О колдунах и чародеях Древней Руси. Кудесник кто такой в древней руси
это маги или колдуны или волшебники? Откуда они появились
Маги, колдуны, кудесники и волшебники были с незапамятных времен. Но назывались они в разные эпохи по-разному. Давайте попытаемся сегодня разобраться, кто такие кудесники. Это русское слово или оно позаимствовано из других языков? Чем занимаются кудесники, и каковы их жизненные позиции?
Происхождение слова
Если ссылаться на древние летописи, то в них частенько упоминается «кудесник». Значение слова – волхв, колдун, волшебник. Слово «кудесъ» переводится с древнерусского языка, как колдовство или чары. Получается, что человек, владеющий этими чарами, и будет кудесником.
В других источниках указано, что кудесники – это творящие чудо. Именно это слово считается основополагающим. Чудо, чудить, удивлять, чудак, чудиться – все эти слова так или иначе можно употребить, говоря о волшебстве и колдовстве. В древнерусском языке слово «чудо» означало – достойное удивления или поражающее.
Дока в своем деле
Если немного обобщить, то кудесники – это люди, которые очень опытны в своей области и умеют удивить (талантом, умениями, навыками). Слово может употребляться в отношении многих профессий. К примеру, у Пушкина: «Скажи мне, кудесник, любимец богов. Что сбудется в жизни со мною?» Здесь подразумевается человек, обладающий определенными способностями и наделенный силой.
В разговорной речи слово может использоваться в следующем контексте: «Ты так знатно готовишь, просто кудесник, пальчики оближешь». Здесь уже значение слова не имеет никакого отношения к сверхъестественному. Здесь подразумевается совершенно другой кудесник. Значение слова будет «дока, умелец, лучше других делающий свое дело и т.п.».
Кудесничество
Чаще всего, конечно, слово «кудесник» ассоциируется с магами и волхвами Древней Руси. В те времена кудесничество было очень популярным. Кудесники – это славянские маги, которые практиковали изменение бытия, чарование, волшебство и науку о трансформации материи. Кудесники верили, что могут общаться с духами, проводниками, душами умерших, хранителями. Они путешествовали по разным мирам, собирали полезные данные и даровали их древнерусскому обществу.
По сути, многие ученые считают, что кудесник – это шаман, причем, практикующий и опытный. Шаманизм, как и кудесничество – очень древняя традиция, которая исторически складывалась годами. Историки подтверждают, что шаманы – кудесники были еще в эпоху неолита.
Кудесники, занимающие практическим шаманизмом, общением с духами и практикующие магию населяют земной шар и по сей день. Шаманов много в Южной Америке, Африке, Перу и Корее. А вот кудесники практикуют в Сибири, Бурятии, на Алтае, на Дальнем Востоке и в Туве.
Современные кудесники
Кто такой кудесник знали и сотни лет назад, и сегодня. Корни слова уходят в славянское прошлое, когда господствовали волхвы, черпающие силу и вдохновение у природных источников. Современные кудесники – это люди, которые прославляют главенство природы, восхваляют стихии, апеллируют знаниями из былин и древних сказаний. Кудесничество сегодня – наука более продвинутая и «начитанная». Знания кудесников подкреплены многовековым опытом предков и выписанными магическими ритуалами. В некоторых источниках современное кудесничество еще называют эзотерикой или внутренним учением света. Кудесники практикуют различные практики, основанные на единении с природой и общением с собственным внутренним миром.
Кто такой кудесник в современном мире? Это человек, который живет в нескольких реальностях. В быту вы никогда не отличите его от обычного человека. Только избранный круг единомышленников будет знать, какую магию и способности практикует тот или иной кудесник. Таких людей везде сопровождают амулеты и обереги, духи-помощники и сила животных.
Современные кудесники не являются отшельниками, уединяющимися в лесной глуши. Это вполне сформировавшиеся люди, работающие и пользующиеся благами цивилизации. Просто внутреннее состояние этих людей отличается от сознания обычного человека. Они живут в гармонии с миром, природой и самими собой.
Маги и кудесники Древней Руси
Открыв толковый словарь В. Даля, можно узнать, что волхвами в Древней Руси называли мудрецов и звездочетов, которые обладали обширными знаниями и способностями, умели колдовать, ведали прошлое и будущее. Эти чародеи владели тайнами водного и растительного миров. Вспомним былину о князе Вольге Всеславьевиче, который, будучи и воином, и волхвом мог принимать обличье то щуки, то волка, то птицы.Впервые упоминание о волхвах можно найти в древнерусской летописи 912 года, где именно старый волхв предсказывает смерть от своего коня Вещему Олегу. В последующем летописные сведения об этих чародеях встречаются уже после принятия Русью христианства в 988 г.
Волхвы, или кудесники, оказывали влияние на общественный быт, помогали князьям принимать важные решения. Главными обязанностями волхвов были волшебство, практическая магия, вызывание дождя, прорицания, гадания, изготовление приворотного зелья, лекарств. При этом они использовали самые разнообразные средства: отвары из трав, заговоры, камни, амулеты.
Волшебством издревле занимались не только мужчины, но и женщины, называемые ведьмами (от слова «ведать» — знать) или ведуньями. По все видимости, именно они занимались «домашней» магией, включающей в себя знахарство, заговоры, гадания.
Для того чтобы стать настоящим магом, волхвом, человек должен был много учиться, пройти многочисленные испытания. Если ученик преодолевал все трудности, то он обретал волшебные свойства и становился посвященным. Мудрый волхв мог преодолевать ту грань реальности, которая отделяет обычный мир людей от мира богов и духов.
Здесь надо оговориться, что волхвами на Руси могли называть мудрецов различной степени знания – от обычного знахаря до настоящего мага.
До христианизации Древней Руси такая деятельность волхвов считалась нужной и полезной, но в дальнейшем стала расцениваться как общение с нечистой силой. Они стали считаться колдунами, и открыто преследоваться духовенством и княжеской властью. Однако в народе волхвы еще долгое время имели влияние и авторитет.
Открыто конфликтовать с правящей верхушкой чародеи не могли, поэтому предпочитали действовать тайно, иногда выступали с антихристианской критикой. За это волхвы подвергались гонениям и даже сожжению на костре, а ведьм закапывали в землю.
Однако в народном быту осталось множество прием, обрядов, которые использовались магами в их деятельности (например, колдовство, гадания, знахарство).
Популярность: 9%
du-lya.ru
Маги и чародеи Древней Руси
Как у любого древнего народа, у славян существовала своя магическая группа. Людей, занимающихся ворожбой, магией, знахарством, почитали, но чаще всего – побаивались. Помимо чародейства, славянские волхвы использовали гадания, предсказания по астрологическим календарям, книгам, картам. В ход шли кости, бобы, семена и т.д.
Ворожеи гадали:
1) По метанию вверх деревянных кругов, окрашенных в белый и черный цвета. Падали оба кружка светлой стороной наверх – счастливое событие, черной – жди беды;
2) По движениям и крику летящих птиц;
3) По встрече с каким-либо животным, его звукам;
4) По колебанию языков пламени и дыма;
5) По раскладыванию прутиков.
В предсказаниях и магических церемониях очень часто фигурировала стоящая в доме печь, семейный очаг. Печку положено было всячески оберегать от разрушения и почитать. Считалось, что если из нее неожиданно «выскочит» кирпич, то в доме непременно будет покойник или случится другое серьезное несчастье.
Классификация колдунов
На Руси существовала особая каста людей, занимающихся черной и белой магией. Тайные знания хранились строго в секрете и передавались исключительно по наследству – от матери к дочери и от отца к сыну.
Ворожеи
Так называли женщин, исцеляющих или насылающих болезни с помощью воды, масла, трав, вина. Считалось, что они общаются с дьяволом, заключают с ним договор и получают всевозможную помощь в своих темных делах. После смерти кудесницы завещали своим родным или друзьям магическую книгу. Считалось, что человек, который возьмет за руку умирающую колдунью, получит ее силу. Но вместе с даром он обретал и грехи умершей.
Если силу передать не успевали, то после кончины, облаченные в саван, ворожеи приходили в полночь за магической книгой. Домочадцы, чтобы избавиться от незваного гостя, читали специальные молитвы и приглашали священнослужителей, чтобы окропить помещение.
Некоторые колдуньи портили свадьбы, пугали гостей или молодоженов. Ссорили жену с мужем, забирали мужскую силу у жениха. Рассыпали на дороге порошок, задерживая свадебных лошадей. Сделать это они могли в отместку за личную обиду или по просьбе недоброжелателей.
Заколдованные ворожеями женщины плакали, били себя, подражали голосам животных, особенно собак и кошек. Выкрикивали имена ведуний, которые наслали на них порчу. Для снятия негативной магической программы вызывали других магов, называемых отговорщики, платили им деньги.
Ведьмы
В дохристианский период так назывались «мудрые женщины», как правило, старухи. Люди верили, что с помощью мазей и кувырков через 12 ножей они превращались в птиц и зверей: сорок, волков, свиней. Могли стать снопом сена. Перевоплощались старухи и в других людей, чинили зло своим соседям, а иногда и близким. Таких существ называли оборотнями. В некоторых губерниях верили, что после убийства медведицы под шкурой находили бабу в сарафане.
Волхвы
На Руси так называли знахарей, чародеев, ведунов. Как правило, это были приближенные правителей и знатных особ, с ними советовались о делах государства, прислушивались к их предсказаниям.
Слово «волхв» со старославянского переводится как «бормотать или невнятно говорить». По легендам эти чародеи умели лечить, предсказывать будущее, проводить различные ритуалы. Считалось, что они могут предсказывать погоду, управлять затмениями и даже воскрешать умерших.
Во времена язычества волхвы обладали определенным авторитетом среди людей, но с приходом христианства на Русь, постепенно кудесники стали изгоями, преступниками, вероотступниками. Волхвов сжигали на кострах, а ведьм за колдовство закапывали по грудь в землю. Особенно худо приходилось всем чародеям в годы засухи и мора. Их преследовали и обвиняли во всех бедах.
Знахари
Долгое время знахарей приравнивали к колдунам и ведьмам. Но если последних боялись, то знахарей уважали. На Руси эти люди играли роль врачей, излечивая больных травами, молитвами или заговорами. Из своих манипуляций они не делали тайны, действовали открыто. Лечение начинали с прочтения молитвы и обращению к святым целителям.
Дока – человек в Древней Руси, способный снять порчу, исцелить, никому и никогда не приносящий вреда. Отсюда пошло значение русского слова «дока» - мастер своего дела.
Чернокнижники
Колдунов, причиняющих вред человеку своими действиями, называли чернокнижниками. По преданиям, они пользовались заговорами, проводили ритуалы, изготавливали колдовские зелья, общались с темными силами. Руководствовались при этом особыми рукописями и книгами. Отсюда и пошло название чернокнижники. Хотя многие из них были обыкновенными целителями.
Языческие духи
Лешие – хранители леса. По легендам, лешие оберегали лес, следили за порядком и лесными жителями. Любили пугать людей, перевоплощаясь в какое-нибудь животное.
Кикиморы. Считалось, что кикиморами становятся не отпетые покойники или дети, умершие некрещеными. Чаще всего представляли их как безобразных старух, с кокошником (или кикой) на голове. Жили кикиморы в домах и вредили домочадцам.
Домовой. Славяне верили, что это добрый дух, оберегающий их жилище. Жил домовой в укромных местах, в темном углу, под лавкой, за печкой. Но сердить его было нельзя. Тогда домовой начинал скрипеть дверями, стучать в окна и всячески шуметь.
Банник. На Руси баня слыла «нечистым» местом. Хозяйничал там банник – вредный старичок, норовивший сделать какую-либо гадость: ошпарить кипятком, ободрать кожу или наслать смертельную болезнь.
Шишига – водяная или лесная нечисть, любящая пугать людей. Считалось, что она мешает людям, приступившим к работе не помолившись.
valtasar.ru
Колдун. Кто такой колдун. Определение колдуна
Наряду с настоящими жрецами у всех славян в древности был распространен еще один вид посредников между народом и богами или демонами, посредников, действовавших без помпы, без храмов и жертвоприношений, но которые тем не менее оказывали значительное влияние на верования народа и па жизненно важные решения как отдельных верующих, так и целых семей и даже больших поселений. Это были колдуны (маги), обычно называвшиеся у древних славян волхвами. Кто же такой колдун на древней Руси?
Помимо этого, колдунов называли по-разному, в зависимости от вида магии, которым они занимались: чародей, ведьмак, ведун, вещий, гадач, баялышк. обасник, сорожец, врач, кудесник, наузиик, кобиик, кузедлик и т. п. (так же названия имелись, разумеется, и в женском роде).
Вера в магию, то есть в силу, которая может заставить духа выполнять волю человека, появляется уже па самой низкой ступени культуры, когда едва ли можно говорить о какой-либо системе религиозных воззрений.
Для того чтобы удержаться, магия использует самые различные сверхъестественные, магические средства, многие из которых засвидетельствованы у славян в языческий период. Основной свой удар христианская церковь направляла против этой языческой магии, так как языческих богов она уничтожила сразу: разбила идолов и разрушила языческие святилища. Маги же и магия остались, и церковь вела с ними упорную борьбу. Но даже и теперь в глухих областях сохранилось много обычаев и поверий, связанных с колдовством и магией, носящих иногда чисто языческий, примитивный характер.
Также рекомендуем сайт: книги по бизнесу и психологии. Колдуном не станешь, а вот предпринимателем можешь.
Различные колдуны древних времен упоминаются в древнейших польских и чешских хрониках, а также у древних болгар. Однако наибольшее количество интереснейших сообщений мы имеем по Древней Руси. В русских летописях, относящихся к Х-ХП векам, колдуны — волхвы — упоминаются очень часто, и мы имеем возможность более глубоко познакомиться с их значением и деятельностью. На Руси волхвы играли видную роль в общественной жизни и, в частности, являлись главными представителями лагеря, боровшегося против христианства.
Видя влияние волхвов па народ, церковь со всей силой обрушилась на них, но встретила, особенно в первый период, бурное и радикальное сопротивление волхвов и шедшего за ними народа. Несколько интересных свидетельств этого имеется в Киевской летописи. Большое значение волхвов, обладавших кое-где большей властью, чем князья, подтверждают также и восточные источники.
В церковном уставе Владимира Святого к ведомству духовного суда отнесены: «ветьство, зеленичество, потворы, чародеяния, волхованья». Наказание волхвам и чародеям было сожжение, как сжигались музыкальные инструменты и «черные» (чародейные) книги, так подобной же участи подвергались и колдуны, и чародеи. В 1227 году, по сказанию летописца, в Новгороде «изъжгоша волхвов четыре, творяхуть я (их) потворы деюща, а Бог весть, и сожгоша на Ярославле дворе». По свидетельству Никоновской летописи, волхвы были приведены новгородцами не на княжеский, а на архиепископский двор и там сожжены, несмотря на заступничество бояр.
Из следственных дел XVII столетия видно, что за чародейство и ворожбу наказывали ссылкой в дальние места и заключением в монастырь на покаяние, следовательно, кроме сожжения, употреблялись и другие, легчайшие наказания. Очевидно, при назначении наказания принималась в расчет степень виновности.
А. Афанасьев замечает: «Колдун и колдунья явились существами враждебными тем благотворным жизненным силам, которые прежде охранялись ими, теперь, вследствие отрицательного влияния новых воззрений, они стали вредить. Первоначально мольба (заговор) колдуна и ведьмы, обращенная к светилам, призывала покровительство этих светлых божеств и прогоняла нечистую силу смерти, болезней и бесплодия: так верил язычник. В позднейшую эпоху создалось поверье, что колдуны и ведьмы не только не охраняют здоровья, а напротив, сами насылают на человека болезни, сушат его, напускают на него мару или отводят глаза, так что он видит все в обманчивых образах. По первобытному представлению, колдун и ведьма низводили с неба оплодотворяющий дождь и теплоту, позднее они стали скрадывать и дождь, и росу, и свет, и производить бесплодие, голод, стали вредить своими заговорами земледельческим работам, отнимать у коров молоко и вообще у животных и людей — силу плодородия...
Когда колдуны и ведьмы получили злое и враждебное значение, создались в простонародье и различные предохранительные средства против их влияния. Средства эти отчасти были заимствованы из тех обрядов язычества, которые употреблялись против нечистой силы, смерти и болезней, отчасти принадлежат позднейшей эпохе и проникнуты ее воззрением. В заговорах стали просить защиты от „бабьих зазор, от хитрого чернокнижника, от заговорного кудесника, от ярого волхва, от слепого знахаря, от старухи (бабы) -ведупьи, от ведьмы Киевской и злой сестры ее Муромской".
Против колдунов и ведьм стали употреблять силу таинственных трав: крапивы, плакун-травы, чернобобылышка и других, следовательно, народ обратил против них те снадобья, которые самими колдунами и ведьмами употреблялись для своих чар и против нечистой силы».
«При царе Михаиле Феодоровиче была отправлена в Псков грамота с запрещением покупать у литовцев хмель, потому что посланные за рубеж лазутчики объявили, что есть в Литве баба-ведунья и наговаривает она на хмель, вывозимый в русские города, с целью навести через то на Русъ моровое поветрие. В 1625 году велено было выслать в Москву из Верхотурья переселенца Якова, вместе с воровским кореньем, так как во время обыска у него найдено было: трава багрова, три корня, да „комок перхчеват бел", и так как в допросе он сам признался, что эти снадобья дал ему казак Степанко Козьи Ноги».
Подобный процесс о кореньях и травах был в 1680 году. Иноземец Зинка Ларионов сделал извет на некоторых крестьян в лихих кореньях и подал в Приказной избе поличного «крест медный да корешок невелик, да травки немного связано в узлишки у креста». Крестьянин Ивашка, из числа обвиняемых, признал крест своим, а сказал: корень тот «девесилной, а травка в огородах растет, а как ее зовут — не ведает, а держит корешок и травку от лихорадки, а лихих де трав и корней он не знает и за дурном не ходит».
Призван был в Приказную избу посадской осмотреть коренья, он объявил: «Корешишко де имянуеца девятины, от сердечные скорби держать, а травишко де держать от гнетепши-ные скорби, а лихого де в том ничего нет». Другой подсудимый объявил, что ему положили травы в то время, как он был на кружевном дворе пьяный — в беспамятстве. Обвиненных пытали, а потом били батогами, чтоб впредь неповадно было напиваться до беспамятства и носить при себе коренья, затем они были выпущены из Приказной избы, за расписками.
data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">
В 1606 году были поданы две довольно странные жалобы в Перми, по которым велено было произвести следствие, которое, однако, нам неизвестно. Оба челобитчика сделали извет — один на крестьянина, что тот напустил икоту на его жену, а другой на посадского, что напустил икоту на его товарища по торговле».
Как и ведьмы, колдуны бывают «урожденными» (в русской традиции урожденного колдуна называют рожак) и «учеными». Урожденным колдуном становится мальчик, рожденный вне брака в третьем поколении. По другим поверьям, если в семье подряд родится семь мальчиков, то седьмой будет колдуном.
Обученные колдуны получают свою силу от других колдунов или от черта, заключив в ним договор и отрекшись от Бога. Договор обычно заключается ночью на перекрестке или в бане и пишется кровью на коже висельника.
Колдовскому знанию также можно научиться у опытного колдуна. Белорусы об этом рассказывают так: «Жили два соседа. Один был колдуном и жил богато, другой — бедный, никакого колдовства не знал. Вот пришел бедный к богатому соседу и говорит:
— Научи меня колдовству.
— Хорошо. Но сначала пойдем на перекресток.
Пришли они на перекресток, где пустая корчма, колдун и говорит:
— Соколики, соколики, вы тут?
Вошли в корчму, а черти, которых колдун назвал «соколиками», говорят:
— Мы тут. Колдун говорит:
— Надо этого человека колдовству научить. А черти отвечают:
— Пусть он сначала образок с груди снимет.
Понял бедняк, что нечистым путем добыл колдун свое богатство, и убежал».
Без колдуна не обходилась ни одна свадьба. Его приглашали, во-первых, из-за боязни, как бы он не навредил молодым, а во-вторых, в надежде, что он защитит свадьбу от других колдунов.
Колдун, обиженный за то, что его не позвали дружкой, мог испортить свадьбу: остановить свадебный поезд, наслать на молодую кликушество, лишить молодого мужской силы или обернуть свадьбу волками, мог «подшутить»: поссорить жениха и невесту, разогнать гостей, выпрячь коней из свадебного поезда и разогнать их в разные стороны.
Многие былички рассказывают о соперничестве двух колдунов на свадьбе. С целью испортить свадьбу в дом является пришлый, чужой колдун. Пришлый колдун куражится, считая, что никто не сможет ему перечить. И тут колдун, охраняющий молодых, на деле показывает, что он сильнее пришлого, и заставляет того признать свое поражение. Например, сильный колдун может продержать своего соперника неподвижным в течение всего свадебного обеда, заставить стоять на коленях, на одной ноге, без конца подметать пол, при всех снять штаны.
«Вот, говорят, двух колдунов на свадьбу пригласили, а они между собой поссорились. Один знает много, другой говорит:
— Я больше.
Один другому говорит:
— Я сейчас устрою над тобой. Ну-ка рюмочку выпей.
— Давай.
Тот не трус, не боится. Выпил — все зубы до единого выпали. Он их положил на стол.
— Ну, — говорит, — теперь ты от меня выпей.
Тот рюмку только выпил, как раз его к окну и к потолку ногами подвесило. Подвесило к потолку ногами, вот он лягается и кричит:
— Мне тяжело, сними меня, я не могу больше. А тот говорит:
— Наперво зубы вставь, а потом сниму я тебя. Тот, подвешенный к потолку, говорит:
— Наливайте рюмку.
Рюмку ему наверх подали, наговорил он какие-то слова и говорит:
— На, пей. Положи туда зубы и пей. Зубы встали на место. Другой говорит:
— Сейчас я тебя сниму.
Тоже рюмку подали, и он очутился за столом».
При встрече с колдуном нельзя смотреть ему в глаза, а нужно сложить кукиш. Охраняют от колдуна и специальные заговоры, а также трава-одолень. Лишить колдуна магической силы можно, если бить его до крови, или сбрить ему бороду, или выбить зубы. По другим поверьям, колдуна можно обезвредить, если ударить наотмашь левой рукой. Считалось, что колдуна можно убить медной пуговицей или если бить осиновым поленом его тень.
Колдун не может умереть, не передав своего знания и подвластной ему нечистой силы другому человеку. Если не находится добровольца, готового принять у умирающего его магическую силу, колдун в состоянии агонии пребывает очень долго — иногда до трех лет.
Часто он хитростью пытается передать свое знание ничего не подозревающему человеку, даже ребенку. Он протягивает ему какой-либо предмет и говорит: «Возьми». Если человек примет у колдуна эту вещь или скажет: «Давай», к нему переходит все магическое знание, а колдун получает возможность спокойно умереть.
В тело умершего колдуна залезают черти. И это можно увидеть, если смотреть через дырку в доске от выпавшего сучка, через хомут или через дырку, проделанную в новом горшке.
Смерть и похороны колдуна сопровождаются бурей, вихрем, непогодой — это нечистая сила прилетает за грешной душой.
С. Максимов пишет: «Пользоваться помощью колдуна, как равно и верить в его сверхъестественные силы, наш народ считает за грех, хотя и полагает, что за этот грех на том свете не угрожает большое наказание. Но зато самих чародеев, за все их деяния, обязательно постигнет лютая, мучительная смерть, а за гробом ждет суд праведный и беспощадный.
Самая смерть колдунов имеет много особенностей. Прежде всего, колдуны заранее знают о смертном часе (за три дня) и, кроме того, все они умирают приблизительно на один манер. Так, например, пензенских чародеев бьют судороги, и настолько сильно, что они не умирают на лавке или на полатях, а непременно около порога или под печкой.
Если над таким колдуном станут читать Псалтырь, то в полночь он вскакивает и ловит посиневшего от страху чтеца.
Вологодские колдуны перед смертными страданиями успевают дать родным словесное завещание: если умрет в поле — не вносить в избу, умрет в избе — выносить не ногами вперед, по обычаю всех православных, а головой, и у первой реки заблаговременно остановиться, перевернуть в гробу, уложить ничком, подрезать пятки и подколенные жилы.
От смоленских колдунов не требуется и подобных завещаний: все там твердо знают, что необходимо тотчас же, как только зароют могилу колдуна, вбить в нее осиновый кол, чтобы помешать этому покойнику подыматься из гроба, бродить по белому свету и пугать живых людей.
Умирают колдуны непременно очень долго, так как им указано мучиться сверх положенного. Одна орловская колдунья, например, умирала целых шесть дней: к вечеру совсем умрет — затихнет, положат ее на стол, а на утро она опять залезет в подполье и снова жива. Вытащат ее оттуда, а она опять начнет мучиться: корежит ее и ломает, вся она посинеет, высунет раздутый язык наружу и не может спрятать. Дивуется народ, а не догадается снять конек (верх крыши) или хотя бы одну жердочку, чтобы облегчить предсмертные страдания. Все рассказчики, рисующие ужасы предсмертных страданий колдунов, не находят слов для выраженья этих мук. Иные из колдунов доходят до того, что бьются головой об стенку, стараясь расколоть себе череп, рвут себе язык на куски и т. п.
Один из них не велел жене подходить к нему и смотреть на его лицо, а когда она, бабьим обычаем, не послушалась, то после смерти мужа шесть недель лежала неподвижно, как полоумная, и все время смотрела в одну точку.
Самые похороны колдунов — вещь далеко не безопасная и, зарывши их в землю, надо смотреть в оба, чтобы не случилось какой-нибудь беды. Так, на похоронах одного колдуна крестьяне не заметили, как дочь его, слепо повинуясь воле умершего, положила в могилу пучок сжатой ржи. Сейчас же после этого грянул гром, нашла грозовая туча с градом и выбило все полевые посевы. С тех пор каждый год, в день похорон этого колдуна, стало постигать „божье наказание" (и в самом деле, в течение 1883, 1884, и 1885 годов град побивал хлеб лишь в одной этой деревне), так что крестьяне наконец решили миром разрыть могилу, вынуть гнилой сноп и, только тогда успокоились. Выпито на радостях при этом было видимо-невидимо».
data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="2423584382"data-ad-format="auto">
Вконтакте
Google+
Мой мир
Одноклассники
drevnerus.ru
Русская магия - Волшба — Славянская культура
Самое распространённое описание понятия и смыслового значения слова Волшба можно найти в словаре Ушакова, где трактуется: Волшба, -ы, мн. нет, ж. (поэт. устар). Колдовство, волхвование. Данную трактовку можно сразу подвергнуть сомнению - в силу присутствия слова Колдовство, не имеющего общего корня со словом Волшба, и рознящегося по смысловому значению с понятием Волшебство - которое действительно имеет прямое значение, но по какой-то неведомой причине отсутствует в трактовке словаря Ушакова.
Волшебство - понятие, имеющее только позитивное значение, известное большинству русских людей ещё с детства, и не ассоциирующееся с понятием Колдовство, которое имеет сугубо негативное значение. Поэтому с трактовкой словаря Ушакова согласиться достаточно трудно, но отчасти можно, если учитывать только второе значение, однокоренное Волшбе - волхвование. Волхвование - по всей видимости, является той самой причиной недоразумения в связке слов Волшба-Колдовство, так как имеет общий корень с первым (Волшба-Волхвование), и весьма близкое смысловое значение - со вторым (Волхвование-Колдовство). Но по логике вещей понятно, что слово Волшба имеет своё собственное значение, которое не является синонимом слова Волхвование, ибо в данном случае не имело бы смысла вводить второе значение с весьма ощутимой разницей в звучании и содержании. Поэтому, в оптимальной и сравнительно достоверной трактовке можно отметить только один вариант:
Волшба, -ы, мн. нет, ж. (поэт. устар). Волшебство.
К сожалению, сегодня уже невозможно найти точного места и времени появления слова Волшба, так как на момент появления славянской письменности на Руси оно уже было известно и популярно. Вероятнее всего, как и большинство других понятий, существовавших во времена Древней Руси, слово Волшба имеет кельтскую родословную, ибо сопутствует таким понятиям (пришедшим из кельтского диалекта) как, к примеру - Правь (Закон) или Алтарь (Утёс). В старославянском словаре (по рукописям X - XI веков) слово ВОЛШБА пишется как ВЛЪШЬБА (старославянская графема Ъ произносится как современное безударное О, а графема Ь - как безударное Е) и трактуется только на греческий лад - как Колдовство. То есть Ушаков, составляя свой словарь, допустил ошибку, повторив чужую - неведения значения этого древнерусского слова греками. И это не удивительно, так как в желании привнести в древнерусский язык греческую грамоту - через старославянский диалект, греческие переводчики допустили достаточно много «ляпов». И за примером далеко ходить не нужно, а достаточно вспомнить библейских «волхвов». Греки, по всей видимости, знали только о популярности волхвов (известных ещё со времён Кельтской Империи), но не имели понятия о том, что волхвы это отнюдь не «жрецы», а буквально - волевые люди, лица обрётшие уровень морального и физического совершенства, недоступного простому человеку.
Волхв, в древности - статус воина, который благодаря своей Силе Воли достиг высшего уровня морального и физического развития. Благодаря этому достижению человека, во времена Кельтской Империи звание Волхва передавалось даже по наследству (как мужчинам, так женщинам), в соответствии с клановым устройством этого древнейшего европейского общества. При этом, одного только родства с Волхвом было мало, ибо надлежащим должно было быть и воспитание (самим Волхвом). И естественно, современные самозванные «волхвы» не имеют ничего общего с Волхвами древности, кои завоёвывали своё признание не на бумаге или на шабашах, а в бою - показывая свою волшебную силу (смекалки, отваги и физического развития).
Слово Волхв тесно связано со словом Волшба, по причине того, что именно благодаря знаниям законов Волшбы волхв самосовершенствуется и влияет на течение событий. Общим же корнем для слов Волхв и Волшба является слово Воля. Термин Воля является и смысловым значением слова Волшба и отображает понятие - воплощения воли, творчества, волеизъявления в материальном эквиваленте.
Более точным отображением древних принципов - в смысловом значении и понятии слова Волшба на современный лад может служить формулировка:
Волшба - это то, благодаря чему создан Мир.
Или с теологией.
Волшба - это тот инструмент Бога, которым Он сотворил Мирозданье. То есть Воля Бога нашла своё воплощение благодаря Волшбе. Это и ответ на вопрос о том, - «каким образом Бог сотворил Мир?», ибо Бог сотворил Мир - Волшбой. При этом, Волшба - как понятие, не имеет каких-либо религиозных рамок и адекватно любому воззрению, потому что Волшба, как и Жизнь, существует независимо от того, верят в неё или нет.
Возвращаясь же к такому понятию как волхвование, можно сказать, что Волхвование - это отнюдь не Волшба, а только творение волхва, то есть человека. Также точно и в отношении понятия Колдовство - творение колдуна. И на этом данный список далеко не заканчивается, а декларирует такие понятия как чародейство - творение чародея, ворожба - творение ворожеи, ведовство - творение ведуна, а волшебство - творение волшебника. В отношении же понятия и смыслового значения слова Волшба связи с человеком не наблюдается, а подразумевается общее понятие: Волшба - Творение Природы (Бога), Закон, благодаря которому существует Мирозданье, Магии самой Природы. Поэтому, такие понятия как колдовство и волхвование имеет не больше связи с понятием Волшба, чем и любое другое творение рук человеческих, будь то музыка или компьютерное программирование. Гораздо ближе к смысловому значению слова Волшба явления в Природе, такие как - рождение ребёнка, или - сияние солнца. И только такого уровня явления по праву могут носить звание Волшбы (Творения Природы). По этой причине всё, что связано с понятием Волшба может иметь только творческий и позитивный характер, с близким по смысловому и лингвистическому значению понятием, то есть с современным словом - Волшебство.
Русская магия - Волшба.
Волшба - как основа основ Законов Бытия, отображает характерную особенность Русской Традиции, развитой многовековым опытом поколений и является подлинным эталоном культурного Наследия Руси. Волшбе характерно наличие развитого круга специализаций высшего (Знахарство и Волхование), среднего (Кудесничество) и низшего (Чародейство и Ворожба) порядков. В соответствие с областью использования Волшбы, знахари, волхвы и отчасти кудесники - ориентированы только на общественные и семейные нужды других людей, в то время как ряд кудесников, чародеи и ворожеи (представители - только женского пола) ограничены решением проблем персонального характера. Колдовство (как отдельная практика) может относиться как чародейству, так и ворожбе, а сами колдуны выступать в качестве чародеев или даже «ворожей мужского пола» (таким образом, занимаясь так называемой «женовидной магией»). В Волшбе нет разделения (как в кабалистике) на «белую» или «чёрную», а также «серую» и любую другую - якобы «нави» и ещё чего-нибудь неведомого никому кроме очередного самозванного «волхва», ибо Волшба либо есть, либо её нет.
В качестве современного примера Волшбы высшего порядка можно назвать Медицину, которая в лучших своих проявлениях соответствует Знахарству. Самым близким примером Волхования может служить система Образования, где типичной теоретической дисциплиной была астрономия (не путать с астрологией), а сугубо практическими науками - ведение, как хозяйства, так и войны (что тоже является прерогативой волхвов). Кудесничество как и старые добрые времена является околонаучной дисциплиной и больше всего подходит для сравнения с Метеослужбой и лишь отчасти связана с наукой - аналогичной статистике. Чародейство в силу своего низшего порядка и большого потенциала в негативных практиках, осталось на своём изначальном уровне, так и не получило общественного признания - независимо от религиозных воззрений, так как не только христианство, но и русское язычество ориентированы на благополучие Общества. Ещё меньше общественного признания снискала себе Ворожба, но не только акцентом на негативные практики, а причинением вреда Знахарству и игнорированием принципов Волхования. Доступность же и простота практик ворожбы послужила большой популярности в области персональных нужд, как правило, имеющих только корыстный характер. Безусловно, многие обряды ворожбы можно использовать во Благо Общества и Природы, но практически всегда они служат интересам определённого человека, а посему являются нейтральными либо вредоносными.
Знахарство и Волхование (не имеющие негативных практик), также обладают своими особенностями, но в силу сакральной сущности описанию не подлежат, а передаются только из уст в уста (только тому, кому можно доверить такую информацию) - в полном соответствии с обычаями Волшбы. Любое сакральное знание преданное посторонним лицам в Русской Традиции является осквернённой, ибо имеет личный характер - информации о связи Человека с Богом.
Покровитель Волшбы. В русском язычестве воплощением Воли Рода распоряжается бог Волос (ипостась Рода в лике Творца Волшбы). Волос - это Имя Бога, которое впервые появилось в истории человечества - вместе с народом по имени Русы (будущие Русские). Именно посредством Волоса (Бога Волшбы) Род воплощает земную жизнь. От Имени Волоса, помимо Волшбы, происходит такие понятия - как воля, волна (как безудержная сила), волк (как хищник), а также все взгляды связанные верховной Властью. Волос посредством Волшбы - Властитель земного Мира, Бог Богатства (того, что даётся от Бога). В христианстве, образ Волоса сохранён в лике святого Власия (Власа) - «скотьего бога» («скот» - денежная единица древней Руси). По этой же причине человечество живёт интересами «благосостояния» (денег), подтверждая тем самым влияния на жизнь Бога Волшбы. Мало кому дано постичь могущество Волоса, ибо бедный может быть счастлив без денег, а состоятельный - несчастным с деньгами.
Волос является Верховным Богом, которого почитают все лица причастные к Волшбе. Даже в случае использования любовной магии, которой покровительствует богиня Лада (по сути своей - женская ипостась Волоса), прежде всего, производится обращение к Волосу, дабы снискать дозволение. Гарантией удачному обращению может служить только Благородные помыслы и действа. В противном случае, судьбе корыстного человека - не позавидуешь.
Блюстители Волшбы. Особенности русского язычества заключаются в разделения функций среди блюстителей Волшбы - представителей культа Бога Волоса. В связи с тем, что процесс создания жизни целиком и полностью во власти Волоса, блюстители Волшбы выполняют функции стражей и создателей Блага. Ведущую роль в реализации Волшбы берут на себя Знахари (Врачи), в обязанности которых входит Здоровье Общества. Другую, не менее важную функцию выполняют Ведуны (Учителя), на коих лежит ответственность за Образованность Общества. Третью функцию выполняют Волхвы (Вещие), каждый из которых осуществляет деятельность в своём секторе (будь то, военная, трудовая или религиозная деятельность) Общества. Также, содействие всем трём группам могут осуществлять Кудесники (Сказители), если их чаяния отвечают нуждам Общества.
В силу личных (а не общественных) интересов, которым служат различные колдуны, чародеи, ворожеи и ряд кудесников - являются только потребителями, а не блюстителями Волшбы. Поэтому, среди них встречаются почитатели разных богов (в том числе и чуждых русскому язычеству), и различных магических практик (включая не только кабалистику, но и Вуду).
Похожие статьи:
События → Под Калугой отдыхающие растащили капище Родноверов
История → Русская вера!
Природа → Родная Природа!
Боги, духи и существа → О РОДичах, приРОДных взаимодействиях и эгрегора
История → Зеленин о народной вере восточных славян
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
Хоррор Древней Руси
Введение
Принято считать, что современная хоррор-культура (т. е. фильмы и романы ужасов, компьютерные игры и другие медиа-продукты соответствующей тематики) зародилась относительно недавно, на рубеже ХIХ и ХХ веков, хотя и позаимствовала многие элементы из творчества Эдгара Аллана По, европейского готического романа и других источников.
Попытки напрямую связать архетипы современной хоррор-культуры с памятниками древнерусской литературы до сих пор не предпринимались.
В данной статье мы попробуем дать достаточно беглый обзор наиболее распространенных, классических для современного хоррора сюжетов и выступающих в качестве антагонистов сущностей, – и доказать, что практически все они (и сюжеты, и сущности) имеют самые прямые аналоги в древнерусской литературе.
В качестве источников преднамеренно не использовались апокрифические летописи, книги, признаваемые подделками большинством историков («Велесова книга», «Книга Коляды» и т. д.), а также монографии и публикации, основанные на упомянутых апокрифах и подделках.
Все рукописи, служащие объектом анализа, являются общепризнанными у историков, цитируются по наиболее полным из известных списков и по каноническим переводам академика Лихачева и других известных специалистов, – момент достаточно важный, учитывая определенную легковесность избранной темы и не совсем академический подход к рассуждениям и выводам.
Зомби (навьи), ночь живых мертвецов в городе Полоцке
Зомби – ожившие мертвецы, убивающие живых – самые известные в наше время представители мистических и иррациональных сил, угрожающих людям. Можно сказать, что зомби – визитная карточка современной хоррор-культуры.
В Древней Руси термин «зомби» не был известен, враждебных мертвецов называли навьи (от древнерусского языческого Навь – нижний мир, обитель мертвецов и злых духов).
В отличие от зомби навьи – бестелесные духи умерших, но способные на короткий миг обретать осязаемость и приносить физический вред живым.
Вопиющий случай произошел в 1092 году, когда на город Полоцк и его окрестности обрушилось самое настоящее нашествие навьев. В «Повести временных лет» сказано:
«Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан».
Причем в оригинале употреблено именно слово «навьи»: «Человеци глаголаху, яко навье бьють полочаны».
Миниатюра из летописи, иллюстрирующая нашествие навьев в город Полоцк, очень напоминает сцену из фильма «Рассвет мертвецов» Джорджа Ромеро и других его фильмов на эту тему: улицы оккупированы ожившими мертвецами, а живые люди крепко заперлись и держат оборону.
Сколько времени продолжалось нашествие мертвецов и чем закончилось, летописец не сообщил. Зато указал самое надежное средство уберечься от навьев – не выходить из дому. Почти тысячу лет спустя это средство по-прежнему остается самым надежным видом пассивной обороны.
Злые чародеи, маги и чернокнижники, сношающиеся с бесами
Образы злых магов, использующих в своих неблаговидных целях демонические и бесовские силы, пришли в современную хоррор-культуру прямиком из старинных документов, в том числе из древнерусских летописей (роль магов в них исполняют почти исключительно волхвы, т. е. жрецы дохристианской языческой веры).
Вот один пример из «Повести временных лет»:
«В то же время, в те же годы, случилось некоему новгородцу прийти в землю Чудскую, и пришел к кудеснику, прося волхвования его. Тот же по обычаю своему начал призывать бесов в дом свой. Новгородец же сидел на пороге того дома, а кудесник лежал в оцепенении, и вдруг ударил им бес. И, встав, сказал кудесник новгородцу: „Боги не смеют прийти, – имеешь на себе нечто, чего они боятся”. Он же вспомнил, что на нем крест, и, отойдя, положил его вне дома того. Кудесник же начал вновь призывать бесов. Бесы же, тряся его, поведали то, ради чего пришел новгородец. Затем новгородец стал спрашивать кудесника: „Чего ради бесы боятся того, чей крест на себе мы носим?”. Он же сказал: “Это знамение небесного Бога, которого наши боги боятся”. Новгородец же сказал: “А каковы боги ваши, где живут?”. Кудесник же сказал: “В безднах. Обличьем они черны, крылаты, имеют хвосты; взбираются же и под небо послушать ваших богов. Ваши ведь боги на небесах. Если кто умрет из ваших людей, то его возносят на небо, если же кто из наших умирает, его несут к нашим богам в бездну”».
Особого доверия этот отрывок не вызывает. «Некий новгородец», неопределенное место действия (Чудская земля), явная дидактичность истории…
Но есть в русских летописях и вполне конкретные и достоверные свидетельства о борьбе с волхвами-чудотворцами, совершавшими порой весьма кровавые чудеса.
Русской летописной традиции в этом смысле повезло. Один из авторов «Повести временных лет», игумен Сильвестр, был лично знаком с Янем Вышатичем, сыном воеводы Вышаты – сподвижника Ярослава Мудрого.
Был знаком – и записал рассказы девяностолетнего старца. Впрочем, ясности ума Янь не утратил, как и крепости тела – в год своей смерти (1106 г.) был послан против половцев, грабивших окрестности города Зареческа. И разбил половцев, и вернул полон.
Вошедшие в канонические летописи рассказы Яня касались событий, произошедших за полвека до его встречи с Сильвестром.
…Весть о приходе двух волхвов застала Яня в Белоозере. Волхвы пользовались голодным годом беззастенчиво. И безжалостно. Отводили людям глаза. Вспарывали ножами живых женщин, выбирая самых богатых – и бросали изумленной толпе хлеб, или мясо, или рыбу. Нате! Ешьте! Замороченные люди жадно пожирали кровоточащую человечину. И шли за волхвами.
Вот как дословно– со слов Яня – описывает морок летописец:
«Однажды во время неурожая в Ростовской области явились два волхва из Ярославля, говоря, что “мы знаем, кто запасы держит”. И отправились они по Волге и куда ни придут в погост, тут и называли знатных жен, говоря, что та жито прячет, а та – мед, а та – рыбу, а та – меха. И приводили к ним сестер своих, матерей и жен своих. Волхвы же, мороча людей, прорезали за плечами и вынимали оттуда либо жито, либо рыбу и убивали многих жен, а имущество их забирали себе. И пришли на Белоозеро, и было с ними людей 300».
Оружием удалось рассеять лишь озверевшую толпу. Волхвы отступили в лес, попутно убив бывшего с Янем попа. На облаву выгнали белоозерцев – понявших, что они ели… Взяли злодеев живыми, задавив числом. В Киев лиходеев везли привязанными к мачте ладьи, заткнув уста серебряными кляпами.
Но не довезли – среди спутников Яня многие потеряли от ножей волхвов родственниц, кто мать, кто сестру, кто дочь…
Убитых чародеев повесили на дубе, прочим чернокнижникам для острастки.
Ну чем не сюжет для кровавого мистического триллера?
Убийство князем Глебом другого волхва-чудотворца, взбунтовавшего народ в Новгороде. По словам летописца, Глеб осторожно поинтересовался у чародея его планами на завтра и услышал гордое: «Великие чудеса сотворю!»
«А вот те шишь!» – ответил князь и тут же укоротил волшебника на длину головы, после чего риторически спросил у собравшихся: «Ну и что он таки знал за жизнь? Если даже смерть свою не предвидел?» Наглядная агитация имела успех, мятежники одумались.
Демон-иммигрант
В современных фильмах и книгах, относящихся к жанру «хоррор», активно эксплуатируется тема демонов, духов и прочих враждебных человеку потусторонних сил не местного происхождения, а завезенных издалека, из чужих земель и чуждых культур. Родоначальником импорта демонических сущностей можно считать Лавкрафта с его Дагоном и Ктулху.
В древнерусской литературе также встречаются заимствованные из иных культур демоны-иммигранты. Наиболее известный из них – див, дважды упоминаемый на страницах «Слова о полку Игореве».
Первое упоминание звучит так:
«Солнце ему тьмою путь преграждало, ночь, стонущая ему грозою, птиц разбудила, свист звериный поднялся – Див кличет на вершине дерева, велит прислушаться земле неведомой – Волге, и Поморию, и Посулию, и Сурожу, и Корсуню, и тебе, Тмутороканский болван!»
Перевод достаточно точен, практически повторяя древнерусский оригинал:
«Дивъ кличеть вьрху древа, велить послушяти земли незнаеме, Вълзе, и Поморiю, и Посулiю, и Сурожю, и Корсуню, и тебе, тьмутороканьскыи бълванъ!»
Кто же он, этот загадочный див, забравшийся на вершину дерева?
Некоторые исследователи отождествляют его с вещей птицей, предрекающей битву и поражение в ней. Но оснований для подобного вывода практически нет: мало ли кто может забраться на вершину дерева, даже не обладая крыльями, – хоть белка, хоть обезьяна. Свист ведь див издает звериный, а не птичий.
Но див не белка и не обезьяна. Дивы (правильнее дэвы) – персонажи древнеперсидской мифологии, злые духи, бесы. Древние русичи заимствовали у древних персов не только нечистую силу. Обычай красить яйца на Пасху ведет происхождение из Древней Персии и ничего общего с христианством не имеет.
На родине, в Персии, в сословие бесов дивы попали не сразу – поначалу им возводили храмы и приносили жертвы, но с утверждением культа Ахура Мазды бывших богов разжаловали в демоны. Хороший див это мертвый див, так говорил Заратустра. Храмы бывших богов разрушили, бездомные дивы разбрелись по свету в поисках приюта, и можно допустить, что один из них оказался на вершине дерева в южнорусских степях.
Нетрудно даже определить, как звали этого поселившегося среди ветвей дива, оповещающего дальние земли о грядущей битве. Дивы известны нам поименно, равно как и их «зоны ответственности». За войны, смуты и прочее насилие с кровопролитием отвечал див по имени Индра.
До Индии, кстати, реформатор Заратустра не добрался, и в индуисткой религии Индра сохранил почетное звание бога-воителя, покровителя воинских дружин, ездящего на боевом слоне с четырьмя бивнями.
Вот так выглядел и передвигался див Индра; ввиду избытка конечностей он должен был казаться и русским, и половцам чудовищем. На заднем плане – дерево с прочными горизонтальными сучьями, вполне удобное для наблюдения за битвой.
Сидящий на ветвях Индра покровительствовал явно не половцам, а русской дружине князя Игоря. И был крайне разочарован ее поражением, даже свалился с дерева:
«На реке на Каяле тьма свет покрыла, по Русской земле разбежались половцы, как выводок гепардов. Уже пала хула на хвалу, уже набросилась нужда на волю, уже низринулся Див на землю».
Автор «Слова…» не остается в долгу и ничего худого про Индру не пишет.
Ликантропы, они же волки-оборотни
Ну какой же хоррор без свирепых оборотней, днем выглядящих как люди, а в полнолуние обращающихся в кровожадных хищников?
В древнерусских документах прямых указаний на существование оборотней нет, в отличие от устного фольклора.
Но есть прозрачные намеки… Например, упоминавшийся в письменных древнерусских источниках полоцкий князь из династии Рюриковичей Всеслав Бречиславович (ум. в 1101 г.). Отчего-то этого князя постоянно сравнивают с волком (с лютым зверем в древнерусских зоологических терминах).
Указания на ликантропию Всеслава встречаются в четырех относительно независимых документах. Причина явления (наследственность, укус оборотня и т. д.) неизвестна, но сообщения «Повести временных лет» позволяют предположить, что имел место случай спонтанно-наследственной ликантропии.
Всеслав Бречиславович родился от связи своего отца Бречислава (сына Изяслава, внука Владимира Святого) с дочерью волхва-кудесника; вариант Радзивилловской летописи – «родился от волхования». При рождении имел на голове знак неустановленного характера – т. н. «язвено» (версия академика Лихачева, вошедшая в классические комментарии, о том, что упоминаемое «язвено» было «сорочкой», т. е. остатками плодного пузыря, представляется малоубедительной). Именно наличием данного знака летописцы объясняли кровожадность Всеслава («немилостивъ есть на кровьпролитье»).
В «Слове о полку Игореве» автор цитирует вещего Бояна, обвинявшего Всеслава в колдовстве и грозившего князю божьим судом: «Ни хитрому, ни разумному, ни колдуну искусному суда божьего не миновать!»
Судя по ряду указаний, ликантропия князя кратковременно и спонтанно проявлялась в моменты реальной и серьезной опасности для жизни (побег после проигранной битвы при р. Немиге в 1067 г., побег от врагов из г. Белгорода в 1069 г. и т. д.) и завершалась полной ремиссией.
Описания происходившего неполны, но очень схожи: «в ночи рыскал волком», «скакнул лютым зверем» (т. е. также волком), снова «скакнул волком». Все указанные эпизоды имели место ночью и отличались неправдоподобно высокой скоростью передвижения. Если сообщение «Слова о полку Игореве» о проделанном Всеславом за одну ночь («до петухов») в образе волка пути между Киевом и Тьмутараканью (более 1000 км по прямой) можно посчитать поэтическим преувеличением, то в «Поучении» князя Владимира Мономаха приводится достаточно правдоподобный случай безрезультатной ночной погони свежего отряда черниговских дружинников, скачущих «о двою коню» за раненым и утомленным битвой Всеславом.
Князь Всеслав, рожденный от волхования, «сам по ночам волком рыскал, из Киева достигал до первых петухов Тмуторокани» – уверяет нас автор «Слова о полку Игоревом».
Имеются только косвенные данные о присущих Всеславу и характерных для ликантропов способностях к регенерации и быстрому заживлению ран. Например, достоверных данных о дате рождения князя нет, однако известно, что он занимал полоцкий престол в течение 57 (!) лет, ведя при этом жизнь, полную битв и опасностей, неоднократно получая раны и попадая в плен, но умер своей смертью в возрасте не менее 80-ти лет, что позволяет предположить наличие подобных способностей. Попытка убить Всеслава во время Киевского мятежа 1068 г. холодным оружием (меч) успехом не увенчалась. Очевидно, для удачной попытки требовалось серебряное оружие.
Вампиры, упыри, вурдалаки и их признанный глава, граф Дракула
Без вампиров современные ужастики даже представить трудно, между тем считается, что тема оживших кровопийц появилась в литературе сравнительно недавно: в Европе стараниями Байрона, в России – Пушкина.
Нет ли здесь ошибки? Не встречаются ли на страницах древнерусских документов упоминания о вампирах, пусть и действующих под другими наименованиями?
Труды многих исследователей убеждают: ошибки нет. И вампиров нет. Даже в русском фольклоре восставшие мертвецы (оживленные, например, живой водой) ведут себя вполне адекватно и не пытаются перекусить кому-то вену или артерию.
Зато среди памятников древнерусской литературы есть «Сказание о Дракуле-воеводе». Самый главный вампир найден?
Опять нет. Описанный в документе Дракула тоже ведет себя вполне адекватно (для жестокого средневекового правителя). Дисциплину на подвластных землях водворяет суровыми методами, но в гробу не спит, в летучую мышь не обращается, питием сырой крови не грешит. Хотя не белый и не пушистый:
«Аще жена кая от мужа прелюбы сотворит, Дракула же веляше срам еи вырезати и кожю содрати, и привязати ея нагу, и кожу ту на столпе среди града и торга повесити, и девицам, кои девьства не сохранят, и вдовам також, а иным сосца отрезаху; овым же кожу содравше со срама ея, и, рожен железен разжегши, вонзаху в срам еи, и усты исхожаше, и тако привязана стояше у столпа нага, дондеже плоть и кости еи распадутся или птицам в снедь будет».
Но все же будем справедливы: в ночного кровопийцу Влад Цепеш превратился исключительно трудами писателя Эбрахама (Брэма) Стокера, а заодно сменил место жительства, перекочевав из Валахии в Трансильванию.
Дракула Валашский и Дракула Трансильванский: найдите десять отличий
Некоторые исследователи (академик Рыбаков в том числе) высказывают противоположную точку зрения на известность и распространенность вампиризма в Древней Руси. Но все их построения базируются на единственном упоминании упырей в единственном документе – в «Слове об идолах». Между тем известно, что «Слово об идолах» является текстом не оригинальным, а вольным переводом сочинения греческого ученого Григория Богослова, лишь в малой части дополненным вставками, касавшимися славянских реалий.
Рыбаков сам осознавал шаткость своих позиций и не случайно высказывал утверждение о древнерусских вампирах в крайне осторожной форме:
«Вампиры вообще не сопоставлялись точно с чем-либо реальным и никогда не изображались в искусстве. Волкодлаки-вypдалаки существуют параллельно yпыpям-вампиpам, иногда заменяя их, но в славянском фольклоре они не отождествляются прямо с вампирами» (Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян»).
Между тем не подлежит сомнению, что особенности русской природы (глубоко промерзающая зимой кладбищенская земля) делают невозможным сколько-нибудь длительное существование классических некровампиров трансильванско-балканского типа – лишенные в течение нескольких полнолуний источника энергии (свежей крови), эти существа очень быстро вымерли бы от заурядного голода.
Вампиры попали в Древнюю Русь из теплой Греции, где земля на кладбищах мягкая круглый год, причем попали исключительно на страницах «Слова об идолах».
Животные-пришельцы
Еще один архетип современного хоррора – животные-пришельцы, неведомыми путями перенесшиеся из привычного места обитания (или из привычного времени, если животные доисторические): крокодил, очутившийся в городской канализации, акула-убийца, заплывшая на мирный пляж, динозавр, очнувшийся от миллионнолетнего анабиоза…
Есть такие истории и в древнерусских летописях.
Крайне любопытный случай произошел в 1091 году, причем при большом скоплении свидетелей – во время многолюдной охоты князя Всеволода. Летописец свидетельствует:
«В тот же год, когда Всеволод охотился на зверей за Вышгородом и были уже закинуты тенета и кличане кликнули, упал превеликий змей с неба, и ужаснулись все люди».
О дальнейшей судьбе змея ничего не известно. Можно допустить, что многочисленные и хорошо вооруженные охотники не растерялись и прикончили неведомо откуда свалившуюся рептилию, пополнив коллекцию трофеев крайне редким экземпляром.
Возможно, змей, паривший в небе на Вышгородом, выглядел именно так… Хотя нельзя исключать вариант, что с неба упала крупная рептилия, изначально летать не способная.
Известны случаи, когда торнадо и смерчи подхватывали коров и других животных, уносили их на большие расстояния и швыряли с небес на землю. Почему бы на месте коровы не оказаться крокодилу или питону?
Случай, безусловно, крайне редкий. Но не единичный. Несколько столетий спустя случилась очень похожая история «Арзамасского монструза».
В июне 1719 года в городе Арзамасе смерч выкинул на землю неведомого зверя – «монструза». Он описывается как огромный зубастый змей с четырьмя лапами. Монстра положили в бочку со спиртом для лучшей сохранности и отправили в Петербург, в Кунсткамеру. Царь Пётр Первый незадолго до того повелел присылать туда все диковинки, найденные на территории России. Но в отсутствие железных дорог бочка слишком долго добиралась до столицы, спирт не то вытек, не то испарился, и «монструз» в летнюю жару превратился в нечто сгнившее и неопознаваемое. Надежнее, разумеется, было бы залить загадочного зверя спиртом метиловым, но в России этот способ чреват другими осложнениями…
Случались в средневековой Руси и крокодилы в канализациях. В смысле, в реках, – систем сточных коллекторов в те годы не существовало, и все отходы сливались в ближайшую речку.
И вот что обнаружилось по свидетельству летописца в Псковской городской канализации (в р. Великой) в 1582 году:
«Того же лета изыдоша коркодили лютии зверии из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И ужасошася людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иних избиша».
Так, по мнению современников, выглядели псковские крокодилы. Внушительные звери…
Русские летописцы имели понятие о крокодилах задолго до шестнадцатого века. В «Похвале Роману Мстиславичу Галицкому», вошедшей в Ипатьевскую летопись (запись за 1201 г.) князь сравнивается со львом, рысью, орлом, туром (диким быком)… и с крокодилом: «устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур». Причем сравнение подчеркивает свойство крокодилов губить людей.
(Свидетельства о встречах с загадочными и даже нападавшими на людей рептилиями есть в записках англичанина Джерома Горсея и австрийца Сигизмунда Герберштейна, в средние века посещавших Россию, но помянем их вскользь, как не имеющие отношения к памятникам древнерусской литературы).
Маньяки
Но человек, как известно, самый страшный зверь на свете.
Маньяков, известных в хоррор-культуре, можно условно разделить на два типа. Первый – маньяки-одиночки, использующие в своих злодействах лишь собственную грубую силу и подручный инвентарь: ножи, тесаки, топоры, бензопилы… Жертвы такого персонажа могут быть весьма многочисленными, но все же их число ограничивается физическими возможностями маньяка.
Второй тип маньяка – интеллектуальный, маньяк-профессор, использующий порожденные своим преступным гением приборы и устройства, способные уничтожить мир и человечество (либо их значительную часть).
В древнерусских литературных источниках можно обнаружить маньяков обоих видов.
Например, князь Владимир Мономах признался в своем «Поучении сыновьям» в массовом собственноручном убийстве пленных половцев:
«А самих князей Бог живыми в руки давал: Коксусь с сыном, Аклан Бурчевич, таревский князь Азгулуй и иных витязей молодых пятнадцать, этих я, приведя живых, иссек и бросил в ту речку Сальню».
Всего же на совести Мономаха не менее двухсот убитых (только половцев): «А врозь перебил их около двух сот лучших мужей».
Разумеется, речь идет об убитых князем своими руками, а не руками его дружины, – Владимир Мономах воевал с половцами не менее девятнадцати раз, и общее количество перебитых врагов значительно больше.
Важно отметить, что Мономах боролся с внешними врагами вполне в духе своего жестокого времени и понятия не имел о Женевской конвенции, категорически запрещающей рассекать на куски военнопленных и швырять части их тел в речки.
Русских людей Мономах убивал тоже с большим размахом. В том же «Поучении…» он признается, что после взятия им русского города Минска там были полностью истреблены не только жители, но и все домашние животные, включая кошек и собак.
Даже если допустить, что все жители Минска до грудных детей включительно были политическими противниками Владимира Мономаха, то уж кошки и собаки наверняка не оспаривали его право на киевский престол. Налицо мания, одержимость убийствами людей и животных.
Минским кошкам не повезло… Их хозяевам тоже.
Деятельность Мономаха вполне может послужить основой для самого кровавого триллера наших дней, а также стать предметом изучения для судебных психиатров. Они, психиатры, не затруднились бы определить причины маниакальной ненависти князя к животным: он часто страдал от братьев наших меньших. Вот как он сам рассказывает о том:
«Два тура метали меня рогами вместе с конем, олень меня один бодал, а из двух лосей один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь у меня на бедре меч оторвал, медведь мне у колена потник укусил, лютый зверь вскочил ко мне на бедра и коня со мною опрокинул. И Бог сохранил меня невредимым. И с коня много падал, голову себе дважды разбивал…»
Можно предположить, что князь сообщил лишь о самых серьезных и оттого запомнившихся ему травмах, не упомянув о кусавших его собаках, царапавших кошках, жаливших пчелах, о птицах, гадивших на голову. Минским кошкам и собакам очень не повезло – им довелось столкнуться с человеком злопамятным, обиженным животными и получившим как минимум две травмы головного мозга.
Мономах не единственный персонаж древнерусских летописей, заслуживающий звание маньяка. Можно вспомнить другого Владимира, известного в былинах под прозвищем «Красно Солнышко», братоубийцу и насильника. О нем известно (не из былин, из «Повести временных лет»), что он изнасиловал полоцкую княжну Рогнеду чуть ли не на трупах ее убитого отца и двух братьев. По другой версии, Владимир изнасиловал Рогнеду на глазах у еще живых родственников, после чего они были убиты. Ни тот, ни другой вариант об избытке у князя душевного здоровья не свидетельствует.
Страсть к сексуальным преступлениям Владимир пронес через всю жизнь, невзирая на то, что имел нескольких жен и три гарема в разных городах с многочисленными наложницами. «Наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц», – свидетельствует летописец.
Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) – типичный пример лакировки исторической действительности. Художник Антон Лосенко изобразил Владимира ничем не напоминающим не только маньяка, но и древнерусского князя: бритое лицо и костюм польского шляхтича начала семнадцатого века. Но даже в этой отлакированной версии видно: девушка, только что лишившаяся отца и братьев, не совсем готова к романтическим отношениям с их убийцей.
В свободное от войн, блуда и государственных дел Владимир занимался кровавыми жертвоприношениями, действуя по принципу: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». В 988 году эта практика прекратилась – Владимир принял христианство и окрестил подданных. Но сколько отроков и девиц было зарезано за восемь лет языческого правления Владимира, летописцы умалчивают.
* * *
Вторая разновидность маньяков – научно-технические гении, мечтающие уничтожить мир, встречаются на страницах памятников древнерусской литературы значительно реже. Тому есть уважительная причина: крайне низкий уровень развития науки и техники.
Но все же в «Повести временных лет» (запись за 1185 г.) упоминается некий не названный по имени «муж басурманский», действовавший заодно с половцами. Маньяк-басурман изобрел чудовищное по тем временам оружие возмездия – лук-самострел гигантских размеров, тетиву которого натягивали несколько десятков человек, и намеревался обрушить исполинские баллистические стрелы на головы мирно спящих киевлян. Но доблестные русские дружинники не позволили произойти концу света в отдельно взятом городе: маньяк был обезврежен, а оружие его уничтожено.
Заключение
Как видно из проведенного исследования, корни современного литературного и кинематографического хоррор-жанра лежат значительно глубже, чем представляется. Европейский готический роман возник не на пустом месте, а относится к давней и почтенной литературной традиции, восходящей к самым первым письменным памятникам в истории человечества (индоевропейским). По крайней мере в древнерусской литературе можно выделить те же истоки, что породили почти всех направления и разновидности современных «ужастиков». Свойства человеческой психики мало меняются за века и тысячелетия, истории о живых мертвецах, оборотнях и потусторонних чудовищах всегда манили и пугали людей, манят и пугают сейчас, будут манить и пугать в будущем… Итоговый вывод можно сформулировать коротко:
КТУЛХУ ЖИЛ,
КТУЛХУ ЖИВ,
КТУЛХУ БУДЕТ ЖИТЬ!
Читайте также:
darkermagazine.ru
волшебник на Руси, 5 букв, сканворд
волшебник на Руси
Альтернативные описания• Колдун, знахарь у древних славян
• На Руси с 9 по 13 вв.: служитель языческого культа
• Прорицатель, колдун, волшебник, знахарь
• библейский маг
• ведун
• волх м. стар. мудрец, звездочет, астролог; чародей, колдун, знахарь, ворожея, чернокнижник, волшебник м. волшебница ж.; вологодск. волхат, волхит м. волхатка, волхитка, волховка ж. Волхвовать, волшить, волшебничать, волшебствовать, колдовать, чаровать, кудесить, знахарить, гадать, ворожить, ведмовать, заговаривать, напускать, шептать. Волхвование ср. волшба ж. волшвение, волшебство, -вование, действие, занятие это. Волхвователь м. -ница ж. чародей, волхв. Волхвов, волшебников, -ницын, ему, ей принадлежащий: волшебничий, им свойственный; волшебный, относящийся к волшебству. Волшебный жезл. Волшебная крапива, виды растения Lamium; purpureum, петушьи головки, курячья слепота; maculatum, глухая, полевая крапива; Саlеоbdolon, крапивка, зеленчук; album, белая, глухая крапивка
• волшебник
• восточный чародей
• древнерусский жрец
• древнеславянский колдун
• древний маг и мудрец
• жрец в Древней Руси
• жрец на Руси
• жрец у славян
• жрец, знахарь в Древней Руси
• каждый из одаривших Христа
• каждый из персонажей перед младенцем на известной картине А. Дюрера
• колдун
• колдун для древнего русича
• колдун на Руси
• колдун у древних славян
• колдун у славян
• колдун, чародей
• колдун, чародей у древних славян
• кудесник
• маг на Руси
• маг у славян
• произведение Д. Фаулза
• роман английского писателя Джона Фаулса
• сатирический роман Джона Фаулса, обличающий мораль "вседозволенности"
• славянский "жрец"
• славянский чародей
• чародей на Руси
• чародей с Востока
• чародей, колдун, волшебник у древних славян
• сатирический роман Джона Фаулса, обличающий мораль «вседозволенности»
• славянский «жрец»
scanwordhelper.ru