История Черноморского побережья Кавказа. Источники по истории древней руси


ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ О ДРЕВНЕЙ РУСИ

  Ведущиеся в нашей стране интенсивные исследования иностранных и отечественных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных и отечественных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны.

  Данный раздел сайта дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники — хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и познавательных целей.

АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Античные источники

  Подраздел содержит фрагменты сочинений античных и раннесредневековых авторов, написанных на древнегреческом и латинском языках и составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Хронологический охват материала — от Гомера (VIII в. до н.э.) до Иордана и Равеннского Анонима (VII в. н.э.).

 читать

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Византийские источники

  Подраздел содержит публикацию византииских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.

 читать

ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Восточные источники

  Подраздел посвящен источникам на арабском, персидском и еврейском языках. В подразделе приводятся фрагменты географических, исторических и энциклопедических трудов, записок путешественников, эпистолярных сочинений. Хронологический охват материала — IX-XVI вв.

 читать

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Западноевропейские источники

  Подраздел «Исторических источников» содержит переводы избранных западноевропейских (немецких, польских, французских, итальянских, венгерских, чешских) источников IX—XIII вв., написанных, как правило, на латинском языке. Среди них — тексты самых различных жанров: анналы и хроники, жития, правовые документы, послания.

 читать

ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Древнескандинавские источники

  Данный подраздел «Исторических источников» посвящен древнескандинавским источникам. Скандинавские письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи, рунические надписи, историографические сочинения, исландские саги (родовые, королевские, о епископах, о древних временах), норвежские гомилиарии и жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы.

 читать

ДРЕВНЕРУССКИЕ ИСТОЧНИКИ

Древнерусские источники

  В данном подразделе собрана вся древнерусская литература с момента первых сохранившихся памятников XI века вплоть до XVII века. Литература того времени не носила развлекательного характера, она была школой, а ее отдельные произведения в той или иной мере поучениями.

 читать

Исторические источники о Древней Руси

ruhistor.ru

Исторические источники Древней Руси |

 /   /  Исторические источники Древней Руси

Древнейшей формой накопления знаний о прошлом были устные народные предания: былины, сказки, предания, устное народное творчество. В них могут быть хронологические неточности, смещение исторических событий, но в них даётся народная оценка события (с позиции народа).

Большое значение для накопления знаний имело возникновение письменности, что позволило фиксировать знания и передавать их последующим поколениям (телячья кожа, береста, первая библиотека Ярослава Мудрого).

Письменность была сосредоточена в руках господствующего класса – сказывалось на оценке событий. С принятием христианства устанавливается монополия церкви на создание духовных ценностей. Письменные произведения писались в монастырях, позже стали создаваться в государственных учреждениях. Авторами были духовные лица.

На Руси первыми сочинениями были летописи, в которых события излагались по «летам», - годам. Установление хронологии было большим шагом вперёд. Иногда в летописи включались различные повести, легенды, сказания, которые могли существовать и отдельно от летописей. На Руси летописание началось в XI веке (в конце X века).

Около 1113 г. в Киево-Печорском монастыре было создано крупнейшее произведение – ПВЛ. В некоторых списках автором называется монах Нестор. Это самое крупное произведения домонгольской Руси. Открывается всё историко-этнографическим введением, в котором автор писал о расселении славян, о жизни и быте племён, о борьбе с кочевниками.

В ПВЛ под 862 г. была приведена легенда о призвании варягов на Русь. Включение легенды было вызвано причинами:

1) Борьба Руси с Византией. Летописец стремился показать необоснованность притязание Византии на русские земли.

2) Дань тогдашней традиции, так как в то время объяснение каждому новому событию искали за пределами страны, либо посланному Богом.

Автор ПВЛ как и другие летописцы был провиденциалистом. От слова «провидение» (любое событие – от Бога).

В период феодальной раздробленности возникает и местное летописание (более десятка центров – практически во всех княжествах и землях). В местном летописании появляются и специфические особенности, но были и общие моменты. Псковские летописи похожи на военные хроники (но это было основным из-за специфики географического положения). Новгородские летописи больше похожи на городскую хронику. Владимиро-Суздальские летописи носили почёркнуто религиозный характер, его затем заимствовало московское летописание (XIV век).

В период складывания единого московского государства исчезает местное летописание, уступая место единому русскому летописанию. В эпоху Ивана Грозного появляется записной приказ, куда поступали все документы с мест.

Исторические события содержались и во множестве других литературных произведениях Древней Руси – «Слово о полку Игореве», воинские повести – «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о Батыевом разорении».

В XIV – XV вв. появляются общерусские произведения, которые получили название «летописных сводов». Это тоже летопись, но несколько шире. Наиболее известные – Никоновская и Воскресенская летописи (общерусские произведения).

В XVI веке постепенно складывается абсолютизм – потребность в историческом обосновании его возникновения и господства. Летописи в этих условиях не отвечали требованиям времени – постепенно летописание исчезает.

Новые произведения: в эпоху Грозного была создана «Книга степеннАя царского родословия» (автор неиз.). Впервые в ней был поставлен вопрос о возникновении царской власти (проводилась идея божественного происхождения власти). На долгие годы тема происхождения власти стала на 1 место в исторической науке.

Тогда же был создан Лицевой свод в 10 томов – иллюстрированный свод всемирной истории, начиная от рождения Христа до последних лет. Имелось 16 000 иллюстраций. Автор неизв.

В эпоху Ивана Грозного появляется ряд исторических произведений, призванных обосновывать царскую власть и её действия: «История казанского царства». Значение имели письма старца Филофея из Елизаровского монастыря – послал письма в адрес московских князей с идеей «Москва – третий Рим».

Наряду с провиденциализмом ряд авторов пытались объяснить события не только волей Бога, но и влиянием человека (царя, полководца, духовного лица) – появлялись элементы рационализма.

Перелом в развитии исторических знаний наметился в начале XVII века. Это выразилось в серии публицистических произведений, посвящённых событиям смутного времени. Они носили смешанный характер – среди них были повести и свидетельства очевидцев событий. Активно освещались в хронографах (хронограф появился к концу XVI века, развился в XVII, он близок к летописи, но там события русской истории тесно увязывались с мировой историей). В центре авторов произведений XVII века – вопрос о причинах случившегося, о причинах Смутного времени. Очень часто авторы относили причину Смутного времени на счёт династического кризиса. Особенно ярко эта тенденция проявилась в хронографе 1617 г. Он дал официальное толкование. Виновником смуты назывался Борис Годунов, который убил царевича Дмитрия. В результате народ вышел из повиновения (власти законной не стало), начались восстания, а потом пришли интервенты. Это всё же уже рационалистический подход. Только восстановление законной власти путём всенародного избрания Михаила Романова вернуло порядок России. Здесь к вопросу о происхождении власти добавилась идея всенародного избрания (новое для истории).

Ярко проявилось то, что история всё больше становилась прагматической – «поучающей». Люди должны были извлекать уроки из прошлого. В это время также произошёл церковный раскол, что привело к тому, что появились тексты расколькников и от официальной церкви (различие оценок событий). Раскольники или старообрядцы выступили первыми критиками официальной историографии (самое яркое произведение – «Житие протопопа Аввакума им самим написанное»).

В XVII веке страна подходила к новому рубежу.

Интересные материалы:

student-hist.ru

Источники русской истории - Русская историческая библиотека

Историю русского народа мы узнаем из памятников его прежней жизни. К таким памятникам или историческим источникам относятся следующие:

1. Важнейшим источником при изучении русской истории от начала государства до XVII века служат летописи. Летописью называется погодное описание событий, то более подробное, то ограничивающееся одним кратким обозначением того, что случилось, с точным указанием времени. Еще при первых князьях в X в. появляются у нас краткие погодные записи о замечательных событиях, например, о смерти князя, походе, знамении небесном, голоде и море и т. д.; но в таком первоначальном виде летописи не дошли до нас, и мы имеем только позднейшие своды первоначальных летописей, где эти краткие заметки о событиях при первых князьях дополнены или преданиями, или книжным материалом, а последующие события излагаются современниками-очевидцами уже подробно и с объяснением их значения. Древнейший из таких дошедших до нас сводов называется «Повестью временных лет». Этот свод оканчивается 1110 г. и до нас дошел в рукописи XIV в. в так называемом Лаврентьевском списке. Долгое время составление этого свода приписывалось Нестору, монаху Киево-Печерского монастыря (1056 – 1114 гг.), но теперь полагают, что его составителем был Сильвестр, игумен Выдубицкого монастыря близ Киева (живший в XI – XII в.). Этот древнейший свод позднейшие летописцы переписывали, дополняли и продолжали, рассказывая о событиях своего времени. Сначала летописи велись в Киеве и в Новгороде, а потом, с разделением Руси на отдельные княжества, и в других областях русской земли; есть летописи псковская, тверская, ростовская, московская и в основе всех их лежит «Повесть временных лет». Последние летописные своды, составленные из нескольких летописей, относятся к XVII веку.

2. Второй вид источников – отдельные сказания или повести об одном каком-нибудь событии русской истории или о жизни одного лица, прославившегося своею святостью. Эти повести частью дошли до нас в отдельном виде, некоторые же внесены в летопись. Они написаны по большей части современниками изображаемых лиц и очевидцами событий и дают нам больше подробностей об известном событии или лице, чем летописные известия. К таким сказаниям принадлежат, например, сказания о Борисе и Глебе, Александре Невском, Мамаевом побоище и многие другие. Сказания о жизни святых носят названия житий.

3. С XVI в. появляются у нас записки или мемуары, авторы которых говорят о своей жизни и о тех событиях, в которых сами принимали участие или которые при них совершались. Рассказывая о жизни частного лица, записки дают нам понятие о жизни того сословия, к которому принадлежал их автор. Будучи современниками того или другого события, того или другого исторического лица, авторы записок сообщают чрезвычайно важные подробности об этих лицах и событиях; а иногда и сами авторы играли видную роль в истории и тогда их записки еще интереснее. Впрочем, при чтении записок следует знать, кто был их автор и в какой степени можно ему верить, так как составители записок иногда пристрастно относятся к изображаемым лицам и представляют их неверно.

4. Рассказы иностранцев, посещавших русскую землю, замечательны, как источники, во-первых, потому, что иностранцы описывали такие стороны нашего быта, которые, как обыкновенные, не поражали русских, и, во-вторых, потому, что иностранцы, как беспристрастные наблюдатели, описывали все то, что видели и слышали. С другой стороны, иностранцы, часто не зная русского языка, не всегда понимали то, что видели в России, и потому делали неверные объяснения виденного, тем более, что русские люди допетровских времен чуждались иностранцев и не сближались с ними. Несмотря на эти недостатки, сочинения многих иностранцев очень важны, как исторически источник. От византийских, арабских и западноевропейских писателей мы узнаем о нравах и религии языческих славян. С XV в., когда у нас возобновились сношения с Западом, многие европейцы стали приезжать в Россию, некоторые из них поступали в русскую службу, другие приезжали в качестве послов от европейских государей; от них тоже осталось много рассказов о жизни наших предков.

5. Письма русских людей, особенно тех, которые играли роль в истории, также представляют собой исторический источник, потому что они знакомят нас с характерами исторических лиц. В письмах, которые пишутся от одного к другому, высказывается много такого, о чем бы иначе и не знали; например, в письмах высказываются иногда планы, намерения, задушевные мысли человека, так как обыкновенно не предполагается, чтобы они стали известны третьему лицу.

6. Различные акты, например, мирные договоры русских князей с неприятелями, взаимные договоры князей, торговые договоры с немцами, княжеские грамоты городам и монастырям, сборники старинных законов, являются источниками, которые знакомят нас с разными условиями быта наших предков.

7. Произведения русской древней письменности тоже дают источник для исторического материала: например, различные поучения, в которых пастыри церкви обличали пороки и заблуждения современников и остатки языческих воззрений уже после принятия христианства, описания путешествий паломников в святую землю и Царьград, поучение Владимира Мономаха, Домострой и др.

8. Памятники вещественные знакомят с внешней обстановкой жизни наших предков и со степенью цивилизации в разные периоды русской истории. В разных местах России встречаются до сих пор насыпи, курганы и могилы, и добытые из них путем раскопок разные предметы (оружие, монеты, металлические вещи, сосуды и др.) начинают проливать некоторый свет при помощи археологии на доисторический быт обитателей Восточной Европы. Сохранившиеся в разных местностях России старинные здания, храмы, дворцы дают понятие о старинной архитектуре. Все сохранившиеся старинные вещи: одежды, украшения, вооружения, монеты, теперь собраны в большом количестве и хранятся в музеях (Эрмитаж в Петербурге, оружейная палата в Москве).

9. Произведения устной народной словесности (сказки, былины, песни, заговоры, пословицы, приметы), переходящие язь уст в уста с древних языческих времен и в настоящее время записанные учеными, дают нам сведения о быте и религии наших предков язычников. Эти народные произведения особенно важны как источник потому, что относятся к тому времени русской жизни, от которого нет письменных следов.

Все эти памятники прошлого стали ревностно собирать с XVIII в., собирают и теперь. Произведения народной словесности и памятники письменные печатаются, постройки описываются, старинные вещи собираются в музеях. Русские ученые изучали их, продолжают изучать и результатом их трудов явились различные сочинения, в которых подробно и всесторонне изображена прошлая жизнь русского народа.

Самые важные из этих сочинений следующие: Карамзина – История Государства Российского, Погодина – Исследования, замечания и лекции по русской истории, Соловьева – История России с древнейших времен, Костомарова – Исторические монографии и исследования, Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей, Забелина – Домашний быт русского народа в XVI и XVII стол.: быт царей и цариц, История русской жизни с древнейших времён, Бестужева-Рюмина – Русская История, Иловайского – История России, Разыскания о начале Руси, Ключевского – Курс русской истории, Платонова – Лекции по русской истории.

 

rushist.com

Исторические источники о Руси

  Изучение истории без изучения первоисточников невозможна. Вашему вниманию предложены иностранные и отечественные исторические источники по истории Древней Руси.

  Раздел сайта Исторические источники о Руси дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники - хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и позновательных целей.

Античные исторические источники

Античные источники

  Фрагменты сочинений античных авторов, составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы.

перейти в раздел

Византийские источники

Византийские источники

  Публикации византийских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.

перейти в раздел

Восточные источники

Восточные источники

  Источники на арабском, персидском и еврейском языках. Приводятся фрагменты географических, исторических трудов, записок путешественников и т.д.

перейти в раздел

Западноевропейские источники

Западноевропейские источники

  Переводы западноевропейских (немецких, польских, французских, итальянских, венгерских, чешских) источников IX-XIII вв., написанных, как правило, на латинском языке.

перейти в раздел

Древнескандинавские источники

Древнескандинавские источники

  Письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой самую большую группу среди иностранных источников, содержащих сведения о Древней Руси.

перейти в раздел

Древнерусские исторические источники

Древнерусские источники

  Для вас собран материал древнерусской литературы, дошедшей до наших дней, с момента первых сохранившихся памятников XI века вплоть до XVII века.

перейти в раздел

Исторические источники о Руси

Copyright © 2018 V. Bokov's studio

История России в датах

www.rushrono.ru

Источники сведений о Древней Руси - История Отечества (Россия)

«Дети мои или кто иной, прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею... Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом.

На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься.

Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы.)

Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.

Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»

jurkom74.ru

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа. М. В. Бибиков

 

ДРЕВНЕЙ РУСИ И КАВКАЗА

Редколлегия серии «Византийская библиотека»:

Г. Г. Литаврин (председатель), О. Л. Абышко (сопредседатель), И. А. Савкин (сопредседатель), С. С. Аверинцев, М. В. Бибиков, С. П. Карпов, Г. Л. Курбатов,

Г, Е. Лебедева, Я. Н. Любарский, И. П. Медведев, Д. Д. Оболенский, Г. М. Прохоров, А. А. Чекалова, И. И. Шевченко

Монография «Византийские источники по истории древней Руси и Кавказа» известного московского византиниста М. В. Бибикова посвящена изучению и анализу двусторонних национальных и государственных контактов, политических, торговых и культурных русско-византийских связей в период ХпХШ вв. На основе богатых и разнородных материалов (светских и церковных, риторических и эпистолярных) автор доказывает, что вплоть до завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 г. никакого упадка в истории русско-византийских отношений не наблюдалось. Также впервые на современном уровне прослежены этапы половецкой истории по византийским данным.

Для широкого круга читателей.

 

Часть 1

ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследуемая тема находится на стыке изучения русской истории и византиноведения. Это обусловливает «двуединый» характер анализа историографии темы: с одной стороны, изучение историками-русистами материалов византийских источников,. с другой — разработка византинистами проблем, связанных с русской историей. Такая постановка вопроса справедлива при изучении двухсторонних национальных и государственных контактов, политических, торговых, культурных и других связей, в частности русско византийских. Не случайно в имеющихся исследованиях взаимоотношений Руси и Византии анализ историографии этих проблем дан именно в таком аспекте.1 Однако не историю изучения русско-византийских отношений предполагается сейчас рассмотреть, поскольку этим сюжетом  не исчерпывается поставленная задача работы.

Представляется необходимым определить пути источниковедческого освоения византийского историографического и литературного наследия для решения проблем истории Руси и народов на территории Восточной Европы.

Рассмотрение всей истории изучения темы — самостоятельная историографическая задача. В данном же случае основное внимание сосредоточено на этапе, начинающемся с конца XIX в., времени, когда в разработку проблем истории России и народов нашей страны включились непосредственно профессиональные византинисты. Именно к этому времени относят возникновение византиноведения как самостоятельной отрасли исторического знания.

Задача настоящей работы — в процессе историографического исследования вскрыть современные цели и требования источниковедческого анализа, определить выбор методики.

Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956, с. 5 и сл.; Удальцова 3. В. Советское византиноведение за 50 лет. М., 1969, с. 10г и сл., 127 и сл., 228 и сл.  

 

Глава 1

ПЕРВЫЕ ОПЫТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ

ПО ИСТОРИИ РУСИ, СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ, КАВКАЗА

Историографические очерки по рассматриваемой теме, как правило, начинаются с довольно позднего времени — с конца XVIII в.1 или даже с конца XIX в.2 Однако как в русской историографии, так и в византиноведении утвердился принцип историографических исследований, требующий охвата значительно более отдаленных времен, вскрывающий самые глубокие корни новейших исторических концепций. Такой подход лежит в основе исследования нашей, смежной, темы, им обусловлено выявление основных этапов эволюции обработки и исследования византийских материалов в историографии отечественной истории.

Невозможно строго определить хронологическую грань «начала» освоения византийских сочинений в России. Эта традиция прослеживается уже в древнерусских исторических памятниках.

Предпосылкой использования материалов византийских источников явились древнерусские переводы отдельных греческих памятников, поэтому русская переводная литература может считаться первым направлением в истории освоения византийских памятников на Руси. Причем не следует ограничиваться вниманием к переводам только исторического жанра, но стоит учитывать и естественнонаучную (например, перевод «Шестоднева» Василия Великого), антикварно-занимательную («Пчела», переводы Стобея), житийную литературу. Исследователями отмечались цели идеологического воздействия переводной христианской книжности на Руси, значение переводной литературы в расширении познавательного горизонта русского читателя, усвоении норм человеческого общежития, морали.3 Наряду с этим подчеркнем особенности освоения этого материала: неоднократные редакционные изменения, переработка переводимых памятников в соответствии с местными потребностями и задачами — все это включало иноязычную литературу в общий поток древнерусской словесности.4

kavkaz-history.ru

«Повесть временных лет». Древнейший письменный источник Руси

Большинство известий о жизни древнего государства славян - Киевской Руси - почерпнуто из одного источника. Этим грандиозным литературным и историческим памятником является «Повесть временных лет».

Создание «Повести временных лет» приписывают Нестору – одному монаху, жившему в Киево-Печерском монастыре. Великая работа была написана им в 1113 году. Летопись характеризирует своего автора как человека исключительно начитанного, обладающего умением выбирать источники и анализировать их, а также придавать им особую форму. Ученые, которые исследовали «Повесть временных лет», пришли к выводу, что она составлена по более раннему источнику, который до нас не дошел. На Руси летописание было распространенным явлением. Поэтому, возможно, труд Нестора основывался на Древнейшем Киевском своде.

повесть временных лет

Сама традиция записывать историю государства зародилась в Софийском монастыре, однако в одиннадцатом веке центром летописания стала главная святыня Киева. В Лавре жили многие прославленные отшельники и святители, которые приложили руку к сохранению исторических знаний. Среди них числится не только Нестор, но и Никон Великий, Феодосий, Антоний.

«Повесть временных лет» написана для того, чтобы удовлетворить интерес народа к собственному прошлому. В этом произведении рассказывается о происхождении златоглавого Киева и Руси, о первых князьях, Аскольде и Дире, о приходе Рюриков от варяг и их влиянии на государственность. Эта летопись прославляет величие и могущество державы, в ней чувствуется искренняя и огромная любовь к родине. Автор восхищается мужеством дружины, которая отправляется в бравые походы и привозит победы. Он скорбит о поражениях и плачет над погибшими в братоубийственных феодальных войнах.

летопись временных лет

Летопись временных лет является самым ранним источником, который на сегодняшний день доступен ученым. В нее вошли как исторические факты, записанные для будущих поколений, так и притчи, рассказы, предания, поговорки и даже песни. В ней не только описывается происхождение славянского народа, начиная с расселения по Земле сыновей патриарха Ноя, она довольно точно и объективно описывает соседей Киевской Руси. Нестор собрал воедино данные о традициях и нравах ближайших племен, о греках и болгарах. Он не только документировал важные вехи истории своей страны, он показал ее место среди других мировых держав. И без сомнения, это место было почетным и очень влиятельным.

создание повести временных лет

К сожалению, «Повесть временных лет» не дошла к нам в первозданном виде. Ее по крупицам собирали из сводов, которые являются продолжением повести. Ипатьевская и Лаврентьевская летописи в своем начале цитируют произведение Нестора. Можно предположить, что она также была щедро украшена картинками и миниатюрами. Кроме исторической ценности, свод представляет литературное богатство, поскольку отражает речь и атмосферу государства того периода. Летопись, словно узорами, пересыпана фразеологизмами, гиперболами, сравнениями.

Главное то, что смысл этого старинного древнерусского произведения все-таки дошел до нас, и мы можем насладиться этими строками, полными мудрости и восхищения перед Отчизной.

fb.ru