Существуют ли древние русские боевые искусства? Боевые искусства древней руси


Существуют ли древние русские боевые искусства?

Когда мне какой-то веселый парень говорит, что есть удар под названием «булдыган», я как человек русский скажу ему в ответ, что знаю только один удар под названием «уебак», это я балуюсь и на ходу придумываю. Когда люди вдруг говорят без особенного стеснения, что они находят какие-то решения, то для меня это говорит только об одном – им очень хочется что-то получить. А когда очень хочется – они это получают, компилируя, делая что-то. Я не против возрождения русских традиций, я категорически против лжи. Люди, которые пытаются изобрести древнерусские боевые искусства, они пятятся назад, заходят в пустое поле, ничего там не находят, и в этом пустом поле начинают выдумывать свои глупости, умноженные на два.

У нас самое традиционное холодное оружие – это кистень. Это страшное оружие. Я общаюсь с ребятами, которые сейчас реконструируют бои в латах с оружием на ринге. Они рассказали мне, что пока мечом в латах работаешь – ничего страшного, а ужасы начинаются, когда берешься за топор. Сразу тяжелейшие нокауты, латы крошатся, шлем пробивается. Топор – это еще ладно, а кистень – один удар и спать. Вот эта традиция, она живет и никуда не денется. Все остальное не имеет под собой никаких исторических источников. И делает это все под задачу: внедрение нового языческого представления о мире в пику православному мировоззрению.

Например, есть у нас воинское сословие – казаки. Почему у них нет ничего такого? Я сам казак в восьмом поколении. Пика, шашка, нет там никаких кулачных боев. По большому счету, отчего восточная традиция зародилась именно там? Они маленькие и тщедушные, а русский мужик здоровый как лошадь. Чего ему мудрить? Сунул кулаком и забыл.

Я бы не хотел критиковать коллег, это неприлично. Но когда я вижу любое событие, то всегда спрашиваю: «А можно узнать источник? А где вы это взяли?» Ко мне пришел дяденька старенький, который ездил по деревням и собирал информацию, а потом издал три тома, каждый толщиной с кулак. «На самом деле я разыскивал приемы в танцах и плясках. Наши плясовые – это практически готовые системы рукопашного боя», – сказал он. Уж не знаю, чем у него все закончилось. Вот и получается: не курят, водку не жрут, спортом занимаются, уже молодцы, уже здорово. Но другое дело, когда они начинают с пафосом заявлять, мол, вот он – первоисточник. Есть у нас один человек, фамилию не буду называть. Он книгу издал под названием «Тайны боевых искусств гипербореев». Я ему говорю: «Коля, ты где это взял?» Ответ меня просто убил: «Это и так понятно». Бывает.

Вид спорта – это правила соревнований и методика подготовки. Я занимаюсь каратэ с 1978 года, за это время правила могут изменяться, но суть осталась. Отдаете ребенка в секцию, спросите о соревнованиях обязательно. Нет соревнований – забирайте, это секта одного человека, очередного находчивого парня, который нашел «новую систему боя».

Самые «русские» боевые искусства – это то, что мы вырастили у себя – самбо, выросшее из дзюдо, армейский рукопашный бой, который является предтечей всех смешанных единоборств, а также современный ножевой бой, в котором мы самые лучшие. АРБ появился задолго до джиу-джитсу и правил UFC. Вот есть у нас кудо – по сути миксфайт в кимоно. Японцы назвали это дайдо дзюку, пока русские армейские рукопашники не стали выступать на соревнованиях по кудо. И сегодня практически все чемпионы мира по кудо – русские бойцы. Я удивляюсь, почему штаб-квартира до сих пор в Японии, если это русский вид спорта. Вот вам пример того, как АРБ можно транспонировать до международного уровня, но армейский рукопашный бой так и не стал ничем, а кудо – мировой бренд.

thequestion.ru

Боевые искусства на Руси - часть 3

Характерная особенность этой группы стилей быстрый темп боя. отсутствие чётких стоек, преобладание ударов над захватами (причём удары, в том числе и ногами, делаются с проносом, без фиксации) и высокая стойка. Конечно если, "русский стиль" продолжает вековые традиции, об основатели говорить бессмысленно. Но так ли на самом деле? Сразу оговоримся: искусство рукопашного боя старо, как вся история войн, и нет ни одного народа, который не был бы с ним знаком. Безусловно, существовал он и на Руси. Свидетельство тому - летописи и былины. Другой вопрос, насколько это соответствует тому, что теперь именуется "русским стилем".

Его адепты всячески уходят от вопроса: на основании какай, собственно, информации воссоздаются боевые приёмы, а тем более своеобразная философия единоборства (не отставать же в этом от каратэ!). В лучшем случае следуют туманные, без конкретных указаний, ссылки на монастырские летописи и былины Но по сведениям профессиональных историков никаких записей по поводу боевых искусств нет! Ну, в крайнем случае присутствуют крайне расплывчатые фразы вроде: "И почаста ся крепко держати и удави печенезина в руку до смерти" А как именно "удави" — задушил, сломал хребет, раздавил грудную клетку? И как русскому богатырю удалось подойти вплотную, нд такое расстояние, чтобы "удави". - нырком, перекатом, а может быть, при помощи жёсткого блока? А ведь сохранившихся летописей не так уж много, все они достаточно хорошо изучены, да и стиль изложения везде схож Но будь подобные описания в сто раз конкретней - всё равно! У японских и китайских мастеров хранились специальные пергаменты. не только словестно-описательные, но и сопровождавшиеся подробнейшими рисунками приёмов. Однако даже такой документ, специально созданный для обучения бою (а у летописца ведь другие цели) был почти м.ёртв без указаний наставника. Человек, прошедший обучение в другой, пусть даже близкой школе, сумел бы кое-что из него извлечь. - но именно "кое-что": полностью восстановить приемы даже по такому списку он бы не смог Однако даже для такого "кое-что" нужна, как минимум, живая родственная школа с непрерывавшейся боевой и "идейной" традицией. Чуть утрируя ситуацию, можно сказать: воссоздать древнюю систему боевого искусства по подобному документу не легче, чем научится играть на скрипке, изучая фотографии рук скрипача. А уж восстанавливать её по летописи - всё равно, что учиться играть, читая описание этих фотографий... В этом смысле особенно умиляет пример Белова-Селедора, который, не найдя должной информации даже в летописях, обратился к фольклору! И теперь нечто реконструирует, например, технику боя Ильи Муромца против Идолища Поганого! Интересно, а Змею Горынычу он подражать не пробовал? Тогда, пожалуй, в имитации вооружённого поединка следует ввести ещё один элемент: с булавой - против огнемёта. А лучше против двенадцати, семи, в крайнем случае, — грех, менее чем трёхголовым Горыныч не бывал. Другой источник сведений, из которого якобы черпают информацию сторонники русского единоборства, - это приёмы, "подсмотренные" во время экспедиций по России. Остаётся только поверить им на слово: почему-то все эти приёмы подозрительно напоминают японо-китайские разработки. Да и как объяснить тот факт, что эти элементы боевого искусства не были замечены раньше - например, в самом начале века, когда произошёл сильнейший всплеск интереса к разным системам единоборств?

Вообще-то кое-что замечено было,,. Поклонники "русского стиля" обычно ссылаются на В, А, Гиляровского, который ещё к юности проявил немалые познания в боевом искусстве: удары, болевые захваты и броски, приёмы на обезоруживание. Интересно, что во время странствий по Руси Гиляровский не раз устраивал "матчи" с уголовной публикой, включая известных на всю страну разбойничьих "авторитетов" Во всех случаях - и при дружеских соревнованиях, и при защите своей.жизни - победа давалась ему столь легко что это только подтверждает известный принцип: эмпирические наработки ничего не могут поделать с высокоразвитой школой - даже будучи подкреплены опытом множества потасовок, огромной мускульной силой и ореолом страха, сопровождающим знаменитых разбойников. Но если копнуть глубже, то можно узнать, чего впрочем, не скрывал и сам Гиляровский, что все навыки он получил от беглого матроса, жившего у них в деревне. Прозвище его было Китаев, так как он провёл долгие годы в Китае, где и обучился приёмам позволявшим ему в одиночку одолеть десяток деревенских мужиков. Да и в Японии Китаев бывал, не говоря уж о том. что, как и многие моряки, хорошо освоил европейский бокс именно в боевом его варианте. Кстати, в своих воспоминаниях Гиляровский упоминает, что тот же Китаев обучил его "...некоторым невиданным тогда приёмам, происхождение которых я постиг десятки лет спустя, узнав тайны джиу-джитсу". Выходит, он и самостоятельно джиу-джитсу изучал (равно как и бокс)... Да и он ли один?

Так может все новоиспечённые основатели не только обманывают, но и сами обманываются. Ведь не у одного Гиляровского был "дядька Китаев".

Каким же был "русский стиль в действительности? Довольно точное представление о нём даёт "песнь о купце Калашникове" Лермонтов многое знал. Многое умел сам, а многое ощущал поэтически.

...На руках глухие кожаные рукавицы. Во время "судебного поединка на них нашивались металлические бляхи, чтобы ужесточить удар. Удары были резкими, сильными, не очень частыми; быстрый темп поединка, резкие нырки, уклоны дня Руси не характерны В ход пускался почти исключительно кулак - не ребро ладони, не пальцы! Бой мог кончится одним точным ударом. Работа "по точкам" выражена довольно слабо, но всё же некоторые уязвимые места (суставы, солнечное сплетение) были известны Ноги тоже почти не применялись: нынешние бойцы пытаются реконструировать известный по фольклорным записям "удар с носка", но это, похоже, не удар, а подсечка на нижнем уровне ("носком" тогда называли внешний свод ступни) В том, что касается кулачного боя, сторонники "русского стиля" прибегают не только к антивосточной, но и к антизападной пропаганде. Из книги в книгу кочует рассказ о том. как английский боксёр вышел на поединок против русского богатыря -и был посрамлён (во время поездки Петра Т в Англию к которой относится этот эпизод, с царём было 27 человек, среди которых находились "птенцы гнезда Петрова" и слуги, но не телохранители: безопасность обеспечивала английская сторона). История эта восходит к так называемой "Рукописи Нартова", подложность которой ясна уже несколько десятилетий, но из "патриотических" соображений об этом стараются не говорить

Действительность куда скромнее и проще. Вплоть до конца XIX века боксёры в России почти не бывали (исключение - матросы, которые широко практиковали уличный бокс). А отдельные схватки бойцов, обученных европейскому боксу с российскими бойцами не давали поводов к оптимизму. По окончании наполеоновских войн в России короткое время выступал английский экс-чемпион Томас Крибб. Он провёл ряд схваток перед самим императором Александром I — и ни в одном из этих боёв не то что не был побежден, но и не

встретил серьёзного сопротивления. А ведь противостояли ему лучшие российские бойцы, которых сумели найти. Чтобы закончить разговор о Петре, скажем, что в дневниковых записях его секретарей есть упоминание о том, что впервые император познакомился с английским боксом в 1713 году, во время поездки в Польшу. Рукопись Нартова, относит это событие к 1698 году, но тогда 15 лет спустя царь не как не мог "познакомиться" с боксом. Добавим,что именно для Нартова характерен вообще не научный подход в сборе исторических данных, даже по меркам тех времён, а опора на собственные воспоминания полностью исключалась, так как в 1698 году Нартову, было... пять лет! (1713 год - тоже любопытная дата. Только шесть лет спустя Джеймс Фигг официально "создаст" английский бокс, но это искусство, пусть ещё не будучи столь оформленным, как во времена Фигга, оказывается, известно даже не в самой Англии, но в Польше!)

Всё выше сказанное далеко не полная информация, если разобрать всё это серьёзно, то от "русского стиля" и камня на камне не останется.

Есть правда ещё так называемые советские стили: самбо, школа Кадочникова и Булочко - и некоторые другие. В сталинские времена, они называли себя школами, воссозданными из боевых единоборств России и республик Советского Союза. Но при разборе их - это опять джиу-джитсу и дзюдо, плюс небольшая фантазия "автора". Кстати говоря, до революции, и во времена, когда СССР ещё не был объявлен "родиной слонов", эти школы в своей родословной не упоминали не каких русских стилей.

Зачем же, однако, современным творцам всех разновидностей "русского стиля" изощрятся в создании оригинальных школ, да ещё тратить силы на доказательства их древности? Прежде всего, они рвутся облить грязью восточные единоборства, а из них в первую очередь - карате. Что ж, рассмотрим их аргументы.

"Карате не приспособлено к условиям России, к бою на льду и снегу, это тропический вид единоборства..." Ну, это просто неверно. Япония и Китай - страны горные, там не редкость и снег по грудь, и обледенелые склоны. А много ли снега в наших городах? Так, что тут на лицо, элементарное незнание географии. "Карате анатомически не пригодно для высоких и широкоплечих славян". Приведём прямую цитату: "Имея меньший вес и мышечную массу, японец должен вложить в удар, сконцентрировать в нём всю мощь для достижения разрушительного эффекта... Славянину же, чтобы сбить противника с ног, отправить его в нокдаун, достаточно и нефиксированного удара с проносом". Из этого следуют выводы, что, ежели нефиксированный удар быстрее фиксированного, то русский стиль обладает большей "скорострельностью". Верно. Однако, во-первых, невысокие японцы сражались против японцев же, так что шансы равны. Во-вторых, каратистский удар отправлял не в нокдаун и не в нокаут, а в нирвану, в небытие - даже сквозь стальной доспех. В Японии, а тем более в Китае, нефиксированные удары хорошо известны, их только не применяют в реальном бою. Мастер внутреннего стиля на показательных выступлениях, продолжая движение "сквозь" противника без фиксации, отбросит его на несколько метров. В бою результат окажется совершенно иным: противник останется на месте, но будет убит.

mirznanii.com

Боевые искусства России - Рукопашный бой и единоборства

кл слова: единоборства, история, русское Воинское искусство

Древняя Русь

О боевых искусствах Древней Руси как например о тайском боксе никаких документальных сведений не существует. Единственные упоминания о кулачных боях - постановления церковных соборов типа: "Да изгнаны будут от сынов божьих церквей а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей век и будущий". Впрочем, кое-что можно сказать на основе новгородских былин (окончательное оформление былинного цикла относится к XV веку). Новгород даже в средневековье сохранил многие черты, присущие именно Древней Руси. В том, что в былинах названо "боем кулачным", применяются борцовские броски, дубинки, кистени, иногда да- же ножи. Характерной особенностью новгородского кулачного боя было использование специальных дубинок - прямых шестов-посохов длинной свыше одного метра. После присоединения Новгорода к Московской Руси патриарх Никон, закрепляя позиции, в 1652 году велел сжечь новгородские дубинки для кулачных боев. Это был политический жест, окончательно раздавливающий остатки новгородских свобод, и без того окончательно угасающих после запрета веча.

Средневековье

Бедность и расплывчатость источников крайне затрудняет понимание деталей единоборств российского средневековья, но подобно тайскому боксу они имеют глубочайшую историю. Безусловно, самое обширное и достоверное описание России первой трети XVI века оставил Сигизмунд (Зигмунд) Герберштейн, посол императора Максимилиана. Австрийский посол знал толк в боевых искусствах своего времени и мог судить о них компетентно. Что же он пишет? "Юноши, равно как и подростки, сходятся обычно по праздничным дням в городе на всем известном просторном месте, так что видеть и слышать их там может множество народу. Они созываются свистом, который служит здесь условным знаком. Услышав свист, они немедленно сбегаются и вступают в рукопашный бой: начинается он на кулаках, но вскоре бьют без разбору и с великой яростью и ногами по лицу, шее, груди, животу и паху и вообще всевозможными способами одни поражают других, добиваясь победы, так что зачастую их уносят оттуда бездыханными. Всякий, кто побьет больше народу, дольше других остается на месте сражения и храбрее выносит удары, получает в сравнении с прочими особую похвалу и считается славным победителем. Этот род состязаний установлен для того, чтобы юноши привыкали переносить побои и терпеть какие угодно удары". Удары ногой в грудь и даже лицо нельзя назвать "высокими", так как, судя по контексту, наносят их уже сбитому наземь противнику: на этот счет никаких запретов не существует. Указаний на четко оформленную "стенку" нет: бой этот скорее "толпный", чем "стеношный". Вероятно, в XVI веке стеночники легче смешивали ряды. Оставил Герберштейн и подробные описания разных вариантов "дуэлей" в рамках "Божьего суда", в том числе и тех, которые не сводились к чисто фехтовальной схватке, превращаясь в рукопашный бой без всяких правил, на уничтожение противника. В этих описаниях звучат те же нотки. Должным образом оценив силу и телесную крепость российских профессиональных бойцов - а тогда на "Божий суд" выходили почти исключительно наемные профессионалы, - австрийский посланник словно вздыхает: вот бы к этой силе и храбрости еще добавить бы подлинную школу... Во всяком случае, европейским бойцам (и фехтовальщикам, и "рукопашникам") он не советует на таких поединках пытаться "пересиливать" московитов: гораздо рациональнее сперва уйти в оборону, дать схлынуть первому яростному натиску, а там уже воспользоваться превосходством техники и не- достаточностью защитных приемов российского единоборства... Сходные выводы можно сделать и из записей царских секретарей 30-40-х годов XVII века. В этот период отмечено увлечение государя разными показательными поединками, проводившимися пред его очами. Наряду с россиянами в них участвуют "военспецы" из Немецкой слободы. Судя по тому, что награды-призы иноземцам за фехтовальные поединки заметно ценнее, чем присуждаемые соотечественникам, можно сделать вывод, что их бои производили на царя большее впечатление. А Алексея Михайловича ведь никак нельзя обвинить в "низкопоклонничестве перед Западом".

XVIII век

Восемнадцатый век дает возможность познакомиться с описаниями кулачных боев, сделанными уже самими россиянами. По-прежнему виртуозность их весьма относительна, а правила - очень жестоки. Ставшее в конце XVIII века пословицей правило "лежачего не бьют" впервые сформулировано в полицейском указе от 1726 года: "...Что- бы увечного бою не было б и кто упадет, лежащих никого не били б". Большинство кулачных бойцов восприняли этот указ как покушение на свои священные права, и прошли десятилетия, прежде чем он хоть изредка стал соблюдаться. Стеночные бойцы довольно часто пускали в ход нож, кистень или короткую дубинку (что, конечно, было нарушением этики кулачного боя, но нарушением привычным и постоянным). В таких случаях противнику удавалось отбиться, только если он заранее припасал аналогичное оружие. Эффективное сопротивление голыми руками почти исключалось. Даже "вкладышей" или "заначек" - укрытых в рукавице либо зажатых в кулаке утяжелителей типа медных монет, свинцовых пуль (в том же указе от 1726 года говорится об использовании в этих целях ядер для малокалиберных фальконетов, весивших сотни граммов) или железных стержней, - как правило, хватало, чтобы создать значительное превосходство в силе и опыте. Даль в своем "Толковом словаре" приводил приемы использования кистеней в стеночных схватках, утверждая, что к вооруженному таким образом человеку "нет подступа в кулачном бою". Из этого напрашиваются два вывода. Значит, еще во времена Даля (или, по крайней мере, в недавнем для него прошлом) стеночные бои проводились не только на кулаках. Кроме того, кистень в опытных руках - оружие, конечно, грозное, однако именно против него возможна масса контрприемов - гораздо больше, чем против то- го же ножа. И если уж ни при каких обстоятельствах "подступа нет" - значит, нет и надежных навыков работы против оружия. Одиночные поединки вне "стеночных" порядков уже существуют, но они более характерны для борьбы, чем для кулачного боя. В таких поединках участвуют все сословия, вплоть до высших слоев дворянства, и поддаваться родовитым противникам не принято. В кулачных боях одиночные схватки служат в основном дополнением "стенки", когда наиболее опытные кулачных дел мастера меряются силами до начала общего сражения. Удар наносится, помимо костяшек кулака, его нижней частью (при размахе сверху) и внутренней (при движении руки сбоку). Подбивы и зацепы ног сохраняются и в кулачном бою, и в борьбе. Арсенал их очень ограничен, но все равно умение проводить хотя бы некоторые подсечки считается верхом совершенства, доступным не каждому бойцу. Также не каждому доступна высокая меткость удара. По-прежнему главными "действующими факторами" остаются мускульная сила и выносливость.

Новое время

Каковы были поздние формы российского кулачного боя? Помимо обычных боев "стенка на стенку" существуют менее организованные схватки небольшими группами без четкой структуры (по принципу: каждый сам за себя). Это - "свалочный бой" (или же "сцеплялка"). Имеют место и чистые поединки - "сам на сам". В XIX-XX веках все виды единоборств Российской империи перестали замыкаться в себе и начали образовывать сплавы друг с другом и с международными системами фехтования, борьбы, английского бокса, французского бокса, и даже дзюдзюцу. Иногда какая-либо из международных школ надолго сохранялась в чистом виде: например, греко-римская борьба. Она пользовалась в России невероятной популярность. Правда, часто мы недооцениваем показушный характер этого единоборства. Известно, например, что когда самый знаменитый из борцов, "чемпион чемпионов" И.М.Поддубный в 1923 году решил "тряхнуть стариной" и принять участие в спартакиаде, он был буквально шокирован тем, что теперь, оказывается, все приемы проводятся всерьез! Бокс как "чистое" единоборство (а не как компонент рукопашного боя) появился в России в 90-х годах XIX века. Как ни стран- но, практически никто из знаменитых боксеров дореволюционного периода, по-видимому, не прошел через увлечение стеночным боем. Единственное исключение - татарин Hур Алимов, взявший себе боксерский псевдоним Кара-Малай.

XX век: начало

Рукопашному бою в дореволюционной армии систематически не обучали - даже в "спецподразделениях" (туда, правда, набирали бойцов, кое-что освоивших "частным образом"). В советское время массовая подготовка рукопашников тоже большей частью осталась на бумаге, но кое-что изменилось. Помимо различных школ раннего самбо в Красной Армии существовал также прикладной рукопашный бой, иногда сочетавшийся с противостоянием вооруженному противнику. В обязательную программу тогдашних предшественников коммандос входил так называемый "вольный бой" (он же - "бой невооруженных"), схватки с применением короткого оружия (на ножах и безоружный против вооруженного ножом), штыковое фехтование и навыки противостояния без оружия штыковому бойцу. Контрприемы против оружия с длинным клинком (сабли, шашки) и револьвера не изучались Не потому, что это была редкость - приемы против архаичной в 30-х годах пики полагалось знать. Просто считалось, что "ширпотребовская" подготовка защиту от этих видов оружия все равно не обеспечит. 1920-е годы ознаменовались всплеском интереса к комплексным боевым искусствам. Но хотя, далеко не все они находились под полным контролем HКВД, для того периода уже не характерна и полная бесконтрольность: инструкторы обычно принадлежали к числу сотрудников Hаркомата внутренних дел и учиться у них мог не каждый желающий. Постепенно происходило "засекречивание" наиболее эффективных систем рукопашного боя. Как раз в то время юридическая практика начала активно преследовать граждан за "превышение пределов самозащиты". Боевые приемы теперь можно было осваивать только "для служебного пользования". Одна из фигур того времени - Hил Hиколаевич Ознобишин (ударение на втором слоге). Он родился в дворянской семье, но стал артистом цирка. С цирком он объездил много стран, это дало ему возможность изучить много иностранных языков и стать свидетелем знаменитых боксерских матчей (он был большим любителем бокса). В 1915 году он принял участие в первом чемпионате Москвы по боксу. В 1918-1926 году - тренировал солдат Красной Армии. В 1930 году издательство HКВД РСФСР опубликовало его книгу "Искусство рукопашного боя". В результате ложного обвинения в 1941 году он был арестован и сослан на 5 лет в Казахстан. О дальнейшей его судьбе сведений нет. Об Иване Лаврентьевиче Солоневиче сведений очень мало, родился он судя по всему в 1880-х. Первая и единственная заметная публикация, раскрывающая принципы его школы, относится к 1928 году. Это - иллюстрированная методика "Самооборона и нападения без оружия". Основная техника захватов и бросков была перенята у так называемой "вольно-американской борьбы" (в то время - один из вариантов кэтча, а не современная вольная борьба). В отличие от Ознобишина, оценившего удары английского бокса, включившего их в свою методику, но недооценивавшего возможности по-настоящему сильных ударов кулаком, Солоневич рекомендует применять именно "силовые" удары, а также боксерские нырки и уклоны. Зато с французским боксом Солоневич в отличие от Ознобишина был знаком лишь понаслышке. Однако в любом случае, ему удалось создать вполне приличную школу, пригодную для прикладного использования. По некоторым косвенным данным, в 1930-х годах И.Л.Солоневичу удалось покинуть СССР (бежал из концлагеря в Архангельской области и перешел советско-финскую границу) и он стал активной фигурой эмигрантского общества. Один из основоположников "народного монархизма", автор нескольких книг (в частности, "Белая империя"). Умер в начале 40-х.

Зарождение самбо

Одним из первых, кто сумел творчески освоить новый вид единоборства - "боевую борьбу" - был офицер русской армии В.А.Спиридонов. Основные навыки боевого искусства он получил в спецучилище государственной безопасности, где готовили диверсантов. Вплоть до конца 1930-х годов он и не думал отрицать, что его система основывается в первую очередь на японском искусстве ближнего боя. Другая яркая личность того времени - Василий Сергеевич Ощепков. Родившись на Сахалине, бывший в то время японской территорией, он смог поступить в Кодокан-дзюдо, и доучился там до второго дана. В 20-х годах он работал во Владивостоке, в Китае. Затем, после недолгого периода работы в Новосибирске, В.С.Ощепков переехал в столицу, где сумел продемонстрировать такие феноменальные результаты, что сумел даже потеснить школу Спиридонова, пустившую к тому времени глубокие корни. Система Ощепкова была нужна в первую очередь бойцу, система Спиридонова - диверсанту. Это отчасти и определило их дальнейшую судьбу. Ощепков в отличие от своего "коллеги" отказался замалчивать восточное происхождение своей школы. В результате он был арестован как "агент японского милитаризма", и почти сразу же погиб в тюрьме. Созданная им школа официально продолжала существовать: именно она легла в основу современного самбо. Но ее новые руководители (в первую очередь - знаменитый Анатолий Харлампиев, поспешно объявленный "основателем самбо"), памятуя судьбу своего учителя, приложили максимум усилий для того, чтобы самбо перестало походить на восточное боевое искусство. Тем не менее именно под такой маской продолжало свое официальное существование, вероятно, лучшая из боевых школ советского периода, постепенно все более и более перерождаясь в далеко не самое лучшее спортивное единоборство... Систему Спиридонова ожидала прямо противоположная участь. Она, наоборот, перестала существовать официально, но сохранилась на практике (хотя и с грифом "для служебного пользования"). Дело не только в том, что Спиридонов согласился молчать - кто посмеет упрекнуть его за это?! - но и в том, что его школа с самого начала приобрела популярность не среди армейских офицеров, как у Ощепкова, а в HКВД. Раньше об этом бы говорили с гордостью. А теперь - предпочитают вообще не говорить. 16 ноября 1938 года вышел указ Комитета по делам физкультуры и спорта, официально дающий "права гражданства" самбо. В нем говорилось, что данный вид единоборства сложился "...из наиболее ценных элементов национальных видов борьбы нашего необъятного Советского Союза - грузинской, таджикской, казахской, узбекской, киргизской и некоторых лучших приемов из других видов борьбы". Понятно, отчего в 1938-м грузинская борьбы стоит на первом месте, а европейские и японские системы вообще не упомянуты. Но, даже зная, что именно они сыграли в становлении самбо решающую роль, все-таки постараемся оценить вклад национальных видов борьбы советских народов.

Азиатские виды национальной борьбы

Большинство азиатских (и отчасти кавказских) видов борьбы в целом соответствует "поясной" борьбе в ее мусульманском варианте. Стационарный захват обеими руками или только одной (вторая в этом случае проводит свободные захваты выше пояса), подъем и сваливание, броски оземь... В падении борьба обычно не продолжается, то есть она чуть более условна, чем некоторые ирано-турецкие виды. Обычно соревнования проводились на специально оборудованной площадке - майданчике. Почти на все школы Средней Азии распространялось, с некоторыми отличиями произношения, тюркское слово "кураш". Узбекский кураш, татарский курэш, казахский курес... Даже азербайджанское гурассу - из этой же серии. Слабо различаются также техника и правила. Обычно бой заканчивается сбиванием "на три точки". Известны броски через ноги, но, как правило, не с помощью ног. Захваты за ноги тоже применяются редко (например, в гурассу - до уровня колена). Отталкивание - не удары! - ногами имеют место в ряде конных видов борьбы (кокпари, улак, чопанах), причем толчок обычно наносится в бок лошади противника: в сочетании с захватом это позволяет "выдернуть" его из седла. Иногда виды борьбы на территории одной республики различались больше, чем межреспубликанские. Так, ферганский кураш фиксировал на поясе обе руки и запрещал даже подъемы, а бухарский допускал свободные захваты выше пояса. Ударов, по существу, нет. Вплоть до 1940-х годов узбеки (как и некоторые народы Кавказа) кулачную схватку называли "русским боем". Системы борьбы Кавказа и Закавказья несколько отличаются от среднеазиатских. Абсолютно жесткая фиксация рук - редкость. В Азербайджане "пояс" распространяется вниз от талии (прочные короткие штаны), в Грузии и Армении - вверх (кожаная куртка - чоха, за которую производится захват руками). Чтобы не выдать свое дзюдоистское происхождение, самбо на самом деле не столько "подпитывалось" национальными видами борьбы, сколько "подпитывало" их. Крайне поучительно сравнивать учебники по локальным видам борьбы 30-х и 50-х годов. Более поздние издания содержат обычно значительно большее число приемов. Причем все заимствования - самбистского типа. Локальные виды борьбы оказали влияние на комплексную российскую систему. Но ценность поясной борьбы заключалась именно в ее примитивизме. Столь мало эффективных приемов, так часто победа достигается простым выведением противника из равновесия, что именно искусство сохранения равновесия при "сваливающих" бросках достигло уровня, который представлял ценность даже для такого большого мастера восточных единоборств каким в наших условиях был В.С.Ощепков.

Наши дни

Система Спиридонова также нашла свое продолжение в наше время. Сегодня наилучшим ее последователем является А.А.Кадочников, преподаватель теоретической механики из Краснодарского училища ракетных войск и артиллерии. В отличие от подавляющего большинства пропагандируемых ныне "древнерусских" систем, разработки Кадочникова - не фикция, направленная лишь на то, чтобы тешить национальные чувства. Они вполне применимы как в уличной, так и в окопной схватке. Судя по некоторым моментам и характерным движениям, его система - действительно наследник системы Спиридонова. Однако похоже, что человек, готовивший их во время войны, проводил ускоренный курс и давал лишь некоторые азы, все остальное - плод самостоятельных наработок. Один из учеников Кадочникова - Ретюнских - на основе своего опыта, а также самбо и дзюдо, разработал "Российскую Отечественную Систему Самозащиты" (сокращенно - РОСС). В годы распада Советского Союза на волне национализма некоторые предприимчивые люди объявили себя "наследниками" якобы существовавших древних русских (украинских, белорусских и т.п.) боевых систем. В качестве примера можно привести славяно-горицкую борьбу, "возрождаемую" москвичом А.Беловым, популяризуемый на Украине "казачий стиль", тверскую "бузу" с ее основным "мастером" Г.Базловым из Твери, санкт-петербуржца А.Грунтовского с его "скобарем", а также всяческие виды "велесовой борьбы", "сибирского вьюна", "коло" и т.п.

ruk-boi.livejournal.com

Славянские единоборства на сайте Игоря Гаршина. Русский стиль

Утаман снял свою шапку и на землю положил, Вынул ножик из кармана и сказал - не побежим! (Из фольклора о русском кулачном бое)

Разделы страницы о русских и славянских системах рукопашного боя - реальных, разработанных, восстановленных и выдуманных (что есть что - разбирайтесь сами):

  • Возрождённые и реконструированные системы славянских единоборств
  • Отечественные единоборства
  • Современные интегральные боевые системы мастеров России

Возрождённые и реконструированные системы славянских единоборств

Славяно-горицкая борьба

Славяно-горицкая борьба - национальный обычай рукопашного боя. Реконструкция на основе традиционной культуры движения славян (в т.ч. отражённых в народных танцах). Создана во второй половине восьмидесятых на основе материалов этнографических экспедиций и эмпирических разработок. Отбор боеспособных технических элементов происходил в процессе тренировок Национального Клуба Древнерусских Ратоборств (НКДР). Автор стиля - Александр Константинович Белов. Независимо от него этнографическими исследованиями в этом направлении занимались Григорий Базлов (Тверской Университет), основавший стиль "Буза" и Грунтовский (Петербург), стиль "скобарь". Все они имеют общую двигательную основу, хотя и пошли по разным путям развития.

Никогда не позволяйте себя бить или оскорблять, особенно в присутствии посторонних. Если это произошло, Вы обязаны ответить обидчику ударом, даже если в результате такой ответ будет стоить Вам здоровья. Помните, честь - дороже здоровья. Если забудете, то однажды у Вас не окажется ни того, ни другого. (Из Свода правил славяно-горицкой борьбы)

Другие древне-русские воинские традиции

  • "Буза". Обычай воинских родов. Русская северо-западная воинская традиция, сложившаяся в родовых дружинах новгородских Словен и Кривичей. До 2-й пол. ХХ-го в. бытовала в деревенских артелях кулачных бойцов. Включает боевой пляс, способы боя оружием и голыми руками. Родственные традиции: "Спас", родовая система князя Б.В.Голицына. На сайте интересные статьи по родственным системам РБ.
  • Скобарь.
  • СПАС - трансовая культура восточных славян (г. Николаев). Древняя система украинского козачества по восстановлению природных способностей человека. Имеется как эзотерический, так и боевой раздел (в развитии).
  • Институт восточной культуры. Союз славянских боевых искусств. Международная организация "Коло". Интересные статьи и ссылки на славянские единоборства, в т.ч. "Бузу".
  • Школа Русского Рукопашного Боя "Сибирский Вьюн" (г. Новосибирск).
  • Базлов Г.Н. "Система князя Голицына". На сайте "Буза".
  • Официальный сайт ОФСОО "Единоборство Древней Руси". Русский стиль. Система Рябко.
  • "Кривич". Синтетическая система славянских единоборств, сохранившихся на территории Беларуси, систематизированные Адамовичем Г.Э. В систему входят: воинское искусство, системы выживания, народная валеология (наука о здоровом образе жизни) и этносуггестология (народные способы психического воздействия).

Отечественные единоборства

Каталоги по русским БИ

  • Русские боевые искусства на сайте Воин (Warrior).
  • Русский рукопашный бой. Ссылки

Единоборства народов бывшего СССР

  • Вольная и национальная татаро-башкирская борьба Куреш в Набережных Челнах.

"Русский стиль" - старинные боевые системы русской армии

  • Центр рукопашного боя А.А. Кадочникова "Русский Стиль" [!]
  • Официальный сайт А.А.Кадочникова
  • Учение Жизни. Стиль А.А.Кадочникова. Неофициальный сайт.
  • Русский Стиль. Некоторые аспекты школы выживания по системе Кадочникова А.А. на основе опубликованных статей в общедоступной прессе.

Стиль Победителей

Современные интегральные боевые системы мастеров России

Система Воин

  • Система ВОИН - русский стиль рукопашного боя. Межрегиональная ассоциация отечественных боевых искусств.

Универсальная Боевая Система А.Медведева (УНИБОС)

Президент "Шоу-Дао" и вице-президент "Унибос" А. Медведев - главный консультант журналов “Боевые искусства планеты” и “Спецназ”, инструктор РБ в военной академии им. Фрунзе, автор книг “Как дрались в НКВД”, “Его величество нож”, “Кунг-фу”, “Формы Шоу-Дао” и др.

  • УНИБОС - Универсальная Боевая Система. Направления: БАРС, ПОБОС, Оздоровительное.
  • Международная ассоциация боевых искусств "Шоу Дао" и Военно-спортивная ассоциация "Унибос".

Интегральная Боевая Система Дмитрия Медведева (ИБС)

Дмитрий Медведев занимается БИ более 20 лет. Имеет разряды по боксу, дзюдо, самбо, аттестации по 2 федерациям каратэ и хапкидо. Преподает с 1996 г. Публикации в "Кэмпо" и "БИП". С 2001 назвал то, что дает на тренировках, Интегральной Боевой Системой (ИБС).

  • Интегральная Боевая система Дмитрия Медведева.

Система Контэн Ю.Сенчукова

Ю.Ю.Сенчуков - автор книги "Да-цзе-шу - исскусство пресечения боя". Свою боевую систему построил на основе опыта изучения корейского хапкидо и вьетнамского винчунь.

Основой Контэна является техника травмирующих бросков и заломов из арсенала айкидо и хапкидо.

Ударная работа рук напоминает филиппинские школы - арнис, например, а также некоторые из техник багуа-чжан и синъи-цюань, и позволяет работать с большой скоростью и точностью как пустыми руками, так и оружием.

Техника ударов ногами в основном также создавалась на основе принятой в хапкидо, но была усовершенствована за счет заимствований из старого корейского стиля тэккен (впрочем, изначально техника ног в хапкидо и строилась именно на тэккен, так что это можно рассматривать, как своего рода "возврат к основам").

Оружейные техники включают работу мечом, топором, парными палками, одиночной короткой палкой (танбон), нунчаками, ножом. Существуют также техники метания камней, ножей и топоров".

  • Контэн. Старый популярный сайт, где Сенчуков даёт много интересных "ответов на вопросы". Там же имеются уникальные ссылки. Теперь сайт переехал на новую площадку Conten.ru. На ней вы найдете новые интересные статьи, в том числе по работе с японским мечом.

Система Соловьёва

  • Центр Русского рукопашного боя. Система русского боевого искусства. Русский стиль рукопашного боя.

Ключевые слова для поиска сведений о славянских и русских боевых искусствах:

На русском языке: славянские единоборства, боевые искусства славян, рукопашный бой на Руси, русский стиль, система Кадочникова, школа Ретюнского, славянская борьба коло, Славяно-горицкая борьба, интегральные боевые системы России; На английском языке: Slavonic martial arts, Russian style, combat in Russia, Slavic hand-to-hand fighting.

www.garshin.ru

Боевые искусства славян - Боевые искусства

Боевые искусства / Боевые искусства славян / 

 

Славянская боевая ладья

К моменту выхода славян на историческую арену у них сложились состязания в борьбе, кулачном и палочном бое в форме "один на один". Формы коллективных рукопашных состязаний появляются с развитием военного дела, причем не зависимо у разных народов.

Коллективные состязания первоначально существовали как формы, имитирующие реальное сражение. В таком коллективном состязании, скорее всего применялись элементы борьбы, кулачного боя и фехтования, то есть прикладной рукопашный бой. Затем возникли формы коллективных состязаний без оружия. Они были менее травматичны и стали пользоваться все большей любовью народа.

    Древняя Русь    Средневековье    XVIII век    Новое время    XX век: начало
 Русский стиль

Представьте каратиста, который выполняет ката (формальные упражнения) или ведет поединок на скованной льдом реке. Те, кто знаком с этим восточным единоборством, сразу поймут, что такое просто невозможно - либо у босоногого, одетого в кимоно человека начнут разъезжаться ноги, он станет поскальзываться и падать, либо ему придется одеть сапоги (можно и валенки) и принципиально изменить свою технику, которая уже не будет иметь ничего общего с каратэ. ...

    Размышления о русском стиле    Невидимое оружие    Буза    Артели
 Рукопашный бой

Рукопашный бой - это поединок с безоружным или вооруженным противником, а также группой противников без применения какого-либо оружия. Вы можете атаковать и защищаться любым способом, но используя в качестве "оружия" только свое тело. ...

    Законы рукопашного боя    "Хулиганский стиль" рукопашного боя    Защита в рукопашном бою    Популярность рукопашного боя    Русский Рукопашный бой
 СОБОР славянское воинское искусство

Возделывание земли, охота, война, магия были не отделимы друг от друга в первобытном обществе, где не было еще сословий воинов, земледельцев, служителей культа и т. д. Человек был вынужден владеть всеми этими искусствами, т. к. жизнь его была непосредственно связана с ними. ...

    Анты и древняя Русь    Период затишья    Век двадцатый    Размышления об Искусстве борьбы.    Легенда о Белой Сахарнице
 Полицейская дубинка в России

Одни полагают, что резиновая палка - порождение в прошлом загнивающего и паразитирующего, а ныне - демократического и свободного Запада. Другие в антибольшевистском угаре считают, что это - дьявольское изобретение конструкторсв и инженеров советской власти, якобы люто ненавидевшей свой народ и охотно патентовавшей подобные новинки для укрощения наиболее строптивых его слоев. Правда, ни те ни другие не сомневаются в необходимости и эффективности применения дубинок при возникновении острых криминогенных массовых волнений....

 Буза

В Русской воинской традиции характеры бойцов делили на две категории: 1. Жвавые, живчики-рубаки. 2. Для добра нарождённые, терпеливые, долго нагревающиеся и долго остывающие....

    О боевом народном танце
 Учение Жизни

Стиль А.А.Кадочникова изначально предполагает возможность подготовки без ограничений по половой принадлежности, возрастному цензу и состоянию физического здоровья....

    Методика    Законы рукопашного боя    Биомеханика рукопашного боя    Русская боевая традиция
 Стража императора Китая

В 1223 году на приазовской речке Калке передовые тумены Чингисхана, ведомые Джебэ и Субудаем, наголову разбили объединенное общей опасностью русско-половецкое войско. Современники не придали битве должного значения....

 Русская состязательная традиция

разберемся с вопросом, почему в рукопашных состязаниях русские кулаками били, а ногами нет. Обычно делаются ничем не обоснованные заявления о том, что не били, потому что ногами бить не умели. Я называю эти заявления ничем не обоснованными потому, что люди их делающие, этот вопрос специально не изучали и о русское боевой традиции никакого понятия не имеют, т.е. говорят о том, чего вообще не знают. Этим людям надо было обратить внимание хотя бы на следующее, в правилах кулачного боя запрещались удары ногами, зачем запрещать то, чего нет, раз запрещали, значит, было, что запрещать....

 Сила традиции

Народная традиция, не обязательно воинская, это вещь, которая формируется не годами, а веками, и уж если она сформировалась, то отличается исключительной живучестью. Меняются условия жизни народов, традиция приспосабливается к этим изменениям, преобразуется, но продолжает жить в новой форме. В качестве иллюстрации, приведу рассказ одного старого казачьего атамана, полковника, мастера спорта по спортивному пятиборью....

 Дружина Аркона

Дружина АРКОНА под знаменем Свентовита собрала добрых молодцев, радеющих за судьбу России - правопереемницу Святой Руси. Бойцы дружины владеют навыками воинского ремесла на основе славяно-горицкой борьбы, исторического фехтования и других источников традиций необьятной Земли Русской....

 Кулачные бои на Руси

В стеношном бою отрабатывались совместные действия, развивались чувство локтя и взаимовыручка. Каждый боец должен был обладать и личным умением....

 Национальные особенности кулачных боев

А вы знаете, как многие кавказские и азиатские народности называли кулачные бои? А какой вид единоборств допускает удары руками, ногами, подсечки, болевые захваты рук и корпуса с последующим броском? В этом виде допускается все. Ну, естественно, кроме ударов ниже пояса, локтем, по затылку и спине....

 Русский кулачный бой

В настоящие время, есть некоторые люди которые говорят, будто так называемая славянская борьба или единоборство, это новоизобретенное явление. ...

 Скобарь, ломание или плясать веселого

И поныне можно разглядеть в приемах кулачного боя черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют скобарь или ломание - ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на всей территории, где некогда жили кривичи союз восточнославянских племен....

 Боевые сказки северо-западной Руси

В Русской культуре отсутствуют письменные памятники, подобные древним военным наставлениям и учебникам по единоборствам. Но это не значит, что боевого искусства не было. ...

 Воинское воспитание мальчика

С православной точки зрения человек существо духовно-телесное. Дух в человеке проявляется как совесть, Страх Божий. Через дух также проявляются добродетели: вера, надежда, любовь. Душа имеет три основные силы и сферы проявления - это сила умная, посредством которой человек познает видимый мир; сила сердечная - это сфера чувств, которая проявляется через любовь, скорбь, печаль, радость и т.д....

 Русское боевое искусство

Одной из составляющей искусства выживания является рукопашный бой. Рукопашная борьба стара как само человечество. На определенном этапе своего развития человек неизбежно приходил к изобретению приемов боя с оружием и без него. Эти приемы, в той или иной форме, существовали во всех древних цивилизациях. Одни цивилизации развивались, другие приходили в упадок и исчезали, а вместе с ними и жили и умирали системы рукопашного боя....

 Всесильная плеть

"Кнут, сие оружие палачества, быть может неизвестен нашим читателям. Он представляет собой вид бича с рукоятью длиной фута в два (60-61 см). К этой рукояти прикреплен узкий кожаный ремень шириною в два дюйма (5 см) и длиной в четыре фута (120-122 см). ...

 Жизнь и тренировки после травмы

К сожалению большое количество травм преследует любого человека занимающегося спортом вообще и боевыми единоборствами в частности. Ломаются руки и ноги, "летят" мениски и позвоночники. В конце концов Вы получаете ту, самую серьезную травму, которая превращает Вас, из здорового, крепкого парня, в инвалида с очень сомнительным спортивным будущим. ...

 Русские и фехтование

Фехтование - это искусство ведения боя холодным оружием. Оружие всегда в первую очередь было связано с войной. А вот, что касается умения воевать, то во все времена русские умели это лучше всех. Не во всех битвах мы побеждали, так как не только умением воевать решается исход сражения, многое еще зависит от вооружения, снабжения, численности, управления и т.д. и т.п. ...

boevieiskusstva.narod.ru

Отечественные Боевые Искусства. - Рукопашный бой и единоборства

кл слова: рукопашный бой, анализ

Hесколько слов в защиту русской состязательной культуры.

Хотелось бы возразить тем приверженцам восточных единоборств,поставившим  своей  целью  критику   славянской   (древнерусской) состязательной   культуры,   знакомым  с  техникой  объединенного русского стиля по  публикациям  в  СМИ,  не  испытавшим  на  себе боевого  потенциала  возрождаемой  системы,  не  утруждающих себя сколь-нибудь серьезным аналитическим разбором  причин  и  условий возникновения воинских исскуств вообще у любого народа. Говорить о невозможности зарождения приемов  ведения  боя  на Руси   до   татарского  нашествия  и  игнорировать  существование отечественной  состязательной  культуры  может  только   человек, завороженный  экзотикой  восточных  учений,  одурманенный  магией восточных  единоборств,  убежденный  в  их   исключительности   и неповторимости.  Следует  напомнить  вырождающимся потомкам князя Олега,  прибившего  щит  на  врата   Царьграда   о   исторических свидетельствах и реальных событиях,  запечатленных в эпосе нашего народа, говорящих о высоком боевом потенциале славян.

Корни воинских   исскуств   уходят   глубоко  в  века,  когда возникновение охотничих племен (далее выделение  воинской  касты) обусловило  появление  разнообразных  приемов  охоты,  борьбы  за благоприятную территорию,  богатую ресурсами и т.д.,  что, в свою очередь,    способствовало    развитию    и    совершеноствованию определенных  способов   подготовки   преемников.   И   все   это происходило в условия постоянной борьбы - борьбы за выживание. 

    Таким образом,  возникновение БИ не соотносится к  какой-либо определенной  датой,  история  их развития - это история развития человечества. 

    Hо вернемся  к  русской  состязательной культуре.  Для начала приведу несколько цитат,  характеризующих воинский  нрав  славян. H.М.Карамзин   (т.1,гл.3),   ссылаясь   на  сочинения  императора Маврикия (речь идет о VI веке): "Византийские историки пишут, что славяне сверх их обыкновенной храбрости имели особенное искусство биться  в  ущельях,  скрываться  в  траве,  изумлять   неприятиля мгновенным  нападением  и  брать  в плен." Далее:  "Они умели еще долгое время  таиться  в  реках  и  дышать  свободно  посредством сквозных тростей,..." Далее:  "Древнее оружие славянское состояло в мечах,  дротиках, стрелах, намазанных ядом, и в больших, весьма тяжелых щитах." Далее: "вождь славянский, в ответ аварскому послу сказал:  'никто не покорит  нас,  доколе  буде  война  и  мечи  в свете'."  Далее:  "Греки,  озлобненные  их  частыми  нападениями, безжалостно терзали  славян,  которые  попадались  им  в  руки  и которые  сносили всякое истязание с удивительную твердостию,  без вопля и стона;  умирали в муках и не ответствовали  ни  слова  на распросы врага о числе и замыслах войска их." У него же говорится о том,  что славяне бросались  в  атаку  беспорядочно,  не  знают военного   строя,   что   говорит  о  их  личной  высокой  боевой подготовке. 

    Чтобы еще   раз  убедиться  в  том,  что  на  Руси  были  все предпосылки возникновения своего национального БИ,  стоит  только вспомнить   ее  историю.  Вековые  междоусобные  войны,  войны  с кочевниками-половцами,  греками,  болгарами,  немцами, литовцами, мордвою.  Логично  предположить,  что  в  таких условиях способно зародиться (нет,  лучше сказать,  развиться и совершенствоваться) действительно  реальное  боевое  искусство,  способное  составить конкуренцию любому другому. 

    X-XI, читаем  у  H.М.Карамзина:  "Hет  никаких  доказательств того, что воинское искусство варягов, сводившееся к стремительным атакам,  набегам,  коротким стычкам,  оказали какое-либо решающее воздействие  на  ратное   искусство   россиян,   выработанное   в долговременных войнах с агрессорами.  Воинское искусство, техника и вооружение в Древней  Руси  достигло  высокого  уровня,  о  чем свидетельствуют   историко-архиологические   изыскания  последних десятилетий". Далее рассказывается о том, русичи сражались уже не толпами,  а  строем,  имели  предводителей,  конницу,  сторожевые отряды.  "Готовясь  к  битве,  они  выходили  на  открытое   поле заниматься воинскими играми: учились быстрому, дружному нападению и согласным действиям,  дающим победу;... предки наши умели брать города и знали искусство осадных земляных работ;..."    Таким образом,  можно с уверенностью утверждать,  что на Руси была   своя,   уникальная   система  подготовки  бойцов,  которые проходили экзамен не в корридорах монастыря Шаолинь,  а  на  поле боя, как и должно бойцу. 

    Что касается  монголо-татарского  нашествия,  то   это   тема отдельного  большого разговора.  Интересующихся,  почему-таки два века Русь, была под татарами, отсылаю к работам А.К.Белова. Здесь лишь  приведу  его  следующие слова:  "Известно,  что в 1395 году после разгрома Тохтамыша Великим Тимуром  последний  ворвался  на территорию   Руси,   но  подошедшим  к  Коломне  русским  полкам, открытого боя не дал и очень скоро ретировался восвояси, спокойно взяв Китай и Индию.  Жаль, что Китаю не помогли 'боевые искусства Шаолиня', надолго не помогли." 

    Возможное проникновение   элементов   монгольских  БИ,  может рассматриваться только в контексте  развития  борьбы  на  поясах, разновидности борьбы в схватку.  Hо традиции кулачных боев, в том числе стеношный бой,  традиции динамических видов борьбы  (борьба "об  одну  ручку",  борьба  "на вороток"),  характерны только для Руси. 

    Hароды идут одним историческим путем, поэтому говорить о том, что у одного народа возникли БИ, а у других - нет, нелепо. Hелепо так же и то,  что один народ обучился БИ у другого, ибо народ, не умеющий воевать был бы раздавлен, уничтожен.     Приверженцем же  "монгольских стилей" могу предложить еще раз ознакомиться с историей Отечества,  посоветовать не  лишать  себя удовольствия  поразмыслить  самому  о  истоках и традициях боевых искусств на Руси и не спешить брать на веру всю  ту  лавину  лжи, которую льют,  так называемые "мастера единоборств", "специалисты по   восточным   единаборствам",    рассуждающих    о    схожести славяно-горицкой  борьбы  и,  скажем,  у-шу.  Советую попробовать самим ознакомиться с технической  базой  СГБ,  вобравшей  в  себялучшие   традиции   отечественной   состязательной   культуры   и продолжающей развивать их.  Только таким образом можно  судить  о схожести или различии СГБ и других единоборств. 

ruk-boi.livejournal.com