; «...Заутра призвал Игорь слуг, и пришел на холм, где стоял Перун, сложил оружие свое и щиты и золото, и дал клятву Игорь и люди его...» О тех, кто нарушал клятву, говорилось: «Да будут они кляты от бога и от Перуна и погибнут от собственных мечей своих».

Как клялись воины?

Для русских воинов клятва являлась обязательной. Перед битвой они клялись сражаться за Святую Русь, быть ей верными сынами. Так родился ритуал принятия военной присяги. Известно, что присягу приносили воины князя Александра Невского накануне битвы на Чудском озере. Новгородские ратники приносили клятву в соборе Святой Софии, произнося такие слова: «Постоим за отца и за брата, за свой род; умрем за святую Софию».

Клятвы в земельных спорах

Особую клятву давали при разрешении земельных споров. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли с дерном со спорного поля, и шел в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить граница с соседним участком. При этом он приговаривал: «Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу!» Этот обряд был связан со славянским культом Матери-Земли.

С приходом христианства в подобных ситуациях стали клясться на иконе Богородицы. Даже в официальных землемерных документах появился следующий оборот: «Отводить землю по Пречистой».

Как клялись в народе?

У русского народа были распространены такие клятвы: «Лопни мои глаза, коли скажу неправду!», «Чтоб мне провалиться сквозь землю, если вру!», «Не сойти мне с этого места!», «Убей меня бог!», «Разрази меня гром!» и т.п. В клятвах часто упоминался Бог, поэтому у слова «клясться» появился синоним – божиться. В доказательство правдивости клятвы часто целовали крест, Библию, иконы.

В наше время порой можно услышать, как люди невоцерковленные клянутся своей жизнью и здоровьем, а то и жизнью и здоровьем своих близких, не задумываясь над тем, что это отнюдь не праздные слова, брошенные на ветер. Не стоит забывать о том, как относились к таким вещам наши предки.

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Другие виды клятвы в Древней Руси

О клятве языческой по содержанию или по происхождению древнерусские источники более или менее подробных свидетельств больше не дают. Глухие упоминания о том, что такого рода клятвы всё-таки существовали — главным образом, видимо, в народной среде — содержатся в церковно-учительной литературе среди осуждений нехристианских обычаев. Однако, как раз о клятве оружием, очевидно имевшей хождение прежде всего в военно-дружинной среде, никаких данных вообще нет. При княжеских дворах господствовала, по всей видимости, уже клятва христианская по содержанию и обряду.

Христианская клятва известна в Древней Руси в разных формах. Наиболее распространённой, ставшей со временем практически единственной, было крестоцелование. Однако, кроме креста для принесения клятвы употреблялись и другие священные в христианской традиции предметы; с другой стороны, можно было ограничиться и устным заклятием. В одном из древних поучений против «ротников» говорится, например, что «человеци кленуться Богомъ и его святыми и другъ друга догонять до клятвы и церковь святую нев‡сту Христову ротою скверняще»39, т. е. речь идёт о заклятиях Богом и святыми и о клятве в храмах. Каким именно образом использовались церкви (или алтари) при принесении клятвы, сказать точно нельзя, но представить, как давались устные заклятия, можно, благодаря «Повести об ослеплении Василька Теребовльского». В ней передаются покаяльные слова Василька, который признавался в грехе гордыни, но божился, что ничем не погрешил против братолюбия: «и се клянуся Б(о)г(о)мь и его пришествием, — говорил ослеплённый князь в личной беседе с автором "Повести" (как предполагают, священником Василием), — яко не пом[ы]слилъ есмъ зла брат(ь)и своеи ни в чем же»40.

Клятвы приносились в храмах не только на алтарях, но и на раках с мощами святых. Например, в «Повести временных лет» под 6609 (1101) г. упоминается о приведении к присяге Ярослава Ярополчича, которого оковал Святополк киевский: «заводиша и у раку с(вя)тою Бориса и Гл‡ба»41. Такая клятва не исключала одновременно и крестоцелования. В 1150 г. Изяслав Мстиславич и его дядя Вячеслав Владимирович «ц‡ловаста хр(е)стъ у с(вя)тою м(у)ч(е)н(и)ку на гроб‡ (на гробнице Бориса и Глеба. — П.С.) на томъ: Изяславу им‡ти отц(е)мь Вячеслава, а Вячеславу им‡ти с(ы)н(о)мъ Изяслава; на томъ же и мужи ею ц‡ловаша хр(е)стъ, ако межи има добра хот‡ти и ч(е)сти ею стеречи, а не сваживати ею». В этом случае крест и рака используются для клятвы подобно тому, как в 944 г., согласно тексту русско-византийского договора, союз Руси и греков скреплялся с помощью креста и церкви.

Широкое применение на Руси в XI — XIII вв. имела клятва с помощью икон. Причём иконы, как правило, обычно целовали. Как свидетельствуют летописи (прежде всего новгородские) и другие источники, иконы целовали князья в подкрепление обещаний и договорённостей между собой и с горожанами, а также свободные люди при заключении частных договоров. Рассказ о целовании иконы черниговским епископом Антонием, греком по рождению, а также упоминание о «роте», которой заходили перед иконой в одном из городских монастырей Константинополя, в сказании о святых местах архиепископа Антония, могут быть выдвинуты как доводы в пользу того, что обычай клясться с помощью икон, как и обычай крестоцелования, пришёл на Русь из Византии.

Для обозначения всех этих клятв в Древней Руси использовались два слова (и производные от них) — «рота» и «клятва». В некоторых случаях — как, например, в русско-византийских договорах и в нескольких других известиях источников, в том числе приведённых выше, — оба слова выступают в качестве синонимов. В переводах с греческого они также употребляются равноправно для передачи нескольких греческих слов, использовавшихся для выражения понятия клятвы. Тем не менее, некоторое различие в их употреблении заметно. Слова «клятва» и «клятися» несравненно более часто встречаются в церковнославянских текстах, и они, видимо, имели более широкое значение. В законодательных памятниках — например, в Русской Правде или Псковской судной грамоте — всегда используется термин «рота» для обозначения присяги и ордалий. А в летописях для обозначения соглашений, скреплённых клятвой, с половцами, позднее с татарами употребляются только слова «рота» и «ротитися»; те «поганые», с которыми у русских князей есть такое соглашение, называются «ротниками». Возможно, такое словоупотребление и говорит в пользу того, что «рота» ассоциировалась больше с чем-то «нехристианским» и «народным»44. Правда, следует отметить, что в то же время в новгородских летописях это слово используется и для обозначения клятв христианского содержания, скреплявших договоры новгородцев с князьями, т. е. целования креста и икон.

Для псково-новгородских источников вообще характерно употребление слова «рота» в широком смысле, в том числе для обозначения крестоцелования. Например, в Псковской судной грамоте термин «рота», широко используемый в смысле любой присяги, мог обозначать и крестоцелование (см., например, в статье 99). В источниках же южнорусского или северовосточного происхождения — и в летописях, и, например, в епитимейниках (где часто повторяются осуждения клятвы) — крестоцелование обычно отделяется от клятвы и роты. Только в отдельных, носящих исключительный характер летописных известиях, под «клятвой» или «ротой» можно предполагать какие-то клятвы христианского содержания, возможно, крестоцелования. Например, в «Повести об ослеплении Василька Теребовльского» дважды говорится о «роте», которой «заходили» князья друг к другу45, но, в то же время, упоминается и крестоцелование. Поскольку в это время, как следует из основного текста «Повести временных лет», правилом в среде князей Рюриковичей уже было скреплять соглашения крестоцелованием, можно предположить, что автор «Повести об ослеплении Василька» именно его имел ввиду под «ротой». То же самое можно предполагать в известиях с упоминанием «клятвы», подобных, например, следующему. В Лавр. рассказывается о судьбе переяславского стола после смерти в 1132 г. Мстислава, утвердившегося в своё время с братьями крестоцелованием, и говорится, что Ярополк вынужден был вывести из Переяславля Всеволода Мстиславича «хр(е)с(т)ьнаго ради ц‡лованья, и посла по другаго Мстиславича [по Изяслава — по Радз. и Акад.] в Полтескъ и приведе и с клятвою».

Крестоцелование не только терминологически, но и по существу стояло особняком, по сравнению с другими видами клятвы. Оно имело теоретическое, христиански обоснованное, оправдание (Крестная сила мыслилась залогом сохранения мира и любви, особенно в среде Рюриковичей), и на него почти никогда не распространялось понятие клятвы. Если употребление любой клятвы, в том числе христианского характера, прямо осуждалось церковью, то на крестоцелование этот запрет не распространялся, хотя постоянны были призывы по возможности сократить и ограничить применение этого обряда. Благодаря этому, крестоцелование, первое достоверное известие об употреблении которого на Руси относится к 1059 г.47, уже в XII в. стало основной формой утверждения всякого рода соглашений и договорённостей, особенно нацеленных на поддержание «братолюбия» Рюриковичей.

Обзор форм, в которые облекались клятвенные обещания в Древней Руси, был бы неполным без упоминания традиции утверждать мир и договоры, «ударив по рукам». Этот обряд не имел, по всей видимости, религиозного содержания (по крайней мере, на том этапе, когда он фиксируется источниками), т. е. клятвой в настоящем смысле слова он не являлся, но его древность и распространённость в широких кругах населения Древней Руси заставляют обратить на него внимание.

Обычай «давать руки» или «ударять по рукам» сохранился до сегодняшнего дня, и смысл его теперь, по-видимому, приблизительно тот же, что и много веков назад. Древнейшее свидетельство об этом обряде донёс до нас русско-византийский договор 944 г. В разделе, регулирующем порядок прибытия русских послов и «гостей» в Константинополь, постановляется, в частности, что отныне они должны иметь при себе специальную грамоту от русского князя, «да ув‡мы и мы (византийцы — П.С.), оже съ миромь приходить»; те же из них, кто не имеет грамоты и «руку не дадять и противятся, — д[а] убьени будуть»48. Очевидно, не дать руку значило, что человек не желает «мира», а дать — наоборот, проявить миролюбие. С таким же значением подаёт руку печенежскому князю воевода Претич, согласно рассказу Повести временных лет об осаде Киева печенегами в 968 г. О заключении мира между воеводой, представлявшим киевлян, и печенегом рассказывается так: «Реч(е) же князь печен‡жьскии къ Пр‡тичю: буди ми другъ. Онъ же реч(е): тако створю. И подаста руку межю собою, и въдасть печен‡жскии князь Пр‡тичю конь, саблю, стр‡лы, онъ же дасть ему брон‡, щитъ, мечь»49. Здесь мы видим, что обряд, наполненный, по-видимому, символическим и даже магическим содержанием (обмен оружием — ср. клятву оружием в русско-византийских договорах), сопровождается просто жестом дружбы.

В более позднее время подача руки в знак мира и дружбы символизирует также крепость данного слова и верность взятым на себя обязательствам. Возможно, наполнение жеста новым содержанием связано с борьбой церкви с клятвой. Клясться с призывом божественных сил запрещалось, но потребность каким-то образом гарантировать обещания и договоры не исчезала. Поэтому на рукопожатие, благодаря тому, что оно было нейтрально по отношению к религии, распространяется функция, которую выполняли разного рода религиозно наполненные клятвы. Так или иначе, но Даниил Романович Галицкий, согласно рассказу Галицко-Волынской летописи, давал руку ятвягу, который взялся быть проводником для русского отряда, возглавляемого князем, уже не столько в знак дружбы (равноправной дружбы между ним и простым ятвягом-язычником быть не могло), сколько в знак безопасности и верности обещанию отпустить ятвяга, если тот выведет русских из опасного места50.

Обряд «избитья рук» был весьма употребителен в XIII — XV вв. в западнои северозападных русских торговых городах — Полоцке, Пскове и Новгороде. Источники, происходящие из этих городов, фиксируют обычай скреплять с помощью жеста руками (видимо, ударом по рукам или рукопожатием), с одной стороны, частные сделки как в среде русских, так и между русскими и иноземными (прежде всего немецкими) купцами, а с другой — торгово-экономические соглашения от лица города с Ганзой, Ригой и другими торговыми партнёрами51. Кроме того, этот обряд имел более специальное значение: им скреплялось окончательное соглашение о женитьбе между отцами жениха и невесты52. Новгородская и Псковская судные грамоты предписывают «по руце ударити» или «руку дати» при тех или иных показаниях или процедурных соглашениях между ответчиком и истцом, свидетелями и т. д. Как следует из этих источников, нередко «по руце ударити» или «руку дати» лишь сопровождало крестоцелование, которое мыслилось главной частью обряда подтверждения договора, показания и т. д.53 Любопытно, что, если для немцев главной была письменная фиксация договора, а для его утверждения достаточно было печати и обряда «избитья рук», то русская сторона всегда настаивала именно на крестоцеловании, т. е. для неё был важна религиозная составляющая соглашения54.

В известиях с Северо-Запада России фиксируется также особая формула «дать руку по ком-либо», на основании которой Н.П.Павлов-Сильванский, вслед за К.А.Неволиным, связывал обряд «избитья рук» с обычаем поручительства55. Такая связь выглядит более чем правдоподобной и должна наталкивать на определённые размышления о происхождении традиции поруки, столь важной для политической, а затем экономической системы Русского государства в Новое время.

В заключение нашего обзора основных видов древнерусской клятвы нелишним будет ещё одно терминологическое замечание — о слове «присяга». Это слово вместе с терминами «клятва» и «рота» — праславянского происхождения, однако в древнерусском языке не получило распространения. В Древней Руси оно было известно из церковнославянских текстов (употребляется, в частности, в болгарском переводе «Слов» Григория Богослова, сохранившихся в древнерусской рукописи XI в.)57, а также благодаря контактам с западными соседями. В древнепольском языке (как и в современном польском) слово przysięga (производные — przysięgać, przysiać и др.) было основным для обозначения клятвы. Именно этим можно объяснить появление слова «присяга» в Галицко-Волынской летописи под 6712 (1204) г. Летописец, описывая сдачу Владимира Волынского полякам, отмечает: «и жаляхуся володимерци, емше имъ (полякам. — П.С.) в‡ры и присязе ихъ»58.

Только с кон. XIV в. это слово «присяга» распространяется в западнорусском языке; как считают специалисты — «под польским влиянием»59. Сначала употреблявшееся только в определённом контексте, постепенно оно стало вытеснять древнерусские слова, обозначая всякую клятву, в том числе и крестоцелование. Так, древнейшие случаи его употребления в западнорусском языке находятся в так называемых присяжных грамотах кон. XIV в. (с 1388 г.) литовских и русских князей Ягайле-Владиславу. В этих грамотах, составленных явно по польскому образцу, «присяга» обозначает торжественное обещание верности60. Но уже в полоцких актах XV в. «присягой» обозначается судебная присяга61, клятва, скрепляющая договор62, а также чиновно-служебная присяга в виде крестоцелования. По этим актам, собранным в одном издании, хорошо видно, как ещё в XIV в. (1338 — 1341 гг.) присяга весчих в Полоцке обозначается словосочетанием «крест целовати» («а весцеви крест целовати, как ему право весити, какии ни товар будет»), но уже в XV в. — как «присяга»: «вещий места Полоцкого, который есть у присязе»63.

В великорусский язык слово заимствуется «из западнорусского во второй половине XV в. в связи с дипломатическими сношениями с Западом» и обозначает поначалу клятву по западноевропейским или польско-литовским обычаям64. В XVI в. уже пишут: «очиститься присягою, сиречь крестным целованьем»; постепенно оно входит в употребление, хотя ещё в XVIII в. могло восприниматься как иноязычный изыск.

Слово «присяга» нельзя считать исконным для русского языка. Оно прижилось в позднейшее время, видимо, потому, что позволило обойти жёсткое неприятие Русской православной церковью как самой клятвы, так и соответствующего термина. В XV — XVII вв. любая клятва осуждалась (на основе евангельского запрета), однако с определёнными формами религиозно обоснованных заверений и обещаний приходилось мириться, прежде всего ввиду государственной необходимости (крестоцелование, евангельская заповедь «еже еи-еи» и др.). Слово «присяга» было удобно, потому что не несло однозначно негативных коннотаций, но позволяло обобщить все эти формы одним понятием.

Таким образом, в средневековой Руси высказывания, обещания, заверения и т. п., произнесённые со ссылкой на божественные силы или с использованием священных предметов (т. е. при соблюдении обрядов), обозначались терминами «клятва» и «рота». Кроме того, существовал обычай «давать руки» или «ударять по рукам» (ритуал, скреплявший верность данному слову, без религиозного содержания), а также были слова и выражения, обозначавшие вообще любые обещания и заверения (например, слова «об‡тъ», «об‡щание»65, выражения со словом «в‡ра» — «уречи в в‡ре» и др.66). Общим для всех этих терминов, слов и выражений является то обстоятельство, что они никогда не употребляются в связи с поступлением на службу к князю дружинников или служилых людей и лишь изредка в контексте отношений правителя и знати, или любого, кто в той или иной форме служит. Лишь крестоцелование (и в исключительных случаях — целование иконы), на которое понятие клятвы не распространялось, упоминается в описаниях отношений князей с их окружением, знатью и горожанами. Систематический обзор этих упоминаний предлагается ниже, но сейчас рассмотрим, как в источниках, начиная с древнейших, описывалось непосредственно поступление на княжескую службу (вступление в дружину). Нас интересует более всего: заходит ли речь при этом о каких-нибудь клятвах, клятвенных обещаниях и т. п.?

www.librero.ru

История Военной присяги - Армейский сайт «Почта полевая»

На рубеже XIX-XX веков присяга принималась молодыми солдатами только после "одиночного образования, освоения ими понятия о звании солдата, о значении присяги, знамени и воинской дисциплины". Клятва произносилась перед всем личным составом части. Предваряло ее "воспитательное вступление". По прибытии знамени командир части в нескольких словах разъяснял значение долга службы, а затем приказывал прочесть статьи воинского Устава о наказаниях, касающихся нарушений обязанностей службы в военное время, и статьи Свода законов и военных постановлений, объясняющие, за какие подвиги на поле брани награждаются знаками отличия. Расширение Российской империи вносило коррективы и в церемонию основного воинского ритуала. Приводились к присяге молодые солдаты духовным лицом того исповедания, к которому они принадлежали, в случае отсутствия такового - командиром части.

Поступающие на военную службу магометане приводились к присяге по особой форме на том из принятых пяти языков, какой известен присягающему: джигатайско-татарском наречии, турецком, персидском, арабском языках и азербайджано-тюркском наречии. Порядок был следующим: присягающий должен был, держа два пальца руки на Коране, повторять слова присяги, читаемой духовным лицом, по окончании клятвы целовал слова Корана. Лицо, наряженное для присутствия при принятии присяги, было обязано: проверять правильность выполнения оной по тому столбцу, в котором татарского или другого восточного языка слова изображены русскими буквами, наблюдать, чтобы духовные лица во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, не произносили фразы по-арабски "иншах аллах", а по-татарски "аллах-тилясе" (т.е. Богу угодно). Порядок приведения к присяге евреев, как и форма еврейской присяги, были изложены в Уставе духовных дел иностранных исповеданий.

Офицеры, призывая, Бога и людей в свидетели торжественной клятвы, произносили слова присяги, положив левую руку на Евангелие и подняв вверх правую руку. С 1721 года присяга принималась при каждом повышении в чине. После принятия присяги офицеры подписывались, на гербовой бумаге и эту подпись, заверял священник.

В 1735 году в царствование Анны Иоанновны присяга принималась под развернутым знаменем. В годы, последовавшие за смертью Петра I, каких-либо значительных изменений в порядке принятия присяги не произошло. Правительства лишь подтверждали действие петровских постановлений. И только в текст присяги было включено имя наследника престола.

Первая серьёзная попытка усовершенствовать – не присягу, а порядок её принятия – относится ко временам правления Екатерины II. До этого текст присяги был рукописным, а начиная с 1765 года, по определению Военной коллегии, было велено «присягу чинить по напечатанной в Воинском артикуле форме». Причём «чтоб оные присяги при всех командах содержены были в бережении, а излишняго расхода бумаги не было, переплесть оныя с белою бумагою во особливые книги, в которых и подписываться, кто по той присяге котораго году, месяца и числа приводим был, а священнику засвидетельствовать». С этого момента в практике принятия присяги в Русской армии появляются печатные формы Военной присяги.

Вторая попытка внести изменения в ритуал принятия присяги относится ко времени правления императора Павла I и связана с изменением статуса знамени. Нельзя сказать, что предшественники Павла I недооценивали значения знамени в жизни армии. Ещё в петровском уставе на прапорщика в бою возлагалось: «Не надлежит ему знамя своё оставлять под смертною казнию, но подобает ему оное в левой руке держати, а правою рукою оборонятися даже до смерти, не оставляя онаго, понеже вся рота при нём содержится. И того ради надлежит ему в том при знамени присягу чинить, а егда опасной случай в ретираде (или отводе) учинится, тогда знамя от древка отодрать надлежит и у себя схоронить или около себя обвить, и тако себя со оным спасать». Вместе с тем знамя оставалось обычным табельным имуществом, на которое распространялись сроки годности.

При Павле I был введён принцип вечности знамён: были отменены табельные сроки выдачи знамён, за каждым полком утверждены свои знамёна, в устав полевой пехотной службы включена глава об освящении новых знамён и отдаче старых. Кроме того, на знамёнах начали делать надписи за отличия в сражениях.

Для поднятия статуса знамени Павел I подписал указ генералу от артиллерии Мелиссино, по которому предписывалось: «Всех воинских чинов, определяющихся в службу или удостоенных повышения в оной, какого бы чина и звания не были, приводить к присяге всякой раз не иначе как под знамёнами, наблюдая при этом, чтобы приводимый к присяге, имея распростёртую в верх руку, другою держался бы за знамя». Здесь уже знамя выступает как святыня, на которой клянутся, как на Евангелии. Ритуал присяги под знаменем прочно утвердился в армейской жизни и просуществовал до 1917 года.

Павел I, усиливая ответственность, приказал, чтобы принимающий имел правую руку, распростертую вверх, а другой держался бы за знамя.

Император определил, и новый порядок вступления в боевой строй и самого знамени. Именно с этого времени возникла красочная и глубокая по смыслу церемония «прибивки Знамени», когда полученное полотнище прибивали к древку в присутствии всех офицеров, фельдфебелей и подпрапорщиков, а от каждой роты высылалось по десять солдат с унтер-офицеров.

Не только простолюдин приводили к присяге. Великие князья по достижению совершеннолетия также принимали присягу императору и Отечеству.

pochta-polevaya.ru

Присяга Википедия

Прися́га — официальное и торжественное обещание (клятва) при поступлении (призыве) на военную или иную службу, получении определенного статуса (например, гражданство, свидетель в суде), вступлении в должность, в члены организации или клуба.

Смысл термина и границы понятия

Присяга приносится только публично и выражается не только в простой словесной клятве (клянусь и т. д.), а часто и в религиозной форме, даваемой согласно обрядам той веры, которую исповедует присягающий, и обязательно, торжественно — с соблюдением определённых ритуалов. Присутствие и участие в церемонии священника и должностных лиц обязательно и строго регламентировано.

После крещения Киевской Руси, и последовательно следуя православной традиции, то есть прямому призыву Иисуса Христа — «Не клянись!», на государственном уровне принималась исключительно только присяга.

Все православные священнослужители перед посвящением в священные степени приносят ставленническую присягу с обещанием соблюдать Богослужебный устав (Типикон).

Присяга всегда накладывает юридическую ответственность — и принявший присягу преследуется по закону за её невыполнение. Так, принимает присягу перед вступлением в должность президент, военнослужащие принимают военную присягу. Принимают присягу свидетели в суде (в некоторых странах, положив руку на Библию).

В Российской империи

Форма всенародной присяги на верность подданства российскому императору:

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN, Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую Слова и Крест Спасителя моего. Аминь. [1]

Кроме того, существовала присяга, приносимая наследником престола по достижении им совершеннолетия (16 лет), а также для иных лиц и случаев.

Критика

Лев Толстой критиковал присягу в В чём моя вера?:

…предписание Христа о клятве совсем не так ничтожно, легко и незначительно, как оно мне казалось, когда я в числе клятв, запрещенных Христом, не считал государственную присягу. И я спросил себя: да не сказано ли тут то, что запрещается и та присяга, которую так старательно выгораживают церковные толкователи? Не запрещена ли тут присяга, та самая присяга, без которой невозможно разделение людей на государства, без которой невозможно военное сословие? Солдаты — это те люди, которые делают все насилия, и они называют себя — «присяга». Если бы я поговорил с гренадером о том, как он разрешает противоречие между Евангелием и воинским уставом, он бы сказал мне, что он присягал, то есть клялся на Евангелии. Такие ответы давали мне все военные. Клятва эта так нужна для образования того страшного зла, которое производят насилия и войны, что во Франции, где отрицается христианство, все-таки держатся присяги. Ведь если бы Христос не сказал этого, не сказал — не присягайте никому, то он должен бы был сказать это. Он пришел уничтожить зло, а не уничтожь он присягу, какое огромное зло остается еще на свете.

Как придет в голову человеку, которого заставляют клясться крестом и Евангелием, что крест оттого и свят, что на нем распяли того, кто запрещал клясться, и что присягающий, может быть, целует как святыню то самое место, где ясно и определенно сказано: не клянитесь никак.

Синонимы

Клятва является почти полным синонимом присяги, но носит выраженный языческий оттенок, а также может быть тайной и т. д.

Виктор Ющенко приносит присягу, вступая в должность президента Украины

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Присяга - это... Что такое Присяга?

Присяга солдата вермахта:«Перед лицом Бога я клянусь этой священной клятвой фюреру Германского Рейха и народа Адольфу Гитлеру, главнокомандующему вермахта, беспрекословно подчиняться и быть, как храбрый солдат, всегда готовым пожертвовать своею жизнью». Виктор Ющенко приносит присягу, вступая в должность президента Украины

Прися́га — официальное и торжественное обещание (клятва) при поступлении (призыве) на военную или иную службу, получении определенного статуса (как гражданство).

При вступлении в должность, в члены организации или клуба.

Смысл термина и границы понятия

Присяга — приносится только публично и выражается не только в простой словесной клятве (клянусь и т. д.), а в религиозной форме, даваемой согласно обрядам той веры, которую исповедует присягающий, и обязательно, торжественно — с соблюдением определённых ритуалов. Присутствие и участие в церемонии священника и должностных лиц обязательно и строго регламентировано.

После крещения Киевской Руси, и последовательно следуя православной традиции, то есть прямому призыву Иисуса Христа к апостолу Петру — «Не клянись!», на государственном уровне принималась исключительно только присяга.

Присяга всегда накладывает юридическую ответственность — и принявший присягу преследуется по закону за её невыполнение. Так, принимает присягу перед вступлением в должность президент, военнослужащие принимают военную присягу. Принимают присягу свидетели в суде (в некоторых странах, положив руку на Библию).

В Российской империи

Форма всенародной присяги на верность подданства российскому императору:

Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред святым его Евангелием, в том, что хощу и должен Его Императорскому Величеству, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому Государю Императору NN, Самодержцу Всероссийскому, и законному Его Императорского Величества Всероссийского престола Наследнику (именуя Его, когда Он уже известен, или же не именуя, когда Император не имеет еще детей мужеского пола) верно и нелицемерно служить и во всем повиноваться, не щадя живота своего до последней капли крови, и все к высокому его Императорского Величества Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности предостерегать и оборонять, и при том по крайней мере стараться споспешествовать все, что к Его Императорского Величества верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может; о ущербе же Его Величества интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать тщатися, и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, и поверенный и положенный на мне чин, как по сей (генеральной), так и по особливой, определенной и от времени до времени Его Императорского Величества именем от предуставленных надо мною начальников определяемым инструкциям и регламентам и указам, надлежащим образом по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды противно должности своей и присяги не поступать, и таким образом весть и поступать, как верному Его Императорского Величества подданному благопристойно есть и надлежит, и как я пред Богом и Судом Его страшным в том всегда ответ дать могу; как сущее мне Господь Бог душевно и телесно да поможет. В заключение же сей моей клятвы целую Слова [т.е. Евангелие] и Крест Спасителя моего. Аминь.

[1]

Кроме того, существовала присяга, приносимая наследником престола по достижении им совершеннолетия (16 лет), а также для иных лиц и случаев.

Текст присяги Временному правительству. 1917

Синонимы

Клятва является почти полным синонимом присяги, но носит выраженный языческий оттенок, а также может быть тайной и т. д.

См. также

Примечания

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

dic.academic.ru

Военная присяга - клятва воина на верность Родине

Главная | Основы безопасности жизнедеятельности | Материалы к урокам | Материалы к урокам ОБЖ для 11 класса | План проведения занятий на учебный год | Военная присяга - клятва воина на верность Родине

Урок 21Военная присяга - клятва воина на верность Родине

Одна из особенностей военной службы — непременное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на военную службу.

Летописи и другие исторические источники дают право утверждать, что эта традиция имела место еще в Древней Руси, когда зародился ритуал посвящения в воины. В этот ритуал входил и обряд клятвы на верность князю. Документально это было закреплено в одном из первых русских воинских уставов — «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки...». В нем говорилось, что каждый военный человек должен быть приведен к крестному целованию и принять клятву на верность государю «во всем послушным и покладным быть и делать по его повелению».

Важное место ритуалу принятия военной присяги при создании регулярной армии придавал и Петр I. Эту церемонию проводили торжественно, при развернутых знаменах. Солдаты присягали защищать Родину «телом и кровью, в поле и в крепостях, водою и сухим путем» и «служить... царю-государю верно и послушно».

После Октябрьской революции в качестве военной присяги 22 апреля 1918 г. Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом было утверждено «Торжественное обещание», которое называлось «Формула торжественного обещания воинов Рабоче-Крестьянской Красной Армии». Эту присягу красноармейцы принимали коллективно в строю.

Новый текст военной присяги и положение о порядке ее принятия были установлены в 1939 г. Теперь воины принимали присягу персонально, читая текст вслух перед строем части. В 1947 г. была утверждена военная присяга, которая действовала до 1993 г.

В наши дни граждан, поступивших на военную службу, приводят к военной присяге перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части. Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» утвержден следующий текст военной присяги:

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников. Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Именно так выполнили свой воинский долг, защищая Родину и народ, в октябре 1941 г. морские пехотинцы Николай Фильченков, Дмитрий Одинцов, Юрий Паршин, Иван Краснополъский и Василий Цыбулъко. На участок, который они обороняли, наступало 15 фашистских танков. Герои пулеметным огнем, гранатами и бутылками с зажигательной смесью вывели из строя 5 бронированных машин. Однако самих их осталось только трое. Десять вражеских танков продолжали атаку. Тогда Фильченков, Одинцов и Паршин, обвязавшись последними гранатами, бросились под гусеницы. Вспыхнули еще три танка, а остальные остановились и повернули обратно: такой бой они не могли принять.

Каждый военнослужащий, принимающий военную присягу, читает ее текст вслух перед строем подразделения, а затем собственноручно расписывается в специальном списке. Подробнее ритуал приведения к военной присяге мы с вами рассматривали в 10 классе.

Морально-нравственное и правовое значение, которое имеет для каждого военнослужащего акт принятия присяги, трудно переоценить. Военнослужащий, еще не принявший военную присягу, не может быть назначен на воинскую должность, за ним не могут быть закреплены вооружение и военная техника, он не может быть привлечен к выполнению боевых задач: участию в боевых действиях, несению боевого дежурства, боевой и караульной служб. Приняв военную присягу, военнослужащий обретает в полном объеме служебные права, но на него в полной мере возлагаются и служебные обязанности. Он принимает на себя высокую и почетную обязанность защищать свободу и независимость своей Родины и своего народа.

Скрепленная подписью воина, присяга становится законом его жизни и службы, которому он должен следовать неукоснительно и неотступно.

Вопросы и задание

1. В каком документе впервые был регламентирован обряд клятвы на верность князю?

2. Какое значение ритуалу приведения к военной присяге придавал Петр I?

3. Какие ограничения существуют для военнослужащих, не принявших военную присягу?

4. Расскажите о содержании военной присяги и порядке приведения к ней.

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Клятвы древних

Клятвы древних

Клятва темным огнем

  Слово считалось в старину мощным оружием. Оно могло причинить боль и исцелить ее, а то и убить человека — на этом, например, зиждилась вера в силу заговоров. На могущество слова опиралась и клятва наших предков — рота, божба, как это называлось в древние времена. Языческая присяга состояла в торжественном призывании на свою голову различных казней (кары и мести богов), если произносимый человеком обет будет нарушен, если его показание ложно. Например, договор русских с греками был скреплен такими словами: "Да не имут (нарушители мира) помощи от бога, ни от Перуна, да не ущитятся щитами своими, и да посечены будут мечами своими, от стрел и от иного оружия своего, да будут рабами в век будущий". В договоре Святослава это выражено так: "Да имеем клятву от бога... и да будем золоты яко золото (возможно, имеется в виду болезнь желтеница или Желтея, одна из сестер Лихорадок), и своим оружием иссечены будем". В речи народной долгое время жили божбы и клятвы, также призывающие беды на голову лжеца: "Лопни мои глаза (т.е. чтоб мне ослепнуть), коли скажу неправду!", "Чтоб мне провалиться сквозь землю, если вру!", "Не сойти с этого места!", "Убей меня бог!", "Разрази меня гром!" и т.п.

  Существовали и магические действия, подтверждавшие чистоту намерений договаривавшихся сторон. По свидетельству Геродота, скифы (предки славян) наливали в большую глиняную чашу вино, смешивали его с собственной кровью, нарочно порезавшись для этого, затем погружали в чашу меч и стрелы, и такой "напиток" выпивали после произнесения клятвы.

  Уважение славян к родной земле общеизвестно. Отправляясь в дальний путь, в ладанки увязывали щепотку родимой земли. Быть похороненным на родине считалось величайшим благом. Неудивительно, что клятвы землей были очень распространены. Например, при утверждении мирных договоров подавали пучок сорванной травы или клок обрезанных волос; трава, как волосы Матери-Земли, и волосы, как воплощение земной травы, считались символами самой богини и удостоверяли, что мир будет соблюден свято и границы чужих владений останутся неприкосновенными.

  В позднейшие времена на Руси вместо формальных договоров при спорных делах о межах и землях употреблялся обряд хождения по земле с глыбою земли. Один из спорщиков клал себе на голову кусок земли, вырезанный вместе с травой на спорном поле, и шел с ним в том направлении, где должна была, по его мнению, проходить законная граница. При этом приговаривалось: "Пусть земля покроет меня навеки, если я лгу!" Считалось, что под покровом Матери-Земли человек не посмеет покривить душой, и показание его принималось за истину. Глыба дерна была также символом всей поземельной собственности человека при торге землею, и, передавая ее покупщику, продавец как бы обозначал момент перехода собственности. Отсюда ведет свое происхождение загадочное выражение "продать в одерен" — то есть в полную собственность. Подобные обряды существовали и у других славянских народов, не только у русских.

  С принятием христианства все чаще вместо земли клялись иконой Богородицы — ведь все верования народные в Великую Богиню воплотились в молитвах Пречистой Деве. В землемерных официальных документах обряд этот назывался так: "Отводить землю по Пречистой".

  Наши предки, вынужденные беспрестанно защищать свои земли от врагов, высоко чтили оружие свое. Летописи упоминают о клятвах оружием перед кумирами богов: "...а Ольга водила и мужей его на роту; по русскому закону клялись оружием своим и Перуном и Велесом"; "...а некрещеная Русь полагает щиты свои и мечи свои наги (обнаженные), обручи свои и прочее оружие да клянутся во всем"; "...заутра призвал Игорь слуг, и пришел на холм, где стоял Перун, сложил оружие свое и щиты и золото, и дал клятву Игорь и люди его..."

  На тех, кто нарушал клятву, призывали отмщение громовника:

  "Да будут они кляты от бога и от Перуна и погибнут от собственных мечей своих". В знак крепости слова целовали лезвие топора или сабли, прикладывали его ко лбу и т.п.

(По А. Афанасьеву)

Е.А. Грушко, Ю.М. Медведев "Русские легенды и предания"

             

www.othist.ru