Поиск по тегу "рюрик" — Славянская культура. Культура при рюрике


БЫТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ

БЫТ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ

БЫТ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

  С образованием государства быт славянских почти совсем не изменился. Для его изменения потребовались целые столетия.

 Быт древних славян

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ

  Торговля играла важнейшую роль в жизни древних государств. Постепенно складывались и развивались торговые пути, по которым, двигались из страны в страну товары, приезжали заморские гости — купцы. Торговые пути связывали десятки государств, племен, народов. Получила развитие и денежная система.

 Волго-балтийский путь
 «Из варяги в греки» путь
 Шелковый путь
 Деньги, денежный счет
 Денежные дворы

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ

  Киевская Русь в IX-XI вв. была государством раннефеодального типа. Здесь были на лицо все признаки феодального общества, но находились они еще нa стадии формирования. Существовала община, игравшая, важнейшую роль в жизни Древнерусского государства. Она объединяла сельское население — смердов. Были и те, кто выxoдил из общины и жил незaвиcимо от нее, — изгои.Формируется боярское землевладение (вотчины), смерды-общинники постепенно все больше попадают в зависимость от феодалов. И если раньше общинники, будучи свободными людьми, облагались только данью (отсюда и слово «подданный», то теперь, оставаясь на земле, принадлежавшей хозяину-феодалу, они должны были платить оброк, а позже — отрабатывать барщину.

 Община Смерды
 Изгои
 Вотчина
 Дань
 Оброк
 Барщина ТиунАдминистративно-политическое устройство Киевской Руси соответствовало ее социально-экономическому развитию. Во главе государства стоял великий князь, который осуществлял управление страной при помощи дружины. На рубеже X-XI вв. из состава дружины выделяется ее высшая часть — старшая, или отцовская дружина, членами которой были бояре-землевладельцы. В период войны члены старшей дружины должны были приводить с собой вооруженных слуг. Из другой части дружины — «молодшей» — комплектовалась княжеская прислуга.При вeликих князьях действовала Боярская дума. Важную роль в управлении играло вече. Князь Великий князь Каган Княжеские съезды Бояре Боярская дума ВечеПравосудие осуществлялось поначалу по нормам обычного права (по обычаю): действовал принцип «око за око», была кровная месть, существовал общинный суд. Однако постепенно вводятся новые порядки. В IX в. появляется Русская Правда. «Русская правда» Вира Поле Послух

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

  За время государственного единства Киевской Руси сложился единый древнерусский народ. Это единство выражалось в выработке общего литературного языка, заменившего местные племенные диалекты, в формировании единой азбуки и развитии грамотности, в складывании общей культуры, в национальном самоощущении всего народа, устное народное творчество, и прежде всего былины, отражали этот процесс очень ярко. Появлялись первые писатели и первые книги — «Жития», «Изборники», летописи, книги Священного Писания. Возникновение древнерусской письменности Былины Азбука Жития святых Изборник 1073 г. Изборник 1076 г. Летописание «Повесть временных лет» «Хождения» Остромирово евангелие Патерики Синодик

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

  Древнерусское государство славилось своей архитектурой, великолепные образцы которого сохранились до наших дней. В их числе — пышные храмы, Софийские сокоры в Киеве и Великом Новгороде, монастырские строения, дворцы, украшенные резькой, мозаиками, фресками. Архитектура Древней Руси Софийский собор (в Киеве) Софийский собор (в Новгороде) Спасо-Преображенский собор (в Чернигове) Собор Святой Софии (в Полоцке)

ruhistor.ru

Кубик Рюрика - Страна - Газета «Культура»

Крепость в одной из древнейших отеческих столиц — селе Старая Ладога — справила 900-летний юбилей. Впрочем, каменную твердыню времен Владимира Мономаха возвели далеко не на пустом месте. Историки уже установили, что мощная фортеция высилась тут еще в VII веке, следовательно, была свидетелем правления самого Рюрика. 

Нынешний год для крепости юбилейный вдвойне: ровно 45 лет назад, 15 июля 1971-го, открылся музей на территории древнерусской цитадели. К тому моменту изыскания успели принести интереснейшие находки, однако археологи и сегодня не сидят сложа руки.

Конунг из Шлезвига

Старая Ладога знаменита тем, что именно сюда в 862 году прибыл Рюрик с дружиной, а также братьями Синеусом и Трувором. У него родился сын Игорь — так и пошли Рюриковичи. По поводу личности вождя всегда спорили различные версии. Славянофилы считали его нашим, русичем, сторонники западничества — пришлым. А царь Иван Грозный, вельми озабоченный салическими вопросами, даже пытался вывести генеалогию пращура к римским кесарям из рода Юлиев.

«Рюрик получил княжество Новгородское и поставил свой престол в Ладоге, в 36 немецких милях ниже Великого Новгорода. Руссы хвалятся, что эти три брата вели свое происхождение от римлян, от которых производит свой род и нынешний московский государь», — писал в своей книге «Записки о Московии» (1549) дипломат и путешественник барон Сигизмунд фон Герберштейн.

По скандинавскому варианту все гладко, более того, в последние годы сведений порядком прибавилось.

— Среди находок на территории крепости и древнего городища очень много предметов, которые по стилю исполнения или происхождению можно однозначно отождествить с землями, ныне называющимися Шлезвиг-Гольштейн. И относятся они как раз к IX столетию или позже. Иными словами, к периоду Рюрика. Очевидно, тогда в Старую Ладогу прибыла достаточно многочисленная группа варягов, — объясняет замначальника Староладожской археологической экспедиции Института истории материальной культуры РАН Наталья Григорьева.

Староладожская археологическая экспедиция

По-поводу личности Рюрика также есть гипотеза. Похоже, нашли этого человека в европейской истории. И с материалами раскопок все хорошо стыкуется.

— Наш Рюрик, он же Хрёрек Ютландский, — известный военачальник. После ряда событий у себя на родине вынужден был бежать из Хедебю в поисках лучшей доли на чужбине. Похоже, скандинавов наши предки наняли действительно, чтобы навести порядок, а именно — прекратить кровавую вражду между родами-племенами. Хрёрек справился, но потом вошел во вкус и стал местным правителем, — говорит заведующий научно-экспозиционным отделом музея-заповедника «Старая Ладога» Павел Миляев.

Информация о том, что доживший до преклонных лет вождь похоронен в Старой Ладоге, имеет фактическое подтверждение — на берегу Волхова археологи отыскали две могилы. В каждой погребальная камера в виде сруба, внутри — следы многочисленных железных, бронзовых и иных предметов. Они, к сожалению, не сохранились — постоянно подтапливала река, — но кости и дерево, в отличие от металлов, уцелели. В первой сидел варяг где-то семидесяти с небольшим лет, его-то историки и склонны считать Рюриком-Хрёреком. В другой — более молодой, но столь же знатный воин. Считается, это Оле — Олег. Что интересно: рядом со второй могилой находится курган, на вершине которого ученые обнаружили многочисленные кости лошадей, датированные IX–X веками. То есть легенда о том, что управленца-регента (при малолетнем князе Игоре) укусила змея, выползшая из конского черепа, вполне имеет право на существование...

На место упокоения основателя русской царской династии претендует и Новгородская область, так называемая Шум-гора в Батецком районе. Но историки из Ленобласти с этим категорически не согласны. 

Клад времен Ивана Грозного, найденный в Старой Ладоге

— Шум-гора — пустышка, никаких захоронений вождей там не было и нет. Окружающая местность и сама сопка ранее неоднократно обследовались, находки там вполне ординарные. Серьезно относиться к тамошней «могиле Рюрика» нельзя. Равно, как и к слухам о том, что здесь у нас, под крепостью, есть другое «правильное» захоронение, где, дескать, Хрёрек лежит в золотом гробу, — вносит ясность заслуженный работник культуры РФ, директор музея-заповедника «Старая Ладога» Людмила Губчевская.

Гуляем по Варяжской

Мифов и легенд о зарождении Руси расплодилось превеликое множество, историкам приходится регулярно ломать стереотипы. Например, все убеждены, что князь и его дружина жили исключительно в крепости. Вовсе нет — там никто не квартировал, в укрепление люди сбегались лишь при нападении врагов. Ибо кому хочется постоянно сидеть в каменном мешке.

Еще одно расхожее суждение — о том, что князь обязательно должен иметь дворец, туристы порой прямо требуют: а подайте-ка нам стольный терем Рюрика. 

— В те времена конунг был лишь первым среди равных, всякий воин мог оспорить его власть, то есть вызвать князя на бой, а при удаче после поединка занять освободившееся место. Так что жили Рюрик и Олег примерно в таких вот избах, их тут найдено много. А на этом рисунке как бы жилище конунга, украшенное резьбой, — показывает Павел Миляев. — Только подобных элементов декора при раскопках не найдено, поэтому принято считать, что это домысел художников. Скорее всего, дома скандинавских вождей если чем и отличались, то лишь обстановкой. Мебель и утварь получше, мехов и драгметаллов чуть больше.

«Сокол Рюрика»

Вместе мы идем по Варяжской — она считается древнейшей улицей России. На ней стояли жилища варяжских конунгов и воинов, ближе к крепости располагалось святилище, сегодня тут памятник — бронзовый «сокол Рюрика». Застройка была довольно плотной, около каждого строения — не более трех-четырех соток земли, да и то всю площадь занимали хозяйственные помещения, их археологи тоже находили в превеликом количестве.

Само поселение возникло значительно раньше прихода викингов, когда — точно не известно. Во всяком случае фрагменты старинной «судоверфи» датируются временем «до 700 года». Часть цитадели археологи также относят к VII веку.

— По итогам последних изысканий мы, думаю, пересмотрим представление о первой каменной крепости Рюриковой эпохи. Ранее считалось, что это практически каменная «ограда», не особо высокая и довольно тонкая. А теперь отрыты остатки башен, то есть налицо полноценное фортификационное сооружение. Более того, оказывается, вход находился со стороны реки, а не там, где сегодня, — делится подробностями Наталья Григорьева.

На территории крепости, где, что самое удивительное, никогда не проводилось планомерных раскопок, исследователей ждут новые открытия. Есть предположения, что возраст Старой Ладоги может быть намного больше тринадцати столетий, на это намекают и артефакты, обнаруженные в окрестностях. В том числе и рунические письмена, на которых упоминаются даже легендарные нибелунги. Вообще, по одной из версий, само название Ладога родилось потому, что где-то в районе населенного пункта в незапамятные времена стоял самый главный на Руси храм Лады — богини весны и любви у древних славян.

Учет и контроль

Современный вид Староладожской крепости — это XVII столетие, тогда ее перестроили в очередной раз. Реставрационные работы на объекте продолжаются, в ходе восстановления укреплений используются подлинные старинные документы. Сохранилось на удивление много «бюрократии» той эпохи, впервые бумаги нашел, систематизировал и опубликовал известный русский археолог и историк генерал-лейтенант Николай Бранденбург. Расписные списки, челобитные, отчеты и ведомости времен Алексея Михайловича внушают уважение: учет и контроль был тогда на высоте.

«Отъ Климентовской башни до Воротной каменной башни прясло каменной стѣны, въ длину по стѣнѣ 181/3 саженъ, вышина стѣнъ съ подшвы до зубцовъ 41/2 саженъ, въ толщину стѣна въ 3 сажени безъ чети; а нынѣ по тому пряслу вмѣсто зубцовъ стоятъ тарасы деревянные; а то прясло стоитъ отъ приходу съ лица безъ кровли и во многихъ мѣстѣхъ то прясло отъ мокроты сыплется розно.

Да на томъ же пряслѣ пищаль больши полуторной мѣдная, на гниломъ станку безъ колесъ, къ той пищали по кружалу 29 ядеръ, вѣсомъ по і гривенокъ ядро; пищаль поменьше тое полуторной мѣдная, на гниломъ станку безъ колесъ, къ той пишали по кружалу 120 ядеръ, вѣсомъ по полътри гривенки ядро; тюфякъ мѣдный въ гниломъ станку на кошкахъ, ядеръ и дроби къ нему нѣтъ. На томъ же пряслѣ колоколъ сполошной мѣдный, вѣсомъ 50 гривснокъ и съ языкомъ» — это кусочек описи строений и имущества крепости, которую в 1655 году провел присланный из Москвы каменных дел подмастерье Ромашко Неверов. Как следует из текста, он отметил и недочеты в трудах местных властей, однако больше всего внимания военспец уделил фортификации. Реставраторы с благодарностью вспоминают ревизора XVII века, как раз по его свидетельствам они и воссоздают укрепления.

Работы начались еще в советское время, в 70-е из руин выросла первая башня. Ведь к тому времени крепость давно была заброшена, а Александр Васильевич Суворов, чей полк квартировал в соседней Старой Ладоге, на этих развалинах учил солдат штурмовать фортеции. После таких тренировок его чудо-богатыри захватывали Измаил, Туртукай и прочие турецкие твердыни.

Военные вообще были тут частыми гостями, первым же «археологом» стал генерал-майор Логгин Герард. В начале XIX столетия офицер за свой счет организовал раскопки и преуспел. Обнаружил проход в одну из башен («тайницкую»), где скрывался осадный колодец. 

От Волхова до Днепра

В пригороде, по направлению к Новой Ладоге, расположен еще один объект, обязательный к посещению. Так называемый «курган Олега» — величественное сооружение метров 10–12 высотой, вот только к Вещему князю рукотворная сопка никакого отношения не имеет.

— При изысканиях нашли предметы VI–VII веков, а значит, исконно славянские. Подобных возвышений, склоны которых искусно укреплены каменной кладкой, тут немало, мы их так и называем — «культура курганов». Совершенно очевидно, что для возведения такого количества монументальных объектов требовались солидные трудовые ресурсы, организация и прочие атрибуты развитого государства, — отмечает Павел Миляев.

С вершины «Олеговой» высотки открывается чудесный вид на реку, город и окрестности. И на прочие «сопки», как же без них. Зрелище завораживает. Причем это не усыпальницы — скорее, культовые сооружения, поставленные в память предков. К такой версии склоняются ученые.

Историю здесь чтут, но порой достаточно своеобразно. Около группы курганов один местный бизнесмен недавно установил огромный монумент — валун с памятной доской. И, судя по надписи, Старая Ладога была первой столицей... Киевской Руси! Музейщики в шоке, власти — тоже, а туристы смеются и охотно фотографируются около безграмотного «памятника». Кто именно дал разрешение на установку, неизвестно, похоже, это самодеятельность. Между тем булыжник весит несколько тонн, и его просто так не утащить.

«Курган Олега»

Но этот курьез — далеко не единственная проблема древнейшей столицы нашей Родины.

— Ежегодно прибывает более 140 тысяч посетителей. Казалось бы, все отлично. Но беда в том, что они задерживаются на два-три часа. А что еще у нас делать? Местная администрация почему-то не понимает выгод развития туристической инфраструктуры, — жалуется Людмила Губчевская.

В старейшей столице России насчитывается 75 объектов федерального значения. Владимир Путин дважды был в Старой Ладоге: в июле 2003 года он осмотрел крепость, а летом 2004-го ознакомился с работой археологов.«Это живая история, не выдуманная из головы, не предположения, а факты», — оценил президент. Визит главы государства дал существенный импульс развитию музея: чувствуя за собой столь высокую поддержку, хранители приумножают экспозиции и смело смотрят в будущее. Так, вскоре на стенах появятся пушки и крепостные пищали времен Бориса Годунова. «Новодел», конечно, но строго по чертежам давно минувших дней.

portal-kultura.ru

Я — легенда. Почему о Рюрике, основателе Руси, мало что известно? | История | Общество

В 862 году в северные земли, занимаемые племенными союзами словен, кривичей, чуди и мери, морских путем прибыла делегация суровых и воинственных мужчин. Старший, оглядев ожидавших его аборигенов и присмотревшись к окрестностям, сделал вывод: жить можно!

«Приходите княжить и владеть нами»

На это событие, произошедшее где-то на богом забытых задворках Европы, тогдашний цивилизованный мир не обратил внимания. А зря: ведь с прибытия этого мужчины началась великая история государства, теперь известного как Россия.

Реформатору Российской империи Петра Столыпину приписываются такие слова: «Начало России есть великая тайна». С этим трудно спорить — и по сей день нет единого мнения о том, что же на самом деле произошло в 862 году и кто, собственно, прибыл на земли северных славянских племен.

Главный и чуть ли не единственный источник информации о тех событиях, знаменитая «Повесть временных лет», гласит: «В год 6370 (862 год — прим. АиФ.ru) изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: „Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву“. И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля».

«Легионеры» на троне — это нормально

Сегодня специалисты готовы оспаривать здесь каждое слово, и даже сам факт подлинности этого документа. Но чтобы не погружаться в такие дебри, давайте предположим, что Рюрик и его братья действительно были приглашены племенами для нужд управления.

Ничего необычного в подобной практике не было не только в IX веке, но и много столетий спустя. Если то или иное государство не могло выбрать князя или монарха, во избежание распрей кандидата начинали искать за рубежом.

Классический пример времен русской Смуты начала XVII века — тогда Россия была очень близка к приглашению на трон польского королевича Владислава. Настолько близка, что сам королевич половину жизни считал себя русским монархом, и воевал за «утраченную корону».

Во времена «Славной революции» в 1689 года англичане пригласили на трон правителя Нидерландов Вильгельма Оранского. В 1714 году, когда умерла бездетная королева Анна, англичане нашли себе нового монарха в Ганновере, уговорив занять трон курфюрста Георга, абсолютного немца, приходившегося правнуком английскому королю Якову I. Аналогичным образом французский принц Филипп Анжуйский становился королем Испании, занимая трон после двоюродного дедушки.

Было, что делить

С тем, что ничего странного в этой практике не было, определились. Теперь о том, куда пришел Рюрик. Главная фраза: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

Очевидно, что Рюрик приходил не на пустое место. То, что буквально несколько десятилетий спустя заложенная им держава заявит о себе в полный голос и начнет грозить самой Византии, свидетельствует о том, что, образно говоря, фундамент уже был заложен. То есть некая основа государственности на этих землях уже существовала. Распри, которые привели к необходимости искать лидера на стороне, говорят о том, что было что делить.

Самый острый и болезненный вопрос: кем был Рюрик?

«Норманисты» все объяснили...

В XVIII веке, когда изучение русской истории впервые вышло на государственный уровень, оно оказалось в руках немецких ученых. Произошло это не по злому умыслу, а в результате отсутствия собственных кадров.

Именно тогда Готлибом Байером и его последователями были заложены основы того, что теперь известно как «норманская теория». В самом простом изложении суть ее сводится к тому, что основателями русской государственности являются норманны, то есть представители воинственных скандинавских племен.

В первых договорах руссов с Византией можно найти следующие имена: Инегелд, Фарлаф, Веремуд, Рулав, Гуды, Руалд, Карн, Фрелав, Руар, Актеву, Труан, Ингвар. Даже знаменитая княгиня Ольга изначально была известна византийцам как Хелга.

Византийский император Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей» указывал названия порогов на Днепре, приводя их варианты как на «росском», так и на славянском языках. Росские названия были чрезвычайно близки к скандинавским.

«Призвание варягов». Гравюра Фёдора Бруни, 1839 г. «Призвание варягов». Гравюра Фёдора Бруни, 1839 г.

...но Ломоносов был против

Норманская теория выходила стройной, но тут, к ужасу ее адептов, на сцене появился суровый человек, которого не пугал даже пеший переход от Белого моря в Москву в составе рыбного обоза — Михаил Васильевич Ломоносов.

Первый русский ученый стал основателем «антинорманизма» — исторической концепции, отрицающей «внешнее вмешательство» в возникновение русского государственности. Ломоносов разделял варягов-скандинавов и варягов-русов. Последние проживали на берегах Балтики, и являлись такими же славянами, как и те, кто пригласил Рюрика.

Битва «норманистов» и «антинорманистов» длится более 250 лет, и конца ей не видно. Умеренные историки полагают, что истина лежит где-то посередине.

Проблема еще и в том, что к моменту написания «Повести временных лет» (начало XII века) летописец обладал неполными сведениями о событиях IX века, и мог что-то додумывать от себя.

Правда, в действиях Ломоносова тоже выделяется «политическая составляющая». Теория возникновения русской государственности от скандинавов была крайне непопулярна при дворе императрицы Елизаветы. Мы не знаем (и, скорее всего, никогда не узнаем), действительно ли Ломоносов считал «норманнскую теорию» заблуждением. Но совершенно точно, что Михаил Васильевич, будучи не только великим ученым — химиком, был известен и как «партаппаратчик от науки» и серьезно влиял на то, какие научные измышления получат ход и будут донесены до «высочайших ушей», а какие — нет.

Столица в Ладоге

Итак, в 862 году в землях северных славянских племен появился воин знатного происхождения по имени Рюрик. Вместе с ним были два его брата — Трувор и Синеус.

Версия о том, что Рюрик сразу стал князем Новгорода, маловероятна. По данным археологии, более достоверным выглядит предположение, что первой столицей Рюрика стало поселение Ладога, ныне известное как Старая Ладога. Во времена появления Рюрика там строится первая деревянная крепость.

Два года спустя братья Рюрика умирают, а сам он становится князем Новгорода. Здесь источники дают полет для фантазии — по одной версии, Новгород был основан Рюриком, по другой — он был приглашен в уже существующий город на княжение.

Памятник Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге. Памятник Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге. Фото: Commons.wikimedia.org/ Harveyqs

«Отщепенцы» Аскольд и Дир

Чем мог заниматься суровый князь-воин IX века? Если отбросить в сторону пиры и женщин, до чего Рюрик, несомненно, был великий охотник, князь решал две задачи — защита уже имеющихся земель от покушений соседей, а также расширение владений. Рюрик занимался этим достаточно активно, но вскоре его дружинникам захотелось большего.

Двое из них, Аскольд и Дир, добились у Рюрика разрешения отправиться на юг, дабы совершить поход на Константинополь, он же Царьград. На пути к этой цели они заняли город Киев, обосновавшись в нем, и превратив в собственное владение.

Это самоуправство прекратится в 882 году, когда Олег, выполнявший роль регента при малолетнем сыне Рюрика Игоре, доберется до Киева, предъявит права на город и расправится с Аскольдом и Диром.

Основатель династии

Закрепившись на новых землях, Рюрик, по примеру других приглашенных на княжение, покидать их не собирался. О его семье мало что известно. По некоторым данным, у него было несколько жен и детей, но известно имя лишь одной — Ефанды, норвежской княжны, которая в 878 году родила ему сына Игоря.

Русский историк Василий Татищев считал Ефанду сестрой Олега, приближенного Рюрика. Это и стало причиной того, почему умерший в 879 году Рюрик доверил регенство при годовалом сыне именно Олегу.

Регентство Олега продлится более 30 лет, и его усилия по расширению державы позволяют некоторым исследователям отдавать пальму первенства в реальном основании Древнерусского государства именно ему.

Но династия, которая будет править русскими землями вплоть до конца XVI века, пошла все-таки не от Олега, а от Рюрика.

www.aif.ru

Поиск по тегу "рюрик" — Славянская культура

Поиск по тегу

"рюрик"

Чародей, Хазары, сын Рюрика, славянская письменность, Рюрик, Русь, правитель Руси, Подвиги Вещего Олега, Повесть временных лет, Колдун, князь-язычник, князь Олег, Княжение, Киевская Русь, Древняя Русь, Древнерусское государство, Дир, волхвы, волхв, воитель-жрец, Вещий Олег, Варяжские князья, Варяги, Бой Вещего Олега, Аскольд, Азбука Скандинавы, Скандинавия, Рюрик, Русь, Приход варягов, Правление Рюрика, Повесть временных лет, Первый русский князь, Первые правители древней Руси, начало Руси, Ладога, Князь, История Руси, Древнерусское государство, Варяжское море, Варяги Фины, Финские племена, Стрелочная башня, Староладожская крепость, старейшины, Старая Ладога, Славянские племена, Славяне, Скандинавы, Рюрик с братьями, Рюрик, Русь, Русские войска, Русские войны, Раскатная башня, Мстислав Владимирович, Ладожская крепость, Крепость Старая Ладога, крепость на Ладоге, Крепость, Князь, Климентовская башня, Древняя Русь, Древняя Ладога, Воротная башня, Волхов, Башня Чудь, Фризия, Трувор, Словене, славяно-норманнское, Скандинавы, Скандинавия, Сказания, Сказание о призвании варягов, Рюрик, Русь, русская история, Рёрик, Пришелец - скандинав, Повесть временных лет, норманы, норманнские династы, Нестор, Муром, Летопись, Ладога, Кривичи, Ипатьевский список, Ипатьевская летопись, Изборск, Древняя Русь, город Синеуса, Галицко-Волынская летопись, Варяжское призвание, варяжский вопрос, варяги, Белоозеро Старая Ладога, рюрик, Ремесло, обжиг, ладога, история, Древняя печь для обжига, Древняя печь, Древнее ремесло, Гончарное мастерство дорюриковских времен, Гончарное мастерство, гончарное дело, гончар, археология Ярослав, Юрий Петухов, Школьные учебники и славяне-рабы, шведы-викинги, Стокгольм, Смоленск, славянские племена, славяне-рабы, славяне, Скандинавия, Рюрик, русь, Русский, рабы, Осло, Олег, Новгород, мировоззрение, манипуляция сознанием, культура, Копенгаген, Киев, Древняя Русь, глобализм, Германские племена, Владимир, викинги, анти-пропаганда, анти-норманист черная раса, хан Тохтамыш, Хан, славяно-русские племена, Славяно-Арийская империя, Славяне, Рюрик, Русь, Русы, раса, Происхождение славян, Похищение Европы, ночь сварога, Николай Левашов, Меровинги, Куликовская битва, князь, киевское княжество, киевский каганат, Киевская Русь, Древнии Русы, Дмитрий Донской, гибель династии Меровингов, Великий князь, Веды, Ведическая культура, белая раса, Батый, Асия, Арийцы, Арии Язычники, язычество древних славян, Язычество, Словенск, Славяне, Сказание о Словене и Русе, Рюрик, Рыбаков, Русь, История Славян, Индоевропейцы, Ильмень, Дохристианская Русь, Гиперборея, Аркаим язычники, язычник, язычество, языческие жрецы, Царьград, христианство, христиане, Херсонес, Тмутаракань, Славяне, Рюрик, Русь, Русы, православие, Новгород, миссионерская деятельность, крещенные русы, Крещение Руси, крестили, Константинополь, Князь Белояр, Князь, Княгиня Ольга, Киевская Русь, Керчь, История Руси, дружины, Дир, греческая православная церковь, Византия, великий князь, Велесова книга, варяги, Борьба язычества с христианством, Борьба язычества, Аскольд, Византийские хроники

slavyanskaya-kultura.ru

Забытая Родословная Рюрика | История, культура и традиции Рязанского края

1130 ЛЕТ назад умер Рюрик, основатель династии Рюриковичей – Великих князей на Руси

Зарождение русской государственности связано с именем первого русского князя - Рюрика. По легенде он вместе со своими братьями прибыл «из-за моря» и стал княжить в Ладоге, объединяя под русским владением разрозненные племена и земли. Держава Рюрика охватывала обширные территории. Он присоединил к ней Изборск и Белоозеро, его воеводы правили в Полоцке и Ростове. С Рюрика началось становление Русского государства. Согласно летописям, легендарный князь скончался в 879 году. Впоследствии династия, получившая имя Рюриковичей, правила на Руси более 700 лет...

Двадцатое столетие было бурным и судьбоносным для нашей страны, особенно в последнем десятилетии. И ныне мы всё чаще и чаще обращаемся к прошлому. Сегодня, когда в нашей стране происходят процессы, которые могут разрушить государство, множество людей вспоминает времена зарождения Руси.

Истоки древнерусской государственности связаны с летописной легендой о призвании варяжского князя Рюрика «из-за моря» в IX веке. До сих пор это событие будоражит умы исследователей, порождая множество самых разнообразных мнений и гипотез.

Современная наука по сей день повторяет «норманнскую теорию», фактически опровергнутую ещё три века назад величайшими русскими историками В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Поразительное упорство, с которым нам продолжают навязывать идею о том, что Рос¬сийское государство было основано скандинавскими пиратами-викингами, — они-то для норманистов и есть те самые летописные варяги — наталкивает на грустные мысли. «Норманнским вирусом» в равной степени поражены и наши школьные учебники, и серьёзные монографии. Конечно, современный норманизм нельзя отождествлять с теми примитивными схемами, которые представили русскому народу его вдохновители, «историки» первой половины XVIII века. Однако в идейном отношении эта «теория» сохраняет своё значение с тех времён, когда её ревнителям покровительствовал мрачный регент Бирон. В научном же отношении она ныне балансирует на очень скользкой почве и поддерживается, зачастую, лишь зарубежными грантами.

Очевидно, что внимание к древности всегда связано с теми или иными современными событиями. Интерес к началу истории Руси время от времени вспыхивал с новой силой в зависимости от разных политических обстоятельств.

Русская история также всегда привлекала внимание западных учёных и публицистов. После победоносного окончания Северной войны вместе с интересом к тогда петровской России появляется огромный интерес к прошлому страны. С начала XVIII века Российская империя стала могучей европейской державой, способной принимать самое активное участие во внешней политике западных государств. Особенно успешно складывались русско-немецкие отношения, так как они имели сравнительно длительную предысторию. В самой Германии интерес к России и древнерусской истории был прямо пропорционален усилению русско-германских межгосударственных и, особенно, династических связей. Различные авторы обращались к истории, чтобы с её помощью понять причину сближения двух государств.

Безусловно, вопрос о корнях русской правящей династии был напрямую связан с вопросом о происхождении её легендарного родоначальника — Рю¬рика. Исторические источники свидетельствовали о нём крайне скудно, и если о потомках его известно немало, то о предках — практически ничего. Откуда был призван первый русский князь? Где находилось то самое варяжское «Заморье»?

Обратиться к этим вопросам заставили политические обстоятельства. В 1716 году мекленбургский герцог Карл Леопольд женился на дочери Царя Ивана Алексеевича, брата Петра I, — Екатерине. В разгар Северной войны русская дипломатия стремилась к усилению своего влияния на южном побережье Балтики, рассчитывая, что эти территории удастся эффективно использовать как плацдарм для борьбы со Швецией. Герцогство Мекленбург, также вступившее в войну против шведов, в свою очередь рассчитывало на военную помощь России. Но династический союз Карла Леопольда и Екатерины был обусловлен не только политическими, но и традиционными русско-мекленбургскими связями.

К высочайшей свадьбе печатный двор Мекленбурга выпустил юбилейную книгу торжественных поздравлений, стихов и генеалогий, составленную при непосредственном участии проректора местной гимназии. Её содержание было не только актуально политически, но вело и к целому ряду историческихпараллелей. Династический брак, важный с политической точки зрения, был воспринят современниками не только таковым. Согласно принятой тогда родословной традиции, к нему относились как к продолжению многовековых династических связей, уходящих корнями в древние времена.

Свадьба правящего герцога Мекленбурга с дочерью русского царского рода воспринималась как важное историческое событие. В связи с женитьбой ликовала вся "вендская земля", как поэтически, по старой памяти, называли Мекленбург:

«И в том весь Мекленбург нашёл своё богатство,

Что Рус и Венд соединились в браке вновь».

Династия мекленбургских правителей действительно вела своё происхождение от вендов — древнего населения северогерманского Поморья. Впоследствии они были вытеснены с этих земель или онемечены, но в Мекленбурге сохранили своё название и традиции. Исследователи и знатоки мекленбургских генеалогий выводили вендскую и русскую династии из одного корня. Более того, в одном из манускриптов их значилось имя князя Рюрика. Впоследствии оказалось, что это далеко не единственный документ такого рода, а в народной среде ещё была жива память о древнем князе Рюрике и его братьях, которые ушли править «на восток».

Согласно генеалогиям Рюрик был сыном варяжского князя, который правил в Мекленбурге и был убит при нападении датчан в 808 году. Родовым престолом варяжских правителей был город Рерик, расположенный на балтийском побережье. Словно напоминание о былом населении этих земель сохранившееся здесь по сей день название одной деревни: «Руссов». Это кажется удивительным — русские земли в северной Германии? Но ведь в истории известно немало случаев переселений племён и народов. Когда-то часть ныне «исконно» русских областей населяли финно-угорские племена, и никому это не кажется странным.

Датчане разрушили город Рерик, но на его месте сохранилось поселение, получившее название Старград. Не случайно, что спасшийся из него младенец Рюрик, когда стал полноправным князем, построил новый город — Новгород, кото¬рый стал столицей северно-русских земель,

В средневековых хрониках часто упоминается дед Рюрика — вендский король Витслав. В 782 году он разрушил Магдебург, участвовал в походах Карла Великого и был убит саксами. В одной из родословных таблиц есть пометка, что «брак с русской принцессой ещё более возвысил знатность его рода». Все эти факты, конечно, красноречиво свидетельствовали о связях Мекленбурга и России в глубокой древности. Историк Матиус фон Бэр писал, что у «короля вендов и руссов Витслава был сын Годелайв, у которого были сыновья Рюрик, Сивар и Трувор. Позднее Рюрик основал Новгород и стал великим князем руссов».

И всё-таки фигура Рюрика, первого новгородского князя, с правления которого летописец начинает изложение русской истории, всегда была окружена ореолом загадок. Первые сложности связаны с датой его призвания на княжение. Многие историки выражали сомнения относительно 862 года, указанного в летописи. Не раз отмечалось, что ранняя летописная хронология весьма условна. В немецких генеалогиях другая дата — 840 год.

Если признавать Рюрика выходцем из южно-балтийского Поморья, то получается, что он родился не позднее 808 года (дата смерти отца), а по всей вероятности, около 800 года, так как после него должны были родиться ещё два брата. И несомненно, что он мог появиться в Ладоге лишь в зрелом и дееспособном возрасте, а не в глубокой старости.

Рюрик, по всей видимости, не имел отношения к Киевской династии. Указание летописи на то, что перед смертью он передал княжение своему сыну Игорю, не только не смягчает, но усиливает подозрения в реальной принадлежности его к киевскому великокняжескому дому. Поэтому некоторые авторы вполне обоснованно возводили правителей Киевской Руси к Игорю «Старому», а не к Рюрику. Сомнения подогревались ещё и тем, что как минимум одно звено в родословной между Рюриком и Игорем потеряно, так как слишком велик временной интервал между их смертями. В летописной легенде это компенсирует присутствие мифического «родича» Олега, но при внимательном рассмотрении этот персонаж оказывается призрачным. И странно, почему после смерти Рюрика Олег с младенцем Игорем оставляет Новгород и прибывает в Киев, после чего Новгород временно исчезает из списка русских городов, не упоминается в договорах, заключаемых Русью с греками при Олеге и Игоре.

Имена Олега и Игоря становятся традиционными у русских князей уже в конце X века (по сей день они встречаются почти в каждой семье), в то время как имя Рюрик мы находим в русских генеалогиях лишь во второй половине XI века. «Первый» Рюрик южнорусской династии был сыном Ростислава Владимировича, родоначальника Перемышльских князей, и умер в 1092 году. После него, кстати, имя также не пользовалось большой популярностью, его носил лишь ещё один из внуков Мстислава Великого.

Приводимые факты достаточно известны науке. Зачастую их используют, чтобы доказать мифичность князя Рюрика. Легенды всегда порождают сомнения. Но исторические источники свидетельствуют об ином. Безусловно, Рюрик реально существовал, что отражено в документах. Но время зачастую стирает историческую память, уничтожает письменные источники и служит хорошим поводом для появления легенд.

Одна из них связана с «Рюриковой могилой», так называют курган близ Ладоги. И будто бы там недавно обнаружили две каменные плиты, украшенные монограммой, похожей на «трезубец» Рюриковичей, известный по древнерусским печатям. Народная молва гласит, что Рюрик был похоронен в кургане в золотом гробу. Но проводимые в разное время археологические раскопки не дали никаких результатов. Легенда так и осталась легендой, в отличие от реальных немецких родословных, сохранивших свидетельство о первом русском князе.

Отрадно, что в популярном проекте «Имя Россия» снова вспомнили о князе Рюрике. Возможно, он представляется сейчас менее прославленным правителем, чем, например, св. Александр Невский. Но для нас важны все имена в нашей истории, которая представляет собой славный путь из прошлого в будущее одного из величайших государств в мире.

Всеволод Игоревич МЕРКУЛОВ, кандидат исторических наук

Журнал "Русский Дом", № 2/2009г.

Русская земля Средний:

Рейтинг: 4 (1 голос)

 

www.history-ryazan.ru