Новое в блогах. С чего началась русь
С чего начиналась Русь и кто такой Рюрик?
Из разговора с доктором исторических наук Игорем Данилевским о том, как возникала древнерусская государственность и насколько велика была роль скандинавов.
— Игорь Николаевич, что такое пресловутая «норманнская теория» и насколько она основательна?
— Эта теория сводится к одному простому тезису: устанавливается этническая принадлежность легендарного Рюрика — скандинав он или нет. Вопрос этот возник в XVIII веке, когда на следующий день после тезоименитства императрицы Елизаветы Петровны должна была состояться лекция о происхождении русского народа и Российского государства историка Герхарда Миллера. В ней автор, опираясь на рассказ из «Повести временных лет» о призвании Рюрика, делает вывод, что создателями российской государственности были скандинавы. Рецензентом этой лекции был Михаил Ломоносов, который в ответ написал очень жесткую отповедь. Причем фактически свое несогласие с Миллером Ломоносов выразил в форме если и не доноса, то реляции на имя государыни.
— То есть не совсем корректно Ломоносов себя тогда повел?
— Да, не совсем корректно. Причем резкая реакция Ломоносова объясняется не соображениями научного характера, а его личной неприязнью к Миллеру. Затем было длительное обсуждение в Академии наук, после чего текст лекции Миллера был попросту уничтожен, а историю России было поручено написать Ломоносову, где он и развернул свою антинорманнскую теорию. После этого вопрос, кто был Рюрик и с него ли началась русская государственность, встал ребром. И хотя самой норманнской теории как таковой не было, но именно благодаря Ломоносову спорам вокруг нее был придан политический характер. И потом они разгорались или затухали в зависимости от политической ситуации в России. Впоследствии Ключевский с горечью писал, что эта дискуссия говорит о патологии общественного сознания, потому как химический состав крови первых русских князей не имеет никакого отношения к зарождению государственности. И он, конечно, был абсолютно прав. В советские времена до начала сороковых годов XX века совершенно спокойно признавалось, что скандинавы внесли определенный вклад в развитие российской государственности на первых ее этапах. Потом точка зрения резко поменялась, и в учебниках стали писать, что варяги были славянами, а скандинавы тут совсем не причем. Понятно, что это было тоже связано с определенной политической ситуацией.
— Тем более были попытки использовать эту теории в гитлеровской пропаганде...
— Да, немцы во время войны пытались с помощью норманнской теории обосновать тезис о неполноценности славян и их неспособности самостоятельно создать собственную государственность. Тут мы видим очередной пример передергивания, тем более в истории это нормальное явление, когда во главе первых государственных объединений становятся иноплеменники. Это общая тенденция по всей Европе и Азии.
— То есть это не может свидетельствовать об уровне развития того или иного общества?
— Конечно, нет. Этническое происхождение правителей никакого отношения к государственности не имеет. Легенда о призвании Рюрика — это именно легенда, и мы не знаем, насколько она имеет отношение к реальности. Мы знаем такие же легенды в Корее, в Мордве, а еще есть замечательная параллель у Видукинда Корвейского, когда он за сто лет до «Повести временных лет» в «Деяниях саксов» упоминает об одном эпизоде, когда несчастные бритты обращаются к саксам со словами, что «земля у нас богата и плодородна, но нас все время обижают».
— «Порядка в ней лишь нет...»
— Да, почти в тех же выражениях бритты просят саксов взять их под защиту. Такое впечатление, что литературная основа текстов одна и та же. И надо помнить, что «Повесть временных лет», где впервые описывается призвание Рюрика, написана была через двести лет после предполагаемых событий.
— А что же было с норманнской теорией после войны?
— Где-то в восьмидесятых годах XX века, когда политическая ситуация несколько успокоилась, были проведены новые исследования. Тогда же учеными СССР, Польши и ГДР был выпущен сборник «Славяне и норманны», где было признано, что да, скандинавы действительно были, это подтверждается археологическими и письменными источниками, но решающей роли они не сыграли. Они, скандинавы, были одним из факторов зарождения государственности на Руси, но не надо ни преувеличивать их роль, ни преуменьшать.
— А кем же был по происхождению Рюрик и существовал ли он вообще?
— Я бы этим вопросом вообще не занимался, потому как он абсолютно бесперспективен. Это — легенда. Какие там только корни не искали: и славянские, и шведские, и датские, и балтские, и даже еврейские. Повторяю: это — легенда, причем записанная довольно поздно. В «Повести временных лет» была фиктивная летописная хронология. Сначала это был монотематический рассказ, то есть сюжетный рассказ без дат, а даты были вставлены задним числом на рубеже шестидесятых-семидесятых годов XI века. Но даже сейчас серьезные ученые пытаются говорить о том, что Рюрик — историческое лицо и отождествляют его с Рериком Фрисландским (или Ютландским), который жил приблизительно в то же время.
— А Рерик Фрисландский действительно существовал?
— Да, это была историческая личность. Это был датский конунг, который действительно заключал договоры с германскими и франкскими королями. Идея, что Рюрик и Рерик — одно и то же лицо, появилась еще в XIX веке. Была статья профессора Крузе, на которую тут же был дан достаточно жесткий ответ российского историка Погодина. Сейчас мы с уверенностью можем говорить, что Погодин был абсолютно прав. Теперь мы знаем историю летописания; мы знаем, когда в летописи вставлялись даты. Член-корреспондент Академии наук СССР Владимир Пашуто убедительно показал, что в указанный период времени у восточных славян с датчанами никаких связей не было. Поэтому искать связь Рюрика с Рериком — совершенно бесперспективное занятие.
— А само имя Рюрик откуда появилось?
— Это очень любопытный момент, но тоже объяснимый. У нас часто забывают, что первые русские князья домонгольского периода по происхождению были кем угодно, но только не славянами.
— А кем они были?
— Кем только ни были! У нас принято отслеживать родословную наших князей только по отцовской линии: от Рюрика к Игорю, от Игоря к Святославу, от Святослава к Владимиру и так далее. При этом забывают, что у них у всех были мамы. А кто они были? Возьмем Андрея Боголюбского, которого Ключевский называл «первым великороссом, выходящим на историческую сцену». Он был наполовину половцем, его мать была дочерью половецкого хана Аепы, его бабушкой и матерью отца, Юрия Долгорукого, была Гита, дочь последнего англосаксонского короля Гарольда...
— Того самого, который погиб в битве при Гастингсе в 1066 году?
— Да, именно. То есть Андрей Боголюбский на четверть был англосакс и наполовину половец.
— А еще был дедушка по отцу Владимир Мономах...
— Который потому и назывался Мономахом, что наполовину был греком, внуком византийского императора Константина IX Мономаха. Выходит, ко всему прочему наш Андрей Боголюбский на осьмушку еще и грек. А отец Мономаха Всеволод Ярославич, который был сыном Ярослава Мудрого, был еще сыном шведской принцессы Ингигерды, то есть Боголюбский на одну шестнадцатую был шведом. А сам Ярослав был сыном Рогнеды, чей отец пришел из-за моря, то есть был непонятно какой крови скандинавом. Получается, что восточнославянских корней у наших первых князей-то и нет. Все они женились на представительницах либо европейских правящих династий, либо на дочерях половецких ханов. Почти все южнорусские князья были наполовину половцы, ведь те были самыми ближайшими восточными соседями Руси. Внутри своего рода вступать в брак первые князья не могли, это запрещала христианская вера. То же самое наблюдалось и в правящих домах Европы, в то время это было нормальным явлением.
— Но у первых русских князей были скандинавские имена, вплоть до Святослава.
— Да, но это тоже нормально.
— Тогда можно ли сказать, что первая правящая династия в Древней Руси была скандинавской?
— Нет, нельзя. Во-первых, повторяю, скандинавские корни первых князей — это легенда. Кстати, никто из потомков этих князей вплоть до конца XV века Рюриковичами себя не называл. Они называли себя Калитичами.
— Это Вы говорите про московских князей?
— Да, про московских.
— А остальные Рюриковичи, там же их много было: смоленские, западнорусские...
— Я еще раз повторяю, речь идет про XVI век, когда составляется «Степенная книга», когда Рюрика делают потомком Августа-кесаря, и поэтому Иван Грозный с полным основанием мог про себя сказать: «Мы из немцев». Таким образом, вопрос относительно Рюрика и его родословной не имеет никакого непосредственного отношения к зарождению государственности. Правление иноземцев — это нормальное явление. Если мы посмотрим, едва ли не большинство государств, которые возникают в то время в Европе, называются по имени либо приглашенных, либо завоевателей.
— Например?
— Это Англия, это Ломбардия, Бургундия, это Болгария. Кроме того, легенда о призвании Рюрика имеет еще одну параллель, связанную с легендой о трех братьях, которые правят в Киеве.
— Кий, Щек и Хорив?
— Да, и сестра их Лыбедь. Откуда они берутся, вообще не понятно. Бытует такое мнение, что они были полянами, что существовала династия Киевичей, к которой принадлежали также Аскольд и Дир.
— Аскольд и Дир — это ведь тоже скандинавские имена?
— Конечно. Хотя не все с этим согласны. Академик Борис Рыбаков даже пытался этимологизировать эти имена, сведя их в одно — «оскалдырь» или «скалдырь», то есть скряга. Но я думаю, что это тоже легенда, причем легенда, которая относится к недатированной части «Повести временных лет», там даже дат нет. И потом, очень плохо с этимологией всех этих имен. Единственный из этой легендарной троицы, кому удалось найти славянскую этимологию, это Кий.
— И что же это имя означает?
—"Палка". Еще оно могло употребляться в значении «молот». Существует производное от него современное слово «киянка». Весьма убедительны также иранская, венгерская (угорская) и хазарская версии происхождения этих имен. Скажем, Щек можно возвести к венгерскому chekan («топор», «секира»). Что касается Хорива, то это иранское слово, точно так же называлось плоскогорье, на котором находится знаменитая гора Синай. Лыбедь, несмотря на звучание, скорее всего тоже неславянское имя. В «Повести временных лет» есть такой эпизод, когда у полян спрашивают, кому они платят дань. На что те отвечают, что «раньше нами управляли Кий, Щек и Хорив, а теперь мы платим по роду их (их родичам. — И. Д.) — хазарам». Но я еще раз хочу отметить, что это тоже легенда, которой особо доверять не следует.
— Надо полагать, с Гостомыслом, дедом Рюрика, и его дочерью Умилой та же история.
— С Гостомыслом совсем все печально. Если легенда о Кие, Щеке и Хориве, которые якобы были полянскими князьями, восходит к польскому историку Яну Длугошу, который тем самым обосновывал претензии Польши на южнорусские земли, то история с Гостомыслом — полная фикция. Впервые это имя вместе с его дочерью Умилой появилось в трудах Василия Татищева, который опирался на весьма спорный источник — Иоакимовскую летопись. В течение более чем двух с половиной веков среди историков велись ожесточенные споры, можно ли ее использовать как документ. Точку поставил совсем недавно очень талантливый украинский историк из Киева Алексей Толочко. Он внимательно изучил архивы Татищева и доказал, что Иоакимовская летопись является фальсификацией.
— А имена соратников Рюрика Синеуса и Трувора — это действительно неправильный перевод древнескандинавского текста?
— Это давняя байка. Тот же академик Рыбаков писал, что имена Синеус и Трувор на самом деле искаженные древнешведские выражения sinehus («свой дом») и thruvaring («верная дружина»). Но это так называемая ложная этимология, не имеющая никаких оснований. Повторюсь, все это не имеет никакого значения, потому что это легенда о призвании трех братьев. Такие легенды есть у многих народов. Эти предания не имеют никакого отношения к возникновению государственности.
— А что имеет к нему отношение? Какие процессы наблюдались в ареале обитания восточных славян во второй половине IX века, когда датируется призвание Рюрика?
— Самый древний из отечественных источников — это «Повесть временных лет», но доверять ей сложно. Об этом еще в 1940 году писал известный историк Михаил Приселков.
— Так других источников нет?
— Есть зарубежные источники. Есть византийский император Константин Багрянородный, который упоминает «народ русь», которые покупают корабли для своих походов у славян. Есть сведения в арабских источниках, в частности рассказ Ибн Фадлана о похоронах знатного руса на Волге. Существуют Бертинские анналы, где упоминаются русы, которые просили вернуться на родину. Когда их спросили, кто они, те ответили, что «свеоны» и правит ими «хакан».
— То есть русы — это все-таки скандинавы?
— Судя по всему, да. Есть очень много археологических находок, подтверждающих присутствие скандинавов на всем протяжении пути «из варяг в греки» от Ладоги до Киева. И то, что арабоязычные авторы пишут про русов, очень совпадает с тем, что мы по археологическим данным знаем о скандинавах. Получается, само название «русы» как-то связано со скандинавами, хотя у них не было этноса с подобным или близким названием.
— Есть же версия о происхождении слова «Русь» от древнескандинавского roths, что означает «гребцы».
— Да, на сегодняшний день это самая обоснованная версия. Согласно ей, «русы» («росы») — это не самоназвание какого-то народа; более того, это вообще не этнический термин, а социальный. Это обозначение рода деятельности гребцов, которые занимались торговлей. Об этом же говорится в новой книге вышеупомянутого украинского историка Алексея Толочко, которая скоро выйдет в Киеве. Русы — это корпорация торговцев, которые вели дальнюю торговлю. Торговали они пушниной и рабами, но основной интерес проявляли к серебру. Этнический состав этих торговцев никакого значения не имеет. Торговлю эти сообщества вели в основном по двум направлениям: по Волхову и Днепру с Византией, и по Волге и Каспию с Персией.
— То есть сначала слово «русь» означало род занятий?
— Да. Деятельность этих корпораций совпала с процессом формирования протогосударственных объединений у восточных славян. Их основу составляли городские вечевые собрания, которые при необходимости призывали к себе для защиты вооруженные отряды (дружины) и военного предводителя (князя). Между этими структурами стало осуществляться взаимодействие, в которое вовлекались и другие племена.
— Как эти племена назывались?
— С теми названиями, которые мы знаем: поляне, древляне, вятичи, кривичи и другие, существует одна серьезная проблема — сведения о них заканчиваются в X веке. Самое позднее упоминание, известное нам — о северянах, относится к 1024 году. «Повесть временных лет» была написана в начале XII века, то есть много позже. Попытки современных археологов привязать свои находки к тем или иным племенным объединениям успеха не имели. Потому как здесь мы тоже имеем дело с летописной легендой.
— Выходит, Нестор просто выдумал названия восточнославянских племен?
— Судя по всему, да. Тот же самый Погодин, о котором мы говорили, еще в XIX веке обнаружил, что точно такие же названия племен есть у западных и восточных славян. И Погодин очень забавно отмечал, что «такое впечатление, будто сдавали с одной колоды, но нам достались карты всех мастей».
— Например?
— Хорваты, например. Есть балканские хорваты, которых мы хорошо знаем, а были еще и белые хорваты на стыке нынешних Польши и Украины, те же словене — балканские и новгородские. Северяне и смоляне были, например, у болгар. Конечно, это может быть отголосками праславянских преданий, но я полагаю, что и тут мы имеем дело с летописной легендой.
— Можно ли считать Древнюю Русь транзитным образованием на пути «из варяг в греки»? То есть можно ли сказать, что этот торговый путь во многом и сформировал здесь государственность?
— В какой-то степени это так. Опять же, если верить нашим летописям, то история нашего государства начинается с того, что Олег объединил новгородские и киевские земли. Но как их объединить, если между ними более 1200 километров? Учитывая существующие тогда средства связи, представить такое трудно. Поэтому Новгород жил сам по себе. Но то, что контроль над важнейшей торговой коммуникацией того времени — путем «из варяг в греки», был одной из главных функции нарождающегося Древнерусского государства, это безусловно. Да, определенную роль в том, что государство сложилось именно так, а не иначе, этот путь, конечно, сыграл. Это был один из факторов, но ни в коем случае не единственный. А вообще, о полноценном государстве на этой территории мы можем говорить только со времени Владимира Святославовича.
— А при Святославе государства еще не было?
— Еще не было. При Святославе мы видим протогосударственное объединение, причем не очень ясное. Хотя, если верить летописям, он пытался создать некую систему управления. Когда он отправляется в свой последний поход на Балканы, важнейшие города Святослав оставляет на попечение сыновей: Ярополка в Киеве, Владимира в Новгороде и Олега в Древлянской земле. Но как только Святослав погибает, между братьями начинается борьба, в которой побеждает Владимир.
— Если возвращаться к скандинавам, можно ли сказать, что они и есть варяги первых летописей?
— Скорее всего, да.
— Можно ли про них сказать, что по отношению к местным славянским племенам они были завоевателями?
— Нет, нельзя. Там было очень плотное взаимодействие, причем на равноправной основе.
— А если сравнивать уровень политического и общественно-экономического развития, скандинавы отличались от восточных славян?
— Нет, и те и другие были приблизительно на одном уровне развития.
— Способствовало ли присутствие скандинавов на территории проживания восточных славян ускорению процессов формирования древнерусской государственности?
— Не думаю. Наличие скандинавов было одним из многих факторов формирования государственности, но не определяющим. Кроме того, у самих скандинавов еще не было никакого государства. Оно формировалось у них в то же самое время.
— У западных и южных славян на раннем этапе истории было много государств, у восточных — только одно. Варяжский фактор тому был причиной? Может быть, наличие серьезной вооруженной группы на этой территории сыграло объединяющую роль? Выходит, если бы не скандинавы, у восточных славян с самого начала могло сложиться как минимум два разных государства, а то и несколько?
— Нет, я думаю, тут гораздо большую роль сыграло наличие на этой территории важных торговых путей, которые связывали запад и восток, север и юг. И вот на перекрестке этих путей и сложилось это государственное объединение, потому как одной из функций ранних государств был как раз контроль над торговыми путями.
— Выходит, если бы не было пути «из варяг в греки»...
— То могло бы и не сложиться такого обширного государства.
— А элита формирующегося государства была многоязычна и полиэтнична?
— Да, именно так. Вы очень точно сказали. Многоязычна и полиэтнична.
— То есть знать состояла как из скандинавов-варягов, так и из славян?
— Да.
— А между ними были трения и конфликты, как чуть позже в Британии между норманнами и англосаксами?
— Нет, такого не было. Источники об этом не упоминают. Самое интересное, на мой взгляд, и о чем мало говорят, это то, что полиэтничный состав элиты и населения оказывал очень серьезное воздействие на культуру. Все первые князья были полиглотами. Владимир Мономах упоминает, что его отец Всеволод Ярославович знал пять языков.
— А как вы охарактеризуете сложившееся Древнерусское государство?
— Это было довольно эфемерное и аморфное образование. Но управлялось оно из Киева через наместников, и все они были сыновьями киевского князя. Дорог не было, все перемещения осуществлялись по рекам, зимой на санях, летом на ладьях. От Киева до Новгорода путь занимал не меньше двух месяцев. Управлять таким государством было невозможно. Поэтому когда сначала исчезла печенежская опасность, а затем постепенно прекратился путь «из варяг в греки», это образование начало расползаться.
— Кстати, как правильно и корректно называть это государство?
— И Киевская Русь, и Древнерусское государство — это одинаково корректные и одинаково условные названия для этого аморфного объединения. Появились эти наименования довольно поздно. Разницы никакой нет.
— Просто сейчас этот вопрос неожиданно приобрел политический характер. Я слышал, что в российских учебниках истории в этом году название «Киевская Русь» было заменено на «Древнерусское государство».
— Ну, это глупость. То, что центром государства был Киев, это безусловно. Киев был не только политическим, но и идейным центром. Там была резиденция киевского митрополита.
— Как сейчас преподают историю формирования древнерусской государственности в России, в Белоруссии и на Украине? Есть различия?
— Нет, преподают практически одинаково. Есть, конечно, некая тенденция к «приватизации» ранней истории, но она, как правило, прослеживается только у части авторов учебников истории, как у нас, так и на Украине и в Белоруссии. Я общаюсь, например, с вполне адекватными украинскими историками. Недавно, в 2008 году, у нас был очень интересный совместный опыт с украинскими коллегами. Российские ученые выпустили в Киеве «Историю России» на украинском языке, а украинские историки из Национальной академии наук издали в Москве на русском языке «Очерки истории Украины». Особых различий в оценках не наблюдается.
maxpark.com
Арии, Русичи - мы! Нам ведомо: без знания прошлого -невозможно правильно понять настоящее и прогнозировать будущее. Мы знаем : народ, лишённый наследия Предков, Можно увести куда угодно. Девяносто процентов сведений, касающихся летописного прошлого русского народа, его происхождения, особенно до времён христианизации, от нас с Вами скрыто до сих пор. В самом деле, а кто мы были и есть Русские? Ведь время, прошедшее до христианизации, в тысячи раз больше, чем прошло со времен насильственного крещения Руси. В Ригведе - Священной и древней книге Руссов говорится: «Священному русскому Роду - 18 миллионов лет». То обстоятельство, что русскому Роду, как минимум, много сотен тысяч лет, подтверждают последние археологические раскопки, исследования учёных, находимая литература, памятники культуры, генетические исследования и другие свидетельства. Однако от нас с Вами, уважаемые читатели, это тщательно скрывается или нам преподносятся обрывки каких-то отдельных, разрозненных знаний. Нигде нет достоверных и полноценных сведений. Ну, например, попробуйте взять в библиотеке или купить книгу К. К. Быструшкина «Феномен Аркаима» - нет её и всё! И по многим другим книгам точно такая же картина. Даже из доступных литературных источников известно, что христианизация Руси проводилась, мягко говоря, отнюдь не добросовестно, а в результате жестокого насилия со стороны князя Владимира и его наёмной дружины. Ведическая Православная Вера наших Пращуров искоренялась огнём и мечом. Незнание наследия Рода, его прошлого, его корней или их умышленное искажение плохо для любого народа и конечно - для нас с Вами, русских. Не будет корней - не будет древа. Нет наследия Предков - нет Рода, нации. Есть общность, есть название, как в Америке - американец, а сути нет. Современные учёные, историки-исследователи и сейчас стыдливо умалчивают о многих фактах, известных им, стыдливо избегают слова «русский» в своих трудах. А в ряде случаев к новым научным открытиям в этой области относятся даже враждебно. В своей книге «Энциклопедия загадок и тайн», в книге 1-й, на стр. 20-21 Виктор Кандыба пишет: «Столкнувшись с крайне враждебным научным окружением, я стал искать способ революционно опрокинуть все существующие лжеисторические науки через сообщение русскому Роду каких-то коротких фактов, которые сразу же всех заставили бы задуматься, а потом и согласиться с тем, что русской империей уже давно правят враги русского Рода и что всё, что мы о себе знаем - всё это ложь! Более того-это хорошо продуманная, хорошо состыкованная враждебная нам идеология! Итак - нужны факты! Поэтому я коротко даю несколько фактов, которые в корне переворачивают все хитросплетения наших врагов: 1. На реке Русь (Лене), чуть выше Якутска в 1982 году структурные подразделения Академии наук СССР открыли Древнерусскую Культуру, возраст которой определен учеными в 3 миллиона лет! На международной конференции, посвященной этому открытию, всему миру было объявлено, что найдена Прародина Человечества. Найдено наконец-то место, откуда произошли все современные люди северного полушария Земли. 2. В районе Байкала и Алтая структурными подразделениями Академии наук СССР в период с 1950 по 1990-е годы открыты многочисленные памятники, в том числе письменные, о Русской Империи - как Властелине Мира, возраст которых определен 50-200 тысяч лет до новой эры и более. 3. В Челябинской области на Южном Урале, в районе Аркаима в 1980-е годы учеными-археологами Челябинского университета Министерства образования СССР открыты памятники древнерусской культуры, возраст которых определен в 10-12 тысяч лет до новой эры. Здесь же открыты ряд других древнерусских городов и астрообсерваторий, возраст которых определен в 4-5 тысяч лет. 4. Учеными Академии наук Украины в 1970-1980-е годы в Поднепровье, в Причерноморье, в Приазовье и Придунавье произведены сенсационные раскопки Пирамид-Курганов. Найдены тысячи предметов быта, оружия, надписи, одежды и т. д., доказывающие, что эта часть Русской Империи, начиная с 9-ти тысяч лет до новой эры, называлась Араттой и была самой развитой страной в Венее (Европе). Доказано, что именно эти земли были родиной так называемых Ариев. Чтобы остановиться в перечислении фактов, я скажу, что Академия наук СССР установила к концу 1980-х годов, что Днепр за тысячелетия до новой эры назывался Инд. Волга называлась Ра. Черное море-Русским морем. Карпаты-Русскими горами. Уральские горы назывались Меру, а затем Рифами, Казахстан - Казачьим станом. Сибирь и Средняя Азия -Урстаном. Надо напомнить ещё тот факт, что в северном полушарии Земли и во всей Америке нет ни одного народа, чьи древнейшие мифы и легенды не сообщали бы о том, что они произошли от Славян и Ариев и что именно Россия является их Священной Прародиной». Как видите-действительно очень интересно. Давайте зададимся вопросом. А кому вьгодно и нужно искажение нашего летописного наследия? Ведь как будто нет Великого Русского Рода, его прошлого. Мало того, сейчас он всюду гоним, унижен и всюду притесняется, в нём сеется рознь. Вы все знаете примеры: Латвия, Казахстан, Чечня… Нам постоянно в очень агрессивной форме навязываются: чуждая культура, идеология разобщения, чужие обычаи, чужие нравы, чужой язык. Примеров этому тьма. Достаточно внимательно послушать радио и посмотреть телевизор. Западные страны во главе с США очень хотели всегда, а особенно сейчас, видеть нашу Державу Русь слабой и разрозненной, на коленях. Напрямую - в лоб Русь они никогда взять не могли, потому что Русы,наши Предки, всегда были хорошими воинами и отражали эти притязания и натиски. Вот что писал наш современник в своей книге «Одоление смуты» на стр. 64-65 митрополит Иоанн Санкт-Петербургский и Ладожский: «Русскому народу пришлось постоянно воевать: уже с 1055-го по 1462 год историки насчитывают 245 известий о нашествиях на Русь и внешних столкновениях. С 1240-го по 1462-й год почти ни единого года не обходилось без войны. Из 537 лет, прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания Первой мировой войны, Россия провела в боях 334 года. За это время ей пришлось 134 года воевать против различный антирусских союзов и коалиций, причем одну войну она вела с девятью врагами сразу, две - с пятью, двадцать пять раз пришлось воевать против трех и тридцать семь- против двух противников. Мужество и стойкость, военные и государственные таланты, проявленные нашими предками в ходе этой многовековой битвы, не знают себе равных. За 400 лет территория России расширилась в 400 раз! Молдавские господари и грузинские цари, украинские гетманы и владыки кочевых народов Средней Азии смиренно просили - иные по сто лет кряду о принятии в Российское подданство «под высокую руку» русского царя. Были и завоевательные походы. Тогда, когда терпеть коварство и жестокость соседей уже не хватало сил. Только с пятнадцатого по восемнадцатое столетия восточные соседи Руси -татары и турки - захватили в плен и обратили в рабство около пяти миллионов русских. А сколько еще погибло во время хищнических набегов. В одной лишь Казани, взятой русскими войсками после упорного штурма в 1552 году, насчитывалось сто тысяч русских пленников. Ещё в начале семнадцатого века на большинстве французских и венецианских галер гребцами были русские рабы, обречённые на пожизненный каторжный труд. И все же, несмотря на беспрерывные набеги и страшное военное напряжение, в котором из века в век находился русский народ, Русь росла и крепла». Вот так. Но сейчас с Россией борются по-другому. «Великая перестройка» и приватизация (при-хватизация), как мы знаем и видим, завершилась обнищанием народа. Происходит постоянная и по вседневная алкоголизация Родов Руси. Невиданных масштабов достигло курение и, что особенно страшно, среди молодежи, а через это - вырождение и геноцид Русичей. Наркомания и проституция стали доходным ремеслом. Среди Русичей разжигается национальная и религиозная рознь, идёт противопоставление религий. В ходу религиозный экстремизм и как результат этих далеко не полных «достижений» в России - отрицательная демографическая ситуация. Главная же цель всего этого -ослабить Русь, испачкать, измарать всё русское: Культуру, Традиции, Обычаи - весь Русский Род и опять-таки, понятно почему. Потому, что русских в России 82%, потому, что русские-это государствообразующая нация. По всем критериям, в том числе по критериям ООН и ЮНЕСКО, Россия сегодня - мононациональное государство. В этих международных организациях мононациональным государством считается то, в котором более двух третей (66%) населения принадлежит к одной нации. Как, например, немцы в Германии, англичане в Англии, шведы в Швеции, хотя там есть представители и других национальностей. Я вовсе не хочу сказать: «Россия - только для русских!» Я хочу сказать, что русские в России-это государствообразующая нация. Честное слово - больно слышать, видеть, читать: «Русские - вон оттуда, вон отсюда, вон туда!» и т. д. Кто, откуда и куда вон - это еще нужно посмотреть! И коротко в заключение. Нас Русичей разобщили, сделали недружными, пассивными. Мы не помним родства. Поэтому нам надо повышать уровень нашего Родового Осознания, что возможно через изучение нашего Духовного Наследия, Культуры, Обычаев нашей древней Православной Ведической Веры. Замечу, что это не возврат к прошлому. Это повышение своего Родового Знания через осознание Истоков. Нам многое нужно возрождать. Давайте всем миром будем возрождать наши Традиции, Обычаи, истинно русскую Культуру, музыку. Создавать, писать музыку и песни в традициях Русского Рода. И конечно, не те, что мы видим и слышим сейчас на эстраде в исполнении не вполне русских артистов-полная профанация и примитивизм. Песни с набором из 2-3 слов на одной двух нотах, нередко - на чужом языке. И это на Руси! У нас что, свой язык настолько плох? Давайте не будем профанировать и засорять наш Великий и Могучий Русский Язык! То, что это так -подтверждают серьезные открытия многих ученых-исследователей, лингвистов, историков. Профессор В. М. Кандыба в своей книге «История русского народа» на стр. 94 справедливо отмечает: «Современный русский язык является самым научным,самым компьютерным,самым ментальнобогатым и содержательным языком мира. На несколько порядков опережает такие лучшие современные языки, как китайский, японский, английский, французский, немецкий и испанский». Давайте всегда будем помнить и знать, что мы Великий Род Русичей с богатейшим прошлым и достойным будущим. Хотя пока многое на так, как должно быть. Ну, а как же быть? Чтобы было лучше и нашим детям, внукам? Сейчас на эту тему существует много точек зрения. Конечно, в первую очередь необходимо изучать Славяно-Арийские Веды. Из произведений современных авторов советую прочесть книги А. В. Трехлебова «Кощуны Финиста», В. Демина «От Ариев к Русичам», В. М. Кандыбы «История русского народа» и «Запрещённая история» С. Т. Алексеева «Сокровища Валькирии». Изучение таких книг поднимает Сознание на более высокий уровень, позволяет на мир и происходящее взглянуть совсем по-иному, поняв, что мы Русичи - потомки Великих Славяно-Арийских Богов и нам не к лицу срамить своих Великих Пращуров! ОГОРОДНИКОВ Борис Андреевич Источник: http://forum.nmp4.ru/index.php?showtopic=172172 Источник http://via-midgard.info/ МОИ ПРОЕКТЫ: РУСЬ БЫЛИННАЯ РАТНАЯ ДОБЛЕСТЬ РУССОВ АРХИВ ГРАФОМАНА |
wikii.ru
С чего начинается Русь?..
С 21 по 27 июля по благословению Преосвященного епископа Котласского и Вельского Василия группа студентов Николо-Угрешской православной духовной семинарии во главе с ректором совершила миссионерскую поездку в Красноборское благочиние Котласской епархии (Архангельская область). Как и в прежние годы, цель поездки состояла в оказании помощи благочинию в осуществлении духовно-просветительской работы среди жителей правого берега Северной Двины. В нынешнем году по случаю празднования года 700-летия рождения преподобного Сергия Радонежского гости из Москвы доставили в пределы Котласской епархии икону святого с частицей его святых мощей.
* * *
Очередная встреча с Русским Севером начиналась не совсем приятно. Лишь позже понял, что всё было не случайно. По пути к пункту назначения местный водитель свернул с трассы, чтобы показать нам старую церковь в одной из деревень. Увиденное не могло не смутить сердце: некогда величественный каменный храм скорбно впивался в небо полуразрушенными сводами, на которых кое-где сохранились остатки прежних росписей. К сожалению, картина не такая уж и редкая на Русском Севере. Правда, есть места, где с храмами поступили более «благородно» - их просто «немного» перестроили под клуб, пекарню или другое заведение. Здесь достаточно подобных напоминаний о безумном прошлом. Однако более всего поражают не разрушенные стены. Камень можно вернуть на прежнее место. Но что делать с разрушенным храмом души, с безразличием, недоверием к Церкви, о которых свидетельствуют эти памятники прежней эпохи?.. Вот с чего начинается Русь, которой хотя бы следы так жаждешь увидеть, приезжая на Север. Она начинается с горького напоминания о безумном прошлом, начинается печалью о настоящем, тревогой за будущее.
Однако есть в этом что-то важное, неслучайное. Реалии отрезвляют, помогают избавиться от бесполезных мечтаний и наивных оценок. Мы действительно потеряли прежнюю Русь. Но она не ушла безвозвратно. Даже эти полуразрушенные стены - и в них хоть что-то, но всё же сохранилось, если сердце не может с безразличием смотреть на них. И главное здесь - не встать на сторону равнодушного наблюдателя, циничного временщика, не побояться взять на себя ответственность за то, что и в твое время храмы по-прежнему стоят разрушенные, и в твое время так же, как 30-40 лет тому назад, души человеческие безразличны к тому, что веками хранили и созидали их предки. Стоя у развалин храма, ты всё же не веришь в то, что Русь умерла, - она жива, но начинается она не с красивых слов о героическом прошлом, не с ностальгии, не с национальной или какой-либо другой гордости, а с ответственности за настоящее. Русь начинается с покаяния! И у нас нет иного пути. Это тот шаг, не сделав который нельзя пойти дальше. Есть вещи, которые не изменишь, и есть ошибки, которые не исправишь. И все мы, каждый на своем месте, в свою меру, но причастны к обстоятельствам, так обезобразившим наш общий дом. У всех нас есть достаточно аргументов и поводов, чтобы обвинять кого-то в случившемся некогда и в том, что происходит сейчас, но эта сила обвинений и суда разрушительна, она не может созидать. Мы достаточно разрушили, нашли достаточно аргументов против мира друг с другом - пора остановиться. Здесь, на Русском Севере, начинаешь понимать это как нигде ясно: только покаяние может вернуть Русь, которой мы пренебрегли...
Русь начинается с неба!.. Это запомнилось особенно хорошо: небо здесь гораздо ближе к земле, чем мы привыкли.
А еще Русь начинается с неба!.. И правда, небо на Севере необычное. Это запомнилось особенно хорошо: небо здесь гораздо ближе к земле, чем мы привыкли. Удивительным образом оно нависает над бескрайним простором, соединяясь в величественный сказочный пейзаж. Почему-то сразу вспоминаются слова святителя Иоанна Шанхайского в день Всех русских святых о духовном небе над Русью. Наверное, это и есть еще одна реальность Руси - она начинается с небесного, поэтому, по меткому слову поэта, ее так трудно понять умом. Причем это отнюдь не отвлеченная философия. Наверное, каждому ученому, общественному деятелю, мыслителю, который так или иначе обращается к идее Руси или хоть как-то апеллирует к понятию «русский» в самом широком контексте, стоит приехать на Север и пообщаться с теми, кто здесь живет. Пообщаться для того, чтобы понять: все умопредставления и идеи о Святой Руси, Русском мире и так далее не стоят ничего, если ты не вложил в них душу, если не готов каждое слово подкрепить конкретным делом, ответить за него перед теми, кого пытаешься наставлять. То есть Руси нет в теории, она не нуждается в красивых словах и ярких идеях. Русь молчалива. И, наверное, этого она больше всего ждет от современников - молчания, которое докажет всем скептикам, маловерам и просто безразличным, что Русь еще жива. Так умели молчать наши предки, не доказывая ничего безумному миру, но твердо следуя духу веры Христовой. Здесь, на Севере, как нигде понимаешь силу этого молчания, на протяжении столетий созидавшего духовную мощь, имя которой - Святая Русь.
Особенно это касается тех, кто, подобно нам, решился помочь вернуть Русскому Северу дух верности Евангельской Истине. Мы ведь тоже пускай и не в голос, но где-то в сердце примеряли высокое звание миссионеров. Однако на поверку оказалось, что мы приехали совсем не учить, а учиться. Ведь здесь есть те, кто несет людям Свет Евангелия, здесь есть самоотверженные труженики нивы Христовой, верные своему долгу пастыри. Труд, усилия местных священников и их приходов непрестанны и действительно огромны. Им не нужны просвещенные умы, они нуждаются в смиренных помощниках, в тех, кто встанет рядом и разделит их труды, печали, примет на себя хотя бы немножко тех упреков и непонимания, которые, к сожалению, не такая уж и редкость со стороны северной паствы. Ведь люди здесь за годы жестокой атеистической пропаганды больше, чем в центре и на юге, закоснели в отчужденном отношении к Церкви. Поэтому вернуть им церковность сознания очень тяжело. Всякая самодеятельность, горделивая погоня за успехом будут встречены здесь с оправданным холодом. И это еще одна истина о Руси, к которой мы так желаем вернуться, - она литургична! То есть Русь начинается не с идеи - пусть даже самого гениального мыслителя, не с успеха героя-одиночки, она начинается с общего дела, с готовности что-то разделить, чем-то поделиться, понести бремя тех, кто стоит рядом!
Конечно, сразу войти в доверие к северным людям невозможно. Здесь энтузиастов ожидают нелегкие испытания, недоверчивые взгляды, холодное отношение к новым людям. Скорее всего, эти чувства непонятности мотивов, различия в менталитете так и останутся не преодоленными. Однако со временем ты понимаешь, что это совсем не страшно, это не мешает переживать особое тепло и чувствовать искренность в общении с местными жителями, которым ты показал серьезность и искренность своих намерений. И это еще один замечательный урок: мы действительно разные, у нас разное воспитание, возможно, отличные взгляды на прошлое, представления о будущем, непохожий говор, но всё это не мешает переживать удивительно теплое чувство единства. Это тоже Русь - единая в многообразии, скрепленная не умопредставлениями и политическими теориями, не искусственной унификацией, а духом, сердцем!..
Замечательная черта церковной жизни на Русском Севере - живая память о местных святых!
Также есть на Русском Севере замечательная черта церковной жизни - живая память о местных святых! Стоя в храме на богослужении, вдруг замечаешь, что о многих святых, усердно перечисляемых священником, ты даже и не слышал. А потом, расспрашивая местных прихожан, узнаешь о каком-то подвижнике: «Говорят, был тихий и кроткий батюшка». «Наверное, сравнительно недавно преставился», - подумаешь. Однако не стоит удивляться, что на вопрос, когда же жил святой, услышишь спокойным тоном: «В веке XV или XVІ...» Святых здесь действительно любят, память о них хранят, собирают по крупинкам сведения об их жизни и чудесах. И ты видишь, как эта память на самом деле преображает людей, соединяет в устремлении к чему-то чистому, небесному. Да, Русь невозможна без святости! И здесь, на Севере, ты особенно понимаешь, что это не просто подвиг одного человека. Святость - это источник единения, язык, понятный во все времена и каждому. В некоторой степени это даже своеобразный инстинкт самосохранения Руси, ведь всегда в трудные исторические времена нашу землю от раздоров и упадка спасали великие угодники Божии. Спасал их пример, поддержанный усилием каждого. Русь не может жить без святости, без духовного неба, отраженного в душах современников, готовых каждый на своем месте и в меру своих сил отстаивать верность Заповедям Христовым...
Конечно, не всё прекрасно на Русском Севере, даже при беглом взгляде со стороны. Далеко не везде и не во всем встретишь понимание, не соберет духовная беседа или даже богослужение толпы народа. Многие же из тех, кто придут, так и уйдут со своими убеждениями, прибегая к Церкви лишь в определенных обстоятельствах. А любить и отдавать силы ты должен даже и тем, кто этого не принимает и не желает отвечать взаимностью. Но и в этом есть нечто важное. Обдумывая всё увиденное, ты понимаешь, что нет ничего нового под небом, всё это уже было, всё настоящее коренится в прошлом. И Русь сохранилась не потому, что русские люди в прежние времена жили исключительно в мире, любви и взаимопонимании, без вражды и ссор, а потому, что умели любить вопреки всем обстоятельствам и временным разделениям, умели прощать, невзирая на пролитую братскую кровь, умели верить в силу Евангельской Истины, возвращающей на верный путь даже самые темные души! Вот что спасало Русь, что хранило ее в веках! Вот с чего начинается Русь!..
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/print72986.htm
ruskline.ru